ODE
грузинско
	OCT
	убожник-большевик
	Борис Петрович
Чирков
  ©

‘сима. Он выступает злесь в каче-
‘`етве члена ЦКЕ, отетаивающего ли-
нию партии от наскоков предателей
и капитулянтов. Й зритель радост-
ным шопотом встречает появление на
  экране етарого и любимого друга,
  узнает знакомую, чуть лукавую
улыбку, знакомые, светящиеся задо-
ром, умом глаза: «Привет, товарищ
Максим!». Зритель уверен, что преда-
телям и капитулявтам придется ту-
го. Максим до них доберется!

Вместе с Максимом мужал, poe
Чирков, как бы вместе со своим геро-
	ем. прошел он большой путь от 030р-.
	ного ‚фабричного паренька с гитарой
в руках до выдающегося государет-
венного деятеля сталинской школы.
Чирков настолько полюбил эту роль,
что, она, по собственному его призна-
нию. стала для него частью биогра-
	фии. «мизнь человека, которого я
изображаю, течет на протяжении
	‚многих лет, характер его меняется, и
мне кажется, что я живу, стареюв и
учусь вместе с ним. Это как бы мой
лвойник. Двойник, которым я руко-
вожу и формирую его характер. Я
даже не могу точно разграничить,
тде кончается один и начинается
другой — так все перемешалоеь в
нас обоих...>..

Разумеется, это.слияние достается
огромным, часто мучительным, но
в то же время всегда радостным, твор-
ческим трудом.”

В трилогии о Максиме с особенной
силой сказался талант Чиркова, от-
лично владеющего искусством пере-
воплощения. Однако это искусство
характерно и‘для других ролей, ис-
полненных мастером советского ки-
нематографа. В длинной галлерее юб-
`разов. созданных Чирковым, мы ви-
дим самые разнообразные и ‚даже не-
ожиланные фигуры: хитрый кресть-
янин в «Чапаеве» и батько Махно в
«Пархоменко». солдат Евтушенко в
«Человеке с ружьем» и Роман в
«Минине и Пожарском», красноар-
меен Антотга Рыбкин и Глинка, pa-
	бочий патюнех Максим и академик
	Верейский. Нв менее широк диапазон
	актера и в театре, — припомчим хо-
	тя бы искрящетовя юмором, вызыва-
ющего непрерывный смех детей
чарковского банчо-Панеа, сыпранно-
о им вепектакле Ленингралекото тю-
за «Лон Кихот». Он играет в «Темпе»
Н. Погодина скромного и суматоттного
Максимку, по-новому стремится тра-
ктовать Самозванна в «Борисе Голу-
нове», создает полную романтики
фигуру жизнерадостного Тиля Улен-
	шиигеля, © блескэм играет Семена в
	«Плодах просвещения» и попа в
я 0 попе иоо работнике его
Балде». Из последних Театральных
‘работ высокую оценку получила его
игра в тургеневском «Нахлебнике»,
поставленном Студией киноактера.
Здесь он’исподняет заглавную роль.
Но кого ‘бы ни играл актер, где бы
он ни появлялея—на сцене, на экра-
не, — ео’ творчество всегда направ-
лено к большой цели, всегла бьется
в нем Живая, ищущая мысль. Мне
приходилось ветречатьея с актером
  Ha протяжении многих лет, и я по-
  стоянно видел в нем беспокойство,
` желание сделать что-то новое, elite
более совершенное. Это — святое
` беспокойство, без которого нет истин-
ного искусства.
Время иногое стирает в памяти.
Стерлись в памяти, увы. и многие
фильмы. многие пьесы, многие роли.
Однако стоитевае спросить: а пом-
ните ли старика-крестьянина в «Ча-
паеве», .ингущего «куда потаться»,
и перед вами. сразу встанет образ де-
‘ да-середняка с его неповторимыми
интонациями, полными самых слож-
ных оттенков, с его лукавым взором
из-под седых бровей. Олин раз появ-
ляется в фильме этот дед, не бэльше
сета метров пленки занял вееь этот
	грессивной мысли, его светлой веры
в человека. И потому-то Джонсон был
глубоко тронут тем, что в далеком
Узбекистане актеры, только что
узнавиме ПТекепира. правдиво рас-
сказали ему 0 трагической судьбе
Отелло.

_ В этом спектакле Дезлемону играла
Сара Ишантураева. Несколькими го-
Дами О она исполняла роль
Офелии «Т амлете». Узбекская
актриса, eyueda раскрыть самое глав-
ное, важное, основное в шекспиров-
ских образах — их благородство, ли-
ричность, ботатый духовный мир.
Своими образами она утверждала
красоту человека, прославляла ето
силу, веру в торжество еправедливо-
сти.

Наилучнгее воплющение централь-
ная тема Ишантураевой — раскры-
тие великой силы человека, ето стрем-
ления к свободе, к счастью — на-
ила в образах Катерины и Ларисы в
бессмертных произведениях Остров-
ского. -
` dlapueca в исполнении Ишантурае-
вой — вершина творчества замеча-
тельной актрисы Узбекистана, одно
из крупнейших достижений советеко-
го театра. -

Национальная узбекская драма-
тургия неразрывно связана с именем
Сары. Ишалтураевой, Многие драма-
турги обязаны своими успехами ее
чудесному таланту. Проникновенным
воплощением женских образов Совет-
ского Узбекистана Сара научила их
более глубоко и разносторонне отра-
жать светлый облик современницы.

Сару Ишантураеву можно вилеть
не только на сцене Театра им. Хамза.
Она желанный гость и в районных
центрах, и в колхозах, и на строй-

ках. Ее везде ветречают © огромным
воодушевлением. Она подлинная точь
народа. Узбекский народ любит ee 3a
то, что она своим прекрасным талан-
том будит в нем лучшие чувства,
призывает к борьбе за коммунизм.

С.. Ишантураева — подлинно на-
родная актриса, всем своим творче-
ством связанная с народом, и для нее
труд для нарола являетея  выешим
счастьем и награлой.

Немногим отлична от жизненной
сульбы Сары Ишантураевой биотра-
	фия Амана Бульмамедова, народного

эпизол, но кав мудро, е какой тлуби-
ной обобщения сыгран он Чирковым!
Й это потому, что даже маленькая ряа-
бота озарена большой целью, большой
МЫСЛЬЮ. и

Кстати сказать, эта роль вначале
не удавалась Чиркову. Но на помощь
пришла сама жизнь Чирков начал
припоминать своих деревенских зна-
комьтх, ветречи с крестьянами, влруг
припомнил давнишинего своего прия-
теля ямшика Семена Телегина. его
речь, его интонации, и фазом исчезла
фальшь, появилось чувство достовер-
ности, появилось искусство.

Это был не случай, нет. Это —
метод работы актера, всегда ищущего
в жизни, и только в жизни, образы,
сравнения, примеры, обогащающие
‘роль. Так, Чирков в свое время в
течение лвух лет преподавал в сэвет-
“ской школе, и запас жизненных на-
блюдений сильно помог ему в работе
над фильмом «Учитель». Во время
работы над образом академика Зерей-
ского он изучал биографии  въылаю-
щихся ученых — Бурденко, Вишнев-
ского, Лысенко. Он пробует несколь-
во десятков гримов, прежде чем оста-
новиться на намболее характерном.
для образа. Он жадно читает лите-
ратуру, имеюцстю хоть какое-нибуль
отношение к роли, которую ему лред-
стоит сыграть. Он участвует в с03-
дании фильма «Минин и Пожарский»
й «устремляется в семнадцатый век».
холит в Исторический музей, снова и
снова потолгу стоит в Третьяковской
таллерее перел полотнами Ваенепова
и Сурикова. Так возникает образ
куестьянина-патриота, боровшетося ©
польской игляхтой, образ самобытный
и глубоко национальный.

Борис Чирков принадлежит к слав-
ной плеяде мастеров русского театра
послеоктябрьского, советекого перио-
да, плеяде, впитавшей в себя. луч-
шие традиции русского искусства и
всеми помыслами, всем творчеетвом
связанной с делами и борьбой ново-
го, советского, социалистического 06-
щества. Как все мастера этого поко-
ления, он вышел из народа. Rar pce
мастера этого поколения, он обязан
своим движением, расцветом своего
дарования Октябрьской революции.
Советскому тосударетву. Он родился
в рудничном поселке, его дететво и
школьные годы пронели в затерянном
среди лесов и снегов северном герод-
ке Нолинске. Сонный это был городок
и глухой. Октябрь ворвался в него,
проеквозил своим ветром, поднял в
нем новые, казалось бы, спящие еи-
лы, открыл таланты. В Нолинеке в
первые годы революции начал зани-
маться в театральном кружке Чир-
ков. из Нолинска, работая в местном
любительском театре, на дровнях от-
правлялея вместе с театром в уезд, в
дальние, мелвежьи углы. И здесь, в
Нолинеком уезде. по существу, Ha-
чалаеь сценическая жизнь Чиркова,
его жизнь советского актера. Отеюда,
из Полинека. уехал он в Петрограх,
чтобы там, в Институте сценических
искусств, пройти первую школу ма-
стеров. :

Новое поколение мастеров не толь-
ко подняло на новую ступень наше
театральное и кинематографичеекое
искусство. Мы знаем этих мастеров
и как гозударственных и общеетвен-
ных деятелей. Таким  государствен-
ным деятелем является и Борие Чир-
ков. Он не раз представлял интерееы
нашего народа, будучи делегатом и
на Международном конгрессе про-
грессивных деятелей кино в Италии,
	и.лелегатом на междунаролных фес-
	тивалях во Франции и в Чехослова- 3
вии. Большой активноетью отмечена 1
его хеятельность в качестве депутата 2
Morroreroro Созета. Ч
	Работники кинематографа и теат-.
	ра горлятея честью, оказанной Бори-
су Чиркову — одному из виднейших
мастеров советекого искусства. Мы
уверены, что Борис Чирков, верный
	слуга народа, оправлает эту большую.
	честь! —
Алексанлр ШТЕЙН.
	артиста ССОР, руководителя  Турк-
менекого театра им. Сталина.

В дететве он пас отары овец на
привольных холмах родной земли,
невлалеке от крепости Геок-Тене.
Юный пастушонок, или, как их на-
зывают в Туркмении, «чекинэ», увле-
ченно распевал песенки, недавно
услышанные от проходивиеих через
пески народных певцов. В этих пес-
нях было много печали и горя, в них
была великая TOCKA о счастливой
кизна, о светлом будущем. Аман ме-
чтал о своем, национальном театре, 9
том. как его народ приобщится к те-
атральному искусству.

И когда советская власть предоста-
Вила возможность, молодой Аман вме-
сте с такими же как и он энтузиаста-
ми начал строительство родного те-
arpa. Ha первых порах театр не-имел
помещения — артисты играли в ло-
мах, в чайханах, шли пешком по
нескончаемым пескам-из одного на-
селенното пункта в друтой, несли в
народ свое искусство.

Так было. А тенерь туркменский
народ имеет драматический театр,
театр оперы и балета, филармонию.
Аман Кульмамедов — зедуший актер
н руководитель драматического теалт-
ра. В его формировании как худож-
ника огромную роль выграл русский
театр. Он научил ето серьезно и от-
ветственно относиться к профессии
актера, имеющей большое общеетвен-
ное значение. Братья по русскому
теллфу помогли талантливому турк-
менскому актеру решать самые труд-
ные творческие задачи,

Аман: Кульмамелов — зрелый,
опытный художник сцены. Ето ре-
пертуар чрезвычайно разнообразен:
Он играет Городничего. Отелло, воин-
ственного Кеттир-Оре; в еРо’ репер=
туаре Захар Бардин, Франп из «Раз-
бойников», ‚командор из «Овечъьего
источниках и т. д.

Кульмамелов много сил оттает соз-
данию современного, актуального ре-
пертуара: национальные драматурги
в его лице вилят хорошего наетавни-
ка, и друга. Он заботливо. по-хозяйеки
относитея к молодым авторам. воепи-
тывает их. помогает им нанлучиим
образом воплотить свои замыелы.

Мололые Актеры театра учатея у
	Вульмамедова BHICOKOMY мастерству,
	го театра
		Атитировать за на-
ших  канлилатов —
задача ралостная и
благодарная. Вель это
лучшие сыны и 10-
чери народа. их
жизнь, ‘их. славные
на вит. и часто

°

Василий Павлович
’ Соловьев - Седой

°

`Трудящиеся
‘трада избрали ето де-
путатом”
- Совета.

щенин-
тородекото

Вскоре после ието-
рическотго  постанов-.

дела у весел   ления ПВ ВЕП(5) об опере «Вели-

сами избирате- кая дружба» В. П. Соловьев-Селой
	AH дополняют рассказ доверенного 2
кандидате новыми фактами, своими
личными наблюлениями.

В этом мы могли убедиться на е65-
ственном примере. Предвыборнае 2о-
вешание Сверлловекого избиратель-
ного округа г. Ленинграла лозерило
нам агитировать за канлилата в 1-
путать Совета. Союза Василия Павло-
вича Соловъева-Селого. Избиратели,
когда речь захотит о леятельности
нашего канлилата, лополняют нас. д6-
HATCH своими впечатлениями, лают
СВОЮ оПенЕу тем или иным произве-
дениям композятора.

Работа В. П. Соловьева-Селого —

его произведения, неизменно выно-
симые на сут миллионов людей,
	столь хорошо известные и столь ЛЮ-
	бимые народом, служит. можно ска-
зать, самой лучшей, самой краеноре
чивой агитацией за его кандидатуру.

Василий Павлович Соловъев-Селой
принадлежит к поколению Ar,
чья сознательная жизнь началась в
условиях советского строя и чья лея-
тельность определилась уже в натив
счастливое время, когла перед талан-
тами из нарола открылась широкая
зорога, развития, расцвета. совезшен-
ствования.

Бомпозитор вспоминает, как мале-
чиком он забиралея в пустой зал ки-
нотеатра, находившегося по соседет-
ВУ с его домом, и часами иупровизиы,
ровал на рояле. В то время это была
для нето, сына дворника, елинствен-
ная возможность удовлетворить свою
страстную тягу Е музыке,

В 1929 году будуший композитор
поступил в музыкальный техникум.
Его способности обратили на себя
внимание педагогов. В 1935 голу Вз-
силий Павлович успешно закончил
Ленинградекую консерваторию по
классу компезитиии.

Песня стала главных и излюблен-
ным жанром в творчестве композито-

_ ра.-Несня Соловъева-Седого — это та
лоходчивая, полнимающая силы. на-
сыщенная активным отношением к
жизни песня, о которой в AapoTe
поется, что она «етроить и жить по-
мотает». Согретая живым чувством,
русская по духу, всегда свежая, от-
меченная новизной и в то же время
легко запоминающаяся, —такова эта
песня, нашелшая дорогу к сердцу на-
рода.

В готы Веливой Отечественной
войны песенное творчество Соловье-
ва-Седого получило всенаролную по-
пулярноеть и признание. На фрон-
тах и в тылу советские люли пеле
«Вечер на рейде» и «Песню еме-
лых», «Играй, мой баян» и «Соло-
ВИ», «Давно мы дома не были» и
«Матросские ночи», «На солнечной
поляночке» и «Пора в путь-дорогу».

В годы войны композитор бывал
на фронтах, встречался с советскими
воинами, много раз выступал перед
фронтовой аулиторией.

Слава В. П. Соловьева-Седого —
это слава подлинно наролно№ комно-
зитора. Советские люли награждают
таким признанием тех художников,
которые своим искусством верой и
правлой служат нафолу, творят AIA
народа, ечитают сул зрителей и елу-
шателей высшим для себя судом. Та-
ков Василий Павлович Соловьев-Се-
лой. И народ пенит его искусство.
Творческие вечера композитора в
концертных залах, клубах и дворцах
культуры Фенинграла собитают. ог-
ромные аудитории. Василий Павло-
вич дважды удостоен Сталинской
премии за лучшие из своих песен.
	возглавил ленингралевую оргзниза-
цию композиторов. Под его DYROROI-
CTBOM произошла коренная перестрой-
ка работы этой творческой ортанийза-
ЦИИ.

Попрежнему тесно: связан Соловъ-
вв-Селой © ‘тероями своих песен.
В этих крепких дружеских свя-
зях кемнозитор черпает новые твор.
ческие силы. Его герой, расставшись
с похолной шинелью, вернулся к мир-
ным лелам, готовый и тут совершить
болеттой человеческий полвиг. Эта, че-
	ма влохновенно воплощена Соловье-
в-ту-Солым в ёго послевоенном пикле:
	песен —— «Сказ ю солдате», Лучитие
песни этого пикла-тавие, как «Воз-
вратение», «Величальная», «Гле же
вы теперь,  друзья-однополчане» —
широко бытуют в народе. Самые пог-
летние работы  композитора— песня
«Ветюеча со Сталиным», марш нахи-
	мовнев и MATPOCChAA MOCHA YS RAH:
	фильма  «Очастливото плавания».
«Стуленческая порожная», «Coane
встает» отмечены тем же глубоким
проникновением в дузовный мир го-
	РотРкого человека. той же свежестью
	И коасотой, тем же сердечным теп-
	лом, что и вее лучшие песни Соловь-
ena. Cem.
	Вомпозитор постоянно  совершен-
ствует свое мастерство. Мы ждем от
него. новых значительных произве-
дений, в частности, многого ждем от
новой редакции балета «Тарас Буль-
ба». нал которой в настоящее время
	04а», Hal которой в настеящ
работает Василий Пазлович.
	Своей общественной деятельностью
Соловьев-Селой также снискал увЗ-
жение и  доверие трудящихся. Ва 1е-
путат Ленинградского городского Co-
вета он принимал деятельное уча-
стие в восстановлении горола, в 032-
ленении улиц, в решении многих
больших и малых вопросов, связан-
ных с нуждами трулящихея, Ленин-
	гралиы знают и любят Соловьева-©е-
	лото. Его кандидатура в Верховный
	Совет СССР. вылвинутая коллектива-
ти завода им. Валинина. завода ‘им,
	Молотова, завола «Севкабель» и дру-
гих прелириятий, единодуцено под-
тержана во веем Сверлловеком изби-
рательном округе. Любимый coper-
ский композитор, непартийный боль-
шевик, Василий Павлович Соловъев-
Селой будет нашим достойным прея-
	ставителем в верховнеом органе гобу-
дарственной власти СССР.

Агитируя за кандидатуру В... П.
Соловьева-Селотго. мы повеюду стал:
	киваемея. с проявлениями глубокого
интереса и уважения трудящихся к
советскому искусетву — самому пе-
	пеловому искусству в мире. И отоал-
	Но видеть, чуветвовать, кавкои горя-
чий отклик находит у избирателей
ната агитация за кандидата в депу-
	таты-——одного из ярвих представите-
лей искусства, творчество  которото
любиио миллионами советских лютей.
	Доверенные лица Свердловского
избирательного округа гор.
	избирательного
Ленинграда.
	- Bopae Чирков на-днях вернулся в
Москву из Саратовской области. В
торотах Вольскеи Балаково он выету-
	  пал перед избирателями. оказавшими
	т

сима», «Учитель», «буд чести». Та-
ким образом Teper избирателями вы-

Anata представляется нам уместной

ему доверие. Mo BHLIBHHYBHIMMH 919
кандидатуру в Верховный Совет,

СССР, До приезха_Чиркова на экранах.
Вольска и Балаково вновь лемон-

‘стрировалиев фильмы «Юность Мак-

ступал не только Борие Чирков, но и
Tepou, © HM. созданные” — большевик
Максим, сельский учитель Степан
Лаутин. акалемию Верейский.
Подобная форма агитации за кан-

и удачной не только потому, 4TO
в этих фильмах Чиркову удалось вы-
лепить художественно цельные обра-
зы людей нового мира, но и потому,
что в этих фильмах отчетливо вы-
ступает образ самого Чиркова — че-
ловека нового мира, нашего совре-
менника, художника-большевика.
Помнится, во время с’емок «Суда
чести» с оеобой тщательностью, с
огромным волнением готовилея весь

постановочный коллектив к кульми-

национному эпизоду фильма — 06-

ный

винительной речи Верейского на су-
де. Операторы «примеривали» свет,
искали наиболее выгодные «точки».
Директор. группы планировал на
с’емку этого, эпизода несколько дней.
И как же были поражены все, когда
Чирков произнес эту речь так, что
даже не потребовались обычные в
кинематографе повторы, «дубли».
Он произнее эту речь, не переводя
дыхания, с такой глубокой искрен-
ностью, с такой личной заинтересо-
ванностью, что «лубли» лишь иб-
портили бы неотразимое впечатление
его речи, лишь снизили бы силу ее.

Потом, на встрече со зрителями,
Чирков об’яснял, отчего он с такой
легкостью произнее этот труднейший

и ответственнейший монолог. Дело:

было не только в той огромной рабо-
те, которую проделал Чирков ло
с’емок, шлифуя и оттачивая каждую
фразу. Дело было в том, что Чир:
ROB — советский актер, советский
патриот, и речь Верейского, речь, на-
правленную против буржуазного кос-
мополитизма, против раболепия пе-
ред заграницей, он произносил не
только от имени ученого, роль кото-
poro он играл, но и от имени колхоз-
ника, рабочего, служащего, актера,
от своего имени! Да, он произновил
эту речь от своего имени, от имени
артиста Бориса Чиркова. «Речь эта,
— говорил Чирков, — была направ-
лена против остатков эгоизма и себя-
любия, которые тормозят движение
нашей жизни и которые тянут каж-
дого из нае в болото индивидуализма.
Мне хотелось, чтобы этот суд чести
еще сильнее зажег пламя патриотиз-
ма, пламя любви вк нашей прекрае-
ной советской родине в сердцах на-
ших зрителей».

Вот это неувядаемое чувство со-
врёменноети, эта активная позиция
актёра-борца, это слияние искусства
с жизнью советекого общества,’ эта
личная заинтересованность в победе
коммунистической идеи отличают
дарование Чиркова. Чрезвычайно ха-
рактерно, что очень большое чиело.
зрителей искренне считало, что Мак-
сим, изображавигийся Чирковым в
известной трилогии, есть фигура
историческая, а не вымышленная.
Настолько реален, жизненен, типи-
чен был образ, созданный актером!
Всмеомолец из Хабаровска писал ар-
ТИСТУу: «...0дин товариш заявил: мне,
что действительно был такой боль-
шевик Максим и в настоящее время
работает на ответственной работе в
Грузии. Не сочтите за трул ответить,
где живет сейчае Максим и где он
работает». Я сам слышал, как на
улице незнакомые люди здоровалиеь
с Чирковым: «Привет, товарищ Мак-

сим!». Реальность ‘и популярноеть
образа были столь велики. что режие-
сер Ф. Эрмлер решил ввести в свой
фильм «Великий гражланин» Мак-

р
		х оощение &® ядом tar
мых различных про-
фессий питает твор-
Хорава чество.Акавия Хора-
: ры. помогает ему осу-
лото те ВПО ЗМ.

Наш када B .
депутаты Верховного кий Алексеевич
Совета СССР — на- Ака
ролный `аотист Coper-.
ского Союза Акакий - В Ч
	Алексеввич° Аорава.”

По своему таланту, по силе и зна-
чимости своих сценических  созла-
ний А. Хорава стоит в ряду врупней-
ших актеров современности. В” его
творчестве нашли свое яркое выра-
жение лучшие демократические тра-
диции трузинекого национального
театра. обогащенные творческим опы-
том передового русского театра, оду-
хотворенные высокой  большевиет-
ской идейноетью.

Акакий Хорава известен как актер
героической темы, создатель образов,
насыщенных высокой героикой: Это
дейетвительно так, если пол герои-
ческим понимать новое, советское с0-
держание этого слова.

Геронческое — в Анзоре, мужест-
венном прелвотителе партизан-гор-
цев, в вожаке крестьянского лвиже-
ния Ареене — это их бескорыетное
служение делу народного освобожле-
ния, испепеляющая ненависть к вра-
гу. В этих двух пьесах нашего та-
лантливого драматурга Сандро Шан-
шиашвили — «Анзор» и «Арен»—
Хорава полнялея до поллинных вы-
cot народного героического искус-
ства и утвердил себя как вылающий-
ся трагический актер еовоеменвости,

Работа над образом Платона Бре-
чета в пьесе А. Корнейчука, образом
передового советского интеллигента,
врача, отлающего всего себя пеликом
советеким людям; помогла артисту
осуществить свою заветную илею —
воплотить героическое в условиях
повседневной жизни.

Роль Георгия Саакалзе в истори-
ческой пьесе С. Шаншиашвили. а
затем в одноименном ‘кинофильуе
М. Чиаурели дала артисту  возмож-
ность создать глубоко реалиетиче-
ский, потрясающий своей правдой ха-
рактер’ народного вождя. борца за
освобождение Грузии от иноземных
поработителей. Пафос этого образа —
в его патриотизме. Героика этого об-
раза — в умении жертвовать лич-
ным счастьем во имя Родины и ее
блага. С этим образом перекликается
Иван Грозный в пьесе В. Соловьева
«Великий государь» — новая дле-
стящая творческая победа артиста.
	В пьесе Б. Чирекова’ «Победите-
ли» в образе генерала Муравьева
артист запечатлел лучшие черты на-
шего современника, человека сталин-
ской эпохи. Муравьев в исполнении
Хюравы — подлинный герой нашей
советской действительноети.

Одной из вершин советского TeaT-
рального искусства явился  созлан-
ный Акакием Хорава образ Отелло.
Можно смело сказать, что и тут, в
этом совершенном, классическом с03-
дании артиста, героичеекая тема: сов-
ременности ‘нангла свое ярчайшее во.
площение. Отелло — Хорава испол-
нен веры в: человека, в его светлое
начало, в добро и справедливость, за-
ложенные в самой человеческой при-
роде. Трагедия Отелло звучит у Хора-
вы страстным HWPOTeCTOM против не-
справедливости и угнетения, вызовом
всем темным силам, всему ‹миру че-
ловеконенавистников и работоргов-
цев. Вот откула современное звуча-
ние образа. созданного артистом.

Творчество Акакия Хоравы поль-
зуетея  веенародным признанием.
Правительство четырежды улостоило
артиста Сталинской премии. Могучий
талант Хоравы одинаково лдотог и
нам, грузинам, и москвичам, так теп-
ло принимавшим его во время гастро-
лей Театра им. Руставели. oH ODOT
	и жителям многих городов и Cex Aa-
	шеи необ’ятной страны, знающим и
любящим замечательного грузинско-
\ го артиста.

Тесная связь е наротом. поеточнное
	FO „чцесетвлять его замыс-
лы. служит для него неиссякаемым
источником влохновения.
Руководимый А. А. Хорава  ®атр
им. Руставели готовит цикл ©пек-
таклей. посвященных вождям партии
и народа“ В, И. Менину ‘и-И. В.
Сталину: Уже осуществлена ‘поста-
новка пьесы П. Павленко и М.
Чиаурели «Во имя грядущего», под-
готовлен спектакль «Из искры»
Ш. Дадиани. В дальнейшем театр по-
кажет. пьесы «Семья» И. Попова, .
«Юность вождя» Г. . Нахупришвили,
«Человек с. ружьем»  Н. Погодина,
«Незабываемый 1919-й» Ве. Виш-
невского. ..
Те. кто, подобно нам, знают Ака-
кия Алексесвича не только как ар-
‘тиста, но и как человека, могут под-.
‘твердить, что эти два начала у него
неотлелимы. Вот почечу, когда он
появляется на сцене, в зале неизмен-
но возникает волнение. Вот почему
люди самых разных возрастов и про-
фессий Tak горячо приветствуют
Акакия Алексеевича при ветречах,
обращаютея к нему © дружескими
письмами. Вот. почему с таким еди-
HOIVWHeM выдвинули трудящиеся
Гегечкорекого избирательного. округа
Акакия Алексеевича Хораву канди-
датом в депутаты Верховного Совета
СССР. .
Всей своей творческой и общест-
венной деятельностью Акакий Хора-
ва заслужил такое отношение сю ето-
роны трудящихся. Мы знаем его каб
директора Театра им. Руставели. как
руководителя Грузинского театраль-
ноге института, воспитателя моло-
лых артистов, как крупнейшего
культурного деятеля Советской Гру-
зии, как неутомимого борца за мир
во всем мире. Мы з=зем, наконенп.
Акакия Алексеевича как депутата
Верховного Совета СССР первом п
РтТорого’ созывов. При всей своей за-
нятости он находит время не только
откликаться на письма избирателей,
не только оказывать деловую помошь
свбим многочисленным корреспонден-
там, но и следить за всей общеетвен-
ной и культурной жизнью нашего
округа, вести обширную переписку с
партийными и советекими руковоли-.
телями, е рабочими и колхозниками.
Такой человек достоин  предетав-
лять интересы народа в высшем ор-
гане государственной власти страны.
Мы не сомневаемся, что избиратели
нашего округа единодушно отдадут
и голоса коммунисту  Акакию
Алексеевичу Хораве — большому ар-
тисту, государственному и общеет-
  венному деятелю, вся жизнь которого
‘— образен  беззаветного елужения
народу. . нь
  ` Избиратели Гегечкорского ‘из-
  бирательного округа’ по выборам.
  в Совет Национальностей Верхов-
ного Совета СССР;
А. ПАРУЛАВА, заслуженный
учитель школы Грузинской ССР;
Г. ЦАНАВА, председатель кол-
хоза имени Махарадзе Гегечкор-
ского района; М. ДЖГАРКАВА,
член сельхозартели имени Берия
Гегечкорского района; О. ДЖА-
КЕЛИ, председатель колхоза
  имени В. Стуруа Цулукидзевско-
    го района; Т. БАХТАДЗЕ, препо-
   даватель Цулукидзевского пед-
училища; И. КУПРАШВИЛИ,
  врач; Э. ПАРЦВАНИЯ, работни-

wee сарае со к со ВВ  ола на №
	врач; Э. ПАРЦВАНИЯ, работни-
ца Цулукидзевской шелкомоталь-
ной фабрики; В. БЕРАЯ, дирек-
тор Лесичинского чайного совхо-
за О. ДАРСАЛИЯ, член сель-
хозартели имени Махарадзе Чхо-
роцкуского района.
с. ГЕГЕЧКОРИ, Грузинской ССР.
(По телефону).
	В. СИДОРОВ — начальник цеха
литейно-механического завода;
М. ВРУБЛЕВСКИЙ — sonent
Ленинградского университета им.
А. А. Жланова; М. КАПУСТИ-
НА — старшая браковшина фаб-
рики им. Желябова; В. ПИМЕ-
НОВ—аспирант Института им
	оо аспирант института HM.
И. Е. Репина Акалемии художеств
	СССР; В. ТОМИЛИН — мастер
завола им. М. И. Калинина;
	М. БОГДАНОВ — заместитель
		главного технолога
	Козицкого.
ЛЕНИНГРАЛ.
		убедительному раскрытию образов,
глубокому проникновению в замысел
qpamarypra. Они учатся у Кульмаме-
това влохновенному творчеетву. ува-
	хению & своему Труду И В Труду.
	товарищей, любви к искусству, Е
театру.
Туркменский нарол. не имевший
	революции театра, по праву гор-
дитея своим первым актером, в кото-
ром нашли свое превосходное вопло-
щение черты художника сталинской
эпохи — любовь к народу. верное
	служение ему, борьба за с<овершен-.
	ство художественного мастерства,
идейную направленноеть творчества.

Бывший пастух — ныве кандидат
в депутаты Верховного Совета: быв-
ний пастух — ныне руководитель
театра, на сцене которого находят
свое воплощение коупнейние произ-
ведения драматургии, — таков закон
жизни советского общества, таков. ве-
личественный результат пройденного
нашей Родиной пути, таков итог ее
бессмертных, на веки прославленных
побед. --

В первом ряду замечательных
представителей искусства республик
Средней Азии находится и Калибек
Куанышпаев — прославленный ак-
тер Казахстана. История его жизни,
ето труда, его борьбы за выеокие до-
стижения в искусстве близки ето
собратьям из Узбекистана и Туркме-
нии, а также и других республик на-
шей Родины.

В юные годы Валибек познал пол-
невольный труд на богатеев-блев.
Детство его было безрадостным. Ион
тоже всеми своими силами тянулея
к песне, народным сказаниям, игут-
кам. Они заменяли ему многое, они
вселяли веру в будущее.

Почти три десятилетия жизна
Куанынтаева прошли до революции.
Он вилел горе-и страданлте. евоего на-
рода, был свидетелем жесточайнтего
угнетения и на себе лично испытал
«свинцовые мерзостя царекой Poc-
сии».

Скитаяеь по япмаркам. кочуя из
отного селения в другое, певец и дом-
бриет Калибек Кузнышиаев eras
любимцем народа. В своих песенках
и расеказах он едко высмеивал при-
жимистых бзев, восставал против
социальной несправедливости. воспе-
	\

вал евобололюбивых, смелых, силь-
ных людей.

Революция принеела освобождение
‚ народу Вазахетана. как и другим на-
  родам России. Балибеку Куаныш-
паеву предоставилиеь все возможно-
ети для воплощения своих илеалов, и
  он станзвитея одним из организаторов
  национальногу театра.

За годы <воей творческой леятель-
ноети Куанышнаев сыграл около
150 толей. В его репертуаре. так же
как ив репертуаре Кульмамедова, —
‚ лучшие пьесы русской классики п
запалной лраматургии. Он также мно-

9 сил отдает воспитанию молодых
национальных драматургов.
Oxna из лучиих ролей Куаныш-
	аева — 00раз замечательного казах-
ского поэта Абая. В эту работу, он
вложил весь жар своей души, свон
лучшие стремления. И не случайно,
что эта работа нашла такой горячий
прием. у зрителя. Образ великого на-
родного поэта Куанышпаев. воплотна
И В КИНО.

Калибек Куаныштаев — отличный
педагог, многие ныне вилнейшпие ма-
стера казахской сцены  ечитают
Кузнышиаева своим учителем. Он за-
ботливо, настойчиво работает. нал
воспитанием артистической емены. _

Три биографии актеров республив
Средней Азии, три’ человеческие
судьбы — наглядный пример наших
лостижений. намего роста. Рячом ©
республиками Узбекской, Казах-
ской и Туркменекой находятся стра-
ны капиталистического Востока. вла-
чащие ярмо импернализма. Какой рз-
зительный контраст, какая  зримая
разница в судьбе народов страны
социализма и народов зарубежного
Востока! В этом сказывается великая
сила. нашего времени, поступь непо-
бедимого народа, залог его дальней-
ших побед. ‚3

Три советских актера — (. Ишан-
тураева, А. Кульмамедов, К. Куаныш-
наев — достойные кандидаты совет-
ского ‘народа в верховный орган госу
дарственной власти. Опи вышли из
народа, кровно связаны © ним. они
честно служат ему. И нет сомнений,
что свонм трудом эти художники-па-.
триоты оправдают высокую честь,
оказанную им.
		эые Октяб:
	алла ы, 1

Немногим более четверти века на-
зад на перрон Вазанского вокзала co-
ттла с ташкентского поезда худень-
кая девочка. Ее лицо закрывала па-
ранджа — плетеное хетчатое покры-
2210 из конского волоса. Левочкй
впервые вступила на московскую зем-
лю. И, быть может. как раз бурная,
шумная атмосфера Москвы, величие
ее облика неотразимо подействовали
на юную узбечку, и она решительно
откинула ©0 своего лица черное по-
БЛЫвало.

Это была Сара Ишантураева, ныне
прославленная актриса цветущего
Узбекистана, лепутат Верховного Со-
вета второго созыва и в эти дни
ВНОВЬ выдвинутая кандидатом в де-
путаты. -

Сульба Сары Ишантураевой —
отин из ярчайпгих и наглялнейших
примеров великого переустройства co-
вётского Востока. На, основе ленинско-
сталинской национальной’  полити-
ки край нищеты, бесправия и раз-
тула жестокого царизма. попиравше-
ro права человеческой личности,
край темноты, где отсутствовали вся-
кяе проблески профессиональной ху-
тожественной культуры, волею пар-
тии большевиков. волею Ленина и
Сталина, превратилея в край высоко
развитой промышленности, механи-
зированного сельского хозяйства,
передовой социалистической  куль-
Туры.

История жизни Сары Ишантурае-
вой не является исключением. Полоб-
но_ей. многие женшины  коветеких
республик Срелней Азии стали круп-
ными леятелями науки и культуры.
В этом еше и еще раз сказалось пре-
имущество советского строя, могучие
этижения наптего натоха, торжество

OW ATATOB социалистической лемо-
кратии.
Именно 970 и лало возможность
	левочке-сироте получить образова-
ние, осуществить свою Заветную
мечту — стать актрисой, заслужить
признание народа.

..B раннем детстве Сара лишилаеь
ролителей. Ее приютили добрые люди,
не-их самих бедность держала в креп-
	нал тем сроком, за который искус-
ство этих республик достигло такого
огромного результата. А вель ато все
осуществлено в течение двух © лиш-
ним десятилетий. До революции ни
Туркмения. ни Узбекистан, ни Казах-
стан не имели . профессиюнального
театрального искусства. Более Toro,
процент грамотности в этих респуб-
ликах был ничтожен: в КВазахетане
2 процента, Узбекистане — 1.6
Туркмении — 0,7.

А теперь зритель Узбекиетана. при-
дя в свой любимый театр, . носяцкий
имя замечательного человека и рево-
люционера в искусстве — Хамза, ви-
дит прославленные творения русских
классиков. произведения  классиче-
ской заладной драматургии, лучшие
пьесы советских драматургов. Театр
прочно вошел в быт народов Средней
Азии, он стал их гордостью.

И среди самых горячих энтузиае-
тов создания национального узбек-
ского тезтра мы должны назвать имя
Сары Ишантураевой. Ee путь в
искусстве — это поэма о раскован-
ных, неисчернаемых силах человека,
о его неизбывных силах, © неукроти-
мом стремлении к достижению своей
цели.

Вскоре после окончания Великой
Отечественной войны в Ташкент
приехал д-р Хьюлетт Дженбон—на-
стоятель Вентерберийекого собора.
Вместес сопровождающими его лица-
ми он посетил Театр им. Хамза и про-
смотрел спектакль «Отелло» в поста-
новке узбекских актеров. Он был по-
ражен тем, как театр, BOSHHRIUUT
всего несколько лет назал.. теато,
только впервые начинающий ноети-
тать творения Шекепира, мог “так
тлубоко понять замысел величайшего
драматурга. В спектакле нашла евое
воплощение гуманистичеекая, етрает-
ная мыель Шекепиоа о благородетве
человека. о его духовном торжестве,
о победе евета нал тьмой, правды и
добра нал злом. Джонеон давно не ви-
дел у себя на родине, в Англии. по-
лобного воплощения творений Шекс-
	пира. Нынешний английский театр.
сторонится Шекецира, боится его про-.
	Сара Ишантураева
Аман Кульмамедов
Калибек Куанышпаев

o
	ких тисках. цишний рот был в тя-
гость. Приемный отец отдал .левяти-
летнюю Сару в жены старому. богачу
за 500 рублей калыма. Полобные ве-
ши были и обычны и законны. Дол-
гих и упорных трудов стоило прием-
ной матери маленькой Сары pacTopr-
нуть брачный договор. Векоре Сара
попала в интернат, открытый с уста-
новлением советекой власти в Узбе-
кистане.

Дальнейший жизненный путь Са-
ры Ишантураевой — типичная исто-
рия становления молодого человека в
нашей стране. Кажлому предоставале-
ны у нае все возможности для ©су-
шествления своих стремлений. Увлек-
пгись театром, Сара отправляется в
Москву и начинает учебу в театраль-
ной студии при Театре им. Евг. Вах-
тангова.

Ветречи е лучшими мастерами руе-
ской советской театральной сцены,
которые отлавали ей весь свой опыт
и знания, знакомство с крупнейшими
образцами искусства столицы обога-
тили юную дочь Узбекиетана. Здесь,
в Москве, она Училась театральному
мастерству, настойчиво  постигата
труднейчтие законы юценического ис-
куества лри внимательном, бережном
отношении пелагогов.

Гле, в какой иной стране возмож-
но такое отношение к сынам и доче-
PAM народа, ранее не знавшего ни
тезтра, ни какого-либо другого оча-
та культуры! Вакая другая страна
может привести примеры подобного
раецвета таланта из нарола. может
предоставать такие возможноети для
роста и совершенетвования!

Rerta в Москве мы видим краеоч-
ные, радостные, полные неистонимой
фантазии и изобретательности епек-
такли тедтров советской Срелней
Азии. мы порою не задумываемся