СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Цветные кинофильмы
	Картина выпущена Центральной
студией документальных фильмов и
Венгерской национальной кинофабри-
кой «Венгерский фильм».  Автор-ре-
жнссер А.  Ованесова, режиссер
	Фильм «Спортивная слава» расска-
зывает о развитии массового физкуль-
турного движения среди рабочей, кол-
хозной и учащейся молодежи Совет-
ского Союза, о достижениях советских
физкультурников, занимающих веду-
щие места в международных сорезно-
ваниях.

Картина выпущена Центральной
студией документальных фильмов. Ре-
жиссер Л. Кристи, главный оператор
В. Ешурин. Ее снимали 14 киноопера-
торов.
	На экраны кинотеатров выходят два
новых цветных документальных филь-
ма — «Юность мира» и «Спортивная
слава». 1

Фильм: «Юность. мира» посвящен
международному фестизалю демокра-
‘тической молодежи и студентов в Бу-
рапеште. ;

Кинодокументы демонстрируют
несокрузнимое единство демократиче-
ской молодежи в борьбе против под-
жигателей  войны, за‘ мир и демокра-
тию, ярко-отражают дружбу прогрес-
сизной молодежи всего. мира, ее непо-
средственное `жизнерадостное .искус-
ство и ту всеобщую любовь и уваже-
ние, которым пользуются повсеместно
Советский Союз, великий вождь всех
трудящихся И. В. Сталин.
	 комелийноети подлинной и мнимой
	Зритель Московского театра сати-
ры наверное мог бы задать его ру-
ководителям немало недоуменных
вопросов. И, прежде всего, он хотел
бы узнать, как уживаются на одной
сцене произведения, действительно
связанные е жизнью и поэтому спо-
собные серьезно заинтересовать зри-
тельный зал. и некие странные дра-
матургические «сооружения», рож-
ленные автором-ремесленником, пре-
следующим одну цель: поемешить
во что бы то ни етало.

Действительно, стоит побывать
на лвух последних премьерах Театра
сатиры, чтобы убедиться в законо-
мерности подобных недоумений.

Мы сочуветвуем волнению персо-
нажей пьесы ТГ. Мливани, crpema-
щихся дознатьея; кто виноват в том,
что обувь, изготовленная на фабрике
«Победа», плохо продается в фаб-
ричном магазине: виноват ли ди-
ректор магазина Голубкова, быв-
шая мастерица фабрики «Победа»,
или директор фабрики Ковригин, вы-
пускающий обувь по. старым, неук-
	люжим моделям (пьеса «Ато вино-
ват? »).
В самом леле. почему интереено
	следить за выяснением существа та-
кого, на первый взгляд, ординарного
И совсем не поэтического явления,
как плохой сбыт продукции фабрикв
«Победа»? Потому — что вопро
	«Ато виноват’» задан умно, ой = 3°
трагивзет важные стороны жизни
нашего советекого общества. Пьеса
	Г. Мливани еще и еще раз напоми-
нает великую истину социзлизма:
BCe должно делаться ради счастья и
процветания народа. Не может уе-
пешно работать директор фабрики
или завода, отгородивитийея от _наро-
да, не интересующийся его запроса-
ми и нуждами.

Обнаружив эту жизненную оено-
ву пьесы, артисты Театра сатиры
смогли создать ряд колоритных TH
пичных характеров. П. Поль верно
понял внутреннюю природу Кюоври-
гина. Он — деятельная творческая
натура. П. Поль подчеркнул в чм
епособноеть искренне увлекаться ра-
ботой, гидеть поэзию труда, вылелил
в его образе хорошую хватку и опыт
мног» потрудившегоея советского че-
ловека, закалку русекого рабочего,
чувство долга большевика. И понятно,
почему такой Вовригин быетро 0503-
нает своп слабости и ошибки и п025-
вым готов емеяться над своей недив-
НЙ КИЧЛТИВОСТЬЮ.

Миогое помогает нам понять и
убедиться в правдивости пронеходя-
	mero И. Бодров, исполняющий роль
Мещерякова — секретаря райкома.
Мещеряков-——Бодров-— человек, Жив
	и пристрастно интереесующийея всем,
как это и надлежит поллинному пар-
тийному руководителю. Он разби-
рается в делах фабрики «Победа»
строго и увлеченно. С ним легко на-
ходить истину и преодолевать пре-
пятетвия.

Ближе веего к Мешерякову в спек-
такле стоит. Голубкова — Н. Сл2-
нова. В ней веть постоянная  не-
уловлетворенность раз лостигнутым,
стремление к новому. Пиаэтому ayu-
шими сценами в игре Н. Слоновой
являются ецены на фабрике. где ей,
Голубковой. приходится ломать уста-
релые методы работы.

Наредкость тонко и бегпошално, в
рамках строгого реалистического ри-
сунка. нигде не впадая в карикату-
ру и гротеск, раскрыл Д. Кара-Дми-
триев сушность погрязшего в бума-
тах и инструкциях Сидорова — аю-
бителя руководящих должностей.
Этот Сидоров, надутый и важный,
исполненный внутреннего доетоин-
ства и естепенноети, — фигура ко-
мическая. вызывающая смех при!
каждом своем появлении, и вместе с
тем образ глубоко сатирический.

И вот мы на другом спектакле:
идет пьесд «Положение обязывает»
А. Галича и Г. Мунблита (раньше
она называлась «Москва слезам не

верит»). Ta же сцена, тот же зри-
тельный зал, Te же артиеты. Но будто.
мы переселились в мир, во котором.
не обязательны и даже излишни.
нормальная логика и ‘ правда.
характера. Мы знакомимея почти
го всеми главными переона-
жами пьесы в спальном. вагоне. Еду-
щие в Москву директор одного круп-
ного завода Куприянов (артиет Г.
	Менглет) и главный инженер за-
вода Ларин (артист ВБ. Горбатов) на-
мерены добиваться в министерстве
разрешения на строительство само-
стоятельного цеха металлического
литья на своем заводе, потому что
директор завода-смежника Бабченко
(В. Доронин) не выполняет аккурат
но заказы на литье, чем ерывает
рею работу. Надежды зрителя уви-
деть содержательное и поучительное
лействие быстро развеизаютея: вы-
асняетея, что авторы равнодушны и
K BBIGODY темы, и к ее разработке.
	В самом деле, не слишком нова
треблема кооперирования в промыит-
ленности. Она давно разрешена в05-
шегосударетвенном масштабе. Прав-
да, если веть злостные противники
кооперирования в промышленноети,
то уместно вывести их за ушко да
на солнышко и на сценические под-
мостки. Как будто этим и намеревы
заняться авторы. Вот плохой емеж-
ник. не умеющий хорошо организо-
	вать взаимопомощь, — .Бабченко.
Олнако представлен он в. ПьРге
самым обаятельным лицом. Он
	и жизнерадостен, и деятелен н
симпатичен. Почему же он, по мыс-
ли авторов. отрицательный  персо-
наж? Недоумение усиливаетея еще
больше. когда мы видим Бабченко в
талантливом исполнении артиста До-
ронина. Образ он создал вееьма ко-
лорнтный и богатый по крагкам и
	бесконечно обаятельный. Ono ea-
MBH интересный человек в епек-
такле. его недостатки кажутея пу-
		жизни, должно быгь самым ярким,
самым значительным. самым инте-
ресным, независимо от того, какое
количество страниц в ньеее уделено
рассказу об этом.

Смех — оружие в руках драма-
турга и актера, их средетво. а не са-
моцель. Поэтому нельзя пренебрегать
правдой характера. логикой. его раз-
вития, отражающей правду жизни,
Еще Пушкин говорил, что <... выео-
кая комедия не основана единетвен-
НО На. та но на развитии харак-
теров...». Пренебрежение правдой хА-
м ь  ere естественным необходи-
мым развитием неизбежно приводит
коб езидейной буржуазной развлека-
тельной комедиографии. с

Не в меньшей, если не в большей
отепени совернает отход от. подлин-
ного реализма тот, кто провозглаша-
ег диктатуру жанра верховных
принцином современной комедии.
Русская революциенно-демократиче-
CRA критика. давно развеяла в прах
миф 0 жанровой исключительности
в драматургии. Она _обосновала - pea-
лиетические. ’принцины облкеетвен-
	но-прогресвивной комедии. - «Вообще
не должно забывать. что ‘элементы
				Неизвестные произведения
Рахманинова
	ных В. В. Листовой, которая бережно
хранила ее у себя.
	В своей вступительной статье И. Бэ-
лза, подготовивший рукопись к изда-
нию, отмечает, что впервые публикуе-
мые юношеские ноктюрны Рахманино-
ва, написанные в 1887 году (в это вре-
мя композитор был еще на младшем
отделении консерватории), хропологи-
чески являются первыми сочинениями
композитора. тогда как до носледнего
	Государственное музыкальное изда-
тельстгто продолжает публикацию ве-
изданных произведения С. В. Рахмани-
нова. Вслед за партитурами Первой
симфонии, симфонической поэмы
«Князь Ростислав», оркестрового скер-
HO, юношеского трио и других произ-
ведений, рукописи которых собраны в
Рахманиновском фонде Государствен-
ного центрального музея музыкаль-
ной культуры в Москве, Музгиз выпу-
	В Москву приехал хор’ Албанской
Народной армии в составе 70 чело-
век (художественный руководитель и
дирижер Гачо Аврази). На Киевском
вокзале гостей встречали : представи-
тели Комитета по делам искусств при
Совете Министров СОСР, Краснозна-
менного им. А. В. Александрова ан-
самбля песни и пляски Советской
	стил. три ЕК ноктюрна- для

Ah

грагичее кого и КоМИЧеекого В. поэзии

оменнеаютея так же, каки В жизни,
	почему в. драмах ИТекопира вместе с
	героями являются знуты, чудаки: и
ЛЮДИ ограниченные. Так точно И В
комедии могут быть лица благород-
пые,. характеры глубокие ‚И виль-
	фортепиано...

`Эта публикачкия представляет. 0со-
бенный, интерес, так ‘как, вплоть ‘до’ по-
следнего времени. о. существовании
цикла. ничего не было известно, Руко-

‘пиеь, принадлежавшая учителю Рах-
	‘‚манинова — проф. Московской Кон-
	времени (на основаниа неточности в
воспоминаниях проф. М. Л. Преемана)
начало комнозиторской деятельности
Рахманинова связывалось с циклом
фортепианных пьес, написанных ле-
том 1888 года в Симеиве.

В юношеских ноктюрнах уже отчет-
“VRBO y VY BCTBYIOT ся самобытность твор-

mae

i

Армии, Государственного хора _ рус
ской песни и других музыкальных
коллективов и организаций.

В беседе с сотрудником «Совет-
ского искусства» ° художественный
руководитель и дирижер хора Албан-
ской Народной армии Гачо Аврази
сообщил:

— Хор Албанской Народной армии
	ческого облика композитора и преем-
ственность великих реалистических
традиций русской музыкельней куль-
туры. получирших впоследстрии яркое
	ные», — писал В: Г. Белинекий  серватории Н. С. Звереву, .
	более стад. лет, тому назад.
Й русская классическая комедия
развивалаев в направлении глубо-

рогу. Беализмл и «еерьезного комиз-
ма» (выражение” Гоголя), насыщен-
ного бальнии” идейным содержанием
переловото ‘общественного характера.
Не может быть гомнений в том, что
соретекая драматургия и советский
театр на новой основе развивают
тралицни русской классической. ко-
MOTH.

Московский Театр сатиры пытает-
ея отовременно следовать традиции
идейной, редлистической комедии, и
	традиции буржуазно-развлекательной
камедийносети, безусвешно приепо-
	IMC LOC TH, безуснешно приепо-
собливаемой к разработке тех нашей
действительности.

Именно поэтому театр ставит под-
ряд такие противоположные но сво-
им Устремлениям пьесы, как «Кто
виноват?» Г. Мливани и «Положение
обязывает» А. Галича и Г. Мунблл-
та. Но не следует думать, что борьба
этих ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ no CVMeECTBY
	тенденции охватывает иевключитель-
ни сферу penentvapa. Her. Bo Heit!
	но сферу репертуара. Het. в НЕЙ,
вольно или невольно участвуют ак-,
теры театра. Одни из них твердо
следуют феллистическим принципам
и правде характера, и эта линия
явно превалирует в творчестве акт?-
ров Тедтра сатиры. Другие— их,
правда, меньшинетво — склонны ко-
микорать во что бы то ни стало, пэ-
тешаться над странностями о или
уролетвами человека.

Именно такое впечатление  скла-
дываетея от игры артистки Т. Пельт-
Hep в ‘уномянутых снектаклях. В
первом она исполняет роль дирэктор^,
roperutpion Фабрики Маслорой .. Bo
	втором: — проводника Barona. ApPTu-
стка главным образом. старается при-
низнть. евоих. персонажей. ® Образы,
созданные ею, грубы, примитивны.
они демонстрируют  непрохохимую,
немыелимую глупость, якобы приеу-
щую героям Whee.

Московекий Театр сатиры перию-
цически переживает, репертуалные и’
творческие трудноети. Принято
обычно еб’ягнять их скулобтью Ro-
медийного репертуара или различные
ми причинами ‘организационного пэ-
	‘редана последним проф. С; М. Реме-
зову, подарившему эту реликвию сзо-
ей: учение, ныне заслуженибму учи-
телю. РСФСР, преподавательнице. Го-
	был создан пять лет тому назад, пос”
ле изгнания из нашей страны немец-
ко-фашистских захватчиков, В состав
хора вошли бойцы-партизаны — люби-
тели народных песен. В нашем репер-
туаре—албанские народные и пар-
тизанские песни, воспевающие новую
жизнь освобожденной Албании, дру-
жбу с Советским Союзом и великого
вождя трудящихся И. В. Сталина.

Наш хор выступает в частях Ал-
бзнской Народной армии, на промыш-
ленных предприятиях и новостройках,
в сельских районах, в домах куль-
туры.

С большой радостью готовились мы
к поездке в Москву. Хору Албан-
ской Народной армии оказана боль-
шая честь-—выступать в столице Со-
ветского Союза. Мы привезли В
Москву много песен, в том числе албанские народвые и нартизан-
ские песни, песни стран народной демократии: румынские, болгар-
ские, песни советских композиторов. С большим волнением готовится
наш хор к встрече с московским зрителем.

Мы надеемся использовать свой приезд в Москву для просмотре
лучших спектаклей и встреч с артистами Краснознаменного ансамбля
песни и пляски Советской Армии, который до сих пор мы слушал?
только по радио. $

Вчера Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР
и Пентральный лом работников искусств организовали в ПДРИ

‚ [ еатральная
жизнь“
	Дом актера ВТО приступил к вы-
пуску устного журнала «Театральная
жизнь», который будет знакомить с
новинками драматургии, с FOBLIMH
спектаклями и планами драматиче-
ских и музыкальных театров. Спе-
циальные разделы посвящены обзорам
	жизни театрального искусства в стра-
нах народной демократии, высказыва-
ниям режиссеров, актеров и зрителей.

Первый выпуск журнала в OCHOB-
ном был посвящен московским премь-
ерам текущего театрального сезона.
О работе над спектаклем МХАТ
СССР им. Горького «Илья Головин»
рассказали режиссер Н. Горчаков, ис-
полнитель заглавной роли В. Топор-
ков, композитор А. Хачатурян и дра-
матург. С. Михалков. О премьере
Большюго театра Союза ССР `«Галь-
	Эстрада и Цирк
	Московской государственной эстра-
дой создан новый ансамбль при уча-
стии артистов М. Гаркави, А. Шу-
рова и Н. Рыкунина. Ансамбль
в ближайшее время покажет свою
первую премьеру под названием,
«Москвичи» (постановщик И. Ту
манов, художник М. Варпех). Но-
	вая эстрадная программа посвящез
на советским людям, их социалистичен
скому отношению к труду, борьбе со=
ветских патриотов за мир.
+++
В феврале 1950 г. созывается Bees
союзное совещание директоров пирз
ков, посвященное вопросам художез
‘ственной и хозяйственной деятельно-
сти цирков.
2. № * +
Программа Московского цирка
«Дружба смелых» пополняется новы-
ми номерами. 7 декабря, после шести-
	Куприянов. который возмущается
действиями Бабченко. вначале как
бы не имеет своей точки зрения и гэ-
тов  согласитъьея ев предложениями
главного ‘инжелера Лапина. Но г19-
ит Куприянову приехать в Моекву и
ветупить на пост миниетра, как он.
	сразу же решительно отвергает Bee
проекты Лапина.
Самая неожитанная  метамор\оза
	происходит и с Лапиным. Фи фанати-
чески одержим идеей строительства
собственного цеха литья, юн не верит
во взаимопомощь заводов н пи в ко-
см стучае не хочет принимать YRA-
зания министра Куприянова. Эту
одержимость Лапина главным oe.
зом и подчеркнул своей игрой артнет
Б. Горбатов, отчего Лапин Начинает.
казаться этаким  чудаком, почти,
невменяемым. И все-таки под эана-
вас на сцене появляется благоразум-
ный и умиленный Лапин, уже в
НЯВНИИ вге свои заблуждения.
	Bee эти совершенно  неподготов-.
ленные и, необ’яснимые превраще-)
ния тлавных пергсонажей пьесы.
нужны, новидимому, авторам как
сюжетные сенсации, способные воз-
бужлать интерее к действию.
	Во взаимоотношениях  Бабченко,
Купряянова и Лапина мало комедий-
ного материала. Функцию носителей
Н возбудителей смеха выполняют
пьеге тва пергонажа: один олушев-
	ленный, другой  неодушевленный.
Первого зовут — Федор Семенович
Лапин. Он дедушка синжене

папина. Второй——это огромные орон-
зовые часы. е оглушительным боем. и
залвешим хрилом. стоящие пох CTCE-
	лянным колпаком в кабинете мини-
стра Куприянова... Дедушка” Лапин
говорит разного рола «емешные гло-
ва» и чаше всего невпопад. Часы
бьют тоже невнопад, что также дол-
жно вызывать емех. Е
Московский Театр сатиры  давио
является ареной столкновения раз-
личных традиций понимания приро-
ды комедийноети — передовой го-
ветской, опираюшейея на_ опыт руе-
ской клаесичевкой Rome. и отета-
	сударственного училища имени Гнеси-   развитие в творчестве Рахмавинова.
	Присущее автору острое чувство
современности позволяет ему заме-
тить и проследить новые процессы,
возникающие в жизни советского кол-
хозного крестьянства, отразить черты
качественно новых отношений между
людЬмН.

По мнению большинства участни-
коз обсуждения, В. Озечкин, уходя от
драматургических канонов, не стре-
мится к внешней занимательности, а
	6 декабря на заседании комиссии по
драматургии-ССИ . состоялось обсуж-
дение пьес В, Овечкина «Бабье лето»
и «Настя Колосова» — о людях со-
ветского колхозного села.

Участники обсуждения — Н. Ата-
ров, А. Бруштейн, В. Залесский, Г.
Николаева, В. Канцель, П.. Нилин, Г.
Фиш и др, — высоко оценили идейно-
художественные достоинства пьес,
жизненную достоверность образов,
	Обсуждение новых пьес
	поэтическое своеобразие драматургии   находит новые формы, подсказанные
	В. Овечкина.
	ему новым содержанием жизни.
	консультация
ДЛЯ Таджикеких
драматургов
	Во время проводившейся недавно
в Москве декады таджикской лите-
ратуры было решено организовать В
столице кочсультации для таджик-
ских драматургов с привлечением к
этой работе ведущих писателей.
этой целью Союз писателей Таджи-
кистана недавно направил в Москву
драматургов К. Наими, А. Каххори и
И Павлова.
	Пьесы, которые таджикские драма“
турги привезли < собой в Москву,
посвящены темам Великой Отечест-
венной войны “и послевоенному
строительству. Камиссия по драма-
тургии организовала для молодых
авторов систематические занятия.
Н. Погодин, Б. Лавренев и А. Штейн
оказывают им практическую помощь
в завершении пьес.
	————— < ——————=—
	Предприимчивые концертанты
	Письмо в редакцию
	приехать. Но, выражая волю BOSMY-
шенных журналистов, собравшихся
на концерт, дирекция клуба решила
не допускать на сцену эстрадникоз,
	позорящих своим поведением высо- . матург
	кое звание советского артиста.
	А. Менакер и М. Мироноза, веро-
ятно, огорчены случившимся инии-
дентом: вместо трех раз им улалось
за полтора часа’ выступить толькс
два раза. Но ъ.ы не склонны сочувст-
вовать  предприимчивой эстрадной
паре. Мы считаем, что поступок Ме-
накера и Мироновой достоин сурово-
го осуждения. Вместе с. тем этот по-
ступок проливает свет и на порочный
стиль работы Мосэстрады, потворст-
вующей охотникам за «длинным
рублем». хладнокровно взирающей на
то, как ее артисты пренебрегают инте-
ресами советского зрителя.
	Я. Горелик, М. Тесленко, Я.
	Дубсон, В Раимист, Ф. Шахма-
гснов, М. Косорев.
	кусством одновременно изображала
два персонажа —— старика и девуш-
ку. Этот танец, поставленный в годы
войны, проникнут поэтичностью, ве-
рой в победу и светлое будущее.
Живопись и особенно китайская
трафика также переживают период
	графика также переживают период.

обновления. Рисунки КИТАЙСКИХ ма-
	стеров, не утрачивая своего высокого
технического совершенства, обогати-
лись новым содержанием. Нам пока-
зывали агитационные плакаты, ри-
сунки, лубки, отображающие вол-
нующие эпизоды народно-освободи-
тельной войны, аграрной реформы,
борьбы против помещиков.
	В канун Дня Сталинской Консти-
туции работники столичных газет и
издательств пришли в Центральный
дом журналиста на праздничный кон-
церт.

Вечер можно было’ бы считать
удавшимся, ‘если бы не один случай,
рисующий невысокий моральный уро-
вень некоторых артистов эстрады.

‘Речь’ идет о’М:` Мироновой ° и
А. Менакере, чье. выступление значи-
лось в программе концерта. Не огря-
ничиваясь ‘довольно значительным
гонораром, артисты потребовали. что-
бы за ними была. послана  автома-
шина. ;

Дирекния ЦДЖ выполнила это
требование, но Мироновой и Менгкера
на месте не оказалось—они уехали на
другой концерт. Машина, посланная
вдогонку за артистами, безуспешно
прождала их до поздней ночи.

Лишь в [2 часов ночи А. Менакер
удосужился сообщить по телефону.
что он, наконец. освободился и готов
	ные коллективы, творяпие реали-
стическое искусство. В Пекине в
постановке маньчжурского передвиж-
ного Тватра мы видели спектакль о
земельной реформе. Нам рассказыва-
ли о новых актуальных пьесах, на-
писанных китайскими драматургамн,
— в герсизме бойцов на фронте, о
помощи куветьян Натзолной Армии.
	’  Парод. поет новые песни. Мы елы-

шали некоторые-из них. Это были
песни о жизни нового Китая, о жен-
_щине, ставшей свободной, о’ радости
свободного трула.

’ Национальный танец современного
Китая также обрел новое содержание.
Многие танцы воспроизводят мотивы
‚ производственных процессов. Мы ви-
\ дели танцы. изображающие сбор ри-
	са, работу кузнена и т. д. Нае пора-.
	‚зило искусство известной китайской.
танцовщицы Дой Ай-лен. В одном из.
‘таниер Ona of пАарйутепораНиИзтм Wee
	1.800 колхозников
на спектакле „Иван Сусанин“

18 декабря в Москву для просмот-
	а спектакля «Мван Сусанин» в
ольшом театре специальным поез-
	дом’ приезжают 1800 колхозников
Дмитровского района Московской
области.
	Во всех колхозах района, школах
и ‘клубах организуются беседы и
лекции на тему о патриотической
идее оперы,
	40; лет на сцене

7 декабря. Центральный детский
театр отметил 40-летие сценической
деятельности актрисы С. Волхозвской.
В чествсвании актрисы приняли уча-
стие представители ЦК ВЛКСМ, Мос-
облрабиса, делегации московских те-
атральных коллективов.

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР об’явил С. Вол-
ховской благодарность и премировал
ее. .
		ка» говорил постановщик Б. Покров-   месячного перерыва начались высту-
	пления Каран д’Аша. В ближайшие
дни включается в представление
артист П. Маяцкий со своим аттрак-
ционом «Шар смелости» (гонки на
мотоцикле и велосипедах под купо-
лом цирка). Кроме П. Маяцкого, в
номере принимают участие В. Маяц+
кий, Н. Маяцкая и А. Коваль.
Режиссер Б. Шахет, музыка И. Ду-
наевского, костюмы выполнены по
эскизам А, Судакевич.
	Быставка произведений
И. К. Айвазовского
	2 мая 1950 года исполняется 50 лет
со дня смерти замечательного. русско-
го художника-мариниста И. К. Ай-
вазовского. Комитет пе делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР
рептил организовать в Ленинграде, в
здании Русского музея. рестубликан-
скую выставку произведений: Айвазоз-
ского: сеты

Здесь будут экспонированы все вы-
дающиеся картины художника, храня-
щиеся_в коллекциях музеев и галле-
рей Российской Федерации. а Такжев
	Государственной Третьяковской” гал-
лерее.
	скин, о премьере театра оперетты.
«Трембита» — постановщик И. Тума-
нов. Выступления иллюстрировались.

сценами и отрывками из спектаклей.
	О театральном искусстве демокра-!
тического Китая рассказала недавно
вернувшаяся из зарубежной гастроль-
ной поездки скрипачка Галина Бари-
нова. Раздел журнала «Страницы
прошлого». прочитал  генерал-лейте-
нант А. Игнатьев, поделивитийся вос: !
поминаниями о поездках русских ар*
тистов за границу в дореволюционное
время. <

Вечер, собравший большую аудито.
рию мастеров театрального искусства
Москвы, прошел © успехом. }

Всероссийское совещание
руковолителей хоров
	20 декабря в Москве откроется пер-.
вое всероссийское совещание руково-.
дителей хоровых коллективов. В сто-
лицу приедут руководители 30 на-
родных хоров, капелл и ансамблей
Российской Федерация,
		Лой, ремесленной, — пользующейся   рядка. Вряд ли эти об`яеняния ‘име-
арееналом средетв ‘ буржуазно-раз-  ют решающее значение. Подлинный.
влекательной комедии, Примирение   источник трулноетей жизни “Тетра
	между этими традициями невозмож-
но. сосуществование их в одном ‘теа-
гре губительно для него.

Мерилом жизненноети  современ-
ной советекой комелий являютея ее
боевая идейность, ее партийноеть. ее
активное вторжение в жизнь, YT-
верждение нового и борьба со всем
враждебным. что мешает говетеким
люлям строить коммунизм. Прогрег-
сивное, новое, воплошенное в обря-
зах переловых советеких“людей. если

сатиры — другой. Он в компроемиес-
ности его ‘илейных. творческих уста-,
новок. С того момента как пустая Ко
медийность и нарочитая юмористика.
будут раз и навсегла изгнаны из етен.
Театра сатиры, в того момента как
его творческие устремления приобуе-
тут во веем ясность и партийную на-
правленноеть, многие, Kak кажет-
ся сойчае. непреодолимые трухноети
на пути тедтра станут вполне `разре-
шШимыми.
	комелия посвяШшена явлениям нантеи!
	Стадион был украшен плакатами и
	лозунгами © — китайско-советской
	3 мозвом Китае
	скимн зрителями. Бесть © ТЭМ,
что приехала советская делегация,
распространялась с удивительной бы-
стротой. Многотысячные толпы при-
ветствовали нас повсюду: в Пекине
и Мукдене, Шанхае и Нанкине, на
станциях и полустанках — днем и
ночью. Всюду возникали митинги и
демонстрации, подносилиеь цветы.

Трудно сказать, что имело нан-
больший успех в концертах нашей
бригады. Шумные аплодисменты не-
изменно сопровождали выступления
Т. Кравченко, Н. Казанцевой, Г. Ба-
риновой, в репертуаре которой осо-
бенным успехом пользевалея «Ки-
тайский тамбурин» Крейслера. Нуж-
но было видеть, с каким воодушев-
лением подхватывал зрительный зал
Гимн демократической молодежи, ко-
торый пел И. Шмелев. Ноявление на
сцене  танцовального — коллектива
	Краснознаменного ансамбля, его стре-
	На протяжении многих лет все
прогрессивное человечество с. напря-
женным вниманием следило за геро-
ической борьбой китайского народа,
отстаивавшего свою независимость и
свободу. Бесстрашный, ‘упорный,
свободолюбивый народ победил. Нам,
группе советских артистов, выпале
отромное счастье — исторический
день Ё октября 1949 года, день про-
возглашения Китайской Народной
Республики, провести в столице сво-
бодного Китая — Пекине.

..Много волнующих часов провели
мы на трибуне площади перед быв-
шим императорским дворцом, Древняя
стотица никогла н® видела такого
шествия. Казалоеь. не. будет конца
бесконечному потоку демонстрантов.
Шли старики и молодежь, неся в ру-
ках знамена и портреты вождей. В па-
радном марше проходили войска побэ-
лоносной Народно-Освободительной
Армии: пехота, моряки, артиллерий-
ские и танковые части.

Вождь демократического Китая Мао
Цзе-дун провозгласил образование Ки-
тайской Народной Республики. Под
грохот артиллерийского салюта и
звуки гимна поднялея вверх нацио-
нальный флаг: красный с пятью. 30-
лотыми звездами.

Наступил вечер... В темноту неба
взвились разноцветные ракеты. Но
колонны демонстрантов He убывали.
Они несли светящиеся изображения
дракона — символа изобилия, факе-
лы, фонарики. Повсюду раздавались
приветственные возгласы: Великому
Сталину! Товаришу Мао Изе-дуну!
Народному правительству!

se

Незабываемые впечатления оста-

mich Y Hac от. встреч е. китай-

Памяти А. М. Самарина-Волжского
	7 декабря скончалсЯ”один из ста-
рейших сценических деятелей, прелд-
	‘седатель правления Московской кас-
	сы взаимопомощи театральных леяте-
лей при Всероссийском театральном
	‚деятеля искусств Киргизской ССР. В
том же году указом Президнума
Верховного Совета СССР он был на-
гражден орденом «Знак почета»,

утким, отзывчивым товаришем,
скромным человеком — таким всю
свою безупречно прожитую  жизвь
‘был А. М. Самарин-Волжский и та-
  ким он останется в памяти всех его
’ друзей и товарищей по театральной
  работе.

А. Яблочкина, Е. Турчанинова,
Н. Обухова, А. Покровский, 3.
Дальцев, П. Шевелева, В. Влади-

миров., В. Ефремов, Н. Гаврилов,
Я. Смолянский и др.
	_А. СУРОВ,

М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
	Мы десятки раз: встречались с ки-   обществе, член ВКП(б), заслуженный
	TAHCKUMII работниками
	искусетв.   деятель искусств Арнольд Маркович
	На протяжении своей полувековой
	Их интерее к советекому иекуеетву   Самарин-Волжский.
	огромен. Бесконечно длились расспро-
	сы о Москве. советских театрах. акте-   Театральной деятельности А. М. Са-
	марнн-Волжский воспитал большюе
	` количество артистов. За выдающиеся

заслуги по подготовке национальных

‘художественно-творческих работников
x

RA Fn ee = ит aan
	А. М. Самарину-Волжскому в 1939
году присвоено звание заслуженного
	‚ Резанционная ноллегия:
	С. Б. СУТОЦНИЙ (редактор). А.
	pax. Hac спрашивали, существует ли
способ заниеи танцев, как выражает-
ея социалиетический  резлизм в
балете и т. д. Эти вопросы показыва-
ют, что в Китае многие хорошо знают

советскую литературу, театр, музыку.

На китайский язык, переведены книги

Фадеева, Симонова, Эренбурга и дру-

гих советеких писателей. В Нанкине

молодежь готовит к постановке «Рус-

ские люди» К. Симонова.

Мы покидали страну, воехищен-
ные мужеством, скромностью, трудо-
любием китайского народа. Наши
чуветва прекрасно выразил AL Dae
Деев. Он сказал: «Дни пребывания
здесь навеегда останутея в наших.
сердцах как дни больного  счаетья.
Мы е вами живем на больших Tp
стврах земли. Наши народы неиечис-
лимы. История вложила в наши души
огрохный размах и широту. Мы вхо-
дим в мир как победители».

Н. ДУДИНСКАЯ,

К. СЕРГЕБВ.

лзуреаты Сталинской премии,
заслуженные артисты РСФСР.

{
’

Народное гулянье в Пекине.
oo $s ®
	мительные, темпераментные ипляски  дружбе. На красных полотнищах
вызывали бурю нескончаемых  в06-  можно было прочитать; «Счастливого
торгов. С особым интересом `восири-  пути!»

нимали китайские зрители классиче- e*
	ские танцы, которые здесь Видели
впервые.

Мы выступали перед рабочими на
заводе в Мукдене, во время  обеден-
ного перерыва, в цехе, где присутет-
вовало 4 тые. человек. Выступали
на открытых площадках, специаль-
Ho для бойцов Народно-Освоболитель-
	здесь видели

рабочими на

ремя  обеден-

где присутет-
„. Выступали
aX, специаль-
-Освободитель-

За последние годы в огне народно-
освоболительной войны родилось ис-
кусетво нового Китая — подлинно-
народное, свободное искусство. Общая
программа народного политического
Консультативного Совета Китая пре-
лусматривает развитие культуры,
«пациональной по фарме, научной по
	ной Армии. оа месячное пребывание содержанию и народной по своему
в Китае наша группа дала 43 кон-  характеру». В республике «будут
церта, обслужив 350 тысяч зрите-  развиватьея народная драма и кину»,
лей. ТИ уы воочию  убеждалиеь, что эта
	Б Цекине для прощального KOH-:   программа уже начала претворяться
церта была выстроена эстрада в цен-! в жизнь.
	На емену старому тезтру е его при-
дворной замкнутостью и условностью
приходят новыв,: молодые: .тезтраль-
	тре огромного стаднона. Шестьдесят.
тысяч зрителей расположились не
только на трибунах, но и. на: траве.
	6. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ,
	ОТКРЫТА ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ
	„КУЛЬТУРА
	«КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ» — газета С
В газете освещаются вопросы:  ндеолог
боты партийных организаций, общественны
тнки, кино, театра; работа культурно-просв
школы; публикуются обзоры нентральных
ются новые советские ин иностранные книги

Газета «КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ» выхс
	на

12 месяце
	ПОДПИСНАЯ ЦЕНА:
3 месяца — 4 руб. 50 коп.
	_И ЖИЗНЬ“
	на 1950 год.

— Газета Отдела пропаганды ин агитации ИК ВКП(б.
	секоя и агитационно-пропагандистской ра-
‹ наук, художественной литературы и крч-
етительных учреждений, высшей и средней
и местных газет и журналов; рецензиру:
  по вопросам политики, науки и культуры.
лит 3 раза в месяп.
	в 1$ руб.. на 6 месяцев —9 руб. па
	на почте, в отделениях «Союзпечати» в
	учреждениях и организациях.
	ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ: всюду
	общественными уполномоченными на предприятиях, в
	as pte ee ЧР ТЕ Ta

2 £0. ne Пе аа Аа,
	ИНН

ae

Зак № 3429.
	5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — K 1-48-98
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретарнат, отлелы янформании, архитектуры = К 4-15-66: отдеты театра, корреспонлентской сети — К

Типография «Гудок» Москва, ул. Станкевича, 7.