Письма читателей
	Улучшить бытовые условия
артистов цирка
	Цирковое искусство — одно из ©а-
мых любимых нашим народом. По
своему идейному и художественному
уровню, по мастерству артистических
кадров оно не может итти ни в какое
сравнение с деградирующим WAPRO-
вым искусством буржуазного Запада.
°-Но, говоря об успехах, достигнутых
напим цирком, мы He должны за-
крывать глаза ‘на круцные недостат»
Би и отдельные организационные не-
поладки, которые подчас тормозят
дальнейшее движение вперед совет-
ского пиркового искусетва.

Большинство существующих яна
перяферии цирков, вак известно, по-
етроено еще до революции частными
прелпринимателями, меньше всего
заботивтимиея © создании нормаль-
ных условий для творческой работы
apmicros. На ремонт цирковых зда-
ний ежетолно затрачизаются боль-
шие средства, но о проязводетвенно-
бытовых удобетвах для артистов в
Главном управлении цирков еще ма-
ло думают.

За последнее время мне притилось
работать в Астрахани, Саратове, Ё-
мерове, Новосибирске, Сталинадбаде.
В цирках этих городов нет красных
уголков или комнат отдыха, совер-
пенно отсутетвуют помещения для
репетиций номеров музыкального или
разговорного жанров, грямировочные
комнаты плохо оборудованы. Даже
такого, казалось бы, необходимого
для цирковых артистов удобства, ках
душ, нет ни в одном из перечиелен-
	‚вых мною периферийных WHPROB.
	В Еемеровоком пирБе (директор
Л. Хархурим) артистические уборные
плохо отапливаются, в Новосибир-
ском цирке (директор В. Мойсиф)
протекает крыша, давно не было ка-
питальното ремонта в Сталинабал-
ском цирке (лиректор Б. Парамонов).

В творческой деятелькости афтис-
тов пирка есть своя специфика. Они
вынуждены часто переезжать © ме-
ста на меето. Не приходится доказы-
вать, какое огромное значение в этих
условиях приобретают вопросы бы-
та, в том числе жилищный вопрос. ›

При Саратовеком цирке (директор
В. Марченко) есть два общежития. Но
	одно из них (наиболее хорошо обору-
дованное) занято «постоянными»
жильцами — техническим и эдминя-
стративным персоналом, а в другом
приезжающим артистам  предостав-
ляется лишь пять-шесть комнат. В
		мою бытность в Саратове я был сви-
детелем того, как участники програм-
мы были вынуждены ютиться в №-
мещениях парикмахерской, в гарде-
робной, в оркестре и т. д.

Можно себе представять, как от-
ражаются такие условия быта нз са-
мочувствии и творчестве цирковых
артистов, которые всегда ДОЛЖНЫ
быть, что называется, в спортивной
форме.

Приезжаюнеих артистов обычно

распределяют по частным квартирам,
но это связапо со многими неудобст-
вами. Каждый год на наем частных
квартир Главное управление цирков
затрачивает огромные суммы, &
ведь на эти леньги можно было бы
создать хорошо оборудованные o6-
шежития-гостинипы для цирковых
apractos. Уже давно также назрел
вопрое о постройке дома для преста-
релых артистов цирка.
‹ Может быть, Вюмитет по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР,
его Главное управление цирков не
знают о том. что делается в перифе-
рийных цирках? Нет, этого сказать
нельзя. Еще в начале этого года 26
артистов Саратовского цирка обрати-
лись е коллективным пиесымом в №о-
_митет по делам искусств. В этом
письме они сообщали о недопустимых
пронзволетвенню-бытовых условиях,
в которых им приходится работать,
о бюрократическом отнюлтенияи дирек-
ции цирка вк нуждам Творческого
коллектива. С тех поф прошло уже
много времени, а никаких мер по
этому письму не принято.

Я касаюсь здесь, главным обра-
зом, вопросов бытового обелуживания
артистов, так как в цирке, как ни
в какой другой области искусства,
быт неотделим от производетва.

Партия и Товафищ Сталин учат
нас, что для векрытия и быстрейше-
го устранения недостатков необхо-
димо всемерно развивать инициати-
BY Mace, прислутшиватьея к голосу
масс. Хочется думать, что
по делам искусетв и его Главное уп-
равление цирков приеслушаются, на-
конец, к голосу творческих работни-
ков и в кратчайший  ерок примут

действенные меры к улучшению
культурно-бытового обслуживания
артистов советекото цирка.
		С. КОЖЕВНИКОВ,
  артист цирка.
ПРОКОПЬЕВСК.
	ТЕАТР ШЕСТНАДЦАТИ
РЕСПУБЛИК
	2O DG
	Среди великих достижений социа-
листической культуры важное Me-
сто занимает ярчайший расцвет
многонационального театрального ис-
кусства народов СССР.

Не только в нашей стране, но и
талеко за ев пределами стали извест-
ны имена талантливых драматургов,
актёров, режиссеров, мастеров pam
матического искусства нашей Poin:
ны. Торжество  многонациональной
театральной культуры ‹оздало на-
стоятельную потребность в еще более
тесном общении между театрами раз-
личных национальностей.

Существующие формы взаимосвязи
уже не могут нас удовлетворить.
Сейчас взаимосвязь эта выражается
тлавным образом в том, что нацио-
нальные театры время от времени
ставят пьесы русских классиков И
советских русских драматургов или
пъесы ‘драматургов братских респуб-
лик.

Между тем. в других областях ис-
кусства эте творческое взаимное об-
щение между  национальностями
гораздо птире.

Действительно, возьмите напгу ли-
тературу. Ряд издательств, особенно
издательство «Советский писатель»,
знакомит нас © творчеством многих
народов Советекого Союза, издается
специальный альманах «Дружба на-
Родов». В музыке аналогичную рабо-
ту выполняет Музыкальное издатель-
ство, на концертах зритель может 03-
накомиться © произведениями комтю-
зиторов различных национальностей.
В хореография широко известен
прекрасный Государственный  ан-
самбль народного танца Союза
ССР. успешно  пропагандирующий
танповальное искусство советских
народов. Наконец, в кино широко
применяется практика обмена твор-
ческими калрами между киностудия-
ми братских республяк.

Не так обстоит дело в искусстве
тезтральном. Правда, здесь можно
привести в пример декады  нацио-

нального искусства в Москве, гаст-
рольные поездки театров. Эти меро-
приятия играют, безуеловно,  поло-
жительную роль. Но они носят эпи-
зодический, а не постоянный харак-
	тер и удовлетворить нас не могут.
Думается, что уже назрела необхо-
химость создания в столице нашей
Родины-—Москве творческого центра,
тле осуществлялась бы взаимосвязь
между национальными театрами.
Этим центром должен явиться Театр
шестнадцати республик.

Впервые мысль о создании полоб-
него театра была выдвинута М. Горъ-
ким еще на ТГ Всесоюзном с’езде со-
ретских писателей. В своей заключи-
тельной речи Горький сказал; «Необ-
ходимо начать взаимное и широкое
ознакомление с культурами братских
республик. Для начала нужно бы
организовать в Москве «Всесоюзный
театр...».

Великий советский писатель меч-
тал о создании в Москве такого теат-
ра, где артисты всех народностей
Союза Советских Сопиалистическях
Республик получили бы возможноеть
ознакомить столичного зрителя © их
драматическим искусством и поесрел-
ством его е прошлым и настоящим их
КУЛЬГУрНОЙ ЖИЗНИ.

Утратил ли замысел М. Горького
свое значение за годы, отделяющие
нас от [ с’езда писателей? Напротия,
думается, что именно теперь настало
время претворить этот замысел в
жизнь. Сама действительноеть под-
сказывает, что общие предпосылки
хля его осуществления возросли. 06
этом говорит хотя бы тот факт, что
количество и качество пьес, создан-
ных во всех республиках нашего Сов-
за, беспрестанно растет, как растет и
вачество их воплощения на сцене
творческими коллективами.

Каким же предетавляется нам те-
атр шестнадцати республик, чего мы
ждем от него и какие требования
хотим ему пред’явить? Прежде всего
он должен стать центром, где  по-
стоянне, регулярно, из месяца в ме-
сяп театры всех народов великого
Созетекоге Союза  лемонстрировали
	В один из последних августовских
дней 1942 года под артиллерийским
и звиационным обстрелом на левый
берег Волги перебралась на пароме
небольшая группа людей. Это были
работники Сталинградского  област-
ного театра драмы. В руках у пере-
бравшихея были только котбмки и
маленькие чемоданчики. На противо-
положном берегу остался об’ятый ог-
нем Сталинград, остались руины зда-
ния красавца-театра. В огне погиб-
ло все имущество, костюмы, бутафо-
рия.

Но У работников театра было
тлавное — непоколебимая вера в то,
что они вернутся в родной город. Эта
вера поддерживала коллектив, вселя-
та силу и бодрость в часы самых тя-
желых испытаний. На помощь кол-
лективу пришла партия, ему помогли.
советские организации. Вскоре театр
начал творческую работу в Сарато-
ве, затем в Сызрани.

Шла к концу гигантская битва B
Сталинграде. Город-герой вышел по-
бедителем, и театр вернулся в
Сталинград. Условия работы были
чрезвычайно трудными—в городе не
осталось ни одного здания, пригод-
ного для показа спектаклей. Театр
начал работать в пригороде. И все-
таки зрительный зал был всегда по-
тон. С огромной радостью встречали
жители Сталинграда своих любимых
актеров.

я

Со дня возвращения сталинград-
ското театра в родные места протнло
6 лет. Теперь он работает в новом
здании, тде осуществлено уже более
50 спектаклей. Шесть ведущих твор-
ческих работников — Е. Мязина,
Е. Евтеньева. №. Синицин, А, Ара-
совский, В. Акимов, Н. Соколов —
удостоены звания заслуженных ар-
тистов республики.

Выросло, окрепло мастерство акте-
ров и актрис П. Яснопольской, М.
	Горбатовой, Н. Горяиновой, Д. Яреко-
	бы св0е театральное мастерство.
Именно здесь должно найти свое ме-
сто благотворное, продуктивное с0-
ревнование ‚между отдельными кол-
лективами, именно здесь они полу-
чат исчерпывающую оценку, живо-
творную товарищескую критику и
помощь. Это, бесспорно, повысят
чувство ответственности любого кол-.
лектива за каждую поставленную
пьесу, за уровень исполнения каждо-
го спектакля, заставит каждый кол
лектив стремиться к повышению ©во-
его мастерства. В этом театре твоо-
ческие работники будут учиться друг
у друга. обмениваться опытом, это
помюжет им скорее овладеть вериги-
нами творчества.

Этот театр явится огромным ети-
мулом для каждого национального
драматурга, ибо на сцене его будет
появляться лишь самое высокое из
того, что создаст национальная ©0-
ветская драматургия. Наряду © этим
возрастет и мастерство актера, тво0-
ческий горизонт которого распгиритея
в общении © братьями по искусству.
Это относится также и к постанов-
щикам, и к режиссерам. и к худож-
никам, и в композиторам, работало“
щим для театра.

Театр будет призван стать ередо-
точием лучших авторов, переводчи-
ков и авторитетных консультантов
по’ различным общественным и худо-.
иественным вопросам. Он явится
пропагандистом лучших драматурги-
ческих произведений всех народов.
Пьесы, поставленные им, получат
пирокое раснространение в театрах
всех братских республик.

В этом театре зритель YBHIAT H
трудовые подвиги, которые соверла-
ют народы Средней Азии, превращая
зыбучие пески в благодатные оазисы,
и самоотверженную работу трудя-
	‘шихея цветущей Грузии, и чудееную

Армению, во все века  прозванную
многострадальной, а теперь  достиг-
шую невиданного расцвета. Он уви-
дит жизнь людей героической Украи-
ны, победы азербайлжанцев,  добы-
вающих черное золото; перед ним
предстанут и славные строители да-
лекой Якутии и Сибири, труженики
Прибалтийских республик, втивших-
ся в семью советских народов.

Театр в дорогой сердцу каждого
советского человека столице будет
изо дня в день демонстрировать перед
советеким зрителем прекрасное брат-
ское содружество народов Советского
Союза, совместными усилиями строл-
щих коммунизм под руководством
партии и правительства, под води“
тельством великого Сталина.

Таковы в общих чертах емыел и
задачи будущего театра.

Думается, что осуществление этой
благородной задачи может и должнэ
стать совместным делом  государэт-
венных учреждений и налней общест-
венности; думается, что Комитет ие
делам искусств при Совете Министров
СССР, управления по делам искусств
братских республик, Союз писателей
и республиканекие тезтральные  05-
щества поступят правильно, если,
детально обсудив этот вопрое, газда-
дут организацию для его практяче-
ского разрешения. Я лумаю, что мож-
но найти пути к созланию этого те-
атра, найти, в частности, сцениче-
скую площадку для него и осущо-
ствить необходимые организационные
мероприятия.

Я призываю всех собратьев моих
й друзей по искусству высказать ча
страницах «Советского искусства»
свои мысли и пожелания по этому
вопросу.

Шалва ДАДИАНИ,
депутат Верховного Совета СССР,
народный артист Грузинской ССР,
председатель Грузинского театраль-
ного общества.
		Артисты Малого театра в кинофильмах. На фото (слёва направо): М. Царев—Борис и В. Массалитинова—
Кабаниха («Гроза»), А. Дикий — фельдмаршал Кутузов («Кутузов»).
			Правдивое, реалистическое изобра-
жение человека, раскрытие характе-
ра героя лежит в самой основе  ис-
кубсства кино. Именно через показ
людей -—— творцов и участников ео-
бытий — выявляются движущие CH-
лы и значение явлений и событий,
отображаемых на экране.

Развитие советского кино по пути
реализма неминуемо вело к утверж-
дению ведущей роли актера на кино-
производстве, к установлению  тес-
ной творческой дружбы между кино
ий театром.

Эта дружба возникла не’ сразу.
Артистов театра пугала пресловутая
«специфика» кино. Преодоление жу-
	пела этой «епецифики» привело Е
обогащению и киноискусства и те-
атра.
	Славные страницы в историю этой
творческой дружбы вписаны  арти-
стами лучигих советских  театраль-
ных коллективов — МХАТ СССР им.
Горького и Государственного  акаде-
мического Малого театра.

Малый театр — цитадель руеско-
то реалистического театрального ис-
кусства. Храня и развивая славные
традиции таких корифеев сцены, как
Мочалов, Щепкин, Садовский, Федо-
това; Ермолова, Южин, Ленский
и др., Малый театр в наши дни яв-
ляет пример высокого профессио-
нального мастерства,  оплодотворен-
ного илеями большевизма,  стремле-
нием отлать свое искусство народу.
служить делу коммунистического вос-
питания трудящихся. ‘Свое умение
создавать живые, полнокровные, реа
листические образы людей, раскры-
вать характеры в их движении и раз-
витии, в их связи и вззимодействии
с действительностью при активном
отношении исполнителя к изобража-
емому — эти замечательные  каче-
ства. искусства сопиалистического
реализма артисты Малого театра
принесли и в кино. .

Нирок и многообразен творческий
диапазон ролей и жанров. в которых
	выступали актеры Малого театра на
		экране. ВБ фильмах. историко-биогра-
фических, в экранизациях  класеи-
ческих произведений, в картинах на
актуальные темы современности, в
кинокомедиях немало главных ролей
сыгране артистами этого театра, не-
мало ярких, запоминающихся обра-
зов создано ими.

Вто не помнит великолепную иг-
ру В. Массалитиновой в роли 9а-
бушки в трилогии об А. М. Горьком?
Проникновенный образ ласковой, по-
народному мудрой, простой русской
женшины, умеющей переносить не-
		ся, чувствующей неправду этой жиз-
ни и противопоставляющей ей прав-
ду своего сердца, во многом способ-
ствовал успеху фильма. Правдивы и
убедительны образы старых женщин,
созданные М. Влюменталь-Тамапиной
в картинах «Искатели счастья»,
«Лон Диего и Пелагея». Решение
С. Межинским центральной роли
профессора Мамлока, скупое, строгое
		ланта, всю страстность и мастерство
артиста, стремясь творчески воепро-
извести на экране образ товарища
Сталина — тениальното стратега,
творца и организатора всех наших
побед, мудрого кормчего корабля
истории, вождя, учителя и заботли-
вого отца, =~

Болышое значение имеет участие
артистов Малого театра в экраниза-
ции пьес А. Н. Островского. Театр,
впервые поставивигий произведения
великого драматурга, принес в
кино свое умение прочееть эти пъе-
еы ‘глазами наших  современни-
ков, борющихся за лучшую, справед-
ливую жизнь. М. Влимов в роли
Кнурова и В. Рыжова в роли тетки
Карандышева в «Бесприданнице»,
В. Массалитинова в роли Вабанихи
и М. Царев в роли Бориса в «Грозе»
— образцы такого прочтения произ-
ведений Островского, такого вопло-
щения его образов.

Интересно отметить, что в «Гро-
38» и других филымах на экране
встретились в едином ансамбле ар-
тисты МХАТ и Малого тватра. В
«Гобсеке» Е. Гоголева итрала вместе
е Л. Леониловым; А. Зражевекий —
с Н. Боголюбовым в «Великом граж-
данине». Я думаю, что такие встречи
были благотворны не только для ви-
но. Работа над одним произведением
мастеров МХАТ, Малого и других
театров вместа © артистами и режис-
серами кино представляет широкое
поле для обмена творческим опытом,
для взаимного обогащения каждого из
участников. Й если в «Суде чести»
мы видим рядом © киноактером
Б. Чирковым артиста Малого театра
Н. Анненкова в роли профессора
Лобротворского, если в других филь-
мах мы вилим артистов ряда театров
` вместе с артистами кино и в резуль-
тате создается ‘единый, стройный
исполнительский ансамбль, то 919
свидетельствует о том, что: проблема
«специфики» творчества актера ки-
но по существу уже снята жизнью.
«Специфика» кино — нев смене
крупных, средних и обших планов,
не в ракурсах, не в монтаже и про-
чих формальных признаках. Как и. в
других областях искусства, вое сред-
ства режиссерского и актерского ма-
стерства, операторской техники, ху-
дожника и композитора в кино дол-
жны быть направлены на раскрытие
величайших идей нашего времени —
лучших идей человечества, раскры-
тие, ‘которое возможно только через
живые, полноценные, яркие образы
людей. о

Найти пути в созданию таких об-
разов киноискусству помогла твор-
ческая дружба с искусством театра.
И мы глубоко признательны Малому
театру, празднующему свое 125-ле-
тие, за, все то ценное, что привнес он
в творческие успехи _ передового со-
ветекото киноискусства.
	В. ПЕТРОВ,
заслуженный артист РСФСР,
лауреат Сталинской премии.
	вение человеческих чувств, мыелей,
непримиримых характеров. Он избе-
  гает эффектных сценических  прие-
мов, режиссерских трюков, мешаю-
щих раскрытию идейного замыела
произведения.

«Егор Бутычев», поставленный
В. Ивановым, — значительный спек-
такль, заслуживающий специально-
гс разбора. Правильное понимание
тениальной торьковекой пьесы, вер-
ное раскрытие ee образов  режиссе-
рем помогли создать спектакль бюль-
` шой идейной значительности. В. Ива-
  нов подчеркнул ‘оптимизм пьесы, ее
	‚огромную жизусутверадающую = Clim
` лу. Поэтому так  мажорен финал
спектакля. Режиссер сумел увлечь
	исполнителей драматургическим Ma-
териалом Горького, тонко‘ векрыл
внутренние пружины действия, до-
нес все многообразные оттенки в
развитии характеров. В этом епек-
такле зритель не видит «указующего
перета» режиссера, навязчиво нано-
минающего о своем существовании,
В. Иванов избрал менее эффектный,
но более трудный, однако верный
путь. Через исполнителей, с  по-
мощью чисто актерских красок; он
доносит свое режиссерское понимание
Горького, Особенно удачных воплоти-
телей своего замысла В. Иванов на-
ходит в исполнителях . ролей Eropa
Булычева (В. Акимов), Мелании
(Е. Мязина), Шурки (М. Горбатова),
№ении (ПЦ. Яснопольская), Трубача
(А. Машков), Пропотея (Н. Матвеев).
Эти актеры, и прежде всего В. Аки-
мов, сыгравпгий Егора в щукинеком
ключе, темпераментно, ¢ подлинным
трагедийным накалом, состазили от-
личный сценический апсамоль.
Сталинградекий театр смело  ло-
мает привычные рамки актерских ам-
плуа, порою еще являющиеся sako-
ном в отдельных периферийных теат-
рах. Бывает еще кое-где, что режие-
серы, не давая себе труда решать
более сложные сценичеекие задачи,
узаконивают за тем или иным акте-
ром определенный круг образов. ко-
торый и является его монополией.
Так рождается сценический штамп,
	К 125-летию М
	алого театра
	Творческая дружба
	внептне, но полное внутреннего огня,
определило, пожалуй, общий стиль
игры аклерекого ансамбля в одно-
именном фильме. Вдумчивую, mp0-
стую, теплую, предельно вырази-
тельную игру А, Зражевекого в ролях
наших современников зритель знает
по картинам «Возвращение Макои-
ма», «Великий гражданин» и «Вели-
кий перелом».

Во многих советских кинокоме-
диях енимались артисты И. Ильин-
ский и М. Жаров, которым работа в
кино помогла выявить свои творче-
ские возможности и ‘успепено разви-
вать их на ецене. И. Ильинский —
‚яркий комедийный актер. Веем нам
памятны создачные им сочные коме-
дийные образы в фильмах «За-
кройщик из Торжка», «Праздник
святого  Иортена», `«Волга-Волга»
и ap. Многогранно актерекое дарова-
ние М. Жарова. Он удачно дебютиро-
вал в первом советском звуковом
фильме «Путевка в жизнь», а затем
выявил свой талант актера кино В
фильмах «Гроза», «Петр №», «Вы-
бортская сторона», «Богдан Хмель-
ницкий» и др. В ряде фильмов ени-
мались артисты ЧН.’ Светловилов,
Н, Анненков, А. Дикий, М. Царев и
другие. И вбякий pas совместный
труд с артистами театра привносил
что-то новое в работу с’емочного кол-
лектива, создавая атмосферу еще 60-
лее высокой требовательности к под-
готовительной репетиционной работе,
к с’емочному ‘процессу.

Быть может, в какой-то мере и
этим об’ясняется наличие ряда цен-
ных актерских удач в фильмах,
в Еоторых снимался, например,
А. Дикий. Он играл Кутузова в по-
ставленном мною фильме. На каждом
wary MBI опплцали, как артист стре-
	митея глубоко разобраться во внептне,
	противоречивых чертах многогранно-
го характера выдающегося  полко-
волна. СопостАзляя, принимая или
отвергая отдельные черты, детали,
объясняя их природу, стремясь дать
им верную оценку исходя из общего
замыела, Дикий лепил образ Вуту-
зова. как полководца, твердо веряпе-
го в победу русекого народа, полного
воли к этой иобеде. И, чтобы достиг
нуть такого решения, артист отре-
шался от многих канонических прие-
мов театральной игры, от имеющихея
примеров создания образа Кутузова
на сцене. Такое слияние в образе
различных внутренних качеств
тероя характерно и для исполнения
Диким роли -Нахимова в картине
«Алмирал. Нахимов».
	Последняя, еще не завершенная
работа Дикого для кино — восеозда-
ние образа товарища Сталина в двух
сериях фильма «Сталинградская бит-
ва». В решение этой ответственной
H почетной задачи киноискусства
своим исполнением Дикий внес су-
шественные и ценные, черты. Он ра-
ботает над этой ролью вдохновенно и
вдумчиво, умно и тепло, вкладывает
в нее вею силу своего большого та-
	ществил главный режиссер театра
В. Иванов. И тот и другой режиссе-
ры — воспитанники  Государствен-
ного института театрального искус-
ства им. Луначарского.

А. Михайлов хорошо чувствует
форму, отлично владеет мизансценой.
Но он еще не достиг плавного — уме-
ния до конца реализовать режиесер-
ский замыеел, одинаково убедитель-
но раскрыть в6е стороны произведе-
ния. Так, например, в «Зеленой ули-
це», поставленной им, наряду ес глу-
	бокими пеихологически и илейно зна-.
	чительными  хценами Рубцова и
Дроздова слабо. неубедительно реше-
ны сцены Сибирякова с Крутилиным
и Кондратьевым, в которых многое не
досказано, He донесено до зрителя.

‘Этот же Недостаток свойственен
И спектаклю «Особняк в переулке».
Превосходно решенные  ецены Евы
Трант и хуложника Вапгтанова, май-
ора Каштанова и Эрны Вурциуе че-
релуютея с примитивно поставленной
картиной прее@-конференции, наивной
сценой старика Капттанова и коррес-
пендента радиокомпании «Глобус»
и т, д. Причем этот разрыв в хуло-
жественном качестве отдельных кус-
ков настолько ощутителен, что с03-
дается впечатление, будто эти сцены
взяты из разных спектаклей, постав-
ленных разными режиссерами. Xo-
чется верить, что неумение А. Ми-
хайлова завершать свой творческий
замысел — явление временное, что
оно характеризует процессе становле-
ния талантливого художника.

В. Иванов — охдин из самых моло-
дых руководителей театров страны.
В Сталинграде он ‘работает около
5 лет. Для его творческой манеры
характерны глубокое проникновение
в замысел драматурга, настойчивая
работа с актером, через которого он
раскрывает сценический образ про-
извеления, Ему близки пьегы фило-
софски значительные, пьесы  боль-
шого социального и психологическя-
го полотна. Не случайно В. Иванов
любит ставить Горького, пьесы кото-
Рого дают ему фбогатейшую возмож-
ность раскрыть страстное  столкно-

кт ББ МБ 2 д МЕН з’
		По № Е №9 ЯН Бы ЫБ В 2»
	г > aa 6h CClUC«*dSD
	Когда не берегут
государственную копейку...
	Саратовский театр оперы и бале-
та в 1948 году недобрал более полу-
миллиона рублей, Не улучшилось по-
	локение и в нынептнем году. И в То
	HC время руководители театра содер-
жат работников с более выеокими. ок-
ладами, чем это предусмотрено по за-
кону. Только это обошлось театру в
60 тысяч рублей, Е этому следует
добавить еще 60 тысяч рублей, пе-
рерасходованных на новые постанов-
БИ.

Отделы искусств на местах плохо
контролируют финансовую деятель-
ность подведомственных им учрежде-
ний.
	Отдельные руководители област-
ных отделов искусств нередко даже
потворетвуют незаконным действиям
подчиненных MM должностных лиц,
Характерный пример. За директором
Александровского театра И. Усовым
образовалась задолженность по под-
отчетным суммам на 6.000 рублей,
Заведующий Сахалинским областным
отделом искусств В. Галкин дал ука-
зание списать эту сумму. На каком
основании? Эти примеры говорят о
Том, что далеко еще не во всех тезт-
рах наведен должный финансовый
порядок.

Д. КУМАНОВ,
контролер-ревизор — Министер-
ства финансов СССР.
	щенной работе театра. Мало прояв-
ляют заботы о коллективе и Комитет
по делам искусств, а также ВТО. Зл
последние годы в городе-герое не по-
бывал ни один предетавитель Коми-
тета и ВТО. Даже на емотр спектак-
лей на современную тему, к которому
театр готовился тщательно и усилен-
	HO, HO приехали представители
Москвы.
	Надо сказать, что организации.
посылающие на места всевозможных
лекторов и консультантов, не всегла
тщательно их инструктируют, не
проверяют тезисы доклалов.

Недавно, например, в Сталинграле
по путевкам ВТО и Всесоюзвого
общества по распространению 1-
литических и научных — знаний‘ по-
бывал И. Любинский. Для коллевти-
ва театра он прочитал лекцию, посвя-
щенную 125-летнему юбилею Мало-
го театра. Но викакой пользы подоб-
ная лекция принести не могла.
И. Любинский скороговоркой, крайне
поверхностно изложил некоторые
факты. Он не удосужился рассказать
3 русеком национальном, народном
характере искусства Малого театра.
® его неразрывной связи © передовой
preeroit революционно-хемократиче-
ской культурой, о борьбе Малого те-
атра со всякими проявлениями `фот-
малистического ° «левого» театра.
Надо ли говорить, насколько беззубы,
аполитичны подобные. «лекции»!
	ty
	Мне по роду моей работы прихо-
дитея часто знакомиться с финан-
совой деятельностью театров. JTS
знакомство показывает. что, в сожа-
лению, еще не перевелись такие го-
ре-руководители театров, которые
легкомыелелено, ‘чтобы не сказать
больше, omnocstted в‘ государственной
копейке.

Призвелу несколько примеров.

В Воронеже был создан Театр му-
зыкальной комедии. Театр не успел
еше развернуть свою деятельность,
как его директор Кузнецов и crap-
ший бухгалтер Никерин умудрились
уже произвести ряд незаконных и
беспельных расходов. Например, на
приобретение никому не нужных
либретто у частных лиц они истра-
тили 33 тысячи рублей, на содержа-
ние сверхштатных должностных лиц
по завышенным ставкам — 104 ты-
сячи. рублей.

В Барнаульеком  храматическом
театре по плану предподагаловь по-
казать 325 спектаклей, фактически
было дано 378. Однако хороших ©бо-
ров театр не смог организовать. В
итоге — дефицит почти в 400 тысяч
рублей. Больше того, дирекция
продолжала расходовать значитель-
ные средства на незаконные совме-
стительства. Директор ‘театра Bopor
получил лишних 13 тысяч рублей,
главный бухгалтер Спиридонов — 10
тысяч рублей.
	который приводит к появлению спек-
таклей ремесленнических, холодных,
лишенных плоти и крови. В Сталин-
градском театре стремятся показать
актера в самых разнообразных ролях,
помогают ему максимально проявить
свои творческие возможности. Так,
например, талантливый актер К. Си-
ницин, игравший так называемых
сесциальных героев, в спектакле «За-
говор обреченных» получил роль не
Макса Вента, которую он, казалось
бы, должен был получить по «зако-
нам амплуа», а ярко характерную
роль крестьянина Восты Вафрра. Мяг-
кий, лиричный. обаятельный актер
А. Маликов, с такой наивностью, лу-
RaBCTBOM и какой-то детекой застен-
чивостью сыгравший Трубача в «Его-
ре Булычеве», до этого играл хищ-
него, злобного Мудзимуру в спектак-
ле «На той сторона».
	Этот путь отказа от закостеневигих
форм амплуа не может не’ привести
к новым творческим достижениям.

Однако некоторые актеры избрали
AIA coda легкий путь — они «при-
спосабливают» роль к себе, избегая
глубокого перевоплощения в играе-
MH 0браз. Этот недостаток отчасти
свойственен такому талантливому
зктеру, как А. Красовский.
	Дальнейшему творческому уепеху
коллектива  сталинградцев в значи-
	тельной мере мог бы способетвовать   Н
	широкий обмен опытом е другими
	ACCA театрами страны. Надо
сказать, что Комитет по делам  ие-
кусств за последнее время не напра-
вил в Сталинград для отдельных по-
становок ни одного из наших велу-
	цих режиссеров, Помочь театру. го-
рода-героя — почетный долг кажло-
Го мастера советекого meammarriunny
	А ERIM TCATDAIbHOTY)
искусства.
		От редакции: Публикуя письмо-
статью Ш. Дадиани о создании
в Москве «Театра шестнадцати
республик», редакция, со своей сто-
роны, приглашает читателей газеты
принять участие в обсуждении по-
ставленного вопроса.
	Ое-2
		мые «кассовые» пьесы, они быстро
сходили с репертуара.
*

Театр не ограничивает свою рабо-
TY показом спектаклей на стациона-
ре. Он желанный гость и на заводах,
и на строительных площадках, он
часто выезжает в ‘села, колхозы, сов-
хозы, железнодорожные депо. Летом
этого года коллектив театра показал
109 спектаклей в районах Сталин-
гралской области.

Масса отзывов, благодарностей,
многочисленные ‘письма зрителей —
свидетельство благородной, полезной
деятельности театра, выезжавшего на
гастроли в полном составе, е луч-
нгими своими спектаклями.

В дни гаетролей театр провел 8
межрайонных семинаров для руково-
дителей и участников сельской ху-
дожественной самодеятельности. Бы-
ли организованы ‘конференции зрите-
лей, на которых тезтр получил мно-
го ценных указаний и замечаний.
Наряду с показом спектаклей работ-
ники Театра проводили лекции по
важным вопросам литературы и He-
куества.
	Встречи со зрителями, конферен-
ции, обсуждения спектаклей театр
практикует и в городе, Эти wepo-
	приятия помогают. театру уяснить
опгибки, определить дальнейший свой
творческий путь, лучше спланиро-
вать свою работу.

Примечательно, что когда театр
осуществил путаную и претенциоз-
ную пьесу Г. Березко «Мужество»,
обком партии созвал совещание паф-
тийного актива, на котором руководи-
телям театра припглось выслушать
‘немало горьких слов по своему алре-
cy.

Последние работы тезтра—«0еоб-
няк в переулке», «Зеленая улица»,
«Егор Булычев». Первые два спек-
такля поставлены А. Михайловым,
постановку горыкозекой пьесы осу-
	Сталинградский
драматический театр
им. А. М. Горького
		го, И. Овчаренко, И. Макаева, А.
Спирина, проработавших в Сталин-
градь по 10 — 15 лет. Театр попол-
нился новыми артистами — Н. Мат-
веевым, А. Машковым, В. Торкачев-
ским, В. Ганкевич, К. Миленко, ус-
пешно вошедшими в основной кол-
лектив. :

Более половины творческого соста-
ва — члены партии и комсомольцы,
Активная общественная жизнь те-
атра помогает правильно составлять.
репертуар, умело отвечать на запро-
сы зрителя.

За время, прошелшее после поста-
новления ЦВ ВКП(б) о репертуаре
драматических театров, сталинград-
WH осуществили 31 спектакль —
поставили 20 пьес советских драма-
тургов и 7 пьес русеокой классиче-
ской драматургии.

Театр показал  сталинградекому
зрителю такие пьесы, как «За тех,
кто в море!», «Русский вопрос»,
«Молодая твардия», «Хлеб наш на-
сущный», «Заговор обреченных»,
«Закон чести», «На той стороне»,
«Зеленая улица» и др. Театр осуше-
ствил ° постановки «Дяли Вани»,
«Бесприданницы», «Снегурочки»,
«Бешеных денег».

Сталинградевий театр носит имя
А. М. Горького. И коллектив воепри-
нимает это не’ только как высокую
честь, но и как великую  обязат-
ность — пропагандировать богатей-
шее драматургическое наследство 0с-
новоположника советской литера-
туры. За последние три года театр
поставил «Вассу Железнову», «Ста-
рика», «Егора Булычева»,

Если порою в репертуар театра и
проникали безидейные, так называе-
	Велика и почетна задача театра
талинграда. Его коллектив хороню
понимает свою ответственность. Те-
атр стремитея быть достойным ела
вы родного города, города-героя, бес-
смертного в веках. Рожденный в го-
ды гражданекой войны,. возмужав-
ший в годы сталинеких  пятилетк.
закаленный в горниле Великой 0те-
чественной войны,  Сталингралекий
	Сталинградекий тезтр  справетли-
	в  пред являет претензии к етолич-
	р . EEE ES EEE EEDA TCaTp FM. A. MM. 1 Opt
HOW mpecce и прежд всего специ-   кого 1 орческим
8 ы it гото \
x = : ae r и: о   BUTCH К новым ТВ
	ЗА Ре 3. EES УААВОТОКОВ ИС
кусство» и журналу «Театр». Ba пос-
ледние годы в столичной печати не
ноявилось ни одной статьи, посвя-

Н. ГРОМОВ.

нобедам.

СТАЛИНГРАД.

В о ой а