Кино и наука
	Владимир Ильич Ленин высоке
опенивал возможности кино для про-
паганлы научных званий, новых ме-
толов производетва. Вогла был изо-
	_122-летие здания
Большого театра
	18 января 1825 года, 125 лет назад,
состоялось первое представление во
	овь отстроенном здании Москов-
ского Большого театра.

Основание постоянной  оперно.ба-
	летной труппы в Москве, из которой
впоследствии сформировалась труппа
Большого театра, относится к 1776
году. В 1780 году для этой труппы
было построено специальное теат-
ральное здание на месте нынешнего
Большого театра СССР. Новый театр
был назван Большим Петровским те-
атром. В 1805 году это здание сгоре-
ло и было заново выстроено на том
же месте по проекту  аохитекторов
Михайлова и Бове. В 1853 году зда-
ние Большюго театра снова сгорело и
было восстановлено с ‘использовани-
ем оставшихся стен архитектором Ка-
восом в 1856 году.
	СЕМИНАР МОЛОДЫХ
И НАЧИНАЮЩИХ
КОМПОЗИТОРОВ
	При Союзе советских композиторов
СССР в течение ряда лет ‘работает
семинар молодых и начинающих ком-
позиторов, слушателями которого яв-
ляются люди самых разнообразных
профессий: рабочие, служащие, py-
ководители кружков художественной
самодеятельности и др. Среди слу-
шателей семинара — академик лзауре-
ат Сталинской премии В. Шулейкин.

Учебные планы семинара понолни-
лись за последнее время новыми дис-
циплинами. Помимо композиции, на-
чалось -чтение курсов по элементар-
ной теории музыки, сольфеджио, гар-
монии, инструментовке и анализу му-
зыкальных форм.
	Произведения ряда слушателей се-
минара издаются Государственным
музыкальным издательством. Так, не-
давно были опубликованы песня быв-
шего слесаря паровозоремонтного за-
вода в г. Великие Луки Г. Гранки-
на, марш для духового оркестра быв-
шего гравера ситценабивной фабрики
в г. Иванове А. Ефимова и другие
произведения молодых и начинающих
композиторов.
		Московский театр юного зрителя
готовит три новых спектакля для де-
тей. Ближайшая премьера, которую
театр выпустит в феврале для детей
дошкольного возраста, — сказка
Л. Гераскиной «Пряначный домик»,
написанная по мотизам русских на-
ролных сказок. Режиссура — П. Гав-
рилов и Е. Евдокимов.

В марте театр покажет спектакль
русской классики «Правда — хоропю,
а счастье лучше» А. Н. Островского.
Режиссер Е. Евдокимов.

Одновременно готовится к  поста-
новке сказка С. Маршака «Умные ве-
щи» в новом варианте, сделанном ав-
тором для МТЮЗ. Режиссер П. Цет-
верович. Премьеру намечено показать
в апреле.

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ
MOGHORCKOH OBJIACTH
	В выставочном зале Оргкомитета
Союза советских художников откры-
лась отчетная выставка. художников
Московской области. На выставке’
представлено. около--250 произведений.
живописи, скульптуры и графики и
работы мастеров народного творчества.
	КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ
КОНСЕРВАТОРИИ _
	В Центральном доме журналиста
состоялся концерт студентов Мос-
ковской консерватории имени Чайков-
ского класса проф. Г. Нейгауза. С
кратким словом об исполнительских
и  преподавательскихо принципах
Г. Нейгауза выступила’ аспирантка
консерватории В. Хорошина.
	На концерте выступили студенты
лауреаты международных конкурсов
Юрий Муравлев и Евгений Маликин,
исполнившие произведения Шопена,
Скрябина и Рахманинова.
	i TRAPPE
	тят огни большого китайского пюр-
тового горола. В порту изможденные
китайские кули, подгоняемые дубин-
ками иноземной полиции, выгоужа-
ют огромные ящики © клеймами
«USA»; когда один кули падает пох
непосильной ношей, из ящика вы-
валивается груда американских ав-
томалов... Вепыхивает возмущение
рабочих, встающих грозной стеной
перед оскалившимися волчьей злобой
империалистическими гангстерами и
их наемниками.

Такова завязка спектакля в новой
редакции Большого театра. Мир. рас-
колот на два лагеря. антагониетич-
	ных, непримиримых в своем сущест-
	ве лагерь хищников мирового им-
периализма и единый многомиллион-
ный лагерь наролных масс всего зем-
ного шара. Так сеатр сумел придать
спектаклю новый, глубоко злободнев-
ный смысл. Он напоминает зрителю о
Том, ЧТо сейчае еще во многих стра-
нах — Вьетнаме и Инлии, Индоне-
зии и Бирме — растет и ширится
национально-освободительная война,
еще льетея кровь патриотов и сеют
смерть американские автоматы...

Обобщая события и факты огром-
ного политического значения, спек-
такль, ню существу, весь обрашен к
настоящему, утверждая идею непобе-
димости народных сил, 0б’единивших-
ея под знаменем борьбы за счастье
человека, под знаменем истинной де-
мократии.

:..Кюгда сумрак черной ночи сме-
няется светлым днем‘и солнце оеве-
щает пламенеющий на борту совет-
ского корабля плакат «Советекие
профсоюзы — китайским рабочим»
и пол звуки коммунистичеекого гим-
на вытягиваетея стройная неренга
советских моряков, спектакль сразу
получает свой идейный и эмоцио-
нальный ключ.

Эта идея поэтически претвофена в
трогательной истории маленькой
танцовщицы Тао-Хоа, принимающей
из рук советского моряка красный
мак — эмблему своболы. Этот пве-
ток, алеющий на груди Таю-Хоа, сим-
волизирует великие чуяетва любви
нарола к родине и жгучей ненависти
к поработителям. Сила патоиотиче-
ского чуветва и страстная вера в воз-
рождение родины делают Тао-Ход,
женщину-ребенка. истинной герои-
ней, отлающей свою жизнь Во имя
	прозрение профессора Трубникова
	ство дорот, выполняя волю партии.
Есть в облике Mareera—boromn-
	бозва что-то вечно беспокойное, не-
	Oc, есть в нем настоящая рус-
скзя мошь и ширь, могучая сила,
есть в нем этакая чкаловекая жажда
жизни, деятельности, борьбы.

Макеев— Боголюбов — хозяин жиз-
ни. Для него все, что совершается в
мире, — это его личное дело. Он ни
К чему не может: быть безучастным,
НИ К Чему не может быть равнодуш-
ным. Вот почему, не разбираясь 80
всех сложнейших процессах микро-
биологии, он сердцем большевика,
патриота понял вею сложность кон-
фликта и вмешался в него. Его илей-
ный, принципиальный спор с Труб-
HHROBLIM — 910 резкое, непримири-
мое столкновение двух взаямоиеклю-
чающих взглядов на жизнь. В этот
спор Макеев-——Ботголюбов вкладывает
весь жар своей души. Разговор Ма-
кеева с  Трубниковым становится
илейной основой спектакля. его глав-
ным действенным стержнем.

Узнав о проступке  Трубникова,
Макеев, не задумываясь, летит в М-
CKBY, чтобы любыми путями предот-
вратить катастрофу. Для Макеева
изобретение Трубникова — это не
частное дело ученого, это дело стра-
ны, всего народа, 2 следовательно, и
его, Макеева, дело.

В борьбе с Трубниковым и за Труб-
никова Макеев не одинок. Борьбу эту
вели и до него. Она началась сразу
же после тото, как Трубников захлоп-
нул лверь несгораемото шкафа. где
лежала рукопись, увезенная Окуне-
вым. Друзья и сотрулники ученого,
его сестра и помощница по инетиту-
ту Ольга Александровна (М. Титова),
его дочь (М. Анастасьева), старый
друг Иванов (В. Муравьев), чета Са-
ватеевых (В. Грибков и Н. Тихоми-
рова), — все они сурово осужла-
	ют поступок Трубникова. Такова
дружная советская семья, 06’е-
диненная общими интересами, еди-
	ной целью.

В столкновении с коллективом г5-
ветских людей познает смысл свое=
о тяжелого проступка профессор
Трубников. Б. Ливанов © поразитель-
ным проникновением в тончайшие
движения человеческой луши, с глу-
боким пониманием авторекого замыс-
ла показывает путь своего героя.

Некоторые исполнители роли
Трубникова в других театрах стре-
мились всячески оправдать героя,
придать его заблуждениям черты до-
салной ошибки, и только. Этим са-
мым они умаляли значение конфлик-
та, снижали. илею пьесы. Б. Ливанов
идет более верным и плодотворным
путем. Он не стремитея вызвать не-
нужное сочувствие к Трубникову.
Он не затушевывает его нелостатков,
более того. — он их максимально
	Трубников — Б. Ливанов, Макеев — Н. Боголюбов.
Фото С. Шивгарева.
		` обостряет. Но, е другой стороны, Ли-
	ванов, раскрыв нам мучительную
внутреннюю борьбу Трубникова, его
огромное душевное смятение, сумел
показать искреннее осознание Труба
никовым своих ошибок и  заста-
вил нае поверить в его настоящее и
глубокое раскаяние. И зритель убеж-
	‘ден, что Трубникув, каким ето пока-
‘зывает Ливанов, трудом своим иеку-
	ЦИТ CBOW BHHY.

Талантливая, умная, гневная пъе-
са В. Симонова позволила Хуложе-
етвенному тезтру еозлать BHCORO-
идейный, партийный спектакль. По-
становшик М. Кедров, бережно и вни-
мательно прочитав пьесу, сумел
подчеркнуть в ней главное, основное
— ее патриотическую сушноеть. Все
богатство сценических красок, тон-
чайших  пеихолотических — деталей
	подчинено главной задаче — выявить
глубокий конфликт между Трубни-
ковым и дружным коллективом пе-
реловых, требовательных, принципи-
альных советских людей.

М. Ведров развил в спектакле заме-
чательные традиции Худложественно-
го тзатра — ансамблевость, фили-
гранную разработку сценической жиз-
ни любого, казалось бы. самого не-
значительного образа спектакля, вы-
CORY идейную наполненноеть каж-
дой сцены. Спектакль полон ноэзии,
мужественной лирики, и вместе е тем
он отмечен публицистической стра-
стностью. Художник А. Васильев е9=
здал интересные, хорошо  передаю-
щие атмосферу действия декорации.

=x
	®

Советекий театр — активный бо-
рец за мир. Средствами искусства оя
разоблачает  полжигателей войны,
раскрывает тайную механику их пот-
рывной деятельности.

Не так лавно в Хабаровске законз
чилея сулебный процесс по делу быв-
ших военнослужащих японской а-
мин, по заданиям своих хозяев под-
POTOBIABINUX бактериологическую
войну. Уроки этого процесса весьма
значительны. Мир, противостоящий
нам, полон злобы, он любыми вре”
ствами пытается продлить свои тни.

Новая пьеса В. Симонова чрезвы-
чайно своевременна. Она дает возмож-
ность заклеймить новоявленных ето-
ронников мирового господства. не
тнушающихея никакими средетвами
для достижения своих подлых 1е-
лей.

Спектакль «Чужая тень» в Хут-
жественном театре учит блительно-
сти. Он рассказывает © монолитном
елинстве советского народа, о его гы
соком патриотизме, священной нена-
висти к врагу. Он говорит 9 выюових
моральных качествах нашего совое-
менника. В этом огромное значение
	CHE RTA RAM.
Н. ГРОМОВ.
	«Тужая тень» К. Симонова в Художественном театре
			NOON

провела уже болыную работу но вне-
дрению кино в лекции, семинары, лэ-
равлического ‘торфососа, Ленин в   бораторные и практические занятия.

1920 году дал специальные ука-   Несмотря на чрезвычайно ограничен-
зания © создании  короткомет- ный выбор кинофильмов, отвечаю-
оажных Фильмов по торфодобы-  щих требованиям учебных программ
ванию. По указанию В. И. Ленина   университета, кафедрами все же нс-
были созданы первые советские   пользовано на занятиях в 1947—48

бретен новый механизированный
способ торфодобычи с помошью гид-

картины по производетвенной про-
паганде; «Ч такое болото»,
«Подготовка болота к разработкам»,
«Сушка и  танснорт торфа»
ap.  Валалимир Ильич считал,
чт  ЕИНО WIRD mpm peerkms
	учебном году 589 фильмов, & в
следующем году—уже 849 фильмов.
Создана, фильмотека, содержащая 268
научных фильмов, ереди которых
имеютея уникальные картины. #a-
	приюореети   шоимер, хокументальные с*’емки И_ В.
	характер образных публичных  лек-   мичурина с еинхронной записью его
	речи, фильм «Фпыты  акалемикл
И. НП. Павлова» и лоугие.
	Бторой задачей кафедры являет-я
организация Ффакультативного курса
«Учебная и научная кинематогра-
	}

фия».
	который в прошлом учебном
	году был прочитан для пяти груйн
студентов  биолого-почвенного, гео:
графического и исторического фз-
	‘ культетов. шекции - сопровожлаютеч
	нравтическвими занятиями по изуче-
нию кинопроекционней аппаратуры.
Курс’ имеет целью вооружить бузу-
щих преподавателей выешей и сред-
ней школы достаточными знаниями
длЯ TOTO, чтобы они могли в.евоей
	педагогической деятельноети Wuporo  .
	пользовать кино.
	пий 1 различным вонросам науки и

В известном черновом  наброске
«Тезисов © производственной  пропа-
танле» В. И. Ленин в 1920 году ни-
шет о необходимости обратить внима-
ние на «Более широкое и системати-
ческое использование фильм для про-
изв. пронаганды».

Гениальный  прололжатель дела
Ленина—товаринг Сталин придает
весьма большое значение кино ках
могущественному средству агиталии.
Повеелневная забота партии, прави-
тельства, огромное внимание, уделяе-
мсе кино лично товарищем Сталиным,
обусловили невиданный распвет ©0-
ветской кинематографии.

Отромна роль и неиечерпаемы воз-
можности кинематографии, как еред-
ства научного исследования, локу-
ментацин научных исследований и
как проводника научных знаний в
широкие массы зрителей.

Большую известность в нашей
стране и за граниней приобрел еня-
тый режиссером В. Пудовкиным 101
руководством акзлемика И. П. Пав-
лова научно-популярный — фильм
«Механика головного мозга», явив-
шийся первым опытом популяриза-
нии работ великого ученого в обла-
сти изучения условных рефлексов.

Использование научных и XORY-
ментальных кинофильмов имеет очень
большее значение также и в препо-
лавании. котогое © помошью киноал-
	парата может эыть сделано нагляхл-
	ВЫМ. :

С помощью применения специаль-
ных видов <’емки ботаники, 30010-
ти, физиологи, почвоведы могут изу-
чать процессы развития растений,
процессы, происходящие в живом
организме, и т. д.

Механикам, физикам,  химикам,
кристаллографам канофильмы могут
значительно облегчить усвоение
учебных курсов. Применение муль-
типликации создает совершенно не-
ограниченные возможности для на-
TAQAHOTO показа многих явлений, не
доступных  непосредственному воз-
приятию.

Учитывая значение кино в учеб:
ной и научной работе вузов, Совет
Министров СССР в 1947 году вынее
постановление ео развитии кинофика-
ции вузов. Министерству высшего
образования СССР было поручено сэ-
здать в крупнейнгих вузах Москвы и
других городов кинокабинеты и ки-
нолаборатории, ввести для целей на-
учно-исслеловательской работы прч-
менение в вузах специальных видов
киное’емки.

0 том, какую реальную помощь Р
учебной и научной работе может ока
зать кино и каких маститабов хости-
гла эта работа в советских вузах,
можно судить по примеру Москов-
ского государственного унивзосите-
та им. М. В. Ломоносова.

Кабинет учебного и научного ки-
HO, организованный в Московеком
университете еще в 1945 году, Ont
реорганизован в 1948 году в кафедру
учебной и научной кинематографии.
При ней создана научно-исследовз-
тельеская кинолаботатория.
	AEP AAG
	Силой и уверенностью полны ело-
ва большевика, советского патриота
Андрея Макеева, сказанные профес-
сору Трубникову:

— Ничто не страшно, если трезво
и спокойно смотреть в будущее, и
все страшно, если быть слепым.

Мутные волны чужого враждебного
мира разбиваются вдребезги о непри-
етупный утес Страны сониализма.
	`Неисчислимы вилы ‘лагеря демокра-
	тии. Непобедиму воля простых людей
всех стран и народов, единых в ©в0-
ем стремлении к миру. Не страшен
врат, если трезво оценивать обста-
новку, хоропю знать лицо врага, его
повадки, понимать всю меру ето ко-
варства и жестокости. Но нет ниче-
го более опаеного, как забывать о
существовании врага, не видеть его
происков, принимать Внентне добро-
порядочную личину его лазутчиков
за их истинное лицо.

06 этой простой и обязательной
для каждого советского человека ис-
тине и забыл профессор Трубников.

#3
ms
	Сергей Александрович Трубников
—Б. Чиванов, директор Бактериоло-
гического института, приковывает к
себе внимание с первой сцены. Ереп-
кая, ладно скроенная фигура, силь-
ное, волевое лицо, умные, пожалуй,
немного усталые глаза.

За сдержанностью и леловитостью
Трубникова— Ливанова чувствуется
ралоетное чуветво внутреннего гамо-
удовлетворения. Он находится на по-
роге величайшего открытия, которое
принесет человечеству избавление от
серьезнейших заболеваний. Вее идет
хорошо. Голы настойчивого труда да-
ли евои благие результаты. Труб-
ников считает, что ему есть чем гор-
диться на шестом десятке жизни, от-
данной науке, есть что внести в с0-
кровищницу человеческой мудрости.

Ливанов точными, убедительными
птрихами показывает в своем герое
эти, нз первый взглял, незначитель-
ные черточки умиления собетвенной
0с0бой. Вот Трубников — сказал:
«мой институт», вот он упомянул 0
«моем изобретении», вот в его голосе
еле з&метно прозвучали покровитель-
ственные нотки по отношению к сво-
им ближайшим сотрудникам.

Ливанов постепенно, пеихолотиче-
<ки хостоверно раскрывает нам ду-
ховный мир Трубникова. Он показы-
вает, как черноточина самомнения,
стремление к личному успеху влия-
ют на характер ученого, как они ме-
шают ему правильно видеть жизнь
и верно оценивать ее явления. Заб-
вение государственных интересов,
страшная болезнь аполитичности
приводят к тому, что Трубников co-
вершает тягчайший проступок перед
народом, партией, государством. Co-
ветский ученый, в результате поли-
тическох  недомыелия,  отсутетвия
бхительности, оказывается опутан-
ным сетью вражеской разведки. 3a
его — ениной - вырастает зловешая
тень врага. Тень чужого мира.

М. Болдуман беспошално, с пози-
ций партийного художника, воору-
женного выслтим методом хуложест-
венного творчества — методом со-
пиалистического реализма, разобла-
чает ливерсанта и шпиона Окунева.
Мы встречаемся е Окуневым в пер-
вой же сцене. Неторопливой похолкой
РХОЛИТ ОН в кабинет Трубникова. На
первый взглях Окунев выглялит ра-
душным и, пожалуй, даже симпатич-
ным человеком. Он любит поговорить
© ПРОШЛОМ, вепомнить старые 306-
	рые студенческие годы. Он полчерк-

нуто вежлив и предупрелителен.
Окунев остается наелине е Труб-

никовым. и начинается разговор oO
	главном. Окунев отлично знает уяз-
вимые места Трубникова. Он умело
подливает горючий материал тонкой
лести в далеко не лишеннюе тщесла-
вия сердце Трубникова. Как бы ми-
моходом Окунев внушает Трубникову
соблазнительные мыели © вееобщем
признании ето трудов, о мировой
славе:

Эту ловкую мимикрию Окунева
М. Болдуман передает отлично, на-
ходя бесчисленное количество разно-
образных психолопических оттенков.

В предпоследней картине мы
встречаемся уже е другим Окуневым,
и перед нами раскрывается истинный
внутренний мир этого персонажа,
человека с лвойной психологией, с
двойным дном: под внешней личи-
ной Окунева видим его подлинное об-
личье. :

В этой сцене М. Болтуман подчер-
кивает опустошающую, злую силу
Окунева. Мы знакомимся с его же-
яой, Галиной Петровной (Е. Алеева),
и вилим, как Окунев изуроловал ее
характер, лишил его всякой индивя-
дуальности. Е; Алеева пеихологиче-
ски верно показывает переживания
женщины, потерявшей  интерее к
жизни, превратившейся в некий
придаток к холодному организму
Окунева. Окунев — Болдумани ес
женой старзется разговаривать веж-
ливо и деликатно, он даже сниехо-
дит до ласки, но все это делается с
таким леденящим — безразличием,
чт нам вполне понятны слова
Галины Петровны © том, что ей
даже легче, когда Окунев груб c
ней: «Все-таки какое-то чувство».
И мы не удивляемея тому, что дети
Окунева порвали с отцом, хотя и ‘не
прелполатали © ето настоящей дея-
тельности. Тщательно замаскирован-
ный, амюральный, злобный мир Оку-
нева губит все живое, здоровее.

Глубокое обличение мертвящей
психологии врага, раскрытие его зве-
риной сущности — большая удача
М. Болдумана. сумевшего показать,
что шупальцы врага, протянузвшие-
ся к Трубникову, были сильными и
пдепкими. В спектакле Хуложествен-
ного  тезтра е предельной  наглял-
воетью и убедительность отражена
та степень опасности, которой Tor
вергея Трубников. В спектакле ярко
показано, что повлекла бы за собой
его оттибка, если бы в эту трагиче-
скую историю во-время не вмешался
коллектив советских людей.
	=

На сопене Художественного театра
зритель видел немало советеких ге-
роев, полных душевной красоты и
силы. Во многих спектаклях были от-
ражены гордые, влохновенные черты
большевика, строителя коммуниети-
ческого будущего. В каждой своей
работе, посвященной событиям совре-
менноети, театр стремилея наилуч-
шим 0брззом раскрыть характер пе-
реев паших дней.

Анлрей Макеев — прямой их на-
слелник. продолжатель” их великого
дела. Этот образ особенно’ близок и
порог драматургу. Он сродни героям
других симоновеких пьес, но в нем
elle больше вилны зрелость, мул-
рость, сознание своей силы, веры в
свое дело.

Великолепный воплотитель 0бра-
зов положительных героев Н. Бого-
любов в роли Антрея Макеева еще’ раз
пораловал Hac своим поистине ©юл-
нечным, обаятельным, глубоко чело-
вечпым дарованием. Он г первого
взгляла заставляет нас полюбить Ма-
кеева, этого полного неистреби-
мой жизненной энергии человека,
участника многих величественных
строек. вместе со своим вилавшим ви-
ты чемоданом исколесивиетго множе-

В Московском университете за пэ-
еледние годы создана техническая
база. лля проведения  кинолокумен-
тальных е’емок- При научной кон-
вультации профессоров и доцентов
университета кафедрой соетавлены
сценарии и сняты следующие учеб:
но-документальные фильмы: «Туго-
плавкие металлы», «Образование пе-
ны», «Восточные Карпаты», «Моз-
фология ландшафта», «Геология неф-
теноеных районов в Дагестане», «До-
кументы по! истории Дагестана»,
«Растение и среда», «Методика Har
блюдения за гнезлом лрозда», «Pac-
копки Великого Новгорода».

Разработан с‘емочный план науч-
ного фильма «Воспитание дубового
шелкопряха на иве» к линломной
работе стулентов биолого-почвенного
факультета Григорьевой, Исаева и
Самеоновра_
	Кафедрой учебного и научного ки-
но развернуты фото- и кинос’емки: в
многочисленных экспедициях, прову-
димых университетом. Так, летом
1948 года были проведены с’емки в
Дагестанской и Новгородской экепе-
дициях, экепедиции в Окский за-
поведник и других. Материалы с’ем-
ки позволят создать новые  учебно-
документальные фильмы.
	Варяху е этим кафедра вехет ло-
кументальную с’емку событий из
жизни своего вуза, для кинолетопи-
си университета, которая созхаетея
по решению Ученого совета. Кафел-
да ведет также большую работу по
разысканию кинофратментов, рисую-
щих историю советекой науки.

Нашей ближайшей задачей яв=
ляется организация киносемки на-
учных процессов в плане реальной
помопти ученым университета в их
научных иселелованиях. _ .
	Дальнейшее развитие кинофика-
ции вузов несомненно явитея сутше-
ственным фактором улучшения веей
их научной и учебной работы. Кроме
того, овладение методами киноиееле-
дования и кинолокументации позво-
лит будущим специалистам принять
вместе с работниками кино леятель-
	Нос участие в создании научно-Пепу-.
	лярных фильмов для массовой ауди“
тории.

Проф. Г. ВОВЧЕНКО,
проректор Московского универ-
ситета.

Ю. САЛТАНОВ,
помощник ректора университета.
	Тао-Хоа — О. Лепешинская,
капитан советского парохода —
А. Радунский.

Фото С. Шингарева.
	искусством от сколько-нибуль сопи-
ально-значительных идей. Когла вме-
сто разряженных пейзан или арках-
ских пастушков и пастушек корде-
балета наш зритель увидел гневную
толлу китайских рабочих, когда пе-
ред ним предстали ролные образы: ©0-
ветеких моряков, никто из приеутет-
вующих на спектакле не мог оста-
ваться спокойным. Балет ответил на
потребность советского народа в ис-
кусстве, отражающем новую, рево-
THOTMOHHY HSH.

В этом — жизненная сила «Крас-
ного мака», ярко и поэтично запе-
чатлевшего глубочайние симпатии
советеких людей к китайскому наро-
ду, их твердую веру в его победу.

yi

В черном мраке ночи тускло све-
		Нынешняя ‘редакция спектакля,
включая и работу театра над либрет-
то совместно © его первым автором
и художником спектакля М. Курил-
ко, и работу композитора. заново г03-
‚давиего оркестровку балета и допол-
нившего музыку новыми народными
китайскими мелодиями (в балет вве-
ден марш добровольцев. ныне став-
ший национальным гимвом Китай-
ской народной республики), и рабо-
ту дирижера Ю. Файера, и спениче-
ское воплощение «Краеного мака», —
доказательство непрерывного роста
идейной и художественной зрелости
советского балетного искусства.

Но это и обязывает театр довести
ло предельно возможного совершенет-
ва новую постановку любимого на-
родом спектакля. Нужно еще уде-
лить внимание и отдельным образам,
й композиционной структуре балета,
носящим слелы недостаточной дора-
ботанности. Еще мало действенны в
спектакле советекие персонажи ка-
питан корабля (А. Томский и А. Ра-
дунский) и матросы. Средетвами не-
сколько упрощеннюй пантомимы ис-
толкованы образы Босса (В. Смоль-
nos, J. Мацкевич) и его атентуры.
Фигуры этих хищников с черными
хушами убийц, во имя лоллара несу-
щих смерть и угнетение миллионным
массам народа, нало сделать более
реалистичными, шире показать их
знтинародную деятельность; от этого
еще ярче станет политическое зву-
чание спектакля. Не найдено еще в
полной мере убедительное решение
эпизода с отравленной чашей, кото-
рую вкладывают империалисты в
руки Тзо-Хоа для подношения капи-
тану; следует подумать и нал более
правдивым выражением задуманной
Боссом и Ли Шан-фу диверсии про-
тив советских людей.

Но главное, что требует еще серь-
езных усилий театра, это решение
финала спектакля. Апофеоз, сим-
волизирующий героическую  побе-
ду. одержанную китайским  на-
родом под руководством коммуни-
стической партии, должен стать.
идейной и эмопиональной кульмина-
цией балета. Злесь должны найти от-
ражение бурный разлив всенаролных

чувств, динамика великого торжест-
ва идей демократии и ‚прогресса. ми-
ровое значение победы китайской ре-
	ВОЛЮЦИИ: Несомненно. злесь и перед
	ABTODOM музыки стоит задача развер-
нуть в апофеозе птирокую симфони-
ческую картину народной героиви и
	ликования освобожденных народных
mace,
a

Новый триумф  «Краеното мака»
на советской спене должен привлечь
внимание советской музыкально-те-
атральной общественности в пробле-
мам советского балета. Рождение
«Красного мака» почти 25 лет назал
позволяет утверждать, что балетный
театр раньше и полнопеннее других
музыкально-драматических  жангув
ответил на запросы советекого. наро-
да. Формалистические влияния, ны-
тавшиеся дискредитировать  совет-
скую тему в балете («Болт», «Сталь-
ной скок», «Светлый ручей»), вре-
менно затормозили развитие балетной
праматургии. Но ряд выдающихся
реалистических произведений совет-
ского балета, в том числе созданных
за последние годы, свидетельствует
© том, что балетная драматургия со-
зрела для решения больших современ-
ных художественных проблем. Нет
сомнения, что балетный театр в зна-
чительной мере подготовлен к е0зда-
нию реалистических спектахлей Ha
советскую современную тему. Одна-
KO, СКОЛЬКО таких спектаклей мы зна-
em? Попытки отдельных театров со-.
здать новые советские балеты не по-
лучили широкого общественного резо-
нанса, серьезной критики. Так, не
были широко обсуждены опыты п9-
становок балета А. Крейна на ©ов-
ременную тему в Кировском театре
оперы и балета в Ленинграде, бале-
та А. Спалавеккиа «Берег счастья»
в Театре им. Станиславекого и Не-
мировича-Ланченко. Слабо пока осве-
щен критикой ответственный опыт
М. Чулаки, создавшего балет но мо-
тивам книги Н. Островекото «Как
закалялась сталь» (поставлен в Ма-
лом Ленингралеком оперном театре).

Эти произвеления не нашли отра-
жения в репертуаре других театров
оперы и балета. почти вовсе отка-
завшихея от работы над новым ба-
летным спектаклем. Отсутствие ши-
рокой творческой дискусени, обмена
опытом и достижениями между TeaT-
рами серьезно задерживает пропеес
создания новых советских балетов.

Атмосфера творчеекой  лискуееии.
принципиальной партийной критики,
создание широкого общественного
мнения вокруг явлений ‘хуложествен-
ной жизни и ее проблеи — основа
развития советекого искуества, его
тучитая тралипия. Эту  тоатипию
	лучшая традиция. оту традицию
НУЖНО создать и в Жизни еоветекого
	балетного тезтра.
- В. ГРОШЕВА.
	торжества народного лела, она у\и-! шение образа. Г. Уланова, как веег-
	да, захватывает силой поэтического
обобщения чуветв своей героини, пле-
няет хуложественным совершенетвом
мастерства. высокой  одухотворен-
ностью танца. Образ, созданный
	0. Лепетинекой. также закончевный
	и совершенный в хореографическом
отношении, в то же время ярко ха-
рактерен: артистка законно постави-
ла вебе задачей раекрыть пеихологию
юной китаянки, передать обаяние ее
детеки непосредетвелной натуры.
	06е исполнительницы широко ис-
пользовали. богатство хореографиче-
ского языка для обрисовки врасоч-
ной гаммы чувств маленькой тан-
цовщицы: ее отношение к посланцам
Советской страны, озаренное сияни-
ем искренней и чистой привязанно-
	сети, ярко контрастирует‘ ео страхом,
ненавистью и отврашением, прояв-
ляемыми к иностранцам и их агенту
Ли Шан-фу. В партии этого поллюго
наймита империалистов. предателя, и
убийцы раскрывает новые стороны
своего больного артистического да-
рования А. Ермолаев. Пользуясь поч-
ти исключительно средствами панто-
мимы, артист реалистически векрыл
под льстивой и угодливой личиной
Ли Шан-фу его звериную сушноеть
	эвоплоататора,  продающегоея ино-
странцам, скрывающего свою клас-
совую ненавиеть к народу. В. страш-
ном образе палача, овеянном фанта-
зией старинных erent, является
Ли Шан-фу в сцене сна Tao-Xoa.
Ермолаев злесь производит большое
впечатление своей рельефной и
стильной пластикой. Оригинальный
И по-своему интересный образ Ли
Шан-фу создает С. Корень.

Общая композиция спектакля и
большие актерские достижения свиде-
тельствуют о плодотворной работе ре-
жиссера и балетмейстера. Л. Лавров-
екий пролумал много существенно
важных сценических деталей, рель-
ефню оттеняющих идею спектакля,
нашел новые полнокровные краски
для реалистической обрисовки персо-
нажей, обогатил выразительный язык
балета. органически сочетав народ-
ный и классический танен с вырази-
тельной хореографической пантоми-
мой. Уклашению спектакля служит
великолетное мастерство А_ Месеере-
па (танеп. е лентой) и Г. Фарманян-
	ца (танец акробата), характерные
дарования В. Цаплина`и А. Жукова
(боцман).
	раст, заслонив своим телом зажав
народных масс Ма Ли-чена от пули
предателя.

Большая впечатляемоеть снектак-
ля, сила его доходчивости в звачи-
тельной мере обусловлены ярзими о5-
разами ет центральных персонажей,
обретших в новой постановке плоть
и кровь живых человеческих хапак-
теров. Здесь дарования артистов рае-
крылись с 060б0й наглялочетью, свй-
детельетвуя о непрерывном реле их
реалистическото мастерства. В обра-
зе Ма Ли-чена ярко сказались возму-
жавший талант М. Габовича. широ-
	‚кий диапазюн выразительных ефедетв
	артиста. Вто герои сразу завладевает
вниманием и симпатией зрителя ево-
eH активной волевой _ устремлен-
ностью. строгой собранноетью харак-
тера. присущего организатору и пред-
волителю народных революционных
масс. Вырое в работе нал этим обоа-
зом другой исполнитель роли Ма Ди-
чена Ю. Кондратов; однако в его ие-
полнении внешний темперамент еше
пока преобладает над раскрытием
внутренней правлы образа, его идей-
ноте замысла.

Не случайно © Ма Ли-чене`хочет-
ся говорить в первую очередь. Этот
персонаж, получивший свое рождение
только в нынешней постановке, чрез-
вычайно органично вошел в канву
спектакля. Ето присутствие уеили-
вает жизненную достоверность собы-
тий, излагаемых в балете. углубляет
cro идейную концепцию. Ма Ли-чен
представляется нам прообразом мно-
гих нынешних героев Китайской на-
родной армии. Остаелмея только глу-
боко пожалеть. что образ, так удачно
созданный театром, живет вне музы-
ки. Кроме сатирического танца, вновь
написанного композитором, самостоя-
тельной музыки Ма Ли-чен не имеет.
	Центром музыкальной лраматургии
балета, как и прежде. является образ
Таю-Хоа. приобретший в новой по-
становке большую поэтичность. Зна-
чительную драматургическую функ-
цию теперь несет сон Таб-Хоа (0со-
бенно в первой своей части). Драма-
тически напряженная картина битвы
сил мрака и света воссозлает в алле-
горичееких образах лействительноеть,
реальную борьбу и побелу китайското
народа.

OSe нынешние исполнительницы
роли Тао-Хоа — Г. Уланова и 0. Ле-

пешинеская — находят евое CAMOETOR-
	тельное, глубоко индивидуальное ре-
	Вряд ли восстановление «Врасного
мака» на балетной сцене нашей стра-
ны вызывает необходимость аргумен-
тации. Этого потребовал советский
зритель, давно отлавииий свои симиз-
тии первому советекому балету. Впер-
вые поставленный в Большом’ театре
почти четверть века назад, «Ёрас-
ный мак» обонел все сцены музы-
кальных ‘театров, выдержав свыше
двух десятков оригинальных постано-
вок. Только в Большом театре «Ёрас-
ный мак» за первые три-четыре гола
своего сценического существования
прошел более трехсот раз — случай,
небывалый-в истории хореотрафиче-
ского искусства.

Нет сомнения, что редкий успех
балета, силу его привлекательности
в значительной мере определила вы-
рагительная музыка, Р. Глиэра, мело-
дичная, изяшная, проникнутая иек-
ренним лирическим. чуветвом, 0 ее
доходчивости говорит хотя бы TOT
факт, что лучшие страницы парти-
туры «Прасного мака», в Том числе
великоленный романе для скрипкм,
нашли самостоятельную жизнь, но-
лучили пгировую известность на кон-
пертной эстрале. Популярности бале-
та послужил и обаятельный. соеди-
вяющий огромную драматическую си-
лу е поэтической красотой образ
Таю-Хоа. Вполне заслуженно эта
роль стала любимейшей в репертуаре
выдающихся советеких балерин, на-
чиная © ето первой создательницы
Е. В. Гельцер. }

Олнако причина огромното обще-
ственного резонанса произведения
Глиэра заключается прежде всего В
«трой политической злободневности
ето содержания и верно решенных ху-
дожественных образах.

Молодое советское искусетво, ут-
верждавшее свои новые эстетические
вринципы в ожееточенной борьбе с
декалентеким наследием предреволю-
пионных лет и «импортным» форма-
лизмом. властно заявило право a
высокую героическую тему в балете,
тему, близкую к реальной действи-
тельносги. Так родился «Краеный
мак», вонлотивший на балетной спе-
не романтику вовременной революци-
онной действительности,

Трулно переоценить прянцитиаль-
ную важность этой победы нового ©0-
держания в балетнюм жанре, столь
тщательно оберегаемом буржуазным