COBETCKOE HCKYCCTBO
	——-щ—-4---
	Всемирный день
молодежи
	10 ноября в Центральном доме ра-
ботников искусств состоялся вечер,
посвященный Всемирному дню моло-
дежи.

На вечере выступили представители
советской молодежи и молодые ра-
ботники искусств стран народной де-
мократии — Болгарии, Румынии,
Польши, Венгрии, Кореи. В своих ре-
чах они выражали глубокую  благо-
дарность советскому правительству
и вождю народов товарищу Сталину
	Быставка советского плаката
	Плакат художника Б. Иванова.
			Выставка советского плаката —
филиал Всесоюзной художественной
выставки 1949 года — показывает
достижения плакатного искусства за
последний год. Здесь представлены
не только произведения плакатистов-
москвичей. Свои работы демонстриру-
ют и художники Украины, Белорус-
сии, Азербайджана, Туркменистана,
Эстонии, Латвии и других братских
республик. Общий высокий идейный
и художественный уровень выставки
достоин той большой славы, которую
завоевал советский плакат — самый
массовый вид нашего изобразитель-
ного искусства.
	Тема центрального зала -—— борьба
коммунистической партии и сплочен-
ного вокруг нее советского народа за
прочный мир, за мирный труд на
благо всего человечества. Плакатисты
создали в этом году ряд значитель-
ных произведений, посвященных 0б-
разу великого Сталина, вождя, учи-
теля и друга советского народа. Чув-
ство безграничной любви советских
людей к своему вождю отлично вы-
ражено в плакате
«Любимый  Сталин-—©частье народ-
ное». В монументальном плакате
И. Тоидзе «Под знаменем Ленина, под
водительством Сталина вперех к, побе-
‚де коммунизма!» ярко отражена воля
советекото народа к новым подвигам
на поприще мирного созидательного
труда.

Характерный образ рабочего-боль-
шевика, героя октябрьских боев
1917 года, очень удался А. Кокоре-
кину—автору плаката «Свергли мо-
гучей рукою гнет вековой навсегда».
Простотой и силой энергичного ри-
сунка отличается плакат J. Голова-
нова, изображающий советского рабо-
чего напгих дней — строителя ком-
мунизма («Наш путь — путь ком-
мунизма»).

Большая серия плакатов посвяще-
на борьбе с засухой. Она начинается
выразительным плакатом В. Говсрко-
ва «И засуху победим!», изображаю-
щим великого вождя народов перед
планом ° преобразования природы.
Плакатисты, проникнутые = этой
великой идеей, нашли новые инте-
ресные формы ее отображения. Пла-
кат Б. Мухина «Сталинский план
преобразования природы претворим в
жизнв» в яркой. наглядной форме
	мысль о бессилии человека. Буржуаз-   мократии — Болгарии,
	ная кинематография провозглашает
конец человека. Советское искусство
борется за ‘человека. утверждает его
	I Вань

коммунистическое мировоззрение, 619   .„. послеповательную политику мира.
	Делегации молодежи стран народ-
ной демократии продемонстрировали
на вечере свое искусство.

Молодежный эстрадный ансамбль
под руководством В. Драгунского по-
казал представление «Миллион един-
ственных друзей». : :
	Массовая
музыкально - просветительная
работа
	Для дальнейшего улучшения дея-
‘тельности концертных организаций,
` ведущих массовую музыкально-про-
светительную работу, Комитет по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР наметил ряд мероприятий. В
‘составе. Московской государственной
филармонии создается методический
центр для оказания помощи  перифе-
рийным концертным организациям в
проведении лекций-концертов. Moc-
	KOBCKOH, Ленинградской и Украин-
	ской филармониями разрабатываются
типовые циклы лекций-концертов и
концертных программ по русской, за-
падноевропейской ‘классической  му-
зыке, советской музыке и ‹ музыке
братских национальных республик.

Главному управлению учебных за-
ведений поручено организовать в
1950 г. при Лекинградской консерва-
тории краткосрочные курсы повыше-
ния квалификации лекторов м. ч-
кальных лекториев. Студенты-музы-
коведы будут систематически на-
правляться в филармонии для про-
хождения производственной  практа-
ки. Комитет *° обязал консерватории
оказывать всемерное содействие фи-
лармоническим музыкальным  лекто-
риям в подготовке лекций о музыке,
птироко привлекая к этой работе педа-
гогов-музыковедов.

Государственное музыкальное изда-
тельство выпустит в 1949—1950 pr.
массовыми тиражами словарь музы-
кальных терминов, серию популярных
монографий о композиторах-классиках
и ведущих советских композиторах,
десять лекций о русской класси-
ческой и советской музыке.
	Красоту, расцвет его личности и твор-
ческих сил.

Задача наших художников — до-
стичь тагой глубины проникновения
в сущность повседневной деятельно-
сти человека, чтобы зритель нагляд-
но понял роль каждой, хотя бы самой
незаметной, работы, хотя бы самой
маленькой судьбы человеческой в
судьбе народной, в судьбе Родины.

«Рабочие и крестьяне, без шума и
треска строящие заводы и фабрики,
шахты и железные дороги, колхозы
и совхозы, создающие все блага жиз-
ни, кормящие и одевающие весь мир,
— вот кто настоящие герои и твор-
цы новой жизни», — говорит об этих
людях товарищ Сталин. 0 них в пер-
вую очередь должны рассказывать
в своих произведениях мастера  с0-
ветского киноискусства.

=

Советское искусство является на-
циональным по форме и социалисти-
ческим по содержанию. Огромным до-
стижением советского кино следует
признать создание и расцвет киноие-
кусства тех’ народов, у которых оно
раньше не существовало. Творчество
художников всех советских республик
свободно развивается в единой много-
национальной советской культуре. В
этом — источник взаимного обогаще-
ния национальных культур совет-
ских народов. ‘

Братские национальные республи-
ки Советской страны выдвинули
много талантливых режиссеров и
актеров, создавших крупнейшие про-
извеления киноискусства.

Только буржуазные эстеты, оеле-
пленные групповыми — интересами,
могли в евоих антипатриотических
целях  шрютаскивать реакционную
космополитическую «идею» мирового
искусства, лишенного национальных
черт и реального исторического содер-
жания. Все работники советекого ис-
кусства знают замечательные слова
товарища Жданова о том, что интер-
национализм рождается там, где рас-
цветает национальное искусство. (0-
ветская кинематография неуклонно
Идет по этому единственно правиль-
ному пути.

+

Ленин и Сталия ориентировали на-
ших художников, наше искусство на
большое художественное мастерство.
Без мастерства нет художника. Что-
бы по-настоящему выполчить свою
задачу, художник должен заботиться
о совершенной художественной фор-
ме, без которой в искусстве не может
быть выражено идейное содержание.
„ Советское киноискусство стремит-
ся к простым, доходчивым и вместе с
тем монументальным художественным
формам. Оно решительно отвергает
стандарты камерной кинодрамы, увы-
пляющей комедии, построенной Ha
нелепой случайности, фальшивые ис-
торические фильмы © частной жизни
великих людей, принижающие их до
уровня обывателей. Рассказывая 0
больших событиях народной жизни,
советское кино, естественно, тяготе-
ет к широкой эпической форме. Язык
натиего кино понятен самым  широ-
ким маесам и вместе с тем должен
соответствовать самым высоким
эстетическим требованиям.

Совет Министров СССР в постанов-
	Тлавным источником творческого
свогобразия и воздействующей силы
советской кинематографии являются
великие идеи партии енина —
Сталина, новая жизнь свободного’ ео-
ветского народа, строящего ROMMY-
низм. Своими успехами кино обязано
повседневному направляющему руко-
водетву большевистской партии, ©03-
давшей езмые благоприятные условия
для творческой а работни-
ROB RIO.
	Предельно точное и глубокое опре-
деление своеобразия советского иёкус-
ства и литературы дано товарипеем
Оталиным, охарактеризовавшим Me-
тод нашего искусства, как метод ео-
циалиетического реализма.
	Основоположник советской литера-
туры А. М. Горький в статье «0 со-
циалистическом, реализме» и других
работах, товарищ А. А. Жданов в
своих выступлениях указали тицич-
ные черты социалистическом  реа-
misma.

Метод социалистического реализма
не есть нечто абстрактное, прихуман-
ное, продиктованное извне искусет-
ву. Он воплощен в лучших произве-
дениях советского искусства и лите-
ратуры.
	В те же время социалистический
реализм несть нечто догматическое,
это не застывшая, раз навеегда yera-
новленная сумма признаков. Понятие
социалиетического реализма исходит
из определенных принципов — pea-
лизма и партийности искусства, но в
то же время этот метод сам развивает-
ся и обогащается, поскольку постоян-
но развивается и обогащается наша
WAH.
	Опыт кино показал, что крупные
художники часто опгибалиеь лишь по-
тому, что их предетавление 0 жиз-
ни не соответствовало ее настоящему,
реальному содержанию. И партия,
товарищ Сталин всегда направляли
художников на. путь изучения жиз-
ни, умения резлистически, правдиво
изображать ее.
	Общие черты советского искусства
— непримиримое критическое обли-
чение индивидузлизма, изображение
сложного процесса перехода людей в
новой, высшей форме общественного
сознания, увековечение героики с90-
ветекого народа, уверенно строящего
свое великое будущее. Традиции клас-
сическото критического реализма 060-
тащаются коммунистической идейно-
стью, романтикой созидания нового
общества.

Было бы величайшей опгибкой счи-
тать, что зародившееся в революцион-
ные годы советское киноискусство
основывалось на опыте и приемах,
выработанных буржуазной кинемато-
трафией. От первой советской карти-
ны до наших дней мы шли и идем
совершенно самостоятельным путем,
не имеющим ничего общего с путями
киномастеров капиталистического За-
пада. С течением времени это расхож-
дение все увеличивалось. Советское
кино стало самым передовым, про-
грессивным в мире, а американское—
орудием реакции, поджигателей
войны.

В отличие от стандартной или
псевдопрогрессивной, а позже откры-
то резкционной продукции Голливу-
Да советское кино основывается на
принципах реалистической правды,
коммуниетической идейности,  худо-
жественного мастерства. Все эти чер-
ты советского искусства не отделимы
друг от друга.

Для нас неприемлем взгляд на ки-
ноискусетво, как на имманентно раз-
вивающуюся форму, изолирующую его
от жизни. Утверждение приоритета
правды, действительности и передо-
вой мысли над умозрительными суб’-
ективистскими конструкциями и сей-
час является рубежом, отделяющим
налну эстетику от эстетики буржуаз-
но-лекадентекой.

Реакционно-идеалистическая сущ-
ность метода формалистов, эстететву-
ющих  антипатриотов-космополитов
проявляется в их стремлении искать
корни своеобразия того или иного про-
извеления не в жизни, а в преслову-
той «специфике» данного искусства,
в стремлении выводить явления куль-
туры едно из другого по идеалистиче-
ской теории имманентного развития,
из анализа формальных приемов, сю-
жетов, «вечных образов» и т. д.

Выход нашего кино на широкий
Путь больнютго реалистического ма-
етерства произошел не веледствие
применения различных новых систем
монтажа, как это утверждают форма-
листы, а благодаря воздействию пере-
довых идей эпохи, новых советских
общественных отношений, благодаря
приобщению киноискусетва в вели-
ким традициям русского реалистиче-
екого искусства, литературы, театра,
отчасти и живописи. Кино не есть
только искусство воплощения, как ду-
мают и сейчае некоторые «теорети-
хи». На самом деле, с начала своего
существования советское кино свя-
зано < передовой русской литерату-
рой и искусством. .

Нельзя понимать социалистический
реализм в киноискуестве только как
стремление к точности изображения
действительности. Социалистический
резлизм требует от художника про-
никновения в идейно-философекую,
политическую сущность явлений, си-
лы чуветва, творческого размаха, яс-
ной перспективы. Правдивость и пар-
тийность в хуложественном творче-
стве не противостоят друг другу. Те-
перь, когда стремления и мечтания
литератора и художника не находятся
в противоречии с действительностью,
оказалось возможным соединение
реалистического м романтического
элементов в едином искусстве соци-
алистического реализма.

Реалистическое отражение  дейст-
вительности не является механиче-
еким копированием ее по определен-
ным шаблонам. Произведение искус-
ства ‘немыслимо без ярко выражен-.
ной творческой индивидуальности ху-
дожника.

Ленин еще на заре русского соци-
алистического движения говорил: на-
до мечтать. Революционную творче-

В. ЩЕРБИНА
oO
	скую мечту Ленин противопоставля-
ет консерватизму и политической бес-
врылости. Революционная мечта
опрокидывает мещанекую  ограни-
ченность, ведет вперед.

Жизнь людей, о которой рассказы-
вают советские художники, полна ве-
ликоленной романтики. Это не та ро-
мантика, за которой человек скры-
вает неприглядность своего сущеет-
вования на земле. Это не иллюзии ге-
роини американского фильма, как
правило, случайно поймавшей жени-
ха-миллионера. Это романтика самой
жизни, советской действительности,
души простого человека — патриота
своей великой социалистической Ро-
ДИНЫ.

Мы утвержлаем новое, свойствен-
ное нашему искусству определение
художественности. Советское искус-
ство — прежде BeerO искусство
больших идей и огромных творческих
масштабов. Оно умеет отделять важ-
ное и нужное для Bapoya oT Bcero
мелкого, временного и случайного.

Советское кино — искусство нова-
торское. Новым словом в киноискус-
стве были фильмы «Броненосец «По-
темкин», «Мать», «Чапаев», «енин
в Октябре», «Ленин в 1918 году» и
многие другие. Киноэпопея «Клятва»,
серия картин о Великой Отечествен-
ной войне и полководческом TeHHY
товариша Сталина, несомненно, ука-
жут пути художественной прозе, по-
эзии и живописи, которые еще не до-
стигли такой высоты обобщения в
изображении Великой Отечественной
войны. Подобного рода произведений
нет у буржуазного искусства, и при-
оритет целостного художественного
воссоздания великих событий по пра-
ву принадлежит советской кинемато-
графии.

рафии к

Советская кинематография вопло-
тает высокие идеи Ленина и
Сталина 0 партийности искусства,
идеи, развившие и обогатившие мно-
товековые искания передовой русской
и мировой эстетики. Поскольку пере-
довая партийная мысль, марксистеко-
ленинская теория соответствуют по-
ступательному движению истории,
поступательному движению развития
общества, то подлинный реализм и
возможен только в сочетании с пере-
довой идейностью. Только их единет-
во приводит к правильному художе-
ственному познанию и раскрытию
действительности.
	Работник Кино не может Учить
жизни миллионы зрителей, если 08
сам не любит страстно жизнь, не раз-
деляет благородной‘ жизненной цели,
стоящей перед народом.

Авторы второй серии фильма
«Болышая жизнь», справедливо осу-
жденной Центральным Комитетом
партии, грубо исказили советскую
действительность потому, что не уви-
дели нового в жизни, не увидели
культурного роста рабочих и кресть-
ян, роста техники, не заметили но-
вой интеллигенции, выдвигаемой ра-
бочим классом. Они обратили свой
взор в прошлое. Товарищ Сталин го-
верит, что смотреть в прошлое, за-
стрять на прошлом-— значит  поте-
рять чувство нового.
	Исторические постановления ЦВ
ВЕП(6) по вопросам литературы и ис-
кусства дали киноискусству боевую
творческую программу, наметили пер-
спективу его дальнейшего развития,

Указания партии- определили ре-
шительный поворот советской кине-
матографии к основным явлениям и
вопросам политической жизни, стали
источником нового под’ема.

Мы знаем, что в той грандиозной
борьбе сил прогресса и реакции, ко-
торая происходит сейчас в мире, роль
искусства огромна. Мы знаем, что
место советского искусства, советской
кинематографии без преувеличения
может быть названо фронтом, боевой
позицией, и наши картины — это
снаряды, которые помогают взрывать
старый мир угнетения, эксплоатации
и насилия.

Разоблачение мракобесия и утвер-
ждение средствами искусства передо-
вых идей, преимуществ нашего со-
циалистического строя, как самого
прогрессивного и демократического в
мире, — вот в чем сейчас главная за-
дача искусства.

Работники советского кино стре-
мятся к тому, чтобы зрители в их ка] -
тинах видели образы, достойные под-
ражания, учащие правде, прекраено-
му, патриотической преданности Ро-
дине, мужеству и творчеству. Для нас
нетерпим пошлый персонаж, трус, ан-
тиобщественная личность. Возвеличи-
вая лучшее в человеке, наше искус-
ство беспощадно бичует пережитки
капитализма в сознании людей, ин-
дивидуализм, леность, трусость.

Лучшие герои советского искусет-
ва последовательны и настойчивы В
достижении своих целей, тверды в
преодолении препятствий, без колеба-
ний, до конца преданы идее комму-
низма. Слово у них не расходится с
делом, намерения—с осуществлени-
ем, мечта—е практической деятель-

“ностью. Их интересы слиты се инте-

реезми народа. Эта духовная собран-
ность и есть то, что называется
цельностью характера.

Вее лучшие образы советского ки-
ноискуества рождены стремлением
художников воплотить в живых 0б-
разах новую жизнь и идеалы комму-
низма. Таковы основные терои «Мо-
лодой гвардии», «Повести о наетоя-
шем человеке», «Сельской учитель-
ницы», таковы историко-революцион-
ные И биографические фильмы. Они
являются выражением высокой мора-
ли советекого народа.

Главный герой нашего кино яв-
ляется носителем лучших качеств со-
ветского человека, устремленного к
высотам подвига. Основная тема за-
рубежной буржуазной кинематогра-
фии — падение человека. В ней оп-
равхываются нРизбежноесть зла, 6e3-
надежность борьбы с ним, проводится
		которых находит все новых и новых Зал, где демонстрируютея эти илака-
	последователей и продолжателей.
«Каждый час социалистического

труда — новый шаг к коммунизму!»

— этот плакат В. Корецкого пока-
	зывает, как высоко оценивает наш
народ историческое значение труда.
	рядовых, скромных советских рабо-
чих. Металлурги, шахтеры, лесорубы,
текетильщики, строители все они с
любовью изображаются нашими пла-
катистами (П. Голубь, Б. Зеленский,
Б. Сурьянинов, Т. Еремина).

№ сожалению, на выетавке  пл-
нсстью не показана созданная худож-
	никами в 1949 году большая серия
плакатов, посвященных плану разви-
тия общественного животноводства,
так как многие из них еще не вы-
шли из печати. Ряд плакатов пока-
зывает достижения передовиков сель-
ского хозяйства, овладевших агротех-
нической наукой. Среди них надо от-
метить работы М. Соловьева, Б. Бе-
резовского, Н. Белопольского, И. Гро-
мицкого, В. Задорожного, М. Майюко-
ва, А. Гаджиева. Хорошим народным
юмором проникнуты листовки укра-
инских художников В. Литвиненко,
В. Головенко. 0. Козюзъенко.
	Олин из залов выставки посвящен
расцвету культуры советского наро-
да. В центре зала — плакат Виктора
Иванова; на нем изображен Максим
Горький, с ненавистью и гневом ра-
зоблачающий «дух» современной бур-
жуазной «культуры» — дух космо-
политизма, расизма, клеветы, лжи,
тнусных поклепов на самую передо-
вую в мире культуру Страны соци-
ализма. ° т

Достойным ответом на ложь и кле-
вету буржуазных космополитов зву-
чат плакаты В. Корецкого «Любите
Родину!», Н. Ватолиной «Мы любим
свой язык и свою Родину!», плакаты
Б. Мухина, посвященные великим
русским ученым и композиторам,
плакаты В. Иванова, В. Климашина,
С. Шкоп, А. Королева, показываю-
щие советскую молодежь в ее учебе
и культурном отдыхе.

0собое место занимают плакаты,
выпущенные к 150-летию co дня
	рождения А. С. Пушкина. Среди них
выделяется получившая высокую
оценку советского зрителя работа Б.
Зеленского, создавшего вдохновенный
образ великого поэта и патриота. Хо-
рошим традициям русского народного
лубка следуют художники П. Аля-
кринский («У лукоморья дуб зеле-
ный»), И. и В. Мозалевекие («Сказ-
ка о золотом петушке»), В. Ливанова
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
	Мужественный облик советского
воина —— любимого сына  социали-
стической Родины — прекрасно вы-
разили москвич М. Соловьев, бело-
русс С. Романов, украинец Г. Бахму-
тов, молодые художники Студии им.
Грекова В. Правдин, Д. Пяткин и А.
Калебякин.

Впервые на выставке предетавле-
ны лучшие образцы киноплаката.
	ты, — наглядное доказательство глу-
бокой идейности и высокого мастер-
ства, которые отличают советского
художника, в какой бы области ис-
кусства он ни работал. Винореклама,
служащая в  капиталистических
странах орудием наживы дельцов,
бьющая на низкие инстинкты 0бы-
вателя, не брезгающая никакими
средствами, чтобы заманить посети-
теля на низкосортный,  безидейный
фильм, стала в нашей стране оруди-
ем коммунистического воспитания
масс. Художники в киноплакатах
стремятся в полноценных художест-
венных образах выразить идейный
смысл кинокартины. Я. Руклевекий,
Н. Хомов, Б. Зеленский, М. Хазанов-
ский, В. Царев, С. Дацкевич, В. Во-
нонов, Л. Фрайман и другие создали
волнующие плакаты к лучшим совет-
ским фильмам.

Год назад Центральный — №-
митет ВКП(б) принял постановление
«0 недостатках и мерах улучшения
издания политических плакатов», Это
решение явилось для советских пла-
катистов боевой программой дейст-
BHA.

Выставка советского плаката под-
водит итоги тому, как ответили на
решение ЦЕ партии художники. Вы-
ставка показывает, что слеланы пер-
вые шаги в раслиирению тематики
плакатов, к полному отражению Har
шей советской действительности,
что, в соответствии с указанием ЦК,
в центре внимания.  плакатистов
стало создание образа советского че-
ловека. Это должно обеспечить даль-
нейший под’ем идейного и художест-
венного уровня советского плакатно-
го искусства. Несомненны также, хо-
тя еще и недостаточны, успехи пла-
катного искусетва в союзных респуб-
ликах.

Еще не устранены в полной
мере недостатки в издании плакатов,
отмеченные в постановлении ЦВ
ВКП(б). Bee eme недостаточно вы-
пускается плакатов. показывающих
борьбу Советского Союза за прочный
мир и безопасность народов и сати-
рических плакатов на международ-
ные темы. В ряде плакатов, особен-
но издающихся в союзных республи-
ках, еще примитивно и шаблонно
изображается жизнь и труд советских
людей. Недостаточно высок также их
художественный уровень (риеу-
HOR, цвет). Если значительно
выросли количественно и качествен-
но плакаты на темы  социалиетиче-
ского сельского хозяйства и совет-
ской культуры, то еще мало пропа-
гандируются передовые достижения
нашей промышленчости.

Выставка показала, что советский
плакат находится на под’еме.

Дело чести художников-плакати-
стов закрепить и расширить достиг-
нутые за последние годы успехи.
	Е. ПОВОЛОЦКАЯ.
Н. КУХАРКОВ.
	‹ советских композиторах,   жизнь» в яркой, наглядной форме

кций о русской класси-
оветской музыке.

четный знак
Ермоловой
время, когда страна празд-

-летие славной сценической

сти Марии Николаевны Ер-
зеликая русская актриса по-
дар от товарищей почетный
` знак Малого театра —
лиру, усеянную бриллиан-

празднования 60-летнего

народной артистки СССР”

показывает карту юго-востока евро-

пейской части СССР после осуществ-
ления плана лесных полезащитных
насаждений. В. Иванов изобразил
встречу товарища Сталина с колхоз-
никами, осуществившими частицу
великого плана. Плану преобразова-
ния природы посвящены также пла-
каты Н. Жукова, Н. Соколова, В. Ли-
вановой.

Плакат М. Черемных. elisa мира—
два плана» — острый плакат на
международную тему. Любовно пока-
зывает художник гуманистическук
созидательную силу простого совет:
	деятельности Марии Николаевны Ep-
моловой, великая русская актриса по-
лучила в дар от товарищей почетный
нагрудный знак Малого театра —
золотую лиру, усеянную бриллиан-
тами.

В день празднования 60-летнего
юбилея народной артистки CCCP
В. А. Мичуриной-Самойловой лира
была преподнесена ей от имени труп-
пы Малого’ театра.

Сейчас ‘‹лира привезена из Ленин-
града в Москву и, в связи с 125-ле-
‘THEM со! дия основания’ Малого теат»
ра, в торжественной обстановке, B
присутствии, всей труппы и делега-
ций, прибывших в Москву на празд-
нества, была вручена наследниками
Мичуриной-Самойловой старейшей
русской актрисе, народной артистке
СССР Александре Александровне Яб-
TOUKH HOU.
	Новые музыкальные
	произведения

«Сказаниф о счастье» — название
новой музыкально-драматической эпо-
	пеи для’ оркестра, хора, солистов и
чтеца, ° нацисанной композиторами
В. Власовым и В. Фере на слова поэ+
	Плакат М. Черемных «Два мира—
два плана» — острый плакат на
зывает художник гуманистическую
созидательную силу простого совет-
ского человека, насаждающего жизнь
в сухой степи, и противопоставляет
ему козни международного империа-
лизма, поджигателей новой войны.
«Кухня. войны» империализма, при-
‘крытая болтовней о мире, - остроумно
разоблачается в плакатах Б. Ефимова
и Н. Долгорукова. Отметим, что не-
ряшливый рисунок во многом сни-
жает действенность хорошо задуман-
ного плаката Н. Долгорукова «Кровь
ий доллары». Грозным предостереже-
нием для поджигателей войны звучат
плакат В. Говоркова «Не балуй!» и
плакат В; Иванова, зовущий матерей
всего мира бороться за мир. «Мир
победит войну»— такова тема острых
плакатов В. Брискина, Б. Ефимова,
Н. Долгорукова и украинского ху-
ложника В. Залорожного.
	Следующий Зал выставки продол-
жает тему мирного строительетва `со-
ветской индустрии и сельского хозяй-
ства. 0 расцвете нашей промышлен-
ности рассказывают плакаты В. Ко-
рецкого и В. Иванова, удостоенные
Сталинской премии за 1948 год. «По-
бедили в бою, победим в труде!» —
говорят новаторы, творческий почин
	лении «О плане прочзводства худо-  та В. Винникова. Произведение по-
		жественных, документальных и ВИДо- священо борьбе киргизского
	Над циклом хоровых произведечиз
о Москве (на текст А. Твардовского),
Ленинграде (на текст Н. Тихонова),
Севастополе, Сталинграде и Одессе
(на слова А. Сальникова) работает
композитор. Д. Васильев-Буглай.
	вых кинофильмов на 1945 год» по-  против царизма и баев.
	требовал репгительного повышения
идейно-художественных качеств вы-
пускаемых кинокартин.

Весь опыт советского киноиекусет-
ва наглядно показал, что не большое
количество посредетвенных фильмов,
а только выеокоидейные и выеоко-
художественные произведения мотут
удовлетворить запросы  советекого
зрителя. Одно идейно полноценное
высокохудожественное произведение
более нужно народу, нежели деся-
ток убогих и стандартных. Борьба
за качество фильмов стала ныне ©с-
новной задачей киноискусства.

Для создания полноценных сцена-
риев используются все возможности,
в том числе и экранизация лучших
литературных произведений. Это
вполне закономерно и плодотворно. Но
не следует забывать, что, полноцен-
ная кинодраматургия может вырасти
только на создании оригинальных
произведений для кино. Наиболь-
ших идейно-эететических высот до-
стигли те произведения  советекого
кино, которые ставились по сценари-
ям, представлявшим оригинальную,
самостоятельную гфазработку наиб-
лее важных тем современности. Ё чи-
слу таких сценариев относятся
«Ветречный», «Трилогия о Макеи-
ме», «Великий гражданин», «Мы из
Кронштадта», «Депутат Балтики»,
«Учитель», «Член правительства»,
«Трактористы», «Клятва» и др.
			` дискуссия   [ РОГРАММНОСТЬ-— ОСНОВНОЙ ТВОРЧЕСКИЙ СТИМУЛ

Состоявшиеся недавно в Прибал-  М. Янсон, эстонец А. Лемба и др. В
‘ве смотр творчества композито-   TRonyecrow петтений веех этих Tew
	творческом решении всех этих тем
есть бесспорные удачи, но многим из
перечисленных произведений свойст-
венны и крупные недостатки.
Шестая симфония Яниса Иванова
— ясное по языку, глубоко прочув-
ствованное, волнующее произведе-
ние. Но действенность идейного за-
хыела симфонии снижается в резуль-
	тате того, что л. Иванов чрезмерное.
	внимание уделил образам старой,
ушедшей в прошлое Латгалии, этой
своеобразной по природным и исто-
рически сложившимся жизненным
условиям части Латвии, и не сумел
достаточно ярко и убедительно  ото-
бразить в своей музыке новую, радо-
стную жизнь трудового народа со-
ветской Латгалии. В результате не
вполне еще преодоленной суб’ектив-
ности мышления композитора про-
траммный замысел 6-й симфонии
оказывается не полностью раскры-
тым, 0б’ективное содержание ее те-
мы 0белненным. В настоящее время
	я. Иванов, учтя справедливую кЕри-.
	тику 6-й симфонии на смотре, пере-
рабатывает ее.

Адольф Скулте, напиезвший  or-
личную музыку в кинофильму
«Райние», выступил е оркестровай
сюитой, сделанной на ее основе.
Однако автор не учел того, что жанр
сюиты имеет свои  музыкально-
драматургические особенности, и
носколько механически об’единил от-
‘дельные номера из музыки к кино-
фильму. В результате его сюита ока-
залась лишенной внутреннего един-
ства и превратилась в ряд эпизодов,
‚расположенных в соответствии с фа-
булой фильма. Эпизоды эти отлича-
ются простотой и благородством му-
зыкального языка. образностью в 06-
	рисовве вартин природы, жанровых о
	ецен, но, будучи оторванными от
фильма, они не дают яркого образа
Яна Райниеа. А ведь именно созда-
ние самостоятельного музыкального
	образа великого народного поэта-
революционера, образа, НОлНоСТЬЮ
спответетвующего представлению со-.
ветекого народа о Райниее, должно
	было лечь в основу творческого за-  их
	тиве смотры творчества ROMMOSHTO~
ров  продемонстрировали общий
под’ем советской музыки после исто-
рического постановления ЦК ВАП(б)
«0б опере «Великая дружба» В. Му-
радели» и дали интересный материал
для суждений в состоянии нашей
программной музыки, о перспекти-
вах и трудностях, стоящих на пути
ее развития.
	Композиторы сейчас стремятся к
воплощению в своем творчестве жиз-
ненно актуальных  советеких тем.
Правильно; понимая программность,
как действенное средство приближе-
ния музыки к народу, как важней-
ший показатель реалистичности му-
зыкального мышления, большинство
композигоров Латвии, Эстонии, Лит-
вы за послёднее время уделяют много
внимания программным  произведе-
ниям. Увертюры-поэмы И. Витоль,
симфоническая поэма Я. Медынь
«Латышская Земля», сюита «Moa
родина» А. Калнынь — прекрасные
образцы программной музыки.

Программность начинает прони-
кать и в сферу так называемой «чи-
стой» симфонии и сонаты. Так, 4-я
симфония , старейшего композитора
Эстонии Артура Канна рисует образы
советской молодежи. Та же тема во-
плошается в фортепианной сонате
латвийского композитора Валентина
Уткина. Программный замысел
лежит в основе скрипичыой сонаты
литовского композитора И. Rapocaca.
Янис Иванов в своей 6-й симфонии
задалея целью отобразить победу но-
вой советской жизни в его родной
Латгалии. Оркестровая сюита Адольфа
Скулте раскрывает образ великого
латышекого поэта-революционера
Райниса. Жизнь столицы советской
республики Эстонии представлена в
фортепианной сюите Эугена Каппа
«Вартинки Таллина». Светлые радо-
	стные чувства советского народа но-.
	пытались передать в своих увертюрал
латвийские композиторы В. Уткин,
	Продолжение дискуссии. См. «Со-
ветское искусство» № 26, 34 и 40.
	мыела композитора. Неудача Скулте   елушателями. М®кду тем. программа
	должна служить композитору 0©н05-
ным творческим стимулом.  Содер-
жащиеся в ней образы подскажут
убедительные интонационно-мелоди-
ческие обороты, драматическое раз-
витие сюжета определит последова-
тельность и характер изложения му-
зыкальных мыслей, а следователь-
но. и форму произведения.
Музыкознание еще очень мало
сделало для всестороннего раскрытия
характерных черт и закономерностей
программной музыки. В учебниках и
пособиях для студентов, в иселедо-
вательских трудах обычно е боль-
шей или меньшей тщательностью
констатируетея сходство отдельных
элементов программных сочинений с
привычными схемами традиционных
	музыкальных форм без изучения их
смыслового содержания. Между тем,
всякие попытки втиснуть опреде-
ленную программу в любые заранее
заготовленные рецепты-сехемы твор-
чески бесплодны.

Вспомним. как своеобразно и в
отношении языка и в отношении фор-
мы  истолковали образы Ромо и
Джульетты Чайковский и Берлиоз.
Вепомним, как различны образы
Манфреда в трактовке Чайковского и
Шумана, дантовские образы, создан-
ные Чайковеким и Листом, образы
короля Лира в трактовке Балакиое-
ва и Берлиоза. Bee эти примеры, RO-
торые легко можно продолжить,
лишний раз подтверждают, что дело
заключается в той глубине  творче-
ской убежденности, в том вдохновен-
ном, самозабвенном увлечении вые-
коидейным сюжетом, которое всегда
отличало великих композиторов.

Неотложная задача всех советских
композиторов-—творчески — использо-
вать опыт своих великих предшест-
венников и во всеоружии высокой
идейности и мастерства создавать
яркие, внечатляющие программные
музыкальные произведения, от0брЗ-
жающие нашу прекрасную совет
скую действительность.

Н. ГРЮНФЕЛЬД,.
заслуженный деятель искусств
	Латвийской ССР.
	в этом произведении коренится в не-
	достаточно глубоком понимании про-
траммности музыки. в подмене ее
	иллюстративностью, внешней изо-
бразительностью.

Во многом яркая, жизнеутверж-
дающая «Праздничная увертюра»
	Валентина Уткина страдает некото-
рой расплывчатостью образов, кото-
рые имеют отвлеченный «вневре-
менный» характер.

Автору здесь слишком мешает ис-
пользование традиционных ‘приемов
развития так называемого «чистого
симфонизма». Догматически следуя
сонатной схеме, В. Уткин, якобы для
создания «конфликтности материа-
ла», смешивает великоленную,
упругую, волевую, кзк нельзя лучше
отвечающую программному замыюлу
начальную тему увертюры с темати-
ческими образованиями,  соответ-
ствующими совершенно другим эмо-
циям — сомнению. созерцанию, ко-
торые никак не вяжутся е кругом
праздничных образов. Ряд эпизодов
увертюры своим неуместным «психо-
логизированием» уводит в сторону
от основной идеи, мешает подлинно-
му раскрытию нрограммы — отобра-
жению общей атмосферы под’ема и
ликования советского народа.

Все эти примеры ясно показы-
вают, как много еще неразрешенных
творческих задач в области создания
реалистической полноценной  про-
граммной музыки стоит перед ком-
позитерами Прибалтики.

Ло сих пор многие  компознтлитт
	ogee ee EY  ROMTOSHTODPEL, —
‘обращаясь к программной музыке. не
	исходят из требований народности,
реализма, конкретной образности, а
обнаруживают догматическую при-
верженность к испытанным. тради-
ционным приемам организации зву-
ROBOrO материала, следуя инерции
непреодоленного еще у некоторых
	_музыкантов- суб’ективистекого пони-
	  мания творческого процесса. Для
Этих композиторов программа яв-
ляется некиим второстеценным,
	всномогательным фактором, назначе-
ние которого—облегчить восприятие
их сочинений  неподготовленными
	Утверждение неразрывной связи
передового искусства, с народом з8-
кономерно вытекает из природы на-
шего искусства. Народ не только име-
ет право на искусство, но и является
его создателем.

Нодчеркивая познавательное и
идейно-воспитательное значение ис-
куества, Ленин 06060 выделяет его
непосредственно эстетическое воздей-
ствие, его роль в пробуждении и раз-
витии художников из народа. Истори-
ческие слова Ленина о том, что искус-
ство принадлежит народу, являются
программным требованием нашего ис-
кусетва и литературы.

Пока творчество питается богатет-
вом жизни народа, до тех пор его воз-
можности беспредельны. И если ху-
дожниЕ перестает улавливать идеи,
мысли и чувства народа, теряет связь
с действительностью, — его работы
лишаются идейной целеустремленно-
CTH, силы воздействия, высокого про-
фессионального мастеретва.

Советское киноискусство сильно
своей связью с народом. В этом —
прочный залог его дальнейших побед.