1ерео   Выдающийся деятель
		Передо
юбилеем
		искусства
	Портрет Хамза работы узбекского
художника В. Кайдалова,
		узбекского
	Наш народ отмечает 60-летию 0
дня рождения первого узбекского со-
ветского поэта, драматурга, компози-
тора, театрального и общественного
деятеля Хамза Хавим-Заде Ниязи.
Велико влияние Хамза на развитие
искусства народов Средней Азии. Его
творчество является плотью от плоти
узбекского народа, его голосом H
вестью.

Наряду е литературной деятельно-
стью Хамза отдал много сил музы-
кальному искусству. Ere песенное
творчество достойно специального и
	a Ee ON 7. м м * 2

всестороннего исследования. Он напи-

сал до 40 популярных песен, боль-
шая часть которых проникнута пафо-
сом гражданской войны, революция.
Такие песни-стихи, как «Проснись,
рабочий», «Да здравствуют Советы»,
«Бей, пуля, бей» и др., до сих пор
живут в народе. Композиторская дея-
тельность Хамза оказала огромное
влияние на создание узбекского пре-
фессионального музыкального театра;
Хамза был неутомимым поборником
общения < русской музыкальной
культурой, пропагандировал ее среди
узбекского нарола.

В своем творчестве Хамза  поль-
зуется опытом и методом русской
школы, глубоко изучает русское му-
зыкальное искусство, берет уроки У
русских специалистов, затем учится
в Самаркандеком музыкальном ин-
ституте по классу композиции и фор-
тепиано. Он стремится создать узбев-
скую музыкальную культуру, обога-
тив ее лучшими достижениями рус-
ской музыки, сохраняя в то же вре-
мя свовобразие и стиль лучших 0бра?-
цов восточных народных мелодий.
Композитор-новатор с успехом гармо-
низует многие узбекские народные
мелодии. 5

Многообрезню творчество Хамза,
Ero по праву можно считать оново-
положником узбекекой советской дрз-
матургии. Первую пьесу «Отравлев-
ная жизнь», в которой выражен про-
тест узбекской женщины против %
неравноправия, он пишет еще в
1916 г. В этом произведении моло-
лой драматург разоблачает падение
нравов, разложение среди духовен-
ствз того времени.

В пьесах, созданных после Вели-
кой Октябрьской социалистической
революции, он показывает активную
классовую борьбу угнетенного народа
с поработителями. В годы граждан-
ской войны своей непосредственной
деятельностью и творчеством он УчЧз-
ствует в борьбе < контрреволюцией,
способствует укреплению молодой ‹0-
ветской власти. Хамза  органи-
зует раз’ездную театральную труп-
пу в Фергане, ‘работает при
штабе  Туркфронта. Театральная
труппа, возглавляемая им, принимаег
активное участие в обслуживании
фронтов гражданской войны. В ре-
пертуаре молодого театра —— пьесы,
написанные Хамза.  разоблачающие
тнусные деяния контрреволюции. Он
создает также революционные пес-
ни, мобилизующие народ на борьбу с
басмачеетвом, бандами °белогвардей-
nes, иноетранных интервентов.

Неутомимый общественный  тея-
тель, драматург и композитор, Хамза
ортанизует первые узбекские театры
	ИСКУССТВО
	ВЕЧЕР МОЛОДЫХ
АКТЕРОВ
	  Каждый год из театрального Учи”
  лища им. Непкина на сцену Малого
  театра приходят новые молодые акте-
ры и актрисы, успешно выступающие
  вместе со старейшими мастерами Te-

- aTpa-loGuaspa. Артистической молоде-

жи Малого театра был посвящен спе-
циальный вечер, состоявшийся 27 сен-
тября в Московском Доме актера.

Народный артист РОФСР К. Зубов,

открывший вечер, рассказал © том,

` что Малый театр на протяжении всей
  своей истории всегда уделял исклю-

чительное внимание подготовке моло-

дой актерской` смены. Здесь воспиты-
зались многие актеры, ставшие впо-
  следствии прославленными мастерами

театрального искусства. Под руко-
водством замечательного артиста и
педагога Малого театра А. П. Леи-
ского получили свое театральное вос-
питание Е. Турчанинова, В. Рыжова,
В. Массалитинова В. Пашенная,
П. Садовский, А. Остужев и другие
выдающиеся художники сцены. Как
и они в свое зремя, воспитанники теа-
трального училища им. Щепкина в
наши дни учатся здесь художествен-
ной правде, благородной простоте,
умению наблюдать жизнь.

Во втором отделении вечера моло-

‚дые артисты Малого театра выступи-
‚ли в сценах из спектаклей «Беспри-
	 данница», «Правда хоропю, а счастье

‘лучше», «Заговор обреченных», «Ин-
женер Сергеев», «Рюи Блаз».

Деятели театрального  искусстза
столицы, собравшиеся в Доме актера,
тепло приветствовали талантливых
представителей младшего поколения
актерской семьи старейшего театра
‘страны.
		ТВОРЧЕСКИЕ
ВСТРЕЧИ

Малый театр проводит ц
	‘ческих встреч с рабочими и служа-
	‘щими московских предприятий. 27
	в Хорезме и многих городах респуб-
тики. В этот же период он пишет ряд
политически острых, высокохудоже-
ственных произведений. Подлинното
драматургического мастерства Хамза
хостиг в драме «Бай и батрак» и Ео-
медии «Проделки Майсары». В них он
впервые в истории узбекской драма-
тургии показал дружбу русского и у3-
бекского народов.
	Буржуазные националисты и Ду’
	ховенетво пытались помешать усбш-
ху драмы «Бай и батрак». Однако
	на протяжении более четверти века“
	«Бай и батрак» продолжает итти 6
неизменным успехом на сцене театров
	не только Узбекистана, но и дру-
	гих братских республик Средней
Азии. Эта пьеса сыграла’ благо-
творную роль в формировании таких
выдающихся мастеров узбекской сце-
ны, как С. Ишантураева, М. Вузнецо-
ва, А. Хидоятов, 3. Хидоятов, А. Джа-
лилов. режиссеров М. Уйгура, Я. Ba-
баджанова и многих других.

Й по сей день тепло принимают
зрители комедию Хамза «Проделки
Майсары». разоблачающую  распут-
ство мул и баев и раскрывающую ре-
акционную сущность их идеологии.

Язык пьес Хамза сочен. прост и
выразителен. Огромно влияние Горь-
кого, Маяковского и других русских
писателей на творчество Хамза. Эн
учился у них передавать в cBOnXx
произведёниях думы и чаяния трудя-
щихея. ролчинять всю свою деятель-
	ность делу коммунистического BOCHE}
	тания широких народных Масс.

Хамза погиб в расцвете сил.
1929 г. враги народа осуществили
свой черный замысел. Они убили
большевика-литератлора, верного сынз
узбекского народа. Образ пламенного
патриота, беззаветно преданного пар-
тии Денина— Сталина, живет в.серд-
цах советских людей.

Большая семья работников ис-
кусств Узбекистана свято чтит пз-
мять о своем замечательном учителе,
чье имя неразрывно связано © раз-
витием искусства Советского Узбеки-
	А. ХОДЖАЕВА.
ТАШКЕНТ.
	3 постановке Государственного Академического Малого театра,
	1725-летию МАЛОГО ТЕАТРА
		Фичал спектакля «Любовь Яровая»

Эти проблемы раскрываются и в
«Скутаревском» d. Леонова (поста-
новка Л. Волкова), где гневно разоб-
лачен болотный мирок затаившихся
врагов революции, подонеов жизни,
паразитов и преступников. С разобла-
чительными образами спектакля «Лю-
бовь Яровая». © семьей Дубравиных
(«Огненный мост»). беспощадно 9б-
личземой А. Яблочкиной (Reena),
М. Климовым (адвокат Дубравин) и
С. Кузнецовым (Геннадий), перевли-
каются остро  очерченные фигуры
шпиона Штруфа (С. Межинский),
Арсения Скутатевского (В. Мейе),
Петрыгина (М. Климов). Этому омер-
зительномту ебролу обреченных на ги-
	’бель врагов новой жизни противоНо-
	ставлен в «Скутаревеком» яркий с5-
раз умного, мужественного коммуни-
ста Черимова (Н. Анненков).

‚ Революционер Кошкин, строитель
Хомутов, ученый Черимов. командир
сталинской школы («Бойцы»)—та-
кова прееметвенная линия образа ге-
роя-большевика, отстаивающего oT
вражьих вылазок свое родное сопия-
листическое государство.

— Мы на страже социалистиче-
ского общества, — еловно говорит
своими спектаклями Малый театр в
те годы. 06 этом свидетельствуют и
«Ясный лог» К. Тренева (постановка
I. Позоровекого), повествующий о
	тероической борьбе большевиков за
	колхозную деревню, и «Бойцы» Б. Ро-
мапюва. (постановка 1. Прозоровского
и В. Хохлова).

Этот значительный спектакль на-
чинает новый этап в творчестве Мз-
лого театра, расширяющего круг сво-
их тем, все глубже и разностороннее
отражающего жизнь страны.

На примере перестройки команди-
ров Гулина (Н. Светловидов) и Лен-
чицкого (М. Ленин), осознания ими
евоих ошибок театр и драматург ре-
шают вопросы воспитания еоветеких
военных кадров, наглядно доказыва-
ют безидейноеть и авантюризм запах-
ной теоретической мысли. Спектакль
боролея © пережитками партизанщи-
ны в деятельности Гулина, разобла-
чая порочность теории  Ленчицеого,
недооценивающего бойца, преклоняю-
шегося перед «учением» западных
военных теоретиков. Историческая
проблема формирования командира
сталинской школы, воспитания совет-
ского полководца  раскрывалась В
	спектакле Малого театра, как одна из
	важнейших проблем  современно-
сти, — готовность советского нарола
защищать свое Отечество. «Армия к
бою готова» —— гласила последняя
реплика пьесы Ромапюва, Со сцекы
Малого театра она звучала каж гроз-
ное предупреждение  поджигалелям
войны. В эти годы Малый театр вепо-
минает героев Великой Октябрьской
революции и гражданской войны.
Они воскресают на сцене театра в
«Разгроме» А. Фадеева и «Бронепоез-
де». Вс. Иванова.

Пафос революционной борьбы Ha-
хотит свое полное выражение в спек-
такле «На берегу Невы», где героя-
ческие деяния большевиков овеяны
	славой бессмертного вождя револю--
	пии -—— гениального Ленина.
	Проблемы мирного строительства
советской державы, идущей Е ком-
	мунизму, глубоко волнуют театр
	Свидетельством его активного вмешо-
тельства в жизнь является блестя-
ия спектакль «В степях Украины».
	А. Корнейчука (постановка И. Суда-
кова, режиссер В. Цыганков). Драма-
тург и театр поднимают здесь акту-
альные. темы борьбы © успокоенно-
стью, делячеством и самодовольством
людей, достигших сытой, «тихой жиз-
ни». Такой «жизни» жаждал ГалушкА
	утверждается умение советского ч<-
ловека видеть жизнь в её революци-
OHHOM развитии, содействовать двВи-
	жению страны к коммунизму, этот
образ показывает духовный Тост со-
ветского колхозника и расширяет
фронт героев нашей современности
на спене Малого театра.
	С новой силой звучит в творчестве
советекото Малом театра героиче-
	«Русским вопросом» Ё№. Симонова и
	«Затовором обреченных» Н. Бирты.
«Русский вопрос» в Малом театре (по-
становка В. 3у60ва, режиссер
Е. Велихов) — яркий политический
	важные партизаны, — Полководец
сталинской школы Огнев. (М. Царев),
учительница Ольга Таланова (Е. Го-
голева), русская женщина-мать Анпа
Таланова (В. Пашенная), большевик
Колесников (Д. Павлов) — это праз-
дивыев образы русских людей, спло-
ченных любовью в Родине. Они го-
ворят о глубоком знании театром ге-
‘роического характера советского че-
ловека.

Постановления ЦВ ВВП(б) по идео-
логическим вопросам открыли новые
перспективы перед советским теат-
POM, вооружили его ясной”и четкой
программой деятельности. Партия  по-
ставила перед советскими театрами
задачу создать яркие, глубокие, прав-
дивые спектакли 9- современной жиз-
ни, ориентировала театры на даль-
нейшее развитие искусства совиали-
стического реализма, искусства под-
линно народного, отражающего жизнь
советского человека, воспитывающе-
го его в духе великих ленинско-
сталинских илей. Постановления Цен-
	трального Комитета ВЁШ(б) сп0с0бет-
вовали дальнейшему росту искусства
Малого театра, очищению его репеэ-
тузра от безидейных пьес («Самолет
опаздывает на сутки»). Замечатель-
ные традиции реалистического высо-
коидейного искусства Малого театра
обогащаются понятием  государет-
венности, партийности. Cueva
Малого театра становится трибу-
ной, ¢ которой советский актёр-
тражданин говорит © делах св-
его народа, воплощает в художествен-
ных образах важнейшие обществен-
но-политические проблемы RSH
страны. Театр получает эту возмож-
ность благодаря росту советской дра-
матургии, её  идейно-политической
зрелости, ее ярким художественным
образам. =

Животренещущие проблемы Вели
кой Отечественной войны и нашах
дней отражают спектакли «3a тех,
кто в море!», «Южный узел», «Рус-
ский вопрос», «Заговор обреченных»,
«Великая сила» и «Московский ха-
рактер». В этот период углубляются
и зреют таланты актеров Малого те-
атра, ширится их кругозор, прекрае-
Hee и богаче становится образ нашего
современника, отражающего постуиз-
тельное движение страны к комму-
низму. Замечательный образ капи-
тана Максимова (Н. Анненков) в
спектакле «За тех, кто в море!» Б.
Лавренева (постановка КВ. Зубова и В.
Цыганкова) воплощает в себе непоз-
торимые качества советского человека
большой духовной силы, DpocrTora,
благородного, бескорыстно преданного
делу защиты Родины. Для Максимова
— Анненкова личное органично и
полно сливается с общественным,
подвиг становится естественным дол-
гом человека перед Родиной. Его под-
линное призвание — в умножении.
славы советского народа. Максимов—
человек и воин новой, социалистиче-
ской формации. Пельные и мудрые
характеры  большевикюв рисуют
М. Жаров (командир Харитонов) и Н.
Рыжов (Лишев). Образ Харитонова —
Жарова — отца боевой семьи моря-
ков, их «совести» — словно поды-
тоживает лучшие качества большеви-
ков-руководителей на сцене театра.

Спектакль «За тех. кто в море!»
богат ярко выписанными советекими
характерами. В их судьбах раекры-
ваются правда нашей жизни, высокая
  моральная чистота и блатородство
человеческих отношений в коммуни-
слическом обществе, глё выспиим ме-
рилом человека является ето любовь
к Ролине.

Идея патриотизма советского Hap
	да, народа-тюбедителя, его оезгранич-
ная преданность Родине, торячая ли-
бовь Е вождю народов Иосифу
Виссарионовичу ‘Сталину находят
наиболее полное выражение в спек-
такле «Южный узел» А. Первенцева
	(постановка С. Юткевича). «Южный
	узел» проникнут пафосом утвержле-
	ния морально-Политического единства
советского народа, превосходства
сталинской стратегии над авантюри-
стической военной «наукой» захват-
	чиков. 0браз гениального стратега и
полковотца. вождя всего прогреесив-
	ного человечества -—— Сталина 0т3-
	жен в этом спектакле с глубокой лю-
бовью и уважением. В сценическом
портгреле Верховного  Главнокоман-
	Герой нашей современности — ©9-
зетекий человек — пришел на епену
Малого театра в двадцатых годах. Его
приход ознаменовал начал невидан-
ного этана в творческом пути заме-

чательного русского театра.
	Взращенный великими демократи-
ческими традициями русской обще-
ственной мысли, Малый театр всегдз
чутко откликался на запросы народа.
Передовые, прогрессивные идеи сов-
ременности были всегда содержанием
творчества Малого театра. В совет-
скую эпоху Малый театр полу-
чил возможность стать подлин-
но народным театром. Его назначени-
ем стало воссоздание в сценических
образах созидательной деятельности
советского народа, воспитание его в
духе идей Ленина-—талина. Совет-
ская драматургия принесла в театр
современную тематику, пьесы, насы-
щенные содержанием нашей действи-
тельности. В них театр нашел выра-
жение своей горячей любви в соция-
листической Родине, к замечательно-
му советскому человеку. -

Советский Малый театр рос вместе’
е молодой советской  драматургией,
отдавая свое прекрасное искусство
воплощению великих идей нашей с9-
временности. Соответственно тому.
как углублялись и росли интересы.
советского народа, идущего к вомму-
низму, становились шире и богаче,
темы театра, совершенетвовалось и.
зрело его мастерство. ° Работая над
лучшими произведениями <оветскяу
драматургов, Малый театр обогащал
св0е искусство коммунистической
идейностью и большевистской партий-
ностью. овладевал подлинно народным

HCEYCCTBOM —— HCKYCCTBOM социали-
стического реализма.
Замечательное «среднее» `поколе-
	Hue актеров Малого театра выросло и
сформировалось на советском репез-
туаре. Наиболее яркие и талантли-
вые сценические создания Н. Аннен-
кова, Е. Гоголевой, Н. Светловилова,
В. Цыганкова, Г. Коврова, Д. Зерка-
ловой, И. Ильинского, М. Жарова,
М. Царева, С. Межинского, Н. Белев-
цевой. С. Фадеевой. Н. Рыжова, А.
Зражевокого В. Владиславекого, Е
Шатровой, В. Зубова, А. Дикого и
Ф. Григорьева — связаны ¢ лучшими
советскими спектаклями Малого те-
	aTpa.

Старейший советский драматург
В: Билль-Белоцперковский первый дал
возможность Малому театру горячо а
страстно откликнутьея на великие
исторические события. Активной, 602-
вой пропагандой идей братекой соли-
дарности трудящихся всего мира стал
спектакль «Лево руля», рассказы-
вавший о стремлении прогрессивных
революционных  ©ил зарубежных
стран стать на защиту первого в мире
пролетарского государства.

`В 1926 г. тватр осуществляет
«Любовь  Яровую» В. Тренева
(постановка И. Платона и 1. Про-
зоровского) — спектакль, ставший
этапом в истории всего советеко-
го театра. Живые, глубокле образы
большевиков предстали перел зрите-
лями в исполнении В. Пашенной
(Любовь Яровая), П. Садовского (Ро-
ман Кошкин), С. Вузнецова (Шзван-
дя). 0 становлении борца-большеви-
Ед. 0 рождении его в борьбе, в беспо-
воротном разрыве с личным BO имя
великого революционного долга гово-
рил замечательный образ Яровой —
Пашенной. Большевик-руководитель
Кошкин. матрос Швандя и учитель-
ница Яровая шли единым фронтом в
борьбе за победу революции, сметая
на своем пути обломки паразитиче-
ского мира.

Проблема классовой борьбы, б0ъ-
бы двух идеологий, в которой неми-
нуемо побеждает жизнеутверждзющая
идеология советского человека, рас-
крывается и в «Огненном мосте» Б.
Ромапюва (постановка J. Прозоровско-
го) в конфликте брата и сестры Дуб-
равиных. В этой пьесе находит CBOE
отражение и тема созидательного
строительства, знаменательная эпоха
первой пятилетки. Образ большевика-
созидателя Хомутова (В. Ольховский)
резко противопоставлен в спектавле
аферисту-—агенту капиталистическо-
го мира, ярому врагу революции, исте-
рику Геннадию Дубравину (С. Кузне-
пов).

«Отненный мост» соединяет в. еебе
две главные жизненные темы этого
времени, волнующие Малый театр, —
непримиримая борьба со старым, с00-
ственническим миром и формирование
‚советского человека, созидание нового,
сопиалиетического общества. Эти ва-

ЗАК Г > ч.АТЯ СЧ

(YUH BIE пробле МЫ определя яют цел ый
	ряд постановоЕ театра. Их единое
звучание можно слышать в «Смене
	героев» Б. Ромашюова — Чье, HOCBA-
щенной очищению актерской среды
от гнусных пережитков прошлого.
	памфлет,  разоблачающий  пПоджи- сентября на автозаводе им. Сталина в
гателей войны — американских   «Устном журнале» после доклада ре-
империалистов. В центре  спек-   Жиссера Б. Никольского в сценах из

_ спектакля «Женитьба Белугина» вы-
Ттавкля образ Смита (М. Ца- иене BR OKuvarna wp WM Любезвор.
	Большим концертом была ознаме-
нована встреча со слушателями пол-
шефной Малому театру Военно-поли-
тической академией им. Ленина.

Сегодня большая группа артистов
выступит также на творческой встре-
че со студентами и преподавателями
Института им. Менделеева.
	рев), образ простого американца, 09-
знавшего истинный, прогрессивный
смысл мирной политики Советского
Союза и бросившего смелый вызов
фашистской Америке.

Верой в непобедимую волю народё
дышит спектакль «Заговор обречен-
ных» (постановка В. Зубова), прони-
	занный романтикой революцион-
ной борьбы, победного шествия ЮБИЛЕЙНАЯ
социализма по земному шару. ВЫСТАВКА
	«Они не пройдут через наши серд-
nal» — говорит народный вождь
пламенная Ганна Лихта (Е. Гоголева).
Зритель верит в непобедимость Ган-
HH—E. Гоголевой, поддержанной на-
родом в лице могучего Восты Варры
— А. Дикого, юной Магды — E. Co-
лодовой, умного Венты — М. Ца-
рева, честной крестьянской женщи-
ны Мины — Н. Белевцевой. С гнев-
ным сарказмом рисуют, актеры в этих
спектаклях омерзительные типы пре-
дателей и палачей народной свободы
—щ англо-американеких  империали-
стов и их слуг. Они заставляют не-
навидеть свору уолл-стритовских за-
правил — Макфереона (В. Зубов) и
Гульда (В. Цыганков), презирать кд-
рыетную любовь «честной американ-
ки» Джесси (Л: Зеркалова) и продаж-
ность журналиста Харли (Е. Вели-
хов). Советекие актеры  беспощално
срывают маски с политического ганг-
стера Мак-Хилла (К. Зубов). предате-
ля народа Иоакима Пино (Н. Rouge-
саров). эксплоататора Гуго Вастиса
(С. Межинский). врага нарола Хри-
стины Палера (Л. Зеркалова).
	Проблема становления, могучего
роста советского характера в поеле-
военный период нахолит отражение в
спектаклях Малого театра «Великая
сила» Б. Ромашова (постановка В. 3у-
бова, режиссер Петров) и «Москоз-
ский характер» А. Софронова (поста-
новка А. Дикого, режиссер Е. Стра-
домская). Спектаклем «Великая ©и-
ла» Малый театр первый под-
нимает волнующие вопросы 6075-
бы с низкопоклонетвом перед 3а-
падом, утверждения национальной
гордости русского человека. вопросы
приоритета великой советской науки,
служащей прогрессивному человече-
ству. Остро и четко разрешен основ-
ной конфликт пьесы. сталкивающий
в репгительном бою бывших друзей—
ученого Лаврова (Н. Анненков) и Ми-
лягина (Ф. Григорьев). С большим 05-
личительным мастерством показывает
Григорьев. что отвратительное низкд-
поклонетво перед разлагающейся буо-
жуазной культурой превратило Миля-
гина в трусливого обывателя, 1юл-
ного шкурнических забот. Милягив
плетется в хвосте нашей жизни. Бу-
	душее не за ним. Оно в руках TIPA-
	красных советских патриотов —— Y4t~
ных типа Лаврова, замечательных
советских людей, полобных врачу
Клавдии Лаврозой (Е. Гоголева) или
акалемику Абулалзе (В. Владиелав-
ский).

Будущее нашей страны — в руках
советских людей, умеющих мыслить
тироко и смело, в масштабах госу-
дарственных, умеющих претворять.
в жизнь грандиозные планы строи-
тельства коммунистического  обще-
	ства (0 них Малый театр раесказы-
	вает. в спектакле «Московский харак-
тер». Идею утверждения госуду-
ственной точки зрения в творческсй
деятельноети советского человека до-
носят ло зрителя яркие, живые обра-
зы Полозовой —— Е, Гоголевой, Гри-
невой — Е. Шатровой, Потапова —
Ф. Григорьева, Кружковой—Е. Соло-
довой, Гринева—П. Леонтьева. «Мх-
ковский характер»—®дно из круп-
нейших достижений Малого театра 48
поелелнее время, публицистический
спеклакль, сочетающий  глубовую
илейность < законченным. совершен-
ным мастерством. Так же каки все
лучшие спектакли замечательного Te-
атра. он воспитывает советского зри-
теля в духе великих идей коммуниз-
ма. а
	Аиветворящий источник HCKyO~
ства — советский народ обогатил
творчество Малого театра. Советская
драматургия дала театру возможность
в полной мере стать народным теат-
ром, достичь высот  социалиетиче-
ского реализма. Неразрывный с0ю3.
Малого театра с замечательной совет-_
ской драматургией определил небыва-
дый рост и расцвет старейшего рус-
	свого театра,
Н ВЕЛЕХОВА.
	Центральная театральная библиоте-
ка подготовила выставку, посвящел-
ную славному творческому пути Ма-
лого театра. В витринах размешены
сотни книг о театре и его деятелях,
литература об отдельных постанов-
ках, об архитектуре злания Малого
театра, о его сценическом оборудова-
нии. Большой интерес представляют
автографы М. Н. Ермоловой и А. И
Южина, редкие фотоснимки актеров,
первые издания пьес, шедших в Ма-
лом тёатре.

Советскому периоду жизни Малого
театра посвящена заключительная
часть экспозиции.
	КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ
		Товарищество «Советский график»
провело конкурс на лучший эскиз
композиции для эстампа. Было пред-
ставлено 84 произведения графики
на темы, связанные < жизнью и дея-
тельностью товарищей Ленина и
Сталина, на темы послевоенного вос-
становления народного хозяйства и др.
	В результате конкурса были  при-
	суждены премии: первая художнику
	Н. Жукову за рисунок «Письмо от
Ленина», две вторые—молодым Ху-
дожникам Н. Пономареву за жанро-
вую композицию и П. Ванееву за се-
рию индустриальных пейзажей; третьи
премии присуждены художникам
Н. Жукову за рисунок «В. И. Ленин
после ранения», А. Ливанову за ком-
позицию «У правления колхоза» и Н.
Пономареву за эскиз «Победители
сопеоревнования».
	Постановки
	Большого театра
	Во второй половине сезона Боль-
шой театр покажет новый балет
В. Юровского, носящий условное наз-
вание «Нунча». Авторы либретто
А. Радунский и С. Ценин использо-
вали мотивы нескольких «Сказок об
Италии» А. М. Горького.

Постановка поручена заслуженному
артисту РСФСР А. Радунскому. Ди-
рижировать будет А. Ройтман, ху-
дожник Б. Волков.

На сцене филиала пойдет опера
Делиба «Лакмэ». Утверждена поста-
новочная бригада в составе дириже-
ра В. Небольсина, режиссера Н. Дом-
бровского, художников Л. Федорова
и С. Самохвалова. Партию Лакмэ бу-
дут готовитЬ Е. Шумская, И. Маслен-
никова, В. Фирсова и М. Звездина,
Нилаканты — А. Пирогов, Н. Ще-
гольков, А. Батурин и А. Кривченя,
Джеральда — И. Козловекий, С. Ле-
	мешев, С. Хромченко и В. Кильчев-
	ский, Фредерика — П. Селиванов,
П. Воловов и И. Богданов.
	„Русские
драматурги“
	С октября 1949 г. по май 1950 г.
в Доме актера ВТО будет работать
лекторий. В плане его работы — 17
лекций цикла «Русские драматурги»,
посвященных творчеству Д. Фонви-
sua, А. Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехо-
ва, М. Горького; темами последую-
щих 10 лекций явится творчество
А. Толстого, К. Тренева; В. Билль-
Белоцерковского, Вс, Иванова, Л.
Леонова, А. Афиногенова, А. Кор-
нейчука, Б. Ромашова, К. Симонова,
Н. Погодина, Н. Вирты, В. Гусева,
А. Софронова, А. Сурова и др.

Лекции будут проводиться два раза
в месяц по средам.
	К ПЛЕНУМУ ПРАВЛЕНИЯ
СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ
	В конце ноября в Москве созывает-
ся 3-й пленум правления Союза совет-
ских композиторов СССР, на котором
будут подведены итоги работы компо-
зиторов за последнее время. В порядке
подготовки к пленуму секретариат
союза направляет в союзные респуб-
лики бригады композиторов и музыко-
ведов. Участники бригад знакомятся
< творчеством местных композиторов
	и отбирают музыкальные произведе:
	енуме. ‘стве,
	по Украинской ССР
		Во многих городах Украины прохо-
дят праздники песни.

В Олессе на стадионе собралось
60.000 зрителей. Торжественно и зе
личественно зазвучала мелодия Гимна
Советского Союза в исполнении 20-
тысячного сводного хора и симфони-
ческого оркестра Одесской филаомо-
нии. Так начался праздник песни 8
честь 10-летия воссоединения украив-
ского народа в едином Украинском
государстве.

В подготовке и проведении празд-
ника активное участие приняли: про-
фессор К. Данькевич (главный дири*
жер), профессор К. Пигров (руково-
дитель хоровой группы) и др.

В Полтаве праздник песни был. по-
священ шестой годовщине освобож-
дения Полтавшины от фашистских
захватчиков. В празднике приняли
участие свыше 30.000 трудящихся го-
рода.

В Чернигов на областной праздник
песни и пляски прибыли тысячи кол-
хозников. Сводный двухтысячный хор
под управлением п сора Киев-
ской консерватории . Венедиктовя
открыл торжество.

Затем выступило звено мастеров вы-
соких урожаев Марии Проценко. Это
звено является одним из лучших хо-
ровых коллективов на Черниговщине.
	ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ЗАКАРПАТСКОГО ТЕАТРА
	В Киеве закончились гастроли За-
карпатокого драматического театра.
Гастроли этого самого молодого в рес-
публике театра были посвящены 10-
летию воссоединения украинского на-
рода в едином Украинском советском
государстве. Они продемонстрировали
несомненные успехи театрального ис-
кусства Закарпатья, где до установле-
ния советской власти не было ни од-
ного украинского театра.

Гости показали киевлянам 20 спек-
таклей, в том числе «Васса Железно-
ва» М. Горького, «Путь на Украину»
А. Левады (о самоотверженной борь-
бе советских людей против немецко-
фашистских захватчиков), «Заговор
обреченных» Н. Вирты и «Две семьи»
М. Кропивницкого.
	ПРЕМЬЕРЫ ХАРЬКОВСКИХ
TEATPOB
	Один из ведущих театров Украи-
ны — Театр драмы им. Т. Г. Шевчен-
ко открыл сезон пьесой молодого ук-
раинского драматурга В. Собко
	вторым фронтом». В этом спектакле, .
	поставленном М. Крушельнииким,
успехом дебютировала в роли Тани
Егоровой молодая актриса О. Коло-
сова, недавно закончившая Харьков-
ский театральный институт. В Новом
сезоне театр покажет ряд пьес совет-
ских драматургов. Харьковчане уви-
дят «Солнечный дом» А. Симукова,
«Навеки вместе» Л. Дмитерко.
	Русский драматический театр
А. С. Пушкина начал свой сезон пье-
сой А. Сурова «Зеленая улица».
	ПРОПАГАНДА
СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
	Исполнением торжественной YBep-
тюры П. И. Чайковского «1812 год»
в Киеве закончился летний симфони-
ческий сезон. На последнем открытом
концерте в саду им.   мая свыше
4.000 слушателей тепло приветство-
вали коллектив Государственного
симфонического оркестра и его худо-
жественного руководителя и главно-
го дирижера Натана Рахлина.
	За лето Республиканская филармо-
ния организовала 40 симфонических
концертов, которые посетило свыше
120 тысяч человек.
	Готовясь к зимнему сезону, кото-
рый намечено открыть в первых чис-
лах октября, филармония об’явила три
абонемента, включающие цикл кон-
цертов из произведений русской и ук-
раинской классики и советских ком-
позиторов, в исполнении симфониче-
ского оркестра УССР под управлени-
ем Н. Рахлина, Е. Мравинского,
А. Климова, `М. Каннерштейна и К.
Симеонова.

В настоящее время оркестр готовит
специальную программу, посвященную
10-летию воссоединения украинского
народа в едином Украинском. совет.
ском государстве.
	ства»).
	КИЕВ. (Корр. «Советского искус
	Памяти В. И. Качалова
	стахановцам промышленных пред»
приятий и колхозникам. впечатления
о встречах © Горьким и др. съ
Большое внимание ый
привлекли ‹ собранные в отдельном
	Вчера» исполнилась первая гэ-
довщина CO дня смерти выдающего-
ся деятеля русского театрального ис-
кусства народного артиста ОСОР Ва-
силия Ивановича Качалова.
	Днем у могилы В. И. Ёачалова на альбоме отзывы о В И Качалове.
	Но поводу награждения В. И. Вз-
чалова в 1935 году орденом Трудо-
вого Красного Знамени К. С. Стани-
славекий приветствовал его еледую-
щими словами: «...Вы не можете ж4-
ловаться на судьбу, так как провели
свою артистическую жизнь блестя-
Ще. ..Желаю вам прежде веего 310°
ровья. Если оно будет — будет и все
остальное, и ваша дальнейшая артя-
стическая жизнь пройдет еще прз-
	Новодевичьем кладбище собрались.
труппа МХАТ, многочисленные дру-
зья и почитатели покойного. Среди:
густо разросшегося вишневого сада—
дорогие могилы Чехова, Станиславско.
го, Немировича-Данченко, Москвина,
Лилиной, Хмелева...

А. Тарасова, К. Еланская, 0. Ан-
Хровская, А. Степанова и М. Кедров.
от имени МХАТ возложили на могилу.
пветы. К. Еланская прочитала теле
	ская, патриотическая тема, DPE At~
ляющая содержание «Фронта» А. Вор-
нейчука и «Нашествия» Л. Леоно-
ва — вдохновенных, глубоко идей-
ных ‹пектаклей посвященных В®-

ae PN Oe EI Г? Са
дующего И. В. Сталина А. Дикий
стремилея воплотить мудрость вели-
чайшего исторического деятеля, его
несокрушимую волю, показать

et OR а обвел

NE Ae EE

nN An
	ликой Отечественной войне. (раз
советекого человека, беззаветно пре-
данного Родине, все глубже и полнее
раскрывается на сцене Малого теат-
ра. Его беспримерные в истории че-
повечества мужество и стойкость
вдохновили Малый театр на создание
рамлтататенттх RURETY образов. бт

недремлющуг) саму Widwnia vow
ветском народе.
Глубокое понимание — всемирну-

исторического значения победы (5-
ветского Союзь над фашизмом, ето
великой миссии  последовательного
борца за мир обусловило большую
улачу Малого. театра в его работе над
	грамму, полученную из Брыма от краснее, чем ее начало. Ведь зы —
	Л. КНниПпер- Чеховой.
	ОДИН Из последних могикан, ...Теперь,
	Многолюдхно было в этот день в му-  дед старость, углубляясь думами В
	наше искусство, я прихожу к убеж-
	дению, что высший дар природы для
артиста — сценическое обаяние, ко-

торое вам  атпущено cnepx веякой
меры...».
	gee Художественного театра. Здесь
собрано свыше 1000 экспонатов, во-
создающих образ замечательного ap-
тиста: его высказывания 06 искус-
стве, привететвия В. И. Качалозь