СОВЕТСКОЕ ИСКУ

CCTB

О
	ЗА БОЕВУЮ ПАРТИЙНУЮ КРИТИКУ!

30 января на вечернем заседания
ХШ пленума Союза советских пиеа-
телей с докладом о состоянии и зада-
чах советской литературной критики
выступил  тенеральный секретарь
союза А. Фалеев.
	Азрактеризуя пути развития
ветской литературной критики, док-
_лалчиЕк указал, что под руководетвом
коммуниетической партии были разо-
блачены антинародные, враждебные
«теории» и направления в литера-
туроведении и критике. Партия п0-
могла нам разоблачить Формалисти-
ческую школу в литературной науке
— школу А. Веселовского. Потерпе-
ла крах так называемая теория «еди-
пого потока». Нанесен крупнейший
удар всем и всяческим проявлениям,
пережиткам и предрассудкам нанио-
нализма. Особенно большое значение.
имел разгром группы критиков-ан-
типатриотов, безродных  Космополи-
ов.
На ряде убедительных примеров
докладчик показал, что идеология
космополитизма = это оружие, © ко-
торым выступает англо-америванекий
имнервализм, ‹ что борьба, которую
велз наша партия против безролных
космополитов, это была борьба за ут-
верждение самого передового принци-
па в развитии искусства. Этой борь-
бой партия расчистила дорогу для
дальнейшего под’ема художественной
литературы и литературной критики.
— За это время, -—— говорит А. Фа-
деев, — партия преполала нам. чрез-
вычайно серьезные уроки партийно-
сти. Партии ‘пришлось поправлять
литературную критику в оценке po-
мана «Молодая гвардия». Партия
критиковала повесть. В. Симонова
«Дым отечества», о которой у руко-
волства, Союза писателей было лож-
ное положительное мнение. Партия
подвергла критике пьесу А. Софроно-
за «Карьера Бекегова» и пьесу
В. Кожевникова «Огненная река» 38
идейные оптибки, подняв на этом
примере очень высоко борьбу за
идейно-художественный уровень 69-
ветской литературы, за повышение
ee художественного качества. Только
недавно мы были свидетелями прин-
пипиальной критики романа В. Ra-

таева «за власть Советов» в статье
М Б\беннова в «Правде».
	забота ‘партий помогла достиг-
нуть известных успехов в области
литературной критики. А. Фадеев
перечисляет ряд значительных ври-
тических работ, посвященных совре-
менным проблемам литературы,  да-
ющих научный и серьезный анализ
творчества писателей.
	ОЭлнако по сравнению* с развитием
xy! дожественной литературы  крити-
ка еще слаба, она отстает от общего
развития литературы.

Причины этой слабости докладчик
видит в отрыве большинства крити-
ков от современности, в вредном раз-
делении критиков на литературове-
дов, занимающихея только прошлым,
й Еритиков, занимающихея только
современной литературой.

К числу крупнейших недостатков
критики следует отнести отсутствие
обобщающих статей. За редким ис-
ключением критики избегают .худо-
жественной оценки произведения.
Сильно вредит нашей критике еще не
изжитая групповщина, которая 06-
бенно сказывается в деятельности
журнала «Октябрь». Советская ври-
тика должна быть принцинциальной,
исходить из интересов государства,
народа. Это критика, которая должна
убеждать своей правдивостью, HO B
результате своей слабости наша кри-
тика часто проявляет беспринцин-
НОСТЪ.

А. Фадеев призвал серьезно за-
нятьея вопросами литературной тео-
рии. Наименее разработанный вопрое
в нашей социалистической эстетике
— это вопрос 0б идейности и худ0-
	сти литературной критике очень
трудно двигаться вперед.

Отставание нашей литературной
критики во многом 9б’ясняется теми
нелостатвами, которые имеют место в
работе Союза писателей и редавторов
литературно-художественных журна-
лов. Союз писателей, вместо того
чтобы направлять KPUTHRY, иногда
сам делает крупные оптибки и вносит
тем самым путаницу в работу крити-
ROB.

Чтобы выйти на широкий путь
развития, сказал в заключение А. Фа-
леев, критики должны = понять
что им необходимо знать жизнь He
меньше, чем художнику. Современ*
ные книги открывают новое в жиз-
ни. Без знания самой жизни дать
полную и верную оценку этим вни*
там нельзя.

еж

31 янватя, 1 и 2 февраля ва пле-.
нуме проходили прения по локлалу.
генерального секретаря Союза ©0-
ветских писателей СССР А. Фадеева
© состоянии и задачах литературной
EDATHRE.

В выступлениях участников пле-
нума подчеркивалось, что борьбы за
качество литературной критики —
это борьба за ев партийноеть. выео-
кую илейность, тесную евязь © жиз-
нью, овладение мастерством илейно-
`художественното анализь произведе-
‘ний прозы, поэзии, драматургии,
“Писатели и критики, выетупивиеие в
‘прениях, отмечали ‘недостатки, ме-
шаютщие еше болев успешному росту
литературной критики, тормозящие
развитие советской литературы.

Много места было улелено в ире-
ниях вопросам, евязанным © воспи-
танием и ростом литературной моло-
дежи. За послелние годы в литера-
туру принето большое количество мо-
подых талантливых писателей, про-
изведения которых по праву завое-
вали признание народа.

‚ — Молодое поколение. — заявил
поэт Л. Ошанин, — итирочайлтим по-
током вливаетея в нангу литературу.
Первая рецензия, первая умная куи-
тическая статья иногда определяет
весь дальнейтий путь начинающего
автора. Между тем, в журнале «OK

тябрь» из 26 критичееких статей,
напечатанных в 1949 году, творче-
ству молодых писателей посвящены
тве. Не лучше обстоит дело и в жу]-
нале «Знамя», тле из 59 статей
только три разбирают произведения
  холодых авторов, /

Во многом отставание критики 06°-
ясняется отсутствием значительных
теоретических трудов по актуальным
творческим проблемам советской ли-
тературы. Историки литературы 10
большей части разрабатывают второ-
степенные темы из прошлого русской
и мировой литературы.

Выступивший в прениях проф.
А. Еголин указывал на TO, что ли-
тературя протилото часто изучается в
отрыве от нашей современности.

0 нехлостаточном участии научных
учреждений в разработке вопросов
литературной современности говорил
в своем выступлении и А. Сурков.
Так, например. в плане Академии
наув на 1950 ол предусмотрено
только 6 работ по вопросам истории
й теории советской литературы.

Критика должна быть BBICOKO-
	принцилиальной, исходить из инте-
	ресов народа, нелицеприятнюй и
правдивой, помотать писзтелям  с9-
вершенствовать ©вое мастерство. Она
обязана глубоко анализировать п1о-

‘Habe lena советской литературы,

поддерживать все передовое и про-
грессивное. решительно и неприми-
римо вести борьбу ео всякими прой“%
лениями чуждой идеологии. Выс
павшие в прениях участники плену-
ма елинолушино отмечали, что 90браз-
цом глубокой, аналитической, разби-
раюшей произведения © партийных
	`позидий является напечатанная не-
	Состоянию литеругурной критики
в братских республиках быти тюсвя-
шены выступления 9. Котть (Эето-
ния), В. Борисенко (Белоруссия),
М. Гусейна (Азербайлнан), №. Врау-
линя (Латвия), Л. Самаганова (бир-
тизия), А. Трипольского и Л. Нови-
Ченко (Украина), В. Жгенти (Тру-
зия). В. Cyarranosa  (Датестан),
Ф. Ниязи (Таджикистан) и других.
Они отмечали, что за время, прошед-
шее после исторических ‘решений
ЦВ ВКП(б) по идеологическим вон“
росам, в бралеких республиках 3a-
MCTHO активизировалась: литератур
ная критика, повысился ее идейный
и профессиональный уровень. =

Вместе с тем участники пленума
отмечали слабость. литературной
критики в ряде рестублик. На стра-
HAMAX газети журналов еще редко
появляются статьи, обобщающие по-
ложительный опыт, накопленный

братекими литературази, нет o630D-
ных работ, намечающих перепекти-
вы дальнейшего развития.

Ряд справедливых нареваний вы-
звала У учайтников пленума лея-
тельность комисии 3 критике ССП
CCCP.

— Кмиесия по критике, — CRa-
зала 3. Гусева (Пенза), — замкну-
лась в четырех стенах и не являет-
ся тем об’единяюниим и руководящим
центром, каким она полжна быть.
Критики, работающие на периферии,
существования этой ROMMCCHH COB-
сем не ошущают, они предоставлены
самим себе. Их силы в центральной
печами почти не используются.

В прениях по докладу А. Фадеева
выступили. также Л. Скорино, И. Чи-
черов, С. Трегуб, Н. Лесючевокий,
Г. Фил, А. Коваленков, В. Дузин,
Н. Грибачев, В. Ермилов, А. Софро-
нов, В. Симонов и другие.

* *K O*
	Драматуртия — один из важней-
тих жанров советекой литературы.
Между тем, вопросы драматургии и
театральной критики не получили
почти викаХото отражения в работах
XM пленума правления ССП СССР.

Состоявттийея в пролом. году.
ХП пленум правления Союза севет-
ских писателей, на котором обеужула-
лись вопросы драматуртия и театра,
принял ряд важнейнтих решений, на-
правленных 5 дальнейшему распвету
сценического искусства. Однако  мно-
гие из этих решений остались не-
выполненными, и это в значительной
степени послужил причиной ряда
срывов и провалов в творчестве не-
которых дражатургов; т

За время, истекшее после ХИ пле-
нума правления ОСН СССР, партий-
ная печать наряду се другими лите-
ратурными произвелениями подвергла
суровой, но справедливой вритике
пьесы «Карьера Бекетова» А. Софро-
нова и «Огненная река» В. Кожев“
никова. На сцены театров страны
проникло немало низкопробных В
идейном и художественном отнопее-
нии драматургических произведений.
__ Какие меры приняло руководство
‘Союза советоких писателей для
исправление допущенных драматур-
ами опиибок, для улучшения penep-
‘туара тезтров, хля повышения уров-
AA Театральной критики и воспитания
‘Новых кадров критиков? К <ожале-
‘нию, на все эти вопросы, живо ин-
топосовавтие  писательскую  обще-
ственность, на пленуме не было дано
ответа. Ни локлалчик. ни выступав-
‘тие в прениях работники секций и
комиссий ССП CCCP ничего не гово-
`рили о театральной критике, хотя ей
	борется ¢ проникновением на совет
скую сцену ошлых и безидейных
пьес, избегает активного вмешатель-
ства в театральную жизнь.

Даже руковолители комиссий по
драматургии 6СП СССР, выступая в
преннях, сочли возможным умолчать
е новых пьесах, появививихся 3а пю-
следнее время; © помощи,  воторую
оказывает комиссия тю драматургии
и ‘театральная критика работе дра-
матургов.

Такое молчание не случайно. Оно
лучие веяких слов говорит о том, что
руководство ССП СССР и его комяс-
сия по драматургии не справились ©0
своими задачами, не сумели об’еля-
нить драматургов и театральных кри-
тиков, направить их работу по пра-
вильному пути, устранились от берь-
бы за высокое идейное и  художе-
ственное качество драматургических
произведений.

Непонятнов равнохушие ® работе
‘пленума проявили и многие ведущие
‘драматурги — H. Погодин, Б. Рома-
Bo, Ве. Винневекий и другие, ко-
торые многое могли бы сказать о 60-
стоянии и задачах советской драма-
тургии и театральной критики.

Вызывает удивление также и то
обстоятельстве, что из поля зрения
организаторов пленума совершенно
вышали вопросы кинодраматургин и
кинокритики, хотя и в этой области
литературы существует еще много
нерешенных проблем.

ee *

2 февраля с заключительным ©ло-
вом выступил А. Фадеев. Признав
правильность критики, направленной
в адрес руководства Союза советских
писателей, он указал, Что пленум
верно векрыл крупные недостатки в
  работе ССП СССР, наметил ряд прах-
  тических мер к их устранению.
  А. Фадеев призвал писателей и
  критиков покончить с приятельскими
\отномениями в своей среде, критико-
вать невзирая на лица, не бояться
‘критики. Надо восстановить колле-
тгиальность в работе Союза советеких
писателей.  исключающую всякую
возможность оценки литературных
произведений по приятельским И
прупповым соображениям.

Пришедикие 3 последнее время в
литературу молодые писатели во мно-
ом изменили ее облик, поинесли в
литературу много нового. Необходимо

нию важнейших вопросов дальнейше-
то развития советской литературы, &
работе в руководящих органах Cowsa
советских писателей. А. Фадеев ечи-
тает важнейшей задачей как молодых
писателей, так и писателей стартиего
поколения серьезную учебу и всемер-
ное повышение художественного ма-
стеретва.

— Союз писателей, — заявляет в
заключение А. Фадеев, — должен
слелать серьезные выводы из высту-
‚  плений участников пленума. Мы дол-
жны работать дальше, об’единив все
  творческие усилия наших плезтелей
‚  и критиков, работать на страх вра-
   сами на благо советской литературы.

На вечернем заселании 2 февраля
пленум обеудил и принял фазверну-
‚ тую резолюдию по докладу BR. Симо-
нова о детской литературе. Пленум
.  поручил векретариату Союз» <овет-
ских писателей ООСР в месячный
›  срок подготовить резолопию по до-
‘влалу А. Фадеева о задачах советской
  злитературной критики,

Пленум избрал в состав правления
  Союза советских писателей
  В. Аждева, С. Бабзевекого, М. Вубен-
нова. Н. Грибачева, В. Ермилова,
В. Полевого, 9. Казакевича, В. Пано-
ву, А. Первенцева, А. Малышко,
П. Бровку, А. Кулешова, М. Ибрагимо-
ва, М. Туреун-заде и М. Ауэзова.

В президиум праваения 01038
.  избраны М. Вубенвов, ПН. Грибачев,
3 A. Первеннев, М.  Туреун-заде,
  П. Бровка, Б. Полевой и М. Ибраги-
-   мов.

1 А. Сурков и ®. Панферов избраны
- в состав секретариата Союза <овет-
о еких писателей COCP.

т

CTC NE

привлечь молодых писателей к феше-

TIA высокондейных и высокохудоже-
ственных картин.

Оценивая в целом вею работу по
составлению программ, нало сказать,
что, хотя у нас есть, но существу, 15
новых програми по всем основным
разделам, эту работу нельзя очитать
законченной. Наши программы дол-
жны быть обогаанены педагогичееким
опытом. Методика — самое слабое
нате место, и в этом отношении про-
граммы безусловно потребуют перие-
дического их пересмотра.

Паучная разработка программных
и методических вопросов должна
быть главной задачей всех специ“
заьных кафедр в обоих вузах. На-
щи академические программы и ме-
`толы преподавания должны являть-
ся примером и образцом хля BOOK
художественных институтов и школ
страны.

Программы по основам маркоизма-
ленинизма, истории философии и
основам маркеистско-ленинекой эсте-
тики, как известно, едины для всех
выеших учебных заведений. Но это
не значит, что качество преподава-
ния этих предметов не требует camo-~
го пристального внимания и поето-_
янной заботы со стороны  руковод-
ства институтов и самой академии.
Вторая сессия Академии художеств
СССР носвятила вопрогам идейного.
ваепитания студенчества  исключи-
тельно много внимания. И совсем не
случайно обсуждение этого вопроса
носило острый характер. От каче-
ства работы кафелр маркеизма-лени-
низма и истории иекуеетв, от каче-
ства преподавания  маркеиетеко-ле-
нинекой философии и эстетики зази-
сит не только идейное воститание, но
и творческое становление молодых
советских художников.

Не отрицая ‘известных достижений
в политико-воститательной работе и
наметившуюся. научно-методичеекую
взаимосвязь реех. кафелр, следует.
Все же отметить, что постановка илей-
ного воспитания в 0б0их наших HHS

етитутах оставляет желать лучие-_
TO.

Связь между кафедрами маркеиз-.
ма-ленинизиа и общетеоретических
диелиплин е кафедрами рисунка.
живолиси. свульптуры и графики.
	еще не нашла нужных фор, не уп-.
рочилась, а внеучебная  политико-
	XI ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ
СОЮЗА СОВЕТСВИХ
ПИСАТЕЛЕЙ CCCP

©

полноценное в идейно-художествен-
HOM отношении произведение она
не зачеркивает прошлых достижений
писателя и не закрывает ему путь
вперед. `

В прениях ‘приводилось немало
фактов неправильного,  поверхност-
ного отношения некоторых критиков
к разбираемым. ими произведениям,
огульного захваливания или не9006-
нованного «разгрома» творчества то-
го или иного писателя.

06 одном факте заушалельской
критики, которая только мешает
творческому росту писателей, рае-
сказал собравшимся Р. Алиев (Турк-
менская ССР). В журнале  «Совэт
Эдебияты» была напечатана статья о
пьесе «Джахан» Кара, Сейтлиева, в
когорой повествуелея о росте турк-
менекой совелекой интеллигенции,
Критик Оразмамед Абдалов ветретил
эту первую ньесу молодого драматур-
га в штыки, неспозведливою обвинив
его в том, что он иокаженно пова-
зывает жизнь советской семьи. Ме-
Жду тем, эм произведение, посвя-
щенное актуальным вопросам Haniel
‘современности и показывающее 06-
‘разы - новых людей Советского
Туркмениетана, по праву может быть
названо отрадным явлением не толь-
ко в творчестве Кара Сейтлиева, но
и в жизни всей современной турк-
менской литературы.

porns «аттестационной», необос-
нованной критики выступал на пле-
нуме и С. Кирсанов. Но это не по-
мешало ему совершенно голословно,
не приведя никаких доказательств,
об’явить антихуложественнюй пьесу
С. Михалкова «Илья Головин».

Ряд справедливых критических
замечаний был сделан  участника-
мя пленума о деятельности секрета-
риата Союза еоветеких писателей
СССР, © работе его комиссий и сек-
ций,

Писательница Г. Николаева отме-
чала, что содержательный и поета-
вивитий рях приндипиальных BOTTDO-
сов литературной критики доклад
А. Фадеева не может вее же полно-
стью утовлетворить  писательскую
общественность. Докладчик, говоря о
тех случаях, кода партия поправ-
ляла писателей, допустивших в CBO-
их произведениях грубые ошибки,
не дал ясного и исчерпывающего от-
pera на волнующий всю литератур-
ную общественность вопрое, что вле-
лало и намерено слелать руководство
	Союза писателей, чтобы избежать в
будущем повторения этих онтибок.

— Слабость нашей критики, 0
которой говорил хокладчик, — зая-
вила Г. Николаева, — заключается
прежде ‘веего в самом руководстве
СОН ОССР, где существует явная не-
дооценка критиков, как ведущего от-
ряда наней литературы.

А. Первенцев привел пример, ха-
рактеризующий отноптение руковод-
стра ©003а к твоочеству писателей.
	Секоетариат СОН СОСР не счел нуж-.
	ным поддержать, протест драматур-
га Б. Ромапюва против грубого иска-
жения ето пьесы «Великая сила»,
экранизированной в студии deu-
фильм.

Участники пленума указывали,
что успехи литературной EDETHERE
	тр Латвийской ССР (Рига) поста-

а Я oes
	рассказывающую о развитии Кол
›й республике. На снимке; Мара
о тора не-щавтист Г. Ваздин,
	инь-—артист 1. 29
Фото В. Вдовенко.
	Государственный Художественный театр ато
вил пьесу А. Броделе «Золотая нива», рассказывающ

хозного движения в мололой советской республике,
К летниейе. Виктор Дарзинь-

Е ane = М
			Салминь--артистка М. Клетниеце,

O°

ПРЕМЬЕРЫ ЛАТВИ
		РИГА. (Наш корр.). Интересными

ми ознаменовали _ рижские

театры начало нового года. Рижскому

зрителю показано четыре новых спек-
такля. Е
	О болышом внимании к драматур-
гии братских республик свидетельст^
Byer последняя работа Художест-
венного театра Латвийской CCP —
спектакль <Павлинка» Янки Купалы.
Тепло встречают латышские зрители
пьесу, рассказывающую о жизни брат-
ского белорусского народа.
		Академический театр драмы Лат
вийской ССР поставил пьесу Ибсева
«Нора». Высокую оценку зрителя по
лучила работа молодой талантливой
	актрисы Велты ФУзины, исполнитель-
ницы роли Норы.
Ньесу латьниокого классика
	Р. Блауманиса «В огне» поставил Pyc-
ский драматический театр. В Театре
музыкальной комедии идет новая
оперетта «У ‘голубого Дуная» ла-
тыпккого композитора В. Полякова.
		ДУБЛИРОВАНИЕ ФИЛЬМА „ПАДЕНИЕ БЕРЛИНА.
HA YHPAHHCKOM, ATOBCHOM И МОЛДАВСКОМ ЯЗЫКАХ
		КИЕВ. (Наш корр.). Цветной ху-
ложественный фильм «Падение Бер-
лина» восторженно встречен трудя-
шимися Украины. Зрительные залы
киевских кинотеатров переполнены.
Свыше 300 заявок на? коллективные
просмотры получили кинотеатры от
крупнейших заводов и фабрик горола.
Пентральный двухзальный кинотеатр
«Комсомолен Украины» уже запро-
дал по коллективным заявкам все
билеты на 6 дней вперед. Многие
агитаторы организовали культпоходы
избирателей.

Украинская студия художествен-
ных фильмов приступила к дублиро-
ванию кинофильма «Падение Берли-
на» на украинский язык. Для уча-
	ТАШКЕНТ. (Нам корр.). Колле-
гия Управления по делам искусств
при Совете Министров Узбекской
ССР утвердила репертуарный план
республиканских и областных теат-
ров на 1950 гол. Будет показано 160
пьес, среди которых велущее место
занимают произведения советской
драматургии.

Разнюобразен репертуар Узбекско-
го театра драмы им. Хамза. Здесь
пойдут новые произведения  узбек-
ских драматургов — «Новая земля»
А. Каххара и «Широкие просторы»
М. Исмаили и Д. Абилова,  расска-
зывающтие о борьбе узбекского наро-
да за выполнение сталинского плана
хлопковолства, об освоении новых
зэмель и механизации сельского хо-
зяйства, о роли советской интелли-
генции, пьеса таджикского драматур-
та Г. Абдуллы «Тонг Олдида» — о
борьбе трудящихся стран зарубежно-
го Востока:

Русская советская драматургия бу-
дет представлена произведениями:
Ве. Виюневекого «Незабываемый
	стия в дубляже привлекаются. веду-
шие мастера украинского. искусства.
ВИЛЬНЮС. В кинотеатрах Виль-
нюса, Каунаса и Клайпеды с боль-
шим успехом демонстрируется киво-
картина «Падение Берлина». 3am
кинотеатров переполнены, получены
многочисленные заявки на коллек-
тивные поюсмотры фильма.
Республиканская студия хрони-
кально-документалыных фильмов при-
ступила к дубляжу кинокартины
«Падение Берлина» на литовский
язык.
* ОДЕССА. На Черноморской кино-
фабрике начато дублирование ва
молдавский язык выдающегося про-
изведения советской кинематографии
— фильма «Паление Берлина».
	  1919-й», Б. Лавренева «Голос Амери-

ки». Театр поставит также «Меща-
не» М. Горького, «Ромео и Джуль-
етта» В. Шекспира, «Живой труп»
Л. Толстого.

Девять новых оперных и балетных
спектаклей покажет Театр им. Навои.
Здесь пойдут: «Лебединое озеро»,
«Садко», «Дубровский», «Отелло», а
также оперы композиторов братских
республик: «Кер-оглы» У. Гаджибеко-
ва, «От всего сердца» украинского
композитора Г. Жуковского, балет
«Гаянэ» А. Хачатуряна.

В Театре им. Горького пойдут спек-
такли: «Хлеб наи насущный» Н. Вир-
ты, «Голос Америки» Б. Лавренева,
«Патруль президента» М. Мелькумо-
ва и П. Алексеева и комедия Г. Мди-
вани «Кто виноват?». В Театре им.
Мукими—музыкальные пьесы: «Мос-
ковский парень» С. Абдуллы, «Кыз
Жибек» Е. Брусиловского и др.

Более двадцати названий  пъеё
включено в репертуар областных те-
атров Самарканда, Ферганы, Бухары,
Андижана, Нукуса и других городов.
	160 новых спектаклей
	были бы bores значительными, ес- рили о театральнюи вритике, хотя ©.
ти бы оуковолящие органы (Союза! не в менымей если He B Gorpmed
	советских писателей  прислушива-о

лись к требованиям, которые прел’-
являет к писателям натол. если бы

они более энергичню и настоичиво

претворяли в жизнь указания доль-
	шевиетекой партии по вопросам ли-.
	тературы.

В докладе А. Фадеева, в выетупле-
ниях участников пленума иното. го-
ворилюсь 9 неуловлетворительной ра-
	bore «Литературной газеты». He
ставией еше пентром  литературню-
критической мысли.
	степени свойственны ведостатви ли-
 тературной критики.

Театральные критики тоже редко
 выстунают с обобщатющтими проблем-
ными статьями,  анализирующими
творческий путь того или иное дра-
  Marypra. В профессиональной и 00-
‚ щей печати в больтиинетве случаев
`печаталотея фецензии, в которых
  глубокий pastop илейных и художе-
`ственных  качвелв спектакля или
пьесы подменяется пересказом содер-
жания. Тедтральная критика ‘©лабо
	истории русевого и COBCTCROTO из
кусства и вееобщей исторни изобра-
зительных некусств. Много путанины
было привнесено в старые вариаеты
программ по этим дисциплинам ча-
етью историков, He преодолевитих
влияния буржуазного . искуествозна-
ния в его лхепаучной оценкой раз-
личных школ и направлений искуе-
ства протилом. Их неправильное, &
порой и враждебное отноление к ча-
шей русской и советской живоплея,
скульптуре и графике породило вее-
возможные форуалистические фаль-
сификапии, преднамеренные  извра-
шения, принижающие идейность, вы-
соков маетеролво и прогрессивную
роль русского и, в обобенноети, ©5-
	ветекого изобразительного исвусетва
	в развитии мировой художественной
Культуры.

Bee ato пришлось начисто отбро-
сить и по существу создать новые
программы, в которых явления о как
русского, так и советского изобра-
зительного искусства получили
правильную научную оценку. Оенов-
ное внимание в новых прогпрам-
мах уделено тем художественным на-
правлениям, которые выражали пе-
редовые илеи своего. времени и дей-
ствительно. имели прогрессивное зна
чение для последующего  развитня
изобразительного искусства, как,
например, передвижничество в фуе-
ской живониеи и ахрровекое  дви-
жение в советском искусстве. В Hoe
вых программах серьезное внимание
улелено разоблачению таких враждеб-
ных нашему мировоззрению  реак-
ционных явлений оуржуазного совре-
менного искусства, как имтрессио-
низм, формализм. натурализм,

Коренной переработки ‘требует и
программа летней практики длл веех
факультетов, Та летняя практика,
которая существовала раньше, когда
студенты. выезжали в одно место и
занимались только писанием этюлов
с натурщиц под зонтиком или ниче-
го не говорящих этюдов пейзажа,
явно неудовлотворительна. ° Летнюю
практику пужно проводить по яено
разработанной нрогпралгуе. направив
все внимание учащихея 95а влумчи-
вов изучение советской лействитвль-
ности ¢ тем, чтобы собранный во
время практики материал. — этюлы
и зарисовки — послужиа основой
	В Академии художеств СССР
	Вчера открылась ГУ сессия общего
собрания Академии художеств Союза
ССР. В первый день работы «ессии
президентом академии А.  Гераси-
мовым был сделан доклад на тему:
«Итоги перестройки и дальнейшие за-
дачи художественного образования».

Сеголня, 4 февраля, с<ессия про,
слушает сообщения об итогах учеб-
ной работы в Институте живописи,
скульнтуры и архитектуры = им.
И. Е Репина (Ленинград), в Москов-
	воспитательная работа еще не нолу-
чила соответетвующего содержания.
Профосеора, руководители кафедр
и творческих мастерских, вее педаго-
ги, так же как и студенчество, дол-
ны неустанно овладевать теорией
марксизма-ленинизма.  машкенстеко-
	Ленинской философией и эстетикой,
	систематически = ЗЗУЧАТЬ Труды
Ленина и Сталина. Только при этих
условиях можно  по-боевому воору-
жить наших молодых художников на
борьбу против воаждебных теорий,
научить каждого из них прахтиче-
скому применению ленинекого прин-
ципа партийности искусства и ста-
HUHCKOTO MeTOAS социалистического
реализма при решении TBODVECKHX
Sara.

Нашим студентам нужны новые
учебники, отвечающие требованиями
марксиетеко-ленннекото  иекуество-
знания, воспитывалощие молодежь в
духе болыпевистской  паркайноети,
Мы неё можем учить дальше наныих
студентов по старым учебникам, ©6-
держащим оптибочные и вредные
положения. Давно уже настала пора
создать советские учебники, которые
позволят поставить преподавание на
высокую ‹ идейно-теоретическую. . на-
учную основу. Это наша  первосте-
пенная задача.
	Вею работу но созданию учебни-
ков должен возглавлять Научно-ис-
следовательский институт теории и
истории изобразительных искусств.
Нужно сказать, однако, что мы, ру-
ководители академии, еще не доби-
лись такого положения, чтобы ин-
ститут не только помогал президиуму
Академии художеств и руковолетву
институтов в деле идейного п художе-
ственного воспитания студенчества,
но и давал высококачественные тру-
ды по теории и истории изобразитель-
ного искусства и эстетике.
	Параллельно с учебными занятия-
ми нужно широко развернуть и вне-
власеную  политико-воспитательную
работу в институтах. Доклады, лек-
ции, беседы, конференции по акту-
альным теоротическим вопросам лол-
KEM дополнять учебную работу, и не
от случая к случаю, а строго поеле-
довательно и в соответетвии с учюб-
	ным. материалом и учетом хугложе-
ственной специальности студентов.
	ском государственном  художествен-
‚ном институте им. В. И. Сурикова, 2
средней художественной школе при
	А. Гераси-: Институте им. И. Е. Регина.
	На последующих заседаниях будет
заслушан отчет о деятельности Ака-
демии художеств СССР за 1949 год. и
	  план работы зкадемин на, 1950 год

(доклад и. 0. `академика-секретаря
Академии художеств CCCP Г. Ряж-
ского).
	В помощь препохавателям руково
ству институтов нужно широко при-
влечь актив партийных, Еомсомоль-
ских и общественных организаций
	студенчествх.
		ественности. о содержании и форме.   давно в «Правде» етатья М . рубенно-
	ва 5 романе В. Катаева «3а власть
Советов». Эта статья проникнута
желанием помочь писателю испра-
вить лопушенные опгибки и создать
	Неразработанность этого вопроса при-.
носит советской литературе огромный
вред. Без углубленной разработки вэ-
просов идейности и художественно-
	итоги перестройки и дальнейшие задачи
художественного образования

президент Академии
художеств. СССР
		Последние три ‘тода ознаменова-
лись для. советекой литературы и
искусства принципиально важными,
имеющими огромное политическое
значение событиями. Центральный
Комитет ВКП(б) принял в эти тоды
рял исторических постановлений по
илеологическим вопросам. В этих по-
становлениях с большевистской чет-
костью ‘указаны пути дальнейото
развития советского иекуества.

Особое значение исторические по-
становления ДЕ ВЕЦ(б) по идеслоги-
ческим вопросам имеют для подтотов-
хи и воспитания молодых художни-
БОВ.

. Идеологическое вооружение кадров
советского. изобразительного иск\е-
ства, коммуниетическое воспитание
нового поколения советских хулеж-
НИЕОВ в духе великих илей Ленина
и Сталина —— основная залача и ре-
шающее условие неуклонного улуч-
	шения веего художественного обра-/,
	Последствия знтинародного, фор”
малистического направления, долгие
гады господствовавшего в советекой
хуложественной птколе, это не толь-
ко тяжелый груз в творчестве зна-
чительной части советеких хулож-
ников, избавиться от которого мы
должны в наикралчайптий ерок, во и
самое серьезное предупреждение па
будунтее.

`Професоорско - преподавательскому
соетаву надо особенно помнить 06
отвотственноети за постановву худо-
жественного образования и за еульбу
всех мололых и ярких талантов с0-
ветского народа. Именно поэтому не-
обхолимо по-настоящему, как то-
го требуют партия и советекий нарол,
поставить художественное образоза-
ние на поавильный резлистический
ПУТЬ.

Было бы зезерным полагать,
		формалистичеекото  пваправления В
воспитании кадров, против забвения
прогрессивных демократических тра-
диций русекой национальной живо-
писи и скульптуры и барского прене-
бтежения в Теалистическим формам
классического искусства и, в чает-
ности, к творчеству великих русскчх
хуложников Репина, — Сурикова,
Брюллова, Александра Иванова, Пе-
рова, Федотова.

= a =
	В целях наилучшего выполнен
этих задач нрезилиум Академии xy
дожеств в первую очередь пере-
смотрел профессорско-преподаватель-
ский состав институтов и средней
школы. Это мероприятие явилось
тлавным условием успепгного ‘налера-
вления всей учебно-воспитательной
работы и улучиения методов препо-
давания. Сейчас в художественных
институтах работает рял  крупней-
ших мастеров, и можно надеятьея, что
они вместе е прежними педагогами,
заслужившими полное доверие Ака-
демии художеств и студенчества,
сумеют поставить художественное
образование так, кав того требуют
наша партия и советское правитель-
ство.

Следующим важным  мердприя-
тием по перестройке художественно-
го образования были разработка и
создание новых учебных протрамм.
Прежние протрамиы во многом стра-
дали формализмом, а некоторые це-
ликом исходили из порочных форма-
листических концепций. В них, ло-
мимо веего прочего, — игнориравалея
последовательный реалистический
метол обучения. Сейчас новые про-
граммы по рисунку, композиции,
живописи, скульштуре, графике, ис-
тории советекого искусства и дру-
THM предметам уже утверждены и
действуют в наших художественных
институтах.

Особую трудность представляла ра-
бота по составаению программ по
	В обтем комплексе задач по коз
рениой перестройке художественноге
образования большое место занима-
ют специальные дисциплины — ри’
CYHOR, = композиция, ABOMHCS,
CKYIEITypA и графика. Эти диецил
лины —= основа профессиональной
подготовки мололых специалистов
всех видов изобразительного искус-
ства. Чем вышне и значительнее идея
произведения, тем совершеннее долж=
на быть его художественная фору;
тем совершеннее должны быть 9164
менты, составляющие эту форму,

Вопрос © «законченности» встал
сейчас перед советским изобразитель-
ным искусством особенно остро. @0р-
малисты и их адвокаты в искусство-
знании пытались замутать TOT cai
To себе ясный вопрое. Они боролись
против реалистической картины, 96°
являли «натуралистами» всех, кто
честно стремился к полной закончев-
ности произведения, всех, кто хотел
сделать живопись доступной лля на-
рода. .

Партия помогла нам разгромить
формализм, партия поставила задачу
по-настоящему освоить классическое
наследство. В решениях ПВ ВКП(б)
п идеологическим вопросам aH
исчерпывалощий ответ на вопро ©
том, какими путями нужно еледо-
вать, решая задачу создания произ-
ведений, отвечающих требованиям
метода социалистического реализма.

В свете этих указаний и первых
результатов их реализации мы. видим,
насколько мы были бы богаче в вз-
шем советском изобразительном ис-
кусстве, если бы  хуложественное
образование не было варвареки 1по-
дорвано формалистами, всеми, ко
до последнего времени ориентироват
напгу одаренную молодежь на на-
сквозь упадочное буржуазное искус-
ство Европы и Америки.

Анализируя результаты — таботы
студентов Ленинградекого и Macros
ского институтов, a Tanke учеников
средней школы по Риесунку, мы -ви-
AMM, что применение в препо-
давании резлистических принципов»
	что борьба © пережитками буржуаз-
ной идеологии уже окончена, что заз
дача разоблачения упалочных явяе-
ний буржуазного искусства полно-
стью решена. Нужно помнить, что
воинствующине резкционные  коуги
	  Америки и Ввоопы не только пролоя-
	KAT, во и усиливают HCOOH
скую борьбу против советекого миро-
воззрения, против еопиалистической
культуры и искусства. Слелователь-
но, залача советекого изобразитель-
ного искусства, ето мастеров, Ака-
лемии хуложеств СССР, являю-
щейся прежде всего научным и
творческим центром  изобразитель-
Ной культуры социзлистичеекого го-
сударетва, заключается в том, чтобы
не только защищать советскую жи-
вопись, скульитуру и графику, на-
шу искуоствовелческую науку и ху
ложественную школу от проникнове-
ния в них упадочных, буржуазных
влияний, но ий смело нападать на
реакционное буржуазное искусство.

Передав в ведение академии Мос-
ковекий художественный  инотитут
им. В. И. Сурикова и Ленингралекий
институт жиропиеи, екультгуры и
архитектуры им. И. Н. Репина co
средней художественной школой,
Центральный Комитет партии боль-
птевиков потребовал от нас полного
очищения системы. художественного
образования от воето, что в какой-то
степени мешает илейному развитию
молодых художников. Речь идет B
первую очередь ю таких чуждых на-
люму мировоззрению явлениях, как
низкопоклонство «Teper буржуазным
Запалом, о таких враждебных пам
взглядах, как космополитизм и бур-
жуазный национализм. Мы должны
‚бороться против всех
	Из доклада на IV сессии общего
собрания Академии художеств СССР.