СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Страна чтит память
	В. В. Маяковского
МОСКВА .

На-днях начался общемосковский
конкурс на лучшее исполнение произ-
ведений В. В. Маяковского чтецами
художественной . самодеятельности
столицы.

В конкурсе принимают: участие свы-
ше 500 самодеятельных чтецов — сту-
дентов высших учебных заведений,
рабочей молодежи, учащихся средних
школ. .

За первые дни выступило около 200
	Перзый тур конкурса, и
в Литературном музее и’Московском
	доме народного творчества, закончит-
ся 18 апреля. Заключительный вечер
премированных чтецов состоится 25
апреля в Центральном доме литера-
торов.
. ++

‚Комитет радиоинформации ‘при Со-
вете Министров ОССР организует ра-
диопередачи, посвященные жизни и
творчеству В. В. Маяковского.

Вчера вечером передавалась радио-
композиция — очерк «Маяковский по
советской стране» в постановке и при
участии Р. Симонова и группы арти-
стов Театра им. Вахтангова.

13 апоеля будет передаваться радио-
постановка по поэме Маяковского
«Хорошо!» (режиссер Ф. Каверин, му-
зыка В. Белого). В ней примут уча-
стие артисты — И Ильинский, М. Ас-
тангов, А. Ржанов, А. Терехина, сим-
фонический оркестр Всесоюзного ра-
диокомитета под управлением С. Гор-
чакова и хор русской песни под руко-
зодством А. Свешникова.

жж

Более 50 литературно-музыкальных
вечеров памяти В. В. Маяковского ор-
ганизует Московская эстрада. В этих
вечерах принимают участие мастера
художественного слова: С. Баланюв,
Н. Першин, Л. Кайранская, М. Верев-
кин, А. Давыдова, Т. Мравина, В. Сы-
соев и молодые чтецпы—Н. Николаев,
В. Щилкин, Г. Рящшевцева и др. Арти-
сты включили в программу своих кон-
цертов произведения В. В. Маяковско-
го: «Владимир Ильич Ленин», «Хоро-
пю!», «Во весь голос», «Стихи о co-
ветском паспорте», _ «Юбилейное»,
«Мое открытие Америки». Вече-
ра, посвященные жизни и творчеству
В. В. Маяковского, состоятся в биб-
лиотеке:музее им. Маяковского, в клу-
бе завода им. Владимира Ильича, в
Центральном доме Красной Армии
й во многих других клубах. т

* ok *
	14 апреля, в день 20-летия со дня
смерти В. В. Маяковского, после ка-
питального ремонта вновь откроется
библиотека-музей поэта.

Экскурсанты, которые придут в
этот день в музей, прослушают лек-
цию о жизни и творчестве Маяков-
ского, посетят его квартиру, где со-
хранилась вся скромная обстановка
поэта, ознакомятся с экслонатами
библяотеки-музея.

За годы советской власти произве-
дения поэта вышли тиражом свыше
13 миллионов экземпляров. Произве-
дения В. В. Маяковского переведены
на 40 языков народов СССР и на 24
иностранных языка,
	ЛЕНИНГРАД

Трудящиеся Ленинграда плироко от-
мечают _ 20-летие co дня смерти
Владимира Маяковского. Лекции, ли-
тературные вечера и концерты устраи-
ваются в цехах заводов, в домах
культуры, в театрах, клубах, студен-
ческих общежитиях.
`В Доме писателя, посящем имя
В. В. Маяковского, профессор Б. Мей-
лах сделал доклад: «В. И. Ленин в
творчестве Маяковского». Талантли-
вейшему поэту советской эпохи была
посвящена двухдневная творческая
конференция с участием писателей,
артистов, ученых и литературоведов
Москвы и Ленинграда.

Военные художники
	Разгром фашистов под Москвой
ярко запечатлен в диораме П;  Кю-
рецкого «Товарищ Сталин на фрон-
те». Художнику удалось сочетать в
ней правдивую передачу мющи A
стремительности наступательното
удара Советской Армии с изозраже-
нием характерного нейзажа родной
подмосковной природы.
	bh наиболее значительным произ-
ведениям на выставке относятся так-
же картины П. Кривоногова. Это pa-
боты  мастера-баталиста,  облалаю-
mero глубоким пониманием особен-
ностей современной войны и масте»-
ски умеющем передавать чувства
любви к советской Родине и ненави-
сти к врагу. Среди его pager особен-
но выразительна картина «Победа»,
изображающая ликование советских
воинов-Побелителей перед  зланием
поверженного рейхстага.
	Мастерством выполнения ютличл-
ется другая работа ЦП. Кривоногова
—«Советекая конница в боях 03
Москвой»: она звучит. как народная
	песня о полвигах славной советской
		В письме к офицерам русской Ду-
найской Армии в 1878 году великий
русский критик Стасов, призывая
офицеров смело браться за карандаш
я кисть, чтобы запечатлеть подвиги
русской армии, указывал на непре-
рывную связь великого руеското ис-
вусства и передовых леятелей елав-
гой русской армии: «Не из толпы ли
русских офицеров, — писал Стасов, —
вышли эти великолепные  запевалы
русского искусства, гусар Лермонтов
и Финляндского полка офицер Федо-
TOB? >.

Эти слова Стасова невольно вепо-
минались на выставке произведений
талантливых «запевал» патриотиче-
ской темы в советском искусетве—-
военных художников Студии им.
Грекова, организованной в залах
Академии художеств СССР.

Лучшие произведения, созданные
в годы завершения: Великой (гече-
ственной войны и в годы послевоен-
ной сталинской пятилетки, показы-
вают значительный творческий рост
коллектива зоенных художников.
Свидетельством всенародного  при-
знания их творческих успехов явля-
ется присуждение грековцам за пери-
ое 1943 по 1950 тг. пятнадцати
(талинеких премий.

Характерной чертой данной вы-
ставки является большое количество
экспонированных на ней портретов.
Портреты ИЙосифь Виссарионовича
Сталина и его ближайших  соратни-
ков создали художники В. Правдин,
1. Голованов, H. — Обрыньба,
А. Интезаров. Интересный портрет
«И. В. Сталин на авиационном празд-
нике» выполнил для выставки В. Ви-
тайка. Им же написан портрет
«И. В: Сталин на Заледном фронте».

Основная тема произведений ху-
южников Студии`-им. Грекова — ге-
роические подвиги Советской Армии
в годы войны. `

Время, отделяющее нас от собы-
тий Великой Отечественной войны,
позволяет глубже и полнее 0мыз-
лить значение и характер совершен-
ных советским народом военных
подвигов. Шеред художниками стоят
сейчас задача сочетать богатый мз-
териал наблюдений, накопленных
в годы войны, с глубоким знанием
решающих военных событий, увен-
чавшихея победой Советской Аюмии.
	Это в известной мере удалось вы-
разить в панораме «Сталинградекая
битва» художникам А.  Горпенко,
П. Жигимонт. Г. Маоченко и Н. Ан-
	зрияка и в диораме «Товарищ
Сталин на фронте» художнику
П. Корецкому.
	Нанорама являетея одним из = €4-
мых любимых советским зрителем ви-
Jos изобразительного искусства. Это
подлинно народное, массовое, глубо-
ко илейное искусство, которое высоко
ценил Стасов, & хуложник-педагог
Чистяков раосматривал как нпре-
красное искусство будущего.

Грековцы выбрали для своей па-
норамы самый значительный момент
разгрома  немцев в’ Сталинграде в
1943 году. Им удалось с наибельшей
полнотой показать разворот этого ве-
личайшего еражения. ;

«Сталинград был закатом немеп-
ко-фашиетской армии, — сказал
товарищ Сталин. — После Сталин-
‘градского нобоища, как известно,
немцы не могли уже оправиться».
Именно эту картину разгромь немец-
их полчищ советскими войсками,
превосходившими врага своей мо-
ральной силой, стратегическим
искусством и военной техникой,” по-
казали художники.

Даже в ограниченных ‘° размерах
панорамы авторам удалось  достиг-
нуть большой выразительности в
изображении сложного современного
боя’и героизма Советской Армии.
`Зрителя увлекают взволнованная иг-
кренноеть в трактовке образов с9-
ветеких воинов, богатство и разнооб-
разие деталей и эпизодев, которые
могли быть подмечены только непо-
средетвенными участниками боев.
	В числе произведений  художни-
ников Студии им. Грекова, уже из-
вестных советскому зрителю, на вы-
ставке  экспонированы «Портрет
генерал-майора И. В. Тутаринова и
полковника М. В. — Турчанинова»
®. Китайки, «У переправы через
Дунай» и «В прифронтовой землян-
ке» И. Евстигнеева, «Мать» Б. Не-
менского, & также ето глубоко псн-
хологическая и задушевная, тонко и
тщательно написанная новая работу
«Друзья однополчане». Эти произве-
дения привлекали и привлекают
зрителя обаянием искреннего чувет-
ва, глубокой правдой впечатлений,
полученных их авторами в близком
общении с советскими воинами в
суровой походной жизни.
	Грековцы понимают, что темы Ве-
тикой Отечественной войны—глубо-
кие, сложные темы, требующие са-
мого серъезного и вдумчивого в себе
отношения.
	Итогом многолетнего труда, нача-
того еше в годы войны, явилась
картина И. Лукомскоо — «Клятва
сталинтралцев И. В. Сталину», пе-

федающая мужество и стойкость ле-

тендарных защитников города-героч.
Однако многочисленные живые ха-
рактерные этюды участников с0бы-
тия, написанные художником в про-
цессе подготовки картины, при пере-
несенни их на большой холет yrpa-
тили индивидуальную  неповтори-

`моеть, и образы героев-сталинградцев

получились несколько однообразны-
ME.

Выразительные военные и поли-
тические плакаты создали художни-
ки Л. Голованов, Н. Денисов,
В. Правдин и П. Кривоногов, запе-
чатлевшие образ великого Сталина,
мужественный облик советского вои-
на и передовиков труда. На выставке
экспонированы скульптурные пот-
треты сталинских полководцев и Ге-
роев Советского Союза, выполненные
скульптором Е. Вучетичем.

Произведения Е. Вучетича—боль-
ой вклал в советсЕУхю CRYABITYDY,
	пример глубокого освоения и раз-
	вития замечательных традиций рус-
‚ской рездлистической скультгуры.
На выставке в болынших  doro-
прафиях и макете представлен мону-
ментальный памятник воинам Совет-
ской Армии, павшим в боях с фа-
шизмом, созданный Е. Вучетичем
совмеетно с Я. Белопольским и
С. Валериуе. Глубоко национальный
но характеру своих художественных
образов, этот памятник выражает
илею  интернациональной освободи-
тельной миеени Советской Армии, во
имя которой отдали евои жизни слав-
ные советские герои. — /

Большим творческим успехом
скультторюв Студии им. Грекова, яв-
ляется обширная серия noprperos
героев Великой Отечественной вой-
‘ны, выполненная И. Першулчевым..
	№ числу существенных  недостат-
ков работы коллектива военных ху-
дожников в целом относится  отеут-
ствие работ на тёмы политической и
боевой учебы Советской Армии в по-
слевоенные годы и героической  дея-
тельности советских пограничников,
зорко охраняющих рубежи Совет-
ского Союза. _

Советский наро с восхищением
следит за» победоносной  оевоболие
тельной борьбой китайского’ народа, и
его армни. Наши литераторы в живых
и ярких образах своих локументаль-
ных ючерков запечатлели эти собы-
тия. Советский зритель хочет вилеть
образы борцов китайского народа за
свою свободу запечатленными в ри-
сунках, живописных полотнах a
скулытгурах советских художников.

Хочется пожелать военным XY-
дожникам в дальнейшей их деятель-
ности значительно расширить круг
тем, сохранять в своих произведени-
ях непосредственную яркость внечат-
лений, полученных в годы войны, и
сочетать их с упорной борьбой за
лальнейшее повышение мастерства.
			Спектанль Студии
киноактера
		Сцена из спектакля «Три солдата» в постановке Московской студия
киноактера. Савя—М. Крепкогорская, Константин Бабашкин-—Б. Битюков.
		нем, & ‘замечательным человеком,
многого требующим от жизни и мно-
тое ей дающим. Любу вовсе не трога-
ет, что из-за любви к ней Иван не
уехал учиться. Для нее плоха та лю-
бовь, которая поиноеит общественное
в жертву личному.

Чтобы завоевать любовь или дру-
жбу этих людей, надо ‘оказаться до-
стойным их. Суровее, чем другие,
Константин Бабалкин (актер Б. Би-
тюков) осуждает своего фронтового
друга Федора Шановалова, когда тот
совершает антиобщественный посту-
пок. «Есть ли в тебе что-нибуль че-
ловеческое? »›—е обилой спрашивает
ето Федор. «Есть, — отвечает Бабаш-
кин, — партийная соресть». Именно
партийная совесть подсказывает Ба-
башкину, что помошь Федору заклю-
чается в суровом осуждении его. оши-
бок.

В решении артиста Г. Шаповалова
образ его однофамильца Федора Ша-
новалова, — не отрицательный перео-
наж в обычном смысле этого слова.
Этот человек еще неё обладает тем
кругозором, о котором говорила Саня
Досаева. Кажется Федору, что личное
и общественное могут существовать
в его жизни независимо одно от дру-
гого. Валки и беспомянным оказы-
вается Федор в своем узко личном
мирке. И горькой правдой звучат для
него слова жены: «А ты раз-
берись, для чего жил-то... Думал, хо-
зяйство для тебя первое, так и ува-
жение от всех будет. А уважают те-
перь за другое». Горяч и camo-
любив Федор, но воспитательная си-
ла коллектива помогает ему ветать
на путь фалостного коллективного
труда.

В «Трех солдатах» нет того глав-
ного персонажа, вокруг которого кон-
центрировалось бы все сценическое
действие. Но именно образ Полешу-
ка. секретаря райкома, который все-
		не прямым вметательством, а Hee
	  меком. шуткой, советом наталкива-
	ег людей на, верное решение, должен
был стать одним из важнейших в
спектакле. Мю, к ‘сожалению, образ
этот недостаточно полно  обрисован
авторами. Они не дали Нолешукя та-
ких поступков, которые достаточно
разносторонне характеризовали бы
	его как партийного руководителя. Й
	хотя артист A. Дегтярь делает очень
многое для того, чтобы придать’ сво-
ему герою праздивость и жизненную
убедительность, многие ‘ео реп-
лики звучат риторично.
	Есть в пьесе и совсем  незначя-
тельные но количеству текста энизо-
дические роли. Таковы роли Ивана
Рощина, Героя Советского Союза Гри-
тория Поварова, которого мы видим
только`в первых и последних карти-
нах. Но даже двумя-тремя ренликами
артисты Г. Юматов и И. Кузнецов
сумели создать достоверные индиви-
дуальные характеры.
	как торжество всепобеждающих идей
партии Ленина-——Сталина.
	3то проникновение новых идей в
	сознание угнетаемых  трудящихея
масс, пробуждение народного - само-
сознания и должно было бы стать
центральной темой фильма. Но тема
эта не нашла должного решения, ее
заелоняет порой другая — тема про-
ниЕновения на Чукотву американско-
го капитала, борьбы хищных его
представителей против  советизации
края. Тема, что и говорить, важная.
Для усиления ее в фильм ввежен но-
вый персонаж —— сын Томсона, и
это помогает авторам достаточно 0б-
стоятельно раскрыть, в чем завлю-
чаются интересы американнев и на
какие подлости они готовы, . чтобы
защинтать свои интересы. Фаль толь-
ко, что развитие этой темы пошло за
счет уменьшения внимания в рям-
вым труженикам Чукотки, & также в
леятельности Лося и Жукова, которая
показана не всегда конкретно, проте-
кает в частых переездах по бескрай-
ным снежным полям, в многочислен-
ных беседах и потому лишена В
фильме элементов активности,  дей-
етвеннеети.
	Недостатки сценария, лишенного
четко выраженной тематической на-
правленности, полноты образных ха-
рактеристик, стройности сюжетного
повествования зв значительной мере
	опоелелили и режиссерское решение
	фильма. Оно неравноценно в разных
эпизодах. Одни из них, наприме»
сцены в фактории Томеона, свадьбу
	Алитета, его борьба, с Айе, уход Ваа-
ля к «верхним людям» и ряд дру-
‘THX, сделаны сочно, 6 болыним
‚мастерством, другие — многочиелен-
пые проезды на собаках, беседы в
ярангах—бледны и невыфразительны,
Но—и это главное— блелными, ли-
шенными ярких характеристик полу-
чились в фильме именно те, кло яв-
ляются его основными героями — и
комиссар Лось (арт. А. Абрикосов),
и Жуков (арт. Л. Туркин), и старик
Взаль (арт. М. Рыскулов), и боль-
пвинство бедняков-чукчей. Блестящее
актерское дарование Л, Свердлиня
позволило ему создать запоминаю-
щийся образ Алитета. Это—козорит-
ная фигура, человек большюй внут-
ренней собранности и силы, заботя-
	Студенты Всесоюзного института
кинематографии Ю. Егоров и Г. Побе-
доноспев напиеали новеллу о моло-
дых советских воинах — участниках
Великой Отечественной войны и по-
ставили ее как свою учебную работу
в режиссерской и актерской мастер-
ской С. Герасимова. Затем, по совету
своего руководителя, они переработа-
ли новеллу в сценарий. Студия ки-
нолктера предостазила им возмож-
ность показать его на своей малой
сцене.

Спектакль привлекает не внешней
остротой сюжетных коллизий и не
исключительностью обрисованных в
нем характеров. Ho в самых
обыкновенных делах и поступках,
подчас настолько для нае привыч-
ных, что их глубокого смысла мы
порой не замечаем, авторы и испол-
нители любовно выявили самые дра-
тоценные черты духовного облика
советского человека.

Содержание кинопьесы «Три сол-
дата» несложно. В годы Отечеетвен-
ной войны зародилась крепкая хруж-
ба трех солдат с волхозниками-пар-
тизанами, сражавшимися против фа-
шиетеких захватчиков. Двое  ©0-
ветских воинов после демобилизации
приезжают в колхоз и участвуют в
его восстановлении. Растет колхоз,
растут и строящие его люди. В cos-
нании колхозников все ярче прояв-
ляются новые, коммунистические ка-
чества, сказывающиеся в их отноше-
нии в труду, духовных запросах, в
их взаимоотнощениях друг с другом.

Осмысленный, благородный труд,
направленный He к достижению
Узко этоистических целей, а к благу
коллектива, одухотворяет героев’ пье-
сы, обогащает их интеллект, превра-
щает в своего рода государственных
деятелей. С высоты ° общегосударет-
венных, общенародных задач они из-
меряют и свой поступки и поступки
других людей. Таковы почти вее ге-
‚рои спектакля —- и секретарь райко-
ма Полешук, и предеелатель колхоза
Досаев, и парторг Бабашкин, и чу-
лесные девушки-кслхозницы Люба
Калинкова и Саня Досаева, и само-
забвенная труженица, бабушка Фрося.
И даже мрачный, нелюдимый бирюк-
лесник (актер С. Троицкий) воспри-
нимает как величайнее оскорбление

слова: «вредный ты старик». «Не

вредный я человек, — говорит он
обилевнему его Федору Шаповалову,
— а полезный. А ты вот. не скажу,
что вредный, а бесполезный  чело-
век». И в его устах елово’ «бесполез-
ный» звучит, как тяжелое обвине-
ние, ибо он, как и вее остальные
колхозники, мерой общественной по-
лезности опенивает каждого. челове-
ка.

Тяжело восстанавливать колхоз,
дотла разрушенный фашистскими
захватчиками. Но когда одна из коя-
XOSHUN жалуется на трудности, то
	Саня Досаева укоряет ее: «Вругозор
	нахо иметь». И в том, как иснолни-
тельница этой роли М. Юрепкогор-
ская произносит эти слова, мы слы-
шим не желание поучать, & самое
непосредственное выражение завет-
ных мыслей мололой героини.
	Волхознию Иван Рощин давно
влюблен в Дюбу Валинкову. Он не
может понять, почему Люба не отве-
чает ему взаимностью: и парень
он неплохой, п партизанил с ней
вместе. и серьезноеть своего чуветва
	зоказал. Что же еще нужно девушке,
	чтобы его полюбить? В сцене об’яе-
нения с Иваном — одной из лучших
в спеклакле — 06е исполнительни-
цы роли Любы (Л. Шагалова м И.
Макарова) глубоко раскрывалот меч-
ты передовой советской девушки о
любви, о любимом. Медленно, ках бы
полыскивзя те единственные, непов-
торимые слова, которыми можно пе-
редать потаенные свои мысли, де-
вуика рисует образ любимого. Он
	должен быть не просто хорошим пар.
	большого народа, о его пробуждении
к новой, советской жизни под влия-
нием илей партии Ленина— Сталина.
Так случилось потому, что  автолы
фильма не экранизировали хороший
роман Т. Семушкина, а по существу
создали новое произведение на его
оенове, < использованием материала
романа и ето тероев.

Что же предетавляет собой это но-
вое произведение, каковы его досто-
инетва и недостатки?

Основным достоинством фильма
«Алитет уходит в горы» яваяются
те пенные познавательные элементы,
которые он содержит, показывая, хо-
тя и недостаточно полно, жизнь и е0-
бытия. имевигие место на отдаленной
окраине советской земли”27 лет на-
зад. Первые же советские люди, про-
никшие на Чукотку, раскрыли тру-
женикам-чукчам подлинное лицо тех,
кто насажлал здесь режим эксплоата-
ции; кто держал их в неведении, тем-
ноте и бедности, чтобы удобнее бы-
лю присваивать себе богатства, добы-
тые трудами их рук. Большие труд-
ности встали перед Лосем и Жуко-
вым. Им предстояло ломать отноше-
ния, установивииеся на протяжении
долгих лет. помочь людям осмыслить
	всю несправедливость существующе-.
	го порядка вещей и понять причины,
его порождающие, разбудить в них
чувство уважения в самим себе, же-
тание стать хозяевами своей жизни.

«Русским начальникам» противо-
действуют Томсон и Алитет. дни приз
бегают к саботажу и вредительству,
не останавливаются перед покуте-
нием на ублйство. Они воздействуют
Ha наиболее отетааых чукчей, кото-
рые серлцем чуветвуют правоту Ло-
ся и Мукова, но пе в силах пойти
против тех, кому они привыкли по-
виноватьея. Настойчиво и тактично
ведут ево работу посланцы совет-
ской власти, неутомимо раз’ясняют
чукчам «новый закон жизни», 0е-
рут под свою защиту несправедливо
обиженных, чутко помогают всем,
вто нуждается в их поллержке, и тем
завоевывают себе славу люлей спра-
велливьх, желающих  труженикам
добра. И каждый новый усцех Лося и
‘Жукова воспринимается Rak неиз-
бежная побела нового над старым,
	Спектакль «Три солдата» склады-
вается из множества сцен и интер-
медий неред занавесом, чаето очень
коротких. Но их быстрая смена от-
нюдь не превращает его в псевдо-
кинематографический монтаж эпизо-
дав. Нет, действие в «Трех солдатах»
развивается непрерывно и, что самое
главное, обладает единством, несмот-
ря на слабые сюжетные евязи OT
дельных сцен. И режиссерское реше-
ние спектакля и игра актеров на-
правлены к одной цели — показать
повседневную жизнь прэстых совет-
ских людей во всем ее многообразии и
полноте. Богатство жизненных на-
блюдений, стремление в полноте
передачи душевной жизни своих ге-
роев, простота и искренность во
всем, в каждом слове, в. каждой ин-
топации, в каждом жесте — все это
придает спектаклю очарование под-
линноети.
	Нобеда групны молодых авторов,
режиссеров — и исполнителей — это
результат их правильного тверческо-
то воспитания. В «Трех солдатах»
ярко отражаются те художественно-
педагогические принципы, которые
определили в свое время уснех по-
становки «Молодой гвардии» в Слту-
дии киноактера и на экране. Дело,
разумеется, не во внешнем сходстве
творческой истории 06еих  постано-
вок, родивиихея из учебных работ
мастерской С. Герасимова в институ-
те кинематографии. Дело в том, что
в основу воспитания всей этой моло-
дежи была положена работа над со-
временной темой, над образами, вну-
тренне близкими учащимся, глубокое
изучение действительности, поета-
новка проблем новой, социалистиче-
ской морали. 8

Спектакль «Три солдата» необы-
чен по своей форме. Это об’яеняется:
не тем, что его авторам было теено
в обычных рамках трехактной пье-
сы, а тем, что создан он на основе.
киносценария. Именно это обетоя-
тельство и предопределило своеобра-
зие его композиции и игру актеров,

основанную на принципах кинемато- =

графической выразительноети.
	В этой связи нельзя не отметить
превосходное оформление спектакля.
В умелом и лаконичном использова
нии сценической площадки явно ска-
зывается стремление к резлистиче-
скому решению декоративного офор
мления. Художник С. Мандель замеча-
тельно справился © этой залачей, пез
редав наполненную светом и теплом
атмосферу созидательного, творческо-
го труда. Успех этого спектакля В
Студии киноактера доказывает, что
«Три солдата» могут войти в ренер-
туар и других театров. Это будет не
менее закономерно, чем экранизация
театральной пьесы. Но так же, как
пьеса раскфываетея с наиболыней
полнотой во всех своих достоинствах
на сцене, замысел «Трех солдат»,
замысел кинематографический, емо-
жет получить наиболее полное выра
‚жение на экране.

Ан АНДРЕЕВ.
	щийся только о личном оботалнении.
Таким он входит в фильм, таким 04
остается ло поелехнего кадра, когда
новая действительность выбросиль
засевших на советской земле томсо-
нов в мусорную яму истерии, а ми-
стер Томсон, в свою очередь, в 50-
ответетвии с волчьими законами Ез-
питализма, покинул a Произвол.
судьбы своего верного слугу Алите-
‘та. Удачен и Томсон в исполнении
‚ВБ. Тенина. С виду это ничем не пря-
‘влекательный американский  торго-
‘вец, только пользующийся доверчи-
‘вюстью обманываемых им клиентов.
Но в сценах c сыном, в послелних
встречах с Алитетом он предстает
как метерый хишник, готовый Ha
любое преступление во имя евопх
этоистических целей, злой и ковар-
ный враг. Всю низость и моральной
ничтожество этого человека Тенин
умело раскрывает скупыми и выра-
зительными средствами. И жаль, что.
такой степени выразительноети не
достигнуто в решении юбразов Affe,
Тыгрены и других чукчей; только
Вазль в отдельных сценах достигает
большой убедительности.

Для режиссера М. Донекого, недав-
HO выступившего с таким значитель-
ным фильмом, как «Сельская учи-
тельнипа», трудности работы вал
этим фильмом усугублялиеь тем, что
ему незнакомы жизнь. и быт Чукот-
ви, изучить же глубоко материалы,
проникнуть в стихию романа, прочи-
тать его подтекст режиссеру, вилимо,
не удалось. А если нет исчернываю-
щего знания лействительности, жиз-
ни, отображаемой на экране, то их не
заменит профессиональное мастерет-
во. По художественному  качеетву,
не отделимому от идейного качества,
фильм получился ередним:

Кинорассказ © прошлом наролз
Чукотки, © первых шагах по уета-
новлению там советской власти. ©
пробуждении творческих сил народ%
под животворным влиянием илей
большевистской партии будет, коз
нечно, с интересом просмотрен зрите=
лями. Но этот рассказ мог бы быть
более волнующим и ярким, е большей
силой повествующим о величии дел,
творимых во всех уголках нашей зем-
ли в великую сталинекую эпоху.

Мих. БЕЛЯВСКИИ.
	Творческая Удача художнику
А. Бокорина—ето картина «Герои-
ческий поход Таманской армии В
1918 году». Художник очень верно
и остро дал портретные характери-
стики евоих героев, создав произве-
	дение в лучших традициях греков-
ской батальной живописи.

Батальная тема получила яркое
	раскрытие во многих живописных Е
графических произведениях. Выра-
зительн«ю полотно Ф. Усыпенко
«Битва под Моздоком в 1943 году».
характеризующее силу танкового на-
ступления русских воинов и мощь
технического оснащения Советской
Архии.

Правильно характеризует прифрон-
товое Подмосковье картина художни-
&з Н. Соколова «Под Москвой в 1941
Tory».

В цикле работ художника П. Пин=
кисевича запечатлены волнующие
эпизоды героических. подвигов  3а-
щитников Севастополя.

Большие успехи в разрешении ба-
тальной темы достигнуты в прафике
художниками В. Богаткиным, П, Ба-
рановым и Ч. Соколовым. ВБ. Богат-
кин представлен на выставке тремя
обширными сериями литографий—
«Москва в 1941 году», «Ленинград в
дни блокады», «Штурм Берлина».
Эти рисунки запечатлели лишения
ий страдания, причиненные жителям
Москвы и Ленинграда фашистекими
захватчиками, твердость и мужество
советских люхжей и справедливое воз-
мездие, которое воздала. Советекая
Армия врагу в его фашистском ло-
pope.

Посвященные геронческому Cra-
линграду и героическому Севастопа-
лю, рисунки П. Баранова по своему
тлубокому содержанию и мастерству
являются, так же как и литографии
В: Богаткина, выдающимися” трафи=
ческими произведениями на темы
Отечественной войны.

Однако в некоторых работах на
батальные темы прин наличии глу-
бокого и искреннего чувства, как ив
портретных работах, заметны неко-
торая поспешность. выполнения, н®-
достаточная выверенность рисунка
отдельных фигур по натуре, что сни-
жает хуложественное качество про-
изведения. Это, например, относитея
к интересным по замыслу картинам
«Разгром гитлеровских войск на 0е-
ке Истре в 1941 году» Н. Обрывъбы
и «Грозный гол. Героическая оборона
Москвы» Д. Пяткина.

В раскрытии. военной темы ху-
дожники часто отраничиваются пе-
редачей лишь общего впечатления
битвы, не созлавая ярких индивилу-
альных, ‹ конкретных и типически
обобщенных м воинов Coper-
ской Армии.
	Работники искусств Саратова
тироко ‘отмечают 20-летие со дня
смерти о поэта. Местное отделение
ВТО проводит конкурс чтецов на
лучшее исполнение произведений
Маяковского. Для коллективов твор-
ческих работников театров города чи-
таются лекции о жизненном пути и
творческой деятельности поэта. В ху-
дожественном училище подготавли-
вается выставка, на которой среди
других материалов будет экспониро-
Bana большая картина «Маяковский—
поэт революции», написанная выпуск-
ником училища комсомольцем Арка-
дием Осташевым.
	)беднение темы
	Алитета, и с BpaBaMit и обычаями на-
селения.

В фильме «АЛИТ уходит в горы»
комиссар Дось-и его помощниЕ Жу-
ков появляются в первых же вад-
рах. Они совершают длинный и тя-
желый путь на собаках от находяще-
тося во льдах корабля до чукотеких
стойбищ и включаются в жизнь лЮ-
дей, < которых ни они, ни зритель
до сих пор ничеге не знали.

В таком решении сюжета не было
бы ничего плохого, если бы зритель
вместе с Лосем и Жуковым ознако-
мились быс тем, что изложено в пре-
ABIAYINHX главах романа. Ё сожале-
нию, этого не случилось. В показе
развивающихся дальше событий ав-
торы фильма не смогли уделить до-
остаточного внимания раскрытию об-
разов людей в их конкретной жиз-
ненной практике, в трудовых взаимо-
отношениях, через которые становят-
ся ясными. и взаимоотношения со-
циальные, классовые. — Несколько
кадров, показывающих охоту на мор-
жей или перегон оленьего стада, к
тому же включенных в фильм меха-
нически, вне связи с повествование
ем, не спасают положения. В силу
этого образы людей получились в ки-
но обедненными, лишенными той
тлубяны и полноты инливидуальных
и общественных характеристик, `Ко-
торые присущи им в романе. Обеднен
в фильме и чудесный, красочный
язык романа, замененный репликами,
пригодными и для героев любого дру-
того фильма на ту же тему.
	Конечно, экранизация литератур-
ного прбизведения не есть простой
перевох его на язык кино. Закономер-
ны и порой просто необходимы зна-
чительные смещения и в ходе пове-
ствования и в решении тех или иных
образов, так же как усиление или
смягчение отдельных линий сюжета.
Но все это предполагает сохранение и
развитие главного, того конкретного
жизненного материала, той системы
образов, которые дали возможность
	Роман Т. Семушкина «Алитет ухо-
хит в горы» пользуется заслуженной
популярностью У читателей.
привлекает богатетвом наблюдений,
широтой изображения жизни малень-
кого народа, нещадно  экенлоатиро-
вавшегося при царизме иноземными
и местными богачами, но сохранив-
шего простые и мудрые законы взаи-
мопомощи в борьбе с природой, Hapo-
да хотя и опутанного суевериями, н9
мужественного и честного, чуткого &
правде. Именно эти качества позве-
лили населению Чукотки понять ту
новую правду жизни, которую пове-
дали им уполномоченный Губревкома
Лось и его помошник ЖУКОВ.
	Не случайно первые двадцать глав
романа посвящены описанию жизни в
стойбищах Энмакай и Янракенот, в
стойбище оленевода Эчавто. Здесь мы
знакомимся с трудом и бытом насе-
ления. Люди предстают перед нами BO
всём своеобразии их взаимоотноше-
ний, их индивидуальных  оеобенно-
стей ‘и характеров.
	Роман начинается с эпизода вВ05-
вращения охотников с промыслов на
моржей. Автор знакомит  чита-
теля со своими героями, показывая
их в атмосфере труда, тяжелого и
опасного, требующего большой  сно-
ровки, ловкости и упорства. Лишь в
середине романа охотник Айе расска-
BHBACT: с‘ехавшимся на «большой
торг» чукчам о своей первой‘ встрече
с «большим русским начальником» —
Жуковым, а Лось прибывает к бере-
там Чукотки во второй части книги.
Е тому времени читатель уже хорошо
знаком и с семьей Вазля, и с разби-
тыми надеждами Айе и Тыгрены на
счастье, и с хищными методами «ра-
боты» Алитета, обирающего чукчей
хо нитки, но старающегоея казаться
«благодетелем», и с деятельностью
американского дельца Чарльза Томео-
на. человека в уголовным прошлым,
 скупающего за бесценок — дорогую
пушнину, и с бедняками Туматуге и
Яраком — работниками Томсона и
	Новый фильм „Алитет уходит в горы

Кадр из кинофильма «Алитет уходиг в горы» (производство Москов-
	ской киностудии им. М.
	Горького). Комиссар Лось (арт, А. Абрикосов)
	беседует с чукчами.
		$

ственные фактории, заводили тортов-
лю.
`Мы халеки от требования включать
в фильм все события и веех перео-
нажей романа. Бесспорно, = емкость
литературного произведения пеизме-
римо больше, чем емкость фильма. Но
кино облалает существенными  пре-
имуществами — оно дает  возмож-
ность сжатого развития действия,
острых характеристик, сопоставле-
ния событий, происходящих B paa-
личных местах и в разное время.

При условии глубокого проникно-
вения в самую суть явлений, опиеан-
ных в литературном произведении,
при правильном отборе главных, ве-
AY IHX конфликтов и сюжетных ли-
ний. определяющих идею и образный
строй произведения — емкость филь-
ма оказываетея вполне достаточной и
для, передачи содержания и для со-
хранения всего своеобразия романа,
повести, драмы. 06 этом говорит и
опыт экранизации Многих преизведе-
ний литературы.

В фильме «Алитет уходит в горы»
нехватило емкости, чтобы ясно и яр-
ко рассказать о делах и днях не-

автору наиболее ярко выразить идей-
	ный замысел преизведения.

В фильме таких перемещений и
смешений сделано немало. Выпали
или лишены действенной роли MHO-
гие персонажи романа — оленевод
Эчавто, шаман  Корауге, работник
Томсона Ярак, отсутствует ^ важная
для характеристики отношений меж-
ду американцем и коренным населе-
нием сюжетная линия любви Ярака и
дочери Томсона Мэри. Наконец, ми-
стер Томсон в фильме является един-
ственным, как бы случайно находя-
щимся на Чукотке представителем
разбойничьего американского калтита-
па, тогда как в романе отчетливо ека-
зано, что такую же «деятельность»
развернули здесь американцы Сти-
венсон, Еларк, Ольсон и русекие куп-
цы Врюханов и Караваев. ‹ Алитет
предетает в картине только верным
приспешником Чарли Томсона, тогда
как в романе, в полном соответствий
с действительностью, показано, что
местные богачи играли все большую
и большую роль в эксплоатачии тру-
дяшихея, становились владельцами
крупных оленьих стад, строили соб-