CKOE HCKYCCTBO
	ИК ШОПЕН — 1949
	+

tf;
	„Сталь и шлак“
	Способность быстро и активно ©т-
кликаться на все крупнейшие собы-
	тия. постоянная  «мобилизационная
тотовность» сделали искусство чте-
‘ца боевым оружием коммунистиче-
ского воспитания Политическая
острота и партийная страстность
всегда были отличительными каче-
 ствами, этого жанра.

Мастера художественного слова
постоянно выступали как пронаган-
дисты новой советекой литературы.
В толы Отечественной войны они
‘знакомили массовую аудиторию с
`патриотическими произведениями Си-
  мотора, Суркова, Тварловекого и др.
  Советский слушатель вправе ждать
‘OT чтецов, чтобы и в годы послевоен-
ного строизельетва они сохраняли

Однако до сих пор  чтецы прояв-
‘ляют излишнюю опаеливоеть и из-
‘бегают обращения к произведениям
молодых авторов. Мы не видим на
афишах имен ведущих чтецов, вы-
ступающих с произведениями Ажае-
ва, Мальцева. Бабаевского, Гулиа
и др. А между тем. произведения нз-
ших писателей лают богатый и ин-
тереесный материал для творчества
мастеров художественного слова. Это
показал Сурен Кочарян своей новой
работой «Сталь и шлак» по роману
В. Попова.

Эпитрафом к литературной комто-
зиции Cypena Кочаряна могут елу-
жить слова, сказанные Сергеем
Крайневым в труднейший для него
момент — перед взрывом  электро-
станции: «Да, закипела сталь... то-
великое, что делает товариих Сталин,
я всегла представлял себе как огром-
нейнгую плавку стали, Он— великий
сталевар».

Перед чтецом стояла ответственная
и чрезвычайно трудная задача —
средствами художественного слова
создать образ проетого советекого че-
  ловека. вставшего на борьбу © гитле-
ровцами в тяжелые дни немецкой
оккупации,

Сурен Кочарян прежде всего пока-
зывает руководящую роль партии в
организации подпольной борьбы. Пер-
вая сцена у секретаря горкома Ёрав-
ченко, ‘который подбирает людей
для поднольной работы. служит экс-
позицией к дальнейшим событиям.

Новая работа Сурена Кочаряна
	Скупыми, но предельно точными
штрихами еоздает. артист образы
большевиков-подпольщиков Сердюка,
братьев Прасоловых. Уверенность,
сдержанность, суровость сочетаютея
у Сердюка © большой теплотой и чут-
костью по отношению к советским
людям.

Богатетво интонационной палитры
позволяет Кочаряну передать слож-
ную гамму психологических пережи-
ваний Сергея Брайнева. Случайно
очутивитийся в тылу у немцев, отор-
ванный от советских людей, он ена-
чала пребывает в состоянии полной
растерянности. Но, постепенно овладев.
собой, Врайнев принимает решение
любыми средствами бороться с вра-
TOM.

Хотя подзаголовок композиции —
«Сергей Крайнев», этот персонаж
Не является ее единственным. героехз
Эпизоды, связанные © ним, перемежз-
ютея спенами работы полпольшикоз.

Так шаг за шагом чтец ведет слу-
шателей по пути, начертанному авто-
pom. Ceprefi Ирайнев связывается ©
полпольциками и с их помошью 19-
товитея к взрыву электростанции.

На большом внутреннем напряже-
нии идет у Кочаряна сцена взрыва.
Чеканная, металлически-холодная
интонация передает кафтину этой
тревожной ночи. Чтец произносит в
нервном, учащенном темпе, рубя сло-
ва: «Горел шнур, огонь прибля-
жалея к детонаторам... у него было
такое чувство, словно торит его
собетвенное тело... Ватгонетки стоя-
ли на месте».  Почарян держит
долгую паузу, на лице выражение
страха и решимости. Наивыетей
кульминации достигает артист в сце-
не взрыва. слова приобретают пафос-
ное звучание. Взрыв. Ритм  замед-
ляется, напряжение проходит, и ко-
Hell композиции идет уже в эпиче-
ком. почти былинном стиле. «Врай-
нев ел через степь, туда, где начи-
нал светлеть OT веходившей луны
край неба, и острое давно забытое
ощущение счастья переполняло его.
Необ’ятная ширь Роданы раекрыва-
лась перед ним».

Так, выведя героя на широкую до-
рогу борьбы и счастья, завершазт
Кочарян свою композицию.

м. КВАСНЕНКАЯ.
	Великий композитор
	17 октября исполняелея 100 лет co
	всегда широко напевная. гибкая,
	высокого этического значения искус-
	дня смерти великого польского ком-  ства в обществе, горячий патриотизм, изящная, она отмечена необычайной
	красотой, новизной и свежестью. Не-
истощимое богатетво тончайших прд-
никновенных мелодических выеказы-
ваний композитора сочетается © уди-
вительной простотой. и слержанно-
	стью его интонационно-мелолическо-.
	го мышления. Мелодика Шопена сви-
детельствует о высоком художествен-
ном вкусе, исключительной требова-
тельности. взыюкательноети и огром-
ном чувстве ответетвенности худож-
ника перел народом.
	Тлубокая содержательноеть и ог-
ромная идейная значимость музыки
Шонена, подлинный драматизм ею
симфоничееких концепций, широчай-
шая сфера эмоциональных ощущений
и чувств, необычайная художествен-
ная правда, искренность и «человеч-
ность» психологических переживаний
и непреходящая красота и чистота
его прекрасных художественных иде-
алов — все это еделало музыкально
наследие Шопена неувядаемым, бе-
емертным источником высоких эетс-
тических наслаждений. Необычайная
жизненная сила, неисчерпаемая хуло-
жественная ценность его творчества
находят горячий отклик в <ердцах
передовых деятелей культуры всех
стран. Советский народ, законный нз-
еледник всех завоеванных человече-
ством ценностей культуры, высок»
чтит имя великого сына польского
народа.

Прогрессивные революционные ус-
тремления Шопена, великий патрио-
тизм и его высокие порывы нашли
свое глубокое историческое оправла-
ние. Осуществилиеь лучшие чаяния,
надежды и мечты великого польского
композитора. В новой,  возрожла-
ющейся, демократической Польше
нарол высоко поднял прекрасное на-
	сисдие художника, завещавшего свое
сердце родине. В тяжелые годы окку-
нации Польши гордый напиональный
дух музыки Шопена окрылял поль-
ский народ в борьбе е фашизмом.

Враги человеческой культуры стро-
мились отнять у польското народа его
национальную гордость, ето Шопена,
Во всей стране быль запрещено ис-
полнение произведений великого ком-
позитора. Великолепный памятник
Шюлену в Варшаве был варварекя
разрупен. В необузданной  дикоеги
фаптисты стремились истребить в
стране все, связанное с именем и па-
мятью Шопена, безуспетьно старались
они украсть у. народа драгоценную
урну © сердцем великого патриота.
Советский народ, Советская Армия
положили конец фалистекому ванда-
лизму. Искусство Шопена вновь обре-
ло свою’ отечественную народную
аудиторию. Музыка Шопена звучит
теперь на народных празднествах и
торжествах новой Польши, она compo-
вождает народ в его великих истори-
ческих делах социалистического пе-
реустройства республики; рождая в
сердцах людей патриотическое муже-
ство. твердость духа, нравственную
силу, высокое благородство и чело-
вечность.
	Великие творения Шопена — не
исторический памятник музыкальной
культуры протлюго; это огромная
жизненная сила, действенный союз-
ник передового прогрессивного чело-
вечества в „борьбе против реакции за
дальнейший расцвет передовой, пи.
таемой высокими идеями социализма
	вультуры.
г С. ПИТИНА.
	` демократической молодежи и сту-
  fenton sp Будапеште И. Ойстрах и
B. Фирсова. С чтением стихов поль-
‘ского поэта А. Мицкевича выступит
заслуженный артист РСФСР В. Ак-
 сенов.

Жизни и творчеству Шопена будут
посвящены лекции-концерты, устран-
‘ваемые Московской филармонией в
дворцах культуры, на фабрично-за-
водских предприятиях и в учебных за.
ведениях Москвы.
	AC TT

` темы борьбы. скорби, радости, любви.
Л. Оборин, так же как и его учитель
В. Игумнов, подчеркивает, лириче-
скую песенную стихию Шопена, от-
теняя при этом светлые, жизнера-
достные настроения, свежесть, про-
стоту и изящество пюпеновских ме-
лодий наряду © волевой динамикой
и мужественной энергией многих его
тем. В исполнении Г.’ Гинзбурга 0с9-
  бенно обаятельно сочетание выразя-
тельной напевности и задушевности с
виртуозной легкостью и прозрачно-
стью звучания, с тонким чувством
формы, присущим лучшим ученикам
 А. Гольденвейзера. Я. Зак близок в
своем исполнении. к Г. Нейгаузу: в
его интерпретации — та же яркая
красочность, романтическая припод-
нятость музыкального повествования
в елинении с логической продуман-
ностью исполнительского замыела._

Bee ota и многие другие черты ис-
полнения произведений Шопена с0-
‘ветскими пианистами всесторонне
и многогранно обрисовывают творче-
ский облик гениального — польского
композитора. Советский стиль интер-
‘претации попеновских сочинений
завоевал мировое — признание своей
высокой идейно-художественной на-
правленностью. Наши музыканты
сумели раскрыть лучшие,  прогрес-
сивные стороны  пюпеновекого 117
слелия, тазоблачая этим несостоя-
тельность буржуазных тралиний
трактовки его произведений. Через
сто лет после смерти композитора го
произведения звучат в нашей страве
0 всей силой своей художественной
убедительности. пользуются любовью
и признанием пгироких масс. совет-
ских слушателей, для которых му-
зыка Шопена нареегла останетея ол-
ной из лоагопеннейштих жемчужин в
	сокровигттнице мировой музыкальной
	Культуты.
А. НИКОЛАЕВ.
	позитора Фридерика Шопена. Имя
Шопена пгироко известно и любимое
далеко за пределами ето родины; му-
зыка Шопена давно уже’ стала лоето-
янием воего передового человечества.
Великий сын польского народа внес
в сокровищницу мировой культуры
огромный вклад. неоценимое богат”.
ство кототого в полную меру раскры-
вается лишь в наши дни.

Долтое время реакционные буржу-
азные исследователи старались замк-
нуть творчество замечательного ху-
дожника в узкие рамки салонной ин-
тимной лирики, в сферу суб’ективно-
_индивидуалиетических чувств и ощу-
щений. Много наносного, сомнитель-
ноге и ложного скопилось вокруг име-
ни Шопена. Систематически искажа-
ль глубокое идейное содержаназ
его художественного наследия.

Только совелская музыкальная
наука, как и советокая, пиапистиче-
кая школа раскрыли. истинное зву-
чание влохновенной музыки великого
‘композитора,  поллинный идейный
‘смыел его прекрасных творений. Пэ-
‘’ новому звучат для нае баллады, скер-
’цо, сонаты, полонезы, мазурки Шопе-
на, по-новому предетает перед нами
 ботатетво его фортепианного  наеле-
‚Дия.

В бесемертных тверениях Шопена

мы видим прежде всего благородный
мужественный 9браз художника-нат-
риота. Страстной, неиссякаемой лю-
бовью к родине проникнута вея его
музыка. Освобождение  страдавиех
народа Польнти, его национальная не-
завиенмоеть—эта пленительная, за-
таенная мечта Шопена долгие годы
сотревала комлюзитора вдали от роди-
ны, в годы его парижской жизни.

Этот пламенный патриотизм опре-
делил идейный смысл и значение
творчества замечательного художня-
ка. Целеустремленность, ясная идей-
ная направленность творчества вы-
деляют Шопена в ряду других крун-
нейших музыкантов 30—40-х годов
ХГХ столетия, ето современников и
друзей: ,

Олна из самых прекрасных H X3-
рактерных черт музыки Шопена—ее
глубокая народность-—явилаеь след-
етвием великой, беззаватной предая-
ности композитора своей родине. Зна-
комая с детских, с юношеских лет
польская народная музыка, яркие
музыкальные впечатления сельских
праздников, особенности польского
крестьячекого и городского фолькло-
ра являются основой музыкального
мышления композитора. Интонации,
мелодии, ритмы, гармонии, даже фор-
мы бытовой городской и народной
польской музыки, народных песен и
танцев, Bee: богатетво самобытной
оригинальной польской народной му-
зыкальной культуры нашли свое вы-
сокохуложественное отражение в. му-
зыке Шопена. Композитор сохраняет
национальные особенности и свойства
польекой народной музыки, одновре-
менно развивая и совершенствуя их
формы.

Связь творчества Шопена. с народ-
ным искусством мы обнаруживаем
также в художественном мировоззре-
нии композитора, во всем строе его
эстетических принципов. и устремле-
ний.

Принципиально н0в0е, идейное
отношение к своему искусству,
как  могучему средству общения
< массами, с народом, подчеркивание
	В ознаменование 100-летия co дня
смерти Шопена Комитет по делам
искусств при Совете Министров СССР
проведет 17 октября торжественное
заседание в Болыном зале Консервз-
тории. Во втором отделении вечера
будет дан большой концерт.

Государственный симфонический
оркестр Союза ССР (дирижер К. Кон-
драшин, солист Я. Зак) исполнит в
концерте «Полонез» Шопена в орке-
	народная основа музыки, неустанное,
стремление в правде, искренности и
простоте — вее ‘это свидетельствует
© глубокой идейной, кровной близо-
сти творческих устремлений Шопена
Б художественной эстетике классиков
русекото музыкального реализма, яз-
ляющегося вершиной развития вели-
кой славянской и мировой музыкаль-
ной культуры.

Торячая любовь выдающихся руе-
ских музыкантов к Шопену об’яс-
‘няется именно этой идейно родетвен-
ной общностью национальных куль-
тур могучего славянского искусетвь.
Подобно Глинке, Балакиреву, Рих-
скому-Корсакову; Чайковскому, Шо-
пен настойчиво ‘искал в народной му-
зыке простоты, естественности, ис-
кренноети чувств и переживаний. По-
добно им, находил он. неиссякаемый
источник вдохновения в-мире безие-
кусственной художественной правлы
народного творчества.

Прекрасный  мир человеческих
чувств, простых, искоенних, непо-
средетвенных переживаний раскры-
валея перед художником в сверкаю-
щих сокровищах творческом  тения
народа. Кюнкретноеть, ‹ жизненноеть
своих музыкальных 0бразов,  глубл-
  кую впечатляющую силу их простой
душевноети черпает он в искусстве
народа. Правдивым, естественным во-
площением человеческих пережива-
ний, реалистической силой раекры-
тия своих замыслов Шопен обязан
евоему народу, ето замечательной xy-
дожественной культуре;

Патриотизм, нафолность определили
и поразительную конкретноеть’ худо-
жественных замыслов композитора.
Малые формы фортепианной музыкл
Шопена, ето прелюды, этюды и 90%-
бенно мазурки полны живописной
красочности. почти осязаемой картин-
ности, рельефности образов. В своих
крупных произведениях великий ху-
дожник раскрывает героические стра-
ницы истории польского народа, ри-
сует возвышенно-прекраеные  эпиче-
ские образы прошлого, воплощает
глубокю прогрессивные. революцион-
ные идеи освободительной борьбы
польекого народа, ето мечты © буду-
щем. Скерцо, баллады, сонаты, по-
лонезы, фантазия фа-минор и многие
друтие произведения Шопена — это
драматические поэмы © родине. Мы
слышим в них гимн польскому нато-

ду, светлую радость належд и шемя-,
	щую тоску разочарований, гордость и
THEB патриота и всепобеждающую
веру в прекрасное будущее.

Глубокое идейное содержание твор-
чества Шопена, его кровная связь с
национальной, народной музыкой,
реалистическая образная  конкрет-
ность его замыслов сочетаются с без-
укоризненным, классическим совер-
шенством форм художественного воп-
лощения творческих  устремленяй
композитора. Исключительная гармо-
ния формы и содержания в произве-
дениях Шонена, классическая закон-
ченноеть композиции и вместе се тем
романтическая импроризационность,
непринужденность изложения, пора-
зительная эмоциональная насыщен-
ность его интонационнотго языка, б9-
галейнкие сокровища. гармонических
созвучий, действенное своеобразие
  мягких и пластических ритмических
  контуров — все это характерно и ти-
  пичню для музыки Шопена.

Изумительна мелодика Шопена.
`Глубоко народная по своему склалу,
	Ч опеновские дни в: Москве
	  стровке Глазунова, симфоническую
`поэму Ляпунова «Желязова Воля»,
`полонез из оперы Римского-Корсако-
ва «Пан-воевода» и концерт Шопена
для фортепиано < оркестром фа-
минор. Ряд произведений Шопена ис-
полнят также народный артист СССР
А. Гольденвейзер, заслуженный дея-
тель искусств РСФСР’ В. рониц-
кий, заслуженные артисты РСФСР
М. Максакова и С. Кнушевицкий,
лауреаты Международного фестиваля
		1ений польского
народа
			Тениальный русский пианист Ан-
тон Рубинштейн больше всех компо-
зиторов любил и больше, чем кого»
либо, играл Шопена. Я в свои дет-
ские и юные годы имел счастье не-
однократно слышать этого великого
артиста. Исполнение им произведений
Шопена осталось для меня на всю
жизнь одним из самых глубоких, са-
мых значительных художественных
впечатлений. Особенно осталось в
	По... РЕПА ОЕ ЗУ ЗЕ, DE —™ Ne

‘памяти OTpAcawimee по трагической
	силе исполнение Рубинштейном зна-
менитой №-тоГной сонаты.
	Все мы, русские пианисты стар-
шего поколения, в той или иной сте-
пени воспитывались на произведени-
ях Шопена.

Мне выпало на долю счастье ча-
сто встречаться с великим русским
писателем Львом Толстым в течение
последних 15 лет его жизни, Толстой
был очень музыкален; он. в молодо-
сти сам с увлечением играл на фор=
тепиано. Шопен был самым любимым
комнозитором.-Толетеро. .. Произведе-
ния Шопена волновали и трогали его
дс слез и, как он сам говорил, побуж-
дали его к художественному творче-
слву. Слушая прелюдии Шопена,
Толстой однажды воскликнул: «Вот
как надо сочинять!»

После Великой Октябрьской рево-
люции любовь к музыке Шопена y
нас еще более возросла. Широкие
массы слушателей, никогда в дорево-
люционное время концертов не посе-
шавние, неизменно заполняют кон-
цертные залы. когда исполняются
преизведения Шопена.

Советские пианисты постоянно и
	МНО, © огромным успехом иг
	Шопена и на международных  кон-
курсах.

Столетие смерти великого компо-
зитора широко отмечается нашим на-
родом. Любовь в его чудесной музы-
КЕ сильнее времени. Пока будет жи-
BO музыкальное искусство, музыка
Шопена всегда будет занимать в нем
одно из первых мест,
	А. ГОЛЬДЕНВЕИЙЗЕР,
народный артист СССР.
	Имя Шопена одинаково дорого как
музыканту-профессионалу, Tak м
каждому любящему музыку. В Рос-
зни с давних нор любят музыку Шэ-
пена и играют ее больше, чем произ-
ведения какого-либо другого инест-
ранного композитора.

Что делает музыку Шопена 0559-
бенно близкой советскому слушателю?
Не говоря уже о его исключитель-
Ном Трорческом гении, о его несрав-
ненном техническом мастерстве, он
дорог нам своей кровной близостью к
музыкальному творчеству дружест-
венного нам польского народа, песни
и танцы которого являются тем
неисчерпаемым родником, которым
неизменно питалея  Шопен-компози-
TOD.

Шопен ролилея и прожил JercKie
и юные голы в Польше. Уже в самых
ранних его произведениях  Прояви-
лись ‘все лучшие черты его гения:
бесконечное мелодическое богатство,
изумительная красота гармонии,
	Стовобразный. исключительно совер-
	пенный фортепианный стиль. На всю
жизнь Шопен остался верен форте-
пиано. За исключением нескольких
песен и небольшого числа камерных
произведений, Шопен вею силу сво-
еге гения посвятил сочинениям для
фортепиано.

В сонатах, балдалах, скерцо и дру-
гих крупных и мелких произведениях
Шопена ярко выразилась его любовь
Е родине, в его музыке  отразилоеь
все богатое «содержание его внутрен-
него мира — чувство природы, лю-
бовь к народу, к народным песням и
танцам.

Многочисленные мазурки Шопена
— это целый мир жизни польского
народа; в них слышатся звуки н8-
болыних народных ансамблей, чувет-
вуется аромат полей и лесов родины,
оторзанность от которой была тра-
гическим лейтмотивом короткой жиз-
ни Шопена.

Любовь в музыке Шопена в Ри-
сии началась давно, еще при жизни
композитора. Русские пианисты-про-
фессионалы и русские любители ©
давних времен любят и постоянно
играют произведения Шопена.
	С именем великого польского вом-
позитора Фридерика Шопена связаны
выслтие достижения западноевропей-
ского пианизма. Шопен—композитор
и пианист = раскрыл перед слуша-
телями все богатство красок и выра-
зительных средств фортепиано —
инструмента, опошленного в то время
большинстаом концертирующих вир-
Туозов. Композитор в новых формах
возродил высокие традиции форте-
пианной музыки классиков. Г

Характерно, что„ хотя при жизни
Шолен и пользовался всеобщим вни-
манием, мало кто из современников
вникал в подлинный смыел его TBOD-
чества. 0 Шопене говорили, Rak 6
валонном  композиторе. пленяющем
изысканной «женственностью», изя“
ществом и тонкой виртуозностью
фортепианного стиля. В угоду вву-
сам буржуазного общества болыший-
етво запалноевропейских пианиетув
второй половины ХХ и ХХ столетия
прололжили эту традицию  выхола*
щивания илейного содержания музы“
ки Шопена. Салонная манерность и
елашавость интерпретации шопенов-
ских произведений, внешний блеск и
виртуозное «пустозвонство» стали
типичными чертами буржуазного
стиля исполнения Шопена. Лишь не-
многим выдающимся представителям
буржуазного пианизма, среди ROTO
рых особенно выделяются <соотече-
ственникя Шопена — Гофман и Па-
деревский, удалось приблизить e¢pne
исполнение к илейным замыслам ве
Ликого композитора.

По-иному было понято и интер-
претировано творческое наследие
Попена крупнейшими русскими пиз-
нистами. Антон и Николай Рубин-
штейны. Балакирев, Рахманинов и
другие создатели реалистических трз-
типий русской пианиестической шко-
				ХУПОЖНИК-ПАТРИОТ
	Портреты А. М. Горького отли-
чаются свежестью и непосредетвен-
ностью зарисовок © натуры и вместе
с тем представляют собой цельные
и законченные художественные про-
извеления.

Работа над портретами  помоглз
художнику уснешно решить ‘и дру-
гую задачу—создать композиции Ha
темы истории ВЁП(б). Один из этих
рисунков правдиво воссоздает обста-
новку исторического выступления
В. И. Ленина на Апрельекой конфе-
ренции большевиков в 1917 тоду и
представляет собой групповой портрег
выдающихея деятелей налией партий.
На другом показан Ленин, произнося-
щий речь ‘на Ш с’езде комсомола,
Историческая  лостоверность, порт-
ретная и психологическая  харак-
теристика каждого участника еобы-
тия, законченность художественного
решения придают этим работам зна-
чительность, свойственную  мону-
ментальным картинам.

С первых дней Отечественной вой-
ны Аввакумов добровольцем ветупил
в ряды Советской Армии — еначала
он работал во фронтовой газете, а
затем в Студии военных художников
имени Грекова. В многочисленных
портретных зарисовках геев вели-
ОЙ ВОЙНЫ художник раскрывает
перед нами лучитие черты советских
воинов, защитников Родины. В его
рисунках даны также правдивые за-
рисовки фронтовой жизни, отражаю-
щие эпизоды героического пути,
пройденного Советской Армией. Луч-
тие из них——«Калининский фронт».
«Штурм Великих Лук», «На площа-
ди Королевского дворца в Будалеш-
те» и др.

Аввакумов в годы войны создал и
ряд полных внутреннего напряжения
катриотических, агитационных пла-
катов, Олна из последних работ ху-
дожника — портрет-плакат «Ла
злравствует наш учитель, наш отец,
Hall вождь товарищ  Сталин!».

Аввакумов умер в расцвете сил,
далеко. не исчерпав всех возмолено-
стей своего большого дарования. Он
был передовым советоким  художня-
ком, человеком исключительной
внутренней чистоты и скромности,
требовательным к себе и беззаветно
отдавигим свои творческие силы слу-
mena Родине. И 00 этом еще раз
нам напоминают экспонаты только
чт0 открывшейся выставки.
	М. СЕРГЕЕВА.
	Открытая в залах Союза советских
художников посмертная выставка ри-
сунков Николая Михайловича Авва-
кумова (1908-1945) — значитель-
ное событие в художественной жизни
столицы,

Н. Аввакумов занимает одно из
видных мест среди советских худож-
ников-графиков. Воспитанник ленин-
ского комсомола, он начинает евою
самостоятельную жизнь ^ художни-
ка на строительстве Магнитогор-
ска, куда уезжает по призыву
комеомола После окончания Пермеко-
Г художественного ._ техникума
(1929 r.).. ABBaRyMos был. не. просто
свидетелем грандиозного’ ‘етроительст-
ва, ‘а непосредственным его участни-
ком: он возглавлял одну из KOMCO-
мольских организаций Марпнитостроя.
Этот период творчества представлен
на выставке рядом  выразитель-
ных рисунков: «Домны», «Плотина»,
«Строительство мартеновекого цеха»
и портретами лучших людей строи-
тельства:

В течение ряда лет Аввакумов был
сотрудником «Комсомольской  прав-
ды» и других центральных газет.
Эта работа и связанные © нею поезд-
ки по стране обогатили художника
конкретным знанием жизни, воспи-
тали в нем умение видеть и запечат-
левать нажболее существенное и ха-
рактерное в советской  действитель-
ности. Творчество Азввакумова при-
обретает ярко выраженную политиче-
скую направленность и публицисти-
ческую остроту, его художествен-
ный язык становится все более точ-
ным и убедительным.
	Большое место в творчестве Авва-
кумова занимают рисунки для пар-
тийно-политических изданий — по
преимуществу портреты вождей ком-
мунистической партии и советского
народа. На выставке экепонированы
портреты В. Маркса, Ф. Энгельса,
В И. Ленина, И. В. Сталина.
Я. М. Свердлова, С. М. Кирова ин
Г. & Орлжоникилзе,
	Внимание посетителей  выетавки
привлекает рисунок, изображающий
товарища Сталина в годы граждан-
ской войны и нтироко известный с9-
ветоким люлям но многочисленным
веспроизвелениям. Небольшой по
размеру, этот портрет дорог советским
людям теплотой и искренностью чув-
ства. © каким художник изобразил
любимого вожля.
	и советские
	тепиано., тонкая культура живой и
убедительной фразировки, богатотво и
разнообразие  тембровых красок,
стремление в искренности и просто-
те музыкального высказывания, не-
совместимыми ни с формалистической
сухостью, ни © утрированной . чув-
ствительностью. В истолнении произ-
велений Шопена советскими пиани-
стами ярко проявляется высокий уро-
вень поллинно виртуозного  мастер-
ства, направленном не на внешние
эффекты и музыкальное гурманство,
& на глубокое раскрытие  хуложе-
ственных замыслов композитора.

Нарялу с этим. кажлый из круп-
ных советских мастеров вносит и
нечто свое. творчески-инливидуаль-
ное в интерпретацию  пюпеновекого
наследия. Здесь можно говорить не
только 06 отлельных исполнителях,
но и о чертах, присущих тем или
иным школам советского пианисти-
ческого искусства. ITM NIKON don
мировались и получили срое тазви-
тие на протяжении трех десятилетий
строительства советекой  музыкаль-
ной культуры. В наиболее значи-
тельным из них относятся школы
Московской консерватории,  еоздан-
ные В. Игумновым, А. Гольденвей-
зером, Г. Нейгаузом и С. Фейнбертом,
школа Л. Николаева. — приобретитая
первенствующее значение срели лиа-
нистических направлений Ленинграт-
ской консерватории.

Создатели ведущих еоветеких пиз-
нистических школ являются азто-
рами глубоко пролуманных  концеп-
ций песполнения топеновских произ-
велений. Игумнов, например, оттенял
романтическую мечтательность, ля-
рическую сферу о музыки Шопена,
нежную и прозрачную чистоту = ero
звуковых красок. В лирических ‘TO
нах cesemen облик Шопена и в ис-
полнении Гольденвейзера. № харак-
терным чертам етиля этого мастера
		ческого изящества  и полифоничности
музыкальной , ткани  шюпеновских
произведений. Для Нейгауза харак-
терно стремление к «большому ды-
ханию», к фразировке крупного мас-
штаба, к полнозвучной кантилене, к
яркому и эмопиональному выявлению

ра и задор в. некоторых сочинениях
Шопена. Игра. Фейнберга отличается
взволнованностью и напряженностью
ритмического пульса, подчеркнутой
контрастностью различных настрое-
ний, придающих своеобразную  экс-
прессию романтическим образам Шэ-
пена. Некоторые черты стиля этих
пианистов напити свое продолжение в
исполнилельекой деятельности музы-
кантов следующих поколений — их
учеников и последователей.

Пироким кругам советских слупта-
телей хорошо известны имена В. Со-
фроницкого, Л. Оборина, Г. Гинзбур-
га. Я. Зака, Р. Тамаркиной. Ю. Брюш-
кова. Н. Емельяновой, П. Серебря-
кова. М. Гринбейг и многих других
советских исполнителей Шопена. Ни
один из крупных советеких  пиани”
стов не остался в стороне от пюпе-
новекого фортетиалного наслелия. В
репертуаре 9. Гилельса, Я. Флиерз,
С. Рихтера, тах же как и в програм-
мах пианистов более молодых поколе-
ний, произведения Шопена занимают
значительное мёето, Каждый Между-
народный шопеновский . конкуре при-
носит новые победы советекому пиа-
нистическому искусству. знакохят
весь мир < именами мололых талаят-
ливых представителей советской пид-
нистической школы.

Оттеняя те или иные — стороны
творческого наследия Шопена, каж-
дый из советоких пианистов как бы
дополняет в нашем представлении об-
лик композитора, В лирической поэ-
зии Шопена В. Софронипкий pac-
крывает перед нами глубокие кон-
трасты психологических состояний,
	правду». Русские музыканты отрази-
ли в своем исполнении глубину и
значительность солержания пюпенов-
ских произведений, сумели правдиво
и ярко передать богатетво и разно-
образие его художественных образов.

Лучшие стороны русской  дорево-
люционной  пианистической школы
наши свое лальнейпее развитие в
исполнительском  творпестве совет-
ских пианистов, представителей но-
вой художественной культуры <оциз-
листического общества. Воспитанные
на принципах марксистско-ленинской
эстетики. они неизмеримо более глу-
боко и всесторонне раскрыли идей“
ное содержание музыкя Шопена, пв-
казали всему миру бедность и ду”
ховное убожество буржуазных  тра-
диций  интериретании его сочинений.
На международных соревнованиях
советские музыканты сумели  докз-
зать превосхолетво советской. школы
пианизма и ee художественных
принципов, раскрыть перел слушале-
лями именно те стороны творчества
Шопена, которые ставят композитора
в ряды величайших представителей
музыкального искусства.

Стиль выдающихся советеких ис-
полнителей основан на глубоком по-
нимании национальных корней му-
зыки Шопена, на выявлении ее пе-
сенной стихии. сотканной из. ритмов
и интонаций музыкального  творче-
ства польского народа. В произведе-
ниях великого композитора советские
пианиеты сумели увидеть не бес-
прелметную мечтательность поэта, 3
страстный призыв к борьбе с пошло-
стью буржуазного мира, к борьбе с
силами, унижающими достоинство
человека, стремление к прекрасной
жизни, к утверждению благородных
ий возвышенных идеалов  человече-

` ства. Вот почему хатактерными чер-
		«Звезда». Работа по последним двум
фильмам идет успешно, и они могут
быть закончены досрочно. Примерно
такое же положение и на студиях
сценарно-постановочного отдела ми-
нистерства. До конца года Мосфильм
должен выпустить пять фильмов:
«Сталинградская битва» (2-я серия),
«Жуковский», «Смелые люди», «Ве-
селая ярмарка», «Падение Берлина»,
а студия им. Горького — три: «Ми-
стер Томсон бежит в Америку», «У
них есть родина» и «Днепр». По не-
которым из них еще предстоит зна-
чительная работа.
	Кроме этого, киностудии должны
начать производство 17 фильмов, пе-
реходящих на 1950 год. Однако по
девяти из них еще ие подготовлены
окончательные варианты сценариев.
	Обсуждение докладов показало,
что положение с выполнением плана
производства художественных филь-
мов отнюдь нельзя считать вполне
благополучным. \
	В своем заключительном слове
зам. министра кинематографии СССР
В. Рязанов отметил, что локладчики
	очень благодушно оценили положе-
ние на студиях.

Коллегия приняла развернутое
	постановление, определяющее точные
сроки окончания работ по снимаемым
фильмам и сроки представления сце-
нариев-и запуска в производство но-
вых картин.
	На очередном заседании Коллегии
Министерства кинематографии СССР
были заслушаны доклады ряда пере-
довых киномехаников страны,  обес-
печивших хорошую организацию ки-
нообслуживания «населения и добив-
шихся значительного  перевыполне-
ния планов.

Полводя итоги’ обсуждения этих
докладов, зам. министра кинематогра-
фии. СССР т. В. Рязанов подчеркнул,
что органы проката и кинофикации
не проявляют должного внимания к
низовым работникам киносети,

Коллегия приняла решение, обязы-
вающее соответствующие главки и
отделы министерства провести кон-
кретные мероприятия для улучшения
работы механиков кинопередвижек.
В частности, решено издать ряд бро-
шюр, рассказывающих об опыте лере.
довых киномехаников страны.

+i

На том же заседании был обсуж-
ден доклад о ходе выполнения плана
мов в 1949 году и подготовки плана
1950 года.

Докладчики Н. Семенов и В. Брян-
цев охарактеризовали положение <
выполнением плана текущего года,
как благополучное. Студии  Главно-
го управления по производству
художественных фильмов’ уже выпу:
	стили в. этом году шесть картин H
полжны выпустить еще три: «Алек-
сандр Попов», «Великая сила» И
	ион И в «мир. тами советского стиля исполнения   полнении Гольденвеизера. 1 харак-
величавых илей и дум и образы тех   Шопена являются певучее п эмопио-   терным чертам стиля этого мастера
хюдей. что умели отстаивать свою! нально-выразительное звучание Hop   можно отнести подчеркивание Титми-