ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	Плакат художника В. Брискива, выпущенный издательством
«Искусство» к Международному дню ‘борьбы за мир
		Мир победит
войну!
	Вак только рабочий классе России взял власть в вои руки, кая
телько Владимир Ильич Денин провозгласил побелу советского строя,
был обнародован исторический декрет о мире. Над полями Европы, изры-
тыми траншеями, обильно политыми солдатской кровью, над всей изра-
ненной, исковерканной землей разнестись поостые, честные слова-—слова,
выразявигие волю народную, — конец войне, конец кровопролитию!..

Так ознаменовал начало новой исторической эпохи русский проле-
тариат. о
	Гешительно и.энергично выступив против империалистических, ва
хватнических войн, он хекларировал свою политику мира, верную,
незыблемую, на веки-веков неизменную политику, продиктованную  34-
ветными чаяниями народов. == =”

И тогда же в лагере империалиетов поднялея’ злобный вой — до
смерти испугавшись нашего декрета о мире, они негодовали, проклинали
нас за этот декрет. Они не желали мира.

Тридцать. два года новой истории ничего не изменили в их взгаядах
на мир и войну.

Мы, как всегда, стоим за мир безоговорочно, неколебимо.
Они, как и раныше. хотят войны.
	Околько, раз советские дипломаты, выражая волю правительства и нз-
редов нашей страны, выступали на конференциях ‘© поедложением о всо-
общем разоружении. Но никогда, никакое правое или «левое», консер-
вативное или «ссциалистическое» правительство империалистических го-
сударств не соглашалось с`нашими предложениями. Куда там! Разве yro-
BOPHHIh твердолобых, разве докажешь им, что война — это преступле-
ние, когда они видят в ней источник обогащения, способ подавления ре-
волюционного движения, средство продления своей черной. власти над
народом. Напротив, они готовы предать анафеме и самое слово «Мир».

Что ж, советские дипломаты терпеливы. Они еще и еще раз понытают-
ея образумить ачесонов и бевинов. Они сделают вее, чтобы Организация
06’единенных Наций послужила миру. А мы, миллионы и миллионы 69-
ветских людей, еще теснее сомкнем свои ряды, уверенные в том, что мо-
гущество нашей великой Родины, наша бдительность, наша организован:
ность, наш опыт разоблачения поджигателей войны, врагов мира, — луч-
шая гарантия мира. Весь трудовой люд всех материков — вот наши ©9-
юзники в борьбе за мир во всем мир?! ‘

Мы уверены, что наш лагерь — демократический, свободолюбивый
лагерь сторонников мира — сильнее поджигателей войны.

Американская пропаганда пытастея отравить сознание масе. Наред-
кость согласованно лгут хриплые радиоголоса Америки, Англии, шайки
Тито. В этом дружном, но‘отвратительном хоре нет, конечно, ничего
удивительного. Потому что нет никаких существенных различий между
американскими. ‘и британскими высокопоставленными обержандаруами и
югославскими фашистами, вроде Тило—Джиласа. Да, все они управляются,
конечно, из одного центра, одной волей — волей Уолл-стрита. Они исполь-
зуют опыт бесноватого «фюрера», претендовавшего на мировое гостод-
ство, используют все до единого его пропагандистекие лозунги. Можно не
сомневаться, что «Майн кампф» стала настольной книгой этих «демокра-
тов». И уже совсем по-гитлеровеки вопят они на страницах своей печати
и перед микрофонами, провозглашая новый восточный гохол!.. Да Bor 63-
да! — народ не хочет строиться в эзееовекие колонны!

На’ весь мир прогремела клятва борцов за. ми... В. Париже, Праге,
Нью-Йорке, Будапеште, Вроцлаве,  Мексико-Сити,-Москве встретились tf
крепко пожали друг другу натруженные руки мастера Физического и умет-
венного труда, честные и мужественные люди — посланны всех наций
мира. Эту клятву услышал земной шар. Все, кому дорог мир, видят в
Советском Союзе оплот своих надежд, самую верную гарантию против
любых милитаристических провокаций. Они ‘знают. его силу и его добрую
волю — неодолимую волю в миру. :

Мы знаем, с каким страхом ждут провокаторы войны назначенного
на 2 октября Международного дня борьбы за мир. Вее`их затеи решительно
провахиваются. Изо всех сил поддерживали они гоминдановского диктатора
Чан Кай-ши, видя в нем всеазиатского городового. Прювалилиеь! Хитро был
задуман план колонизации Балкан пои помощи Тито: и. его агентубы, нл-
нодобие Райка. Провалилиеь! Более всего уповали американские гангетеры
на атомную бомбу. Теперь и этот козырь бит.

Вспомним, товарищи, как спокойны мы были, ‘когда они, американские
держиморды, угрожали нам атомной бомбой. И. поглядите, какой переполох
начался у них поеле сообщения ТАСС or 25 сентября!

Еще бы! Нас не очень интересует. психология бандитов. Но можно
себе представить, что негодяй, готовящийся совершить преступление, Bee
время живет в состоянии  панического страха и каждую секунду тотов
закричать «караул!» Именно в таком состоянии застало американских
исгромщиков сообщение ТАСС. Они до смерти - напуганы Тем, чем ‘сами
пытались залтугать нах.

Но мы не размахиваем, ‘подобно тосподам из Вашингтона, атомной
бомбой. Советская делегация на происходящей’ Генеральной Ассамблее
Организации 0б’единенных Наций снова предложила запретить. исполь-
зование атомного оружия и заключить Пакт по. укреплению мира. Ибо
наша миролюбивая политика остается неизменной.

Нет; мы не грозим атомной бомбой, — мы грозим миром. А для импе-
риалистических заправил это куда страшнее. На страницах американских
га2ет то и дело появляются панические вопли: «Мирное наступление
русских». Да, мы наступаем на вас, господа поджигатели войны! Это —
действительно наступление, это — яростная и беспощадная атака, BO?
нет оружия страшнее для вае, чех оружие правды. Нас поддерживают в
этом наступлении несметные армии сторонников мира: Идет бой, жесто-
кчй бой е провокаторами войны.

И армии мира победят в своем великом наступлении, потому что во
главе их стоит Сталин!

Мир победит войну! - CS
	Анатолий СУРОБ.,
	ИСКУССТ
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
		>
	о рообн
	КОНЦЕРТНЫЙ СЕЗОН

В ЛЕНИНГРАДЕ
ЛЕНИНГРАД, (Наш `корр.). 27
сентября открылся концертный сезон
в консерватории: им. Римского-Корса-
кова. В первом концерте было испол-
нено трио Римского-Корсакова для
фортепиано, скрипки и виолончели.
два вокальных цикла из произведений
советских. композиторов ‘и квинтог
Д. Шостаковича-`для` фортепиано и

струнного квартета, ae
‘ Koncepnaropa ‚приступила‘к ‘орга-
низации симфонического оркестра, ко-
	Clit DAH E
		за бобвую —
Tearpanbayia MpuTey!
	Партия большевиков неустанно! лизу и обобщать тенленции в разви-
вела и ведет борьбу за высокую идей-  тии драматургии и театра. т

ность и хужюжественное совертенство  Общая и специальная печать в
советской литературы и искусства,   своей работе опирается ‘на узкую
за создание новых, подлинно совет- группу рецензентоз, мало расширяет
ских. партийных пьес и спектаклей! круг квалифипирванных авторов.
	недостаточно. привлекает в. оценке
явлений искусства: специалистов. На
	на совремеппые темы,
Еще в 1929 году товарищ Сталин.
	нах © Vay IMA Iba een ee ИНЕТ ——— Err oA arene мимо pan.   д; Пюстаковича- для `
указывал. что в области драматургии страницах газет редко выютупают ®6-   струнного кааоела’
	дущие творческие работники, в’ теат-
розедческой печати отсутетвуют дис-
	и театра задача состоит «в т9х, что-
бы шаг за. шатом зыживать со сцены
старую и новую непролетарскую ма-

кулатуру в порядке  сорезнования,
путем создания могущих ее заменять
настоящих, интересных,  художест-
венных пьес советского характера».

За двадцать лет. прошелише после
того. как были написаны эти слева,
советская драматургия прошла боль-
шой и сложный путь. Лучиеими дрз-
матическими писателями созлан ряд
выдающихся по своим илейным и ху-
дхожественных качествам произведе-
ний. которые способствовали распве-
ту советекого театрального  искус-
ства.
	Новые залачи стоят перед созет-
скими драматургами и деятелями тез-
тра теперь, в исторический период
практического приступа к построе-
нию коимунизиа в нашей стране.
Еще болыне возрастает их ответ-
ственность за идейное содержание и
художественное качество всех созла-
вазмых ими произведений. Соответет-
венно возрастают и задачи литератут-
ной и театральной критики в борьбе
за лальнейпие успехи советской дра-
матургии и театра. Поддерживая и
активно пропаганлируя все переловое,
здоровое, подлинно новатожкое и
талантливое. что нарожлается в теат-
ре, разоблачая малейшие проявления
формализма,  эетететва, ремееленни-
чества, критик должен оказать ре-
альную помошь творческим работни-
кам, способствовать достижению но-
вых успехов в их леятельноети.
	Центральный Вомитет партии в
свое вгемя обязал релакции централь-
ных, республиканских, краевых и
областных газет систематически пуб-
ликовать статьи о новых пьесах и
спектаклях, привлечь в этой работе
политически зрелых, квалифициро-
ванных театральных и литературных
ЕрИТИКоВ. З& последнее время коли-
чество театральных рецензий, поме-
щенных в печати, увеличилось. Но
это только начало перестройки. В
передовой статье от 29 сентября «Б
новому под’ему’ театрального искус-
ства!»: газета «Правлз» справедливо
писала о том, что театральная кри-
тика еще не поднялась на уровень
TeX требований, которые пред`являет
к ней партия. Газета «Советское ис-
Еусство» и журнал «Театр» то сих
пор не стали организующими цент-
рами боевой партийной критики по
вопросам театрального искусства.

HW ono ce день критика отстает от
требований времени, не выполняет
своих залач, продолжает оставаться в
долгу перед народом. Одним из поро-
ков нашей литературной и театраль-
ной критики является слабая разра-
ботка вопросов теории, неумение в
полной мере использовать богатейпюе

наследство великих русских критиков
революционеров-демократов и тени-
альную теоретическую мыель класси-
ков марксизма-ленинизма.

Сегодня исполняется 11-я годов-
щина выхода в свет гениального тру-
да И. В. Сталина — «Краткого кур-
са истории ВЕП(б)». Эта книга, яв-
ляющаяся энциклопедией основных
знаний в области марксизма-лениниз-
ма, вооружила и вооружает миллиочы
советских людей боевой революцион-
ной теорией, идеями Ленина —
Сталина. Глубокое изучение  «Крат-
кого курса истории ВЕП(б)», трудов
Ленина и Сталина — путь к повыле-
нию идейного уровня кадров во всех
областях хозяйственного и культур-
ного строительства.

«Изучение истории ВКП(б), —
указывает товарищ Сталин, — изу-
чение истории борьбы нашей партяи
©0 всеми врагами марксизма-лениниз-
ма, со всеми врагами трудящихся по-
могает овладевать большевизмом, по-
вышает политическую бдительность».

Овлалеть большевизмом, знанизм
законов общественното развития, п-
высить политическую бдительность и
непримиримость к врагам и их аген-
туре, ко всяким проявлениям враж-
дебной нашему строю буржуазной иде-
огии — вот важнейшая задачз
всех работников советского театраль-
ного искусства — драматургов, актэ-
ров, режиссеров, театральных критя-
ROB.

Главной причиной отставания тез-
тральной критики является недоста-
точная разработка вопросов маркси-
стеко-ленинской эстетики. В. этом п
винны в первую очередь, конечно,
научно-исслеловательские  учрежде-
ния. Но и театральные критики. вы-
ступающие с рецензиями в периоди-
ческой печати. в основном ограничи-
ваются опенкой отдельных пьее и
спектаклей. избегая подвергать ана-
	куссии по важнейшим, ‘злободневным (TOP будет состоять. из любителей.
	вопросам театральното искусства.

Во многях театральных рецензиях,
публикуемых в печати, нет глубокого
профессионального разбора идейных
и художественных достоинств пьес
и спектаклей. В иных критических
статьях авторы ограничиваются пе-
ресказом содержания, изложением те-
мы; не давая анализа работы драма-
турга. режиссера, актера. художкика.
` Разгром грушты критиков-космопо-
читов, носителей враждебной нашему
народу буржуазной итеологии, создал
все условия для пгирокего разверты?
вания принципиальной партийной,
нелицеприятной критики, для разра-
ботки важнейших теоретических
проблем драматургии и’ театра.

Критика обязана всячески спобоб-
CTBOBATh развитию передовых. про-
грессивных тенденций в нашем
искусстве. Ее задачи — неустанно
воспитывать ‘деятелей советском
искусства в духе беззаветной предан-
ности делу партии Ленина— Сталина,
бороться за нерушимое елинетво тлу-
боко идейного содержания и высоко-
художественной, эстетически copen-
шенной формы, проявлять партийную
требовательность к оценке произве-
дений искусства.

«Рорьба за современный советский
спектакль, — как указывалось в пе-
редовой статье «Правды», — это от-
нюдь не только борьба за тему. Это
и борьба за высокую идейность, за
BEICOKOG художественное мастерство.
Непрестанно возрастают требования
советского зрителя. С каждым днем,
следовательно, должна повышаться
требовалельносеть драматургов и ма-
стеров театрального искусства к CBO-
ей работе».

Партия большевиков, ее вожди
Ленин и Сталин всегда направляли
внимание наших писателей, художни-
гов, артистов, композиторов на необ-
холимость овлаления высотами ма-
	стерства. Партия указывает, что хо-
	роший и значительный идейный за=
мысел произведения должен быть вы-
ражен совершеннейшими приемами и
средствами художественного  творче-
ства.

Театральная критика обязана ве-
сти решительную борьбу с попытками
отдельных драматургов спекулиро-
вать на теме. с попытками драмоде-
лов-ремесленников прикрыть убогое
идейное и хуюжественное содержание
	своих произведений бутафорскими
атрибутами мнимой современности и
актуальности.
	Главный судья в соревновании за
создание настоящих, интересных, ху-
дожественных пьес советского харак-
тера — это зритель, наш народ. с9-
ветекий человек. Поэтому следует
чаше привлекать зрителей к выска-
зыванию своего мнения 0 том или
ином спектакле, о той или иной пье-
ce.  «Грибуна зрителя» должна
занимать видное место на страницах
газет. Культурные запросы нашего
народа неизмеримо выросли, рядовой
зритель стал отлично разбираться в
сложных вопросах драматургии и те-
атра, и его мнение сможет оказать
большую помощь творческим работни-
Бам.

А. Фадеев в статье «0 литератур-
ной критике» отметил неправильное
разделение литературной критики на
«литературоведов», ушедигих в проп:-
лое, и на критиков, занимающихся
современной литературой. Это пороч-
ное разделение существует и в теал-
ральной критике.

Многие крупные специалисты в
области театр» и драматургии занин
маются только историей, не участвуя
в оценке тюизведений современных
авторов. Между тем отсутствие ак-
тивного отношения к современному
театру, отсутствие живой, кровной
заинтересованности в судьбах ©овре-
менной драматургии приводит некото-
рых специалистов к серьезным идей-
ным порокам в их работе, мешает им
в их научно-исследовательской  дея-
тельности.

Велика любовь нашего надода к те-
атру. Советский человек видит в лу9-
ших современных пьесах и спектак-
лях отражение своих лум, своих 3а-
ветных чаяний, он вилит в театэе
мудрого учителя и друга. Долг наших
драматургов, актеров. режиссеров
быть достойными этого отношения
народа, быть. достойными  величест-
венных дней советской эпохи, Долг
	© оркестрантами: будут регулярно 3a-
`‘ниматься: студенты старших курсов и
‘аспиранты. `Намечено ‘подготовить
программу для совместного: выступле-
ния оркестра с молодежным. хором из
200’ человек, организованным . консер-
ваторией.
		eK TOHCKOM  «СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ
д ana acTo АЗЕРБАЙДЖАН»
музыки БАКУ. (Наш корр.). Бакинская ки-
	ностудия отметит 30-летие установле-
ния советской власти в республике
выпуском юбилейного цветного ху-
дожественно-документального  филь-
ма «Социалистический Азербайджан»,
Сценарий, написанный молодым сце-
наристом Имраном Касумовым на
конкретных фактах из ‘жизни азер-
байджанского народа, показывает тор-
жестве ленинско-сталинской нацио-
нальной политики.

Зритель увидит на экране истори-
ческие места, связанные с деятельно-
стью И. В. Сталина в Баку: типогра-
фию, где печатались большевистские
нелегальные и легальные органы, ре-
дакцию «Гудка», Баиловскую  тюрь-
му, куда товарища Сталина заточили
царские прислужники и откуда сн
продолжал руководить революцион-
ным движением, народный дом и за-
вод — места тайных заседаний Ba-
кинского комитета большевиков,
aT.

Широко будет показан на экране
сегодняшний день республики.

Семки проводят три с’емочные
групны, возглавляемые операторами
А. Шафраком. А. Атакишиевым и М.
	Дадашевым. Режиссер фильма
Киселев. ее
>
ПАМЯТИ
КОМИТАСА
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Исполни-
лось 80 лет со дня рождения выдаю-
щегося армянского композитора Ко-
митаса. Армянский народ чтит память
одного из лучших своих сынов. В го-
родах республики состоялась юбилей-
ная декада. Она заключилась то же-
ственным заседанием в Театре оперы и
балета. Музыковед С. Гаспарян сде-
лал доклад о жизни и творчс-
ской деятельности композитора.
Докладчик отметило исключительную
роль, которую сыграл. Комитас в раз-
витии армянской музыкальной куль-
туры. Состоялся большой концерт,
программа которого целиком была со-
ставлена из произведений Комитаса.
	Правительство Советской Армении
решило увековечить память Комитаса
постройкой в столице‘ республики па-
мятника знаменитому композитору.
Памятник будет воздвигнут в 1950
году. `

$
	РАБОТНИКИ ИСКУССТВ —
КОЛХОЗАМ
	ЛИЕПАЯ. (Наш корр.). Хорошую
инициативу проявили творческие ра-
ботники Государственного лиепайского
театра. Они взяли культурное шеф-
ство над молодыми колхозами уезда.
В колхозах, которые только на-днях
завершили уборку своего первого ype-
жая, организуются . музыкальные и
театральные коллективы  самодея-
тельности. Работники искусств реши-
ли помочь этим коллективам.

Большая дружба установилась ме-
жду театром и колхозом «Дарзкопис»
(«Садовод»). Колхозники коллективно
посещают спектакли театра: в <вою
очередь, концертные бригады арти-
стов — частые гости в колхозе.

Недавно в одном из передовых уез-
дов, Тукумском, состоялся День уро-
жая, в котором приняли участие кол-
хозы пяти волостей. Праздник начал-
ся просмотром колхозниками спектак-
ля «Доходное место» А. Н. Остроз-
ского в исполнении коллектива Лие-
пайского театра. В главной роли вы-
ступил заслуженный артист Латвий-
ской ССР Ян Грантинь, исполнитель
заглавной роли в фильме «Райнис».
	Театр показал также пьесу латыш-
ского прогрессивного драматурга про-
шлого столетия Палевича «Барыш-
ня». Вечером в парке колхоза состо-
ялся концерт симфонической музыки.
	х
ТЕАТР
им. ВАХТАНГОВА
В ГОРЬКОМ
	ГОРЬКИЙ. (Наш корр.). Здесь пье-
сой «Макар Дубрава» начались га-
строли Государственного театра им.
Евг. Вахтангова. Гастроли продлятся
до 9 октября. За две недели горьков-
скому зрителю будет показано 8 по-
станозок.
	Бчера закончился смотр эстонского
советского музыкального творчества.
Эстонские композиторы и многочис-
ленные исполнительские силы хоро-
пю подготовились к смотру. Музы-
кальная общественность столицы
Эстонии и гости, прибывшие из Мо-
сквы, Ленинграда, Риги, Вильнюса,
ознакомились с рядом симфонических,
оратсриальных, камерных, хоровых
хочинений, написанных за ‘полтора го-
да, прошедшие после исторического
постановления ЦК ВКП\б) об опере
«Велякая дружба».

Смотр продемонстрировал успехи
ряда эстонских композиторов. Осо-
бенно значительны достижения в _об-
ласти хоровой музыки. Программа
смотра, весьма разнообразная в жан-
 ровом отношении, включала ряд кан-
тат и болышое количество хоров, по-
священных великим вождям совет-
ского народа, прославляющих социа-
листический труд и всепобеждающий
советский патриотизм.

Следует отметить монументальную
«Кантату о Сталине» Э. Вырка, кан-
тату Э. Каппа «Власть народа» и ма-
стерски исполненные хоры, посвящея-
ные. товарищу Сталину, композиторов
Г; Эрнесакса, А. Вельмета и ряда
других. Тепло была пранята слушате-
лями кантата «О Ленине» Л. Таутса.

Выступавшие на обсуждении итогов
смотра дали положительную оценку
4-й симфонии старейшего композито-
ра Э. Каппа. Симфония, посвященная
советской молодежи, написана. в
светлом, жизнерадостном колорите.
Были также отмечены успехи компо-
зиторов молодого поколения — Л.
Аустер и Б. Кырвер, создавших кра-
сочные оркестровые сюиты на народ-
ные эстонские темы. Л. Аустер, кро-
ме того, написала цикл выразитель-
ных романсов на тексты Л. Койдула.
Ряд хоров и массовых песен на со-
временные темы подготовил B. Kuip-
вер.

Из произведений камерной музыки
положительную опенку получил цикл
фортепианных mec 3. Kanna «Кар-
тинки Таллина», превосходно испол-
ненных пианисткой Х. Сенп. Всяче-
ского поошрения заслуживает также
‚работа`в звуковом кино композитора
В. Реймана. И все же справедливо
отмечалось, что в области массовых
жанров, в частности в создании му-
зыки для ансамблей народных инстру-
ментов, композиторы Эстонии далеки
от стоящих перед ними задач.

С большим успехом прошла вчера в
театре «Эстония» премьера оперы
Г. Эрнесакса` «Берег бурь». Сюжет
оперы взят из истории борьбы эстон-
ского народа против упнетателей-по-
мещиков. Композитору удалось соз-
дать ряд ярких народных сцен, изо-
билующих превосходными. хорами.
Олера написана в хороших реалисти-
ческих традициях на интонациснной
основе народных ` эстонских песен.
Вместе с тем музыкальная драматур-
гия оперы страдает рядом недостат-
ков.

Итоги смотра эстонского музыкаль-
ного искусства — новое свидетельст-
во торжества советской многонацио:
нальной культуры, расцвета искус-
ства. эстонского народа, обретшего
свое счастье в дружной семье наро-
дов Советского Союза.

М.ЧУЛАКИ,
секретарь Союза советских
комлозиторов СССР.
		ТАЛЛИН. (По телефону.
корр. «Советского искусства»).
		АБХАЗСКИИ
АНСАМБЛЬ ПЕСНИ
	СУХУМИ. (Наш. корр.). Большей
популярностью у трудящихся Абха:
зии пользуется ‘ансамбль песни if
пляски Абхазской государственной
филармонии, которым руководит a2-
служенный деятель искусств Грузин-
‘ской  ССР. К. Гегечкори. р

В составе ансамбля — пятьдесят
певцов и танцоров. {В большинстве
своем—это  воспитанники художест-
венной самодеятельности. oo
  *B -peneptyape ancamO6na —  rpysun-
ские, абхазские ‘народные песни и
пляски, несни.советских KOMHOSATOPOS
Грузии.

Ансамбль часто ня В район-
ных центрах. Абхазии, в. колхозах. и
совхозах, на, предприятиях. Хорошо
известен ансамбль. и за пределами
республики. Этим летом он выезжал
в Батуми. Кутаиси, Махарадзе, Цхал-
тубо и другие города Грузии.

©

НЕИЗВЕСТНЫЕ РИСУНКИ
ЛЕРМОНТОВА
	САРАТОВ. (Наш корр.). В Сара-
TOBCKOM государственном художе-
ственном музее им. А. Н. Радищева
хранится, несколько неизданных под-
линных рисунков великого русского
поэта М. Ю. Лермонтова. На одном
из портретов рукой основателя музея
	художника А. Боголюбова сделана
надпись, подтверждающая, что это
«собственной руки рисунок поэта
	Лермонтова». Другие рисунки — го-
лова горца в папахе, набросок иллю-
страции к стихотворению «Валерик»,
эскиз портрета бабушки—<деланы ка-
‚рандашом в альбоме, полученном му-
  зеем в дар от журналиста И. Горизоч-
това больше сорока лет назад. К Го-
ризонтову этот’ драгоценный гальбом
попал из имения Столыпиных, нахо-
дившегося в селе Лесная-Незловка
Саратовской Е :
	ДВАДЦАТЫЙ
СЕЗОН
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Спек-
таклем «Чужая тень» К. Симонова на-
чал свой 20-й- сезон. . Свердловсквй
драматический театр.

До конца этого года театр подгото-
вит 6 новых спектаклей. Среди них—
«Враги» Горького, «Чайка» Чехова,
«Особняк в переулке» бр. Тур.

Коллектив театра работает с ураль-
ским драматургом Н. Салынским ‘над
его пьесой «Дорога первых», расека-
зываюшей о трудовых подвигах [ote
няков Урала. Постановщики спектак-
ля и автор пьесы выезжали на руд-
ники, где знакомились < работой шах-
теров. В частности, они встретились
с горняком-новатором лауреатом Ста-
линской премии Илларионом Янки-
НЫМ.

Молодежная группа театра репети-
рует пьесу «Девочки» В. Пановой.
		О ГЕРЦЕНЕ
	КИРОВ. (Наш корр.). — Областной
драматический театр. показал пьесу
местного молодого о  драматуога И.
Шишкина «Герцен в Вятке». Драма-
тург построил свое произведение пе-
ликом на местном материале. Авгор
рассказывает о периоде пребывания
Герцена в Вятке (ныне город Киров),
где он в тридцатых годах находился
в ссылке. Здесь Герцен вел ак-
тивную революционную пропаганду
среди крестьян, за что подвергся но-
вым гонениям со стороны царских чи-
HOBHUKOB.

Спектакль <Герцен в Вятке» по-
ставлен режиссерами Д. Козловским
и И. Шойхет. Декорации художника
А. Грозина. В’ роли Герцена выступил
артист В. Деньгин.
	ИНИЦИАТИВА
СЕЛЬСКОГО
КИНОМЕХАНИКА
	МОЛОДЕЧНО. Киномеханик Иван
Алексюх, переезжая из одного села в
другое, создает световые газеты на
местном материале и демонстрирует
их вместе с фильмами. За последние
два месяца он показал в колхозах Рз-
дошковичекого района свыше 50 но-
меров такой световой газеты.
	ДЕКАДА ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	В прениях высказались С. Улуг-
Заде, Ю. Болотов, Н. Львов,
А. Лацис, В. Залесский, С. Сутоцкий,
А. Штейн, И. Гуро и Б. Басаргин.

Выступивший в заключение Н. По-
годин призвал таджикских драматур-
гов возглавить в республике борьбу
за современный репертуар, за победу
стиля социалистического реализма в
	творчестве. таджикских театров.
er
i
	С большим успехом прошла закон-
чившаяся вчера декада таджикской
литературы. Вечера в концертных за-
	 лах, дворцах культуры и клубах пред-
	приятии и вузов, где выступали писа-
тели, поэты и работники искусств
Таджикистана, ‹обирали огромную
аулиторию слушателей;

Вчера днем в секции драматургов
музыкального театра Союза  совел-
	ских писателей состоялось обсужде-
ние либретто. оперетты Н. Кладо «Со-
ловьиный сад» (музыка С. Баласаня-
на и М. Вольберга, стихи Л. Давидо-
вич). ^

Декада таджикской литературы за-
кончилась вчера большим вечером,
который состоялся в Колонном зала
Дома союзов. Вечер открыл писатель
Б. Горбатов, передавший дружеский
привет гостям столицы —. писателям
и работникам искусств Таджикистана
от всех москвичей, которые проявили
большой интерес к декаде.

Под бурную, долго не смолкающую
овацию в почетный президиум изби-
рается Политбюро ЦК ВКП(б) во гла-
ве с товарищем И. В. Сталиным.

Секретарь ЦК КП(б) Таджикиста-
на Т. Пулатов в своем выступлении
подвел итоги декады таджикской ли-
тературы в Москве. Он отметил ис-
ключительно теплый и радушный пря-
ем москвичами участников декады.

. — B творческом единении предста-
вителей Таджикистана с общественно-
	стью советской столицы, — говотит
	28 сентября под председательством
Н. Погодина в Союзе советских писа-
телей СССР состоялось обсужден”е
произведений таджикских драматур-
гов. Сообщение о - пьесах «ЗолотоЯ
кишлак» М. Миршакара, «Краснопя-
лочники» и «В огнех С. Улуг-Заде и
«Против ветра» Н. Кладо сделали
А. Файко, Е. Сурков, И. Чичеров н
А. Глебов. , .

Эти произведения, за исключением
современной пьесы Н. Кладо, показы-
вающей сёгодняшний” день хлопковод-
ческого колхоза в‘его борьбе за куль-
туру труда-и быта, были написаны не-
сколько лет назад и являются, по Cy-
ществу, пройденным этапом для их
авторов. Новые пьесы, которые позво-
лили бы с болыней полнотой судить о
	тов. Пулатов, — проявились величие
нашей сталинской эпохи, торжество
нерушимой дружбы и братского сот-
рудничества народов великой страны
социализма. Декада превратилась в
подлинный смотр достижений куль-
туры таджикского народа.

Второй раз приезжают в Москву
представители искусства Таджики-
стана, чтобы продемонстрировать свои
успехи. В 1941 г, в Москве была прс-
ведена декада таджикского искус-
ства, достижения которой были отме-
чены лично великим Сталиным. Мы
с гордостью можем сказать, что наша
литература и искусство выросли, вы-
шли на всесоюзную арену, идут к но-
вому расцвету. .

Декада закончилась; она принесла
огромнейшую пользу писателям и рз-
ботникам искусств Таджикистана.
Встречи с трудящимися столицы, дея-
телями науки, литературы и искусства
Москвы останутся незабываемыми для
всех нас. Уезжая из Москвы, писате-
ли и артисты Таджикистана выпажа-
ют свою’ сердечную благодарность
москвичам и в их лице всему брат-
скому русскому народу, Центрально-
му Комитету нашей партии, правитель-
ству Советского Союза и лично вели-
кому вождю народов Сталину.

На заключительном вечере декады
	выступали таджикские писатели Мир-
	зо Гурсун-Заде, Мирсаид Миритаказ,
Рахим-Заде, народный поэт Таджики-
стана Хекмат Ризо. Переводы произ.
ведений таджикских писателей про-
чли народная артистка СССР В. Мз-
рецкая, заслуженный артист РСФСР
М. Названов, мастер художественно-
го слова Н. Першин, артистка Цен-
трального театра Красной Армии
В. Попова и артист Театра имени Мос-
совета А. Консовский.
	Вечер закончился большим концер-
том, в котором приняли’ участие ра-
ботники искусств Таджикистана.
	учрежде-   нашей большевиетекой. прицпиниаль-  Состоянии таджикской драматургии,
		Международный день борьбы за мир
	Новикова. С чтением стихов В. Мая-
ковского, К. Симонова, Пабло Неру-
ды и других поэтов выступят Ma-
стера художественного слова Н. Эф-
рос и П. Ярославцев.

+3)

Завтра Центральный дом ‘работни-
ков искусств, Союз советских писате-
лей, Союз советских композиторов и
Оргкомитет Союза советских худож-
ников организуют в ЦДРИ вечер, по-
священный Международному дню
борьбы за мир.

Председатель собрания — Ю. За-
вадский. С речами выступят Б. Горба-
тов, А. Герасимов, Н. ‘Охлопков,
С. Образцов, Н. Крюков.
	Московская филармония организует
2 октября в Центральном парке куль-
туры и отдыха им. Горького два кон-
церта, посвященных Международному
дню; борьбы за мир. В программе кон-
цертов — выступления поэтов и ‘Ма-
стеров художественного слова.

Международному дню борьбы за
мир посвящается и концерт, устраи-
ваемый сегодня филармонией в Доме
культуры транспортных втузов. Арти-
сты Театра им. Ленинского комсомола
С. Гиацинтова, В. Брагин и А. Вовси
исполнят сцену из пьесы «Особняк в
переулке». Испанский певец Фернан-
до Кордона споет «Гимн демократи-
ческой молодежи» композитора А.
	ной, дружественной критики—иИзо дня
в день множить успехи и достижения
советского театрального искусства —
самого передового и самого революци-
онного в мире.
	не были, к сожалению, переведены и
представлены ‘к обсуждению. Но и
этих пьес, как выяснилось на сове-
щании, создано еще слишком мало
по сравнению с произведениями дру-
гих жанров таджикской литературы.
Между тем; среди писателей Таджи-
кистана, как показал критический раз-
бор двух пьес С. Улуг-Заде, есть ли-
тераторы, наделенные большим драма-
туогическим дарованием.

Анализируя причины отставания мо-
лодой таджикской драматургии от
других литературных жанров, М. Мил.
шакар делает, в частности, обосно-
ванный упрек Комиссии по драматуэ-
гии ССП, не обеспечившей системати-
ческой творческой помощи  таджик-
ским драматургам.

Существенным препятствием на пу-
ти успешного развития драматургии
является То, ЧТо Таджикские театры
крайне мало и плохо работают над
современными ‘пьёсами. Н. Кладо на
‘ряде конкретных примеров показал,
‚как некоторые театры выхолащива-
	ют, упрошают произведения современ-
	ных драматургов,