1949 года
	Доклад. Г. М. МАЛЕНКОВА на торжественном зас
		a

Товарищи!

Сегодня народы Советского.Союза и наши друзья, за
рубежом празднуют тридцать вторую годовщину Вели-
кой Октябрьской социалистической революции,
Советский народ с законной гордостью _ смотрит на
результаты своей борьбы и работы. Время, в которое
мы живем с вами, товарищи, войдет в историю нашей
Родины, как великая Сталинская эпоха.

Никогда в истории нашей Родины не были, столь
	сплоченными между собой народы, населяющие ее не-.
	об’ятные просторы. Царившие до революции раздор и
ненависть между нациями уже’ давно сменились в на-
шей стране дружбой и братским сотрудничеством всех
народов. В великом содружестве наций в Советском
Союзе нашли выход творческие силы больших и малых
народов. oS

Никогда на протяжении всей своей истории Halla
Родина не имела столь справедливо и хорошо устроен-
ных государственных границ. Взгляните на карту. На
Западе — Украина собрала в одну семью весь свой
украинский народ. Устранена историческая несправед-
ливость в отношении границ Белоруссии и Молдавии.
На Занаде нет болыше Восточной Пруссии — этого
многовекового плацдарма для нападения на нашу Ро-
дину. Несколько севернее вполне прочно обозначились
новые границы в интересах укрепления обороны Ле-
нинграда. На Дальнем Востоке по-новому, в интересах
безопасности нашей Родины, выступает гряда Куриль-
ских островов, а Сахалин, восстановленный полностью,
как пелое, играет большую роль в защите Советского
Союза, чем его половина.

Никогда на протяжении всей своей истории наша
Родина не была окружена столь дружественными к на-
шему государству соседними странами: С Советским
Союзом теперь граничат: вместо враждебно относив-
шегося к России Польского государства — дружест-
венная народно-демократическая Польша; вместо. рас-
члененной гитлеровцами Чехословакии, еще недавно
изнывавшей под игом фашистских захватчиков, —
дружественная народно-демократическая Чехослова-
кия: вместо бывшего вассала гитлеровской Германии—
	Мы стоим на верном пути к новым победам.

Тридцать вторую годовщину Октября советский на-
род встречает значительными успехами во всех обла-
стях социалистического народного: хозяйства и куль-

туры.

Прошло три года и десять месяцев, как советские
люли под руководством большевистской партии при-
ступили к осуществлению. плана первой послевоенной
сталинской пятилетки. С радостным чувством испол-
ненного долга мы можем сейчас сказать: довоенный
уровень народного хозяйства не только достигнут, но
и превзойден. Мы имеем все основания считать, что
первая послевоенная пятилетка будет выполнена до-
срочно. и НИИ

Пятилетним планом было установлено, что об`ем про-
дукции всей промышленности СССР в 1950 году дол-
жен на 489/05 превысить производство довоенного, 1940
года. В октябре текущего года продукция всей про-
мышленности превзошла более чем на 509/60 среднеме-
сячный выпуск 1940 года. (Аплодисменты). Стало быть,
промышленность СССР работает ныне на значительно
более высоком уровне, чем до войны и на более высо-
ком уровне, чем это намечалось по пятилетнему плану
на 1950 год. Это огромный успех нашего социалисти-
ческого строительства. Важно подчеркнуть при этом,
что уже в сентябре 1949 года достигнут довоенный
уровень промышленного производства в районах стра-
ны, пострадавших от вражеской оккупации.
	Принятые Правительством меры в деле улучшения
использования производственных мощностей и мобили-
зации внутренних ресурсов предприятий дали возмож-
ность увеличить первоначально установленные планом
1949 года задания по выпуску промышленной продук-
ции. Эти увеличенные планы перевыполняются из квар-
тала в квартал. Валовая продукция всей промышлен-
ности Советского Союза за десять месяцев текущего
года увеличилась по сравнению с тем же периодом
прошлого. года на 20%/в. При этом сверх плана добыто
много угля и нефти, дополнительно выработано значи-
тельное количество металла, электроэнергии, химика-
тов, лесных и строительных материалов, продукции
машиностроения, товаров массового потребления.

Выполнение послевоенного пятилетнего плана сопро-
вождается разворотом нового: промышленного строи-
тельства. За три года и девять месяцев послевоенной
пятилетки восстановлено, построено и введено в дей-
ствие свыше четырех тысяч шестисот государственных
промышленных предприятий, не считая кооперативных
и других мелких предприятий,

Неиссякаемая творческая инициатива советских тру-.
жеников, по-большевистски заботящихся о под’еме на-
родного хозяйства страны, раскрыла новые резервы,
таившиеся в социалистической промышленности. Про-
изводительность труда рабочих в промышленности за
9 месяцев 1949 года возросла по сравнению с соответ-
ствующим периодом прошлого года на 14 процентов;
снижен расход сырья, материалов, топлива. и электро-
энергии на единицу изделия; успешно выполняется
план снижения себестоимости. За 9 месяцев 1949 года
себестоимость промышленной продукции в сопостави-
мых ценах снизилась на 7,2 процента.

Начатое в прошлом году по почину передовых рабо-
чих народное патриотическое движение за создание
сверхплановых накоплений дало большие результаты.
За счет полученной экономии промышленность выра-
ботала более чем на двадцать миллиардов рублей до-
полнительной продукции.

Болыних успехов добилось также и наше социали-
стическое земледелие. Еще в 1948 году валовой уро-
жай зерновых культур без малого достиг уровня 1940
гола. Урожай же текущего года превысил уровень
1940 года. Зерновая проблема в нашей стране уже ре-
шена и дальнейшие успехи в этой области стоят на
прочной основе. Наше социалистическое сельское хо-
зяйство имеет все необходимые условия для того, что-
бы из года в год увеличивать урожайность зерновых,
технических и других культур.

Принятое год тому назад постановление Партии и
Правительства — ‘о плане полезащитных лесонасажде-
ний, внедрения травополъных севооборотов, строитель-
ства прудов и водоемов для обеспечения высоких и
устойчивых урожаев, осуществляется успешно. Уже
произведены посадки защитных лесонасаждений на
площади более 500 тысяч гектаров. Еще большая пло.
щаль подготовлена для лесопосадок в 1950 году.

Быстрыми темпами растет техническая вооружен-
ность сельского хозяйства. Социалистическая промыш-
ленность с каждым годом поставляет сельскому хозяй-
ству все больше и больше разнообразных сельско-
хозяйственных машин. В 1949 году сельское хозяйство
получает 150 тысяч тракторов в переводе на пятнад-
патисильные тракторы, 29 тысяч комбайнов; свыше од-
	Венгрии — дружественная Бенгерская народная рес-
публика: вместо ‘враждебной Советскому. Союзу Ру-
	_мынии — дружественная Румынская народная респуб-
	лика; вместо старой Болгарии, являвшейся придатком
гитлеровской военной машины, Советский Союз имеет
	верного друга в лице Болгарской народной республики;
польский, чехословацкий, венгерский, румынский, бол-
	гарский народы спаяны вечной дружбой с народами.
	Советского . Союза; на Востоке с Советским Союзом
граничит связанная с нами многолетней дружбой Мон-
гольская народная республика; нашим дружественным
соседом является молодая Корейская народно-демо-
кратическая республика; и; наконец, вместо закаба-
ленного  хищниками иностранного капитала Китая, мы
имеем теперь на Востоке великого  соседа — дружест-
венную нам, свободную Китайскую народную респуб-
лику. (Бурные аплодисменты).
	Встречая тридцать ‘вторую годовщину Великой Ок-
тябрьской социалистической революции, советские лю-
ди полны нёпоколебимой уверенности в успехах . даль-
нейшего движения нашей страны вперед по’ пути к
	коммунизму. В величайшем соревновании двух систем
	— системы социализма и системы капитализма ясно
видно превосходство социалистической системы.
	Достаточно вспомнить, что Советский Союз на. про-
тяжении тридцати двух лет своего существования вы-
держал две тяжелых войны — войну 1918—1920 годов
против внутренних и внешних врагов и Великую Оте-
чественную войну 1941—1945 годов против гитлеров-
ских захватчиков. В то же время известно, что Соеди-
ненные Штаты Америки, являющиеся самой сильчой
страной капитализма, более 80 лет развивались по су-
ществу в мирных условиях, когда им никто не мешал
строить свое хозяйство. Кто хочет добросовестно и
об’ективно оценивать успехи социалистической. систе-
мы хозяйства, тот_не должен забывать этого немало-
важного обстоятельства.

Наш народ глубоко верит в правоту своего дела.
Марксистско-ленинское учение, овладев массами, ста-
ло величайшей силой в борьбе за победу нового над
старым, за победу социализма над капитализмом.
	ного миллиона шестисот тысяч прицепных орудий и
других сельскохозяйственных машин. Иначе говоря,
сельское хозяйство получит тракторов и сельскохозяй-
ственных машин в 3—4 раза больше, чем в довоенном,
1940 году.

Под’ем зернового хозяйства обеспечил возможность
приступить к ликвидации отставания животноводства
— важнейшей отрасли сельского хозяйства. Задача
под’ема и всемерного развития животноводства стала
центральной задачей партии и государства в сельском
хозяйстве.

Историческую роль в осуществлении этой задачи
призвано сыграть принятое в апреле 1949. года, поста-
новление ЦК. ВКП(б) и Совета. Министров СССР. о
трехлетнем плане развития общественного колхозного
и совхозного продуктивного животноводства на 1949—
1951 годы. Этот план предусматривает обеспечение в
кратчайшие сроки такого под’ема животноводства, в
результате которого производство мяса, сала, масла,
яиц, молока и других продуктов животноводства для
снабжения населения страны должно увеличиться в
1951 году не менее, чем в 1,5 раза по сравнению с
1948 годом. В значительных масштабах намечено уве-
личить производство шерсти, кожи и другого сырья
для легкой промышленности.
	Встреченное с большим одобрением тружениками
колхозов и совхозов это Постановление успешно пре-
творяется в жизнь. За последний год колхозы и совхо-
зы увеличили поголовье крупного рогатого скота на
20%/с, поголовье овец — на 139/ и поголовье свиней —
на 729/%.

В настоящее время успешно заканчиваются хлебо-
заготовки и заготовки других сельскохозяйственных
	продуктов. В текушем году колхозы и совхозы сдали.
	государству хлеба на 128 миллионов пудов больше,
чем в прошлом году. (Аплодисменты). Значительно
больше заготовлено также маслосемян, сахарной
	свеклы, мяса, молока и других сельскохозяйственных
продуктов.

Таким образом, мы вправе сказать, что наша про-
мышленность и наше сельское хозяйство ‘вступили
в полосу нового мощного под’ема. Все это создает но-
Бые возможности для дальнейшего повышения мате-
риального и культурного уровня жизни советского
народа.

В отличие от капиталистической системы хозяйства
социализм немыслим, и в этом состоит закон его раз-
вития, — без повседневной заботы государства о повы-
шении материального благосостояния и культурного
уровня трудящихся.

Заботясь о поднятии жизненного уровня трудя-
щихся, Правительство провело в конце 1947 года после
денежной реформы и отмены карточной системы сни-
жение цен на товары массового потребления. В резуль-
тате этого снижения цен население выиграло в тече-
ние года около 86 миллиардов рублей.
	Дальнейший под’ем народного хозяйства СССР,
рост производства товаров массового потребления и
новые достижения в области снижения себестоимости
промышленной, продукции создали возможность про-
вести второе снижение цен, которое и было завершено
к   марта текущего года. Население дополнительно
	выиграло от снижения цен по всем секторам рознич-
	ной торговли в течение года около 71 миллиарда руб-
лей.

В результате первого и второго этапов снижения цен
повысилась покупательная способность рубля и улуч-
птился курс советского рубля по сравнению с курсом
иностранных валют. Повысилась реальная заработная
плата рабочих и интеллигенции, снизились ‘расходы
крестьян по закупке промышленных товаров.

Советскому народу не грозит никакая «маршаллиза-
ция»: ему не грозит постоянный бич снижения жизнен-
ного уровня, снижения реальной заработной платы —
как это происходит в странах капитализма. Над со-
ветским народом не висит, как дамоклов меч, угроза
нищеты и безработицы. Напротив, в стране Советов
каждый трудящийся, получая по своим способностям
за свой труд, имеет все возможности для повышения
своего жизненного уровня.

В больших размерах ведется жилишное строитель-
ство. За три года и девять месяцев послевоенной пяти-
летки государственными предприятиями. учрезкле-
	новий, государетвевноия иредириятиями,  учрежде-
ниями и местными Советами, а также населением
с помощью государства построено и восстановлево
	в городах и рабочих поселках жилищ общей площадью
свыше 61 миллиона квадратных метров. В сельских
местностях за это же время восстановлено и построено
свыше 2-х миллионов жилых домов.

Значительные успехи достигнуты в области наукн,
культуры и искусства.
	едании Московского Совета 6 ноября
	За последнее время содружество науки с производ-
ством, ученых с передовыми рабочими, инженерами,
техниками, агрономами, колхозниками несомненно
усилилось. Подлинная наука, связанная с жизнью,
безжалостно рвет со всеми устаревшими традициями,
не терпит косности, рутины, равнодушия к росткам
нового. Передовая наука в условиях социалистического
общества смело смотрит в будущее. Социалистическое
государство создает самые благоприятные условия ‘для
развития науки. Советская наука открывает беспре-
дельные возможности для испояьзования неисчисли-
мых богатств нашей Родины, верно служит укрепле-
нию ее сил и могущества.
	Советская наука направлена на службу делу мира
и процветания нашей Родины. Если атомная энергия
в руках империалистов являётся источником произвол-
ства смертоносных орудий, средством . запугивания,
орудием ‘шантажа и насилия, то в руках ‘советских
людей она может и должна служить могучим сред-
ством невиданного еше до сих пор технического про-
	‚ гресса, дальнейшего быстрого роста производительных
	сил нашей страны.
	лями СССР свыше 510 тысяч рабочих, колхозников,
ученых, инженерно-технических работников, служа-
щих, врачей, учителей и других работников за достиг-
нутые ими успехи в области промышленности, транс-
порта, сельского хозяйства, науки, культуры и искус-
ства. За это же время 4.800 работников промышлен-
ности и передовиков сельского хозяйства получили
звание Героя Социалистического Труда и 2.540 работ-
ников науки, техники, искусства, литературы  полу-
чили высокое звание лауреата Сталинской премии,
	Под’ем народного хозяйства, расцвет социалистиче-
ской культуры вызывают и будут вызывать новый
прилив творческой энергии, инициативы и H306peta-
тельности среди рабочих, колхозников и интеллиге!-
ции. Наше государство и впредь будет должным обра-
зом отмечать заслуги новаторов в промышленности и
в сельском хозяйстве, заслуги деятелей науки и искус-
ства, вносящих крупный вклад в материальную н
духовную культуру нашей страны, приумножающих ее
славу.

Наши успехи бесспорны. Но товарищ Сталин учит
нас, что нельзя зазнаваться и почивать на лаврах.
Там. где зазнайство, благодушное самоусцокоение и
	‘самолюбование, где отсутствует большевистская тре-
	бовательность и самокритика, там прекращается. даль-
нейшее движение вперед, там неизбежно наступает
застой.
	Людям свойственно преувеличивать. И в нашен
среде есть товарищи, страдающие этим пороком. Эти
люди, если начинают чем-либо восторгаться, то обя-
зательно ‘делают это захлебываясь. Они нё могут пра-
вильно оценивать успехи и в то же время подмечать
недостатки для того, чтобы их устранять. Между тем,
наши успехи, размах нашего движения вперед в огром-
ной мере зависят от того, насколько решительно мы
	ведем борьбу с недостатками в нашей работе. Партия
	учит нас быть непримиримыми в борьбе с недостаг-
ками.

Наша партия учит, что надо честно‘ признавать свои
ошибки для того, чтобы быстрее исправлять их и
впредь не повторять их. Но имеются горе-работники,
которые усвоили только одну часть этого указанкя
партии. Они непрерывно допускают ошибки в своей
работе, мризнают их и затем со спокойной . совестью
делают их вновь. Не пора ли для пользы дела при-
знать, что такие плодовитые на ошибки, незадачливые
руководители являются тормозом для нашего движе-
ния вперед?

Во всяком деле искусство руководства состоит
прежде всего в том, чтобы предвидеть трудности и пре-
пятствия, способные помешать или затормозить раз-
витие, заблаговременно направить усилия на преодо-
ление этих трудностей и препятствий, чтобы тем самым
	не допустить перебоев, устранить опасность застоя,
обеспечить движение вперед.

Партия добилась успехов потому, между прочим,
	что она умело проводила в своей работе метод кри-
тики и самокритики, исправляла допущенные ошибки
и на этом воспитывала кадры.
	Вместе ‘с ростом производительных сил нашей
страны развивается социалистическая по содержанию,
национальная по форме культура народов СССР. Co-
ветский народ любит и ценит. искусство и художест-
венную литературу, правдиво отражающие на основе
метода социалистического реализма богатую, полно-
кровную жизнь нашей страны, напряженный и само-
отверженный труд советских людей — строителей ком-
мунизма. Партия и Правительство проявляют повге-
дневную заботу o6 идейно-художественном росте
искусства. и литературы. В Советском Союзе искус-
ство и литература служат народу, кровно связаны
с ним.

Советский народ ведет большую созидательную ра-
боту. Замечательно при этом то, что на`всех фронтах
нашего великого социалистического строительства, во
всех отраслях народного хозяйства, техники, науки
ведущим началом является передовое, новое, про-
грессивное. В этом сказывается огромное преимуще-
ство нашего строя. Наша обязанность состоит в том,
	‚чтобы и впредь опираться на передовое, всеми силами
	поддерживать его, всемерно приумножать и раснро-
странять прогрессивные начинания и положительные
	примеры нашей работы, вести дело так, чтобы все мы.
	равнялись на достижения новаторов, передовых Lr
ветских людей,

В Советском Союзе честный труд высоко оцени-
вается и охотно поощряется. Иначе и быть не может
в обществе, где производственные отношения осно-
ваны не на принципах эксплоатации и конкуренции, а
на принципах творческого содружества и социалисти-
	ческого соревнования.
	На верном пути к новым победам
		Партия и Советское правительство широко приме-
няют систему награждений и премирования за дости-
жения и успехи в работе во всех областях хозяйства
и культуры. ’

За время после окончания Отечественной войны
с 1945 года по 1949 год награждено орденами и меда-
	  OF
Советский Союз стоит за мир
		Союз заключили между собой Пакт об укреплении
мира. Возможно, что поджигатели войны сорвут это
предложение. Однако Советский Союз будет и
впредь вести борьбу за мир с еще большей энергией.
Советские люди не пожалеют ни сил, ни труда для
того, чтобы всемерно укреплять и расширять ряды
сторонников мира и сорвать преступные планы агрес-
соров. (Продолжительные аплодисменты).

Мы живем в эпоху, когда с каждым днем усиливает-
ся движение народных масс по пути к демократии и
социализму, когда лагерь мира и демократии превра-
тился в могучий фактор всей международной обста-
НОВКИ.
	История не знала такого массового движения, ка-
ким является движение, об’единяемое международным
лагерем сторонников мира. Нет ни одной страны,
где бы это движение не имело своей опорной базы, не
росло как вширь, так и вглубь.

Как известно, в апреле этого года в Париже и
Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников
мира. В нем приняли участие 561 национальная орга-
низация, 12 международных об’единений участников
движения за мир, против угрозы новой войны. Всего
на конгрессе было представлено 600 миллионов орга-
низованных сторонников мира.
	Этот конгресс со всей наглядностью показал, что в
основе международного движения сторонников мира
лежит не пацифистская кдеология, которая обычно
сочетает отрицание войны на словах с полным без-
действием на деле, а твердая решимость активно
бороться против поджигателей войны и сорвать их
коварные планы и замыслы. Конгресс сторонников
мира призвал все народы к активной борьбе за мир.
Этот призыв встретил самый широкий отклик и под-
держку во всех странах. Народы перестали быть пас:
сивными и готовы активно зашишать дело мира. ибо
	слишком живы в их памяти ужасы и жертвы недав-
ней войны.
	Величие и мошь международного движения за мио
состоит в том, что оно об’единяет под своими знаме-
нами сотни миллионов людей умственного и физиче-
ского труда, независимо от их ‘расовой и национальной
принадлежности, от их религиозных и политических
воззрений.

Сила движения за мир состоит также и в том, что
она развивается на прочной и все укрепляющейся ор-
ганизационной основе. Известно, что почти во всех
странах мира созданы национальные об’единения сто-
ронников мира. Многие из них уже провели националь-
ные конгрессы, явившиеся весьма внушительными де

монстрациями воли народных масс сорвать преступные
замыслы поджигателей войны.

Недавно состоялся Всесоюзный конгресс сторонни-
ков мира иу нас, в Советском Союзе. Как и следовало
ожидать, этот конгресс показал, что в нашей стране
борьба за мир является делом не отдельного отряда
советской общественности, а буквально всех до единого
советских людей, что мирная политика Советского
правительства опирается на единодушную волю всего
советского народа. (Продолжительные аплодисменты).

Об’единение сил сторонников мира происходит He
только в национальном, но ив международном масшта-
бе. В этом смысле трудно переоценить значение дея-

me wey Tees me
	К ОР РРР et ae

тельности таких стоящих за мир организаций, как;
Всемирная федерация профсоюзов, об’единяющая 60-
лее 70 миллионов трудящихся; Международная демо-

кратическая федерация женщин; насчитывающая
QO parry rte ew ~
	~ ee EE PMARKRA ERS паъчитывракадал
50 миллионов членов; Всемирная федерация демокра-
	Продолжение на 3-й стр.
	отстаивает дело мира
	Товарищи! Если иметь в виду главное в нашей
внешней политике, то, коротко говоря, это главное вы-
ражается в том, что Советский Союз стоит за мир
и отстаивает лело мира. (Продолжительные аплоди-
	сменты). Советский Союз неотступно проводит поли-
	_тику мира и дружбы народов. Мы не хотим воины и
	сделаем все возможное, чтобы предотвратить ее.
Мирная политика Советского Союза вытекает из
самых коренных, принципиальных основ социалисти-
ческого общественного строя и интересов советского
народа. Уничтожив до конца вековую эксплоатацию
человека человеком внутри нашей страны, мы тем
самым ликвидировали те причины и предпосылки, ко-
торые в капиталистическом мире порождают полити-
ку, направленную на эксплоатацию и порабощение
других. народов. .
Создав невиданный в человеческой истории обра-
зец братского сотрудничества народов различных
рас и наций, мы тем самым навсегда ликвидировали
политику, которая строит благосостояние одного го-
сударства на подавлении других государств. Нам
чужда ‘политика, которая превращает в свой руково-
дяший принцип подавление национального суверени-
	тета других народов.
	Социалистическое государство не нуждается во
внешней экспансии. Ему. не нужны колониальные
захваты. Советская социалистическая система с кор-
нем вырвала причины, порождающие экономические
кризисы, из которых заправилы капиталистического
мира, обычно, ищут выхода на путях военных аван-
тюр.

Империалисты уповают на военные авантюры пото-
му, что боятся мирного соревнования с социализмом.
Но совершенно очевидно, что военные авантюры не
сулят империалистам ничего иного, кроме катастрофы.

Советские люди не боятся мирного соревнования с
капитализмом. Поэтому они выступают против новой
войны, в защиту мира, хотя твердо знают и абсолютно
уверены в своей несокрушимой силе. (Аплодисменты).

Советские люди отдают себе полный отчет в своей
ответственности перед историей. Они доказали это и
тогда, когда, не пожалев своих сил, грудью отстаива-
ли свою Родину и все прогрессивное человечество от
натиска фашистских варваров. Они доказывают это и
‘в послевоенные годы, когда известные последователи
фашистских варваров заносят над миром кровавую
руку новой войны.

Верное своей неизменно мирной политике, Советское
правительство отстаивает на протяжении всего после-
военного периода программу, осуществление которой
послужит серьезному укреплению мира и международ-
ной безопасности. Эта программа включает сотрудни-
чество великих держав, сокращение вооружений и
безусловное запрещение атомного оружия. Эта про-
грамма предусматривает точное выполнение потсдам-
ских решений по германскому вопросу, мирное урегу-
лирование с Японией, расширение торгово-экономиче-
ских связей между странами.

Если эта программа не реализуется, то только пото-
му, что она не устраивает поджигателей войны. Одна-
ко Советское правительство не ослабляет своих уси-
лий в борьбе за укрепление мира. Оно вновь и вновь
предлагает осудить ведущуюся в ряде стран и, прежде
всего, в Соединенных Штатах Америки и Англии, под-
готовку новой войны, безусловно запретить атомное
сружие и установить соответствующий междунарол-
ный контроль.
	Советское правительство недавно предложило, что-
бы пять великих держав — Соединенные Штаты Аме-
рики, Великобритания, Франция, Китай и Советский