СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
СКОГО. МАЛОГО ТЕАТРА
	Нанануне
юбилея
	  Общественность столицы готовится

‘к юбилею Малого театра, как`к BCe —

народному празднику. Состоялось 80
‘творческих встреч артистов TeaTpa-

‘юбиляра с рабочими, колхозниками,
`представизелями Советской Армии,
учеными, артистами, писателями, сту-
дентами и школьниками.
  С большим успехом‘ прошла конфе“
‘ренция зрителей Малого театра 8
“Центральном доме. работников ис
кусств. В ней приняли участие знат-
ные люди предприятий столицы, уче
‘ные, генералы и офицеры Советской
Армии, деятели искусства и спорта—
президент Академии артиллерийских
наук А, Благонравов, проректор Мос-
ковского. государственного универси-
тета Г: Вовченко, : директор завода
«Серп и молот» Г. Ильин, Герой. Со-
ветского Союза старший лейтенант
В. Данилов, кинорежиссер И. Копз-
JH HW Ap.
Передовики сельского хозяйства

‘ствовали артистов театра-юбиляра на
встрече, состоявшейся. в филиале Ма-
лого театра. Колхозники горячо бла-
годарили мастеров Малого театра 38
‘искусство, близкое и дорогое народу:

19 октября в Центральном доме
литераторов артисты Малого театра

Московской области горячо  привет-

встретились с писателями. Коллектив
театра приветствовали от Союза со-
ветских писателей СССР Вс. Вишнев-
ский и Б. Романюв. К. Зубов сделал.
доклад на тему «Советская драматур-
гия на сцене Малого театра».

i

Вышел из печати сборник «Малый
театр на фронтах Великой Отечест-
венной войны». Сборник открывается
статьями Л. Шаповалова и К. Зуб>-
ва, посвященными общественно-поли-
тической и художественной деятель-
ности Малого театра в годы Великой
Отечественной войны.

В сборник вошли воспомчнания
Е. Турчаниновой  П. Садовского,
А. Остужева, Е! `Гоголезой, М. Царе-
ва, В. Обуховой, С. Межинского ‘и
других. Статья А. Яблочкиной ‘посзя-
шена ее переписке с воинами Совет-
ской Армии.

tH
	Вся страна широко отмечает 120-
летие Малого театра.

Леникградское отделение Всесоюз-
ного общества’ по распространению
политических и научных знаний и
ВТО проводят в домах культуры,
клубах и центральном лектории обще-
ства цикл публичных лекций и лекци-
онно-художественных вечеров.

Широко отмечает славный юбилей
общественность Украины. Драматиче-
ские театры Киева, Хорькова, Одессы,
Львова, Сталино, Диспропетрозска и
других городов проводят в дни юби-
лея декаду русских классических’
пьес. На сцене столичного русского
Театра им. Леси Украинки будут по-
казаны «Доходное место» и «Таланты
и поклонники», в Украинском драма-
тическом театре им. И. Франко —
«Без вины виноватые». В театрах ор-
	ганизуются творческие конференции
работников искусств, посвященные
славному пути Малого театра и его
лучшим мастерам.

125-летие Малого театра широко

отмечается в`Латвчи. На’ заводах,

фабриках, в’ колхозах, совхозах H
учебных заведениях ведущие актеры
и режиссеры Латвии выступают с до-
кладами. лекциями и концертами. по-
священными юбиляру. В Риге в день
юбилея состоится торжественный ве-
чер.

В театрах, творческих союзах, в
филармонии Бурят - `Монгольской
АССР проходят вечера, посвященчые
Малому театру С докладами и лек-

циями выступают ведущие мастера’

искусств республики:

Свердловское отделение ВТО со-
вместно с областным и городским от-
делами по делам искусств организо-
вали творческую конференцию работ-
ников искусств, посзященную 125-
летию Малого театра.
	ЗДЕСЬ ЖИЛА
hi. H. EPMOJIOBA
	Около 40 лет прожила великая рус-.
ская ‘актриса Мария Николаевна’ Ер-
молова в старинном особняке на Твер-
ском бульваре. Частыми  гостямч
здесь бывали А. П. Чехов, А. М.
Горький, К. С. Станиславский, Вл. И.
Немирович-Данченко; здесь писал
свой знаменитый портрет актрисы ху-
дожник В. Серов.

Одним из мероприятий, связанных
с празднованием 1925-летия Малого
театра, явилось водружение мрамор-
ной доски на стене дома, где жила и

умерла великая актриса.
	20 октября перед домом собралась
вся труппа Малого театра, представи-
тели театральной общественности
столицы, профессора и студенты Мо-
‘CKOBCKOTO университета, — писатели.
учащиеся. Митинг открыл директор
Малого театра Л. Шаповалов, охарак-
теризовавший значение  творчестза
Ермоловой для всей русской и миро-
вой театральной культуры. Прочув-
ствованную речь произнесла народная
артистка СССР А. Яблочкина.

От имени . Московского универси-
тета на митинге выступил проф.
Н. Гудзий, от молодых артистов Ма-
	лого театра — К. Роек, от ВТО —,
meant BR Mu wens a

МОСК

ОВ
	Гворческое общение
	Грузинский театр связан с Малым
театром крепчайшими узами с дав-
них времен. Достаточно напомнить,
что основоположник реализма на
	русской сцене, великий М. С. Щеп-
	кин, принимал большое, участие в 00-
танизации в Тбилиси первого про-
фосснонального русекого театра. В
состав труппы открытого в 40-х го-
дах ХГХ века театра воли рекомен-
хованные Шепкиным выдающиеся
артисты московских и петербуртеких
театров.

До начала своей работы в Малом
театре выдающийся актер Осип Анд-
реевич Правдин в 70-х годах не-
сколько сезонов итрал в Тбилиси. В
те же годы, до переезда в: Москву, на
тбилисской сцене выступал Александр
Павлович Ленский. Наконец, в 80-х
тохах в Грузии выступала выдающая-
ея актриса старшего поколения ны-
нешнего Малоге театра Александра
Александоовна Яблочкина.

Первый приезд Малого театра в
Тбилиси состоялся в 1883 году. В
ансамбле гастролеров были Г. Н. Фе-
‘дотова, В. Н. Рыбаков и вступивший
за год до этого в трунну театоа мо-
лолой артист А; И. Сумбатативиля-
Южин. В этот приезд Малый театр
познакомил Грузию ‚ ©. драматургией
А. Н. Островского. Слектакли  «Гро-
за» и «Лес» вызвали всеобщее пря-
знание грузинской , общественности,
положили начало. творческой связи
и общению между русским и грузян-
ским театрами.

С этих пор пьесы Островского
прочно вошли в репертуар грузич-
ских театров, на них воспитывались
такие выдающиеся мастера грузин-
ской сцены, как М. Сапарова-Абаптид-
зе, Н. Габуния и В. Абапгидзе. С их
участием в. 80-х годах на грузинской
сцене впервые. была поставлена ко-
	медия «Доходное место»., Приеутет-.
	вовавший на спектакле А. Н. Остраз-
	ский высоко оценил. игру грузинских.
артистов. Последующие гастроли Ма-
	лого театра в [Гбилиеи состоялись В
1885 и 1888 годах:

В мае 1891 года столица Грузии
вперрые встретилась. с могучим та-
лантом Марии Николаевны Ермоло-
вой. Великая актриса выступила в
	лучших ролях своего репертуара, в!
	пьесах «Гроза», «Василиса Меленть-
ева», «Мария Стюарт», «Орлезнекая
дева», «Звезда Севильи».

Гастроли корифеев Малого театра
не прекращались и в лальнейшем; в
900-х годах в Грузии побывали:
выдающийся трагик А. А. Остужев и
замечательная комедийная актриса

Ленковская, А. И. Сумбата-
швили-Южин и А, П. Ленекий, га-
строли которых прошли с огромным
успехом.

Творческому общению и связи ме-
жду грузинским й Московеким Ma-
лым театрамн во многом способетво-
вала деятельность А. И. Сумбаташви-
ли-Южина.

Связав`евою сненическую и обще-
ственную деятельность © великим
русским театром, Александр Ивано-
	ЕЕ ЕЯ
Верю в е!
В Малый театр.я попала, котдаон

еше освешалея газом, и благодаря
этому, У него был тоже свой 9600ен-
	НЫЙ запах—-газ, раскаленные парик-
махерекие шипцы, ^ пыль от декора-
	ций, пудра. духи и табачный дым. =—.
	запах, которого артисты уже не заме-
чали, но без которого жить не могли!
	Я <66я чувствовала в театре, как
дома: в маленькой дядиной «режие-
серской», в которую, как в капитач-
скую рубку с палубы корабля, вела
прямо со сцены железная лесенка, в
тетиной уборкой, срёди веселых к0-
стюмов и цветов; наконец, за кулиса-
ми, гле я стояла, понжав нос к прово-
лочной сетке, наизно изображавшей
	СЕНО, 13-38 КОоТОоОи я могла видеть
	все, что происходило На сцене, а мепя
BHIGO He OLLIO.
	Меня с юных лет особенно увлека-
ли классики — Грибоелоз, Гоголь,
Островский, Шиллер, Шекспир, в
исполнении которых ни один из еуще-
ствовавших тотда . театров ве мот
сравниться с Малым. Я не погпрешу
против истины, вели скажу, 910 Bee
первые идеи любви`к свободе, к лю-
	‘лям, К правле и благородетву были
	мне внушены Малым театром. И нея
одна, восторженмая. девочка, так рас-
ценивала Малый театр: © самото его
	OCHOBAHHA он стал соедоточием одще-
	ственных интересов передовой Моск-
вы, «вторым московским  универси-
тетом», как его звали. Как ни пара-
доксально это звучит, но Малый тэ-
атр, этот государственный, казенный
театр, благодаря усилиям его заме-
чательных актеров, верных принци-
пам русских революционных демок-
ратов, действительно был проводни-
ком прогрессивных идей в ту реакци-
	OHHVIO Эпоху, ВоЗбУЛИТелем протеста
	вич, грузин По происхождению, ни-
когда не забывал свою родину. Бу-
дучи в Москве, он, оказывал ‘большую
помощь и содействие своим молодым
землякам, обучавшимся в Московском
университете. Непременный органи-
затор ежегодных вечеров грузинской
	В   молодежи, он привлекал к участию

а: оне Mawarn 11T247N4

.
	театра и всей грузинской обществен-
Ности имела и постановка в 1903
тоду нз сцене Малого театра истери-
ческой пьесы А. И. Сумбаташвили-
Южина «Измена», описывающей. те-
роическую борьбу трузинского народа
< иноземными  поработителями,” В
спектакле «Измена» М. Н. Ермолова
иснолняла роль Зейнаб, автор пьесы
—- Отар-Бека. Позднее в исполнении
артистов Малого театра Грузия вновь
увидела этот спектакль.

После усталовления советской вла-
сти в Грузии А. И. Сумбаташвили-
Юхжнну было послано официальное
приглашение стать во главе молодого
трузинского национальното театра и
руководить им. В ответ на приглаше-
ние А. И. Сумбаташвили-Южин при-
схал в Тбилиси. Во’ время встречи его
с Котэ Марлжанишвнли были выра-
ботоны основные принципы, опреде-
лившие путь дальнейшего развития
трузинекого ‘советского театра. Гру-
‘зия никогда не забудет своего дорого-
го соотечественника. выдающегося
артиста Малого театра и обществен-
ного деятеля. и с гордостью хознит
память о том, что 45-летний юбилей
своей творческой  деятельноети он
праздновал в Тбилиги. тк

В мае 1928 года Грузию впервые
посетили представители последующих
поколений артистов Малого театра
во главе с А. А. Яблочкиной. В га-
стролях приняли участие Е. Д. Тур-
`чанинова, В. Н. Рыжова. Е. Н. Гого-
лева, М. М. Климов, П. М. Садовский
‘и С. Л. Бузнецов. Среди пьес. клае-

‘сического наследия — Грибоодова,
`Тоголя, Сухово-Кобылина и 0етров-
ского — Малый театр в этот приезд
показал и свой выдающийся спек-
такль — «Любовь Яровую» В. Тое-
нева.

Последняя встреча грузинской об-
‚ щественности се артистами Малого
тезтра произошла в суровые годы Be-
лихой Отечественной войны, когда
в Тбялиси приехали В. 0. Массали-
‘тинова, В. Н. Рыжова и М. М. Вли-
‘мов.

`Неизменное. длящееся на протя-
жении 70 лет, творческое общение
межлу Малым. и грузинеким теат-
‘рами и единае. понимание задач са-
‚ мого передового в мире советского He-
‚ кусетва являютея залогом дальней-
‘’ шего развития культуры русского ‘и
‘грузинежого натолов. сопиалиестиче-

‚ ГрузиневоГго народов, сопиалистиче-
‚ ской культуры великого Советского
  Cowsa.

А. ВАСАДЗЕ,
народный артист Союза ССР,
‚ главный режиссер Театра им.
Руставели.

TEHAUCYH.
	в его будущее
	Имени Шепкина
	Для A. П. Ленекото, много и тща-
тельно занимавшегося с учениками
сценической техникой, `требовав-
mero oT них, чтобы в игре актера
«все было понятно. слышно и вид-
но». жест. мимика. поза ‘не еущест-
вовали сами по себе. а должны были
зязникать от существа образа. В
	этих принцицах воснвитывались ‚ вое:
	ученики Театрального училища Мд-
лого театра.

. Школа правдивой, реалистиче-
ской актерской игры, которую мы,
артисты Малого театра, прошли в
сахой ранней своей юности, помога-
ет намув великую советскую эп9-
ху служить своим искусством Н2ро-
ду. творить искусство, близкое и
позятное ему. Я счастлива, что эта
школа помотла мне создать на сце-
не Малото театра образ Любови „Яро-
Рой. ставший любимым и близким
советским зрителям.

Театральное  училийю Maxoro те-
атра, закрытое. в годы столыпинекой
реакиии, возредилось вновь только ©
пебзлой Великой Октябрьской сопиа-
листической революции... В его вос-
становлении принял горячее участие
А. И. Южин, возглавлявший тогда
Малый театр.

В советскую эпоху, оботатявшую
наше искусство новым содержанием,
новыми великими традипиями сопиа-
листического реализма, перед Малым
театром я его училищем открылись
небызалье возможности творческого
раслеота. Сбылись заветные мечты
Тенекого о воспитании актера-граж-
данина, достойного служить самой
почэтной цели — просвещению на-
рола.

Училище. им. Шепкина, ставшее
в соБетское время всесоюзным вы“-
шим театральным учебным  заведе-
нием, вооружает будущих артистов
не только спениальными знаниями и
навыками. но также и большой 090-
щей культурой; оно учит своих пи-
томпев не только наблюдать жизнь,
	но быть деятельными строителями
этой жизни.

Илейное воспитание, которое по-
лучает злееь молодежь, вооружение
	ее самой переловой революционной —
марксистеко-левинской идеологи-
ей, играют решающую рюль в твор-
чееком развитии налних воепитанни-
коз. Оружие маркоиестеко-ленинской
итеологии помогает им уже на пер-
вых шагах обучения в театральном
вузе, работая над художественными
произвелелиямя, вылелять основное,
редущее начало, отличать явления
прехоляшие и частные от главных.

Эта идейная вооруженвость  поз-
воляет нашим ученикам еще Ha
Школьной скамье насытить созлавае-
мые ими образы ясным, целеустрем-
ленным смыслом.

Работа < этой молодежью  беско-
нечно отрадна: радостно не только
сознание исполняемого долга, кото-
рый состоит для нае, мастеров Ма-
лото тзатра, в перодаче новому по-
колонию творческих заветов наших
учителей, —PalocTHo сзмо повоеднев-
ное общение с чулесной нашей со-
ветекой молодежью.

При всем очаровании юного воз-
раста она несет в себе еще и боль-
пюе внутреннее человеческое ботат-
ство, разительно отличающее coBpe-
манную театральную молодежь от
доретюлюнионной.

С каким отчетливым, глубоким
пониманием большого  гражданекого
значечия искусства приходят талант-
ливые юноши и девушки учиться в
Haury школу!

В советекое время Училише им:
Щепклна воститало немало артистов
для труппы Малого театра, а также
других столичных и периферийных
театров Советекого Союза.

Многие из наших выпускников —
сейчас уже народные и заслужен-
ные атттеты. профосеора  театраль-
	ных учебных заведений, ведущие
рэжиссеры. ° киноактеры, ‘вилные
мастера  хуложественного  чтегия.
	Радостно сознавать, что воепитан-
ники Училища им. Щепкина плоло-
творно работают во всех спениче-
ских жанрах.

Особенно дорог нам успех питом-
mes Училища им. Шепкина на
споне нашего родного Малого театра.

Каждый новый выпуск училища
обогащает нашу труппу новыми
талантами. Вот почему приемные
испытания и выпускные спектакли
являются важным событием в жиз-
	НИ ТРУПЫ.
	Училише им. Щепкина пря Ma-
лом театре — старейшая русская
тезтральная школа, у колыбели ко-
Торой стоял генкальный. актер М. С.
Щепкин — первый ее педагог.: Ис--
тория этого училища освящена и
другими бесконечно дорогими. нам
именами. Его препотавателями были’
И. В: Самарин. Г. Н. Федотова, М, П.
Салозекий; из стен этого  учили-
ща ва сцену Малого Театра притнла
великая русская актриса М. Н. Ермо-
лоза».,

Ba жизнь и пропветание кровного
детиша Малого театра боролись Ca-
мыв повэлувые силы ето труппы, на-”
	ходявиие поддержку лучших. Н9е
стазийелей прогрессивной»: ^обще-
ственной мысли. Больной и слож-
	ный путь, поойленпый училищем в
дореволюционное. время, полон борь-
бы против косности и проязвола цар-
ской театральной администрации, чи-
нившей в преподавании и воспитания
молодежи невыносимые бюрократиче-
ские препятствия и ке один раз вовее
закрывавшей училище.

Огромная роль в становлении этой
старейшей театральной школы при-
наллежит бессмертным  созйдателям
ее реалистического театра —

НИ. Островекому и А. П. dJeneromy,
	неутомимо бюровзшимея против . чЕ-
новничьей рутины за развитие на-
пиональной художественной  кКУлЬ-
	туры, за будущее русского театра.

А.Н. Островский писал в своей
знаменитой. «Записке 0 причинах
Упадка драматического театра в Mo-
скве»: _

«Привилегированные театры, ла-
BH WH уничтожая другие сцены: дол-
жны были, по крайней мере, для
поллержания своего собственного
сущестрозания беречь свои ШкКэлы,
чтоб не обращаться потом за по-
мощью: к контрабанлным любитель-
ским сценам. Много вреда русскому
драматическому искусству сделала
монополия, но уничтожением Школ
нанесла такой удар. от которого ему
не оправиться в десятки лет, пря
самых ‘энергичееких усилиях».

Векоге после восстановления теат-
рального училища  пропозазание
драматического искусства возглавил
А: П. Ленский. отлавитий ему мкого
лет.своей жизни. Этот период был
одним из наиболее плолотворных в
дореволютиочной истории училища.
& чтению общеобразовательных кур-
сов в то время были привлечены вид-
ные профессора Московского универ-
ситета; проподавание драматическом
искусства, кроме А. П. Ленского, ве-
ли также 0. А. Павлин. М. П. Ca-
довскай. А. А. Федотов, С. В. Айда-
ров.и до.

Baraat А. Н. Островокого ‘на те-
атр, его. прогрессивные принципы
воспитания ‚и образозания актеров
нашли последовательное развитие в
пелагогической практике А. П. Ден-
свого.

Нашим мололым COBCTCRUM. axTe-
рам. режиссерам, театральным пета-
Yoram, внимательно изучающим  На-
селеляе А. П. Ленского, кажгая
страничка его писем, заметок, рэчей.
локлалных записок в дярекцию- им-
ператорских театров скажет  бэско-
нечно много о ето преданной, благо-
родной любви к ученикам. о его пе-
редовых взглядах на восшитание
хУложника.

Мы же. артисты старшего поко-
ления труппы Малого театра, кото-
рым дозелось быть его непосрелот-
венными учениками, храним в CBO-
ей душе дорогой нам. образ живого
Александра Павловича Ленского,
который зажигал нае  отнем  боль-
‘ого искусства, направлял на вер-
ный путь служения народу.

Прэданный лучшим традициям
Малого театра, А. П. Ленский глу-
боко осмыелял и одогатил эти тра-
диции своим  блистательным © TBOU

честром актера, режиссера, педагога.
	Это был самозабвенный педагог,
вдохновлявший Hac своей вхумчи-
вой работой, возм своим  неотрази-
мым обаянием страстного, вечно мо-
лодого. художника. По неекольку ча-
сов подряд, © неистощимым  увлз-
чением мог он заниматься с каюим-
нибудь учеником иля ученицей, рас-
крыврая свою творческую лушу до
самых  сокрозенных  глубен.

Отдавая лань спонической техни-
ке. А. П. Ленский вое осковные уси-
лия ученикоз направлял прежде
всего на внутреннее раскрытие 909-
раза @ высоких ‘идейных позиций.
Репетируя со мной роль Акеюши, он.
требовал от меня, чтобы я показала
не. только трогательность этой  де-
вушки (как часто Аксюшу изобража-
ли на спене), а глубокий, внутрен-.
ний бунт против насилия над ее TYE!
ствами, над ее женской гордостью,
над ее свободой. Образ Аксюши в его
истолкоРАании поднимался до большо-

го социального обобщения.
				Шопена. в Варшаве. Слева
Бэлла Давидович, Виктор
Фото В. Савостьянова.
	Лауреаты IV Международного конкурса им.
направо: Тамара Гусева, Евгений Малинин,
		Мержанов, Юрий Муравлев.
т х
	Выдающийся успех советских
и польских пианистов
			ры, непрерывно  совершенствующий
свое мастерство. Пытливый, вдумчи-
вый, ищущий музыкант, он умеет по-
новому, свежо раскрывать музыкаль-
ные образы.

Энергичное, волевое начало, вирту-
озность характерны для игры воспи-
танницы Московской  консерваторни
— Л. Сосиной, получившей почетный
диплом и денежную премию. :

Большинство советских ‘лауреатов
ГУ. Шопеновского конкурса — очень
молоды. И можно надеяться, что все
они, уже и сейчас являющиеся пре-
красными пианистами,  добьютея в
дальнейшем еще болыших творческих
успехов и внесут значительный вклад
в. советскую музыкальную культуру.

‚ Отраден успех пианистов новой де-
мократической Польши. Из 13 лау-
реатов конкурса — 8 представителей
Польской Народной республики. В их
числе Галина Стефаньска-Черны, по-
лучившая одну из двух первых пре-
мий президента Польской республи-
ки и премьер-министра; Варвара Хес-
се-Буковска, Вольдемар Матешев-
ский, Владислав Кендра, Ричард
Бакст, Сбигнев Шиманович, Регина
Смендзянка и Тадеуш Шмудзинский:
Никогда еще польские музыканты не
достигали такого ‘успеха, как в ны=
нешнем конкурсе. Это и естественчо:
Только теперь, когда Польша стала
Народной республикой, таланты из
народа получили все возможностн
для роста, совершенствования своего
мастерства. кн

ТУ Международный конкурс пнани-
стов имени Шопена наглядно, продз-
монстрировал победу реалистического
направления исполнительского искус-
ства, а также ‘показал деградацию
формалистической западноевропей-
ской школы. Американские, англий-
ские.и французские пианисты обнару-
жили на конкурсе полную  беспер-
спективность своих творческих прин-
ципов: Беззастенчивое искажение ими
гениальных образов Шопена привело
к тому, что жюри конкурса было вы-
нуждено отсеять их в первом и во
втором турах. В то же время игра
лауреатов: конкурса — советских A
польских пианистов-отличается идей-
ной насыщенностью, глубоким рас-
крытием гениальных творений компо-
зитора. ,
	ВАРШАВА.
‚ (По телефону от наш корр.).
	ЛЕЛАМ ИСКУССТВ
	HATH порочные в — идейно-художе-
ственном отношении пьесы — «Огнен-
ная река» и «Карьера Бекетова».

Участники обсуждения — отмечали,
что руководство театра не о приняло
мер для более интенсивной работы
творческого: коллектива над новыми
спектаклями, вследствие чего театр
смог подготовить в текущем! году для
пополнения репертуара только две
новые постановки. Попрежнему не за-
гружены многие режиссеры и арти-
сты.

Комитет по делам искусств серьез-
но предупредил руководителей теат-
рао необходимости решительного
улучшения его деятельности.

На этом же заседании были рас-
смотрены планы постановок, осущест-
вляемых лпраматическими театрами
Москвы и Ленинграда к -32. й годов-
шине Октября.
	В столице Польской Народной рес-
публики закончился ГУ Международ-
ный конкурс им. Фридерика Шопена.
17. октября — в день, когда все про-
грессивное человечество... отмечало
100-летие. со дня. смерти гениального
композитора, были обнародованы ито-
ги Международного конкурса.

Они свидетельствуют о новой вы-
дающейся победе советской —музы-
кальчой культуры, пять молодых
представителей которой удостоились
звання лауреатов, а один награжден
дипломом.

Студентке ГУ курса Московской
консерватории Бэлле Давидович при-
суждена первая премия президента
Польской Народной республики и
премьер-министра в размере одного
миллиона злотых. Ей же вручена сэ-
ребряная маска’ Шопена — награда
Шопеновского института и награда
Общества польско-советской дружбы.
Уже сейчас можно говорить о боль-
WOM даровании этой молодой пианист-
ки. Ее игра легка, прозрачна, пленяет
безыскусственностью, простотой, глу-
биной замысла. ^ г

Своеобразен ‘творческий’ облик
Юрия Муравлева (4-е место), удосто-
енного премии министра культуры и
искусства в размере 550 тысяч зло-
тых. Студент У курса Московской
консерватории, он уже хорошо” извс-
стен советским слушателям своим
вдохновенным исполнением концерта
Грига на последнем Всесоюзном кон-
курсе музыкантов-исполнителей, где
он получил звание лауреата. `Мурав-
лев — тонкий, чуткий музыкант,
стремящийся возможно. более глубоко
проникнуть в содержание  исполняз-
мых произведений. м

Премию президента польской сто-
лицы завоевал Евгений Малинин —
студент П.курса Московской консер-
ватории (7-е место). Ему же, как’ сз-
мому молодому участнику конкурса,
присуждена также премия.. Союза
польской молодежи. Игру смолодого
пианиста ` отличают > артистический
темперамент и уверенность. -

Дипломница Московекей консерва-
тории Тамара Гусева заняла 9-е ме-
сто и получила премию Государствен-
ной оперы и Варшавской. филармонии.
Гусева — музыкант большой творче-
ской фантазии. уе .
:`Премию Союза композиторов Поль-
ши завоевал Виктор Мержанов (19-е
место). Это пианист большой культу-
			Вчера на заседании Комитета
	делам искусств при Совете Мини-
	стров СССР был обсужден вопрос о
работе Государственного театра им.
Вахтангова. Ход обсуждения пока-
зал, что театр принял меры к исправ-
лению своей репертуарной линии, ак-
тивизировал работу с драматургами по
созданию новых произведений. Зрите-
лям был показан новый спектакль —
«Заговор обреченных» `Н. Вирты, к
32-й годовщине Октябрьской револю-
ции подготовлена пьеса «Крепость на
Волге» И. Кремлева; ‘сейчас театр
работает над постановкой пьесы
«Миссурийский вальс» Н. Погодина и
инсценировки романа «Первые радо-
сти» К. Федина.

Вместе с ‘тем на заседании было от-
мечено, что в репертуарной работе
театра в 1949 году допущены серьез-
ные ошибки. К постановке были при-
			В молодежи, проповедником новых
мыслей.

Начиная с Щепкина, впервые. за-
ставявшего публику плакать над. го-
‚рем простого матроса, и кончая Ep-
, Mozorolt B «OBCULEM источнике», при-
зывавшей к борьбе с тираном и к во-
оруженному восстанию; — все в театре
  было направлено к тому, чтобы бу-
  ДИТЬ общественную мысль. Такова
‘была роль Малого театра. Люди соро-
‘ковых годов, люди шестидесятых PH-
доз находились под его влиянием., Не
один наш общественный деятель
` получил нервыз задатки протеста и
` воли к борьбе, сидя школьником на
‘галерке Малого театра и емотря Ha

ликоленную игру его актеров.
	 ’_ Дружба моя © театром не прерыва-
‚лась в течение больше полувека. Ка-
  ких-нибуль десять лет после того,
как я ребенком полнималаеь по за-
ветной лестнице Малого театра, мне
дозелоеь подниматься по ‘ней уже в
качестве автора ньесы, ставивигейся
Ha сцене этого театра. А совсем че-
давко филиал Малого театра поста-
сил в Моем CTHXOTRODHOM  переволе
usecy В. Гюго «Рюи Блаз», волно-
вавшую молодежь в моей юности и
сейчас нашелшей отклик у совре-
менной молодежи. Вот чем я обязана
‚ Малому театру!

Mant театр существует. сто
‘двадцать пять лет. Больше половины
этого срока я являюсь его посетитель-
ницей и другом. И мне особенно ра.
достно вилеть его в‘эти дни бодрым,
	молодым и идущим вперел. И, BCH
		i Mina его велике протилое, виля его

энергичное и действенное кастоящее,
я с радостью верю в его будущее.
Т. ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК,
заслуженный деятель искусств.

Встреча с авторами и читателями
	езных и вполне: обоснованных требо-
ваний к издательству «Искусство».
Участники собрания внесли. предло-
жения об издании литературного на-
следия Станиславского, о выпуске
трудов. по истории Ярославского те-
атра, 200-летие которого. страна
готовится широко отпраздновать в
будущем году, театральной энцикло-
педии, книг, посвященных деятельно.
сти театров союзных республик, еже-
годкиков советского театрального ис-
кусства. Особенно много говорилось
на собрании об отсутствии литерату-
ры по вопросам марксистской эстети-
ки, ‘трудов,’ обобщающих. высказывз-
ния Маркса. Энгельса, Ленина и
Сталина об искусстве.

вшиеся пришли к единодуш.
ному заключению, что план издатель-
ства «Искусство» нуждается в пере-
смотре и серьезных коррективах,
	В Центральном доме работников
искусств 20 октября состоялась
встреча сотрудников издательства
«Искусство» с авторами и читате-
SUM.

С докладом о деятельности изда-
тельства и тематическом плане на
1950 г. выступил главный редактор
Б. Мочалин. Приведя довольно об-
ШирНЫй список книг по вопросам те-
атра и драматургии, которые изда-
тельство намерено выпустить, до-
кладчик вынужден был, однако, при-
знать, что серьезным недостатком
плана является ‚ отсутствие сколько-
нибудь значительных трудов. по тео
рим и истории театра.

Выступавшие в обсуждении крити-
	’ КМ, театральные деятели школьные и
	биолиотечные работники тт. Охято-
	Buy, Pototaes, ПИсжгрекий, Полевой.
	Филиц и другие пред’явили ряд серь-
	В ответственное и почетное дело
воститания соретской театральной
молодежи хочется вложить все свои
душевные силы. все знания и опыт,
всю свою благодарность великой co
ветской эпохе, принесшей вебывалый
расивет человечелкой личности, рас-
цвет национальной культуры.
	В. ПАШЕННАЯ,
народная артистка СССР.
	роф. В. Филиппов.
	Общемосковское собрание
	композиторов
	В течение двух вечеров. проходило
общемосковское ‘собрание композито-
ров и музыковедов, посвященное ззда-
	«Великая дружба» В. Мурадели» : 3 об-.
лссти массовой песни, кантатнэ-орато
	Репанционвая коллегия:
С. Б. СУТСЦНИЙ {седактор). А
	С, А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕ

и музыковелов
	риальной и камерной музыки, доклал-
чик указал на’ отставание оперной и
программно-симфонической музыки.
А. Шавердян говорил также о. необ-
ходимости певестройки работы, секций
и комиссий ССК СССР, которые не
стали еще ареной творческих BRMCKYc-
	pos. ‚страстных и. плодотворных. вп0-

‚В обсуждении доклада приняли
участне РА 95...
	эл чт... ПОМНОЗИТОры ВБ. ` Захаров,
М. Чулаки, М. Гнесин, Д. Васильев»
Буглай; В. Юровский, Г. Фрид, В. Ко.
четсв, М. Раухвергер. С. Аксюк, музы-
“KOS GI br С. Скребков. Г. Когая. В. Вв-

term em nL
	гралов, Ю. Келдыш, Г. Бернандт. и
другиа.
		На митинге, посвященном отьрытию мемориальной доски на доме, где жила великая артистка М. Н. Ермолова. Слева — выступление народной артистки СССР
А. А. Яблочкиной. Справа — мемориальная доска. Фото О ИШМгнаторыи

И а м, —=—Аа,_«_= [ [=:—З„„‚ д... —/— — — /СЧС/’/С/С/СС/С/ЗЗ/С/С/С/СА А раны
Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспонденлской cers — К 545-12: отделы
		Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7,
	‚ А. СУРОВ. М. В. БОЛЬШИНЦОВ,

>> in
	и
Sax. Ne 2971.

В, Ю. Ю. САВИЦНИЙ.
	музыки, HHO, изобразительных искусств — К 1-48-08.