ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬВ!
	gt к

Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам искусств при Совете. Министров СССР

Вторник, 4 апреля 1959. года
	По родной стра

В театрах
	Белоруссии
МИНСК. Драматический театр
	имени Янки Купалы открыл весенний
	сезон во вновь реконеструированном
здании. Он показал две новые поста-
новки: «Чужая тень> К. Симонова и
«Особняк в переулке» бр. Тур.

В. Театре оперы и балета с успехом
прошла премьера балета «Красный
мак» Р. Глиэра.

В Русском драматическом театре

состоялась генеральная репетиция
пьесы «На бойком месте» А. Остров-
ского.
В Витебске Драматический театр
имени Якуба Коласа осуществил. по-
становку пьесы «Свежий ветер» В.
Собко — о борьбе прогрессивных сил
немецкого народа за создание единой
демократической Германии.
	$

НА ПОЛЕВЫХ
СТАНАХ
АЛМА-АТА. (ТАСС). Наступила
	горячая пора весенних работ. В Юж-
ный Казахстан и Джамбулскую об-
ласть для обслуживания колхозников
и работников совхозов, занятых на ве-
сеннем севе, выехала бригада солистов
Театра оперы и балета имени Абая.
В аулах и поселках республики
выступят народный артист Казахской
CCP Ж. Елебеков, участница Между-
народного фестиваля  демократиче-
гкой молодежи и студентов в Буда-
пеште Роза Багланова, дипломант
Всесоюзного конкурса мастеров эст-
ралы Ольга Хан и другие.
Тружеников сельского хозяйства
республики в период сева будут об-
служивать 100 концертных ° бригад,
созданных театрами Казахстана.
	Около 709 кинопередвижек обслу-
жат колхозников Казахстана в дни
весеннего сева. Кроме того, в селах
республики действуют 500 станио-
нарных киноустановок. Сельские зри-
тели с большим интересом смотрят
лучшие советские Фильмы: «Падение
	Берлина», «Сталинградская битва»,
«Встреча на Эльбе», «Мичурин>» и
другие.

На экраны выпущено свыше 300
научных агротехнических фильмов.

Е
«ОТЕЛЛО»
	НА АБХАЗСКОЙ СЦЕНЕ
СУХУМИ. (Наш корр.). ° Недавно
	`Абхазский драматический театр пока-
	‘зал очередную премьеру — «Отелло».
Роль Отелло играет Л. Касландзия.
	В роли Яго выступает Ш. Пачалия,
являющийся совместно с С. Челидзе
постановщиком спектакля. Музыку
для спектакля написал композитор
Л. Хапава, декорации — художник
Н. Казбеги.

Постановка «Отелло» на абхазском
языке вызвала большой интерес зри-

телей.
bod

ПЕРЕДВИЖНАЯ
ВЫСТАВКА
	ГОРЬКИИ. (Наш корр.). Для озна-
	комления широких масс колхозников с
	произведениями искусства областной
Дом народного творчества подгото-
вил большую передвижную художе-
ственную выставку репродукций с
лучших картин советских художников
и русских классиков.

Выставка смонтирована на 50 щи-
тах. Каждая картина сопровождается
подробной аннотацией о жизни и дея-
тельности художника. Выставка вы-
зывает огромный интерес в районах
области.
	В г. Йошкар-Ола — столице Ma-
рийской Автономной Советской социа-
листической республики — 30 лет то-
му назад организовался передвижной
театр. Это был первый театр народа,
который до Великого Октября не имел
своего профессионального искусства.
В течение десяти лет театр работал.
переезжая из села в село, показывая
свои спектакли даже в самых глухих
уголках республики.

В 1929 голу в Иошкар-Ола построи-
ли великолепное здание, его отдали
передвижному коллективу. Он стал
первым марийским государственным
театром, которому впоследствии было
присвоено имя основоположника ма-
рийской советской литературы —
М. Шкетана. С. тех пор дружный кол-
лектив театра неустанно несет в мас-
сы передовое искусство социалисти-
ческого реализма. В своем театре тру-
дящиеся республики видят пьесы рус-
ских классиков: «Власть тьмы»
		А У

Р

А

ТБ
	Д. М. МАЛЯН,

артист
	ПЕСНИ ©
О ВОЖЛЕ
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Долина
Зеравшана — родина прославленного
народного шанра’ Фазыла Юлдаша.
Много песен, сочиненных Фазылом
Юлдашем, поется в колхозах Узбеки-
стана. Сейчас над покрытыми моло-
дой зеленью полями звучат слова его
новой песни «Отец народах — о новой!
колхозной жизни, о великом TBOpHE
всенародного счастья.
	Среди родных — ты всех родней,
Среди мудрейших — ты мудрей,
Отец народа моего,

Ты всех дороже, ты мой отен.
	Давно прошедшие года

Мне горько: нынче вспоминать:
Я время новое узнал,

Я разучился горевать.

Живи и здравствуй, Сталин мой,
Великий вождь и друг родной.
	Далекая Кара-Калпакия. Со всех
сторон окружена она песками Кара-
Кумов и Кзыл-Кумов. Но и сюда при-
шло счастье. Некогда кочевавиий по
бескрайной пустыче, каракалнакский
народ сегодня ведёт оседлую кол-
хозную жизнь, вырачтивает обильные
урожаи хлопка, разводит богатые
стада скота. Это счастье принес наро-
ду Сталин: ‘
	Слово «бедняк» незнакомо детям,
А мы это слово с пеленок знали,
Нет нас богаче в целом свете,

В век изобилья привел нас Сталин.
	Это глова из новой песни каракал-
пакского акына Кашкара Юсупова
«Сталин с нами».

Над цветущими садами и хлопковы-
ми полями красавицы Ферганы, Таш-
кента, Бухары звенит песня «Сталин»
популярного певца Ислама. Песня
рассказывает о том, как, продолжая
дело великого Ленина, Иосиф Висса-
рионович Сталин ведет нашу много-
национальную страну от победы к
победе.
	Пусть здравствует множество
радостных лет
Ведущий Отчизну дорогой побед!
Прими от седого шаира привет,
Водитель народа, прославленный
Сталин!
Узбекское государственное изда-
тельство выпустило сборник произве-
дений узбекских поэтов «Наш голос».
В сборник включены стихи ий песени
	народных шаиров, посвященные
великому Сталину.

®
_ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
		СТАЛИНО. (Наш корр.). Област-
ная филармония открыла в. селе Марь-
инка первый в’ области сельский му-
зыкально-литературный лекторий. Он
будет систематически  популяризирс-
вать среди колхозников. классическую
русскую и украинскую и советскую
музыку. Е

На концерте симфонического. орке-
стра для колхозников, состоявшемся
в Марьинском музыкально-литера-
турном  лектории, . присутствовало
свыше 300 колхозных зрителей. Были
исполнены музыкальные произведения
Чайковского, Глинки, Глазунова, Рим-
ского-Корсакова и других.
	° .
Колхозный
КИНОТЕАТР

ИВАНОВО. (ТАСС). В Коеванском
крылся стационарный. кинотеатр —
85-й сельский кинотеатр в области.
Колхозники < болыним интересом
просмотрели новый художественный
Фильм «У них есть Родина».
	Марийсний национальный театр
	/1. Толстого; «Женитьба» Гоголя, пье-
сы Островского и советских драма-
тургов: «Слава» В. Гусева, «Платон
Кречет» А. Корнейчука, «Земля»
Н. Вирты, «Далеко от Сталинграда»
A. Сурова, «Молодая гвардия» А. Фа-
neesa. Болыную роль в творческом
становлении марийского театра сы-
грала драматургия М. Рорького: на’
сцене театра были поставлены «Ме-
	щане», «На дне» и другие его произ-
	ведения.

Широко представлена на сцене те-
атра и марийская национальная дра-
матургия, значительно выросшая и
окрешная в последние годы. Драма-
тург С. Николаев создал ряд произве-
дений на темы истории марийского на-
рода: «Воды текут» — об участии ма-
ри’в революции 1905 года; «Айвика»—
о далеком прошлом мари, а также
пьесы «Новые плоды». — о марийцах-
мичуринцах, «День рождения» — о по-
стройке гидроэлектростанции, и др:
		Г. Б. ГАБРИЕЛЯН,
		артист
		спектакля Эти
	Новые‘ оперы
и балеты
	РИГА. (Наш корр.). Скоро латыш-
ский народ будет отмечать славную
	дату—10-летие Советской Латвии.
Композиторы республики работают
‚над созданием новых произведений,
	отражающих борьбу народа за свою
	свободу, за новую, счастливую жизнь
					в семье братских советских peony6-
лик.

Театр оперы и балета уже готовит
балет «Лелде» композитора А. Скул-

те, напиеанный по произведению Яни-
са Райниса «Играл, плясал».
	В. Лепин работает над созданием
оперы «Перед Октябрем» (либретто
	А. Иммермана). Она повествует ола- .
	тышских стрелках, плечом к плечу =
	с русскими революционерами ‘бороз-‘
	шихся за советскую власть.
	Другому периоду истории летыш-
ского народа посвящается опера ком-
позитора В. Уткина «Имант Судма-
лис». Имант Судмалис— латышский
герой, комсомолец, замученный вза-
	стенках гестапо. Посмертно ему при-:
	своено звание Героя Советского Co-
юза. Но мотивам романа Вилиса Лаци-
са «Сын рыбака» пишет онеру П. Ли-
ure.

Композитор М. Заринь пишет для
театра оперу «Колхоз у моря»,
Н. Грюнфельд—оперу «Дайна», над
детской оперой «Король мух» рабо-
тает А. Жилинский. `
	К 10-летию Латвийской ССР прэ-
фессор Я. Медынь написал нпразднич-
ную. кантату для хора и оркестра.
А. Скулте работает над музыкой к
фильму о Советской Латвии. Я. Озо-
линь, М. Заринь, А. Жилинский,
П. Лиците и другие пишут массовые
песни, посвященные великой сталин-
ской эпохе.

>
	ТЕАТРА им. АБАЯ
	АЛМА-АТА. В Казахском тватре
оперы и балета имени Абая состоялась
премьера музыкальной комедии
У. Гаджибекова «Аршин ‘мал-алан».
Постановка К. Джандарбекова.

В главных ролях выступили артя-
сты К. Байсеитова, А. Умбетбаев,
У. Турдукулова и др.

Oo
	«НАВЕКИ
ВМЕСТЕ»
	15 (1207). Год издания ХХ
	Зьиче уровень
кинокритики _
	оценки работы режиссера,
	исполнителей, оператора, ничего нэ
говорится © месте и значении данно-
го фильма в ряду лоугих произведе-
	ний кино, как и смежных отраслей
	нокусства, ставящих ту же тему или
решенных в том же жанре. Такие
	Большевистская партия повселнев-  ные
	но и неустанно ведет борьбу за идей-
ную чистоту, принципиальность и
высокое художественное еоверненст-
во советского искусства. Иеториче-
ские партийные документы по  во-
просам литературы, театра. музыка.
	кинематографии оказали неоценимую   «рецензии». не ‘помогают партин, на-
помощь нашей художественной ин-   роду в борьбе за художественное ‘ео-
		вершенетво нашего высокоилеиного
	искусства, не помогают. хуложниву
	двигаться вперед. Сценарии. — осно-
ва основ булущего фильма, кзЕ пра-
вило, не репензируютея вовее.
	Биновритика не выполняет своей
основной задачи: подлерживать и
пропагандировать все ценное в твог-
честве художников, вее прогреесив-
ное, новаторское, бичевать все кое-
ное, отеталое, чуждое, духу социали-
стического искусства.

Основная нричина отставания ки-
нотеории и критики состоит в том.
что этому ответственному учаетку
уделяется совершенно недостаточное
внимание. Вадры люлей, работающих
в этой области, весьма незначитель-
ны и не пополняются новыми. моло-
тыми силами. Вопросами  теорни и
истории занимаютея лишь немногие
руководящие творческие или пела-
тогические работники кинематогра-
фии в порядке «дополнительной на-
грузки». ИКритиков-профессионалов,
для которых работа в области кино
является основной, нет вовсе. Люхи,
более или менее систематически вы-
ступающие в нечати по вопросам ки-
но, нигде не об’единены.

Специализированное издательство
«Госкиноиздат» и едивтвенный жур-
над, посвященный кинематографии,
«Искусствс кино», не создали во-
воуг себя достаточного авторского
актива. Газета «Советекое искусство»
также не проявила еще инициативы в
этом направлении. Слабо привлека-
	ются к оценке фильмов велущие TRON-
	ческие работники искусства, деятеля
философского фронта и культуры,
предетавители всех слоев нашего
требовательного советевого зрителя.
Научно-исследовательская работа
в области кино велетея во Веесэюз-
	HOM государственном институте кине-
	матографин и в секторе кино Инети
	тута историй искуеств Акалемпи наук
	СОСР. Однако ощутимых результатов
ее не зитно.
	-Обтнественятте организации — Еи-
	нехомисзия Зоюза советских писате-
пей, cexnEst Peopan, критики и режис-
суры Дома вино, творческие секции
киностудий п др.—=также не прояв-
ляют вкуса к разработке вопросов
теории и лаже в конкретной критике
	проойзвелений вино.
	Такое положение не может быть
тертимо. Назрела насушная необхо-
химость  решительноге ‘улучшения
всей работы в области кинотеории и
ЕриТИики, резкого повышения их
илеяно-творческого уровня.
	Нартия, разоблачив антипатриоти-
ческую группу критиков-космополи-
тов, создала все условия для плолот-
ворной разработки проблем теории п
	истории искусства, расчистила Путь
	для партийной, принциниальной, то-
варищеской критики, свободной от
чуждых влияний, от групповых, при-
ятельских — интересов, исходящей
только из интересов народа. Эти уе-
ловия должны быть полностью ис-
пользованы. Министерство кинемато-
графии СССР, непосредственно отве-
чающее за, постановку научно-теоре-
тической деятельности киноорганиза-
ций, Институт истории искусств
Академии нзук СССР, Союз  совет-
ских писателей должны об’единить
свои усилия, тщательно разработать
и скоординировать планы. привлечь
лучших специалистов в решению у3-
ловых ведущих проблем киноведения.
	теллигенции в преодолении Cepbvs-
ных ошибок, допущечных B pare
произведений, указали пути дальней-
шего роста советского искусства.
	Успехи, хостигнутые за последнае
годы во всех областях. художеетвен-
ного творчества, несомненны и вели-
ки; однако эти успехи могли бы быть
еше большими, если бы творческая
практика деятелей искусства была
освещена прожектором передовой,
основанной на учении Маркса — Эн-
тельса —— Ленина — Сталина боевой
партийной критики, взыскательной,
но чуткой и товарищеской, способ-
ствующей — идейно-художественному
росту мастеров советского искусства.
	№ сожалению, нлейно-творческяй
уровень критики и науки 0б искуест-
ве не только резка отетзет от требовя-
ний. народа, от требований эпохи, но
и чаето еще не лостигает того вы?»
кого уровня, Ha который поднялась
творческая практика нашего ИУ:
ства.
	Это особенно ясно вилно Ha приме-
ре состояния теории кинематография
и кинокритики, которые являют-я
	едва ли не самым отетающим учает-
	ком В советском искусетвознании.
	Киноискусство прошло большой ®
сложный путь развития. Иол мудрым
	DYROBOICTBOM партии и великоге
	Сталина оно стало еамым передовым,
лучиеим в мире, стало искусством,
любимым миллионами, которым оно
несет свет немеркнущих идей комму-
низма. Мастера кино емело проникают
в новые облаети самого важного и са-
мого массового из искусств, утверж-
лают в нем новые жанры, овла-
левают высотами мастерства. Мно-
житея число произвелений. отмечен-
	‚ных глубокой илейностью и жиязнея-
	ной правдивостью, подлинным pea-
лизмом, выраженными“в соотзететву-
ющей им высокой  хуложественной
фотие. А кинотеоретики ло сих пор
не удосужились всесторонне и глубо-
ко проанализировать путь, пройдея-

ный нашим киноиевусством, еделать.
обобщаюнщтие выводы. ‘определить тея=
дленции и пути хальнейтего развития.
советской кинематография. ,
	В полном 0б’еме эта важнейшая те-
ма даже не поставлена нашими ки-
човедами, в лучшем случае берущи-
мися лишь за решение отдельных
проблем киноискусства. Однако и эти
работы страдают существенными нё-
достатками и отнюдь =е могут поб-
тендовать на сколько-пибуль иечер-
пывающую разработку поднимаемых
нии тем. Почти вовсе отсутетвуюе
труды, посвященные творчеству вид-
нейших представителей киноискус-
ства, произведения которых, разн005-
разные по жанрам, по инливидуаль-
ному творческому почерку их авто.
ров, в значительной мере определяют
состояние и уровень советской кине-
матографии. .
	Углубленная работа по созданию
марксистско-ленинской теории кино-
искусства, его эстетики, по дальней-
шей теоретической разработке проб-
лем социалистического реализма дак-
	тически еше не начата. Это значит,
	что наше киноводение не выполнят
своей коренной и насущнейшей за-
дачи, без решения которой оно’ не
может осуществлять свою ведущую
роль в дальнейшем развитии кино-
искусетва.
	Репензия стала почти елинетвен-
	Государственный ордена МЛенина академический Малый теато
	после долгого перерыва вновь показало весеннюю сказку А. Н.
Островского «Снегурочка». Спектакль поставлен народным артистом
РСФСР Л. Прозоровским, художественное оформление заслужен-
ного деятеля искусств Б. Волкова. В спектакле наряду с масте-

рами старшего поколения занята молодежь. На фото: сцена из 1-го
действия. Снегурочка — Т. Еремеева, Лель — В. Колосов.

Фото А. Батанова.
	31 марта в Центральном доме работников искусств состоялся
	‚ оощественный просмотр работы драматического коллектива клуба за=
	вода. им, Калинина (город Калининград Московской области), показ
завшего спектакль «Счастье» П. Павленко. На фото: сцена спек
такля. Городнов — И. Кузнецов, Лена — А. „Колесникова, Во}о нары:
	В. Гришин, Огарнова — М. Курамина. Фото Е. Явно.
	Недавно народный артист СССР` композитор Р. М. Глизр выступил
в концерте перед. многочисленной аудиторией в клубе колхоза’ ‘им,
Сталина Калининского района Узбекской ССР. На концерт собралось
много колхозников из соседних кишлаков. С большим * интересом
слушали колхозники программу концерта, долго и горячо привет-
ствозали они одного из старейших советских композиторов, внесшего
значительный вклад в развитие советского музыкального искусства.
На фото: Р. Глиэр дирижирует симфоническим оркестром на сцепе
колхозного клуба. . : , Фото. М. Пенсона.
	Коллективы хореографической и драматической художественной
самодеятельиости Ленинградского дворна культуры имени Горького
показали свою новую работу — балет «Семеро братьев», написанный
по. известной сказке «Мальчик c пальчик» выдающимся русским
	композитором А. Вавламовым (см. на 4-й странице корреспонденцию
	«Хороший подарек юным зрителям»). На фото: сцена из балета «Се-
меро братьев» в постановке коллектива художественной самодея-
тельности Дворца культуры им. Горького.
	М. М. СИМОНЯН,
		_Ф. В: ДОВЛАТЯН,
` артист
	ХАРЬКОВ. (По телефону). Театр
им. Шевченко поставило пьесу JI.
Лмнтерко  «Назека вместе».  Снек-
Tak, . повествующий o вековой
дружбе русского и украинского на-
родов, поставил М. Коушельницкий, °
оформил художник В. Гриченко, му-
‘зыку_ написал композитор Ю  Мей-
	СПЕКТАКЛИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
	ГОРЬКИЙ. (Нан козр.). Во всех
театрах Горьковской области прохо-
дит смотр спектаклей для детей.

В Арзамасе и Дзержинске с боль-
шим успехом идут пьесы «Сын пол-
ка» В. Катаева, «Красный галстук»
С. Михалкова, «Снежная королева»
Е. Шварца, в городском  драматиче-
ском ‘театре г. Балахны — пьеса
М. Алигер, «Сказка о правде».

Театры проводят болышую воспита-
тельную работу среди  зрителей-
школьников, организуя встречи с пе-
дагогами, творческие конференции по
вопросам искусства и т. д.

Лучшие снектакли для детей будут
показаны на втором туре смотра, ко-

торый состоится в г. Горьком.
	Его музыкальная пьеса «Салика», рас-
	‘сказывающая о борьбе бедной марий-
	екой девушки Салики и ее возлюблен-
ного батрака Эчука за лучшую долю,
за любовь и счастье, прошла на сцене
марийского театра около 200 раз и
	стала любимым произведением народа.
	- В годы Великой Отечественной вой-
ны с немецкими фашистами марийский
театр ставил пьесы, вдохновляющие
советских людей на борьбу с немецки-
ми захватчиками («Девушка в иине-
ли», «На берегах Илети»). Послевоей-
ные годы ознаменовались новым твор-
ческим под’емом марийского: сцениче-
	ского искусства. Коллектив распола-
	газт онытиыми кадрами во главе с
первым марийским режиссером заслу-
женным артистом РСФСР С. Савелье-
вым. Сейчас двадцать пять молодых
артистов отобраны для обучения в
марийской студии при Ленинградском
институте театрального искусства.
	ИСШНКАР-ОЛА. (Наш корр.).
	yt.
	ным жанром кинокритики. Но и этот! Разработка теории советского кино-
		Первомайские плакаты
	искусства, еоздание монументальной
истории кино ССОР, разоблачение
порочной «теории» и правтики бур-
жуазного искусства и решительное
повышение уровня кинокритики —
важнейшая залача.
	— коммунизм», К. Иванова — «Да
	здравствует 1 Мая!», В. Иванова —
	«С праздником, товарищи!», С. Саха-
рова я К. Кузгинова — «Да здрав-
ствует 1 Мая!», В. Корецкого — «Мы
требуем мира...», Ю. Ганфа — «Да
здравствует великая партия больше-
виков, партия Ленина-—Сталина!».
	при

суждена
	А. К. ГУЛАКЯН,
pevorceep
		PaRHH WH нужный жанр низвелен до
простого пересказа содержания кар-
тины, сопровождаемого в лучшем
случае анализом темы, идейного 3a-
мысла произведения. В таких «рецен-
зиях» отсутствуют профессиональ-
	Государственное издательство «Ис-
кусство» выпускает к 1 Мая плакаты
художников: В. Правдина — «Да
здравствует партия большевиков, пар-
тия Ленина—Сталина, закаленный в
боях авангард советского народа,
вдохновитель и организатор наших
побед!», П. Голубя — «Наше будущее
	Г. А. ЗАХАРОВ,

архитектор. Премия ona за ap-
хитектуру станции typename Москов-
ского метрополитена им. Л. М.
Кагановича.
	театре имени - Г.
		наш в Армянском
	Сундукяна,
	ати

ческо
	участие