COBETCKOE ИСКУССТВО
		На очередных заседаниях коллегии   кадров авторов и консультантов, что
италия иинамлтогпафии СССР   позволит повыхиль качество. учебных
	и технических фильмов. Тов. Боль-
	Министерства кинематографии ^^^
‘были рассмотрены вопросы об улуч-
	  rac TANS

Fe г ee
шений производства учебных и тех-  шаков особо остановился на необходи-
‘нических фильмов и © работе фабри-  мости улучшения организации проката
	ки «Диафильм».

В своем докладе. начальник Глав-
ного управления по производству на-
учно-популярных и учебных фильмов
	А. Федоров сообщил, что за послево-   щение,
	енные годы выпущено до 500 учеб-
ных и технических фильмов, главным
образом по заказам министерств.
Только учебных пособий по програм-
мам высшей и средней школы выпу-
щено более 80. Качество выпускае-
мых картин улучшилось, однако в об-
ласти планирования и производства
	учебных °и технических Фильмов
имеется еще много серьезных недо-
статков.
	К числу этих недостатков отвосит-
ся отсутствие перспективного тема-
тического планирования, что приво-
дит порой к дублированию отдельных
тем различными ведомствами, к зака-
зу ими фильмов на случайные темы.
Слабо проводится привлечение ква-
лифицированных авторов сценариев и
научных консультантов. Ряд филь-
мов выпуска прошлых лет не отра-
жает новых достижений в науке и
технике, но. работа по их «переизда-
нию» не налажена.

В обсуждении доклада приняли
участие ‘представители министерств
сельского ‘хозяйства, высшего образо-
вания и др, Они отмечали, что более
тесная связь ведомств между собой и
с киностудиями облегчит возможность
решения ряда методических и творче-
ских проблем учебного и технического
кино.

В заключительном слове министр
кинематографии СССР И. Большаков
полчеркнул, что далеко не все ведом-
ства серьезно и продуманно относят-
ся к составлению плана заказов на
кинофильмы и Что это дело нужно
	упорядочить и централизовать. Важ-
нейшей задачей является укрепление
		На очередном заседании Комитета
по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР были обсуждены итоги
смотра спектаклей на современную те-
му, проведенного в драматических те-
атрах страны. Докладчик — началь-
ник Главного управления драматиче-
ских театров В. Пименов и выступав-
шие в прениях отмечали, что смотр
проводился ‘как массовое, обществен-
но-политическое мероприятие, способ-
ствовавшее улучшению творческой
деятельности театров и драматургов.
Специальные комиссии просмотрели
свыше полутора тысяч спектаклей,
организовали их обсуждение на CO-
браниях коллективов’ театров и на
конференциях зрителей.
	Смотр содействовал повышению ак-
тивности театров в работе над пьеса-
ми советских драматургов, в частно-
сти драматургов союзных республик,
в создании высококачественных В
идейном и художественном отношении
спектаклей на современную тему.
Смотр показал также, что метод со-
циалистического реализма, развиваю-
щийся вместе < жизнью советского
общества, обогащаемый опытом совет-
ского искусства, получает в спектак-
лях театров новое содержание, непре-
станно расширяя творческие возмож-
ности актеров и режиссеров, совер-
шенствуя их талантн. и дарования.
	  В процессе смотра были выявлены
и крупные недостатки. В репертуаре
`’национальных театров ряда союзных
` республик’ отсутствуют значительные
произведения русской советской дра-
матургии. `Неблагополучным продол-
‚ жает оставаться репертуар передвиж-
‘ных районных и колхозных театров;
многие из ‘них не смогли принять уча-

a rn ae ое — бол ee
	стия в смотре из-за отсутствия полно-
ценных спектаклей на современную

тему. Качество отдельных произведе.
ний национальной драматургии не от-
вечает возросшим требованиям совет-
ского зрителя. В творческой практике
некоторых режиссеров и актеров на-
	олюдаются ремесленничество и Про
винциализм, а порой < рецидивы о
		как по специализированнои сети ряда
министерств, так и по сети Главкино-
проката.
	Коллегия приняла развернутое ре-
ние, направленное к дальнейшему
	улучшению работы по созданию и
продвижению учебных в технических
фильмов.

Фабрика «Диафильм» в текущем го-
ду значительно увеличила выпуск
продукции. Повысилось ее идейно-
политическое и техническое качест-
во. План, предусматриваыший вы-
пуск в 1949 году 400 названий диапо-
зитивных фильмов, выполнен досроч-
Ho 4 ¢ превышением. Увеличилось
число цветных диафильмов, созданы
первые звуковые диафильмы. Впер-
вые выпушены диафильмы по мате-
риалам художественных кинокартино
(«Молодая гвардия», «Повесть о на-
стоящем человеке»).

Наряду с успехами на заседании
коллегии были отмечены и сущест-
венные недочеты в работе фабрики
«Диафильм». Ряд созданных ею диа-
фильмов оказался низким по каче-
ству и не был выпущен; мало вы-
пускается картин для детей на совре-
менные темы, фильмы на сельскохо-
зяйственные темы подготовлены с
опозданием и не вышли к началу ве-
сенне-посевных работ и т. д.

Коллегия указала главку и дирек-
ции фабрики нз необходимость даль-
нейшего резкого повышения требо-
ваний к идейно-художественному и
техническому качеству диафильмов и
укрепления кадров редакторов и сце-
наристов. При фабрике «Диафильм»
создается научно-художественный
совет. Решено также выделить фаб-
рике дополнительное оборудование,

которое позволит улучитить техниче-
ское качество диафильмов.
		формализма и эстетства. Работая над
совремечной темой, они пытаются ре.
шить ее внешними, чисто формалисти.
ческими средствами. Вместо показа
людей, их мировоззрения, чувств и
поступков некоторые театры стремят-
ся найти «оригинальную» форму, яко-
	бы помогающую раскрыть идею
пьесы.

Наблюдались случаи невниматель-
	‚ного отношения театров к воспитено
молодого поколения режиссеров иак-
теров. Неудовлетворительным было
руководство подготовкой и проведе-

нием смотра со стороны некоторых
республиканских комитетов, управле-

‘ний и облястных отделов по делам
искусств. Это, в первую очередь, от-
носится к Управлению по делам ис-
кусств Киргизской ССР, которое не
сумело организовать смотр.
	Участники обсуждения обращали
внимание на необходимость дальней-
пего улучшения работы с драматур-
гами по созданию новых пьес. Борьба
за идейную и художественную чисто-
ту репертуара продолжает оставаться
важнейшей задачей советского TeaT-
рального искусства. Нужно возможно
скорее преодолеть однообразие дра-
матургической тематики: многогран-
ная жизнь советского’ народа должна
найти в театральном репертуаре свое
полное и многостороннее воплощение.
Необходимо обратить‘ внимание на
разработку проблем: марксистско-ле-
HWHCKOH эстетики. Одновременно
нужно вскрывать порочную идейно-
теоретическую OCHOBY творческих
ошибок отдельных театров, до конца
разоблачать низкопоклонство перед
буржуазным Западом, рецидивы фор-
мализма, эстетства и натурализма.

i На заседании было высказано по-
‚Е желание о пооведении в 1 квартале
	Ам ДАК БАЗУ ЕЛЬ 74 БЕАЫЬ ЗВ ЕЬ Во
ференции, посвященной путям разви-
тия советской драматургии и совет-

скому театральному искусству на со-
временном этапе.
				«Новости»
Бродвея
	Американские журналы пестрят со.
общениями о новых ревю и обозрени-
‘ях, поставленных театрами Бродвея.

Достаточно красноречив перечень
пьес, которым пичкают американского
зрителя: «Будем веселиться!», «Не
`убегай от меня», «Жена моего  лю-
бовника». Все эти пошлые пьески-ол-
ноднезки буквально заполонили сцены
театров.

Особенно рекламируются  выстуч-
ления комедиантов-эксцентриков Оль-
сена ‘и Джонсона, выходки которых,
  даже по признанию американской
критики, «отличаются безвкусицей и
тупостью».

Но самое нашумемиее событие се-
зона — американские гастроли Сары
Черчилль, дочери британского экс-
премьер-министра, пожинающей ныне
лавры на Бродвее. Реклама умалчи-
вает о художественных достоинствах
ее исполнения, но зато услужливо
сообщает о баснословных roHopapax
актрисы: 1000 долларов в неделю! —
это наиболее веский аргумент для
американской прессы и публики.

УОЛЛ - СТРИТА
	Американские кинодельцы не толь-
ко наводнили экраны итальянских ки-
нотеатров реакционной и пошлой про-
дукцией Голливуда, но и подчинили
своему влиянию производство новых
итальянских фильмов. При этом аме-
риканцы прибегают к экранизации
произведений итальянских авторов.
Один из примеров — фильм «Пламя»
(по роману: Габриэля д’Аннунцио), ко-
торый снимается в Венеции.

Показательно, что выбор американ-
ских режиссеров остановился на про-
изведении от’явленного реакционесз
фанзистского идеолога Аннунцио. В
‘романе «ЯТламя» сказались не только
эротические и садистские наклонности
‘писателя, но и другие его «достоин-
ства» — лживость, лицемерие, само-
любование. Как известно, в этом ро-
мане Аннунцио грубо оклеветал одну
из лучших итальянских актрис Эле-
онору Дузе. В свое время появление
романа в нечати явилось причиной
временного ‘ухода Дузе со сцены. И
вот теперь это лживое и пошлое про-
изведение снова извлечено ‘на свет.
	‚ДОЛЖНА
	АКТРИСА ЕСТЬ?“

Под таким интригующим заголов-
ком английский журнал «Theatre
News letter» помещает фельетон
	своего корреспондента Роберта Мюл-
лера, Речь в нем идет совсем не о
режиме \ питания известных актрис, а
о самой прозаической борьбе за на-
сущный кусок хлеба, который все
труднее становится заработать акте-
рам английского Театра. «Почему
‘талантливые актеры все чаще вынуж-
 дены играть в пошлейших пьесах?»
’— спрашивает автор. «Потому ли,
	что пьесы эти соответствуют HX ху-.
ножественному илеалу? Нет! Нация.
	дожественному идеалу? пет! Наши
актрисы появляются в плохих пье-
сах потому, что они должны есть».
Эта каждодневная борьба за кусок
хлеба заставила `известного англий-
ского трагика Лоренса Оливье, вы:
	полняя волю своих хозяев, вопреки
совести художника, осуществить В
старейшем английском театре Олд
	Бик постановку. - траседии Софокла
«Антигона» в пошлейшей переделке
	реакционного - французского  борзо-
	писца Ануйля. Пьеса идет в совре-
менных костюмах Роль греческого
	менных костюмах. Роль греческого
«хора» исполняет сам Оливье, в стиле
	‘конферансье  поясняющий зри’
‘происходящие на сцене события.
	ето
	„теория“ разлагающегося
искусства
	приветствует развеселую девипу Ns
варьете и гангстеров всех мзетей,
подводит «еолидную» базу под гол-
ливудекое «тематическое планирева-

ние». Правда, он не пишет о том. чтог

такие фильмы предназначаются для
воспитания фашистеких убийц, we
это само собой разумеется..

Любые попытки выйти за ноеле-
лы изображения преступлений я раз-
врата вызывают у автора гнев. 0ео-
бенно страшит ето показ каких бы
TO ни было социальных противере-
чий. Здесь он в качестве «мощного»
и «убедительного» аргумента выдвя-
тает... мнение зрителя, который яко-
бы больше веето на свете боится
изображения своей собственной жиз-
ни на экране. «Зрители предпочитают
вилеть королей, авантюриетов, экз0-
тических персонажей, миллионеров,
но не самих себя».

Вейл об’ясняет этот странный
вкусе зрителя тем, что он, зритель,
прирожденный пошляк, тупица и
эгоист. В своих «теоретических» из-
мышлениях Вейл  изливает ушаты
трязи на американский народ. Автор
делают вид, что он не знает об огром-
ном успехе, которым пользовались не-
многие прогрессивные фильмы, выпу-
шенные несколько лет назад, такие,
как «Я — беглый каторжник», «Ту-
пик», «Гроздья гнева».

«Зритель, — нагло заявляет Вейл,
— не может понять государственные
дела, которыми занимаетея король,
или военную стратегию генерала».
Зритоля, видите ли, интерегуют линь
страсти и преступления, которые вы-
зывают «нужные эмоции». «Эти эм0-
ции, — вешает  Вейл, — основная
база. об’единяющая всех людей».
Миллионер, изнывающий от любви к
эффектной блондинке или стреляю-
щий в евою тетку, дескать, вызывает.
«симпатию» безработного зрителя, у
которого трудновато вызвать симпа-

тию к миллионеру, выколачивающему
прибыль...
’ Вейл не скрывает страха перед
«тенденцией изображать человека
рабочим или капиталистом» и 60р-
мочет об «индивидуальности  в005-
ще». Всякую конкретность B H30-
бражении действующих лиц он счи-
тает неприемлемой. Вейла радуст
система актерской игры в Голливуде,
при которой каждый актер переносят
из фильма в фильм образ своего раз
навсегда отштампованного  кинога-
роя, определяемый внешними дан-
ными актера.

Актерское искусство низводитех
автором до степени примитива. «Ак-
тер может походить на негодяя, ил
порядочного человека, на умника
или на идиота (7!). Помимо этой по-
стоянной характеристики, актер мо-
  жет выражать ипеходящие и меняю-
щиеся настроения, такие, как ярость,
боль, покорность, любовь и проч.».
Вот и все. что Вейл разрешает аклеру.
Никакой работы над ролью, никакого
создания образа — все это для него
не нужно и даже вредно, ибо. при-
ближает к реализму...

Вейл предлагает «универсальные»
законы и «универсальную» темати-
ку, которые, ло его мнению, могут
быть приняты повсюду, т. е. там,
гле нахолятея у власти империали-

сеты, пПокорные магнатам  Уолл-
CTDHTA... .
	Космополитичеекое «пособие» Веи+
ла едставляет собой новое ярчайшее
свидетельство разложения голливуд-
ского «искусства» и его «теории».
		=
	Тентитна убивает людей, чтобы
поливать теплой кровью чудовищное
ятовитое растение; профессор, ду-
птитель в черных перчатках, подсте-
регает свои жертвы в закоулках п
на лестницах; студенты душат ве-
ровкой своего товарища, чтобы но-
казать свою «духовную мощь»; дод-
рые старушки отравляют своих знз-
комых, — таковы самые молные сю-
жеты и герои послевоенной  толли-
вудской стряпни.

Практика Голливуда неразрывно
связана с его «теорией». На амери-
кансвом рынке часто появляютея
«ученые труды» и статейки, воспе-
ваюшие маразм в искусстве и полв»-
лящие под него «теоретическую» ба-
зу. Видное место ‘среди этого pola
«литературы» принадлежит книг?
Ю. Вейла «Техника написания сце-
Hannes».

Книга Вейла усердно переиздает-
ся и восторженно восхваляется. Она
снабжена ссылками на Шексиира и
библию, украшена солидными заго-
ловками... Название книги мало со-
ответствует ее содержанию. Автор
честно предупреждает, что у него нг-
хватило места для изложения техни-
ки написания сценария; слишком
уж много имеется важных общих
вопросов, которые нужно раз’яснить
каждому кинематографисту, прежде
чем он приметея за любую серьез-
ную практическую работу в Голли-
вуде.

Тлавная задача. которую ставил

1лавная задача, Боторую ставил
перед собой Вейл: предостеречь от
сколько-нибудь правдивого отобра-
жения действительности. Обращаясь
к читателю, он уговаривает, доказы-
вает, угрожает. Автор требует, чтобы
продюсеры, сценариеты и прочие
мастера кино создавали особый мит,
резко отличающийся от дейетвитель-
ноети, управляемый особыми голли-
вудекими кинозаконами. Он призы-
вает гордиться ложью в искусстве,
уподобляя кинематографистов... «тое-
поду богу, сотворившему мир».

Вейл перечисляет ряд универсаль-
ных законов, на основе которых
строится «драматическая конетрук-
пия». Это особая методика сообщения
винозрителю сведений о развиваю-
щемея сюжете, временная дезинфор-
мация, создание атмосферы ожида-
ния развязки, построение конфликта
на «любовном притяжении» и «от-
талкивании врагов» ит. д, ит. п.

При помощи сложной системы по-
строения действия начието выхола-
шиваетея ненавистная Ю. Вейлу дей-
ствительноеть и создается  огобогь
рода занимательноеть, к которой зри-
тель привыкает, как к наркотикам.
Вейл цинично заявляет, что занима-
тельность тем выше, чем пикантнее
и пошлее содержание. «Низкопробные
фильмы содержат отличный матери-
ал для конструкции, в то время как
в умных фильмах он может полно-
стью отсутствовать».

Енига содержит также угрозы по
alpecy тех непокорных, прогреегив-
ных художников, которые упоретзу-
ют в своем стремлении отражать
действительность и’не приемлют гол-
ливудекой «техники». «Голливул.—
откровенничает автор, — относятся
потозрительно в великим художни-

кам без нужной техники. Он предно-.
читает им ремесленников, обладаю-
щих ею».

Истинным восторгом автора про-
никнуты те страницы, где он гове-.
пит о голливулеких фильмах, поевя-
	щенных любовным историям. UH
		Ленинградский академический театр олеры и балета им. С. М. Кирова.
		«Фауст» в постановке. народного
Фото В. Федосеева, .
	Сцена из первого денствия оперы
	артиста СССР Н. Смолича.
Е >
	Пленум Союза советских
композиторов
	ия новых произведений
	тепиано С. Джербашяна, песни и ро-
мансы Г. Сметанина, И. ’Дзержинско-
го, Б. Гибалина, Л. Аустер, В. Кап-
па, М. Мильмана, камерные произве-
дения Н. Хлопкова, Д. Сааткулова,
Б. Гиенко и других композиторов.
Творчеству ленинградских композито-
ров посвящается вечерний концерт (в
Большом зале Консерватории). Участ-
ники пленума прослушают «Песню 0
Сталине» В. Солсвьева-Седого, бы-
лину «Сон Степана Разина» Г. Уст-
вольской, хоровую сюиту «Сады цве
тут» В. Сорокина, «Майский карна-
вал» Л. Ходжа-Эйнатова и кантату
«За мир» А. Маневича.
	Новые хоры. оратории ` и. кантаты
Г. Васканяна, В. Мурадели, Д. Ba-
сильева-Буглая, В. Шебалина, Г. По-
пова, В. Кочетова, А. Титова м А. Но-
викова составят программу концерта,
устраиваемого днем 30 ноября в Ма-
лом зале Консерватории. Вечером в
ЦДКА будут исполнены «Приветст-
венная кантата» А. Локшина, «Мол-
давская рапсодия» М. Вайнберга, сю-
uta из балета «Играл,  плясал»
А. Скултэ, сюита на русские темы
Н. Пейко и кантата «Родные поля»
Е. Светланова.
	Прослушивание. новых советских
опер начнется днем 1 декабря в Доме
актера ВТО (опера Л. Книппера «Ко-
рень жизни»). Вечером оркестры бело-
русских, узбекских и азербайлжан-
ских народных инструментов -испол-
нят в Концертном зале им. Чайковско-
го произведения советских компози-
торов для оркестров народных инетру-
ментов.

Монтаж оперы Б. Трошина и В. Эн-
ке «Богатая невеста» и детская опе-
ра М. Красева «Морозко» войдут ‘в
программу концерта, устраиваемого
днем 2 декабря в студии Комитета
радиоинформации. Вечером в Болыном
	‘зале Консерватории участники плену-
ма прослушают осетинскую симфонию
‚ Т. Кокойти, кантату-былину Н. Крю-
 кова «Земля сибирская»,  конщерт
‚для арфы С. Василенко и кан-
тату В. Дехтерева «Русская земля». В
Большюм театре будет показан балет
	Программа прослушиван

Сегодня открывается третий пленум
правления Союза советских компози-
торов СССР, на котором будут про--
слушиваться и обсуждаться лучшие
музыкальные произведения, созданные
советскими композиторами в 1949
году.

Первый концерт пленума состоится
сегодня в Большом зале Консервато-
рии. Будут исполнены песня Б. Алек-
сандрова «Великому Сталину сла-
ва!», «Праздничная увертюра» А. Ару-
тюняна, концерт для скрипки с орке-
стром А. Бабаджаняна и кантата
Д. Шостаковича «Песнь о лесах».

С 27 ноября концерты будут прохо-
дить два раза в день. Завтра днем в
Малом зале Консерватории  устраи-
вается концерт камерной музыки, в!
программу которого входят скрипич-
ная соната В. Волошинова, «Картин-
ки Таллина» Э. Каппа, трио Ю. Ле-
витина, квартет С. Цинцадзе, вокаль-
ный цикл «Весна» А. Животова. Ве-
чером в симфоническом концерте в
Колонном зале Дома союзов намече-
но исполнение 6-й симфонии Я. Ива-
нова, мугама «Раст» Ниязи, фрагмен-
тов ‘из балета «Семь красавиц» К. Ка-
раева и симфонической поэмы Д.
Джангирова «По ту сторону Арак-
са».

Следующий симфонический конперт
будет лан днем 28 ноября в одной из
студий Комитета радиоинформации. В
программе «Спасибо Сталину» А. Кле-
ницкиса, зариации для скрипки с ©ор-
кестром Р. Пергамента, молодежная
симфония А. Каппа, третья часть <ю-

HTH для симфонического офкестра
	(.. Бабаева, сюита на татарские темы.
	Н. Жиганова, симфонические поэмы
М. Тулебаева («Казахстан») и А. Му-
равлева («Азов-гора»). Новые песни
ссветских композиторов (В. Солсвье-
ва-Седого, И. Дунаевского, Б. Мок-
роусова, М. Блантера, Б. Терентьева,
А. Новикова, Ю. Милютина, Н. Леви,
	В. Белого, В. Кручинина и пр.) испол-
няются в тот же день в Колонном зале
Дома союзов.

Большой концерт камерной музы-
ки состоится днем 29 октября в Цент-
ральном доме композиторов. Будут ис-
	полнены соната для виолончели и фор-!Р. Глиэра «Медный всадник».

Подготовка к 30-летнему юбилею
советской кинематографии

Все шире развертывается подготов-  ми и материалами для дожл
  ка к 30-летнему юбилею советской   На места будет разослана с
  кинематографии. В Московском и Ле-

Л а. Е ere Tramps ae

ная я фотовыставка 1 по истори»

ми и материалами для докладчиков.
На места будет разослана специаль-
ная фотовыставка по истории совет-
ской кинематографии.

Министерство связи подготавливает
выпуск почтовых марок, посвященных
тридцатилетию кино.

В киностудиях и на предприятиях
кинематографии широко развернулось
социалистическое соревнование В
честь прелетоящего юбилея. Tax,
группа, снимавшая фильм «Звезда»,
сократила сроки производства на 44
дня и дала 1,5 млн. рублей экономии.
На 30 дней сократвла с’емочный про-
цесс группа фильма «Великая сила»,
имеющая 700 тых. рублей экономии.
Значительную экономию по срокам и
расходам имеют с’емочные группы
фильмов «Сталинградская битва»,
«Падение Берлина» и многие другие.
Существенных успехов в соревно-
вании добились коллективы предприя.
THI киномеханической и кинопленоч-
ной промышленности, работники кино-
сети.
	  Все шире развертывается подготов-
‘ка к 30-летнему юбилею советской
чинградском домах. кино, на киносту-
‘диях и предприятиях кинематогра-
фии уже проводятся юбилейные ме-
роприятия — лекции и доклады, mpo-
смотры старых и новых выдающихся
советских фильмов, организуются вы-
	ставки. состоятся творческие вечера
крупнейших мастеров кино, встречи
со зрителями, творческие конферен-
нии.
	Совместно с Обществом по распро-
странению политических и научных
знаний будет проведена серия лекций
и докладов о советской кинематогра-
фии в клубах и дворцах культуры
многих предприятий страны.
	Госкиноиздат выпускает юбилейный.
сборник, посвященный тридщатилетию.
	советского кино, ряд брошюр о ве-
дущих творческих работниках кине-
матографии, о лучших советских ки-
нофильмах и их созлателях. Заканчи-
вается печатание брошюры < тезиса-
	Работники МХАТ, прослужившие в
театре 15 и болыцпе лет, награждают-
ся, в соответствии с вынесенным B
свое время правительственным реше-
нием, почетным знаком «Чайка». Та-
ких знаков уже удостоены многие
замечательные артисты Художествен-
ного театра. Вручение,. по установив-
шейся  традиции, ‘производится ста.
рейшлими деятелями МХАТ.

На-днях в торжественной обстанов-
ке, в присутствии всей труппы,
О. Книппер-Чехова вручила почетные
знаки группе.артистов — Е. Ауэрбах,
О. Бартошевич, Г. Шостко, Е. Цыга-
	semeye
agp sett
21948.
{yaa
пех
м №:
ren

нет

asp, 0
cod
‘aT
spo
  yA Ud
a 018
и-
бе ¢
НВС
(за,
it 10
ие
пе
Ви
wal
м
3H
INT
; WOR]
eps
М,
Pipi
wil
thay
ного

стран. Гак, например, недавно пази-
жане были опеломлены появлением
нового спектакля «Подлинный про-
цесс Жанны д’Арк» в Театре им. Сар-
ры Бернар. Под этим рекламным на-
званием зрителям показывалась иска-
женная до неузнаваемости знаменитая
трагедия Шиллера «Орлеанская
дева».
		В течение нескольких месяцев в
олном из театров Бродвея в Нью-Йор-.
ке идет музыкальное обозрение «По-
	целуй меня, Кэт» — современная
американская «обработка» комедии
Шекспира «Укрошение строптивой».
	Подобное издевательство над клас-

сическими произведениями характер-
но для буржуазного искусства многих
		23 ноября в Концертном зале им.
Чайковского состоялся творческий
вечер М. Габовича. В концерте при-
няли участие все ведущие артисты ба_
лета Большого театра. Зрители тепло
встретили юбиляра.
	самобытности национальной культу-
ры. Но эти призывы подвергаютея
резким нанадкам продажной. прессы.

Поток реакпионной  драмодельческой
халтуры. преимущественно американ-
ского происхождения, продолжает-за-
хлеетывать сцены тедтров. В погоне.
за коммерческими интерееами театры
все чаще обращаются к дешевым

развлекательным ревю и обозрениям.

Актер венекето театра «Ренессанс»

Марио Кранц подчеркивает в своей
статье, нанечатанной в одной из. вен-
ских вечерних газет, что «театраль-
ные директора готовы на вее ради.
простого кассового уепеха. Кто же из

них устоит против соблазнов, котофы-

ми их совращает навязчивый дол-
лар?».

В Австрии издавна практикуется.
проведение ежегодных  тезтральных
фестивалей в городе Зальцбурге Ha
родине Моцарта. Эти фестивали ета-
ли традиционным событием в куль-
турной жизни страны, являясь своего
Pola смотрами достижений аветрий-
ского театра. Но фестивали поеледних
лет не только не внеели ничего нового
в еценическую жизнь Аветрии,
но демонстрируют © каждым годом
прогрессирующую деградацию  ав-
стрийского тедтра. Огобенно нагляд-
ным в этом отношении явилея Зальц-
бургекий фестиваль 1949 года. Он
праходил под знаком неприкрытого
подчинения национального иекуества
интересам американских  бизнееме-
нов. Достаточно напомнить, что даже
право радиотранеляции спектаклей
фестиваля было закуплено ими «на
корню», и они диктовали директорам
австрийских театров не только ре-
пертузу, но и есетавы иенолнителей.
	Так пагубный политический курс
правящих кругов Аветрии, вовлекигих
ое в орбиту «плана Маршалла», ют-
давших на откуп американским мо-
нополистам государственный сувере-
нитет и экономику етраны. привел в
	тупик. И национальную культуру,
частноети аветрийекий тватр,
		На последнем представлении спек-
Takia «Медный всадник» коллектив
Большого театра чествовал заслужен:
‘ного артиста РСФСР, лауреата
	поясняющий зрителям Сталинской премии М. Габовича, 25
	лет прослужившего на балетной сцене.
	австриицы в своих произведениях
0 сегодняшнем дне, подвергается од-
носторонней пензуре. доллара»..

В результате австрийский театр и,
в частности, некогда знаменитая вен-
ская оперетта переживают глубокий
кризис. Венская сцена, бывшая ©д-
‘но время «законодательницей теат-
‘ральных мод в Европе», как ее на-
звал Маке  Рейнгарлт, ныне от-
  мечена печатью глубокого провин-
’циалзма, неумного «подражательст-
`ва». илейного разложения.
	Пьесы, которые идут в театрах
Вены, Зальцбурга, ДЛинца, Влатен-
фурта и других городов, пошлы и
пусты. Одна из австрийских газет
в рецензии на современные спектак-
ли пишет:

«Существует старый театральный
знекдот 06 одной талантливой тра-
гической актрисе, которая была В
состоянии-лишь одним чтением букв
алфавита до слез волновать зрителей
и вызывать ‘У них  глубочайшие
эмоции. Этот анекдот приходит на
память, когда смотришь большинство
спектаклей на нашей нынешней
венской сцене. Прямо поражаенься,
как удается нашим талантливым
артистам выжать хоть что-либо из
той глупейтой чепухи, которая за-
полняет репертуар».

Газета «Эетеррейхише Цейтунг»
в цитированной выше рецензии на.
пьесу «Рай» пишет об известной
венской актрисе Аглае Шмид: «Эта.
Замечательная художница, надежда.
венской сцены, все чаше привле-.
кается в исполнению ролей, которые
не дают никакой возможности для
проявления подлинного таланта».

Стоит ли удивляться, что в этих
условиях австрийский театр за по-
следние тоды не выдвинул новых
значительных и интересных актеров.
и рожиеевров?

Многие прогрессивные деятели
австрийского театра призывают к
национализации театров, к защите
	В одном из лучших венских теат-, ванных» в отношении кабальной   Тосударство He оказывает  какой-
ров — Иозефигтадттеатре была. пока-   а США. по «плану Маригал-   тибо материальной помощи театрам и
	ла». Наряду с Францией и Италией
она стала жертвой американекой
	«благотворительности» еще задолго до =:
	того, как «план Маршалла» ветупил
в полную силу: напомним, что к Ав-
стрии был применен трумэновекий
закон 1947 г. о «временной  помо-
ши».
	Такое 0с0б0е «расположение» за-
океанских бизнесменов к маленькой
европейской стране, едва наечиты-
вающей 7 миллионов жителей, об’-
ясняется многими причинами. Уолл-
стрит рассматривает Австрию, как
«предмостное ‘укренление» против
стран Восточной Европы, как вы-
двинутый вперед «бастион западной
демократии». Именно в этих выра-
жениях характеризовал роль Авет-
рии в современной Европе небезиз-
вестный трубадур  америкачекого
империализма генерал Марк Кларк,
бывший долгое время «верховным
	комиссаром от США» в Австрии: .
Неудивительно поэтому, что Ав-

стрия является не только одним из.

первых об’ектов для различного ро-
да экономических манипуляций
Уолл-стрита, но и плацдармом того
большого идеологического наступле-

ния, которое американская реакция

осуществляет в «маршаллизируе-
мой» Европе. Наряду с консервами,
подтяжками, жевательной резиной и
другими залежавиитмиея товарами в
Австрию импортируется во все воз-
растающих размерах реакционней-
шая продукция американского ис-
кусства. Американские фильмы 3за-
полонили австрийский экран. Ame-
риканские «бестселлеры» печатают-
ся с бесконечными  продолжениями
в аветрийских газетах. Пресловутые
американские радиопередачи часами
транслируются через  аветрийекие

PPAHC. TA PY PCH
радиостанций.
	зана премьера комедии Андре Бирабо
«Рай». Глупую пьеску из жизни двух
подроетков, сдобренную изрядной до-
зой порнографии, не смогли спасти
«ни старательная игра актеров, ни
изобретательноеть постановщика», —
как пиевала газета «Дер Абенд». Спек-
такль. как и следовало ожидать, про-
влился.

Примечательным, однако, в нем
было отнюдь не это. Когда раскрыл-
ся занавес, перед глазами зрителей
предстала... реклама одной из амери-
канских фирм, назойливо рекомен-
довавшая покупать весьма малооби-
ходные изделия, поступающие в Ав-
стрию по «плану Маршалла». В
третьем акте та же реклама фигури-
рэвала уже в несколько ином «еце-

ническом. воплощении». Вак сооб-
шает газета «Эетеррейхише Цей-
тунг», зрители были «неприятно
	удивлены тём, что даже такой театр,
как Иозефштадт, бывший всегда до-
рогим сердцу австрийца, решился на
подобное «коммерческое предприя-
тие».

Этот эпизод бросает яркий свет на
состояние современного театра в
Австрии. Некогда знаменитая вен-
ская сцена, с которой тесно связаны
имена Иоганна Штрауса, Макса
Рейнгардта, Альберта Баесермана
и других, переживает сейчас период
идейного и художественного вырож-.
дения. Печатью глубокого упадка от-
мечено большинство новых работ вен-
CRUX постановщиков и актеров. Мар-.
шаллизация экономики Австрии,
реакционная идеология, усиленно на-
саждаемая заморскими колонизатора-
ми, оставляют глубокий отпечаток на.
вссй австрийской культуре и прежде.
всего на театральном искусстве,

Аветрия является одной из евро-
пейских стран. 060бо «привилегиро-

Ah OF
	DORM вВультурным учреждениям,
между тем как доллар назойливе crpe-
  мится поправиться австрийской
` Мельномене. Это и придает развитию
аветрийекого искхества недвусмы-
	сленно-эпитонежий характер. Отлялка.

‚на заокеанекогмо хозяина, лакеиекие
попытки подражать самым  сомни-
тельным образцам американской бур-
‘жуазной «культуры», стремление вы-
служиться перед долларом сказы-
ваютея и в литературе, и в живопи-
си, и в театре.

Но кризис австрийской культуры
об`ясняетея не только этим. В пло-
хой посещаемости театров, в упадке
интереса населения к искусству, не-
сомненно, сказывается также про-
тест против настойчивого идеологи-
ческого импорта из США.

На всех жанрах литературы ни
искусства в современной Австрии
	лещит видимця печать тлетворното
влияния Уюлл-стрита, и это вызы-
вает естественное чувство отвра-
щения  лаже у людей, далеких
от политики. Все прогрессивные
театральные деятели современной
Австрии сходятся во мнении, что
венские театры пустуют не только
потому, что у народа нет денег, но
и потому, что их снектакли не от-
вочают интересам и устремлениям
пгироких масе зрителей. Один из
крупных современных режиссеров
Франц  Пфаундлер. ‘анализируя в
одной из своих статей причины кри-
зиеа австрийского театра, писал:
«Репертуар не. соответствует требо-
ваниям, которые публика пред’явля-
ет сегодня к Театру. Произведения
австрийских авторов, которые скорее
веего могли ‘бы отражать запросы
широких млее, вытееняютея амери-
канекими. То. что могли бы сказать
	Бручение знаков „Чайка“
	новой, М. Щербининой и артисту ор-
кестра В. Стейскал.
Почетных знаков удостоены также
pa старейших гардеробщика театра
. Ошурков и С. Платонов. 2 &
 Кроме того, были ‘вручены  благо-
дарственные письма артистам, отдав-
urHM Художественному театру 45, 40,
30 и 25 лет своей аргистической жиз-
ни, — Л. Кореневой, Ф. Шевченко,
О. Андровской, А. — Степановой,
А. Грибову, В. Орлову, Б. Ливанову.
О. Книппер-Чехова обратилась к На-
гражденным с теплым приветствеч-
НЫМ CJIOBOM.
			Репакционная коллегия:
	С. Б. СУТОЦКИЙ (редантор), А. А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. #УРАВЛЕВ. Ю. Ю. САВИЦКИЙ,
	Государственный HHCTHTYT TeaTpanbHoro искусства
  им, А, В. Луначарского
	нительный прием

аспирантуру
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
	_ 00‘являет допол

в заочную
ПО СЛЕДУЮЩИМ
	история русского, советского театра и театра народов СССР,
	история зарубежного театра,
история славянского театра.

. Заявление © npveme wn 3a0unyi0 acm
до 15 ‘декабря 1949 гл. с приложение»
циплома, характеристики, нэправления Уг

ОЭлдновремённе - представляется nuccs

ce AOAQ о... Зо мрантуру подается на. имя лиректора институт?
екабря 1949 г:- с: приложением“ анкеты, автобнографии, нотариальной ко”и\
характеристики, нзправления Управления по делам искусств. фотокартотки.

стоя. Письменный ` реферат -по’ спецшиальностй wim раке?
опубликованные. `ваучные ‘работы.
	Приемные испытания по курсу
языку. во объеме программ. высив

`25 дёКабря ‘1949 г.
Арес: Москва - Арба on
	с ЧР. Мерксизма-ленинизма, спецнальности и инозтрагнжу
программ высших ‘учебяых заведений будут проводиться с № 10
	Телефон
		Собнновский пер., 4.
К 3-90-71. s
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информания, архитектуры — K 4-15-66; отдёлы театра, корресповденлской сети — К 5-15-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1-48-
ии еее ———Д—Ш—ПДППДПД—ПДШПЙПДПД—ДДДД—Д—ы———Й—ПДПД——Ш6Шб6©@6Шб68————————————_—_—_

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, Га
	————ы—ыПДШ3—————<
	Зак № 3304.