_. COBETCKOE. ИСКУССТВО
		На Киевской киностудии    закарпатский скульптор
		Восилий
	Киевская киностудия после выпу-
ска фильма «Третий удар» некоторое
время находилась в простое. Это по-
ложение сейчас выправлено.

Начато, производство кинокартины
«Люди ‘идут к счастью». Сценарий,
написанный Е. Помещиковым и
Н.  Алексеевым, повествует о богатой
жизни современного украинского се-
ла, о том, как  борются ‘украинские
колхозники за выполнение постанов-
ления партии и правительства о жи-
вотноводстве, Ставят фильм режис-
серы В. Немоляев и С. Навроцкий,
оператор — А. Панкратьев. С ’емочная
группа находится’ в экспедиции.

‚А. Корнейчук ‘заканчивает работу
над сценарием «Звезды». Фильм бу-
дет ставить. режиссер Б. Барнет.
Дружба А, Корнейчука с киносту-
дией — давняя. По его сценариям
поставлены Картины «Гибель эскад-
ры», ‘«Бойдан Хмельницкий», «Парти-
заны в степях Украины». Мы чадеем-
ся, что сотрудничество Киевской ки-
ностудии с А. Корнейчуком‘и на этот
раз увенчается успехом.

Н. Вирта написал еценарий «Пятый
удар». С любовью и гордостью будет
делать Киевская киностудия этот
наш второй фильм из серии кинолето-
писи Отечественной войны. °

Заканчивается ‘работа над’ ‘ецена-
риями о восстановлении Днепрогэса
и © генерале Ватутине. Оба эти сце-
нария намечены к постановке в нача-
ле 1950’ года. :

Полным ходом идут с’емки фильма
о великом украинском революционе-
ре-демократе, поэте и художнике
Т. Г. Шевченко. Ставит. картину
автор этих строк; снимают оператары
Д. Демуцкий и И. Шеккер. Главную
	роль исполняет молодой актер, недав-
но окончивший Всесоюзный государ-
ственный институт кинематографии, —
С. Бондарчук. Включившись во все-
союзное соревнование, начатое ` по
почину киностудии Мосфильм, с’емоч-
ная группа обязалась выпустить
фильм раньше установленного срока.

«Тарас Шевченко» — это первый
фильм Киевской киностудии, который
снимается в цвете. Большую помошь
в этом трудном и новом для нас деле
оказывает нам коллектив студии Мос-
фильм.

Мы хотим также создать фильм об
ученом нового сталинского типа, ста-
вящем свои опыты при участии кол-
хозников. Готовятся сценарии ю клас-
сиках Украины Иване Франко и Лесе
Украинке. Намечено в 1950 г. вачать
постановку документально-художест-
венного фильма о разгроме немцев на
Украине. :
	Кроме художественных Фильмов,
студия снимает две видовые карти-
ны, из которых одна о Закарпатье.
Картина скоро будет выпущена на
экраны (режиссер Т. Левчук). Режис-
сер В. Браун и оператор А. Мишурин
заканчивают с’емки видового фильма
«Советское Черноморье».

По инициативе руководителя ук-
раинских большевиков Н. С. Хруще-
ва создается серия учебных агротех-
нических фильмов. Наши молодые
режиссеры и операторы выехали на
поля Украины, чтобы выполнить это
важное и почетное задание.
	Игорь САВЧЕНКО,
. художественный руководитель
Киевской киностудии.

геев
			Месячник советского искусства в Австрии
	ны и концертные залы, выступле-
ния советских артистов явились жи-
вительной струей, освежающей мозг
И сердце, смывающей нехороший оса-
док, накопившийся за последние го-
ды в результате знакомства © так на-
зываемой культурой», — писал на
страницах газеты  «Эетеррейхише
Фолькештимме» городской советник
Ян Матейка. И в этих словах были
выражены мысли и чувства тысяч
австрийцев, впервые познакомивших-
ся с искусством Страны еоциализма.

‚ Вена всегда была местом, где стре-
мились выступать крупные европей-
ские артисты и художники. В Авст-
рии часто гастролировали выдающие-
ся художественные коллективы и ©о-
листы многих стран Западной  Ерро-
пы, не’ говоря уже заокеанеких
«звездах». И тем не’ менее даже бур-
жуазная пресса вынуждена признать,
что концерты советеких артистов—
крупнейшие   события ‘в культурной
жизни Австрии за последнее десяти-
летие.
	Чюбопытны в этом отношении не-
которые отзывы и оценки, которые
можно найти на страницах буржуаз-
ной австрийской печати. Так, орган
американских оккупационных сил в
Австрии «Винер Курир» уже после
первых выступлений советских арти-
сетов писал: «Концерт советских ма-
стеров произвел сильнейшее впечат-
ление благодаря их! необыкновенно
захватывающим силе ‘и манере ис-
полнения». Орган британских окку-
пационных сил «Дис Вельтпрессе»
признал, что «советские артисты тю-
корили самую широкую аудиторию
зрителей, которую когда-либо удава-
лось собрать в Вене». И даже цент-
ральный орган реакционно-католиче-
ской, так называемой Народной пар-
тии, «Винер Тагесцейтунг» процедил
сквозь зубы, что советские артисты
вызвали «овацию, какой не слыхали
еще стены венского театра».

Месячник советского искусства в
Австрии — новое подтверждение пре-
восходства советской: культуры.

ВЕНА. (Соб. инф. «Советского ис-
кусства»).

Вог как описывает корреспондент
газеты «Эетеррейхише  Цейтунг»
один из концертов советских  артя-
стов: «Большой концертный зал не
мог вместить всех желающих попасть
на этот подлинный праздник куль-
туры. Уже задолго до начала сотни
людей запрудили улицу, толпясь у
дверей театра, и по радостному ожи-
данию, которое было написано на ли-
цах, можно было безошибочно опре-
делить, кто имеет уже заветный би-
лет».

Восторженную оценку мастерству
советских артистов дали также га-
зеты «Эетеррейхише Фолькештимме»,
«Дер Абенд», «Ди Вархейт», «Нойес
Эстеррейх», «Вин» и другие, систе-
матически продолжающие. печатать
статьи, рецензии и отзывы о концер-
‘тах советеких артистов. Так, дирек-
тор Брукнеровской консерватории в
Линце (американская зона  оккупа-
ции Австрии) профессор Карл Штей-
нер посвятил статью выступлениям
пианиетки Татьяны Николаевой. Ру-
ководитель отдела культуры в пра-
вительстве Верхней Австуии д-р Во-
телька в своей статье восхищается
танцовальным искусством Аллы Ше-
лест.

Зрители в Бургпарке (Вена) устро-
или овацию в честь Красноармейского
ансамбля, которая длилась более по-
лучаса. После концерта для рабочих
автомобильного завода «Австро-фи-
ат» в зале дружно запели «Интерна-
ционал».

В дни Месячника советского ис-
кусства еще более отчетливо выя-
вился кризис современной австрий-
ской культуры. «Со всей силой не-
опровержимости, которую дает, на-
глялное сопоставление, австрийцы
убедились в неоценимых достуинет-
вах советского общества, которое ©03-
дает такое изумительное, такое кра-
сочное, такое радостное искусство»,
— писала одна австрийская газета.

«После того потока заокеанской и
местной макулатуры,  упадочниче-
ских и нечиетых пьесок ‘и фильмов,
	после того потока экскрементов_ ма-
размирующей буржуазной культуры,
который затопил наши сцены, экрз-
	`В Вене и других городах Австрии
с огромным успехом проходит Месяч-
HER советского искусства, организо-
ванный «Обществом  советеко-авет-
рийской дружбы». В месячнике при-
нимают участие Ансамбль народного
танца Грузинской ССР пы руковод-
ством лауреатов Сталинской премии
Илико Сухишвили и Нино Рамишви-
° ли, Ансамбль красноармейской пес-
ни и пляски Центральной Группы
Войск, группа артистов Центральное“
го театра Ирасной Армии, солист
Большого театра народный артист Ар-
мянской ССР Павел Лисициан, соли-
CTH ленинградского балета Алла Ше-
дест‘и Борис Брегвадзе, солистка
“Мосябвекой филармонии ° пианистка
Татьяна Николаева и др. Одновремен-
но на киноэкранах Вены и других го-
родов демонстрируются фильмы: «По-
весть о настоящем человеке», «Суд
чести», «Встреча на Эльбе»,  доку-
ментальный фильм «Денин» и др.

Открывая месячник, депутат
австрийского парламента Эрнст `Фя-
шер в своей речи отметил, что совет-
ские артисты представляют страну,
которой человечество обязано спасет
нием всей европейской культуры OT
_ фашистского варварства; он привет-
ствовал их «как посланцев мира и
дружбы, как представителей страны,
олицетворяющей зарю новой эпохи».

`«Мы ждем от вас рассказа о ©5-
циализме на языке искусства», —©ка-
зал в своем выступлении другой ав-
стрийский общественный деятель —
Николаус Говорка.

Советские мастера искусств пол-
ностью оправдали ожидания австрий-
ской демократической общественно-
сти. Их выступления превратились
B подлинный триумф социалиетиче-
ской культуры. Билеты на концерты
раскупаются в течение нескольких
часов. Сотни людей толпятся ежеднев-
но у входа в театр или в парк, стре-
мясь попасть на концерты. Если
учесть, что венские тезтры пережи-
вают сейчас глубокий кризисе и да-
же премьеры идут обычно при полу-
‚пустом зрительном зале, то этот ин-
тёрес к советскому искусству следует
признать исключительным.
	Талантливый мастер резьбы по де-
реву Василий Иванович Свида изве-
стен своими работами далеко за пре-
делами своей родины — Закарпатской
Украины. Вырезанные им скульптуры,
рельефы, деревянные тарелки, тонкие
красочные ‘узоры свидетельствуют ©
высоком мастерстве скульптора.

Василий Свида родился з селе Пац-
канево Мукачевского округа. Годы
его юности были годами борьбы за
осуществление мечты — стать ху“
дожником, скульптором. Упорство и
талант победили все трудности. Свида
закончил художественно-ремеслен-
ную школу в Ясени. В годы Великой
Отечественной войны Василий Свида
боролся в рядах советских партизач
и, когда Закарпатье воссоединилось
с Советской Украиной, вернулся a
родину и посвятил себя искусству.

— Война раскрыла мне глаза, — го-
ворит Свида, — она же научила меня
работать над болышими темами, свя-
занными с величием наших дней.

В 1946 году Василий Свида был
принят в члены Союза советских ху-
дожников Украины.

На областных и республиканских
выставках оригинальные работы
скульптора Свида’ пользуются боль-
шим успехом. Одна из лучших работ
— барельеф «Весна» из серии «Четы-
‘ре воемени года», экспонировавшаяся
на Всесоюзной художественной вы-
ставке в Москве в: 1947 году, выстав-
лена в залах Государственной Треть-
	яковской галлереи.
	QO гастролях
Горьковского театра
	Комитет по делам искусств. при
Совете Министров РСФСР на заседа-
нии с участием представителей Ко-
митета по ‘делам искусств при Сове-
те Министров CCCP подвел итоги
гастролям Горьковского . драматиче-
ского театра в Москве.
	Как указывали выступавшие на за-
седании товарищи, газета «Советское
искусство» в статье «Поучительные
ошибки» (в номере от 3 сентября)
правильно отмечала, что приезд Горь-
ковского театра в Москву выявил не-
удовлетворительное состояние его
творческой ‘работы. Театр, имеющий
славные традиции, располагающий ин-
тересным и ценным актерским соста-
вом, тем не менее показал в Москве
ряд. неполноценных в идейном и ху-
дожественном отношении спектаклей.

Большинство постановок свидетель-
ствовало об отсутствии в них еди-
ной ‘и ‘верной “режиссерской мыс-
J. > Bo pate ‘спектаклей ^^ позерх-
ностно отображена социальная’ сущ-
ность их героев, многие сценические
образы в силу неудовлетворительчой
режиссерской трактовки были обед-
нены. Спектакли ставились небрежно,
исполнялись без под’ема; неудовлет-
ворительным было и художественное

оформление,
	Руководители театра пытались на
заседании об’яснить причины неудач
«об’ективными» условиями: плохим по-
мещением, . «заигранностью» отдель-
вых ‘пьес.в, Москве и даже... плохой
рекламой! Истинное положение ‘дел
вскрыли в двоих выступлениях акте-
ры Горьковского. театра. Артисты
Т. Рождественская, А. Самарина,
	Н. Левкоев, А. Чистяков, В. Соколов-
ский говорили о царящей в театре
атмосфере самоуспокоенности, об от-
сутствии критики и самокритики, о
плохой работе с молодыми кадрами,
0б оторванности художественного ру-
ководства от коллектива и т. д.
Суровой критике и осуждению бы-
ли подвергнуты формалистическая
постановка .«Виндзорские насмешни-
цы» и спектакль «Наш современник».
	Комитет по делам искусств при <о-
вете Министров РСФСР в своем ре-
шении подчеркнул, что ошибки теат-
ра являются результатом зазнайства
художественного руководства и на-
саждавшегося им настроения «после-
	юбилейного» благополучия.

Главному режиссеру Н. Покровско-
му  об’явлен выговор. Режиссер

С.‘ Марголин” — постановщик  спек-
Таклей «Наш современник» и «Винд-
зорские насмешницых _ освобожден
от работы. Спектакли «Закон чести»,
«Виндзорские насмешницы» и «Наш
современник» сняты ‘c репертуара
Горьковского театра впредь до ко-
ренной переработки их режиссерской
редакции.

Справедливо обсудив Горьковский
театр за его ошибки, Комитет по де-
лам искусств, однако, ничего не ска-
зал о своей доле вины за провал га-
стролей театра в Москве. Мало инте-
ресуясь жизнью этого театра, Коми-
тет  передоверил предварительный
просмотр спектаклей, предназначав-
шихся к показу в столице, театраль-
ным критикам из ВТО, безответствен-
но отнесшимся к своей задаче.
	Мистер Рэнк в услужении у Голливуда
	ливуд Наравне со своими фильмами
премирует какой-нибудь фильм Рэнка
и когда в голливудской прессе о нем
появляются блатожелательные рецен-
зии. Аосмополитическая гордость
Рэнка вполне довольствуется этими
похвалами голливулеких хозяев. ‹
	В своих воспоминаниях, частично.
опубликованных в прошлом году,
Рэнк не обмолвилея ни одним словом
© том, при помощи каких махинаций
и темных сделок он завладел англий-
ской кинопромышленноетью. Он пи-
шет, что многие уважаемые в обще-
стве люди советовали ему  «остере-
гаться» кинематографии: «Меня. пре-
дупреждали, что я встречу здесь лю-
дей, которые постараются низвести
меня до своего морального уровня. Я
отверг их советы, потому что. чув-
ствовал себя призванным для этой.
работы».

- Это липемерное заявление выгля-
дит. емехотворно. Трудно сказать, ва
каком моральном уровне находился.
Рэнк в дни своей юности. Но сейчас
о его моральном облике дает ясное
представление тот факт, что интересы.
национальной кинематографии ‚он.

продает во имя своей личной нажи-
вы. 0б`этом хоропю известно не
только в Англии. но и лалеко за ее
	пределами Г
В. КОЛОДЯЖНАЯ.
	это вынужденное сокращение про-
изводетва, казалось бы, должно быть
невыгодно Рэнку — собственнику
киностудий, но его вполне устраивает
полученная за это солидная денежная
подачка. Кроме того, Рэнку — вла-
дельцу кинотеатров — выгодно де-
монстрировать американские фильмы,
которые продаются дешевле, чем ан-
глийские.

При помощи Рэнка и благосклонном
содействии лейбористекого правитель-
ства английская кинематография ока-
залась задушенной Голливулом, ПШо-
MEMO того, что искусственно сокра-
щен выпуск английских фильмов и
безработица среди кинематографиетов
Англии приняла поистине страшные
размеры, английские фильмы, ‘кото-
рые еше продолжают выпускаться,
умьниленно подражают  растленной
продукции Голливуда. Растет процент
гангстереких и пеихопатологичееких
драм. На студнях Рэнка все шире ч
шире практикуется ° «совместное»
произволетвю ‘Фильмов: американские
	режиссеры, которым поручаются ate
постановки, привозят © собой из Гол-
ливуда своих кинозвезд, сценарии,
декорации и даже своих техников.
При этом прихвостни Рэнка бойко
кричат о том, что «Рэнк конкурирует
‹ Голливудом», «поднимает престиж
английского кино» ит. д. Особенный
шум и визг поднимается. когла Гол-
	Мистера Джозефа Артура Рэнка пе
праву называют английским KUHO-
‘королем: ему фактически принадле-
жит болышая часть английской кино-
промышленности, почти вее круй-
ные киностудии и лучшие кинот®ат-
ры страны.

течение своей шестидесятилет-
ней жизни Рэнк совершил немало
прибыльных дел. В настоящее время
он руководит 70 компаниями, KOTO-
рые владеют транспортом, занимают-
ся- консервированием продуктов, пе-
чатанием газет, торговлей мукой —
всего не перечислишь. Кинематогря-
фии отведено почетное месте среди
этих занятий, почти такое же, как
‘управлению наследственным мучным
комбинатом, в который вложено 8

миллионов фунтов стерлингов.
Прихвостни Рэнка пытаются дока-
зать, что он посвятил себя освобиж-
дению английского кино от голливуд-
ской зависимости. Однако на деле вее
обстоит согершенно наоборот: ‘мистер
	Рэнк верно и преданно служит Голли-
вуду и усиленно помогает ему захва-
тить английский кинорынок.

В настоящее время Голливуду при-
надлежит свыше 80 проц. экранною
времени английских кинотеатров. Ая-
глийская кинопромышленность ве
имеет права производить ‘и демонет-
рировать ‘свои фильмы в количестве,
превышающем ворму, дозволеннуто
Голливулом.: :
	Тематика творчества Свида глубоко народна. Он стремится пока-
зать прекрасную жизнь, которую принесла в Закарпатскую Украину ©
советская власть, ‘пафос созидательного труда, новых людей Совет. _
	ского Закарпатья
	Талантливый скульнтор, получивший возможность свободно тво-
рить, идущий по пути социалистического реализма, создает произве-
дения. достойные героической советской действительности.
			На снимках: резьба по дереву скульптора. В. Свида. Вверху —
композиция «Прощание партизана», справа — скульптура «Гуцул».
	Как рассказал сотруднику «Совет:
ского искусства» директор музея
МХАТ, старейший русский писатель
Н. Д. Телешюв, Станиславский , наме-
ревался незадолго до смерти передать,
в свою очередь, «наследственный ве-
нок» лучшему ученику. Об этом наме-
рении Станиславский лично говорил
Телешаву. Смерть помешала Констан-
тину Сергеевичу осуществить свое
желание.
	Сейчас музей изготовляет слециаль-
ную витрину и обитую черным барха-
том подставку длятэтого замечатель-
ного экспоната.
	исследование, обмеры и консервацию
руин, экспедиция вернется в Москву.
i

Институт готовит к печати первый
том «Театрального наследства», посвае
щенный 125-летию Малого театра.
Среди публикаций, включенных в кни-
гу,—письма М. С. Щепкина к членам
своей семьи, написанные в последние
годы жизни великого актера, и новые
материалы об А. Н. Островском. Зна-
чительное место в томе займут статьи
о первых постановках в Малом тезт-
	ре ньес советскех драматургов.
ea
=
	Научные сотрудники института з3-
кончили работу над первым томом
«Истории русского театра», охватыва-
ющим период от возникновения рус-
ского театра до начала ХХ века. Ве-
дется работа над шестым томом, по-
священным истории русского театра в
советский период
	{3 Малый зал консерватории 24 сентября
открывает новый сезон концертом ` заслужен-
ного. квартета им. Бетховена. В программе кон-
церта — камерные произведения Чайковского.

© В ближайшие дни в Большом ‘ТЗатре от-
крывается «Клуб выходного дня» для. молодежи
творческих и производственных коллективов. те-
атра. В клубе будут происходить встречи ра-
ботников театра с деятелями искусств столицы.
с писателями, учеными, молодыми рабочими за-
Boda «Серп и молот», над которым Большой
театр осуществляет культурное шефстао.

С В новом учебном году в лектории Госу-
дарственного музея изобразительного искусстьа
им. А. С. Пушкина будут прочитаны лри бол“
ших цикла лекций: «Искусство эпохи возрож-
пения», «Скульптура древнего мирах и «За-

падноевропейская классическая живопись
ХУП—ХУШ веков».
	©) Государственный ансамбль народного тан-
ца Союза ССР выехал в гастрольную поездку
по республикам Средней Азии.
	3 музее Московского Художествен-
ного театра хранится редкий  экспо-
нат—<еребряный венок. История этого
венка такова. Общество русских дра-
матических писателей, основанное
А. Н. Островским, преподнесло венок
знаменитому русскому актеру И. В.
Самарину в день празднования 50-ле-
тия его сценической деятельности.
Тот передал венок «по наследству»
своей любимой ученице — артистке
Малого театра Г. Н. Федотовой. По-
следняя, уже в преклонном возрасте,
возложила венок, как символ славы,
на голову своего ученика К. С. Ста-
ниславского.
	На-днях в Грузинскую и Азербайл-
жанскую ССР выехала научная экспе-
диция Института истории искусств
Академии наук СССР, возглавляемая
архитектором П.` Барановским. Oc-
новная цель экспедиции — изучение
взаимосвязей в архитектуре древней
Руси и Кавказа.

Участники экспедиции начнут свою
работу < исследования древнехристи-
анских храмов Х!-—ХИ‘вв., располо-
женных в абхазских селениях Пицун-
да, Лыхны, Мокви и других. Затем,
следуя вдоль Кавказского хребта,
они достигнут ущелья Лекит (Азер-
байджанская ССР), гдез 1939г. архи-
тектор П. Барановский обнаружил ру-
ины древнего храма У1-—УП вв. н. 3.
представляющие исключительный
интерес. Произведя расчистку завалов
этого архитектурного памятника, его
	@ Учреждено переходящее Красное знамя
Московского областного комитёта союза Рабис
за лучшее выполнение театрами творческого и
производственно-финансового планов. Знамя бу-
дет присуждаться каждые три месяца.
	{3 Начались конкурсные испытания в аспи-
рантуру творческих мастерских и Научно-иссле-
довательского института Академии художеств
СССР. Прием в аспирантуру производится
впервые.
	© В выставочном зале Союза советских ху-
дожннков открылась выставка графических про-
изведений художников. Эстонской ССР.
	«9 На-дьях в Центральном доме работников
искусств состоялся общественный просмотр но-
вой программы эстрадного ансамбля под ру-
ководством А. Вернера — «Не в бровь, а в
глаз». Это — театрализованное представление,
об’единенное темой борьбы с поджигателями
новой войны. Программа включает также песни
советских композиторов, танцы, интермедин К
номера оригинальных жанров.
	ДОРОГАЯ РЕЛИКВИЯ
	К 45-ЛЕТИЮ CO ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. ОСТРОВСКОГО
	В связи с исполняющимся в кон-\ концертных бригад’ в Загорский и
	це сентября, 45-летием со дня рожде-
ния Н. Островского Московская го-
сударственная филармония устраива-
ет в парках, дворцах культуры и ра-
бочих клубах столицы литературные
	концерты, ноевященные HaMATA 3aMe-
чательного`‘Писателя,.

Московская областная. Е
отметит эту дату посылкой двух
	«Собака на сене» (1936 г;): и «Ва-
ленсианская вдова» done ase Bera
(1939 г.), «Двенадцатая ночь» Шеке-
пира (1938 г.), «Школа злословия»
Шеридана (1936 г.). «На бойком ме-
сте» Островского (1941 г.). Пренебре-
rad автореким текстом, Н. Акимов во
имя «театральной выразительности»
придумывал. новые персонажи, вво-
 дил новые сцены и превращал свои
‘спектакли в демонстрацию «эффект-
ных» трюков; цирковых ^ аттракцио-
Нови прочей режиссерской отеебяти-
НЫ.

Ora акимовская игра в. «форму»
означала не что иное, как бегство от
жизни в «красивый» мир «чистой
  комедийности». ’Восприняв от своих
‘западных «учителей» растленную фи-
лософию  человеконенавистничества
‚и пошлости, Н. Акимов превратил
свой постановки классических пьес
в злую издевку над всем прогрессив-
‚ным, светлым и чистым, что осталось
нам в наследство от классической ли-
тературы.

Глумясь. над классикой, HL. Акимов
«с блеском» ставило всяком рода
драмодельчеекие опусы  лабишей,
DUCRHAHK,, летразов и прочих .запад-
ных «божков».

В 1946: году. ‘после постановления
ЦЕ ВЕТЕб)‘о репертуаре драматиче-
ских театров, АКИМОВ вынужден был
провести внешнюю ‘перестройку. На
афише театра стали появляться наз-
вания советских пьес. Изменился ре-
пертуар, но не изменилея творческий
метод. Выступаязв 1948 году на кон-
ференции-о-путях развития ‘советской
комедии, ”Н. Акимов почтв  полно-
стью воспроизвел” свою Порочную
идейно-творческую программу и пы-
тался популяризировать. среди дея-
телей советского искусетва свой метод
«чистой комолийности»,

Игнорируя содержание  произведе-
ний и преклоняяеь перзд чистой ко-
медийной техникой. он по сути дела
Рел открытую атаку Ha основтюй
принцип нашего -искусства — прин-
цин нартийности; ‘большевистской
идейнссти. * ПропоРедуя exex ради
смеха и отрицая ‘социально-обличи-
тельные функции комедии, H, AK41-
мов заявлял, чтб «...несколько вели-
ких классиков, неосторожно назвав-
ШИХ ерои печальные пьесы комелия-
	ми, внесли. чрозвычайную путанипу в.
	этот термин». Чродолжая наскоки на
глубокое илейное содержание русской
	‚ Орехово-Зуевский районы Москов-

ской области. Лекторы и артисты

филармонии проведут там лекции-
  концерты, в программы которых вой-
  дут лекции о жизни и творчестве
  Н. Островского, чтение глав ero po-
манов, отрывки из инсценировки «Как
  закалялась сталь», любимые песни
  писателя.

` «теоретик» утверждал: «...перед ко-

медией ставитея серьезная задача. от
  Hee требуют, чтобы задача эта была
решена самым серьезным образом. Ee-
  TH автор это выполнит, TO комедия
‘Тут же перестает быть комедией». И

дальше: «...комедию сначала упрека-
  ЮТ в том, 9Т0 она не выполнила, а по-
‚том навязывают такую задачу, кото-
‘рую она выполнять не должна». Пере-
черкнув весь опыт русской классиче-
ской и советской драматургии и зая-
BOB, что «комедией мы будем назы-
вать веселую пьесу...», Н. Акимов
‘свел задачи советской комедиографии
К усвоению комедийной техники фран-
  цузекого водевиля.

Советская пьеса не получала в по-
становках Н. Акимова глубокого и
правильного истолкования. В пьесе
«Остров мира» Е. Петров, срывая
маски с англо-американских — «миро-
носцев», разоблачил звериную, хищ-
ническую сущность «просвещенных»
дикарей имперкалистического мира и
противопоставил HM наивного, но
  честного человека — Махунхину. 0д-
  нако постановщик спектакля Н. Аки-
мов. принес в жертву «чистой коме-
дийности» этот. единственный поло-
жительный образ и изобразил его
варваром-обезьяной. Режиссер пюте-
шалея над этим представителем коло-
ниального мира, вероятно, для того,
чтобы продемонстрировать прыжки,
лазанье по. стенам, трюки с оже-
рельями и бутылками и прочую
«чистую» комедийную технику.

Н. Акимов наиболее откровенно ре-
ализовал свою теоретическую — про-
грамму в постановках классических
пьес. Во имя трюка он заставил муж-
чину играть роль Мерчуткиной в
«Юбилее» Чехова. В спектакле «0
любовью не шутят»  Кальдерона
Н. Акимов не только шутил, но и глу-
милея над настоящими человеческими
чувствами, обыгрывая бесконечные
шлепки, падения, битье посуды ш про-
чие «эффектные» аттракционы. Тот
Же «мех ради смеха» характеризует
и спектакль «Лев Гурыч Синичкин»,
где трогательные образы Снничкина
1и Лазаньки искажаются неожиданны-
ми трюками постановщика.

Разоблачение вредных теорий и
антиреалистических методов Н. Аки-
  мова мобилизует творческие евлы ©9-
 ветского театра на решительную
борьбу против всяческих проявлений
формализма в советском искусстве.

В Институте истории искусств
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
		Ответы на вопросы читателей
	„Чистая комедийность“—
разновидность формализма и эстетств
	В. редакцию газеты «Совет-
‘ское’ искусство» обратился
читатель С. Чернышов (Мо-
сква) с просьбой ответить на
‘вопрос: что представляет со-
`бой. «экспрессивный  реа-
лизм» И «чистая комедий-
‚ Ность», характерные для «ре-
‚жиссерского метода» бывше-
го ‘руководителя Ленинград-
ского театра комедии
Н: Акимова.
7 }
	Порочные взгляды Н. Акимова на
природу театра. имеют свою’ историю.
	Еще в. 1935 г эн попыталеа 000н9-
	вать с89е мнимоноваторское Полодл:-
ние 0б «экспрессивном реализме». `В
статье «Хуложник в театре» Н. Аки-
мов писал:

«Веячески стараясь не повторять-
ся и очень любя новизну в приемах,
считаю нужным ограничить это раз-
нообразие своей единой манерой и, я
бы оказал. единством в способе вос-
приятия действительности.

Единство это лежит для меня, вы-
ражаясь декларативно, и в экепрес-
CHBHOM резлизме».

Вся «новизна в приемах» Акимова,
каки его «экспроссивный реализм»,
светись к некритическому перенесе-
нию  порочных антиреалистических
методов растленного западного искус-
ства в советский театр. Неудивитель-
но, что в качестве своих учителей i
наставников Н. Акимов избрал не
классиков русского и мирового реаля-
стического искусства, ‘а типичных
представителей декаданса и форма-
лизма. Долгие годы творчество Н.
Акимова как режиссера и художника
было посвящено то иллюстрированию
произведений Анри де-Ренье, Андре
Жила Жюля Ромена. то оформлению
	или’ постановке. пьес Газенклевера,
Толлера, Лабиша, Рискина и им ®-
добных.

Систематическое игнорирование
	русской классики . и советской ‘дра-
матургии. настойчивое протаскивание
			прямой отказ от об`‘ективного OTO-
бражения материальной. действитель-
	ности и полмена его -илеалиетической_
	болтовней о самоценности комедийных
выразительных средств и театраль-
ной формы, т.е. «искусства для. ие-
кусства». .

Ложный метод  «экепрессивного
реализма» заставил Акимова придать
первостепенное значение театральной
технике, считать ее; «определением
направления», «художественной по-
литикой». «Техника сцены, — пи-
сал Н. Акимов. — постеенно  начи-
	нает выражать не благосостояние
данного театра, а его ‘взгляды, его
Кр».
	Отказываяеь от содержания в ис-
кусстве и всячески фетишизируя Te-
атральную технику, Н. Акимов дохо-
дит JO следующих «геркулесовых
столбов» «Заветной мечтой моей яр-
	ляется достижение такой — вырази-
тельности предмета, при которой
предмет не стыдно былобы ставить
	на сцену рядом с хорошим актером.
Пока это — утопия. Однако, если бы
удалось когда-нибудь внеети на еце-
ну такой стул, от которого-зал зары-
дал бы, можно ‘было бы спокойно
умереть. Еелж бы Ван-Гог ` работал
сейчас в’ театре; он этого, ^ вероятно,
достиг бы».

Реализуя своею «теоретическую»
программу, применяя на‘ практике
свой метод, Н. Акимов повторял в м-
дернизированном виде старые мейер-
хольдовские зады. Произведения  ве-
ликих классиков-— Шекспира, Оетров-
ского, Мольера в постановках Н.
Акимова извзащалиеь до неузнаваемо-
сти. Особенно ярко нигилнетическое
‘отношение к классике отразилось в
постановке «Гамлета», осуществлен-
‘ной Н. Акимовым в Театре им. Вах-
tanrona, Отрицая философскяй смысл
трагедий Шекспира, постановщик
превратил ев в фарсовое зрелище, где
Гамлет изображался немецким бюрг-
юм, а Офелия—потаскушкой. Такое
же глумление над лучшими. произве-

дениями русской и мировой классики
	в репертуар театра такой драмодель-
ческой стряпни, как «Скончалея гос-
подин Пик» Пейро Шанюи, «Малыш»
Летраза, «Дорога в Нью-Йорк» Рис-
‘кина, «Путешествие — Перришюна»
Лабица и прочей  американо-фран-
цузекой пошлости, — яркое‘ евище-
тельетво вредной  космополитиче-
ской сущности «теорий» испрактики
Н.: Акимова.

Стоит раскрыть акимовские секре-
ты «чистой комедийности» и «теап-
ральной выразительности», которыми
маскировал`Н. Акимов свой «экепрес-
‘сивный реализм», как перед нами
‘предстанет развернутая программа
` безидейного антиреалистического ис-
‘кусства, открытая проповедь форма-
  SHSM.

Не признавая ведушей роли драма-
тургии в театре, пытаясь лишить te
глубокого идейного содержания и
превратить в повод для формалисти-
ческих трюков. Н. Акимов писал:
«...большинстве пьее строится . из
двух неравных частей. Меньшая —
действенная, раскрывающая интригу,
и большая — разговоры.

Разговорная, бездейственная часть
пьесы обычно, состоит. из «идеологи-
ческих» рассуждений, пришитых в
пьесе для сообщения ей созвучности
эпохе, плюс разговоры вообще... Для
того, чтобы разговоры эти как-то
вообще слушались, приходится. прибе-
тать к отчаянным, чисто искусетвен-
ным средетвам, развлекая зрителя до-
бавочными аттоакционами...». И даль-
ше вывод: «Пьеса является тут уже
не драматургическим произведением,
а лишь плохим литературным. либрет-
то к замыелу спектакля».

Став на позиции мейерхольховеко-
го отрицания драматургии, Н. Акимов,
  естественно, пришел в отрицанию a
  самой сущности искусства, как прав-
`дивого отображения лействительно?ти.

Вместо етремления к наиболее полна-.
	  му и глубокому показу жизни, к
‚ четкой характеристике эпохи и на-
рода Н. Акимов советовал «историю и
географию принести в жертву  теат-
ральной выразительности». Это был
			Редакционная коллегия:
	С. Б. СУТОЦНИЙ (редактор), А. А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	Ленинградская ордена Ленина Государственная консерватория
имени Н, А, Римского - Корсакова
	ОБ‘ЯВЛЯЕТ КОНКУРС
	замещение должностей профессорско-
преподавательского состава:
	нального пения.
	одного професс

а < ба

a es ae дирижирования,
‚одного профессора оперной подготовки,
двух доцентов — заведующих кафедрами спе
одного доцента духовой инструментовки,

вух доцентов специального пения,
	одного доцента по специальности контрабаса,

одного доцента по дирижерско-исполнительскому анализу симфонических и оперных
итур,
	истории смычкового искусства,
туое.
	одного доцента по специальности теории и и
одного доцента по русскому языку и литерат\
	7Келающие ‘принять участие (в конк
	‘срии (Ленинград, Театральная пл.,
ложением слелующих документов в двух экземплярах: 1) nunuacn
oY . ae

а
	  Н аттестата о высшем o6pa-
Ученом. звании и диплома об
‘и с последнего места работы,
альностей — описания исполни-
аучных работ.
	CTT
Now No 2606.

mae By et OE GPE PHAABHO 3aBePeHHOH Kom
зованин, 4) нотарнальна ‘заверенной копии аттестата об

ученой степени, 5) деловой и политической характеристику
6) списка научных работ, а для исполните льских специа
тельской и педагогической деятельности, 7) основных wo.
	характеризует авимсвекие спектакли   клессичегкой ий советской комедии, }
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отделы информации, архитектуры — ‘К’ 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразательнчх искусств —К 1-48-08.
	Т”пография «Гудок», .
	Москва, ул. Станкевича, 7.