Доклад тов. П. Н. Поспелова 21 января 1950 года на торжественно-траурном заседании в Москве, посвященном ХХУТ годовщине со дня смерти В. И. Ленина
	ro Soe
	Сталина. Характеры рабочих, с такой
глубиной, так человечески-правливо
	созданные актерами, обогащают образ
	Сталина, помогают раскрыть цент-
ральную тему спектакля.
	Кульминация спектакля — силь-
Hoe, захватывающее зрелище знаме-
нитой батумекой демонстрации 1903
гола. во главе которой идет товарищ
Сталин. a

Режиссер Г. Товстоногов и хулож-
ники И. Вускович и В. Иванов co3-
дали впечатляющую картину народ-
пого тпествия, могучей манифестации
революционных рабочих в зашиту
товарищей, арестованных царской
полицией. Искусно  воснользовав-
шись средствами экрана, создав на
спене огромную перспективу длинной
улиды, лавину демонстрантов, pe-
жиссура сумела показать грандиоз-
ный масштаб батумекой демонстра-
ции, которая, по определению Врат-
кого курса истории ВЁЛ(б), «...веко-
лыхнула рабочих и крестьянские
массы Закавказья».

Олна черта в образе товариша
Сталина выделена и подчеркнута ар-
тистом Е. Лебедевым. Это безграниз-
ная любовь к Яениву, чьим верным
учеником и последователем являлся
товаринг Сталин уже в те голы =— на
заре революции. Торжественно зву-
	чит злравина в честь Иенина. произ-
	несенная Сталиным в новотоднюю
ночь. С какой-то особой теплотой и
нежностью, сыновней преданностью
и любовью произносит’ Сталин саме
имя Ленина: Образ великого учителя,
как называет Ленина товариш
Сталин. как бы незримо присутетву-
	ети в сцене ветречи Нового гола. и
	в сцене демонстрации, и В сцене ми-
тинса — веюду. гле Сталин, пламен-
ный ленинец, убежденный револю-
ционный борец. ленинсво-искровевого
паправления, ведет за собой массы
рабочих.
	В спектакле показано. возвращение
товаритша Сталина в Батум после пл-
бега из ссылки. Там, в ссылке.
Сталин получил письмо от Левиня,
послужившее началом их знакомет-
ва. Вепоминаются слова, сказанные
товаришем Сталиным об этом знаком-
стве: «...010 оставило во мне неиз-
гладимое впечатление, которое не по-
килало меня за все время моей рабо-
	артист Г. Гай. В первой картине, в ный
	порту, Элишуки — простой, веселыи_
	и жизнерадостный нарень. В нем не-
ожиданно раскрывается талант аги-
татора — умного и чуткого; со евое-
образным народным юмором. Элишу-
ки с помощью своего русского това-
рища умело предотвращает  назрев-
шую было раснрю между грузчиками
—- грузинами и армянами. Мужест-
венным и уверенным вилим мы его
Ha yompoce y полицеймейстера. Опыт
революционера-подпольника, ру-
ководство товариша Сталина овонча-
тельно формируют характер Элишу-
КИ.
Рядом в Элишуки — его жена, 06-
раз которой убедительно раскрывает
артистка Е. Сергеева. его отеп Да-
тиэла (арт. В. Казаринов). Старый
рабочий, человек большого жизнен-
ного опыта, Датиэла не сразу нахо-
дит свое место в борьбе. Есть момент
в сцене допроса у полицеймейетера,
когда, Датиэла как будто колеблетея
— и не потому, что ‘ему прелетоят
тюрьма и пытки, а потому, что тде-
то в его душе еше живет наивпая
	то в его душе еше живет наивная.
вера в справелливоеть начальства.
	Стоит ему, однако, взглянуть на сы-
на, чтобы понять, что кажлое лишнее
ROBO послужит во врёл Сталину, а,

может быть, и повлечет за собой его
	арест. И Датиэла никого не выдаег,
Местоко избитого, умирающего ers
приносят домой. И последние слова
Датиэлы-—«Я ничего не сказал...». ©
большим чувством правды исполнена
эта роль в спектакле. Oo

Вот еще один образ — Вардэн.
Забитый крестьянекий парень, Boe-
питанный в емирении й покорности,
он заставляет сначала относиться 6
себе е неприязнью. Ho вее отрица-
тельные черт — это наносное в на-
туре Вардэна, это то, что так усерд-
но прививали трудящимея эксплоата-
теры. Близость к рабочим-револю-
ционерам, влияние Сталина очищают
внонЕу от всей этой скверны. Tam
открывается его истинная натура —
восторженная. чистая, . поэтическая.
Постепенно перед Варлэном предстает
новый мир — мир Пуллинной красо-
ты и поэзии. Артист А. Рахленко с
большим художественным тактом по-
казал нам этот перелом. На поимеле
таких людей, как Датиэла и Вардэн,
мы видим роет классового  само-
сознания рабочих — замечатель-
	телей новой войны. вилят великого вожля
и учителя всего могучего лагеря мира, ле-
мократии и солиализма. (Бурные, продол-
жительные аплодисменты).
	1345 тола были в панике перед наступле-
нием какого-нибудь десятка гитлеровеких
дивизий, те самые вояки, которых только
Советская ‘Артмия своим мошным наступ-
лением спасла от катастрофы.
	В севоем ответе на вопросы американско-
го журналиста Ленин предсказал историче-
скую неизбежность краха империалиетиче-
ской системы, которая толкает народы на
бойню.

«Гигантекий прогресс техники вообще,
путей сообщения особенно, колоссальный
рост капитала и банков  слелали то, что
капитализм лозрел и перезрел. Он пережил
себя. Он стал реакционнейшей задержкой
человеческого разратия. Он свелся к вее
властию горстки миллиардеров и миллио-
неров, толкающих нароты на бойню...
	Врах капитализма неизбежен... Капита-
листы, буржуазия мотут в «лучшем» для
них случае оттянуть победу социализма в
той или другой отдельной стране пеной
истребления еще сотен тысяч рабочих и
крестьян. Не спасти капитализм они не мо-
тут». — писал В. И. Ленин (Соч., т. ХХГУ,
стр. 404).
	Весь хол исторического развития  под-
твердил мудрое научное предвидение вели-
ких стратегов пролетариата Ленина и
	‘Сталина о неизбежности дальнейшего раз-
	вития и углубления общего кризиса капи-
тализма, о неизбежности лальнейшего рево-
люционного отпадения ряда стран от капи-
талиетической сиетемы.
	Веемирно-истопическая побела страны
социализма нал фашистекой Германией и
империалистической Японией во второй
мировой войне, образование на основе этой
победы государств народной демократии в
ряде стран Европы и Азии, отпаление этих
государетв от капиталистической системы
— все это свидетельствует о дальнейшем
углублении общего кризиса капитализма,
который все более теряет былую «устойчи-
вость». Все более расшатывается влалыче-
ство империализма в колониальных и по-
луколониальных странах.
	Тяжелым поражением для мирового им-
периализма явилась историческая победа
великой китайской революции.
	Отравлалюеь гениальное  прелвиление
Ленина и Сталина, воегда указывавигих,
что революция в Китае является великой
народной революцией, которая непобедима,
несмотря на временные поражения и от-
ступления, и таит в себе неимоверные и
неиечиелимые силы.
	Ссылаяеь на героическую, победонюс-
ную борьбу Аласной Армии против иност-
ранных интервентов и белогвардейцев,
Ленин подчеркивал, что борьба и побела
Красной Армии имеет гигантекое всемирное
значение. Ленин указывал, что победа
Красной Армин покажет народам Востока,
что «как ни слабы эти натоды, как ни
кажется непобелимой моль европейских
угнетателей, применяющих в борьбе все
чудеса техники и военного искусства, тем
не менее революпионная война, которую
	‚ведут угнетенные народы, если эта война
	сумеет пробулить действительно миллионы
трудящихея и эксплуатируемых, таит в
себе такие возможности, такие чудеса. ITO
освобождение народов Востока являетея те-
перь вполне практически осушеетвимым»...
(В. И. Ленин, Соч.. т. XXIV, enp. 544).
	В трулные моменты китайской револю-
ции товарищ Сталин всегда вселял тверлую
уверенность в побете революции в серхиа
китайских коммунистов и китайского нато-
да. Когда `имперналяеты, в 1927 голу пы-
тались подавить китайскую революцию
бесчеловечным артиллерийским обстрелом
Нанкина. товапиш Сталин говорил:
	<...Голько люли, впавшие в дететво, мо-
гут лумать, что законы артиллерии сильнее
законов истории, что можно повернуть
вспять колесо истории выстрелами в Нан-
кине... Политика устрашения имеет свой
«основания» в истории империализма. Но
что она. эта политика. не готна и не лости-
	гает цели, — в этом елва ли может быть
сомнение» (Соч., т. 9. стр. 209).

История  полтверлила seme слова
	Ленина и Сталина. 06 этом говорит вели-
	В липе товариша Сталина нафолы мира
вилят самого стойкого, неутомимого и
мудрого борца за мир. лелающего все, что-
бы расетрюить людоедекие планы полжига-
	средство от неизлечимых болезней капита-
тизма, как «новейшее» средство оздоров-
ления капиталистической экономики, бью-
щейся в тисках неразрешимых противоре-
ЧИЙ.

Можно было бы привести ряд выеказы-
ваний заправил американских монополий
по поводу того, что подлинный мир означал

бы для них катастрофу. так как лишил бы
их огромных заказов на вооружение.
	«Программа вооружения представляет
собой важнейшее новое средство искусст
венного поддержания экономики», — от-
кровенно писал американский журнал
«Юнайтед стейте ньюс энд уюрлд рипорт»
в апреле 1949 года, выражая точку зре-
ния «деловых кругов».

Политика так называемой  «регулируе-
мой экономики», TO есть искусственного
поддержания непомерно раздутой военной
промышленности, которую сейчас осущеет-
вляют правяшие круги США, является
политикой бешеного разгула милитариз-
ма, политикой империализма и войны,
политикой фазлувания так называемой «хо-
одной войны» и срыва предложений, на-
правленных в прочному миру и безопаено-
ети народов.
	Известно, что в бюджете США на 1950
гот военные расходы воставляют 71 mpo-
цент, а расхолы на образование и злраво-
охранение не превышают 2 процентов. С
1939 по 1950 год военные расходы в США
выросли более чем в 20 раз!
	Но эти чудовищные, непрерывно в03рз-
стаюшщие расходы на вооружение, искусет-
венный перевол страны в условиях мирно-
пе времени на рельсы военной экономики
могут лить не надолго отсрочить неумоли-
мо налвигающийся экономический кризие.
отновременно еще более обостряя все про-
тиворечия капитализма, создавая прелто-
сылки лля наиболее глубокого и разруши-
тельного кризига.
	Военные расходы и затраты на «холод-
ную войну» не могут поедотвратить эконо-
мического кризиса в США и в других ка-
питалистических странах. 06 этом товорит
тот факт, что, хотя военные расходы США
достигли осенью 1948 гола наибольшего
уровня по сравнению е предыдущими пос-
левоенными годами, именно осенью 1948
гола начался резкий экономический спад в
США. Как известно, уровень промышлен-
ного производства в США за год © октября
1948 гола по октябрь 1949 года понизился
на, 22 процента, чиело безработных 3a TOT
лаже по преуменьшенным официальным
данным увеличилось на 64 процента. 05-
шее чиело безработных и полубезработных
в США превышает уже 14 миллионов чело-
век, обшее же количество безработных и
полубезработных во всех  капиталистиче-
ских странах превышает 40 миллионов че-
ловек.
	Экономика катиталистических стран Ёв-
роны, попавших в петлю американской «пПо-
мощи» по кабальному плану Маршалла,
находится в состоянии глубокого и безна-
лежного расстройства. Падает промьыштлен-
ное производство, растет безработица и ни-
шета, усиливаетея денежная инфляция,
пасетут пены, системалическм снижается
	__ заработная плата рабочих и служангих,
	разоряются мелкие крестьяне и ремеслев-
HHER.
	С кажлым месяцем все больнее увеличи-
вается море безысходной нужды и ни-
щеты, море слез и страланий трудящихся
масс в капиталистических странах. В этих
условиях особый гнев и вбзмущение трудя-
щихея Европы вызывают  каннибальские
выступления поджитателей новой войны,
вроле английского фельдмаршала Монтгоме-
ри. который, как сообщала английская га-
зета «Рейнольле Ньюс», недавно заявил,
что новая война «будет для нас настоящим
поазлником и мы убьем множество людей».
Не случайно лемократические организации
трулящихся Голландии потребовали немед-
JeHHOTO от’езда этого кровожадного поджи-
тателя войны из Амстердама. Не лишне
отметить, что так неприлично хвастаются
ий собираютея «праздновать» новую миро-
вую войну те самые английские и амери-
канские генералы. котозые еше в январе
	миф, против поджигателей войны. Трудя-
щиеся Германии все глубже осознают ве-
ликие, исторические = слова  товариша
Сталина о том, чм «существование миро-
любивой демократической Германии наряду
с существованием миролюбивого Советеко-
то Союза исключает возможноеть новых
войн в Европе, кладет конец кровопроли-
тиям в Европе и делает невозможным за-
кабаление европейских стран мировыми им-
периалиестами».

Впервые в истории образовалея органи-
зованный фронт сторонников мира, вклю-
чающий в себя не только трудящихся стран
народной демократии, но и всех прогрессив-
ных людей в капиталистических странах.

Во всех своих выступлениях на между-
народной арене Советский Союз неустанно
полвизаетея в зашиту мифа, выступаете
предложениями, направленными против
поджигателей новой войны, . за установле-
ние международного сотрудничества и
прочного. мира.

Великая сталинекая стратегия мира,
исхолящая из завелов Ленина. завоевывает
	все больше сторонникюв. Шенин говорил о
50рьбе за мир, которую всегда проводила
Советская песпублика: «Войну за мир мы
	выюолнялн е чрезвычайной энергией. Вой-
на эта дает великолепные результаты»
(Соч., т. ХХУ, етр. 102).

«..Вея наша политика и пропаганда
направлена отнюдь не к TOMY, чтобы
втравливать народы в войну, а чтобы по-
ложить Конец войне», — указывал Ленин
(Cou., vr. XXVI, erp. 11).

„Сталинская стратегия мира и безопаено-
сти народов рассчитана на длительное
сосуществование и мирное соревнование
двух систем, исходит из возможности мир-
ното сотрудничества социалистической и
капиталистичеекой системы.

«Впервые мысль © сотрулничестве двух
сенетем, — говорил товарищ Сталин, —
была высказана Лениным. Ленин — наш
учитель, а мы, советские люди — ученики
Ленина. Мы никогда не отетунали и He
отетупим от указаний Ленина». Из этих
принципов исходит советская  стахинекая
внешняя политика. которая всегда стоит
за миф и отстаивает делю мира.
	Пол знаменем Ленина-——Сталина растут и
креннут еилы мира, растет их бдительность
и мобилизованность.

Под руководством братских коммунисти-
ческих партий, идущих во главе’ великой
борьбы за мир, трудящиеся всех стран
усиливают свое сопротивление преступным
планам полжигателей новой войны.
	результат
	одержанная народом Витая под руководством

героической китайской коммунистической
партии. ее славного вождя Мао Цзе-луна.
(Бурные аплодисменты). 06 этом говорит
полный крах политики империалистов в
Китае, крах, который вынуждены сегодня
признать даже идеологи американекого им-
пернализма.

Так, например, в книжке «Положение в
Азии» бывшего политического советника
Чан Вай-ши “ЛТаттимора мы находим еле-
AyiommHe любопытные признания:

...Азия, которая так легко и быстро
те завоевателям в ХУШ a XIX pe-
ках, проявила поразительную cnocobuecTh
упарно сотютивлятьея совоеменным арми-
ям, оснащенным аэропланами, танками,
уетотранепортом и мобильной артиллерией.

Нрежде в Азии малыми силами завоевы-
вались большие территории. Доходы —
прежде всего от грабежа, затем от прямых
налогов и, наконец, от торговли, капитало-
вложений и долговременной экеплуатании—
с невероятной быстротой покрывали оаехо-
ды на военные операции. Такая арифметика
предетавляла сбой болышой соблазн для
сильных стран. Теперь им пришлось
	столкнуться € APYTOH арифметикой и она
их обескураживает».

Да. арифметика, действительно, получи-
лась другая, чем рае-
считывали американ-
ские империалиеты. В
самом Tele, затратив
6 миллиардов  долла-
ров’ на разжигание
тражданской войны в‘
Китае и вооружение
гоминлановско, - фа-
пгистекой клики Чан
Взй-ши,  заправилы
американского импе-
риализма  раесчиты-
вали начисто «уни-
чтожить коммунизм»
в Китае и заодно
создать  необ’ятную
базу для атресеии
против Советекого Co-
юза. А в результате
получилась полная
победа великой ки-
тайской народной ре-
волюции и общее ук-
репление сил латеря
мира, демократии и
социализма! (Бурные
аплодисменты).

Татерь империализ-
ма и поджигателей
войны бешенствует и
неистоветвует имен-
HO потому, что ен
чуветвует свою внут-
реннюю слабость и
историческую обреченность. Империалиетя-
ческие заправилы держат куре на пролол-
жение «холодной войны», на гонку воору-
жений и развязывание новой мировой вой-
ны, ибо они не уверены в своих внутрен-

них еилах, нитают безумные иллюзии, что
	путем новой войны англо-американекий
капитализм может выйти из назревающего
экономического кризиез, Е в
тосполетва.

Но есть ряд обстоятельств, которые дела-
ют все более нереальной бредовую идею
мирового господетва, заиметвованную англо-
американскими империалистами у гитле-
ровцев.

Потернели крах иллюзии насчет мнимой
атомной монополии США Выяенилось, что
Советский Союз. стоящий во главе лагеря
мира и социализма, владеет атомным ору-
жием с 1947 гота. Потерпела крах интер-
венция США в Китае. Великая победа ки-
тайского народа показала, что империатизм
уже не в состоянии полавить вооруженной
силой народную революцию, если она про-
бужлает и вовлекает в активную борьбу
миллионы трулянихся.

Неизменно растут и укрепляютея силы,
стоящие за мир, сопиализм и лемократию.
Растет политическая и экономическая мошь
стран народной  лемократии. непрерывно
улучшается положение трудящихся в этих
странах.

В ряде стран Европы (Франпия. Италия
	Партия Ленина — Сталина — руководящая
и направляющая сила
		общества _
	Руковоляшей и направляющей силой со-
ветского общества, возглавляющей движе-
ние нашего народа по пути к коммунизму,
является славная партия Ленина —
Сталина. Всеми нашими успехами мы обя-
заны великой коммунистической партии,
руководству Ленина и Сталина, верности
ленинизих.
	Ченин й Сталин учат, что партия яв-
ляется непобелимой, если она не боится
критики и самокритики.

Товари Сталин указывает, что само-
критика нужна нам как воздух, как вода,
что без самокритики наша партия не могла
бы двитаться вперед, она не’ могла бы
вскрывать наши язвы, она не могла бы
ликвидировать наши недостатки. «Без кри-
тики двигатьея внерел нельзя. Эта ис-
тина — чиста и прозрачна, как чиста и
прозрачна ключевая вода», — говорил
товариш Сталин.
	«Пусть партия, — говорил товарищ
Сталин. — пусть большевики, пусть все
честные рабочие и труляшиеся элементы
нашей страны вскрывают  нелостатки на-
шей работы, недостатки нашего строитель-
ства, пусть намечают пути ликвидации на-
ших недостатков для того, чтобы в нашей
работе и в нашем строительстве не было
застойноети, болота, гниения, для того,
чтобы вся наша работа, все наше строи-
тельство улучшалось изо дня в день и шло
от успехов к успехам» (И. Сталин. Сочи-
нения. т. 11 стр. 30).
	Товаринг Сталин учит нанги кадры не
зазнаваться, не успокаиватьея на достиг-
нутом, правильно оценивать успехи и в то
же время решительно вскрывать недостат-
ки в своей работе, честно относиться Е
критике и самокритике. исправлять нело-
статки и неуклонно двигаться вперед в но-
вым победам.

Товарищ Сталин указывает, что человек,
который не способен сам себя критически
проверять и мужественню встречать крити-
ку. —не стособен лвигатьея вперел. Нало
подводить итог своей работы кажлый лень.
Нало спрашивать себя: & не мог ли я луч-
ше слелать? Только при этих условиях мы
можем совершенствовать свою работу и ит-
ти вперед, — указывает товарищ Сталин.

Самодовольство и зазнайство, ведущее Е
застою в работе, противно революционному
и критическому луху большевизма. Люди,
не терпящие критики и самокритики, е0з-
дающие обстановку глушения, зажима кри-
тики и самокритики, подрывают инициати-
ву и самодеятельность партийных  орга-
низаций, насажтают в жизни партийных й
советских организаллий нравы бюрокзатов,
заклятых вратов партии. Партия  реши-
тельно поправляет работников, скатываю-
	_Шихбя на этот опасный путь. требует сме-
	лого и безбоязненното развертывания кри-
тиви и самокритики.
Ленин и Сталин учат, что партия непо-
	_ белима, если она умеет сохранять и удрен-
	лять евязи с широкими массами народа.

Почти двадцать лет назад, в своей из-
вестной работе «Ответ товарищам колхоз-
никам» товарищ Сталин писал: «Если
коммунистам удавалось покрыть себя
славой в боях за социализм, а враги комму-
низма оказывались разбитыми, то это, меж-
ду прочим, потому, что коммунисты умели
привлекать к делу лучших людей из бее-
партийных. они умели черпать силы ереди
пгироких слоев беспартийных. они умели
окружать свою партию широким  беспар-
тийным активом» (И. Сталин. Соч., т. 12,
стр. 227).

С тех пор партия показала новые блестя-
щие образцы ленинеко-сталинского  руко-
водства массами, еше более облизилаеь Я
сроднилась с народом.

Ленин и Сталин указывают, что комму-
нисты не только должны учить Gecnapruit-
	ных, но и учиться у них, чутко пристуши-
ваться к советам  беспартийных, голосу
масс, подхватывать, обобщать и рэзепро-
странять их творческий опыт, их инициа-
тиву. Партия всегда помнила эти указания
своих учителей и следуя им добивалась но-
вых и новых успехов.

Поедетоящие выборы в Верховный Совет
СССР. которые будут проходить на основе
развернутой социалистической демоктатии,
в обстановке полного  морально-политиче-
ского единства советского народа. еще более
укрепят связи партии Ленина— Сталина ¢
шитокими массами народа.

Партия Ленина——Сталина направляет
движение советского общеетва к коммуниз-
му. подчиняет этой великой пели все наше
хозяйственное и культурное строительство.
В период завершения строительства гоциа-
листического облнества и постепенного пе-
рехола к коммунизму особо важное значение
приобретает коммунистическое воспитание
трудящихся, воспитание налиих калров и
всего народа на идеях ленинизма, воспита-
ние и укрепление животворного советекого
патриотизма.

Всетобеждаютщие ленинские илеи цолу-
чили лальнейшее творческое развитие в
тениальных произведениях И. В. Сталина,
которые являются теоретическим 0бобите-
нием великого опыта строительства сопиа-
лизма в нашей стране и международного
рабочего лвижения. B произведениях
Ленина и Сталина советские люли и пере-
довые прелставители трудящихся всех
стран черпают уверенность в непобеди-
мости великого лела Ленина— Сталина,
уверенность в евоих силах. в торжестве
коммунизма. вилят руководство к дейст-
вию. За голы Советской власти произвеле-
ния Маркса. Энгельса, Ленина и Сталина
изланы в нашей стране тиражом в 788
миллионов экземпляров.

Сильная и непобедимая, блатоларя своей
верности ленинизму, наша великая партия
Тенина-——Сталина елина и сплочена, ныне.
как никогла. вокруг своето Центрального
Комитета, вокруг своего гениального
учителя и вожля товариша Сталина, велу-
шего нас к новым побелам! (Бурные. долго
	не смолнающие аплеписменты).
we

a

Товарищи! Мы живем в эпоху, когда
произошло то ускорение хола мировой He
тории, 9 котором мечтал и которое пред-
сказывал Ленин.

Пусть бешеные псы и свиньи старого
мира. говоря словами Маркса, утенылот
себя иллюзиями. что им уластся е помолтью
своих лакеев — правых сопиалиетов 1
прочих предатедлей—сохранить обреченный
на гибель мир капиталистического рабства.

Историю обмануть нельзя и нельзя пл-
вернуть ее вепять. Нельзя законы исторяй
подменить законами какого бы те ни было
оружия, как 0б этом мечтают полжитатели
новой войны. Их ждет неминуемый крах.
Великая сталинская эпоха, эпоха победы
социализма и строительства коммунизиз
несет человечеству необыкнювенно блестя-
шие возможности раснвета произволитель-
ных сил, счастливой и радостной жизни.

Да злраветвует великое и непобехимоз
знамя Ленина— Сталина!

Да здравствует наша героическая партия
Тенина-— Сталина!

Да злравствует великий советекий народ!

Да здравствуют борцы за мир во взем
мире!

Да здравствует наш любимый вожль;
отец и учитель, светлый гений человече-
ства, велунтий советский нафол к торже-
ству коммунизма — товарищ Сталин!
(Проролжительные аплодисменты, переходя-
щие в овацию. Все встают. В зале разда-
ются приветственные возгласы в честь
товарища И. В. Сталина).
			кая победа Китайской народной реепублаки, и лр.) развернулось MOITHOe лвижение 3a
	борьбы
	которой отушается могучая
и страстная натура вождя,
	трибуна. Но основное в харак-.
	Tepe, сюзданном актером, —
это та покоряющая сила ло-
тики, сила убежгения, кото-
py отмечал товари Сталин
в облике Ленина и которая,
как мы знаем, так присуща
самому товаришу Сталину. Эта
сила основана на глубочайнтем
понимании наролных нужд
й чаяний, на кровной связи C
наролом, на огромной вере в
	творческие силы мае.
	— Нет, брат, такого чело-
века у нас еше не было! —
	восхишением говорит м0-
	лоюй — рабочий-революционео
	элишуки. — Разве до сих пор
	кто-нибудь тах говорил с на-
ми?... Ведь каждое слово вхо-
дит в душу. будто это мои с05-
ственные слова...

Сталин — учитель и воспи-
татель масс. Вот, пожалуй, 10
тлавное, что подчеркивает
Е. Лебедев в образе вождя.
Мы видим, как идеи проле-
тарского  интернационализиа
сплачивают рабочих на oops-
бу против их подлинного вра-
га, — самодержавия и буржуа-
зии, как в тесном общенин
с товарищем Оталиным. поз
ео влиянием формируют:
ся иснытанные калры рабо
чих-революционеров. Рядом ©
товарищем Сталиным — про-
стые батумекие рабочие. ста-
рые и молодые, люди, воепа-
танные им и называющие его
своим учителем. Каждый из
этих образов тщательно раз=
		паботы TOBIPDHHTA
	щенные в образах искусства, стра-
ницы героической борьбы большеви-
	етекюй партии и ее вождей служат
могучим средством воспитания этих
качеств.
	Для самого театра, осуществивше-
	го постановку «Из искры...», этот
спектакль является этапным. 0бра-
тившись в пьесе, запечатлевшей од-
ну из славных страниц истории боль-
шевистекой партии, поставив эту
пьесу с подлинным творческим вол-
нением, Ленинградский театр имени
Ленинского комсомола утверждает се-
бя как зрелый коллектив, способный
решать большие задачи, способный
удовлетворять растущие духовные
запросы своего зрителя. В спектакле
«Из искры...» театр ярко определил
свое творческое лицо, закрепил то
лучшее, что было в его прежних ра-
ботах, в частности, в «Сказке о
правде», и в то же время натиел на-
вые пути для решения героической
темы.

Лосално, что некоторые предетави-
тети вражеского лагеря в спектакле
решены в условно-театральной ма-
нере. Там, где режиссер не пря-
бегает к этой условности, мы вй-
дим убедительные, не менее колорит-
ные, но зато более содержательные
больше значалие для раскрытия HIER
спектакля образы вратов — Такие.
как Чхеилзе в глубоком толкований
Д. Волосова, губернатор в жизненн»-
правдивой трактовке Л. Лулниковл.
пристав в талантливом исполнений
A. Rvpropa.
	Нъеса полверглаеь в театре тша-
тельной редакции. Произведение, на-
писанное двенаднать лет назал, 3a-
звучало с новой силой и остротой.
Некоторые жанровые спены уступи-
ли место глубокому, разностороннему
показу илейной борьбы. Самый ха-
рактер этой редакции. во результате
которой пьеса выиграла прежде все-
го, как произвеление нублипистиче
зкое, свидетельствует о верной на
правленности режиссерской мысли
0 ТОМ. что театр пошел по правиль
ному и плодотворному пути. Это тот
путь, на котором театр. ждут новые
н новые удачи.
		ты в партии. Я находился тогда в
	Сибири в ссылке... Писъьмецо ленина
было сравнительно небольшое, не
оне давало смелую, бесстрашную
критику практики нашей партии и
замечательно ясное и сжатое изложе-
ние всего плана работы партии. на
ближайший период».

В пьесе, к сожалению, не отражен
этот знаменательный факт, ленинское
письмо в ней не упомянуто. Но во
всем облике Сталина, пришедшего в
рабочим, выступающего на митинге
с пламенной речью о залачах рабочэ-
то движения, чувствуется, что Me
сяцы вынужденного отсутствия были
ля него периодом большой теорети-
ческой работы, что за время свылви
связь Сталина с партией только
укрепилась, что тесные узы пружбы
уже связывают двух гениев револю-
ции, связывают навсегда.

И когда тевариш Сталин лично
встречается с Владимиром Ильичем
на Таммерфорсской конференции в
декабре 1905 года. историческая
встреча, эта— торжественный апофеоз
спектакля-——воспринимаетея, как ла-
гическое продолжение той совместной
	работы по созланию и укреплению
	партии, которую, находясь д0 сих
пор влалеке друг от лруга, вели
Ленин и Сталин. Ленин и Сталин идут
навстречу друг хругу. В кренком ру-
копожатии сливаются их руки. JTC
— рукопожатие людей, хороню знаю-
щих друг друга, делающих олно 05-
Wee дело, давно ожилающих этой
встречи. И глубокое значение заклю-
чено в дружеских словах Ильича:

— По-моему, нам придется долго
работать вместе, че правда ли?

— Вею жизнь, товариш Ленин —
взволнованно отвечает Сталин, —
Beh жизнь, Владимир Ильич!

Трудно переоценить воспитатель-
ное значение этого спектакля. Исто-
рическое постановление Центрального’
	Комитета ВАП(б) о журналах «Эвез-
да» и «Ленинград» указывает на
важнейшую задачу:  «... правильно.
воспитать молодежь, ответить на ве.
запросы, воспитать новое поколение.
бодрым, верящим в свое дело, не боя-
шимся препятствий, готовым преодо-

Terk Rprapywa Wnaramemowdy Rant.
	Страницы героической
		История большевистской
партии, биографии ее вождей
Ленина и Сталина являются
неопенимым средством комму-
нистического воспитания. Пье-
га Шалвы Дадиани «Из ис
коЫ...», раскрывающая. ©д-
HY #83 славных героя-
ческих страниц истории на-
шей партии,  воесоздающая
образ -мололого Сталина, орга”
низатора и руководителя боль-
шевистских организаций в 31-
кавказье, рисует великий mpi
мер служения народу, благе-
родный образец, которому вле-
туют и будут следовать мил-
ионы.

Обратившись в правдивой и
яркой пьесе Ш. Дадиани, Ле
нингралский театр им. Ленин-
ского комсомола создал мону-
ментальное эпическое произ-
веление, героическую поэму ®
борьбе народа под руковед-
ством товарища Сталина.

„.Батум. Начало 1901 го
Веспощалная экеплоатащия из
заволах Манташева, Ротитиль®
ла и лр. ..Разжигание напио-
нальной розни между’ рабочи-
ми — грузинами и афмяна-
ми... Линемерные фразы «лэ-
тальных марксистов»... Вюа-
крееные школы, в которых
прихлебатели буржуазии 91-
раваяют сознание рабочих...
Нротеет, зреющий в недрах
батумекого пролетариата... 387
бастовка в порту...

Такова историческая Kap-
тина, прелшествовавшая ‘при-
езду в Батум товарища
Сталина. Картина эта вос-
созгана театром ярко и’ колоритно.
Уже в первой сцене запоминаются
старый грузчик Датиэла, сын его Эли-
шуки, их товаринти рабочие—люли,
исполненные ренгимости бороться за
сваи права, но нуждающиеся в спло-
чении, в организации. в руководстве.

Й вот в Батум по заданию Тиф-
лисского комитета РСДРП приезжает
товариш Сталин. Строгая сдержан-
ность присуща всему облику вождя,

Финальная сцена спектакля «Из иск-
ры...>. В роли В. И. Ленина — H. Лоба-
нов, в роли И. В. Сталина — Е, Лебедев.
	Строгая сдержан-  тер нашел скупой,
		каким его рисует артист Е. Лебедев.   работан траматургом и театром. „Пе-
Молодой Сталин сосредоточен, испол-  ред нами сильные и цельные челове-
нен спокойной решимости. Поначалу   ческие характеры, каждый со своими
	‚ стремлениями,
	оримыми чертами и в то she
0б’елиненные одними общими
зниями. Таков Элишуки —
	хочется даже упрекнуть актера в из-   ненов
лингней сдержанности. Но уже очень   время
скоро мы узнаем в образе, созданном   стрем

Se RN ae eS lee ne ЗИ 1 > гы т.
Лебедевым, «пламенного колхилца», скромный молодой рабочий. человек.
человека могучего революционного, самоотверженно преданный лелу пар-
темперамента, несгибаемой воли. Ак-  тии, до конца верящий в ето победу,

выразительный   отлающий ему свою жизнь. Эту роль
	жест. внешне-спокойную манеру, за с покоряющим обаянием исполняет