Sear sR a

= COBETCKOE ИСКУССТВО _ ——_—_—_—

Успехи: советского’
ного искусства

«Портрет Героя Социалистического
Труда Е. С. Хобты», Мрамор. Ра-
	бота лауреата’ ‘Сталинской премии
скульптора А. Ковалева,
		«Серп и молот», выполненных ста-
рейшим советским художником Г. Го-
реловым. В.этих портретах-картинах,
написанных непосредственно е на-
туры в цехах завода, Техника не за-
слоняет человека — ее творца и ор-
ганизатора. Художник сумел се боль-
шой глубиной выразить высокое вну-
треннее напряжение, ‘волю, еозна-
	тельность нередовых людей социали-
	стической промышленности. -

До последнего времени У нае было
мало хороших картин 6 советском
юношестве и летях. Полотна’ С. Гри-
горьева «Прием в. комсомол» и
«Вратарь» и небольшая, во глубоко
содержательная картина В. Мариу-
польского «Вожатая» являются пен-
ным вкладом в разработку этой нуж-
ной и важной темы. Новое в этих
произведениях заключается в том.
что они дают большее, чем прежде,
типическое обобщение явлений, ак-
тивнее устремлены в наше завтра.

Новые значительные успехи в
овладении методом сопиалистичесво-
го реализма завоеваны в 1949 голу
ий советской графикой. Раньше rpa-
фика не меньше, чем живопись и
скульптура, страдала от имнрессио-
нистических приемов, в ней долгое
время господствовали неясность
формы, плохой рисунок. За послед-
нее время художники-графики доби-
лись известных успехов в борьбе с
влияниями импрессионизма, в борьбе
за классическую яеную форму. за
реалистическую ззконченность про-
изведения.

Метод социалистического реализ-
ма, основанный на марксистско-ле-
ниноком миропонимании, вооружает
художника знанием законов. общест-
ВЕННОГО развития, помогает ему в pa-
зоблачении уродств буржуазного об-
тнества. Именно поэтому так остра и
беспощална советекая политическая
графика, когда ее об’ектом становитея
хваленая «демократия» стран капи-
тализма. Замечательными образцами
	В этой области являются улостоенньве
	Сталинской премии работы художни-
ков КВукрыниксов, Б. Ефимова и
Б. Пророкова.

Наряду ¢ живописцами, скульшто-
рами и графиками значительных ре-
зультатов добились и художники 60-
ветекого театра. Сталинские премии,
присужденные за оформление ApaMa-
тических спектаклей, оперных и 62-
летных постановок художникам ©.
Федоровскому, С. Николаеву, В. Рын-
дину, А. Лапиньшу, М. Бурилко, Т.
Бруни, Н. Медовщикову, Ю. Пименову
и В. Борисовец, свидетельствуют об
идейно-художественном росте теат-
рально-декорационного искусства, об
успешном переходе театральных ху-
дожников от абстрактных формали-
стических декораций к полной живо-
писной форме.

Присуждение Сталинских премия
за 1949 гол показывает, что в совет-
ском искусстве сделан новый шаг
рнеред: Однако в творчестве художни-
ков, в том числе и лауреатов, есть
еще немало серьезных недостатков.
Хотя галлерея портретов передовых
советеких людей в 1949 году значи-
тельно обогатилась, все еще нельзя
считать решенной задачу создания
идейно целеустремленных. психоло-
гически многогранных положитель-
ных образов советекого человека. Хэ-
роших портретов у нас все еще мало.

В постановлениях ЦЕ ВЁП{6), в
статьях партийной печати не раз
подчеркивалось огромное значение
художественного мастерства. Но на-
ши художники не уделяют должного
внимания проблемам художественной
формы. Многие` из них все еще ae
умеют так компановать Картину,
чтобы главное действие не было за-
громождено ненужными деталями,
еще не-овладели рисунком в той стз-
пени ‚в какой владели им классики
русского реалистического искуества.

«Мы обязаны требовательно отно-
ситься к качеству работы, сурово
критиковать  халтурное, недобросо-
вестное отношение к делу», — эти
слова Г. М. Маленкова касаются ху-
дожников едва ли не в первую 0че-
редЕ и не только потому, что слово
«халтура» одно из очень употреби-
тельных слов нашего лексикона. Ка-
залось бы, всем давно уже ясно, что
никакая талантливость не спасет ху-
дожника от провала, если он поны-
тается в спешке создать еложное по
содержанию произведение. И те

не менее, так поступают многие, да-
же ведущие художники.

В произведениях на тему труда по-
		ность происходящего в нашей стране
строительства. Мало пейзажей новых
советских городов, колхозной дерев-
ни, природы, преображенной руками
советского человека.

Партия, правительство, великий
Сталин создали для советских ху-
дожников все условия для творче-
ского труда, и мы обязаны отразить
в своих произведениях героическую,
счастливую и радостную жизнь напе-
гэ многонационального народа.

А. ГЕРАСИМОВ.
народный художник СССР.

HA БЛАГО НАРОДА
	ные для всего советского искусства Ву
в частности, искусства музыкального
театра, мы обнаруживаем и в спек-
	такле «Евгений Онегин» +осуларст-
венного тезтра «Эетония» и в других
	a! A ee ИР. > 3 Ра.

оперных и балетных спектаклях.

Среди новых лауреатов Сталин-
ской премии мы видим замечатель-
ных мастеров советского искусства,
	леятельноеть которых связана & раз-
	эугием  Народно-песенных и танпо-
	ans eee eee

вальных исполнительских   тралиний,
	ine

Сталинской премии первой степе-
нн удостоен рял работников Ерас-
нознаменного имени А. В. Алевезнл-
рова ансамбля пеоени и пляска
велекоюй Армии во главе с его нынеш-
	я-а ета

них рукозохителем Б. А. Алексанлро-
	a

pum, [ne OH ви выступал Браснозна-
менный ансамбль—в Большом 331
Московской консерватории или на п0=
граничной заставе, нерел шахтерами
Донбасез или колхознивами Уклаи-
ны. он неизменно встречает востор-
женный прием зрителей. Огромны за-
слуги этого замечательного  коллев-
тива в деле пропаланлы народного
творчебтва, лучших образцов влаеси-
ческой музыки, произведений совет-
ских композиторов. Воллектив ирочно
	стоит ча позициях реализма И На-.
	родности.
Сталинской премией заслуженно
увенчана плодотворная леятельность
Дмитрия Осипова — хуложественно-
ro руководителя Госулаюственного
русского народного оркестра им. Hi. i.
Осипова. Связанный ¢ оркестром с
момента его основания, Дмитрий Оеи-
поз много и уНорно работает нал п-
вышением музыкальной культуры
оркестра, над’ расптирением его ре
wepryapa. Высокое профессиональное
узстерство народного оркестра, инте
ресные и разнообразные программы
его концертов завоевали любовв и
признание самых широких слоев
слушателей. Большой успех сопрово-
ждает этот оркестр в его гастрольных
поездках и выступлениях в странах
народной демократии. а
Много сил. внимания и любви
вклалывает Татул Алтунян B cBOD
работу по руководству ансамблем пес-
ни и пляски Армянской ССР. Отлич-
вый знаток народных песен, превос-
ходный музыкант, Алтунян тщатель-
во собирает и обрабатывает чудесные
песенные и танцовальньыю народные
мелодии, многие из которых прочно
вошли в репертуар ансамбля. Пре
тесть, очарование народно-песенного,
народно-танповального невуества нве-
сет ансамбль советскому слушателю,
Й в этом огромная заелута его хуло-
жественного руководителя. 5
Широко известен в нашей стране
залный анеамбль ‘несни и таниа
	Литовской СОР. Нлолотворная лея-
	тельность художественнего рувБоводи-
теля этого ансамбля Ионаса И!ведаса,
балетмейстера Юозаеа Лингиез a py-.
ководителя оркестровой группы Пра-
наса Степулиса, отмечена Сталинеки-
ый премиями. Многие песни из репер-
туара ансамбля, яркие, образные, глу-
боко народные танцы, исполненные
этим коллективом, пользуются огром-
ным успехом в стране, Не менее изве-
стен оригинальный хореографический.
ансамбль Московской эстрады «Берез-
ка», художественный руковохитель
которого Надежда Належдина ухостое-
на Сталинской премий,
	Присуждение Сталинских премгий
за исполнение народных  азербайл-
жанеких песен Бюль-Бюлю Мадеело-
ву. народных молдавских песен Та-
маре Чебан и Евгению Уреке, узбек-
ских танцев Талии Измайловой яв-
ляется еще олним свидетельством
EDOPHOH связи советского искусства
со своим народом. Народное творчест-
20, народное музыкальное и танио-
вальвое пекусство является органи-
ческой частью.  сопиалистической
Бультуры советского народа, оно-0бо-
гащает исполнительское мастерзтво,
дает ему силу и яоность мыели, еве-
жееть и непосредственную простоту
чуветв, _

Советекое музыкальное иеполни-
тельство — это искуество больной
жизнеутверждающей силы. Светлой
ралостью, великим счастьем созила-
тельноге труда насыштено творчество
советских. музыкантов. Смотрим ли
MEF очаровательные народные танцы
хореографичеекюго ансамбля «Берез-
Ba), слушаем ли влохновенную игру
крупнейнтих художников Святослава
Рихтера или Святослава Кнушевит-
кого, наслаждаемся ли вокальным м8-
стеретвом ° талантливейших esx
Елены Катульской или Надежлы Ba-
занпевой, находимся ли мы в’ Мос-
воском государственном театре’ опе-
ретты на спектакле «Трембита», —!
неизменным остается олно: чувства,
мысли, мироонтушение своего народа
несет в себе это искусство, искуе-
стБо строителей комму нистического
общества.

‚ Тучние советские исполнители,
певцы и дирижеры, нианисты и ив-
струменталисты, артисты балета и
режиссеры —— лауреаты Сталинской
	Искусство сценичесвого воплони-.  н
ния музыкально-драматических про- В
изведений, мастерство постановки. “T
  балетных спектаклей достигло у наз  1
	отроиных успехов. Для него харБ-
терно стремление к глубокому ФАС
крытию идейного содержания пр
извеления, к наиболее полному рез-
тистическому воспроизведению 45-
‘торского замыела, стремление . с03-
‘дать на сцене илейно значитель-
ный. художественно цельный, .3a-
конченный во всех деталях cile&-
TaRIb. м

Значительных «достижений 4%
этом пути добились музыкальные
театры в работе нал русской omen
ной классикой. Четыре  поставовен
русских классических опер, овуше-
сетвленные B-1949 roxy, ° отмечены
Сталинскими премиями. Новое про-
чтение бессмертных оперных‘ парти-
тур, критический пересмотр  поста-
новочных традиций, отказ от обвет-
шавших рутинных штампов и даль-
нейшее развитие прогрессивных трз-
диций высокого искусства передово-
то русского оперного театра, смелое
новаторство в поисках ‘средетв. наз-
более полного реалистического фаг-
крытия идеи-таков метод фаботы
советских художников оперной спе-
НЫ.

Глазами советских людей читали
они прошлое русско народа в
творениях Мусоргского, ° Римекого-
Корсакова, Чайковского, глазами ©0-
ветских людей оценивали они это
прошлое, отбирая, выявляя в нем то
тлавное, что дорого и близ5о совет-
скому человеку. Именно это даю
возможность полно и глубоко p3c-
крыть идейный смыел замечатель-
ных русских классических опер, пе
могло воплотить на сцене глубоко
национальные черты русского наол-
да, показать ero светлый ум,
природную талантливость. его силь-
ный, благородный, мужественный
характер, твердость воли и вели-
чие пламенной души. Стремление
постановщиков и исполнителей о5-
‘наружить живую связь. русско-
го классического оперного наслехия с
современностью, раскрыть в класси-
ке то, что находит непосредетвен-
ный отклик в душе советского че-
ловека, определило успех  зуч-
ших оперных спектаклей, по ло-
стоинству отмеченных Сталинскимн
премиями. Этот метод сценического
раскрытия оперной классики. мы на-
ходим и в монументальных оперных
шедеврах — «Садко» и «Мазепе», по-
ставленных на сценах Большого те-
атра СССР и его филиала, в постаноз-
ке гениальной народной музыкальной
драмы «Борис Годунов» в Государст-
венном театре оперы и балета Лат-
вийской ССР и в сценическом вопло-
щении «Евгения Онегина» тватро
«Чстония». а

Не менее существенны успехи co-
ветекого балетного искусства, еде-
лавитего значительный шаг вперед в
освоении советской современной
темы. Из трех отмеченных Сталин-
скими премиями балетных спевтак-
лей, авторами которых являются е9-
ветские композиторы,  либретгисты
и балетмейстеры, два балета. pac-
крывают современную тему.

Героической национально-осво-
.бодительной борьбе китайского нар-
да посвящен спектакль «Врасный
мак», поставленный Болыним. тезт-
‘ром Союза ССР в новой — авторской
редакции, слелавшей первый совет-
ский балет на острую современную
тему еще более близким и дорогим
советскому зрителю. Высокой peno-
люционной романтикой борьбы ком-
сомольцев. и рабочей молодежи в го-
ды гражданской войны овеян `вол-
нующий спектакль «Юность»
М. Члаки в Ленинградском Малои
оперном театре.

Радостная сила патриотического
звучания спектаклей, яркие жизнен_
ные образы” героев, их глубокие,
сильные человеческие характеры —
все это большая творческая победа
хореографических — коллективов в
борьбе за становление советекого бз-
лета как высокого искусства социа-
листического реализма,

9бтирный cmrcon новых лауфеа-
тов Сталинекой премии  свидетель-
ствует о том, ‘чт  советекюе музы-
кально-театральное, исполнительское
и хореографическое искусство не
знает «провинции», как ие знает оно
и пределов своего роста и совершен-
ствования. Идейная зрелоеть, высо-
кая культура и художественное ма-
стерство исполнения характерны для
творческого коллектива  Государет-
венното театра оперы и балета Лат-
вийской СОР; сумевшего  правхиво,
убедительно раскрыть в «Борисе Го-
дунове» обличительную награзлен-
ность тратедии Пупизина и музы-
кально _ драматической  концетивин
Мусоргского. Коллектив показал в
стектавле главное действующее типо
оперы — русский народ как  могу-
чую великую силу. Та же. зрелость,
культура и мастерство отределижи
	  ЪЕСА ВЫСОКОЙ ИДЕИ
	Все чаще, весе смелее обращаются
наши писатели, драматурги, театры
и киностудии к самой большой, самой
сложной и высокой творческой зала-
че — воплощению художественного
образа великого Сталина. Велед 3%
кинозполеями «СОталингралекая бит-
ва» и «Падение Берлина» мы озна-
комились с пьесой Всеволода Вишнев-
ского «Незабываемый 1919-й», где
снова в центре лействия — вождь
советекого народа.

Уже лавно художественное восе03-
хание образов Ленина и Сталина ста-
то как бы коллективным лелом совет-
С:
может. Необ’ятные по своему истори-
	ческому значению, нееравненные п9.
	силе и красоте человеческих харак-
теров, эти образы раскрываютея в
каждом новом драматургическом про-
изведении е какой-либо новой сто-
роны.

Значение этой новаторекой беты
советских лраматургов так же вели-
		образов Ленина и Сталина, мобили-
зующая массы,  об’елиняющая и
сплачивающая их, направляющая
к героическому труду и борьбе.
Сейчас уже отчетливо видны He-
которые характерные для нашей дра-
матургии черты, проявившиеся в
пьесах о Ленине и Сталине. Прежде
всего решительное преодоление тех
канонов «биографического жанра»,
которые сложились в: лосоциалиети-
ческой литературе. ВБажлый звтор
пьесы о Ленине и Сталине считает
своим лолгом строго придерживаться
исторической правлы,  лостоверных
фактов, Но при этом советский apa-
матург не ограничивается протоколь-
ным воспроизвелением фактов — он
стремится к широкому осмысливанию
и сбобщению исторических событий.
Советский драматург говорит о глав-
ных чертах в деятельности  величай-
ших творцов истории. И мы ни в коем
случае не признали бы улачи, если
бы автор пьесы о Сталине не показал
нам великого вожля в борьбе, в лей-
ствии, в творчестве, на решающих
этапах всенародной истории.
Вееволол Вишнезский давно заня-
мзет видное место в советской дра-
матургии. Он написал немало ярких
пьее о героике советского народа.
Именно героические черты советских
людей наиболее близки, наиболее ро\-
ственны творчеству этого самобыт-
ного драматурга. Но мы вправе ска-
зать, что еше никогла Всеволод Виш-
невский не поднимался на такую
идейно-хуложественную высоту, Kat
в пьесе «Незабываемый 1919-й»,
заслуженно удостоенной Сталинской
премии первой степени. Воплощение
образа Сталина. стоящего в центре
	пыеы. заставило драматурга быть’
	особенно собранным. Ньеса свидетель-
ствует о том, что драматург поднялся
на новую ступень своего ‘творческо-
го развития.

...Петрограл 1919 года. Злесь скре-
етились жизненные интересы › реве-
люпни ¢ грязными полпольныма
авантюрами Черчилля, змерикансвих
финансистов, нелобитой белотварлей-
щины, троцкистеких репегатов. Анг-
1о-американская резкция мечтает от-
резать. революционный Питер от Со-
ветской России, перевешать, пере-
‘стрелять коммунистов, сделать этот
тород — колыбель революции —
плацлармом лля напаления на столи-
цу Советской России — Москву.
Контрреволюционный заговор в горо-
де, восстание на Врасной Горке и дру-
тих фортах, белотварлейские ‘полёи
на подетупах к Невскому  гиганту...
’ Сколько напряженнейших, поистя-
не лраматичных ситуаций! Ови mor-
ли бы настолько увлече драматурга,
что он сам оказалея бы во власти
стремительно развивающейся фабулы
и забыл бы о главном.

Но ценность п5есы Ве. Вишнев-
ского. в том и состоит, что она вея
посвящена главному — обрисовко
сталинского стиля борьбы е врагами
революции, борьбы за социализм.

_ Больная, глубокая мысль положена
в основу пьесы, и отсюда — ее идей-
ная и художественная нельность, ее
выразительность и сила воздействия,
Скажем прямо, никогда еще Ве. Виш-
невский не достигал такой стройной
и ясной композиции пьесы, никогча
не развивал драматическое действие
так последовательно, целеустремлен-
но, как это улалось ему в пвесе «Не-
забываемый 1919-й». Вот наглядный
пример того, как неразрывно евяза-
ны илея и форма пьесы.

Пьеса открывается прологом. Вла-
димир Ильич Ленин в своем кремлев=
ском кабинете ставит перед Иосифом
Виссарионовичем Сталнным боевую
задачу: «Петроград не может быть
cya — ни в воем случае». В ворот-
вой сцене драматургу удалось пока-
зать широту мыели Ильича, силу
Ленинского  анзлиза обстановки.
Тлубочайшее уважение и любовь
связывают лвух гениев  револю-
ции. Они понимают друг друга в по-
луслова. Иосиф Виссарионович улав-
ливает все оттенки ленинской мыели,
и беседа с учителем и другом напол-
няет его неиссякаемой энергией.

И вот — штабной вагон товарища
Сталина на Балтийском вокзале в
Петрограде. Иосиф Виссарионович
	приступает в выполнению ленинеко-
то наказа.

Четкая и, если можно так выра-
зитьея, вместительная композиция
пъесы дала драматургу возможность
показать важнейшие моменты борьбы
товарища Сталина е контрреволюця-
ей в Петрограде и вместе с этим рас-
крыть самый стиль сталинекого ру-
ководства. Вот сцены коротких и ре-
шительных  об’яснений товзрища
Сталина с пособниками врага и 1го-
ловотянами, поставленными на ответ-
ственные посты Троцким, Зиновье-
вым. Вот встречи товариша Сталина
с представителями пролетарекого Пи-
тера.  жаждущими решительной
схватки е врагом и готовыми нанести
смертельный улар контрреволюции.

Иосиф Виссарионовие спокойно и
хладнокровно разбирается в обстанюв-
ке, ищет и находит центр вражеско-
го заговора в самом городе, устаназ-
ливает его связи с зарубежными 0ч3-
гами реакции, собирает силы для и3-
ступления, учит, воспитывает, влох-
новляет коммунистов и беспартий-
ных патриотов, выбирает момент для
зтаки—и наносит смертельный удар
по вратам сопизлистического отече-
	ства. Огромная воспитательная цен-
	ность этой ньесы в том, что она пока-
зывает сталинский стиль в действии
— в борьбе. И, конечно, в пьесе илет
речь о гениальном полковолческом ис-
кусстве товариша Сталина. Но драма-
тургу улалось создать художествен-
ный, обобщенный образ вождя. И по-
тому, глядя эту пьесу, представляешь
себе товариша Сталина не только в
военной, но и во всякой другой обста-
HoBRe.

В пьесе видны огромная любовь
Сталина в трудовому народу и его
вера в народ,  сталинское умение
дать точную оценку человеку, из-
пользовать для интересов революции
все его силы и способности, сталин-
ская принципиальность и дальновил-
ность. Закономерно и естественно
возникает в пьесе тема сталинекого
революционного обновления науки.
Вогла встает вопрое 6 TOM, какими
средствами подавить мятежный
контрреволюционный opr, двое
«специалистов» — Вуткевич и Ры-
балтовекий — возражают против ие-
пользования лля этой пели линкоров.
Эти защитники «военно-морской на-
уки» пытаются доказать, что с «на-
узной» точки зрения линкор бесси-
лен против береговой обороны.
Товариш Сталин разоблачает и опро-
килывает подобную науку. Она, эта
«наука», нужна тем, кто ненавидит
новое. кто мечтает о возврате старо-
co. Вонтрореволюпионеры-заговорщи-
ки Буткевич и Рыбалтовский высту-
пают рьяными сторонниками «чистой
науки», и это не случайно. Тема
борьбы товарища Сталина за подлин-
ную, творческую науку против реак-
циснной поевдонауки глубоко совре-
менна и актузльна. Она перехотит 38
сюжетные рамки пьесы и особенно
громко и значительно звучит в наши
дни, когда мы являемся свидетелями
сталинской реконструкции всех o6-
ластей науки.
	Товариш Сталин докладывал В. И.
	Чевину: «Морские специалисты уве-
ряют, что взятие Красной Горки с мо-
ря опрокилывает морскую науку.
Мне остается линть оплакивать так
называемую науку... Считаю свойм
долгом заявить, YTO A HW впредь буду
действовать таким образом, несмотря
на все мое блатоговение перед на-
укой».

Так оно и случилось, TAR оно и
происходит на HAWIHX глазах —
товарищ Сталин уничтожает  консер-
вативные, реакционные формы во
всех областях науки.

Мы остановились нолробно на эпи-
зоде с Буткевичем и Рыбалтовеким
потому, что он показывает, как дра-
матург, глубоко осмыелив историче-
ские события, протягивает прочные
нити из истории в еовременность, до-
стигает художественного обобщения.

Таких эпизодов в пьесе  немзло.
Драматург вовлек в действие пиро-
кий круг персонажей, и это также
придает ей характер большого ието-
рического полотна. Рялом с Лениным
и Сталиным мы видим типичных де-
ятелей революции и партии тех лет
— таких, как член Рев. Воен. Совета
Балтийского флота mopar . Воронов,
или чекист Шибаев, или рядовые пи-
терские рабочие Поталов, Изванчен-
ков, Ланилова. Только так, рисуя 06-
разы представителей . многомиллион-
ных революционных масс, показывая
	неразрывное елинетво вождя и наро-
	да, и можно решать задачу веплоще-
ния образов Ленина и Сталина.

А в другом, противостоящем, yare-
ре‘мы видим мастереки выписанный
образ убежденного врага революцион-
ной Росени английского питиона Дэк-
са, колоритные фигуры супругов
Буткевичей, предлавших и продавших
Ролину за пачку долларов.

Высокая, ясная партийная идея
пъесы нашла выажение в еочных
редлистичееких образах, в стройной
Бомпозипии. Мы вправе считать эту
ньесу не только воупным  достиже-
нием драматурга Всеволода Винтнев-
ского, но и новой заметной вехой в
развитии переловой советской драма-
	Азатолий СУРОВ.
		Прошедший 1949 год был для со-
ветского изобразительного искусства
годом нового под’ема и новых  успе-
хов. Выполняя решения ЦА В&П(6б)
по идеологическим вопросам, совет-
ские художники. создали нз основе
метода социзлистического реализма
рад новых, значительных по идейно-
му содержанию и художественному
качеству произведений.

В лучших произведениях живопи-
си, скульптуры и графики, удостоен-
ных Сталинской премпи, воплощены
образы великих вождей советского
народа и всего трудящегося челове-
чества — В. И. Ленина и. В.
Сталина.

«В. И. Ленин, И. В. Сталин —
основатели и руководители советско-
0 государства» — такова тема
скульптурных барельефов, выполнен-
ных нод руководством Н. Томского
скульнторзии М. Бабуриным, П. Бон-
даренко, Л. Вербелем, Г. Мотовило-
вым, А. Файдлышем, В. Цигалем я
Д. Шварщем.

Впервые в советской скульптуре
сделана попытка изобразить не
только отдельные фигуры или груп-
пы, но и важнейшие эпичезкие стрз-
ницы истории Советского государства
и большевистской партии. Впервые
так многообразно, правдиво и истори-
чески конкретно воплошена тема Ha-
рода — творца историй, отражено
решающее значение организующей и
вдохновляющей деятельности В. Й.
Ленина и И. В. Сталина, их нераз-
рывная связь с массами. Авторы ба-
рельефов, скульттур и бюстов, выпол-
няя каждый самостоятельную задачу,
не утратили своего творческого‘ свое-
образия, внесли свой вклад в создание
ансамбля, воспринимаемого как еди-
ное хуложественное произведение.

Еще смелее и глубже решили свою
задачу в столь же значительной, но-
ваторской по содержанию и по фор-
ме работе Е. Вучетич в творческом
содружестве © Г. Постниковым,
П. Фридманом и П. Яцыно. Монумен-
тальный  свульптурный  торельеф
«Влянемся ‘тебе, товаринг Ленин...»
воспроизводит одно из самых драма-
тических событий в история партии,
в жизни всего советского народа.
С большой силой выражена глубокая
скорбь партии и народа об утрате
светоча пролетарской революция,
показана сплоченность трудящихся
нашей Родины вокруг партии боль-
шевиков и товарища Сталина, един-
‘ство чувств и мыслей народа и во-
жля — гениального, продолжателя
‘дела Ленина. Величественно-простая,
‘скорбная и мужественная фигура
И. В. Сталина — идейный и психо-
логический пентр композиции. Ha-
‘род в горельефе—не безликая масса,
з коллектив, спаянный общим чув-
ством и состоящий из ярких индиви-
дуальных характеров; в толпе наро-
да— представители разных наций Co-
ветекого Союза, рабочие, крестьяне,
интеллигенция. ‹

Работы Е. Вучетича и его соавто-
ров, Н. Томского и ето бригады —
начало нового этапа в развитии ео-
ветской скулытгуры.

В числу подлинно эпических про-
изведений может быть отнесена и за-
мечательная картина «Триумф побе-
дившей Родины» молодого украин-
ского художника М. Хмелько. сви-
детельствующая в неуклонном росте
мастерства талантливого живописца.
Насыщенная подлинным пафосом,
праздничная, ‘ликующая картина
Хмелько звучит, как торжественный
гимн во славу советского народа, во
славу большевистской партии, ге-
ниального вождя и полководца И. В.
Сталина. $

‚Творчество Хмелько, как и работы
ряда других мастеров, удостоенных в
Этом году высокого. звания лауреата
Сталинской премии, показывают, вак
бурно развивается наша молодежь;
Bak © каждым годом увеличивается
количество произведений, в которых
события нашей жизни раскрываются
в их великом идейном значении.

В. И. Ленину и И. В. Сталину, их
революционной деятельности поевя-
щены’ также работы  скульгторов
Б. Пинчука и Р. Таурита, художпи-
ка В. Орешникова и серия резлисти-
ческих рисунков П. Малькова. Глу-
боко человечный и величественный
образ И. В. Сталина созлали моло-
дой украинский художник В. Пу-
зырьков. и грузинский  скульнтор
В. Топуридлзе. Прекрасный ‘образ
Ленина-гимназиста изваял мололой
скульптор В. Цигаль.

Советские художники творят ANE
народа, в жизни народа находят они
темы евоих произведений. Советское
искусетво неразрывно. связано с на-
родвым творчеством, которое в нашей
стране расцвело так же невиданно,
как и профессиональное искусство.
06 этом говорит и присуждение Ста-
линской премии коллективу азер-
байджанских хуложников и мастеров
народного творчества Л. Веримову,
И. Ахундову, В. Бязим-Заде, Д. Ахме-
дову, Г. Мустафаевой и С. Ахмедовой
38 создание замечательного художест-
венно-декоративного ковра,  посвя-
	пенного товарищу Сталину и победам
‘советевого народа.

В ряду лучших произведений изо-
бразительного искусства 1949 года
стоит замечательная работа скульн-
тора Е. Вучетича, архитектора Я. Be-
лопольского и художника А. Горнен-
ко — монументальный 8 памятвиЕ
погибшим при взятии Берлина co-
ветским воинам. Идея сооружения—
увековечить светлую память павших
советских воинов и величие интер-
национальной освободительной мис-
сии Советской Армии, во имя осуще-
ствления которой эти воины отдали
свои жизни.

Памятник отличает резлистичее-

кая трактовка всех элементов гран-
диозной архитектурной и `свкульптур-
ной композиции, мужественная про-
стота и лаконичность. При решении
общей композиции авторы широко
использовали традиции рузекого ›ис-
вусства и народного творчества.
_ Заслуженного успеха в леле е0з-
дания монументальных памятников
в честь выдающихся деятелей со-
пиалистической культуры и яауки
добился М; Манизер. Его памятник
И. Павлову, сооруженный в.г. Ря-
зани, несет в себе лучшие: черты вы-
сокого реалистического искусства.

Отвечая на требования нашей пар-
тии и продолжая замечательные тра-
хдиции великого русекого искусства,
советские художники, скульпторы и
графики добились некоторых успехов
в созлании полноценного образа но-
вого советского человека — строите-
ля коммунистического общества. В
картине «Передовые люди Москвы в
Еремле», выполненной под руковод-
ством В. Ефанова- молодыми хулож-
никами С. Дудником, Ю. Вутачем,
К. Максимовым и В. Цыплаковым,
более ста портретов известных всей
стране знатных москвичей — Героев
Советекого Союза и Героев Социали-
стического Труда, стахановцев, уче-
ных, писателей, артистов, обще-
ственных и партийных деятелей.
Талантливые х?дожники написали с
натуры всех действующих лиц и су-
мели об’елинить их в болыной вкарти-
	с.

Заслуга В. Ефанова: и его бригады
и главное достоинство их картины в
том, что они показали, что советский
народ — это коллектив свободных и
ралостных людей, энергичных, воле-
вых, заваленных в труде и борьбе,
простых и скромных. героев, строите-
лей коммунизма. После картины
бригады Ефанова особенно заметны и
нетернимы поверхностные и схемати-
ческие изображения безликой «мае-
сы», все еше ветречающейся, к сожа-
лению, в ряде произведений.

Сталинской премии удостоены и
те картины и скульптуры, в кото-
рых художникам удалоеь верно пе-
редать новые черты людей социали-
стического колхозного и индуетри-
ального труда.

Примером, < знаменательным во
многих отношениях, являетея карти-
на «Хлеб» молодой украинской ху-
дожницы Т. Яблонской. Написанное
с подлинным под емом полотно захва-
тывает зрителя высоким пафосом
	‘коллективного труда, привлекает яр-
	ким образом молодой колхозницы-
бригадира. Творческая. удача Т. Я6-
лонской—чрезвычайно поучительное
свидетельство положительного  воз-
действия на художника о принципи-
альной партийной критики, своевре-
менно указавней талантливому моло-
дому мастеру на импрессионизм его
первых работ. }

Вторым примером может служить
глубоко психологический портрет
Героя Социалистического Труда Е. С.
Хобты работы уЕозинского екульнто-
pa А. Ковалева. Талантливый моло-
дОЙ мастер создая проникновенный
образ простой крестьянки, ставшей
при советском колхозном строе герон-
ней труда и государственным деяте-
лем.

Новое в решении темы труда, в
создании образа советского рабочего
проявилось особенно наглядно в се-
рии портретов сталеваров завода
	успех правливого, реалистического   ПФемии —— внесли новый значитель-
	балетного спектакля Белорусского
театра, оперы и балета «Внязь-озеро»,
(музыка В. Золотарева), проникну-
того духом народности и патряо-
тизма. Эти же‘ черты,  характер-
	ный вклад в сокровищницу растущей
советекой музыкальной культуры.

Анатолий НОВИКОВ,
	заслуженный деятель искусств
РСФСР.
				Братья ТУ
	Г. С. УЛАНОВА,
артистка.
	_ (1. Л. РЫЖЕЙ),
			О. В. ЛЕПЕШИНСКАЯ,
apractrs.
	a мак» в Государственном
театре СССР, ‘
			Л. Р. ШЕЙНИН,

Эльбе».

А. Д. ДИКИИ, Н. И. БОГОЛЮБОВ,
артист. Премия присуждена за участие ° артист. Премия присуждена за участие
в кинокартине «Сталинградская битва», в споктакле «Чужая тень» в Москов-

ском Художественном Академическом
театре. СССР ны. М. Горького.

Н. С. РОЛОВАНОВ,

дирижер. Премчя присуждена ‘за спек-
такль` «Садко» в Государственном Ака-
демическом Большом театре СССР.
	авторы сценария, премая присуждена за кннокартину «Встреча иа Эльбе».
	Премия присуждена за участие в ‘спа
ктакле «Красный
Академическом Больно вме