СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
195-AETHIO МАЛОГО ТВАТРА
		положено
		Артисты в гостях
у стахановцев
13 сентября Шентральный дом ра-
	ботников искусств организовал встре-
	чу мастеров искусств столицы <о знат-
ными людьми строительства Москов-
ского коксогазового завода. На строй-
ку выехали артисты Большого и \Ма-
лого театров, МХАТ ОССР им. Горь-
кого, Театра сатиры, Московской
эстрады и др.

Эта интересная встреча началась с.
осмотра грандиозной стройки. На-
чальник строительства Ф. Исаев по-
знакомил гостей со сложными агрега-
тами, рассказал о применении о новых
изобретений и усовершенствований, ©.
предстоящем в четвертом квартале
нынешнего года пуске первой очере-
ди завода,

Строительство произвело болышое
впечатление на мастеров искусств.
Выступивший в клубе перед стаха-
новцами строительства М. Жаров го-
ворил о гордости москвичей за свою
родную столицу, которая становится
все богаче и краше, о благодарности,
которую испытывают советские люди
к правительству, большевистской
партии и лично товарищу Сталину за
повседневную заботу о благосостоя-
нии трудящихся.

В ответном слове начальник участ-
ка Стальмонтаж М. Недужко выска-
зал пожелание увидеть в новых про-
изведениях советского искусства об-
разы строителей.

На вечере выступили также секре-
тарь партийной организации строи-
тельства М. Юдин, бригадир беточ-
щиков А. Кузнецова, директор клуба
Д. Корхин.

В заключение состоялся больной
концерт, в котором приняли участие
Н. Шлиллер, П. Норцов, С. Стучев-
ский, М. Жаров, С. Межинский, С. Фа-
деева, Л. Коренева, О. Лабзина,
П. Поль, Д. Кара-Дмитриев, В. Леп-
ко, Н. Ушкова, Т. Савва, композитор
М. Фрадкин и др. Группой художни-
ков были сделаны зарисовки  стаха-
новцев строительства.

Заметки с состоянии музынального творчества
		Средней Азии
	лось бы отметить «Песню о счастье»
Юлакова — яркую, темпераментную
пьесу, талантливо передающую р-
достное мироолхущение советских лЮ-
дей, «Песню без слов» Бурхановз,
необычайно привлекательную, своих
теплым лиризмом и тонкой инетру-
ментовкой, & также некоторые пьесы
и обработки композитора Левиева.

Узбекский оркестр народных ин-
струментов проводит большую рабо-
ту по пропаганде музыкального ис-
кусства среди широких трудящихся
масс республики. Следует организо-
вать подобные оркестры во всех 06-
ластных центрах Узбекской респуб-
ARE.

Некоторые сдвиги наметились’в 96-
ласти создания нового национального
оперного репертуара. В Казахстане
композитор Латиф Хамиди работает
над оперой, «Джамбул». Автор пра-
вильно поступил, обративитись к, по-
следнему тридцатилетию славной} сто-
летней жизни великого акына,; рас-
крывая его 0браз, как образ вдохно-
венного певца великой . сталинской
эпохи Композитор Е. Брусиловский
	`‘приетуцает в. сочинению оперы «Ду-
	дарай». .
В Киргизии молодой композитор! Му-
каш Аблраев начинает работу; над
	оперой нз советскую тему. — «Бутру-
де», Абдылае Малдыбаев’и А. Веп-
рик пишут оперу «Токтогул», по-
строенную на биографическом мате-
риале из жизни великого киргизского
акына-революционера. Оперу на со-
ветскую тему пишут А. Аманбаев и
С. Германов.

Узбекский театр оперы и балета
осуществил постановку оперы «Та-
хир и Зухра» Тохтасына Джали-
лова и М®вцына. Эта опера написанз
на сюжёт популярной и любимой на-
родом легенды. Ее мелодии уже по-
лучили признание народа (одноимен“
ная музыкальная драма шла!в Музы-
кально-драматическом тватре:им. Му-
кими).

Олновременно возникает вопрос,
почему не ставится в Узбекистане
опера «Фархад и Ширин» В. Ус-
пенекого и Г. Мушеля, законченная
уже три года тому назад. В обнове 9
также лежит популярнейший в Узбе-
кистане легендарный сюжет.

Вызывает также тревогу, что в
творческих планах композиторов Уз-
бекистана нет ни одной оперы Ha
советекую тему. :

Отрадным фэвтом в МУЗЫКАЛЬНОЙ
жизни Средней Азии являются вы-
движение и творческий рост компози-
торской молодежи. В Узбекистане
успешно работают, натример, Юда-
ков. Левиев, Гиенко. Сюита для двух
	фортепиано и квартет Юдакова ©ви-
детельствуют 06 успехах молодого
композитора в овладении техническим
мастеретвом и в умении - создать яр-
кие, колоритные образы. Большой
интересе представляют его романсы
на пушкинекие тексты (в узбекском
переводе). В квартете Гиенко ярко
ощущается национальный колорит
при высоком профессионально-техни-
ческом уровне творчества; ‘

Молодой композитор Бабаев, недав-
но закончивиий Ташкентскую кон-
серваторию, показал первый акт опе-
ры на советскую тему. В ней ещз
много технических недостатков, но
музыка ее свидетельствуе» 0 пелно-
кровном даровании автора.

В Киргизии успешно работают мо-
лолые композиторы Аскар Тулеев и
	Мукаш Абдраев. М. Абдраев создал 3%
последнее время ряд отличных песен,
хоров, а также закончил программно-
симфоническую сюиту «Джайлоо».
А. Тулеев написал симфонию-поэму
«Моя родина» и работает над кантз-
той «Сталину».

В Казахстане молодые композиторы
Кужемьяров, Мусин, Байкадамов,
создавшие ряд интересных произведе-
ний, совмещают творческую деятель“
ность © учебой в Алма-атинской кон-
серватории.

Наметившиеся сдвиги в музыкаль-
ной жизни среднеазиалеких респуб-
лик позволяют выразить твердую
уверенность в том, что успехи эти
будут закреплены. Можно надеяться,
что композитоюрские организации. ет8-
нут активными и боевыми участника-
мн музыкального строительства в
своих республиках, сами композиторы
преодолеют в кратчайший срок свое
творческое отставание, с честью вы-
пелнят задачи, поставленные перед
ними партией и народом, и их произ-
ведения зазвучат полным голосом на
очередном пленуме Союза советских
композиторов СССР.

В. ФЕРЕ,
	народный артист
Киргизской CCP.
		‚  Состоявшийся в декабре пропетого
года пленум Союза советских компо-
зиторов СССР отметил в своей резо-
людини творческое отставание компо-
зиторов Средней Азии. На созванном.
sp Москве совещании музыкальных
‚деятелей среднеазиатских республик
  говорилось о репертуарном кризисе в.
‘оперных театрах этих реепубляк,
падении уровня исполнительского ма-
 стерства, неполадках B подготовке
‚ кадров и общем застое музыкально-
го творчества.

Измечилоеь ли положение в на-
стоящее время?

Недавно мне вместе с секретарем
Союза советских композиторов СССР.
М. Члаки опришлюь побывать

в Еазахетане, Киргизии и 93з0еки-
`етане; Хотя наше пребывание в этих
	республиках было кратковременным,
вее же вынесенные из ноездки вне-
чатления позволяют еделать некото-
рые выводы.

Во всех трех  реснубликах мы
столкнулись е чрезвычайной с©лабо-
стью композиторских организаций.
Союзы композиторов не стали еще.
	СР: А. А. Яблочкина, Е. Д, Турчанинова, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, Н, К. Яков-
		Octyxes.
	лев, А. А.
		Старейшие мастера Малого театра народные артисты СС
	Анфуса в!и вместе ¢ тем это гербичесвая   понтром музыкальной жизни, не су-
		н0эма непоколебимой веры в прекрас-
	ное будущее человека и 4610824 9-   тоуитета.
	В Н. Нашенная ступила на под-
	мели создать себе общественного ав-
	Вместе ¢ тем справедливоеть тре-
бует отметить. что в музыкальной
	мостки Малого театра. когда с НИХ! жизни этих республик наметился ряд.
	уже сошли Медведева и Федотова и
котда Ермолова пезене.а на пожилые
роли. Мололюй актрисе пришлось за-
менять великую артистку в важней-
ших ее ролях (Катерина в «Грозе»,
Олена в «Воеводе». Мария Стюарт,
в одноименной трагедии Шиллера,
позже — Кручивина в «Без вины
виноватые» и др.}. dro 6 bua огромный
трух и высокая ответственность. Но
любимая ученица Ленского показала
себя достойной преемницей  заветов
старейшего русского театра.
	Палненная по-своему. правдиво
играла эти классические роли. Ее
сильное. свобобразное = дарование
	проявляло $е0я и в драме, и в коме-
дии, и в тех трулнейших ролях, ко-
торые живут 060б0й жизнью между
драмой п комелией, Такова была роль
Марьи Андреевны в комедии Оестров-
ского «Бедная невеста», где Пален-
ная создала глубокий. нежный, силь-
ный и простой образ.

Поюмедийное начало в даровапии
Пашенной ‘великолешно проявилось
в роли Евгении в комедии Остров-
ского «На бойком месте». Это была
виртуозная игра < целым фейервер-
Ком острых пеихологических штри-
хов, бытовых деталей. тонко разрабу-
танных интонаций, но во всем этом
не было никакой самодовлеюней
«театральности», все это было только
средством для построения образа,
тлубокого по своему содержанию, на-
сышенного настоящим жизненным
дыханием. —

Своим исполнением толи Любови
Яровой в пьесе В. Тренева Пашенная
вписала одну из значительных глав в
историю советского театра. Она. пер-
вая создала на сцене образ новой,
советской женщины, преисполненной
героизма в борьбе за победу револю-
ции, за торжество большевизма в
стране. Й артистка и воспитавший
ее Малый театр могут по-справедли-
вости гордиться тем, что образ Любо-
ви Яровой. правдивый в своей соци-
альной жизненности. вырос на почве
демократического реализма Щепкина
и героического искусства Ермоловой
в старейшем русском театре е его
	нерушимыми традициями реализма,
с 610 великими заветами служения
народу.
	Цаценной принадлежит пелый DAT
замечательных образов новой, совет-
CKOH женщины — строительницы
лучшей жизни. Но Пашенная взяла
на, себя и другую трудную роль —
воспитательницы актерской смены
Малого театра: в течение многих лет
она ведет также педагогическую ра-
боту и осуществляет художественное
руководство театральной школой им.
Щепкина при Малом театре. Ряд та-
лантливых учеников и учении этой
школы уже вошли в труппу Малого
театра, исполняя ответственные роли.

На сцене Малого театра в одном
спектакле можно встретить старей-
Dy артистку русского советского
театра А. А. Яблочкину и воепитан-
ницу школы им. Шепкина, только
Что ступившую на его подмостки.

Рядом со старейшими мастерами
Малого театра на ето славной сцене
выступают талантливые актеры сред-
него поколения: Е. Гоголева, H. Be-
левцева, Е. Фадеева, Н. Анненков. Н.

Рыжов. В. Зубов, А. Дикий, М. ЖА

ров, Д. Зеркалова, И. Ильинский,
Н. Светловидов, (С. Межинский, Е.
Шатрова, В. Владиелавекий. Г. Ков-
pos, М. Царев, - А. Зражевский, ©.
Григорьев, П. Леонтьев и другие.
Творчество этих замечательных
актеров впитало реалистические тра-
диции Щепкина и Мочалова, Ермоло-
вой и Ленского. Яблочкиной и П. Са-

‚ довекого. Воплощая на сцене образы.
	наших замечательных современников,
совершенствуя свое мастерство, они
обогащают искусство старейшего рус-
кого театра новыми творческими ус-
пехами и достижениями.

Так славное прошлое Малого теат-
ра смыкается в ето прекраеном на-
стоящем с его светлым будущим.

«Дом Щепкина», вступая в 126-ю
годовщину своего существования,
полон творческих CHA и решимости
ВЫПОЛНИТЬ ВЫСОКУЮ задачу служе-
	вия своим  иИСвусством COBETCROMY
народу, строящему новую жизнь.
С. ДУРЫЛИН.
	«В чужом пиру—похмелье» (В. Рыжо-
ва и В. Массалитинова), сцена из 3-го.
акта «На бойком месте» (В. Пашен-
ная и Н. Соловьев), сцены, отрывки
и монологи из спектаклей «На береё-
гу Невы», «Русский вопрос», «За тех,
кто в море!», «Московский характер»,
«Ревизор», «Бедность He порок»,
«Лес», «Волки и овцы», «На всякого
мудреца довольно простоты», «Свои
люди — сочтемся», «Без вины вино-
ватые», «Пигмалион» и др. в испол-
нении прославленных мастеров Ma:
лого театра.

В ближайшие дни будет произведе:
на запись сцен из спектаклей «В сте-
	пях Украины», «Великая сила» и.
«Заговор обреченных».
	положительных сдвитов. Бесспорен,
в частности, рост вокального  ма-
стерства молодых артистов Казахеко-
го оперного театра, что было недавно
ярко продемонстрировано на декаде
казахской литературы в Москве.
Велед за Киргизеким государствен-
ным хором, еще во время войны до-
стигшим высокого профессионально-
	го уровня и создавшим большой хо-
ровой репертуар из произведений кир-
PH3CKHX композиторов, значительных
успехов добилея хор Вазахекой госу-
дарственной филармонии. Bo главе
хора © недавнего времени находится
молодой композитор Байкадамов, Кд-
торый вместе < Е. Брусиловским
сделал для Этого коллектив» боль-
шое количество обработок казахеких
народных песен. Сохраняя стилевые
особенности казахской  пеени, эти
произведения отличаются хорошей
хоровой фактурой, разнообразием
приемов, яркостью образов. (coho
следует выделить чудесную песню
«Кара тургай», по своей напевности
близкую замечательным русским Ha-
родным протяжным песням, и весе-
лую, задорную. шуточную песню
«Бийпл», которую мы раньше слы-
шали в сольном исполнении талант-
ливой Жамал Омаровой.

Очень интерееное и ценное хуло-
	жественное явление представляют
собой оркестры народных инструмен-
тов Казахстана и Узбекистана. Ис-
полнительекое искусство казахского
оркестра мы недавно имели возмож-
ность приветствовать в Москве, где,
наряду с такими великоленными об-
разцами народного творчества, как
инструментальная поэма народного
композитора Курмангазы «Сары ар-
ка», мы слышали и произведения
мировой классики (сочинения Глин-
ки, Моцарта). В Алма-Ата мы еще
ближе познакомились с работами ор-
кестра, со специально написанными
для этого коллектива ироизведения-
ми композиторов Е. Брусиловского и
В. Великанова, а, главное, < интерес-
нейшими программными инструмен-
тальными произведениями  знамени-
того народного композитора,  заслу-
женного леятеля искусств Казах-
ской ССР Дины Нурпеисовой —
«Сталину» и «1916-Й год» (год вос-
стания народов Средней Азии против
царского самодержавия). Во главе
оркестра стоит народный артист ЁВа-
захекой ССР Ахмет Жубанов. Много
и плодотворно работает © оркестром
дирижер 1. Шаргородекий. Beecnop-
ные способности проявил молодой
дирижер Тлендиев.

Большая заслуга в творческом ро-
сте Узбекского оркестра народных
инструментов принадлежит его руко-
водителю и создателю А. Петросян-
цу. Этот оркестр, в состав которого
входят разнообразные реконетруиро-
ванные инструменты —— щипковые
всех видов, духовые, ударные, — в
настоящее время стал крупным худо-
жественным коллективом, привлек-
шим К своей работе широкий круг
композиторов и создавшим общирный
репертуар, состоящий из обработок
народных инструментальных. произ-
ведений и песен, оригинальных с9-
чинений, переложений образцов клас-
сической музыкальной литературы и
песен советских композиторов. Из
большого количества исполняемых
	этим оркестром произведений хоте-
	жовой Улита в «Лесе», Анфуса
«Волках и овцах», Manpyma в
«Смерти Тарелкина».

С тем большей радостью за 0во-
бождение человеческото в человеке
созданы Рыжовой образы в советских
пьесах.

Всем памятен образ Демидьевны в
«Напествии» Леонова. «Вею мою He-
нависть к немцам, к фашистам, вею
мою’ безмерную любовь к одной
стране... вложу я в русское сердце
моей Лемидьевны», — говорила Ры-
жова, работая над трудной ролью.

Это обещание исполнено артиет-
вой.

Одновременно с Рыжювой нз сцену
Малого театра вступил Н: №. Яков-
лев. В списке ето ролей—& их свыше
трехсот = значатся такие превосход-
ные создания, как Хлестаков и Го-
родничий («Ревизор»). — Ноздрев
(«Мертвые души»), Расилюев («Сва-
дьба Кречинского»), Фигаро (в двух
комедиях Бомарше). Освова («Сон в
летнюю вочь» Шекспира), но люди-
мейшим драматургом артиста являет-
ся Островекий: трудно указать ето
пьесу, в которой бы че выступал
Яковлев и не был бы ее украшением.

В искусстве Яковлева лучшие за-
веты Садовских творчески оплодо-
творены замечательным, самобытным
талантом и горячей любовью в He-
кусству прекрасной ясности и Жиз-
ненной достоверности. В таланте
Яковлева — всегда обаяние еовер-
шенной искренности, живого. бодро-
год юмора и чисто народной веселю-
сти. Такие образы Яковлева, как
	В течение многих лет работая с и общественный деятель достойно

актёрами Малого театра чад поста-
новкой своих usec, А, Островский
назвал его труппу «редкой по епо-
собностям и по сценической подго-
товке, превосходно подобранной, a по
полноте и по обилию талантов даже
на вторые роли и аксессуары — луч-
шей в Европе».

Эта исключительно высокая оцен-
ка великого драматурга относится к
таким артистам Малого театра, как
Пров, Михана и Ольга Садовские,
В. Живокини, Екатерина и Сергей
Васильевы, И. Самарин, С. Шуи-
ский. Н. Медведева, Г, Федотова,
Н. Никулина, М. Ермолова, Н. Му-
зиль В. Макшеев, К. Рыбаков.
А. Ленский и др.

В этих актерах Островский высо-
&0 пенил не только мастеров исвус-
ства, художников чудесной русской

речи. — он видел в них подвижни-
ков своего дела, патриотов роднот
театра.

Старшее поколение советского Ma-
лого театра, во главе которого стоят
народные артисты СССР А. А, Яблоч-
кина, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Ры-
Жжова, В, Н. Пашенная, Н. К. Яковлев,
А. А. Остужев, было воспитано В
творческой атмосфере той труппы, 0
которой с глубоким уважением отзы-
вался А. Островский.

Представители этого поколения,
истинные наследники не только за-
BeTOB, HO и творческой практики
М. Щепкина и П. Садовското, М. Ер-
моловой и А: Ленского, они-—наелед-
ники тех творческих мыслей, кото-
рыми одаряли актеров Малого театра
А. Островский и Тев Толстой, Остров-
склй обсуждал игру Яблочкиной в
отрывке из «Грозы»; des Толстой
рукоплескал Турчаниновой 3% жи-
_вую, яркую Таню в «Плодах про-
 свешения» и хвалил Рыжову за ту
умную простоту, с которой она во-
 плошала Акулину во «Власти тьмы».
Сненический путь А, А. Яблочви-
ной беспримерен; он длится более ше-
сти десятилетий. На протяжении этих
долгих лет любовь Яблочкиной
к Театру, вервость своему призва-
нию, преданность своему труду
неноменны. «Вне театра у меня
нет жизни. не было и не будет», —
не раз приходилось саышать OT
Александры Александровны.

Жизнь в Театре для замечательной
артистки — это не только ее роли,
которые она проходила < Федотовой,
за которые ее хвалила Ермолова, для
нев это еще и непрерывная табота
`ради процветания воего русского Te-
атрального искусства, неусыпная за-
бота о счастье русского актера: в те-
чение 34 лет Яблочкина является
бессменной председательницей Всерос-
сийского театрального общества, ето
чуткой дупюй, его горячим сертцем.

Ученица Федотовой, Яблочкина, с
первой своей роли в Малом театре, от
непревзойденной Софья в «Горе от
ума» и до Хлестовой в той же пьесе,
доныне воплошаемой артисткой, яв-
ляется художницей неисчерпаемой
творческой бодрости, живой наблю-
лательности. тонкое — изящества.
	`Носае многих фолей, сыгранных ар-
‘тисткой в комелии. драме и траге-
	тисткои в комедии, драме и траге-
дии, в течение шестидесяти с лишком
лет Яблочкина сохранила ясную
четкость сценического рисунка и
неувядаемость красок. Поистине дра-
гоценна и поучительна эта прекрас-
ная живучесть дарования старейшей
артистки советского театра, эта ee
способность в творческой работе ит-
ти наравне с веком. Сама Яблочкина
сделала сравнение двух Мамаевых
в комедии Островекото «На всякого
мулреца довольно простоты», вы-
транных ею в 1907 и 1937 толах:
прежде она видела в Мамаевой «тор-
хающую бабочку», стараясь сделать
ее внешне обаятельной, теперь она
‘сумела снять всякое обаяние с
этой праздно порхающей бабочки,
сумела отнестись к Hel сатириче-
ски. Эта тонкая ирония, эта острая
сатирическая усмешка, с какой ри-
сует теперь Яблочкина «прекрасных
дам» дворянского легкожития или Та-
ких их последовательнии, как Окута-
ревская (в пьесе Леонова). сделала
	Яблочхину одним из мастеров coReT-
ской комедии. И эта жё хуожница
создала высокий и величественный в
своей скорби образ Зефири в трагедий
«Уриэль Акоста».
Представительница одной из ста-
рейших актерских тинастий в Рос-
	СИИ, А. А, ПОЛОЧКИНа, БАК ХУОЖНИЕ
	15 сентября на заседании бюро Ко-
MHTéTa по проведению 125-летнего
юбилея Государственного ордена
Ленина академического Малого теат-
ра был обсужден план юбилейных ме-
роприятий, проводимых ЦК ВЛКСМ.
	Как сообщил на заседании заведую-
щий сектором ‘льтурно-просвети-
тельной работы ИК ВЛКСМ И. Рз-
чук, молодежь Москвы проявляет ис-
ключительный интерес к циклу
«Шепкинских чтений», Ортис
МГК ВЛКСМ совместно < ЦДРИ.
Свыше 700 студентов и молодых ра-
бочих столицы присутствовало на пер-
вом вечере «чтений» 14 сентября.
	ЦК ВЛКСМ намечены также: про-
	‘’ведевис творческого отчета мастеров
	возглавляет семью аклеров не толь
Малото, но и всего советского театра.

В первый же год поступления на
сцену Малого тезтра —— 910 было в
1891 полу — Е Д. Турчанинова
сыграла Таню в «Плодах просвеще-
ния». Присутствовавший на спек-
такле Л. Н. Толетой о спросил: «Ёло
эта девушка © черными  тлазами?
Она поправила меня, старика». Тол-.
стой укорял себя за то, что в Таню
вкралось у него нечто от «субрет-
ки», и хвалил молодую актрису, по-.
казавную на сцене простую русскую.
девушку с живым Умом и отзывчи-
вым сертцем.

Величайший реалист русской ли-
тературы заприметил в молодой
актрисе замечательную  художницу.
жизненной правды, внимательную Е
сложным явлениям русской действи-
тельности, чуткую к скорби и радо-
сти, к душевному складу простой
русской женщины. Такие образы
Турчаниновой, как  голосиетая пе-
сельнипа. бойкая Варвара («Гроза»),
как ев солнечный. горячий в любви
и в пебне Лель («Снегурочка»). как
ев находчивая, чистая душой Таня,
усмешливо  наблюдающая  Пустую
бадекую жизнь («Плоды просвеще-
ния»), были полны кипучей молодо-
стью. от них веяло живой радостью
бытия. Превосходный знаток русской
речи, народной песни, Турчанинова
умела насыщать глубокой поэзией эти
народные русские образы.

В советские голы дарование Тут-

чаниновой достигло полного расцве-
	„Мещане“
на сцене МХАТ
	В текушем сезоне Художественный
театр впервые после 46-летнего пе
рерыва покажет пьесу М. Горького
«Мещане». Этот спектакль заложил
основы нерушимой дружбы Горького
с «художественниками». «Мещане»—
первая пьеса великого русского писа-
теля, впервые увидела свет рампы
именно ‘здесь.
® В архивах музея МХАТ сохрани-
лось много интересных документов,
относящихся к истории спектакля.
Премьера «Мещане» состоялась 8

етербурге, куда театр ежегодно вы-
езжал на гастроли. Царская цензура
долго не разрешала пьесу к пред-
ставлению. В конце концов, после
безжалостных «поправок» пьеса была

разрешена «условно».

За несколько дней до премьеры
Вл. И. Немирович-Данченко каждый
вечер появлялся в верхних ярусах
зрительного зала, где обычно расса-
живалась студенческая молодежь, и
упрашивал ее не устраивать ва «Ме-
щанах» никаких демонстраций, ибо
	цанах» никаких демонстраций, ибо.
беспорядки вызовут репрессии против.
	автора.
	Ta —— своей подлинной драматической   Миша Бальзаминов. Гриша Разлюля-
	глубины, прекрасной правды и ©тро-
той простоты. Созданные ею образы
Барабошевой («Правда — хоропю, а
счастье лучше»), Галчихи («Без ви-
ны виноватые»), Анфусы («Волки и
овцы»).  Ботаевской  («Варвары»
Горькото), г-жи Гранде («Евгения
Гранде») являются портретами; на-
писанными рукой. превосходного. ху-
дожника. Турчанинова созлала так-
же замечательные образы советских
женщин: такова 66 «мать героев»
Мотылькова ( «Слава» Гусева). такова,
тверлая в своих убеждениях Дарья
Васильевна, являющаяся поддержкой
своего сына, ученото-новатора («Ве-
ликая сила» Ромалиова). В эти обра-
зы артистка вложила свою большую
любовь к Родине, свою веру в Ape-
красное будущее советского народа,

В. Н. Рыжова — предотавитель-
ница актерской династии, более ста
лет укрмпающей Малый театр: 318
её б2бки. В. В. БВожзлнной, 0етров-
	ский написал Варзару 8B «i po3e>.
Островский говорил 96 ее отце—арти-
сте Н. И, Музиле: «Какой тон у эт0-
то актера! Сама жизнь!». Эти слова
народного драматурга вполне приме-
нимы п к дочери Музиля— В. Н. Ры-
жовой: свыше 250 pore сыграла
она в Малом театре ‘и всетда была
верна этому тону — ив пьесах
Островского, в которых она переигра-
ла многие десятки ролей— от Вупавы
до Кабанихи, от Лицочки до Улиты,
и в советских пьесах: в «Любози
Яровой» (Марья), в «Последней 0а-
бушке из Семигорья» (Федосья), в
«Нашествии» (Демильевна).

«Сама жизнь» не только в том, что
Рыжова дает верные образы pyt-
ских женщин разных эпох и к1асеов
(от графини-бабушки до старухи-
колхозницы); жизнь—в их речи, ‹а-
мопветной и многокоаеочной, во вну-
	треннем наполнении этих ролей
неиссякаемой жизненной энергией,
неукрогимым = кипеньем чУветв.
устремлений, надежд и упований.
человека. У Рыжовой — нейстощя-
мый темперамент молодости.

Рыжова  пятьлесят шесть лет

на сцене, во про нев хочется сва-
зать: чем дольше она  на сцене, тем
‘богаче ее датюванье, тем солнечнее то

сердечное тепло, каким она сотреваето

свои образы.

Рыжова умеет быть строгой, даже
суровой в своем жизненном реализ-
ме, Она вспоминает про свою Акули-
RY во «Власти тьмы»: «Лев Николае-
вич окрылял и подлерживал меня в
моем стремлении... лать. ее тупой и
грубой, в то же время дать оправда-
ние ее животной тупости. ее минута-
ми почти звериной жестокости. кото-
рая могла родиться в придушенной
атмосфере темноты и забитости»,

В этих же тонах оправдания че-
ловека и жестокого изобличения ере-
ды и эюхи, приглушающих вее че-
ловеческое в люлях. созданы Pre

ев («Бедность не порок»), Mypsa-
вецкий («Волки и овцы»), преистол-
нены самой откровенной  веселости,
сочного комизмиа. но в них нет ни ©д-
ной черты нарочито комикования,.
преднамеренного смехачества. Как
бы ни был богат весельем и смехом
тот или иной образ, созданный Яков-
левым, 0 яркая  театральность
всегда извлекается адулистом из бли-
зоели к действительности, из ие
то следования замыслу автора.
уый авторитетный режиссер ua
Яковлева — это сам драматург.
почему его удалой и поэтичный Куд-
ряш, ето Чистый сердцем и слабый
волей Тихон («Гроза»), ето просто-
душный и наивный Миша Бальзами-
нов, его честный разночинец Платон
(«Правда — хорошо, & счастье луч-
ше») так’блиэки к замыслу Остров-
CKOTO.

В советские ГОДЫ с особым бле-
ском создал Яковлев Тита Титыча.
(«В чужом пиру — похмелье»), Ма-
уаева («На всякого мудреца довольно.
простоты»), Счастливпева’ («lec»),
унтера Грознова («Правда — хорошо,
& счастье луче»), Любима Торцова
(«Бедность не порок»).

Из ролей, сыгранных Яковлевым
в совотоких пьесах, особенно примеча-
тельны две: подлый приспособленец,
«деятель тыла» Елисатов («Любовь
Яровая») й его антипод—етарый ак-
тер-энтузиаст Медведев («Слава» Гу-
сева). для которого мечта 06 искус-
стве, служащем народу. обылась в
советские годы. `

Старейший актер русского теат-
ра Н. К, Яковлев молод своей любо-
вЬЮ К театру, полон творческих сл.

В творчестве А. А. Остужева про-.
долкается та славная традиция ис-
кусства трагедии, высшими вырази-
телями которой были в Малом теа-
тре Мочалов и Еммолова. Искусство
Остужева в высокой степени тюдет-

венно героическому порыву Мочал-
	ва и трагической красоте Ермоловой.

Тратедия Отелло у Остужева не
была слепой драмой ревнивца, ножи-
раемото страстью; это была высокая
Трагедия блатородного и мужествен-
HOT человека © чистым сердцем ре-
бенка, наспльствевню разуверенного
в этой своей вере в любовь, в дружбу,
в самую человечность лучшего че-
ловека на земле, каким он почитал
Дездемону. Тратедия Акосты у 0ету-
жева была прежде веего трагедией’
мыелителя, далеко  оперелившего.
свой век, сумевшего достичь высоты
мысли, открывающей новые Mpocro-
ры перед человечеством, но одиноко-
го и не нашедшего в себе сил разру-
ШИТЬ ЭТО Одиночество.

Остужев во всех его ролях -— от
Чапкого до Акосты, от Незнамова
до Отелло — чудесный поэт, проелав-
ляющий красоту и правду в чёловеке.
Его искусетво — это трагическая по-
весть о человеческой гореети, скорби,

Новую постановку «Мешан» ocy-
шествляют И. Раевский и С. Блин-
ников. Роль Бессеменова поручена
С. Блинникову, его жены — A, Ko-
ломийцевой, певчего  Тетерева 7

А. Жильцову, Перчихина — Д. Ор-
AOBY. 3 остальных ролях BHICTY-
пает исключительно молодежь, со-
ставляющая так называемую студий-
ную группу артистов театра. Татья-.
Ну играет   Е. Ханаева, Петра —
И. Тарханов, Нила — А. Вербицкий,
Полю — К. Ростовцева, Елену —
М. Авастасьева и Л. Кошукова. Деко-
рации пишет художник И. Веселкин,
недавно окончивший Ленинградский.
институт Академии художеств CCCP.

Премьера будет показана в конце.
1949 года.
		Первая редакция
2-й симфонии Чайковского
	Как известно, 2-я симфония Чайков-
ского впервые была исполнена В
1873 г. и имела большой успех у пуб-
лики. Однако некоторые музыкаль-.
ные критики того времени, и в том
числе Ц; Кюи, отнеслись к ней отри-
цательно, Чайковский решил передз-
лать симфонию и осуществил свое на-
мерение в 1879 г. С тех пор симфония
исполнялась только во второй редак-
ции, Партитуру первой редакции Чай-
KOBCKHH, повидимому, уничтожил.

В 90-х годах прошлото века один из
работников Московской консервато:
рии восстановил по оркестровым пар-
тиям, хранившимся з библиотеке кон-
серватории, партитуру первой редак-
ции симфонии, но и эта восстановлен-
ная партитура до последнего воемени
считалась утерянной. Лишь недавно
профессору Московской консервато-
рин С. Богатыреву удалось ее обнару-.
ЖИТЬ. {

Тшательное изучение найденной
партитуры показало, что первая
часть симфонии в своей первой ре-
дакции существенно отличается от
первой части второй редакции. Музы.
Ка ве по своим художественным каче-
ствам стоит на столь высоком уровне,
что кажется непонятным, почему Чай:
КОРСКИЙ ОТКазался от нее.
	В предстоящем ‚сезоне 2-я симфо-
ния Чайковского в первой редакций.
будет исполнена в одном из циклов
симфонических концертов консервато-

Научная сессия
по театроведению
	Комитет по делам искусств при Со-
ветёе Министров СССР принял решение
о проведении в декабре 1949 года на-
учной сессии по театроведению. Cec-
	сия состоится в Москве. В ее работах
примут участие представители Моск-
вы. Ленинграда и союзных республик.

На сессии будут заслушаны и об-
суждены доклады: «Марксистско-ле-
нинская эстетика и задачи советского
театроведения», «Состояние и задачи
театральной критики», «Проект про-
граммы по истории театра националь-
ных республик». Отдельные доклады
посвяшаются основным вопросам изу-
чания истории русского дореволюцион-
ного и советского тезтра, Кроме того,
будут прочитаны доклады о распаде
современного театра и тТеатроведче-
ской науки за рубежом.

К участию в сессии приглашены
представители Счмйза советских пиба-
телей СССР, Академии общественных
наук. Института истории искусств, те-
атральных институтов, виднейшие те-
атральные критики и театроведы.
	Пока только варианты...
	Дадиани. «Башматим»  татарекого
драматурга Файзи и уже известная
узбекскому зрителю «Честь семьи»
туркменского драматурга Мухтарова.
Не намечены & постановке новые дра-
матические произведения писателей
Украины,  Белорусеии, республик
Прибалтики.
	Мало уделяется внимания произве-
дениям русских драматургов. В р6-
пертуар узбекских тватров включено
всего 6 пьес. Этого явно недостаточ-
но для 12 узбекских республиканских
и городских театров.

Забытыми оказались и классики.

репертуарных планах областных и
городских узбекских театров она
представлены всето лишь двумя на-
званиями-—«Ревизор» и «Слуга двух
тосол».
	Приближается 25-летие Узбекской

Р. К этому празднику труженики
республики готовят свой проязво-
ственные подарки, Только театры
Узбекистана до сих пор окончатеёль-
Но не знают, с чем же они придут Е
знаменательной дате,

Отсутетвие четкого планирования
деятельности театров, запоздалое ¢0-
ставление репертуарных планов—0<-
новной недостаток Управления по 1е-
	  чам искусств республики. Ошибки
	прошлых лет, видимо, не послужили
должным урюком для нынешних руво-
водителей управления.

Н. МОИСЕЕВ.
	ТАШКЕНТ: {По телефону от корр,
«Советского искусства»),
	Театры Узбекистана начинают но-
вый сезон. Но зрители не видят на
рекламных щитах традиционных
сводных афиш, оповещающих о пред-
стоящих постановках того или иного
творческого коллектива. Прошла g0-
ловина сентября, а Управление по де-
лам искусств при Совете Министров
Узбекистана до сих пор не Удосужи-
лось окончательно составить и утвер-
дить репертуарный план театров pec-
публики ва второе полугодие 1949
года.

Правда, разрабатывалось много ва-
риантов таких планов, но вее они
были недолговечны и, как правило.
	заменялись новыми. И по сей день
продолжает пухнуть толстый ©коро-
сшиватель с лаконичной и недвусмыс-
ленной надписью: «Паика репертуар-
ных вариантов», из которых. добавим
от себя, ни один еще не утверж-
ден.

Перед нами последний, но еще не
окончательный, по заявлению самих
же работников управления, варнант,
Среди 40 пьес, намечаемых к поста-
новке 17-10 театрами, новых THEE
узбекских драматургов только две—
«Алтын-Куль» Уйгуна и «Генерал
Рахимов» Яшена: зато в репертуаре
имеются пьесы, шедшие за много лет
до войны.

Слабо популяризируются в Узбеки-
стане пьесы драматургов братских
республик. Эта ошибка не учтена п
	при составлении очерелного варианта
репертуарном плана. В нем значатся
только три такие пьесы: «Из некры»
		скаются,два альбома граммпластинок
с записями выступлений выдающихся
деятелей Малого театра, отрывков и

сцен из наиболее значительных спек-
таклей.
	На первой пластинке, KOTOPOH OT-
крывается альбом, записана «Песня.
о Сталине» М. Исаковского, которую
читает А. Яблочкина,
	Болышой интерес представляют пла-_
стинки с записями монолога Марии
Стюарт в исполнении М. Ермоловой и.
монолога Чацкого в исполнении
А. Южина.

В альбом включены пластинки’ мо-
	нолог Отелло, перед сенатом (А. Осту-
жев), сцена `Настасьи Панкратьевны
и Ненилы Сидоровны из спектакля
	театра-юбиляра перед комсомольским
активом Москвы, творческие отчеты
молодых артистов Малого театра и
студентов Театрального училища им.
Щепкина, конференция молодежи —
постоянных зрителей старейшего те-
атра страны. Будут проведены: встре-
чи ведущих артистов и режиссеров
Малого театра с молодежью промыш-
ленности и транспорта. Знаменатель-
ная дата в жизни советского искус-
ства широко отмечается молодежны-
ми газетами: журналами. :

На этом же заседании было заслу-
шано сообщение начальника Управ-
ления звукозаписи и граммпромыше
ленности Комитета радиоинформаци:

при Совете Министров СССР Г. Ко.
	 `лоскова. К юбилейным дням. выпу