ВСЕСОЮЗНОГО СМОТРА
КИНОСЕТИ
	На заседании Центральной комис-
сии Министерства кинематографии
СССР и ВЦСПС были рассмотрены
итоги Всесоюзного смотра на лучший
кинотеатр, профсоюзную киноустанов.
ку, сельскую кинопередвижку, район-
ный отдел кинофикации, межрайонное
отделение, агентство,  фильмобазу
Главкинопроката, киноремонтную ма-
стерскую и киноремонтный пункт.

Выступивший © докладом началь-
HHK эксплоатационно-контрольного
отдела Главного управления кинофи-
кации Е. Черевадская сообщила, что
в этом году в соревновании и Всесо-
юзном смотре участвовало на 8.146
установок больше, чем в прошлом го-
ду. Число участников составляет
83,4 проц. общего количества кино.
точек. Особенно успешно прешле
предемотровое соревнование ` киноме-
хаников.

Условия Всесоюзного смотра вы-
полнили 5,278 киноустановок, 274
районных отдела кинофикащии, 48
киноремонтных пунктов и мастерских,
105 профсоюзных киноустановок и 37
прокатных организаций.

Ha заседании Центральной комис-
сии были отмечейы и недостатки
смотра. Так, нашример, слабо были во-
влечены в смотр профсоюзные кино-

установки и органы Главкинопроката.
	Республиканскими комиссиями вы-
двинуто для награждения грамотами
и денежными премиями 2.129 кан-
дидатов. Центральная комиссия реши-
ла отметить 2.090 участников. Лучших
показателей во Всесоюзном  ‹мотре
добились РСФСР, УССР, Узбекская
и Латвийская ССР.
	бборник песен
стран наводной демократии
	Государственное музыкальное изда-
тельство подготовило к печати сбор-
ник песен стран народной демократии.

В сборник включены песни: румын-
ские («Песня о Сталине» А. Виеру,
«Рабочая песня» Г. Вильнова), поль-
ские («Песня о партии» А Пануфни-
ка, «Песня единства» А. Градштейна),
чехословацкие (®Мир—народам!» Я.
Ежека, «Марш юности» М. Крауса),
болгарские («Наша партия» Г. Зла-
тева-Черкина, «Будем строить!»
А. Кара-Стоянова), китайская (Гимн
Народной Республики ‘Китая «За
единство Китая!»), албанекая (<«Пес-
ня о двухлетнем плане» К. Трако,
венгерские («Марш трудовых бригад»
Э. Серванского, «Знамена свободы»
Б. Таодотша), монгольская. («Солнце
народов» С. Гончиксумла).
	„Снегурочка“
на сцене Малого театра
	В начале 1950 года Малый театр
покажет «Снегурочку» Островского,
впервые поставленную на сцене Ма-
лого театра в 1873 году. В этом спек-
Take, как известно, участвовали
великие русские актрисы Г. Федотова
в роли Снегурочки и М. Ермолова в
роли Весны.

В советское время «CHerypouka»
была возобновлена в сезон 1922—723
года П. М. Садовоким.

В новом спектакле Малого театра
выступит артистическая молодежь.
Роль Снегурочки будут исполнять
К. Роек и Т. Еремеева, Весны —
И. Ликсо и Е. Рогожина, Мизгиря —
Б. Телегин и Д. Павлов, Купавы —
Е Солодова и В. Новак. В спектакле
участвуют также А. Сашин-Николь-
ский, П. Оленев, Т. Панкова, Н. Афа-
насьев и др. Постановка Л. Прозо-
ревского, декорации написаны Б. Вол-
КОРЫМ. Х
	Отнрытие Ффилкала Всезоюзной
художественной выставки

На-днях в помещении Выставочно-
го зала Московского товарищества
художников открылся филиал Вхесо-
юзной художественной выставки.
Здесь экспонируется свыше ‘ста произ-
ведений живописи, скульптуры и гра-
фики, представленных художниками
Москвы, Ленинграда, Белоруссии, УКк-
раины, Грузии, Армении, Азербайджа-
на, Латвии, Литвы, Эстонии и Молда-
BUH.

Центральное место на выставке
занимают произведения, посвященные
образам великих вождей В. И Ленина
и И. В. Сталина. .

Большое количество работ посвя-
щено людям социалистической ин-
дустрии и колхозной деревни.

Выставка демонстрирует новые ус-
лехи, лостипнутые COBETCKHMH ху-
дожниками за последние лва года.
	‘крайны
	данной выглядит грандиозная решет-
ка, обрамляющая спектакль. Допу-
стим, режиссер имел основание пока-
зывать Таню Еторову за решеткой,
ках выражение того, что ей прихо-
дилось находиться в фашиетеких за-
стенках. Можно было бы даже прими-
риться с тем, что за решеткой порой
находится и летчик Ральф, подразуме-
вая под этим, что он раб своих. обы-
вательских,  мелкособетвенничееких
инстинктов и привычек. Но нелепо,
когда мы видим за решеткой Гибсона,
Кросби и других представителей лаге-
ря империализма.

Идя по порочному пути постанов-
щика, неверно . трактуег актер
И. Маяк роль Гибсона. Строгая. хра-
матическая роль переведена им в
план буффоналы и тем самым и3-
	2 театра
	3a последние годы театры Украи-
ны много работают над повышением
идейно-художественного уровня ево-
их спектаклей. Вооруженные мето-
дом социалистического. реализма, ма-
стера театра настойчиво ищут новых,
свежих выразительных средств в2-
площения сценических образов. Ре-
жиссеры, актеры, художники стре-
мятся раскрыть идейный смысл дра-
матургического произведения Как
можно глубже, ярче, поэтичнее. ‘
Творческая практика театров Ук-
раины последнего времени говорит о
том, что мастера сцены стали гораз-
до взыскательнее относиться в реше-
нию своих художественных задам.
Такие постановки, как «Макар Ду-
брава» А. Корнейчука и «За вторым
фронтом» В. Собко в Киевеком театра
им. Ив. Франко, «Генерал Ватутин»
Л. Дмитерко, «Затовор обреченных»
Н. Вирты в Харьковском театре им.
Т. Г. Шевченко, «Счастье» П. Пав-
енко на сцене Одесского театра Рв-
волюции и другие — значительные
произведения искусства и по своей
идейной направленности и по своему
художественному мастерству.
Отдельные актерские и режиссер-
ские работы радуют глубиной евоей
трактовки и блеском иеполнения.
То, что делает Амвросий Бучма в
реали Иоакима Пино («Затовер обре-
ченных», постановка Б. Норда), за-
ставляет вспомнить лучшие сцениче-
ские: творения этого вылающегося ак-
	В Иоакиме Пино Бучма умно раг-
крывает  отвратительную природу
правой социал-демократии. Старый
прожженный политикан предстает
перед зрителем во всем своем духов-
ном убожестве — кривяяющимся тру-
сом, позеретвующим политическим
интриганом. Характер Пино подчер-
кивается и его внешним, физическим
обликом: неустойчезыми позами, бы-
строй, суетливой походкой, бегающим
взглядом, торопливыми жестами, об-
рывистыми фразами, которые он поо-
износит. Актер нашел множество изо-
бразительных деталей, чтобы остро,
памфлетно обрисовать своего непри-
глядного героя.

Призедем одну сцену. Раненная пре-
дательской пулей заместительница
премьер-мичистра Ганна Лихта рас-
сказывает министру внутренних дел
Йоакиму Пино, что стреляли в нее ‘13
американского оружия. Что делает
Цино—Бучма? Он сначала как бы
случайно роняет данные ему Лихтой
гильзы, а затем смешно опускается
на корточки и через свое ‘старомод-
ное пенсне придирчиво рассматрива-
ет гильзы. Пино изучает эти улики,
как следователь по заурядным уго-
левным делам. Одним этим штрихом
актер образно вскрывает политиче-
скую слепоту своего персонажа, не
вилящего в преступлении против
Ганны Лихта больного политическо-
ге события.

Амвросий Бучма виртуозно влз-
деет пластическими средствами, мя-
микой. В роли Иоакима Пино он по-
казал свою исключительно разнооб-
разную интонационную палитру.

С позиций целеустремленного ..с9-
ветского художника рисует народный
артист OCCP Юрий Шумский уолл-
стритовского хишника Сэма Гибеона
в спектакле «За втерым фронтом».
Сэх Гибсон в мастереком изображе-
нии Шумекого колоритен, ярко ха-
рактерен и в то же время предельно
типичен.

Вот нежданный заокеанский гость
появляется в гостиной своего лондон-
ского компаньона Артура Кросби. Все
в нем, от солидных роговых очков,
закрывающих жадные тлаза, 10
улыбки, маскирующей волчий оскал,
выглядит джентльменски. Но стоило
Гибеону — Шумскому сделать He-
сколько шагов. как его образ ета;

раскрываться во всей своей омерзи-
	тельности. Ни внешний «демокра-
тизм» Гибсона, ни его показное до-
бродушие, ни его выеокопарные сло-
ва о подвиге Советекого Союза уже
не могут спасти беспарлонното уюлл-
стритовекого дельца от презрения ео-
ветского зрителя.

Гибеон ведет себя в доме угодни-
чающего английского компаньона,
как распоясавшийся хозяин. Оттого-
то походка Гибсона—ИГумского само-
уверенная, обращение с окружающи-
ми—фамильярное, селова—повели-
тельные, жесты — властные, позы—
напочито непринужденные. Характер-
ная лоталь: ходит Гибсон-—ПТумекий
	Ус 171860
		®Ф
Письмо из Киева
		Московский театр оперетты уенеш-
но продолжает работу над произведе-
ниями советских авторов, над оперет-
тами на современную тему. Этим он
показывает хороший пример своим
периферийным собратьям, многие из
которых все еще вместо современных
оперетт предпочитают ставить «вен-
ские козыри», не замечая того, что
они давно уже биты — зритель не
хочет их смотреть. и слушать.

По репертуару можно судить о ли-
це театра; последние спектакли в
этом смысле рекомендуют Московекий
театр оперетты е наилучшей сторо-
ны. И действительно, мы видим в
его репертуаре спектакли «Вольный
ветер» и «Беспокойное счастье»,
свидетельствующие о вторжении жи-
вой, современной жизни в жанр му-
зыкальной комедии. Только что по-
казанная премьера опереггы «Трем-
бита», также посвященной  совре-
менной теме, явилась значительной
удачей советской музыкальной ко-
медиогуафии и театра.
	Beem этим спектаклям, мы полата-
ем, удастся в скором времени серьез-
но нотеснить Кальмана и тем болев
Лео Фаля, неизвестно почему извле-
ченного из архивной пыли.
	Вот уже более двух лет в Москов-
ском театре оперетты происхохит
творческая перестройка: пересмотр
укоренившихея эстетических прин-
ципов, освобождение от затасканных
исполнительских штампов, дурных
сценических привычек и традиций.
Перестройка, правда, сильно затяну-
лась, но благотверные результаты ее
налицо — коллектив овладел прав-
дивым, реалистическим современным
искусством. Не будь этой перестрой-
ки, не было бы, вероятно, и та-
кого примечательного спектакля, как
«Акулина», ибо только вооружив-
шись новым творческим методом и
облагородив исполнительскую мане-
ру, театр мог взяться за постановку
пушкинского спектакля.

Русские композиторы от Глинки
до Асафьева создавали оперы и бале-
ты, вдохновлялись идеями, темами и
образами великого Пушкина. Но на
сцене опереточного театра пушкин-
ские спектакли были созданы лишь
в последнее время: И. Дзержинский
и позже И. Вовнер написали музы-
кальные комедии, обратившись к
«Повестям Белкина». Дзержинский
взял сюжет «Метели», а Ковнер —
«Барышни-крестьянки». Так появи-
лись русские музыкальные комедии
«В зимнюю ночь» и «Акулина», ко-
торую недавно поставил Московский
театр оперетты.

Музыка «Акулины» близка по ду-
ху к пушкинской новелле, проста,
привлекательна своей широкой на-
певностью и мелодической вырази-
тельностью. В ней нет цитат, но мно-
Toe написано в. стиле композито-
ров доглинкинской эпохи. Музыкаль-
ная драматургия «Акулины» построе-
на на столкновении двух тем — рус-
ской и английской, темы русской
природы, любви Лизы и Алексея и те-
мы Жаксон и англомана Муромского.
	Пъесу «Акулина» написал Н..Аду-
	ев, чье имя часто MORAO BHACTH Ha
афишах советского опереточного те-
атра. К пушкинской теме Н. Адуев,
как и подобает, подошел бережно,
стремясь предельно сохранить текет
повести великого поэта. Й это ему в
основном удалось. Однако «Акулина»
—- отнюдь не механическое перене-
сение ‚ «Барышни-крестьянки» на
опереточную сцену. С тактом и дра-
матургическим умением внесены ав-
тором изменения и дополнения к но-
вести: сцена бала у Муромского и
финал пьесы (у дома кузнеца Васи-
лия).

Отмечая эти удачи Адуева, необхо-
димо указать в то же время на идей-
ные недостатки ето пьесы «Акули-
на». Основной из них заключается в
том, что драматургу не все образы
Пушкина удалось увидеть глазами
нашего современника.
	Великий поэт, вею жизнь мечтав-
щий о благе родины и народа, не мот
относиться равнодупено к крепостни-
кам-помещикам, как это получается
в пьесе Алуева.

Не нашлось у Адуева подлинной
иронии и сарказма и для англомана
Муромского, о котором так насмеш-
пиво, с осуждением писал Пушкин.

Опгибки пьесы стали ошибками
спектакля, театр не смог в полной
мере преодолеть их.
	oF
Zk A F.

ey
iy
		one
T™ (i

ne Yr

оо
			вбычно по середине комнаты, напе-
ререз и наперекор всем. Он не теёз-
пит преград, препятствий. Оттого-то.
он так рассердился, когда услышал.
из уст Тани слова, полные патрио-
тического достоинетва и гордости.
«Браво, моя девочка!» — восклицает
он восторженно, словно любуясь Егэ-
ровой, и тут же злобно шипит: «Вол-
ченок показывает зубки...».

Ю. Шумский, обнажив политиче-
скую сущность своего персонажа, яр-
кими тезтральными средствами на-
рисовал запоминающийся портрет ©9-
временного империахистического

хищника, метко охарактеризовал 61%   мельчена, потеряла свою значитель-
	и © бытовой стороны. В Гибсоне ак-
тер показал не только жадность с9б-
ственника, но и жадность плотоях-
ного человека. С каким удовольствн-
ем пожирает Гибеон-— Шумекий яб-
локо, как аппетитно потирает он ру-
ки, приглашая Ральфа в ресторан. И
эти чисто бытовые черты, и его из-
	любленная привычка почесывать
уголки рта, и бесцеремонные манеры,
и его несколько растянутая речь, и
особенно взгляд, взгляд оценщика из
комиссионного магазина, —многокра-
сочно рисуют облик Гибсона.

Не только образ Сэма Гибеонз, а и
вся постановка пьесы «За вторым
фронтом» в Театре им. И. Франко от-
мечена ярким, выразительным епе-
ническим воплощением замысла дра-
матурга (режиссер заслуженный ap-
тист УССР Б. Балабан). В спектакле
имеются прекраеные режиссерские
находки, свидетельствующие о нали-
чии у постановигика изобретательно-
сти и вкуса, умении подчеркивать
сценическими деталями смыел пье-
сы. Вот как, например, оканчивается
в Театре им. Ивана Франко первая
картина «За вторым фронтом». На
сторожевую вышку гитлеровского
концентрационного лагеря, только что
покинутую удравшими немцами,
взбираютея английские солдаты, 32-
хватившие лагерь. Никакого текста
здесь нет, но зрителям ясен смызл
этой немой сцены: сменилея караул,
& существо осталось прежнее—фа-
пгистские узники обречены на даль-
нейшее заточение, на сей раз пол
надзором британских тюремщиков.
Простой режиссерский прием, а как
иного говорит он советекому зрите-
лю!

Олнако даже на сценах ведущих
театров, где, как мы видим, много
работают над усилением образности
постановок, все еще имеют место до-
садные ошибки, — об’ясняющиеся,
тлавным образом, разрывом MeRTY
идейным содержанием и художе-
ственным воплощением произведе-
НИЯ.

Показательна в этом отиошенаи
одна из последних работ шевченков-
цев—<«За вторым фронтом».

В этом спектакле режиссер прибет-
нул к сценическим приемам, никак
не отвечающим замыелу пьесы молэ-
дото украинского драматурга Вадима
Собко. Речь идет о ецена, в которай
начальник американского концентра-
ционного лагеря предлагает Тане Его-
ревой подписаться под заранее сэ-
сетряпанным заявлением о том, что
она, будто бы отказывается вернуть-
ся в Советский Союз. Вак это пока-
зывается у шевченковцев? Актер, ис-
полняющий роль американского офч-
цера, протягивает сквозь проволоч-
ное заграждение етэк с пресловутсй
бумажкой и игриво произносит при
этом свое гнуеное предложение. Оп-
равдан ли подобный прием? Besyc-
ловно. нет. OF илет вразрез е жиз-
	ненной и хуложественной правтой и.
	напоминает скорее цирковой трюк,
чем серьезную драматическую ситуа-
цию. В погоне за ложной оригиналь-
ностью умный, талантливый релис-
сер приглупгил, затемнил эпизод
больной политической важности.
	Надуманна, формалиетична, худя-
жественно несостоятельна поетанов-
ка «За вторым фронтом» в Одесском
театре Революции (режиссер М. Тиль-
кер). Постановщик пренебрег рвали-
стической простотой и ясностью за-
мысла, увлекся трюками, затрудняю-
щими восприятие событий и образов
пьесы. Эти попюки сказались и В
оформлении спектакля (художник
М, Маткович). и в трактовке дейет-
вующих лин. Искусственной, неоправ-
	ность и остроту.

0 том, как опасна бездумноеть в
театре, свидетельствует снектакль
«Московский характер» в Первомай-
ском театре им. Ленинекого комсомо-
ла. В этой пьесе, как известно’ фн-
гурирует мелкий карьерист Зайцев,
чьи убеждения укладываются в обы-
	Бательскую мораль «моя хата с краю,
я ничего не знаю». В конце пьесы
автор почему-то незаслуженно ам-
нистирует Зайцева и вводит его. на
равных правах в семью благеродных
советских патриотов. Что делает те-
атр е этим образом? Постановщик
В. Люетгартен и актер А. Литвинен-
ко еще более возносят Зайцева, вы-
пячивают его на передний план. OF
выглядит синпатичным малым, чуть
ли не «лушою общества».
	Нечто подобное мы видели в Уж-
городском драматичееком театре в
‘спектакле «Путь на Украину» А. Ле-
‚вады (режиссер Г. Воловик). Вопреки
‘намерениям драматурга, в спектакле
чрезмерно большое место занял де-
зертир Завертайло. Актер А. Затор-
ский излишне «запеихологизировал»
образ. Он наделил Завертайло слож-
ным и тонким душевным миром.
	0 чем говорят приведенные приме-
ры? 0 том, что мастера сцены не
всегда и не во всем сочетают вы-
сокую идейность и художественность.
В театрах все еще имеют место не-
точные, произвольные, & порой и
фальшивые изобразительные приемы.
Осмыеленное твооческое начало пох-
меняется иногда мнимой  оригиналь-
ностью или, что одинаково нетерпи-
м0, бездумным ремесленничеством.

Порой, например, режисеер навя-
зывает актеру свое неверное реше-
ние, и, наоборот, бывает” так, что
актер механически приспосабливает
0браз к своему так называемому ам-
плуа и личным данным и тем самым
ведет роль в ином стиле и плане, чем
играется весь спектакль.

Обращает на себя внимание и тот
факт, что е ликвидацией должности
художественного руководителя в неко-
торых театрах ослаблен контроль за
качеством постановок CO стороны
тлавных режиссеров. Главные ре-
жиссеры, забыв 9 своих прямых обя-
занноетях, мало вмешиваютея в ра-
боту других nocrandpiiienon.

Причины низкого вачества ТОРО
или иного спектакля’ разные. Глав-
ные из них——елабая ‘идейная вобру-
женность, малая требовательность к
себе его создателей, недостаточно раз-
витая критика и самокритика вну-
три творческих коллективов. Межлу
тем, все участники постановки, начи-
ная от режиссера и кончая актером
на выходные роли, обязаны глубоко
задумываться над тем, как отразитея
на звучании спектакля каждая прч-
меняемая ими изобразительная ле:
таль.

Возроешие эстетические запросы
советского зрителя требуют от произ-
ведений сценического искусства еще
большей глубины, еще более яркой
	‚ образности.
  Борьба за современный советский
‘спектакль — это отнюль не только
	  борьба за тему. Это и борьба за вы-
  совуЮ идейность, за высокое хут-
`жественное мастерство. Her сомне-
‚ния, что работники искусств Укран-
‘ны, немало потрудивиеиеся нал 603-
‘ланием партийно страстных, патрио-
‘тически взволнованных спектаклей.
‚приложат все свои силы и гпосод-
ности к тоуу, чтобы как можно у2-
пешнее выполнить требование 1пзр-
тии и народа о создании новых вы-

сокоилейных, хуложественно COBFED-
	шенных советских спектаклей.
И. КИСЕЛЕВ.
	Спектакль «Трембита» на сцене Московского театра оперетты. Слева
	направо: Алексей
	Сомов — Б Струлев,
	Басилина — Е. Лебедева,
	Богдан Сусик — С. Аникеев, Филимон Шик — В. Алаевский,
			Это тем более досадно потому, что
в целом «Акулина» — интересный
и увлекательный спектакль, евиде-
тельствующий о творческой зрелости
молодого поколения актеров Москов-
ского театра оперетты. Воспитанные
в духе современных требований co-
ветского искусства, они уверенно
строят образ, наполняя его характер-
ными, жизненными чертами.

Взять, к примеру, К. Кузьмину.
Как выросло ее ‘дарование! От Гюзели
в оперетте того. же названия через
Пепитту в «Вольном ветре» пришла
молодая актриса к Насте в «Акули-
не». Образ вдохновительницы и уча-
стницы лизиных проказ, шаловливой,
ветреной, чуть-чуть лукавой напер-
сницы барышни, озарен счастливой
улыбкой молодости и живым, теплым
юмором.

Профессиональное мастерство и
несомненный талант обнаружила 3.
Белая в роли Лизы. Зритель верит в
поэтичность натуры и правливоеть
чуветв дочери Муромекото.

Среди ° молодых — исполнителей
«Акулины» следует отметить также
артиста А. Феону. Он искренне ведет
роль жизнерадостного, простого и че-
стного Алексея. Феона нашел верный
тон как для сцены 1 акта, в которой
Алексей, забыв о своей «разочаро-
ванности», е увлечением играет с
дворовыми девушками в горелки, так
и для финала спектакля, где он, по-
рвав с отцом, решает жениться на до-
чери кузнеца.

Старшее поколение артистов Мос-
ROBCKOTO театра оперетты удачно пред-
ставлено в «Акулине» Н. Бравиным
(Берестов) и Р. Дазаревой (Жаксон).

Спектакль, поставленный С.
Мызниковой, вторично выступающей
в качестве основного режиссера
(первая ее постановка’ — «Морской
узел») и И. Тумановым (руководитель
постановки), смотрится © болыпим
интересом.
	успех «Акулины» не случаен; по-
следующая постановка театра —
«Трембита», написанная уже на.со-
ветском, политически  заостренном
материале, также представляет собой
жизнеутверждающий, яркий  спек-
ТаБЛЬ.

...1945 год. Закарпатье воссоеди-
нено с Советской Украиной. Гуцулы
навеегла вошли в братскую семью
народов Советского Сбюза. Убежали
за гравину графы: их замки превра-
щены в детские дома и клубы, Трем-

ита, звуки которой много веков слу-

жили сигналом к народным восста-
ниям, сейчас возвещает гуцулам о
своболе и счастье. Нростые, хорошие
советские люди с энтузиазмом строят
свою новую радостную жизнь, пре-
вращая в цветущие сады пустоши и
косогоры.
	В эти дни всеобщего под’ема и
счастья гуцульского народа разви-
вается действие новой оперетты
«Трэмбита», написанной композито-
ром Ю. Милютиным и драматургами
В. Массом и М. Червинским.
	яркие лучи солнца греют и раду-
ют честных людей Закарпатья, выз
зывают у них приток новых сил и
слепят уцелевших кулаков и прохо-
димцев, пытающихся использовать в
своих целях вековые предрассудки
стариков-горцев.

Актерский коллектив Московского
театра оперетты успешно справился
	с вольынинством центральных и эпи-
зодических фигур спектакля.

Искренне и правдиво, обнаружи-
вая крепкую связь своего искусства
се жизнью, играют Е. Лебедева (Ва-
сидина), Б. Струлев (Алексей), Н.
Рубан (Микола), Т. Санина (Олеся) и
Е. Савицкая (ПШараея).

Среди исполнителей сатирических
ролей выделяются В. Алчевский
(Филимон) и в особенности (С; Ани-
кеев (Богдан). Вот артист, для кото-
рого период творческой перестройки
Московского театра оперетты оказалсл
наредкость плодотворным. Вепомните
его Степана в «Акулине» Это — раз-
битной, смекалистый парень, верный
помощник Алексея, надежный храни-
тель его тайн. Чтобы казаться инте-
реснее, Степан, как и большинство
камердинеров, во всем подражает ево-
ему барину. Отсюда его напускная
мрачность и страсть к «жестоким
романсам», героями которых он себя
изображает. Аникеев очень живо и
убедительно сыграл эту роль, удер-
авшись от соблазна превратить
Степана в традиционного  онереточ-
ного простака.

Еще ярче и выразительнее полу-
чился у Аникеева Богдан Сусик из
«Трембиты». Графекий  холуй, за-
веегдатай белогвардейских  лажей-
ских, об’ехавший полмира в поисках
легкой наживы, коммивояжер и кла-
доискатель Сусик пугает доверчивых
гуцулов привидениями, не сознавая
того, что он сам давно уже превратил-
ся в привидение, в жалкий призрак
старой рабской жизни, где протекала
его гнусная «деятельноеть».

Окренло за последнее время и ма-
стерство В. Алчевекого.‘ Смех ‘ради
смеха уже не увлекает талантли-
вого артиста. В «Трембите» Алчев-
ский умно, раечетливо строит образ
Филимона, избегая при этом тради-
ционных плакатных черт и крика.
Елейными, вкрадчивыми и одновре-
менно колючими интонациями артист
характеризует коварного врага.
	И в «Девичьем переполохе» ив
«Беспокойном счастье» композитор
	Милютин обнаруживает етремле-
ние к народному песенному творчеет-
ву. Верен народности он и в музыке
«Трембиты»—мелодичной и доход-
чивой, в основном построенной на
творческом использовании  гуцуль-
ских мелодий. Большим успехом у
слушателя пользуются песня Алексея
«Наши девушки», дуэт Параси и Су-
сика «Успокойтесь, не волнуйтесь»,
ария Василины «Вею отдать готова»
й др.

Отличную oneperry «Трембита»
режиссер И. Туманов во свойствен-
ным ему умением превратил в увле-
кательный культурный спектакль.
Однако спектакль этот грешит раетя-
нутостью отдельных сцен, которые
необходимо сократить. Освободившись
от длиннот, «Трембита» засверкает
еще ярче.

Режиссерская и исполнительская
культура, как известно, долгое время
была не в ладах е опереточным ис-
кусством. Культурные постановки
некоторыми «теоретиками» и праж-
тичеекими работниками оперетты
связывались обычно со скукой —
их боялись, как огня. Спектакли
«Акулина» и «Трембита»,  сочетаю-
щие в себе хороптий ‘вкус и нохлин-
ную комелийность, вконец рассеива-
ют эти вздорные ассоциации.

Виктор ЭРМАНС.

одну и ту же тему — уборку УШЮ-
	aA,

В произведениях С. Герасимова и
Т. Яблонской заметно сказывается
сознательное стремление авторов 0с-
вободиться от влияния импрессио-
низма и перейти в более реалиети-
ческому ‚глубокому изображению нз-
туры. В поелелних картинах А. Чла-
	стова обнаруживаетея обратная TeH-
	денция. Увлекаясь передачей эффек-
тов света и пветовых сочетаний, ху-
доЕник недостаточно строго подходит
к композиции своих картин, к под-
бору типажа для них и к рисунку.
	С. Чуйков, кроме картин из «Вир-
гизской колхозной сюиты», YAOCTO-
енных р 1948 голу Сталинской пре-
	мии. выставил новую paénTy—« Roat-
хозная страда». в которой дал выра-
	колхозницы-вир-
олнечный день
‚ После горячей
	зительный 496раз
гизки. в жаркий
жатно пьющей воду
	ронежекого художника М. Лихачева
«Тост 38 Героя Социалистического

Труда».
Следует остановиться еще на двух
картинах — «Колхозное `стадо»

Яковлева, получившую в 1948 году
Сталинскую премию, и «Учет моло-
ка в поле» Б. Щербакова. 06а эти
‘произведения отличают строгий, чет-
‘кий рисунок и законченная форма.

0 жизни комсомольцев и пионеров
‘рассказывают известная картина
 Ф. Решетникова «Прибыл на канику-
‘лы»,  улостоенная в 1948 году
 Оталинской премии, и картины
И. Белоусова, С. Григорьева, Е. Кац-
‘мана, В. Мариупольского, Д. Мочаль-
‘ского, Г. Сатель и других художни-
ROR.

` В картине С. Григорьева тема
«Прием в Комсомол» передана с
исключительной  выразительностью,
правдивостью и большой теплотой.
 Вее средства в области рисунка и ко-
лорита целиком подчинены выраже-
  нию идейного содержания произведе-
НИЯ.

Необходимо указать на две кафти-
‘ны художника Г. Сатель,  изобра-
‘жающие комсомольцев строителей
`Москвы — каменщиков и лепщи-
‘ков. Несмотря на некоторую Bt:
‘кизноеть, недостатки колорита и ря-
‘сунка, картины эти дают живое
представление о нашей  замечатель-
ной молодежи. С.

Группу детей, возвращающеихся ©
Ёрасной площади после первомай-
ской демонстрации. очень живо, хотя
и несколько эскизно. изобразил Л.

и несколько эскизно, изобразил Д.   выставке
Мочальекий. Лети. радостно наетро-! тюлнее,
	енные, ведут оживленную беседу, о

содержании которой говорит название
картины: «Они видели Сталина».
Нельзя не упомянуть о картине
«Вожатая» В. Мариупольекого, ра-
нее не выступавшего на всесоюзных
выставках. Хуложник создал запоми-
нающийся образ пионервожатой.

Всесоюзная художественная выставка 1949 года. «День
в Верховный Совет СССР». Картина художника А. Волкова.
			Дудником, Ю. Вугачом, В. Максимо-   си. Так называемая «живописность»   лее законченны и дают. более глубо-
вым и В. Цыплаковым, о которых! (решение чисто формальных задач— кую психолотическую хафактеристи-
уже говорилось, имеютея портреты,   эффектов, оветотеней и пветовых 50-  ку по сравнению с портретами тех же
исполненные А. Герасимовым, Г. Го-  четаний, уволящее от глубокого 96-  людей на самой каттине.
	Некоторые наши художники счита-
	разного таскрытия явлений дейетви-
	Мн и Б. Ныплаковым, 0 которых
уже говорилось, имеются портреты,
` исполненные А. Герасимовым, Г. Го-
реловым, Ф. Модоровым, П. Котовым,
Il. Кориным и многими другими ху-
дожниками.

П. Котов — один из видных совет-
ских портретистов. В 19,47 году ему
была присуждена Сталинская премия
за портрет академика Н. Зелинско-
т. На Веесоюзную выставку 1949
toga П. Котов представил портреты
рабочих завода «Красное Сормово».
Портреты эти, однако, написаны В
таком слащавом колорите, который
совсем не вяжется с; образами рабо-
чих.

Друтой видный портретист —
П. Корин выступил с портретом
маритала Советского Союза Л. Гово-
рова. Портрет хорошо нарисован,
	очень красив пою колориту. Но весь
он — жесткий, словно металличе-
ский. Эти качества свойственны бы-
пи и прежним портретам художника.
	В разделе пейзажа, кроме работ
Г. Нисского — «Верхняя Вэлга», Я.
Pomaca —~ «В южном порту Столи-
	цы», В. Мешкова — «Сказ об Урале»,
А. Грицая — «Жигули», В. Крайне-
ва—«Мурманский берег», I. Ромади-
на «Затопленный лес», имеютея пей-
зажи: «Летний день» В. Бакшеева,
«Сирень» И. Грабаря, «Ранняя pee-
на» Н. Белянина, «Белое море»
В. Бялынипкого-Бируля, «Жаркий
полдень» Н. ПКоымова. «Утро на
	вы р Ч, АА

тельности), рыхлый рисунок, отсуТ-  ют для себя излишним вести ‘подгото-
ствие законченности, неумение стро-  вительную эскизную и этюлную 0або-
		ЭТЮДНОСТЬ — 86  ту, как это лелали все великие худож-
	Недостатки картины А. Лактиюно-
вз «Вновь я посетил...» также в
значительной степени об’яеняются
тем. что она писалась наспех и без
олжной подготовительной работы.
	это следы пагубното влияния импрес-   ники-реалиеты.
	гионизма. Эти влияния имеют место
	в творчестве художников С. Гераеи-  5 «Вновь я посетил...»
мова, А. Пластова, В. Одинцова,   значительной степени
	MUBd, А. Udac!
Ф. Малаева и OD.
	Черты натурализма (поверхностное   должной подготовительной
	копирование действительности, пото-  Образ А. С. Пушкина явно не удалея
ня за иллюзорными эффектами в пере-   Художнику. Чтобы найти и решить
даче мелких несущественных деталей   0браз великого русского поэта, необ-
ит. п.) тоже имеются в произведе-   ходимо было тщательное изучение
ниях значительной группы хуложни-   Источников литературных и иконогра-
	HUB.
Некоторые из недостатков являют-
	ся результатом спешки в творческой
работе художников.
	фических и в первую очередь изуче-
ние портретов, исполненных Кипрен-
ским, Тропининым, Серовым. Эти ху-
хожники каждый по-евоему создали
полный  благоролства и высокой мо-
ральной чистоты образ А. С. Пуш-
	Не справилея хуложниЕ и е пей-
	Репин и Суриков при веем их ог-  ральной чистоты
ном таланте и умении нередко   кина.
	затрачивали на выполнение одной
	работы.

В картине И. Гринюка «Указ 9 На-
граждении» = дана Живая, прямо
13 жизни выхваченная сцена,
	Мальчик-письмоносец на велосипеде
привез на колхозное поле газету, гдз
напечатан указ о награждении одно-
го из колхозников. Три девушки,
билонившиеь над газетой, читают
указ, а стоящий рядом с ними юно-
шз машет рукой в сторону других
колхозников, сообщая им радостную
весть о награждении. Работа худож-
ника полкупает умелым и живым ри-
сунком, свежими, солнечными RDat-
ками.

Ноеомненной улачей художника
А. Волкова является представленная
им на выетавку работа «День выборов
в Верховный Совет СССР». Баргина
немного грубовата по краекам, но жи-
вопись ее крепка и выразительна.

Нельзя не отметить имеющую не-
лостатки чисто живопиеного поряд-
ка. но в целом удачную картину во-
	картины по нескольку лет. Наши же  зажем na картине. Из-за разойщен-
	художники зачастую стараются 3а- нои, чисто натуралистической отдел-
кончить сложнейшие многофигурные   ки мелких леталей (кора и мох на
	композиции в течение года или дамо   стволах, сучки и листья на земле) в
в несколько месяцев. Нельзя мирить-   пейзаже отсутетвуют тармония. пель-
	HOCTH.

Несмотря на отлельные недостат-
ки, произведения живописи,  пред-
ставленные на Веесолозной хуложеет-
	ся с таким положением, когда сепеш-
ка и торонливость отрицательно ска-
зываются на художественном и идей-
ном качестве произвелений, Можно ©.
	уверенностью CRAGATb, UT) HOAOCTS!”   perma выставке 1949 гола (скульп-
	ки. имеющиеея в болыних полотнах
	тура и прафика — тема особого 0030-
ра), свидетельствуют о том, что боль-
РИНеТВО Наших хУложников-живопие-
	А. Герасимова, Д. Налбандяна, И. То-

реке Яхроме» В. Яковлева и другие.
	И лругих хуложи

WROB,

зна-
	чительнюй степени явились резуль-
	Говоря о выетавке,  свидете. От
вующей в целом о новых достижениях.
	конкретность человеческого образа,
должна быть обязательной не только.
для портрета как такового, но и для
всякой картины, где есть изображе-
ние человека. Основное достоинетво
картины, иеполненной бригатой ху-
дожников под руководством В. Ефа-
нова. завлючаетея в том, что в ней.

изображены живые, конкретные

ли. На выставке. кроме серии порт-.
	Портретный` жанр представлен на.
выставке 1949 тода значительно.
тюлнее, чем на выставках  прощед-
ших лет. Это несомненно является
показателем роста’ нашего изобрази-_
тельного искусства. Советекий чело-
век, активный борец за комхунизу—
основной об’ект творчества хулежни-.
ков. Поэтому портретный жанр за-
нимает в нашем искусстве одно из.
	ЕЩЕ BD у VV AVDDIA cm pervert. PM iV Dave not 1 aGoTh pee} TRB pot) стоит Ha ПОЗИЦИЯХ
COBPTCKONO изобтазительното искусет- татом я р . an apo ню ЕО
pOB. ame Takad ott MIbHaT искусства и. воплошает в своем

ва, нельзя, однако, молчать и о недо-
етатках, в той или иной етепени картина, как «Переловые люди творчестве ленинское понимание

и ITpOWSRe Le HH AM. ак в в Я др nL. лартийности искусства, правдивого,
  трюизвелепиях многих хуложни- жущеиея тщательности 6 ИСПОЛ-   образного познания жизни. простоты
	В. ЖУРАВЛЕВ,
		ков сказалиеь результаты Влияния
импрессионизма, пустившего в прош-
	пения AO Момег CAN ar blA оавон-
ченной, Изображения людей на этю-
тах, по которым она выполнялась, @9-
	‘тлавных меет. Портретность. т0-есть ретов, исполненных 3. Ефановым, С.   лом крепкие корни в нашей живопи-