СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			Чехословацкий театр марионеток
в Москве
	28 сентября из Праги на гастроли в Москву приехал Чехословацкий
театр марионетох во главе с народным артистом Чехословацкой р
профессором Иозефом Скупа. На вокзале чешских артистов встречали пред:
	ставители Комитета по делам искусств при Совете Министров
	ВОКС, Славянского комитета СССР, Всероссийского театрального общест»
	ва, театров Москвы и др.
				Bre довольны...
		подвихзлся в театре вы должности.
администратора. Но, по независящим
ог директора причинам, эту штатную.
единицу сократили. Как же при-
строить дочку?

Перед нами официальное ваявле-
ние администратора Браташевой-лоч-
ки на имя директора театра Брата-
шева-папы: .

«Меня предупредили, ве 4 Ш—
1949 г. я сокращена в связи е новым.
штатным расписанием. Я начала ра-
ботать в театре. чувствуя любовь к
		ральной работе, во время своей рабу-
ты я относилась добросовестно».

Не совсем грамотно, но зато как
трогательно!

И далее:

«Учитывая выполнение моего
стремления вырасти квалифицирован-
ным советским администратором, я
пронгу Вас разрешить мне работу без
сохранения моей штатной должности.
Источником моето существования бу-
дет процентное вознаграждение 33
организацию зрителя».

На заявлении — резолюция:

«Начальнику Молотовекого город-
ского отдела искусств тов. Вахов-
скому. Прошу вас разрешить провести
данную просьбу в жизнь. Сам я лич-
Но хочу из нее воспитать администре-
тора, передав ей свой опыт».

Тоже не очень грамотно, но, види-
мо, убедительно, ибо назэтом семей-
ном документе рукою Ваховского на-
писано: «Не возражаю».

Итак, дочка хочет вырасти, папаша
хочет ее воспитать, 8 Ваховский
не возражает. Все ясно. Непонятно
только, ю каких процентных отчиеле-
ниях идет речь? Может быть, чита-
тель думает, что Братанева-младшая,
вырастая в администратора, одновре-
менно будет выполнять обязанности
агента по распространению билетов?
Ничуть не бывало.

Независимо от Браталщевой, обще-
ственные организации города прово-
IAT с’езды, конференции, слеты.
Большей частью они происходят в по-
мещении театра. Как правило, в та-
вих случаях организации заключают
договоры на целевые спектакли. Под
этим и подразумевается «организация
зрителя». За пелевые спектакли в
кассу театра перечисляются деньги,
из которых дирекция удерживает про-
центные вознаграждения, которые
исправно получает чадо директора.
‚ Что ж, «источник существования»
не так уж плох. За короткое время
OH принес «растущему администра-
тору» немалую сумму.

Администратор-дочка вполне до-
вольна диреклором-папашей. Директор
доволен администратором и процент-
ными отчислениями, идущими к нему
в карман. Директор театра также ду-
ши не чает в режиссере Ваховском, а
начальник городского отдела искусств
Ваховокий очень доволен диреклором
и самим собой.
	Rak хорошо, котла все довольны!
	А Вюмитет по делам искусств пэи
Совете Министров РСФСР?
		По занимаемой должности Вахов-
скому подвластны все вилы иекус-
ства в городе Молотове, Но, как и, у
всякото смертного, у него есть свои
слабости: больше веею он любит
театр. Что ж в этом плохого, если
начальник, Городского отдела искусств
любит театр, скажет читатель; это
его, можно сказать, прямая обязан-
ность. ‘Однако Ваховокий пылает
любовью к театру не вообще; он в03-
любил совершенно определенный
тезтр. & имено Молотовский драма-
тический. Театр изо дня в день ощу-
щает на себе неустанное внимание
начальства, чувствует твердую Ha-
чальственную DYSY, особенно... бух-
галтерия.

Если товорить в Ваховском, надо
прежде всего отметить его удивитель-
ную скромность. Bo имя искусства он
готов отрепгитьел от евоето высокого
положения ин время от времени итти
на жертвы и даже понизить себя в
должности. Из начальника Городского
отлела искусств он то и дело пре-
врашаетея в постановщика или с010-
становщика спектаклей. Ни © ‘чем,
как говорится. человек, не считается,
вичетго ему не жаль. когда речь идет
о любимом деле! Любой режиссер сто-
личного тезлра может позавидовать
‘таланту Ваховского, & главное — его
‘скоростным методам постановки пьес.
В короткий срок Ваховским постав-
лены тзкие различные по своим. до-
стоинствам пъесы, ках «Цель жизни»,
«Вас вызывает Таймыр», «Бедность
не порок», «Хозяйка  гостийицы»,
«Роковое наследство».
	Скажем прямо эти постановки
	далеко не. являются сценическим Hit}
девром. Большинство из них просто
плохи. Но кто же даст оценку твор-
ческой деятельности «начальствую-
щего» режиссера? Принимая спектак-
ли в качестве начальника Городокого
отдела искусств, не станет же он от-
вергать собственную работу.

Как говорили в старину, никто
не ловолен своим состоянием, но каж-
дый доволен своим умом. А что ка-
сается «состояния» постановщика, то
оно растет от спектакля к спектаклю.
В переводе на язык цифр оно за се-
зон составило изрядную сумму —
около 11 тысяч рублей.

060 всем этом мог бы нам подробно
рассказать директор театра тов. Бра-
ташев. если бы захотел. Мы подчер-
киваем — если бы захотел. так как
уверены, что он совсем этого не з3-
хочет. Не такой у него характер,
чтобы подводить начальство.  Чело-
век он мягкий, добренький, ради бла-
годенствия близких людей готов по-
ступиться всем, вилоть. до советских
законов.

Особенно чутким оказалея директор
Е администратору театра Братз-
шевой. 0 ней он проявляет прямо та-
ки отеческую заботу. И действитель-
но: всякий отец любит и заботится
о своем ребенке. А администратор
Браталиева и есть дочь директора.
Только в отличие от других родите-
лей Браташев. предпочитает растить
своего ребёнка не дома, а в театре, и
притом на государственный счет.
Долтое время лиректорский отпрыск
	ПЬЕСЫ © МОЛОДЕЖИ
	Центральный детский театр готовит
к постановке новые пьесы, наши-
санные авторами, впервые дебютиру-
ющими в драматургии. К. 32-й годов-
щине Октября будет выпущен спек-
такль о дружбе народов Советской
страны — «Зеленый сундучок» И. Ва-
силенко. Действие пьесы происходит
во время Великой Отечественной вой-
ны на Северном Кавказе. Постановка
В. Колесаева, художник Б. Кноблок.

Следующая премьера — пьеса о co-
временной советской школе — «Ее
друзья» В. Розова. Ставят спектакль
О. Пыжова и _Б. Бибиков, художник
В Иванов.
	гнетом. бесправием и эксплоатацией
	— убедительная сила нового кино-
	искусства. заре рабочего движения,
первым рабочим стачкам в конце
прошлого века посвящен фильм «Си-
pena» (режиссер В. Стеклый), полу-
чавший большую международную
премию на Венецианском визофести-
вале в 1947 году.
	_энакомый советскому зрителю вен-
герский фильм «Пядь земли» по
олноименной - трилогии известного
писателя Пал Сабо (режиссер Ф. Бан)
изображает страшное и безвыходное
положение крестьянства в помещичь-
ей Венгрии. На одном из’ заселаний
венгерской крестьянской партии по-
сле просмотра этого фильма зрители
заявили: ‚ «Нет, ни-в коем случае
нельзя допустить возрождения проти-
лого мира, © котором вспоминает
«Пядь земли». Лучше умереть, чем
допустить это ».

Судьбе детей, в результате войны
лишенных родителей и крова, по-
священ премированный на Фестива-
лев Локарно (Швейцария)  венгер-.
	ский фильм «Где-то. в Европе» (ре
	жиссер Геза Радвани).
	Опасный Чайковский
		  Еще при жизни Чайковского ero
произведения были широко известны
38а рубежом. Музыкальный критик
того о времени  Вашкин отмечал,
что между современными музыкан-
тами «немного имен... окружено. т8-
ким ярким ореолом славы», как Чай-
ковский, его знает «весь пивилизо-
ванный мир».

‘Рахманинов, возвратившись 8
1910 тоду мз концертной поездки по
Америке, в одном из газетных ин-
тервью также говорил 9 том, что
там. «не проходит ни одного кон-
церта, в программе которого не стоя-
19 бы имени Чайковского».

В тоды войны © фащисчоквой Гер-
манией, несмотря на общий кризие
современной буржуазной музыкаль-
ной культуры и широкое распростра-
нение формалистической, упадочной
музыки, популярность Чайковского
38 рубежом все болео возрастала.

Однако эта неизменная любовь
демократических елозв населения к
музыкальным произведениям рус-
ского композитора явно не понрз-
вилась реакционным деятелям ис-
кусства. И вот, буржуазный англий-
ский музыкальный критик Эрнст
Ньюмэн пишет для американского
музыкального журнала «Musical
Атегтеа» статью, в которой «раз`яс-
няет» наивным американцам, что
произведения Чайковского — это не
что иное. как... «русский нигилизм в
	музыке»!
	очного из них не привлекала к себе
столь пристального внимания, как
личность Чайковского. Здесь ново-
явленный «специалист по русской
музыке» сразу оговаривается, что
стовит выше личности Чайковского
личность Вагнера, и этим OH TOT-
час разоблачает свои истинные сим-
патии. Вспомним, чло первое изда-
ние этой  восхваляющей ‘Вагнера
иги вылило еще во время войны.
Превознося расистские пювинисти-
ческие идеи немецкого композитора,
который стал знаменем реакционного
фаппистокого искусства, автор выдает
себя с головой.

“Ha протяжении мнопих страниц
ЕНИГИ автор останавливается на не-
	значительных  лолпобноетях личной  . №
	жизни Чайковского, умалчивая © свя-
зи творчества композитора с передовой
	DYCCROH МУЗЫКаАльной КУЛЬТУрОЙ. 54-
	то он < умилением отмечает, что Чай-
ковекий был награжден... орденом
св. Владимира 4-го класса,

Больше всего беспокоит Абратама,
разумеется, TO обстоятельство, что
рядовой английский слушатель лю-
бит произведения Чайковокого. И по-
этому, пытаясь дать общую характе-
ристику композитора, юн обрушивает-
ся на рядового слушателя, упрекая
его. в TOM, что он не понимает, на-
пример, Первый фортепианный кон-
церт Чайковского, совсем не разби-
рается в присущих якобы этому
концерту недостатках.

Джеральд Абрагам пользуется 0с0-
бым поевдонаучным методом психо-
логического формализма: его совер-
шенно не интересует подлинное со-
держание музыки Чайковского, вол-
нующее душу слушателя; он хочет
подменить это содержание им выду-
манным «анализом» переживаний
композитора. Но, как 0б этом свиде-
тельствует английский музыкальный
mypHaa «Musical opinion», maccoBble
слушалели совсем не хотят внимать
отчаянным заклинаниям ученюто му-
зыковеда, предпочитая им все-таки
жузыюу Чайковското.

Абратам не одинок. В февральском
номере этого журнала за 1949 год
мы находим информацию о том, что
одно «высокоавторитетное» лицо из
музыкального мира выразило свое
резкое недовольство частым ‘испол-
нением в Лондоне произведений Чай-
KOBCROTO.

Однако рядовой английский слу-
шатель любит произведения Чайков-
ского. И эту любовь не ‘поколеблют
отчаянные попытка Абрагама и лиш,
вдохновляющих его, стремление «раз-
венчать» Чайковского, как великом
представителя русской и мировой .му-
зыкальной культуры.

, С. МАРКУС.
	для фортепиано и симфонического ор-
кестра.

В день годовщины смерти. Шопена
в Варшаве после-торжественного ©об-
рания, на котором ‘будут ‘об’явлены
результаты конкурса пианистов и про-
изведена выдача премий, состоится
концерт с участием лауреатов кон-
курса и ректора консерватории Збиг-
нев-Джевецкого.

Народный музей Варшавы отметит
знаменательную дату большим кон:
цертом из произведений Шопена.

*!

В. Софии и других городах Болга-
рии также проходят шопеновские кон-
церты. .
	НА ИХ
СЦЕНЕ
	Рис. худ. А. Орлова

«Севильский цырюльник»
	От имени театральной общественности столицы гостей приветствовал
народный артист РСФСР С. Образцов. С ответными речами выступили
Иозеф Скупа и драматург театра профессор Ян Малик.

Сегодня Чехословацкий
	театр марионеток начинает свои гастроли
	в Центральном доме работников искусств. Кроме спектаклей для взрос-
лых, будет дан ряд дневных представлений для детей. В спектаклях театра
		принимают участие:
	Божена Велекова. Ева Водичксва,
	Иозеф Скупа, Иржина Скупова, Вацлав Crpefin, Роман Райман, Зданек
Райфанда, Ян Рет, Франтишек Флгайшганц,
	актера встречу чехословацких
	1  октября ВТО организует в Доме
	артистов с театральной общественностью Москвы.
	‚ Грубый выпад мистера Вьюмэнз,
несомненео, расечитан на запугива-
ние американекого обывателя опас-
ностью коммунистических. влияний.

В Англии используются более тон-
кие «научные» приемы борьбы с ра-
стущей популярностью  «опаеного»
Чайковского. Еще во время войны, в
1944 году. английский музыковед
Джеральд Абратам написал краткую
биографию Чайковского, — недавно
вновь пероизданную. В своей работе
он не стремится фаскрыть значе-
ние Чайковекого, как великого рус-
ского композитора, и помочь рядовозу
английскому слушателю лучше уяс-
нить произведения гениального музы-
	канта. Автор преследует совоем иную
цель: он пишет книгу, явно налраз-
ленную на принижение значения
Чайковского. Абрагам сокрушается,
что в Англии увлечение Чайковским
приняло огромные размеры, что кри-
тического отношения к его  творче-
ству. «праклически не существует».
И вот он решил написать «критиче-
скую» биографию русского компози-
тора.

Тюбопытно «многообещающее» на-
чало этой книги. В нем Абрагам заяв-
ляет, что многие композиторы якобы
писали музыку более интересную,
нежели Чайковский. но личность ни
	Польский народ широко отмечает
столетнюю годовщину со дня смертя
Шолена. По всей стране проводятся
лекции и концерты, посвященные ве-
ликому композитору.

Недавно был проведен конкурс
имени: Шопена на новые произведения
польских композиторов. Первая пре-
мия была присуждена А. Пануфник за
«Сельскую симфонию», вторая —
А. Малявскому за «Симфонические
вариации».

По группе фортепианных произве-
дений первая премия не присуждена,
вторую-—получила композитор Г. Ба-
цевич ва концерт для фортепиано,
третью — А. Малявский за «Гоккату»
	На снимке: встреча чехословацких гостей на Белорусском вокзале. На:
родный артист РСФСР С. Образцов приветствует народного артиста Чехо-
		словацкой республики профэссора Иозефа Скупа.
	Задачи изосекции Рабис
	ских работ. В этому делу привлечея
актив Московокого городского комите-

та художников книги и графиков и
MOCCX.
	В центре внимания изосекции сто-
ят и правовые вопросы. Начата раз-
работка типового положения 0б усло-
виях труда художников в издательст-
вах. Изосекция вносит в Главполиз
графиздат ряд практических прелло-
жений по вопросам популяризации
лучших произведений советского изо-
бразительного искусетва и повыше-
ния художественного и полиграфичз-
ского качества печатных изданий,

Начато обследование Художествен-
ного фонда организации, призван-
ной заботиться о материальных нуж-
дах и 0б улучшении производствен-
но-бытовых условий творческих ра-
ботников.
	Изосекция принимает меры в упо-
рядочению работы низовых органов
профсоюзов—месткомов художествен-
ных организапий и торкомов. Центр
тяжести профсоюзной работы должен
быть перенесен в производетвенные
организации. Месткомы товариществ
Всекохудожника, Художественного
фонда, «Советского графика» и дру-
гие должны  об’единять не только
штатных работников, но и всех ху-
дожников, для которых работа 04
заданиям той или иной организации
является основной. Это поможет при-
близить художников к производствен-
ной жизни организаций, привлечь их
5 участию в практическом разреше-
нии вопросов, определяющих направ-
ление и успех производственно-твор-
ческой деятельности. Одновременко
это мероприятие позволит наладить
систематическую политучебу и рабо-
ту по повышению квалификации ху-
JORHHEOB,
	Обеспечение художников  мастер-
скими — одна из самых неотложных
проблем, которыми занимаетея _изо-
секция. Вопрос этот должен быть по-
ставлен перед исполкомами местных
	Советов и строительными  организз-
ЦИЯМИ.
	Изосекция и все организации с0ю-
за Рабис смогут выполнить возложея-
ные на них задачи, только опираясь
в своей работе на массы членов проф-
с0ю35 и < их помощью. В этом—за-
лог успеха.
	А. ЯР-КРАВЧЕНКО,
председатель изосекции ЦК
Рабис, лауреат Сталинской
премии.
	Б Советском Союзе насчитывается’
свыше 10 тысяч художников-живо-
писцев, скульпторов, графиков, Ma-
стеров декоративного и прикладного
искуества. Успешное развитие совет-
ского изобразительного искусства,
дальнейший под’ем его идейного уров-
ня и художественной выразительно-
сти в значительной мере зависят от
правильной организации труда ху-
дожников, от состояния политико-
воспитательной работы среди них.

Это является важнейшей  обязан-
ностью профессионального Союза ра-
ботников искусств. Между тем, до по-
следнего времени ЦК союза Рабие не
уделял необходимого внимания HH
	оразительному искусству, его изосек-
ция фактически бездействовала.

Профсоюз работников искусств обя-
зан заботиться о повышении идейно-
политического уровня художников, их
производственной квалификации и
улучшении бытовых условий. Все эти
задачи не могут быть решены без
привлечения в работе профсоюза нги-
рокого актива, без деятельной поуо-
щи художественной общественности.

Актуальные проблемы профсоюзной
работы в области изобразительного
искусства нашли отражение в реше-
ниях ХИ с’езда союза Рабис. В мзе
текущего года утвержден новый. с0с-
Tap изосекции ЦЕ союза, куда вошли
видные деятели изобразительного ис-
кусства, художники — лауреаты
Сталинских премий, искусствоведы,
руководители художественных opra-
низаций, представители союзных рес-
публик.

Изосекция наметила широкий план
практической деятельности и приету-
пила к ето осуществлению. Одной из
первоочередных своих задач изосек-
ция считает оказание творческой по-
мощи художникам, создающим произ-
ведения к Всесоюзной  художествен-
ной выставке 1949 года. Изосекция
обсудила доклад ГлавИЗО Комитета по
делам искусств 0 подготовке к вы-
ставке и направила своих предетави-
телей—мастеров искусства и искус-
ствоведов-—в Закавказье, Прибалти-
ку, Молдавию и ряд городов Россий-
ской Федерации для помоши художни-
кам и одновременно для активизации
профеоюзной работы на местах.

Изосекцией ЦЕ Рабис совместно с
Всекохудожником и Комитетом по дё-
лам искусств пересмотрены тарифы
	на декоративно-оформительские рабо-
		ты. Начата разработка тарифного
справочника на все вилы графиче-
	К юбилею Шопена
	Приезд в Москву
Карло Цекки
	Вчера в Москву приехал знамени-
тый итальянский пианист Карло Цек-
ки, хорошо известный москвичам по
своим предыдущим гастролям в сто-
лице. В последние годы он выступает
в качестве дирижера. На-днях под
его управлением в Колонном зале
Дома союзов и в Большом`зале Кон-
серватории состоятся концерты боль-
шого симфонического оркестра Коми-

тета радисинформации при Совете
Министров СССР.
	мы, По отзывам печати, являются
«подлинной школой социализма».
Они помогают бороться © безидейно-
стью, аполитичностью, формализмом,
показывая пример реалистического
идейного искусства.

Несмотря на достигнутые успехи,
кинематография стран новой демо-
кратии еще страдает рядом недостат-
ков. Не все фильмы полнопенны B
	’ Идейно-хуложественном отношении.
			Некоторые из них подчас неверно
раскрывают исторические события,
еще не свободны от влияний буржу-
азного кино. Печать  демократиче-
ских стран подвергает справедливой
критике подобные ошибки. Газеты
отмечали, что даже в таком вылаю-
щемся фильме, как «Пядь земли»,
недостаточно показана ведущая роль
рабочето класса в революционной
борьбе, а фильм «Волчьи норы» не
раскрывает происков внутренней ре-
акции, враждебных элементов, в
препыюм сотрудничавигих с гитдеров-
WaMu.

Народы стран -новой демократии
любят свое киноискусство, проявля-
ют горячую  заинтересованность в
его дальнейшем творческом росте.

Чешский фильм «72-я» и румыян-
ский «Звенит долина», после того
как они были показаны на обще-
ственных проемотрах, не были выпу-
щены на экраны, так как рабочие,
обсуждавиие их, пришли Е выводу,
	Ч10 эти винокартяны не отвечают
ихейно-художественным требованиям
народа.

По словам видного деятеля венгер-
ского кино Ф. Хонта, задача сейчас
Состоит в ТОМ, ЧбЫ «выявлять но-
вые творческие силы из рядов рабо-
чего класса и крестьянетва», ибо «в
конечном итоге именно они будут ру-
	ководить нашей социалистической.
кинематографией и развивать ее».
Непрерьвеый идейно-хуложе-
	ственный рост кинематографии стран
каротной демократии и ее все более’
усиливающееся влияние на широкие.
народные массы — залог того, что.
крепнущее киноискусство в этих
странах станет могучим  илейным
оружием, активно участвующим B
строительстве новой жизни. i
	Я. ГОНЧАРОВ,
А. КИРИЛЛОВ.
	Проповедь мистико-религиозного искусства
	Английские оккупационные власти
в Германии широко рекламируют пред-
стоящее в 1950 году представление
мистерии в Обераммергау.

На проведение этого мероприятия
ассигнуются огромные средства. в то
время когда множество театров Бизо-
	нии закрываются и тысячи актеров
остаются безработными.

Представление мистерии, по замыс-
лу английских властей, призвано спо-
собствовать распространению мистико-
религиозных взглядов.
	AHO B странах народной демонратии
	MATCH правдиво отобразить жизнь,
призывает 5 новым благородным
идеалам.
	Глубокое единстве устремлений,
взаимопомощь и плодотворная твор-
ческая дружба 0б’единяют на этом
пути киноискусство стран ‘народной
демократии. Румынские и болгарские
кинематографисты часто. обращают-
ся за помощью к чехословацким ки-
нолабораторяям, чешские кинорежис-
	‚серы работают с польскими с  емючны-
	ми коллективами, поляки ведут с ем-
ки на Баррандовских студиях близ
Праги, начата работа над первым
фильмом совместного  чешекю-поль-
ского производства. Такая братская
взаимопомощь 0с0бенно необходима
сейчак, когда кинематография стран
народной демократии еще очень MO-
лола, когда в Болгарии и Румынии
еще только строятся свои киносту-
дии, лаборатории и кинофабрики.
	Тесная дружба между народами
демократических стран находит
отражение и в искусстве, в частно-
сти в кинематографии. Одна из
основных тем кинопроизведений —
героическая борьба народов за свою
свободу, за созидание новой жизни.
Всенародной борьбе с фашизмом, ве-
ликой освободительной миссии Совет-
ской Армии посвящены Такие вы-
дающиеся ‘чехословацкие фильмы,
как «Белая тьма». «Волчьи ноды»;
	  «Немая баррикала». В Польше на те-
	му героического освободительного
движения поставлены картины «Ти-
пография на Грибовской», «Дом ца
пустыре», «Варшавский Робинзон»
и др. Часто близость творческих
устремлений кинематографии стран
народной демократии проявляется и
в создании фильмов, роготвенных в
идейно-тематическом отношении. Ха-
рактерный пример этого — ‘чехосло-
вацкий фильм «Люди без крыльев»
и польский — «Стальные сердца»,
очень сходные по своим сюжетам,
несмотря на отличительные, нацио-
нальные признаки;

Черты нового человека, несгибае-
мого борца за счастливое будущее
своего народа, его безграничная само-
	«Мы должны создавать фильмы

для наших рабочих и крестьян, для
нашего народа... Метод социалисти-
ческого реализма,  маркеистехо-
ленинское мировоззрение должны 6e-
зусловно стать достоянием кино-
искусства всех народно-демократиче-.
ских государств», говорит видней-
ший деятель румынской кянематогрз-
фии Наталия Скурту.
_ «Задача венгерской кинематогра-
фин — следуя примерам советских
фильмов, найти свой характерный
реалистический стиль... Сейчас не-
обходимо выпускать фильмы, кото-
рые смогут явиться основой для по-
стровния социализма», — выеказы-
вается художественный руководитель
венгерской кинематографии Ференц.
Хонт.

Кино лолжно показать «живых лю-

дей из плоти и крови, стояших обеи-
ми ногами на почве нашей  совре-
менности, показать волнующие их
проблемы», —пишет известный чеш-
екий режиссер Йиржи Вайсс.
_ Так понимают свои задачи  деяте-
ли кинематографии в странах народ-
ной демократии. И их творческая
практика в создании нового демокра-
тического киноискуества свидетель-
ствует о том, что кино начинает все
более успешно служить своему наро-
ду, принимать все более активнее
участие в его борьбе за построение
социалистичеекого общества.

До победы демократического строя
производетво фильмов в этих етранзх
носило случайный характер, слу-
жило реакционным целям правя-
щих классов. Виносеть в этих стра-
нах была почти полностью запродана
иностранным фирмам, что делало ки-
но политическим орудием черных сил
империализма.

Только с напионализацией кино-
промышленноети родилось новое,
поллинно народное киноискусство,
которое сейчас переживает знамена-
тельный процес коренной ломки
старых взглядов, традиций, форм, —
процесс полного идейного ‘перевюору-
жения. Изменились политическая на-
правленность и идейное содержание
	шой силой были воплощёны в вол-
нующем и страстном польском филь-
ме «Освенцим» («Последний этап»),
поставленном бывшей узницей этой
фабрики смерти Вандой Якубовской.

06 известном восстании обречен-
HOM на гибель варшавского гетто.
рассказывает польский фильм «По-
граничная улица». На тему народно-
освободительного движения готовят-
ся сценарии для первых художе-
ственных кинокартин в Болгарии &
Румынии. Даже американский жур-
нал «Уик-днд», говоря © развитии
кино в странах народной демократии,
должен был признать, что: «В то
время, как в Голливуде занимаются.
убийствами и вопросами пола, евро-
пейские кинофильмы не забывают 0:
послелней войне».

Большое число произведений ново-
№ демократического киноискусства,
посвящено также  многообразным.
проблемам, связанным CO строитель-
ством социализма в демократиче-.
ских странах.
	Строительство социализма прохо-
дит в преодолении упорного сопро-
тивления враждебных  класеов. На
эти серьезные проблемы откликает-
ся чешюкий фильм «Хищники» (ре-
жиссер Й. Вайсе). Могучее движение.
за национализацию. предприятий от-.
ражено в только что выпущенном.
пражекой студией фяльме «Два ог-
ня» (режиссер В. Вубасек).

Призывами к бдительности  про-
никнуты венгерский фильм «Огонь».
и чешские кикокартины — «Д. С.
не пройдет» и «Случай 7-8» —
$ происках враждебной иноетранной
	аенгуры в демократических  стра-
нах.

Характерная особенность многих
	произведений кинематографии стран
новой демократии — необыкновен-
ный оптимизм и жизнеутверждение.
Может быть, поэтому ряд современ-
ных тем решается ими в комедий-
ном плане, например, чешские филь-
мы «Бунт в деревне», «Госполин Но-
Bak», польский фильм «Клад» и др.

Не только радостное утверждение
настоящего, но и разоблачение, осу-
ждение прошлого © его нищетой и
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	„ПСЕВДОНАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ“
	В № 38 газеты «Советское искус-
ство» была напечатана статья Б. Яго-
лим «Псевдонаучное исследование»,
в которой подвергалась резкой крити-
ке книга И. Назаренко «Искусство
пения». Директор Музыкального из-
дательства А. Большеменников и
главный редактор К. Саква в своем
письме в редакцию сообщают, чта
Музгиз признает критику книги И. На-
заренкю правильной.

Одновременно Музгиз считает необ-
ходимым обратить внимание на почти
полное отсутствие хороших вокально-
педагогических пособий и теоретиче-
	ских работ о пении и певцах, что
справедливо было отмечено в. статье
Б. Яголим. Такое положение ‘является
результатом недостаточного: внимания
к этому важнейшему участку совет-
ского музыкознания со. стороны ГУУЗ
Комитета по делам искусств и.веду-
щих консерваторий. Так, например,
		по 0б единенному плану Министерства
высшего образования и Комитета по
делам искусств вокальный факультет
Московской консерватории должен
бъл представить в Музгиз в 1949 г.
учебник «Постановка голоса». Фа-
культет отказался от создания такой
работы.
	Вокальный факультет Московской
консерватории уклонился также от
обсуждения работ С. Юдина, К. Зло-
бина, Г. Агамаляна. Не принимают
активного участия в создании теоре-
тических работ о вокальном HCKYCCT-

ве и другие ведущие консерватории
страны.

Вопрос о выпуске книги. И `Наза»
	ренко и редактировании ее ; бывшей
заведующей книжной редакцией Муз-
	‘Гиза М. Биташевской будет обсужден
	собрании
	на ближайшем партийном
издательства,
	ПОСМОТРЕТЬ
	Чехословацкая кинематография,
уже имеющая опыт в создании исто-
рических фильмов. например, «Ян
Регач», вновь обратилась к ©тобра-
жению героического прошлого своей
страны. Недавно показан фильм «Са-
пожник Матоуш» (режиссер М. Ци-
кан) и фильм о революции 1848 го-
да (режиссер В. Кошка).

Значительное внимание в странах
народной демократии уделяется про-
изволетву документальных и науч-
но-популярных фильмов. Больших
успехов в этой области добилась ру-
мынская кинематография, поставив-
шая ряд кинокартин о сельском хо-
зяйстве: «Сёльскохозяйственные ар-
	тели», «От сохи до трактора»; также
	интересны болгарские документаль-
ные фильмы «Люди в облаках»,
«Проходит республика», «Город чер-
ного золота» и др.

Огромную. роль в формировании
молюдого киноискусства стран на-
родной демократии играет советское
кино. Лучшие советские фильмы дуб-
лируются, сопровеждаются субтитра-
ми и широко показываются на экра-
Нах Польши. Чехословакии. Болга-
	рии, Вентрии. Румынии. Эти филь-
	НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ?“
	‚‘ИрРоко развернуть показ этих фить-
MOR.
	Начальнику Ставропольского крае-
вого управления кинофикации т. Дза»
рагазову предложено усилить. рабогу
по показу научно-популярных и хро-
никальных фильмов широкому эрите-
лю. Одновременно Главное управле
ние проката фильмов указало управ-
ляющему Ставропольской конторой

Главкинопроката на необходимость
SI@C@ А РЕ аа
	+. ФоКого продвижения этих
фильмов на экраны,
	БОЛЬШИНЦОВ,
	ГИ

Зак. № 2749.
	Под таким заголовком в газете «Со-
ветское искусство» № 31 было поме-
щено письмо И. Гузиева © том, что
в г. Ставрополе и в районах Ставро-
польского края очень редко показы-
вают научно-популярные кинофильмы.

Главное ‘управление кинофикации
Министерства кинематографии СССР
сообщило редакции, что имеющийся ‘в
Ставропольской ‘конторе Главкино-
проката фонд научно-популярных и
документальных ‘кинокартин — 1159
копий — дает полную возможность
		Репакционная коллегия’
	С. 5. СУТОЦКИЙ (редактор), А. А. СУРОВ. М. В
	С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В.
	ТУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	киноискусства, которое отныне стре-  отверженность и патриотизм © боль-
		Цветной бульвар, 25, Телефоны
	‚ секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентекой сетя — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К. 1-48-08.

оба Е +
	Типография «Г удок», Москва, ул. Станкевича, 7.