СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ТРЕТИИ ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ „КОМПОЗИТОРОВ СССР
				Зеавоевать всемс
			важный участок работы _
	площения.в музыке великого образа
вождя народов вдохновляет MHOTUX
композиторов. В творческом ее реше-
нии единственно правильный путь—
это путь нетерпимости к шаблонам и
настойчивого преодоления  трудно-
стей. Й нельзя согласиться с тем,
что В. Белый. напигавший «Матрое-
	скую песню о Сталине», отказался
от ее завершения после первых же
критических замечаний,  высказан-
	ных  участнаками флотского ан-
самбля песни и пляски, Темы
огромной  общенародной значимо-
сти требуют колоссального творче-
ского напряжения от композитора, и
В. Белый должен был не отступать
перед трудностями, а преодолеть их,
развить наличествуютие в мелодии
песни хорошие интонационные зерна
и найти совершенную форму произ-
	ветения. Это лело чести композитора.
	Наши композиторы‘ вее чаше ис-
пользуют в качестве тем для своих
сочинений важнейшие события Вели-
кой Отечественной войны. Так,
А. Дзегеленок написал «Поэму о
Сталинградской битве» — значя-
тельное программное произведение
для большого духового оркестра, нз-
веянное воспоминаниями © грандиоз-
ных событиях под Сталинградом.
Сумрачное и полное драматического
напряжения вступление поэмы сме-
няетея Темой. построенной на волж-
ской народной песпе. Она полна су-
ровой волевой рептимости выполнить
приказ вожля — остановить врага,
не слать Сталинград! Драматическое
напряжение разрастается в картину
боя. Все ожесточеннее ставовится
борьба, вее сильнее удары  воинов-
сталинградцев, растет их нёпреодо-
лимая воля сокрушить врага. Заклю-
чительный эпизод поэмы завершает-
ся апофеозом великой победы и сла-
вы героям Сталинграда,
	Другим значительным произвеле-
нием, в котором трактуется эта же
тема, является увертюра И. Шапош-
никова «Донцы пол Сталинградом».
Ветречи автора с героями Сталингра-
да, беседы с офицерами `и бойцами
кавалерийских частей, участвовав-
них в Сталингралеком сражении,
помогли ему найти простые и до-
холчивые средства ‘для выражения
идеи произведения.

0ба эти произведения представля-
ют собой несомненный вклал в музы-
ку для военных оркестров. Но, к 60-
жалению, они не свободны от серьез-
ных нелостатков. В. «Поэме о Сталин-
градекой битве» нет должного CO-
вершенетва формы и необходимой ло-
гики симфонического развития про-
граимного замыгла.

В увертюре И. Шапошникова му-
зыкальный образ. характеризующий
подетупающие к Сталинграду фаши-
стекие орды. представляет собой
слишком короткий эпизод, лишенный
харзктерности. Такое безличное изо-
бражение врагов снижает и идейно-
художественный замысел mpouanere-
ния в целом. :

Большинство произвелений, вклю-
ченных в программу концерта воен-
ной музыки, 0б‘’единяет одно суше-
ственное* качество — народная осно-
ра музыкального языка. Таковы, в

частности, «Русская фантазия»
 B. Кожевникова, «Сюита на темы
русских народных песен» для хухо-
вого оркестра А. Чугунова и ярко
	С каждым годом все более актив-
но и интененвню развивается творче-
ская деятельность композиторов в
области военной музыки, В 1949
году она ознаменована значительны-
мл успехами целой плеяды компюзи-
торов. Достаточно сказать, что про-
грамма концерта военной музыки,
рключенного в порядок дня работы
Третьего пленума правления Союза
советских композиторов СССР, не
смогла вместить все достойные пока-
за произведения.
	Помпозиторы все смелее ставят
перед собой большие творческие за-
даши, о чем свидетельствует, напри-
‘мер, стремление ряда авторов вослеть
великие победы советского народа,
воссоздать светлый образ гениально-
то полковолиа. вожля и учителя —
	товарища Сталина, воплотить в мМу-
зыке величайшее в истории войн
сражение у стен Сталинграда и дру-
гие патриотические темы.

Особенно характерно тяготение
композиторов к воплощению средет-
вами музыкального искусства вели-
	чественного образа Иифа Виссарио-
новича Сталина. 0браз величайшего
тения человечества так или иначе
присутствует почти во всех крупных
сочинениях советских композиторов,
CMY посвящдетея огромное количест-
во песен. Неудивительно и то, что
ему посвящено так много произведе-
ний в области военной музыки —
одном из самых демократических п
массовых видов искусства.

Новые произвеления, посвященные
И. В. Сталину, в большинстве своем
тероико-эпичны по своему характе-
ру. насыщены ярким народным Е9-
хоритом, проникнуты светлыми, воз-
вышенными чувствами всенародной
любви к вождю. Так, широкая, эпи-
чески-напевная песня Б. Александ-
рова «Великому Сталину. слава!» на
текст обращения комсомольцев к
товарищу Сталину построена на ин-
тонациях русской народной музыки.
Ona отличаетея ясностью мелотиче-
ской линии, простотой и глубокой
искренностью чувств.

Польгый и внечатляющий гРпэч-
ко-эпический образ еоздал Е. ЗЖар-
ковекуй в песне «Матросы поют о
Сталине», к сожалению. не витед-
шей в концертные программы Треть-
его пленума.

Несни Л. Бакалова «На крейсере
«Молотов» на слова Я. Шведова и
«Пееня о Сталине» В. Соловъева-
Седоге на слова А. Фальянова #4-
надлежат к числу лирических нейен-
воспоминаний. Авторы этих прочз-
ветений стремилиеь в лиричееких
образах запечатлеть волнующий
день посещения товарищем Сталиным
крейсера «Молотов». Удачнее решена
эта тема Бакаловым и Шведовым. Их
песня проникнута чувством гордости
за свою Ролину, лейственным патрио-
тизмом. глубокой сыновней любовью
к товарищу Сталину.

Композиторы работают с большим
энтузиазмом, энергией и упорством,
стремясь воплотить в песне образ
великого вождя и  полководиа.
Б. Мокроусов заканчивает массовую
  песню. посвященную героическим
дням обороны Царицына—СОталингра-
да. 3. Компанеец работает над цик-
лом солдатских песен, в основу ко-
тором положена героическая «Сол-
  латекая песня о товарище Сталине».
	стает чеканности строевого марша.

Поллинную ралость слушателям ,
лоставил Крзенознаменный им. А. В.
Алексантрова ансамбль песени #
пляски Советской Армии, продемон-
стрировавший в концерте 4 декабря
блестящее мастерство и высокораз-
‘витую хоровую культуру. Ярко про-
‘звучала пееня С. Туликова «Мы за
‘мир» на слова \. Жарова. Тепло бы-
ла поинята «Песня о Порт-Артуре»
  Ю. Слонова на слова В. Малкова, раз-
решающая в лирико-эпическом пла-
не большую героическую тему. Сле-
дует отметить успешно работающего
в области вокальных жанров молодого
белорусского композитора В. Олозни-
кова, написавшего хорошую «Песню
9 Ловаторе» на слова А. Лозневого.

Большой теплотой и проникновен-
ностью  отличавтся песня С. Rama
«Стоит утес» на слова Н. Доризо и
Л. Кондырева, воспевающая патрио-
тический  полвиг советского воина,
погибтего смертью храбрых во имя
Ролины. Е

Песня А. Хачатуряна из  пъевы
«Илья Головин» С. Михалкова —
это памятник доблести и славы 0-
ветским соллатам. павшим в Великой
Отечественной -вайне.

В концерте пленума было испол-
нено и много других хороших песен;
Среди них мы назовем песни К. Ли-
стова «В лобрый час». Л. Бакалова
«Влали от Родины», М. Блантера
«Солнце скрылось за горой».

К, сожалению. на пленуме не были
исполнены песня ВБ. Шехтера
«Взвейся. сизый орел» и созданные
нетлавно строевые песени Л. Бакаловь
«Перелески-нерекаты» и П. Акулен-
ко «Молодая строевая».

Третий пленум правления Союза
композиторов показал, что в области
военной музыки сделан значительный
шаг вперед. Однако нельзя умолчать
о нетостатках. На пленуме, по суще-
ству, не прозвучали новые песни,
воплошщаюттне в совершенной худо-
жественной форме всемирно-истори-
ческие побелы советского народа,
песни-гимны. До сих пор не создан
торжественный марш для прохожде-
ния войск во время парала на Врас-
ной площади. Композиторам и поэтам
предстоит серьезная работа нал прав-
дивым и глубоким раскрытием вели-
чественных образов Отечественной
войны и военных тем во всей их
сложности и многогранноети.

Отмечая общие успехи кохпозито-
ров в области военной музыки, еле-
дует подчеркнуть, что композиторы
Тенинграла и братских республиЕ
все еше нелостаточно обрашаютея в
военной теме. Они слабо связаны в
воинскими частями, не учитывают
их нужд и запросов. В силу этого нз
многих произвелениях лежит печать
недоработанности и незрелости, отор-
ванности ‘от действительной жизни.

В большом долгу перед воинами
многие композиторы, в частности
10. Шапопин, М. Коваль, А. Хачату-
рян. В. Мурадели, Т. Хренников,
Н. Иванов-Радкевич, как и популяр-
нейнгие в нашей армии песенники
А. Новиков и М. Блантер, которые в
послелнее время почти не пишут
военных песен.

Следует бросить упрек и Комитету
‘по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР, который не уделяет до-
статочного внимания проблемзм воен-
ной музыки, слабо привлекает круп-
нейших мастеров для создания про-
извелдений в этой области.

Наметившийся полем военной му-
зыки создает уверенность в том, что
советские композиторы, изучая под-
линнУюЮ жизнь и быт солдат и матро-
сов, напишут новые марши, строе-
вые, походные и привальные пес-
ни © боевом знамени, © воинской
присяге, о боевых подвигах героев
советского нарола, создадут замеча-
тельные произведения, прославляю-
щие великие побеты советского наро-
	да, opranisarTopa A BROXHIBUTAIS
всех наших побед— Tenepanuccumyca

Сталина.
A. THULEHKO.
	¢ лекабря участники Третьего
пленума правления Союза советеких
композиторов СССР заслушали док-
лад генеральном секретаря Союза
воветских композиторов Т. Хренни-
Кова © работе советских композито-
ров в периол между Пи Ш пленума-
ми правления союзз. Т. Хренников
напомнил, что еще на предыдущем
пленуме советские — композиторы,
влохновленные постановлением ЦЕ
BRII(6) of опере «Великая дружба»,
продеменстрировали некоторые ус-
пехи. Преодолевая губительное влия-
ние формализма, композиторы в своей
основной массе вступили на путь
резлизиз.

Подчерхивая, что в развитии со-
ветекой музыки произошел решаю-
щий перелом, Т. Хренников указы-
вает на то, что советекая тема стала
ведущей в творчеетве композиторов:
идейно значительнее, глубже стали
их творческие замыелы; композито-
ры много работают над достижением
Высокой простоты и образной выра-
зительноети музыкального языка.
	Переходя к опенке произвелений,
прозвучавших на пленуме, Т. Хрен-
ников в Первую очередь останавли-
ваетея на сочинениях, привлекших
внимание значительностью своего
замысла, обращением к жизненных
темам сопременноети, Говоря о канта-
те Л. Шюстаковича «Песнь о лесах»,
посвященной великому сталинекому
плану преобразования  притоды, до-
кладчик указывает, что идею произ-
ведения автору удалось воплотить
простыми музыкальными средствами.
Кантата отличается оптимизмом,
светлых восприятием мира. Это про-
изведение являетея свидетельством
глубокой творческой перестройки
композитора, его решительного пере-
хота на реалистический путь. пра-
блнжения к источникам русск
классической и народной музыки.
	Нз симфонических произведений,
исполненных на пленуме, выделяют-
ся своими хутожественными доетоин-
ствами поэма молодого композитога
А. Муравлева «Азов-гора», вокально-
симфоническая поэма «Славься, 0т-
чизна моя» украинского композитора
Е. Жуковского и четвертая молодеж-
пая симфония одного из старейших
советских музыкантов,  эстонекого
композитора Артура Каппа.
	Монументальностью замыела от-!
лнчается. орзтория Ш. Мшвелидзе
«Кавкасиони», посвященная разгрому
фашистской армии на юге нашей
страны. Однако автор не использует
многообразия форм музыкального вы-
ражения, без чего крупное циклич?-
ское произведение неизбежно стано-
вится монотонным и трудным дая
восприятия.

Заметное место среди произвеле-
ний, обладающих конкретной Tor
граммностью, простотой и ясной изо-
бразительностью, занимает кантата-
былина Н. Крюкова «Земля Сибир-
ская». Искренность и непосредетвея-
ность присущи кантате В. Дехтерева
«Руеская земля». -Привлекательна
но рельефной образности, конкретной
и яркой программносети сиифониче-
ская поэма А. Нерсесова «Александ
Матросов».

Среди крупных произведений, сви-
детельствующих о стремлении их ав-
таров откликнуться на явления боль-
шой общественной значимости,
Т. Хренников называет кантату
А. Маневича «За мир» и симфониче-
скую поэму Д. Джангирова «По ту
сторону Аракса».

Одновременно Т. Хренников пот-
вергает критике отдельные нелостат-
ки, свойственные этим  произведе-
НИЯМ.

Оценивая прослушанную на пле-
нуме часть хоровой симфонии Г. По-
пора «Слава отчизне», докладчик
указывает, что это технически слож-
ное сочинение производит больтиэе
возлействие на аулиторию внутрен-
ним темпераментом и целеустремлен-
ностью. Г. Попов показал, что он су-
мел направить свое творчество пе
пути резлиетического искусства.

Таллине поставлена опера Г. Эрнесак-
са «Берег бурь». Это значительное
произведение отличается народностью
стиля и мелодичееки богатыми фэр-
мами. Композитор М. Красев создал
	ярко мелодическую детскую оперу
«Морозко».

— Однако было бы неправиль-
но,-—говорит Т. Хреиников, — оце-
	нивать положение с оперой только в
ярких, оптимиетичееких тонах и уе-
покоитьея на том, что уже доетиг-
нуто. Наша задача будет полноетью
выполнена только тогда, котла на
сценах оперных театров появятея
полноценные оперные ‹ спектакли,
воплощающие образы наших замеча-
тельных современников,  Следова-
тельно, предетоит решить главную
и наиболее ответственную задачу —
доРеети написанные оперы до GROU-
чательной  музыкально-сценичеекой
редакции.

Докладчик 06060 отмечает, что
при общем под’еме хорового творче-
ства произведения на советские Te-
мы занимают в нем сравнительно н>-
большое место. Чрезвычайно мало
	создаетея хоров, доступных исполне-
нию самодеятельными коллективами.

— Одна из самых главных ‘залач,
стоящих сейчас перед советскими
композиторами, — сказал в заклю-
чение доклада Т. Хренников,*— за-
ключается в борьбе за создание му-
зыкальных произведений, совершен-
ных в ечинетве своего идейного :0-
держания и хуложеетвенной формы.
Эта залача тесно связана с необхо-
димоетью повыитения уровня комму-
ниетичеекого сознания наигих комп)-
ZHTOPOB, повышения их мастерства,
	Советские композиторы должны
преодолевать известную. отраничен-
ность круга тем в произведениях, пе-
священных советской жизни. Боль-
шие неразрешенные задачи стоят
перед композиторами в воплощении
лирической темы, понимаемой как
отражение многообразного душевного
мира, светлых и чистых чуветв 59-
ветских людей.

Олна из важнейших творческих за-
дач — залача развития  искусетв®
мелодии. Можно утверждать. что зна-
	чительное количество неудач KOMITSo-

SHTVDOB во всех музыкальных жав-
рах связано именно с недостатками
’мелодического творчества:

Композиторы ‘должны неустанно
работать над выработкой интонаци-
онного языка, правдиво’и органично
выражающего современные нам 09-
разы. He вее еще композиторы уме-
ют сочетать чуветво нового с плоло-
‘ творным, творчески активным  иг-
пользованием тралиций музыкальной
классики и интонаций современной
паподной песни.

Заканчивая доклад, Т. Хренников
	говорит: 4
— Наша музыка развивается в
изумительно благоприятных уело-
	  BHAX: жизнь Советской страны пред-
  ставляет мощный, неисчерпаемый
источник для вдохновения; партия,
великий Сталин помогают компози=
‘торам своими мудрыми ‘указаниями.
От пашего напряженного творческого
‘труда и воспитания чуветва социа-
листической ответственности за свою
работу зависит скорейшее завоевание
нашей музыкой всенародного при-
знания.
		Доклад Г. Н. Хренникова
			Чатышский композитор Яние Ива-
нов продемонстрировал на пленуме
новую программную 6-ю симфонию,

посвященную прошлому и наетояще-
му латышекого народа. Музыка сим-.

фонии являетея убедительным дока-
зательством того, что автор успешно
преодолевает свои формалиетические
заблуждения.

Ha пленуме был иеполнен pst
симфонических произведений менее
крунного маснигаба. Реалистическая
направленность этих сочинений,
близоеть к народной музыке позво-
лили. докладчику се полным оенова-

нием отметить их как Положитель-

ное явление в симфоническом тво5-
чеетве последнего года.. К таким mp
изведениям относятся мутам «Раст»
азербайджанского композитора Ния-
зи, оркоетрювая сюита татарского ком-
позитора Н. Жиганова, две части из
симфонии осетинского композитора
Т. Кокойти и «Картинки русской
природы» Н. Иванова-Радкевича.
Далее Т. Хренников, говоря о том,
что анализ ряда сочинений, испол-
ненных на пленуме, позволяет сте-
лать выводы о прогресеивном два-
жении советской музыки, в то же
время подчеркивает крупные нело-
статки в работе отдельных композч-

торов. Докладчик признает, Ta,
включив эти произведения в по-
	граммы концертов, секретариат Сою-
за композиторов допустил ошибку.
Так, для исполнения на пленуме бы-
ла отобрана «Привететвенная. кан-
тата» композитора А.- Локнгина, про-
изведение холодное и ложное по сво-
им музыкальным образам, крайне
сумбурное и шумное. Неизжитые еще
формалиетические тенденции Acq
	проявилиеь в «СОюите на русекие те-
мы» Н. Пейко.

Абеолютно невразумительно прд-
звучали две части концерта для фор-
тепиано А. Кереселидзе. произведения
сухого, схематического, лишенного
сколько-нибуль внятного музыкаль-
ного содержания. Очень бедными №
замыслу и примитивными по выпот-
нению оказались «Вариации Ala
скрипки © оркестром» композитов а
	Р. Пергамента, поверхноствка и невы-
	разительна музыка «Майского карна-.
вала» Л. Ходжа-Эйнатова.

Т. Хренников останавливается RA
произведениях, разбор которых имеет
большое значение для дальнейшей
работы композиторов. Он говорит, в
частности, о кантате Ю. Левитина
«Гори», музыка которой написана
так называемым условным «восточ-
ным» языком и является своеобраз-
ной легкой экскурсией в облаеть на-
циональной музыкальной культуры.

Докладчик замечает, что такого
рода явления характерны для неко-
торых композиторов, которые, облз-
дая известной техникой и легкостью
письма, идут по линии наименьшего
сопротивления; ‘крайне упрощая стэ-
ящие перед ними ‘сложные ‘идейно-
творческие задачи.

Далее докладчик подробно остана-
вливается на анализе музыкальну-
драматической поэмы «Зоя» В. Юров-
ского, отмечая иллюстративный XA-
рактер симфонических эпизодов, ди-
шающих произведение должной ху-
дожественной убедительности.

На пленуме были ислолнены боль-
ние симфонические и кантатные
произведения ряда молодых композя-
торов. 0 том, что они находятся ча
правильном пути. свидетельствуют
такие сочинения, как былина «Сон
Степана Разина» Г. Уствольекой,
кантата «Родные поля» Е. Светлано-
ва, «Праздничная увертюра» А. Ару-
тюняна, скрипичный концерт А. Ба-
баджаняна, симфоническая поэма
«За отчизну» Р. Лагидзе, часть сюи-
ты для симфонического оркестра
С. Бабаева.

Помимо симфонических и оратори-
альных произведений, на пленуме
были шШиооко показаны камерные
	произведения молодых композиторов.
Наиболее сильное впечатление про-
извели — квартет С. Цинцадзе, со-
ната для виолончели и фортепиано
С. Джербашяна, песни М. Ахметова,
3. Исмаилова и К. Смирнова.

Говоря о камерном творчеетве ком-
позиторюв старшего поколения,
Т. Хренников отмечает поэтическую
виолончельную сонату Н. Мясковско-
го, эмоционально насыщенный квар-
тет Н. Нариманидзе, трио Б. Мокроу-
сова.

Большое внимание в своем токла-
де Т. Хренников уделил первым
серьезным успехам, достигнутым в
жанре советской оперы. № созданию
новых опер обращены сейчае тво-
ческие устремления болыной группы
талантливых композиторов.
	Самое примечательное на совре-
менном этапе развития оперного
жанра — возрождение мелодического
оперного стиля.

Мелодизация оперы не могла че
привеети к обогащению оперных
фопм. к етоемлению наших ROMMOBII-
	торов овладеть искусетвом создания
развитой арии, дуэта,  анеамбла,
большой хоровой спены, в которых
образы оперных героев получают
	свое наиболее обюбщенное, глубокое
воплощение,

Значительное явление представля-
ет собой опера украинского компози-
тора Е. Жуковского «От всего серд-
ца», написанная на сюжет известно-
го романа Е. Мальцева. Мелодичность
и ярко народный колорит оперы, прэ-
никновенная лиричность и жизне-
утвержлающая сила молодости, кото-
рыми пронизаны характеристики об-
разов и широкие хоровые сцены, от-
	личают это талантливое произведе-
ние, воспевающее радость созидатель-
ного труда колхозной деревни.

Серъьезными достоннетвами  отля-
чаетея поелелняя редакция оперы
Д. Кабалевекого «Семья Тараса», яв-
ляющаяся, по существу, новым про-
изведением, В корне отличным OT
предыдущего варианта, № чиелу удач-
ных опер следует отнести также
«Богатую невесту» Б. Трошина и
В. Энке, монтаж которой был показан
на пленуме.

Докладчик отмечает упорную рабо-
ту укрзинекого композитора Ю. Мей-
туеа нал созданием наиболее цельн?й
и художеетвенно завершенной редаб-
ции оперы «Мололая гвардия». fi
удачным произведениям он гричис-
ляет детскую оперу грузинеког» кох-
позитора А. Букия «Непрошенные го-
сти». Плолотрорной явилаеь работа
		С. Ряузова, создавшего на OCHOBE
бурят-монгольского = народно-музы-
кального материала оперу «Мэдог-
	маша»
Несколько улачных опер напи”а-
но на исторические и литературные
	сюжеты..№. ним прежде всего нужно
	отнести оперу Л. Степанова «Иван
Болотников», написанную в хороших
традициях русской оперной класеи-
ки. Настоящее оперное дарование,
хорошее ощущение русекого народно-
	песенного мелоса проявил молотой
	композитор В. Молчанов в опере «ва-
менный цветок», написанной по мо-
тивам уральских сказов Бажова.

В столице Советекэй детонии — лись прения.
	- мае 0’ 3. - м а

Носле доклада на пленуме нача-
	ь прения. blu 0:   т 3 - № Не А es
Большая и благородная Тема 80 кая по колориту «Торжественная
PPPP PPP PPA PPP PPP PPP PPP PEEP on tionny H, Heanopa. Последняя, к
		сожалению, чрезмерно лаконична.

Слабее оказались Новые военные
марши. В марше «Амангельды»
М. Иванова-Сокольского хотелось бы
более острой ритмичной чеканности
и совершенства формы. «Столич-
ный марш» В. Рунова отличает-
ся упругой ритмикой и блестя-
шим оркестровым колоритом, но
недостаток его — отсутствие ярких
выразительных мелодий. Марш, или,
точнее сказать, марш-несня, ленин-
градекого композитора А. Митюшщина
— «Друзья-однополчане»  проник-
RYT жизнерадостностью, но ему недо-
		зинских композиторов Е созданию   отличающейся пассивностью и созер-
программной симфонической музыки,   пзтельностью музыкальных образов,
	обрашенных в пропглое.
	к насыщению симфонического жанра
конкретными образами и идеями.

Не все. быть может, совершенно
в симфонических поэмах «За отчиз-
ну» Р. Лагидзе, «Каджети» А. Шз-
верзашвили, «Рустави» 0. Тевдорад-
зе. Не всегда авторы нахолят убеди-
тельную и лаконическую форму, не
всегда акцентируют внимание слу-
пгателя на основной, ведущей идее
программы («Калжети», «Рустави»).
В поэме «Рустави» даже сама лите-
ратурная программа носит несколь-
ко общий, недостаточно конкретный
характер. Й все же ценность этих
первых опытов композиторской моло-
дежи в жанре программно-симфони-
ческой музыки весьма велика, ибо
именно в них осуществляются поис-
ки ясного, мелодически насыщенного
демократического языка, проиеходит
формирование конкретного музыкаль-
ного мышления. Из програминых
	произвелений композиторов етаршего.
	поколения следует 06000 выделить
симфоничеекую поэму с хором «На
смерть героя» А. Мачавариани, вы“
разительно передающую мужествен-
ную скорбь нароха в погибшем герое.
Первые  плодотворные результаты
обращения грузинских композиторов
к программной симфонической музы-
ке должны быть всемерно закрепле-
ны и развиты.

Это тем более важно. что сильна
	Композиторы 1 рузии
	народной многоголосной песенности
обогатилиеь новым содержанием,
новыми интонациями, рожденными
тероикой наших дней. Грузинеким
народом созданы замечательные пес-
ни о Сталине, проникнутые безгра-
ничной любовью к великому вождю.
Большой творческой заслугой
Ш. Мивелидзе является то, что
он сумел. отобрать из богатей-
шего народного материала наи-
более действенные, активные ин-
тонации и переллавить их в художе-
ственные формы, способные отобра-
зить дух народа, думы и чувства,
волнующие его сейчас. Это ощущает-
ся ив широких картинах-пейза-
жах, то в светлых, то сурово-велича-
вых хоровых звучаниях, воспеваю-
щих горные вершины седого Кавказа
(вступление, «Рассвет», «Богатыри
Кавказа»), и в кульминации ора-
тории большой двойной фуге. >
строенной на теме народной патрио-
тической песни «Мумли мухаса»
(«Дуб и мошкара»), и в победно-ли-
кующем финале, заканчивающемея
могучим гимном великому вождю
нарэдов — товаришу Сталину.
Следует отметить. что в этих наи-
	Много и плодотворно работали
помпозиторы Советской Грузии 2
19.49 голу. Немало их  CcOuNHeHUH
	было включено в концерты Третьего
пленума правления Союза советских
композиторов СССР. Еще больше про-
издедений грузинских композиторов
прозвучало на  предшествовавием
пленуму смотре грузинской совет-
екой музыки:
	Со вгей очевилностью определилея
гейчае поворот грузинских компюзи-
торов к большим темам современно-
сти, отражающим жизнь советского
нарола, воепевающим героя ваших
дней замечательного советского  че-
ловека. Стремясь к наиболее полному
раскрытию типических образов ни
шей действительности, композиторы
Грузии настойчиво ищут новых реа-
листических средств выразительно-
ети. стремятся к созданию такого му-
зыкального языка. который был бы
понятен и близок широким массам
слушателей.

Особенно ярко это проявилось В.
таких значительных произвехе-
ниях. как оратория «Кавкасиони»
ПЕ Мивелилзе, опера «Непрошенные
	гости». А. Букия, симфоническая
поэма «На смерть героя» А. Мачава-
пиани. струнный квартет №2
	‚ Циннадзе и в ряде других.
	Оборона Вавказа от вражеского на-
пествия, героические образы Совет-
ской Грузни и ее верных сынов. пол-
нявшихся по зову партии и товарища
Сталина на защиту Родины, — таков
идейный замысел монументальной
эпико-героической оратории «Кавка-
снони» Ш. Мшвелилзе, написанной
нз стихи грузинеких советских по-
этов. В трактовке образов этого про-
изчетения. повествующего о прекрас-
вой Родине, о мужестве и силе паро-
да. в суровой борьбе победивитеро во-
варного врага, видна рука зрелого
мастера.

Общеизрестна высокая многовека-
	зая KY.IBTYDa трузинской хоровой
песни. В советские годы традиции
	Арайне нелостаточно внимания
улеляют композиторы Грузии Таким
популярным массовым жанрам, как
песня. легкая инструментальная,
танповальная музыка и т. п.
	Создано множеетво романсов На
стихи классиков. а также  лириче-
ских песен. среди которых вылеля-
ются замечательные романсы старей-
шето композитора Грузин J. H. Apa
кишвили, романсы и песни Ш. Ми-
лорава, А. Мирианашвили, Р. Габич-
вадзе. Но совершенно недостаточно
песен на стихи советских поэтов и,
особенно. массовых песен, которые
	стали бы широко популярны в и1-
роде, прочно вошли бы в его му-
`энкаленый — быт. Почти  совео-
	  шенно нет массовых песен 9 колхоз-
ной деревне. о героях труда, о заме-
чательных сынах грузинского наро-
‘да, проявивших беззаветный героизм
‘aa фронтах Отечественной войны.
Словом, шигокая и разнообразная те-
`матика сегоднянгнего дня Советской
Грузии и всей нашей страны еще
ждет своего Роплошения в песенном
‘творчестве грузинских композиторов.
	Врайне мало созлаетея в Грузии
хоровых произвелений. А вель гру-
зинская музыка имеет  самобытней-
шие и замечательные традипии на-
родной хоровой песни. Дальнейшее
	г.
Выступление Государственной капеллы Грузинской ССР на Третьем пленуме правления Союза советских
		Фото E.

Явно.
	композиторов,
	и Третьем пленуме талантливой м9-
ледежки, творчески сформировавшей-
ся за последние 2—3 года. В этом
сказываются результаты плодотвот-
ной работы Тбилисекой  конеервато-
рии, сумевшей правильно организо-
вать систему композиторского образо-
вания и воспитать молодых худож-
пиков, прочно стоящих на позициях
сеалистического творчества.
Большинство прозвучавних нА
‚мотре наиболее ярких и интерееных
П,хизведений в разлччпых жанрах
симфонической ч камерной музыки
созльяю именно молотыми композито-
рами. Новые жизненно-актуальные.
темы и образы, ясные и светлые
мысли и чуветва, глубокая любовь к
	народной песне — вот что  харак-
терно для. этих сочинений, тепло
встречаемых аудиторией.

Яркий пример этому — глубоко
	спчувотвенный отклик массового их
шателя на струнный квартет № 2

одаренного С. Цинцадзе или испол-
ненные в Тбилиси его же обра-
ботки для квартета грузинских на-
родных песен — тонкие поэтические
миниатюры, содержательные и ма-
стереки сделанные. В этих произведе-_
ниях, так же как и в симфонии № 1
(). Тактакииили, воспевающей ге-
рзичеекий образ советекой юности,

ному языку детская опера А. Букия
«Непрошенные гости», отрывки из
которой были показаны в концертах
пленума. В этой опере увлекательно
повествуетея ю том. Kak пионеры
	Тина и Гиви. выйдя победителями в
	борьбе с  воедителями-насекомыми,
вырастили цветущий сад. Проникно-
венная. ласковая лирика, рельеф-
ность и глубокая  содержательность
образных характеристик, красивая
	мелодичноеть отличают свежую, car
	мобытную музыку этой оперы, е03-
данную на основе народных грузин-
	Грузинским композиторам необхо-
димо еше более усилить’ работу в
области оперного жанра. развить
имеющиеся успехи, сделать правиль-
ные выволы из накопленного опыта,
	чтобы избежать повторения ошибэк,
которые допущены, например. в ко-
	оторые допушены, например, в мч.
ети! опере «Лашкара». Автор ве,
талантливый композитор А. Андри-.
	ашвили, смело вводит В ОНеру 697.
жую струю народной песенности, ши-
роко насыщает оперный язык.
приемами  декламации-скороговорки.
Незаурядное  мелодическое — даро-
вание Андриашвили раскрывается
в мелодичных, широко развитых
ариях, дуэтах, ансамблях. Музыке
оперы присущи тонкий юмор и мет-
кая характеристичноеть в обрисовке
персонажей. И все же все эти хоро-
шие качества зачастую тонут в дра-
матургической неразберихе наивных
	и бессмыеленных сюжетных перипе-
тий. Автор либретто И. Мчедлишвили,
и композитор словно для того и ухо-
дят в далекие дни прошлого, лишен-
ные при этом какой-либо иесториче-
ской конкретноети. чтобы как-то
оправдать надуманноеть и неправдо-
полобие сюжетных положений, слу-
жащих лишь предлогом для воверше-
ния постунков персонажей оперы.

Bay 3a столь нетребовательное
отношение к содержанию оперного
произведения вместе е авторами рая»
деляют, конечно. и Cows RONTIOSHTO-
ров Грузии, и Управление но делам.
искусств при Совоте Министров Гру-
зинской ССР, и театр, не сумевшие
помочь талантливому композитору
устранить явные ошибки до поета-
новки оперы.

Сейчае дело создания новой подно-
ценной оперы прежде всего на со-
временный сюжет приобретает иитро-
кое общегтвенное значение. Главней-
	ней залачей композиторекой органи-_
зации Грузии является оказание Bee-
сторснней творческой помощи компо-
зиторам, работающим в области опер-
пог жанра. Намечающиеся к поста-
новке опопы А. Букия, A. Баланчи-
вадзе и Ш. Азмайнараивили хилжиы:
явиться  серъемиим экзаменом па,
илейно-творчеекую зрелость грузии-
ских композиторов, на их готовноеть
удовлетворить запросы нашего наро-
да.

Знаменательно учаетие в смотре
	ботве патриотических по своей на- ских интонаций.
	прарленноети частях оратории KOUM-
	позитор протолжает традиции Глин- димо еще более усилить работу
	ки, органично претворяя их в стиле
народной хоровой героической песни,
Охнако достоинства оратории Митве-
лидзе в целом делают тем более за-
метными ее отдельные нехостатки—
отсутетвие динамических  контра-
CTOB между частями, статичность
отдельных эпизодов. В частности,
композитору следовало бы более ла-
конично изложить средние части ора-
тории, несколько повторяющие одна
другую по содержанию и характеру
музыкальных образов. Желательно
также дополнительно отредактиро-
вать сольный, пятый, эпизод, мело-
дические образы которого уступают
лучшим частям оратории в рельеф-
ности и эмоциональной содержа-
тельности,

Поалинно HAaperna то  музыкаль-
	Я 7 =   _ в -
еще инерция абстрактного «МУЗИЦИ- ототавание хорового творчества’ серь-
	езно обелнит развитие грузинской
советской музыки, оторвет ее от од-
ной из самых ярких народных тра-
диций.

Грузинские композиторы — один
из самых крупных отрядов деятелей
советской музыкальной культуры.
Его большие творческие возможности
несомненны я уже отчетливо прояви-
THCh. B созлании значительных реа-
	‚лиетических прэизведений. Неустав-
	но борясь. за идейносеть. реализм И
народность искусства. живя одной
жизнью с наролом. композиторы Со-
ветекей Грузии лолжны вписать еше
	рования», приводящая иных дарови-
тых композиторов к созданию произ-

ветений. лишенных четкого замыела, _
	‘ясной и глубокой солержательноети.
	Такова симфония И. Гокиели, значи-
тельная тема которой (автор посвя-
щает сямфонию великой победе со-

ветекого народа) решена совершен-.
НО абстрактно. Невыразительные МУу-_

зыкальные образы этой симфонии
никак не вяжутся с нашей советской
действительностью.

Похдобными же нелоетатками стра-
тат  «Торжеетвенная увертюра»

ПП. Тактакишвили. где подлинная.
		чувотвуетея подлинное дыхание с0- героика подменяется шумным нагро-  це одну славную страницу в историю
временности, раскрывается богатый мождением оркестровых звучностей.   советской музыки.

туховный мир советского человека. Серьезные идейно-творческие срывы
м Dp ГУХаАРЕСКНЯ
	Ценно стремление молодых гГру-
	имеют место в кантате И. Туския,