ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

За BbICOKYIO
	Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
		уббота,
	1949 гола
		26 ноября
	500.000 УЧАСТНИКОВ
	Олимпиада художественной
самодеятельности Украины
	18 тысяч драматических кружков,
22 тысячи хоровых и музыкальных
коллективов насчитывается на Укра-
ине. Полмиллиона чтецов, вокали-
стов, танцоров, музыкантов участво-
вали в районных и областных смотрах
художественной самодеятельности.
Более 2 тысяч из них удостоились
права выступить на республиканской
олимпиаде. Она открылась в торжест-
венной обстановке. Зрительный зал
Театра им. Ивана Франко был пере-
полнен.

Семь дней на сцене лучших укра-
инеких театров происходит’ творче-
ское соревнование хоровых, .инстру-
ментальных и танцовальных коллек:
	` тивов, а также чтепов и вокалисгов
	всех областей Украины, ; Киевского
военного округа. Олимлиада выли-
лась в большой праздник ` самодея-
тельного искусства украинского на-
рода, смотр народных дарований Ук-
раины.

Первыми показали свое ‘искусство
коллективы шахтеров и металлургов
Донбасса. Ансамбль песни Дворца
культуры имени Сталина шахты «Чер-
вона зирка» исполнил песню Ф. Ко-
зицкого «Про батька народного, про
Сталина родного».

Молодостью, свежестью и непод-
дельным весельем было отмечено вы-
ступление танцовального коллектива
азотно-тукового и машиностроитель-
ного заводов Горловки.

Красочное зрелище представляло
выступление талантливого ансамбля
гуцульской песни и танца Львовского
областного Дома народного творчест-
ва «Черногора». Он показал фольк-
лорную вокально-драматическую ком-
позицию «Сталинским путем», посвя-
щенную 10-летию воссоединения ук-
раинского народа в едином советском
Украинском государстве.

Большим успехом пользуются кКол-
лективы Тернопольской области. Хор
комсомольцев села Добровляны Зале-
щицкого района исполнил  литератур-
во-музыкальный монтаж «Десять лет
воссоединения Украины».

Колхозные звенья высоких урожаев
выступают как лучшие хоровые кол.
лективы. Руководят такими коллэк-
гивами большей частью сами звенье-
вые. Хор прославленного звена Героя
Социалистического Труда Марии Ру-
бан (Сумская область) исполнил ряд
украинских песен, тепло принятых
слушателями. Успех выпал и на до-
лю хора звена Марии Проценко (Чер-
ниговская область), хора звена Героя
Социалистического Труда Октябрины
Волковой (Одесская область) и др.

С обширной программой выступили
воины Советской Армии — участники
самодеятельности частей Киевского
военного округа.
	Всеукраинская олимпиада закончит-
ся сегодня большим. концертом.

КИЕВ.
	(Корр. «Советского искусства»).
	ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

В ХАБАРОВСКЕ
	ХАБАРОВСК. Краевой театр дра-
мы открыл свой четвертый сезон.

Репертуар нынешнего года инте-
ресен и разнообразен. В ближайшие
дни зритель увидит пьесу В. Собко
«За вторым фронтом». Еще до конца
года будут показаны пьесы: М. Горь-
кого «Последние», А. Сурова «Зеле-
ная улица», комедия Г. Мдивани «Кто
виноват» и другие.

В портфеле театра есть пьеса си-
бирского драматурга П: Маляревско-
го «Канун грозы», созданная по мате-
риалам о МЛенском расстреле. Те-
атр работает с Е. Бырдиным над
пьесой «Поход Хабарова». В 1950 го-
ду намечены к постановке комедия
.А. Островского «Лес». пьеса Б. Лав-
	ренева «Голос Америки», комедия
Л. Шейнина «Роковое наследство» и
ряд других пьес. («Тихоокеанская
звезда»).

°

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МУЖСКОЙ ХОР
ЭСТОНИИ
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). Президиум
Эстонской ССР наградил за высокое
художественное мастерство почетной
грамотой Государственный мужской
хор.

Пять лет существует этот круп-
нейнгий в Эстонии музыкальный кол-
лектив, руководимый проф. Густавом
Эрнесаксом.

В репертуаре хора насчитывается
двести песен, в том числе произведе-
ния русской, эстонской и западной
классики, современных советских
композиторов, песни народов СССР.

За пять лет коллектив дал около
600 концертов, которые прослушало
свыше 450 тысяч человек. Более 150
шефских концертов проведены в ра-
бочих клубах, колхозах.

Хор неоднократно бывал в гостях
в братских союзных республиках.

Пятилетний юбилей хора тепло’ от-
метила общественность республики.
В концертном зале «Эстония» состо-
ялся большой юбилейный концерт.
	>
ПРЕМЬЕРА
«ЧУДЕСНОГО КРАЯ»
	СТАВРОПОЛЬ. (Наш корр.). Став-
ропольскому краевому театру музы-
кальной комедии передано здание
театра в Пятигорске. В ноябре был
закончен капитальный ремонт здания.
Нарядный вид принял зрительный
зал, переоборудованы сцена, все слу.
жебные помещения.

В новом здании коллектив театра
показал на-днях премьеру — «Чудес-
ный край» (музыка А. Рябова, текст
Л. Юхвида).

Зритель увидел яркий, жизнерадо-
стный спектакль о сегодняшнем дне
колхозной деревни.

Спектакль «Чудесный край» (ре-
жиссер-постановщик М. Нильский)
тепло принят не только городским
	зрителем, но и колхозниками бли-
жайших станиц — частыми гостями
театра.
		ократии
		ПОЛИТИЧЕСКАЯ . УЧЕБА
МАСТЕРОВ ИСКУССТВ
	` ТБИЛИСИ. Партийные  организа-
‘ции столицы Грузии проводят боль-
`шую работу по повышению  идейно-
‘теоретического уровня работников ис-
‚ кусств. 240 человек ‘учатся в ‘филиале
` вечернего университета  марксизма-
ленинизма при Тбилисском городском
комитете партии. Среди слушателей—
народные артисты СССР. Акакий
Хорава и Акакий Васадзе, народный
артист Грузинской ССР Дмитрий
Мжавия, заслуженный деятель ис-
кусств Грузинской ССР художник
  Шалва Мамаладзе и другие.
	Разветвленная сеть кружков и по-
литшкол создана в театрах, в Акаде.
мии художеств. в музыкальных учеб-
ных заведениях. Слущатели кружка по
изучению истории ВКП(б), организо-
ванного в Драматическом театре име-
ни Руставели, регулярно бывают на
экскурриях в Тбилисском филиале
Центрального музея, В..М. Ленина, в
Авлабарской полполЬНОй большевист-
	ской типографии, посещают” истори-
	ческие места города, связанные с
жизнью и революционной ‘деятельно-
стью товарища И. В. Сталина.

В Театре оперы и балета имени
Захария Палиашвили в двух кружках
Mo изучению истории ВКП(б) занима-
ются 45 коммунистов и беспартийных.
Свыше 50 человек овладевают марк-
систско-ленинской теорией самостоя-
тельно.
		Так се каждым годом расцветает! Конглие, Готральлове, злыне и других.
		культура румынского народа, полу-
чившая после установления в стра-
не демократического режима неви-
данные возможности для своего
творческого развития.

БУХАРЕСТ, (Наш корр.).
	городах. выступления  орьветра и
солистэв  повеемеетно Проходят С
громадным уснехом.. Особенно вос
горженно принимаются  слушателя-
ми русские народные песени и про-
извеления русских композиторов.
		удоественная выставиа
	В AHH празднования 32-й готов-
	щнны Беликого Октября в Москве от-
крылась Веесоюзная художественная
выставка 1949 года.— творческий
отчет живописцев, скульпторов и
графиков перед партией, правитель-
ством, советеким народом.

За короткий срок выставку посе-
тнли десятки тысяч  стахановцев.
промышленных предприятий, кол-
хозников, солдат и офицеров Совет-
ской Армии, представителей wan:
интеллигенции. Тот большой инте-
рее, который проявляют трудящиеся.
етолицы к прелетавленным на вы-
ставке произведениям, как  нельдя

лучше иллюстрирует слова Г. М.
Маленкова, сказанные им в докладе,
Ha торжественном заседании, посвя-
щенном 32-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции:

«Советский народ любит и пенит
искусство и художественную лите-
ратуру, правдиво отражающие на 0с-
нове метода социалистического рез-
лизма богатую, полнокровную жизнь
нашей страны, напряженный и са-
моотверженный труд советских лю-
дей — строителей коммунизма».

Традиционный емотр достижений.
советского изобразительного  искус-
ства наглядно демонстрирует благэ-
творное влияние, которое оказали на.
творчество художников исторические
решения ЦЕ ВЕП(б) по идеологич?-
ским вопросам. Мудрые указания пар-
тии помогли деятелям изоискусства
еще крепче связать свое творчество.
с социалиетической  действительно-
стью. научили их еще более влум-

стью от тлетворного влияния бдуржу-
азной культуры.

‚На выставке нельзя встретить от-
кровенно формалистических  произ-
ведений, но в некоторых работах яв-
ственно ощущаются импрессиониети-
ческие влияния. Они выражаютея в
увлечении так называемой «живо-
пиеностью» в ущерб смыслу и содер-
жанию темы.

В ряде экспонатов выставки про-
являются тенденции натурализма,
который по своей илеологической сущ-
ности. так же как импрессионизм,
враждебен нашему советскому искус-
ству. Реализм в них подменен раб-
ским поверхностным копированием
действительности, а идейный смысл
изображаемых событий остаетея не-
раскрытым.

Полное преодоление влияний фор-
мализуа, натурализма и импрессио-
низиз немыелимо без борьбы за твор-
ческую завершенность произведений.
№ сожалению, незаконченность—не-
достаток. присущий многим экепона-
там выетавки.
	Одной из главных причин этого яв-
ляется атмосфера спешки, в которой
проходила подготовка к выставке.
Художники и скультторы, стремясь
попасть на выставку. зачастую пред-
ставляли незавершенные работы. зна-
чительная доля вины ложится на Вы-
ставочный комитет, который при
приеме работ был не всегда достаточ-
но требовательным.

Незаконченноеть об’ясняетея не
только снешкой, она в некоторых
случаях явилась результатом невзы-
скательного отношения художников к
гвоему творчеству. недооценки ими
	тех возроесших требований, которые
	сейчас пред’являет в изобразительно-
	му искусству наш народ. пекоторым
художникам добиться подлинной за-
конченноети своих произведений ме-
шает слабое профеесиональное мастер-
ство, что свидетельствует о недостат-
ках хужественного образования.
	Многие художники не всегда ясно
предетавляют себе понятие закон-
ченности произведений  советекого
изобразительного искусства. Ha
выставке есть картины, где тшатель-
но и с болышим мастерством выписа-
ны детали. хорошо передано внешнее
схолетво людей и материальноеть
предметов, но, тем не менее, закончен-
ными эти работы назвать нельзя. В
них нет главного — глубокото и зна-
чительного идейного замысла, ярко-
го показа нашей жизни в ее движе-
нии к коммунизму. Наряду с этим на
выставке встречаются произведения,
в которых художники стремилиеь пе-
редать величие и красоту нашей
жизни, но не сумели партийно остро
раскрыть задуманную тему и вопло-
тить свой замысел е полной резлиети-
ческой убедительноетью.

В залах Третьяковской галлереи и
Московского товарищества художни-
ков, где размещена выставка, пред-
ставлены произведения мастеров ки-
ети и резца ряда союзных республик.
Впервые демонстрируют свое творче-
ство на Всесоюзной выставке хулож-
ники ряла областей и краев Роесий-
ской Федерации.

Олнако серьезную тревогу BEISEI-
вает отсутствие на выставке работ
художников Туркмении и Таджики-
стана. Слабо представлено на выетав-
ке изобразительное искусство Казах-
стана, Узбекиетана. Киргизии, Каре-
ло-Финской ССР и Литвы. Это говорит
о недостаточном внимании,  уделяе-
мом Комитетом по делам иекусств при
Совете Министров CCCP и Оргкоми-
тетом Союза  советеких художников
СССР развитию изоискусства в брат-
ских союзных республиках.

Е серьезным недостаткам выетав-
ки слелует отнести малое количество
значительных работ, посвященных
событиям Великой Отечественной вой-
ны. Па сути дела только одна карти-
на, «На Курекой дуге», по-наетояше-
му передает пафос героической борь-
бы советского народа с немецко-фа-
птистекими захватчиками. Слабо прел-
ставлен на выставке и пейзажный
жанр. Хуложники еше мало работают
над тем, чтобы показать облик нашей
Релины, преобрзженный руками co-
ветского народа.

Всесоюзная художественная вы-
ставка является значительным эт8-
пом в развитии нашего изобразитель-
ного искусства. Она наглялно пока-
зала, что советские художники, вооду-
шевленные идеями Ленина— Сталина,
руководствуясь историческими реше-
ниями ЦЕ ВКП(б) по идеологическим
вопросам и принципами сопиалисти-
ческого реализма, создают произведе-
ния, отражающие мыели, чувства И
	героические полвиги советского Hay
	и 461606180 В Музыве
		В ЧЕСТЬ ВСЕНАРОДНОГО ПРАЗДНИКА
	ности — cO всей внимательностью
отнестись к этим произведениям,
тать верную, справедливую партий-
ную оценку их идейным и художест-
венным _ достоинствам.

`В. дни. пленума будут прослушаны
и несколько новых опер. Советский
слушатель надеется, что в них зазву-
чат, наконец, полным голосом пре-
красные напевные мелодии, раскры-
вающие образы героев наших дней—
замечательных советеких людей, стро-
ителей коммунизма. Он ждет, что это
будут оперы высокоидейные и CO-
вершенные по мастерству, оперы,
творчески развивающие великие
традиции Глинки и’ Чайковекого,
Мусоргекого и Даргомыжекого, Рим-
ского-Кореакова и Бородина.
	Создание. полноценной советской
оперы — дело огромной важноети ий
болышой трудности. Оно требует 0б-
щих усилий и композиторов, и AB-
бреттиетов, и дирижеров, и певпов, и
режиссеров, и музыкальных KDHTH-
ков. Опера—самый развитой и елож-
ный. но вместе е тем и самый дей-
ственный, самый пгирокий по охвз-
ту слушателей вид музыкаль-
ного искусства. Именно в опер-
ном жанре достигли русские класси-
КИ величайцих творческих успехав.
Так велики были сила обобщения и
реалистическая жизненноеть создан-
ных ими образов, что герои «Ивана
Сусанина» и «Руслана и Людмилы»,
«Бориса Годунова» и «Евгения Оне-
гина» близки и дороги всем говет-
ским слушателям. Для того, чтобы
приобрести такое всенародное при-
знание, оперное произведение дэл-
жно быть глубоким по идее, высо-
ким по мастерству, подлинно народ-
ным по музыкальному языку, реали-
стически-жизненным в  обрисовке
характеров.

На прошлогоднем пленуме автора-
ми значительного количества вкаю-
ченных в программы произведений
являлись молодые композиторы. Сей-
чае их роль в строительстве совет-
ской музыкальной культуры еще 63-
лее возросла. Авторы многих произ-
ведений, выносящихся на суд музы-
кальной общественности, еще не с9-
шли co студенческой скамьи. Нет
буквально ни одного концерта. при-
уроченного к пленуму, в пропрамме
которого не стояло бы несколько фз-
милий представителей композитор-
ской молодежи. Такой массовый при-
ток свежих молодых сил в нашу ком-
позиторекую среду весьма отрадек.
Он наглядно свидетельствует о том.
как неисчерпаемо богата талантами
наша страна, как необозримы пер-
сепективы развития советекой музы-
R&IbHOH KYABTYDHI.
	Огромную роль-в работе пленума
призваны сыграть ‘музыковеды. От 16-
го} насколько активно будут они уча-
ствовать в этом ‘ответственном CMOT-
ре советской музыки, в значительной
мере завиеят конкретные результаты
работы пленума. Именно музыковеды
должны «тать застрельщиками творче-
ской дискусеии по исполненным про-
изведениям, показать образцы смелой,
нелицеприятной, идейно целеуетрем-
ленной большевистекой критики. В
своей оценке работы  композиторз
они должны неизменно руководство-
ваться тем, как и с каких илейно-
творческих позиций отображает он
действительность, отвечает ли CO2-
данное им  произведение запросам Ha-
шего народа, насколько мастерски
удалось воплотить ему свои замыс-
Th.
	Около двух лет прошло со дня опу-
бликования исторического. поетанов-
ления ЦК ВЕЛ(б) «0б опере «Вели-
кая дружба» В. Мурадели».

Однако ло последнего времени во
многих произведениях советских ком-
позиторов имели еше место серьез-
ные недостатки. Эти недостатки —
неумение дать хуложественно убеди-
тельное воплощение образа положи-
тельного героя наших дней, тяготе-
ние части композиторов преимуще-
ственно к узко лирическому кругу
тем и эмоций — были более всего
свойственны важнейшим музыкаль-
ным жанрам:  оперё; программной: му-
зыке и массовой пеене. Советскле
слушатели надеютея, что в произве-
дениях, которые будут исполнятьея
на предстоящем пленуме, не булат
этих недостатков, ‘что 1949 год ста-
нет годом окончательной победы рэз-
листического направления во всех
видах и жанрах музыкального твор-
чества. Оправдаются- ли эти надеж-
ды? Как выполнили наши композито-
ры исторические указания партии и
народа? Пленум правления Сою-
а советских композиторов СССР
должен дать ответ на этот важней-
пгий. животрепешщуший вопрос.
	плодах. наших нобед» (И. Сталин).

5 декабря в. кинотеатрах будут
демонстрироваться. лучшие советские
художественные и. документальные
фильмы, посвященные нашей Родине,
патриотизму советских людей, их
борьбе за мир.

В цирках страны праздничным пред-
`тавлениям будут предшествовать
	ставлениям Of
прологи-парады.
	Сетодня открывается третий пле-
нум правления Союза советских ком-
позиторов СССР.

Пленум должен показать, как
вынолняютея” задачи, поставленные
перед работниками нашего музыкаль-
ного фронта в постановлении ЦК
BRIT(6) «O06 опере «Великая дружба»
В. Мурадели» и в выступлениях
А. А. Жданова на совещании зеяте-
лей советской музыки в ЦВ ВКП(б).
	Зопросы, которые предстоит pe-
петь на пленуме, горячо волнуют ши-
рокие масеы советского народа. На-.
глядным свидетельством” этому яв-
ляются проведенные недавно в с0юз-
ных республиках, областях и краях
РСФСР ‘пленумы правлений местных
композиторских организаций, повсе-
местно превратившиеся во всенарод-
ные смотры советской музыки. Рабэ-
та пленумов проходила в крупнейших.
театральных и концертных залах,
неизменно заполнявшихея слушате-
SAUL.
	Подобным же образом будет прове-
денси Веесоюзный пленум, на кото-
ром впервые после постановления.
ЦЕ ВКП(б) «0б опере «Великая
дружба» В. Мурадели» Hoppe coq:
нения композиторов будут выносены.
на суд не только музыкальной обше-
ственноети, но и широких масе слу-
тателей.

В течение двух недель работы плг-
нума будут исполнены и обсуждены.
новые сочинения более 150 композя-
торов. Оперы и оратории, симфонии
и симфонические поэмы. квартеты и.
трио, романсы и массовые песни —
сотни произведений, написанных в
самых различных музыкальных жан-
pax, прозвучат ео ецен Большого те-
atpa Союза ССР и Концертноге залз
им. Чайковекого, Тедтра им. Станч-
славекого и  Немировича-Данченко,
Большого и Малого залов Конеервато-
рии, Аолонного зала Лома с0юз0е,
Дворца культуры автозавода именя
Сгалина и других концертных пло-
щадок. В исполнении этих новых.
произведений примут участие околэ
30 ведущих оркестровых, хоровых it
&нсамблевых коллективов страны и
десятки солистов.

Даже при беглом ознакомлении ©
концертными программами Ш пле-
нума правления Союза  компози-
торов СССР бросается в глаза один
‘примечательный факт: тяготение!
большинства авторов к актуальным,
политически острым темам, волну-
ющим весь советский народ. Так,
Дмитрий Шостакович посвятил свою
новую кантату «Пеень о лесах» ве-
личественному  сталинскому плану
преобразования природы. Молодой
азербайджанский композитор Д.
Джангиров написал симфоническую
поэму «По ту сторону Аракса», по-
вествующую о тяжелом гнете, кото-
рому подвергаютея наши братья в.
Иранеком Азербайджане. Характерно.
что сейчае композиторы стремятся
раскрыть вее многообразие, полноту.
и красочность жизни советского на:
рода. От величественной оратории.
Ш. Мивелидзе «Кавкасиони», поевя-
  щенной фронтовым и трудовым под-
вигам грузинского народа в Великой
Отечественной войне, до детской опз-
ры А. Букия «Непрошенные гости»,
увлекательно повествующей о том,
как пионеры вырастили цветущий
сад, от новой симфонии старейшего
композитора Эстонии Артура Каппа,
в которой раскрывается образ совет-
ской молодежи, до кантаты «За мир».
А. Маневича, — таков огромный те-
матический диапазон, привлекающий
ныне внимание композиторов.

Большое место в программах пл:-
нума занимают произведения хоро:
вых и кантатно-ораториальных жан-
ров. И это не случайно. Жанры, не-.
поередетвенно связанные со словом,
стали необычайно популярными сре-
ди наших композиторов, которые
прекраено сознают, что музыка, по-
нятная народу и нужная ему, He
может не быть насыщена  конкрет-
ными, жизненными, резлистически-\
ми образами. А где как че в музыке,
‘использующей богатейшие вырази-
тельные возможности человеческого
толоса. легче всего  добтичЬ” этого!

На прошлогоднем пленуме правле-
ния Союза композиторов СССР епра-
ведливо было отмечено недопустимое
творческое отставание жанра  про-
граммной музыки. Сейчас положение
изменилоев. В течение 1949 года
многие композиторы напряженно ра-
ботали над созданием программных.
	симфонических и камерных произ-
_ведений. И в результате в концерты.
‘пленума включены десятки самых
‘разнообразных программных сочине-
ний. Долг музыкальной обществен-
	5 декабря — праздник Дня Сталин-
ской Конституции — отмечается спз-
циальными музыкальными и литера-
турными радиопередачами, концерта-
ми и представлениями.

В программах праздничных радио-
передач-—цикл концертов «Славься,
советская наша держава», концерты
музыки композиторов братских рес-
публик, стихи и песни советских поэ-
тов и композиторов на тему «Слава
‘партии Ленина—Сталина!», музыкаль-
но-литературные концерты «Дружба
народов СССР», «Широка страна моя
родная» и др.
	Государственное издательство «И<-
	ва nm
кусство» к Дню Сталинской Kore TH
	туции выпустило художественный
плакат В. Коренкого «Социалистиче-
ская собственность священна и не
прикосновенна!» На-днях из печати
выходит плакаг В. Стенберг «В ре-
зультате пройденного пути борьбы и
лишений приятно и радостно иметь
свою Конституцию, трактующую о
	ЧНБО И ГЛУбоко изучать окружающую   своему творчеству,
	жизнь, последовательно проводить
в. своем творчестве принцип боль-
шевистекой нартийности — этот ко-
	ренной принцип всего нашего искус-
СТРА.

Произведения, представленные на
Всесоюзной выставке и являющиеся
итогом двухлетней работы советских
живописцев, скульпторов и графи-
ков, свидетельствуют о неуклонном
росте и совершенствовании нашего
изобразительного искусства. Зрелость
советских художников, глубина их
понимания действительности выра-
зились в том, что они в своем твор-
честве обращаются к самым важ-
ным, самым актуальным темам на-
шей современности и прежде всего
	гтремятся отразить в своих. произве-_
деннях борьбу советского нарола ‘под
руководством. большевистской партий
за коммунизм. Главное достоинство
Всесоюзной художественной выстав-
ки заключается в том, что на ней
экепонировано большое количество
произведений, посвященных великим
гениям  Человечества Ленину н
Сталину, жизнь и деятельность кэ-
торых является неисчерпаемым ис-
точником творческого вдохновения
для художников. В этих произведо-
ниях плодотворно развивается тен-
денция портрета-картины, где вожди
революции показаны в неразрывной
связи с народом.

Советекие люли относятся к тру-
ду, как ралостному творчеетву на
благо народа во славу соцпиалистичз-
ской Родины. До последнего времени
это новое отношение к труду было
недостаточно раскрыто в произведе-
ниях изобразительного искуства.
Веесоюзная художественная выстав-
кз 1949 года до некоторой степени
восполняет этот пробел. На выставке
экспонируется ряд значительных по-
лотен, посвященных индустриально-
му и колхозному труду. В этих mpo-
изведениях художники стремились
раскрыть красоту и поэзию трудовых
будней, радость коллективного трула,
показать творческое содружество па-
уки и производства.

В борьбе за построение социализма
сформировалея новый тип и харак-
тер советского человека. Показать
этого человека во всей его духовной
красоте — основная задача совет-
ского искусства. На выставке прел-
ставлено около ста портретов знат-
ных людей нашей страны — больше
ченс на веех предыдущих выставках.
В лучших из них правдиво и ярко
запечатлены образы героев труда и
войны, мужественных, жизнералост-
ных и полных высокой человечности
людей, умеющих работать в самых
слокных и суровых условиях.

Крупным достижением советского
нзобразительного искусства, нашет-
шим свое яркое отражение на вы-
ставке, является творческий рост мэ-
тотых советских художников. В 34-
	лах Третьяковской галлереи предстя-
влены произвеления 78 молодых ав-
торов. из которых 35 демонстриру-
	ГАСТРОЛЯХ В ЛИТВЕ
	ЖИТОМИР (Наш корр.). Местный
областной украинский театр музы-
кальной драмы выехал в г. Клайпе-
да (Литовской ССР). Начав гастроли
пьесой «Маруся Богуславка» М. Ста-
рицкого. театр познакомил литовско-
го зрителя с пьесой молодого украин-
ского драматурга В Собко «За вторым
фронтом» и показал «Майскую ночь»
М. Старицкого, ‘ «Тарас Шевченко»
Ю. Костюка и «Наталку-Полтавку»
И. Котляревского. В репертуаре га-
стролей театра также ряд пьес
А. Островского.
		С КИНОПЕРЕДВИЖКОЙ
‚В ГОРАХ
	ПЕРЕЧИН. (Закарпатская обл.).
(ТАСС). Каждую пятницу в высоко-
горное село Турья Пасека, Перечин-
ского округа, прибывает кипопере-
движка. К семи часам вечера в сель-
ский клуб собирается до двухсот че-
ловек.

Пять лет назад в Турьей Пасеке,
как и всюду в селах Верховины, о
кино знали лишь понаслышке, да и
клубоз не было тогда в селах. Те-
перь кинопередвижка стала постоян-
ным гостем у колхозников.

Нет такого села в округе, где кино-
передвижка не побывала бы три-че-
тыре раза-в месяц.
	Искусство в странах народной д
		оглу, «Бурная ночь» и «Утерянное
письмо» Караджале и др.

Чтобы иметь представление об ис-
включительно интенсивном, многооб-
разном творческом росте румынских
тезтров за последние годы, доетаточ-
но привести несколько цифр. Десять
лет назад в Румынии было 18 теат-
ров, расположенных в своем  подав-
ляющем большинстве в Бухаресте. В
настоящее время в стране работают
32 драматических театра, из котэ-
рых 20 играют в провинции.

Впервые в стране открыты театры
для венгерского населения в городах
Клуж, Орадя, Сфынтул-Георге, Тыр-
гу-Муреш и др.

В 1938—1939 гг. ‘румынские те-
атры поставили 89 пьес, а в истек-
шем сезоне было показано 246 пьес.

Если 10 лет назад румынские те-
атры посетило 1.240 тые. человек,
то в сезоне 1948 — 1949 тг. коли-
чество зрителей возросло до 3.800
тыс. человек.
	РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР
В ЧЕХОСЛОВАКИИ
	«В дни празднования декады че-
хословацко-советскюй дружбы у нае
выступали артисты  Государствен-
ного русского народного оркестра
имени Осипова. Мы были воехище-
ны их большим искусством. Иепол-
ненные ими шюизведения покорили
наши сердца...».

Такую телеграмму прислали B
Моекву рабочие чехословацкого ав-
томобильного завода после концерта,
который был дан советекими арти-
стами.
	Уже 3 недели гастролирует в Че-
хословакии Русский народный op-
кестр им. Осипова с солистами И.
Богдановым, Л. Мельниковой, К. и.
А. Изоговыми и Е. Кузнецовым.
	За это время дапо свыше 20 кон-
пертов, которые состоялиеь в Праге,
	В ТЕАТРАХ РУМЫНИИ
	Основное место в репертуаре те-
  атров Румынии в этом году занима-
ют произведения советской драма-
тургии.

Румынские театры покажут в но-
вом сезоне советекие пьесы: «Чужзя
тень» Симонова, «Зеленая улица»
Сурова, «Заговор обреченных» Вир-
ты, «Московский характер» Софро-
нова, «Макар Дубрава» Корнейчука,
«За тех, кто в море!»  Лавренева
«Глина и фарфор» Григулиса, «Ky
виноват» Мдивани, «Счастье» Пав-
’ленко, «Как закалялась сталь» по
_Н. Островекому, «Зоя» Алигер, «Я
хочу домой» и «Врасный  галетук»
Михалкова, «Бронепоезд» Иванова,
«Любовь Яровая» Тренева и др.

Ряд новых пьес написан румын-
скими драматургами. Большинетво
`этих произведений посвящено акту-
`альным темам современпоети, Тедт-
ры готовят в постановке: «анаме-
Hort Бобыльны» Думитрееку, «0
‹ хлебом и солью» Себастьяна. «Взя-
точник» Лазаронедну и др. Шюдол-
жают с успехом итти на сценах те-
атров спектакли, перешелшие с про-
шлых сезонов, —«Шахтеры» Давид-

ют евон работы ‚впервые. Успех на-   да. Вместе с тем выставка должна
пей талантлирой молодежи свиле-  побулить мастеров изобразительного
		тельствует о том, что она стоит из  искусства еще взыекательней,
	правильном пути, что она создаст строже относиться к своему  творче-
произвеления, отличающиеся высо- ству, вести неустанную борьбу за
ким илейным содержанием и профе:- глубокую идейность и высокие худо-
		жественные качества произведений
	Па выставке прелставлено тольк? живописи, скульптуры и графики, ло
	создано совет”.
	ЛУЧ ее ИЗ ТОГО, FTO
	конца преплолеть чуждые советскому
	скими хуложниками за последние два   искусству влияния. Идя по этому пу-
гота. Тем более строго надо отнестись   ти, советские художники, влохновлен-
	ботам. идейное и художественное   ные великой партией Ленина —
“про оПых Не может  полно-  Сталина, создадут новые замечатель-
	стью Уловлетворить возросшие тре-  ные произведения, достойные сталин-
	ской эпохи, пмизвеления, которые
	бпвания советского зрителя, к
	велениям, еше не свободным полно-  будут жить в веках.
— =
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
0 НАГРАЖДЕНИИ КОМПОЗИТОРА ЛЮДКЕВИЧА С. Ф.
	музыкальной культуры, в сРязи
нагруатить композитера Людкевича
	орденом Трудового Красного Знамени.
	За выдающиеся заслуги в области
с 50-летием творческой деятельноети,
Станислава Филипповича орденом
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
	Московская эстрада и Московская
филармония организуют в концертных
залах. дворнах культуры и клубах
столицы праздничные вечера при уча-
	CTHH мастеров искусств.
	В Центральный дом работников ис-
	‚кусств э декабря“ на торжеетвепный

вечер придут деятели искусств Моск-
вы. После доклада о Дне Сталинской
	Конституции состоится концерт на
	тему «Дружба народов СССР». Гакои
же вечер организует.Дом актера, гле
выступят студенты художественных
вузов — представители народов брат-
ских национальных“респубяик.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва. Кремль. 25 ноября 1949 г.