` Творческое совещан
работников цирка
	В течение трех дней в.Москве про-
ходило Всесоюзное творческое с0ве-
шание работников цирка. Более‘ ста
артистов различных жанров, режис-
серов; музыкантов, директоров пир-
ков прибыло в столицу, чтобы обсу-
дить насущные вопросы развития CO-
ветекого циркового искусства, наме-
тить пути его дальнейшего роста.

В докладе и. о. начальника, Глав-
ного управления цирков Д. Вулряв-
цева, в содокладах П. Германа (о ре-
пертуаре артистов разговорного жан-
ра). Л. Миловидова (о музыкальном
репертуаре цирков), чарохното арти-.
ста РСФСР Б. Эдера. (© жанре дресси-
ровки зверей), заслуженного артиста,
РСФСР А. Алексанлрова-Серж (9. с0-
стоянии конного цирка), И. Немчин-
ского (о  физкультурно-спортивных.
жанрах) приволилось немало пифр и
фактов, свидетельствующих о значи-
тельных достижениях нашего цирко-
вого искусства. Зрители многих го-
ролов нашей Родины в этом сезоне.
увидели ряд вылающихся аттракцио-
нов и рекорлных трюков, которые
лучше всяких слов говорят о раедве-
те советского пирка, о его неизмери-
мом превосходстве перед деградирую-
щим цирком буржуазных стран.

Достижения советского циркового
искусства бессторны. Но как бы ни
были велики эти успехи, они не мо-
гут-елужить основанием для  сам-
успокоения. И участники творческо-
го совещания пошли но правильно-
му пути, сосрелоточив основное вни-
мзние на недостатках, тормозящих
движение советского цирка вперед.

Болыше всего говорилось Ha. coBe-

щании © разговорном жанре. И это
вполне понятно, так как именно
этот важнейший жанр пиркового ис-
кусетва, является наиболее отетаю-
щим. - .
Подлинная тревога за  cocTOAAHe
разговорного жанра чувствовалась в
выступлениях .Г. Калникова, 1.
Танти, М. Румянцева и других pa-
ботников цирка. Они с горечью кон-
статировали, что слово на арене,
призванное елужить ‹ мощным еред-
ством коммуниетичеекого воспитания
широких масс; не выполняет этой
высокой цели.

Одна из основных причин такого
положения заключается в отсутствии
выеококачественного в  идейном и
художественном отношения реперту-
ара для артистов разтоворного жан-

Правда, сейчае к работе в цирке
привлечен ряд квалифицированных
литераторов, резко повышены требо-
вания к качеству поелетавляемых
произведений, выпускается специ
альная «Репертуарная тетрадь». 3%
11 месяцев в главк поступило 700
рукописей, 200 из которых принято
литературно-репертуарной частью, а
157 дорабатывается авторами.

Но эти пифры не могут служить
основанием для _ самоуспокоенности.
Никто из руководителей главка не
упомянул © Том, сколько из поету-
пивтгих.в литературно-ренертуарную
часть произведений исполняетея Ha
арене. Такая «забывчивость» не елу-
чайна. Как выяснилось из ряда выс-
туплений, в этом деле не все обето-
ит благополучно. Так, например, ди-
ректор Ленинградского цирка ТГ.
Максимов и режиесер А. Аронов 3a-
явити на совещании, что «Ренерту-
арная тетраль». раесылаемая из Мо-
еквы по периферийным циркам, поч-
ти соверненню не используется кло-
унами, так как включенные в Hee
произвеления не. учитывают... слени-
фики циркового разговорного жанра.

Другая. причина отетавания` разго-
BOPHOTO жанра, на которую указыва-
ли участники совещания, — невы-
сокий культурный и политический
уровень исполнителей. В болынин-
стве своем пирковые клоуны несут
образы, чуждые нашей современно-
сти. Елиничные же попытки отдель-
ных клоунов и коверных отказаться
от привычных масок, создать образ,
близкий и понятный еоветекому зри-
телю, не встречают должной помощи
HB TOLAOPA RIT. ЕЕ

Серьезным тормозом на пути дви-
жения советского цирка вперед яв-
ляетея существующая сейчас лис-
	цирков, полнейпгим самотеком и СлУ-
	Фалышивая пьеса
	противаяться? Так крепко обнимал

Халил, такие сладкие слова TOBO-
pual.. ‘Пятьдесят лет я таких слов не
слыхала...». -

Издевательски обрисована и фигу-
ра 60-летнего сельского милиционе-
ра Racyma, который на протяжении
всей пьесы играет какую-то стран-
ную шутовекую роль. По примеру
своего явного тухуготита, — полиней-
ского из оперетты  «Роз-Мари» —
он слезно жалуется на «трудность»
своей работы (краж нет, убийств
нет, грабежей нет) и мешает свида-
ниям влюбленных.

‚Бесцветными и схематичными вы-
глядят молодые герои пьесы. Весьма
странно изображена любовь Халила if
Джафарат. Вмес выражения жи“
вых человеческих чувств мы слы-
шим или истошные вопли жениха,
обралненные к невесте: «Не могу
ждать. Категорически ставлю вотрос
— не могу!». или надрывные слова
«жестоких» романсов, вроде: .
	Мучь меня, печаль меня,
Как тебе не жаль меня?

Руки. еловно две змеи —
Обними. ужаль(!) меня! *
	Поскольку действие пьесы проис-
ходит на Кавказе, авторы сочли не-
обходимым обильно уснастить CBof
произведение элементами так назы-
вземого «местного колорита». Но
вместо подлинной, народной поэзии и
напиональной еамобытности нам пре-
похносят мнимо  глубокомыеленные,
а подчае просто отменно глупые сен-
тЕИЦии и пословицы, которые произ-
носят вее персонажи: пъееы, начиная
от 16-летней девочки Чакар и кон-
чая 130-летним старцем Омаром. Вот
образцы подобных изречёний:

«Там, где в игру погружены два
мужа, — там, женщина, твой разго-
вор не нужен!»

«У женщины ум, как у лягушки
хвост». =

«Говорят, нет злее врагов, чем два
старых друга».

Обративаниеь к недоброкачествен-
ному драматургическому материалу,
Театр драмы и комедии совершил
свою главную ошибку. В спектакле,
каки в пьесе, нет живых советеких
люхей. В нем не отражены, да и не
могли быть отражены черты новой
колхозной жизни. Все представлено
в искаженном, легкомыеленнюм све-
те. И никакие разтоворы © строи-
тельстве оросительного капала, 9
новых школах. о новой жизни не
спасают положения. Все это остает-
ся линь красивыми словами: А Ha
первый план вынязизваютея  трафа-
ретные комические трюки и пошлое
острословие, явно рассчитанные на
невзыекательный; мещанский вкус.

Авторы пьесы и спектакля не уч-
ли того, что запросы передового со-
ветского зрителя неизмеримо вырос-
ли. Его не трогают такие - дешевые,
псевдокомедийные ухитрения, как
узты и подушки, летящие из окна
на голову прохожего; лопаты, ‘бъю-
щие по голове милиционера; люди,
катающиеся по ецене в пылу? бес-
	Недавно. на улицах столицы по
явились афиши Московского театра
драмы и комедии с весьма  загадоч-
ным названием — «Ночной вор».
Пьеса эта принадлежит перу И. Фин-
ка и В. Медведева. События ‘ее про-
исхолят в наши дни в одном из кол-
хозов Советского Датестана, и в пьесе
действительно повествуется о «пре-
ступлении» ночного вора.

Кто же он, этот нарушитель 06-
щественного спокойствия?  Оказы-
вается, это комсомолец Халил, недав-
но вернувшийся в родное селение из
города, где он окончил курсы меха-
ников-травтористов:

Что крадет Халил? Ни. больше ни
меньше, как... свою невесту Джафа-
par, учительнипу.

Почему же понадобилось молодому
человеку совершать такой, по мень-
„шей мере, «оригинальный»  посту-
пок? Ведь с первого появления на
спене Халила и Джафарат ясно, что
молодые люди. любят друг друга и
‘давно решили соединить свою судь-
бу. Оказывается, потому, Что UX
отцы — председатель колхоза, знат-
ный хлопковод Алибек, и лучший в
‘области винодел, колхозник Гуссейн
 Тусвейнов. жившие бок о бок пятьде-
‚сят летов мире и. ее вдруг
кровно посеоритлись. .

‚Ссора етариков, лежащая в основе

драматургического конфликта пьесы,
надуманна, и фальшива. Причина ее
такова. Колхозники собираются. стро-
`ить канал хля орошения новых хлон-
ковых плантаций и виноградников.
„Но траеса канала должна, пройти че-

рез. индивидуальный виноградник
Туссейнова отца Лжафарат. Колхоз
	участок. и предлатает. сою номУь
в закладке нового виноградника. Од-
нако старик, вопреки здравому смыс-
лу, с тупым ‘упоретвом противится
этому. Так возникает ссора Гуссей-
нова с председателем колхоза Алибе-
KOM, возникает «конфликт», без ко-
торого. героям пьесы нечего было бы
делать и не © чем разговаривать..

Таким образом, в угоду дешевой
«комедийной» интриге с похищением
приноситея в жертву здравый смысл,
искажается облик советского челове-
ка. Мы знаем, с каким энтузиазмом
колхозники строят юоросительные ка-
налы, преображающие их поля, как
самоотверженню отдают они вее свои
силы этему. гранлиюзному делу..

Но незадачливые авторы комедии
«Ночной вор» почему-то сочли. в03-
можным ‘использовать. важную И
нужную тему линь как ORO] для
завязывания интриги, превращая
знатного колхозника в традиционного
упрямого волевильного папашу.

У Финка и Медведева не напглось
ярких, свежих красок, душевной теп-
лоты для изображения советских вол-
хозников. Упорное желание авторов
«посмешить» зрителей во что бы то
ни етало привело к, тому, что в ньесе
действуютовместо живых людей ка-
кие-то глуповатые чудаки, то и дело
попадающие в заведомо нелепые по-
ложения. заимствованные драматур-
	Лицо музыкального театр.
	Бак известно, В. С. Стамиславским
и Вл. И. Немировичем-Данченко были
организованы музыкальные студии.
Стулии эти раесматривалиеь их с03-
дателями, как «лаборатории» подлин-
но реалистического оперното театра.
Здесь об’явили беспощадную войну
рутине,  косности и пресловутой
оперной «вампуке», органически не
свойственной русскому театру.

За голы разлельного существования
	эти коллективы создали ряд вылаю-.
	щихся спектаклей: «Евтений One-
тин», «Борисе Голунов»,  «Севиль-
ский цырюльник», «Бал-маекарад»—
в Театре им. Станиславского, «В
бурю», «Тихий Дон» и др. — в Те-
атре им. Немировича-Данченко.

В области балета шли поиски ново-
го использования выразительных
‚ерелетв балетнюй классики, многие
мастера хореографического искусства
стремились к осмыслению танцоваль-
ных мизансцен, психологическому
углублению образа. Условный балет-
ный жест заменялея резлистическим,
на помошь балетному актеру быля
призваны мимика, грим, костюм. Ве-
лась борьба с трахиционным ливерти-
сментом, не имевшим отношения к
действию.

Все эти элементы сегодня уже во-
шли в обихол советекого балета, и в
немалой степени это заслуга балетно-
го театра под руководством В. Кри-
гер, из основного состава которого
позднее образовалась балетная труп-
па Театра им. Немировича-Данченко.

Музыкальные театры Станислав-
ского, Немировича-Данченко и балет-
ный театр Викторины Вригер в своей
работе преследовали общую цель —
создание реалистического музыкаль-
но-сценяческого  предетавления. И
поэтому слияние этих коллективов в
один творческий организм, соверпгив-
шееся в 1941 году, неверню расемал-
риваль, как нечто противоестеетвен-
ное, способное свести нагнет их твор-
ческое лилю. В сожалению. такое тю-
рочное, вредное для работы театра
мнение еще крепко живет у некото-
рых его работников. Необходимо 208-
можно скорее осознать его оттибоч-
ность и отказаться от него.

Новаторетво Станиславского и Не-
мировича-Данченко в области оперы с
первых шагов встречало противодей-
ствие со стороны некоторой группы
музыкантов ‘и критиков. Одни упрямо
утверждали, что в «студиях» ©совер-
шают насилие над композитором,
подменяя музыкальное развитие опе-
ры чисто  актерскими задачами,
другие просто всю огромную ра-
боту Станиславского и Немировича-
Данченко по вослитанию нювого му-
зыкального ‘актера именовали «ша-
манетвом». После смерти создате-
лей театра эти разговоры стали
вестиеь еще громче и откровен-
нее. тем более. что главным лири-
жером театра в течение долгого вре-
мени являлея С. А. Самосуд — вы-
дающийся музыкант, но. к сожале-
нию, человек, не понимающий оснюв-
ных творческих принципов Стани
славското и Немировича-Данченко. ‹

Частая смена руководства привела
к тому, что внутри труппы до сих пор
существуют группа «станиславцев» и
группа «немировичевцев», утверж-
дающие, что они по-разному понима-
ют свое искусство, и зачастую при-
крывающие этим искусственным ар-
тументом свои личные цели, вообще
пе имеющие ничего общего с искус-
ством. Вместо того, чтобы давно уже
об’единить творческие принципы сво-
их учителей и на них строить единый
метод работы театра, они обостряют и
ловолят ло абеурла, мелкие, сводятщие-
ся, по существу, к терминологии: раз-
		ветской оперой: Нельзя хотя вы пото-
му, что по количеству находящихся в
репертуаре советских оперных произ-
ведений Музыкальный театр. им. Ста-
ниславского и Немировича-Данченко
занимает первое ‘место среди осталь-
ных оперных театров Советского Co-
юза. Эта работа интенсивно продол-
жается ‘и теперь: в ближайшие дни
	‘будет показана опера Т. Хренникова
	«Фрол Скобеев» в постановке А. По-
пова. Близки к завершению постанов-
ки оперных спектаклей «Каменный
цветок» К. Молчанова и «Семья Та-
paca» Л. Кабатевского в новой. ре“
дакции. Велетея работа, над онерны-
ми произведениями композиторов
братеких народов СССР. Значительно
хуже обстоит дело с русской класеи-
ческой оперой, представленной в pe-
пертуаре одним лишь «Евгением
Онзгиным».

Разрабатывая третий пункт репер-
туарного плана Немировича-Данчен-
ко, театр явно перестарался. Наличие
в репертуаре шести западных оперетт
создает неправильное, искаженное
творческое лицо театра. Причем ха-
	‘рактерно, что при. таком увлечении
	музыкальной комедией руководству
лаже. не пришла в голову мысль © со-
веткой _ оперетте.., А ведь работа в
этом направлении — прямое дело Му-
зыкального театра!

Балетная труппа тезтра. распола-
тает интересными разнообразным ре-
пертуаром. С болыним- ‘успехом идет
балет на советскую ‘тему — «Берег
ечастья». Но, к сожалению, лальней-
тие „репертуарные. планы ‘ балетной
труппы. настолько туманны, что фак-
лически их можно считать. несуще-

ствующими. 910 показывает, что. в
телятре весе. еще недооценивают свою
	балетную ‘трунпу. а, между тем, речь
идет об очень талантливом ‘и _инте-
ресном творческом коллективе.

‘to сих пор живет пущенная  He-
доброжелятелями молва 0 TOM, FDO B
Музыкальном. театре — некому петь.

Это — ошибочное _ эвнение. Театр
имеет немало отличных певцов, но
он нуждаетея в доукомплектовании
труппы, в укренлении состава хора,
оркестра. И самое главное — театр
должен иметь сильного и авторитет
ного руководителя, который смог бы
об’единить коллектив и повести его
по правильному пути.

Музыкальный театр им. Cran
елавското и Немировича-Данченкю—-
интересный и нужный коллектив.
Московекий зритель хорошо знает,
сколько споров вызывает ночти каж-
дая новая постановка Театра им. Ста-
ниблавского и Немировича-Данченко.
	-Но. к сожалению, эти споры редко
	выходят за пределы театрального
фойе. Печать, в том чиеле емециаль-
ная, и в первую очередь газета, «Со-
ветекое искусство», уделяет театру
непростительно мало внимания. До-
етаточно сказать. что на последнюю
премьеру советской оперы «Хозяйка
тоетиницыг» не было ‘и одной рецен-
avail А вель материал лля серьезного
разговора был богатейший. Это при
несло бы пользу и композитору, и те-
атру, и в. коние концов равретнению
насунной музыкальной проблемы ее-
тодняинето дня’ — проблемы совет-
ской оперы. _
	 Зоспитанный . своими великими
учителями, Музыкальный театр дол-
жен беспрерывно продолжать поиски
нювых путей воплощения музыкаль-
но-сценических произведений и в
первую очерель работать нал совет-
ской оперой. Это его основная задача,
решение которой позволит правильно
определить ето творческое Лито.

Ю. ФРИД.
	произведений советских  композито-
ров, в трех даны обработки русских,

украинских и белорусских песен.
	‚ норечия Станиелавокого и: Немирови-
ча-Данченко, принося этим огромный
вред коллективу. Очевидно, эти люди,
по выражению Станиелавекого, лю-
бят себя в искусстве, а не искусство
в себе.

Таким образом, попытки ревизо-
вать учение Станиславского и Неми-
ровича-Данченко в области музыкаль-
ного тезтра, отсутствие стабильного!
руководства и некоторые признаки
«теоретического брожения» внутри
труппы — все это начало. расттаты-
вать основы театра, заложенные его
великими создателями.

В театре до сих пор фактически не
определено отношение к творческому
наследию ‘Станиславского и Немиро-
вича-Данченко. Никто не может дать
яеного ответа, на вонрое, следует ли
оставить сохранившиеся в репертуаре
старые спектакли в неприкосновенно-
сти, или необходимо вносить в них
коррективы, творчески перерабаты-
BaTh.

Сохранились, например, в репер-
туаре два замечательных спектакля,
поставленных Станиелавеким: «Евте-
ний Онегин» и «Севильский цырюль-
ник». «Евгений Онегин» был впер-
вые поставлен в небольшом зале с ко-
тоннами на квартире В. С. Станислав-
ского. Малые размеры сценической
площадки определили некоторую ка-
мерность трактовки спектакля. При
переносе же спектакля на нынешнюю
большую сцену режиссура не внесла
необходимых коррективов, и в резуль-
тате многие художественные достоин-
ства постановки оказались утрачен-
ными,

Очень «разболтались»  масеовые
сцены «Севильского цырюльника».

Что касается спектаклей, постав-
ленных Немировичем-Данченкюо, то ‘из
них в ренертуаре еохранилюеь` лить
несколько оперетт, давно утративших
блеск и политическую остроту. свой-
ственные им в ‘То время, когда они
были впервые поставлены. Театр уже
несколько лет не может выполнить
своего обещания — возобновить «В
бурю» Т. Хренникова — великолен-
ный спектакль, подлинный образец
высокого ‘мастерства постановщика и
исполнителей:

Итак, из наследия Немировича-
Ланченко осталось всего несколько
оперетт, то-есть именно те етектажли,
которые сам постановщик не считал
основным ренертуаром, определяющим
лицо театра своего имени. Он писал
пс этому поводу:

«Репертуар нашего театра склады-
вается по трем областям:

1. Советское музыкально-сцениче-
ское произведение. (Умызлению не
называю его оперой). Это самое важ-
ное и самое интересное и органически
самое близкое современному театру.
Й самое благодарное для осуществле-
НИЯ художественных залач нантего
театра.

Лучшая o6eranosna ann создания
такого спектакля — в недрах театра,
в совместных трудах композитора и,
либреттиста с. режиссером, дириже-
ром, художнином и. заведующим всей
художественной частью.  (Подчерв-
то мной. Ю. Ф.). Так былю е про-
извелением Хренникова «В. бурю». -

‚.:9. Старая (классическая) опера.
В этой области соблавняют велико-
лепная музыка. и радостный: ` материал
для нения..

52:3: Комическая опера и оперетта.
Конечно, первоклассного композито-
фра».

Собственно, этот завет Немировича-
Ланченко может служить одним из’
критериев при оценке . сегодняшней
работы театра. Нельзя упрекнуть те-
атр в том, что он не работает нах. ео-

чайностью в деле подготовки новых
кадров об’ясняется такое положение,
‘когла из 330 номеров и зттракцио-
	HOB, имеющихея в системе главва,
более двухеот принадлежат к физ-
культурно-спортивным жанрам, в.то
время как цирки страны ощущают
острый недостаток артистов-разговор-

ников —— клоунов, коверных, музы-
кальных эксцентриков, CATHPUROB
т.

Большие нарекания вызвали у
участников совещания принципы
	Большие  нафекания вызвали у
участников совещания принципы
комплектования программ. Если в
Московском. Ленинградеком и неко-
торых других крупных цирках
еше заботятся о разнообразии и вы-
соком  хуложественном качестве
представлений, то в большинстве пе-
риферийных цирков это дело предо-
ставлено  самотеку. В программе,
идущей сейчас в Олесеком цирке,
например, из 11 номеров — 5 кон-
ных. .

Много сиравелливых претензий
было пред’явлено художественному
отделу Главного управления цирков
(начальник А. Бабкин). На совеша-
нии говорилось © том, что ругово-
дители отдела мало знакомы е поло-
жением на местах, что в. поле их
зрения находитея лишь ограниченное
количество ведущих мастеров цирка,
что они не знают творческого: липа
основной массы артистов, не следят
за их ростом, не ведут борьбы с
«предельческими» настроениями не-
которых творческих работников.

Артисты так называемого «кон-
вейера», переезжающие из города в
город, ‘большей частью предоставле-
ны сами ‘себе, никто не контролиту-
ет качества их работы. dn-
шенные повседневного xYAWKECTREN-
HOTO руководетва, никем не контро-
лируемые, артисты перестают pado-
тать нал совершенетвованием своих
номеров, теряют чуветво ответствен-
ности перед зрителем. °^

`Веесоюзное совещание работников
пирков было посвящено творческии
проблемам. Но в цирке, более чем в
каком-либо другом искусстве, быто-
вые вопросы неотделимы от творчв-
ских. Поэтому участники совещания
(В. Дуров, Р. Сокол и др.) в евоих
выступлениях говорили © насущной
необхолимости улучшить  произвол-
ственно-бытовые условия артистов.

Ряд ненных предложений содержа-
ли в себе выступления ° apt Tos
А. Алексанлрова-Федотова, П. Маяц-
кого, В. Жанто и воугих.

Выступивигий на совещании 33-
меститель председателя Комитета п
делам искусств при Совете Мини-
стров СССР Н. Беспалов говорил 0
необходимости активизировать всю
массу творческих работников тирка.
Главное управление цирков должно
глубоко изучить свои творческие
кадры. ликвилировать  существую-
щий в настоящее время разрыв ме-.
жду профессиональным уровнем Rr-
душих мастеров и уровнем  обшей
массы цирковых артистов, деобенное
внимание следует уделить так назы-
ваемому «среднему» артисту, от ко-
торого в основном зависит общий
пол’ем циркового искусства.

Н. Беспалов подверг критике лея-
тельнюсть Московского цирка, етоя-
щетго в стороне от практического ре-
шения творческих проблем циркового
искусства в целом. Свою задачу ру-
ROBRICTBO столичного цирка видит
лань в том, чтобы отобрать и пока-
зать на своей арене лучигие номера.
нимало не заботясь о созлании новых
номеров и аттракциюнов, о воспита-
нии чувства, нового у артистов.

Первое Всесоюзное творческое со-
вещание работников цирка прошло в
атмосфере принципиальной куитикя
и самокритики и лало положитель-
ные результаты. В локладе и  с0ло-
клалах, в выступлениях артистов,
режиссеров и директоров цирка быт
поднят рял важнейших творческих ч
производственных вопросов. живо
волнующих деятелей советского пит-
ка; с большевистской остротой были
вскрыты причины, мешающие paz-
витию советского  пиркового искус-
ства, намечены пути их устранения.

Установившаяея в лни работы е0-
веншания связь между руководлителя-
ми Главного управления цирков и
творческими работниками периферии
не должна ослабевать и впрель. В
этом — олна из гарантий лальней-
их успехов советского циркового
искуества.
	гами из самых разнообразных источ-! смыеленной драки; герой, виснущий
ников: отзмертвых канонов буржуаз-  па бачконе лома возлюбленной и лры-
	тающий от’ «страсти» ногами, и т. п.

Спектакль Театра’ драмы и коме-
дии  «Ночной вор» вызывает тем б0-
тее неприятное удивление, что этот
молодой творческий коллектив 0су=
ществил за последнее время ряд Ta-
ких нужных и ценных в идейно-ху-
дожественном отношении постановок,
как «Воробъевы горы» А. Симукова,
«Последняя граница» no Говарду
Фасту и другие.

Еще более поразительно, что’ фаль-
шивая пьеса И. Финка и В. Медве-
дева «Ночнюй вор» разрешена к по-
станювке.

Е. ХАНДРОС, Н. ЛЕЙКИН,
студенты Государственного ин-
ститута театрального искусства
им. А. В. Луначарского. ‘
	Энеску. выполненный Георгирм АнН-
тел, портрет венгерского поэта Ади
Эндре работы Иосифа Мате и, в 9с9-
бенности, портрет А. М. Горького ра-
боты. Константина Бараеки,  улачно
передавшего характерные, любимые
нами черты великого русского про-
летарекюго писателя.

Но скульгтура не ограничивается
	только бюстами. Арестьянекому в0е-
	станию 1907 гола. пюевящена работа
Л. Зуаф, «1917 год» — тема екуль-
турной композиции 3. Бэйкояну. На
выставке экснонировалея целый ряд
удачных фигур и групп индуетри-
альных табочих («Литейщики» Мак-
симилиана Шульмана, «Железноло-
рожный рабочий» Михамла Онофрей,
«Сварщица» Лелии Зуаф. «Работни-
ца» Червапеи и др.). Степень их реа-
зистической зрелости различна. Ес-
ли у Шульмана еще порою  сказы-
ваетея склонность к  абстрактному
0б’ему. то Онофрей создает образ,
полный силы. движения, жизни.
Кроме  произвелений животием,
скульптуры и графики, на выставке
были предетавлены прекраеные обра-
зцы народного прикладного исклества
— юлежла, ткани, предметы обихода.
Они свидетельствуют о талантливо-
сти румынского народа, создающего
замечательные художественные цен-
Выставка искусства Румымекой
Народной Республики свидетельетву-
ет, что румынские художники етре-:
мятея использовать творческий опыт
советекюго изобразительного некусет-
ва. Исторические постановления ЦК
ВКП(б). по идеологическим вопро-
сам, пути борьбы и роета, советского.
искусства тшательно изучаются ху-
дожниками Румынекой — Народной
Республики, Они начинают ценить
прогрессивные традиция русекого и
	ной комедиих интриги. до плохих опе-
реточных: читампов.

Дюбопытно, что похищение Джа-
фарат придумывает не кто. иной, как
ее отец Гуссейн. Авторы заставляют
старика долго упрашивать Халила
похитить его. Гусеейна, дочь. Это ну-
KO колхозникх, как он выражает-
CH, «для самолюбия», чтобы не
самому отдать дочь в дом «врага».

В не менее дикое положение по-

падает почтенная - сестра Гуссейна,
Зейнаб. которая по воле авторов ока-
зывается ошибочно похищенной вме-
сто: своейз племянницы Джафарат,
Когла же ‘недоразумение выяеняется
и жених-похититель в ужасе воскли-
naer: «Ошибка, роковая ошибка!»,
пожилая, всеми уважаемая женщина
‘’игриво замечает: ‹..как я могла го-
	ИКИ ХОРОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
	для коллективов художественной са-
модеятельности. Шесть сборников со-
	ставлены из оригинальных хоровых
	Комиссия по хоровой музыке Сою-
за советских композиторов СССР пол-
готовила к печати 9 репертуарно-хо-
ровых сборников, предназначенных
	выставка румынского
искусства
	ства в сторону искусства идейного й
подлинно народного.

Экспонаты выставки отражают с9-
циалистический труд в городе и де-
ревне. показывают новые черты лю-
дей Народной Румынии. Многие про-
изведения образно повествуют о чув-
стве любви, которую испытывает ру-
мынский народ к Советской стране и
к ее армии-освоболительнине.

Интерес к живому, конкретному
человеку во всем богатстве его ин-
дивилуальноети сущеетвенен для со-
циалиетического феализма. Между
тем, портретов в собственном емыеле
слова в отделе современного иекуг-
ства сравнительню малю.

Было бы неверным утверждать, что
	в этой облаети на выставке не было
достижений. Невозможно забыть не-
сколько портретных образов новой
трудовой женщины-общественницы.
Нал этой темой работал, и не 063
успеха, ряд живопиецев и скульнто-
ров (Андрей Борди, Николай Чернес-
ку, Георгий Тазэр, Алина Паула Mo-
cky, cxyrburep Teanga Зуаф). Удачен
также «Портрет горняка» работы Ко-
рины Лекка. Но лучшим произведе-.
нием портретного жанра по праву мо-.
жет быть назван написанный Бек-
кой Ринд портрет Илоны Нилонг —
крестьянки, члена презиииума Ве-
ликого национального собралтия.
Сильнюе впечатление произвела.
‘картина Титины Валугару—выету-
пление крестьянки-делегатки на cofi-
рании членов Союза демократичееких
женшин в Румынии. Хуложница 07
	В течение месяца в залах Акаде-
эти художеств CCCP была открыта
зыетавка живописи, графики, скульт-
туры и прикладного искусства Ру-
мынской Народной Республики. Вые-
тавка вызвала большой интерес У
советских зрителей. Она познакомила
москвичей с историей развития ру-
мынекого изобразительного искусства
и продемонетрировала уепехи, совре-
менных художников, скутьиторов,
мастеров народного искусства, актив-
но участвующих в сопиалиетичее-
ких преобразованиях,  осуществляе-
мых в Румынской Народной Реепуб-
лике.

Выставка выявила в творчестве
ряда хуложников-реалиетов ХТХ векз
	такие еторюны, которые замалчиваг
лись буржуазной  иеториографией.
Мы видим их связь с народным 06во-
бодительным движением (Константин
Даниэль Розенталь, Теодор Аман), е
трудовой жизнью крестьянства (Ни-
колай Григоресюу. Стефан Лукьян,
Октав Бэнчила). Многие из этих ху-
ложников тухинимасти эепосредетве-
ное учаетие в борьбе румынского на-
роха. Константин Даниэль Розенталь
после 1848 года погиб в застенках
венской тюоБМы:
	Румынекое искусство нережило в
последние лесятилетия перед войной
сильнейшее влияние космополитиз-
Ma Ww формализма. У многих деятелей
изобразительного искусства исчез тот
живой интерес к ролной действитель-
ности. к наролу. который проявлялея
	Памяти М. А. Гремиславской
	Московский Художественный театр
понес тяжелую утрату: скончалась
Мария Алексеевна  Гремиславская,
один из старейших членов коллектива
	театра, прошедитая с театром весь ето
	творческий путь`< самого первого
дня. :

_ Замечательная трудовая жизнь
	м. А. Гремиславской, начавтаяся
свыше 60 лет тому назад в. Обществе
о и литературы под руковод-
ством К. С. Станиславского, была на-
полнена  беззаветной преданностью
искусству театра. Тонкий ` гример-
художник, она стала подлинным лру-
гом и верным помощником актеров,
ценным участником создания спек-
такля.
	Художественный театр’ питал к
М. А. Гремиславской чувство глу-
бочайшей любви и уважения. Кол-
лектив высоко оценил ее прекрасный
художественный вкус, творческую
	принципиальность, которая неизменно
отличала ее в сценических исканиях
н трудах.”За долгие годы, связавшие
ее с театром, она по праву заняла в
нем почетное место.
Светлый и чистый образ Марии
Алексеевны навсегла останется в
	благодарной памяти Художественного
театра.
	О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Ко-
ренева,.Н. Н. Литовцева, М. Н.
Кедров, С. В. Халютина, А. К.
Тарасова, Ф. В. Шевченко, Б. И.
Флягин, О. Н. Андровская, К. Н.
Бланская, В. Л. Ершов, А. 0. Сте-
панова, В. Я. Станицын, Б. Н. Ли-
ванов, В. А. Орлов, М. И. Пруд-
кин, С. А. Мозалевский, И. Я.
Гремиславский, А. М. Алексеев,
А. Л. Иверов, М. Г. Фалеев, И. И.
Гудков, В. В. Шверубовин, Ф. Н.
Михальский, А. Г. Фалеева, М. И.
Чернова, Г. Д. Синицын.
		Редакционная КОЛЛЕГИЯ:
	«Встреча румынских крестьян с советскими воинами». Картина Титины
	Калугару. Выставка
	живописи, графики, скульптуры и прикладного
		искусства Румынской Народной Республики в Москве.
			Вооруженным силам  Румынекой
Народной Республики посвящает
большую работу Гавриил Миклонги.

Во всех этих произведениях в боль-
пей или меныней степени. сказыва:-
TCA еще неизжитые влияния форма-
лизма. Они вынажанются в ехематизма
фигур, нарочантой, обелняющей con
держание упрощениюети, нередко в
отеутетвии строгого рисунка. Даже у
таких даровитых. и интересных ху-
	На тему встречи трудящихся Ру-
мынии с Советекой Армией отклик-
нулась скульптура. Выразительна
труппа «Встреча» Бориса Каралжа,
отразившая любовь и доверие ру-
мынского народа к Советской Армин-
освоболительниие. У новой  румын-
ской скульптуры есть прочные трз-
диции. На выетавее показаны были
такие шедевры, как портрет актера
Плекали Иона Джорлжеекх (1856 —
	С. Б. СУТОЦКИЙ (редактор), А. А. СУРОВ, М, В. БОЛЬШИНЦОВ,
С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	в А[А столетии у румыневих демо-
кратических художников-реалистов,
Искусство оказалось оторванным OT
жизни, илущим к своей гибели. Но
победа, советского оружия над фалгиз-
мом освободила творческие силы фу-
мынекого народа,
ским художникам твердо стать
путь реализма.

Залы, посвященные современному
румынекому искусству,
что художники добилиеь решитель-
ного поворюта от  мертвящего,
содержательного формализма и эстет-

па = IE Г

а В И, PENS A OE

eo ei 5 ме < > , =. а а:
здала, убеждающий, живой образ но-! ложников, как Шару, Сони, Bailar, Me Coen a vena, бюст Е ней мирового реалистического исклсетва. 5 ————
вой женшины. Кит. которые в больших многофи-  Ка Стефана дукъяна работы UNUT   А главное — они вее глубже изуча-  1 1
Среди многофигурных композиций   гурных композициях товорят о ^те-   Рия Пачуря (1873—1932). © реали-   ют новые черты  действительноетн   МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ aT РАДА
необходимо вытёлить такие лнтерее-   роичеекой борьбе и жизни труляших-   СТическом мастерстве говорят екром-  своей страны. вее глубже приелунеи-  } О $ }
ные по замыелу картины. как «Пе- ‘ея Румынии. передко отсутствует т т она Статуэтки ваЮтТСЯ К ГоЛЮСу Повэго зрителя, к 1 Б A B Л A ET H O H HK y P С 1
Pr PY    фед спуском в шахту» Алберта Вайлт   ощущение матернальности изобра-  Григория Тудор («Возвралтение © п0- голосу масс, достоянием которых ога-
ПОМОГЛА РУМЫН” с его сильными. ро несколько огруб-   жаемого; тело и материя, метала и  ля») и Георгия Миря («Крестьянин   до искусство. Можно быть уверен- на замещение вакансий артистов балета
Н®   ленными фигурами, и «В забей» дерево „передаются одинаково, а He ie лошали»). Интерег к портрету Ha-  asin, sro Ha этом пути их ожидают К конкурсу допускаются артисты, имеющие специальное балетное J
Георгия Шару. Несколько компози-   во всей их конкретности; хуложни-   Злюдается п у современных скульП-  дальнейшие успехи,  1 Образование, в возрасте от 17 до 25 лет (женщины) и от 20 до 30 лег
ций посвящено полпюльной  револю- ки избегают пространетвенной  ил- TODOB, стремящихея в своих произве- Богатое содержание nope pari   (мужчины). ,
показали,   пионной борьбе. Это прежле  веего   люзии. мало интересуются перепек-   Лениях перелать внутренний лушев-  молодой Наролной Республики откры-! 1 ` Прием заявлений до 5 февраля 1950 года 1
«Полпольнюе собрание мололежи»   тивой п анатомией. Это снижает   НЫЙ мир человека. вает их творчеству нирокие перепэк-   Запись ежедневно ‘в секретариате Московской i
6ec-  Topmaire Ruut: w «B полюльной. ти-   конуретную . убедительноеть их 0б- Е лучшим  свультеурным лортре-   тивы. Е 2 i эстрады от 2 до 6 часов дня (Неглинная, 6) Tenehou K Oye aet i
a + > * - -
пографии» Штефана Сони. pasos. там следует отнести бюст скрипача A. THXOMHPOB. ener nen an
Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, _корреспондентской cers —~ K 5-45-12; ornema wysune, xwno, wa0Gpasureacuux mexpcene OU
		a
			Типография «Гулок», Москва, ул. Станкевича, 7:
		Sax. №. 267...