СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	геромки до лирики, с тонким HOHE
манием национальной формы, они
прекрасно передают образы трузин-
ской поэзии от древних до новейших
времен.

Хороши иллюстрации к «Холето-
меру» Л. Толстого недавно скончав-
шегося Г. Савицкого.

В. Басов, молодой художник, <вои-
ии иллюстрациями к роману Турге-
нева «Накануне» идет верным пу-
тем поисков рзалистического метода
в книжной графике. Но все-таки он
еше не вполне владеет этим мето-
дом. И его характеристики, и его
композиции страдают. неопределенно-
	стью и недоговоренностью.

Пятнадцать лет назад — 1 декаб-
ря 1934 года тропкистеко-бухарин-
ские фашистские убийцы предатель-
ски оборвали жизнь великого гражда-
нина нашей Отчизны, светлую и бла-
тородную жизнь С. М, Кирова.

Верный ученик и соратник Ленина
и Сталина, выдающийся деятель пар-
тии и государства, Rupos был образ-
пом большевика, мастера культуры,
как называл его Горький. Статьи и
высказывания Кирова по вопросам
литературы, искусства имеют важ-
нейшее значение в строительстве с0-
циалистической культуры. В его ли-
тературно-критичесвих статьях по-
ставлены важнейшие проблемы марк-
систеко-ленинской эстетики.

Следуя учению Ленина и Сталина
о культуре, Киров, публицист и кри-
тик, отетаивал великое назначение
литературы и искуества как важней-
шего средства борьбы и просвещения
масс. Он ценил передовую тусскую
литературу за ее  подвижническое
‘служение своему народу. Изобличая
  буржуазно-декадентекие вымыслы 0

развитии русекой литературы, Rak)
осуществлении «идеалов западноев-
ропейской литзратуры», Киров пи-
сал, что при анализе творчества пере-
довых русских писателей устанавли-
взется «тесная связь русской литера-
туры с русской же (А не западно-
европейской) жизнью».

Дооктябрьские статьи Кирова 0
театре, о деятельности выдающихся
русеких артистов были пропагандой
и утверждением передового искусет-
Ba, поставленного на службу инте-
ресам народа, великим целям рево-
люционно-освободительной борьбы.
Театральные статьи и рецензии Ви-
рова прямо перекликались со статья-
ми большевиетекой «Звезды» и
ленинеко - сталинской «Правды».
«Театр.— писал Киров, — это «евоего
рода школа», он не может быть «за
гранью жизни». В статье, посвящен-
ной памяти выдающегося  русекого
	ie ОСЕР

HOH MaMATH выдающегося русского, гибель».
зртиста К. Варламова, Киров отме-   Раеце
	чал как заслугу артиста, что он был  литературы Виров ставил в прямую
носителем «лучших традиций теат- связь в передовым мировоззрением C0-
	ра» и что, порвав © господетвовав-
	  связь с передовым мировоззрением с
`вотских художников, с тем, что с0-
`ветскис «писатели, музыканты, ху-
  оЖНиКи, композиторы все активнее

включаются в общее дело борьбы ра-
 бочего класеа».
	Говоря oO безграничных возможно-
	  CTAX, которые дает для развития
	культуры и ‘искусства советский
общественный и  государетвенный
строй, Киров призывал мастеров
искусств повышать идейный и хуло-
	жественный уровень своего творче-
	ства. Для этого. говорил он, неодбхо-
	как, димо в первую очередь овладевать
1 > >
как! маркеистеко-ленинекой наукой, вели-
	ким учением Ленина—Сталина.
	№ мастерам культуры относились
великолепные слова Кирова, сказан-
ные им еще в лесятую годовщину Be-
	`ликого Октября, что «вслепую итти,
	хотя бы и с каким угодно энтузиаз-
мом, нельзя за нашими великими
знаменами». Призыв Ёирова «...нз
только сердцем, но и Умом охватить
те великие заветы, которые нам ос-
тавил _Ваадимир Ильич», относился
и К работникам ибкусетв.  о
	«Дело наше, товарищи, непобехи-
мо не только потому. — товорил он,
	— ЧТО у нас великая армия строи-.
	телей, но и потому, что мы етроим
по плану такого архитектора, кото-
рый не собъется е правильной исто-
рической дороги, наш архитеклор —
это наша непобедимая  большевист-
скзя партия, вооруженная лениниз-
wom», В овладению ленинизмом и
призывал работников искусств Ки-
ров, ибо без этого значило итти веле-
пую, вслепую работать, вслепую тво-
рить.

Пламенный  пропатгандиет идей
коммунизма, выдающийся публициет-
большевик, мастер социалистической
культуры, С. М. Виров в своих стать-
ях и высказываниях о литературе и
искусстве многое сделал для paspa-
ботки социалистической эстетики,
основополагающие принципы которой
определены Лениным и Сталиным.
	шими на сцене казеншиной и форма-! ретекие «пиезтели,
	лизмом, «свои лучшие вещи показаз
почти всей России, совершая много-
численные поездки по провинции».

Литературно-критические = статьи
Кирова — это яркая страница боль-
	шевистекой критики и публицисти-
ки, направленной на утверждение
искусства, отвечающего нуждам на-
рода, помогающего в борьбе и`жиз-
ни. В этих статьях Киров блестяще.
	применял ленияско-сталинсовие прет
ципы отношения к искусству, как
части общепролетарского дела, ках
средству борьбы за социализм.

Особенно важное значение вопро-
сам культуры, литературы и искус-
ства С. М. Киров придал в годы <9-
циалистического строительства. Ру-
ководя большевиками Азербайджана,
он много внимания уделяет, в част-
ности, местному театру, помогает его
развитию, следит за его репертуаром.

Поддерживая молодой азербайджан-
ский тезтр, Киров со всей решитель-
ностью ютсекал всякую попытку про-
тащить на его подмостки низкопроб-
ные. безидейные и пошлые пьесы,
всякую попытку превратить театр в
свалочное место макулатуры и хал-
туры.

Вопросы развития и ‹овершенет-
вования советекото искусства С. М.
Киров связывал с общеполитически-
ми задачами, с борьбой против кати-
тализма во веем мире.

Выстуная нз торжественном ©900-
	рании, посвященном  пятнадцатиле-
тию ВАКСМ, с призывом всегда и
всюду следовать заветам Ленина,
Киров говорил: «...сейчае наша соци-
алистическая система ведет смертель-
ную борьбу с капиталиетической си-
стемой. Что это значит? Это значит,
что нам нужно уметь побеждать не
только на войне, в которой мы 6ез-
условно побелим. если лаже на нас
	нападут завтра; эт9 значит, что мы
должны побеждать не только на з-
ших фабриках и заводах, что мы
	Пленум
Мособлрабис
	Происходивший на-днях очередной
пленум Московского областного ко-
митета профсоюза работников ис»
кусств был посвящен роли низовых
профсоюзных ° организаций в улуч-
шении творческой и финансово-хо-
зяйственной деятельности театров.

Участники пленума познакомились
с интересным опытом работы проф-
союзной оргавизации Малого театра.
Докладчик народный артист СССР
М. Жаров подробно рассказал о про-
водимых в театре общественных
смотрах организащии труда, о практи-
ке соцсоревнования в творческих и
	производственных группах ио AY
	гих мероприятиях, направленных &
повышению идейно-художественно-
го  уфовня деятельности театра и
улучшению его финансового = CO-
стояния.

Народный артист РСФСР Р. Плятт
доложил пленуму об аналогичной
работе, проводимой месткомом Теат-
ра имени Моссовета.

По докладам и содокладу. члена
областного комитета заслуженного
артиста РОФСР И. Туманова развер-
нулись оживленные прения, в кото-
рых приняли участие В. Марецкая, Е.
Гоголева, К. Ушаков, Ф. Корчагин,
Я. Смолянский и др.
	ПРЕДСТАВИТЕЛИ АРТЕЛЕЙ
ХОХЛОМЫ И МСТЕРЫ
В МОСКВЕ
	В Москву по приглашению Научно-
исследовательского института худо-
жественной промышленности приеха-
ла из Горьковской области большая
группа народных мастеров хохлом-
ской росписи по дереву — одного из
старейших художественных  промыс-
лов в стране. Замечательное искусст-
во хохломичей, передававшееся из по-
коления в Поколение, получило ис-
ключительный расцвет в советское
время. Мастера об’единились в про-

мысловые артели, в которых работают
	более 1500 человек.

Среди приехавших в столищу — ста-
рейший мастер хохломской росписи
Н. Подогов, за 60 лет работы изгото-
вивший сотни тысяч художественных
изделий.

Вместе с Н. Подоговым приехали и
молодые художники. Освоив лучшие
традиции и приемы хохломской рос-
писи, молодежь в своих произведе-
ниях широко использует новые твор-
ческие мотивы. Старые и молодые ма-
стера привезли < собой образшы ево-
их изделий, которые просмотрены
специальной комиссией. Лучшие про-
изведения будут отобраны для Музея
народного искусства.

Для находящихся в Москве масте-
ров организованы лекции о задачах
советского искусства в связи < исто-
рическими решениями ПК ВКП(б) по
идеологическим вопросам, о социали-
стическом реализме и на другие темы.
Свое пребывание в Москве хохломичи
используют для изучения в москов-
ских музеях и на выставках произве-
дений классической и советской жи-
вописи, лучших образцов народного
творчества. Научные работники и ху-
дожники института проводят < масте-
рами занятия по рисунку и комповзи-
ции.

В Москве сейчас находится также
группа художников миниатюрной жи-
вописи на папье-маше из Мстерской
артели «Пролетарское искусство»
Владимирской области, с которыми
также ведутся занятия по специаль-
ной программе.
	СМОТР ДИРИЖЕРОВ
	Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР организует
всероссийский смотр дирижеров сим-
фонических оркестров. В смотре при-
мут участие 17 дирижеров, которые
выступят < симфоническим оркестром
Московской Областной филармонии.

Два заключительных концерта ©о-
стоятся в Зале им. Чайковского.

В состав жюри смотра вошли круп-
ные дирижеры и музыкальные деяте-
ли столицы.

Смотр начнется 10 декабря.
	СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ WHOASHARUB
	Центральный Детский театр. поста-
вил пьесу молодого драматурга В. Ро-
зова «Ее друзья» из жизни советских
школьников. Герои пьесы — десяти-
классники. Спектакль поставлен О.
Пыжовой и Б. Бибиковым, художник
В. Иванов. В главаых ролях выступа-
ют В. Сперантова, С. Волховская, Л.
Чернышева и другие.
		делали и делаем, создавая новые ги
ганты нашего промышленного строй-
тельства: это значит, что нам нужно
не только побеждать в нашем сель-
ском хозяйстве, внедряя новую с0вреэ
менную технику, технику, покоящу-
юся на последнем слове науки, 8 это
значит, что нам нужно побеждать и в
области литературы, нам нужно по-
беждать и в искусстве, нам нужЕо
побеждать во воех репгительно отрас-
лях знания, если мы действительно
всерьез и по-настоящему решаем хо-
ронить капитализм».

Советский социалистический етрой
создал все необходимые условия для
бурного расцвета науки, культуры,
искусства. «Ведь это факт,— отмечал
Киров.— что люди науки и искусства,
мастера техники, изобретатели десят-
ками тысяч выброшены буржуазией
из производства и обречены нз нище-
ту и голодную смерть. Вот к чему
привела буржуазная «пивилизащия»
и буржуазная культура». Сопоетав-
ляя жизнь «у нас и у них» — в (9-
ветском Союзе и Соединенных Штатах
Америки, Англии и фашистской Tep-
мании. Киров говорил: «они ки-
чатся евоей старинной культурой и
«цивилизанцией»..., но еели взять 60-
стояние науки и культуры сейчас у
нас и у них, то вряд ли сравнение
окажется в их пользу». «Только
Советский Союз является подлинным
носителем культуры и прогресса», —
таков неопровержимый вывод, в0то-
рый подчеркивал Виров.
	В погеме и развитии советской
культуры Киров видел результат муд-
рой политики большевистской пар-
тии и победоносното социзлисти-
ческого строительства в СССР. Гово-
ря © ‘литературе и искусстве, он OT-
мечал, TO в советских  Условиях
«растут новые таланты из среды ра-
бочей и колхозной молодежи, вото-
рые при друтом общественном строе
были бы раздавлены и обречены на
	Раепвет советекото искусства и
			Раздел графики на Веесоюзной ху-
ложественной выставке 1949 г. про-
изводит исключительно благоприят-
ное впечатление. Высокий уровень
политической сатиры, расцвет
книжной иллюстрации и сильный,
уверенный творческий рост ряда мо-
лодых художников-графиков — Вот
несомненные положительные итоги
очередного смотра художественных
сил в этой области изобразительного
Искусства. ;

Говоря о произведениях становой
графики, представленных на BH
ставке, следует прежде всего отме-
тить крупные успехи, достигнутые
художниками в создании образов
великих вождей революции В. И.
Ленина и Й. В. Сталина. Здесь сле
дует назвать серию рисунков П. Ва-
ситьева и отдельные живые и свежие
	рисунки Н: мукова.

Значительный интересе  предетав-
ляют рисунки углем П. Малькова, по-
священные отдельным эпизодам из
жизни и деятельности И. В. Сталина.
Самым лучшим листом является
«Ватумекая демонстрация». ‘Здесь
прекрасен образ молодого И. В.
Сталина. Этот образ как бы концен-
трирует в себе волю, решимость и
анергию широких масс, участников
демонстрации. Художник не просто
иллюстративно воспроизводит один
из эпизодов революционной борьбы,
а лает подлинно пластическое реше-
ние глубокой идеи о неразрывной
связи великого вождя е народом.

Очень интересна романтическая
серия Ю. Рейнера, рассказывающая
о революции во флоте. Пафос револю-
ции передан художником с большим,
заражающим воодушевлением.

Из работ, посвященных труду и
быту советского народа, обращают
на себя внимание проетые и привле-
кательные сцены из колхозной жиз-
ни В. Цигаля. Попрежнему тонки и
задушевны скромные работы С. Ура-
новой.

Однако в целом раздел станковой
графики производит менее сильное
впечатление по сравнению с0 станко-
вой графикой прошлых выставок. В
творчестве графиков не ощущается
заметного движения вперед, новых
исканий, многое кажетеч уже ви-
денным. Портреты Г. Верейского хо-
роши, но не лучше прежних его
произведений; батальные  компози-
ции В. Богаткина варьируют его
прежние талантливые работы; цвет-
ные линогравюры И. Соколова ©
изображениями цехов завода «Серп
ий молот» воспроизводят внешнюю
картину производства, отвлекаясь от
образов людей.

Не случайно и вполне заслужен-
но пелый зал выставки отведен по-
литической карикатуре. С каждым
годом возрастает ее общественное зна-
чение и соответственно этому выко-
вываетея  отточенный и блестящий
стиль советского сатирического ри-
сунка.

Неоспоримое первенство принадле-
жит здесь Кукрыниксам. Их зл060-
дневные карикатуры — это серия
трафических памфлетов, гневных и
уничтожающе смешных.

В лучших рисунках Вукрыниксов
— обычно одна-две фигуры, но B
них вложено большое содержание. До
предела выразителен, например, пре-

старелый, хилый британский лев, у

которого американский парикмахер
отрезает последний хохол на голове
(«Уолл-стрижка»); — исчерпывающе
выражена Tema в листе «Донна
Франко»: с блестящим остроуми-
ем решена тема девальвации
фунта стерлингов («У постели боль-
ного»); незабываем «Очередной кан-
дидат в Форрестолы».

Трудами Кукрыниксов, & также
других мастеров политической кари-
катуры — Bb. Ефимова, Ю. Tana x
др., создан определенный стиль с0-
ветекой политической сатиры,  тре-
бующий серьезного теозетического
осмыеления в работах искусетвове-
о:

Очень талантливы и смешны DH-
сунки постоянных сотрудников «Ёро-
колила»— Л. Сойфертиеа («Суд уда-

о р киа м а ete ob oft oom om

о >

_ eras

Уже в первые дни после победы
Великой Октябрьской революции
лучшая, прогрессивная часть pyc-
ских кинематографиетов стремилась
запечатлеть исторические события
борьбы народа за установление совет-
ской власти.

В годы гражданской войны груп-
пы кинооператоров, раз’езжая ев агит-
поездами ВЦИК © одного участка
фронта на другой, в тяжелых усло-
виях создавали первые советские
фильмы и киножурналы:

Работникам кино и зрителям х0-
рошо известны имена операторов
Taeca, Новицкого, Гибера, Демберга,
Ермолова, Левицкого и др., заеняв-
ших важнейшие политические собы-
тия в Москве, Петрограде и других
крупнейших городах страны, 60е-
вые действия на фронтах граждан-
ской войны. Особой  блатодарноети
	заслуживают они за то, что запечат-.
	лели на’ пленку дорогой образ Блади-
мира Ильича Ленина.

Великие революционные события,
в которых рождалась и крепла с9-
ветская страна, явились первой
идейно - художественной школой ма-
стеров кинохроники. Уже на самом
раннем этапе своего развития совет-
ская документальная кинематогра-
фия, стремясь как можно ярче отра-
зЗИиТЬь Новое. что проиехолило в стра-
	не, отбрасывала старые, «испытан-
ные» штампы дореволюционной
хроники, делала попытки создания
	советского публицистического доку-
ментального фильма на основе твор-
ческого обобщения революционных
фактов действительности. Великий
Ленин, гениально оценив возможно-
сти документальной кинематографии,
поставил перед ней задачу етать об-
разной публицистикой в духе той
линий, которую велут наши лузитие
советские газеты.

Отражая события и факты нашей
действительности, передавая величие
илей, руководящих народом в строи-
тельстве и укреплении сопиалисти-
ческото госуларетва, советские доку-
	ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1949 года
		они ельзовались личными УБаза-
ниями Горького, его образы ими по-
HATH, обдуманы и глубоко прочув-
ствованы, Мятежный пафос «Фомы
Гордеева», тоскующая, бунтующая,
мятущаяся натура героя повести,
звериная сущность «именитого купе-
чества». — все это в рисунках Ry-
крыникеов показано так полно и хо-
	rr

ро, что понятно без пояснений
даже TOMY, KTO не читал самой
повести. й

Иллюстрации в «Лон-Кихоту»,
пожалуй, более спорны. Хотелось бы
видеть «рыцаря печального” образа»,
наирногм и благородного ‘защитника
страждущих, изображенным менее
традиционно, менее гротескно.

На выставке показаны литографии
одного из лучших наших иллюстра-
торов-—Е. Кибрика. Постоянная тема
художника — могущество полного
жизни. здорового духовно и физически
человека, который олицетворяет не
иссякаемую мощь Народа, могла
быть, конечно, лучше всего раскры-
та в образах русских былин, в кото-
рым обратился Е. Кибрик. Но худож-
ник не сумел передать национальный.
русский характер наших былин, в.
образах богатырей преобладает физи-
ческая сила. а богатотво души рус-
ского народа, его красота, доброта и
мудрость, отразившиеся в былинах,
не нашли достойного воплощения.

Литографиям недостает. простоты,
той мудрой и ясной простоты, кото-
рой так много в русском фольклоре,
которая была и в иллюстрациях Е
«Тарасу Бульбе» Е. Кибрика.

Иллюстрации Д. ИШмаринова &
«Дубровекому» привлекательны, тон-
ки, но и несколько односторонни. Ве-
роятно, вопреки намерению и замы-
слу художника, больше всего ему
удалась лирическая линия повести,
a ве общественный смысл хотя и
‘выделен художником, но He столь
убедительно показан.

Удачны тивунки В. Серова к
поэме Некрасова «Кому на Руси
жить хороню».

Иллюстрации И. Тоидзе в «Анто-
логии грузинской поэзии» были удо-
стоены Сталинской премии и уже
приобрели известность.  Романтиче-

ские, увлекательные, поэтичные, с
большим диапазоном чуветва — OT
	«Он потерял надежду вайти работу». Рису-
нок художника Б. Пророкова. Из серии
«Вот она — Америка».
		хозы и колхозы, совершались замеча-
	тельные рейсы советских самолетов
ит. д. — работники документальной
кинематографии запечатлевали на
пленку все эти события в жизни
народа.

Партия и правительство  внима-
тельно следили за ростом советского
документального киноискусства и
помогали его дальнейшему развитию.
Благодаря’ этой неустанной заботе
документальное кино в Советском Co-
юзе получило за последние лесятиле-
	тия такое огромное развитие, как ни ]
	в олной стране мира.

По всей необ’ятной территории на-
шей великой Родины ежедневно про-
исходят кинос’емки для фильмов и
журналов. Сейчас нет ни одной со-
юзной и автономной национальной
республики, гле бы не было студии,
секлора кинохроники или. кинокор-
респондентекого пункта. 29 различ-
ных названий киножурналов выхо-
дит в Советском Союзе. Фильмы и
журналы, отражающие жизнь рес-
публик, краев, областей и крупных
центров, являютея мощным ефедет-
вом в развитии национальной куль-
туры, действенным оружием агита-
ции и пропаганды,

Наряду ео старыми мастерами, на-
чавшими свою деятельность в первые
годы советской власти, в докумен-
тальном кино выросли и успешно ра-
ботают новые талантливые кадры
режиссеров: В. Белязв, 1. Варламов,
Ф. Киевлев, И. Сеткина, Л. Отепано-
ва, А. Ованесова, И. Венжер, Л. Кри-
сти, С. Гуров, В. Байков, М. Слуцкий,
Ti, Посельский и многие другие.
`Выросли кадры подлинных киножур-
налистов-операторов: ‚ Р. Kapmen,
В. Ешурин, М. Трояновский, И. Бе-
`ляков, Б. Макасеев, М. Ошурков,
С. Семенов, М. Глизер, Л. Мазрухо,
П Паллей А. Сатвин. А. Кричев-
		‘ский. М. Каюмов и др. Многие
	них удостоены о эвачия лауреатов
Сталинской премтши.
B row Великюй Отечественной
	войны особенно шолвилиеь все луч9ч-

лилея на совещание... к Подсудимо-
му»), И. Семенова («Ной и хамы»).

Серия Б. Пророкова «Вот она —
Америка» занимает юс0б0е место. Это
также сатира, но уже вовсе не смеш-
ная, a трагическая. При рассматри-
вании этих листов вспоминаются
графические серии Гойя. Пророков
изобразил характерные энизоды Из
жизни капиталистической Америки:
полицейский дубинкой избивает де-
монетрантов: зловещим силуэтом ри-
суетея на фоне неба фигура. повешен-
ного негра («Только за 10, что он
черный»); забитый, оборванный че-
ловек робко наклоняется над грудей
мусора. чтобы найти здесь какие-то
селобные отбросы («В «етране. изо-
билия»). Самый сильный лист серии
называется «9н потерял надеж-
ду найти работу»; трудно CMOT-
реть без содрогания на изображенио-
TO здесь человека в ‘нахлобученной
шляпе, с лицом, из’еденным голодом,
с холодным отчаянием в остановив-
шемся взгляде. Вее рисунки Б. Про-
рокова дышат подлинным драматиз-
MOM, ITO — художник больших воз-
можностей: нужно думать, что в бу-
хущем они раскроютея еще полнее.
_ Раздел книжной  илаюстрации
‘оказался в этом году особенно ипте-
рееным и разнообразным.

Становится все очевиднее, что У
нас сложидась хорошая, твердая тра-
TUNA реалистической иллюстрации,
в рамках же этой традиции, этой ели-
ной колы, имеется много фазлич-
ных течений и индивидуальных OT-
тенков. Никому из авторов  иллю-
страций, повидимому, уже не прихо-
дит в голову щеголять «евоей мане-
рай», придумывать себе какие-то
особые изыски; вообще  суб’ектив-
ноств успешно изживается и в то же
время ярко выступает индивидуаль-

ность каждого художника, eV
склонность к выявлению TeX или
иных сторон в сложнейшей ткани
	литературного произведения.

На выставке экспонировано много
иллюстраций к произведениям клас-
сиков. Творения великих русских
писателей при своем звозникнове-
нии очень редко находили доетой-
ных иллюстраторов, да и впослед-
ствии находили их не воегда. Заме-
чательные художники ХГХ века 05-
ращались к фаботе над  иллюстра-
цией эпизодически.
Много ли было дей-
ствительно достойных
иллюстраций в про-
изведениям Пушкина,
Льва Толетото, Турге-
нева, Чехова, Горькю- }
то — не отдельных
листов. а таких под-
робных иллюетраци-
онных серий, где бы
художник шаг за ша-
TOM сопровождал пи-
сателя, прослеживал
бы лвижение сюжета,
характеры в их раз-
витии? Честь созда-
ния таких серий при-
надлежит преимуне-
_ ственно советеким
художникам.

В этой области за-
елуга художников Ку- 1
крыниЕесы, едва ли не
так же велика. как В
области карикатуры.
На выставке — две
их работы: иллюетра-
ции к «Фоме Горде-
еву» Горького и Е
роману Сервантеса
«Дон-Вихот».

Первая серия уже
выетавлялась ранее,
  ней говорили и пи-
сали. Кукрыниксы не
впервые обращаются
К творчеству велико- «Он поте
го пролетарского пи- нок худо

Не во всем удачны работы боль-
ого художника Сергея Гераеимова
— иллюстрации в даме «Гроза»
Островского. Очень хорош фон, на
котором развертывается драма: про-
винциальный городок, Волга, вал,
обрыв, но`сама драма. неубедительна.
Образ тероини ме найден. (Она то
искусственно мелодраматична (в спе-
не-в Тихоном). то сентиментальна (в
	сцене се Борисом), то вовсе невырз-
зительна (в сцене с Кабанихой и Ти-
	хоном). Только лист ‘е изображением
одинокой фигуры Катерины, стоящей
на берегу, дает образ, приближаю-
щийся к подлинной героине Оетров-
ского.

В сожалению, иллюстраций в кни-
гам советских писателей на выстав-
ке значительно меньше. Это продол-
жает оставаться серьезным шробелом
в нашей книжной графике.
	Но, несмотря на небольшое ROUTE
чество, здесь налицо качественные
достижения: иллюстрации 0. Верей-
ского к «Разгрому» А. Фадеева и
иллюстрации А. Лаптева к «Подня-
той пелине» М. Шолохова.
	0. Верейский вырастает в прекрас-
ного иллюстратора, и именно худож“
ника современной темы. Ето серия
иллюстраций к роману А. Фадеева
«Разгром» нисколько ве уступает,
осели не превосходит более раннюю
работу-—<Василий Теркин».
	0оший высокий уровень показач-
ных работ позволяет предявить K
ним еще большие требования. Возни-
кают и некоторые недоумения. Ha-
пример, почему в разделе графики
так мало новых имен. тогда как их
так много в разделе живописи? По-
чему почти отсутствуют работы ху-
дожников ряда союзных республик
и городов РСФСР? Почему, наконец,
так мало представлена гравюра на
дереве, акварель, а офорта и совсем
не видно? Те образцы гравюры, кото-
рые имеются, нельзя признать удач-
ными -—— ни иллюстрации к «Евге-
нию Онегину» Ф. Константинова, ни
иллюстрации М. Полякова к поэмам
Пушкина.
	Ф. Константинов, показавший на
прошлой выставке такие превоеход-
ные и своеобразные вещи, как сюита
больших гравюр «Колхозный труд и
быт», в иллюетрировании «Онегина»
потерпел явную неудачу.
	Искания в9 всех направлениях
графики, освозние и обновление раз-
личных техник гравирования могли
бы солействовать еще большему обо-
гзщению книжной графики.
	Главной me затлачей остаетея еще
	  более решительное обращение худож”
‘‹ ников к велушим темам современно-
	ети; только на этом пути сможет
креннуть и развиваться стиль социа-
листического реализма. В годы вой-
ны и тотчас после войны наша гра-
фика в смысле своей насыщенности
современностью шла впереди живо-
писи, теперь же живопись как будто
начинает обтонять ее в этом отноше-
нии. А между тем, карандаш худож-
ника, это подвижное, легкое и по-
слушное орудие в гуках мастера,
должен всегда быть отточен и наце-
лен, всегда готов закреплять на 0у-
Male новые черты в величественном
и мошном потоке нашей современной
действительноети.
	Н. ЛМИТРИЕВА.

тие качества нашего документать-
ного киноискусства, рожденного с0-
ветским строем. Операторы кинохро-
HHBH, невзирая ни на какие трудно-
сти и опасности боевой обстановки,
находясь на всех участках фронта,
вели подлинную кинолетопиеь Оте-
чественной войны. Ни одно важное
событие на фронте, ни одна значи-
тельная операция по оевобождению
Советекой земли и стран Европы от
захватчиков не осталиеь незафикси-
рованными для истории.

Период Отечественной войны ха-
рактерен бурным  роетом  докумен-
тальното кино и еозданием целой се-
рии. фильмов, языком кинодокумента
рассказывающих о героической борь-
бе советекото народа за своболу и не-
зависимость своей великой Родины.
Такие фильмы, как «Разгром немец-
ких войск под Москвой», «Сталин-
град», «Битва за нашу советскую
Украину», «Берлин», «Разгром Япо-
нии» и другие, —это не только цен-
нейшие кинодокументы, но и выда-
ющиеся по своим художественным
качествам произведения киноиекус-
ства.

За годы войны фронтовые кино-
операторы засняли свыше 3,5 мил-
лиона метров пленки. Этот материал
огромной исторической ценности во-
шел в различные кинофильмы и
журналы, значительная же часть его
хранитея в специальном кинофонде
— «Кинолетопиеи Великой Отечест-
венной войны»,

В послевоенные годы документаль-
ная кинематография создала ряд про-
изведений, отображающих величие
труда советских людей по восстано-
влению разрушенного войной хозяй-
ства, по выполнению задач после-
военной сталинской пятилетки. С03-
даны фильмы, которые правхи-
во и ярко показывают жизнь, быт,
экономику и культуру советских
республик, показывают успехи, ко-
торых добилиеь эти республики за
годы советской власти. Фильмы
«Таджикистан», «Эетония», «Совет-
ская Датвия»,  «Советекая Литва»,
«Карело-Финскля ССР», «Советская
Киргизия»,  «Советекая Украина»
отличаютея высокими художеетвен-
ными качествами и глубоким идей-
но-политическим содержанием.

За это же время выпущены филь-

мы о странах народной демократии:  скому народу к 30-летнему юбилею шенствовать в себе качества больше-
	кинематографии.
+s
	«Оесвобожденная Чехословакия»,
«Болгария», «Румыния», «В Север-
ней Корее», «Польша», «Новая Ал-
	BECTCROTO киножурналиета, для ко-
‘терого выше всего интересы нзро-
‘да, страны, партии. Надо решитель-
но изгнать из нашей работы равно-
душие и бесстрастие.

Несмотря на огромные успехи до-
  кументального кино, на тематиче-
  скюе и жанфовое разнообразие нзших
‹ фильмов, во многих из них еще име-
  ются элементы некоторого стандарта
\в семке и в построении. Докумен-
тальная кинематография должна Toe
‘ставить задачу преодоления этих
  недостатков. Следует  решитель-
но бороться за оперативность наших
периодических изданий, чтобы co-
ветский зритель своевременно и бы-
стро видел на экране события, про-
исходящие в нашей стране. Мы-0бя-
заны совершенствовать форму забы-
того жанра документального кино —
короткого киноочерка на экране. Ко-
 роткому документальному фильму,
публициетически страстному и лоли-
тически целеустремленному, 66376
ловно принадлежит большюе будущее.

Сейчас, когда империалистический
тагерь во главе се американской рэ-
акцией ведет гнуеную кампанию
	клеветы против Советекото (Союза И _
	‘стран народной демократии, Rena
поджигатели новой войны мобилизу-
ют все силы и ередетва своей тЮ-
  Marana, в том чиеле и кино, про-
тив нашей страны, против лаем
мира,—задачи советского  докумен-
тального кино особенно велики, бла
горолны и ответетвечны.

Мы должны создать много правди-
вых, ярких, высокохудожественных
документальных фильмов о нашей
советской действительности, мы дол
жны помочь воздать такие же филь-
мы странам народной демократии.
Языком фактов, языком нашей вели:
кой советской правды мы будем 69
роться с ноджигателями новой войны,
разоблачать их тнусные замыслы.
Мы должны стремиться к тому, что
бы каждый кадр нашего фильма
отражал те великие идеи, вБоторыми
  живет наш народ, идущий пол руко-
водетвом HATCH партни и великого
  Сталина К КОММУНИЗМУ.

Илья КОПАЛИН,
лауреат Сталинской премии.
	бания», «Демократическая Бенгрия».  кументального кинематографа поста-

На исторические решения партии  вило ряд творческих проблем: вопро-
и правительства по вопросам сель-  сы жанра, проблемы сценария, мон-
ского хозяйства и полему животно- тажа, дикторского текста, музыкаль-
	водетва документальное кино отьлив-
нулось созданием ряда произведений,
среди которых надо 06060 отметить
фильмы: «Мастера высоких урожа-
ев», «Колхоз Красный Октябрь»,
«Интеллигенция  колхозното села»,
«У Белого моря» (колхоз «Ортаниза-
тор»), «Долина реки Вахш», «Река
счастья», «Великий пример» и др.
Появление цвета обогатило доку-
ментальную кинематографию. Такие
цветные фильмы, как «Парад Шобе-
ды», «Молодость нашей страны»,
«1 мая 1949 года», «День победив-
шей страны», «Советская Украина»,
«День воздушного флота СССР» и др.,
продемонстрировали блестящее юевов-
ние операторами кинохроники цвета.
Многие из этих фильмов удостоены
Сталинекой премии. некоторые — из
	них завоевали первые места на ме-
ждународных кинофестивалях.
Олной из ярчайптих творческих
	ного оформления и т. д. за поеслет-

щие говорить OQ появлении HO-
вых жанров документально кино,
которых не существовало в старой.
хореволюдионной кинематографии,
		странах.
Широко освещая политическую,
хозяйственную и культурную жизнь
Советекюй страны и стран нафодной
лемократии, фикеируя на пленку те
или иные события и факты, совет-
ское документальное кино стремит-
ся прежде всего показать человека—
участника этих событий, его силу,
мужество, его безграничную предан-
ность ‘партии Ленина— Сталина.
Сила нашего документального ки-
#0 — в его правде, в неопрювержи-
мости и убедительности фактов, ко-
торыми оно оперирует, в идейной це-
леустремленности фильмов. в их
	побел хокументального кинемзтогра-  больышевистекоюй пзртийности и стра-
	В этом коренное отличие
	фа являетея фильм «Владимир Иль-  етности.

ментальные фильмы являлись убеди-
тельными и страстными згитаторами
и пропаганлиетами.

Серьезной помехой на первом эта-
пе развития советской документаль-
ной кинематографии оказалось чрез-
мерное увлечение вопросами формы,
«оригинальностью» монтажа и «1о-
дачи» материала. «Идеологом» этого
направления явился Д. Вертов и ру-
ководимая им группа  «киИнНоков».
Оптибочность творческого метода этой
группы приводила к тому, что воп-
росы формы  отодвигали на задний
план идейно-политическое солдержа-
ние фильмов. Формализм притуплял
острое и действенное оружие, каким.
являлись и являются документальный _
фильм и кинохроника.

В процессе развития документаль-
ного фильма все вздорные и опгибоч-
ные «теоретические» утверждения
  группы «киноков» были опрокину-
ты и разбиты. Сам Вертов, поетепен-
но освобожлаясь от формалистекой
шелухи «киночеетва», создал такие
пенные работы, как «Ленинская ки-
ноправда», «Шагай, Совет», «В серд-
це крестьянина Ленин жив», a 3a-
тем значительные идейно-насы-
щенные фильмы «Три песни о Лени-
He» и «Колыбельная», утвердивигие
новый вил киноискусства — 0браз-
ную кинопублициетику.

Борясь с формализмом, эстетством,
увелечением экзотикой и другими
влияниями буржуазной культуры,
дебиваясь глубины проникновения В
сущность явлений и фактов, стре-
мясь показать на экране нового че-
ловека, документальное кино стано-
вилось все более и более идейным,
политически устремленным, станови-
лось мощным оружием в руках

партии. Эт была борьба за

:

социалистический реализм в доку-
ментальной кинематографии.
Советское документальное кино
росло и развивалось вместе со всей
Советской страной. Вырастали гиган-
ты индустрии, пускалиеь первые ги-
дростанции, создавались первые сов-
	Развитие искусства советекото до-
	ич Ленин». Это глубоко волнующее! советских документальных фильмов
		произведение о величайшем
	гении от буржуазной кинохроники,
	революции Владимире Ильиче Ленине
и о ем верном соратнике, ближай-
шем лруте и продолжателе его дела
товарище Сталине. Фильм (режиесе-
ры М. Роом и В. Беляев) показывает
торжество ленинеких идей, торжест-

арсенал выразительных средетв кино
поставившей на службу реакционной
пропаганде. Капиталиетическая ки-
нематография не могла создать и не
создала ни одного выдающегоея до-
кументального фильма, не подняла
	НИ юлНоЙй большой темы.
	во социализма в нашеи стране, иду-
шей по ленинекому пути под руко-
	Документальное кино в пашей
	водетвом товарища Сталина к комму-   стране—не только признанное иекуе-
	HHSMY,

Тридцатилетие советской кинема-
тографии застает. документальный
кинематограф за работой над рядом
фильмов ю жизни и труде советских
людей, 0б их борьбе за досрочное вы-
полнение послевоенной сталинской
пятилетки, об усилиях народа, вдох-
новенно строящего под руководством
партни Ленина— Сталина  коммуни-
стическое общество.

Работники советекой документаль-
ной кинематографии  приложат все
усилия, чтобы фильмы 1949 года’
явились достойным рапортом совет-

ство, но искусство, любимое нашим
народом. Перед этим искусством сто-
ят большие задачи. Необходимо на-
стойчиво и смело искать и развивать
новые, еще болэе совершенные формы
отображения нашей  действительно-
сти, необходимо глубже и ярче пока-
зывать в документальных Фильмах
нового, советского человека — етрои-
теля коммуниетического обнтества.
Для этого работники кинохроники
должны обладать  великолепнейнейм
чуветвом большевиков —- чуветвом
нового. Каждый режиссер и оператор
документального кино должен совет-