COBETCKOE HCKYCCTBO
		125-ЛЕТИЕ MOCKOBCKOIO
	Сцена из спектакля «Ревизор» в постановке Малого театра. Хлестаков —

И Ч  ТГ Г м аланы EE ce
	И. Ильинский, городничий — Ф. Григорьев, Хлонов оо тт
о’ плкые  Землпоника — В. Влалиславский, Бобчинский — Н. Светлови-
	Славные
	История русского театра веразрыв-
но связана, вернее, просто невозмож-
на без истории Малого театра, & исто-
рия Малого тезтра немыслима без его
величайшего корифея, волшебника
сцены — Михаила. Семеновича, Щен-
кина. Его славный творческий труд
не осталея для потомков запечатлен-
ным документально, но OH остался
живым и до вих пор живет в слав-
ных традициях Малого тезтра, с че-
стью хранящего и несущего прекрас-
ное наследство своего гениального
актера = жизненную правду на
сцене.

За эту правху неустанно боролись
наследники Щепкина: знаменитая
«династия» театральной семьи Ca-
довских, Ермолова, Южин, Фенский,
Федотова, борются Яблочкина, Па-
шенная — блестящее созвездие не“
сравненных талантов.

Весь замечательный творческий
путь Малого театра предстает перед
нами, ках неустанное искание жиз-
` ненной правды, как борьба за  при-
ближение театрального искусства в
народу, как желание неразрывно свя-
зать судьбу театра © судьбами и тре-
бованиями широких народных мес.

Малый театр.на протяжении мно-
гих лет неизменно осуществлял тес-
ную творческую связь с передовыми
драматургами, представителями де-
мократического мировоззрения и кри-
тического реализма.

Наш великий драматург, разобла-
читель «темного царства»  (етров-
ский, тесно связал свою судьбу с кол-
лективом Малого театра. и он стал
лучшим выразителем идей высокой
гуманности и демократизма, олухот-
ворявших драматургию  Островокого.

С честью неся знамя тезтрального
реализма и правды в Ибкусстве, Ма-
лый театр не раз переживал тяжелые
моменты, особенно в период предрево-
AWUMOHHOTO упадка и разложения,
когда над ето живым, полнокровным
и могучим организмом нависала же-
сткая рука бездарного, бюрократиче-
ско управления «императорских
театров», навязывавшая театру поз-
anh, гнилой репертуар разных par
моделов, предназначенный для раз-
влечения оголтелого мещанства.

Разразившаяся очистительная буря
Великого Октября стала зарей нового
расцвета старейшего и славнейшегм
русского театра. Актерский коллектив
Малого театра без раздумий и коле-

баний пошел с открытой ДУШОЙ Е
	победившему трудовому народу, Е тэ-
му подлинно демократическому зри-
телю, от которого театр был насиль-
но оторван в мрачные годы реакции
и общественного распада.

Малый театр не удовлетворился
тем, что в его зрительный зал пришел
новый, жадный к подлинному иекус-
ству, требовательный зритель. Теагр
	ция Малого театра. та. что дала жизнь
	дов, Добчинский — П. Оленев.
				«ТРУДНО ИЗМЕРИТЬ, УЧЕСТЬ И ПРЕДСТАВИТЬ В
КОНКРЕТНЫХ ДАННЫХ ТО ГЛУБОКОЕ ДУХОВНОЕ
ВЛИЯНИЕ, КОТОРОЕ ОКАЗЫВАЛ И ОКАЗЫВАЕТ. МА-
ЛЫЙ` ТЕАТР».

М ГОРЬКИЙ
	— КОРИФЕИ — бы
  русской   БОЛЬШЕВИСТСКОЕ
C

ПЕНЫ

Государственный академический Малый театр всегда был моим лю-
pie. een mee) oft nm een dh ‚НЕ а ort er Ur: na

wee oe ee wr nyt nite Se tren ‚т эчтамла р ттА.
	П. М. Садовскин —
Любим Торцов.
«Бедность — не порок»
	М, Н. Ермолова —
Жанна Д’Арк.
«Орлеанская дева».
	А. П. Ленский — Петруччио.
«Укрощение строптивой».
	Г. Н. Федотова — Катерина.
«Гроза».

бимым театром. Он © ранней юности вошел в мою жизнь наравне с
Пушкиным, Толстым, Горьким, Чайковским, Репиным.

Будучи постоянным зрителем Малого театра, я всетла испытываю
чу8с1во глубокого удовлетворения и блатодарности к ето замечатель-
ным актерам и режиссерам за их высокое реалистическое мастерство,
помогающее нам уяснять, a иногда и разрешать многие жизненные воп-
ры. - }

Самым ленным в творчестве Малого театра являются его большая
илейность, умение итти в ногу © временем, напряженная творческая ра-
бота над постановкой тех пьес советских драматургов, которые наиболее
верно и глубоко отражают дела, мысли и чувства нашего народа.

Мне хочется поделиться некоторыми своими мыслями по поводу од-
ной из последних постановок Малого театра — сибктакля «Московский
характер» А; Софронова. Этот спектакль Не только произвел на меня
громадное гиечатлерие, но и очень действенно помог мне в моей работе.

Цеху, которым я руковожу, был дан очень сложный и важный заказ.
Выполнить залание было трудно, нехватало материалов. Й отделы глав-
ного технолога и главного конструктора, и техническое бюро цеха ра-
ботали над созданием и улучшением технологии изготовления и ©борки
отдельных Узлов и механизмов. Однажлы ко мне пришел мастер сбороч-
вого участка И предложил в корне изменить конструкцию основного Y3-
ла, что, по его словам, должно было значительно упростить технологию
сборки, снизить себестоимость продукции и сократить CpORM выполне-
ния заказа. Я не счел нужным глубоко проанализировать предложение
мастера, потому что, как мне тогда показалось, переработка чертежей и
ломка установившегося производетвенного процесеа не окупятся эффек-
том от внедрения этого предложения. Й я отклонил ето. Спектакль «Мос-
ковский характер» заставил меня пересмотреть своё решение, мне поду-
	Во славу Отечества
	Мне хочется в дни славного юбилея не только поздравить дорогих моих
сотоварищей, но и выразить им большую благодарность за все то, чему мы,
артисты украинского театра, научились у замечательных мастеров старей-
шей русской сцены,

Для нас Малый театр всегда будет образцом высокого реалистического
вдохновенного искусства. Его мастера всегда будут достойным примером
самсотверженного служения своему народу, своей Родине.

Шлю вам, дорогие друзья, свое самое горячее и сердечное поздравление
и лучшие пожелания дальнейшей ‘радостной творческой работы на благо
и процветание нашего родного советского театра во славу нашей любимой
	Отчизны! 1
Г Н. УЖВИЙ,

народная артистка СССР.
	Второй университет
	Два квартала отделяют цитадель русской науки — Московский уни-
верситет—от центральной площади столицы, где расположен Малый те-
атр — один из старейших очатов русской театральной культуры.

Скромное здание Малого театра издавна стало притягательным центром
для московского студенчества. Лекции лучших, прогрессивных профес-
соров подкреплялись замечательными спектаклями театра жизненной
правды. Со сцены Малого театра звучали вдохновенные слова великих
русских писателей, будившие ум и чувство молодежи, призывавшие ее в
борьбе < «темным царством», к борьбе за лучшую жизнь. И недаром Ма-
лый театр получил в общественном мнений почетное звание «второго
московского университета».

Советская трудовая молодежь, заполнившая после Великого Октября
аудитории университета, нашла в Малом театре верного друга, помогаю-
щего познавать через произведения классиков движущие силы старого
общества, по-новому раскрытые на сцене с позиций передового реалисти-
ческого искусства этого театра, обогалценного новым марксистско-ленин-
ским мировоззрением режиссеров и исполнителей. Одним из первых Малый
театр обратился к современной советской драматургии. Он чутко откли-
кается на запросы зрителей и попрежнему является одним из любимейших
театральных коллективов студенчества,

Г. ВОВЧЕНКО,
	проректор Московского государственного университета
им. Ломоносова.
	ВСЕГДА
	Жак на одно из главных украшений нашей Белокаменной взирали мы,
петербуржцы, на Малый театр, не допуская мысли не побывать в нем, не
насладиться, как хорошо исполненной симфонией, пьесой лучшего
русского драматурга, сыгранкой лучшими русскими артистами.

После незлоровой «европейской» атмосферы жизни тогдашнего  Пе-
тербурга особенно было отрадно почувствовать себя в Малом театре, по-
дышать хоть один вечер подлинно русским воздухом.

А история показала, что эти чувства неразрывной связи Малого те-
зтра < русским народом и позволили ему, не жертвуя ни одной из евоих
лучших традиций, поставить на своей спенё подлинно революционные и
советские образцы драматического искусства.

Влохновенная самоотверженная любовь к своему родному народному
искусству. — вот что помогло сегодняшним дорогим нашим юбилярам
достичь выдающихся творческих успехов. И сегодня мне хочется поже-
лать замечательным артистам старейшей сцены: быть и остаться Trop
достью нашей страны, не отставать от темпов современности, шагающей
не аршинными, а километровыми шагами. И помнить каждый день, каж-
дый чае, как заповедь: чтобы ценить по достоинству настоящее, надо
знать прошлое, а чтобы верить в будущее, надо знать настоящее.
	Генерал-лейтенант А, ИГНАТЬЕВ.
	Служе
	малось, что я, пожалуй, готов стать на позицию Нотапова, готов из-за
боязни нарушить установившийся, проверенный метод, отмахнуться от,
может быть, очень ценного предложения.

Чувство нового, принципиальное партийное отношение к человеку,
к труду, которыми проникнут весь спектакль, заставили меня полой-
ти к этому случаю сорсем под другим углом зрения. Я еще раз внима-
тельно изучил предложение мастера и понял, что чуть было не совершил
бельшую ошибкх. Сейчае это предложение внедрено в производство и
действительно лало блестящие результаты.

Этот пример подтверждает громадное воспитательное значение Ма-
лого театра, лающего своими спектаклями богатую пищу ‘уму, застав-
ляющего по-новому оценивать свои собственные поступки ‘и поступки
JDYTHX.

Маяковский в <Татье «Вак делать стихи?» писал, что поэт может
создать по-настоящему значительно» художественное произведение
лишь в том случае, если в обществе имеется «наличие задачи... разре-
шение которой мыелимо только поэтическим произведением. Социальный
заказ». Эти слова великого советокого поэта в равной мере относятся
и ко всем другим видам литературы и искусства.

Только освещая и разрешая актуальные вопросы современного обще-
ства, вкладывая в свои. произведения большой социальный смыюл, поэт,
писатель, драматург создадут высокоидейные художественные произве-
дения. ы

Малый театр из года в год решает большие задачи партийного воспи-
тания большевистских черт в характере советского человека. Он принял
«социальный заказ» народа и < честью выполняет его.
	Инженер Н. ГИНДИН,
начальник цеха машиностроительного завода.
		сам пошел навстречу это\гу эрителю,
в боевые части Красной Армии, в
цехи фабрик и заводов. В тяжелой 05-
становке гражданской войны, среи
толода и разрухи, в нетопленных -
мещениях он нес зрителю евое вели-
колепное искусство. И  прекрасней-
шая актриса, гордость русской едены
Ермолова, сыграв одну из своих ро-
лей чуть ли не на морозе, вернулась
во сцены в уборную, гордая и сияю-
щая от сознания подлинной  творче-
ской связи с зрительным залом, и
сказала: «Для такого зрителя стоит
играть!».

На спену Малого театра пришли
пьесы великого пролетарекого писате-
ля Максима Горького: «Старик»,
«Враги», «Варвары»:

Театр искал нового  репертузра,
репертуара, который мог бы ответить
требованиям нового зрителя. И первое
настоящее елово молодой советской
		сцены Малого театра в день постз-
новки пьесы В. А. Тренева «Любовь
Яровая». День этого спектакля мож-
но назвать переломным моментом ив
истории Малого театра, и в истории
советского театра в целом.

Начался новый блистательный пе-
риод истории Малого теалра, Домз
Щенкина. На смену жизненной
правде критического реализма, сыг-
равшей стромную роль в дореволюци-
онные годы, на сцену Малого театр
пришла вовая правла. сопиалистиче-
	свого реализма, реализма позитивно-
	го, жизнеутверждающего, зовущего к
труду и подвигу во имя  прекраснох
воммунистическото будущего.

С 1926 года Малый театр пюсле-
довательно проводит в своей творче-
CROW, JOATCRDHOCTH: ланию.. реалисти-
ческого советского театрального _ ис-
кусства. Она нашла свое плодотвот-
ное отражение в ряде советеких пьес,
в таких превосходных спектаклях,
как «Слава», «Фронт», «Нашествие»,
«Русекий вопрос», «За тех, кто в
море!»х. «Великая сила». . «Меоскол-
	 море!», «Великая сила»,. «Месков-
екий характер».

Малому театру исполнилось 125
лет. В вечной жизни искусства. это
небольшой срок. 910. юность. И. сетод-
ня вся страна © большой любовью A
радостью приветствует свой вечю
юный, полный сил, верный высоко-
му искусству и преданный  евоему

народу и великой советской Родине--—
а и а
	му искусству и преданный — евоему
народу и великой советекой Родине--—
Малый театр, телтр славных  тради-
ций и немеркнущих талантов.

Перед Малым театром — широкий
путь и неограниченные возможности.

советский зритель несет. Дому
Щелкина горячай привет и благ-
дарность, уверенный в том, что пр^-
красная слава театра еще ярче заеи-
яет в прекрасном будущем.
		Так держать!
	Моя встреча с Малым тватром произошла 25 лет тому назад. С боями
прокладывала себе. тогда дорогу молодая советская драматургия, встре-
чавшая отчаянное сопротивление со стороны последышей буржуазного
искусства. Особенно часто прихлдилось слышать от буржуазных эстетов
утверждения о ‚том, якобы в советских пьесах актерам делать нечего,
что Им «неинтересно» в них играть, ит. д.

В те тоды я был начинающим автором. Й все же Малый театр решил
включить в репертуар мою пьесу «Лево руля». Много сил вложили масте-
ра театра в работу над пьесой, они оказали мне подлинную товарищескую
подлержку, проявили максимум заботы об успехе спектакля.

Эта помощь молодому драматургу лучше всего говорит о том, что уже
в те годы коллектив Малого театра был здоровым, подлинно советским,
что он отлично уяснил себе, в каком направлении должен развиваться
Малый театр для того, чтобы оказаться достойным своих великих тради-
ций, достойным новых задач, вставших перед советским искусством.

Это и определило весь дальнейший путь нашего старейшего  драма-
тического театра. Это путь упорного освоения советской тематики, путь
напряженной борьбы за воплощение в живых конкретных образах вели-
ких идей ленинско-сталинской эпохи, за дальнейший расцвет сощиали-
стического искусства.

Я лично счастлив, что в достижениях, с которыми Малый театр при-
ходит к своему юбилею, есть крупица и моего труда.

Театру, сумевшему своевременно взять «лево руля» и выйти на
«правильный курс», мое искреннее пожелание:

— ТАБ ДЕРЖАТЬ!
В БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ.
	аль сдлбьльаньен
	Гордость социалистической культуры
	Юбилей Московского академического Малого театра — праздник
многонациональной социалистической культуры народов великого Совет-
ского Союза. .

Старейший театр русского народа хорошо известен труженикам го-
родов, кишлаков и аулов Узбекистана. Стахановцы хлопковых полей
и промышленных предприятий, деятелм науки и культуры республики,
приезжая в Мосжву, считают своим холгом посмотреть замечательные
спектакли славного коллектива. Тысячи слушателей привлекают тран-
сляции его постановок но радио. > °

Всенародное ‘признание и любовь театр завоевал повседневной и неё-
устанной борьбой за расцвет. самого передового в мире  сопиалистиче-
свого искусства. Актуальность поднятых тем, подлинная  вародность,
глубокая поэтичность русского слова делают каждый спектакль Малого
TOATPA доступным и понятным даже для человека, слабо владеющего
русским языком,

Велика заслуга Малого театра в развитии  Тёатрального искусства
братеких народов Советского Союза. Большую помошь, в частности, Ма-
лый театр оказал Узбекскому театру, рожденному Великой Октябрьской
революцией.

Малый тватр стал для нас школой передового и самого революцщион-
ного искусства — искусства социзлистического реализма. Деятели Моло-
Хого узбекского театра повседневно учатся`у своих старших братьев, ма-
стеров русской сцены. р

Мы по примеру Малого театра крепим дружбу с драматургами, по-
вседневно боремся за создание спектаклей, правдиво и ярко отображаю-
щих вашу великую сталинскую эпоху.

Мы шлем вам, прославленные мастера русской сцены, Ham узбек-
ский дружеский салам! Мы шлем пожелания дальнейших успехов в 03-
лалений новыми высотами социалистической культуры.
	А. ХИДОЯТОВ,
народный артист СССР.
	С.. ИШАНТУРАЕВА,
народная артистка УзССР.
	тами и ограничениями, связывающи-
		заявить 9 своих общественно-полити-
ческих ‘убеждениях, о своей любви
5 народу, о своем заветном стремле-
нии сделать русский театр  «обще-
ственным и государственным &лугой-
деятелем». Со сцены-кафедры  лоро-
_волюционного Малого театра его ар-
  THCTEI «судили свой век», как судил
ето, по словам Добролюбова, великий
fa драматург Островекий. Tas
ре и росла шенкинская  тради-
so, завещанная им русскому театру.
  Вровная связь © народом, етремле-
ние отвечать на его духовные запро-
сы. выражать его мечты и належлы,
служить общественным интересам—
Эта славная традиция  об’единяла
гениального. Шенкнна.  пламенного
очалова, создателя народных THOS
Прова Саловского. ‘едкого сатирика
Михаила Садовского и замечательных
художников-реалиетов —~ Camapiza.
Шумского, Никулину-Косидкую, Мед-
ведеву, Макеева, Музиль, Рыбакова,
Правдина, Федотову и Ермолову.
Ермолова, соэдавпая эпоху рус-
ского театра, была любимой актрисой
демократической части русского
общества. Ее имя — символ все-
го свободолюбивого, героического,
благородного, что бызю в русском te-
атре. Чтобы ярче показать ее `зйа-
чение в истории русского театра, я
приведу словз В. И. Немировича-Лан-
	+ обращенные к М. Н: Вр
Bott: «Когда мы воепоминаем RATT.
	разы, палящие огнем, проникнутые

пратичной любовью к свободе п не-
навистью к гнету, нам хочетбя RPK
HYTh NCTOpHA Haliry требования, что-
бы в издании с портретами бордов 38
свободу портрет Ермоловой находится
На одном из почетных мест».
	Эт верная и глубокая оценка
огромной роли Ермоловой в раз-
витии русского театра и в обще
	ственной жизни России. Во величе-
ствефиая, замечательная жизнь, ©
ханная служению народу, героической
борьбе художника за великие нари-
ные идеалы, как бы воплощала мечту
Маяковского о TOM, чтоб к мы
	приравняли перо». Нламенное своб
долюбивое творчество — Еомютловой
	we Родине
	“WH своболное паролное творчество И замечательному русскому театру, —
	являвшимися отражением тех поли-
тических ограничений, которые ду-
шили великую русскую страну.
Щелкин хорошо понимал всю bec-
полезность и ненужность тех либе-
	его подлинная народность, ето глубо-
кая связь с жизнью. высокая идей-
ность и прогрессивность его творче-
ства. Служить народу — было на-
писано на знамени Малого театра. я
	STOT LEDHS

BEB

MAOPORKDATHO H H€CKOR-
	чаемо претворялея в жизнь крупаеий-
шими мастерами театра.

В творчестве великого трагического
актера Мочалова нашли могучий от-
клик  революционно-лемократические
настроения эпохи, бунтарские  уст-
ремления передовых деятелей общест-
венной мысли.

«Русский театр... стонет стонами
Мочалова в ответ на запросы 30-х и
40-х годов...»— писал Южин о сво-
ем любимом актере-предшественнике,
подчеркивая то глубокое обществеч-
по-политическое содержание, которое
насыщало гениальную игру русского
трагика. Это качество таланта Моча-
лова обусловило пристальное внима-
ние и любовь Белинского к Мочало-
ву, в котором великий критик вилел
демократического художника,  выра-
зителя дремлющих в народе револю-
ционных стремлений и порывов. «Ве-
тикий артист», «могучий хуюжник»
— так говорил о нем Велинский

>
		нейших художников театра во главе’ [Щепкин хорошо понимал всю бёс-
со Щепкиным осуществились поста-   noseanoers и ненужность тех либе-
новки классических Я: ральных уступок и поощрений, на Ко-
русских прогрессивных Писателей,   лужа полой штажмуит бели как на Пд-
	о иена! ОРЫ@ Порой щедры были, как на по-
когда на сцене ожили бессмертные дачу, власть имущие. Ок говорил,
сатирические сбразы Гоголя и Грибое- то имущий класс — враг «евятого
дова, которые Луначарский приравни-   дела» освобождения народа, «потому
вал по силе воздействия их на публи- чим это связано с его жизненными
ку к революциенным памфлетам. Под-   интересами». А когда однажды актеру

рывом устоев «темного царства» м0-   Щепкину не удалось добиться спра-
нархической России явились ПЬЕСЫ   ведливости для своих товарищей, 65-

Островского, блестяще воплощенные зорованных дирекцией императорских

Провом Садовским, Никулиной-Косиц-   театров. он сказал: «Мне остается ол-

кой, Шумским, Самариным, Борозди-   но средство: я передам все делю в

НЫМИ. и ет МНН «Волокол»...»

были спектакли © „участием рмюло- .

вой, в которых великая русская акт- C010 и дент
$ 3 зрителей патрио- ` вободолюив

ИВ ¥ 3p устремления Щепкин нес на сцен

тва. у

тические, свободолюбивые чувс Meaoro ‘teatoa, H ono exeqaxo ere
Великий Щепкин, основоположнЯХ   творчество гениальным, “смелым,

русского национального  реалисту-   бессмертным. В этом была националь-

` ная фусокая основа его творчества,
ческого искусства, дорог русско ПрамалЕ aennunnneanereadsd tannitrma peal

Их де Зы акб Фес ге ee

. Деятель «ломоносовской породы», как
народу, из глубин которого он ВЫШел, назвал его Южин, Щепкин утвердил

He только своими огромными ‘вооче-   значение русского автера. как акте-
	ню ТОЛЬВЮ COUN UU DEM порче эначьвие. руссвого автера, вак акте-
скими полвигами, Щенкин дорог ему   ра-демократа и народного зргиста, По
своим «щирым и великим серднем»,   словам Белинского, Щепкин создал
по отрелелению Шеэченко, дорог тем,   ©80е собственное амилуа — «роли

простых людей... которые требуют...
Что он был, прежде всего, ПАТРИОТОМ   ооо патетического элемента в
своей ролины. горячо любящим руУ6-  поланте аптиолаь Tanxeemen perverts
	А И   STYGOROMD Натетического элемента _В
своей родины, горячо любящим руе-  таланте артиста». Торжество искусст-
ский народ и мечтающим о его 06в0-   ва Щепкина, по выражению Белнн-
Фожлении из-пот яма коепослникое’ ского, состояло в том, что он умел
	й эксплоататоров, Он прязывал CBO!
товалитщей по сцене Малого театра
учеников глубоко изучать жизнь.

Друг Пупкина и Герцена, Б
ского и Шевченко, Щепкин многому
научился у великих демократов, вос-
принимая их прогрессивные идеи, вх
веру в силу народа, в необходимоеть
борьбы за его свободу,
	«Онимите крепостное иго, и мы
станем... свободны» — сказал ШЩен-
кин сановниюу. высказавшему нело-
водьетво якобы несвоболным повехе-
нием русского antepd на сцене,
«Нам... не дали свободы  дейетво-
вать.,.»—возмущелея Щепкин тяго-
	в» Щепкина, по выражению Белнн-
ского, состояло в том, что он умел
«заинтересовать  эрителей судьбою
простого человека и заставить их ры-
дать и трепетать от страданий како-
го-нибудь матроса...». Щепкин всю
жизнь стремился к тому, чтобы заин-
тересовать зрителей судьбой простого
человека, судьбой своей родины. И Е
этому он вел Малый театр. В этом
истинное величие Щепкина. «Взли-
кий артист и великий человек»—на-
зывал Щепкина его друг, поэт Тарас
Шевченко, подчеркивая, что «ярче и
лучезарнее великого артиста сит
великий человек... Михайло Семено-
вич Щепкин».
	В творчестве и облике Щепкина
воплотилась главная. аучшая тради-
	«Малый театр надо расомалривать,
как естественное выражение натрод-
ной творческой силы... Великий
смысл русского драматического театра
побледних ста лет заключается в его
тлубоком проникновении в окружаю-
щую ето жизнь и в полном восприя-
тии ве в себя... Те литературно-худо-
жественные высоты, до которых до-
стигала русская мысль... всегда сбли-
жались русским театром © глубочай-
шими запросами своего народа». Так
говорил А. Й. Южин of историче-
ском общественном значении Малого
театра, о его главной животворной

алии.

Московский Малый театр  веегда
выражал благородные устремления
прогрессивной русокой мысли, свобо-
долюбивые чаяния демократической
интеллигенции, воеёгда стоял в пере-
довых рядах деятелей русской куль-
туры. Эта традиция завещана нам г®-
нием великого резлиста ий демократа
Щелкина, мятежным, евободолюби-
вым талантом Мочалова, глубоко на-

У

A. ABJIOUKHHA,

народная артистка СССР,
лауреат Сталинской премии

od

вания. В глухую пору жизни России,
сквозь мрачные годы царской ре-
акции, через губительные ограни-
чения полицейской цензуры, Малый
театр пронес светоч  прогрессиеной
мысли.

Переловое искусство Московского
Малото театра возникло как выраже-
ние подлинного солержания фусской
жизни той эпохи, которую опрехелида
историческая победа России в Отече-
ственной войне 1812 гола. Эта побе-
да, как писал В. Белиновий, открыла
«новые. дотоле неизвестные  источ-
ники сил», пробудила «народное сэ-
знание и народную  гордость»—иа-
циональную гордость русского  на-
Рода. Я

и Толы зарождения Малого Testa
	  А ДИ eee ES BOON

это годы деятельности Белинск ro
п Герцена, свободолюбивого творчЧе-
ства Пушкина, Грибоедова, Torota,
Шевченко. Это—время декабрист:
ского восстания, всколыхнувшего
русскую жизнь, взволновавшего
	прогрессивные умы Европы.
	` Малый тезтр глазами народа смот-
	POI Ha жизнь. откликался на события
современности голосом могучего, сво-
бодолюбивого русского народа.

В 1858 году московевий генерал-
губернатор Закревский  доносил в
жандармекое управление © Малом
театре: «В элементам, которые могут
послужить неблагонамеренным — лю-
дям, чтобы произвести переворот в
государстве, должны быть отнесены,
между прочим. и тедтральные пред-
оставления».

Сцена Малого театра стала
реальной угрозой для собственниче-
ского общества, когда силами вруп-
	‚ Московский Малый тезтр Becerra
/ BerpaiKad благородные устремления
  прогрессивной русекой мысли, свобо-
интеллигенции, воегла стоял в пере-
туры. Эта традиция завещана нам ге-
` нием великого реалиста и демократа
Щенкина, мятеюным, евободолюби-
родным творчеством Прова Садовского,
революционным искусством Ермоло-
вой. Эта традиция свободно и органи-
П чески слилась с теми великими зала-
  Чами, которые стали перед русским,
театром в советскую эпоху, были!
  указаны ему партией и правитель“
\етвом. Эти указания обусловили глу-
: бовую неразрывную связь Малого те.
атра с социалистической действитель-
ностью, © советским народом, помогли
‚ Лучишим мастерам нашего театра 960-
талить свое творчество коммунисти-
ческой илейностью, дали возможность
полностью выявиться чувству горя-
чей любви х Ролине.

mim:

——ena

Тезтр-—праждания и патриот, б0-
рец за свободу своей Родины, народ-
ный реалистический театр, создатель
великих ценностей национального
русского искусства — таков Малый
теалр все 125 лет своего существо-
	О. О. Садовская — Красавына,
«Свои собаки грызутся,
чужая не приставай».
	И. Южин — Фам9сов,
	«Горе от ума».
	Воплотителями демократических
ихей Островского — обличителя соб-
ственнического строя — были пред-
ставителя замечалельной семьи Са-
довских. Шов Садовский, иетинно
народный артист, ученик Щепкина.
создавал на материале пьесе Остров-
ского народные типы, вкзадывая в
свои творения горячую, глубокую
любовь к фусскому народу: «Правда
на сцену идет» — говорили 06 ис-
полнении роли Любима Торцова Про-
вом Садовским современники, присут-
ствовавшие на первом спектакле
«Бедность — не порок». И правда,
которую нес Садовский, была правдой
9 тяжелой жизни простого русского
человека, так потрясающе смело рас-
крытая Островеким.

Гений Острозекото лал возможность
артистам Малого театра во весь nore