СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ТРИБУНА

ЗРИТЕЛЯ
	ПЬЕСА, .ИСКАЖАЮЩАЯ
ЛЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
	ет о том, что поведение Сахарова
вызвало разговор на партбюро, но
эта отпиека не может обмануть ни
читателя, ни зрителя.

Советские школьники представле-
ны драматургом глупыми и опошлен-
ными. Ни комсомольской сознатель-
ности, ни настоящего товарищества,
ни чуткости, присущей нашей заме-
чательной советской молодежи, мы
не найлем в пьесе. Глупые остроты,
	драки, пошлое ухаживание за своими
сверстницами — единственное, что
занимает. по мнению драматурга, на-
шу молодежь.

Насмешкой над обликом советево-
го комсомольца выглядит главный
герой пьесы — старшеклассник
Игорь. Игорь представлен человеком,
не верящим в силу коллектива И
совершению оторвавитимея от него,
этаким байроническим героем, в оди-
ночестве  предающимея своим прр-
живаниям. Азтор He только не
осуждает своего героя, но считает
его поведение совершенно нормаль-
ным и весьма ему сочувствует. Не-
ожиданной и никак не об’яснимой
выглядит перемена, происшедшая в
Игоре в последней сцене, где он по-
‘мирился с товаришами и даже спо-
собствовал примирению родителей.

Пьеса Поташова «Сын»—ие толь-
ко порочное по своей идее, но и чрез-
вычайно слабое в художественном ют-
ношении произведение. Конфликт, по-
ложенный в его основу, насквозь
фальшиво-сентиментален и пежиз-
ненен. Манера, в которой написана
пьеса, слашава.

Мещанским еюсюканьем проникну-
ты взгляды и разговоры действующих
лиц. Чрезвычайно характерен в этом
отношении мололог второй жены ин-
женера Сахарова. Вот какова мораль
этой. по мыели автора, положитель-
ной героини пьесы, которую она ре-
шаетея высказать лишь... беееловее-
ному слушателю — кошке: «Ты си-
рота? Мягкая у тебя шереть, теплая...
И я сирота... Только вам, кошкам,
легче жить. Вы привязанности к лю-
дям не знаете, вы знаете только
дом. А кто в доме — вам безразли-
чно. Правда? У нас, у людей, иначе...
Ну что мурлычинть?.. Ласковый ты!..
А мне, котик, очень тяжело, я, ка-
жется, надорвусь. Я все думаю, ду-
маю, а придумать ничего не могу.
И что придумаешь? После драки ку-
лаками не машут. А за этой дверью
меня терпеть не могут. Там меня злой
мачехой считают, преступницей. А
разве я злая махеча? Я проето глу-
	пая, слабая, поелушалаеь сердца, оно
	меня и потянуло. Разве плохо, когда
слушаешь сердце? Ведь можно раз в
жизни послушаться сердца? Вот я и
послушалась... А оно и ушло от ме-
	Недавно я получила письмо
Николаева, Мнё писали, что на сце-
не Театра им. Шевченко поставлена
порочная пьеса А. Поталшова «Сын».
Я заинтересовалась. этим отзывом,
достала иБесу и прочла ее. И мне ста-
л9 ясно, что это произведение позорит
сцену совотекого театра. Искажение
нашей действительности, образов. г0-
ветских людей, принижение роли
коллектива — все эти недостатки
характерны для произведения А. По-
танова. _

Пьеса посвящена важным пробле-
мам семьи в социалистическом обще-
стве, морального облика советского
человека. его ответственности перед
коллективом, Сюжет ее несложен и
весъма банален: капитан Сахаров, до
войны главный инженер завода, изо-
бретатель, в течение четырех лет до-
блестно воевал ec фашистами. На
фронте он влюбился в молодую худож-
ницу и решил порвать со старой
семьей. Разрыв родителей и от’езд
матери сильно влияют на сына Саха-
рова-—Игоря. Мальчик осуждает по-
ступок отца. враждебно относится к
его новой жене и, в конце концов,
уезжает к матери. Сахаров с уходом
сына падает духом. Оставленный
второй женой. он едет велед за Игорем
и... миритея с ним и его матерью.

0 капитане Сахарове до его появ-
ления на сцене говорят, как о чело-
веке, горячо любимом семьей и ува-
жаемом товарищами по работе. Ero
демобилизовали из армии по просьбе
завода. Для массового производства
изобретенного им станка строится
специальный завод. Все это зритель
узнает о Сахарове из реплик дейет-
вующих лиц. В действительности же
мы видим совершенно другого чело-
река, для которого личные пережи-
вания совершенно заслоняют интере-
сы производетва, завода. Громкие
декларации Сахарова о любви к сы-
ну противоречат всему его поведс-
нию. И эту карикатуру, эту пародию
ма советского человека А. Поташов в
конце пьесы преподносит раскаяв-
шимея трешником, человеком, 0с03-
навшим свои ошибки и восстановив-
шим счастливую семейную жизнь!

Основным недостатком пьесы яв-
ляется то, что ее события разверты-
ваются вне всякой связи с нашей
реальной действительноетью. Семья

Сахарова искусственно изолирована
автором OT общественной жизни.
Лишь время от времени Поташов
	вспоминает, что он пишет все-таки
о советских людях, и тогда в зат-
хлый мирок мещанских переживаний
его героев он искусственно пытается
внести струю общественной жизни.
Ни заволекой коллектив, ни партор-
		М

_ ФЕСТИВАЛЬ
В ПОЛЬШЕ

На-лнях в Варшаве в  Государет-
	венном польском театре состояло.
торжественное открытие театраль-
ного фестиваля лучших TOCTIHOBIE
	bee советеких драматургов и ру-
ских классиков: Фестиваль продлит-
ся до 18 декабря.

„В конкурее, который предшествс-
вал. фестивалю, приняли учаетие 55
профееспональных ‘театров, в ТЭМ
числе 36 драматических, 4  музы-
кальных, 6 молодежных и 9 куколь-
ILLIX.

Одновременно с конкурсом про-
фесспональных театров на лучшую
поетановку русеких пьес по веей
стране прошел конкурс театральной
самодеятельности, в котором  участ-
вовало выше тысячи коллективов. В
их репертуаре 57 произведений рус-
ских классиков и советеких писато-
лей; в том чиеле: «Мещане», «На
дне» и «Мать» Горького, «Хорошо»
и  «Радио-Октябрь» Маяковского,
«Молодая гвардия» Фадеева, «Остров
мира» Петрова, а также «Ревизор»,
«Мертвые души» и «Женитьба» Го-
голя, «Вишневый сад», «Медведь» и
«Юбилей» Чехова и др.

Лучшие коллективы художествен-
ной самодеятельности — более 40
коллективов рабочих клубов и 30
кружков крестьянской самодеятель-
ности — выступят в Варшаве.
	100 ПОСТАНОВОК
	Телтральное искусство Албании
пришло к пятилетнему юбилею pec-
публики с большими творческими до-
стижениями. Ведущий театральный
коллектив в  стране—Государствен-
ный театр в Тиране. За пять лет
своего сущеетвования под руководет-
вом режиссеров Нанди Стиллу и
Андреа Пано, а также советского ре-
жиссера А. Кричко театр  осущест-
вил около 100 постановок. давая
спектакли не только в Тиране, но и
в провинции.

В репертуаре театра большое ме-
ето занимают произведения русских
классиков и советеких драматургов.
Среди лучших спектаклей — «Реви-
зор» Гоголя, «Мещане» Торького,
«За Tex, кто в море!» Лавренева,
«Платон Кречет» Корнейчука, «Рус-
ский вопрос» Симонова.

Режиесеры и актеры театра отме-
чают благотворное воздействие на их
деятельноеть советской театральной
культуры, определяющей пути твор-
ческого развития албанского иску?-
ства.
	БОЛГАРСКИЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
	В Болгарии е большим успехом де-
монстрируетея новый документаль-
ный фильм «Путь начертан». по-
священный историческому  Пятому
конгрессу Болгарской коммуниетиче-
ской партии.

«Перед зрителем, — пишет газета
«Работническо дело», — вновь
встают памятные дни, когда с три-
буны Конгресса наш любимый вождь
и учитель товарищ. Георгий Димит-
ров начертал нам нуть к свет-
лому сопизлистическому будущему.

Олна из самых волнующих сцен
фильма — величественная  демон-
страция трудящихся г. Софии перед.
народным ‘театром, где заседал Кон-
rpece. Народ еще раз доказал свою
любовь и преданность блатоевеко-
LHMUTPOBCKOH : коммунистической.
партии, евою тотовность служить
ей в борьбе за построение социализ-
ма в нашей стране».
	Авторы Фильма выходят из рамок,
клиторепортажа и широко используют
возможноети киномонтажа. Докла-.
ды Георгия Димитрова, Вылко Чер-
венкова, Добри Терпешева сопро-
вождаются эпизодами, воскренгаю-
ими тяжелое прошлое Болгарии,
борьбу болгарского народа против,
финизма и показывающими тру-
довые подвиги народа новой демокра-
тической Болгарии и нерушимую
дружбу болгарского народа е вели-
ким русским народом, со всеми наро-
дами Советекого Союза.

ЛЕМОКРАТИЗАЦИЯ
		ва. Мне трудно давалась эта роль.
Не зная жизни советеких людей,
мне, как и некоторым моим товари-
шам, иногда казалось, что герои
пьесы несколько приукрашены и
идезлизированы. И только здесь, в
Советском Союзе, встречаяеь в ра-
бочими, служащими и интеллиген-
цией, я убедился, что Софронову и
Сурову (пьеса которого «Зеленая
улица» поставлена в Берлине неза-
долго до моего от’езда) удалось прав-
хиво создать сложные и глубокие
характеры советеких людей.

«Московский характер», «оеленая
улипа», Так же, как  продолжающие
с успехом исполняться в Германии
«Любовь Яровая», «Оптимистическая
трагедия», «Особняк в переулке», —
спектакли, звучащие в немецких
тедтрах остро, публициетично и вы-
зывающие оживленную дискуссию.
Все мы, немецкие актеры и ре-
жиссеры, многому учимея на по-
становках русской советской и
классической драматургии. Я уве-
рен, что те большие проблемы,  K0-
торые поставила перед нами жизнь,
разреннимы только в тесном  содру-
жестве с. советским народом, е co
ветским искусством.

Наш театр сейчае переживает
период «бури и натиска»,  ожегто-
ченно борется с отжившим, устаре-
лым, расчищая дорогу редлизму. В
Немецком театре в Берлине, тде я.
сойчае работаю (одновременно ©
Дрезденским), очень остро стоят.
вопросы стиля, режиссерской  трак-
товки. актерского мастерства. Не-
мецюий тёатр. некогда  славивигий-
ся своим блестящим актерским ane
самблем. новаторством режиееуры,
утратил за годы нациетекото режима
многое из этих драгоценных Ka
честв. Нам приходится вести Упор-.
ную борьбу против остатков модер-
низма и декаданса, против условного.
стилизатосства в сценическом He-
кусетве. До сих пор некоторые рР-
жиссеры считают невозможным CO-
четание реалистических традиций
немецкого театра со стилем  совре-
менной прогрессивной драматургии.
И вот, посетив спектакли  Москов-
ского Художественного театра, я
воочию увидел, как гармонично с0-
четаетея стиль социалистического
реализма с лучшими достижениями
реалистической культуры пропелого,
с тем, чему учили Станиелавекий и
Немирович - Данченко. Глубокая
идейная направленность ив 19 же
время предельно реалистическая
форма присуши таким постановкам,
как «Анна Каренина», «Bocrpe-
сение» и «Мертвые души». Я по-
нял, что . система  Станиславекого
— не догма, а тот творческий. метод,
который позволяет актеру лучше
передать явления современной жиз-
НИ.

0бо всем этом я постараюсь рас-
сказать, возвратившись в Германию.
Незабываемые впечатления поездки,
те наглядные каждодневные уроки,
которые я получал на спектаклях
московских театров, во многом помо-
гут мне в практической творческой
деятельности, в частности, в работе
над моей ближайшей постановкой—
трагедией «Валленштейн» ПГиллера.

Советский Союз я покидаю е
глубокой уверенностью, что CO-
ветский театр во многом опередил
развитие театрального искусства в
других странах, что  правдивое,
идейное, влохновенное мастерство
советских актеров и режиссеров
служит для всех нас, работников
искусств демократических стран,
замечательным примером  реалиети-
ческого творчества.
	Советский Союз недавно посетила
делегация представителей рабочих и
интеллигенции Германской — демо-
кратической республики. В беседе с
сотрудником газеты «Советское ис-
кусство» член делегации, режиссер
Немецкого тезтра имени Рейнгардта
Г. Гелльберг рассказал:

— Сейчас. в знаменательные дни
образования Германской  демократи-
ческой республики, в дни, когда
весь мир узнал об историческом по-
слании  Генералиесимуеа И. .
Сталина президенту Вильгельму Пи-
ку и премьер-министру Отто Гроте-
волю, неменкий народ ветупает в
новую эпоху своего развития,

Никогда еще не стоял так остро
вопрос о роли немецкой интеллиген-
ции в идеологической жизни стра-
ны. Перед деятелями культуры и
искусства два пути: вместе с
немецким наролом бороться за еди-
ную демократическую — Германию,
против поджигателей войны ‘или
оказаться в лагере врагов, тех, кто
предает интересы немецкого народа,
хочет ввергнуть Германию в бездну
новых страданий. Иных путей нет
и быть не может.

Некоторые немецкие деятели
культуры пытаются отгородиться
от жизни, прибегая к старым юбан-
Еротивиимся формулам «чистого
искусства». Но сейчас оставаться в
стороне от жизни — это значит по-
мотать нашим врагам. Перед нами
стоят ответственные задачи: актив-
но противодействовать всеми до-
ступными нам средствами  реак-
ционному влиянию  англо-амери-
канской империалистической  идео-
логии, попыткам снова воскресить
иден мирового господства, расовой
лиекпиминации.
	Нееколько лет назал я заботал.
	руководителем театра и Педагоги
театральной студии в Мюнхене. Я
наивно думал, что после свержения
гитлеровского режима нам, немецким.
режиссерам, будет позволено с9-
здавать прогрессивные  реалистиче-
ские спектакли. свободно пропаган-
лировать систему Станиславского,
как лучший метод воспитания ak-
терских кадров. Руководимые мною
театр и студия были небольшими,
скромными коллективами. Но и их
деятельность показалась  крамолЬ-
ной англо-американеким властям.
Мне было предложено закрыть театр.
И я переехал в Восточную  Герма-
нию, чтобы иметь возможность сво-
бодно творить, создавать спектакли
для немецкого народа.

Ё юбилею Гете мною была осу-
шествлена постановка «Гец фон
Берлихинген» в Дрезденском театре.
в которой я` стремился выразить
идеи, близкие нашему времени. Но
для меня всегда было особенно зна-
чительным и важным отображать
проблемы современности. В сожале-
нию, немецкие драматурги еще в
большом долгу перед нашими зрите-
лями. Им пока не удалось правди-
во и глубоко раскрыть образ героев
наших дней, строителей новой
жизни. Несмотря на некоторые yc-
пехи немецкой драматургии («har
звери в лесу» Ф. Вольфа, «Страх и
нищета в третьей империи» Б. Брех-
та) в репертуаре театров ощущается
большой недостаток в пьесах Ha COB-
ременную тематику.

Вполне закономерно обращение
немецких театров к произведениям
советской драматургии. Этапом мое-
то творческого пути была работа
над постановкой «Московского ха-
рактера» в берлинском театре 06-
щества изучения культуры Совет-
ского Союза.
	В этом спектакле я играю Потапо-
	- Зрительный зал Театра им. Езг. Вахтангова,
		Восстановленное здание.
Театра им. Евг. Вахтангова
	ность боковых стен. В значительной
мере эта задача теперь решенз. Яру-
сы, охватывая зал полукольцом, сту-
пенями снижаются по мере прибли-
жения Е порталу сцены. Ложи и бал-
коны венчает лжеярус— световой и
акустический карниз, повторяющий
внешние очертания нижележащих
ярусов. Этот карниз создает плав-
ный переход к плафону, являясь его
декоративным элементом. Логическим
завершением всей системы служит
центральная люстра, обрамленная
лепным орнаментом. .

Компактный. но вместительный
партер с боковыми ложами бенуара
заканчивается небольшим амфитеат-
ром. Красивая и удобная мебель rap-
монирует е общим архитектурных
убранством зала. Обилие света, ра-
створяющегося в теплых тонах тер-
ракотовой расцветки стен и тканей,
мягкий отблеск золоченых бра и
хрусталя люстры — все это создает
законченный ансамбль этого ^ столь
необычного варианта старых, столе-
тиями утвердившихея форм яруеного
театра. Одним из главных достоинств
зала являются исключительная види-
мость со всех мест и хорошая акусти-
ка. Следует се удовлетворением отуе-
тить. ч10 театральная акустика
из’ята, наконец. из области «черной
магии» и базируется тепель на твер-
дом научном основании. К недостат-
кам зала, нарушающим его _ целоет-
ный архитектурный замысел, следует
отнести так называемый второй пор-
Tal, оставнеийся от старого здания.
Этот искусственный нарост, не давая
преимуществ, удлиняет зал за счет
сокращения глубины ецены и 3Ha-
чительно удаляет актера от зрителя,
	Качество ютделочных работ и пред-
метов убранства в большинстве своем
находится на высоком уровне, но, ко-
нечно, не все и не везде удалось оди-
наково хорошо. Следовало бы, в чает-
ности. внести цветовое разнообразие
в трунпу помещений первого этажа,
окгашенных в один цвет, Другие по-
мещения, как, например, главное
фойе, несомненно выиграли бы от
более интенсивной расцветки  стев.
Вызывает недоумение недопустима
низкое качество зеркал, установлен-
ных в театре. Они как бы извлече-
ны из аттракпиона «комната смеха»,
	Большие работы были произведе-
ны на сцене. Главным образом они
относились к  электрооборудованию,
механизации и  противопожарным
устройствам. Сцена имеет хорошие
размеры, оборудование ее вполне со-
временно, но здесь не удалось избе-
жать ряда серьезных дефектов. Не-
обходимо, в частности, отметить гро:
моздкоеть и неудачное расположение
осветительных софитных ферм и © -
вершенно неоправданное технологи-
ческими требованиями устройство
предпортального осветительного м0-
стика, в значительной мере 0обезобрз-
зившего зрительный зал.
	Не все то. что было, задумано авто-
ром и театром. удалось осуществить.
Еще многое предстоит исправить и
доделать. Но главное сделано. Театр
восстановлен и открыт. Вахтанговцы
получили хорошее здание. которое
смело может быть причиелено к луч-
шим театральным зланиям Москвы.
Е этом большая заслуга всего  кол-
локтлива проектировщиков, строите-
лей и работников театра, вложивших
в дело восстановления живую TEOP-
	27 ноября 1949 гола, после воеъ-
милетнего перерыва, вновь открылиеь
перед москвичами двери. Театра
им. Евг. Вахтангова, здание которого
было сильно повреждено в 1941 году
фашистской авиабомбой,
	Большая работа. проделанная кол-
лективом строителей и театром, не
являлась восетановительной в узком
смыеле этого слова. Здание театра
было не только восстановлено, но в
значительной своей чаети PeROH-
струировано, заново отделано, оена-
щено новой мебелью, оборудовано со-
временными техническими устройст-
вами. По существу, в строй действу-
ющих тезтрально-зрелищных  пред-
приятий столицы вступило новое те-
атральное здание.
	Автор реконструкции, архитектор
Il. Абросимов, поставил перед собой
сложную задачу — создать на осно-
ве вековых традиций русской клас-
сической театральной архитектуры
современное здание, отвечающее тре-
бованиям передового советского теа-
тра. Трудности усугублялиеь необху-
димостью избежать коренной ломки
основных конструкций старого  зда-
ния, как известно, перестроенного из
жилого особнякз.  Следузт  отме-
тить, что автор справился с поетав-
ленной затачей вполне успеннно.
	Арбат — архитектурно  сложив-
шаяея магистраль. Среди окружаю-
щих театр разностильных жилых
	домов фасад театра, решенный opie-
ром, в крупных формах с преоблада-
нием вертикальных членений, вы-
деляется как значительное  общеет-
венное сооружение. Четкий ритм
мощных пиляестр, увенчанных разви-
тым карнизом, придает зданию выео-
ту и монументальность. -
	Основным дэстоинетвом новой пла-
нировки театра являются четко орга-
низованный поток зрителей, удачно
найденные пропорции и об’ем поме-
щений — просторных, светлых и в
большинетве своем уютных.
	Внизу расположены вестибюли и
гардероб. В глубине вестибюля, на
возвышении, устроена полукруглая
ротонда, непосредетвенно примыкаю-
щая к зеркальной галлерее. Напол-
ненная отраженным светом OT CBe-
тового карниза и зеркал, галлерея
доминирует среди прилегающих к
ней помещений и является центром
архитектурного ансамбля первого
этажа.
	Расположенное на втором этаже
двухеветное фойе — второй по зна-
чению зал театра—вышолнено с ха-
рактерной для больших помещений
обработкой стен крупными панелями
C орнаментальным обрамлением. Зна-
чительные размеры зала, скромная,
слишком даже скупая отделка, зер-
кала в торцовых стенах и зеркаль-
ные стекла двойного ряда окон при-!
дают фойе строгую монументальность
И В То же время несколько холодную
парадность. Но вечером, когда на ок-
на спускаются белые шелковые жа-
люзи и зажигаются многочисленные
огни настенных бронзовых бра и
массивных, свисающих с потолка.
люстр. зал становится уютнее и вы-
TIAIUT празтнично.

Естественно, что основное внима-.

ние и автор и строители уделили.

эрительному залу, решенному смело.
И интересно. Прежде зал имел не

свойственную театру ‘форму ВЫТЯНУу-
			гАвизация,-Воторыв, судя TWO TERCTY т
TLOCLT o Herennenwem oda ттав-   ня. ецерь оно`не мое. Теперь оно его.
		У вас так бывает! ».

Приходится лишь удивляться то-
му, что пьеса А. Потапюва «Сын»
разрешена к постанювке и до сих пор
бытует в репертуаре ряда театров.

Инженер Н. ТОРОПОВА.
	пьесы, с нетерпением ожидали глав-
ного инженера, никак фактически не
влияют на поведение героя. Его по-
ступки, заслуживающие самого стро-
того осуждения, проходят мимо то-
варищей Сахарова по заволу. Прав-
да, в одном месте драматург упюмина-
	В Комитете по делам искусств
		делов по делам искусств, республи-
канского и областных домов народно-
го творчества Белорусской ССР еше
не отвечает размаху и росту художе-
ственного народного творчества. Не-
велико количество национальных дра-
матических кружков, слабо разверну-
та самодеятельность в профсоюзных
клубах, домах и дворцах культуры.

Неудовлетворительно работают не-
которые дома народного творчества.
Руководство сельскими самодеятель-
ными коллективами носит случайный
характер.

Чувство недоумения на заседании
Комитета вызвало сообщение о том,
что в республике по-настоящему не
организована помощь работников про-
фессионального искусства коллекти-
вам художественной самодеятельно-
сти.

Комитет по делам искусств принял
развернутое решение, направленное
на дальнейшее развитие и улучшение
самодеятельного искусства Белорус-
ской ССР.
	Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР, обсудивиий
на своем очередном зазелании вопрос
о состоянии, художественно 4 самодея-
тельности в. Белорусской ССР, отме-
тил, что народные сказители и пев-
цы, мастера прикладного искусства,
руководители и участники художест-
венной самодеятельности принимают
деятельное ‘участие в развитии со-
циалистической культуры и искусства
своей республики.

Праздники песни, проведенные в
текущем году в Барановичекой, Пин-
ской, Могилевской и Гомельской об-
ластях, привлекли в самодеятельные
хоры тысячи любителей пения и яви-
лись яркими показателями роста на-
циональной хоровой культуры. Широ-
ко развивают коллективное песне-
творчество молодые хоры, возникшие
в западных областях республики:

Вместе & тем на заседании Комите-
та было установлено, что уровень ор-
ганизациснно - методического pyKo-
	‘водства со стороны Управления и OT-
	В УГОЛЬНОМ ЦЕНТРЕ РУМЫНИИ
	. В олном из крупнейших угольных
центров Румынии— городе Петроша-
ны работает государственный драма-
тический театр.

В этом году сцена театра оснале-
на новой аппаратурой; переоборуло-
	ваны фойе, библиотека, читальный
зал и помещения для репетиций.

Новый сезон открылся премьеруй
пьесы Г. Констанеску и И. Улиезу
«Волостной врач». Театр поставил
также пьесу А. Корнейчука «Макар
Дубрава».
				Успехи реалистического искусства
		- Советский зритель уже видел на
экране ряд фильмов, созданных В
странах народной демократии, —
польский фильм «Последний этап»
(«Освенцим»), венгерский — «Миш-
ка-аристократ» и чехословацкий —
«Белая тьма». В последнее время на
экраны советских кинотеатров вы-
шли новые художественные фильмы
«Пядь земли» (производство венгер-
ской национальной  кинофабрики
«Венгерский фильм») и «Немая бат-
рикада» (производство Чехословацкой
государственной киностудии). Эти
картины вызвали большой и вполне
заслуженный интерес наших зрите-
лей. как произведения. знаменующие
первые успэхи в создании подлинно
народного киноискусства стран на-
родной демократии.
	Прежде веего необходимо отметить
то общее и знаменательное, что ха-
рактерно и для «Пяди земли» и для
«Немой баррикады». Резко отличаясь
по содержанию, они тем не менее
близки и органически родственны по
идейным устремлениям, по яркости
социальной окраски.

Наиболее важное достоинство н9-
вых произведений венгерской и чехо-
словацкой кинематографии состоит в
том, что оба фильма — подлинно на-
родны ‘и реадлистичны. Они активно
пторгаются в действительность, под-
пимают и решают серьезные и зна-
цительные вопросы жизни своих на-
родов.

В свое время нам довелось видеть
отин из фильмов, снятых при старом
буржуазном режиме. Название не со-
хранилось в памяти — помнится
только, что все содержание картины
сводилось к расеказу о том, как раз-
битной и предприимчивый молодой
человек е традиционной хризантемой
в петлице фрака усиленно домогалея
	Гоз убедительно показывает тшет-
ность и заведомую обреченность по-
пыток отдельных крестьян BbIPBATh-
ся из тискэв нужды и бесправия.
Как бы ни стремился крестьянин-
бедняк к счастью, сколько бы энер-
гии и вил ни вкладывал он в свой
жалкий клочок земли. он никог-
да не будет счастлив в стране, где
нет правды и справедливости, где
пад всем довлеет жестокая власть де-
нежнато мешка. Эта основная мыель
пронизывает картину от начала до
конца. придает ей глубокую идейную
устремленноеть.

В лучших традициях реалиетиче-
ской школы поставлен и новый чехо-
словацкий фильм «Немая баррикада»
(режиссер Отакар Вавра). В его ос-
нову положен взятый из жизни эпя-
		зсл борьбы населения Праги против тер борьбы против гитлеровеких за-
	немецко-фашиетевих
	24¥PRATUUROB   XBATUMKOB. Пожилая женщина УЧчиИТ-
	Я ESO OE РО ОН

весной 1945 гола. описанный в одно-   ся владеть винтовкой, которая при-
		именном произведении
	‘чешского писателя Hua Apis.
	Посвяшенный героической 906910-.
	‚не одной оаррикалы фильм, не вос-
‘принимается. однако. как расеказ 03
	миа подвиге горетки лю-
дей. Несомненная заслуга . авторов
  картины состоит в том, что они су-
‘мели на примере нескольких —
‘очень лавоничных и ярких — энизо-
дов показать, как горячо любит свою
родину чехословацкий народ, как
свято дорожит он ее свободой и не-
зависимостью. как AITO ненавидит
ее врагов. Страстно и рдохновенно
‘утверждает фильм величие патрио-
‘тизма. во имя которого люди идут на
любые лишения и жертвы.

Очень хороши в картине сцены,
раскрывающие всенародный  харак-
		падлежала ее погибшему в 09рь06
сыну; юноша и его отец ветречают-
ся на баррикаде; польская девушка,
пережившая ужасы  фашистеких
концентрационных лагерей, сражает-
ся рука об руку с пражекими рабо-
ЧИМИ..,
	  Светел и символичен конец филь-
Ma — на улицы  крагавицы  Пол-
‘ти ветунают советские танки. Как
	дорогих гостей, со слезами радости
на глазах встречают жители города
воинов-освободителей. Отныне и на-
всегда обретает чехословацкий народ
долгожданную свободу!

Смотря этот чудесный фильм, чув-
ствуешь, е каким воодушевлением
работал весь его творческий коллек-
тив над раскрытием темы, столь
близкой и важной для народа новой,
демократической Чехословакии. Это
веодушевление невольно. передается
зрителю. Фильм волнует и убеждает
каждым кадром, каждым словом.

В обеих картинах радует проетая
и искренняя манера актерской игры.
На высоком профессиональном уров-
не стоит мастеретво режиссеерюв и
операторов.
	К недостаткам фильмов следует.
на наш взгляд. отнести некоторую
растянутосеть епенариев. полчае ени-
	жающую драматичность И Напря-
женность повествования.  Неприят-
ное виечатление оставляют отлель-

тали (9600енно в «Пяди земли»), по-
рой нарушающие общий уеалиетиче-
ский стиль произведения.

Создание художественных  филь-
мов «Пядь земли» и «Немая барри-
када»  являетея значительной и
принципиальной победой молодого
киноискусства стран народной демо-
кратии. Деятели кинематографии этих
стран уверенна и уепептно идут по
	и »   м
того прямоугольника. Необходимо бы- ческую инициативу” много ‘сил и
10 его зрительно «укоротить», раз- труда. у

бить и оживить монотонную поверх-  И. ФЛОРИНСКИЙ.

о ©
	В день открытия сезона в театре
	‘пПроисходиле торжественное собрание.
	В зале собрались весь коллектив
вахтанговцев и строители и монтаж-
	ники_-участники восстановления и ка-! нов го
	питального переоборудования здания.
С приветственными речами к соб-
равшимся обратились заместитель
	‘председателя Комитета по делам ис-
	кусств при Совете Министров СССР
Н. Беспалов, секретарь Киевского
райкома ВКГб) С. Анфимов, архитек-
тор П. Абросимов и другие. Высту-
	пииций на собрании бригадир  бетон-_
щиков П. Морозов от имени строите-
лей дал театоу такой-‘наказ: «Мы вы.
		Советское изобразительное искусст-
во понесло тяжелую утрату. Скончал:
ся профессор Художественного инсти-
тута им. Репина, выдающийся мастер
рисунка и иллюстрации Константин
Иванович Рудаков. _ ыы

Непрестанно ` совершенствуя свое
мастерство, Рудаков добивался ярко-
сти, выразительности. характеристик
всех ‘действующих лиц иллюстрируе-
мых им произведений, предельной
естественности композиции.

Многочисленные ученики К. И. Ру-.
дакова ценили в нем уменье на прак-
тике показать важнейшие принципы
композиции, основные приемы мастер-
ства ‘расовальщика. : .

В последние годы К, И. Рудаков.
создал цикл иллюстраций к произве-
дениям Пушкина («Полтава»), Гоголя
	Редакционная коллегия:
	строили вам хорошее здание, а вы по-
казывайте в нем. хорошие спектакли,
нужные нашему народу».

Народный артист СССР Р. Симо-
нов горячо благодарил партию, прави-
тельство и товарища Сталина_за вни-
мание к театру. С огромным вооду-
шевлением было принято приветствие
товарищу И. В. Сталину.

Вечером нарядный, сияющий огня-
ми зал принял первых зрителей—ста-
хановцев московских предприятий,
ученых, писателей, деятелей искусств,
представителей Советской Армии.

Шла пьеса И. Кремлева «Крепость на
Волге».
		(«Ревизор»), Горького («Фома Topie-
ев») и др. Много труда ин таланта вло-
жил художник в иллюстрации“к про-
изведениям Тургенева.
	Безвременная смерть помешала’ ху:
дожнику осуществить начатую им ра-
боту над иллюстрированием «Войны я
мира» Толстого.

В памяти всех знамних большого
художника Рудакова навсегда оста
нется его`обаятельный образ.
	С. Герасимов, Кукрыниксы: (М.
Куприянов, П.’Крылов, Н.`Соко-
лов), Б. Дехтерев, К. Елисеев,
Я. Егоров, Н. Жуков, Е. Кибрик,
П. Корнилов, К. о Кравченко,
В. Лебедев, М. Родионов, Н. Со-.
колова, Д. Шмаринов, \А. Остро-
умова-Лебедева, Г. Верейский,
	О фильмах «Пядь земли»
ц «Немая баррикада»
°
	10 ожидать, вся эта нехитрая вюлли-
зия свелась к пресловутому «поце-
лую в диафрагму», и весь фильм в
целом ничего, кроме раздражения, не
вызвал.
	Мы невольно вепомнили 00 этой
низкопробной и вульгарной стряпне,
когда смотрели тлубокий и содержа-
тельный фильм «Пядь земли», Удо-
стоенный на недавнем международ-
ном кинофестивале в Марианских
Лазнях почетной  «Шемии Труда».
	Вепомнили потому, что, сравнивая
эти фильмы. особенно отчетливо ви-
дишь, сколь разительны и очевидны
те огромные сдвиги, которые произо-
шли в венгерском киноискусстве за
нослелние четыре гола.
	Фильм «Пядь земли» «режиссер
Фридеш Бан) — это волнующая исто-
рия горькой, безрадостной судьбы
крестьянина-бедняка Иозефа Гоз и
ero прелестной жены Марики в бур-
жуазной Венгрии тридцатых годов
нашего столетия. Казалоеь бы, что
мешает этим честным. благородным
людям обрести евое счастье в жизни:
они молоды, горячо любят друг друга,
готовы трудиться от зари до зари,
чтобы заработать себе средства Е
существованию. Й фильм отвечает
Ha этот вогрое, отвечает горестно и
гневно: они бедны и,  следователь-
но.— по звериной логике капитали-
стического общества, — бесправны.
Таким. как они, как тысячи им по-
добных, не было счастья в буржудз-
ной Венгрии.
	Рисуя тяжелую жизнь тружени-
ков-земледельцев, влачащих ярмо Е&-
	С. Б. СУТОЦКИЙ (редактор), А. А. СУРОВ. М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
	fA
Зак. № 3364. :
	С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	в .Нетлице фрака училенно донора» ве ig DRE IANRE A TEE Buia

любви и руки некоей богатой и лет-   питалистического рабства, фильм ;

хомыеленной девицы. Как и следова- на примере горькой судьбы Hosea Кадры из фильма «Немая баррикада». Hux. KPHBEHKO. 6. А. ГЕРАСИМОВ, В. В.
. ne С

Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1-48-98.

пути реалистического искусства. Ь, 6. БУТОЦАИИ (редакт

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7