ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСВ!
				Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по. делам искусств при Совете Министров СССР
	ОКТЯБРЬСКИЕ ` ПРЕМЬЕРЫ
_В БЕЛОРУССИИ
МИНОК. (Наш корр.). Театры ›Бе-
	Суббота, 12 ноября 1949 года
		Всесоюзная художественная выставка 1949 гола: «Па
	чение ордена Ленина городу Москве в.честь ее 800-летия). Художники:
	К. Максимов, `В. Цыплаков.
® }. $
	редовые люди Москвы в Кремле». (Торжественное вру-
	Б. Ефанов, С. Дудник, Ю. Кугач,

зажные
	залачи
	кинопроката
	MOB, в том числе картин выпуска
		В своем историческом обращения
Е работникам советской  кинемато-
графии товарищ Сталин писал:

«Кино в руках Советской власти
представляет огромную, неоценимую
силу.

Обладая исключительными возмож-
HOCTAMH духовного воздействия на
	массы, кино помогает рабочему клас-
су и его партии воспитывать трудя-
	’щЩихся в духе социализма, организо-
	вывать массы на борьбу за социа-
аизм, подымать их культуру и поли-
тическую босспособноеть».

Чтобы лучше выполнить эту важ-
нейшую задачу советского кино, ма-
ло выпускать высококачественные
кинопроизведения. Надо еще довести
их до широких масс зрителей. Ука-
зания товарища Сталина в решения
ЦЕ ВКП(б) по идеологическим во-
просам являются. боевой программой
действий для всей кинематографии, в
том числе и для работников кинопро-
ката. Их основной задачей являетея
продвижение на экраны страны луч-
ших, высокоидейных произведений,
созданных советекой кинематеграфи-
ей.

Политика советского кинопроката
в корне отлична от «принципов», на
которых основан кинопрокат в стра-
нах капитализма. Винодельцы буржу-
азных государств заботятся лишь 0
наиболее помпезном выпуске очеред-
ных «боевиков», которые после но-
каза на экранах сразу же предаются
забвению, ибо не представляют собой
никакой ценности. Дельцы от кино
впелне довольствуются механическим
заполнением репертуара кинотеатров
новыми, такими же нивчемными
фильмами, которые сотнями «выстре-
ливзют» киностудии. Так проника-
ют на экраны любые фильмы, каким
бы порочным и вредным ни было их
содержание, как бы ни были низки
их художественные качества, —лишь
бы они приносили доход хозяевам ки-
нопредприятий.

Советская политика кинопроката
основана на стремлении удовлетво-
рить все растущие требования широ-
ких масс зрителей, любящих и ценя-
щих кино — самое важное ‘и самое
массовое из искусств. Каждое значи-
тельное произведение советского ки-
но, несущее в народ свет немеркну-
щих идей коммунизма, зовущее к са-
моотверженному труду на благо Ро-
хины. должно: стать хостоянием всех.
	трудящихся, всего советского народа.
	Было бы серьезной ошибкой за-
полнять экраны только текущей но-
вой продукцией киностудий лишь по-
тому, что эти фильмы выпущены в
течение последнего времени. Вее вы-
дающиеся произведения киноискус-
ства, созданные за годы существова-
ния советского кино, должны  рас-
сматриваться как постоянно действу-
ющий фонд кинопроката. Зритель
справедливо требует, чтобы с экранов
не сходили замечательные советские
кинофильмы, рассказывающие в важ-
нейших этапах строительства социа-
листического государства, о его вож-
дях и выдающихся деятелях, о слав-
ной истории наших народов, о жизни
советских людей, их боевых и тру-
довых подвигах. Эти фильмы могут
быть использованы не только для
обычного показа в кинотеатрах, но и
для проведения тематических кино-
фестивалей, для иллюстрирования
лекций и докладов, при проведении
бесед и семинаров, при праздновании
различных знаменательных aT.
Нельзя забывать также, что в каждом
тороде и селе имеется еще значитель-
ное количество зрителей, вовсе не
видевших тот или иной кинофильм
выпуска прошлых лет, есть много
желающих посмотреть такие картины
вторично.

Все это свидетельствует 06 особой
важности продвижения на экраны
тзк называемого «повторного фонда»,
0 необходимости твердо и неуклонно
проводить правильную политику В
области кинорепертуара.
	Для высококачественного кинооб-
служивания населения в нашей стра-
не созданы все необходимые условия.
Количество действующих киноустано-
рок в 1949 году возросло по Союзу
на 41 проц. по сравнению с 1947
годом. Число копий кинофильмов В
текущем году увеличилось по срав-
нению с 1947 голом более чем в
два раза. Разветвленная сеть прокат-
ных контор и отделений располагает
фондом, вполне достаточным для уло-
влетворения нужд киносети. За по-
следние годы значительно увеличены
тиражи копий советских кинофиль-
	Советские артисты
	В странах народной демократии—
Чохословакий.  Шольше, Румынии
	пооволятея дни дружбы е Советеким о
	Союзом.

Советские артисты,  выехавшие’
лля участия в праздничных концер-
тах дней дружбы, веюлу встречают.
восторженный прием. В Чехослова-
Kin с большим уснехом выступает
Тосударетвенный руеский народный
оркестр под руководством Д. Осипо-
ва, зотисты И. Богданов, В. и А. Изо-
товы и до. В Польше продолжаются
гастроли Государственного ансамбля
танца Грузинской ССР пох руковод-
ством И. Сухишвили и Н. Рамишви-
ли. В Румынии дают концерты лау-
реаты конкурса Международного фе-
стиваля демократической молодежи в
Вулапеште — 3. Долуханова, Н. Го-
рюхов, В. Петровская и Московский
		РАБОТНИКИ ИСКУССТВ —
СОВЕТСКОЙ АРМИИ
	‚ С наступлением осенне-зимнего се-
зона работники искусств страны уси-
ливают культурное шефство над Во-
оруженными Силами Союза ССР;

В ряде городов будут работать уни-
верситеты музыкальной культуры. В
Москве такой университет  сущест-
вует при Центральном доме Красной
Армии с 1947 года и привлекает зна-
чительное количество слушателей.
Лекции сопровождаются . концерта-
ми, в которых принимают ‘участие
симфонические оркестры, ансамбли,
солисты — ведущие мастерз, Болыпо-
го театра, филармонии и Всесоюзно-
го комитета радиоинформации.

В нынешнем сезоне такие универ-
ситеты организуются также и в
Танкенте, Свердловске, Кишиневе и
Алма-Ата.
	Каждый театр, цирк, филармония в
этом сезоне дадут в клубах воинских
частей не менее 4—5 выездных шеф-
ских спектаклей, представлений и
концертов. Предусмотрены также те-
матические, — литературно-художест-
венные или музыкальные вечера, лек-
ции и доклады по вопросам искусст-
ва, творческие встречи офицеров и
солдат с мастерами искусств.

Кроме того, все театры будут
практиковать общественные просмот-
ры новых спектаклей для подшефных

воинских частей.
	По примеру Москвы, во всех
союзно-республиканских центрах от-
крываются общегарнизонные шести-
месячные семинары ‘для руководите-
лей кружков художественной само-
деятельности. В них будут обучаться
наиболее талантливые представители
воинских частей. В Москве таким се-
минаром руководят ведущие певцы,
музыканты, композиторы, хореографы,
художники.

Воинские самодеятельные изосту-
дии работают в 13 городах. В этом го-
ду они будут открыты во многих со-
юзных республиках. В конце будуще-
го года намечается Всесоюзная вы-
ставка самодеятельного изобразитель-
ного искусства Советской Армии. Со-
ветские художники и скульпторы
окажут воинским  изокружкам прак-
тическую помощь в подготовке к
этой выставке.
	«ГРИДЦАТЬ ЛЕТ
СОВЕТСКОГО КИНО»
	ТБИЛИСИ. (Паш корр.). Знаме-
нательной дате 30-летия советекого
кино посвящается полнометражный
цветной фильм, который снимает
Центральная студия документальных
фильмов. Режиссеры — лауреаты
Сталинской премии В. Байков и С.
Гуров-—руководят несколькими груп-
пами операторов, производящих
с’емки в Москве, Ленинграде и в ря-
де союзных республик.

Операторы Центральной студии П.
Опрышко и Н. Петросов’ для этого
фильма засняли в Тбилиси музей
тбилисской киностудии, ‘где собраны
материалы по истории грузинского
кино. На пленку запечатлены также
режиссер одного из выдающихся
фильмов первых лет советского ки-
но — «Красные дьяволята» И. Пере:
стиани и игравшая в этой картине
София Жозеффи.

В городе Гори снят рабочий мо-
мент производства фильма «Совет-
ская Грузия» — кинос’емка домика,
где родился И. В. Сталин.

В Сухуми заснята подготовка к
производству нового художественно-
го фильма «Весна в Сакене» по поз
вести писателя Георгия Гулиа. Запе-
чатлен момент встречи режиссера Н.
Санашвили и Г. Гулиа с героями
«Весны в Сакене» — сакенскими кол-
хозниками,

По окончании с’емок в Грузии
операторы направятся в Армению и
Азербайджан.
	НОВЫЙ КИНОТЕАТР
	г. ЖДАНОВ. (Наш корр.). К 32-й
годовщине Великой Октябрьской со-
циалистической революции металлур-
	ги «Азовстали» получили велико-
лепный подарок — в городке завода
открылся кинотеатр ‘на 400 мест.
	Новому кинотеатру ‘присвоено имя
А. А. Жданова.
	ое АЕ t

лоруссии отметили ‘октя ские “Tay
Правильное маневрирование: ‘имею- op р.

экества новыми спактаклаями : Тьесм
	ский ‘драматический. леатр закончил
‘работу ’над` ‘побтановкой ‘пьесы В:
Собко, «За вторым’ фронтом». >.
- Теётр. им. „Ленинского комсомола
`Белоруссии (Брест). - подготовил K

празднику спектакль. «Заговор. обре-
‘ченных», а Полесский театр (Пинск)

С

русекие. ‚ художники
бот ‘посвяшано ..
	щимся фильмофондом . дает органам
	проката и кинофикации возможность  Т
	еще лучше использовать кино, как.
действенное средство  коммунистиче-
ского воспитания широких масс тру-
дящихся нашей Родины. Однако св
ряде республик ‘и областей кропотли-
вую и, вдумчивую работу по. состав=
лению репертуарных планов подменя»
ют механическим распределением,
фильмов. Порой на первое место ета-
вятся хозяйственно-финанеовые HH -}
	тересы, Ваботники кино забывают: 6:
	необходимости в первую очередь 00ес
печить показ фильмов. высокор
идейно-художественного качества
Нередко новые’. . советские i
нофильмы поспешно ` снимаюте:
се экрана. при первых: приз
ках падения посещаемости на диев-
ных киносезнсах. Одной из берьез-
ных ошибок органов проката являет

CH недооценка _ важности регулярного je
	показа советских кинофильмов выпу-
ска прошлых лет. Повторные кино-
фильмы выпускаются без достаточ-
ной подготовки, только для заполне-
ния свободных дней в репертуарном
распиеании до прибытия нового
фильма; они недостаточно реклами-
руются, не везде ведется работа по
организации коллективных поееще-
ний киносеансов.

Эти ошибки свойственны, в ч8-
стности, Эстонской, Челябинекой,
Ставропольской, Красноярской, Одее-
ской, Саратовской и ряду других кон-
тор Главкинопроката. Такой деляче-
ский, «коммерческий» подход к рае-
пределению картин вызвал справед-
ливые нарекания зрителей и печати.
Работники проката и кинофикации
должны уяснить себе, что партия
требует от них не механического
распределения фильмов, а активной
борьбы за использование кино в ком-
мунистическом воспитании  трудя-
щихся. Опыт лучших прокатных кон-
тор свидетельствует о том, что при
правильной организации выпуск по-
вторных советских фильмов способ-
ствует также и выполнению хозяйст-
венно-финансовых планов.

Важнейшим элементом репертуар-
ной политики является продвижение
на экраны картин, дублированных на
языки народов СССР, а также кар-
тин с впечатанными надписями на
этих языках (субтитрирование).  Ко=
личество дублированных и субтитри-
рованных картин с каждым годом
увеличивается. Олнако прокатные
организации плохо используют их,
порой расематривают чуть ли не как
принудительный ассортимент.

Большое значение имеет также си-
стематический показ научно-попу-
лярных и хроникально-документаль-
ных фильмов, знакомящих зрителей с
достижениями советской науки и
техники, с разнообразными бо-
татетвами нашей страны, с замеча-
тельными делами советских людей.
Между тем, в погоне за количеетвом
сеансов работники киносети часто
не показывают таких кинокартин
перед художественным фильмом. Пол-
нометражные картины этих жанров
Также почему-то считаютея фондом
«второго сорта», хотя интерес зрите-
ля к ним очень велик.

значительные упреки следует ад-
ресовать Главному управлению ки-
нопроката Министерства кинемато-
графии СССР. По вине главка допу-
скаются ошибки в распределении
фильмов. В отдельные области и в 0т-
даленные районы страны направля-
ется недостаточное количество копий.
Задержки с высылкой копий новых
фильмов приводят к нарушению на-
меченных репертуарных планов на
местах. Слабо поставлено снабжение

2. 7a
	о м

Pape
			собрание крестьян-западных областей“
	Белоруссии, решающих `об’единить-
ся в колхоз. И. Дмухайло - запечат-
лел исторический момент в жизни
народа — «Встреча освободителей».

Ряд новых произведений написали
к октябрьским праздникам компози-
торы Белоруссии.
	600 ЭКСПОНАТОВ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Закон-
чилась реконструкция первой очереди
выставочного корпуса’ Русского му-
зея.

8 ноября открылся отдел советско-
го искусства. В 16 залах экопониро-
вано 600 произведений живописи,
скульптуры и прикладного искусства.
В их числе — работы живописцев и
скульпторов: вариант картины «До-
прое коммунистов»: Б. Иогансона,
«Гимн Октябрю» А. Герасимова. «В. И.
Ленин провозглашает советскую
власть» В.`Серова, «Таня» и «Бегство
немцев из Новгорода» Кукрыниксов,
«В Кремлевском дворце» Д. Налбан-
дяна, скульптурные работы В. Boro-
любова, В. Ингала, Н. Томского.
	СЕЗОН АРМЯНСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
	ЕРЕВАН. Большим концертом от-
крылся симфонический сезон в CTO-
лице Армении. Программа концерта
была составлена из произведений рус-
ских и запалноевропейских .класси-
ков. Солистами выступили   артисты
Театра оперы и балета * им. Спендиа-
рова Г. Гаспарян (колоратурное соп-
рано) и Е. Окунев (баритон).

Каковы планы филармонии Ha ce-
зон 1949 — 1950 годов? — с таким
вопросом обратился корреспондент
«Созетского искусства» к директору
Армянской филармонии А. Ханджяну.

— В этом году, — сказал А. Ханд-
жян, — мы намечаем широко ознако-
мить трудящихся Армении с новыми
произведениями композиторов  рес-
публики. Симфонический оркестр и
хор филармонии исполнят кантаты
молодых композиторов: А. Арутюня-
на — «Родина» и Э. Мирзояна —
«Сталин» и «Армения», кантату заслу-
женного деятеля искусств А. Степа-
няна—<«Колхозная» и балладу «Ле-
нин» заслуженного деятеля искусств
К. Закаряна. В программу музыкаль-
ных вечеров включены также концерт
для скрипки с оркестром молодого
композитора А. Баблдджаняна, балет-
ная сюита и пьеса для скрипки с ор-
кестром Г. Егиазаряна, позма «Ленин»
А. Арутюняна и Э. Мирзояна.

Мы предполагаем также широко по-
казать камерное творчество  совре-
менных армянских композиторов. Кол-
лективы филармонии будут популяри-
зировать также творчество русских
классиков и произведения композито-
ров братских республик.

Новые программы покажут в этом
сезоне ансамбль армянской народной
песни и пляски, ансамбль народ-
ных инструментов и гусанский ан-
самбль им. Саяг-Нова.

По примеру прошлых лет филармо-
ния организует цикл  концертов-
лекций для школьников. В програм-
	Смотр музыкальной культуры Азербайджана
	Сюита из балета «Семь красавиц»
К. Караева написана мастерски и
будет пользоватьея большим успехом.

Симфония «Родина» С. Алескерова
мне не понравилась. В ней не ощу-
щается авторской индивидуальноети.
	Следует 06060 отметить творче-
скую удачу Ф. Амирова, написавше-
го две прелюдии для фортепиано и
задушевный романе для виолончели.
Из произведений камерной музыки
заслуживают внимания также роман-
сы Ё. Караева и Ш. Ахундовой, со-
натина для скрипки Д. Джангирова.

Приятно отметить, что среди авто-
ров наиболее талантливых  произве-
‘дений, созданных после  поетановлз-
ния ЦЕ\ВАП(б) об опере «Великая
дружба», так много молодых компо-
зиторов.. Вее они хорошо владеют op-
«вестровой техникой. Подготовка кад-
ров композиторов в Баку находится,
как это показал емотр. на. высоком
	В Баку состоялся смотр творчества
композиторов Азербайджана. В бесе-
де с вашим корреспондентом приеут-
ствовавший на смотре Д. Шоетакович
поделился своими впечатлениями об
этом выдающемся событии в музы-
кальной жизни Азербайджанской
CCP.

— Смотр оставил очень радостное
впечатление,—говорит Д. Шосзтако-
вич.—Было прослушано много: несом-
ненно удачных,  запоминающихея
произвелений.

Мне хочетея прежде всего oTMe-
тить фортепианный концерт в сопро-
вождении оркестра народных инстру-
ментов Ф.’ Амирова и А. Бабаева.
Несмотря на некоторые недостатки
первой части, это произведение мож-
но назвать одним из самых  значи-
тельных явлений в музыкальной
жизни Азербайджана. Самая мысль
использовать народные. инструменты
для фортепианного концерта являет-
вя чрезвычайно интересной и откры-
вает новые, очень заманчивые ‚ пер-
епективы перед. композинарами. -

Отличное впечатление оставил
оркестр народных инструментов, к)-
торым руководит Сеид  Рустамов.
Композиторы должны побольше пи-
сать для этого оркестра.

Оживленную дискуссию вызвала
оратория Д. Гаджиева. Все сошлись
на том, что ее третья часть-—«Колы-
бельная»—превосходна. Но первая,
вторая и четвертая части из-за их
конструктивной рыхлости и  изоби-
лия длиннот не удовлетворили. слу-
шателей. Трудно судить в целом 96
этом произведении, так ’‘как оно еше
He закончено. Может быть; пятая
часть восполнит отмеченные недо-
статки. Хочется думать, что если
звтор еще поработает над ораторией,
ему, несомненно, ‘удастся создать
значительное, яркое произведение.

В симфонии «Памяти 26 бакин-
ских комиссаров» М. Ахмедова мне
особенно ‘понравились вторая и
третья части. В сожалению, музыка
симфонии мало  проникновенна, В
	«ГАЛЬКА» НА СЦЕНЕ
УЗБЕКСКОГО ТЕАТРА
	ТАШКЕНТ. «Наш корр.). Узбек-
ский театр оперы и балета им. Навои
пополняет свой репертуар лучшими
произведениями оперной классики.

С большим успехом здесь прошла
премьера оперы польского композито-
ра С. Монюшко «Галька» (дирижер
Г. Дониях, постановщик народный
артист УзССР Э. Юнгвальд-Хильке-
вич, балетмейстер П. Иоркин, ху-
дожник В. Рыфтин).

В спектакле занята талантливая
молодежь.
	ней. отсутетвует: та - эпическая пове-
ствовательность, которая, . несомнен-
но; обогатила‘бы этот . музыкальный
памятник славным ^ героям . азербай-
джанскотго народа.

Композитор С. Гаджибеков, › созла-
вая сюиту. из ‘балета’ «Гюльшен»,
	как мне кажется, злоупотребил пыш-
	ными оркестровыми  звучаниями.
Кроме того, в сюите: просто слишком
много . громкой музыки.

Трио. А; Бабаева обратило на себя
внимание ele Ha смотре молодых
композиторов в Москве. В отличном
исполнении. М. Бреннера: .(фортетия-
но), Мамед-Заде . (скрипка) и И. Ту-
рича (виолончель) это . талантливое
произведение . нашло. единодущную
высокую оценку слушателей. Трио
обладает богатым мелодическим со-
держанием и звучит оптимистичееки.

«Концертино» А. Абасова. для ‚ор-
кестра. с сольными: инструментами-=
свежее, яркое, талантливое произве-
ление. Автор. очевидно, из CKDOMHA-
	ети, не назвал его концертом. дтлич-! уровне. Азербайджанеким композитз-
	рам надо теперь особое внимание уде-
лить созданию оперной музыки, так
как ни оперу «Горе от ума», ни «Нн-
зами», с которыми нас познакомили,
нельзя признать удачным решением
проблемы создания советской оперы.
	—щ Оценивая произведения, пред-
ставленные на смотре, я не делаю
никакой скидки лля молодой музы-
кальной культуры Азербайджана.
Она находится уже на таком уровнз,
который позволяет восхищаться ула-
чами и серьезно критиковать Hex’)
статки. Композиторы Азербайджана
стоят на верном пути. Они плодо-
творно развивают лучшие традиции
своей национальной и русской му-
зыкальной культуры. Это служит
ярким свидетельством общего под’ема
национальной по форме и социали-
стичеекой по содержанию культуры
азербайджанского нареда.

БАКУ. (Спец. корр. «Советского
искусства»).
	«БОРИС ГОДУНОВ»

А ЛАТВИЙСКОЙ СЦЕНЕ
	РИГА. (Наш корр.). В Латвии осу-
ществлена постановка оперы «Борис
Годунов» М. Мусоргского. Появление
этой оперы на сцене Государственно-
го театра оперы и балета Латвий-
ской ССР — огромное событие в
культурной жизни республики.

Поставил ‘оперу С. Малявин, ре-
жиссеры — Н. Васильев, В. Волкова
	и К. Лиепа. Дирижер М. Жуков, ху-
дожник А. Лапинь.
	ная оркестровка, богатство содержа-
ния, экономное использование  кра-
сок обеспечат этому произведению
прочное место в нашем репертуаре.

Симфонический мугам «Pact»
Ниязи остался в моей памяти, казак
одно из самых значительных произ-
ведений, исполнявшихся в дни смо-
тра. 9% — вдохновенное сочинение,
построенное на народных мелодиях.
Народная музыка у Ниязи зазвучала
в симфоническом оркестре с захвз-
тывающей силой.

Молодой композитор Д. Джангирэв
порадовал ‘чудесной ‘симфонической
поэмой «По ту. сторону Аракса». С
большой убедительностью раскрыта
автором тема’ произведения-—страда-
ния и борьба народа Южного Asep-
байджана, изнывающего под игом
иранских правителей. Сильное вп?-
чатление производят _ мелодическое
богатство поэмы, ее › контрасты, ее
заключительный гимн.
	КИНОФЕСТИВАЛЬ,
ПОСВЯЩЕННЫЙ
СТРАНАМ НАРОДНОЙ
ДЕМОКРАТИИ,
	ИННИЦА. (Наш корр.). Кинофе-
стиваль; ‘посвященный `странам`народ-
ной демократии, провел ^ кинотеатр
«Ротина»..
	В дни фестиваля были : показаны.
	фильмы: «Освобожленная . Чехосло-
вакия», «Польша», «Новая Албания»,
«Демократическая Венгрия» и др.
Перед ‘сеансами проводились лекции
и беседы о достижениях стран народ-
ной демократии.
	рекламными материалами. Перебои в  ме — произведения русских и армян-
материально-техничееком снабжении  СКих классиков и советских компози-
			ROHTOD вынуждают прокатные орга-
низации выпускать иногда картины
в неудовлетворительном техническом
		политическое просвещение художественной интеллигенции
	рому надо итти, к Которому Надо
стремиться».

` Под знаком возросшей политиче-
ской активности начали новый’ год
в сети партийного просвещения pa-
ботники ленинтралекой сцены.
	Учеба, идейная закалка помогают
им более требовательно относиться К
себе, к своему труду. В свою оче-
редь, ‘высокая требовательность К
творчеству, к труду актера подоказы-
вает и новые формы политического
просвещения. Когда коллектив Театра
имени А. С. Пушкина работал над
‘спектаклем «Заговор обреченных»,
актеры-испотнители решили глубже
изучить жизнь стран народной демо-
кратии. Партийная организация живо
откликнулась на это решение. В те-
атр пригласили опытных ° лекторов,
‘которые, по эвидетельству самих ак-
теров, помогли им полнее раскрыть
многие стороны пьесы.

Сейчас коллектив тезтра работает
	над постановкой пьесы Ве. Бишнев-
ского _ «Незабываемый — 1919-й».
Для работников театра прочитан
доклад «Роль товарища И. В. Сталина
в обороне Петрограда в 1919. го-
ду».. Партийный комитет op-
ганизует для участиатков спектакля
	(а это почти вся труппа) ряд квал“-
фицированных лекций, экскурсий в
филиал Музея В. И. Ленина, про-
смотры кинофильмов («Мы из Ёрон-
штадта» и др.), встречи с бывшимя
фронтовиками, подавлявшими контр-
революционный мятеж.
	Было бы, однако, неправильна,
показав положительные — стороны,
умолчать о существенных недостат-
ках.

Так, в первые же дни учебы кое-
Tle из-за организационных неувязок
сорвались занятия отдельных круж-
ков. Например, в Большой драмати-
ческий театр почему-то не явился
пропагандист, и занятие кружка от-
ложено «до другого раза». :

Это— серьезный сигнал, ‘из коте-
рого надо извлечь самые  решитель-

ные выводы.

В некоторых театрах (особенно в
Кировском) чрезмерно увлеклись
кружками и ослабили внимание К
такой важнейшей форме марксисг-
ско-ленинского просвещения, как
самостоятельная работа над  перво-
источниками. Попрежнему очень 0©т-
ро стоит вопрое о контроле за полити-
ческой учебой. Не секрет, например,
что. отдельные слунатели универси-
тета маркеизма-ленинизма. манкируют
занятиями. Так, артисты Малого
оперного ‘театра Н. Бутягин и С. Каз-
банов уже второй год «видят» Ha
первом курсе. Режиссер этого же те-
лтра 3. Закусова испугалась сдачи
зачетов и... оставила учебу.
	Эти факты тем более недопустимы,
что партийные организации города
создали все условия для плодотвор-
HOH политической учебы художест-
Ренной интеллигенции.
	РОВ.
	‚ ПИСЬМО
ИЗ ЛЕНИНГРАДА
актеры И. Челива, Е Ольховский,
М. Довенман и др.) ‚ вамостоятельно
изучают  марксистско -‘ленинскую
эстетику.

И тут, как и в Тватре ‘имени А. С.
Пушкина, нет недостатка в собствен-
ных пропагандистских кадрах; ах
выдвинул ‘из ‘своей среды партийный
коллектив.

Большую и плодотворную деятель-
ность ведет филиал -универеитега
маркеизма-ленинизма“ Городского ко-
митета партии, открытый: ‘при “Доме
искусетв` имени К. С. Станиславеко-
го. Здесь обучается около 600 чело-
век.

Университет пользуется отромной
пепулярноетью среди  художествен-
ной интеллигенции Ленинграда. Зна-
ния, полученные в ‘университете,
мастера искубетв претворяют в своей
творческой: деятельности. Вот, натри-
мер, что писала по ‘окончании уни-
верситета заслуженная артистка рес-
публики член партии (0. Азяпеварова:
«Мы овладели: оеновами маркенетеко-
	Ленинской теории, Tt это НАУЧИлО
Hac, художников, но-новому видеть,
понимать и работать. Труд актера
	не может быть беспочвенным— эстег-
	ским, формалистическим. Постигнув
марксистско-ленинекую науку, МЫ
	Пожалуй, еще никогда работники
искусств Ленинграда так организо-
ванно и серьезно не начинали новый
учебный год в сети партийного прэ-
свещения, как нынче. Вместе с ком-
мунистами за учебу взялись широ-
кие слои беспартийных актеров—м2-
лодежь и представители старшего по-
коления. Для каждого из них полити-
ческая учеба стала той жизненно
важной потребностью, без удовлетво-
рения которой немыслим дальнейший
профессиональный роет, а значит, и
плодотворная работа над созданием
новых художественных образов.

Однако не только эта особенность
характеризует наступивший учеб-
ный год в сети партийного проеве-
щения. Весьма отраден и тот факт.
что нынче к руководству семинарами
и кружками в ленинградских  теат-
рах впервые пришел значительный
отряд пропагандистов, которые вы-
двинулись из самой актерской среды
и получили политическую закалку
в университете маркеизма-ленинизма.

В свете этих новых явлений небез-
интересно остановиться на работе
партийной организации Академиче-
екого театра драмы имени А.С. Пуш-
кина. Здесь вовлечены в учебу Bee
творческие силы, начиная с таких.
ведущих мастеров сцены, как
Н. Черкасов, В. Меркурьев, А. Му-
зиль, Е. Карякива, Г. Мичурин.
Н. Вальяно, и кончая молодежью, не-
хавно вступившей в труппу. .

Перед партийным бюро театра
стояла сложная залача-—всестеронне
	учесть запросы художественной ин-
теллигенции и с максимальной гиб-
костью использовать разнообразные
формы партийной пропаганды. Как
показали первые дни учебы, эта за-
дача решена правильно. В результате
тщательной подготовки партийная
организация не только создала креп-
кую сеть кружков, но и оказывает
существенную помощь тем; кто само-
стоятельно изучает историю и тео-
рию большевизма.

Особое внимание было уделено
коммунистам, которые — закончили
университет марксизма-ленинизма и
пожелали продолжать свое политиче-
ское образование. Для этой группы
выделен специальный консультант.
Под его руководетвом. коммунисты
приступили к самостоятельной рабо-
те над углубленным изучением клас-
сического труда товарища И. В.
Сталина «Вопросы ленинизма».

Как никогда прежде, успешно p?-
шена и проблема пропагандистских
кадров. Их дал сам партийный кол-
лектив. Так, например, заслуженная
артистка. Е. Карякина ведет‘ кру-
жок. в котором творческие работники

театра’ изучают по первоисточникамЬ
поелеоктябрьеский период истории.
	партий.
Так же. организованно проходят
занятия в Академическом Малом
	оперном театре. И здесь отмечаетея
большая тяга творческих работ-
ников . к  марксистско-ленинскому
просвещению. Многие - работники ть-
	зтра (тлавный дирижер 9. Грикуров, твердо знаем направление, по кото-
	Без правильной и четкой реперту-
арной политики во всех звеньях
проката и кинофикации, без выео-
кой требовательности к каждому из
людей, работающих на этом ответет-
венном участке, невозможно удовлет-
ворить растущие запросы зрителей,
шире использовать советское кино в
строительстве коммунистического
общества. Дело чести всех работни-
ков, занятых продвижением кино-
фильмов, — обеспечить высококачест-
венное кинообслуживание населения
городов и сел нашей великой воциа-
листической Родины.
	за ‚ рубежом
	хореотрафический ансамбль «Берез-
	Ка».
	Восторженно принимаются выету-
пления советских артистов Н. Емель-
яновой, Ю. Ситковецкого, К. Григо-
pau, ЛД. Мержановой и Н. Лихачева в
городах Северной Кореи.

После полуторамесячного пребыва-
ния в Китае в Москву возвратилась
группа советских артистов в соста-
ве Г. Бариновой, Н. Дудинекой,
H. Казанцевой, К. Сергеева, И.. Шме-
лева, Т. Кравченко, Н. Вальтер и
танцовальная группа Краснознамен-
ного знеамбля Советской Армии. AD-
тисты с большим успехом выступа-
ли в Пекине, Харбине, Мукдене,
Нанкине, Шанхае, и других городах
страны. На концертах присутетвова-
л0 около 350 тысяч зрителей.