СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		О некоторых вопросах развития
советской скульптуры
	«Советский народ любит и ценит
‚искусство и художественную литера-
туру, правдиво отражающие на 0-
нове метода социалистическое pea-
‚лизма, богатую, полнокровную жизнь
‚нашей страны, напряженный и са-
`моотверженный труд советских. лю-
 дей-— строителей коммунизма. Пар-
тия и Позвительство проявляют по-
`вседневную заботу 06 идейно-худо-
жественном росте искусства и лите-
ратуры. В Советском Союзе исвуест-
во и литература служат наролу, кров-
но связаны е ним».

Всесоюзная ‘художественная вы-
ставка’ 1949 гола убедительно
иллюстрирует эти слова товарища
Г. М. Маленкова,  свидетельствуя
о растущей партийности изобрази-
тельного искусства, 06 утлублении
социалиестического содержания и 0б9-
тащении, в соответствии © этим,
художественной формы советской
живописи, графики, скульптуры.

Выставка. позволяет определить
новые, прогрессивные черты и тен-
денции, характерные лая современ-
ного этапа развития советской
CRY ABITYPHI. г
  Это, во-первых, широкий поворот
‘скульпторов к большим  партийно-
общественным темам, показывающим
великую руководящую поль нашей
партии и ее вождей — Ленина и
Сталина в борьбе советского народа
за коммунизм, единство и сплочен-
несть советского народа.

В этой тенденции развития екульп-
туры отражается все большее  сияо-
чение советского народа вокфут ком-
мунистической партии, огромный
рост политического сознания широ-
ких mace, безгранично растущая лю-

бовь народа, к своему вождю, другу. и

учителю товарищу Сталину.
Примеры уененгного решения этой
темы — рельефы «В. И. Ленин я
И. В. Сталин-— основатели и руково-
дители Советского государства»
(бритада под руководством Н. Том-
ского). предетавляющие гобой по
тлубине замысла, по широте охвата
	темы и по уровню профеесионально- о
	го исполнения значительное явление
в советекой ‘скульптуре; ^ монумен-
тальный  многопланный же
«Клянемся тебе, товарищ Ленин...
{коллектив Нод руководством Е, By.
четича.); серия работ, посвященных
И. В. Сталину в связи с 70-летием
со дня ето рождения.

Вторая особенность — это разви-
тие в скульптуре темы совиалисти-
ческого труда, что является законо-
мерным отражением могучего разви-
тия патриотическото движения‘ ста-
хановцев и творческого энтузиазма,
охватившего самые широкие маесы
трудящихся нашей страны.

На художественной выставке 1947
года теме сопиалистическото труда
было посвящено около 20 скульттур-
ных работ, & на выставке 1949
Tora — почти 50. Этот количествен-
ный рост ‚сопровождается и более
тлубоким раскрытием темы.

< 06 этом товорят показанные на
выставке композиционные портреты
передовых людей социалистического
труда. а также ряд скульштур, по-
священных труду в  социалиетиче-
ском обществе, и групповых (пока
еще в малых формах) портретных
скульптур.

Тоетья ‘характерная черта-—боль-
шой тверческий рост. молодого поко-
ления скульпторов за последние два
года,

B 1947 Tory на выставке были
показаны работы 14 скульпторов мэ-
зоже 35 лет (11 проц. всех участво-
вавигих). 40° скульнторов того же
возраста (более 30 проц. всех учает-
ников) выставили свои работы В
1949 году. Большие успехи мололе-
жи характеризуются и направленно-
етью их Творчества и значитель-
ным повытиением профессиопальной
зрелости. ` Работы екульюра А.
аа В вов — портрет
товарища Сталина (мрамор) и вы-
полненный им барельеф «Выстулле-
ние В. И. Ленина у Финляндского
вокзала»—тюказывают большой идей-
но-творческий рост автора. Значи-
тельным преизведением  советекого
искусства является портоет Героя
Сопизлистического Труда колхозни-
цы Хобта работы скульттора А. №.
валева. Строто реалистический mop-
трет пожилой колхознипы, поожив-
шей большую труловую жизнь, гово-
рит о духевном богатстве и мозаль-
ном ‘благоролетве. об уме и воле со-
ветской женщины.

й. Вербельги В. Цигаль созлали в
тематическом зале, посвященном
Ленину ‘и Сталину, многофигурный
рельеф «Ветреча, победителей», хоро-
о перелающий чувство-любви совет-

ского нарола-к своей армии. 0 боль-

юм творческом росте говорит и их
скульптура «Матрос» в том же зале.
	‘Скульптор. В. Цигаль в статуе.
	«Ленин-гимназиет» * (мрамор) вопло-
тил черты вылающегоея интеллекта.
	в к Е 1
настоичирости и воли и вместе C
	тем юношеской непосредственно-
сти молохого Ленина.

Il. Бондаренкю в портрете
Тероя Социалистичеекото Труда Шни-
тального  созлал выразительный,
	которой выленлены зрачки глаз, им
придано неестеетвенное выражение.
Решение этого портрета манерно, в
нем нет простоты и проникновенно-
сти. ; Я

_ Крупным недостатком отдельных
‘прелетавленных на выставке произ-
`келений является `их незакончен-
ность и некритическое использование
некоторыми  <кульпторами старых
форм, противоречащих новому, сопи-
алистическому содержанию нашего
искусства. Налример,  екульпторы
П. Сабсай, В. Соколов и другие. в не-
которых портретах стахановцев-дела-
ют глаза без зрачков, полражая
‘античным портретам. — Использо-
  старых форм является необхо-
`дхимым и плодотворным только Тогла;
‘копла оно помотает художественному
раскрытию идеи произведения. _

В скульшгурных портретах пюлу-
чило довольно широкое распростране-
ние условное решение бюстов в виле
сколов. рваной поверхности и т. д.
`или замена их квадратами, кубами.
Условное решение — еледствие фор-
малистических влияний, оно проти-
воречит методу ‹оциалистического
реализма и не может передать много-
образие и богатетво живого тела, не-
TOBTOPEMO характерного для каждого
человека.

На выставке показан портрет Мар-
ка Озерного работы  екульптора
И. Знобы. Непосрелственно ет шеи
идет изорванная сколами бесформен-
ная мраморная глыба, только. омутно
напоминающая илечи и грудь, мешая
‘восприятию образа. Применение по-
добного приема, к сожалению,. имеег
мегто и в очень хорошем портрете
Хобты у с<кульштора Вовалева и даже
ногла ветречалогь в. произведениях
некоторых велущих скульпторов
(Томекий, Вучетич и др.).

В портрете Героя  Сопиалистиче-
ского Труда знатного комбайнера Bo-
рина скульнтор Д. Шварц, неизвестно
зачем,  полражая импресеионистам,
обработал повеохность бюста, в том
числе и лица, в виде неровных маз-
ков глины, что портит <кульптуру.

Импрессионистические сколы, фор-
малистические прямоугольные 90’емы
вместо бюстов ивогда используются
некритически скулопторами, особенно
молодыми, в силу недостаточного их
профессионального мастеретва.

Партия в свонх решениях. по иле-
ологическим вопросам неолнократно
подчеркивала значение хуложеетвев-
ной формы, необходимость неуклонно
овладевать ею,  совершенствоваться
на основе незыблемых принципов 60-
циалистического реализма...

Незаконченность, незаверитен-
ность имеет место в ряле случаев не
только в отношении формы, HO H B
самом илейно-художественном замые-
ле, в недостаточной глубинеи яено-
ети самого образа. Возьмем, к приме-
ру. скульптуру В. Соколова _ «Моло-
той рабочий» или работу А. Кова-
лева «Советский юноша». В такой -
скульптуре, не стесненной портрет-
ными особенностями, прелцолагает-
ся созлание обобщающего образа, оед-
бенно богатото типичными _ чертами,
характеризующими налиу счастливую
молодежь, для которой открыты вее
возможности гармонического духов:
ного и физического развития. Безза-
ветная любовь в Родине, к партии, &
своему великому другу и _ вожтю
товарищу Сталину, горячая . вера в
победу коммунизма наполняют ee
энергией и жизнералостноетью. Меж-
ду тем, екульнтуры эти решены 01-
н0боко; показывая влумчивоеть пыт-
ливоеть нашей молодежи. они He
раскрывают ее оптимизма, ее мораль-
ной красоты.

Существенным недостатком вы-
ставки является отсутствие na ней
ряда, тем, важных для советекого на-
рола, глубоко волнующих пвирокие
трудящиеся массы нашей страны.

Так, например, в `скульптурном
разделе почти совсем не отражен глу-
бочайший процесс овлаления науке,
RCTOPEIM охвачен весь советекий на-
род, процеес, играющий тавую важ-
ную роль в нашем продвижении к
коммунизму. : >

На выставке хотелось бы также
видеть произведения, отражающие
великую любовь труляшихея  веего
мира к стране Советов, к вождю
‘товарищу Сталину. Советекие люлч
гордятся авангарлной ролью нашей
великой Родины в борьбе зз мир.
Широкий поток любви и признатель-
ности трудящихея всех стран. мира.
в связи с 70-летием товариша
Сталина. показал, какие необ’ятные
для искусства возмежноети несет в
себе эта важнейшая тема.

Всесоюзизя выставка 1949 ma
показывает, что советекая  скульн-
тура, отражая победоносное лвиже-
ние нашей Родины к коммунизму.
успенено развиваетея на основе ле-
нинско-сталинекого принципа  пар-
тийноети искусства.

Недостатки, тормозящи це дальней-
шее  развитне советской скульптуры.
будут устранены тем скорее, чем пол-
нее и глубже развернется поллинно
большевистекая критика и самокря-
THERA.
		пеихологически глубокий образ заме-   тельность труда на основе овладения ! которой
Н а 9 :
	чательнотге советского конструктора.
	H. Белугин в скульптуре «Рабо-
	‘чий» стремился показать омыслен-
ность сопиалиетического труда, гар-
монию физического и интеллектуаль-
Horo B образе советекого рабочего.
i M. Мильбергер в скультгуре «А. С.
 Пушкин», несмотря на ряд ведостат-
ков, Jal убедительный образ моло-
лого Пушкина. Талантливый молотой
скульштор М. Аникуин, выетавив-
ший одну из немнотих на выставке
композинненных круглых CRYABITYD
—«Соллатекая дружба», и ряд дру-
тих молодых скультторов показали
значительный творческий роет.

Четвертая особенность — паявле-
ние в 1949 геду творческих нол-
лентивов скульптерев.

Мы имеем в виду бригаду нод ру-
ководетвом Н. Томского и творческий
коллектив под руководством Е. Ву-
четича. Эти коллективы. возникигче
в процессе создания монументаль-
ных художественыих произведений
на важнейшие обяественные темы,
товорят 00 идейно-творческом един-
стве художников, воспитаННЫхХ па-
тией на основе принципов сопиали-
стического реализиа. Появление этих
коллективов подтверждает Ha-
зревшую необхолимость организация
‚ государственных скульттурных твоо-
ческих мастерских, Tie намга моло-
  дежь могла бы расти, работая совме-
сетно с ведущими скульпторами, пол
их непоередетвенным руководством. В
своем дальнейшем развитии T19705-
ные: коллективы могут разрешить
  ряд часущшных проблем монументаль-
ной скулытгуры.

Особенность современного периога
проявляется ив неватерстве в ебла-
сти художественных фаом скульпту-
ры, в обогашении этих ферм, вы-
  званнем  необходиместью выразить
новое, социалистическое содержание.
Новзторство это. сказалось в созла-
нии монументального мнотопланного
горельефа, который дает возмож-
ность показать массы народа — под-
, TOTO творца новой жизни. Мы
  имеем в вилу рельеф «Клянемся Te-
бе, товарищ Ленин...» (автор —
  скульптор Е. Вучетич и бригада co-
авторов — П. Фридман, И. Яцьыно,
Г. Постников) и некоторые рельефы
тематического. зала.

Эта новая форма, перенося в
скульттуру лучнгие Thala реали-
стичеекой русской живописи. раз-
вивзет и обогащает их, выражая
  новое; социалистическое содержание.
  Такая форма  скульттусы может
быть плодотворно использована и для
больших произведений, показываю-
щих созидательный труд людей хо-
циализма, и для советского батально-
го искусства. Она выдвигает ряд
  важных проблем в области синтеза

искуества и, в частности, скульшгу-
ры ‘и архитектуры.

Обогашением хуложественной фог-

витие композинионного портрета. Б
качестве  ноложительного примера
следует призести скульштуру А. Гле
бова «Народный поэт Белоруссии Ян-
ка Купала», портрет народного поэта
Белоруссии Якуба Коласа и Героя
Сопиалистичеекого Труда Лесничей
‘работы 3. Азгура и gp. Полное я
яркое выражение ‘новых,  коммуни-
‘стических черт характера, психоло-
гического богатства, морального бла.
горолства и красоты советекого чело-
века требует новых, более соверттен-
ных форм, и поэтому композипион-
ный портрет сталевитея важнейшим
видом советского скульптурного порт-
peta.

Указанные выше большие лости-
жения советской скульптуры явля-
ются результатом борьбы за  ленин-
‘ско-сталинекий принцип  партийно-
сти, борьбы с остатками формализ-
MA, импресенонизма, натурализма,
е0 веем тем. что тормозит ‘еще илей-
но-творческий рост нашей  скульв-
туры.

Вместе с тем выставка 1949 года
показывает, что остатки этих бур-
жуазных влияний все еше имеют
место в отдельных шюизвелениях 4
требуют для окончательного их пэе-
отоления непримиримой большевист-
ской KPHTHEN H CAMORONTIEH.

Мы хотим остановитьея злееь на
некоторых наиболее важных прин-
ципиельных недостатках в творчеет-
ве скульпторов.

Наряду < лостижениями в решении
релущей в советском некусетве темы
социалистического труда некоторые
произведения обедняют образ  пере-
’ довых людей и тем самым неправиль-
 ’ но отображают чапгу жизнь.

‘новой техникой, творческой фацио-
‚ вализации и революционной пере-
стройки методов производства. Cra-
хановец является конкретным выра-
зителем процесса ликвилации проти-
воположноети между физическим и
уметвенным трудом. Поэтому РЫео-
кое развитие интеллекта” должно
проявляться в любом портрете героя
трула.

Напряженный творческий труд
стахановна. глубоко осмыелен, вдох-
новлен сознанием светлой цели, ко-
торую он приближает. Бодрость и
оптимизм не могут не быть ортани-
ческими чертами ето пенхологиче-
ского образа. Наша  еоциаляетиче-
ская действительность показывает,
что энтузиазм, настойчивость и воля
—это те качества, без которых TAR-
же не может быть характера стаха.
	новца-большевика, норатора социа-
тистического производства. Между
	тем, образы героев труда в екульиту-
ре иногда оказываются лишенными
подлинной яркости и духовной вра-
готы.

Если лучшие портреты, выполнен-
ные А. Ковалевым, 3. Азгуром. Е. Бе-
заовой-Алексеевой, ИП. Сабеаем и
другими, дают убедительные, прав-
дивые образы переловых труженикоз
в их жизненной яркости. то в- ря?
	произведений, прелетавленных —Н&
выставке, образ обеднен.
Примером этого может  слу-
	Ленинграда larga,  выполненяый
exyapuTopow А. Чернииким. Скульн-
	ватора. лишил его образ человеческой
‘теплоты H жизнерадостности.
Скулымор И. Чайкюв изобразил
	Героя  Сопиалистического Труда
Рыжкову во в5еь рост; се колоеьями
в руках. Композиционный  порт-
	пет, особенно передовых людей труда,
	должен быть веемерчо поддержан на-
пей художественной критикой: Но он
	отоавдльвает себя только тогда, кэтда
	комнозиционные моменты BBROTHITA
для обогащения образа. Между теч,
окоративные элементы в нертрете
Рыжковой занимают непомерно боль-
пгое. место. Ноза. ее неестественна, те-
атрализована. Чайков стремилея при-
лать выражению лица Рыжковой мяг-
	кость. присущую девушке ее возра-
ста, но в екульштуре мы видим мяг-
кость безволия. сентиментальность,
никак не сочетаюнсуюся © настойчи-
востью, энтузиазмом. свойственными
	напгим мелодым героиням.

Скульнтор А. Олейник показал
знатного сталеваюа И. Невчае в про-
цессе работы. Композиция портрета
не подчинена  залаче углубления и
	обогашения база. Аотла емотришь
	Ha эту CRYIBETYDY  C ‘Фаезда, го-
TOBY плохо вино. так как ли-
пе повернуто в сторону. Когда же
рассматриваенть фас лина. бегемые-
	ленной становится вея композиция
видна только часть резко вытянутой
руки. 0браз подчинен автором фор-
мальный залачам «оригинальности»

О ВТОРОЙ ГОДОВЩИНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКН{5).

«ОБ ОПЕРЕ «ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА» В. МУРАДЕЛИ»
		азанному партией
	поренным юбразом перестроена 3a
истекшие два года система музы-
кального образования. Переемотрены
и переработаны программы и учеб-
	ные планы, весь ход учебного прэ-
mecca приближен в требованиям
жизни. Схоластика и акалемизм,
	формалистичеекие выверты, HMEB-
тие место в воспитании творческой
молодежи, уступают место глубокому,
разностороннему, идейно наеыщен-
ному обучению будущих композито-
ров и музыковедов, певцов и дири-
жеров, пианиетов и скрипачей, му-
зыкантов других специальностей,
Результаты этой перестройки нали-
no. За последние два года  выдви-
нулось много талантливых молодых
композиторов, прочно стоящих 1G
путях реализма и народности.

Большую положительную рель в
развитии советской музыкальной
культуры в 1948 и 1949 гг. сыграли
также и другие указания партии но
вопросам искусства и литературы и,
в частности, редакционная статья
«Правты» «0б одной антипатриоти-
ческой группе театральных крити-
ков». Широкое ‘обсуждение этой
статьи в союзах композиторов, в кон-
пертных организациях, музыкальных
тватрах, учебных заведениях неопро-
вержимо пюказало, что космоноли-
тизм и формализм связаны друг с
другом. Не случайно музыкальная
общественность наиболее сильно кри-
тикорала за космополитизм, за при-
нижение великой прогрессивной роли
русской культуры именно тех музы-
ковелов и критиков, которые явля-
лись активными пропагандиетами
формалистичесеой музыки.

Но не следует думать, что указа-
ния партии музыкальному искус-
ству, сформулированные с такой чет-
костью в постановлении Центральё-
	ного Вомитета «06 опере «Беликая
дружба» В. Мурадели», уже пол-
ностью претворены в жизнь. То. что
сделано в 1948 и 1949 гг., являет-
ся лишь началом борьбы за созда-
ние стиля социалистического pea-
лизма в музыке, является лишь фуч-
даментом для постройки  величеет-
венного здания советской музыкаль-
ной классики. Много еще важней-
ших нерешенных задач стоит и
перел композиторами, и перед всей
музыкальной общественностью. Н
первая из них—создание нолноцен-
ной, подлинно народной советекой
оперы. До сих пор зритель еше не
увидел на оперной сцене жизненно
реальных, художественно убедитель-
ных образов наших современников.
Слушатели попрежнему ждут от
налпих композиторов новых,  глу-
боко идейных и совершенных по’ мз-
стерству оперных произведений, на-
писанных тшостым, выразительным
языком, развивающим великие тра-
диции Глинки, Чайковекого, Римеко-
то-Кюрсакова, Мусоргского,  Бороди-
на.

Оставляет желать многого уро-
вень профессиональнотго мастерства
наших композиторов. Нередко .глу-
бокий по идее и актуальный за-
мыеел автора оказывается  нерез-
лизованным, не встречает отклика у
аудитории именно потому, что он`во
площаетея поверхностно, бледно,
дилетантски.

После постановления ЦК BRIT(6)
«0б опере «Великая дружба» В. Му-
радели» Союз советских композиторо“
перестроил свою работу. Нодавляю-
щая часть новых сочинений обеуж-
дается в творческих комиссиях и
секциях. Примеров благетворных ре-
зультатов этого творческого общения
немало. Достаточно вепомнить, На:
пример, пропраммную — симфоничес-
кую поэму «Азов-гора»  молологь
композитора А. Муравлева, которую
автор. значительно улучшил  поеле
критики ее в Союзе композитотов.

Систематические творческие 06-
суждения новых произвелений. дие-
куссии по важнейшим актуальным
проблемам советской музыкальной
культуры — необходимое условие
NAOLOTROPHOH творческой леятельно-
	сти композиторов. Между тем, такие
Дискуссии фазвертываются FAHIb Bt
	время - пленумов = правления = 2
‚других «чрезвычайных»  мероприя-
тий. Обычная же «будничная» pa-
‘бота больней части еекций и комие-
‘сий проходит, как правило, вяло и
не вызывает большого интереса. му-
‘зыкальной общественности. А, меж-
AY тем, ведь именно во время проелу-
‘шивания нового сочинения в творче-
‘ской секции, а не после премьеры
в театре или в концертном о ^ зале,
автору особенно важно выслушать
товарищеекую  критику.. Большая
вина за отеутетвие творчееких дис-
кусеий в Союзе композиторов лежит
на музыковедах, которые, за “He-
большим исключением, дю сих пор
‘равнодушно относятся в работе нз-
ших комтозиторов.

Робко и бессистемно включают в
репертуар новые произведения с0-
зетеких композиторов филармонии,
особенно периферийные.

Ло сих пор не решена, еше  про-
блема создания единой советской во-
кальной школы, отсутетвие которой
острейшим образом ощущаетея в
работе и консерваторий, и музыкаль-
ных театров, и концертных ии
заций.

Исторический пай доку-
мент по вопросам музыкального ие-
куества, принятый 19. февраля
1948 г., сыграл огромную. фоль н3
только в развитии советской музыки,
но и в судьбе веей мировой  музы-
кальной культуры. Он © предельной
ясностью показал, что современная
музыка, как и любая лрутая область
культуры, расколота на два проти-
воположных п’ своим устремлениям
латеря — лагерь прогрессивных му-
зыкантов-реалиетов, отлающих все
свои силы на служение народу,
и лагерь реакционерюв, пытающих-
ея под Флагом мнимого «новаторет-
ва», надклаесовости и единого миро-
вого музыкального языка  зачерк-
нуть великие достижения классиков
и народной музыки. Постановление
ЦЕ ВЕП(5) © «Великой дружбе» пока-
залю, что, только HAH IO пути pea-
лизма и народности, только прочно
опираясь на традиции классиков и
народной музыки, композиторы мо-
тут создать произведения, понятные
народу и нужные ему.

Музыканты стран наротной де.
мократии, используя опыт советеких
композиторов. также начинают пе.

ресмалривать евом творческие п9зи-  ‘
	ции. Среди них становитея вее мень-
ше и меньше поклонников  формз-
тизма. Вее больнее и больнее ‘коли.
	Чегтво HOTBCRHX, чехословацких.
румынских; болгарских, ° венгер-
ских композиторов начинает ¢03-
	давать  реалистическвую музыку.
и в этой работе огромную помошь
им оказывает постановление [If
ВКП(б) «0б опере «Великая  друж:
ба» В. Мурадели», гле  етоль senso
сформулированы основные признаки
реалистичеекого направления в му-
зыке.

Грандиозна программа  лействий,
развернутая перед назними музыткале-
тами в историческом партийном до
кументе. За два года. истекшие со
дня его опубликования, она резлизо-
вана, еще далеко не полностью. Еще
много важных нерешенных 32185
стоит перед советскими композитора -
ми и музыковедами, исполнителями
	и музыкальными педагогами. - Я нет!
	никакого сомнения в том, что. в. бли-
жайшем будущем н эти задачи бла.
годаря повседневной помощи, кото
рую оказывают -нартия.и правитель-
(TBO советеким музыкантам. будут
успешно фазрешены, что. появитея
советская музыкальная класика,
могучая советская музыка, которой
будет гордиться нал великий народ.
		Два года назад, 10 февраля
1948 r., WH BRIG) принял  поста-
новление «0б опере «Великая ipya-
	ба» В.  Мурадели» — важнейший
программный документ политики
партии в юбласти музыкального ис-
куества. В этом постановлении было
полвергнуто суровой критике суще-
ствовавшее в советской музыке’ зн-
тинародное, антиреалистичеекое на-
правление, были до конца вскрыты
и разоблачены идейные корни фор-
мализма. о

Вместе с тем постановление ЦЕ
ВЕП(б) от 10 февраля 1948 г. с
предельной ясностью’ сформулирова-
ло задачи, стоящие перед советекими
музыкантами, на долгие годы впе-
ред определило пути развития совет-
ской музыкальной культуры.

Многое с тех пор изменилось в
советской музыке. Состоявшийея 8
конце 1949 г. третий пленум прав-
ления Союза советских композиторов
показал, что реалистическое направ-
ление ныне полностью господствует в
советской музыке. Ушли безвозвратно
в прошлое какофонические звучания
и сумбурные нчевропатические соче
тания, В концертных залах сейчас
Звучит новая музыка—яеная, про-
стая, напевная, выразительная, по:
нятная и доступная широким Mas-
cam слушателей. Примерами этого
могут служить кантата «Славься, от-
чизна моя» Г. Жуковского, симфо-
ническая поэма «Азов-гора» А. Му-
равлева. песенный цикл В. Макарова
«Солнечная дорота», соната для вию-
лончели и фортепиано Н. Мясков-
ского и другие произведения. Jame
композиторы, abe творчество было
наиболее сильно заражено губитель-
ным влиянием формализма, воору-
живигиеь мудрыми указаниями пар-
тии, сумели творчески перестроитьея
и твердо встать на позиции реализма
и наролности. Достаточно назвать юд-
HOTO из талантливейших советских
хомпозиторов Дмитрия Иостаковича,
создавшего за последнее время такие
тепло встреченные народом произве-
дения, как оратория «Песнь о лесах»
и музыка к кинофильму «Падение
Берлина».

В своем творчестве советские ком-
позиторы все чаще и чаще обраща-
ются к современной актуальной те-
матике. Они настойчиво стремятся
воплотить срелетвами музыкального
искусства героические образы совет-
ских людей— строителей коммуниз-
ма, их вдохновенный труд, их по-
следовательную борьбу за  укрепле-
ние мира во веем мире.

Постановление ЦЕ BRIS) «06
опере «Великая дружба» В. Мура-
дети» явилось поворотным пунктом
в музыкальной жизни нашей стра-
ны. Оно не только веколыхнуло
творческую жизнь советских комно-
зиторов, но и послужило  сильней-
шим стимулом вк решительной пере-
стройке работы Beex  многочиелен-
ных участков советского музыкаль-
Horo фронта. Коллективы  консер-
ваторий и филармоний, оперных те-
атров ин  научно-исслеловательских
учреждений, музыкальных учили
и. школ вели настойчивую борьбу 38
полное искоренение влияний форма-
лизма, за. приближение всей своей
деятельности к запросам народа. В
этой борьбе они достигли немалых
успехов. Так, например, концертные
организации значительно улучшили
проматанду классической русекой и
западноевропейской музыки. Отром-
ный размах приобрела массовая про-
паганлистская музыкально-лекцион-
ная работа.

Музыкальные театры совместно с
композиторами в 1948—49 гг. ак-
тивно работали над созданием полно-
ценного советекото музыкально-епе-
нического спектакля. Здесь следует
отметить прежде всего вылаюптийся
уепех одного из старейших мастеров
советской музыки Р. Глиэра, балеты
которого «Медный всадник» и «Ёрас-
ный мак» (в новой редакции) горячо
были приняты зрителем, а также
ряд новых  идейно-содержательных,
	веселых, остроумных и мелодичных
оперетт.
	Портрет стахановиа Худояна радбо-
ты Н. Никогосяна свидетельствует о
TOM, что некоторые скульпторы, в
TOM числе и молодые, не избавилиеь
еще полностью от формалистических
влияний. Этот портрет отличается
неестественностью и  манерноетью
композиции. Левое плечю портретиру=
6мого намного ниже правого. прическа
предетавляет ©060й торчащий клок
80106, глаза водянистые, в выраже-
нием какой-то отрешенноети от зем-
ли. Несмотря на вненнюю ‘феали-
стичность формы, это произведение
является по существу своему им-
прессионистичееким. Оно воспроиз-
	водит  ©суб’ективное впечатление
CKYIBUTOPA, искажает. жизненную
правду.
	Некоторый вуб’ ективизм, проявив-
пийся в последних работах 3. Вилен-
кого. (портреты Н. Соколова, П. Еры-
лова, М. Куприянова), привел ero
к импрессиониетической трактовке
образов и помешал ему создать глубо-
кие, подлинно реалистические произ-
		14 февраля состоится открытое со-
брание. партийной организации Боль-
шого театра, посвященное постанов-
лению ЦК ВКП(б) об опере «Великая
дружба» В. Мурадели. С докладом
о второй годовщине исторического
постановления и о работе ГАБТ над
создайием советской оперы выступит
директор Большого театра А. В. Со-
лодовников.
	Во имя мира и счастья народов
	<
А. ЯБЛОЧКИНА.
	народная артистка СССР
o
	_«театральности». На первом плане
	у М. Теловани — спокойствие, вы-
лержка. простота,  беззаветная лю-
	SOB к народу, — из веего этог в03-
  никлет неотразимая привлекатель-
‚НОСТЬ. естественное величие образа.
	М. Геловани в своих творческих
поисках шел. как мне кажется, вер-
ным путем и OCTHT поразительных
результатов. Надо отметить также и
больное портретное сходетво.
Выдающимея актерским достиже-
нием я считаю созданный артистом
Б. Андреевым образ Алексея Ивано-
ва. Какой он душевный, искренний
и неподдельно руеский человек! Я
увидела в нем собирательный образ
напгето родного советекого человека,
рабочего-патриюта. Иванов-голлат
очень слитен со всеми  разнообраз-
ными эпизодическими фигурами со-
ветских воинов. сынов различных
народностей: все вместе они создают
0браз наттето народа на войне, Ta-
кого ботатото чувствами,  епаянното
братской привязанностью.  вооду-
шевленного етлинетвом великой цели.
Артистка М. Ковалева прекрасно
передает характер мужественной
русской левушки-патриотки.  само-
		Сессия Академии художеств СССР
	сделаны также сообщения 00 итогах
учебной.-работы руководителей Инстн-
тута живописи, скульптуры и:архитек-
туры имени И. Е. Репина, Московско-
го государственного художественно-
го института имени В. И. Сурикова и
средней художественной школы при
Институте имени И. Е. Репина.
	забвенно любящей Родину и внут--
ренне сильной этой любовью. Bee
перенесенные муки и страдания не
сломили ее воли. не угасили огонь ее
благородной, порывистой души.

Больнюе актерекое мастерство 96-
наружил В. Савельев в роли. Гитле-
pa. Он сумел раскрыть `‘изображае-
мый характер е болыним разнообра-
знем во веех обстоятельетвах: пере-
дал самоловольство; растерянность;
трусоеть, безразаичную. тупоеть во
время своего падения и самоубийства.

Хочу отметить музыку До Шоста-
ковича, которая помогает лучшему
пенимаию картины.

Необходимо признать, что. бес-
спорные достоинетва фильма. во мно-
гом` определены ето сценарием, с0-
зданным талантливо, смело, ечает-
лнвым. вдохновением! Содержание
картины «Падение Берлина» шире,
чем изображение событий Великой
	Отечественной войны. -— ona говд-
	тит и © сеголняшнем дне. и © булу-
щем. Финальная сцена очень ярко.
отражает великие идеи современ-
ности — борьбу за мир и счастье

народов, - возглавляемую Советским
Союзом.
	Фильм «Падение Берлина» ста-
новится на вооружение всей армии
борпюв за мир, вдохноваяемой гением
Сталина.
	У частники сессии заслунали отчет-
ный доклал исполняющего  обязанно-
сти академика-секретаря Г. Ряжского
о деятельности Академии художеств
в 1949 году. Сессия обсудила и при-
няла план работы академии на 1950 г.

Подробный отчет о сессии будет
дан в одном из ближайших номеров.
	Фильм «Падение Берлина» произ-
вел на меня воистину потрясающее
внечатление. На экране показан ги-
тантский но масштабам поединок
темных и светлых сил, в который
вовлечены народы веето земного.
тара... И над всем этим возвышает-
ся. спокойное, мудрое предвиденье,
могучая воля и светлый, добрый ра-
зум великого Оталина. К нему обра-
щены все взоры. все надежды нашего
исполинского народа.

Создано огромное талантливое по-
лотно. эпопея войны и побед, наи-
HOMO полвига, величия сталинской
стратегии.

Я восхищена работой режиссера
М. Чиаурели, его необычайной спо-
собностью руководить массами людей
— всем его искусством, незабывае-
мо выразительным и правдивым.

Когда говоришь 0б этом фильме,
нельзя не сказать 06 исполнителях,
0б их выдающемся актерском уепехе.
Вее роли — от ведущих до эпизоди-
ческих — получилиеь выпуклыми,
интересными, содержательными. 0
каждой можно и должно POBODATE

подрюбно. Я же скажу только о
главных. ролях. захватывающе ин-
тересных. .
	Игра артиста М. Геловани, co-
зтавшего образ И. В. Сталина, пле-
нила меня тем. что она соверитенно
сроболна от какой бы то ни было
	5 февраля после шестидневной ра-
боты закончилась четвертая сессия
общего собрания; Академии художеств
СССР. На сессии был заслушан и об-
суждея доклад президента академии
народного художника СССР А. Гера-
симова о состоянии художественного
образования в нашей стране. Были
		Мы хотим остановиться здесь ча
Которых наиболее важных  прин-
пиельных недостатках в творчеет-
CRY ABIETOPOB.

Наряду < достижениями в решении
ушей в советеком иекуестве темы
(иалисетического труда ‘некоторые
эизведения обедняют образ  пере-
зых людей и тем самым неправиль-
отображают нашу жизнь.
Рассмотрим ряд экспонированных

На выставке показана екульптура
В. Стамова «Знатный сталевар Вале-
ев». 0 веей композиции трулно даже
что-нибудь ‘сказать, настолько она
беосочержательна н безлична. Be3-
ИДРЙНОГТЬ Всего замыела, невыразя-
тельность 9браза, отеутетвне какой

бы то ни быле черты, характерной

для героев труда, натуралистически
принижают образ стахановна, иска-
жают. наяиу социалистическую. лейет-
	‚ ВиТеляьность,
	` на. выставке 1949 года. портретов не-
реловых люлей гвопиалиетического
	редовых людей социалиетического   Особенно нетернимо мы лолжны
трула. выполненных  скульнторами   относиться к малейшим проявлениям
	разной творчеекон манеры, фразнога
уровня профессионального мастерет-
ва.
	э.воснться в малеишим проявлениям
формализма у наших молодых скулы:
‚торов. Так, ‘например, в скульптурном
	в : портрэте «А. С. Пушкин» Г. Колнако-
Как нет в мире лвух одинаковых   ой, увлекшейся в этой работе фер-
 ` лиц, так не может быть и двух оди-   мальными моментами в ущерб исто-
наковых характеров. Но есть общие, вической правдивости, образ Нушки-
принципиальные черты, которые яв-, на — холодный и замкнутый, да-
` ляются типичными,  неот’емлемымн же надменный, в противопотож-
	«ются PHN RARDIN, ео силемым   В надменный, В HPOTHBOMOIOR -
от образа передовых советских людей, ность представлениям народа о сво-
строящих коммунизм.   ем великом и любимюм национальная
	Отахановец повышает производи- поэте. В угоду эффектной манере, в
		Третий выпуск устного журнала „Театральная жизнь  \175-летие со лня рождения В. И. Качалова
	да Олег Гладковекий. В заключение
артисты С. Гнацинтова, В. Всеволо-
дов, О. Фрелих и В. Егоров исполнили
	6 февраля был показан третий вы-.
пуск устного журнала Дома актера’
ВТО <Театральная жизнь». .
	Bir великому о русскому актеру.

С воспомннаниями о В И. Казалове
выступят: Е. Нешкова, Л... Никулин
и Ф. Михальский. Артисты В. Попова
и В. Орлов прочитают ряд материалов
	Сегодня исполняется 75 лет со‘ дня р ный
ждения народного артиста СССР! С
	В. И. Качалова. Центральный дом
	всчер, посвящен-! из архива В. И Качалова
	Театра юного зпителя
	RB 2

и главные режиссеры 15 периферий-
ных тюзов, а также творческие  pa-
ботники московских театров для де-

eid директора Саратовского
тюза М. Поповой был посвяшен op-
ганизации произволствезно-твопче-

тер
		Редакционн
	ского процесса в театре для детей.

В номер вошло выступление круп-  сцену иэ первого акта пьесы.   работников искусств совместно ©

нейшего ‹ кинорежиссера, депутата! Аудитория тепло встретила старей-  МХАТ СССР им. Горького орга-
Верховного Совета СССР М: 9. Чиа-   шего писателя, личного друга А. П.  Низует в ЦДРИ вечер, посвящен-.
	‚бовещание работников
	С 6 по 8 февраля в Москве прохо-
	‚дило совещание работников тезтров
юного зрителя, созванное Комитетом
‘’по делам искусств при Совете Ми-
нистров РСФСР и Всероссийским те-
атральным обществом. В работе со-
вещания приняли участие директора
	урели, рассказавшего об огромном по-
литическом под’еме и воодушевлении,
с какими ‘проходит по стране подго-
товка к выборам в Верховный Совет
СССР третьего созыва.

Второй` раздел журнала был посвя-
щен одному из лучших московских
спектаклей текущего сезона — пьесе
И. Попова «Семья», поставленной в
Театре им. Ленинского комсомола. О
том, как создавался этот спектакль,
показывающий жизнь юного Ленина,
рассказал главный режиссер театра
	народный артист СССР И. Берсенев.
Затем трибуна была предоставлена
зрителю: с подробной характеристи-
кой и высокой оценкой спектакля
«Семья» выступил секретарь комса-
мольского комитета Тормозного заво-
	  Чехова, заслуженного деятеля ` ис-
  кусств Н. Телешова, поделившегося
воспоминаниями о личных ветречах с
великим русским писателем.

Профессор К. Попов, посетивитай_
недавно Индию, Индонезию, Бирму и.
Снам, сообщил слушателям журнала,

о своих. впечатлениях, вывезенных из
‘пюездки по странам Востока. Профес-

сор М. Неменова-Лунц выступила с
‘воспоминаниями о С. В. Рахманинове.
Народный: артист РСФСР А. Доро-

WeBHtt прочитал страницы воспомина-
	ний о встречах с великой украинской
актрисой М. Заньковецкой.

В заключение композитор В. Мака-
ров ознакомил слушателей журнала
со своими новыми песнями, coctaB-
ляющими сюиту «Солнечная дорога».
	театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино,
	Москва, ул. Станкевича, 7.
	С докладами на тему «Роль театра
для детей в воспитанни советского
патриотизма» выступили драматург
А. Бруштейн и заслуженный деятель
	искусств проф. „1. Макарьев.
	С. Б. СУТОЦНИЙ (редактор), А. А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САЗИЦНКИЙ.
	RT
———ыы,—ы пывышоаесабьльды >
	Зак. № 421.
	изобразительных искусств — К 1-48-98.
		Адрес редакция: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы информашеи, архитектуры — К 4-15-56; отделы
	Типография «Гудок»,