СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Охотники

Можно с уверенностью предполо-
жить, что много лет назад, когда 0бз
они были маленькими и звали их
ласково Юрами, Юриками или Юроч-
ками, матери внушали им простую
и ясную мыель: присваивать чужов
— грех. Родительницы при этом не
вдавались, к ‘сожалению, в подроб-
ности, не раз’ясняли, что не тольбо
ВТИХомолЕУу ВЫНУТЬ Яблоко из ранца
другого школьника, ограбить  квар-
тиру или убежать © кассой, но и из-
дать за своей подписью чужую Ву
копись — все есть кража, и друго-
го имени этому нет. А вот именно
рукописи-то и попутали наших ге-
роев— двух Юриев, теперь уже став”
ших взрослыми, — Юрием Иванови-
чем и Юрием. Петровичем. Отчества
разные. а поступки... Впрочем, по
ПорЯлЕУ, це 1

Среди других работ, посвященных
русской оперной ‘сцене, литератор.
9.. Старк разрабатывал и тему ®
ближайшем предшественнике Шаля-
пина. выдающемся русеком певие-
актере Федоре. Стравинеком и опер-
ном театре его времени.

_ Театральный музей им. Бахрупги-
на заключил е.9. Старком договор на
эту книгу и, получив рукопиеь OT
автора, сдал, ее„для излания в Те-
винградское отделение. Музгиза. Вой-
на помешала выходу книги, и руко-
пись была переслана обратно в Мос-
кву, Театральному музею им. Бахру-
щина. Снова в Ленинград она пона-
дает уже в этом году. Ленинградское
отделение ВТО заключает договор на
напечатание книги «Стравинский и
оперный театр его времени», но те-
перь вместо 9. Старка, умершего в
1942 году, в качестве ее автора фи-
гурирует... ‘заместитель директора:
Театральном музея им. Бахрушина
Ю. И. Прибыльекий. Нет, это не
эптибка, не случайность, это так же
реально, как и 10 тысяч рублей, по-
тученные Ю. И. Црибыльским в Ба-
честве аванса за книгу, которую он
никогда не писал.

Юрий Иванович, видимо, готовил-
ся уже делать дарственные надписи
на авторских экземплярах «своей»
книги. но вот беда! — председатель
редакционного совета Ленинградеко-
го отделения ВТО профессор Е. М.
Кузнецов вспомнил, что над этой
кпитой работал 9. Старк, который
сделал о ней несколько публикаций и
рукопиеь давал на прочтение ленин-
традским музыковедам.. Обратил он
внимание также и на то, что работа
9. Старка названа в «Трудах музея

им. Бахрушина», как сданная в пе-
чать.

Прибыльского попросили дать
об’яснения. В первых числах авгу-
ста он «как автор (!?) и заместитель
директора музея» ответил, что со-
общение в «Трулах музея» оши-
бочно и что рукописи Старка... He
сушествовало.. На этом. «недоразу-
	Болыной театр приступил к работе
над постановкой балета Р. Глиэра
«Красный мак». Утверждена постано.
вочная бригада B составе главного
балетмейстера “Л. Лавровского, ди-
и Ю. Файера и художника

Курилко., .

т Лавровский в беседе с сотруд-
ником «Советского искусства» ‹ооб-
щил:

—Поставленный впервые на сце-
не Большого театра 14`июня 1927 го-
да балет «Красный мак» занял веду-
шее место в его репертуаре. Яркое,
доходчивое по музыкальной форме,
богато насыщенное китайскими на-
	В №33 «Советского искусства»
было напечатано письмо читателя га-
зеты А. Невского «Безымянные памят-
ники», в котором сообщалось об от-
сутствии на многих выдающихся пз-
мятниках золчества Ленинграда до-
сок с обозначением авторов этих
сооружений.

Начальник Управления по охране
	намечается образование и сценат-
ного факультета. Для подготовки ак-
тереких кадров при выешей  теат-
	ральной школе в этом году откЕрыл-  правляющее
	ся кинофакультет.
Налие киноискусство
	Dalle киноискусство еще очевь  виноковусству COS
молодо. Ставя фильм, , „Мы одновре-  зрелые произведения.
менно УЧИМСЯ создавать действитель-  нофильмы получаю’
но реалистические. глубоко празли-  других странах. Зап
	вые кинокаотины °Работая нал филь-  и американекие резкпионеры уже
	начинают считать их «опасными».
В этом отношении характерна исто-
рия © фильмом «Последний этап»
в Америке. Американские кинопро-
мьышиленники прислали в «Фильм
польски» телеграмму е предложени-
ем включить в картину несколько
эротических сцен, чтобы сделать ее
более «эффектной». Эти ветавки —
возмутительное издевательство над
памятью погибших в 0евенциме —
опорочили бы облик заключенных ‘В
лагере женщин, исказили бы идею
фильма. Телеграмма из `Голливуда
содержала условие: если в течение
10 лней не придет ответ, это будет
расценено ‘как согласие. Очевидно,
толливудские дельцы уже досняли
необходимые им отвратительные
спены и только дожидались истече-
ния десятидневного срока для вклю-
чения их в фильм. Мы ответили им
тневной телеграммой.

Созланием новых ‘боевых филь-
мов. своим искусством мы боремся
за лемократию, за’ мир. В. этом
постоянным примером является: для
нас советское кино. Еще со времен
«Матери» В. Пудовкина и «Броне-
носна «Потемкин» С. Эйзенштейна
оно стало путеволной звездой для
всех прогрессивных киноработников.
Советекие фильмы учат  правдивому;
илейному отображению жизни, под-
линному реализму и гуманности.
	Чтобы иметь возможность ближе.
	ознакомитьея се теорией и пПлактикой о
	советского кино, мы приехали В
Москву. Мы понимаем, что те уепе-
хи. которые завоевало наше мололюе
искусство. ‘— только первые шаги
	на пути созтачия новой демократиче-
ской польской кинематографии.
	Ванда ЯКУБОВСКАЯ.
	MoM «Последний этап», я опасалась,   начянают

чт какая-либо  искусственность  В этом о
	что  какая-лиоо — искусственность
формы нарушит правдивость пгоиз-
ведения. Я стремилаеь.и в развитии
действия, и в построении мизансцен
избежать малейшей: нарочитоети.
трудностями, какие  приш-
лось преололеть мне в поисках тез-
листического стиля, в. Той или иной
степени приходится сталкиваться и
моим товафищам по киноискуеству.
Идет напряженная борьба за боевое
искусство.  принцичиально отличное
от. «развлекательного», реаклиенного
буржуазного КИНО. В
Многие из деятелей нашей кине-
матографии, работавшие еще в д9во-
енной Польше, не смогли сразу осво-

болиться от старых традиций. Среди
них получила распространение «Teo
DHA», проповедывавшая,. Что наше
киноискусство слишком незрело для
решения больших политических TEM,
что зритель «не лорос» до боевых
прогрессивных фильмов.

Безусловный. успех советских
фильмов, многочисленные письма,
поступающие в релавции газет, на-
конец. ответы на анкеты, проведен-
ные среди - зрителей журналом
«Фильм», опрокинули эту «теорию»
ий убедительно ‹ показали, что народ
ждет от нас содержалельных полити-
чески острых картин на современные
TOM BY.
	Рождение каждого ‘нового фильма
прохолит в борьбе, в страстных спо-
рах. Творческие дискуссии принима-
ют все более пвирокий размах. Вар-
тина режисеера А. Форда «Погранич-
ная улица» обсуждалась при участии
пайлату ватта отих Наби Paio-
		за чужим
	мение» было бы исчерпано; если бы
не был обнаружен машинописный
экземпляр рукописи 9. Старка. Глу-
бокого анализа и специальных изыю-
каний здесь не потребовалось:  до-
статочно было просто сличить 068
документа (т. е. оригинал и копию),
чтобы определить, что книга, якобы
намисанная Ю. Прибыльским, на
90 проп. представляет собою _ без
всякого изменения рукопись Э. Стар-
Ба!

Уличенный неоспоримыми доказа-
тельствами, Прибыльский все же пы-
тается «обосновать» факт самого за-
урядного воровства, подвести под не-
го некий «базис». Он беестыдно сеы-
лаетея на... долголетнюю дружбу с.
покойным 9. А. Старком, на... частые.
собеседования с ним по поводу его.
жниги. наконец, на ряд поправок
и сокращений, которые он внее By
Hee как редактор. Все это, по словамь
Прибыльского, давало ему моральное

право издать книгу под своим име-.
			  ‚ Художественная
самодеятельность Гр
	Около четырех тысяч певцов, та
‚цоров, народных сказителей приняло
участие в закончившейся недазно В
Тбилиси республиканской олимпиаде
художественной самодеятельности.
Это был подлинный праздник народ-
ного творчества. Вдохновенные песни
народных сказителей, танцы, чаруР-
щие зрителей. изумительной грацией,
гармоничностью и красотой исполне-
ния, прекрасная слаженность хоровых
и хореографических ансамблей, вы-
сокое мастерство отдельных  испол-
нителей — все это явилось HOBHIM
ярким свидетельством одаренности
еек nanoiga  GoraTcTsa ero

ярким свидетельством = VAepee
грузинского народа, богатства
культуры:

На сцене Театра оперы и балет:
Палиашвили демонстрировали
искусство рабочие, колхозники
служащие, многочисленные =X
	слу жа щие, многочисленные хоры.
танповальные ансамбли, народные ска-

—
	зители, инструменталисты.
		Грузии
	Искусство Монгольской
народной республики
	В условиях новой, свободной жизни
монгольский народ стал активно про-
являть свои творческие способности
во всех областях созидательного тру-

`За время независимого суще-
ствования монгольский народ создал
свое напиональное театральное ис-
кусство, музыку, живопись, кинема-
тографию. Сейчас в стране’ работают
около. 50 театров и клубов, пирк, де-
сятки кинотеатров, 20 художествен-
ных и скульптурных мастерских,
киностудия художественных и доку-
ментальных фильмов.
` Более чем тридцати творческим ра-
ботникам присвоены почетные зва-
ния народных и заслуженных арти-
стов, заслуженных деятелей искусств
я присуждены премии им. Чйбал-
сана. Г
Jo 1921 тода в Монголии cy-
шествовал только один ламаиет-
ский тезтр, показывавший  зре-
лиша религиозно-мистериального ха-
рактера. Но эти формы были чуж-
ды революционному драматическому
искусству новой Монголии. Новый
театр рождался из народных, так на-
зываемых юртовых, представлений.
С давних времен в монгольских юр-
тах устраивались домашние импровя-
зированные спектакли, где разыгры-
Baruch бытовые реалистические
сценки с музыкой и пением. Вначале
Это был театр без зрителей, исполни-
телями обычно являлись все праеут-
	ствовавшие в Юрт®.

`В 1933 году в Улан-Баторе был
созлан Монгольский государетвенный
музыкально - драматический  театр..
За шестнадцать лет своей деятельно-
сти тезтр показал зрителям ряд ин-
тересных спектаклей на исторические”
и современные темы. С большим ус-
пехом были поставлены патриотиче-
ские современные спектакли «Семья
Арабжиха» (авторы Оюн, Ойлуб и
Нацок-Доржи) и «Молодое ^ поколе-
ние» — пьеса Нацок-Доржи и Нам-
лака о мирном созидательном труде
монгольского народа, о жизни сель-
ской молодежи и благородном труде
учителей.

0 творческом росте монгольского
театра можно судить по ето репер-
туару, в котором значительное место
занимают произведения русской сов-
ременной и классической драматур-
тии. Театр поставил «Ревизор», Че-
ховские водевили, «Овечий источ-
ник». «Слуга двух господ», & также
советские пъесы — «Русский воп-
рос», «Русские люди». «Бронепоезх
14-69» и др. Сейчае театр тотовит
новую пьесу Ойдуба о жизненном путн
монгольской девушки, которая из He-
грамотной пастушки становится ake
тявным строителем новой жизни.
спектакле будет показан образ мар-
шала Чойбалсана, инициатора и вдох-
новителя побед монтольского народа.
Успешно прошла премьера постановки
киргизской пьесы «Батыр Курман-
бек». написанной по. мотивам эпиче-
ских сказаний киргизского народа.
Этот спектакль поставила Эрдени-
Рато-Оюн — актриса, драматург, -ре-
жиссер, переводчик (ей, между. про-

чим, принадлежит перевод на МоН-
тольекий язык книги «Работа ак-
	тера над собой» В. С. Отаниелавсво-
Го).

Монтольский тосударственный те-
атр — не только театр драмы, н%
также оперы и балета. Если в недав-
нем прошлом на сцене театра истюч-
нялись лишь произведения © отдель-
ными элементами музыкального: ©5-
провождения, например, музыкаль-
ная драма «Среди печальных гор»,
то сейчас поэт Чимит, драматупг
Ойдуб и композитор  Дамдинсурен
создали полноценную оперу © жизни
современной сельской молодежи. AB-
торы назвали оперу «Среди счаетли-
вых гор». Театр поставил и самостоя-
тельный балетный пектакль, состоя-
щий из одноактных балетов,

Растет и успешно развивается мон-
тольекая кинематография. Художест-
	венные фильмы «Бесстрашные at].

риоты», «Наша родина», «Сын Мон-
толии», «Сухэ-Батор», «Цоклу-Тай-
джи» и др. пользуются огромным yC-
пехом у зрителей. Уже второй год нз
экранах кинотеатров показывается
фильм © Международном фестивале
демократической молодежи в Праге в
1947 году (гле выетупали и менголь-
ские артисты), заснятый участником
фестиваля монгольским о киноопера-
тором Джигжитом.

Большое внимание уделяется вы-
пуску документальных и научно-тех-
Нических фильмов, из которых сле-
дует отметить ^ «ХХ лет МНР»,
«УШИ Великий Хурал» и др. Наряду ¢
национальными фильмами Ha экрз-
нах республики демонстрируются так-
же многие произведения советской
кинематографии. На’ монгольском язы-
ке дублированы фильмы «Сельская
учительнииа», «Повесть о настоящем
человеке». Готовятся к BbIMYCRY
«Ленин в Октябре», «Ленин в 1918
году», «Молодая гвардия» и др.

Молодое монгольское искусство вы-
зывает живой интерес у народов д®-
мократических стран и особенно У
народов Советского Союза. Монголь-
ские кинофильмы < успехом  де-
монстрировались на экранах С
и стран народной демократии. Рабо-
ты монгольских Художников И
скульпторов экспонировались Ha BbI-
ставках в Праге, Варшаве и Париже.

На недавнем Международном Фе-
стивале демократической молодежи
в Будапеште молодые монгольские а5-
тисты еще раз продемонстрировали
свои творческие достижения и 3зав0е-
вали ряд премий.

Монгольское искусство ‘ реали-
стично в своей основе. Его жизнен-
ная сила—в неиссякаемом источни-
ке народного творчества, оно исполь-
зует богатый опыт и достижения са-
мото передового в мире советского ис-
кусства. Современное монтольское ис-
кусство, неразрывно связанное с ми-
ролюбивыми устремлениями народа,
воспитывает его в духе любви и ува-
жения в ‘©воему верному другу. ——
Советскому Союзу, оплоту мира (и
безопасности веех народов. Оно вдох-
новляет монгольский народ на мир-
ный созидательный труд во имя ео
более прекраеного и еветлого буду-

UCT).
. Мих. СТЕПАНОВ.
	HA ИХ
СЦЕНЕ
	Рис. худ. А. Орлова

«Хижина ляди Тома».
	Моральное право! 0 какой это мо-
рати толкует человек, поправигий ,
элементарные нормы порядочности и’
прелставления 9 ‘чести, свойствен-.
	представления YY SUL, UDUME 1D:
ие совелеким людям?
	Так обстоит ‘лело с Юрием Иван
	вичем  Прабыльским, CHATBIM
работы в музее за совершение
описанного выше нелостойного по-
	стопка. Но недалеко ушел от Hero
и Юрий Петрогич Ральф — crap
Пий консультант методического
кабинета ВТО. Надумав выступить
	ге публичной лекцией в Обществе по.
	распространению политических В
научных знаний, он репеил особенно
себя не утруждать. В самом деле,
все на свете уже давно напнеано,
	нато лишь знать — где! Действуя в.
	пелном состветствии с этям «прин-
пипом», Ральф обратилея к диплом-
ной работе гр. Г. Б., окончившей в
этом году Институт театрального ис-
кусства им. Луначарского. С по-
мощью этой чужой работы и роди-
лась лекция Ральфа «Гордость рус-
ского театрального искусства» (к
125-летию Малого театра). В этом
«труде» можно легко обнаружить
целые страницы и отдельные абзацы,
принадлежащие перу Г. Б., подобран-
ные ею цитаты и комментарии Е ним.
	Итак, Прибыльский присвоил це-
лую книгу, Ральф еделал  «заимет-
вования» в дипломной работе Г. Б.
Но, в конечном счете, дело не в ко-
личестве: и книга и отдельные стра-
ницы — не свои, а чужие. Юристы
именуют подобное деяние плагиатом,
т. е. «нарушением авторского права
путем умышленного опубликования
	чужого произведения под своим име-
нем». Плагиат — слово латинское.
На русском языке подобное обозна-
чается куда короче и точнее...
			С огромным успехом выступил Cd
модеятельный коллектив Дома куль-
туры города Гори: Он подготовил к
олимпиаде музыкально-хореографиче-
ский монтаж «Гозийская заря», в К<-
тором любовь народа к своему во-
ждю великому Сталину нашла наибо-
лее яркое поэтическое выражение.
Глубокое и сильное впечатление оста-
вило выступление художественных
	самодеятельных коллективов Аджа-
	‚ показавших на олимпиаде монтаж «Утро коммунизма*,
На олимпиаде исполнялись песни русских и грузинских композя-
	торов, песни, созданные народом,
	сложенные сказителями. [оржест-
	ОТ а ЗЕ И: оне -

венно и мощно прозвучала песня композитора И. Туския о великом
Сталине в исполнении ансамбля песни и пляски чиатурских горня-
ков. Тепло и проникновенно спеля колхозные сказители И. Канашвили
	и М. Мирнанашемли свои песни, госвященные великому вождю Ha-
родов, доблестным защитникам Родины.

Новые песни рождает свободный колхозный труд. Одну из такях
песен -— о звене Героя Социалястического Труда Темуре Тарба —
пел ка олимпиаде хор селения Дурипш Гудаутского района. В со-
ставе хора — лучшие люди деревни: пять Героев Социалистиче-
	ского Груда, девять орденоносцев.
	Народные танцы — один из наиболее любимых в Грузии видов
самодеятельного искусства. И естественно, что танцы и пляски были
“представлены на олимпиаде особенно широко. Высокое мастерство
и слаженность продемонстрировал об’единенный хореографический
коллектив Сталинирского и Джавского районов, исполнивший осе-
тинский народный танец «симд». По достоинству были оценены хев-

сурские и пшавские пляски, виртуозный танец «парикаоба». испол-
нвенные танцорами Душетского района.
	На олимпиаде было представлено и самодеятельное изобразитель-
ное искусство. Среди экспонатов большой выставки образцов народ-
ного творчества, развернутой в фойе Театра оперы и балета, BHH-
	художест-
	мание привлекали произведения живописи, сьульитуры,
	венные вышивки, резьба по дереву и кости,
	Новая. постановка балета
„Нрасный ман“
	родными мелодиями, произведение
композитора Глиэра приобрело’ широ-
кую популярность: балет «Красный
мак» обошел все оперно- балетные
сцены Советского Союза

Сейчас. при возобновлении спектак-
ля, либретто балета подвергнется су-
щественным изменениям. Над этим
работают М. Курилко и народный ар-
тист БССР А. Ермолаев. Вносятся до-
полнения, вводятся новые действую-
щие лица. Заново меняется режиссер-
ская редакция спектакля. В нем будут
заняты лучшие артистические силы.

Спектакль намечено выпустить. 8
середине декабря этого года.

На снимках: выступление ансамбля песни и пляски Дома культуры
города Галн. (вверху) и исполнитель абхазских танцев 115-летний кол-
хозник Лука, Иа (справа).

а, Фото М. Квнрикашвили.

Концерты Карло Цекки
	исполнением четвертой симфонии
Шумана. Архитектонически стройная
подача формы, умелое подчеркивание
тембров то одних, то других инстру-
ментов, эмоциональная насыщенность
отличали его трактовку симфонии.
Интересно, с филигранной отделкой
деталей была сыграна сюита Равеля
«Гробница Куперена».

К сожалению, менее удачно интер:
претировал Цекки знаменитую
С-аигную симфонию Шуберта. Неко-
торая статичность и холодность
ощущались в его раскрытии замеча-
тельных шубертовских образов.
	Болышой симфонический оркестр
Комитета радиоинформации при’ Со-
pete Министров СССР вновь проде-
монстрировал свое выдающееся ма-
стерство, чутко реагируя на малейшие
указания дирижера. Некоторые со-
листы показали себя подлинными
виртуозами. ‘Среди них на первое
место следует поставить ‘ гобоиста
Н. Мешкова, блистательно  справив-
шегося с необычайными трудностями
своих сольных партий в увертюре к
«Шелковой лестнице».
	И. ЕВГЕНЬЕВ.
		Московские гастроли Карло Цекки
показали. что этот одаренный музы-
кант в полной мере обладает той
специфически дирижерской «импера.
THBHOCTbIO», Тем умением ‘заставить
артистов ‘оркестра поверить в пра-
‘вильность и художественную оправ-
данность своей трактовки, которые
всегда’ отличают настоящих, подлин-
ных дирижеров от людей, остроумно
названных Берлиозом «выбивателями
‚ Такта».

Пожалуй, лучше . всего удаются
Цекки сочинения его соотечественни-
ков. Ослепительно солнечная, брыз-
зжущая весельем увертюра к опере
Россини «Шелковая лестница», дра-
матичная, ярко контрастная увертю-
ра к опере Верди «Сицилийская ве-
черня», величавый, сурово-сосредо-
точенный Concerto grosso g-moll
 Франческо Джеминьяни и, наконец,
  прелестная, живая, по-моцартовски
	ач-  Франческо Джеминьяни и, наконец,
`  полная непосредственного искреннего

На- чувства симфония D-dur «офран-

‘цуженного итальянца» Луиджи Ке-
	рубини (в редакции Цекки) — все
	ть Все более   это звучало темпераментно и убеди-
Польские ки-   тельно.
	Успешно справился Карло Цекки c
	В Ташкенте после продолжитель-
ной и тяжелой болезни скончался вы-
дающийся композитор, исследователь
узбекского и туркменского народного
музыкального творчества — народ-
ный артист Узбекской ССР и Турк-
менской ССР, профессор Ташкентской
государственной консерватории, док-
тор искусствоведения—Виктор Алек-
сандрович Успенский.

Главнейшими музыковедческими ра-
ботами В. А. Успенского были: запись
«Шаш-макома» в Бухаре, проведение
трех музыкально-этнографических
экспедиций в Туркменистан, экспе-
диция в Фергану. Кроме этого, им в
Ташкенте в разное время был прове-
ден ряд крупных серийных работ по
записи произведений узбекского. му-
зыкального фольклора,
	Редакционная коплеёгия:
	Памяти В. А. Успенского
	Излевательство над Мольером
	Широковещательная реклама = Onde
вестила парижан о новом спектакле
театра Атенэ; вниманию зрителей
предлагалось классическое произве-
дение Мольера «Дон Жуан» в поста-
новке режиссера Луи Жувэ и офо?.
млении Кристиана Берара.

Но к удивлению посетителей те-
атра, вместо сатирической атеистиче-
ской комедии великого комедиогрз-
фа им было показано формалистиче-
ское, декадентское представление,
искажавшее основную идею произ-
ведения. В погоне за сенсацией ре-
жиссер ввел на сцену настоящий ске-
лет, кеторый сопутствовал появлению
героев, символизируя их обречен-
	ность. Несмотря на все ухишрения
постановщиков, спектакль не имел
успеха; посещаемость театра резко
снизилась. }

Столь же бесцеремонно «экспери-
ментирует» английский режиссер Пе-
тер Повелл, поставивший «Тартюфа»
в современных костюмах без декора-
ции. В этом спектакле артисты, по
замыслу режиссера, должны изобра-
жать кукол; поэтому. лействующие
лица выносятся на сцену рабочими в
униформе.

Подобные факты издевательства
над произведениями классика драмз-
	тургии врял ли требуют ЕН
		СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ
	памятников архитектуры Министерст-
ва, городского строительства CCCP
Ш. Ратия сообщил редакции, что Ле.
нинградской госинспекции по охране
памятников дано указание срочно за-
	‚менить охранные доски новыми, [la
‘ них должны. быть указаны дата  По-
‘стройки сооружения и фамилия ав-
	TODd.
		„оезымянные памятники“
	Кинематография
	демократической Польши
	В страшные дни моего заключения
в Освенциме я жила надеждой уви-
деть Польшу иной. чем она была до
войны. мечтала в новой. свободной
Польше бороться своим искусством
за то, чтобы ужасы Оевенцима никог-
да не повторились. В моменты самых
трудных испытаний меня не покида-
та уверенность в торжестве справед-
ливости. в победе прогрессивных сил
нал варваретром фашизма.

Такая же вера поддерживала дух
моих товарищей по заключению.
Узнав © моем намерении после оево-
бождения созлать фильм об Освенци-
ме. они стали помогать мне в соби-
рании материалов. Люди из разных
бараков приходили ко мне, чтобы
сообщить все новые и новые факты 0
звететвах гитлеровских палачей. Так
	из жгучей ненависти к фашизму, и
страстного стремления Е 806046
рождалея этот фильм — один из
	первых Фильмов нового киноисыус-
ства лемократической Польши.

За голы оккупации фаписты фак-
тически уничтожили польскую  Ки-
нематографию. большинство прогрес-
сивных творческих работников  по-
гибло. кинотеатры были разрушены,
оборудование киностудий, лаборато-
рий, фабрик кинопленки . вывезено,
самые здания студий уничтожены во
время вражеских бомбардировок. На-
до было все создавать заново.

Мы. уцелевшие работники поль-
ского кино, с энтузиазмом взялись за
дело. Новые грандиозные  затачи,
вставшие перед нашей страной, ши-
рочайшие возможности, открывшиеся
перед киноискусетвом,  освобожден-
ным от гнета капиталистов. вдохнов-
	ляли нае, помогали преодолевать
трудности. Народ, правительство
оказывали мололому киноискусству
	всяческую поддержку.
	Налиа задача заключалась в том,
чтобы сделать киноискусство доступ-
ным для рабочих и крестьян. Было
развернуто строительство новых ки-
нотеатров, В олной только Варшаве
в Этом голу вступили в строй четыре
новых больших кинотеатра. Деревня
получила значительное количество
кинопередвижек. Уже сейчас поль-
ская’ кинематография располагает
большгим количеством киноустановок,
чем до войны.

Нани фильмы создаются для на-
рода. Это вдохновляет нас на реше-
ние средствами кинойскусства наи-
более важных тем. Сейчас идет ра-
бота над сценарием об известном дея-
теле революционного движения —
Тюдвиге Варынском. Я готовлюсь к
постановке фильма «Генерал Валь-
тер», посвященного нашему нацио-
нальному герою Каролю Сверчевеко-
му.
Еще много трудностей стоит перед
нами. Нехватает творческих кадров,
мало квалифицированных рабочих в
хинопоемышленности. Особенно нело-
стает нам сценаристов. Зачастую pe-
жиссерам приходится ‘самим писать
сценарии. Большую помощь должны
оказать нам писатели и журналиеты:
Многие из них уже пришли в ‘кино:
Писатель Я. Ивапикевич написал
спенарий Фильма «Уединенный лом»:
Председатель Союза польских писа-
телей Л. Кручковский работает над
сцеварием © строительстве .в запад-
ных землях Польши.

Для подготовки новых кадров
‘организована высшая школа кино-
работников. в которую принимается
молодежь из художественных учи-
лиш и средних школ. Пока выслтая
	Вскоре после освобождения Поль-
ши был издан декрет о нацио-
нализации кинопромышленности. Все
кинопредприятия и кинотеатры  пе-
решли в руки народа. Были созданы
студии художественных,  хроникаль-
ных и научно-популярных фильмов.

Но рождение новой польской ки-
нематографии началось еще раньше.
Во время войны при Первой поль-
ской армии была создана группа
операторов. снимавших побелоносное
наступление Советской и Польской
Армий. Эти операторы составили
впоследствии. основное ялро работни-
ков польской кинематографии.

В трулных условиях, испытывая
недостаток в кадрах. технике и ма-
териалах. наша кинематография уже
в 1946 году выпустила фильм «3За-
прещенные песни» (режиссер J.

Бучковский), посвященный борьбе
польского народа е фашистскими ок-
купантами. Велед за ним последова-
ли «Стальные сердца», «Последний
этап». «За вами пойдут другие»
(«Типография на Грибовской»), «По-
траничная улица» и еще ряд филь-
мов на боевые, актуальные темы.

Эти фильмы имели большой уепех
у польского зрителя и позволили
изменить pellepTyap кинотеатров.
Американские, английские и фран-
цузекие фильмы все реже и реже
сейчае появляются на экране, зато
все чаше можно видеть польские и
советские кинокартины и фильмы
стран народной демократии,

В ловоенной буржуазной Польше
кинотеатров было ставнительно не-
‘много и находились они, как прави-
ло. в центральных районах крупных
городов. Рабочие окраины. почти не
имели киноустановок. а жители де-
ревень вообще никотда не видели ки-
	НОКЗОТИН.
	еНа.р-   справелливе

указывали на нНеулач-
	ность пессимистической концовки.
Внимание общественности.  на-
правляюшее руководство Польской
рабочей партии помогают - нашему
киноискусетву создавать все более
	получают признание в
ах. Запалноевропейекие
	В. А. Успенский является автором
ряда крупных музыкальных  произзе-
дений на узбекские темы, отличаю-.
щихся высокими художественными
достоинствами. Крупнейшей его рабо-
той в этой области было создание уз-
бекской музыкальной драмы «Фархад
и Ширин», сыгравшей важную роль в
становлении музыкального театра Со-
ветского Узбекистана.
	Как музыкальный педагог,‘ В. А.
Успенский внес крупный ‘вклад в де-
ло воспитания узбекских националь-
ных музыкальных кадров.‘
	Т. Хренников, М. Чулаки, В. За-
xapos, М. Коваль, В. Беляев,
М. Ашрафи, С. Бабаев, А. Петро-
сянц, Л. Шварц, В. Фере, Г. Му-
шель, А. Шавердян.
	С. Б. СУТОЦНИЙ (редактор), А. А. СУРОВ. М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
	С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦЧИЙ
	ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСНУССТВ
АКАДЕМИИ НАУН СССР
	ОБ ЯВЛЯЕТ ЗАЩИТУ ДИССЕРТАЦИИ
	ССКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
К ЛЕНИНГРАДСКОГО
е в искусстве раннего
	дидата ис кусствовеления,
	Академни наук CCCP Доброклон-
юблинская А. Д. Е
	с г. в 15 часов в заге заседаний института.
миться в библиотеке инститота
	Пятницкая, 33; Тел. В 1-12-33
	Г. А. ЧЕРНОВОЙ на тему «ИСТОРИЧЕ
БОЛЬШИХ ФРАНЦУЗСКИХ ХРОНИ:
	` СОБРАНИЯ» (К
	вопросу о реализме в у
Возрождения во Франции)
	на соискание ученой степени кан
	Офкыгальные сппоневты: зле
ский М. В. и кандидат историчес
Защита состоится’ 15 ноября с
С -диссертацией можно ознаком
	Адрес института: Москва,
	школа киноработников имеет только! рабочих ватшазеких фабрик.
	1a факультета: режиссерский
	И! чие. ‘в общем хоропь принявитие этот
	операторский. В ближайшее время   интересный прогрессивный Фильм,

я rs wr

—K 1-48-98,
; д музыки, кино, изобразительных искусств

атра, корреспондентс сети К 5-45

7 делы те. ь

‚р iP ктуры ordi
		Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7.
	о, BE
Адрес редакции; Москва, Цветной бульвар, 25; Телефоны: секретариат, отделы
		НЯ
Зак № 9904.