КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Настольная книга
актера и режиссера
	На титульном листе этой книги
написано: «Воспоминания». Эпит-
рафом автор взял известную dpa3sy
	  В. С. Станиелавского: «С актерами
нельзя говорить сухим научным язы-
ком, да и я сам не человек от науки
и поэтому не смог бы взяться не 3a
свое тело...». Но как ощибется лю-
битель мемуаров, устремленных в
тереаилое, и екептик в отношении те-
ории — если такой вообще найдется,
— прочтя эти «Восноминания» «че-
ловека не от науки»!

«Воспоминания». В. @. Топоттова,
а он начинает их ое 1906—1909 гт.,
от начала до конца дышат современ-
ностьо и устремлены в будущее. Вх
‘содержание действительно изложено
‚не «сухим научным язывом», но это
OTHIOIL не умаляет, а напоотив, уве-
‚тичивает их бесспорную научно-те-
‘оветическлую ценность.

В. 0. Топорков отиеывает факты,
тозькю факты в их исторической по-
слеловательности, но то, как юн их
списывает. как он об’ясняет их сущ-
ность. их закономерность, нензбежно
приводит ето в действенным, прак-
тичеоким выволам. .

ВКигита В. Топоркова — сокруши-
тельный удар по вольным или не-
вольным  «путаникам» в вопросах
методологии советского театра. Вни-
та эта в значительной степени рас-
сейвает «мглистую — атмосферу», в
Боторую для многих еще потружена
сиетема Станиелавекого ин особенно
«метод физических действий».

№. С. Отаниелавский не успел
полротовить к печати залуманный им
труд — изложение системы. Вы-
шелитие три тома посвящены  про-
цессу подготовки актера, а He ero
прахтической работе. в театре, За
«Работой актера нал собой» должен
был выйти том «Работа актера нах
ролью». но книга эта так и не
была написана...

Излатая содержание репетинияй,
туководимых  Станиелавеким,
Топоркюв с предельной наглятностью
показызает, что такое исвусетво
режиссуры и чтб такое пролуктиз-
HO ортанизованный творческий
процесс актера. Эта демонстрация
сопровождлаетея таким ‘исчериьгвато-
ным по глубине 0б`яснением, что яв-
ляется, по существу, изложением мо-
тола в его конкретном применении.

Нет налобности . TOROPUTR © ТОМ,
насколько насупню. необхолима та-
кая книга учзлцейся молодежи и веем
творческим работникам театва.

Ее появление особенно важно
сейчас. когла окончательно развен-
чаны всякого рода, формалиетические

выверты, Kori зритель требует от
театра значительного ‘идейного с9-
держания и выюокото  хупожествен-
ного качества спектакля. В напи 1H
1е 96060й остротой возникает потред-
ность технического ‹ перевооружения
актеров и режиссеров советекото те-
атра. В. Топорков раскрывает содер-
жание этой новой техники, он пока-

зывает отличие ee. OF erapou, ремес-.

леняюй. .
Новая техника актера принци-
пиально  потивоноложна старой,
	пемесленной: осели старая техника!
	т. противопоставлялась Ht-
кусетву, творчеству, влохновению,
вела подчас 5 виртуозничанью и яв-
лялась подменой живото одухотво-
ренного искусетва суррогатом ето,
то новая ведет к нему, служит ему.
Она немыслима без илеи, без творче-
ства; она — средство, путь . вонло-
a wrea. apropa, драматурга.

На жизых, конкретных примерах
в Топорков показывает’ с полной
очевидностью тромадыую роль  тех-
ники актера, — «мастера фузиче-
ских действий», в высоком реалиети-
ческом искусстве театра. «Движение
вперед, хотя бы ‘на одну ступень
театрального искусства, К. С. Стани-
славский мыелил только в связи в
технической подготовленностью акте-
ра в выполнению больших творче-
ских задач». :

В. Топорков. «Станиславский на ре-
	петиции». Изд-во «Искусство», 1949
гол.
	У
	книги — Советская эпоха требует от хулож-
	ника широких обобщений; окружаю-
щая действительность дает для них
неисчерпаемый материал. Советекие
актеры и режиссеры в подаваяющем
бюлынинстве понимают  грандиоз-
ность стоящих перед ними задач. Й
все же далеко не всегла и далеко не
всем из них удаетея воплотить по-
нятую и даже хорошо прочуветвован-
ную идею. Часто причиной тому бы-
вает техническая беспомицноеть,
незостелек мастерства: уменье вы-
полнить отстает от замысла. и план
таз и остается планом. В. Топорков
показывает технику осуществления
замыюела, показывает, как передовой
метод помотает реализовать самые
смелые, дерзкие и трудно осушестви-
мые планы,

(тисание репетиций даже. каза-
	л0съ бы, незначительных ецен из
	«Випгневого сала», «Мертвых душ»,
«Тартюфа» приобретает в изложении
Топоркова смыел обобщения. Каждый
иггрих в характеристике образов. Че-
хова, Гоголя и Мольера делается зна-
чительным, содержательным, когда
Станиславский раскрывает жиэнен-
ную логику их поведения и указы-
вает пути технического овладения
этой жизненной логикой. Широта,
масштаб художественных обобщений,
точноеть; = конкоетноеть средств,
мастерстве воплощения — вот что
прежде всего поражает в работе Ста-
ниелавского.
	Лъшита В. Топоркова рассказывает
0 последних,  венчающих pe
систему лостижениях  тениальното
художника, а также о тех общих вы-
водах по труднейнгим вонросам  тео-
рии театра, к которым он пришел в
итоге полувековой плодотворной
твюрческой практики.
	Раскрывая сущность метода В. С.
Станиславского. В. Топорков изла-
газет и пройденный им путь овладения
этим методом —— трудный, мучитель-
ный путь, требующий длительных
усилий и поисков, но приводящий к
технике, = единственно  належной,
основанной на законах природы, за-
конах человеческого повеления.
	В. Топорков пинтет:; «Опираясь на
великие традиции всей  предшеет-
вуютщей культупы русского театра,
К. 0. Станиславский в изучении
техники режиссерского и актерского
искусства пришел к результатам и
выводам, беспрецедентным в ието-
тии мирового искусства... Он создал
метод,  лаюший — неограниченные
возможности для развития актерской
техники, для более полного раекры-
тия индивилуальности актера, даль-
нейнего ето роста, а также роста и
движения ‘внерех искусства театра
вообще». Неоценимая заслуга В. То-
поркова в том, что этот вывод 6 пол-
	ной убедительностью доказан в ем
	&ниге. ия ; :

Ho «Воспоминания» дороги не
Только: теоретическим И методологиче-
ским содержанием. Их значение еще
ив том. что на страницах книги
оживает образ гениального. Cranuc-
лавского.
	i

Замечательный ‘актер и режиесер,
В. Топорков оказалея и великолен-
ным портретистом. Прочтя книгу, вы
как будто побывали в доме на Леон-
тьевеком переулке и удостоились
быть свидетелем вдохновенной твоф-
ческой работы великого мастера, вы
не толькю узнали его мыели, — вы
ощутили его педагогическую  муд-
‘рость, его душевную чуткюоеть и его
беспощалную суровость ко всякой
ли, о безраздельную ‘преданность
идеалам высокюто искусства.

В. 9. Тоноркова советские зрители
знают хорошо. Художник в ярким
творческим профилем, он старается
остаться в тени, рассказывая © Ста-
‘ниславском. Но книга еще раз убеж-
дает в том, что творческие принципы
Станиелавекого живут в сегодняшнем
советеком TeaTpe в работах ео
	преемников,
П. ЕРШОВ,
кандидат искусствоведческих

наук.
	рода
	Спектакль #1. ›
о колхозной перевне
	та, №

«СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ»
в московском
ТЕАТРЕ САТИРЫ
		Сцена из спектакля «Свадьба с приданым» в постановке. Москевскогев
тсатра сатиры. Авдей Спиридонович — Б. Дооофеев, Курочкин — В. Дэ-
		Фото С. Шингарева,
	ронин, Василиса — Л. Кузьмичева.
х
	THX переживаний своих героев. Ere
работа изобретательна, “павочна.
Художник В. Рындин, композито-
ры Н. Будашкин и Б. Мокроусов, ав-
тор песен А. Фатьянов и  бзлетмей-
стер Г. Шаховская отлично ‘поняли
замысел режиссера. В. Рындин созлал
красочные и позтичные  декоращии.
И нарядная ноба перрого акта, и ве-
ликоленные пейзажи колхозных по-
лей, и праздничный стол-—все это
ярко, убедительно, очень театрально
ив 10 же время жизненно правдиво.
Порой задорны, порой  лиричны
	народные песни, мастерски  obpab0d-
	танные композиторами.

Олнако режиссер излишне  увле-
клетуя пением и танцами, стремится
в нарочитому украшению пьесы вол-
реки ее замыслу, что затушевывает
решение очень вазкных вонросон кол-
хозной жизни. Так, например, в фи-
налеё: действие закончилось, тосты
сказаны, песни спеты, & спектакль
все илет, потому что фежиссер не
показал еще всех сюрмеруизов,  кото-
рые юн подготовил к свадьбе. Или во
время об‘яснения Курочкина и Тюбы,
после того, ках они и поговорили, и
спели, и станцовали, режиссер еще
раз пропускает их через ецену толь-
KO Jig Tord, чтобы показать, каб
ловко итрает Курочкин прутиком. Но
от этого темн действия снижается, &
UTO CaMGe главное спектавль в эти
хоменты попобретает ненужную лег-
	  KOBCCHOC Lb.
	  Актеры в этой пьесе встретились с
жизненно правдивыми ролями, и 510
‘позволило им создать полноненные и
  интересные образы.

°_^ Очень хорошо’ играет  колхознога
бритадира Mysoceepa арт. В. . Hopo-
феев: Он любит землю и труд, чувет-
вует себя хозяином жизни и учит
любить. волхозную землю  веех,
‘ETO ¢ ней соприкасаетея. Любовь к
 люляй основная черта его характе-
	ра, но Мукосеев умеет презирать и

ЕО а РЕ ИССА ]
	редакцию
	Письма в
	0 ПОлГОТовкЕ
	В Ленинграде существуют два
высших учебных заведения, в кото-
рых имеются специальные архитек-
турные факультеты: Институт имени
И. Е. Репина при Академии худо-
жеств и Ленинградекий ордена: Тру-
дового Ирасного Знамени  инже-
нерно-строительный институт. Эти
лва старейших института воспитали
много архитекторов, выне работаю-
щих в проектных организациях и на
стройках Советского Союза. Перед
каждым из этих институтов в равной
мере стоят; задачи подготовки BHICO-
коквалифицированных архитекторов.
Между тем в организации ‘учебного
процесса институтов имеется понн-
пиниальное различие, проявляющее-
ея в неодинаковом внимании к важ-
нейшим дисциплинам, определяющим
профиль специальности архитектора.

Если на архитектурном факульте-
те Института имени И. Е. Репина
проектирование ‘занимает ведущее
место, то на одноименном факультете
Инженерно-строительного института
эти дисциплины рассматриваются
как обычные практические упражне-
ния. Архитектурное проектирование
низрелено здесь на положение второ-
степенного предмета.

Диплом Инженерно-строительного
института дает выпускникам такие
же права, какие предоставляются
специалистам, оканчивающим другие
высшие учебные заведения данной
специальности. Охнахо в силу нело-
оценки значения основного предмета
— архитектурного проектирования и
цикла художественных диециплин
(рисование и введение в архитекту-
ру} — выпуекники этого инетитута
могут оказатьея недостаточно полго-
човленными по основным предметам
своей специачьности.

Это побисходит вовсе не потому,
что в Инженерно-строительном  ин-
cTuTyne слабее  преподавательский
состав или менее способные стулен-
ты. Причины этого явления ‘гораздо
глубже. Главк строительных вузов
Миниетеретва выешего образования
излал в 1948 году снециальное рае-
поряжение (№ 0-12-7853), по кото-
рому курсовые проекты, работы но
рисованию и черчению, упражнения
по’ основам архитектурной ROMMO3H-
ции качественно не оцениваются, &
лишь получают отметку «зачтено».
Руководители института хотя и вы-
разили свое недовольство... но He
проявили, однако, должной наетойчв-
BOCTH, поинципиальности и не доби-
лись перасмотра решения Главка.

‹ Этот порочный в своей основе
принцип ‘исключает качественную
оценку творческой работы студентов
по основной; профилирующей их
специальность диециилине, не сти-
	Велик. интерес театральных pa-
ботников к вопросам теории  искуес-
ства. Однако изучению теории силь-
но мешает недостаток сомециальной
литературы. Издание такой литера-
туры и ее распространение на пери-
ферии, как нам кажется, организо-
ваны плохо.

Мы регулярно следим за получе-
нием литературы книжными магази-
нами в нашем городе и Bee же
не ‘смотли приобрести книги В. С.
Станиславского «Работа актера над
собой». Эта книга в свордловевие
магазины просто ие поступала. А
ведь Свердловек—один из крупней-
ших культурных центров страны.
Злесь имеются 4 театра, тезтраль-
ный инетитут, консерватория, фи-
лармония, здесь живут и работают
несколько тысяч деятелей искусств—
режиссеров, актеров, художников,
многочисленные участники художс-
ственной самодеятельности, интере-
сующиеся . вопросами театрального
искусства.
	Недавно издательство «Искусства»
	выпустилю прекраеную книгу В. 0.
	В. Цигнадзе в роли иремы.
o
	АРХИТЕКТОРОВ
	мулирует борьбу за качество проек-
тов и лишают возможности государет-
Бенную квалификационную комис-
сию всесторонне ‘охарактеризовать
выпускаемых институтом аохитекто-
ров..

Педагоги института в поисках
выхода из этого ненормального поло-
жения наряду с официальной зачет-
ной — уравнительной оценкой поо-
ектов, рисунков и графических уп-
ражнений применяют пятибалльную
систему. Выставляемые ими «неуза-
коненные» отметки побуждают ету-
‘дентов лучше работать и, бесспорно,
положительне влияют на успевае-
мость учащихся. Но данные эти, к
сожалению, не принимаютея во вни-
уание учебной частью инетитута и
не влияют на определение права
быть отличником учебы. В результа-
те искажаются решения партии ий
правительства 0 стимулировании
учебной работы студентов.

На архитектурном факультете Ин-
женерно-стреительного института
бывают случаи. когда отличником
считается тот студент, который име-
ет высшие ‘оценки по теоретическим
предметам. При этом вовее не учиты-
вается, усвоил ли студент такие дис-
пиплины, как проектирование, рисо-
вание ит. п. И, наоборот, стуленты:
творческие работы которых достойны
отличной оценки, во многих случаях
по чисто формальным признакам ли-
шены возможности стать отличника-
ми. -

Среди студентов, числящихся HA
факультете отличниками и получаю-
ших в связи е этим повышенные
стипендии, многие едва, успевают B
рисунке и архитектурнем проектиро-
вании. Высокий цифровой показа-
тель «отличников» ничего не гово-
PHT о действительной успеваемости
студентов но основным дисциплинам,
созлает ложную картину мнимого ус-
пеха и благополучия.

Иное положение на Архитектур-
ном факультете Института имени
И. Е. Репина, где основным опреде-
ляющим нрелметом в усневаемостя
отличника являются зрхитектурное
нроектитование и рисунок.

Существующая в Ленинградском
инженерно-строительном о институте
практика оценки успеваемости сту-
дентов несомненно. порочна и может
нанести большой ущерб советскому
золчеству. . Я

Министерству высшего образова-
ния СССР елелует пересмотреть этот
вопрос.
Л. АБРАМОВ,
кандидат архитектуры, доцент.

Заслуга Театра сатиры, поста-
вившего пьесу Н. Дьяконова «Свадь-
ба с приданым», заключается прежде
всего в том, что москвичи познакоми-
лись с новым для них драматургом.
Автор пъесы-—по национальности
кохпт, наролный артист Коми ACCP,
ведущий актер национального тезт-
ра.
	Спектакль Тезтра сатиры весьма
поучителен. Он говорит о том, что
если наши театры и зпредь будут б0-
лее активно искать репертуар, более
смело обращаться к произведениям
храматургов братехих республик, анг
в болынинстве случаев добьютея
творческих успехов.

Пьеса Н. Дьяконова, (перевод Ан.
Глебова) ноприхотлива по сюжету, но
искренна и поэтична. Драматург ин-
тересно рассказал 0 том новом,
что происходит в наши дни в
колхозах Севера. Убэлительно пока-
зав тружеников колхозной дерев-
ни, раскрыв привлекательные ха-
рактеры гозаторов, ен едко высмеял
еще порою встречающиеся у 0т-
дельных людей лень, зазмайство,
стремление к личным выголам. само-
влюбленность и излишнюю сзмеуве-
ренность.
	«Срадьба е приланым»— очень ве-
селая пьеса, в ней много по-настоя-
шему ярких, комедийных снен. Олн\-
ко драматург не стремится следовать
дурному правилу, к сожалению, па-
холящему себе место в некоторых
пьесах, бытующих в репертуаре Те-
атра сатиры: сменить во что бы то
ни стало. Смех возникает в пьесе 91-
ганически, он вытекает из ‘существа
действия и часто идет рядом с драма-
тнческими сценами, как это и елу-
чается в жизни. Общий тон пьесы
мажорный, ралостный, светлый, каб
н сама ната, действительность, кото-
рую она, отображает.

«Свадьба с приданым» не лимтена
недостатков, в ней есть длинноты,
повторения, не всегяз убедительно
мотивированы поступки героев (нд-
пример, скандал во воемя свадебного
стовора». Но эти погрениюсти носят
частный характер и ни в коей мер
не снижают основного постоинства
пъесы-—ее верность жизненной прав-
		В. Доронин. великолепен в образе
молодого парня Вурочкина, балатура,
весельчака, песенника и таниора.
Это, как говорится, «первый парезь
на деревне», но самовлюбленноеть
мензет ему найти настоящее место в
жизни. Курочкин Доронин не пло-
хой человек, его пороки‘ испраРимы.
Ошибка, допущенная им в дни  Be-
сеннего сева, сознание вреда, кото:
рый он нанес колхозу, заставило Ву-
рочкина внимательно продумать овдю
жизнь. Сила В. Доронина прежде
воето в том; что он сумел показать,
как вырастает в Курочкине созна-
телыный, зрелый человек.

Ольга Степанова (В. Васильева)
смела, и умна. Но иногда ее смелость
переходит в самюуверенность, ROTO-
рая мешает и ей и ее окружающим.
В. Васильева, ярко и интересно рису-
ет несколько взбалмошный, строити-
вый характер своей героини — т6ч-
но какой-то чертенох часто застав-
ляет ее совершать необдуманные по-
CTYHEH, HO лирическая сторона ха-
рактера Ольги раскрыта актрисой
erases.

‚ Несколько суховат А. Папанов в
роли Муравьева. Его  терой  вовеем
молодой, да еще влюбленный  чело-
век. У Папанова же иногда звучат
дидактические нотки ‘театрального
резонера, & не взволнованная  фечь
живого человека.

Итак. наличие интересной нъесы
H талантливое ее разрешение ре-
жиесером и актерами, несмотря, на
частичные недостатки, помогло Тват-
ру сатиры поставить яркий и нуж-
ный спектакль о тружениках  сетод-
няненей деревни.

После многих пустых анекдотов,
разыгранных в Театре сатиры, со
спены как будто бы повеяло срежим
ветром. И хочется, чтобы этот. ветер
навсегда, сдул тот налет пыти и понг-
лости, который еще покрывает неко-
торые спектакли театра.

Ю. ДМИТРИЕВ.
	Осуществил постановку режисс®р
Б. Ровенских. Умело раскрывая вовет-
ское отношение & труду людей на-
шей деревни, Б. Ровенских сумел 8
комедийном спектакле передать и вы*
сохий пафое-и лирику. боббенно x0-
рошо это сделано в сцене, ‘когда кол-
хозникн слушают расеказ Ольги
(азот. В. Васильева) о ее встрече с
	мвасишем И. В. Сталиным, и этет
	рассказ ‘пробуждает в людях’  веамые
лучшие, самые теплые AVBOTRA..,
Режиссер не боится яркой опени-
ческой краски, показа бурных, слег-
Ka, пожалуй, театрально-подчеркну-
	Давно назревший вопрос
	Топоркова «Станиславский на феие-
тиции».
Внига эта должна стать настоль-
ной для кажлото актера, режиссера,
педагога и студента театрального ву-
за. Интерес к ней огромный, и ‘два
экземпляра, которые удалось приобре-
ети двум счастливнам из нашего те-
атра через своих московских друзей,
буквально «холят по рукам». В Сверд-
овске же этой книги в продаже нее.

Пора учесть растушую  потреб-
ность в специальной литературе‘ ‘пю
вопросам театра. Надо увеличить ти-
PAR изданий таких книг, как «Ста-
ниелавский на репетиции». Необхо-
димо регулярно и планово снабжать
периферийные города литературой ite
вопросам искусства. Книжные ютде-
лы магазинов Теаснаба должны стать
основным каналом для  распростра-
нения театральной литературы:

Б. МОЛЧАНОВ иЕ. ПРАСОЛОВ,

актеры Свердловского государ-
ственного драматического театра.
	ский образ влюбленной девушки и
трогательный образ матери, которой
угрожает гибель единственного сына.
Вроме молодости, столь желательной
для артиста балета, ей помогает в
этом уверенное владение своим неза-
урялным актерским дарованием.

Роль девушки Джавара, в поелелу-
ющем коварной  метительницы-га-
далки, исполняет И. Алексидзе. Ожа
одинаково убедительна и в лириче-
ских сценах, и в вихревом танке.

В спектакле тщательно подобраны
исполнители не только основных, но
и эпизодических ролей. Это же отно-
сится к кордебалету. Поэтому Tax
сильны и виечатляющи маесовые
сцены рукопашных боев и народных
празднеств, в которых наибольшим
успехом У зрителей пользуютея:нол-
ные пафоса и героизма грузинские
народные танцы.

Дирижер ОД. Мирцхулава  музы-
кально и темпераментно интерпрети-
рует сложную партитуру балета.

Можно было бы поспорить с вом-
позитором 0б отдельных недостатках
музыки, © некоторой ее фрагментар-
ности, в результате чего музыкаль-
ная ткань шоизвеления иногла раз-
рываетея на отдельные  танцоваль-
ные номера.

Можно было бы поспорить и с по-
становщиком ю неправильной, на мой
взгляд, трактовке первой. картины
третьего действия (дворен арабекого
халифа), гле наряду с блестящими
танцами допускается излишне тезт-
рализованная нестрота.

}
	Однако все это частные недочеты.
В целом постановка балета: «Горда»
— большая победа о Театра им.
3. Палиашвили.

Этот спектакль наглядно проде-
монстрировал, что Тбилисский чеатр
оперы и балета располагает талант-
	  ливым коллективом мастеров  бастет-
	ного искусства, и советская общест-
венность вираве от него потребовать
создания нового балетното епектавля
на современную советскую тему
такого же художественного . накала,
размаха и темперамента, как «Гор-
	44а».
Георгий МДИВАНИ.
и.
	‚УСПЕХИ КИНОТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ
	За послевоенные тоды советская
кннотехническая и ‘фотографическая
наука добилась больших успехов.
	арсенал художественных средств
кинематографа прочно вошел цвет,
значительно улучшилась техника
	озвучания фильмов и качество HA
проепирования; отечественные кино-
пленочные фабрики стали выпускать
лучшие по  светочуветвительности
пленки, а кнномеханические заводы
— высококачественную киноапнара-
туру; болыной шаг вперед сделала
техника комбинированных кинос’е-
мок; своими оригинальными путями
успешно развиваются в нашей стра-
не узкопленочная кинематография и
возданное в Советском Союзе стерео-
	скопическое кино.
	цию иностранных фирм, и превзойти
технику зарубежных стран.

Непрерывно разрабатывая новые
оригинальные методы производства
наиболее важных для советской RH-
цематографии и других отраслей на-
родного хозяйства типов светочувет-
вительных Еино-фотоматериалюв, ео=
ветские иселедователи из пода в год,
таг за шагом созлают и. совершен-
ствуют теорию фотографических про-
пебсов.

Бурное‘ развитие советской кино-
пленочной промышленности, необхо-
димость массового производства
цветных многослойных кино-фотома-
териалов выдвигают залачу исследо-
вания природы  светочуветвитель-
ности и механизма процессов, проте-
каюших при синтезе фотографиче-
ских эмульсий. Назрела; настоятель-
ная потребность в создании прогрес-
сивной теопии, способной дать пра-
вильное об’яснение этим. процессам.

Оторванная от практики фотогра-
фическая наука капиталистических
стран оказалась неспособной создать
такую теорию.

Наиболее существенные сдвиги В
этом отношении были достигнуты
	коллективом советских ученых. чае-
	ном-корреспондентом Академии наук
CCCP В. Чибисовым и старшими
научными сотрудниками А. Михай-
ловой и А. Титовым. Высокая оценка
работ этих исследователей, изложен-
ных в восьмом сборнике «Трудов
НИВФИ». присуждение исследовате-
лям Сталинской премии по разделу
химических наук свидетельствует ©
том, что наша фотографическая наука
является охним из переловых отрядов
советской науки.

Можно не сомневаться, что мощ-
ный отряд работников советекой ви-
нотехнической и фотографической
науки в тесном содружестве с работ-
никами кинопромьииленности и
впредь булет успешно трудиться над
дальнейшим развитием советской ви-
нематографии. а
	Проф. П. КОЗЛОВ
	Улостоенный Сталинохой премии
в нынешнем году больнюй комплекс-
ный труд по разработке нового ме-
тода звукозалиси кинофильмов. явил-
ея результатом многолетней упорной
деятельноети ученых, инженеров
и конструкторов. На базе предложен-
ного еще в 1936 году проф. П. Таге-
ром метода противофазной записи
звука двойной ширины кандилаты
технических наук А. Парфентьев и
С. Шушарин в тесном содружестве е
инженерами ВБ. Вононлевым, В. Пэпо-
вым, Л. Трахтенбергом совместно = ¢
коллективами лаборатории звукоза-
nich HERO и звукотехничесвого
отдела киностулии Мосфильм разра-
ботали технологический процесс и
модернизировали аппаратуру для за-
писи и перезаписи фильмов новым
методом. В лучших произведениях
советского киноискусства — «Нале-
тие Берлина» и «Сталингражекая
битва» — звук был заниеан этим ме-
тодом. Улучшению качества звукоза-
писи в этих и ряде других фильмов
способствовала также успешная ра-
бота лаборатории акустики НИВОИ,
рукородимой кандидатом технических
наук А. Бачеровичем.,

Серъезных успехов в разработке
и изготовлении новых типов апнара-
туры для записи и перезаписи зву-
ка добился ленинградский завод
киноапнаратуры. Созданная на. этом
заводе кандидатом технических наук
А. Мелик-Степаняном и инженером
В. Ламатиным совместно с коллек-
тивзми. лабораторий.звукозанисываю-
wei аппаратуры и усилительных
устройств завода новая аппаратура
для записи и перезаписи звука яв-
ляется лучшей в мире.

Успелтно оззвивзютея и советская
@стографическая наука и .техниЕа-
Можно сказать, что проведенная с0-
ветскиии исследователями огромная
работа сыграла решающую роль в
развитии отечественной техники про-
изводства  светочувствительных ви-
но-ботоматериалов, позволила нашей
кинопленочной промышаенности про-
изволить светочувствительные слои,
превосходящие по качеству прэдув-
	МАСТЕРА ИСКУССТВ —САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	вальное искусство в Советском Сою*
зе» выступил Ю. Бахрушин. Затем
кружковца были ‘оказаны танцо-
вальные упражнения и танцы изо ба-
летов «Красчмьый мак», «Медный
всадник», «Щелкунчик»  «Бахчися-
райский фонтан» в ‘исполмении арти
стов Большого театра.

Tipyran встреча’ участников хуло-
зкественной самодеятельности  Мо-
	’сковской области с мастерами Малого
	театра была организована в Доме ак-
тёра. Заслуженный” артист ‚РОФСР
Б_ Накольский выступил с докладом
«125 лет Малого театра». Кружковны
	Публикуемые ежегодно постанов-
ления правительства о присуждении
Сталинских премий за выдающиеся
работы в области науки и изобрета-
тельства, среди которых отмечены
и работы но кинотехнике и фотогра-
бической науке, показывают, что
наши ученые и изобретатели успеш-
но трудятся над развитием этих
областей знания.

В научно-исследовательских лабо-
раториях киностудий и кинопленоч-
ных фабрик, в научно-технических
и конструкторских отделах киноме-
ханических заволоз, на кафедрах
	‚высших учебных заведений кинема-
‘тотрафии, в исследовачельских ин-
	ститутах вино-фотопроемышленноетчи
проводилась в последние годы отром-
пая, упорная работа по усовершенст-
вованию технических средств вине-
матографа, приведптая в установле-
нию приоритета нашей страны в РЯ-
ле областей кинематографической и
	бстографической науки и техники.
	Начиная от работ первых совет-
ских изобретателей звукового кино
проф. А. Шорина и проф. П. Тагера,
пальнейшее совершенствование тех-
нических средств звукоРоГо кинема-
тотрафа позволило создать лучшую в
мире аппаратуру, разработать, новые,
паиболее совершенные методы SBYRO-
записи.
	В районах Московской . области
имеется больше 5.000 кружков худо
жественной самодеятельности, насчи-
тызающих до 85.000 человек.

Представители тородской и сель-
ской самодеятельности —. Рукозоди-
тели и кружковцы — приезжают из
районов в Москву на встречи с Ma-
стерами искусств, которые проводят С
кружкозпами доклады и беседы “а
темы ` театрального в’ музыкального
искусства. Эти встречи завершаются
показом работ артистоз РЕ теат-
ров столпы...
	Тбилисский театр оперы и балета Родине сочетается с ярко националь-
	им. 3. Налиашвили но нраву  ечи-
тается одним из лучших театров
СССР, тордостью трузинской  совет-
ской музыкальной культуры. В его
репертуаре более 35 произведений е0-
ветских грузинских и русских ком-
нозиторов, произведений русской и
западноевропейской музыкальной
EraccHEH. ‘
	Театр много работает с юомпозито-.
		  рами и драматургами над созданием

новых оперных и балетных произве-
дений. Его последний спектакль
балет «Горда» (музыка Д. Торадзе.
либретто 0. Эгадзе и В. Чабукинани,
постановка В. Чабукиани)-— является
убеднтельным подтверждением  пло-
дотворноети этой работы.

Авторы либретто, использовав He-
которые сюжетные ситуации древне-
TO прузинского сказания, создали на
этом материале новое драматургиче-
ское произведение оо безграничной
любви к Рохине, © борьбе за ее свэ-
боду и независимость.

“Несмотря на то, что сюжет «Гор-
да» OTHOCHTCH в далекому, легендар-
ному ноонгтому Грузин, эта постанов-
ка воспринимается. как современное
патриотическое произведение, ибо
она с резлистической ‘убедительно-
стью гозорит:о подлинных чуветвах
народа, о его нациолальной гордости
и чести, о его борьбе против инозем-
ных завоевателей.

Эта тема балета особенно актуаль-
но звучит сегодня для народа Совет-
ской Грузии, имеющего своими с96е-
дями Иран и Турцию,  незадачливые
правители которых так охотно уету-
пают свои территории поджигателям
новой мировой войны LIA военных
баз, нацеленных против Советского
Союза.

«Горда» — талантливое ‘произве-
дение нашего советекого искусства,
национального по форме и социали-
стического по содержанию. В этом
спектакле тема единой для всех со-
велеких людей пламенной любви к
	‚ным по форме грузинским народным
‘искусством музыки и танца.
`Музыка молодого композитора
Д. Торздзе основана на грузиневих
народных мелодиях, одинаково впе-
чатляющих и своей лирической сто-
  роной, и полными пафоса и величия
 героическими мотивами.
’ Крупный успех, которым  поль-
‘зуется спектакль «Горда» у зрителей,
_об’яеняется тем, что в его основе ле-
жат ясное по идее и по сюжету либ-
`ретто, мелодичная, близкая к народ-
ной музыка. Успеху спектакля стю-
собствует и ‘удачное оформление
художника ПЦ. Лапиашвили. реали-
стически воссоздавшего Ha сцене
чудесные пейзажи Грузии, башни ee
крепостей, интерьеры дворцов и по-
казавшего виртуозные образцы гру-
зинского орнамента. 06060 должна
быть отмечена вылающаяея режис-
серская и актерская работа народного
артиета  Грузинской OCP Вахтанга
Чабукиани. который исполняет слож-
ную роль Горда.
	Наши зрители знают
	ство артиста дает ему возможноеть
Чабукиани.   ТЛУбокого психологического раскры-
	Oa
	как отного из Новаторов советекого, тия этого многогранного образа.
	балетного исвуеетва, Rak одного из] обращается Языком жеста к зритель-
	лучиетх мастеров этого жанра.
	ному залу так, булто читает полную
смысла и страсти увлекательную
	Наряту с И. Лавровеким, Р. заха-  емысла и
	ЕО ЗЕЕ

ровым и другими зедушими поста-  книгу человеческой жизни. И зрите-
новщикаНи он. использовав и развив! лю понятен каждый жест актера,
пучигие тралидии русской балетной каждый поворот сюжета балета.

Танцовальное мастерство В. Ч3-
букиани восхищает своим. совершен-
ством, его полные пафоса движения,
его виртуозные прыжки и полеты,
весь ‹ приподнятый, романтический
етиль его искусетва делают спек»
	классики, выеокю поднял режиссер

скую культуру советского балета.
Ив спектакле «Горда» Чабукиани

сумел воплотить больную идею, по-
	хоровых коллективов с хором в<есо-
юзного радиокомитета. доклад на тему
«Мастерство хорового пения в Совет-
ском Союзе» сделал художественный
руководитель хора ВРК гародный ар-
тист РСФСР И. Кувыкин. В заключе-
ние хор Вевсоюзного радиокомитета
исполнил программу #з произведений
русской классики, наролных. песен,
несен советских композиторов и песен
стран народной. демократии.

Завтра в столицу из’ 40 районов
Московской области ‘приедут 400
представителей” коллективов. художе-
ственной самодеятельности в Москов-
ский театр опеоетты. Главный режис-
cep Московского. театра’ оизретты
И. Туманов выступит с докладом «Ра-
‘бота театра над советской музыкаль”
ной комедией». Затем артисты пока-
жут кружковцам отрывки из совет-
ских оперетт. 1
	казать человеческие судьбы и харак-  весь  приноднятыи,
теры в их столкновении и развитии,   стиль его искусства
	BOOIVHICRHTD иеполнительский кол-,тавль сверкающим и торжествен-
	бак пеатог балетной елены
	лектив. лобиться чеканной форумы И! ным.
	велтивколеннотго мастевства танца.
	Превосходен и Чабукиани — Г07-  В. Чабукиани окружил себя талаит-
		да. Чи  поедетает в спектакле и
как рлохновенный народный худож-
	НИк-СкКУлЬПтТор, и как герой — за-  Такле.
	щитник своего отечества, и как тро-
	цивой молодежью, которая наилуч-
шим образом показала себя в спек-
	В. Цигналзе в роли паревны ИЙре-
	На-днях. Московский областной дом: $120 ПЕ eee eee ee
а Te, ames nes и лы с интерззесом поосмотрели сцены из ря:
	народного творчества организовал
встречу работников Большого театра
с представителями горолской и сель-
ской хореографической самодеятель-
ности области. После приветственного
слова народной артастки СССР
Е. Степановой с докладом <Танио-
	да спектаклей, ‘в которых  приняйв
участие мастера Малого театра —
А. Яблочкина; Е. Гоголева, М. Царев,
Е Шатоова, Н. Анненков, В. Влади-
		На третьей встрече самодеятельных
	гательно любящий свою семью чело-   мы —— достойная партнерша Чабукиа-
	век. Бысокое драматическое
	искус-   ни. Она создает правдивый чириче-