30 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
			нА всех советских киноработников.
Они с честью должны высоко хер-
	вать знамя самого передового и
  прогрессивного киноискусства в
мире.

Тлавнейшей задачей, ° смящей
	сеичас перед советекюй кинематогра-

фией, является дальнейшее повыше-

ние ихейно-художественного уровня

выпускаемых фильмов.
д 4
	Советская кинематотрафия приш-
ла к своему 30-летнему юбилею $
новой большой творческой победой.
Накануне юбилея на экраны страны
был выпущен цветной фильм  Ми-
хаила, Чиаурели «Падение Берлина»,
рассказывающий о великой  побеще
советского народа над. фашистской
Терманией, одержанной пол руковод-
ством великого полководца нашей
ЭНехи, любимого вождя народов
товарища Сталина.

Кинокартина «Падение Берлина»
получила всенародное признание за
свои выдающиеся  идейно-хуложест-
венные достоинства. ‘Она знаменует
собой новый этап в развитии совет-
ского искусства.

Для тото чтобы и дальше двигать.
вперед киноискусство, мы  дол-
жны постоянно помнить о критика
и самокритике, как непреложном за-
коне нашето развития. Мы должны
самым ренительным образом бороть-
ея с зазнайетвом, е  самоуспокоен:
ностью, е халтурой.

Нам необходимо постоянно помнить
указание Центральното Комитета
партии © тм. что: «Работники
искусетв должны понять, что те из
них, кто и впредь будет безответ-
ственно и легкомысленно относиться
К своему делу, легко могут оказать-
ся за бортом передового советского
искусства и выйти в тираж, ибо с9-
ветекий зритель вырос, его KYAb-
турные запросы и требования увеля->
чилиеь, & партия и госуларетво бу-
дут и в дальнейшем воспитывать р
народе хорошие вкусы и высокую
требовательность к произведениям
искусства».

=

Развитие советекюго киноискусст-
ва, самого массового из всех и-
кусств, неразрывно связано е  име-
нем великого Сталина, и ему оно
обязано всеми своими успехами.

Товаринг Сталин направляет на-
ше искусство по пути глубокой
идейности, высокой художественной
формы, по пути болыневистекой пар-
тийности. Все произведения советеко-
го киноискуества товарищ Сталин
Рассматривает под углом зрения их
идейного содержания и воспитатель-
ного значения.
	Мудрые и всегда глубокие и кон-
кретные замечания и указания
И. В. Сталина по отдельным филь-
мам, киноспенариям, актерскому ие-
полнению обогащают. киноискусство
	и направляют его по пути дальней-
шего совершенетвования и пог’ема.

Благодаря неустанным заботам и
вниманию товарища Сталина совет-
ская кинематотрафия за годы. своего
существования превратилась в одну
из передовых отраслей  социалиети-
ческой культуры.
	Сила советекюго киноие кусотва—
	в боевой большевистской партиино-”
сти; народности и патриотизме.
Мастера, советского киноискусства
	сильны своей связью с народом.
И чем лучше, чем полнее они
осознают свой творческий трул, как
служение народу, тем более глубокие
		ИСКУССТВО, ЛЮБИМОЕ М
		Сетолня работники советской ки-! основоположниках и

нематографии отмечают славный
‚юбилей — 30-летие советского кино.

Кино— самое молодое из всех иг-
RYCCTB, оно зародилось на рубеже
‚ двух веков-— девятнадцатого и два-
дцалого. Но подлинным HCRYCCTBOM
OHO стало только в стране CONMATH3-_
ма.

Только после Великой Октябрь-
ской социалистической  оеволюция,
установившей в нашей стране власть

ветов, кино было поставлено ч%
службу народу, перестало быть срел-
ством капиталиестической наживы и
орудием духовного растления трудя-
щихея масс. каким оно являетея и

до настоящего времени в капитали-
стичееких странах.

Уже в первые годы’ существова-
ния Советекого тосуларетва, В. И.
Тенин, указывая на широкий, под
линно народный‘ характер иекусетвь
кино, отмечал огромное его значение
как средства препатанды идей ком-
мунизма и повышения культурного
уровня трудящихея масс. В 1929 т9-
ту Владимир Ильич дал клаесиче-
ское определение значения кино:
«...Из всех искусств для нас важией-
пвим является кино». Великий mpo-
должатель дела ОФенина товарищ
Сталин в своем выступлении на ХШ
с’езле большевистской партии. в
1924 году, указал: «Кино есть ве-
личайшее средетво массовой  атитз-
ЦИИ».

За, тридцать лег советская’ кине-
матография прошла большой и елав-
ный путь, озаренный светом вели-
ких идей Ленина и Сталина.

Советекое киноискусство растет и
	руковолителях  боль-
шевистекой партии и

Советского _ государ-.

ства, © величайших
пениях наней эпохи

— Ленине и Сталине.

И. БОЛЬШАКОВ,

министр кинематографии
СССР

>
  Janie,

‹ «Мичурин»,

«Райние»,

ке», «Гретий удар»,
«Акадо»

мик Иван Павлов»,
«Сталингралекая бит-.
ва»,  ‘«Ветреча - Ha
«Паление Бедли-.
	В  шюдвоенные годы товарищ
Сталин  поставил перед. советской
кинематографией задачу — создать
историко-биографические фильмы
посряшенные славным страницам
	  истораии наролов: ОСОР.

Выполняя эту почетную задачу,
советское киноискусство создало ряд
крунных и волнующих фильмов:
«Петр Первый», «Александр   Нев-
ский», «Минин и Пожарский», «Бог:
дан Хмельницкий», «Иван  Гроз-
ный», «Суворов», «Георгий Сзажал:
зе», «Кутузов», «Давид Бек», «Ад-
мирал Нахимов», пользующихея 0г-
ромным ‘уенехом ‘у зрителей 3%
их правлдивое изображение гепоиче-
ского прошлого нашей отчизны и et
выдающихея государственных дея:
телей и полководцев.

В ды Великой Отечественной
войны  киноработники по призыву
своего любимого вождя товарища
Сталина вместе, со всем народом отда-
вали все свои силы на, разгром врага,
коварно напавието на нашу Родину.

Кинооператоры отважно и муже-
ственно фиксировали на пленку ге-
роичеекую ‘борьбу доблестной Совет:
ской Армии и Флота, борьбу
бесстрашных партизан,

В оды войны советская  кинема-
тография, неемотря на трудноети во-
‚  енного времени, продолжала в огоом-
	на», «Кубанские казаки».

Крупных успехов в’ послевоенное
время добились киностудии всех
братеких республик СССР.

Па новом под’еме находится и до-
кумептальное кино—важнейшая 0т-
раель советского киноискусства, яв-
ляющаяея боевой политической кн-
нопублицистикой. Иепользуя  orpom-
ный опыт, накопленный ею в годы
войны, и руководетвуяеь _историче-
скими решениями ЦА ВКИ(б) по
идеологическим вопросам, мастера
киножурналиетики соередоточили все
свое внимание на создании фильмов,
отражающих кипучую и многогран-
ную жизнь страны, пафое социали-
стическото строительства,  еозида-
тельный труд советеких людей.

За послевоенные оды докумен:
тальная кинематография выпустила
немало выеокоидейных фильмов Ha.
разнообразные темы, высоко ‘юце-
ненных налгим зрителем.

Значительных успехов за истек-
ший период добилась также науч-
но-понулярная и учебная кинематм
графия, выпуекающая фильмы Hv
веем отраслям науки и знания.

Погем советского киноискусства
в послевоенные годы характеризует-
ся также и развитием цветного ки-
но, в области котором достигнуты
Уже первые успехи.
	Благодаря огромной изтериальной
помощи и — повседневной заботе
правительства и местных  совет-
	ских и партийных организаций за
тоды сталинской послевоенной пяти-
летки киносеть не только  лостигль
довоенных размеров, но и значитель-
но их превзотьта. Десятки миллионов
советеких людей ‘посещают кинотеат-
ры, тысячи кинопередвижек obcay-
живают сельское население, прони-
кая в самые отдаленные районы
COCP.

` За минувиие тридцать лет в
винематографии сформировалиеь и
выросли творческие и инженео-
но-технические кадры, способные
фазвивать и дальше наше  киноис-
кусство. Наряду co старыми кадра-
ми, начавиими свой трудовой путь
еще на-заре советекого кино, в. мно-
готыеячной армии  киноработников
имеетея большое количество талант:
ливой, юдаренной молодежи.

жж
	Советские фильмы завоевали бюль-
шШУю популярность и любовь во всех
	странах мира: Они ‘наглядно  демон-
стрируют во всех частях света 10-
стижения социалистическое 0бще-
	CPB.
	Hane KUHOWCKVCCTBO . заслуженно
	пользуея у всего прогрессивного
человечества славой самого передо-
вого кинонскусства в мире. Советские
фильмы в триумфом демонстрируют-
ся во веех уголках мира, куда они
имеют возможность проникнуть.

Особенно яоко — ихейно-художест-
венное превоеходетво советской ки-
нематотрафии над кинематографией
буржуазных стран, и прежде всего
над американекой, было. продемон-
стрировано в минувшем роду на
ГУ Междунаролном кинофестивале в
Чехословакии, на котором были прел-
‘ставлены почти все’ страны мирл.
На этом. кинофестивале  советекая
кинематография снова заняла пео-
Boe место по количеству полученных
вю призов. Предетавленные же на
кинофестивале фильмы. капитати-
етических стран были ярким свиде-
тельством упадка и разложения бур-
жуазного киноискусства.

Сегодня деградирующему буржуаз-
ному киноискусетву твердо и  уве-
ренно . противостоят советская
кинематография и киноискусство
	стран народной демократии. Это  на-
клалывает бсльшую ответетвенность
		году». В роли В..И. Ленина —
артист Б. Щукин,

o 3°
	«Ленин в 191$ тоду»>.
	«Клятва». В роли И. В. Сталина — артист М. Геловани.
o @ р
		Паш счет
работникам кино
	Советская кинематография вошла в повоехневную
жизнь, в быт рабочих и служащих, техников и инже-
неров предприятий страны, она помогает нам в горячем
труде, влохновляет и воспитывает в духе коммунизма.

Действительно, зайдите в залы наттих дворцов куль-
туры и клубов. С каким захватывающим интересом.
смотрят трудящиеся советские художественные фильмы,
воспевающие напгу социалистическую современность!
Неизглалимое впечатление произвел на ‘нас замечательз
ный фильм «Паление Берлина». Эта картина тлубоко
волнует Hac, потому что она с необычайной силой
реалистического. искусства воссоздает образ любимого
вождя советского народа, тениального  молковолца
Иосифа Виссарионовича Сталина, образы простых совет-
ских людей.

Особенно близки рабочему зрителю картины из завод=
ской жизни. Но труд стахановцев промытиленноети мы
ВИДИМ ТОЛЬКО В скупых калрах кинохроники.

Заслуживает одобрения такой хороший фильм, каз
«Слава труду», который правдиво показывает влохно-
венный труд советских людей в послевоенное время.

Однако этот фильм о новаторах производства, Tak HE
как и хоропий документальный фильм об’ автозаводе
имени Сталина или фильм о токаре-новаторе Г. Бортке=
виче, конечно, не могут заменить для нас полномета
ражных художественных фильмов о патриотизме совет
ских людей, совершающих трудовые подвиги во елаву
нашей Родины,
	Люди сталинской индустрии заслуживают большего
внимания советской кинематографии. Например, наш
завод «Калибр» выполнил пятилетний план по об’ему
производства еше 10 августа 1949 года, то есть за три
	года, семь месяцев и девять лней! Эта побела — итэг
напряженного, Целеустремленного труда  коллезтива
советских людей, об’единенных олним стремлением,
одной мечтой, одной непреохолимой волей. Каждый из
нас считает борьбу за выполнение плана своим родным,
кровным делом.

Завод «Калибр» признан одним из лучших предирияч
тий страны, является первым стахановеким заводом В
Советском Союзе. Таким его сделали советекие люли —
патриоты своего предприятия, своей Родины. Надо соз-
давать фильмы о передовых людях нашей промышлен-
ности. Наши кинематографисты делжиты для этого более
тлубоко изучать жизнь и работу завода, его лучших
людей.
	Широкая рабочая общественность проявляет огрозгеьтя
	Больше фильмов
о нашем сегодня
	30-летие советской кинематографии является боль-
тим событием в жизни нашей страны. Замечательные
	идейно-художественные достоинства Фильмов, создан-
ных советоклми мастерами, получили признание во всех
странах мира. В лучигих советских фильмах показана
правда жизни, раскрыты новые черты характера co-
ветских людей, патриотизм и дружба натодов СССР,
их беззаветное служение великому делу партии
Ленина — Сталина.

Болыную роль выполняет советокая кинематография
в леле борьбы за мир и Тазоблачения поджигателей
новой мировой войны.

Олнако мне, как зрителю, хочетея сделать несколько
критических замечаний в адрее деятелей нашей кине-
матографии. «Большому кораблю — большое плавание».
Поэтому и Е кино у нае болыние залросы и требования.

Скоро исполнится пять лет с исторического дня
победы нал Германией. Пять лет мирного послевоенного
труда! Сколько замечательных страниц вниеал наш народ
в летопиевь истерии Советской страны, уверенно иду-
щей к коммунизму!

Но если мы, зрители, вопомпим фильмы, созданные
в эти годы, то увищим, что еще немного ‘у нае таких
вылающихея картин oO Tepoltke послевоенных лет,
которые ‘быти бы подобны «Чапаеву» или «Падению
Берлина».

Товарищи сценаристы и режисоеры! Вы еще в долгу
перед Родиной. Вы должны создать новые фильмы
о наших послевоенных днях. Приезжайте на предирия-
тия, в научные лаборатории, институты, в колхозы и
совхозы — вы везде будете. желанными гоетями. Боль-
ще изучайте нашу жизнь и ее замечательных людей,
они Тасокажут и подскажут вам новые  влохновенные
	TEMET!
	развивается как искусство еоциали-
етического реализма. Сила ео — в
идейной принципиальноети, в уме-
нии’ правдиво и вдохновенно отра-
зить в своих произведениях  мног-
гранную жизнь великой многонацио-
нальной советской Родины в ее ре-
волюционнем развитии.

У советского киноискусства не
было н нет иных интересов, › кроме
интересов тосударства и своего HY
роха. Мастера кино берут евои темы
и художественные образы из жизни
народа, они живут его думами и чая-
ниями; великие идеи Ленина —
Сталина вдохновляют их творчество.

Советское кино росло и формиро-
валось, как воинствующее, партий-
нов, иденно целеустремленное искус-
ство в непримиримой борьбе е раз-
личными буржуазными течениями и
влияниями. (но впитывает в себя
все лучшее из смежных искусств
театра, живописи, музыки, литера
туры, и синтезирует в новом илейно-
художественном качестве. Советекое
киноискусство развивается. ках иг-

пром DAV AID Sat Um ЗЕ учат» AUS
Родине, создавая кинопроизведения 0
героических полвигах великого наро-
да. спасшего человечество от фаши-
стекого порабощения. Наши воепные
фильмы будили’ гнев и ненависть к
врагу, они звали народ Ha  евящен-
ную борьбу за честь, евоболу и не-
зависимость Родины.

Советское киноискусство за голы
войны пПоднялоеь на новую, более
высокую ступень: оно обогатилось
рядом крупных кинопроизведений.

После победоносного завершения
Великой Отечественной войны стра:
на перешла к мирному строительст-
ву. Шеред советским народом всталн
новые гранлиозные задачи.

При переходе к мирному  строи-
тельству в кипоиекусетве были до-
пущены ‘серьезные ошибки и TBOp-
ческие неудачи. Они пронетекали из-
за. забвения” основного принцита cy
циалиетичеекого HRY CCTBA—BHICO-
кой  идейности и большевиетекой
партийноети, а также из-за ениже-
ния требовательности к кинопроиз-
	RYCCTBO, национальное по форме и
социалистическое по содержанию.
	При советекюй влаети во веех союз.
	ных фреспуоликах оыли созланы ки-
ностудии и. воспитаны националь-
ные кадры киноработников.
	Отличительной чертой развития
советского киноискусства является
постоянное стремление его деятелей к
достижению новых вершин  илейно-
художественного мастерства, к CME-
лому проникновению в новые 0блз-
ети, в новые жанры. Этому учат
нае большевистекая нартия. великий
вождь и учитель товариш Сталин.

В годы мирного строительства, в
тоты сталинеких пятилеток совет.
	велениям, что привело к снижению
идейно-художественного Уровня ряда
фильмов и к допущению в них идей-
но-политичееких ошибок. Централь-
ный Комитет партии в своем постя-
новлении `<0 кинофильме «Больная
	жизнь» не только векрых эти грубые
‘ошибки, но и указал пути их пеодо-
ления.

Работники советской кинемато-
графин, вооруженные историческими
решениями Центрального Комитета
`ВЕП(б) по вопросам литературы и
искусства, е огромной энергией взя-
лись за’ претворение их в. жизнь,

За годы, истекшие. после истори-
ческого посталювления ЦК ВПО)
«0 кинофильме «Болыная жизнь»,
было создано болыное количество
‘новых высокоилейных хуложеетвен-
ных, документальных, , научно-пону
лярных и — мультипликационных
фильмов различных жанров и нараз-
нообразные темы, получивших выео
кую оценку налиего народа.

Наиболее значительными Ффильма-
ми. свилетельствующими 9 новом

HO] eM@ совотекого RITHONCRYCCTB,
являются: «Сказание о земле Сибир-
ской». «Сельская учительница».
	огновные движущие силы нашего   «Суд чести», «Русский вопрос»,
общества. «Далекая невеста», «Алишер На-
Кинематография успешно справля-   воя», «Жизнь в цитадели»,  «Пол-
	ется © почетной и ответственной за-   виг разведчика», ® «Адмирал - Нахл-
	Jaye, ©  созланием фильмов 00 мов», «Молодая гвардия», «Повесть
		ue

`Советскчй зритель пред’являет серьезные требования
и Е работникам научно-технического фильма.

2а годы советской влаети народ необычайно вырос.
Техника вошла в быт народа. Поэтому огромен интерес
широких масс трудящихся к научно-популярчым, Ha-
учно-техническим и научно-учебным фильмам.

Почему же так мало выпускается полнометражных
картин такого содержания? Почему часто так малосодер-
	жательны  демонстрируюнтиеся  научно-лехнические   ская кинематография создала значи-
фильмы, к тому же посвященные, тлавным образом,   Тельное количество ae B филь:
вопросам биологии? Почему, наконец, за последнее   МВ на современные темы. В них с

большой силой жизненной * правлы.
время с экранов исчезли киножурналы «азука и тех   one
	ника»?
< 0
Советское кино любимо натотом.
	были показаны пафос социалистиче-
ского строительства, становление п
развитие новых, социалистических
отношений, руководящая роль боль-
шевистской партии в революционном
преобразовании страны,  животвор-
ный советский патриотизм, морально-
политическое елинство говетекого of-
	разотников   Нолитическое единство советского 09-
щества и дружба наролов СОСР. как

Е watT_
	Советское кино любимо наролом. Наиги киноэртаи-
зации должны учитывать запросы и. критику со еторо-_
ны широких масе трудящихея и почаще проводить ветре-
чи зрителей с мастерами кинематографии:

Повышение нахчно-технических знаний через кино,
	руководящих
		создают. Советская кинематография   интерес к выпуску новых советских фильмов. Министез-
	является верным помющником боль-
шевиетской партии в коммунистиче-
ском воспитании народа.

Под знаменем  социалистичеекого
реализма, нод руководетвом своего
любимого и мудрого вождя товарища
Сталина, работники советской кине-
матотрафии будут и впредь созлавать
новые глубоко идейные и выгокоху-
дожественные произведения, достой-
ные сталинской эпохи.
	ство кинематографии СОСР через Главкинопрокат долж-
	арода.   но обеспечить дворцы культуры и клубы наших mpei-
социалистического ириятий. имеющие кинотетановси своевременнеги поз
	приятий, имеющие кикоустановки, своевременным 19-
казом всех наших лучших фильмов. А то обычно рабо-
чие клубы получают эти фильмы © большим опоздал
нием.
	Н. РОССИИСКИЙ,
старший мастер завода «Калибр», лауреат Сталин-
ской премии.
	сказывающей о том, Kak ученые
Эстонии поняли неразрывную вязь
науки с жизнью, стали елужить сво-
ему народу.

В истекшем году киностудии брат-
ских республик порадовали зрителей
выпуском таких картин, как «Рай-
ние» — 0 выдающемея латышеком
поэте-революционере (Рижекая сту-
дия) и «Константин Заслонов» — д
славном сыне’ белорусского народа
(Минская киностудия).

Дальнейший рост советского из
кусства лежит на пути расцвета всех
его национальных отрядов... Метал
социалистического резлизма, указан-
ный нам товарищем Сталиным, от-
нюдь не предполагает уничтожения
национального своеобразия искусет-
ва, основанного на фазличной матез
риальной и духовной культуре ‘от
дельных народов. п

Метод социалистического резтизиа
зовет к жизненной правде, к гтубо-
кому проникновенню в илейнтю
сущность явлений, поступков дей-
ствующих лиц, в их характеры. Ват
почему именно фаскрытие напио-
нальных черт характера наших ree
роев — представителей различных
народностей СССР — приблизит нас
к верпгпинам резлистичеекого изкус-
ства, национального по форме. co«
	циалистическото по содержанию.
	В наших фильмах должны найти
дальнейшее отражение и раскрытие
смысл и значение великого учения
партии ЧЛенина-— Сталина и образы
передовых советских людей — строиз
телей коммунизма. Показывая  пат-
фиотизм советских людей, их Mo-
рально-политическое единство, = их
превосходство над людьми, заражен-
ными растленной моралью капитали-
стического общества. бичуя вее кос-
Hoe и отсталое, разоблачая замыслы
поджигателей новой войны, киноис-
кусство народов СССР будет и впредь
служить делу партии, делу натода,
воспитывая ег в духе комичунизма.
		кино с народом несомненно будут способствовать даль-
нейшему росту перетовой советской кинематографии.
	Академик А. МИКУЛИН,
Герой Социалистического Труда.
		русской кинематографии были такие
зналительные фильмы, как «Кастусь
Калиновский» В. Гардина — о борь-
бе белоруеского крестьянетва против
самодержавия и: помещиков, «Отель
«Савой» А. Файнциммера — о годах
тражданской войны в Белоруссии, «В
огне рожденная» В. Корша — © в03-
	рождении Белоруссии после Октября
и др. Ценные произвеления создали в
Белорусекой киностудии в дальней-
шем В. Кориг-Саблин, М. Садкович
и другие режиссеры.

В Азербайджане кинопроизводетво
возникло еще в 1923 году, в Узбе-
кистане—в 1925 году, в Туркмении
и Талжикиетане — несколько 1п0з-
же. Но благотворная. помощь рузеких
мастеров. взаимное общение с творче-
скими работниками киностудий  Со-
ветекого Союза. рост своих кадров
	художественной интеллигенции CO-
действовали быстрому ‘приобщению
	всех союзных республик к тому вы-
сокому уровню, которого достигло со-
ветское киноискусство. Так, натри-
мер, фильм «Дуфеун», поставленный
в Ашхабалекой киностудии Е. Ивано-
вым-Барковым и Алты  Карлиевым,
был Удостоен Сталинской премии.
Поистине гранлиозен путь, прой-
денный  киноиекусством  братеких
республик. От несовершенных кар-
тин первых лет. вроде «Легенды 0
левичьей башне», «Вэлы», «Нател-
лы» и других, пыФавитихея втиснуть
новое социальное содержание в при-
вычные ‚ нормы канонов и жанров
старого искусства; оно пришло к вы-
сокоидейным художественные произ-
велениям. отмеченным признанием
	народа.

Вероломное нападение гитлеров-
ских захватчиков на нашу социали-
стическуо Родину. нанесло большой
урон и советской кинематографии.
Выбыли из етроя крупнейпие кино-
студии Ленинграда, Киева, Одессы,
свернул работу Мосфильм, но поста-
повка фильмов была перенесена в
Тбилиси, Ереван, Алма-Ата, Ташкент,
Ашхабад. Работники кино обратили
всю силу своего искусства на созда-
ние. фильмов, помогающих народу в
героической борьбе за честь, свободу
	Партия пришла на помощь рабют-
никам киноискусства.

Работники кино творческими де-
лами ответили на постановление ПК
ВКП(б) «0 кинофильме «Больная
жизнь». Весь ‘свой талант, вею энер-
гию они отдали решению почетной за-
дачи-— создавать высокоидейные, вы-
сокохудожеетвенные фильмы 0 нашей
современности. И среди семи художе-
ственных фильмов, удостоенных Ста-
линских премий за 1947 год, мы ви-
дим картины, созданные в киноету-
диях Украины («Подвиг  развелчи-
ка», режиссер Б. Барнет), Узбеки-
стана («Алишер Навои», режиссер
К. Ярматов) и Эстонии («Жизнь в
цитадели», режиссер Г. Раппопорт).
В следующем году этот список попол-
нилея картинами: «Третий удар»
И. Савченко — о разгроме немепких
войск в Крыму, о торжестве  тени-
альной сталинской стратегии (Киев-
ская киностудия), и «Далекая неве-
ста» Е. Иванова-Баркова — о ста-
линской дружбе народов, о с0зидз-
тельном труде и счастливой жизни
трудящихея Туркмении  (Ашхабад-
ская киностудия).

Присуждение Сталинской премий
фильму «Визнь в цитадели», создан-
ному. в творческом содружестве
эстонских и русских работников ки-
	  НЮ, —— яркое свидетельетвео роста На-
циональной кинематографии молодых
	советеких республик Прибалтики.

Как и в других республиках СССР,
киноискусство в Латвии, Эстонии и
Титве родилось только после устано-
вления в них советской власти. Й
так же, как в других республиках
СССР, становлению и развитию ето
оказали неоценимую помощь   звор-
ческие работники русской кинемато-
графии.

В активе киностудий Прибалтики
— фильмы латвийской кинематогра-
фии «Возвращение © победой» по
пьесе В. Лациса, о борьбе латвийеко-
го народа ©  немецко-фашистекими
захватчиками; фильм литовекого про-
изводетва «Марите» о героине литав-
	и независимость любимой отчизны. DB
студиях Средней Азии поставлены
были такие картины, как «Радуга»,
«Нашествие», «Секретарь райкома»,
«Как завалялась сталь», «Человек
№ 217»; «Два бойца» и многие дру-
гие. .

Несмотря на TPYIHOCTH  BOeHHOTO
  времени, Тбилисская студия выпу-
стила: большой художественный  ис-
торический фильм «Георгий Сзакад-
зе» в постановке М. Чиаурели. К
Этому времени отноеится и ©оздание
в Ереванской киностудии фильма
«Давид Бек», армянекого кинокон-
перта и др.

Победа, одержанная советским на-
родом нал темными силами фашизма,
дала возможность мастерам искусетв
вернуться к работе в нормальных
производетвенных условиях.

Первые послевоенные годы озна-
меновались выпуском ряда новых
ценных произведений, созданных В
студиях братеких республик Союза.
Характерно, что среди художеетвен-
‘ных кинокаутин. получивигих Ста-

Г

линскую премию за 1945 por, была.
	музыкальная комедия «Аршин мал
‘алам», поставленная в Бакинской ки-
‘ностудии по произведению вылающе-
гося` азербайджанекого композитора
Узеира Гаджибекова режиссерами
Рза. Тахмасибом и Н. Лещенко.

Огромным Хостижением всей го-
ветекой кинематографии был выпу-
щенный в 1946 году Тбилисской ки-
ностудией (в содружестве в москов-
скими  киноработниками) фильм
«Клятва» М. Чиаурели по сценарию
М. Чиаурели и П. Павленко.

«Ёлятва» — новаторекое, этатное
“троизведение советского кино, с от-
ромной впечатляющей силой расска-
зывающее о победах нашего народа,
нашей страны, достигнутых под ру-
коволетвом любимого вождя товарища
Сталина.

Однако не все нани кинопроизве-
дения по своему идейному и художе-
ственному качеству удовлетворяли
требованиям советского зрителя. По-
авилиеь отдельные слабые. неполно-.
	ценные, а порой и просто ошибочные
произвеления.
	ского нарола -—— Марии Мельникайть: народный артист Армянской
«Жизнь в цитадели», — по пьесе эс- ССР, лауреат Сталинской пре-
тонкого писалеля А. Якобсона, р35= мии.
	опиалистическое 10 COMED ARO,
национальное 00 mMonMe
	СТЬЮ -— BOT OOPaSNH, ROTODLIM сле-
	PAVE TUE Vs sei NER ТУ ЗО RAE TNE Pe _
картины:   довал автор при постановке филь-
«Большая ма «Арсен», тепло принятого зрите-
° беря)   лем. .
	Еще больший успех выпал на до-
лю большого историко-революционно-
то фильма М. Чизурели «Великое за-
рево», в котором грузинская кинема-
тография впервые ставила и решала
	‘ответ-твеннейшую задачу — пока-
	зать на экране образы великих вож-
дей Октября — Ленина и Сталина.
Путь, пройденный украинской и
трузинской = кинематографией, BO
многом характерен и для других
братеких реепублик СССР. у
На долю автора этих’ строк выпа-
ла честь быть в числе зачинателей
армянской советской  кинематогра-
	фии. Цервым. художественным филь-
	MOM Армянкино была  экранизалтия
романа армянского писателя А. НГир-
ванзаде «Намус» («Честь»), осуше-
ствленная мною в. 1926 голу в Тби-
	лисской киностудии. Это было быто-
вое, . реалистическое произведение,
показывавшее косный быт армянской
мелкой буржуазии. Борьбе рабочих
Закавказья против  капиталиетиче-
ских угнетателей был посвящен по-
ставленный иною фильм «Дом нз
вулкане». В дальнейшем в Армении
были осуществлены постановки Ta-
	ких картин, как «Нено», удоетоен-
ный Сталинекой премии фильм. «Зан-
гвзур», фильм из истории армянского
народа «Давид Бек».

В первые годы существования ар-
мянекой кинематографии над поста-
	новкои фильмов
		работали также
П. Бархударян,.
угивоеян. C. Re-
	Историю советской кинематогра-   киностудии были созданы удостоен-.
фии. пройденный ею путь идейного и! ные Сталинских премий картины:
	«lope» А. Ловженко.
	созлан-  жизнь» 1. Иукова (первая серия),
	творческого роста нельзя предега-.
	вить себе 0ез пооизведении.
	ных мастерами кино воех республик : правливо отображающая трудовые по-
	Gorereroro (01032.
		a

Кинематография братеких респуб-  большая историческая эпопея «Бог-
	лик СССР — детище Октября, Онз
росла и развивалась в тесном взаи-
	молействии между ее отлхельными от-.
	рядами, в постоянном творческом 00-
шении и при активной номонси Ma-
стеров русского кино. Появление та-
ких фильмов. как «Броненосец
«Потемкин» С. Эйзенштейна, «Мать»
я «Конен Санкт-Петербурга» Be.
Пуловкина, произвело переворот в
мировой кинематографии. Естеетвен-
HO, что эти работы оказали решаю-
шее‘влияние и на развитие молодого
кинойскусетва воветеких националь-
ных республик.

Немало ошибок было допущено на
первых порах, но при помощи мулро-
го руководетва партии большевиков:
киноискусство вышло на настоящую
широкую дорогу подлинно передового
реалистического творчества.

На Украине расцвел талант заме-
чательного ‘соретекого” художника
Александра Довженко. Вдохновенно-
му поэтическому его творчеству ‘с0-
ROTC ROR RHO обязано появлением та-
	ких фильмов, как «эемля», «Арее-
нал». «Иван», «Аэроград», «Щорс»,
— фильмов. наравне с лентами 9й-
зентттейна, Пудовкина, Эрмлера, Г. и
С. -Васильвых и других мастеров
формировавиих творческий — Луть
развития советской кинематографии.

Украинская кинематография дала
немало ценных Фильмов. в которых
	HANETH отражение различные  сторю-  вин
ны жизни и трула украинского на-  рели.
рода. его истории, его борьбы 3a; М
	дан Хмельницкий» Й. Савченко. от-
меченная глубоким  проникчовением
в исторические судьбы украинского
народа.

С полным правом может гордиться
достижениями своего киноискусства
Советская Грузия.

Уже в ноябре 1922, года И. Цере-
етиани закончил в Тбилисекой сту-
дни картину «Браеные  дьяволята».
Этот фильм, насыщенный подлинной
революционной романтикой, свиде-
тельствовал о больших творческих
возможностях грузинского кино.

За короткое время в грузинской
советской кинематографии выдвину-
лись на самостоятельную творческую
работу Николай  Шентелая, Сико
Долидзе. Давид Рондели. Г. Макаров,
Лео Эсакия, Kora  Микаберидзе,
3. Беришвили, Михаил Геловани,
Михаил Калатозов и другие. К этому
же времени отноеитея и начало ре-
жиесерской работы в кино Михаила
Чиаурели. В произвелениях кинема-
тографистов Грузии находили все 69-
	лее и более правдивое отражение за-
мечательные дела и дни Corowa sed
истории грузинекого народа.

Среди поставленных в Тбилиеской
студии фильмов — и комедийные
картины ва современном материале,
и фильмы из истории революционно-
то движения трудящихся Грузии. Ё
числу последних отно-ятся  «Поелед-
ний маскарад» и «Apeen» M. Unay-
	pola, ero истории, ето борьбы за’ Произведения народного  творче-
установление советской власти и но-   ства, пословицы, сказания © их эпи-
строение  сопиализма. В Киевской! ческой простотой и монументально-
	М. Геловани, А. Маутиросян, С:
		значительное количество фильмов
созлано воветекой белорусской кине-
	Среди первых произведений бело-
	творче-   создано CORE
х эпи-   матогоафией.