Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
			Суббота, 22 ‘октябр
				«...Вели найдутся люди, ко-
торые на ваш. вопрос: что
ожидает в будущем Малый. те-
	атр? — < безнадежным B30-
ром, беспомощно разведут ру-
ками, — не верьте им». Эти
	слова были сказаны  выдаю-
щимся деятелем русского театра, зз-
мечательным артистом, режиссером и
педагогом А. П. Ленеким в те годы,
когда дореволюпионный русский те-
атр переживал тяжелую пору реак-
ции, находилея в состоянии идейно-
художественного кризиса.
	Да, прав был-Ленекий: плоть 8 oT
плоти передовой русской обществен-
ной мыели, безгранично веривший в
неиссякаемые силы русского народа,
коллектив Малого тезтра успенгно
противостоял политике царизма, что-
бы © новой силой развернуть: свое мо-
гучее искусство после победы Октя-
ODA.
	Шюникаясь чувством высокого
гражданекотго долга, лучшие деятели
Малого театра’ своим вдохновенным
творческим трудом с каждым десятч-
летием поднимали его общественнее
значение, приумножали его славу. И
если вспомнить, что вся  творче-
ская деятельность дореволюционного
Московского Малого театра проходила
в железных тисках царской цензуры,
что лучшие его спектакли, призывав-
шие к борьбе против насилия и He-
справедливости. обличавшие общест-
венное зло «темного царства», запре-
шались к предетавлению, если вепом-
нить, что реакционная политика цар-
ского правительства постоянно стре-
милась отделить Малый театр от нз-
рода, — то поистине гигантским по-
двигом прелстанет творческая  дея-
тельноеть многих артистических по-
колений Малого театра.
	Великая Октябрьская социалиетя-
ческая революция открыла новую
apy B истории Малого театра, и предо-
ставила ему полную свободу выявле-
ния прогрессивных общественных
тенденций ero творчества. Тохьхо
после революции Малый тватр поду-
чил неограниченную, никем и ничем
не стесняемую возможность посвятить
свое искусство народу. В эти голы
гениальная Ермолова призывала
коЯлектив театра «...приступить к
великому делу просвещения народа и
работать всем вместе без разделения,
колебания и сомнения».
	С первых же лет существования
Советского государства Малый театр
начал ставить пьесы советских дра-
матургов, уже в эти оды хоказывая
своей творческой деятельностью всю
несостоятельность обвинений его в
«академизме» и «музеизме» со сто-
рены так называемых «левых» те-
чений.

Великая Октябрьская сопиалисти-
Ческая революция принесла Малому
театру не только новое содержание
	  XYAOMCCIBCHHOTO TROPUCCTBA, HO H BY
Bble формы общественного служения

Е о ВА А УИ 2 не ба ааа neers а
	искусству—выезды в фабочие раио-
ны. Были широко распахнуты двери
перед новым зрителем— рабочим, кре-
стьянином, солдатом.

В этом елинении Малого театра, <
	ла болыная группа талантли-
вых молодых артистов, имена
которых уже широко известны
зрителю.

Коммунистическая партия и
советекое правительство окру-
жают Малый театр любовью и

вниманием, и их заботливая направ-
ляющая рука придает ему силу и
глубокую уверенность в прекрасном
будущем своего творчества.

Вооруженный историческими  ре-
шениями ЦК ВЕП(б) по идеологиче-
ским вопросам, Малый театр и весь
его коллектив прочно стали на пози-
ции партийного искусетва.

Интенсивная творческая работа
над важнейшими проблемами  coBpe-
менного спектакля, проблемами созда-
ния образа положительного героя ©о-
циалистического общества заняла
главное место в творческой жизни Ма-
лого. театра.

Вмеете с тем коллектив работников
Мазлюто театра хорошо сознает, что
все его успехи являются лишь пер-
выми шатами по пути создания поз-
линню народных театральных  зре-
лищ, достойных великой сталинской
эпохи.

Мы должны неустанно работать
над созданием изобилия духовной
культуры эпохи социализма, эпохи
коммунизма.

Путеволной звездой в нашей даль-
нейшей деятельности будут служить
мудрые указания Центрального  В^-
митета большевистской партии:

«...отображать в пьесах и спектак-
лях жизнь советекотго общества в ее
непрестанном движении вперед, всл-
чески способствовать дальнейшему
развитию лучших сторон характера
советского человека, с 0с0бой силой
выявившихея во время Великой Оте-
чественной войны».

«...активно участвовать в деле
воспитания советских людей,  отве-
чать на их высокие культурные за-
просы, воспитывать советскую моло-
дежь бодрой, жизнерадостной, предан-
ной родине и верящей в нобеду паше-
го дела, не боящейся препятствий,
способной преодолевать любые труд-
ности».
	«..емело бичевать и нападать 1a
буржуазную культуру, находящуюся
в состоянии маразма и растления».

125-летний юбилей Малый теату

встречает в полном раецвете евоих
творческих сил, воодушевленный на-
родной любовью и преисполненный
горячим желанием достойно  выпюл-
`нять и впредь исторические решения
ЦВ ВЕП(6) по идеолотическим вопро-
‘сам, активно. участвуя тем самым в
‘создании изобилия духовной культу-
ры великой Страны социализма.

Советский натюд под  водительст-
	Цена 45 коп.

хх
		Нани современник
	тически строительству этого будуще-
Го, 30 сто крат более светлого и ве-
личественного, нежели — рисовалось
оно в воображении даже лучших лю-
дей прошлого.
	Сегодняшний, советский Малый те-
атр — это нали беевой современник,
неутомимый борец за будущее, актив-
  ный строитель. его. Вот почему при-
  мер Малого театра должен BICXHOB-
лять все театры страны, учить и. вос-
‘питывать художественную интелан-
тенцию, решающую  ответственней-
ттие задачи, поставленные перед нею
партией большевиков и совег-
ским правительством, всем совет-
ским народом. Пример Малого те-
атра учит прежде всего тому, как
нужно использовать лучшие, перето-
вые традиции прошлого, учит, как
  нужно использовать великое насле-
  awe русской классической . ypamaryp-
rien.
		Опыт Малого театра учит бережно
и упорно работать с современными
драматургами. воспитывать их, еме-
ло дерзать в. своем творчестве, бэе-
престанно выдвигать новые имена.
	С чуветвом глубокой признательно-
сти и благодарности говорят еовет-
ские драматурги”о той огромной по-
мощи, которуюлеказал им Малый те-
атр, о той радости, которую им до-
ставляла работа крупнейших актеров
театра над образами их троизведе-
НИЙ.
	В этом номере газеты напечатаны
приветствия Малому театру  выдаю-
щихся мастеров театрального искуе-
ства братских советских республик.
Это яркое свидетельство неразрывной
дружбы народов нашей Родины, т9р-
жества нашего искусства, националь-
ного по форме, социалистического по
содержанию. Влияние Малого театра
на театры национальных республик
— неизмеримо. Его  могучую живо-
творную силу испытали-актеры и ре-
жиссеры Украины, Грузии, Латвии и
других союзных республик. В эти
дни они шлют свой горячий привет
Малому театру:
	Малый театр учит бережному вос-
питанию молодых актеров. Следуя за-
ветам великого Щепкина, Малый те-
атр на протяжении всей своей слав-
ной творческой жизни показал -0б-
разцы заботливого. внимательного oT
ношения к нооастающей смене. Эти
великолепные традиции живы и еще
более развиты в Hal дни: иску2-
ство старейшего театра всегда юно, и
это является залогом его дальнейших
творческих успехов.
	Малый театр — в расцвете своих
сил. Он много сделал, но еще больше
ему предстоит сделать. Своим творче-
ством он призван помочь большевиет-
ской партии в построении коммуни-
стического общества. Он призван вос-
петь бессмертную славу сталинской
эпохи, великий труд советских лю-
дей — строителей коммунизма.
	В преддверии 125-летия старейше-
го русского театра советские люли
  от всей души, от всего сердца жела-
OF славному юбиляру дальнейших
` успехов и достижений в его вдохно-
` венной творческой деятельности. Ве-
  ря в замечательное будущее Малого
‘театра, они желают ему еще больше
и настойчивее крепить дружескую
связь с советской драматургией. —
‘самой передовой и революционной в
	Пять дней отделяют нас от знаме-
нательной даты. 27 октября вся (9-
ветская страна, все народы великого
Советского Союза торжественно  oT-
метят 125-летне Московского ордена
Ленина академического Малого теат-
ра. Огромную радость и гордость на-
шу за чудесный русский театр раз-
делят < нами и наши друзья — ра-
ботники искусств дружественных
стран народной демократии, все пере-
довые деятели театра во веем миро.
Это будет большой праздник совэт-
ского искусства, новая яркая демен-
страция расцвета творчества художе-
ственной интеллигенции в условиях,
созданных победой великих идей пар-
тии Ленина— Сталина, идей couna-
ЛИЗМа.
	Великолепное иекусство Малого те-
атра горячо любимое миллионами лю-
дей прежде всего потому, что оно
росло и развивалось, крепло и му-
жало на основе теснейшей связи с
народом, всегда было подлинно  на-
циональным, русским искусством, пе-
редовым, прогрессивным искусством
по содержанию и по форме. Эта тес-
нейшая связь с народом. знание егэ
лучших мыелей и чаяний позволялн
артястам Малого театра ¢ изумитель-
ной жизненной ‘правдивостью гневно
обличать обитателей «темного паэ-
ства» — врагов. России, врагов руе-
ского народа и всех народов, населяв-
ших нашу страну. Эта  теснейшая
связь < народом, знание его мыслей
и чаяний позволяют артистам Мало-
го театра сегодня с исключительной
жизненной правдивостью любовно
воссозлавать образы новых,  совет-
ских людей, хозяев и творцов социлд-
листической жизни, строителей коч-
мунизма!
	Октябрьская социалистическая ре-
волюция положяла великий рубеж во
всей деятельности Малого театра. 0т-
ныне искусство его получило совер-
шенно ‘новое содержание, новую на-
правленность. Началась самая пре
красная пора его творческой жизни.
Советская лраматургия привела на
подмостки Малого театра нового re-
ря, героя—побэдителя и творца, че-
ловека, которому принадлежит буду-
mee. `^
_ Новый современник Малого театра
пришел на его сцену как предетави-
тель трудового народа, которому в на-
шей’ стране и во всем мнре предсто-
ит строить тучезарное завтра’ челове-
чества —— коммунизм. Это потребова-
10 от всех мастеров Малого театра—
актеров и режиссеров — по-новому
переосмыелить свое творчеетво, глу-
боко проникнуть в самое существо
происходящих событий, понять вели-
кий смысл грандиозных социальных
преобразований, осуществляемых на-
родом под руководством партии
Ленина— Сталина. Й прославленные
корифеи русской сцены, и молодые
артисты театра ‹ честью справилизь
© этой задачей. Не случайно именно
на сцене Малого театра впервые была
осуществлена постановка — замеча-
тельной пьесы Е. А. Тренева «Лю-
бовь Яровая», пьесы, которая по пра-
ву признана народом классическим
произведением советской драматургии
и советского театрального искуе-
ства.

Воплощая образы, созданные луч-
шими советскими драматургами, мз-
стера Московского Малого театра ут-
вержлали та своей сцевке метод. ©о-
	Славному юбиляру
	В день 125-летнего юбилея Государственного ордена Ленина академи-
ческого Малого театра Большой театр Союза ССР приносит искренние
поздравления его руководству и всему творческому коллективу.

125-летие Малого театра — праздник советской культуры и искусст-
ва. Советская общественность чтит старейший русский театр за его вели-
чайшие исторические заслуги в деле создания отечественного драматиче-
ского искусства, воздает благодарную память его Ушедшим великим ар-
тистам и приветствует замечательных мастеров его сцены, созидающих
самое передовое в мире социалистическое искусство.

Историческая заслуга Малого театра перед советской культурой со-
стоит в том, что он, следуя указаниям большевистской партии, веегда бо-
ролся за передовое искусство социалистического реализма, против форма-
лизма, натурализма, буржуазного космополитизма и других тлетворных
ьлияний буржуазной идеологии.

Малый и Большой театры связывает многолетнее и знаменательное
творческое содружество. Художественное влияние искусства Малого
театра на мастеров оперной и балетной ецены Большого театра значи-
тельно и плодотворно; оно способствовало развитию реалистических на-
Yad, высокой идейности и подлинной народности в музык.льном театре.

Вот почему Большой театр СССР с чувством особой любви и призна-
тельности поздравляет Малый театр в день его славного юбилея.
	Коллектив Государственного ордена Ленина
академического Большого театра Союза ССР.
		ной жизни, если он не будет отобра-
жать в яркой художественной форме
волнующие илеи современности. Ма-
	лый театр © самое начала  своето
существования глубоко впитал в себя
это основное качество передового pyc-
ского искусства. оно стало главной и
неот’емлемой частью его творчества.
Именно благодаря этому за советские
годы Малый театр создал множество
ярких спектаклей, отображающих
различные <тороны! нашей  действи-
тельности, воссоздлающих прекрасные
мужественные образы советских лю-
дей, строителей коммунизма. При этом
идея утверждения лучших сторон ха-
рактера, советского ‘человека лежит в
основе большинства советских  спек-
таклей Малого театра и воплощается
в живых образах советских людей:
партийных и советских руководите-
лей, рабочих и колхозников, совет-
ских ученых и учителей, деятелей
советской культуры и искусства, ге-
нералов, офицеров, солдат и матросов
Советской Армии и Флота.

Огромную роль в овладении MeTU-
дом сопиалистического реализма сыг-
рали для Малого театра постановки
на его сцене пьес М. Горького. Глу-
бокие сопиальные идеи, заложенные
в произведениях великого пролетар-
ского писателя, яркие  художествен-
чые образы близки искусству Малого
театра, и мы можем с гордостью ска-
зать, что театр Грибоедова, Гоголя,
Островского стал теперь и театром
Горького.
	В гениальных указаниях и выска-
зываниях Ленина и Сталина о социа-
листической культуре, 06 отношении
к классическому наследству, © па]-
тийности литературы и искусства. 0
культуре, национальной пою форме, <о-
пиалистической по! содержанию, Ma-
стера Малого театра’‘нашли то глав-
ное, основное, что осветило им путь
дальнейшего развития. и совершен-
ствования их искуества.

Следуя мудрым указаниям партии
и великого Сталина, старейший  рус-
ский театр создал за последние тоды
ряд замечательных спектаклей, в ко-
торых страстная’ большевистекая пар-
тийность сочетается © подлинным ху-
ложественным мастерством. В. созла-
нии советского репертуара Малый
театр опирался и опираетея на веду-

щую группу советских драматургов.
С многими из них он связан ряд.
лет, и эта творческая связь, взазмно_
обогашающая театр и ин
уже принесла своя замечательные ре-

эамечательному детищу русского народа, старейшему и нестареющему
Малому театру, его неувядаемому искусству, его чудесному коллективу в
дни 125-летнего юбилея шлет свои братские сердечные поздравления
коллектив Московского Художественного театра.

Малый театр — жизое воплощение бессмертных. традиций русской
сцены. Здесь тениальный Щепкин оетавил нам свой самый поучитель-
ный, самый драгоценный завет — утверждение высокой гражданственно-
сти русского искусства. Малый театр был воспитателем многих поколе-
ний русеких людей, выразителем страстных освободительных устремлений
своего народа, его ненависти к поработителям и угнетателям, его надежд
и светлых идеалов.

Великий Октябрь дал новую жизнь Дому Щепкина. Яркой славой
загорелась история Малого театра в советскую эпоху. Его творчество, со-
хранив свою классическую ясность и простоту, оплодотворилось боевой
партийной идейностью. :

Неот’емлемая. связь с современностью, настойчивая работа над воп-
лощением нашей социалистической действительности  омолодили театр,
принесли ему всеобщее признание и всенародную любовь. Своих наиболь-
ших достижений театр добился в раскрытии образа советского человека —
созидателя, воина, труженика.

Многолетняя крепкая дружба соединяет нас с Малым театром. Твор-
ческое наследие Щепкина стало исходным пунктом исканий МХАТ. Ши-
роко. известны слова К. С. Станиславского, что Художественный театр за-
родился от зерна щепкинских традиций.

Неустанное . творческое беспокойство, суровая требовательность к
себе и органическое чувство нового — вот залог жизнедеятельности и
дальнейших успехов коллектива Малого театра, которым Московский Ху-
дожественный театр всегда будет рад горячо аплодировать.
	Коллектив Государственного Московского орденов Ленина
и Трудового Красного Знамени Художественного академического
театра Союза ССР им. М. Горького.
		125 лет назад основан был Малый театр — гордость русского
народа, поднявтний впервые знамя реалистического народного искусства,
	искусства нрогресса, правды. и красоты, Е .

_ We vol поры каждый из национальных театров Отчизны стал
хранителем и продолжателем великих традиций Дома Шепкина, традиций,
ставших драгоценным источником их совершенствования и расцвета.

Мы, украинцы, с благоговением храним в сердцах своих память 0
великом братеком единении гениальных основоположников Малого театра
е лучшими сынами украинского народа, создателями украинского народ-
ного национального театра.

Это было почти 100 лет тому назад. Великий патриарх сцены Щелкин
прибыл к берегам Волги, чтобы на русежой земле, в древнем Нижнем-Нов-
городе, ветретиться со своим самым любимым, самым нежным и самым
трогательным другом, возвращавшимся из далекой и жестокой ссылки, —
великим сыном украинского народа Тарасом Шевченко.

Дружба этих двух гигантов положила начало влиянию лучитих тради-
ций Малого театра на развитие украинокой культуры. .

С гордостью отмечаем, что наша украинская советская драматургия
нашла свое воплощение на сцене Малого театра, где были ноказаны пье-
сы А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий» и «Фронт».

В знаменательный день 125-летия Малого театра примите, дорогие
друзья, от нас, ваших украинеких собратьев, самые горячие чуветва блато-
дарности, признательности и восхищения за ваше великое искусство, вдох-
новляющее народы великого Советского Союза на все новые и новые нод-
Bun на благо нашей социалистической Родины.
	Коллектив Государственного Киевского ордена Ленина академиче-
ского украинского драматического театра им. И. Франко.
		зультаты. На сцене Малого театра  вом коммунистической партии и ее
шли пьесы ведущих драматургов — и гениального вождя И. В. Сталина,
писателей страны—. Тренева, Б. Р»- совершая небывалые. в истории тру-
мапюва, 1. Леонова, A. Корнейчука, довые подвиги, уверенно идет по пу-
А. Толстого, Б. Лавренева, №. Симоно-  ти к коммунизму. И перед советским
ва, А. Софронова, А.  Первенцевз, искусством стоит высокая благород-
К. Паустовского, Н. Вирты. ная залача — отобразить в яркой

Творческий  ‘тисательский актив И художественно-правдивой — форме
Ак Я а wun   ИО сталинской эпохи. Cnoeod-
	ствовать осуществлению этой пре-
красной цпели-—в этом видит ©в0е Sy-
дущее Малый театр.

Л. ШАПОВАЛОВ,
директор Государственного ор-
дена Ленина академического
Малого театра.

театра пополняется все новыми и но-
выми силами: сейчас Малый театр.
работает над пьесой Ве. Вишневского.
«Незабываемый 1919-й».

Думая о своем будущем; Малый те-.
атр любовно и бережно воспитывает
молодую ‘артистическую смену. Толь-
	Коллектив Ленинградского академического театра драмы им. А. С.
Пушкина приветствует своего старшего собрата — Московский академи-
ческий Малый театр. в знаменательный день 125-летнего юбилея.

( первых дней основания Малого театра все прогрессивное в передовой
русской мысли было связано с его деятельностью. “Театр ‘боролея против
угнетения и насилия, выражзя протест лучших передовых людей. своего
времени. Герцен, Грановский, Белинский, Гоголь, Шевченко, Пушкин, Тур-
генев были друзьями Щепкина и Малого театра.

В годы революции театр, как никогда, широко развернул свою общест
венную деятельность, стал подлинным театром для народа. В его репер-
туаре появляются ньесы М. Горького, театр первым ставит пьесу совет-
‹кого драматурга №. Тренева «Любовь Яровая».

В последующие тоды театр попрежнему уделяет огромное внимание
советской драматургии, стремясь откликнуться на актуальные вопросы
современности. : .

Поздравляя мастеров Малого театра со славным юбилеем, Коллектив
Ленинградского академического театра им. А. С. Пушкина желает им даль-
нейших творческих побед.

Коллектив Государственного ордена Трудового Красного Знамени
3 акалемического театра драмы им. А. С. Пушкина,
		циалистического реализма. Вековые   мире, смело выдвигать новых м9л10-
традиции его искусства,  одухотво- дых автодов, воспевающих в своих
ренные великими идеями большевиз-   произведениях величие и радость ©5-
ма, обрели новое звучание, новую си- ‘Зидательного коммунистического тру-
	лу. Вся деятельность тезтра, каждый ! дз. Они желают славному  юбиляру,
	спектакль, выпускавшийся им, были   %@рез десятилетия пронесшему свою
наглялным и убедительным примером ! неувядаемую молодость, и вель
TOTO, как социа: листический реализм   Tak же смело и репгительно воспиты-
— самый совершенный метод худо-  вать талантливую артистическую мо-
жестренного тоорчества — обогащает   7 лодежь, в руках. _Богорой ‘сосредото-
	его замечательные традиции, при-
давая им еше более сильное зву-
чание, новую, невиданную ранее
силу воздействия на зрителя.
Полностью сохраняя сегодня свою
творческую неповторимость и само-
бызносеть, Малый театр,  озафен-

ПВА йа атак а Е 2 Ре

чены его будущее, его слава. Они

желают замечательным мастерам Мз-
здоровья и долгих лет
творческой жизни на благо и процве-
тание социалистической культуры.

Пусть живет. ° крепнет,

лого театра

! прекрасное,

освященное

мужает
илеями
	ный ярким светом самых передовых 7

в мире идей, не ограничивается лишь!   Ленина. — Сталина, идеями комму-
мечтами о будущем, а служит прак-   низма, искусство Малого театра!

воспеваюнитх в своих   Народом с каждым годом  возрастали
	гражданское сознание и творчесвая
активность коллектива Малого театра.

Театр не может существовать и
развивать <в0е искусство, вели он не
	будет находиться в центре обществен-! ко за последние годы в театре вырюс-
		«Я ДУМАЮ, ТОВАРИЩИ, ЧТО РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ЯВЛЯЮ-
ЩЕЕСЯ ТРАДИЦИОННЫМ ДЛЯ МАЛОГО ТЕАТРА, ОБОГАЩЕННОЕ 20-ЛЕТНИМ
ОПЫТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ОБОГАЩЕННОЕ ГРОМАДНЫМ
	ЖНОСТЬ В БУДУ-
СИЛЫ».
М_И. КАЛИНИН
	РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОММУНИЗМА. ДАЕТ ВАМ ВОЗМОЖНОСТЬ В
ШЕМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ РАЗВЕРНУТЬ МОГУЧИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ».
	(Речь при вручении орденов мастерам Малого театра. 1937 ГОД).
			Государственного
	ордена Ленина Академического Малого- театра.