СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

( вопросу © скромности
		Tak же, как и на фотографиях, в
тексте брошюры место прочно занято
М. Гольдлштейном, А. Феркельманом и
Я. Еитеном, «творческие. портреты»
которых составлены в духе старин-
ной провинциальной рекламы, вплоть
ло свидетельств о том, что муж-
чины, ныне составляющие трио,
начали проявлять стремление Е
музыке еще в давно минувшем  дет-
стве... Тятотение к давно минувшему
и отзвучавшему сказывается также в
том, что в рекламных характерясти-
ках хвалебные отзывы об игре еоли-
стов имеют 10-летнюю: или даже 20-
летнюю давность. Совершенно в- пору
золотого ‹ детства ухолит отзыв
А. Феркельмане, датированный 1925
годом, т. в. написанный фовно чет-
верть века тому назал.

Бропгюра сия’ издана, Гастрольбюр
без обозначения года издания, TIE
сказать, впрок...

Советское исполнительское исву?-
ство вылвинуло плеяду замечатель-
ных музыкантов, которых отлично
знает и любит советский слушатель.
Такие выдающиеся музыканты-иг-
полнители, как Л. Оборин, Д. 0й-
страх, С. Кнушевинкий, 9. Гилель .
С. Рихтер и другие, стали известны
блатодаря своему творческому труду,
& He дешевым оекламным: изданиям.
06 этом и следует помнить Гаетроле-
бюро и солиетам его трио, поторопив-
примея воздвигнуть себе памятник.

3 `’ Дм. САМОЙЛОВ.
	Среди администраторов зрелищных
прелириятий и концертных ортанизл-
ций все еще живуче мнение, что зри-
тель наш падок;, 0 шумной рекламы,
аа успех зависит от TOTO, Rak «I0-
дать» артиста. Того же мнения при-
держивается, видимо, и Тастрольбюро,
выпустившее ‘брошюру, посвящен:
ную своему трио — обыкновенному
камерному трио, раз’езжающему <
концертами по. периферии,
	Слушателю  коннерта, ^ 0ез 60-
мнения, интересно ‘познакомиться
е брошюрой, содержащей твооче-
	ские портреты великих композито-
‘ров — Чайковского, Рахманинова,
Глазунова, Бетховена, Шумана, Двор-
MARA, & также содержательные ха-
`ражтеристики исполняемых пронзве-
‚ дений. Но выдающимся композиторам
ope rena в брошюре лишь одна, 1
‘притом последняя, страничка, где
‚ крупно значится: ‚«Произвеления, и2-
`полняемые М. Гольлштейном, Я. Вип-
`пеном и А. Феркельманом...», а, далее

скромненьким, мелким шрифтом obi
	значены имена; Чайковского, 1лазуно-
ва. Рахманинова...

Приятно было бы найти в броппюре
‘и портреты выдающихся композито-
‘ров. Но их нет. Зато мы встречаем
 больнеие фотографии, тде А. Феркель-
ман, Я. Киппен и М. Гольдштейн (ко-
  TODEIX слушатель и невооруженным
глазом может рассмотреть а, эе прале)
фигурируют четырежды — все. вме-
сте и каждый. в отдельности.

ИСКУССТВО В СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
	МУЗЫКА ЛЛЯ НАРОДА
	Минувший год ‘был переломным в  национальный стиль для воплощения
		новой, социалистической эпохи.

В этом направлении уже много
сделано. С каждым днем музыка все
бюлее властно занимает свое место в
культурной жизни народа. В самые
отдаленные районы приезжают ко.
цертные бригалы и знакомят населе-
ние с лучитими произведениями поль-
ской современной музыки.
	Особенно бурно развивается музы-
кальная самодеятельность. В гоздач-
ных за, последнее время любитель’
ских ` оркестрах участвует более
40.000 музыкантов. Недавно bua
организован народный ансамбль. зем-
ли`Мазовше; который, следуя приме-
ру хора имени Пятницкого, рЕЛЮЧИЛ
в свой репертуар оригинальную нз-
родную польскую музыку.
	- Демократичеекое правительство
уделяет большое внимание  музы-
кальной жизни Польши. Открыто
9 филармоний в важнейших про-
мышленных центрах (Варшаве, Ёра-
‘кове; Познани, Лодзи,  Ватовицах
и др.). Вместо одного оперного театрл,
существовавшего в Польше до  вой-
ны. работают сейчас четыре.
	Тлубоко реалистические произве-
дения созлаются и исполняются учд-
щимися музыкальных училиш. Око
xo 34.000 хетей рабочих и крестьяя
получили возможность заниматься В
‘начальных и высших музыкальных
учебных заведениях.

Hann композиторы понимают не-
возможность создания новой, сопиа-
листической музыкальной культуры
без критичеекоро освоения Класеиче-
ского. наслелия прошлого:  Огобенну
знаменательным в этом отношении
был минувший пюпеновекий fot.
Обращение в Шопену, в его гениаль-
ной простоте форм, силе и выразв-
тельности произведений, к его иле-
альному синтезу народного и худэ-
жественного элемента в музыке, к
соответствию между формой и содер-
жанием, к выработанному им в 59-
вершенстве национальному стилю—
вот вопросы, которые встали в пент-
ре внимания музыкальной  общест-

венности страны. Многие произведе-
ния, написанные польскими комт-
зиторами в памать о Шюонене, явля-
ются лучшим доказательством TOTO,
что они находятея на верном пути,
ведущем к реализму.

Большую роль в популяризации
произведений Шопена. и других выйз-
ющихея композиторов прошлото еыг-
рало Государственное польское му-
зыкальное издательство. Прелпринят
выпуск: полного собрания произведь-
ний Шопена. В 1949 тоду выпущен
также первый том «Анализов» веех
произведений Шопена.

В польском музыкальном. изла-
тельбтве сосредоточено также  изта-
ние двух музыкальных журналов—
«Музыкального  трехмесячника» и
журнала «Рух музычны» («Музы-
кальное движение»), играющих важ-
HY роль в музыкальной Жизни
страны.

1949 год был. ‘богат музыкальны-
ми событиями. События эти  сви-
детельствуют 0 том, что творчество
польских композиторов становится
все более зрелым, все более удовлет-
‘воряет возросшие запросы назрела.
	. ‚ Софья ЛИССА,
доктор. искусствоведческих наук.
ВАРШАВА.
	О ЧЕШСКОМ . НАРОДЕ
	развитии музыкальной культуры В
`Польше. Шуозвучали мелодии, ие-
поянявшиеся на, фестивале народной
музыки в 1949 году, соствялизь
с’езд композиторов в Лагове, совеша.
ние преподавателей и учащихея ху-
рожественных школ в Познани; окон-
чен опеновский Tox, поевящен-
ный великому польскому композито-
ру. Внервые после войны четвл
определились лальнейнгие. пути. раз-
вития Польской музыки. Вемпозито-
ры поняли необходимость перехода
на ‹ новые идейные, эстетические
позиции.   а
	- Вол этим знаменем и прошел е ез1
комнозиторов в darose. Впервые B
истории развития польской музыки
были резко. осуждены о проявления
‚формализма в творчестве некоторых
польских. композиторов. Борьба’ с
_формализмом явилась. олновременно
_в утвержлением нового, резлистиче-
ского направления в музыкальной
культуре нашей страны. Рял наибо-
лее прогрессивных, передовых  дея-
телей искусств уже нашли новый,
правильный подход к созданию му-
‘зыкальных произведений.
	Так. ролилась евоеобразная «Сель-
ская симфония» Анджея Изнуфника,
несомненно, лучшее произведение
истекшего года. возник 3-й скуипич-
ный. конперт Гражины Бацевич. Пе-
релом. в творчестве налтих компазито-
ров особенно заметен в области во-
кальных форм. В настоящее. время
ПОЛЬСКИЕ, компоЗитоЗы работают на1
тридцатью кантатами,  ораториями,
песнями и романсами.
	Bee более растет интерес компози-
торов. в малсовой песне. Хоровые п9-
извеления для народа пишут Аль-
фред Гражитейн, Талеуш  Шелигов-
ский, Казимир Сикорский, Ян Мак-
лякевич и другие.

- Оглялываясь на, путь, ны
польским музыкальным  искузством
38 послелний год, нельзя не отметить
тего факта, что реализм стал оеное-
вым направлением польской музыки,
Даже те композиторы, для творчеетв\
зоторых было характерно преимуще-
ствённое увлечение музыкальной фор-
мой произведения, постепенно избав-
ляются от своих ошибок и стремятся
сделать свои произведения доетупны-
мии близкими народу.
	Именно ‘этими чертами характе-
ризуетея последний период деятель-
ности талантливого польского ком-
позитора Романа Палестер. Нарялу
65 скрипичным концертом явно мо-
дернистсгого толка, он создал ире-
красный, глубоко реалистический 62-
yer «Hecu, 0 земле», интересную
2-10 симфонию, гневную и страстную
музыку Е кинокартине- «Последний
этап». В песнях для детей, в 12 нз-
рохных мелодиях для рояля, в увер.
тюре для струнного, оркестра, Люз-
славского наблюдается все возраста-
неё влияние фольклора. На песен-
НЫХ MOTHBAX жителей гор основал
свою «Горную рапсодию» для xopa ct
оркестром Артур Малявекий.
	- Задачи наших композиторов .
ключаются в том, чтобы create
музыкальную культуру доступней
пнирочайшим массам польского на-
вода, связать музыкальное творчест-
во © жизнью рабочего и крестьянина,
	отказаться от полражания буржуаз-
	ному формализиу, найти польский
	СПЕКТАКЛЬ О ЧЕ

Большим событием в театральной
жизни Праги является постановка в
Национальном театре пъеесы «Вета-
нут невые бойцы» Я. Незвала, напи-
ванной по мемуаному роману пред-
седалеля Совета Министров Чехоело-.
зацкой республики А. Запотоцкого..
	взцкой фреспуолики’ а. затотоцкого. Е Е Е а ER IY
Пьеба посвящена борьбе чешского ра- ‘дожник В. Гоффман.
		Театральное искусство нового Китая
	‚В театральном искусстве Китая до
настоящего времени значительное
место занимает так называемый
«классический театр», история К2-
торого. исчисляется. многими  столе-
трями. Существует несколько разно-
	видностей этого театра, определяе-
	мых особенностями развития тех рай-
онов, в которых он исторически сло-
жился.
	«Влаесический - театр» весьму
своеобразен и совершенно отличен JT
евролейского и даже от театров дру-
гих стран Востока. Сюжеты своих
пьее он ло последнего времени чер-
пал главным образом из средневеко-
вых китайских романов и летопиеей.
Р нем все условно— начиная от игры.
актеров и кончая сценическим офор-
улёнием спектакля, гримом и костю-
мами.

История развития «классического
театра» за последние десятилетия
неразрывно связана, с именем испоя-
нителя женских ролей, выхлающегося
актера Мей Лань-фана, известного
далеко за пределами Китая. Совет-
ские зрители знают этого актера по
эго гастролям в. Советском Союзе в
1935. году.
	Еще со времени освободительной.
войны Мей Лань-фан, Чжоу Сюэ-фан
и другие ‘крупнейшие актеры «кла?-
сического. театра» взялись за. пере-
стройку старого  оперно-балетного
спектакля.  Обновив репертуар,
«классичесвий театр»  перешет к
похазу современной жизни. На ето
сцене. появились новые, революцион-
ные. пъесы, зазвучали песни, призы-
рающие в борьбе е иноземными 3а-
хватчиками.

Новый театр, который принято на-
зырать «театром фазтоворной  дра-
умы». возник в начале этого века под
	непосредственным влиянием CBP!
пейской и в частности. русской
	драматургии. Наряду © пьесами Rit
тайских драматургов в Ффепертуар
включались пьесы русских писате-
лей-класеиков-—Тоголя, Толстого, Че-
хера. Горького, пользевартиеся у ки-
	тайского зрителя большюй популяр-
		«Советское искусство» выходит
	по вторникам ин субботам
	«Вторжение»; «Моя родина», «Дол-
	гая ночь» — о партизанском хвиже-
нии в Северо-Восточном Витае.

В нервые годы освободительной
войны эти пьесы имели огромное
згитапиюнное значение. Говоря о. си-
ле их возлействия на зрителя, из-
вестный китайский поэт Эми Сяо пи-
сал: «...Чаето бывают случаи, котла
после спектакля какая-нибудь бед-
ная женщина, снимает с себя ватную
куртку, чтобы послать её солдатам,
или риклиа, отдает свои последние не-
сколько пентов на нужды армии».

Решающее значение для дальней-
шего развития. норого театра, как ни
для всего искусства революциеннога
Витая, имело совещание деятелей

литературы и искусства в 1942 гпо-

ду в Яньане. В своем выступлении
на, совещании вождь китайского H4-
рода Мао Цзе-дун призвал работни-
ков китайской литературы и иеку-
ства «создавать свои произведения
для народа... для рабочих, крестьян
и солдат».

Новый китайский театр и лрама-
	TVDIUA горячо откликнулись на WOR
	зыв вожля. Драматурги стали принч-
маль непосредственное участие в
борьбе народа, глубоко изучать
жизнь народных массе и учиться у
них. начали серьезно работать нал
	повышением сроего идейного узовня.
	В наши дни. новый театр стал
‘подлинным трибуном и глашатаем
	своей эпохи. Он откликаетея на вее
актуальнейшие проблемы современ-
	ности-—индуетриализалеию страны,
	ностью. В новом театре актеры и 9е-.
жиссеры отходят от условной манеры
«классического театра» и вносят в
строе творчество элементы реализма.
	Развитие. нового китайского теал-
ра неразрывно связано в революция»
онным, — ‘национально-освободитель-
ным движением китайского народз.
Война в Китае, начатая в 1937 го-
ду японекими милитариетами, поста-
вила перед китайским театром, и В
первую очередь перед его драматур-
тами, чрезвычайно ответственные
залачи. Нужно было создать новые
революционно-патриотические — пБе-
вы, мобилизующие народ на отпэр
врагу. Работники китайского театра
и драматурги вместе CO воеми зеяте-
лями передового китайского иекуз-
ства и литературы активно взялиеь
за решение этой задачи.
	Ha сцене китайского театра в эт5
время лоявляется ряд несложных по
фабуле агитационных пьес (преиму-
шественно одно- и двухактных), вос-
производящих отдельные боевые эпи-
ЗОДЪЕ ИЗ жизни ‘народно-освободитель-
HOH армии и партизанских отвялов,
сражатлнихея против японеких зах-
ватчиков. В большинстве из них ие*
полнялиеь  патоиотические песни.
прогрессивных китайских комтози-
торов — Не Эра, Сянь Синь-хайя и
Других.

Наряду со стационарными театра-
ми в это время возникает большое
количество перелвижных театров,
атмейских атгитколлективов и сту-
денческих драматических кружков.
	Кроме известных писателей в дра-
матургов, таких, ка Го Мо-жо, Тянь
Хань, Хун Шэнь, Суян Юйцян и дру-
гие, пьесы для театров и драмкруж-
ков создаются актерами и режиссе-
рами.

С 1937 по 1945 год было созда-
но свыше 109 пьес, подавляющая
‚ иоевящена ‘событиям
освободительной войны. Среди этих
пьес следует отметить такие, как
«Восемьеот героев» и «Мой друг сра-
жаетея на фронте», рассказывающие
о тероической обороне Шанхая.

Будущие актере
напиональных театров
	Из далеких аулов и кишлаков, Hs
степей Средней Азии, из всех рес-
публик Советского Союза в Москву
для учебы в Государственном инети-
туте театрального’ искусства им.
A: В. Луначарского приезжает MO-
лодежь. oo
о В составе учащихся института —-
представители 23 национальностей
СССР. Украинцы, белоруссы, армяне,
азербайджанцы, грузины, таджики,
чуваши, осетины вместе CO своими
русскими товарищами овладевают те-
орией и практикой сценического ис-
кусства..

— За последние 15 лет-в ГИТИС
закончили обучение 13° снециальных
национальных студий, в Том числе—
узбекская,  якутская, осетинская,
адыгейская, мордовская, — рассказы-
вает декан актерскогс факультета,
заслуженный деятель искусств
Плотников. — Сейчас в институте

ботают четыре студии; эстонская
(byxosonnterb И. Судаков), литовская (руководитель В. Орлов), каз
захская (руководитель Н. Плотников) и туркменская (руководитель
Н. Петров). Бережно и любовно воспитываются здесь калпры для
театров национальных республик. 2

Эстонская студия существует уже второй год. В минувшем семе-
стре студийцы, изучая мастерство актера, сценическую речь, движе-
ние, музыкальную грамоту, историю театра, литературы, изобрази-
тельного искусства и многие другие дисциплины, одновременно гото-
вили отрывки из пьес «Жизнь в цитадели» Якобсона, «Оборотень»
Кинберга, «Шутники» Островского, инсценировки романов — Фадее-
ва «Молодая гвардия», Павленко «Счастье» и лр. На экзаменах все
студенты получили высокие оценки.

В литовской студии — три сталинских стипендиата: Регина Вер-
найте, Леонардис Зельчус и Маритэ Растекайте. На экзаменах сту-
дийнцы исполняли целые акты из пьес «Варвары», «Счастье», «Слуга-
двух господ». #

_ Казахская и туркменская студии организованы только в нынем-
нем учебном году, но уже обнаруживают в учебе заметные успехн.

К каждому студийцу прикренлен студент одного из старших кур-
‘сов ГИТИС. Эти своеобразные «шефы» помогают студийнцам в учебе.
В ближайшее время представители ГИТИС. выедут в Ашхабади“
Алма-Ату для дополнительного набора учащихся в эти. студии:   ~~

© © тя

На снимках: вверху — урок мастерства актера в казахской нацио-
нальной студии ГИТИС. Студенты Букатова, Куандыков и Журз-,

баева исполняют этюд «В лаборатории» (слева — художественный
ее студии Н. Плотников}. Внизу — сцена из пьесы _
. Горького «Варвары» в исполнении студентов литовской нацио-

нальной студии... В роли Павлина — Петрикас, в роли Рядозу-_
	нальной студии.
бова — Тумпа.
	Во Всесоюзном ‘обществе
культурной связи с заграницей
	На состоявшемся недавно заседа-, нировавшейся в ряде зарубежных
нии секции изобразительных искусств   стран. а
ВОКС с докладом о работе секции в Во вновь избранное бюро секция
1949 году‹выступил президент Акаде-  изобразительных искусств ВОКС во:
мии художеств СССР А. Герасимов:   шли: А. Герасимов, A. Замошкин,

Секция в прошлом году заслушала   Н. Томский, Д. Шмаринов, Б. Ефимов,
и обсудила доклады: Д. Шмаринова В. Иванов, Е. Кибрик, К. Финогенов,
«Обзор западной прессы о BuCTABICaK   А. Тихомиров.

советских графиков в Италии и Гер- xk
	мании», К. Финогенова о поездке в
	Китай, заместителя ректора болгар-
	ской Академии художеств Ильи Пет-
рова и другие. Был проведен ряд
встреч советских художников с про-
грессивными деятелями Болгарии,
Франции, США, Канады, посетив-
шгими Советский Союз. Секция изо-
бразительных искусств ВОКС при-
няла участие в подготовке большой
выставки советской. графики, экспо-
	Видные деятели советской архитек-
туры приняли участие в. состоявшем-
ся недавно организационном собрании
архитектурной секции ВОКС.

Избрано новое бюро архитектурной
секции, в состав которого ‘вошли:
Л. Руднев, А. Мордвинов, Б. Иофан,
С. Чернышев, В. Шквариков, Ю. Са-
вицкий, В. Келдыш, В. . Бабуров,
К. Трапезников. 3
	_,КЕТО И НКОТЭЗЭ<
	Театр им. К. С. Станиславского и  дополнить несколькими номерами в
		музыку; эти музыкальные номера на-
писал композитор В. Мурадели..
Постановщик спектакля В. Канде-
лаки, режиссер Н. Кемарская, дири-
жер А. Шавердов, танцы поставлены
И. Сухишвили, художник В. Айвазян.
Премьера спектакля намечена. на
		В. И. Немировича-Данченко заканчи-
вает работу над постановкой музы-
кальной комедии В. Долидзе «Кето
и Котэ».

Авторы нового русского текста ла-
бретто С. Болотин и Т. Сикорская
ввели в него ряд новых персонажей, в
	связи с чем явилась необходимость ! 21 апреля.
		РУМЫНСКИЕ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
ФИЛЬМЫ
	Недавно вышедшие документаль-
ные фильмы «Минута», «Новые поля
на берегу Прута», «Леса» и «Письмо
Йона Марина в газету «Скынтейя»
освещают различные стороны жизни
румынского народа.

По фильму «Минута» зрители зНа-
	комятея с шахтерами, токарями, тва-
чихами. сталеватами и каменщиками,
	которые, используя методы советских
	новатотюв, ломают старые, ожившие
	нормы труда. созлают новую промыш
	ленность Румынии,
Особенно интересен фильм «Пиеъ-
	мо Иона Марина в тазету «Скын-
	relia», правдиво рассказывающий 0
классовой борьбе в румынскей де-
ревне в период становления Румын-
ской народной республики. Шаг за
шагом перед зрителями раскрывает-
ся сложный пронесе организации
коллективного хозяйства в геле.
Жизнь румынских крестьян Aa
осушенных берегах Прута показывает
	Фильм «Новые поля на берегу Иру-
	та». Перед глазами зрителей mpoxe-
дят государственные земледельческие
хозайства с облеирными пастбишама,
нивами, рисовыми полями.
	Произведения Ш. Нетефи
ва спене
	В Булапештеком городском тезлре
	поставлена, опера, «Герой Янош» ком-
	позитора’ Вачо Понграц, написанная
по одноименному произведению Шан-
дора Петёфи.

Новая постановка этой оперы зна-
чительно отличается от прежних по-
становок «Героя Янош» ‘на венгео
ской‘ спене. Музыка и либретто опе-
ры. переработаны, освобождены от
имевшейся в ней ранее антинаролной
романтики. Спектакль ярко и прав-
ZMBO передает венгерским зрителям
	их любимое произведение наюодноге
	эН00а. —

Будапештекая пресса сообщает,
что в истории венгерского театра, еще
не было такой постановки, которач
имела, бы столь большой успех. Отме-
чается также творческое достижение
оперного коллейтива, принявшего г-
рячее участие в создании этого спев-
тавля. . .
	В ТЕАТРАХ СОФИИ
	Произведения советской‘ драматур-
гии и русских композиторов прочно
вошли в репертуар болгареких тезт-
ров.
Театр «Трулов фронт» осуществил
	постановку пьесы «Тлубокая развер-
	ка» А. Врона. Вак отмечает болгар-
ская пресса, режиссер Лена Стоянова
создала глубоко реалистический,
правдивый спектакль. Рецензент га-
	зеты «Отечествен фронт» пишет, что
эта, «пьеса, обладает глубоким идей-
	ным  сбдержанием, авктуальностью,
большой мобилизующей силой». 069-
бенно удачны Майоров в исполнении
В. Василева, Гетманов—0. Дамянова,
Матина—Трендафиловой. _

С большим, успехом идет на сцене
филиала Софийского народного теат-
	ра, комелия «Обыкновенный человек»
	Л. Леонова. Этот спектакль был тво0-
ческим дебютом молодого режиссера
Сашо Стоянова.

10 марта в Народной опере соетол-
лось Первое представление ‘оперы
«Князь Игорь» А. Бородина. Хуложе-
твенный руководитель постановки
Е. Соковнин.
	Возвращение из-за границы
‚хора им. Пятницкого
	церта ‘хора, дружески беседовал о ©
его’ руководителями и артистами.

Венгерская музыкальная общест-
венность проявляет огромный ивтере?
к советской музыке и советскому
танцовальному искусству. Мы старя-
лись этот интерес удовлетворить.
Один из художественных руковопи-
телей нашего коллектива. народный
артист СССР В. Захаров, провел 6e-
седы с композиторами и музыковеда-
ми Будапешта о советской музыке. Я
и руководитель плясовой группы хо-
ра им. Пятницкого Т. Устинова, пре-
	8: 2
вели ряд бесед с венгерскими балет-
	мейстерами о советской.  хореогра-
фии. ; :

Из Венгрии хор им. Пятницкого от-
правился в Австрию. В Вене и Баде-
	ве он дал десять концертов для col
	дат и офиперов Советской Армия.
	Один концерт был организован для.
- 5 fe.
	В Москву. вернулся из поездки в
Венгрию и Австрию , Государствен»
ный народный хор им. Пятницкого. 8
беседе с нашим сотрудником `худо-
жественный руководитель хора ва-
родный артист РСФСР Н. Казьмин.
рассказал: +

— Мы пробыли в Венгрии 30 дней.
В Будапеште, Дебрецене, Сольноке,
Кечкемете и других городах провели
25 концертов, на которых присутство-
вало более 75-тысяч человек.

Хор выступал не только в театрах
и концертных залах, но и на ряде
крупных заводов—«Красном Чене-
лез, «Тунгсраме» в Будапеште, на
металлургическом заводе «ОЗД», на-
ходяшемся‘ близ города Мишкольц, и
других предприятиях. Отдеяьные
концерты ‘устраивались нами в столи-
це Венгрии для венгерской армии и
деятелей культуры, сезжавизихся на
эти концерты из всех районов, прни-
легающих к Будапешту. г -
`Жонцерты’ хора проходили с боль-
шим успехом. Публика горячо прини-
	В С
t

легающих к Будапенму. Я по радио и прошел <
`Жонцерты хора проходили с боль:   большим усчехом. Австрийская П®-

ним успехом: Публика горячо прини-. чать поместила ряд положительных

мала русские народные песни и пляс-` отзывов. Е :

ки, бурно: выражала. свой. восторг. Е 2°

Каждый концерт превращался в де-  На снимке: выступление Государ-
	. х>

На снимке: выступление Государ-
ственного русского народного хора
им. Пятницкого на металлургиче-
ском заводе «ОЗД» близ г. Миш-
кольц. Солистки хора В. Клоднина
и А. Прокошина исполняют песню
композитора В. Saxaposa « «И кто. его
знает».
	«Отонь» (автор Ху Лин, композитор
Лю Цзи), правдиво показывающая
классовую борьбу в маньчжурской
деревне.

‚Ве время войны большинство ки-
тайских тезтров были передвижными.
Сейчае они располатают собетвенны-
ми помещениями, но часто выезжа-
ют на гастроли. Олин из самых боле-
ших драматических театров нового
Битая— Художественный театр име-
ни { Синя. В Маньчжурии широко
известен Художественный театр Ce-
веро=Востока, которым руководит ис-
кусствовед и драматувг профессор
Ша, Мэн. В ренертуаре театра, немало
советских пьес: «Фронт» А. Ковней-
чука, «Нашествие» Л. Леонова,
«Русские люди» и «ли меня»
№ Симонова и до. Коллектив теат-
ра ведет большую культурно-военн-
тательную работу, издает книги Н
бропвюры. Им выпущена, в частно-
ети. на китайском языке книга Ста-
ниславского «Моя жизнь в искусет-
ве».

Недавно. организован больной: дрз-
_матический театр в Пекине. Руково-
дит им известный театральный и
‘винолеятель Цзинь Шань. Китайские
‘зрители знают Цзинь Шаня по не-
`екольким. фильмам и особенно по
спектаклю «Ревизор» Гоголя, в кото-
ром он на’ сцене шанхайекого театра
«Пеинь мэн» в 1935 голу с боль-
шим ‘мастеретвом сыпрал Хлестаковз.

Учесть чиело хотя бы драматиче-
ских театров освобожденного Ёитая
сейчае трудно. B 1948 году в
одной Маньчжурии их было. евыше
ста. Tex более велико  количе-
ство коллективов и кружков само-
деятельности. Шо сведениям агенг-
етва «Синьхуа», в деревнях провин-
	пии Изянеу действовало в 1948 роду
1.340 лоамкружков,  об’единявших
27. тыеяч человек. В прошлом го1у
на смотр художественной  самодея-
тельности в Пекин с’ехались 40 те-
атральных коллективов.

Театр в Народной республике Ru-
тая — не толькю зрелише. Это пре-
жде всего могучее средство воспита-
ния ма6с, пропаганлиет революциьн-
ных итлей  понобщающий широкие
маесы трудящихся к политике, в
культуре и просвещению.
	В. РУДМАН.
	‘монстрацию любви _ венгерского ‘наро-
			Союзу и товарищу
	*
ние нашему коллек-
	cekpeTaph
		бочего класса в 90-х годах пронелого
века. Как сообщает чешская пресса,
спектакль правдиво и красочно рас-
крывает перед зрителем революнион-
ную роль чешского трудового napona.
Режиссер спектакля Я. Пруха, xy-
	рому» и Ли Цвы-чана «Долой поме-
щичью контрреволюцию».
Современная тематика потребовала
и новых форм сценического воплоте-
ния. Нужны были яркие, волнующие
краски, пафос и революционная стра-
стность. Поэзия. и музыка старого
	оперно-балетнюто спектакля этим
требованиям не отвечала. Именно это
и вызвало появление нового синтетп-
ческого жанра музыкальной драмы.

В этом жанре созданы лучитие об-
разцы театрального искусства; нового.
Китая. Так, исключительню популяр-
на музыкальная драма’ «Девушка ©
седыми волосами», написанная кол-
лективом драматургов во главе © по-
этом Хэ Изин-чжи. Сюжет. драмы
несложен: за невзное в срок аренл-
ной платы помещик заставляет одно-
го из крестьян отдать ему в услу-
жение свою дочь. и соблазняет ее.
Tope и стыд толкают отца, девушки
на самоубийство. Рождение ребенка
наводит поменика, на, мыюль продаль
свою жертву. Девушнке удается бе-
жать, она длительное время скры-
вается со своим фебенком в старом
храме. От пережитых страданий во-
лосы девушки седеют. Приход На-
родно-революционной армии спасает
тероиню пьесы.  Помецтик. арестовал
й предан суду.

«Многие. зрители. плакали на-
веры. особенно: одна, судьба которой
— все это знали — была похожа на
‘судьбу героини. Иосле представления
‘зрители не торопилиеь расходиться
и вею обратную дорогу с ненавистью
‘порицали помещика из пьесы». Tat
описывает. реакцию зрителей на этот
спектакль известная писательница
`Лин Лин в романе «Солнце над pe-
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

#3 На-днях в Малом зале Московской кон-
серватории состоялся отчетный концерт струн-
ного отделения детской музыкальной ° школы
Фрунзенского района. Выступали хор, оркестр
учакихся, ансамбли внолончелистов, альтистов,
унисон скрипачей в сопровождении органа,
квартет, квинтет, дуэты. Исполнялись произве-
дения классиков и советских компознторев.

© Ве. Вишневский совместно е М. Чидурели
в ближайшее время прнступит к работе нал
киносценарием «Незабываемый 1919-й» (по
одноименной пьесе). Постановку фильма по
этому сненарию намерен осуществить режис-
сег М. Чиаурели.

@ Московский Дом народного творчества
совместно с Всероссийским театральным обше-
ством” проводит для режиссеров театральной
самодеятельности столицы семинар о системе
К. С. Станиславского. Руководитель семинара
артист МХАТ СССР нм. Горького А. Карев про-
читал первые четыре лекции.
	&3 Государственная Третьяковская галлерея
устраивает цикл лекций, посвященных худож-
никам — лауреатам Столинских премий за

1948 год. Лекции будут прочнтаны в апоеле
и мае.
	&3 Дирекция Московской филармонии прово-
ДИТ конкурс” на лучшее ‘исполнение вокальных
произведеннй советских композиторов. В кон-
курсе участвуют все вокалисты филармонии.
	Главный редантор С. Б.. СУТОННИЙ.
	ов Центральном доме ‚ композиторов, со

стоялся отчетный концерт композиторской Ka
федры Государственного мыузыкально-педагоги--
ческого ‘института и. Музыкального училища
им. Гнесиных. Слушателям были продемонстри-
рованы образцы творчества  студеятов-компози-
торов, обучающихся в классах. профессора
М. Гнесина, доцента Л. Штрейхер. и ассистента
И. Белорусец. В концерте. исполнялись поэма
для свмфонического оркестра, . посвященная
70-летию И. В. Сталива (композитор  студент
Е. Светланов), «Песня о Сталине» Л. Тума-
нян, «Песня молодости» Л. Бабушкина; сюита
для струнного квартета «Из детекой жизни».
Л. Когана и нругие произведения.
	«3 Зазтра в ИДРИ состоится. показ: Вовсй:
	работы драматического коллектива Дворца
культуры Коломенского паровозостроительного

завода им, Куйбышева — «За. вторым фронтом»
В. Собко. ‹
	3 <Артисты Малого театра — зтецы» — так
называется интересный цикл вечеров, прова-
димых Домом актера. Артисты старейшего те-.
этра часто выступают на концертной эстраде, .
пропагандируя ‘лучшие произведения русской
классической и.советской лнтературы. Уже со-
стоялись творческие вечера И. Ильинского,
BL. Лебедева, Н. Белевцевой, Г. ‘Скоробогато-.

вой, Б. Гелегина, Т. Панковой, О. Фелоровской
н А: Смирнова. Bo,
		Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕКСАНДРОВ, В; И, ВЛАСОВ,
`Н. Н. ЖУКОВ, П.Н. ИВАНОВ: (зам. главного редактора};
А. А. WHOHHHHOB, С. В. МИХАЛНОВ. К. И. ТРАПЕЗНИНОВ.
	С 1 апреля 1950 года ггзета
		выходит вместе одного два
субботам.
	раза в неделю — по вторникам в
	проведение аграрной реформы, борь-
бу ¢ помещичьей реакцией за новую
ЖИЗНЬ. © . ”

Наиболее значительны драмы
Ма Цзянь-лина «Ненависть, рождея-
ная слезами и кровью», «Месть бед-
няка», «Сохранить мир». В них 04с-
сказывается 06 угнетении. крестьян-
ства при гоминдановском режиме, по-
казываетея руковолящая и офганизу-
ющая роль компартии, поднимающей
многомиллионные массы на борьбу
за. свои классовые интересы. Эту же
тему раскрывают пьесы Ли Чжя-
хуа «Борьба против возврата к ста-

eh А В

АЕ ЗАП 5 рва
кой Сантань».

Большим успехом пользуется и
пьеса © национальной героине
Лю Ху-лань, которая погибла, муже-
ственно перенеся зверские пытки 19-
минлановеких налачей. В фозме му-
зыкальной драмы создана четырьмя
композиторами и поэтом Фу Дэ по-
эма © самоотвёрженвюм труде витай-
ских женщин «Ван Сю-дань». Bo
многих театрах и храмкружках ста-
BUTCH героическая эпопея паотизан-
ской боръбы «Река Чиэ» (автор ли-
бретто Юзнь Чжан-цзин) и драма

ce ogo}

TT eee ae

Подписная стоимость газеты устанавливается на:
6 месяцев — 23 р. 40 к.
3 месяпа — 11 р 70 к.

В связи с этим по. ранее оформленной подписке газета будет
высылаться: годовым подписчикам — до 15 августа, а полуголовым —

gee am
	СЕР ТЕ

до 15 мая 1350 года. За продлением подниски ‘необходимо. обращать-
ся в местные отделы «Союзпечати».
	Открыта дополнительная подписка на газ
ство». Подписка принимается в горолски:
«Союзпечати».
	отделы театра, корреспондентской сети — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств -=> K 1 48-98
	Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретафиат, отделы информация, архнтектуры — K 4-15-06;
	Тивография «Гудок», Москва, ул, Станкевиза, (.,