СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	- НЧленум ‘правления *
С советских писателей
	°

Дневник
х
	Свыше 600 писателей, поэтов,
драматургов, переводчиков  художе-
ственной литературы принимает
участие в фаботах ХИ пленума пра-
спанна Слиза сонелеких писателей
	вления. Союза совелких писателей
СССР. открывшегося 25 января в
	Нентральном доме работников ис-
		Пленум открыл генеральный се- 3

кретарь Союза советских писзтелей
СССР А. Фадеев.
м

На, дневном заседании 25 января
был заслушан доклад ПТ. Раянидова о
состоянии узбекской советской ZHIre-:
ратуры,

— Исторические постановления.
ЦК ВКП(б) по идеологическим вон-
росам, —— говорит докладчик, ВИИ-

i
	вали новую страницу в историю У3-
бекской созетекой литературы, явн-’_
лись ярким свилетельством  повсе-
	кнерной заботы партии 6 росте на-`
шей литературы — самой демокрз-
тической,. передовой и революцион-
ной в мире.
	Отун из: серьезнеингих. нелостатвов.
	творческой деятельности узбекских
писателей заключался в том, что они.
уделяли слабее внимание современ-
ной тёме, Вместо создания высоко-
идейных, хуложественных произведе-
ний, отражающих образы советских
людей. показывающих крупнейшие
события, тюисходяние в жизни 3
бекекого народа, прозаик, поэты ий
драматурги: чрезмерно ‘ увлекались
разработкой исторических и сказоч-
ных тем. При этом в отдельных про-
изведениях на  историческле темы
были идезлизированы феодальные
порядки.

В качестве примера докладчик, в
частности, приводит пьесу Туйгуна
«Вахахир», восхваляющую феохаль-
woe пропилюе, драму М. Шейхзаце
«Джалалитлин», в которой последний
тах Хорезма, использовавнгий народ-
ную ненависть против  монтольеких
захватчиков для укрепления своей
власти, предетаюлюн наролньхм героем.
Многие произведения на, современные
темы были художественно незрелы-
ии, а некоторые из них страдали
серьезными  илейными пороками.
Так, например, в драме Иззат Султа-
на «Полет орла», посвященной борь-
бе узбекского народа, е басмачами в
годы гражданской войны, недостаточ-
но отражена  контрреволюционная
сущноеть басмаческого движения, не
показана поллержка, оказывавшаяся
басмачам иностранными империали-
стами.

Мудрые указания партии помогли
узбекским писателям добиться зн4-
чительных творческих успехов.
Ш. Рангилов перечисляет ряд произ-
ведений прозы, поэзии и драматур=
гии, ярко и правдиво отображающих
творческий труд советских лютей.

Узбекистан — беновная хлопко-
вая база Советского Союза. Самоот-
верженной борьбе за выполнение
сталинской программы развития
хлонкюводетва посвящены романы
«Ветер из золотой долины» М. АЙ-
бека, «Путь учителя» ЦН. Typeyna,
вовесть «Родные поля» Саида, Ахма-
да. поэмы М. Мирмухоина, стихи
Г. Гуляма, М. Шейхзале. В числу таг
ких произведений докладчик, относит
и пьесы Уйгуна «Навбахор» и «Ал-
тынкуль», пьесу А. Каххара «Новая
земля».

— Пьеса Уйгуна «Навбахор».—
говорит докладчик, — представляет
собой крунное достижение узбекской
советекой драматургии. С больпим
реалистичесвим мастерством — автор
показал облик  социалистического
кишлака, образы новых  советеких
людей. Творческий труд этих людей
занимает в пьесе центральное место.
Герои произведения Baxop и Кадыр
—передовые люди, живущие интере-
сами народа и государства,  веегта
стремящиеся к новому.

Значительную роль в развитии уз-
бекекой драматургии сыграл прове-
денный недавно конкуре на лучнгую
современную пьесу. На этот конкур?
поступило 52 произведения. Жюри
присудилю премии трем лучшим ньо-
сам: «Генерал Рахимов» В. Arena
—<® первом узбекском генерале Саби-
ре Рахимове, «Новая земля» А. Ках-

хара, посвященной освоению Голол-
ной степи, пьесе молодых писателей
Il. Алексеева, и М. Мелькумова
«Патруль презилента», разоблачаю-
щей апрессивную политику англо-
американских империалистов на Bu-
стоке. Кроме того, шесть произведе-
ний молодых авторов было рекомен-
довано к постановке в театрах.

С успехом идут в театрах реепуб-
лики пьесы «Заря Востока» Н. Са-
фарова, «Алтынкуль» Упгуна,
«Гульсала» В. Яшена и др.

Пьеса «Заря Воетока» Н. Casha:
ва повествует о незабываемых днях
борьбы за власть Советов в Туркеста-
не. Она завершаетея показом успеху
вооруженного восстания. в Ташкенте,
переходом власти в руки Советов. За-
слуга драматурга состоит в тем. что
он поднял большую партийную тему
о победе социалистической  револю-
ции в Узбекистане и сумел отобразить
исключительно сложную обстановку,
в которой партия большевиков вела
борьбу за, власть Советов.

— Сейчае наша задача, ——заявля-
ет Ш. Рашидов, — закрепить узпехи,
достигнутые в результате конкурез,
и веемерно развивать дальше узбек-
скую советскую драматургию.

Выетупивигий с солоклалом Н. Тн-
хонов подчеркнул, что за послехнее
время в узбекской литературе нрои-
зошел серьезный перелом, что пиеа-
тели республики создали ряд значи-
тельных по своему идейному и хуло-
Жеетвенному качеству произведений
	прозы, поэзии и драматургии.
	Однако. в творчестве узбекских
писателей имеется еще много -нело-
CTAPROB,

Анализируя творчество ряда писа-
телей. и драматургов, Н. Тихонов
указывает, что общим  недостаткох
многих произведений являются —су-
хоеть языка, неумение ярко рисовать
картины труда. И в прозе, и в дра-
матуртии часто встречаетея наивный
и устаревший конфанкт. Вместо то-
	ума — писатели Узбекской ССР:
	Г. Гулям, Ш. ра Фото Е. Явно.
$.
ых. на-  TEPCMIET была а молодому
	пюэту Р. Бадабжанову и М0
композитору Б. Гиенко.

Состоянию узбекской драматургии
было посвящено выступление Б. Баг-
саргина. Он говорил © значительных
и многообразных достижениях узбек-
еких драматургов. Современная У3-
бекская драматургия, наряду © пере-
водами лучших современных Whe?
руееких авторов и писателей гругих
народов COCP, составляла и  состав-
ляет основу репертуара узбекского
национального театра на протяжении
всей его деятельности.

Закончившийея недавно конкуре
на лучшую современную пьесу. на-
много обогатил узбекскую драматур-
гию. Итоги конкурса свидетельетву-
ют о значительном идейном и худо-
жественном росте узбекской  драма-
тургии и дают реальную возможность
пополнить репертуар театров респуб-
лики. Так, например, в портфеле Te-
атра им. Хамза сейчас имеется более
шести пьес, принятых в постановке.

Выступавшие в прениях учаетни-
ки пленума отмечали, что презигиум
правления Союза советеких писате-
лей и Бюро национальных комиссий
ССП СССР ло сих пор мало заботят-
ся о развитии литературы в браг-
ских республиках.

В принятой резолюции пленум
обязал презилиум правления Союза
советских писателей ОСОСР  разрабо-
тать меры, епособетвующие дальней-
шему развитию узбекокой литерату-
ры и литературы других народов

ee
#

26 января на вечернем заселании
пленума с докладом о советской дет-
ской литературе выступил В. Симо-
HOB.

— Детекая xnreparypa,—-ropopat
докладчик призвана воспитывать
своих читателей е самых юных. лет,
как активно действующих  строите-
лей коммунизма. В выполнении этих
задач огромное значение имеет  вы-
бор тем и. высокий идейно-художест-
венный уровень их разрешения.

Среди тем нашей современности
одной из важнейших является труло-
poe воститание детей, тема труда
подростков, которая назила уже отра-
жение в произведениях молодых пи-
	сателеи, припредииих в детекую лите-
	ратуру. Гораздо менее чуткой к этой
больной теме оказалась детская дрз-
матургия.

Авторы ряда детских пьес в пом-
не за «острым» драматическим кюн-
фликтом искажают нашу  действи-
тельность. Анализируя пьесы «Атте-
стат зрелости». «Воробъевы горы».
«Они посторили», докладчик отмеча-
ет, что в этих произведениях самые
стюсобные и талантливые ученики
оказываются в одиночестве, противо-
поставляют себя коллективу, Это. ко-
печню, противоречит жизненной прав-
де.
®. Симонов призывает советских
писателей с большей чуткестью от-
нестить к новым, очень значитель-
ным процессам, которые происхолят
в нашей действительноети, отразить
в своем творчестве большую жизнь
налтего общества, строящего комму-
низм.
	Вчера на утреннем заселании вы-
ступил © содокладом А. Корнейчук.
Оз рассказал участникам пленума о
том почетном месте, которое по прз-
ву занимает в строительстве укра-
HHCKOH социалистической культуры
детская литература.  Произвеления
для детей и юношества, создает боль-
шой и все расптиряющийся круг пя-
сателей и поэтов.

И только один жанр детской лите-
ратуры-—драматургия—не привлек
К себе внимания писательских сил.
В этом жанре для детей создано 10
удивления мало.

— Несмотря на, то, что на Украя-
не работают четыре тюза и что ия-
тересные пьесы для детей охотно
ставили бы и лраматические театры,
—Горорит А. Корнейчук, —мы можем
назвать только две детские пьегы
украинских авторов, е успехом по-
ставленные на сцене. Это инзценя-
ровка народной сказки «Котигорот-
Ко», сделанная писателем А. Шия-
ном и поставленная Киевским теат-
ром им. Франко, и пьес» молодого
полтавекого драматурга П. Лубенеско-
то «Непокоренная  полтавчанка».
идущая в Полтавеком тватре им. Го-
голя ин Киевском тюзё. ‘Совсем’ нет
пьес для дошкольников, нет’ детских
опер и балетов.
	А. Корнейчув указывает, что нп

Ю3 советских писателей Украины.
ни Комитет по делам искусств. Hil
Rounrer по делам культурно-просве-
тительных ‚учреждений при Совете
Митиетров УССР почти ничего — не
еделали-для TOTO, чтобы добиться
перелома на этом очень важном уча-
стКе ‘детской литературы.
	В прениях по доклалу К. Симоно-
Ba и содоклалу А. Корнейчука вы-
ступили А. Нечаев, С. Злобин,
Л. Вассиль. А. Якимович, М. Бела-
хова, А. Мусатов. М. Прилежаева,
3. Туманова, С. Михалков, Л. Дуб-
ровина и др. Сегодня  утром—про-
должение прений.
	На снимке — групна участичков плен

В Ва
		М. Мирмухсин, С. Сомова,

› социалистической демократии
асцвет искусства в СССР. \_
	до сих по в ИСЕЛЮЧИТеЛЬНОМ. Pacno~
ряжении акеплуататоров». Тогда же
с’езд в 060б0й резолюции подчеркнул
важность проникновения искусства
во вое области жизни и’борьбы со
ветского нафода, необходимость «ки-
нематограф, театр, конперты, вы-
ставки и т. п... использовать  дая
коммунистической пропатанды...»,

Формируя специальные гоеудар-
ственные органы для руководства ис-
кусством, советская власть боролась
за «возлание нового театра в связи с
перестройкой  государственности и
обтщественнюсти на началах социа“
ливма».

_ Мероприятия партии большевиков
	и советского правительства в области.
	иокуества встретили самую автив-
	ную поллержкх огромного больнойин-
	ства мастеров театра, музыки, живо”
писи. В, С. Станиславский писал
впостелетвни: <@ первых же дней
	Великой Октябрьской социзаиетиче-
	ской революции партия и правитель”
ство приняли на себя все заботы ©
советском театре не только матери
альню, но и илейно, стоя на страже
правды  и народности в искусстве,
охраняя нас от всяких ложных те
чений. Вель именно пафтия и прави-
тельство возвысили свой голос’ про-
тив формализма, 35 подлинное ис
EVCCTBO>, г
	Ленинско-еталинекая напиональ-
	ная политика большевистекюй пар-
	тии, глубокий интернационализм. ©0-
ветекой демократии обеспечивают не-
виданный расцвет искусства всех на-
родов, населяющих нангу страну, ис-
кусства, национального по форме я
социалистическом по своему содер-
жанию. Эта новая, пролетарская по
своему содержанию, национальная по
форме культура, новое советское ис-
кусство является прообразом той 0б-
шечеловеческой культуры, общечело-
веческого искусства, путь к которым
‘прокладывает наша страна.

С установлением советекой
власти началея быстрый рост  веех
видов искусств и в тех районах стра-
вы, которые раньше презрительно
назывались окрамнами империи и
гле миллионы людей нерусских на-
пиюнальностей не могли даже Meu
тать о развитии искусств.

Выдающиеся мастера русского ис-
кусства по призыву партии и прави-
тельства взяли на себя блаторохную
миссию оказания братской творческой
помои национальным республикам,
молодому театральному, изобразитель-
ному и музыкальному искусству Уз-
бокистана и Киргизии, Туркмении и
Казахстана, Молдавии, Таджикиета-
на и других республик Советской
страны. Десятки народностей, боль-
	нгих и малых. только после Октября! ТоВарища
	получили возможность создать евой
театр, выявить в народной среде и
воспитать талантливых музыкантов,
живописцев, скультторов и зодчих:
Тольке после Октября во многих рес-
публиках СССР еозлана своя, нацио-
	нальная кинематография. Сегодня в  Hono
	Советском Союзе уже не являются из
ряла ‘вон выхолящими такие факты,
как пеполнение бессмертных ‘творе-
ний Островекого или Шекспира на
сценё напионального театра в Меро-
вии или Татафви; как постановка на-
циональното балетного спектакля
«Лейли и Меджнун» в Таджикском
театре оперы и балета; как присвое-
ние звания наротното артиста

и присуждение Сталинской премии
вылающемуся мастеру Бурят-Мон-
тальекого напионального театра Гом-
божапу Цылынжатову, С полмоетков
концертных залов Моеквы звучат в
исполнении русеких артистов роман-
сы композитотов Азербайлжана и УК-
раины. а в лучших выставочных 1о-
мещениях столицы Советского Союза
демонстрируют свои  произвеления
хутожники Срелнеазиатеких peciy6-
лик и Прибалтики. В этом ——один
из  замечательнейших результатов
Великой Октябрьской сопиалистиче-
ской революции, породившей новое,
созетокое искусство, национальное по
форме и социалистическое по содер-
анию
	Новое в советском искусетве — и
трантиозный размах народного худо-
жественнаго творчества -—— десятки
тысяч самодеятельных  драматиче-
ских. оперных и балетных коллекти-
вов, художественные студии на фаб-
риках ‘и заводах, в колхозах и воин-
ских частях. тысячи замечательных
артистов и художников, пришедитих
в профессиональное искусство из ®а-
молеятельных кружков. Сопиллизм,
социалистическая демократия обнару-
жили и полняли к активной деятель-
ности «..Таланты, которых в нароже
—- нелюочалой родник и которые кал
питализм мял, давил, душил тыеяча-
ми и миллионами» (В. Ленин).

Рожденное_ народом советекое ис-
куеетво верой и правдой елужит на-
ролу. Тралицией стали в Советской
страме выступления ведущих театров
и музыкальных коллективов Ha THDO-
мышленных предприятиях и в колхо-
зах, устройство выставок лучших ху-
хожников в самых отдаленных райо-
нах Советекого Союза.

Советская кинемалография-—дети-
ще Великого Октября: она возникла,
выросла и окрепла в условиях сювет-
ского строя, в распвете ее налиел ©во®
наиболее полное выражение расцвет
советского искусства и советской
экономики. Десятки тысяч стационат-
ных и передвижных киноустановок,
имеющихся во веех уголках страны,
демонетрируют кинофильмы миллио-
нам зрителей. Художественные и до-
кументальные картины, °“ научно-по-
пулярные и детские фильмы, Tak ae.
как спектакли театров и лучитие про-
извеления музыкального и изобрази-
тельного. истусства, помотают партии
ий советекому правительству воепи-
	га культуры и искусства, буржуаз-
ную «демократию», уродующую В
угоду кучке тунеядцев творчество
художника, сковывающую ето та-
лант, линающую его подлинной сво“
боды выражения своих мыслей, сво-
их способностей. События мировой
истории, порожденные блатотворным
влиянием победоносной социалиети-
ческой революции в нашей стране,
привели систему капитализма Ha
край пропасти. приблизили ее к не“
минуемой гибели. И еще более. оже-
сточилась буржуазия в своей ненави-
сти ко всему передовому, прогреесив-
ному. еще более натло лействует ce-
тодня буржуазная «демократия», не
гнушающаяся применять против на-
рода, против трудящихся лаже самые
зверские методы, изобретенные ‘чер
ной кухнай гитлеровского заетенка,.
Это нато свое вызажение и в ю0бла-
стп лузовной жизни стран, гле у
власти стоят капиталисты, в суще-
стровании, которое влачат там наука
и культура, литература, и искуеетво.
Чем. какими действительными ус-
пехами может похвастать. сегодня
искусство, скованное путами буржу*
азной «лемократии»? Мистико-нор-
нографическими ревю театров Пари-
жа п Люнтюна? Бессмысленной како-
фонией лжезов Нью-Йорка? Гангстер
ской киностряпней Голливуда? Нет,
это не искусетво в ето благополном,
высоком значении. От изделий «ху-
ложников». пролавитихея американ“
ским имтериалистам, настолько лу0-
Но пахнет, что даже видавитие виды
буржуазные «искусствоведы нет-нет
да и проговариваются в евонх высту-
плениях на страницах газет, называя
современный буржуазный театр. го
временное  буржуазное искусство
гниютям, разлатающимся трупом.
Но есть и ореди работников  ис-
кусств в странах капитализма под
линные мастера. есть настоящие ху-
дожники, не желающие подчинять
свое творчество прихоти кучки туне-
ядцев, вилящие емыел искусства в
воспитании прекраеных, возвышен“
ных человеческих чуветв. Однако
малина буржуазной «демократии» не
только обрекает их на голодное су“
шествование, не толькю окружает за-
говором молчания их произведения,
используя для этого буржуазную
«свободу» печати, но и физически
преследует их, полвергает нажазани-
ям, от которых освобождены в стр3-
нах капитализма угодные правящим
кликам воры и убийцы. Всему миру
известны факты издевательств Had
прогреесивными деятелями искусств
в кичанейся своим «лдемократизмом»
	Америке. эдесь тюрьма грозит худюж-
	Ниву, сценариету или актеру ue
только в случаю, если он когда-либо
принимал участие в создании произ-
ведения. которое было проникнуто
симпатией к тому. что происходит в
Советской стране, произведения, вы-
Тажавшего переловые, демократиче-
ские взглялы. Нет, в условиях. сего-
тнятней Америки, ‘в условиях амери-
ханской империалиетической «хемо-
кратии» хуложник может уголить в
тюрьму в в том случае, еели он не
продал свое искусство Уюлл-стриту,
если не стал участником хора вле
ветников. оплевываюнгих все, что
освящено великими идеями сопиз-
лизма и подлинной демократии.
жи
	В уже питированной выше статье
«Партийная организажия и партий-
ная литература» Ленин писал, что
грядущее, за которое борютея пол
линные революционеры, большевики,
откроет новые просторы для хуложе-
ственното творчества. создаст немыс-
лимую и невозможную в условиях
капиталиема подлинную свободу для
развития искусства, литературы.
«Это будет свободная литература, —
писал Владимир Ильич, — потому
что не корыеть и не кафъера, а идеи
социализма и сочуветвие трудяним-
ея будут вербовать новые и новые
силы в ее ряды. Это будет евобоетная
литература, потому что она будет
служить не пресыщенной героине. не
скучающим и стралающим от ожифе-
ния «верхним десяти тысячам». 3
миллионам и лесяткам миллионов
трудящихся. которые составляют
цвет страны, ее силу, ее булупность.
Это булет своболная литература,
оплолотворяющая последнее сл08о
революционной мысли человечества
опытом и живой работой сопиалиети-
ческого пролетариата, создающая 10-
стоянкюе взаимодействие межху оны-
том прошлого (научный  соплализм,
заверитивлгий развитие  сопиализиа
от его примитивных. утопических
форм) п опытом настоящето (наетоя-
шая борьба товаритей рабочих)»
(Соч.. том 10, стр. 30—31).

Насталю это время, и пол животво-
рящим солнцем советской гопиали-
стической лемократии растет и со-
вершенствуетея новая литература,
новое искусство, самое илейное. са-
мое передовое в мире. Партия  бюль-
шевиков. Ленин и Сталин с первых
же лней новой, советской эпохи окру-
жили работников искусств заботой и
вниманием. открыли народу еокро-
вищницу искусств, помогли иекус-
ству выйти на путь служения «не
скучающим и страдающим от ожире-
ния «верхним десяти тысячам». а
миллионам и десяткам миллионов
трудящихся, которые составляют
цвет страны, ее силу, ee будуш-
ность».

Партия большевиков в числе важ-
нейцких своих залач, сформулирован:
ных в принятой УШ с’езлон РКП(б)
программе › партии, постажила зала“
чу «открыть и сделать доступ:
ными для трудяптихся все сокровища
искусств. созланные на основе экс-
плуатапии их труда и нахотивигиеся
	тывать массы в духе коммунизма, 063-  ..
	заветной преданноети  Редине.

В искусство пришли новые лю-
ди, и теровм произведений мабтеров
искусств стал. новый человек. — ак
тивный и еозналельный строитель
коммуниотического общества. Совет-
ская драматургия дала артистам и
режиссерам материал для’ отобразже-
ния на свене жизни советского об-
щества, жизни народа, = гением
Ленина и Сталина поставленного во
тлаве великого говударетва, ставите
то творцом и хозяином CBOE СУДЬ-
бы. Новый человек, ero трудовой
TOIBET BO WMH совелской Родины
стал героем полотен, наятисанных ма
отефами живописи, в честь этого но-
вого человека гозлают кантаты и
симфонии композиторы, © нем по-
‘вествуют-в. своих фильмах работники
советекой кинематографии.

Советский народ любит и высоко
ценит свое искусство, самое передо-
вое, самое идейное в мире. Советский
нарол, партия большевиков и совет-
	ское правительство внимательно сле-
	дят. 3а деятельностью  художествен-
ной интеллитенции и помогают ©
создавать творения, достойные BOSH
Ленина и Сталина. oo :

На всем протяжении более чем
тридцаяилетней истории еовотекого
искусства партия Ленина Сталина
‘всегда направляет мастеров театра и
кино, музыки и живониеи по пути
реаливма,  заботилея 0 высокой
идейноети и дудожественности их
‘произведений. Bee указания партии
и. лично товарища Сталина по вонро-
сам искусства служат одной цели —-
созданию изобилия духовной культу-
ры в Советской стране, вослитанию
советеких людей на лучиких образцах
передового, прогрессивного искусства
прошлого и современности. Партия и
товариш Оталин вооружизи работни”
ков советского искусства методом 607
циалистического реализма, методом,
который позволяет художнику прав“
ливо ивображать жизнь в ее револю-
ционном развитии, раскрывать в сво-
их произведениях завтраиний день,
показывать лучшие черты и ва-
чества человека, бичевать  пере-
житки прошлого, мешающие ero
движению вперед. Партия и
товарищ Сталин воспитывают padoT-
ников советекото искусства в ‘духе
интернациенализма, указывая при
этом, что’ интернационализм в искус-
стве рождаелея не на оенове умале-
ния и обеднения национального и-
кусства, а, наоборот, на основе рас-
цвета напиональното искусства, Ha
основе глубокой патриотичности ху-
дожника, его любви к своей Родине.

Реализуя указания партии и
товарища Сталина, работники ис-
‘кусетв уенепгно преодолевают и pe-
	явления враждебного нам HOCMOIIO-
литизма, формализма и эстететва, bo-
рютея против низкопоклонства перед
лепралирующим искусством буржуаз-
ного Затида, создают вее: новые‘ и‘ но-
вые произведения, высоко целимые‘и
любимые народом. Присуждение Ста?
тинеких премий лучигим деятелям ©ю-
ветекого ‘театра. кино, музыки, архи-
тектуры и изобразительного искуе-
ства являвтея ярким выражением за-
боты партии, правительства и наро-
ха о процветании художественного
творчества в Советской стране, сви-
детельством внимания и заботы Co-
ветекото государства о Художествен-
ной интеллитенция. .

Советская социалистическая демо“
клатия высоко подняла труд хулю-
жественной интеллигенции в напеей
стране. Вместе со всем советским на-
родом мастера искусетв активно уЧА-
етвуют в общеетвонио-поляггической
жизни государства, в’ борьбе за 1-
строение коммуннетического общест-
ва. Веенародным вниманием и Ува-
жением окружено творчество работ-
ников искусств. Тучтие из них, вы?
тающиееся артисты и режиесеры, ком-
позиторы и архитекторы, избраны на»
родом в верховный и местные орга-
ны власти, являются активными г9-
сударственными деятелями.

В беселе © членами первой амери-
канской рабочей делегации 9 сентяб-
ря 1927 года товарищ Сталин, ха-
рактеризуя черты коммуниетического
общества. говорил, что в этом обще-
стве наука и искусство будут пользо-
ваться условиями, достаточно благо-
приятными для того, чтобы добиться
полного раенвета: Мы являемея сегод-
ня свидетелями наступления этой за-
мечательной поры, наше  советекое
искусство получает все более и 00-
лее потрокие возможности для ев0е-
го расцвета и  совершенетвования.

оличайнтие преимущеетва советской
демократии проявляютея на каждом
Wary, они открывают безграничные
просторы для. творческого роста ео-
ветекой художественной интеллихен-
ции. все силы, все таланты CBO OT-
дающей Родине, народу, идущему под
руковолетвом партии Ленина—=
Сталина к сияющим веригинам KOM-
мунизма.

По мере приближения к коммалаяз-
му новые большие и ответетвенные
залачи ветают перед театром и киие-
матопрафией, перед музыкальным и
изобразительным искусством. Партия
большевиков и боветекое правитель-
ство зовут художественную инуелли-
тенцию еше ‘активнее бороться за вы-
сокий идейный и художественный
уровень советекото искусства, за 603-
дание произведений, достойных ве-
ликой сталинекой эпохи. И дело че-
сти мастеров советского искусства —
выполнить стоящие перед ними от
ветственные и почетные задачи.
Торжество социалистической  1емо-
кратии в СССР. создалю для этого Bee
теловия. .
	С. СУТОПКИЙ.
	Советская страна готовится к BEI
борам в Верховный Совет СССР. Все
возрастающим политическим и тру-
Довьки под’емом ознаменовывает нали
народ это важнейшее событие в жиз-
ни Советского государства. Сопиали-
стическое соревнование в чееть вы-
боров охватило миллионы рабочих,
колхозников и интвалигентии, оно
уже приносит евои великолепные
плоды, способетвует дальнейшему

‘ускорению назего движения вперед
по указаниоху великим. Сталиным
пути к ROMMYRMSMY.

Подготовка к выборам в Bepxos-
ный Совет СССР развертываетея под
знаменем социалистической лемокра-
тии: торжество которой стало воз-
можным только в результате победы
сфциалистического облтественного и
государственного строя. Подготовка в
выборам прохотит в нашей стране на
основе священных принципов  ©0-
циалистического демокративма. ефор-
мулированных в величайшем локу-
менте эпохи — Сталинекой Консти-
туции.

Осуществленные под рувоволетвом
партий Ленина — Сталина великие
сопиалистические преобразования в
области экогомиви. елассовой струк-
туры соретского общества, и в области
напиональных  взаимооткошений в
CCCP позволили провести полную
демократизацию политической жиз-
ни страны, привели К торжеству
развернутой, до конца послелователь-
ной социалистической демократии.
Лемократия в СССР, говорит товарищ
Сталин, «есть демократия для труля-
птихеся, т. е. лемократия лля всех».
Советская социалистическая демакла-
тия есть выражение морально-пюли-
тического единства советского ‘0б-
щества и дружбы народов натией
страны, триумф большевиетекого ру?
коволства партии Ленина— Сталина,

Подлинный социалистический re-
‘мократизм пронизывает вое стороны
‘жизни советского общества. Мы ощу-
щаем его и в области политики, и В
области экономики, и в области
кульгуры. Гарантированное законом
равноправие всех социальных групн
населения страны, равноправие всех
наций и рас, мужчин и женщин,
юбеспечение в законодательном по“
рядке материальных сфедств для осу?
ществления всеми гражданами пре-
доставленных им Конституцией  ле-
мократических свобод, — таковы 96-
новные принциты социалистическиго
демократизма».

Вее, что достигнуто Советской
страной под руководством великой
большевистской партии, вое, что ха-
рактеризует cohol торжество раз-
вернутого, до конца последовательно-
TO социалистического демократизма,
— все это еше и еще раз полтверж-
дает слова Владимира Ильича, гово-
ривтиетго, что «пролетарская демокра-
тия в миллион pas демократичнее
всякой буржуазной лемократии: Co-
		мократичнее езмой демократической
буржуазной республики» (Соч., том
ХХШ, стр. 350).

=
	Существо, характер социалистиче“
екото демократизма, утверлившетося
в нашей стране в результате побелы
социализма, с огромной силой прояв-
ляется и в духовной жизни советеко-
го народа, в развитии культуры, ли-
тературы и искусств.

ТГосполствующая при капитализме
буржуазная «демократия» всеми си-
лами своими ограничивает, дуптит и
мнет духовную жизнь миллионов ‘тру-
дящихся; юна превраяцает науку, ли-
тературу и искусство в средства за-
кабаления трулящихея: юна  лианает
подлинной своболы творчества, арти-
ста и художника, композитора и вая-
теля, превращая их в своих слуг, в
исполнителей ее воли. в проролника
ее корыстных антинаролных стрем-
лений. :

В замечательной статье «Партий-
ная организация и ‘партийная лите-
ратура». написанной в ноябре 1905
года, в момент нарастания первой
русской революции, Владимир Ильич

Денин с исключительной глубиной
показал и разоблачил  пагубнейшее
влияние буржуазной  «лемократии»”
на развитие литературы и искусетв,
на положение работников твофческо-
го труда. Отвечая залцитникам бур-
жуазной «демокригии», пытавлеимея
утверждать, булто она, эта, «демокра-
тия», обеспечивает «абсолютную
свободу абеолютно-инливитуального
итейного творчества» в облаети на-
уки, философии. эстетики, Денин пи-
сал: «..тоспола буржуазные индиви-
дуалисты, мы должны сказать вам,
что ваши речи юб абсолютной свобо-
де олно лицемерие. В обществе, осню-
ванном на власти денег, в общеетве;
‚‘тде нищенетвуют массы трудящихся
и тунеялетвуют горстки богачей, не
может быть «своболы» реальной и
действительной». На примерах твор-
чества писателей, художников, арти-
стов Ленин показал, что в буржуаз-
ном обществе, в условиях буржуаз-
ной «демократии», так называемая
«свобода творчества» есть на леле
«лулпь замаскированная (или. липе-
мерно маскируемая) зависимость OT
ленежнюго мешка. от подкупа, от. оо-
хлержания». «Свободны ли вы от ва-
шего буржуазного излателя. господин
писатель? — спрашивал Лекин, —
от вашей буржуазной публики, кото
тая требует от вас порнографии в
рамках и карфтинах, проституция в
виле «дополнения» к «евятому» спе-
ническому искусству?» (Cow, том
10. стр. 30).

Более четырех десятилетий  про-
тило © тех пор, как были написаны
эти слова, разоблачающие буржуаз-
ную «лемократию» — злейшего врз-
	тод тому назад советская музы-
кальная культура понесла большую
утрату: умер народный артист СССР
лауреат Сталинской премии академик
Борис Владимирович Асафьев, чело-
век редкой одаренности и необычай-
ного трудолюбия, автор сотен музыко-
ведческих трудов, посвященных му-
зыке всех времен, стран и народов,
автор классических исследований о
Глинке, о- русской музыке.
	го. чтобы в богатетве жизненных на-
блюдений, & самой гуше нашей жиз-
ни искать действительные вонфлик-
ты между старым ‘и новым, авторы
выдумывают нехитрые ситуации, ко-
порые должны окончиться ® вее0б-
щему благополучию. В узбекской ли-
тературе почти совеем нет произве-
дений на индустриальную тему. °

Говоря 0б узбекской детской ли-
тературе, Н. Тихонов подробно оста-
навливается на вопросах  драматур-
гии для детей.

С Сомова и 3. Исраилова напи-
сали талантливую пьесу для детскз-
то театра — «Семург». В этой сказ-
ке-пъесе есть все для создания зани-
мательного детского спектакля.

— Конечно. говорит Н. Тихонов,
—никло не станет возражать против
такой красивой и занимательной по-
становки, где есть танцы и поедин-
ки, страшные духи тьмы и светлые
богатыри. Но если бы рядом с этой
несомненно талантливой пьесой была
веселая, яеная и поэтическая пьеса
из современной жизни, то наша
радость была бы вдвое большие.
Жизнь Узбекской республики прехо-
ставляет на выбюр множество тем
для такой пьесы. Опыт русского
детского театра мог бы многому по-
мочь и научить узбекских детских
драматургов.

— Узбекская литература, —<ка-
зал в заключение Н. Тихонов, —Нз-
ходитея на под’еме. Нет сомнения В
том, что писатели Узбекской ССР на-
правят вею свою творческую  энер-
гию на великое дело служения наро-
ду, на великое дело строительства
коммунизма, влохповляяеь победонос-
ным знаменем партии. Ленина —
Сталина. ,

На, вечернем заселанни 26 января
начались прения по докладу Ш. Ра-
игилова и содокладу Н. Тихонова 0
состоянии узбекской литературы.

‚‹Выступавшие в прениях предста-
вители союзных и автономных рес-
публик тт. А. Бегимов (Кара-Кализ-
rua), I. Федоров (Коми АССР),
А. Ерикеев (Татарекая ACCP), М.
-Миршакар (Таджикская ССР), А. Си-
раю (Армянская ССР), Самед Вургун
(Азербайджанекая ССР) отмечали
рост литературы братеких  респуб-
лик Советского Союза, рассказывали
‘© решительном повороте писателей
® современной тематике, к показу
людей, активно участвующих в стро-
ительетве коммунизма. `

Значительное место в выступлени-
ях занимали вопросы драматургии.
Участники пленума ознакомили соб-

равшихся с новыми пьесами, созхан-
‘ными за последнее время, с творче-
скими планами драматургев,

Драматург Коми АССР Н. Дьяконов
напиеал пьесу «Свадьба с  прида-
ным», которая принята к постанов-
ке Московским тезтром сатиры. Эта
пьеса показывает колхозную жизяъ
в нанги дни, борьбу колхозов за вы-
сокий урожай. Автор увлекательно
развивает интригу, умело строит
диалоги, тепло и любовно ‘рисует
образы положительных героев, 329
высмеивает людей, сохранивших в
своем сознании пережитки прентлого.

Рял новых драматургичееких про-
изведений на современную тему с03-
дано в Таджикской ССР. Это— пьеса
молюлого писателя А. Каххори о Ге-
рое Советекото Союза Туйчи Эрджи-
титове, отважном съне таджикского
народа, погибем в боях за Родину в
тоды Великой Отечественнюй ройны,
пьеса С. `Самл-Мурадова и М. Рабие-
ва ‹«Саюдат», в которой беспощално
разоблачаются феодально-байекие пе-
режитки, отражена  воетиталельная
работа партии среди женщин. Совет-
ской женщине посвящена также ко-
мелия С. Закирова «Севиичи». Моло-
Лой драматург показал в ней жен-
щину— директора крупного комбина-
та, веей своей работой  докавываю-
щую, какую великую силу прелетав-
ляет в нашем общеетве освобожден-
ная жениина.

Недавно драматурги М. Касымов и
Д. Икрами закончили. работу над пье-
©ой «Путь счастья», посвященной
строительетву первой железной доро-
ти в Таджикистане,  связавней сто-
лицу республики со столицей нашей
великой Родины — Москвой.

Новыми пъесами оботатилась 92
последние годы драматургия Татар-
ской АССР. В числе. этих произведе-
ний—пъесы «Настоящая любовь» и
«Алая заря» Тази Гиззата, «Мулла-
нур. Вахитов» Наки — Исанбета,
«Песня жизни» Миреля Амира,
«Светдый путь». Р. Ишмурата ндр..

0 работе молодых о писательских
кадров в Узбекской ССР. рассказал в
своем выступлении М. Мирмухеии.
Значительным событием в жизни мо-
лодых писателей республики явилея
недавно окончивигийея конкуре на
лучшую ‘масеовую песню, в котором
основное участие пряняла молодежь.
В адрес жюрн конкуреа  постопило
	ТАУ АМУР Е МОНьур _ НОСТУНИлО
свыше 250 песен. посвященных
великому Сталину, 25-летию. Узбек-
	ской СР, песен. воспевающих друж-
бу народов СССР. Даеять песен было
премировано. Отрадным явлением
следует считать достижения молоде-
жи на этом конкурсе. Так, первая
	fa,
	НАУЧНАЯ СЕССИЯ, ПОСВЯШЕННАЯ Б. В. АСАФЬЕВУ
	ВКП(б) «Об опере «Великая дружба»
В. `Мурадели»; провели специальную
сессию, посвященную научному на-
следию Б. В. Асафьева.

Сессия эта; проведенная в Цент-
ральном доме композиторов 25—27
января, вызвала значительный инте-
рес музыкальной общественности. На
ней были заслушаны доклады на
темы: «Асафьев и чекоторые вопросы
	В годовщину со дня смерти этого
виднейшего . деятеля советской му-
зыки Институт истории искусств
Академии наук СССР, одним из ру-
ководителей которого с самого его
возникновения бессменно был Б, В.
Асафьев, и Союз советских компози:
торов, возглавлявшийся им же после
	исторического постановления ЦК
	говетского музыкального творчества»
(Д. Кабалевский), «Асафъев — иссле-
дователь Глинки» `(Т. Ливанова),
«Композитор и слушатель в работах
Б. В. Асафьева» (Е. Орлова), «Вопро-
сы мелодики в работахо Асафьева»
(В. Васина-Гроссман), «Вопросы ‘ана-
лиза музыкальных произведений в ра-
ботах Асафьеза» (И. Рыжкин) и «My-
зыкальное творчество Б. В. Асафьева»
(А. Дмитриев). р