ПРОЛЕТАРИИ_ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ:
			“no делам искусств при Совете Министров СССР

Орган ^ Министерства кинематографии СССР и Комитета
	K 16 (1208). Год издания ХХ
	Суббота, 5 апреля 19509 года:

почетная задача _
	паботнинов NCHYCCTBR  .
	ного искусства, таких  спевтаклеи,
кинокартин, конпертных программ,
которые помогали бы им лучше ви-
	деть жизнь, стремиться к новым до-
	‚ стижениям, новым успехам во славу
Родины. Честь выезда в районы мо-
жет быть доверена только квалифи-
пированным деятелям искусства.

Составляя программы бригад, вы-
  ежающих на село, надо’ велючать
  в НИХ наиболее значительные произ-
ведения искусства — отрывки из
  tysx пьес советской драматургии,
рассказывающих о ‘эоизни колхозного
села, © побеле нового, передового —
отрывки из пьес «Хлеб наш насуш-
ный», «Обида», «Степь шитокая»,
«Чаша радости». Необходимо нарялу
е художественными фильмами пока-
зывать научно-популярные коротко-
метражные фильмы на агротехниче-
ские темы.

Опыт показывает, что там, гле 06-
служиванию  весенне-посевной кам-
пании уделяется должное внима-

ние, достигнуты отрадные результа-
TH.

В Вазахетане, где уже начался сев,
в районы выехало 700 киноперелви-
mer. Кроме того, в аулах реенублики
работают.500 постоянных стапионар-
ных установок. В Узбекистане
затры, концертные организации и
цирк вылелили сорок бригад для ху-
дожественного обслуживания хлонко-
робов в колхозах и полевых станах.
С большим под’емом прошла ветреча
старейшего советского композитора
P, Гянэра е колхозниками Валинин-
‘ского района Танкентекой области.
В лни весенне- посезной. кампании
‘только в районах Киевской области
`булет лано около 2.000 спектаклей
и концертов, в Сталинской области
— около 200. в Воропгиловгралекой
—115. Примеры подобной творче-
  ской связи работников искуеств стра-
‘ны с тружениками колхозных полей
  ноточиелениы. Каждый  театраль-
ный. музыкальный и эстралный кол-
`лектив может внести свою лепту в
это важное дело,
Работники. искусств, выезжаюциие
в села, обязаны наряду е театрально-
  концертной теятельностью оказывать

‘помощь художественнон самодеятель-
ности, инетруктировать е© руЕэзели-_
		‚телей и участников, иомотать

тальнейшей работе.
Обелуживание  весение-по

‘канначии “= важное 1659, Ky

1 ОЛЖНО.

искусств не принял еще никаких ре-
нений, передоверив это дело мест-
THM оогазизациям. Пэлобная инерт-
	ность. недопустима. Следует. срочно
венеить 2отызое 6 планомерном обелу-
	живании колхозного C08 B OTBETCT-.
	венные дни весеннего сева.

г
  Однако было бы глубоко ошябоч-
  HEIM отнестись х серьезному делу
` культурного Обслуживания колхозно-
то села только как к очередной кам-
`пании. Живая творческая связь ху-
ложественных коллективов страны,
работников искусств с колхозникя-
ми должна быть постоянной и зегу-
лярной. Руковолящие органы искус-
ства обязаны иметь четкие планы
выездов в районы отдельных театров
и концертных бригад на протяжении
всего года.

Большее внимание должно быть
улелено районным ий колхозно-с0вх03-
ным театрам, которые ведут основ-
ную работу пою хуложественному ‘06-
служиванию колхозников. До сих пор
еще эти театры не получают доста-
точной помощи от кемитетов и управ-
лений по делам искусетв.

Творческая, повседневная, плано-
: мерная связь с колхозным селом —
высокая обязанность работников ис-

кусств. И нет сомнений, что наши
+ лааторартт  атттолтт WYVRILIRANTEY Ут.

Maa
	Велики задачи советского искусет-
ва. Страстный пропагандист илей
большевистской паотии, активный
борец за построение коммунизма, ис-
кусство является верным помошщни-
KOM нашего народа в его созилатель-
ной работе. Многогранны и  ша-
роки формы учаетия работников ис-
	‚ КУССТВЗ В труловой деятельности £0-
	ветсвго народа. :

Одной из важнейнгих задач, стоя-
ших перед деятелями театров, кино;
музыки. живописи. является актив-
	Had, TECHS связь с колхозным селом,
	помощь колхозникам в их борьбе за
тальнейшее укрепление колхозного
	‘строя, в борьбе за высокий урожай.
	Советские колхозники своим тотдом
	обеспечивают новый погем социали-
	стического хозяйства, споеобетвуют
умножению богатств нашей Родины.
С каждым голом все более стирает-
ся грань между городом и деревней. С
каждым голом все дальше и дальше,
в самые глубинные места проникает
социалистическая культура. все уве-
личивается число наролных талан-
тов, которыми так богата наша стра-
Ha
	В соголняшнем номере газеты мы
печатаем корреспонденцию «Весна
сельского театра», рассказывающую
0 радостных днях, которые  пе-
реживает население вел Львовекой
области. Ныне на привбльных полях
Львовиины исчезли поеслелние инли-
видуальные полоски земли. безраз-
JOABHO восторжествовал колхезный
труд. И вместе с новыми условиями
труда расцветает и народное творче-
ство, раскрываются ларования уча-
стников сельской художественной са-
модеятельности. В однам этом приме-
‘ре сказызаютея характерные черты
нашего времени, величие советского
строя.

«Правда» на-днях в  передовей
статье писала: «Советскому челове-
Бу, который навеегда деробожден от
капиталистического гнета и повсе-
хневно ощушщзет заботу партии и пра-
вительства о повьннении матерналь-
ного благосостояния трулянтихея, ни-
что не мешает проявить свои стю-
собности и ларования в художеетвен-
ном творчестве».

Почетный долг работников искуе-
ства — оказывать всемерную помошь
БулЬтудному развитию колхозного ее-
ла, нести художественную культуру
в широкие народные ‘массы, ирона-
сантировать средствами искусства и
литерзтуры новые принципы труда,
морали воспитывать лучиие еторо-
	пы характера. советского человека i   шений, передовери
тем самым помогать большевиетекай ным оогазизациям.
	тем самым помогать большевистекой
партии доносить до. народа победонос-
ные идеи коммунизма, идеи Ленина—
Сталина.

В эти лни колхозное крестьянетво
ё большим воодушевлением воплозтиа-
ет в жизнь постановление Оовета Ми-
нистров ОССР и Центрального Воми-
тета ВЕП(б) «О ходе подготовки кол-
х036в, МТС и совхозов к весеннему
севу». В ответ на заботу партии и
правительства о повышении их бла-
госостояния колхозники обещают
дать стране богатый урожай, проела-
вить Родину новыми трудовыми побе-
хами.

В дни сева в колхозы и совхозы
гараны выедет большое количество
	театров. концертных бригад, кино-
	передвижее. Их деятельность — важ-
ное звено в общей политико-массовой
работе; которая развернется во время
весенне-посевной кампании. Ёюн-
цертные и театральные бригады, н9-
вые кинопередвижки — желанные
гости колхозников. Необходиио 3в0-
влечь как можно больше работников
искусетв в эту важную и ответетвен-
ную работу.

Выезжая на места, надо прежде
всего тщательно. подобрать реперту-
ар. Интересы и запросы колхозного
зрителя неизмеримо выросли. Труже-
ники сопиалистических полей требу-
ют от советских художников полно-
пенного. высокоилейного и совемнен-
	Песни
	“Весна сельского театра
			кинорежиссер. Премня присуждена
кинокартину «Юность мира».
	В Львовской области наступила
весна. Зеленеют колхозные carn. Ha
полях полным ходом идут посевные
работы. Мощные дизельные тракторы
перепахивают последние  единолич-
ные полоски: Львовщина стала обла-
стью сплошной коллективизации.

Craporo Галицкого села, каким
оно выведено в новеллах Василия
Стефаника или изображено на гра-
вюрах Елены Вульчицкой, лавно уже
не существует. Новой, полнокоовной.
жизнью живет тенерь селе. У кое-
	стьян-колхозников иные теперь пла.
	ны, интересы, культурные запросы.
Еше недавно сельская клубная са-
модеятельность, начинавшая © по-
становки легких бытовых  одноакт-
ных пьее, в нынешнем театральном
сезоне в корне изменила свой perep-
туар. Самодеятельный театр села
Старого осуществил постановку «Мо-
лолой гвардии», в селе Николаеве
успешно сыграна комедия «В степях
Украины». Колхозная молодежь в
селе Ланы тотовит пьесу «Приезжай-
те в Звонковое», а молодежь села
Свирж репетирует «За: вторым фрон-
том».

На премьеру спектакля «Иаютиза-
ны в степях Украины» в клубе села
Грушево собрались не только гру-
шевские колхозники, но и крестьяне
соседних сел. С большим интересом
проемотрели  хлеборобы пьесу, по-
ставленную сельеким дрозматическим
коллективом. Важлую новую поста-
новкх с нетерпением ждут жители
Грушева. Они охотно помотают своим
сельским артистам писать. деко-
ральии. птить костюмы. В этом сель-
ском театре работает 28 человек,
	пзеимущественно молодых колхозни-
	ков сельхозартели имени Ёраеной
Армии. В чынененем театральном се-
зоне грушевекие артисты уже пока“
зали олносельчанам «Сто тысяч» и
«Мартын Форуля» И. Тобилевича,
«Назар Стололя» Т. Шевченко. «На-
	талка Полтавка» Й. Котляревекого ›
	и др. Сейчае коллектив репетирует
пьесу Н. Вирты «Хлеб наш насущ-
ный».

Иосиф Бойко, завмаг Василий Ми-
халкевич, учитель Михаил Царик,
служащий райисполкома Сергей Ба-
женов.

В репертуаре этого вельекого са-

модеятельного театра, кроме перечис-
ленных двух пьес, — «Платон Вре-
чет» А. Корнейчука, «Украденное
счастье» И. Франко, «Бесталанна»
И. Тобилевича“и др. К 1 Мая драм-
воллектив  предполатает показать
своим зрителям «Особняк в переул-
ке» на украинском языке. Клуб уже
год назад приобрел магнитофон
и пользуется им в своей работе. 06-
ластной Дом народного творчества
привез записанную на ленту пьесу
«Особняк в переулке» в постановке
Киевского театра, им. Леси Украинки,
и сельские артисты коллективно
слушают и обсуждают спектакль
столичного театра. Предстоит труд-
ная, но интересная творческая работа
над ролями. Однако трудности нч-
кого не страшат. Дружная работа
ветеранов сельской сцены и талант-
ливой молодежи  являетея залогом
творческого роста бобркюского . сель-
ского театра. Заведующий клубом
комсомолец С. Буженский уже лелеет
мечту о «заимствовании» двух поста-
новок из репертуара шефа — Львов-
ского театра им. Заньковецкой. Речь
идет о спектаклях «Губернатор mpo-
виннии» и «На большую землю».
Последний спектакль, отмеченный
‘недавно Сталинской премией, 0с0-
бенно близок сельским артистам, по-
тому что повествует о коллективива-
ции на Львовщине.

В районных центрах и селах `0б-
ласти начали весенний театральный
сезон и деятельную подготовку к пер-
вомайским праздникам более 400
кружков художественной  самодея-
тельности. Как дерзновенно богаты
творнеекие планы этих коллективов,
как радужны их перспективы! Сель-
ское театральное WCKYCCTBO, Kak
	вее виды художественной  самолея-
тельности, находится в поре своей
выминой веены.

А: СУСЛОВСКИЙ.
	ТЕАТРЫ
ОБМЕНИВАЮТСЯ

ОПЫТОМ

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В._До-
ме актера состоялось собрание работ-
киков — декоративно-оформительских
нехов совместно с режиссерами и
художниками театров. С докладом о
работе экспериментальной лаборате-
рии пои МХАТ им. Горького высту-
	‘пил В. Барков. Он ознакомил аудито-
	рию с новыми материалами и усовер-
пенствованиями, применяемыми мос-
ковскими-и некоторыми  периферий-
ными театрами в сформлении  спек-
таклей:

Руководители постановочной части
ряда ‘ленинградских театров — Н.
Иванцов (Театр им. С. М. Кирова),
Г. Павлов (Малый оперный. театр),
В. Хвостов. (Театр им. Ленинского
комсомола), Е. Голанд (ТЮЗ) поде-
лились опытом повышения качества и
уденевления оформления спектаклей.

Выстунавшие справедливо  указы-
вали, что достижения одного театра
должны стать достоянием других.
Однако в-этом направлении делается
еще очень мало. Отмечалось также,
что Главснаб Комитета по лелам
искусств не проявляет оперативности
и инициативы в снабжении театоов
нужными материалами и не налажи-
вает централизованного производства
ценных новинок, улучшающих техни-
ческое оснащение сцены;
	Участники совещания внесли много
ценных. предложений, направленных
	к улучшению оформления  спектак-
лей.
©
В ЧЕСТЬ
ПЕРВОМАЙСКОГО
ПРАЗДНИКА
	СЕВАСТОПОЛЬ. Коллектив Дра-
матического театра имени Луначар-
ского решил достойно встретить пер-
вомайский ‘праздник. Включаясь В
первомайское соревнование, он ари-
нял на себя сопиалистическое обяза-
тельство — досрочно, к   мая, вы:
полнить план по доходам за пять ме-
сянев текунето года.
	Театральные работники города-ге-
	pon обратились ‘ке всем коллективам
театров Российской Федерации с при-
зывом развернуть социалистическое
соревнование за высокое идейно-худо-
жественное качество спектаклей, за
досрочное выполнение производствен-
но-финансовых планов первых пати
месяцев текупего года.
		архитектор. Премия
архитектуру станнии «Калужская» Мос-
ковскогс мегрополитена им. Л, М, Ка-
		Нисьмо из „Львова
<
	_”...Раздвитаетея падающий мягки-

ми складками голубой бархат зана-
веез в клубе села Бобрка, и перед
зрителями разыгрывается массовая
сцена  «вечорниц» из стектавля
«Назар Стодоля». В этой сцене заня-
ты 30 мужчин и женщин хорового
коллективл. Вее вокальные номера
спектакля старательно разучены хо-
ристами по нотам.

Силы драматического. и хорового
кружков были: 0об’единены здесь не-
давно для постановки комедии А. Кор-
нейчука «В етепях Украины». Стек-
такль этот сами исполнители ечи-
тают одним из наиболее удачных за
последние голы, так же как и монтаж
«Живи, Украина!», показанный ими
в Киеве и Львове в дни 30-летия ©0-
ветской Украины.
	Многие крестьяне горячо полюби-
ли сценическое искусство. В сиек-
такяе «В степях Украины» роль
прелселателя колхоза—ТГалунтеи. ис-
полняет` крестьянин Василий Вюрон-
чевский, а председателя второто кол-
х0за — Чеснока — учитель Михаил
Парик. 0ба они нашли нужные крас-
	ки WIA созлания сценических обра-
	308. Нревосхолно сыграла роль же-
ны  Чеснока домохозяйка Мария
Онишенко. У нее свыше 30 лет
опыта итры на сельской сцене. Кре-
стьянка села Старые Санжазы Пол-
тавской области М. Онищенко еще
в первые годы после Великой
Октябрьской революции начала иг-
рать там в сельском драмкружке
вместе < теперешним заслуженным
артистом УССР, a ‘тогда учителем
Д. Козачковоким. Своей активностью,
неистонимой энергией и любовью &
театральному искусству 55-летняя
М. Онищенко воотушевляет весь вол-
лехтив сельского театра,
	В 006 ркеком сельском театре не
один. а несколько режиюееров-поста-
новщиков. Среди них — колхозники
Василий  Корончевский, плотник
	Крепкая
дружба

ВЫСОКОВСК, Московская обл.
(Hom спел. кэрз.). Сасрчесчий отчет
народной артистки. СССР Елены Ha-
колаевны Гоголевой перед колхозЕи-
ками ‘и интеллигёнцией Высоковекого
района, над которым шефствует Ма-
лый театр, собрал: большую аудито-
рию. Концерт слушали не только
зрители, присутствовавшие в простор
ном зале нового клуба. Концерт тран-
	-слировался по местной радиосети, a
	о ре АТ рае рн о ВЕ та, И ее

его слушали у громкоговорителей в
избах-читальнях, ‘школах, клубах, в
домах. Местный радиоузел еше за нз-
сколько дней до. этого  оповестил
о предстоящем приезде бригады арти-
стов Малого театра. ,

_ Большой‘ и интересной была  прэ-
грамма творческого рапорта-концеэ:
та. Е. Гоголева выступала в сценах
из пьес «Иван Грозный» А. Толстого.
«Великая сила» Б. Ромашова, «Соба-
ка садовника» Лопе де Вега, читала
произведения М. Горького, В. Гусе-
ва, П. Павленко. Тепло были встрече-
ны артисты В. Обухова, М. Дымова,
И. Лепштейн, Д. Павлов, А. Пирон-
каяи А. Рахлина.

Коллектив Малого театра оказыва-
ет большую помошь своему подшеф-
ному району. С самого начала своего
культурного шефства театр внима-
тельно следит за работой кружков
художественной. самодеятельности, во
всем помогает им, консультирует спек-
такли, работники театра. оборудовали
и оформили снену Дома культуры,
wenacum обе Сейчас коллективы

художественной самодеятельности ча-
	сто выступают перед трудящимися
района, выезжают в колхозы. Их кон-
церты в программах передач местного
	радиовещания послужили основой для
		MAOSHTOP.  времия  грисуждена
балета «Медный всадник».

создания ‘собственного «1еатра. У
микрофона». .
	НА ЛИТОВСКОЙ
КИНОСТУДИИ
	ВИЛЬНЮС. (ТАСС). Республи-
канская стущия хроникально-докумен.
тальных фильмов закончила  дубли-
рование на литозский язык кинофиль-
	ма «Сталинградская: битва».
	На экранах респуолики демонстри-
руются дублированные на родной
язык . картины «Клятва», «Молодая
гвардия» и другие лучшие произведе-
ния советского киноискусства.
		Вчера в Министерстве кинематографии СССР состоялся просмотр
нового художественного фильма «Алитет уходит в горы», постав-
ленного режиссером М. Донским на киностудии им. Горького по
одноименному роману Т. Семушкина. Действие фильма происходит
в первые годы после установления советской власти на Чукотке,
В фильме рассказывается о борьбе,. которую пришлось выдержать
комиссару Лосю и его помощнику Жукову с американским торговцем
мистером Томсоном и местным богатеем Алитетом, Фытавшимися вос-
становить Местное население против советской власти. На снимке:
комиссар Лось (артист А. Абрикосов) и Алитет (артист ЛП. Свердлин).

Молодой скульптор И. Першудчев является автором нескольких *
	бюстов Герсев Советского Союза, участников Отечественной войны. 3
	Им сооружен -бюст дважды Героя Советского Союза И. Н. Бойко, “
установленный на родине героя в Винницкой области, и созданы Я
портреты Героев Советского Союза майора К. Самсонова и сержанта +
М. Егорова, водрузивших знамя Победы над рейхстагом. На снимке: ^
скульптор И. Першудчев за работой над бюстом дважды Героя Со- ~<
ветского Союза генерал-майора танковых войск И. Гусаковского, ко-
торый будет установлен на родине героя в г. Могилеве,
	Фото Б. Килаязе.
	ЗАСЛУЖЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ -
КАПЕЛЛА -

КИЕВ. (Наш козр.). Четверть века
	весенн®-посевной   КИЕВ. (Наш корр.). Четверть века
ee reas, которому   назад при клубе. Юго-Зачадной ж5-
	лезной дороги ‘образовался неболь-
шой хоровой кружок.

С первых же дней кружок стал
пропагандировать лучшие классиче-
ские и современные произведения.
НТирилась популярность кружка, BIM-
рился и его состав. Образовалась
большая хоровая капелла, быстро
выдвинувшаяся в первые ряды само-
деятельных музыкальных коллекти-
вов. ‘Капелла неизменно ‘занимала
первые места на всеукраинских и все-
союзных олимпиадах художественной
самодеятельности. Во время смотра в
1936 г. в Москве капелла. удосточ-
лась чести выступать в Кремле перед
руководителями партии и правитель-
ства. -

Капелла завоевала широкую изве-
стность и за пределами краины,
выступая с большим успехом в Моск-
ве, Ленинграде, Курске и других го-
родах Советского Союза. Указом
Президиума Верховного Совета
УССР ей было присвоено звание за-
служенной самодеятельной хоровой
капеллы УССР.

За 25 лет капелла дала 3000 коя-
цертов, на’которых побывало свытие
полутора миллионов слушателей.

На-днях общественность  украин-
ской столицы чествовала юбиляров-—
коллектив капеллы и ее художест-
венного руководителя заслуженного
артиста УССР В. Минько. В Колон-
ном зале Республиканской филармс-
нии состоялось торжественное засе-
дание.

Постановлением Ц союза желез-
нодорожников 50: участников Капеллы
награждены грамотами и ‘аодарками.
	9 -
НОВЫЙ ОТРЯ
АРХИТЕКТОРОВ
ТАТНКЕНТ. (Наш корь.}. В Средне-
	азиатском политехническом институте
состоялся выпуск молодых архитек-
торов.

По сравнению с прошлым годом ка-
чеетво дипломных работ значительно
	повысилось. °Из 14 о выпускников
10 защитили дипломные проекты на
«отлично». Молодые специалисты
архитекторы прошли длительную
	практику в Москве, Ленинграде и
других городах Советского Союза и
направлены на работу’ в. проектные ‘ор-
танизапии Узбекистана.
		Ф БОРИСО
	 ст.
apr

В Выставочном зале Московского товарищества художников от-
крыга выставка живописи и  декоративно-прикладного` искусства.
Экспонируются произведения семи предприятий МТХ: живописного
и декоративно-офермительского. комбинатов, фабрик художественной
обработки дерева, художественной росписи тканей, художественных
знамен, эмальерно-филигранной и багетной. На снимке: общий вид
Выставочного зала Московского товарищества художников.

Фото С. Шингарева.
	В связи с пятилетием обвобождения Венгрии Советской Армией в
Москву приехали ведущие венгерские артисты: дирижер Ласло Шо-
меди, солист Будапештской оперы Янош Фодор ‘и-пианист Э. Петри.
Сегодня в Большом зале Консерватории состоится концерт венгер-
ских артистов. Симфонический оркестр Союза ССР под управлением
Ласло Шомоди исполнит. произведения Эркеля, Листа, Чайковского.
	На снимке: Ласло Шомоди, Янош Фодор и Эндре Иетри у здания
Московской государственной консерватории. Фото С: Шингарева.
	С.А. КАЦ, Н. С; НАДЕЖДИНА.
художественный руководитель “хоребграя
за композитор, Премия. присуждена 748 ицоского ансамбля Мсскозской эстра-
	песни «Сирень цветет», «Шумел сурово
Брянский лес», «Как у дуба старого»,
«Заздравная», «Стоит утес»,
	ды <«Березках. Премия присуждена за
концертно-исполнительскую деятель
ность. .
		вожатую» (слова О. Высотской),
«Ham край», «В лагере» {слова
	А. Пришельца), С. Туликова «Иио-
верская» (слова HN. Шубина), Ф. Ма-
` слова «Дни весенние настали» (слова
А. Сальникова), В. Волкова «Березка»
(слова Н. Сидоренко) и переиздает-
ся песня М. Блантера «Летят пере»
летные птины» (слова М. Исаков-
	летные птицы»
ского).
		азтор сценария.
	Государственное музыкальное H3-
дательство к   мая выпускает из пе-
чати новые песни советских компози-
торов, в том числе три детские песни;
М. Красева «Первомайский марш»
(слова А. Кузнецовой), Ю. Слонова
«Наш май» (слова Д. Терещенко) и
Д. Шостаковича «Хороший — день»
(слова Е. Долматовского).

Кроме того, издаются три пионер-
ские песни Д. Кабалевского «Про
	В. М. ПЕТРОВ,

режиссер. Премия присуждена за уча-
	стие в создании кинокартины «Сталин-
традская битва».
		кинокартины «Академик Иван Иавлов>.
	Премия присуждена за участие в создании