ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ:

ПРОЛЕТАРИИ
	CGA VGC
	Орган Министерства: кинематографии ‘CCCP и Комитета по делам искусств при Совете Министров CCCP
	Субб
	ота, 8 октября 1949 года

i 41 (181). Год издания ХХ

Солист Молдавского государст-
венного ансамбля народного тан-
	ца заслуженный артист Мол-
давской ССР Дмитрий Николсев
исполняет танец «Пастухи».
	‚ КОМПОЗИТОРЫ
ЗАКАВКАЗСКИХ
РЕСПУБЛИК
	БАКУ. (Наш корр.). Музыкальная
общественность Азербайджана, Арме-
нии и Грузии провела большую под-
готовку к декаде творчества компози-
торов Закавказских республик, кото-
рая открывается сегодня в Баку.

В дни декады будут прослушаны
произведения, написанные композито-
рами Закавказья“ после постановления
ЦК ВКП(б) об опере «Великая. друж-
ба».

Композиторами Закавказья уже на-
писан ряд крупных произведений сим-
фонического и кантатно-ораториаль-
ного плана. Среди них выделяются
сочинения, ‘ посвященные И. В.
Сталину; таковы, например, работы
И. Туския, Г. Кокеладзе, Ш. Азмайпа-
рашвили, А. Баланчивадзе, Г. Мирзо-
яна, А. Арутюняна, А. Сатяна, К. Кз-
раева, А. Гаджиева и других. ,

Представители республик предпо-
лагают показать на смотре‘ отрывки
из новых балетов и‘опер: «В ‘лучах
солнца» ‘А. Тер-Гевондяна, «Давид-
бек» — Н. Тиграняна, «Арминэ» —
	Г. Егиазаряна, «Севиль» — Ф. Амиро-
	ва; «Айналы» —.С. Рустамова, «Хе-
висбери гоча» —. Ш. Азмайпарашвили,

детские оперы А. Букия, В. Шаверза-
швили и др. }
	В ГОСТЯХ
У СЕЛЬСКИХ
ХУДОЖНИКОВ
	ГРОЗНЫЙ. (Наш корр.). В выста-
вочном зале областного музея состоя-
лась встреча народного художника
СССР, трижды лауреата Сталинской
премии В. Мухиной с сельскими ху-
дожниками.

В. Мухина рассказала собравшимся
о своей работе, поделилась впечатле-
ниями о первой грозненской област-
ной выставке произведений сельских
художников.

o
	«ВЕРНЫЙ ПУТЬ»
	РИГА. (Наш корр.). «Верный путь»
—так называется первый киноочерк о
латышском колхозе, выпущенный на
экраны кинотеатров Латвии Рижской
студией художественных и докумен-
тальных фильмов. Очерк показывает
жизнь и коллективный труд колхоз-
ников сельхозартели «Земгале» Ел-
	`гавското уезда.
	_ ИСУ —
В СТРАНАХ НАРОДНОЙ
_ ЛЕМОКРАТИИ
	В ЧЕСТЬ ДНЯ «СКЫНТЕИИ»

Недавно трудящиеся Румынской
народной ‘республики торжественно
отмечали пятилефие со дня выхода
первого легального номера. газеты
«Скынтейя»—органа ЦК Румынской
	1рабочей партии.
	Важный участок
	Б минувшее лето был осуществлен
большой плач гастрольных выступ-
лений тезтров. Десятка коллективов
провели значительную работу, про-
демонстрировав свое искусство перед.
трудящимиея нашей страны. Не-
сколько периферийных театров по-
	бывали в Москве. а московские Ттеат-
	ры выступали в Киеве и Риге, Маг-
нитогорске и Челябинске, Минске. и
Горьком... С заслуженным. успехом
прошли в Москве гастроли Театра
драмы Латвийской ССР, художествен-
ный и материальный успех сопутет-
вовал и коллектеву Ленинградского
театра храмы им. Горького.
	Гастроли театров явились яркой
демонстрацией расцвета советского
искусства, национального по ‘ферме,
социалистического по содержанию.
Советский зритель получил Возмож-
ность наглялно убедиться, насколько
поднялся идейный и художественный
‚ уровень театрального искусства в на-
шей стране, как плодотворно отра-
зились на нем исторические. указа-
ния ЦЕ ВКП (5) по идеологическим
вопросам.

Выступления мастеров Латвийско-
Го театра в Москве, Украинского те-
атра в Ленинграде‘ и Белоруссии,
Молдавского на Украине, Бурят-Мон-
Гольского в Хабаровске, Башкирского
в Челябинске и т. л. способствовали
	обмену опытом работы. укреплению
	творческой дружбы между театраль-
ными коллективами этих республик
й городов. Ознакомление © деятель-
ностью театров других городов помо-
гало режиссерам и аттистам уяснить
свои сильные и слабые стороны И.В
порядке творческого соревнования
добитьея новых успехов, создать но-
вые, глубоко идейные. и высокохуде-
жественные спектакли, уловлетворя-
ющие возроспгим требованиям совет-
ского зрителя.
	Теперь летняя гастрольная работа
тезтров завершена. Вернувшись на
свои стационары, театральные кол-
лективы начали зимний сезон, дея-
тельно и энергично готовят новые
спектакли. в первую очерель к ПрИ-
	ближзющейся 32-й головщине Вели-.
		кой Октябрьской революции. Однако
и тезтрам, выезжавшим на гастроли,
и 960бенно руководящим организаци-
ям, от городских и областных управ-
лений лю республиканских и союзно-
го комитетов по делам искусств. еле-
дует именно теперь похвести не толь-
ко количественные: итоги гастрольной
работы, но прежде всего проанализя-
рювать ее с точки зрения качествен-
ных показателей, выяснить причины
обнаружившихся недочетов и оши-
бок. наметить конкретные меры,
обеспечивающие невозможность по-
вторения их в булущем. Работу эту
нужно начать именно теперь, a He
ждать наступления первых летних
дней, вести ее нужно в течение для-
тельного периода, чтобы заблаговре-
менно и хоропю подготовить ИмеЕ-
но подготовить! — не только план
гастролей, а и самые гастроли, под-
готовить коллективы, репертуар.
	Опыт гастролей театров в прошед-
шее лето дает немалый материал для
размышлений и выволов, касающях-
ся подготовки гастролей и руковод-
ства тастролями со стороны организа-
ций искусств на местах и в пентое.
в первую очередь со стороны Вюмите-
та по лелам искусств при Совете Ми-
	ниетров ССОР и ето Главного упраз-
		№ сожалению, наиболее крупные
недостатки и ошибки обнаружились
в работе ряла театральных коллекти-
вов. гастролировавших в Москве. На
этих фактах следует особо остановить-
ся, ибо причины, породизатие их, во
многом типичны для всей еистемы
организации гастрольной работы в
целом.

Взять, к примеру, Ленингралекий
Театр комедии. Его гастроли в CTO
лице стали традицией, сложившейся
на протяжении ряда лет. Видимо,
уверовав в непогренгимость этой тра-
днции, Комитет по делам искусетв
при Совете Министров СССР счел
возможным положиться всецело на
самотек и лаже не поинтересовался,
с каким репертуаром выступит те-
app в Москве, насколько идейно и ху-
ложественно значительны его спек-
	такли. Понадобилось  спегиальное
выступление газеты «Правда»,
вскрывшей поточность  формалист-
	CRHX тенленпий, насаждавигихся в
Ленинградеком театре комедии быв-
прим его руководителем Н. Акимовым,
чтобы Комитет, наконец, осознал
оптибочность своего отноления к это-
му театру. оштибочноеть своего ре-
шения о пряглашении Театра коме-
хии на гастроли в Москву и посыл-
ке ето на гастроли в Сочи. В этой
связи, естественно, возникает вотрос:
неужели Комитет с закрытыми гла-
зами отбирал театры и спектакли
для гастролей в столице?
	Другой пример — гастроли Горь-
ковокого драматического театра
им. М. Горького. Хорошо зарекомен-
довавший себя в пролом, коллектив
показал москвичам плохие слектак-
	работы
	ли. Белюченная в реш ар тастре-
лей порочная пьеса А. Мархевгофа
«Белая лилия» была справедливо.
	раскрятикована нз страницах. ев
ды» и затем исключена из peri
ра. Инсценировка  позеети. Wate
оказалась мало улзачной. аи
большинства режиссеров страдала.
серьезными недостатками. Почему же
Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров РОФСР обваружит
все это только после окончания гаст-
ролей? :
Можно привести еще немало“ фак-
тов, говорящих © ‘серьезных - нелэ-
статках в организации габтрольной-
работы театров в минувшем летнем
сезоне. Газета «Советское искусство»
в свое время сосбшала, наппимеу, ‘©
неправильном планировании репер-
туара Казанского драматического те-

`атра в первый период его гастролей
	I EES Те, ES РЕ ot

в Ленинграле и Херсоне кого. ` област:
ного музыкально-лраматического те-
атра, гастролировавшего в’ Краско
даре. Недавно читатель нашей’ тазе-
ты Н. Темногрудов прислал в -релак-
пию питьмо по поволу гастролей Мос-
ковского театра им. Ермоловой в Печ.
зе. Автор письма сиравелливо OTNE-
чает ненродуманность  гастрельного
репертуата, указывает. на опгибку
TeaTpa, не показавшего пензенскему
зрителю свон лучшие спектакли на
современные темы. спектакли, харак-
теризующие идейный и хулжесг-
венный уротень творческого коллек-
тива ермоловцев.

0 чем говорят 3TH факты? Прежде
всего © том. что в организации гаст-
ролей еще много несовертненства, не-
продуманности и. самотека, безответ-
слвенното отношения и театров и ру-
ководящих организаций к этому важ-
ному участку работы. Почему. полу-
чил высокое право на гастроли в®то-
лице Ленинградекий театр комедии?
Почему Горьковский театр привез в
Москву неудачные спектакли? Пото-
му, видимо; что ни союзный, ни рес-
публиканский Вюмитеты по делам ис-
кусетв заранее, заблатовременно, fe
ознакомились © работой этих теат-
ров, не изучили внимательно их Pe-
пертуар, качество спектаклей. Не был
предвалительно утвержден и рещер-
туар гастролей Театра им. Ермоло-
вой в Пензе, Казанского театра в Ле-
нинграле и т. д. Ознакомление с ра-
ботой коллективов, намечаемых Иа
гастроли, екажем, в Москву; Воми-
тет по делам искусств часто пору-
чает отдельным работниезм ВТО, ке
ACIMOIESYA WIA этого свои квалифи-
цированные руководящие кадры, луч-
ших мастеров искусств, режиесеров
и актеров, которые могли бы олно-
временно оказать необходимую твор-
ческлю помюшь местным театрам,
лучше подготовить их в гастролям.

Принять абсолютно правильное, В
случае необходимости строгое реше-
ние после гастролей того‘илио иного
		THB, KOTODHIE JOURIHCh BBICORHX Mp”
казателей во всех ‘областях евоей
творческой деятельности, обеспечили
постановку высокоилейных и  худо-
жественных спектаклей, способных
улозлетворить возросиие требования-
советекого ‘зрителя. Нужно, чтобы в’
течение всего зимнего сезона между
тезтрамя проходило своеобразное. ©0-
ревнование на право ‘гастролей, -
монстрации своего ‘искусства перед
труляшщимися соселних республик,
краев и областей, на право высту-
пать в столице нашей Родины Моск-
ве.

Театры должны помнить, что их
гастрольные выступления являются
ответственным творческим репюутом
птирокой общественности, во время
которого они держат перед советским
зрителем экзамен на идейную и хуло-
жественно-тРорческую зрелость.

Союзный и республиканские „ ко-
митеты по делам искусств должны
заранее планировать гастроли и тща-

Ho готовить их, с большей  тра-
бовательностью относиться к творче-
ству театров. внимательно отбирать
	репертуар, глубоко анализировать ка-
чество каждой постановки. включае-
	MOH B гастрольную поездку.

Получить празо на гастроли это
толжно для всех тезтров являться
етимулом к дальнейшему повышению
уровня их деятельности. Правильно
организовать и хоропю подготовить
гастроли — важная задача руково-
дящих организаций искусств в цент-
ре и на местах.
	родной стран
		x « .
НИК МОЛДАВСНОГО
ИСНУССТВА
	Молдавский народ‘ любит и ценит
хоронгую песню. Много ‘новых заду-
шезных молдавских песен прозвучит в
дни юбилея. Только . что закончился
	республиканский конкурс на лучшую
	песню. Композиторы ‘Молдавии. пред-
ставили 53 проиэведений. Почти все
	ии отличаются большой -мелодично- ‚

стью, подлинным национальным .ко-
лоритом. Жюри удостоило. специаль-
ных премий лучшие песни: «Молдавия
Советская» Н. Пономаренко, «Об этом
	пела Ильяна» Д. Герйфельда, < Гудор»*
	Е. Кока и.др. В этих песнях молдав-
ский народ славит нартию большеви-
ков. Ленина и Сталина и’ своего стар-
	шего брата: — великий русский народ. `
Большую ‘праздничную кантату кол-
	лективно. написали Л; Гуров, Н. ПНоно-
маренко-и Д. Гершфельд. В программу
юбилейных концертов включена также
	кантата композитора С. Няга и «Mow
	давская симфония» молодого компози-
тора С. Лобель. ;
_В связи с предстоящим юбилеем
республики ‘композиторы Молдавии
проводят твооческие вечера-встречи
	с сошественкостью столицы. С успе- *
	хом прошли концерты Гершфельда,
Златова, Кока и Пономаренко.
	Четыре болыших концертных про-
граммы подготовил Молдавский сим-
фонический оркестр (художественный
руководитель Б. Милютин).

Широко известна далеко за преде-
лами нашей республики старейшая
молдавская капелла «Дойна» (худо-
жественный руководитель Н. Коно-
ненко). В дни всенародного торжества
«Дойна» выступит с двумя нозыми
программами перед трудящимися Мол-
давии и гостями, прибывшими из брат-
ских республик. Пленительные мол-
давские народные танцы покажет и
самый молодой художественный кол-
лектив Ансамбль национального тан-
ца, руководимый Н. Болотовым.
	Демонстрируют свои достижения и
мастера изобразительного искусства. В
семи залах Республиканского художе-
ственного музея открылась большая
выставка. Здесь экспонируются 180
работ молдавских живописцев“и ваяте-
лей. .

С гордостью оглядывается молдав-
ский народ на путь, пройденный рес-
публикой за четверть века. От души
благодарит он большевистскую пар-
тию, любимого Сталина за счастливую
жизнь. Эту,.от всего сердна идущую,
благодарность стремятся отразить в
своих ‘произведениях работники ис-
кусств Советской. Молдавии.
	НА РОДИНЕ.
ХАМЗА

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В Таш-
кенте и во многих областных городах
республики прошли вечера, посвя-
щенные 60-летию со дня рождения и
20-летию ‹<о дня гибели Хамза Хакичм-
Заде Ниязи.
	В Театре им. Навои состоялось соб-
рание писателей, работников искусств,
стахановцев, представителей партий-
ных и общественных организаций уз-
бекской столицы и многочисленных
гостей, прибывших из Москвы и’ брат-
ских республик. С докладом о жизни
и деятельности Хамза выступил пред-
седатель Союза писателей Узбекской
ССР Ш. Рашидов.

В юбилейные дни пьеса Хамза «Бай
и батрак» шла во многих театрах рес-
публики. Шестисотое представление
этого спектакля состоялось в Узбек-
ском академическом театре драмы
им. Хамза.

В тватрах Таликента, Ферганы, Ко-
канда и других городов заканчивают-
ся репетиции пьесы К. Яшена и Умафи
«Хамза», повествующей о жизни и
деятельности страстного борца за
счастье своего народа.

Научная сессия, посвященная твоэ-
честву Хамза, состоялась в Академия
наук УзССР. Этому же был посвящен
пленум Союза ‘советских писателей
Узбекистана.
	ДЕВАЮТ ТЕОРИЕЙ Б
		годовщины со дня выхода в свет
	«История Всесоюзной Коммунистиче-
	начался учебный год в сети
	12 ожтября исполняется 20 лет со
‘Дня образоваьия Молдазской Совет-
ской: Социалистической Республики.

День юбилея Молдавской ССР —
знаменательная дата в жизни молдав-
ского народа. Великая Октябрьская
социалистическая резолюция измени-
‘ла судьбу молдавского народа, при-
несла ему долгожданную свободу, да-
‘ла.ему государствачность. Моллоеня,
некогда отсталая аграрная  охрачна
царской Россий, сейчас язляется цво-
тущей социалистической  республи-
кой < высоко развитой промышленно-
	‚стью, механизирозанным сельским хо-
	зяйством и передовой культурои.

Коррэспондент «Советского искус-
ства» связался вчера по телефону со
столицей Молдавии; в Кишиневе к
аппарату подошел заместитель ‘на-
чальника Упразления по делам ис-
кусств при Совете Министров Молда-
вии Н. Лашкул, который сообщил:

— За 25 лет достигнуты большие
успехи в развитии молдавского про-
фессиснального и самодеятельного
искусства. В республике работают 4
театра, филармания, консерватория,
значительный отряд композиторов, ху-
дожников, сотни коллективов худо-
жественной самодеятельности. Работ-
ники искусств дежтельно готовятся к
юбилею. Дни всенародного торжест-
	-ва театры отмечают премьерами, ком-
`’позиторы — новыми симфониями, кан-
	татами, песнями, художники — нозы-
ми картинами, воспевающими велики

©) вождей Ленина и Сталина, братский
	русский народ, счастливую жизнь
Молдавии.

В юбилейные дни в Кишиневе и
друтих городах будут продемонстри-
рованы достижения молдавского ис-
кусства. В ‹толичном Музыкально-
драматическом театре зрители увидят
две премъеры. Одна из них — «Луч. во
сне» молодых драматургов Рыес и
Кравцова — отображает исторический
путь Молдавской республики. Вторая
большая ‘работа театра — спектакль
«Котовокий» Лукьянова и Аненхоза.
Коллектив театра давно мечтал соз-
дать на сцене образ этого легендар-
ного полководца — выходца ‘из мол-
давского народа.

И зв других театрах состоятся
премьеры: в Кишиневском русском
драматическом‘ — «Родина» (по рома-
ну А. Толстого «Хождение по мукам»);
в Бельцком драматическом — «Чу-
жая тень» К. Симонова и «Особняк
в переулке» бр. Тур, в Кукольном —
«Андиеж» — тю одноименной поэме
Емелиана Букова.
	«СЧАСТЛИВАЯ.
ВСТРЕЧА»

ТБИЛИСИ. (Наш корр.). На экрз-
ны республики вышел новый. художе-
ственный фильм «Счастливая. встре-
ча», поставленный на Тбилисской ки-
ностудии режиссером Н. Санишвили
по сценарию В. Карсанидзе.

Фильм посвящен жизни колхозной
деревни. Его tTemMa:— благотворная
роль социалистического соревнования
в борьбе за под’ем колхозного хозяй-
ства, за новое отношение к труду. Со-
ревнование между двумя колхозами
по внедрению новых методов. сбора
чайного листа приносит победу. брига-
де передовой сборщины Жужуны. Но
потерпевший поражение колхоз не
падает духом. Умело расставив CBOH
силы, проведя большую воспитатель-
ную’ работу, используя инициативу
масс, колхозники, руководимые паг-
тийной организацией, вновь. возвра-
щают себе Красное знамя.

Основные с’емки велись в чайном
колхозе-миллионере селения Окуми.
	Колхозники, принимавшие участие в
массовых сценах, дали ряд ценных
	указаний артистам, консультировали
их при с’емках производственных
	`эпизолов.
	Композиторы, поэты, художники
отметили этот праздник созданием
нсвых произведений. А. Виеру выразил
в «Песне Сталину» безграничную ЛЮ-
бозь трудящихея Румынии к товарищу
Сталину — великому другу и вож-
дю народоз. Новое произведение ком-
поэлтора Г. Жеря — «Песнь в честь
«Скынтейч». В песне А. Жировяну
на слоза Марии Бануш воспевается
любовь. трудового румынского народа
К СРоей родиче. ‘

Новые пескя румынских компози-`
торов ‘посвящены социалистичеекому
соревнованию, гередовикам сельско-
ге хозяйства, В их числе — песня о
соревновании Е. Козма на  елова
В. Порумбаку, «Песня новой зари»
Ж. Клейна на слова В. `Никорович
и др. В день «Скынтейи» таюже ве-
лись песни о решимости румынского
	Hepa защищать дело мира. «Бсе на
	борьбу.-за. мир» — так называется но-
вая песня А. Висру.
	«МАКАР ДУБРАВА» ({
В ЧЕХОСЛОВАКИИ *
	Театры Чехословакии все чаще
осуществляют постановки произведе-
ний, отображающих жизнь и труд
советских людей. Недавно в Праге
Национальный; Реалистический и
Городской театры показали премьеры
пьесы А. Корнейчука, «Макар Дуб-
	рава». Эти спектакли получили ниро-
кий общественный резонанс. Газеты
отмечали, что пьеса А. Корнейчука
убедительно и правдиво показывает
самоотверженный труд советских
шахтеров, большевистскую заботу о
советском‘ человеке.

Драматурги Чехословакии етремят-
ся _ реалистически отразить новую
жизнь чехословацких горняков, их но-
вые методы труда, все более разверты-
вающееся социалистическое софевно-
вание. Городской театр в Праге`уже
показал спектакль  «Шахтерская
честь». Стана; скоро в чешских
театрах пойдет новая пьеса «Горняц-
кая комедия» Цахоза.
	НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЛЕРЕЯ
БОЛГАРИИ

Открывшаяся недавно в Софии Наз
циональная художественная галлерея
	вызвала большой „интерес широких
трудящихся масс. Экспонаты галле-
	  реи дают достаточно полное представ-
	ление о развитии болгарского изобра-
зительного искусства.

Реалистические традиции  изобра-
зительного искусства периода OCBO-
бождения Болгарии от турецкото ‘ига
можно. проследить Ha картинах
Х. Станчева, С. Иванова, Ц. Тодорова
и др. Работа известного болгарского
художника-реалиста-Х. Станчева «На
ниве»— одно ‚из наиболее интересных
произведений, выставленных в этом
разделе галлереи.

Широко показаны картины,  нани-
санные после освобождения Болгарии
от фашистского ига. Они свидетельст-
вуют о расширении тематики TBOp-
чества современных художников, стре-
мящихся правдиво отобразить жизнь
своего народа. Следует отметить pa-
боты И. Петрова и Д. Драганова, пос-
вященные героической борьбе болгар-
ского народа в период ‹жкупащии,
С. Венева, показывающего встречи
Советской Армии в Болгарии, И. Па-
найотова — коллективную обработку
земли крестьянами, Г. Гюдженова —
строительные бригады на новострой-
ках и т. д.

Пресса особо отмечает, что этот
раздел галлереи наглядно демонстри-
рует достижения современных болгар-
ских художников, уверенно’ вступив-
ших на путь реалистического творче-
ства.
	МАКЕДОНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Два года назад в Пиринском крае
был организован самодеятельный
кружок любителей песни и пляски.
Его участники — талантливая маке-
донская молодежь вскоре превратила
кружок в большой ‘песённо-танцо-
вальный коллектив, который pactios-
гает в настоящее время сотнями 2
нообравных - красочных костюмов,
имеет возможность в полном составе
выезжать во многие города Болгарич,
бесплатно выступать с концертами в
сельских местностях.
	: аи, _—
СОВЕТСКИЕ АРТИСТЫ
В КИТАЕ
	Вместе с советской делегацией дея-
телей культуры. возглавляемой А. Фа-
деевым. в Китай прибыла бригада 9-
ветеких актеров. В ее составе: Н. Ду-
динекая. К. Сергеев, Н. Казанцева,
Г. Баринова. И Шмелев. Т. Кравчен-
ко, пианист Н. Вальтер, молодежная
танцовальная группа Краснознамен-
ного ансамбля, получившая большой
приз на Международном фестивале в
Будалеште.

По дороге в Пекин советекие арти-
сты выступили с концертами в Хар-
бине, Мукдене, Тяньцзине и других
городах.

3 октября состоялся большой об’-
единенный ‘концерт ‘совместно с RH-
тайекими актерами ‘для  делегатоз
Всекитайской конференции защитни-
ков мира. Концерт шюшел-©  исклю-
чительным успехом. Оеобенно востор-
женно было встречено зрителями вы-
ступление  танцовальной труппы
Краснознаменного ансамбля. На коп-
nepre присутствовали члены  Нарол-
ного китайского правительства. Пос-
	‘ле окончания концерта Маю Цзе-луя
	ЛИЧНО Познакомился ©0 Всеми сет
скими артистами.

Советские артисты гордятся тем,
что им выпала честь выступать перед
китагским народом в исторические дни
рождения нового, демократического
Китая.

ПЕКИН. (По телеграфу or Haw.
	коро. ).
	Солистка Молдавского -. государ-
	ственного ансамбля народного
танца Наталия Стриго исполняет
танец «Пастухи».
	ПАМЯТНИКИ
А. С. ГРИБОЕДОВУ
и Н. А. РИМСКОМУ-
КОРСАКОВУ
	ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). Комиссия
Комитета.по делам искусств при Co-
вете Министров. СССР приняла сегод-
	ня скульптуру для памятника’ знаме-
	нитому русскому писателю А. С. Гри-
боедову, выполненную  действитель-
ным членом Академии художеств
СССР. лауреатом Сталинской ` премии
В. В. Лишевым, а также скульптуру
для памятника великому русскому
композитору Н. А. Римскому-Корса-
кову работы лауреатов Сталинской
премии В. И. Ингала и В. Я. Боголю-
бова.
©
КОНЦЕРТНЫЙ СЕЗОН
В БЕЛОРУССИИ
	«МИНСК. (ТАССО).. Состоялея пер-
вый концерт нового сезона в Бело-
русскои государственнои филармо-
наи. Симфоническии оркестр  фила?-
монии под управленаем-заслуженн.

деятеля искусств Белорусской СКЕ.
	Mi. 1нейдермана. с участием заслу-
женного. деятеля икжусств РЕФР
	професвора А. Фистраха ° исполнал
2-ю -соимфонию и Концерт  дяя
скрипки < оркестром ‘Th и. Чайков-
CKOTO.
	В текущем сезоне Белорусская фи-
лармония организует. цикл концертов
из произведении 1 линки, Римского-
корсакова, Даргомыжского, Бетхов--
на, :опена, а также оелорусских ком-
позиторов. _

Е . °
NAMATH
М. К. ЗАНЬКОВЕЦКОЙ
	КИЕВ. (Нам -Kopp.). Театральная
общественность Киева. широко отме-
тила пятнадцатилетие CO дня смерти
корифея украинской. сцены Марии
Константиновны — Заньковецкой. в
Украинском театральном. обществе ©о-
стоялёя вечер, посвященный ее памя-
ти: Народный артист. СССР А. Бучма
рассказал © замечательном талант
М. Заньковецкой. Затем был  заслу-
шан доклад Н. Иосипенко .о. творче-
ской деятельности выдающейся ах:
трисы. -Народные артисты CCCP
Г. Юра -и В. Василько,и рабочий за-
вода Н. Шеляженко. выступили с вос-
поминаниями о личных встречах с
Заньковецкой.
			ОЛЬШЕВИЗМА
	Театре оперы ‘и балета › Литовской
ССР начал ‘функционировать филиал
	университета марксизма-ленинизма. В
	нем обучаются 50 ведущих творческих
работников театра. 125 солистов, хо-
ристов и технических работников за-
нимаются в трех кружках  повышен-
ного типа. Еще один филиал универ-
ситета марксизма-ленинизма для ра-
ботников искусств открылся в Кауна-
се.
Всего в четырех филиалах униве)-
ситета марксизма-ленинизма и много-
численных кружках приступило к 33-
	нятиям более 2000 — работников
искусств Литовской ССР.

минск
	Начальник Управления по. делам
искусств при Совете Министров Be-
лорусской ССР П. Люторович `сооб-
LHL:

— Значительно увеличилось в этом
году число работников искусств, обу-
чающихся  в сети партийного просве-
щения. Учебу начало около 2000 ак-
теров, режиссеров, композиторов, ху-
дожников. Партийные организации
республики, заботясь о повышении по-
литических знаний деятелей искусств,
создали для них ‘разветвленную сеть
политпросвещения. В Минске, Пин-
ске, Витебске и Бресте для работни-
ков искусств созданы филиалы уни-
верситета марксизма-ленинизма. Bo
всех театрах, филармониях, в хоре-
ографическом училище работают
кружки по изучению истории ВКП(б),
отдельных произведений классиков
марксизма-ленинизма и политшколы.
		FOTHUKH ИСКУССТВ ОВЛА
	‚МОСКВА
	1 октября, в день одиннадцатой
тениального труда И. В. Сталина «
	ской партии (большевиков). Краткий курс»,
	партийного. просвещения.
	Новый учебный тед. у работников
искусств столицы. начался организо-
ванно. Повсеместно учебная сеть зна-
чительно возросла. ..-

Начались занятия в филиале уни-
верситета  марксизма-ленинизма МГК
ВКП(б) при Центральном доме: работ-
ников искусств СССР. Здесь на пер-
вом и втором курсах обучается свы-
ше ‘900 творческих работников  сто-
личных. театров, композиторов и ху-
дожников. :

B день начала занятий на первом
курсе` член-корреспондент Академии
наук СССР П. Поспелов. прочитал
лекцию на тему «История ВКП(б) —
марксизм-ленинизм в действии». Член-
корреспондент Академии наук СССР
А. Панкратова выступила с лекцией
по истории СССР:

Одновременно с началом занятий
университета в ЦДРИ возобновил ра-
боту лекторий по истории партии и
текущей политике.

Четвертый, год ‘работает филиал
университета марксизма-ленинизма
МГК ВКП(б)-при Министерстве кине-
матографии-СССР: .Сейчас здесь зани-
мается более 600.. человек.
-Нартийные организации столичных
театров провели.большую подготови-
тельную работу к началу учебного
года. Кружки и политшколы обеспе-
чены: квалифицированными пропаган-
дистами. Значительно усилена помощь
товарищам, самостоятельно изучаю-
щим марксистско-ленинскую теорию.

— Более.1400 артистов, режиссе-
	  ров, художников, работников техниче-.
	ских цехов Большого театра Союза
CCP начало занятия в кружках, семи-
нарских группах и. политшколах, —
рассказал корреспонденту «Советско-
го искусства» секретарь партийной
организации Большого театра А. Том-
ский. — Первые‘ занятия в кружках
продемонстрировали возросшую ак-
тивность учащихся.

— Активно начали учебу творче-
ские работники Малого театра, — рас-
сказыв?ет секретарь ‘партийной орга-
низации театра И. Диканов. — Для
актеров, режиссеров. художников. те-
	атра организовано много кружков. по
изучению «КратКого курса ‘истории
	ED т ть
	просвещения среди работников иск
лители управлений по делам искусс
	скусств. Об ‘этом сообщают руково-
	Тв И партийных организаций и кор-
	респонденты «Советского искусства».
			по изучению «Краткого курса исто-
рии ВКП(б)» и два кружка тю
изучению биографии И. В. Сталина.
Более 100 человек занимается само-
стоятельно. 55 ведущих творческих
работников учатся в университете
маркгизма-ленинизма.

В семи кружках по изучению исто-
рии партии занимаются работники
	Ленфильма.
КИЕВ
	ВКП(б)», философии, отдельных про-
изведений В. И. Ленина и И.
Сталина.

Секретарь партийной организации
МХАТ СССР им. Горького А. Грибов
	рассказал:

— 313 работников МХАТ начали
новый учебный год в сети политиче-
ского просвещения. В кружках по
изучению «Краткого’ курса истории
ВКП\б)», биографии товарища И. В.
Сталина уже состоялись первые заня-
тия. Они продемонстрировали возрос-
птую активность членов нашего кол-
лектива. Ряд работников приступил к
самостоятельному изучению фило-
софии и истории большевистской пар-
тии по первоисточникам. Парторгани-
зация оказывает им помошь — KOH-
сультантами, .семинарскими занятия-
ми, проверкой конспектов.
	ЛЕНИНГРАД ©
верситета марксизма-ленинизма для
работников искусств. Из 200 - слуша-
телей первого курса на второй пере-
шли 173 человека, остальные готовят-
ся к сдаче зачетов в текущем учеб-
ном году. Многие переведены на’ вто-
рой курс с отличной оценкой. Среди
них ведущие актеры Театра им. Ив.
Франко — Н. Ужвий, В. Доброволь-
ский, Д. Милютенко, режиссер Б.
Норд и молодые актеры — О. Кусен-
ко. М. Свитенко, Е. Полевой и др.
	Число. слушателей `филнала по
сравнению с прошлым годом заметно
увеличилось: на первый курсе за-
	числено 287 человек.

Начались также занятия в мМного-
численных кружках и политшколах в
театрах, Союзе комтюзиторов, на ки-
	HOCTY AMAA.

ВИЛЬНЮС
	В нынешнем учебном году значи-
тельно возросло стремление работни-
ков Театра, кино, архитектуры к по-
вышению своего идейно-политическо-
го уровня,
	Свыше 60) артистов, музыкантов,
	‘художников, ‘работников искусств за-
	нимается в «филиале университета
марксизма-ленинизма в Доме  работ-
ников искусств. Здесь же учится
большая группа ведущих композито-
ров. Подавляющее большинство ком
позиторов изучает историю партии по
первоисточникам в кружках при Доме
композиторов. Начал работать се-
минар по изучению философии.
Широко развернулось политическое
просвещение в коллективах унрежде-
ний искусство В Тёатре-оперызи бале-
та им. Кирова. работают 10 ‘кружков
		УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕР

ХОВНОГО COB
	Морозову Ивану Николаевичу и Фоми-
чеву Ивану Александровичу — ху-
тожникам Метерской художественной
	За большие заслуги в области раз-
витгия народного прикладного искус-
езва присвоить почетное звание 3a-
	елуженного деятеля искусств РСФСР артели.
	0 ПРИСВОЕНИИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ
ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР
МОРОЗОВУ И. Н. и ФОМИЧЕВУ И. А.
		— Ведущие работники искусств
Свердловска, — рассказывает — заме-
ститель заведующего отделом пропа-
ганды и агитации Свердловского гор-
кома ВКП(б) А. Вольков, — учатся в
университете марксизма-ленинизма.

В театрах ‚оперы и балета, драмати-
ческом, юного зрителя, в консерва-
тории создана большая сеть кружков,
где работники искусств’ изучают исто-
рию ВКП(б), вопросы философии.

В ближайшее время горком ВКП(б)
обеудит итоги первых занятий в сети
партийного просвещения для работни-
ков искусств.
	Начальник Управления по делам ис-
кусств при Совете Министров Литов-
ской ССР Ю. Банайтис сообщил кор-
респонденту «Советского искусства»:

— Много заботы о полготовке к но-
вому учебному году в сети политиче-
ского просвещения проявили партий-
ные организации Литвы. В результа-
те учебный год начался организован-
но. Различными формами учебы охва-
	чено значительно болыпе работников
	‘искусств, чем в прошлом году. При
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
Секретарь Презадиума Верховного Севета РСФСР П. BAXMYPOB.
	Москва, 5 октября 1949 года.