oo COBETCKOE UCKYCCTBO.
КИНОФИЛЬМ „ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА  т:
	1190006  бор
	Вот уже несколько дней на экра-
нах страны демонстрируется фильм
«Падение Берлина». Около киноте-
атров множество людей, етремящих-
ся попасть на этмт прекрасный
фильм. Народ, о котором и ради ко-
торого сделана эта картина, всей ду-
той принял фильм, от всей души
благодарит за нем емо создателей.

В чем причина успеха этого про-
изведения? Нам думается; что преж-
те всего — в его близости к интере-
	25бы и победы
	Сказка на. сцеке
	TeaQTDOs
	дожественные образы подменяются в
НИХ аллегоряями. рассулочными
	их  аллегориями,  рассудочными
абстрактными схемами. Кроме того,
эти лраматурги-сказочники сами то-
ропятся с иронической улыбкой разо
блачить перед юными зрителями чу-
деса своей сказки, чтобы ребенок че-
го доброго не уверовал в них. И де-
тей постигает горькое разочарование.
Такая холодная, рассудочная, ирони-
ческая сказка им не открывает «про-
	летских
	Hamm драматурги создали ряд пре-
восходных пьеб-сказок, успешно иду-
щих на сцене детских театров,
тюзов И театров кукол.  Щирокое
	признание у юных зрителей подучи-
	ли пвеса-сказка С. Маршака «Две-
налпать месяцев» и спектакль Пен-
	трального детского тезтра «Город
	мастеров» Т. [Габбе, удостоенные
Сталинской премии.
Успешно идут «Сказки» Маршака
	Большой театр
	в 1950 году
	Новый, 1950 rox Большой театр
встретил двумя премьерами — бале-
том Р. Глиэра «Красный мак» и опе-
рой Делиба «Лакмэ». Минувший год
прошел в напряженном творческом.
труде и ознаменовался знанительными
успехами.

В беседе с сотрудником газеты «Co-
ветское искусство» главный дирижер
ГАБТ народный артист CCCP
Н. Голованов сказал:

— Наш театр будет работать в этом
голу над оперой украинского компо-
зитора Г. Жуковского «От всего серд-
ца» на сюжет одноименного ‘романа
	  лауреата Сталинской премии Е. ‘Mann. для, маленьюих, В прошлом году   свет в другую жизнь», rae, послов
цева. Новая опера привлекает просто- МТЮЗ показал на, своей сцене поэти-   М. Горького, существует и действует,
Tol ческую и одновременно остро сати-  <..мечтая о лучшей жизни... кавая-
и доходчивостью музыкального За ааа йа Згрчыя  бр. Ба а а в anne el ED ry corp et eee oe Е. mn ponkatwad Karaernamnad нитях.

ее eT ee ОА РРР РИА

сам советското человека, человека,
строящего коммунизм.
` Фильм всем своим содержанием,

Наиболее яркими образцами фоф-
малистических ухищрений, рассудоч-
ности, аллегоричности и мнимой
нлейности в области пьесы-сказки
могут служить произведения Е.
ЦТзарца последних лет. Создавая
пьаеы-свазки исключительно на Ma-
	териале современности, он при этом
	оказывается не на позициях социа”
листического реализма, & в плену
эстетских идей немецких романти-
ков (Тик) п Оскара Уайльда. Это 05-
наруживается с очевидностью и в его
«Вукольном городе», и в «Новой
сказке». и в «Вотшебниках», и в
«Сказке © потерянном времени».
Дая примера остановимея на послед
ней.

Эта сказка написана Е. Шварцем
для Театра кукол в. 1941 году и с тех
пор выдержала иного изданий. Она
появилась в журнале «Затейник» 38
1948 год и еше раз в 1948 году в
сборнике «Театр кукол» (Ленинграл).
А межлу тем; сказка эта. крайне ти-
пичная для творчества Шварца пос-
ледних лет, вызывает самые фепги-
тельные возражения.

Школьники Петя. Маруся, Вася и
	рическую пьесу-сказку «Волшебный
	клал», созданную ПП. Маляревеким
на материале  бурят-монтгольского
фольклора. И. Карнаухова и Л. Брау-
севич написали превосходную сказку
для театра — «Семь Семпонов». Пв-
	py Варнатховой принадлежит тажже
	удачная юбработка. «Аленького цве-
точка». Аксакова.

Советский сказочник, П. Бажов бе-
режню собрал и обработал уральские
легенды. Они опубликованы под за-
тлавмем «Малахитовая шкатулка».
В основе каждого сказа, входящего в
«Малахитовую = шкатулкл», всегла
лежит острая социальная тема. Ска-
зы Бажова яваяютея благодарных
материалом для спенической  обра-
ботки. В этом убеждает нае выпу-
щенный сборник (составитель К, Фи-
липнпова) «Пьесы для детского те-
атра» по сказам П. Бажова.

На материале казахских легенд
создана удачная пьеса-сказка «Ковер
Джомарта» Г. Рошаля и А. Тажибае-
Ba, повествующая о героической
борьбе мужественного казахекого wa-
рода. Но, к сожалению, ‘ количеетво
идейно м художественно полнопен-
ных пьес-сказок пока еще крайне
	языка. Она жизнерадостна, ONTHMH-
стична, построена на украинских на-
родных песенных мелодиях. Вместе с
композитором театр фаботает в на:
	  стоящее время над окончательной ре-
	дакцией оперы.

Первой новой постановкой на ос-
новной сцене Большого театра явится
в 1950 году опера М. П. Мусоргского.
«Хованщина». Работа над этим гени-
альным произведением русской музы-
кальной классики доставляет нам ог-
ромную радость.

Как известно, опера «Хованщинах
была окончательно отредактирована
выдающимся русским композитором
Н. А. Римским-Корсаковым. Из ог-
ромного материала, оставленного. Му-
соргским, в оперу было включено не
‘все. Мы восстанавливаем сейчас не-
‘сколько сцен, никогда не шедших и
представляющих большой интерес.
`Мы хотим также восстановить купю-
‘ры, сделанные в свое время в ариях
Марфы и Досифея.

Театр приступил к работе над опе-
рой Ю. Шапорина «Декабристы». Бу-
дет готовиться давно не шедшая в
Москве опера Моцарта «Дон Жуан».
Театр поставит балеты советских ком-
	всей общширностью своего замысла,
всей суммой образов вдохновляет
зрителя, раскрывает” огромность ис-
торического пути, пройденного с0-
ветским народом, величие ето
побед, его облирные, светлые. пер=
спективы.

Как м в предыдущих своих рабо-
тах, режиссер М. Чизурели в ©040у-
жестве с писателем ПШ. Навленко
ставит злесь величественную тему:
народ и вождь, нерушимое их един-
ство на итти труда и борьбы.

Именно через подвиг ‘советекого
нарола раскрывается все величие
сталинской стратегии, ибо страте-
гия эта опирается на народное дове-
рие, на советский патриотизм, на
неисчерпаемые силы всего  совет-
ского народа, влохновленного вели-
чием идей Ленина — Сталина.

Огромная сила советеких людей
раскрывается в каждой сцене. этого
замечательного фильма. Богатьерский
размах  сфажения на подетупах к
Берлину представляет собой, вероят-
но, напболее выдающуюся картину
войны, когда-либо созданную еред-
ствами кинематографического искус“
ства.
	Кадр из второй серии фильма «Падение Берлина». У рейхстага после водружения на нем Знамени Победы.
o © ><
	ства, его благоларнюств величантшему
стратегу, мудрому вождю трудовых
людей, освободителю народов.
Анализируя свой чувства,  каж-
дый просмотревигий эту картину не
	таки, следуя общему режиссерскому
замыслу, актер Савельев не произно-
сит поспешных прокурорских речей в
отношении Гитлера. Савельев строит
образ. ни на секунду не уводя его из
	жением следует считать роль Алек-
сея Иванова в исполнении артиста
Б. Андреева. Актеру в этой роли не-
где спрятатьея за сюжет. Сочув-
ствие, которое вызывает солдат Co-
	ADIL SPU ME Ura Ue Берл РЕ eee EE АСТА ee REEL ANE ERAS RA OU Nae eee . о. а о ЕН Да Е в $ RRA EEE SPER eR RA ES Ee ee eee
  Однако величие этой поразитель-   может He отметить прежде всего   ветской Армии сталевар Иванов,   той конкретной среды, в которой раз- ана иена “oe скудно. Зато в изобилии процветают   Наденьна ленятся, пропускают уро-
ной картины именно в том, что она   прекрасного волнения гордости за достигается. более всего  правди-  вивается действие. А ЕЕ ность».   в кукольных и детских театрах пье-   ки, теряют попусту время. Злые вол-

‘воспооязвотит не только тактиче-  свой народ, за свою тчизну, 3а  востью. жизненностью, точностью Со своими подчиненными Гитлер Предполагается также постановка   сы‘сказки, убогие в илейном отно-  шебники подбирают каждую поте-

ОН СЕ - ee ee wr. TTT TE eee Ween cena Бо и Чат BS а 2 ЕВ

мудрость партии, за историческую
правоту и силу нашего дела.
Торжество советских бойцов В
Берлине воспринимается кажлым,
как личное торжество, и слезы, вы-
ступающие на глазах У зрителей
этого фильма. вызваны вамым в03-
	шении, являющиеся уродливым дети-
щем формализма.

Некоторые драматурги, не желая
утружлать себя, просто перехелыва-
ют старые сказки на новый лад,
формальню «осовременивают» их.

Перелиновкой Перро занялся Е.
	ский маневр или эмоциональную
пылкость сражения,—®на открывает
лля зрителя самое содержание, па-
фое этой исторической битвы, она
открывает величие духа бойцов С9-
сетекой Армии, бесстратиных сынов
своего отечества” Вы непрестанно.
	рянную детьми минуту и становятся
молодыми, а потратившие зря время
дети превращаются в старйчков и
старушек, тождественных по виду со
заыми волиебниками. Линь благода-
ря счастливой случайности школьние
кам удается обрести вновь свой Ha-
	торжественен и величественен. Меж”
ду тем, для нае за этой торжествен-
ностью И величественностью раекры-
вается дикое изуверство, звериная
свиреность, исступленный идиотизм,
обнаженный всем историческим хо-
дом событий. Этого глубокого и дей-
	комической оперы «Фра Диаволо»
Обера и оперы Сен-Санса «Самсон и
Далила».
	Вечер китайской
музыки
	образного языка, мастеретвом актера.

Мне хочетея здесь указать На
тщательность отработки деталей
артистами фильм+ «Падение Берли-
на», отметить. что детали органиче-
вки сливаются в целое; каждой роля
сопутствует чувство целого. Детали
	WUE VLG Ith 1 bre, vb TURE EEL Eg re

SNE DNR AD RR BANE OO бы maya
Jame в эпизодах, показывающих   вЫшенным = YYBCTBOM —~ HYBCTBOM   ye заслоняют образа, а только дела-
стан врата, вилите, а если не вихите,   Гордости за свои народ,  чуветвом

у ют его более выпуклым, скульттур-
m™ uvnetevere monthreeanvwe = охузот.   ЛЮОбВИ К Великому BOALIN H VONTCIN.   pry

erpentoro впечатления актер Савель- Шварц. Он решил «осовременить»   стоящий облик. На первый взглях
вв достигает, решая очень сложную Многочисленная аудитория  собра-   незамысловатую  «Ирасную Шапоч-   пьеса эта кажется оригинальной, и

‘ лась на-днях в Центральном доме ку». Для этого драматург поставил   такой об’явили ее почитатели Швар-
и свовобтазяую актерскую зач ре re A *

Op EES
	ца. Ню существу же она не что иное,
как вариация, перепев уайльдовекого
«Портрета Дориана Грея». Шварп

ттт стиТелаЯм

Е ОО OEE = as. К АЕ а кист:
: 1 oe ee fm PRMD RANE EE SNA ED nt   a Nf ”
Не ставя своей задачей в 9T0H  09 axe следует сказать и 0б иг-   Он рисует ‘образ человека, маниакалЬ-   зыки, организованный иностранной   48 перекрестке волшебного леса ми-
по убежденного в своем величии,   комиссией Союза советских композн-   ПИЦИОНера, & рядом с ним повесил
плакат «Регулируйте лесное движе-

ского натота к окончательной побе-
ле. Непреложное нарастание духа том, и 3a one ре мололой артистки М. Ковалевой в
разбирать етослож роли Наташи. Весь образ,  создан-  замкнутого в ихиотическом круге   торов СССР.

НЙ on Wn. Done, creer ee meee we   ray   Riese Wlarvors аи тот   дано ато

победы над черными силами фангиз-

В своем вступительном слове ком-
позитор М. Чулаки рассказал о пер-
	спективах, открывиихся перед музы-
	кальным искусством Китая в резуль-
тате исторической победы китайского
народа. .

Пианистка Т. Кравченко ‘и. скрипач-
ка Г. Баринова, посетившие недавно
Китай, исполнили несколько произве-
дений современных китайских компо-
зиторов.

В. программу концерта вошли также
произведения советских  композито-
ров, посвященные Китайской народ-
ной республике.

Вечер закончился прослушиванием
граммофонных. пластинок, полученных
Союзом советских композиторов
СССР в дар от композиторов Китая.
		пытается навязать юным зрителям
мистическую идею Уайльда о том, что
совесть человеческая, являясь. EARUM-
то самостоятельным существом (пор-
трет Грея у Уайльда, злые волшеб-
ники у Шварца), ведет неумолимый
счет всем простункам человека, на-
вкладывая за каждый из них неизгла-
димый отпечаток на его облик, пре-
вращая юношу в старца. С новелла-
ми немецких романтиков Шварца
роднят двойники, введенные им в
эту сказку.

Зачем ‘понадобилось  драматургу
вводить в советскую сказку, алреео-
ванную нацим детям, идею расшеп-
		знания? Шзарца малое интересуют
пеихология и жизнь  советевах
школьников. Образы их в этой пьесь
предельно схематичны. Автора зани-
мают не живые характеры, & экецен-
триада, гротеск, трюки. Он наполнил
свою сказку скачушими на одной
	фильма, я не могу не остановиться
на достижениях артистов — истол-
нителей ролей.

В роли товарища Сталина высту-
пает артист М. Геловани. Это не
первая ето’ работа над образом
товарища Сталина. Олнако в карти-
не «Паление Берлина» Геловани до-
стиг принциниально новых значи-
тельных успехов.

Искусство актера знает ав
традиции создания образа. Наше
искусство, продолжающее и разви-
вающее традиции русской театраль-
нюй-клаесики: глубоко . РаАЛИеТИЧНЮ
по самой своей природе; Однако ре-
ализм игры нангих артистов имеет
различные оттенки. В одном случае
это стремление акцентировать веду-
щую мысль образа вне зависимости
от конкретной вреды, вне зависи-
‘MOCTHE OT предлатаемых обстоятельетв,
Tre центральная  илея образа как бы
	своих чудовищных иллюзий. Свинцо-
вый взор, хриплый, лающий голюе и
непрестанное позирование — все
вместе создает картину того отврати-
тельнейшего безобразия, какое пред-
ставляет собой фигура Гитлера Bo
вее периоды его жизни и деятельно-
сти.

Вокруг Гитлера режиссер, худож-
ник, оператор воссоздают картину
рушащейся, рассыпающейся впрах
гитлеровской Германии. И здесь пре-
красной заслугой создателей фильма

следует ечитать то, что они умело и
умно отделяют зловещий. „фапистекий
мир, выстроенный гитлеровской бан-
дой за годы ве владычества, от той
подлинной Германии, которая, про-

зревая в крови, прахе и дыму пожа-
риш, проклинает устами немецкой
матери своего бесноватого «фюрера».

Сила художественного языка филь-
ма. нал которым © фавным блеском
	тил в пиюнеорюу-санитарку, лечащую

Вульгарно, примитивно и меха-
нистически понимают иные драма-
турги современность сказки. Не ми-
лиционеры и санитарки («Красная
Шапочка» Шварца) и не ломовой-
управлом («Новая сказка» его же),
He лешие-кулажи и русалки — де-
ревенские кумушки («Золотое перо»
‚Н. Шестакова) и не предметы совре-
менного быта, вроде «авосек» («Сча-
стливый конец» А. Бруштейн) лела-
ют сказку близкой и понятной еерд-
	Цу советекюго ребенка.

Наити драматурги должны бережна
относиться к фольклору, выбирая из
сокровищницы народной поэзии для
сценической обработки такие сказки,
идея которых является  созвучной
нашему времени.

К сожалению. большинство драма-
	ма пронизывает обе серни фильма OT
начала до конца. .

Умение ставить ясную цель, уме-
ние итти к ней прямой и честной
торогой есть, несомненно, репалющее
преимунество советского искусства.
Эта  пелеустремленность  лучигих
произведений = социалистического
пбализма питается самой жизнью,
ибо жизнь дает художнику, отража-
‘ющему ее в советском искусстве,
высокие ° образцы, принципиаль-
ности и целеустремленнюсти в  бес-
‘конечном  множеетве примеров. A
	-птимер ‘Великой Отечественной вои-
	ны, незабываемый подвиг советского
народа, всемирно-нсторический под-
виг его великого вождя Генералис-
симуса Сталина — наиболее яркий,
нтиболее глубокий пример принци-
пиальноети,  последовательности и
пелеустремленности в борьбе за ве-
личайтие илеи современности:
	ный ею. полон естественной с38е-
жести. освобожден от каких бы то
ни было  «кинематографических»
птгамцов и в силу этого открывает
зрителю достоверные черты нового,
советского человека, молюдой совет.
ской женщины.

Герои фильма «Падение Берлина»
всем своим обликом, поведением,
своими жизненными идеалами имио-
Нируют налему зрителю, утвержда-
ют для него o6pas Нового, пере-
дового человека, который достоин
подражания — и не только в своем
тлавном—в своих идейных побуж-
дениях, но также и в частном — BO
всем своем облике, в манере пове-
дения.

Так в этой картине, посвященной
величайшей битве нашего времени,
открываются черты советеких лю-
дей, мирных тружеников и созила-
телей. Поэтому «Падение Берлина»
	НОВАЯ ОПЕРА Э. КАППА
	ТАЛЛИН. Свыше 100 новых по-
становок показали театры Советской
Эстонии в прошлом году. Богатым и
	{a

3.

цичанших идей CAPD PUM EU i.

И тем более значительна
режиссера М.
П. Павленко.

Чиаурели,
композитора

победа

писателя

IL. Шо-

Bee Oe ТЕ Е о АЕ
выноситея актером на первый план,
настойчиво и постоянно предлатает-
ся зхителю. В‘ другом случае актер

amnawoted Tinemamanun ahlosutpecd The

потрудились и авторы спенария, и
режиссеры, и художники, и комнози-
тор, — в его спокойной, уверенной
эрелости. Авторам улаетея уеализо-

телей. Ноэтому «Падение Берлина»
— 970 не батальная картина, а кар-
тина о великом советском народе.
Именно это ©б’ясняет вевь сюжет-

ACLU в пронес» тъду, кал

разнообразным будет репертуар теат-
ров республики и в текущем году.
Трудящиеся Таллина и других горо-

тургов-сказочникюв лишь деклари-
pyeT идею в прологе или в финале
сказки, а содержание и развитие
пъесы никак ее не выражает. Так

свою ChadRY Chat yin по MA
ножке и играющими в мяч старичкад-
ми и старушками. Он предлагает нам
полюбоваться _ вривляющейся СТЗ-
		стаковтча. оператора ЛД. Восматова и
	дов увидят на сцене только в зимнем
	стремится, постепенно 0б’единяя де-
тали. черта за чертой. не показать, 3
	ный стой фильма. Именно для это-
	зрелости. Авторам удаетея реализо-
рать вое свои замыелы. Й вак в нре-
	выглядят. например, пъесы-еказки
	роетью, не понимая, повилимому, ith
	Е ВЕРА > ее. «И  1 oa SOD, но Le Dy а   = Г Gk Ly VEEL isin twee Ree eae a aS ЕН И 4 ВЯ „ ы TE
Brero ROTTERTHBA, § costanmero ore DAOKDBITE cawoe — cOTEpaRAETE обра   70 NWoHaTobuINch = apTopaM НерВЫЕ   уыдущем филеме М. Чиаурели «Влят-   сезоне 60 новых постановок. А. Симукова «Земля родная» и Н.  смех этот неизбежно будет звучать
а. а зрителю возможность постенен-   Цены, предваряющие ee ower. ва», но с еще большей яркостью,  ” Театр «Эстония» покажет новую   Шестакова «Аленушка», написанные и. ее ре
ния Берлина, они не растерялись ane в напаление гитлеровцев на Фовет- ча вине- - 1B Teg йны. В.этих пьесах авторы   НРотееково, карикатурно - ,
HAA   врлина, < eee) ow anarqtanne Hho ежиться € образом и полюбить наналение г ны een wee IAT Ри выступает здесь великая сила кие работу 3. Kanna и писателя п. Рум В РОДЫ ВОИНЫ. Е В ВЫ сах авторь wu op и TO TALEO WHEELS ноя
	мо—оперу «Певец свободы». Это пер-
вая эстонская опера, отображающая
события нашей современности. Глав-
ным ее героем является поэт-патриот,
	воспевающий свободу народа. Прото-
типом для создания. этого образа по-
	служил умерший в 1940 году извест-
ный эстонский поэт Ю. Сютисте. сти-
хи которого широко использованы
автором либретто.
	НА РОДИНЕ А, П, ЧЕХОВА
	ТАГАНРОГ. (Наш корр.). Здесь, на
родине Антона Павловича Чехова,
идет деятельная подготовка‘ к 90-ле-
тию со дня рождения великого зем-
ляка. В Литературком музее А. IT.
Чехова открываются новые отделы, в
иколе имени Чехова оборудуется но-
вый музей, расположенный в класс-
‘ной комнате, в которой училея юный
Чехов. С каждым днем растет число
экскурсантов, посещающих домик-му-
зей нисателя.
	К знаменательной дате готовится и
 Театр имени Чехова. Основной актер-
ский состав этого театра был воспи-
тан в ГИТИС на драматических про-
изведениях Чехова, на замечательных
образах чеховских пьес. Постановкой
пБесы «Три сестры» начал театр свою
деятельность в Таганроге пять лет
назад. В скором времени был постав-
лен спектакль «Иванов». Сейчас те-
‚атральный коллектив готовит третью
чеховскую пьесу — его бессмертное
творение «Вишневый сад». Этим спек-
таклем 29 января будет отмечено 90-
летие со дня рожления А. П. Чехова
и пятилетие театра.
	срели множества линий, характеров,
жизвенных теталей, боевых эпизо-
тов. сумели всю эту огромную массу
зпечатляющих образов обединить
по принципу  целеустремленного
етинства. Это единство определяетея
правильпых петорическим понима-
нием всей расстановки сил в борьбе
за окончательную победу советского
нарэча нал фашизмом. .

Достаточно вспомнить ецены
Крымской конференции, пюсещение
Геринга англичанином  Брэдетоном,
зтобы со веей очевидностью Для
зрителя стало ясным подлинное
место союзников в борьбе с герман-
ским фапгизмом.

Естественность и глубина, с ко-
Торой авторы раскрывают  водержа-
ние исторических фактов, помогают
зрителю увидеть в сражении 34
Берлин всю красоту исторического
полвига советеких людей, все дву-
рушничество союзнической полити-
ки. всю огромность поражения фа-
шистекой Геруании. -

`ИЙ поелелняя сена. где показано
поибытие товмицна Сталина в Bep-
тин. в пироком символическом 0600-
тении венчает Фильм, показывая
счастье  освобожденного  человече-
	С вылаютщимся успехом проходит
демонстрация нового замечательного
произведения советского киноискусст-
ва — фильма «Падение Берлина».

Злания лучших кинотеатров Мо-
сквы празднично оформлены. В. сто-
липе фильм одновременно демонетои-
руется в 17 крупнейших кинотеатрах
йв4 домах культуры и клубах. В
фойе развернуты фотовыетавки на те-
му «Советская Армия в боях за Бер-
	также усердно стремятся «юеовреме”
нить» героические образы русской
сказки. Но драматурги не проникли
глубоко ни в руескую старину, ни в
нашгу современность и в результате
‘потерпели явную неудачу. Созданные
ими образы богатырей и лютых ворю-
	гов статичны и абстрактны. В них
	нет ни правды жизни, ни правлы ху-
дожественной. Сусальные старики,
напутетвующие на, бой храбрых витя-
зей, например, Дед («Земля родная»),
и ретхозаретные крестьяне, говоря-
	тие ультраесовременным языкюм, He
	имеют ничего общего в мудрыми г8-
роями народной сказки. Не страшны
ми, а карикатурными и глупыми вы-
тлялят носители зла, например, «Ро-
татые», олицетворяющие гитлеровцев
(«Земля родная»).

В погоне за тенленциюзноетью
драматуртли исказили образы народ-
ной сказки. Фантастика в этих
«сказках» не является действенным
компонентом. а служит лишь затей-
ливым обрамлением, орнаментом пье-
CH. ,

Крайне порочен также. метод неко-
торых драматургов-сказочников стти-
звать свои сказки «Из разных лоскут-
ков» (Белинский). Для сказки «Але-
нушка», например. Шестажюв надер-
тал юбразы и ситуации из несколь-
ких русских сказок и механически
склеил их, что создает антихудоже-
стренное впечатление.

Во многих пьесах-сказках совер-
тенно отсутетвует поэтичность, ху-
	НЫ В НЬесе не только мнимые, но и
Настоящие старики, например, заелу-
женный деятель науки професеве
биологии Андрей Андреевич: дико
скачет он по газонам парез, гоняяеь
3a редкостными бабочками, TOUT
клумбы и ломая кусты.

Мрачным, зловещим колоритом от-
личается это ‘произведение Швариз.
В финале пьесы з& школьниками-
старичками приезжает карета скорой
помощи из дома умалишенных. Вра-
чи пытаются надеть смирительные
рубашки на мнимо сумасшедигих. Эта
пвеса-— холодное,  эртетекое, форма:
листическое измышление, не имею-
mee ничего общего с подлинной
советской пъесой-сказкой. Как же
случилось, что детские журналы.
сборники и кукольные театры уЕ-
лужливо предоставили этой пез
свои странипы и сцены?

Детский писатель и драматург —
инженер самой восприимчивой хуши,
души ребенка. Исключительно вели-
ка его ответственность пёред совет-
ским обществом. Высоки поэтому лол-
жны быть и требования нашей кри-
тики к летскому писателю, ибо в ру-
ки ему отланы формировадие и вос-
питание подрастающего  советското
поколения, отдано будущее нашей
„Родины.

Г. ГУРКО,
старший научный ‘сотрудник
Научно-исследовательского ин»
ститута XYAOMCCTBCHHOTO EO-
спитания.
	матографического искусства —— HE-
кусства, способного об’единять самые
различные жанровые признаки, если
они целеустремлены и мудро папразв-
лены к решению больших политиче-
ских ‘задач. ‘

Зрители фильма «Падепие Берли-
на» не замечают. где подробное по-
вествование переходит в символиче-
ское обобитениюе. Они, увлеченные
страстной поступью этой монумен-
тальной картины, и смеются, и пла-
ут, и восторгаются, и гордятся,
ибо авторам с первого же кадра уда-
лось увлечь их величием темы, глу-
биной мысли, общирноетью и яено-
стью зрения, правдивостью, естеет-
венностью: поведения людей.

0т всей души хочетея поздравить
советский кинематограф, к своему
30-летию выступивший с таким ма-
слерски зрелым, политически глубо-
ким и художественно полноценным
произведением искусства. Фильму
«Падение Берлина» предстоят беско-
печно долгие гохы народного призна-
ния, всенародной благоларноети.
	С. ГЕРАСИМОВ,
народный артист СССР.
	am, =

Не вникая сейчас в этот. прин-
ципиальный епор. мне хочетея ука-
зать на то. что артисту  Гелобвани
удалось найти жизнь своего образа
в сумме жизненных деталей, me
вождь открываетея зрителю фильма
именно в этих его прекрасных чело-
веческих. чертах, делающих ето, ве-
личайшего из людей современности,
бесконечно близким каждюму трудо-
вому человеку. В этом огромная 38-
	слуга аптиста Геловани, ибо к реше-
	нию благородной задачи, в высокой
правдивоети результалюв он шел наис
более сложным путем, исходя из of-
шего замысла фильма, замысла, пои“
стине гуманного.

-В эй искренней,  человечной
традиции созданы все образы филь-
Ma. .

Игра всето актерского ансамбля
отличается тем же етинством и той
же пелеустоемленноетью, которая
отличает весь фильм «Падение Bep-
лина». Злесь сказалась рука 1Пре-
красного мастера и знатока актер-
ского мастерства — режиссера М.
Чиаурели. .

Попазительным актерским  доети-
	‘свий Союз. Именно для этот
фильм введено множество ‘как бы
побочных персонажей, ют директора
завода до матери Алексея Иванова.
Чиаурели пригласил для исполне-
ния этих небольших ролей артистов,
созлавнигх основные образы в фильме
«Клятна»: мы еще раз видим артиет-
ку С. Гиацинтову, артиста Н. Бого-
любова. т. е. тех самых людей. кото-
рые для режиссера, повидимому, яв-
ляются живыми шрюдетавителямя
различных слоев нашего советского
общества. Игра артиетов в этих не-
больших, скромных ролях полнюстью
соответствует его режиссерской за-
даче. Они не выпячиваются, каждый
на своем месте с достоинством возда-
ет свой маленький образ, зная, что
0: вкладывает свою долю в создание
обтиего образа советского народа —
тероя фильма «Надение Берлина».
С такой же серьезностью подошли
к решению евоей задачи артисты-
исполнители фолей врагов. Здесь
прежде всего надлежит оценить р8-
боту артиста В. Савельева. Это ред-
кий образец художественного 9с-
мысления страшнейнтей, безобразней-
тей человеческой натуры. Йо опять-
	Заслуженный успех
	смотры. за первые дни демонстрации
фильм просмотрело уже около мил-
лиюна москвичей. }

Олновременно с Москвой в Таким
же успехом новый фильм демонстри-
руется в Киеве. Денинграле, Минске,
Свердловске, Кишиневе и других го-
ролах страны.

Главкинопроват выпуекает кино-
хартину «Падение Берлина»  THpa-
soy Bp 500 цветных и 1000 черно-
		Мы только чо просмотрели 1-ю
серию фильма «Падение Берлина».
Хочется работать еще больше и еще
лучше. чтобы наша Родина была еще
красивее и еще крепче, чем она бы-
ла ло вероломного нападения на Hac

Гитлера.
т у Семья майора
МАРТЮНИКА.
	изтографии. Мне, как участник

войны. участнику битвы за Москву,
особенно отрадно видеть, как Cok
ени непоколебим вождь, уверенный
в ейле нарола. Спокойствие товарища
Сталина вееляло в нае силы, когда
мы сначала останавливали, а потом
тромили фапиестов Toy Москвой.
	Фильм хоро оформлен, прекрасно
	отражает деиегвительноетъь:; иИзЗумМиИ-
тельно хоронта итра артистов. Этот
	a AT OE

I,
if

+. <

му «Советская Армия в GOAX за DU
лин», преволятся лекции и доклады
а героических боях Советской Армии
за Берлин.

В теплой атмосфере проходят.
встречи зрителей с творческим кол-
лективом фильма. Такие встречи ©0-
стоялись в кинотеатре «Хуложествен-
ный», где кинокартину смотрел ком-
сомольский актив Киевекого района.
Е зрителям приехали артисты Б. Анд-
рев и М. Ковалева, режиссеры
Б. Иванов и М. Анджаларидзе и опе-
ратор Л. Косматов. В кинотеатр «Ро-

Зе И a

CAPS BD Fu Aye aes
белых KOHN каждой из двух серий.
Они срочно рассылаются восамые от-
лаленные города и местности наше
Родины.
Многочисленные отклики зрителей
и их записи, сделанные после про-

емотра картины «Падение Берлина»,

свидетельствуют 0б отромном успехе
этого патриотического фильма.

°
МОНУМЕНТАЛЬНОЕ
КИНОПРОИЗВЕДЕНИЕ

Изумительнюе,

воодушевляютщее

°

ПОБОЛЬШЕ ТАКИХ КАРТИН

Мы очень рады выпуску новой 3a-
мечательной картины, которая пока-
зала, насколько выросло наше кино-
пекусство, как велико мастерство на-
ших актеров и постановщиков, кино-

фильмов.
Кажлая новая хорошая советская
  кинокартину являетея праздником

для нас. Желаем кинематографии вы-
пускать больше таких картин, Как
«Паление Берлина».

ro. eee ghurtiy nob fe

фильм вызывает гордость за нашу
Ролину, за нашего Сталина.
Подполковник А; МАЧУЛЬСКИИ.

>
НАШЕ ГОСУДАРСТВО
МИРОЛЮБИВСЕ

С большим удовольствием TIDOCNO-
трели мы картину «Падение Берли-
на». Содержание картины еше раз
показало нам, кому мы обязаны на-
шей счасттивой жизнью.

Очень хоропю в картине показан
павапинт Сталин и его мулрая. даль-
	Группа студентов   физико-ма-
тематического факультета Мос-
ковского педагогического ин-

ститута имени В. И. Ленина.
	хина» на встречу со зрителями при-
ехали постановщик Фильма Михаил
Чиаурели и другие участниеи с^емоч-
ного коллектива. Ветреча гапечатле-
ва на пленку операторами Централь-
	товафиш Оталин и ето мудрая, даль-
новидная политика. Хорошо показано,
что наш народ веегла стоял за мир.
Картина укрепляет нашу уверен“
тюсть в том. что  советекий народ
	монументальное кинопроизведение
прекрасным музыкальным сопровож-
дением. Этот патриотический фильм
останется в памяти у каждого совет-
ского человека. любящего свою Роли-
	#а на пленку GUePATODUNTE веетре ео
eo студий документальных фильмов.

0т предприятий и учреждений в
PUTATO A RALT РОТУ КУР МНОПОЧИСЛОН-.

ского SCAUD THA, sae В А.
ну. Слава нашему геннальному пол-
коволцу, любимому леварищу
Сталину,

oe 4 чай ЗСЗ а

°
ДОРОГОЙ ОБРАЗ ВОЖДЯ

Фильм «Падение Берлина» —

ag С И Ум

Beer и везле побелит.

Ученины УЕ класса 131-й Мос-

‘ковской школы ПЕТРОВА,
А ПЛЕКСЕЕВА НИКОЛАЕВА.

В Московском союзе художников была организована выставка современной китайской графики. На снимке:
рисунки хуложника Чанг Чао-хо — «Старик», «Водонос», «Цветочница».

‚ Профессор В, ЭЙДЕВ.
	огромное достижение советекой кине-
	кинотеатры поступают MHOPOUHCICH
ные заявки на коллективные про-