ОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Творческие победы
				В этом году присужление Оталин-
ских премий. но художествентюй и
хроникально-ловументальной кине-
матотрафии совпало с тридцатилети-
ем советского кино. И поэтому филь-
мы, улоетоенные Сталинских пре-
мий, будучи лучшими кинопроизве-
хениями 1949 года, вместе с тем
являются как бы творческим итотом
тридцатилетнего пути развития нз-
шей кинематографии, .

Вееми евоими доегижениями совет-
ская кинематография обязана, непре-
станной заботе партии и лично
товариа Сталина. Партия указала
на огромное воспитательное значение
киноискусства, обращенного в десят-
кам миллионов людей, и научила нас
товорить с народом простым‘ и прав-
AUBLIM ЯЗЫКОМ;

Тбварищ Сталин в своем поивет-
ствии работникам советской кинема-
тографии в день ее пятнадпатилетия
поставил перед мастерами кино за-
дачу «.ломелого проникновения... В
новые области «еамого важного»
(Ленин) и самого массового из
певусств...». В лучших картинах
1949 года мы видим, как практиче-
ски осуществляется это историческое
указание вождя. Это фильмы по’ са-
MOMY своему существу новаторские,
причем их идейному новаторству со-
ответетвует и новаторетво в области
формы, яркой, отчетливой и глубоко
равкрывающей идейный замысел.

Новаторетво советского кино, егэ
идейное богатетво, его высокая прав-
AHBOCTS, благородство его’ образов И
тем особенно ярко выражены в филь-
	ме М. Чиаурели и ШП. Навленко
«Падение Берлина» ив фильме
В. Петрова и Н. Вирты  «Сталин-
	прадекая битва», открывающих
этом году список кинопроизвелений,
удостоенных Оталинеких премий.

В фильме «Наденне  Берлинз»
идейно-художественный опыт, нако-
пленный советской кинематографией
за 30 лет ее существования, соче-
‘таетея в традициями русского исто-
рического романз, обогащенными глу-
боким большевистеким знализом ве-
личайших событий нашей эпохи.
Грандиозный замысел картины 06’ем-
‚лет вое важнейшие события Великой
Отечественной войны, Фильм не про-
сто отражает эпические картины
борьбы советских людей: вонлощая
теятельноеть величайието гения н3-
ней эпохи товариша Сталина, оц
	раскрывает причины всемирно-исто-
	рячеекой победы  социалиетического
государетва. События огромного мах-
пттаба, невихачные в истории битвы
смело переплетены в нем с изобра-
жением жизни простых советских
людей, которые под руководством ево-
его вождя обеспечили победу нашей
	‘Родины, И все это подчинено цент-.
	ральной теме фильма, пронизываю-
щей ето ют первого до последнего
алра, теме великого ’нерушимого
‚единства народа и его вождя.
«Падение Берлина» является ar
родной картиней в самом глубоком
смысле. Она в выеокой поэтической
форме отражает мысли и чувства, но-
шего-нарола, перекитые им во время
Великой Отечественной войны.
° Таким же новаторсвам по CBOEMY
‚‘идейному содержанию и художествен-
ной форме произвелением являетех
друтая грандиозная  киноэлонея -—
замечательный фильм «Сталинград-
ская битва». Режиссер В. Петров,
уного поработавигий в области. исто-
рической тематики, поставил перед
собой цель рассказать 06 осушеетвле-
нии гениального сталинского плана
разгрома фавистеких войск под
Сталинградом. Он создал произведе-
ние, обладающее качествами доку-
ментального и художественного кино
одновременно. Снимая фильм в местах
подлинных битв, точно воепроизводи
исторические события, он добилея то-
Го. 910 по его картине можно  изу-
	 чать эпопею Сталинградекой битвы,
	кав по довументам. Но фильм не яв-
ляется простым документальным во:
становлением перипетий о великой
битвы, в которой сталинская страте-
гия одержала ‘решительную побезу
над стратегией имперналистических
затватчиков. Он смело использует
также и вое возможности художеет-
венной кинематографии—ее  драма-
тургии, актерекого творчества, 130-
бразительного решения, И это позво-
лило сочетать в картине «Оталин-
традекзя битва» документальную
точность с образной силой искусства.
«Сталинградская  битва»—-явление
нового, рожденного советекой кине-
малогпрафией художеетвенно-докумен-
тального жанра. )
Мировая практика киноискусства

не знала де сих пор картин такого
маештаба, как «Наление Берлина» в
«Оталинтралекая битва». Нелобные
фильмы могут быть осуществлены
только в нашей стране, которая во-
спитала выдающихея мастеров кино
всех творческих и технических ене-
пиальностей, оснаетила свое  кино-
производство самой переловой техни-
кой и предоставила в распоряжение
свонх хуложников опюмные матеря-
альные ресурсы.

Тематически примыкает к «Паде-
нию Берлина» и «Сталинтралекой
битве» фильм режиссера Г. Алек-
сандрова и сценаристов братьев Туз
		и Л. Шейнина «Ветреча на Эльбе».
Так же, как и первые ABA фильмз,.
«Ветреча на Эльбе» рассказывает ©
борьбе соретекоро народа, за торжества
демократии, за победу над. черными
силами мировой реакции. Правливый
певаз мирной политики советской
страны, помогающей геруанскому яа-
роду встать на путь демократии it
‚прогресса, сочетается в этой картине
e разоблачением проиеков амернкан”
ской реакции, ‘стремящейся превра-
чтить Германию в <вою колонию A
полдерживающей фашиетские, ‚ревал-
‘шнетские ‘элементы:
_ Не случайно, что фильм. «Ветреял.
на Эльбе», тепло принятый демокра-
тическими зрителями во веем мне и.
получивший на Международном Ея-
нофостивале в Чехословакии _«Пре-.
мию лира», ветречен в штыви аме-.
риканекнми реакционерами, — запре-
тившими ето 2203 в США. Имиериз-
листы имеют все основания ненавн-
деть этот фнльм, являющийся дейет-
венным оружием в борьбе за мир.
Широкое развитие в нашем кино-

искусетве получил 0606ый и очень
важный для народа жанр, имеющий
	своей задачей рассказ © воупиейпших
научных проблемах и о фешении их
руебкими учеными. Большим дости-
жением этого жанра является удо-
стоенный Сталинской премии фильм
6 замечательном русском  ученои—
академике Иване Петровиче Павлове.

Мне, как автору  поставленноге

четверть века назал научно-популяр-
ного фильма, посвященного учению
академика Павлова, осебенио радоет-
но отметить успех этой ‘картины.
Сценарист М. Папава,  режиесер
Г. Рошаль и впервые выступающий.
в кино артист А. Борисов маетереви
нариеовали блатородный образ  уче-
ного-патриота, чей научный подвиг
являетея влохновляющим примером
для деятелей советской науки.
_ Среди произведений, удестоенных
Сталинских премий, = кинемато-
графия братских республик предетав-
лена фильмами «Райнис» я «Кон-
стантин Заелонов». Первый из этих
фильмов является большой ‘удачей
молодого киноискусства наролов Ири-
балтики, которой оно добилось бла-
похаря братекому содружеству е ру?-
СЕОЙ советской — кинематогтрафией.
Режиссер Ю. Райзман, сценариет
В. Креше и оператор А. Шеленков
вместе C латвийскими деятелями и9-
кусетв-—праматургом Ф. Рокпелни-
сом, артистами Я. Грантиньшем, М.
Влетниепе, Я. Осиеом и другими е03-
дали значительное произведение о
великом латышском писателе, о
дружбе латвийското и русского на-
родов, выкованной в общей револю-
ционной борьбе.

Славный образ героя белоруеского
народа Константина Заелонова воп-
ющен в фильме, поставленном  ре-
жиссерами В. Корш-Саблиным и
А. Файнциммером. Создание ators
фильма знаменует некоторый пох’ем
в развитии белорусской кицемато-
‘графии. Следует, однако, заметить,
что кинематография BCCP все еще
отстает от белеруосвкой литературы в
театра. Для тото чтобы добиться #о-
вых больших успехюв, она  олжн\
прочнее связать себя е писателями
своей республики и созлать свси соб-
ственные режиссерские и  исполни-
тельские кадры.

В этом тоду удостоен Сталинской
премин летский фильм «Счастливого
плавания!», рассказывающий о во-
спитанниеах Нахимовекого училицта.
Режиссер Н. Лебедев, уже многие го-
ды работающий в детевом кина; су-
мел правдиро обрисовать в этой кар-
тие обаятельный облик нашей ¢ca-
_ветекой детворы. Успех этого произ-
ведения во многом обусловлен участи.
ем в нем одного из лучших наших
артистов-—Н. Черкасова, создавшего
яркий и правдивый 0браз советского
моргкого офицера — воспитателя-
большевика. Теплый прием 9эт0-
‘го фильма не только юным, № в
взрослым зрителем лишний раз пока-
зывает, что советская кинематогра-
OHA должна уделять значительно
больше внимания произведениям 0
‹ детях и для детей.

Улостоенные Сталинских ‘премий
произведения художественной  кине-
матотрафии свидетельствуют © новых
идейно-творческих победах еоветско-
о киноискусства, © возроснем Ma-
стерстве его художников-режиесетов,
сценаристов, актеров и операторов.
Элнако большие и бееспорные дости-
жения 1949 года ни в коей мере на
избавляют творческих работников
кино от серьезных упреков зрителей.
Надо прямо сказать, что в 1949 голу
зрители не увижели новых значителее
ных художественных фильмов, рнеу-
ющих труд простых советских людей
*— строителей  коммуниема. Слабо
еще показывает киноискусство, ках
‚в нашей стране стираются позан ме-
‘жду горолом и деревней, ках уничто-
‘HACTCH противоположноеть между
‘умственным и физическим THYTOM.
	Совершенно недостаточно отражают
	гнацЕи картины образы передовых ра-
 бочих и колхозников, взалеюнтих вее-
	‘ми достнжениями науки и восружен-
ных вовременной техникой. Такие
люди, как колхозник-ученый Маль-
Hep, Kak новатор социалистической
техники токарь Быков. Rak wacnen
	Л. К. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ-
ТУРЫЛЕВА,
	художкрак комбинированных с’емск.
	HOBATODOB
	Российский и многие другие знатные
люди страны, должны стать прообра-
зами героев художественных Фяль-
мов. а влохновенный творческий труд
строителей коммунизма-—темой_ на-
ших. кинокартин, Чтобы преодолеть
оттарание нашего киноискусства OF
действительности, нам пало. глубже
изучать жизнь в CO движении вперед,
нам вало проникать в самую ©е тол
щу, полмечать новые черты, рождаю-
щиеся в советских людях.

Мастера ловументального вино 1о-
стигти в истекшем году выдающихся
творческих ‘Успехов и. порадовали
зрителей хорошими публицистически-
ми картинами. Режиссер А. Ованесова
в пветном фильме «Юность мира»,
посвятенном Международному фе-
стивалю демократической молодежи в
Будапеште, не оправичила себя про
стым репортажем, она Не скользит йо
поверхности явлений, свидетелем ко-
торых ей довелось быть. Он& создала
документальную киноноэму 06 ин-
тернапиональном братстве ‘демовра»
тической молодежи всех стран, вдох-
новленной великим примером Совет-
ского Союза на борьбу за мир и 32
демократию во  веем мире. Фильм
«Юность мира» самым. солержанием
евоих документальных кадров натал-
кивает зрителей на, глубокие пелитя-
ческие обобщения.

Та же глубина проникновения В
действительность сказывается й В
других отмеченных ‘’’Сталинскими
премиями документальных Фильмах
— «1 мая 1949 гола» и, в югобенно-
сти. «Лень воздушного флота СССР».
Отражая лркие, красочные праздники
нашей страны, картины эти несут в
себе большие обобщения, говорят ©
нерушином  морально-политичееком
единстве советского народа,  ©б’еди-
ненного вокруг партии и ее вожу
товаритиа Сталина, они демонстриру-
ют мощь нашей страны, зорко CTOH-
щей на страже мира:

В 1949 году Сталинских премий
улостоены два фильма научно-попу-
AApHoro  кино—«Лесная быль» = Ff
«История одного кольца». Режиссеры
А. Згуриди и Б. Долин, операторы
П. Уточкин, Н. Юрушкина, В. Аемуе
и 9. Эз0в проявили себя в этих филь-
мах, как талантливые наблюдатели
природы, умело занечатлевающие ее
тайны на кинопленку. Создав эти
картины, они еще раз доказали, что
обладают и талантом популяризато-
ров и огромным упорством, без коту-
рого невозможно было бы  запечат-
леть жизнь природы. Можно поже:
лать этим мастерам научно-популяр-
ного кино, чтобы они в дальнейшем
расширили круг своих тем и дали на-
роду столь же увлекательные карти
НЫ 0 том, как советские люди, овла*
дев законами природы, переделывают
‘ее на благо своей социалистической
Родины.

’ Отрадно отметить, что Сталинских
премий удостоены также работы в 0б-
ласти кинотехники и фотографиче-
ской науки. Советекие ученые, ин-
женеры, техники, работники киноме-
ханичееких заволов, научно-иселедо-
вательских учреждений, кинопленоч-
ных фабрик добилиеь значительных
успехов в созлании лучшей в мире
киноаниаратуры и светочуветвитель-
ных кино-фотематериалов, в разработ-

`ке наиболее совершенных методов

звукозаписи ‘и проекции. фильмов.
Сталинекие премии за истекший ге
  npueysetent коллективу ученых —
члену-корреспонденту Академии наук
CCCP №, Чибисову и старшим науч-
ным сотрудникам А. Михайловой я
А. Титову за исследования природы
светочуветвительности и механизма
процессов, протекающих при синте-
зе фотографических эмульсий, Груп-
па, возглавляемая проф. Ц. Тагером
в составе кандилатов технических
наук А. Парфентьева, А. Качеровича,
  С. Шушарина, начальника  техни-
ческого управления Министерства
кинематографии СССР Б. Коноплева,
инженеров В, Попова, Л. Трахтенбер-

‚ А, Мелик-Степаняна и В. Дама-
гина, удостоена премии за разработ-
ву н внедрение нового метода звуко-
записи фильмов.
	a

Награжденне Сталинекими премия-
ми ряда мастеров советского кино—
режиссеров, сценариетов, актеров,
художников, операторов—за создан-
ные имив 1949 году выдающиеся ху-
хожественные, документальные и на-
учно-популярные кинокартины, на-
граждение деятелей науки и техники
является новым выражением  огром-
ного внимания партии и советского
правительства к кинематографии,

Велики и почетны залачи хулож-
ников советекого кино. Им ховерено
говорить языком своего искуества &
многомиллионной аудиторией. И хля
того, чтобы оказаться достойными
этого доверия, нахо постоянно пом-
нить © запросах советского зрителя,
надо быть на высоте его все  возра-
стающих требований. Постоянно изу-
чать жизнь для того, чтобы учзетв»-
вать своим искусством в ее  ©озила-
нии, совершенствовать свое мастерет-
во для того, чтобы ярче и краоочней
отражать в образах кино великие
идеи Ленина—-Сталина,—такова 3а-
дача, советской кинематографии.
	В. ПУДОВКИН,
народный артист СССР.
	Б, Ф. АНДРЕЕВ,
	артист,

иотическая драматургия
		мастерства драматических писателей.
Ибо, чем ответетвеннее тема; поло-
женная в основу драматического про-
изведения, тем совершеннее должны
быть средетва, ве. выражающие. Сте-
нень мастерства в значительной ме-
ре определяет _ a ` боеспособность
пьесы.

Охнако пьесы, за которые MBI Ce-
годня от души благодарим драматур-
гов, поздравляя их се почетным и от-
ветственным званием лауреатов Ста-
линских премий, при всех своих до-
стоинетвах все же страдают рядом
несовершенетв. Разве не ‘должен был
Be. Вишневский с Tem же зна-
нием характеров и страстью, в вото-
рымн созданы образы моряков, изо-
бразнть п питерский пролетариат, не
получивигий достойного хуложеетвен-
ного воплощения в его’ пъесе? Разве
пьеса «Илья Головин» С. Михалкова
ве страдает иллюстративностью, раз-
Be OT этого He проигрывает она в
жизненном богатстве образов, в. ныди-
вилтальной  неповторимости ‘языка?
Разве процессе сложного, подчас му-
зительного, переосмысления своего
искусства Головиным, ревизии и ие-
ресмотра’ под влиянием жизни и пар-
тии своего творчества не выиграл бы,
вели бы ‘от был не только раесказан
и лекларирован, а и показан в дей-
ствии, в постунках героя? Невоторой
«разговерноетью» страдает и пвеса
B. Лавренева. Особенно обидно, что
риторическими сентенциями замене-
во поллиннов раскрытие характера
американского коммуниста, естест-
венно, привлекающего наше особое
внимание.
	Стоит задуматьея и над тем, что
среди лучших пьес года нет. произве-
тений, рассказывающих о новаторет-
ре наших людей, работающих под ру-
ROBOACTROM партий на важнейших,
	решающих участках борьбы за ком-
	мунизм. Еше ие создан образ челове-
ха нового, социалистического инду-
етриального труда, образ рабочего,
ставего ученым, и академика, при-
шедитего в цехи. Еще не рассказано
9 мастерстве наших комбайнеров и
бригадиров, ведущих бой за новую,
механизированиую деревню. Словом,
нет еше пьес, рассказывающих 0
всех приметах будущего, завтралине-
TO, уже сегодня жчвущих и суще-
‚ствующих в нашей жизни.

Пусть же праздвичный для всех
нас день веенародного чествования
новых лауреатов Сталинской премии
‘в драматуртии будет одновременно и
днем мобилизации свежих, молодых
‘сил драмзтической литературье. Пусть
это торжественное событие станет
мощных стимулом для обращения к
новым темам и образам, с чудесной
шедростью рождаемым нашей кину-
чей жизнью, призывом к неуклонно-
му и ответственному соверитенствова-
нию художниками своего искуества—
искусства ‘великой страны, идущей
сталинским путем к коммунизму. ^

В. КОМИССАРЖЕВСКИЙ.
	Как ни пытаются эти человекооо-
разные джентельмены выбить из На-
их маленьких граждан память о
детстве и близких, 0 родной земле. и
родном доме, им не удается заглушить
толос Родины. Преодолевая все пре-
пятетвия, бежит в Россию из зайад-
ных областей Германии, из ненавиет-
ного английского приюта Hall pyc-
ский парнишка Саша Бутузов, в чью
жуну усиленно вливали «развелкой
проверенный яд», у которого свотты
пытались украсть самое дорогое. что
есть y человека, — Родину. Нет!
Нельзя заглушить ee голос}

Светлое чувстве  Ролины, зоинет-
вующий социалистический гуманизм
и бтительноеть воспитывает в нашем
юндпестве благородная по. задаче,
энергичная но действию, натриоти-
ческая пьеса Михалкова, Высокий
туманизм советеких людей, их Tay-
бокая вера в человока непременно
должны быть сопряжены сетодия co
столь же острым чуветвом бдитель-
ности и непримиримости в врагу. Мы
слышим голое Юлиуса Фучика, обра-
щенный в нам из гестаповекого ва-
стенка: «Люди, я любил вас! Будьте
блитольны!». у

Будьте блительны,  товорит сво-
ей новой‘ пьесой Константин Симо-
HOB, не забывайте; мир разделен
eule барьером. отделяютщим свет от
тьмы, и на пашу солнечную сторону
еще часто палает зловещая. чужая
тень — тень врага. Этого не пони-
мает профессор Трубников,

«Есть люди. у которых классовое;
ревелюпнонное самосознание, — пи-
вал А. М. Горький, — уже переросло
в эмоцию;, в несокрушимую волю,
стало таким же инстинктом, как го-
лоти любовь... ». Таких людей с каж-
	дым днем все больше и больше в жиз-
	ни нашей, 8 следовательно, и в дра-
матургии, отражающей жизнь. Они
не боятся портить отношения даже с
людьми близкими и дорогими, говорят
им правду, жестокую, трудную, но не-
обходимую, ибо понимают, что без
критики двигаться вперед нельзя,

Втаготворное влияние коллектива
советских людей помотает Трубнико-
BY ло конца понять тяжесть евоей
онибки.

Талантливый комнозитор Илья Го-
торин в одноименной пьесе Михал-
кова, зайдя в тупик формалистиче-
кото искусства, также находит в се-
бе силу вырваться за пределы изо-
лированной, = остетской  позйции,
«снять чехол со своего рояля», что-
бы вновь начать, создавать ясную,
звучащую всеми толосами жизни,
прекрасную и близкую народу му-
aHIKY.

И в этом опять-таки ему помогает
дружеское участие коллектива нро-
стых людей, как будто бы далеких от
музыки, а на самом деле кровно за-
интересованных в ето творчестве.

Не не только глубина и  значи-
тельность тем характерна для пьесе
1949 года. Они радуют нас также и
безусловным ростом художественного
		эоевая
	Все возрастающие требования на-
реда в своим художникам, огромная
ответственность и благородство за-
дач, стоящих перед искусством, муд-
рая отеческзя помощь. внимание и
забота партии и лично товарища
Сталина в деятелях социалистической
культуры заставляют драматургов
непрерывно совершенетвовать CBOE
мастеретво, стремиться к подлинной
художественноети и  воинетвенной
большевистской идейности cBoeit pa-
боты. Лучшие пьесы 1949 года, от-
меченные Сталинской премией, —
HOBOS свидетельство все большего
овлаления писателями драматической
формой, по слову Горького, являю-
шейся «самой трудной формой лите-
ратуры».

Серьезные и ответственные темы
положили в основу своих произведе-
ний советские драматурги, 0’ великой
и победоносной борьбе народа и пар-
тии 38 родное сопиалистическое Оте-
чество, за светлые идезлы  комму-
низма, о святом чуветве Родины рас-
скззывают лучигие пьесы 1949 голд,
Драматурги воссозлают в своих про-
извелениях светлый, благорохный 96-
раз советского человека, славят кра-
соту нашего советского образа жизни:
С позиций страстных. партийных
	художников разоблачают они  пре-
ступное безумие заокезнских «pe-
жиссеров» войны,  вынашивающих
	заобные планы разрушения.
	Среди тем, отраженных в произве-
	дениях искусства 1349 года, веть од-
на, воторой художники с особой тре-
петнестью, любовью и преданностью
посвящают свои творческие ломыелы,
отдают все силы своего таланта и ма-
стерства.

Подобно двум горным  вертинаи,
высятея в истории человечества ге-
роическая жизнь и деяния Ленина и
Сталина. С невиланной глубиной ни

_ силой воплетили они в себе могучий
Tena нашего народа, став знаменем
борьбы для всех честных людей мира,
борющихся за светлую,  справеллн-
вую, достойную человека жизнь на
земле, Мы говорим-—Ленин, и тотчас
же мысль Hama обрашаетея &
Сталину. Мы товорим -— Сталин,
зная, что Сталин-—это Ленин сетод-
ня! И нет для нас более лорогих
имен,

Велика благодарность народа к ху-
ложнику, сумевшему в искусстве сво-
ем достоверно воплотить драгоценные
черты жизни и борьбы величайших
тениев человечества, правдиво пере-
дать хотя бы отдельные грани моту-
чих образов.

Пьеса «Незабываемый 1919-й»
Ве. Вишневского воскренгает один из
напряженных этапов борьбы за само-
стоятельность Советского государет-
ва. Этой пьесой наша драматургия
слелала новый и принципиальный
нтаг вперед в художественном вопле-
шении образа Сталина. Смелое, нова-
торекое маетеретво драматурга соче-
тзет в себе строгую, документальную
точность истории и проникновенную,
	В третий раз после исторического
постановления ЦЕ ВЕП(б) «05. опере
«Великая дружба» В. Мурадели»
творчеекие успехи советских ком-
позиторов отмечаются присуждением
им Сталинских премий. Это — новое
блестящее доказательство того реши-
тельного перелома, который mpoMs0-
шел в творчестве советских компози-
TOPOB за последние два года, того
блатодетельного, поистине неоценимо-
г влияния, которое оказали на раз-
витие советской музыкальной куль-
туры мудрые указания партии пв в9-
проезм музыкального искусства.

Среди новых произведений, отме-
ченных Сталинской премией, наиби-
126 видное место занимают кантаты
и оратории. Это халеко не случайно»
обстоятельетво. Именно в кантатно-
ораторизльном жанре, отличающемеся
нонументальностью и обобщенностью
образов, легче всего раскрыть вели-
чив нашей социалистической  дей-
ствительноети, передать грандиозные
масштабы трудовых подвигов совет-
ских людей. .

Тучиим примером справедливости
этого положения является оратория
Лмитрия Шостаковича «Песнь © ле-
сах». посвященная великому сталин-
скому плану преобразования прию-
ды. Первые исполнения этой орато-
рии в енинграде и в Москве яви-
лись крупнейшими событиями в му-
зыкальной жизни страны. Актуаль-
ная вовременная тематика, простота
и яеность языка, яркость -и убеди-
тельная сила музыкальных образов,
высокое професспональное  маетер-
ство слились воедино в «Песне о ле-
сах», опредалили ее высокие художе-
ственные достоинства, ее огромную
популярность.

Произведения, отмеченные Слалин-
скими премиями, отличает ° отром-
ное жанровое миотосбразие. От мно-
гочаетных кантат А. Маневича и
В. Дохтерева до несен В. Макарова и
Й. Лзержинского П. Майбороды в
С. Rane, от трагически конфликт-
ной, лраматически напряженной ше-
	Д. Д. ШОСТАКОВИЧ,
	композитор. Премия присуждена за
ораторию «Песнь о лесах» и музыку к
кинокартине ‹Падение Берлина».
	HIG y DMO a Ane

‘поэтическую ‘образность подлинного
искусства. .

Всеволод Вишневский знает гроз-
‚ную и прекрасную, ° мужеетвенную
атмосферу сражающегося Нетрограда
‘девятнадцатого года. Да, незабывае-
мый! Но сегодня Вишневский не про-
ето вспоминает. С партийных, еегод-
няшних позиций зоркими глазами
всматриваетея он в прошлое, ‘в чер-
ные. дела всех этих черчиллей, эга-
ров и дэксов. Воскрешая в своей пье-
‘се — в страстном драматичееком рас-
сказё—подвиг нарола и Сталина, 05-
ретая в исторической правде новую,
еше певиланную для себя силу голо-
са и мастеретва, Вишневский ее и
еще раз говорит миру. сввим «Неза-
бызземым»: помнийе! не забывайте!
Нарол и Сталин — непобедимы!

Отнако далеко не вее наши непро-
шенные «визитеры» хоро уеваива-
ют уроки истории и отличаются х0ро-
шей памятью, Некоторые из них, Езк
известно, пытались спустя двадцать
лет заняться «повторением пройден-
ного» и были снова сметены и раз-
давлены сталинеким теннем и побело-
носным советеким народом. Нолжига-
тели войны не оставляют своих горя-
чечных замыелов и сейчас.

Не веря своим ушам, слушает на-

ивный я 9эетный американский офи-
пер Вальтер Кидл — repo пБееы
Б. Лавренева «Голос Америки», как
в первые же дни лолгожланного ми-
pa, B тот самый чае, когда получает
он от советского командования евя-
шенный для Hero отныне орден,
‘раздается призыв к новой войне, К
‘войне против русских, против вче-
‘ращних союзников и боевых друзей:
Вернувшись в свою страну, он слы-
шит все тот же злобный и истерич-
ный голое сенатора Уилера, который
во время войны торговал кровью аме-
риканеких солдат, & сейчас, та ра-
зительно и странтно напоминая зна-
камые голоса нацистских безумцев,
вопит о траницах Америки на Ени-
cee и Лене.

Пройдя через вее вруги «амери-
канского рая», на самом вебе исцы-
тав все прелести американекой «ле-
мократии», Вальтер Вилл 60 своими
мужественными друзьями смел воту-
пает на дорогу борьбы за новую. Аме-
рику, против ее нынешних преступ-
ных хозяев.

Нет такого преступления перед че-
ловечеством, перед совестью народов,
на какое не пошли бы злобные мас-
тера войны и разрушения. 06 одном
из этих преступлений расеказывает
тневная патриотическая пъева C.-Ma-
халкова «Я хочу домой», разобла-
чающая неголяев из английских при-
ютов, которые пытаются задержать
попавших в ним во время войны е0-
ветских детей, Они стремятся убить
в ребятах всяческое воспоминание ©
России и родном языке, украсть У
них Родину для того, чтобы сделать
из них будущих разведчиков, дивер-
 ‘сантов, рабов новой войны. Михалков
  написал об этом сильно и гневно.

стой симфонии Яниса Иванова №
солнечного,  пронизенного интонз-
пиями грузинеких танцовальных Me~
лодий второго квартета Цинцадзе, до
яркой лраматичной музыки A. Xa-
чатуряна к фильму «Сталинтрадекая
битва» — таков идейный, жанровый
и эмоциональный диапазон новых 60-
чинений советских композиторов,
удостоенных высокой награды.

Другим, еще более важным твор-
чееким завоеванием советской музыз
ки в истеклием году явилось овлале-
ние композиторами совоеменной те-
матикой. Они смело берутся сейчае
за крупнейшие актуальные сюжеты
и Успешно разрешают их. Так,
А. Маневич создал кантату «За мир»,
Л, Джангиров. напивал. симфониче-
скую поэму е хором «По ту сторону
Аракса» — яркое, эмоционально-
приподнятое сочинение, повеетвую-
1166 о тяжкой жизни трудящихся в
Вранеком Азербайджане, IT. Alyron-
ский в своей чудесной влохновенной
кантате «Славься, отчизна моя» дал
высокохудожественное воплощение
пламенной любви советеких людей в
своёй прекрасной Родине.

ля музыкальных произведений,
удостоенных ныне Сталинской пре-
мин, характерна тверлая опора на
народное творчество, на традиции
классиков ‚русской и мировой музы-
ки. Высокое мастерство, кристальная
язность изетточенность образов отли-
чают мулику балета «Медный веад-
ник» Р./Глиэра— сочинения, оттал-
кивающетося от великих лостижений
в балетном жанре Чайвовекого и Гла-
зунова, развивающего их етилиств-
чески приемы, умело используюе-
го созданный ими богатейний ‘арее-
нал выразительных ередств, Лириче-
ской залушевноетью, эмоциональной
теплотой, высоким благородством
классического русского камерного
стиля пленяет соната для виолон-
чёли и фортепиано Н.. Мяскевекого.
В духе традиций программных еочи-
нений Бородина, Римекого-Еоосакога
и Глазунова выдержана осневанная
		Б. А. АЛЕКСАНДРОВ,

начальник и художественный  руко-
водитель Краснознаменного именя
А. В. Александрова ансамбля песни и
пляски Советской Армии. Премия при-
суждена за коннертно-исполнительскую
‘деятельность.

на русском песенном материале сим-
фоническая поэма А.  Муравлева
«Азов-гора». Нри этом существенно,
что во всех этих и многих других
сочинениях использование вырази-
тельных средств классиков, творче-
ское переосмыеление их  примени-
тельно к ‘условиям нашей действя-
тельности, смелое ввеление в музы:
кальную ткань народных интонаций
звучит соверненно органичне, убе-
ждает своей естественностью,

‹ Севетекая музыкальная культура
— культура многонацнональная,
единая в своем социалистическом 60-
держании и разнообразная в своих
национальных формах. В списке но-
вых лауреатов Сталинской премии—
русские композиторы И. Лзержин-
ский, В. Дехтерев, А. Муравлев,
В. Макаров, Н, Мясковекий, М. Чула-
ки, Д. Шостакович, прелетавители
Советской Украины ТГ. Жуковекий,
П. Майборода и А. Свечников, na-
‚родный артист Белорусской CCP
В. Золотарев, азербайджанец Д. Джан-
гиров, эстонец А. Капи, латьити Яние
Иванов и Адольф Скултэ, грузин С.
Пинцахзе, один из виднейших компо-
зиторов Моллавской CCP C. Hara, та-
тарин Н. Жиганов...

Среди новых лауреатов Сталин-
ской премии немало предетавителей
талантливой композиторекой молоде-
жи. Алексей Муразлев. удостоенный
премии 3% симфоническую поэму
«Азов-мра», — аспирант Москов-
ской консерватории. ` Еще не завер-
шили нрофессионального образования
одаренные молодые ° композиторы
Цинцадзе и Джангиров. Й рядом с
ними в списке новых лауреатов стоят
имена старейших советских комио.
зиторов, имеющих за плечами мно-
гиё десятилетия творческом трута.
Это Р. Глиэр, А. Rann, В. Золотарзв
—= старейшияы советского музы-
вального творчества, авторы MUOTO-
численных произведений.

Улостоенная Сталинской премия
четвертая симфония. Артура Ваппа
посвящена автором советской мололе-
		В. А. ДАВЫДОВА
(МЧЕДЛИДЗЕ),
артистка. Премия присуждена за Уча“
	crue в создании спектакля «Садко» в
Государственном. академическом Боль-
		иполняя
	  жи. Это глубоко ‘знаменательный
  факт. О : является ках бы символом
творческого единения советеких ком-
позилоров вех возрастов, влохнован-
но трудящихся на благо  советекой
музыки.

Чрезвычайно отрадно, что в чис-
ле произведений, отмеченных Сталин-
ской поемней,  нахолаятея опера
«Морозко» и-пеени Михаила, Красева,
написанные специально для детей,
Эти сочинения являютея ценным
вклалом в советекую детскую музы-
RY, пока еще небогатую выеокохуло-
жественными, педдтогичесвки потез-
‘ными произведениями.
		Новые работы композиторов, отме-
ченные присуждением Сталинской
премии, коаспоречиво свилетельству-
ют не только о выдающихея успехах
COBCTCRONO MYSHRAALHONO творчества,
B eM развитии но пути реализма, но
и о важнейших задачах, стоящих пе-
ред ним. Первая из них — coazaHut
полноценной советекой оперы, праз-
диво отображающей героику нашей
действительности. Если не прини-
мать во внимание детскую оперу
Rpacesa «Морозко», тов постановле-
нии Совета Миниетров СССР «0 при-
сужлении Сталинских премий за вы-
даюптиеся работы в области литера-
туры и искусство за 1949 гол» нет
ни одной новой оперы. Советский на-
род нетерпеливо ждет от своих ком-
позиторов высокохудожественных,
резлистически жизнениых онер.
	Разнообразные по тематике и жан-
рам, по эмоциями и конкретному ©0-
держанию, но единые по реалистиче-
ской направленности, по высокой
художественности, народные в своей
основе повыв музыкальные произве-
ления, улоетовнные Сталинской пре-
мин, неопрозержимо свидетельству-
тот о тверчеечой мои советеклй му-
зыви, 9 понетине безтраничных гори-
зантах, откзытых перел ней.
	А. СВЕШНИКОВ,
наролный артист РСФСР.
		а. Н. КЕДРО
	режиссер. Премия присуждена за по-
становку спектакля «Чужая тень» в
Московском Художественном академи-
ческом театре«СССР имени М. Горькосо.
	Н. В. ТОМСКИИ,
скульнтор. Премвя присуждена 3a y4ta-
	Sa THe SA
> в  стие в создании скуль
	cymaa Teh B CIRC DB eT.
‘RATA AKATe AY фов «В. И. „Ленин x
	САН, Е, ВБ. БУЧЕТИЧ

суждена за УЧа-   скудьнтор. Премия присужден
птурных барелье-
В Стаи. МЯТНИК всинам Советской А.
	скульнтор. Премия присуждена за mh
мятник воинам Советской Армин, пав-
шим в боях с фашизмом, сооруженный
в Берлине, и за скульптурный горельеф
«Клянемся тебе, товарищ Ленин».
	основатели и руководители. Советского
государства» и за скульптурный  порт-
рет.С._ М. Кирова,
	`присуждена--за участне в создании цветной  кинока