СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	подарок
	ризует Варламов ‘«мальчива © паль-
	чик» с его шестью братьями и дедом.
	Ю. Слонимевий, автор нового
либретто, разработал его в духе
русекой народной сказки, в соответ-
ствии с замыслом и музыкой Варла-
MOBa.

Много труда и творческого вдохно-
вения вложили в создание спектакля
«Семеро братьев» коллективы Хорез-
графической ‘и драматической  сту-
дии и ее педатоги. В спектакле заня-
то более 130 человек. Герой епектак-
ля — «мальчик с пальчик», смелый,
находчивый, энергичный. Ето роль
пополняет лвеналнатилетний учение
	третьего класса 145-й школы Боря
Гайлаенко. сын Ерановщицы завода
	под’емно-транотюртного оборудования
имени В. М. Молотова. Мальчик тан-
цует легко и е большим. увлечением.
Трулно поверить, что он веего год 38-
нимается в хореографической етухии.
Уверенно держатся на’ сцене и ше-
стеро его братьев — ученики третьих
и четвертых класеов — и другие
маленькие артисты.

Постановщик, молодой солист
балетной труппы Академического те-
атра имени С. М. Бирова Ю. Григоро-
вич создал жизнерадостный спек-
тавль для летей. Много выдумки и
свежести в массовых танцах; удачно
поставлена, комическая сцена появле-
ния сапог-самоходов в усальбе по-
мещика; красочен заключительный
танец деда и ето внуков.

Оркестр пед управлением Д. Рум-
шевича тонко, любовно исполняет
музыку Варламова. Ее заново инстру-
ментовал студент-выпускник компо-
зиторского факультета Ленинтрадекой
консерватории В. Тимофеев, который:
дописал также необходимые евязую-
щие части и некоторые танцовальные
эпизоды.

Успеху снектакля содействует
красочное оформление молодого ху-
дожника А. Таубера.

Новый спектакль художественной
самодеятельности Дворца культуры
имени А. М. Горького — яркое еамо-
	бытное явление в музыкальной жЖиЗ-
				ни аенинграда.
д. МАСЛЯНЕНКО.

ЛЕНИНГРАД.
	ровый оркестр. 14-й школы Навлово-
Посадского района и духовой ор-
кестр детских секторов клуба
им. Ленина и клуба суконшиков
г. Серпухова и др. В програм-
мах исполнялись произведения `рус-
ской музыкальной классики, произве-
дения советских композиторов и. рус-
ские ‚народные пеени.

В ближайние дни состоится обеу-
ждение итогов смотра хоров и орке-
стьов. Лучшим детским хоровым кол-

иновыг песни

орон течении ФД it не АА 4 ря оны ет ал д flare ee?
	В президнуме ЦА
союза Рабис
	Президиум ЦК союза Рабис обсу-
дил на своем очередном заседании во-
	mpoc о работе  Киргизского. республи-
	канского комитета профсоюза работ-
ников искусств.

На заседании было установлено, что
профорганизации Рабис Киргизии прот
ходили мамо крупных недостатков,
имеющихся в деятельности театров и
филармонии республики Недоста-
точен уровень работы по идейно-но-
литическому воспитанию членов проф-
союза работников искусств. Респуб-
ликанский комитет союза слабо руко-
водит низовыми  профорганизациями,
не работает с профсоюзным активом,
В болышинетве организаций обшие
собрания проводятся редко, месткомы
отнитываются перед членами. союза
несвоевременно.

Во многих предприятиях. искусств
Киргизии имеют место серьезные не-
достатки в области охраны труда и
тезнилаи безопасности. Производет-
венные совещания созываются крайне
редко, их решения руководители те-
amos не выполняют. Респтубликан-
	ский комитет союза недостаточно за-
нимается вопросами производственной
жизни об’единяемых им предприятий,

нё руководит работой производствет-
	‚ных совещаний, не контролирует реа- И
		лизацию их поедложений.

Президиум ЦК Рабис признал ра-
боту Киргизского республиканского
комитета профсоюза неудозлетвори-
тельной и принял развернутое реше-
ние, направленное & ее улучшению.
	Ем
Выполняя указание ВИОПС, прези-
	диум ИК еоюза Рабис: принял реше-
ние сб организации профсоюза работ-
ников искусств в. Литовской ССР:
	К 20-летию со дня смерти
В. В. Маяковсного
	Секция мастеров художественного
слова Дома ‘актера приступила к про-
ведению цикла вечеров о «Владимир
Маяковский».

На первсм вечере с леклией-коя-
цертом «Маяковский — великий со-
ветский патриот» выступил Н. Голу-
бенцев, бывший в свое время участ-
ником первой постановки пьесы Мая»
ковского «Мистерия-буфф».

В ближайшие дни будет проведен
вечер бригады по пропаганде творче-
ства В. В. Маяковского, работающей
	при . Государственном литературном
музее. В очередном концеоте примут
	участие И. Ильинский, Н. Першин.
Л. Кайранская, В. Попова, В. Лекарев
	и др.

Со специальной программой из про-
изведений В, В. Маяковского выюсту-
пит Д. Журавлев.
	‚ . Всероссийская
художественная выставка
`Комитет по делам искусств при
	Совете: Министров РСФСР оргавизует
	республиканскую выставку вовых
произведений живописи, скулыьшгуры,
графики, народного и прикладного ис-
кусства. Выставке булут предшество-
вать широкие областные творческие
совещания и конференции мастеров
изобразительного искусства.

Создан выставочный комитет, в CO-
став которого вошли 17 крупных ху-
дожников и искусствоведов.

Выставка будет открыта в Москве
весной 1951! года.
	Бригады по проверке
качества спектаклей
В текущем репертуаре ‚Большого

театра имеется немало. ‘спектаклей,
поставленных много лет назад. Ka-
	 . Kopowmn
	Прекрасный подарок  ленинград-
ским школьникам к весенним кани-
кулам приготовил Дворен’ культуры
	имени А, М. Готького. Детекие хорео-
	графические и драматические сту-
дии художественной самодеятельно-
сти Дворца культуры показали евою
новую работу — балет «Семеро
братьев». написанный по известной
сказке «Мальчик с пальчик» выда-
ющимся русским композитором А. Е,
Варламовым.
	Фюбонытна история возрождения
этого балета. Балетоманы из москов-
ского дворянетва с бареким пренебре-
жением встретили попытку поета-
вить в 1837 году «Мальчика с паль-
чик» на сцене Большого тезтра. И
с тех пор 6 варламовеком балете за-
были. В течение 113 лет он не шел,
партитура м клавир ето были по-
теряны. Забыли 06 этом музыкаль-
ном произведении и историки русской
	музыкальной культуры. И вот толь-
ко теперь усилиями группы ленин-
	градеких музыкальных деятелей этот.
балет возрожден к сценической жиз-
НИ.

По разрозненным листкам орке-
стровых партий, уцелевших в архиве:
Театра оперы и балета имени С. М.
Вирова, балет Варламова восетанов-
лен. На протяжении двух лет кропот-
иво и любовно велась работа во в03-
вращению к жизни этого интересно-
го музыкального произвеления. Руко-
водитель детской художественной
имени А. М. Горького Н. Шемякин,
балетмейстер Ю. Григорович и педа-
готи се увлечением принялись за по-
становку.

Й вот. в оркестре зазвучала музы-
ка Варламова, обаятельная по своей
свежести и шстоте, широко напев-
ная, близкая по мелодическому ри-
сунку русским народным песням. С0-
временник Глинки и пропатандист его
творчества, А. Е. Варламов на себе
испытал благотворное влияние вели-
ROTO русского композитора. — Это
яветвенно чувствуется и в звучании
оркестра, и в музыкальной обриеов-
ке основных переонажей балета. Рус-
скими народными мотивами характе-
	„. Искусство
народной
	“Успеху советеких
	в странах.
	й демократии _
	` Труппа Народного театра для мо-
подежи осуществила постановку.
пьесы С. Михалкова «Я хочу домой»
(режиссер Кр. Мирский). Эта пьеса
идет и в Польше, тде она постав-
лена столичным тюзом и Врацлавеким
театром.

В театрах стран народной  демо-
ратии готовятся постановки bes
«Голос Америки» Б. Лавренева и
«Незабываемый 1919-й» Ве. Виш-
невското. Ha экранах кинотеатров
‚Полыни. Чехословакии, Румынии,
	Польши, Чехословакии, Румынии,
‘Албании. Венгрии и Болгарии демон-`
	стрируются фильмы  «Оталинград-
ская битва», «Счастливого плавя-
ния!», «Акалемик Иван Павлов». Га-
зеты и журналы уделяют большоз
внимание произведениям ° совет-
ской кинематографии, удостоенным
Сталинской премии.
	`РОСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	В Народной республике Болгарии
тожественная самодеятельность
	художественная Cam tua ltl pies ib
приобретает все более массовый ха-
рактер.

Большим и заслуженным успехом
пользуются детский хор «Бодра емя-
на» пионерской организации «Сеп-
	темврийче». ансамбль им. Иорданки
	Чанковой, самодеятельный драмати-
ческий театр «Молодая твардия»
и др.

` Сейчае по всей Болгарии наечиты-
вается свыше 600 кружков художе-
ственной самодеятельности, в кото-
	рых принимают участие до 300 000
	человек.
	юным зрителям
	_C большим успехом в странах на-
Родной демократии идут советские
Бесы и фильмы, удостоенные
Сталинской премии.

Широкой известностью в театрах
Венгрии, Польши, Чехословакии
пользуется пьеса, К. Симонова «Цу-
maa тень». Чехословацкая` газета
«Руле право» поместила  восторжен-
ный отклик на этот спектакль, по-
ставленный в Пражеком театре
«Д-49» под руководством режиссера
9. Буриана.

Газета высоко оценивает художе-
ственные достоинства пьесы, ее `по-
литическую остроту и злободнев-
ность, отмечает болыное значение по-
стэновки этой пьесы на чехословац-
	кой спене именно сейчас, котла «мы
	находимся в первой фазе борьбы за
партийность науки, 33 ее подлинный
сопиалистический патриотизм».
	ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
	Нелавно в центре Праги отврылея.
	Дворец изобразительного искусства.
Монументальное здание, переоборуло-
ванное по проекту архитектора Ржи-
	‚та, стало пентром художественной
жизни Чехословакии.
	В новом помешении уже соетоя-
		с’езлу чехословацких профеоюзов. На
ней было экспонировано 150 произ-
	_ велений скульнтуры, живописи, гра-
	фики, декоративной роспиеи и худо-
жественной керамики.

`Тема, большинства выставленных
работ — самоотверженный труд ра-
бочих и крестьян. Особого внимания
заслуживают картины: «Шахта Cy-
хая Долина», «Строительство моета»
Ярослава Кюважа и скульттуры: «Го-
лова партизана» Ф. Давида, «Стале-
вар» В. Струнч. Болыной  инте-
рес вызывают острые политические
карикатуры художника Новака:
«Разоблачение шпиона», <«Тонущая
‘лодка империализма». :
				— Выступает скрипач Антс №уракас, — об явил веду oo
сцену вышел убеленный сединой старик. Он отвесил глубокий по-
клон “и, едва скрывая волнение, стал играть. Старый скрипач — He
профессиснал. 80-летний Антс Муракас — колхозник сельхозартели
«Юхел ЙМыул». Все свободное от работы время он отдает игре на
	скрипке.
	старинной скрипке, — рассказы-
	— Лесятки лет играю я на своеи
	‚  вает Антс Муракас.— Но только в последнее десятилетие, когда над
	родной Эстонией засияла звезда
начала петь радостные песни. По
	свободы и счастья, моя скрипка
	По-новому зажила Советская Эстония.
	новые мелодии — такие же
` стоемления трудящихся Со-
	  Новая жизнь породила новые песни, новые Mel
влохновенные и широкие, как мысли и стремления

ветской Зетонии.
	В радостный праздник народных талантов, в яркую демонстрацию
народного искусства превратился первый республиканский смотр
художественной колхозной самодеятельности. Со всех уездов в сто-
лицу Эстонии с’ехались музыканты, певцы, танцоры, чтецы. Послав-
пы сельхозартелей Эстонии — победители волостных и уездных
смотров колхозной самодеятельности — коллективы и. отдельные
исполнители получили право участвовать в заключительном туре. В
эти дни в просторном здании Дома культуры трудящихся в клубе
им. Томпа выступали сказительницы — «леэлотаяд» — с острова
Кихну, вышедшие на сцену в национальных костюмах островитян, И
хор сельхозартели «Койги», исполнивший произведения русских и
‘эстонских композиторов. Зрители смотрели латышский танец  «Янда-
линтс» и эстонскую польку «пиллеркааре» в исполнении хореографи-
ческого коллектва артели «Уус Варули» и лихих плясунов с острова
Хийумаа — в прошлом «медвежьего уголка» Эстонии.

Смотр убедительно показал, как вырос культурный кругозор кол-
хозного крестьянства Эстснской ССР, как раснцвели творческие силы
народа, раскрепощенного советским строем, партией большевиков.

Колхозники читали басни Крылова и стихи советских эстонских н
русских поэтов, исполняли произведения Чайковского и композиторов
Александрова, Соловьева-Седого, Каппа, Эрнесакса, танцовали «Вян-
` дра»-польку и «коханочку», «тульяк» и «казачка», распевали «леэ-
- ло» — старинные эстонские песни, обогащенные новым советским со-
		Два гола тому назад в польском
гороле `Беляве был организован рабо-
чий ансамбль художественной само-
деятельноети текстильного завода
№ 1. За это время коллектив ансамб-
	ля лостиг значительных творческих
	уснехов. Недавно ансамбль поставил
пьесу «Молодая гвардия» по рома-
ну А. Фадеева.

Другой рабочий ансамбль художе-
ственной самодеятельности — тек-
стильного завода № 2 в Лодзи —
впервые в Польше: поставил бег-
смертную комедию A. Грибоедова
«Горе от ума». Премьера, тепло
встреченная зрителями, состоялась
в театре им. Ярача. Роль Лизы ис-
полняла ткачиха Вазимира Янков-
ская, Фамусова — слесарь Ришарх
_Миитталь, Чацкого — ткач Ришарт
Сенливый.
		В репертуар четырех шанхайских
театров включена новая пьеса «Так
закалялась сталь», написанная кол-
лективом студентов и преподавателей
одного из высших учебных  заведе-
ний. По отзывам газеты «Изефань
жибао», это лучшая постановка cese-
Ha 1950 года.

Пьеса рассказывает о борьбе ету-
денчества © томиндановекой резкци-
	‚ей. и ю стуленческих выступлениях
	против американского империализма.
Авторы поставили целью показать,
как росла и закалялась китайская
	молодежь в процессе национально-
	освободительной борьбы.
-На эту тему было написано в Ви-
Тае немало пьес, ив чаетности пье-
	жи», имевшая в проинтом году боль-
пой успех в Северном Китае. По 9т-
зывам газет, «Так закалялась сталь»
отличается от предшествующих про-
изведений исключительной комнози-
пионной  слаженностью массовых
сцен.
	`- ПЕРВЫЙ ВЕНГЕРСКИЙ
ЦВЕТНОЙ ФИЛЬМ
	3a последние два года венгерская
кинопромышленность достигла зна-
чительных успехов.
	Недавно кинематография молодой
Народной республики одержала еще
одну большую победу, выпуетив пер-
вый цветной фильм-—«Мати Лудаш».
Сценарий кинокартины нанисан 10
одноименной поэме венгерекого поэта
М. Фазенкаша, жившего в конце
XVI и начале ХХ вв. Роль легенлар-
	него. наролдноро героя исполняет сту-  -
	дент Будапештского театрального
института, бывший крестьянин Иван
Tilton.
	ТВОРЧЕСТВО РУМЫНСВИХ
КОМПОЗИТОРОВ
	‚ Активной. творческой жизнью
	проникнута работа Союза: композито-
ров Румынской Народной реопубтики.
Здесь недавно были созданы отделе-
ния музыкальной критики,  музыво-
ведения и фольклора. Организованы
также отделения Союза композиторов
в городах Яссы, Влуже, Тимишозре
и Тыргу-Муреше.

Румынские композиторы работают
над новыми музыкальными произве-
дениями. Таз, например, Л. Влеппер
пишет симфоническую поэму «Канал
Дунай — Черное море», 1. Фельдман
работает ‘над кантатой «В честь
23-го августа» для хора и оркестра,
В, Попевич заканчивает  музыкаль-
Hyp поэму «Красная  Гривица».
	Нервую премию жюри смотра присудило участникам художествен-
ной самодеятельности уезда Ярвамаа. Премии присуждены также и
другим коллективам и отдельным исполнителям смотра.

На фото: колхозник Антс Муракас выступает на смолре художе-
ственной колхозной самодеятельности Эстонской ССР.
	ТАЛЛИН. (По телефону).
	Смотр. детеких хоров и оркестров
	Три тысячи ребят — юных певцов
и музыкантов — участников художе-
ственной самодеятельности школ, <
мов пионеров, детских домов и дет-
ских секторов, клубов приняли уча
стие в смотре хоров и оркестров Мо-
сковской области. 4

В смотре приняли участие: сводный
хор в составе 400 учащихся школ
Ухтомского, Кунцевского, Балаши-
хинского, Ленинского районов, горо-
дов Перово; Ногинска, Павлово-Поса-
ла ухоргтрех песо г Нополрьоска. ра
	да, хоры‘трех школ г. Нодольска, дом-! лективам будут присуждены премии.
	“Кадры театров музыкальной комедии
	Нрограмма концерта включала также
показ классов актерского мастерства,
классического, народно-характерного,
исторического танца, драматические
этюды и художественное чтение.

В заключение студенты пятого кур-
са исполнили вторую картину нервого
действия та К. Листова «Меч-
татели».

31 марта в Доме актера состоялся
показ работ Республиканского музы-
кально-театрального училища HM.
А. К. Глазунова. После вступитель-
ного слова художественного руково-
дителя училища И. Туманова <студен-
ты исполнили песни и романсы Чай-
ковского, Бетховена, Даргомыжского,
Рахманинова, арии и отрывки из опе-
ретт, песни советских композиторов.
	Совещание по вопросам.
промышленной ‘архитектуры
	„© 10 по 14 апреля Союз советских
архитекторов СССР проводит в Mo-
	рекве совещание но вопросам промыш-
	ленной. архитектуры.

В совещании примут участие пред-
ставители ряда республиканских и
рородских отделений Союза советских
архитекторов, научные сотрудники
Академии архитектуры СССР, работ-
ники проектных организаций различ-
ных отраслей промьинаенности.

В повестке дня совещания: доклад
заместителя министра строительства
предпонятий тяжелой индустрии
	текторов», сообщение доктора архи-
тектуры И. Николаева «Завод и 1о-
рол», сообщение проф. А. Фисенко
«Подготовка архитектурных кадров
для промышленного строительства»,
сообщения архитекторов Ленинграда
и Харькова и представителей ‘ряда
проектных организаций о творческой
практике в юбласти проектирования
промынтенных сооружений.

В залах Центральното дома архи-
теклора, где будет проходить совеша-
ние, Аортанизуется большая выставка
работ воупнейших проектных орга-
				Кадр из фильма «Рассвет». ;
	вязать систему совместного франкю-
американского производства, которая
уже навязана Италии ou Англии...
Такая система «совместного» про-
изводетва поставит наше кино
под контроль иностранных продю-
серов, лишит его национального ха-
рактера, обречет наших актеров, pe-
жиссеров, техников либо на, полную
безработицу, либо, в крайнем случаю,
на роль простых ассистентов».

На собрании работников француз-
ских кино, созванном Национальной
ассоциацией зрелиш в зале Агри-
культуры в Париже, Жак Марион
заявил: «Дело идет о том же насту-
плении, какое имеет место в отноше-
нии нашего театра, нашей  литера-
туры, всего нашего KYIBTYPHOTO до-
стояния».

По окончании собрания елинодуш-
но была принята резолюция, выра-
жающая мнение всех сценаристов,
актеров, режиссеров, техников и ра-
бочих. и гласящая, что опасности
подвергается He только существовя-
ние всех профессиональных работни-
ков кино, но подобного рода угроза,
направленная против наиболее попу-
лаярного. и эффективного  средетва
распространения французской RYIb-
туры, компрометирует интересы веей
страны.

Но вели так обстоит ‘дело с эконо-
микой производства и проката, то не
лучше и положение е так называе-
мыми «эстетическими» проблемами
	капиталистическюй кинематографии.
	Растленное влияние идеологии  гол-
ливудских гангстеров проникло ив
ничтожную часть фильмов чисто
французского производства.
Генеральный секретарь. француз-
ской компартии Морис Торез гневно
заявил: «Американские фильмы бук-
вально отравляют душу наших  де-
тей, юношей и девушек, из которых
хотят сделать послушных рабов аме-
риканских миллиардеров». А про-
тресвивный еженедельник «Аксион»
справедливо замечает: «ни один
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретаюиат, отделы ннформацин,
			чество их в ряде. случаев заметно И, Онуфриева «Иромьниленное строи-  низаций Москвы, Ленинграда, Харь-
	кова, Свердловска м других горелов.
	44 театра РСФСР _
досрочно выполнили план
	Го сведениям, полученным Комите-
том тю делам искусств при Совете Ми-
нистров РСФСР, 44 театра Российской
Федерации досрочно выполнили квар-
тальный план по доходам.
	В числе передовых театров == не-
сколько районных и колхозных: Ниж-
неломсвский Пензенской области,
Лысьвезский Молотовской области,
Новочеркасский и др.
	&3 В этом году Малый театр осуществит
постановку двух горьковских пьес, не шедших
на его сцене, `— «Достигаев и другие» и «Дети
солнца». Постановка спектакля «Достигаев 4
другие» поручена Б. Бабочкину.

$3 В Концертном зале им. Чайковского ¢o-
стоялся авторский концерт композитора И, Ду-
наевского. В концерте приняли участие оркестр
и хор Комитета радиоинформации, детский зн-
самбль Центрального дома детей  железнодо-
рожников, солисты Комитета радионнформации
и Московской филармонии,
	@ Московская филармония ует лля
школьников столицы цикл лекций-конпеёртов о
соретской — музыке. Темы  лекций-концертоз:
<Советская массовая песня», «Музыка театра и.
кино», «Советская спера и балет», «Музыка.
композиторов братских республик», «Советская.
исполнительская культура». х

go B Большом зале консерватории

был проведен «Праздник песни» DIKOAPHHKOB
Краснопресненского гайона столицы. Сводный
хор учащихся в составе 550 человек исполнил
Гимн Советского Союза и ряд песен’ совет-
ских композиторов. Выступили также хоры от-
дельных школ района и ученики Центральной
музыкальной школы. ;

@ В связи с 25-летием со лня смерти
Г. Н. Федотовой Дом актера проводит 7 апре-
ля вечер памяти замечательной русской актря-
сы. На вечере с докладом выступит С. Дуры-
	~ dnd
лин, A воспоминаниями — поделятся
А. Яблочкина, Е. Турчанинова н М. Ленин.
	`В редакцию газеты
„Советское иснусство
	ЧТропту черёз посредство вашей газе-
ты ‘выразить глубокую  благодар-
ность учреждениям и лицам, привет-
ствовавшим меня по случаю моего
семидесятипятилетия.
	А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР.
	снизилось, режиссерская экспозиция,
декоративное оформление устарели.

Дирекция ГАБТ создала бригады
по проверке художественного качест-
ва спектаклей как на основной сце-
не, так и в филиале. В состав каж-
	дой бригады входят дирижер, режне-
	сер, художник и один из ведущих CO-
листов оперной труппы.

Бригады сделают подробный раз-
бор спектаклей и внесут конкретные
предложения по улучшению их каче-
ства. ;
		Но так же, как неизбежно после
ночи приходит день, так историче-
ски обречена на гибель система, дол-
ларовюй экспансии, при которой
уничтожаетея национальная ‘1
мышыенность, деградирует иекусст-
во, устанавливается режим нищеты
и безработицы, запрещаются совет-
ские фильмы и подлерживаются кле-
ветнические измышления вроде ан-
тисоветского фильма «Железный 3a-
навес». Вея эта система лжи, обмана
и порабощения фухнет, погребая пол
своими останками и поборников «кра-
сивой смерти», ни ретивых цензоров...

Сейчас на, советских экюанах ле-
	монстрируется новый французский
	фильм «Рассвет». Постановник этой
скромной, но очень правдивой и та-
лантливой картины прогрессивный
режиссер Луи Лакэн в строго реали-
стической манере повествует. 0 жиз-
ни проетых людей Франции. Ero
терои-шахтеры, к сожалению, не по-
казаны в борьбе (по тем же втюлне
понятным цензурным соображениям),
олЕако их труд, их жизнь, их духов-
ный юблик обрисованы с такой чя-
стотой и полнотой, что даже сквозь
лирические контуры этой кинопове-
сти явственно проступают черты му-
жества, стойкости и силы. Если co-
ветскому зрителю и покажется не-
сколько наивкюй проблема, взаимоот-
		40-летив музыкальной
деятельности С, К, Стучевекого
	‚Театральная и музыкальная обще-
ственность столицы отметила вчерз
40-летие музыкальной деятельности
ведущего концертмейстера Большого
‘театра С. Стучевского и 30-летие
его беспрерывной работы в ГАБТ.
`В Большом зале Московской кон-
серватории состоялся концерт, в кото-
ром приняли участие артиты Большого
и Малого театров, солисты филармо-
нии и др.
		ношений интеллитгента-инженера И “устного журнала «Ж

рабочих-шахтеров, то он зато будет
вполне вознагражден той творческой
убелительностью, в которой фешену
	таавная тема фильма — труд.
	Рождение молодого пролетария—-
этот первый спусь в тнахту мальчи-
ка-шахтера, ето глубокий и ясный
ВЗГЛЯД ИЗ-ПОД нахлобученной на гла-
за и чуть великоватой каски, дрожь
хулощавых юношеских рук, впервые
ошутивщих пульс отбойного молот-
ка—вее это запомнится, ках поллин-
	но художественный 06раз, выленлен+
ный настоящим болыним  хуюжни-
	ный настоящим ОИ хулдожни-
ком-реалистом.

Мы приветствуем «Рассвет» Лун
Дакэна, еше и как нпоорозвестника. т9-
	го наступающего дня, который раз-
веет сумерки, сгустившиеея над!
	BCCr вумерви,  стустившиеся над
французекой землей, “того дня, Kors
франпузский народ вновь станет хо-
зяином своей судьбы и возродит пох-
THHHO демократическое киноискус-
CTBO.
	Сергей ЮТКЕВИЧ,
заслуженный деятель
искусств РСФСР.
	СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
ФРАНЦУЗСНОГО КИНО
	А все-таки она вертится!.. Этот
неоспоримый и, казалось, давно
установленный факт, приводивший в
ярость цензуру святейшей иневизи-
ции, боровшейся кострами, пытками
и отлучением от церкви с подобной
«ересью», оказывается, до сих пор
беспокоит кинопензуру и
рованной. Франции.

С-той же традиционной яростью, с
какой в свое время Людовик ХУ 05-
ручнивалея на Вольтера и энцикло-
пелистов, а позднее правительетво
Луи-Филиппа; памятуя © непривле-
кательном грушеобразном юблике
сроело. шефа, строжайше запретило
знаменитым карикатуристам Доме
и Гранвиллю изображать... ‘групи,
так и сейчас французская цензура
об’явила «крестовый» поход против...
яблок. Да, против румяных, сочных
яблок, взращенных юпытной и уме=
лой рукой великого русского ученого
Мичурина; и ни ар на, экра-
не советским режиссером Довженко.
Фильм «Мичурин» возглавляет но-
вый проскрипционный список совет-
ских кинокартин,  ззпрещенных
французской цензурой. В этом епис-
PS чиблятся — документальный
фильм «Владимир Ильич Ленин»,
«Последняя ночь», «Ветреча на Эль-
бе». «Русский вопрое».
	Эта борьба буржуазных правящих.
кругов Франции против самого прав-
дивого, высокоидейного и лучшего в

мире киноискусства уже имеет свою
печальную историю. Еще до 1930 г.
го приказу Тардье и Вьъяппа были
запрещены ‘почти все ‘советские
фильмы, не исключая «Броненоспа
«Потемкин» и «Матери» — этих 06-
щепризнанных шедевров мирового
киноискусства. В период, предшест-
вующий второй мировой войне, пра-
вительство Даладье и Бонне также
закрыло доступ на французские эк-
раны произведениям советской ки-
нематографии. Их примеру последо-
вал, естественно, и фашиствуюней
космополит Поль Моран, возглавляв-
ший цензуру во времена, бесславного
правления Петена и Даваля.
	Как раныше, по приказу Гитлера.
	так и ныне, по ORPURY Уолл-стрит,
	чиновные мафионетвьи из цензурноге
		оветское искусство» выходит
по вторвикая и с3ббозам
	ведомства разыгрывают скверный
ape, который войдет позорной стра-
ницей в историю «культуры» капи-
талистической Франции.

0бо всех этих фактах рассказыва-
ет известный историк и критик ки-
ноискусетва. Жюрж Садуль, поместив-
ший на страницах прогрессивного
еженедельника «Лэттр Франсэз» свое
Открытое Пиеьмю, обращенное Е
французекой цензуре. Из нею мы
узнаем, какие купюры были предло-
жены в ранее запрещенных  совет-
ских фильмах «Сталинградская бит-
ва» (1-я серия) и «Третий удар».
Оказывается, должны быть изяты
все кадры в ремле, посвященные
обсуждению причин задержек OTRDEI-
тия второго фронта, и все упомина-
ния © тем, что СОСР в течение пер-
вых лет один нее нз себе всею TA-
жесть борьбы с гитлеровскими пол-
чишами...

Письмо Садуля, разумеется, оста-
лось без ответа со стороны господина.
Тюисмана, председателя цензурно-

To комитета. Однако в редакцию по-
сыпались десятки писем от предста-
вителей интеллигенции,  протесту-
ющих против уничтожения остатков
демократических  св0004; против
окончательного превращения Фран-
ции в американскую колонию.

Их ‘тревога законна и обоснованна,
—ульба французского киноискУ®ст-
Ba поистине трагична, она, давно уже
зерешла, ту грань; которая именуется
каластрофичной. Эта: катастрофа пол-
тотовлялась давно, еще в 1946 году,
хогла лидер правых - «сопиалистов»
пресловутый (1. Блюм подписал е
Америкой бесстыдное соглашение, по
которому лишь один французский
фильм на три американских мог  де-
монетрироваться на экранах.

По всей стране прокатилась мош-
ная. волна протеста, под давлением
‘общественности национальная `ассам-
блея по предложению депутатов-ком-
мунистов приняла решение ю пере-
смотре «соглашения Блюм—Бирнс».
Олнако голливудекие колонизаторти,
	  «маршаллизирующие» Францию, не
	YCROROM ENC.
Вот что пишет по этому поводу
тазета «6 Шепль»: «Нам хотат на-
		@ На-днях ксллектив Театра им, Ленинского
комсомола встретился со стахановцами завода
«Калибр». Наролный артист СССР И. Беэсенен
сделал доклад © путях развития театра, поде-
лился творческими планами и рассказал о новом
репертуаре. :

© Озкрывшаяся на-днях в Московском об
‚ластном доме художественного воспитания де-
тей третья областная выставка детского изо-
бразительного творчества привлекла большой
интерес школьников. Из 50 районов. Москов-
ской области на выставку было представлено
свыиие 1Ю тысяч работ, из которых Оргкомитет
отобрал 326 лучших яроизведений,
	© За образцовое обслуживание зрителен и
высокохудожественную рекламу при выпуске
фильмов «Падение Берлина» и «Кубанские ка’
заки» министр кинематографии СССР премиро-
вал месячным окладом директоров и художни-
ков ° московских кинотеатров: «Ударник»
(А. Вортанова и Г. Мордмиллович), «Художе-
ственный> (Б. Рядова и А. Лемещевко), «Ta-
ганский» (П. Перевезеннева и И. Коваленко)
и «Родина» (А. Полудень). .
	«2 В Центральном доме Красной Армин со-
стоялся вечер «Советские писатели и артисты—
свободному Китаю». Скрипачка Г. Баринова,
‚певец И. Шмелев и пианистка Т. Кравченко
‘исполнили ряд китайских музыкальных произве-
дений. С чтением стихов, посвященных Кнтай-
ской народной республике, выступили ноэты
П. Антокольский, С. Васильев и С. Гудзенко.
	&2 На-днях состоялось отчетно-выборное = co-
брание членов секции массовых жанров Союза
советских композиторов СССР. Ha собранин
было избрано новое бюро секпий, в состав ко-
торого вошли И. Дунаевский (председатель),
М. Иорданский (ответственный секретарь),
Б. Терентьев, В. Кнушевицкий, Н. Будашкин,

Н. Иванов, Ю. Хайт, В. Кручинин н Г. Крейт-
Hep.

© Дом актера приступил к выпуску нового
‘устного журнала «Жизнь н знание», который
будет регулярно знакомить творческих работ-
‚ников московских театров с достижениями со-
циалистического строительства в СССР, с во-
просами международной жизни, науки и тех-
ники, физкультуры и спорта.
		Главный редантер ©. Б. СУТОШКИЙ.
	банкир, хороню знающий свое ремес-
ло, не вложит капитала в картину,
не насчитывающую хотя бы одного
убийства», и далее газета приводит
следующую статистику: в ста аме-
риканских фильмах совершается В
среднем 186 убийств, в ста фран-
цузеких— 150. Обычно герои филь-
ма в конце умирают «красивой
смертью». Газета «Аксион» описы-
вает ее так: «Жертва получает пулю
в живот, несчастный сгибает колв-
ни, медленно склоняясь к земле. Воз-
любленная героя, склоняясь к нему,
переворачивает ето на спину. Здесь
он испускает дух».

Статистика устанавливает также
и причины этой: «красивой смерти»
—в 35 шоц. случаев мотивами
убийства служит любовь или фез-
ность, 25 проц. занимает жажда нз-
живы, ченависть отнимает лишь
10 проп.; далее следуют страх, че-
столюбие, безумие, рок ит. д. Аме-
риканское влияние сказывается так-
же и в выборе сфедетв  преступле-
ния— в 30 убийствах из 100 приме-
няется автоматический пистолет или
путемет (фильмы: «Зеркало», «День
начинается», «Северный отель»,
«Последний козырь», «Любовники
из Вероны» и т. д.), вульгарный pe-

вольвер служит орудием злодеяний
только в 25 случаях, в остальных
довольствуются «кустарными» спо-
собами-—булыжником! («Страна 663
звезд»), ружьем («Вечное возвраще-
ние»), ножом («уритане», «Про-
клятые») или даже телефонным
шнуром («Манон»).

«Люди с их ограниченными стрз-
стями, запертые в своей собственной
‚еворлупе, вююют друг с другом, по-
жирают друг друга, гниют,— смерть
и разрушение, таков их логический
конец... Тниющий мир уничтожа-
ет все, в том числе и молодость. 9т0-
либо умереть».
Такой печальный: итог подводит
ФЗорж Садуль в своей статье, поевя-
щенной анализу содержания  фран-
цузских фильмов последнего пернода.

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	‘Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ
aH. Н. ЖУКОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам. главного редактора),
	_А. А. ИНОННИКОВ, С. В. МИХАЛНОВ, К. И. ТРАПЕЗНИКОВ.
		в неделю — но вторникам и
	С 1 апреля 1950 года газета
	„СОВЕТСКОЕ
	выходит выесто-одного два
субботам. ‘
	Поднисная стоимость газеты устанавлавается на
	б месяцев — 23 р. 40 к.
3 месяца — Н р. 70 к.

В связи с этим по ранее оформленной подписке газета будет
высылаться: годовым подписчикам — до 15 августа, а полугодовым —
до 15 мая 1950 года. За продленнем подписки необхолныо обращать:
ся в местные отделы «Союзнечати».

Открыта дополнительная подписка на газету «Советское вскус.
oo ом с Е: Lm
	«Созстекое искус-
районных отделах
	ство». Подписка принимается в городских би
«Союзнпечати».
		Зак № 954.
	архитектуры — К 4-15-66; отделы театра, корреспондентской сетн — К 5-25-12; отделы музыки, кнно, изобразительных искусств — - K I 48