СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Выставка произведений
В. Д. Поленова
		Творческое наследие В. Д. Полено-
ва — крупнейший вклад в совет-
скую художественную культуру.

Современник, близкий друг и с9-
ратник неутомимых борцов за нацио-
нальное резлистическое искусство
Ренина, Сурикова, Виктора Васнецо-
ва, Крамского, В. Д. Поленов утверж-
дал своим творчеством мировое
значение русской живописи. Подлин-
ный художник и превосходный мз-
стер, он оставил еще полностью не
изученное большое творческое Hae
следство.

Открытая в залах Союза советских
художников на Кузнецком мосту
выставка произведений В. Д. По-
ленова, дает возможность по-новому
«перечитать страницы» звдохновен-
ного труда художника.

На выставке не много произвеле-
ний, знакомых зрителям по сущест-
вующим экспозициям наших госу-
ларственных  картинохранияищ.
большинстве экспонируются этюды
натурные или подготовительные для
известных картин («Больная»,
«Ранний снег», «На Генисаретском
озере» )— этюды, полные жизненной
правды и сделанные с  болыним
мастеретвом.

По этим этюлам и многим другим
		чества художника-реалиста, оенова
вдохновения которого всегда заклю-
чалась во внимательном, чутком, про-
кикновенном изучении жизни  при-
годы и людей.

Картина «Семейная сцена» (1876)
товорит о крепоети и органично-
сти бытового жанра в поленовеком
творчестве, о великолепном знании
художником родной жизни.-Это прек-
расный образец — достойный совре-
менник аналогичных произведений
А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и
подобных им жанристов.

Несколько вариантов «Заросшего
пруда» товорят и ю натряженном
изучении природы и о глубине и
настойчивости колористических искз-
ний художника. «Изображать  пред-
мет по возможноети ближе к дейст-
вительноети, какзя бы она ни была,
для меня несравненно выше вымыс-
	1а», — так говорил. художниь,
Органически примыкает в этому
циклу работ сюита’ превосходных
	этюдов и картин Оки. Многие из них
по силе реалистического наблюдения
н лирическому чувству лолжны быть
отнесены к лучшим образцам пей-
зажного творчества. В. Д. Поленова.

Ряд выставленных работ — «Ока
осенью», «Серый день», «Стынет» и
другие —— показывает, что Ноленов
был замечательным мастером того
тлубоко реалистического и вполне
законченного нейзажа картины, 50т0-
рый в творчестве великих русских

пейзажистов — Шишкина и Леви-
тана — занимал ведущее положе-
ние. В

Большой интерес преставляют вы-
ставленные портреты. Среди них по
наблюденности и живописным Ka-
veCTBaM выделяются портреты исто-
пика искусства А. В. - Прахова,
	рива BUBYCULDGM the > о ПЕ
скульптора М. М. Антокольского’ и
‘членов семьи художника — матери
и сестры.
	На выставке экспонируются заме-
чательные рисунки В. Д. Поленова.
По совершенству и виртуозности вы-
полнения превосходна иллюстрация
к стихэтворению М. Ю. Дермонтова
«Три пальмы».

Велики заслуги Поленова в обла-
сти создания театральных декораций.
Представленные на выставке эскизы
раскрывают в Поленове большого
мастера этой области искусства.

`°Выставка не только дополвязт и
паснииряет наши знания и понима-
вие творчества одного из крупней-
ших русских живописцев. Одновре-
менно она напсминает.о все еще мало
изученных «золотых россыпях» на-
шего национального русского исвус-
ства.

Жадное внимание зрителей, oco-
бевно молодежи, к произведениям
В. Д. Поленова убедительно доказы-
вает важность и значительность 09-
тганизации таких выставок, ©1060%-
ных ознакомить советского зрителя в
великолепным наследием великого
русского реалистического искусства
RTOPOH половины девятнадцатого Be-
	Kids

В ЛОБАНОВ.
	«Лесная быль»
	Цветной наично-популярный фильм А. Згуриди
	Терюи научно-популярного филь.
ма Александра Згурихи «Лесная
быль»—бобры. Обзятельные живот-
ные, они усердно трудятся в своих
водоемах, «пилят» деревья, оплав-
ляют лее по протокам, строят ноты и
	хатки, заботливо воспитывают по-
TOMCTBO. ;
` «Отрицательные» персонажи —
	враги бобра — представлены волком,
лисой. сычом, ястребом, шукой. Есть
и.проходные персонажи: тетерева,
еноты, зайцы, кряковые утки, дикие
‘козы, лось, нерелетные стаи перна-
‘тых. Это — статисты, не играющие
активной роли-в сюжете. Есть мея-
ведица < медвежатами с неопределен-
‚ной ролью; не враг и не друг 605-
‘ров. хотя 0б’ективно вредиг малы-
ам-бобрятам.

Фильм захватывает © первых кад-
‘роз. Зритель © интересом слелит з&
	филь-  дет вести себя именно так, как нуж-
	но режиссеру. Порой пустяковую
оценку снимают неделями, добиваясь
требуемого эффекта. .

Бобры — едва ли не самые труд-
новослитуемые «артисты». Они очень
пугливы, осторожны, мало доверяют
человеку. Й потом — они ночные
животные. Однако все калры фильма
сняты отлично. «Игра» бобров совер-
шенно естественна. Кажется, что жи-
вотные-артисты, не подозревая © при
сутетвии оператора, спокойно зани-
маются своим обычным делом.

Александр Згуриди показал в но-
вом фильме свое растущее мастерст-
0. высокую с’емочную технику в
создании цветных картин — в па-
ВИЛЬоННЫХх и, особенно, в натурных
с’емках. необычайно сложных по ие-
полнению.

И весе же бильм не лишен некото-
	Ло революции охота на, ценней-

мего речного зверя велась хищниче-
соки. Он был почти начисто выбит в
главных зонах ето обитания. Совет-
ское’правительство повсеместно за-
претило отстрел бобра, взяло его под
усиленную охрану.
о В 1922 году в. Воронежекой обла-
сти, на речках Ивнице и Усманке,
был созлан бобровый заповедник:
Такие же заповедники ВоЗНИЕЛИ
в Белорусеии, на Дальнем Востоке. В.
верховьях рек Конды и Малой Сось-
вы организован грандиозный зано-
веднив для бобров на площади: около
800 тыс. гектаров.

Перед советекими учеными—охо-
товедами и биологамя были постав-
лены задачи: восстановить поголовье
бобра, реакклиматизировать этого
зверя в новых угольях, добиться раз-
ведения бобров в неволе. За тридцать.
лет эти задачи успешно решены.

Только в нашей стране, где госу-
даретво бережно охраняет и разумно
использует боталетва природы, 606p0-
вая «проблема» смогла получить pe-
альное разрешение. В процессе работ
в бобровых заповедниках советекая
наука оботатилаеь множестром инте-
ресных фактов и наблюдений. При-
мер — вновь образованная бобро-
вая колония в Лапландеком заповед-
нике на Кольском полуострове.

Советский человек — творец и
хозяин но-своему  переделывает,
реконструирует флору и фауну. 06
этом надо было подробно рассказать
в фильме «Лесная быль» — произ-
ведении научно-популярного жанра.

Олнакю и в нынешнем виде фильм
«Лесная быль», заслуженно  ютме-
ченный Сталинской премией 34
1949 год, оставляет сильное вис-
чатление своей поэтичностью и жиз-
ненной правдой.

Хорошо звучит в фильме мелодич-
ная музыка композитора В. Оран-
ского. Она органически сливаетея ©
действием картины, © дивтореким о

TEORCTOM.
Иван АРАМИЛЕВ.
	и ЦИРЕ
	Каменной степи
	Председатель правления колхоза им. Каманина И. С. Алимов передает
хлеб-соль заслуженнему артисту РСФСР С. Я. Лемешеву.
Фото Евгении Игватович.
	стушечнипа 16-летняя кюлхознина,
Нина Бурахина — самая «богатая
невеста» в районе, выработавшая в
минувшем голу наибольшее количе-
ство трудодней.

Тоетей поразил своей сатетостью и
KARUM-TO 060бым ароматом иепол-
нения хор колхоза  «Железнохо-
рожник». Его юуководитель — сла-
рейший колхозник Кузьма Петрович
Махинов является собирателем и
хранителем ботатого песенного
	фольклора в области.
	‘Подлинное эстетическое  наела-
ждение лоставих слушателям юно-
ша лесовод Евгений Павловский. 6
непередаваемой лирической  тепло-
той, мягкостью и задущевностью он
исполнял песни’ воветеких авторов,
сам себе аккюмпанируя на баяне.

..Плодотворно провели время арти-
еты Больнютго театра в колхозах
Таловекого района. В специальных
решениях районной партийной и
комсомольской организаций, в по-
становлении райисполкома, в obpa-
щении к артистам, подписанном
2000 колхозников,  елинолупено
подчеркивалось, что встречи < пред-
ставителями Большюто театюа яви-
лись подлинным праздником для
тружеников полей.

...Поезл, в котором уезжали арти-
сеты в Москву, отходил от станции в
3 чаюа ночи. На перроне вновь 10е-
	то, что репертуар С. Деменева, был
обтирен, ему часто приходилось по
	специальным заявкам колхозников
дополнительно исполнять классиче-
ские произведения. Невец В. Гаврю-
шов иного раз бисировал арию Мель-
ника из «Русалки» и пееню Варяж-
‘ского тостя из «Садко». Солиетки
оперы Л. Алемасова и 0. Инсарова
многократно, но ‘просьбе колхозных
слушателей, повторяли дуэты из «Пи-
ковой дамы». Со сцены долго не. 97-
пускали молодую балерину Большо-
	ro театра 0. Тараеову, исполнявшую
	«Танец с колокольчиками» из «Бах-
чисарайского фонтана» и вместе. с
солистом балета А. Мельниковым
валье Штрадеа. С болышим интеве-
сом колхозная аудитория принимал
руеские народные несни и произве-
дения советских композиторов,
Никогда не забыть такого волну-
ющего момента: артист. Лемешев
поет новую песню А, Новикова 0
товарище Сталине. В зале возникает
	стихийная демонстрация. Bee sera-
ют. Из разных концов  несутея
возгласы: «Слава нашему отцу —
	Сталину!», «Цусть живет товари
Сталин!». Аплолируют колхозники,
аплолируют артисты.

После юкончания конпеутов пуб-
	лика лолго не расжодилась. Обыча-
	ям вопреки, после концерта начина-
лась торжественная часть. Выету-
пали колхозники, произносились
приветствия. Это был своеобразный
рапорт тружеников полей посланцам
столицы. р

06 нскуестве колхозники судят
серьезно, строго и вдумчиво. Нико-
лай Иванович Хитов, человек
преклонных лет, приехал из своете
колхоза, отстоящего за 15 километ-
ров отеюда. Хлыетов часто слунтает
но радио оперы о старине. «А котла
же.— озабоченно спрашивал Нико-
лай: Иванович Лемешева, — вы за-
поете о нашей жизни, о наших лю-
дях? Народ жалуется...».

Поездка к колхозникам помогла
артистам Больышного театра ознако-
митьея с талантами из  нарола.
Здесь, в отдаленных утолках, зреют
поллинные самородки. Почти в ка-
ждом селе артисты находили заме-
чательных пееенников, танцоров и
музыкантов. Серьезным «открыти-
ем» в этом смысле явилась талант-
ливая затейнипа, плясунья и ча:
		y B E WOM

Советское искусство любимо наро.
дом. Тысячи мастеров  искуеетв
ежегодно выезжают в промышленные
й  сельскохозяйственные районы
страны. И не было поэтому ничего
удивительного в том, что в один пре-
красный день коллектив Большого те-
атра получил приглашение от колхоз-
ников. Таловекого района Воронеж-
ской области приехать к ним в гости.
Таловский район отстоит от Москвы
на расстоянии больше чем 700 ки-
лометров. Это — передовой район.
Минувший год был у него отмечен
крупными производственными усне-
хами.
	..5ригалу во главе в заслужен-.
ным артистом республики С.Я. Ле..
	мешевым встречали нод утро на не-
большой станции, где-то на полдо-
роге между Воронежом и Калачом.
На перроне в этот непривычный час
торжественно гремел оркестр, разве-
вались знамена, на кумачевых по-
лотнищах белели надниси —«Привет
ролным советским артистам!». Ни-
кто из приехавших, так же как, ве-
роятно, и никто из встречавших He
увидел ничего необычного в этой
встрече. Стоит, одлнаке, вдуматься в
значение этого факта, одного из
многих, не имеющих себе подобных
в истории мировой культуры,
чтобы понять ето глубокий смысл.
В стетные места, почитавшиеея в
прежние времена глухоманью, ку
	и бродячий «факир» не заезжал 29.
		своим балаганом, прибыли прослав-
ленные артисты мирового театра,
чтобы показать свое искуество на-
роду!

`Колхозниви готовились к приезду
московских гостей, как к большому
празднику. Это выразилось не в том,
или уже, во всяком случае, не
только в том, что для артиетов, ека-
жем испекли гигантский каравай
	да. воетретили москвичей на лоша-
	дях, разукрашенных лентами и цвеЕ-
тами. Основным элементом подготов-
ки к встрече явилось другое: вол-
хозники сельхозартели им. Вамани-
на — инициаторы приезда москов-
ских артистов — рапортовали гоетям
о досрочной подготовке к весеннему
севу.

Таловский район расположен в
центре так называемой Каменной
степи. Колхозники рассказывали ар-
тистам грустную повесть былой,
дореволюционной жизни Каменной
степи — жизни «горькой, как но-
лынь, пропитанной солью собствен-
ного пота». Сейчае Каменная степь
совершенно преобразилась. Ha ce
степных просторах выросли круп-
ные коллективные хозяйства, с53-
данные на новых,  социалиетиче-
ских началах. На бывших пустырях
шумят леса, балки и овраги превра-
щены в сверкающие пруды, выры-
тые рукой человека, преобразующе-
го. природу.

60-летний председатель правле-
ния колхоза Иван Стенанович Али-
мов говорил участникам бригады:

— И Каменная степь наана вы-
глядит тенерь по-иному, и люди на-
ши теперь уже далеко не те. Вге
стало молодо, свежо и обновлено,
хак полагается в советское воемя!
	„Артисты и сами это видели. эа-
житочноеть  Колхозников, ‹ выюокая
культура социалистической деревни
ощущалаеь веюлу, на кажлом mary.
Чистые и опрятные дома. В каждом
из них — Радио, патефоны © боль-
шим. и разнообразным набором пла-
стинок. Колхозники выписывают га-
зеты, следят за журналами: сельская
молодежь He пропускает ни одной
новинки советской художественной
литературы. ;
А как нгироки и разнообразны ин-
	_тересы колхозников в области исву®-
	ства! одесь, в «глухом» уголке ва-
менной степи, жители великоленнэ
знают все оперы, исполняемые на
слене Большого театра. И несмотзя на
	‚жизнью речных и лесных животных. грых

HEFOCTAT HOD.
	Действие протекает зимой, весной,
‚ летом и осенью. Вее времена. года
освещены, озвучены в цветном филь-
ме е великолепной  вызазительно-
стью. Зритель совершает увлекатель-
ное, путешествие в бреднерусекую
` природу, в мир зверей и птиц.

’ Превосходно изображены зимяий
лес. весенний разлив, токующие на
поляне косачи, лесной пожар, трати-
‘ческая схватка, бобра с волком, охота
лисы на, бобрят, нападение громадной
шуки на бобренка, вунанье и шало-
сти медвежат в ке.

Веселое оживление в зрительном
зале вызывает сцена, когда мамаша-
бобриха насильно’ водворяет в хату
беслечных малышей, подвергающих-
ex опасности. НЧепослуптные сорван-
пы снова. разбегаются. Мать ловит
их, осторожно берет`в зубы и, тяже-
ло ковыляя, инотда, становясь на, зад-
ние латы, несет домой.

Вот два младенца-бобренка нуети-
лись в далекое необлуманное путе-
шествие по лесной речке, вышлн Ha
берег: потеряли ориентировку, попа-
ли в беду. Судьба этих путечеетвен-
ников волнует зрителя: «Что будет ¢
малютками? Потибнут? Найдут xopo-
гу обратно?». А блительная мать, 0б-
наружив исчезновение детей, двину-
лась в погоню. Она близка уже Ев
цели, но внереди протока разлвои-
Hach.. . Вуда плыть? Мать сворачивает

в левый рукав, а мальшии исчезли в
правом рукаве. След бетлецов поте-
рян, и горе любящей матери тоже
передается зрителю.

В фильме иного солчца и светз,
радостных краеск. Хоропю отущает-
ся необ’ятность намтих просторов.

Режиссеру А. Этуриди и опбрато-
рам фильма П. Уточвину и Н. Юруш-
киной пришлось преололеть огромные
трудности. Зверя-артиста нельзя за-
ставить «итрать» по тексту, с нам
  почти невозможно репетировать не-
которые сцены. Тут приходится им-
  DOBMGUDOBATE в рамках  сценарчого

ВСЕСОЮЗНАЯ СЕССИЯ МУЗЫКОВЕДОВ
	!  марта закончила свою работу
всесоюзная сессия “по.музыкознанию.
После’ обсуждения докладов члена-
корреспондеята Академии наук СССР
А. Оссовского и доктора. искусство-
ведческих наук Ю. Келдыша, посвя-
щенных в основном проблемам изто-
рии русской музыки, был заслушан до-
клад профессора С. Гинзбурга (Ле-
нинград) «Принципы построения учеб-
ника истории музыки народов. СССР».
Участники сессии приняли решение в
ближайшее время подготовить к печа-
ти ряд очерков по истории развития
национальных музыкальных культур
Советского Союза.

Два заседания были ‹ посвящены
рассмотрению планов-проспектов
учебника по всеобщей истории музы-
ки для исполнительских факультетов
консерваторий (автор — профессор
Р. Грубер) и учебника’ по истории за-
падноевропейской и американекой му-
зыки нового ‘и ‘новейшего времени
(авторы — профессор С. Богоявлен-
ский и доцент Г. Филенко). Проспект,
составленный Р. Грубером, признан в
основном удовлетворительным. Вы-
ступавшие в прениях отмечали, что
автором проделана огромная работа
по обобщению материала, охватываю-
щего всю историю развития музы-
кальной культуры-—от ее возникнове-
ния до’ наших дней. Вместе с тем
было обращено внимание и на ряд
значительных недостатков и пробелов
в представленном плане. В прениях
указывалось на то, что Р. Грубером
недостаточно: ‘последовательно ‹рас-
сматривается борьба двух направле-
ний в музыкальном искусстве. Раз-
вернутое сообщение, посвященное
проблемам изучения музыки стран
народной демократии, сделал на сез-
сии музыковед И. Мартынов. ь

Совершенно неудовлетворительным
был признан план учебника, представ-
ленный С. Богоявленским и Г. Филен-
ко (Ленинград).

Основное внимание участников сес-
сии было уделено обсуждению про-
блем изучения советской музыкаль-
ной культуры. На рассмотрение уча-
стников были представлены три до-
кумента: план-проспект — трехтом-
ного труда «История русской’ совет-
ской музыки», составленный коллек-
тивом сотрудников сектора исторчи
музыки Института истории искусств
Академии наук СССР, план коллек-
тивной работы сотрудников сектора
музыки Ленинградского научно-ис-
следовательского института театра и
музыки «История советской музы-
кальной культуры» (на материале
русской советской музыки) и про-
грамма курса историй советской му-
		зыки для консерваторий (автор —
доцент Н. Туманина). Прения по этим
докладам ноказали живейшую  заин-
тересованность наших музыковедов: в
судьбах советской музыкальной куль-

туры.

Кандидат искусствоведческих ва-
ук К. Розеншильд указал на то,
что авторы недостаточно глубоко
изучили партийные документы по во-
просам искусства в целом и музыки
в частности. В результате, например,
некоторые важнейшие высказывания
товарища Сталина о народной и рево-
люционной песне выпали из поля зре-
ния составителей проспектов. В. пер-
вую очередь ` это относится к автор-
скому коллективу сектора истории
музыки Института истории искусств.
	Профессор Ф. Козицкий (Киев) и
многие другие музыковеды  справед-
ливо упрекали авторов трудов’ в pac-
смотревнии истории советской русской
музыки как ‘почти изолированного
процесса. Творческие связи русской
музыки с музыкальными культурами
других народов СССР, многонащио-
нальный характер советской музыки,
связь музыки с обшей советской
культурой недостаточно . последова-
тельно ‘и убедительно раскрыты в
проспектах. :

Одной из существеннейних черт
советской музыки является ее проч-
вая опора на народное . музыкальное
творчество. Однако в. планах. буду-
щих трудов это раскрыто не.вполне
удовлетворительно. :

Участниками обсуждения . отмеча-
лось также и то, что в представлен-
ных проспектах о неясно. и непоследо-
вательно показана борьба реалистиче-
ского направления против формалисти-
ческого в советском музыкальном
творчестве, борьба передовой’ про-
грессивной советской музыки против
упадочной музыки эпохи империа-
лизма. В проспекте Института истории
искусств слишком глухо сказано об
ошибках РАПМ, неубедительно рас-
крыты ее порочные идейно-теоретиче-
ские позиции.

Научная сессия по музыкознанию
явилась крупнейшим событием в жиз-
ни советских музыковедов. На ней был
поднят`ряд актуальных вопросов, ка-
сающихся и научных проблем, и мето-
дов воснитания молодых музыкантов
М организационного руководства на-
учно-исследовательской работой в об-
ласти музыкознания. Комитету по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР, Союзу советских композито-
pos, Институту истории искусств
Академии наук СОСР следует внима-
тельно изучить предложения и поже-
лавия участников сессии.
	мела музыка, и вслед ухолящему   Плана, и никотда нельзя поручиться,
составу неслиеь бодрые, _ ЗВеНЯЩиИв   что зверь в TOM или ином калое By-
	составу неслиеь бодрые, звеняшие
песни колхозников преображенной,
советской Каменной стети.
И. РОДИН.
(спец. корр. «Советского искус-
ства»).
Таловский район,
Воронежской области,
	5: ®

Вчера на расширенном заседании
дирекции, парткома и профсоюзной ор-
ганизации Большого театра совместно
с активом был заслушан отчет С. Я.
Лемешева и других участников брига-
ды, совершившей поездку в колхозы
Таловского района. Работа бригады
получила высокую оценку. Вынесено
решение принять шефство над Талов-
ским районом. Туда будут направлены
новые бригады артистов, литература,
пособия для работы кружков caMo-
деятельности. Предполагается выезд
отдельных артистов Большого театра
для оказания консультативной помощи
по организации хоровых, драматиче-
ских и музыкальных кружков.
	    ЭСТРАДА

В ближаймнее время артисты Мо.

В ближашиее время артисты Мо-
сковской эстрады покажут свои новые
работы — литературные композиции.
созданные из, произведений писателей
лауреатов Сталинских премий за 1949
год. М. Веревкин заканчивает работу
над литературной композицией «Весна
на Одере» по’роману Эм. Казакевича;
это же произведение для эстрады го-
товит артистка’ М. Кунже. М. Бояр-
ская готовит . литературную компози-
ЦИЮ «Ясный берег» (по повести В. Па-
новой), А. Давыдова и 3. Овчарова —
«Алена Фомина» (по ноэме А. Яшина),
Н. Жегулев — «Звездочка» (по по-
вести M. ‘Bacunenxo),

ax Е

К 20- летию. со дня смерти В. Мая-
ковского мастера. художественного
слова подготовили новые программы
из произведений поэта. Вс. Аксеноз
	лос», «Гулом восстаний, на эхо по-
множенным», отрывки из поэмы «Вла-
димир Ильич Ленин», «Про это»,
стихи об Америке и др; Дм. Журав-
лев — отрывки из поэм «Владимир
Ильич Ленин» и «Хороню!, произ-
ведения Маяковского, посвященные
советской Родине, и цикл его загра-
ничных стихотворений; С. Балашов—
литературную композицию «Я волком
бы выгрыз бюрократизм».
		В Казанском цирке   мая состоится
премьера представления «В праздник
винограда» по сценарию И. Ром-Ле-
	  бедева. В предетавленыи примет уча-
	стие цирковой коллектив цыган под
руководством Я. Бресслера. Постанов-
ка режиссера Н. Зиновьева, музыка
С. Василенко, художник Борисе Эрд-
	из произведений поэта. Вс. Аксенов   С. Василенко, художник Борис.
исполнит произведения: «Во весь го-! ман, балетмейстер В. Бурмейстер.
	Рис. Бор. Ефимова.
	торговцы картинами искусственно
создают ажиотаж, взвинчивая цены
на картины, абсолютно не имеющие
никакой художественной ценности.

В деятельности «Синдиката тор-
товцев картинами», как и в других
отраслях капиталистической  про-
мынгленноети ‘и. торговли; наблюда-
ются. периодические кризисы. Так,
например, в 1948 тоду известный
хуложник Жорж Руо получил в на-
следетво от умершего незадолго перед
тем коллекциенера и критика А. Во-
ляра 315 картин... художника. Жюор-
жа Руо. Слух 06 этом молниеносно
разнесся по Парижу, и ожихлалось
катастрофическое падение цен на
картины Руо. Как же был вынужден
поступить художник, чтобы преду-
предить эту катастрофу? Следуя при-
меру бразильских плантаторов, кото-
рые, чтобы сохранить установлен-
ную на кофе. цену, жгли его в топ-
ках паровозов и сбрасывали тыеяча-
ми тонн в море, Жорж Руо в при-
сутетвии кинооператора-хроникера и
нотариуса сжег все 315 картин.

Кризие,  экспортируемый США
вместе с яичным порошком и стан-
дартным вооружением, вее  сильнеэ
разрушает хозяйство Франции, все
большие подрывает жизненный ур0-
вень трулянгихся. Вместе с тем, он

Волчьи законы Отеля Лруо
	дал несколько картин в Америку.
Узнав 06 этом, торговцы порвали
контракты с Элизэ Макле и подверг-
ли его полному остракизму.

Пытаясь ускользнуть из ценких
рук торговцев картинами, художник
обралцается в салоны — периодиче-
ские и непериодические выставки
живописи, скульптуры, графики.
Салонов в Париже множество, из
них наибольшее значение имеют так
называемые «официальные» — «Са-
тон французских художников»,
«Осенний салон», «Салон Тюильри»,
«Салон независимых» ит. п. Еже-
годно в каждом. из них. выставляется
от полутора. до шести тысяч нолотен.
Эти выставки, громко рекламирую-
щие свою. «беспартийность» и пол-
ную непричастность к политике, но
существу, проводят и закренляют в
	искусстве. железные законы Отеля,
Друо — банды спекулянтов карти-
нами. «Строгое» жюри. принимаю-
	пе картины, с трудом  соглашаетея
	пропустить произведения прогрес-
	сивные как по форме, так и но: со-
держанию. В последнем «Салоне мо-
лодых  художников» жюри  отвергло
свыше 250 полотен художников-ре-
алиетов; в том числе такое, Kat
«Пролавец «Юманите» Андрэ Грасье.

Жаждый обязан работать ио имеет
право на получение должности. Rar
торжественно звучат эти слова пре-
азмбулы Французской. конституции!
	`Ноллинную цену этих слов хорошо
знают сотни «уличных художни-
ЕбВ», ВЫНУЖДеННыХ в поисках ни-
	щенеких заработков рисовать  цвет-
ными мелками на тротуарах.

Таково положение художника в
стране; которая еще недавно слави-
лась своими традициями в изкусстве.

«Черная банда» торговнев карти-
нами из Отеля Друо-—это обыкновен-
ный синдикат, типичная монополия
энохи империализма, экснлоатирую-
щая художников, как наемных рабов,
и концентрирующая рынок сбыта в
сроих руках для самой безудержной
спекуляции. Организуя е помощью
продажной прессы рекламу. иеноль-
зуя на аукционах подставных лиц.
	Человека, впервые знакомящегося
с художественной жизнью современ-
ной Франции, не может не поразить
внешне кинучая деятельность много-
численных художественных школ и
школок, сосредоточенных ° главным
образом в Париже. Его оглушит
треск ожесточенных по форме и бее-
смыеленных ‘по содержанию дискус-
сий, ослепят кричащие обложки ху-
дожественных журналов, реклами-
рующих сотни всевозможных  сало-
нов и галлерей. Но внимательный и
об’ективный наблюдатель очень ско-
рэ убедится, что за всей этой трес-
кстней нет и намека на подлинное
искусство и что, говоря словами га-
зеты «Ce cyap>, «за разноцветными
полотнами картин кроется страшная
нищета французских художников».

В конпе прошяого года востоялоев
общее собрание профсоюза пластиче-
ских искусств — прогрессивной op-
ганизации,  об’единяющей художни-
зов, скульнторов и граверов всей
‹траны. Картина положения работние
ков искусств во Франции, нариео-
ванная выступавиими на этом собра-
хии, кажется советскому читатели
<орершенно немыслимой дикостью.

Елва ли сотня французеких ху-
дожников добывает средства: к жизни
своим творчеством. Остальные, что-
бы не умереть е голода. вынуждены
браться за работу. ничего общего с
искусством не имеющую. Наиболее
улачхивые идут в артели и на фаб-
рики — таскрашивать игрушки,
КУЕЛЫ, ПУГОВИЦЫ, Платки. Это He
спасает их от нищеты и, конечно,
губит талант художника.

Вупить картину не по карману
‘рабочему, крестьянину или рядовому
служащему; для них предназначе-
ны деневые типографские репролук-
ЦИИ.

Каким же образом можно продать
картину? Ато может эту картину
‘купить? 9то может сделать, конечно:
государство. Ведь у госухарства есть
музей и картинные галлереи, где со-
браны величайшие сокровиша искус-
ства. На покупку картин старых и
новых мастеров по государственному
	__; Б0067®.
	бюджету ассигновано в 1950. году...
сто миллионов франков. Да не сму-
тит читателя эта астрономическая
цифра! Пара американских  ботинов
из так называемых «излишков» (т9-
есть завали и дряни, доставляемой
но «плану Марналла») стоит три
тысячи франков!

Прекрасно отдавая себе отчет в
мизерноети «государственной помо-
ни», голодающие художники вы-
нуждены обращаться к частным тор-
товцам кафтинами. В их взаимоотно-
шениях, как в капле воды, отра-
	жается хиншическия мир «евободно- Г
	то предпринимательства» и «чаетной
инициативы», управляемый. воячьи-
ми законами наживы.

Оценка картин производится в
Отеле Лруо — главнам - центре на-
	PHACERX аукционов, резиденции’ Tp.
жженных дельцов. ‘0б’единенных в.
	могущественный «Синдикат торгов
пев_ картинами». Здесь: художники
котируются, каж лошади в тотализа-
тере или акции на бирже, а котиров-
ка сообщается в «Газете Отеля Друо».
Заключая с художниками Kon:
тракт, торговцы  изобразительный
искусством становятся не только
безраздельными хозяевами _ создавае-
	оозраздельными хозяевами › создавае-   алистов,
мых произведений. но и приобретают   «Протав
	одностороннее право на определение
стиля или школы художника и ихей-
ной направленности. его работ. Roit-
тракты, заключаемые па срок от
трех лет, расторгнуть может. лишь
	владелец. галлереи. Художник же; на-
	рунгивший ‘контракт, подвергается
сулебному преследованию и полному
бойкоту сео стороны всех торговцев,
	0б`единенных синдикатом, Ёто карь-
	ера в этом. случае может счизатьея
законченной. 5
	Вот пример: художник Элизэ Мак-
	ле был связан контрактами се вла-
дельцами галлерей Барэйро и Ампэн.
Илатили ему мало, жить было труд-
но. Случайно в руки художника по-
пал американекий журнал, где были
указаны цены его картин Ha HBIO-
HOPRCKHX зукционах, достигавшие
многих тысяч долларов. - Возмущен-
ный хуложник самостоятельно про-
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	„НЕДОСТАТКИ И ЗАДАЧИ АРХИТЕКТУРНОЙ КРИТИКИ“

10 марта. с. г. на расширенном за-
	критики. и на слабую работу в этой
	седании президиума правления Союза   области Союза советских архитекто-

ОА: бк: Ге ЗЫ mtr rem )
	советских архитекторов «ААР была
обсуждена редакционная статья «Не-
достатки и задачи архитектурной
критики», опубликованная в газете
«Советское искусство» 4 марта 1950
года. В обсуждении статьи приняли
участие представители московского и
ленинградского отделений союза,
	‘правления. Союза советских архитек-
	торов УССР, члены бюро секции тео-
рии и критики.

Президиум. Союза советских архи-
текторов СССР признал, что статья
правильно указывает на неудовлетво-
рительное состояние архитектурной
	Комиссии по теории и критике при
президиуме правления Союза совет-
ских ‘архитекторов CCCP поручено
совместно с бюро секции теории и
критики московского отделения’ в.де-
сятидневный срок подготовить план
конкретных мероприятий, направлен-
ных к улучшению работы в области
архитектурной критики.

План мероприятий, разработанный
комиссией, будет обсуждаться на спе-
циальном расширенном заседании
президиума . правления Союза совеа-
ских архитекторов СССР.
	несет с собой страшное одичание,
утерю последних остатков Демокра-
тических свобод и оголтелый, ярост-
ный поход против культуры. Для
превращения европейских народов в
покорных рабов, готовых умереть
во славу американского имнериализ-
ма, необходимо сломить их духовные
силы, нужно уничтожить их куль-
туру: «Страну, лишенную культуры,
легче усыпить, уснувшего легче
связать, связанного легче убить», —
писала, газета «Се суар», разоблачая
затовор реакции против французской
интеллигенции.

Перед лицом обнишания и безра-
ботицы художники Франции об’еди-
няются для защиты своих нрав, для
защиты ввоего искусства. В противо-
вес так называемой «Взаимопомощи
художников» — организации, соста-
вленной из представителей торговцев
картинами, возник прогрессивный
префеоюз пластических искусств.
Этот профсоюз, подлинный и единет-
венный представитель изобразитель-
ного искусства великого француз-
ского народа, борется плечом к пле-
чу ¢ рабочим классом Франции
за мир, за демократию, против нище-
ты и войны.

И. МОЗАЛЕВСКИЙ.
Ю. РУБИНСКИЙИ.
	\

ae cg
	Редакционная коллегия:
		С. 5. СУТОЦКИЙ (редаитор), А. А. СУРОВ, М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
	С. А, Г ЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ, Ю. Ю. САВИЦКИЙ.
	Ленинградский государственный ордена Ленина
академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова
	ОБЪЯВЛЯЕТ КОНКУРС

на замещение вакансий в оркестре театра
	Солист-концертмейстер труппы `альтов — ‘одно место.
Концертмейстер группы контрабасов — одно место.
группу альтов — одно место.
4-4 валторна — олно место.
Литаврист регулятор. — одно местё.
Флейта первая — одно место.
Конкурсе состоится 99 марта 1950 г.

По всем вопросам обращаться в Тватр им. СМ К 7. 2m
	Театральная площаль, д. 1.
	М. Кирова по адресу: Ленинград,

зак. № 793.-
	елы музыхв, кино, изобразительных яскусств = К 1-48-08.
	редакции: Мосиза, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретариат, отделы анформапяв, архитектуры — К 4-15-66: отлелы театра, корреспондентской сетв — К 5-45-12: отл
	Тивография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.