СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		а

ИСКУССТВО.
	Архитектура предприятий
социалистической индустрии
	В залах Центрального дома архи-
тектора экспонируются многочислен-
ные проекты и макеты промышлен-
ных сооружений, возводимых в раз-
личных районах нашей страны, tho-
тографии построенных за годы ста-
линеких Пятилеток гигантов инду-
	нерных сооружений, которыми по
праву гордится наша страна. Вокрут
новых и реконструированных пред-
приятий выросли десятки городов со-
пизлистического типа, таких, как
Магнитогорск, Комсомольск-на-Аму-
ре, Кировск, Мончегорск, Ткрарчели,
Прокопьевск и другие.
	рии, электростанций, угольных   проконьев® го оо
Tax текстильных комбинатов и  . Докладчик подробно остановился
, на роли архитекторов в промышеен-

Де а Е Е ода
		ном строительстве. В тесном содруже-
стве с инженерами и учеными свет-
ские зодчие добились немалых успе-
хов в создании полнопенных произ-
ведений промышленной архитектуры.

Невиданный размах промытлен-
ного строительства после Великой
Отечественной войны, дальнейшее
развитие всех отраслей народного
хозяйства ставят перед архитевтора-
ми новые, более сложные задачи. Ар-
хитекторы призваны в короткие сро-
ки юбеспечить промышленное строи-
тельство такими проектами, которые
отвечали бы требованиям” натолного
хозяйства, удовлетворяли бы эстети-
ческие и бытовые запросы наролч.
Исключительное значение  сейчае
приобретают вопросы — Экономики,
снижения стоимости  строительствл,
использования всех скрытых резер-
ВоВ.

Резкой критике была подвергнута
в локлале деятельность архитекторов,
допускающих в своих работах бее-
принцинное укралтательство, удоро-
жающее и осложняющее строитель-
ство.

И. Онуфриев говорит далее © точ.
что Академия архитектуры СС CP за
15 лет своего существования нё про-
вела ни одного сколько-нибудь серв-
езного иселелования по `вопросаи
промышленной архитектуры, ` Такой
же упрек’ докладчик прегявляет и
Союзу советских архитекторов. кд-
торый до последнего времени игву-
рировал вопросы архитектуры р-
мышленных сооружений.

— Огромные масштабы промыш-
ленного строительства и то значение,
которое оно имеет лля развития на-
шей социалистической Родины, —
заканчивает докладчик, — требуют
постоянного внимания к промышлен-
ной архитектуре, обязывают архи-
теклоров неустанно работать нал по-
вышением своего илейного уровня и
профессиональното мастерства.

Вчера участники совещания за-
слушали также сообщения Г. Мал-
кова (Прометройпроект) и Г: Орлова
(Гидроэнергопроект) © творческой
практике в области проектирования
промышленных сооружений. ^
	Выставка эта организована в. 0т-
крывшемуся вчера совещанию по
вопроеам промышленной архитекту-
ры, проводимому Союзом советских
архитекторов: СССР. В работах сове-
щания принимают участие наряду с
архитекторами представители науч-
но-исследовательских и строитель-
ных организаций, специалисты раз-
личных отраслей социалистической
индустрии.

Совещание открыл действительный
член Академии архитектуры СССР
Н. Колли.

— Грандиозная индустриальная
стройка, осуществляемая по планам,
‘BpeqHavepraHnHiM великим Оталиным,

— сказал он, — преобразила лицо
нашей Родины. В этом гигантском
промышленном строительстве нанла
свое воплощение великая  преобра-
зующая сила  социалистичеекого
строя.

Важнейшим отличием советской
промышленной архитектуры являет-
ся то, что в ее основе лежит великая
сталинекая забота о человеке и 0
создании условий для свободного со-
циалистического труда.

— Открывающееся сегодня сове-
шание, — продолжает Н. Колли, —
поможет разработке насущных воп-
росов промышленной архитектуры.
Оно должно содействовать дальнейше-
му росту мастерства напих проекти-
ровщикюв и строителей. Для этого
необходимо широко развернуть кри-
тику нашей работы, правильно про-
анализировать имеюпгиеся в проект-
ной и строительной практике недо-
статви и наметить пути их преодоле-
НИЯ.

С большим докладом на тему «Про-
мышленное строительство и задачи
советских. архитекторов» выступил
заместитель министра строительства
предприятий тяжелой индустрии
И. Онуфоиев.

Говоря 0 промышленном  строи-
тельстве в нашей стране за годы ета-
линских пятилеток, докладчик отме-
THI, что советекий народ сумел в
кратчайшие сроки построить и
освоить тысячи новых совершенных
	Письмо в редакиию
	О преподавании истории
в художественных учебных заведениях
	Постановка преподавания истори-
ческих дисциплин в выеших и срет-
них художественных учебных заве-
дениях требует решительного пере-
	смотра. Нелоопенка роли историче-
	ских знаний в процессе формирова-
ния будущего режиссера, художника,
актера, музыканта уже нанесла  не-
мало вреда многим мастерам, вышед-
шим из стен художественных учеб-
ных заведений в течение последних
лет.

Отсутствие курсов отечественной и
всеобщей истории в хуложественных
и. театральных. вузах самым ‘илачев-
ным образом отражается не только HA
усвоении учашимиея истории литэ-
ратуры, театра, искусства, но и на
формировании их мировоззрения.

В протоколах заседаний кафедр
искусствоведения Театрального учи-
лища им. Щукина, Московского го-
родского театрального училища, шко-
лы-студии МХАТ можно найти неод-
нократные указания на явную недо-
статочность исторических познаний
учащихся, выявленную на экзамена-
ционных сессиях. Два года назад
трупиа преподавателей обратилась со
специальным письмом в Министерст-
	во высшего образования СССР. В этом
	письме говорилось о необходимости
введения исторических курсов в ху-
дожественных учебных заведениях, 0
недопуетимости разрыва между: пре-
полаванием исторических и искус-
ствоведческих дисциплин, о неудов-
летворительном состоянии историче-
CRUX познаний будущих режисееров,
актеров и художников. — Небезинте-
реена судьба этого письма. Два года
мытарствовало оно по различным ин-
станциям Министерства ‘высшего об-
разования и Вомитета по делам. ие-
кусств и дошло. наконей, весной про-
шлого года до. ГУУЗ: Вомитета по де-
лам искусств. Руководетво ГУУЗ не
проявило никакого. интереса & дис-
пиплине. играющей ведупгую роль в
	учащихся. Зимняя экзаменационная
сессия этого года еще раз локазала не-
терпимость создавшегося положения,

На экзамене по истории тезтра и
литературы учащиеся, рассказывая 0
Данте, не могли об’яснить 0бще-
ственного устройства Флоренции, 3
товоря 06 испанской драматургии
ХУП века, не умели связать ее с ха-
рактеристикой политического строя
Испании. Можно было бы привеети
большое количество и других приме-
ров. Е
Трудно понять, почему ГУУЗ №ю-
митета по делам искусств вычеркнут
исторические курсы из учебных пла-
HOB режиссерского факультета
ГИТИС и Московского художествен-
ного института им. Сурикова.

Средние художественные учебные
заведения, так же как и высшие, ли-
шены преподавания всеобщей истс-
рии; в них читается только новая
история. Учащиеся буквально не в
силах понять и усвоить сложные яв-
ления в истории развития идеологии
и культуры, изучать историю лите-
ратуры, театра, музыки, искусства
без систематического изложения кур-
ва истории.

В ведении отдела учебных заведе-
ний Управления по делам искусегв
при Мосгорисполкоме находится ме-
толический кабинет, призванный
обобщать педагогический опыт учи-
лин искусств Москвы. Но стоит
лишь взглянуть на календарный
план его работы за прошлый и теку-
щий учебные годы, чтобы убедиться
В Том, что исторические предметы на-
чисто вычеркнуты из круга его дея-
тельности. Для иеторни здесь не на-
шлось ни времени, ни места.
	Необхохимость репгительного пере-
	лома в постановке исторического 06-
	разования диктуется самой жизнью.
Настало время создать научно 0бос-
нованную и стройную систему исто-
	рическото образования в учебных 38-
	Е. ФИЛИЦ,
преподаватель истории Москов-
ского театрального художест-
венно-технического училища и
Московского городского худо-
жественного училища.
	В СТРАНАХ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ
	Театры демократической Румынии
	тив классового врага должна быть в
одинаковой мере беспощадна во всех
областях жизни, в частности в нау-
Бе.

Среди других, новых произвеле-
ний, включенных в репертуар теку-
шего сезона, привлекает внимание
пьеса «Сельский врач» (инецениров-
ка Ралу Константинеску и Иона
Улиеру по книге доктора Г. Улиеру
«Записки сельского врача»). Пьеса,
как и книга, отображает страшную
нищету и бескультурье румынской
деревни в годы, предшествовавшие
второй мировой войне, и беспощадно
разоблачает грабительскую, преступ-
ную политику правящих классов
старой Румынии. Комедия «С хлебом
и солью» Ласкара Cefacruana рае-
сказывает о двадцатых годах прош-
ого столетия, о народном восстании,
которым руководил Тудор Владими-
реску.

‘Среди новых пьъее, получивших
признание румынского зрителя, сле-
дует отметить и такие произведения,
как «Взяточник» И. Лэзэроняну,
«Последняя игра» Раду Вонстанти-
неску, «203-й километр» Георгиу-
Погонешть и многие другие.

Писатели и драматуоги работают
над темой героической борьбы Ру-
мынской коммунистической партии в
период полполья. Несомненной удачей
в решении этой темы можно считать
пьесу Фауренцио Фулга «Послед-
ное послание». Сообщая о премьере
	По сведениям румынской печати в
-1945 году в Румынии было 8 тову-
дарственных и 14 частных театров,
сосредоточенных тлавным образом в
столице. Сейчас в республике: чиело
тосударственных театров возросло до

‚28. Расположены они не только в
столице и крупных промышленных
центрах, ноои в таких городах, как
Бакау, Питешти, Турда и другие, ву-

_да в прошлом лишь изредка наведы-
вались столичные гастролеры. Bo

многих городах Трансильвании 01-
крыты театры для венгерского: насе-
- летия.

До нэузнаваемости изменилея за
последние годы и репертуар. румын-
ского театра.

В текущем сезоне поставлено около
30 оригинальных пьее — цифра бес-
прецедентная лля истории румынеко-
то театра. Еше более знаменательно,
что в прошлом. году ‘репертуарный
Комитет при Министерстве искусств
‚получил более сть новых пьес. Ус-
пешное развитие румынского театра
об’ясняется в значительной стенени и
укреплением его связи с рабочим зри-
телем.

`Дух и содержание современной ру-
‚мынской драмзтургии, мысли и чув-
ства подавляющего больттинетва пи-
сателей страны как нельзя лучше
характеризуют слова выдающегося
‚румынского драматурга Михаила Да-
BHAOTIy: .
= Я пишу для того, чтобы люхи
моей родины понимали Bee лучше
свои задачи и цели. чтобы они стано-
вилиеь все достойнее высокого зва-
ния людей, знающих, ради чего они
ЖИВУТ...

Даже беглое ознакомление © репер-
туаром румынских театров в текущем
сезоне убедительно показывает тес-
ную связь, существующую между те-
атром и лействительноетью. Румын-
ская драматургия отвечает  трудя-
шимся на ряд важнейших вопросов,
стоящих на пути движения к социа-
лизму.

Михаил Давилоглу, автор популяр-
ной пьесы «Человек из Чаталя», по-
ставленной на сцене вскоре поеле
окончания войны, выступил в прош-
лом году с новой иБесой «Шахтеры»
— о борьбе румынских горняков 34
перевыполнение  народнохозяйствен-
ного плана. Актуальность тематики,
верное отражение действительности и
высокое мастерство — все это обус-
ловило успех пьесы М. Лавилоглу, в
которой выведены образы передовых
людей, успешно  проклахывающих
путь’ в социализму. Значительный
интерес представляет. и пьеса «Ha
распутьи» румынской ‘писательницы
Лючии Деметриус, посвященная жиз-
ни промышленных рабочих города.

` Примеру Давидоглу и’ Деметриуе
побледовали и многие другие румын-
ские драматурги. В пьесе «Сорная
трава» драматург Аурел Bapasr
остро ставит вопрос о борьбе против
космополитизма, в науке, призывает ®
усилению бдительности. Правдивая и
политически острая, эта пьеса убеж-
дает зрителей в том, что борьба про-
		моей родины понимали вее лучше   этой пьесы, состоявитейся в Бухареет-
	ском театре Армии в конце марта
1950 г., румынская печать оцщени-
вает ее как значительный вклад ру-
мынской драматургии в активную
борьбу за мир, возглавляемую вели-
ким Советским (Союзом, как первое
произведение румынского лраматурга,
которое правливо говорит о причинах
ввергнувших старую, капиталиети-
ческую Румынию в войну против
CCCP. С большой художественной
убедительностью передает автор ат-
мосферу разложения реакционного
	румынского офицерства, раболенетво-
вавшего перед нацистами. Правливы
и жизненны образы коммунистов-
подпольщиков, раз’ясняющих солда-
там истинное значение грабитель-
ской войны и политики прислужни-
ка Гитлера Антонеску.

Постановка этих пьее, как и мно-
тсчисленных произведений  совет-
ских драматургов, дает полное осно-
вание считать, что ренертуар ны-
нешнего тезтрального сезона, в боль-
той степени отвечает. интересам и
запросам народных масе демократи-
ческой Румынии.

Трудности, стоящие перед театром
и рамалургами демократической Ру-
	мынии, еще велики, и’ для их пре-
одоления потребуется еще много сил.
Однако уже сейчас можно с уверен-
ностью сказать, что театр и драма-
тургия Румынской народной ` рес-
публики вышли на широкую дорогу
сопизлистического реализма, борют-
ся вместе со всем народом за поетрое-
ние а облиества.
: А. САДЕЦКИЙ.

ВЫСТАВКА РАБОТ
ХУДОЖНИКОВ
ГОРНЯКОВ
	В Катовицах в клубе редакции гз-
зеты «Трибуна работнича» открыта
выставка работ художников-горня-
ков. Представлено свыше 500 картин
и скульптурных произведений из
различных лепных материалов, a
	также из угля. Большинство авторов о
	этих произведений — члены круж-
ков художественной  самодеятельно-
сти профсоюза горняков, занимаю-
щиеся в течение двух лет на курсах
рисунка и ваяния.

Газета «Трибуна работнича» отме-
чает значительные достижения в Ма-
стерстве рисунка и ваяния талантли-
вых художников-произволственников,
отражающих в своих работах радость
свободного труда, стремление Е
освоению его новых, социалиетиче-
ских форм.

0с0бо высоко отметила газета ра-
боты художников П. Лятоски. В. Бу-
балы, Ю. Марцеля, П. Врубеля, Я.
Дворчка.

* OK OK

В Познани прошли торжества, по-
священные 30-летию Театра оперы п
130-лезию со дня рождения вылаю-
щегося польского композитора Ста-
нислава Монютшко.
	НОВЫЙ СБОРНИК
СОВЕТСКИХ ПЕСЕН
	Болгарское издательство «Нафол.
ная молодежь» выпустило недавно в
свет сборник избранных советских
песен на русском языке. `В него
включены любимые болгарским наро-
дом песни о Сталине М. Блантера a
В. Хачатуряна, «Гимн лемократиче-
ской молодежи мира» и «Россия»
A. Новикова, «Песня © Ролине»
И. Дунаевского, «Здраветвуй, Моск-
ва» А. Ленина, «Амурский вальс»
Е. Листова, «Вечер на рейже» В. Сэ-
ловьева-Седото, и другие советские
песни и марпги.

Газета «Народна, млалеж» отмеча-
	eT, что песни, помешенные в этом
сборнике, сыграют огромную роль В
деле воспитания болгарской молодежи
в духе преданности своей родине ин
мобилизации ее в дальнейшим тру-
ховым подвигам.
	СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ
В КИТАЕ
	Витайские газеты сообщают, что в
ознаменование Договора и Соглаше-
ния между Советским Союзом и Ви-
тайской Народной республикой, а
также по случаю 30-летней головити-
ны советского кино c 1 по 15 марта
	в Шанхае был проведен кинодеети-
Валь.

В кинотеатрах демонстрировались
14 советских картин, в том числе:
документальный фильм «Владимир
Ильич Ленин», «Ветреча на Эльбе»,
«Мичурин», «Академик Иван Пав-
лов», «Руеский вопрос», «Сердца че-
тырех», «Молодая гвардия».

Вее советские фильмы хублирова-
ны на китайский язык или снабже-
ны китайскими натписями.
	ЮНЫМ ЗРИТЕЛЯМ
ПРАГИ
	Большой любовью пользуетея У
чешекото народа кукольный театр,
имеющий в стране глубокие нацио-
нальные традиции. Учитывая 970,
правительство Чехословацкой реснуб-
лики предоставило кукольникам спе-
циальное театральное поментение.

Недавно в Праге состоялось откры-
тие Центрального кукольного театра
Работники этого жанра искусства и
юные зрители столицы в воодушев-
лением отнеслись к этому событию.

Первая постановка театра— пьеса
А. Ирасека «Пан Июганес» — идет ©
успехом. По мнению чешской прессы,
перед коллективом новото театра от-
крыта широкая возможность для раз-
вития популярного в стране искус-
ства:
	(синкопы в залеве), она легко затю-
‘минается и вполне доетупна для на-
шего восприятия. Замечательно, как
идейная общность отливается в близ-
ко родственные художественные фор-
мы даже в таких, казалось бы, от-
даленных  интонационных сферах,
как русская и китайская музыка!
Тут есть над чем задуматься музыко-
Bely: ведь 0бе песни народно-де-
мократического Витая, полностью
сохраняя все ` характеристические
признаки национального музыкаль-
ното языка, в то же время прямо и
непосредственно связаны Cc тради-
цией советской массовой песни: обна-
руживают черты несомненного ети-
левого единства с нашей песенной
ЕУЛЬТУООЙ.
	Китайская народно-песенная тра-
диция изучалась до сих пор очень
мало. Сплошь и рядом в суждениях
0 китайской музыке в расчет прини-
мались мудретвования древнекитай-
ских теоретиков, круг музыкальных
интересов которых был ограничен
рамками храмового и феодально-ари-
стократического дворцовото искуест-
ва. Совершение то же произотило и в
очень немногочисленных  иселедовз-
ниях © монгольской музыке. Монголь-
скую национальную музыку фальеи-
фицировали элементами культовой
ламзистекой музыки, настолько чуж-
дой монголам, что она за целые ст-
летия господства ламаизма в Монго-
лии не оказала ни малейшего влия-
ния на народную песню. Между тем
русские исследователи Монголии не
раз отмечали красоту и методическую
плавность монгольской национальной
песни. В частности, Г. Потавин пи-
сал, что «Монгольские наролные пес-
ни отличаются коёеивой мелодией и
величавостью напева, иногда не усту-
пая русской песне». Олно это может
	служить доказательством  неиечер-
паемо богатых возможностей разви-
тия музыкального искусства Мон-
гольской народной республики, ис-
кусства, своболното от удушающих
	цепей и кололок мертвой музыки
тибетско-ламзистеких монастырей и
княжеских двотов.
	ee ЧЕ 69

и ейно- -политичюском воспитании   =
д ведениях искусств.

em Сны
	кадров искусств, ничего, кроме лиш-
ней загрузки учебного плана, не уви-
дело в выдвинутых предложениях и
релтительно их отвергло.

Но то, мимо чего равнодунтно про-
ходили и проходят работники Комите-
та, волнует до сих пор и педагогов и

ns i aa

препода!
ского т
венно-те
Московс
жествен:

в ————
	ЗНАЯ ЖИЗНЬ
	Репертуарные планы театров
	президиум LIK профсоюза работни- президиум LAK прире Е
ков искусств“обсудил вопрос о вы-  ников искусств отметил, что Комитет
полнении репертуарных планов дра-  по делам искусств при Совете Мини-
матическими Театрами в 1949 году и о  стов СССР в 1949 году недостаточно
репертуарных планах на 1950 год. занимался вопросами  репертуарной

Большинство драматических теат-  политики театров. В решении’ прези-
	Большинство драматических теат-
ров страны в истекнем году отразило
в своем репертуаре многие актуаль-
ные темы современной советской дей-
ствительности, раскрывающие в худо-
жественных образах характеры пере-
довых людеёей‘и высокие морально-
этические принципы советского обще-
ства. :

Однако значительное число драма-
тических театров не выполнило в
1949 году 6вои репертуарные планы.
Руководители ‘некоторых театров си-
стематически нарушали репертуарную
дисциплину, самовольно изменяя ут-
вержденные планы постановок (Тю-
менский, Тульский, Новочеркасский,
Шахтинский и другие театры). Часто
нарушались  сроки выпуска новых по-
становок. Руководители отдельных
театров неправильно планировали те-
кущий репертуар. показывая наиме-
нее ценные “в” идейном и художе-
ственном отношении пьесы (Ростов-
ский, Псковский и Гродненский обла-
стные драматические театры).
	В театрах, концертных организа-
циях и учреждениях искусств Моск-
вы заканчиваются отчетно-выборные
собрания ‘местных комитетов. Уже

проведено 180 профсоюзных собраний:
`В состав месткомов театров из-
браны крупнейшие мастера искусств:
	Натечатанизя в сборнике песня
мололого монгольского — композитора
С. Гончиксумла «Солнце народов»
технически еще не совершенна, Ho
это нисколько не мешает нам видеть
ее несомненные лостоинетва. Мело-
	ma ©. Гончиксумла отличается ве-
	зичавостью, плавностью,  кавой-то
ocobok торжественно-еуровой HeTopo-
пливостьюЮ и широтой движения.
«Солнце . народов» — песня 0
Сталине, отце и лучшем друге мон-
тольского народа —— одно из первых
проявлений’ новой, народно-лемокра-
тической музыкальной культуры
Монголии. И. какие же необозримые
дали хуложественно-творческого раз-
вития открывает. эта песня!
	Можно было бы очень многое сва-
зать почти в кажлой песне. поме
	политики театров. В решении прези-
диума особенно подчеркнуто, что, не-
смотря на известное улучшение рабо-
ты театральных профорганизаций, мо-
билизующих внимание членов союзч
на составление и выполнение репер-
туарных планов, многие профоргани-
зации не уделяют повседневного внч-
мания этому важнейшему участку ра-
боты. Критика и самокритика вокруг
репертуарных вопросов во многих те-
атрах. развернута слабо, производст-
венные совещания, посвященные об-
суждению репертуарных планов, ча-
сто носят формальный характер.

Всем профсоюзным комитетам пред-
ложено обсудить в ближайшее время
на производственных совещаниях ре-
пертуарные планы на 1950 год и ход
их выполнения. Во всех театрах реше-
но провести общественный ‘смотр
идейно-художественного качества
спектаклей текущего репертуара и
результаты смотра обсудить на прэ-
изводственных совещаниях и общих
собраниях.
	в местком Малого театра — E. lo-
голева, И. Ильинский, М. Жаров, В.
Обухова и молодая актриса О. Хорь-
кова; МХАТ СССР ‘им. Toppxoro —
А. Степанова, К. Еланская, И. Куд-
рявцев; Большого театра — IT. Hop-
цов, М. Максакова, А. Орфенов и
другие. : Е
	тив ветра!». Темой этой песни явля-
етея борьба за мир. Она и начинает-
са словами:
	_ Вновь угрожают нам

Войнами лютыми,

Но не допустим бы
Новой войны!
	Зыборы местных комитетов
	фабрик и заводов, мощных. энергети-   Сегодня совещание продолжает
ческих систем и сложнейших инже- свою работу.

Шовые книги
В Государственном музыкальном, Вас. ЯКОВЛЕВ. Д. М. Леонвва.
		32 стр. Цена 1 руб. .
Биографический очерк об известной

русской певице Дарье Михайловне

Леоновой. .
	Евг. ФРАНК. Серия «Советские `му-
зыканты-исполнители». Халима На-
сырова. 32 стр. Цеза 1 руб.
	Брошюра о жизни и творчестве вы-
дающейся артистки Советского Узбе-
кистана, вародной артистки CCCP,
лауреата Сталинской премии Х.-На-
сыровой. у
	`Е. КАНН-НОВИКОВА. М. И. Глин-
ка. Новые материалы и документы.
{Выпуск 1). 119 стр. Цена 6 руб.
	В книге приводятся материалы и
документы, относящиеся преимущест-
венно к детству и юности Глинкя
(1804—1818).
	И. АБЕЗГАУЗ. Русские музыкан-
ты о музыке Запада. 68 стр. Цена
2 руб.

Брошюра из серии «Русская музы-
кальная культура» приводит выска-
зывания выдающихся русских музы-
кантов и критиков—Стасова, Серова,
Глинки, Чайковского, Бородина, Муз
соргского и Римского-Корсакова 0
произведениях композиторов Запада,
	издательстве вьнпли из печати новые
книги:

А. ГЛУМОВ. Музыкальный мир
Пушкина. 280 стр. Цена 11 руб.

Книга содержит ряд очерков, рас-
сказывающих о многообразных му-
зыкальных впечатлениях, отразив-
шихся в творчестве великого русско-

го поэта А. С. Пушкина с юных лет
до дней его безвременной гибели.

Вас. ЯКОВЛЕВ. Пушкин и музы-
ка. 184 стр. Цена 8 р.

В книге помещены статьи: «Музыка
в жизни и поэзии Пушкина», «Пушкин
и русский оперный театр» (Пушкин и
Глинка, Пушкин и Даргомыжский,
Пушкин и Мусоргский, Пушкин a
Чайковский, Пушкин и Римский-Кор-
саков).

Т. ЛИВАНОВА. Критическая дея-
тельность русских композиторов-клас-
сиков. 104 стр. Цена 3 руб.

Брошюра рассказывает о борьбе ве-
ликих классиков русской музыки за
реализм русской музыкальной куль-
туры.

Е. ЛАСТОЧКИНА. Осип Петров.
	84 стр. Цева 2 р. 95 к.
	Биографический очерк о великом
русском певце Осипе Афанасьевиче
Tlerpose.
				ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШОПЕНА
	Творчество Шопена горячо любимо
и исключительно популярно в совет:
ском народе. До сих пор огромным
успехом пользуется организованнач
Государственным центральным музе-
ем музыкальной культуры выставка
«Жизнь и творчество Шопена», от-
крытая к столетию со дня смерти ком-
позитора.

Продолжается издание произведе-
ний Шопена. Только за последние три

а о ая Amuamri: бе А

незы, ноктюрны, мазурки, этюды,
вальсы, прелюды, романсы и песни
великого польского композитора об-
  щим тиражом в 200 тыс. экз. В этом
году Музгиз выпустит первый том
  полного собрания фортепианных сочи-
  нений Шопена, включающий . четыре
  концертные пьесы для фортепиано ©
оркестром. В подготовляемый к печа-
  ти второй том войдут четыре сКерцо.
  Только что вышел из печати сборник

йе ПА:
	Встреча журналистов в коллективом Театра’ сатипы
	В Центральном доме журналиста   пути театра и о новых постановках,
состоялась встреча работников газет   над которыми сейчас работает коллек-
и издательств столицы с. творческим   тив.
	коллективом Театра сатиры.   Журналистам Москвы были показа.

Е 7 < а Se А и.
	Вступительное слово сделал глав- Е Е ах
ный режиссер Театра сатиры народ-   ны сцены из спектаклей «Комедия
ный артист РСФСР Н. Петров. Он   ошибок», «Роковое наследство» и
рассказал собравшимся о творческом «Свадьба с приданым».
	Концерты венгерских артистов
	8 апреля в Болышом зале Консер-
ватории состоялся первый концерт
группы венгерских артистов,  находя-
щихся в Москве. 1

Государственный симфонический
оркестр Союза ССР: под управлением

we

няли участие Янош Фодор и пианист
Эндре Петри. Были исполнены ария
из опер, романсы, венгерские варод-
ные песни, фортепианные произведе-
ния Бетховена; НШопена, Кабалевскс-
го и других композиторов. :
	Концерты прошли е большим усте-
XOM.
	14 апреля состоится концерт в
Большом зале Консерватории. Госу-
дарственный симфонический оркестр
Союза ССР под управлением ЛаслА
омоди исполнит ряд произведений
Моцарта: симфонии ре мажор и соль
минор, симфонию ‘для скрипки. и альта
с оркестром. В концерте примут уча-
	стие Галина Баринова и Рудольф Бар-
	дирижера Ласло ИЮмоди (Будапешт)
	исполнил увертюру к опере компози-
тора Эркеля «Ласло Хуняды», «Вол-
шебное озеро» Лядова, симфониче-
скую поэму «Прелюды» Листа и
Пятую симфонию Бетховена. Арию из
оперы Эркеля «Банк Бан» и песню
Томского. из оперы Чайковского
«Пиковая дама» спел солист Буда-
пентской государственной оперы
Янош Фодор.

В концерте, состоявшемся 9 апре-
	ля в Малом зале Консерватории, при-! шай.
	Сцена. из 2-го акта спектакля «Шахтеры» в постановке Бухарестского
ot театра. ;
	@э 66 ляющий здесь, по су-

ей ти дела, вторую часть

о песни, может служить

достовернейшим сви-

хетельством братского родства румын-
свой и советской боевой песни.

Советская массовая песня поелу-
жила образцом для революционно-
демократического песенного творче-
етва не только в европейских стра-
нах, но ив Китае и в Монголии.

Новый, народно-демократический
Витай поет новые песни, и, велуши-
ваясь в звучание, например, «Марта
добровольцев», ставшето ныне госу-
датственным гимном Китайской на-
родной республики, мы понимаем
всю глубину и верность древнекитай-
ского изречения: «Еели хотите знать,
как страна управляется и каковы ее
нраветвенные законы, — приелу-
шайтесь к ее музыке».

В этом полном энергической силы
звучании, нациенально китайском по
языку. с характерными для чятито-
нового китайского звукоряда ‘мело-
дическими оборотами, мы дейетви-
тельно слышим могучий голое нового
Витая и ясно ощущаем то, что нрав-
ственным законом для китайского
нарола является великий закон рево-
тюпионной борьбы. Мы. понимаем,
что из‘еамото серлца великого. народа
вылвалея боевой клич:
	Вставай! Ветавай! Вставай!
`Нае пятьсот мильонов,
Мы — единое сердце!
Мы идем сквозь бури и пламя
Вперед! Вперел! Вперед!
: В бой!
	В сборнике «Пеени друзей» мело-
тия. китайского композитора Нэ Эра,
сочинившего «Марш добровольцев»,
представлена B гаомонизации
Е. Корчмарева, а песня «За единетво
	Витая» Джан Ди-чана в обработке
	есни друзей“
	37  be et OM ab 5S ts cl eI J

Красиво оформленный золотым тис-
нением по красному полю, с разве-
вающимися злыми знаменами на 0б-
ложЕе, сборник, недавно выпущен-
ный Музгизом, — первое вышедиее у
нас собрание песен стран народной
демовратии.

° Первая песня сборника — «Пес-
ня о Сталине» мотодого румынекого
композитора oA. Buepy (на слова
М. Драгомира)— замечательна во всех
отношениях. Пафос песни — в ee
торжественном припеве, начальные
строки которого гласят:

‘0 Сталине мы песню поем,
За ним идем победным путем.

- Строгий, отличающийся полнотой
хоровых звучаний. просто и красиво
гармонизированный припев опрелеля-
&т патетичеекий строй песни. Ветуп-
ление и запев проникнуты теплотой
и нежностью сыновних сердец, © ко-
торых говорится в заключительной
строфе песни. Мы ясно ощущаем пол-
ное и искреннее чувство музыканта-
поэта, слагающето пеень, в которую
румынский народ
	ble COoptire, Е
“Bew любовь вложить готов!
`Вторая — «Рабочая песня»
	Г. .Вильноза (в обработке советекого
композитора 9. Колмановского) на
	слова поэта А. Наскали—интереена.
	прежде всего как образец румынекой
революционной песни, непосрелетвен-
но еближающейся с песенными тр8-
дициями русского рабочего движе-
ния. Отголоски революционных. руе-
ских песен явственно слышатся 8B
энергичном маршевом движении пес-
ни Г. Вильнова. Близка она и совре-
менной советской массовой песне.
Широко разреунутый припев (четы-
	_В великой: борьбе за мир, против
	полжитателей войны Teche должно
принадлежать важное место. Но по-
TOMY-TO мы и должны быть особенно
требовательными к такой песне. Пес-
ня Я. Ежека страдает, на наш
взгляд, серьезными недостатками.
Вряд ли удачна, например, мысль
налисать весь. запев каким-то пре-
рывающимея речитативом. Это ско-
pee прием (и довольно избитый) для
драматического раесказа-моноло-
Га в опере, но для песни в куплетной
форме этот нрием решительно непри-
годен.

Что касается болгарских песен —
«Наша партия» Г. Златева-Черки-
на (в обработке 9. Колмановекого) на
слова К. Масларсвки м «Будем стоо-
ить» А. Кара-Отоянова (в обработке
3. Вомпанейца). то они очень хоров,
в особенности первая. То же можно
сказать о вентерских песнях —
	«Марш трудовых бригад» 39. Серван-
	ского и «Энамена свободы» Бела Tap-
yom (в обработке 3.`Компанейца). Ин-
тересна также албанская «Песня 0
двухлетнем плане» В. Трако.
	Первый сборник песен стран на-
родной. демократии несомненно вызо-
вет живейший интерес в самых ши-
роких кругах советской обществен-
ности, и мы с нетерпением будем
ожидать следующих сборников. Вооб-
пе, как нам думается, Музгиз дол-
	РУУ БЕЗ Ул 4% -

щенной в сборнике «Несни друзей ь
ЗтоРр егтЕ ППАРООХОТНаЯ  ПОоЛЬОКая   ДОЗМатического
	Эдесь есть превосходная польская
«Песня единетва» A. Tpagnrreiina,
свидетельствующая о том, что ниче-
го не утратила в своей кипучей жиз-
ненности ‘и силе благородная: тради-
ция польской революционной песни
— «Варшавянки» и «Врасного зна-
мени»: «Месня единства» А. Град-
штейна (на слова С. Выгодекого) пря-
мо ведет свое происхождение oT bap-
	рикалных песен польского рабочего
	класса. Запев ее в выешей степени
драматически выразителен ив то же
время ` характеризуется. необычайной
яеноетью и свежестью музыкальной
мысли: Динамически ‘пылкий нри-
пев песни обладает  зажитательной
силой. споеобной воспламенить са-
мое холодное сердце, пробудить к
действию. к подвигу.
	Нельзя отрицать лостоинетв и дру-
гой польской песни, помещенной в
сборнике, — «Пени © партии»
А. Пануфника (на слова А, Левина).
	МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА
	А. Глебов, В. Катаев, В. Любимова, А. Пер
зенцев, Н. Погодин, Б. Ромашов, А. Симуков,
С. Сутоцкий, Л. Тур, Л. Шейнин, А. Шейн,
А, Анастасьев, А. Солодовников, Н. Солодарь,
Г. Мдивани.

© На-днях в Центральном доме Красной
Армии состоялся зечер «Песни стран народной
цемократии>. Лауреат Всесоюзного конкурса
мастеров эстрады И. Шмелев и солистка Мос.
эстр. А. Ефимова исполнили ряд чешскях,

-“овацких, моравских, польских и китайских
народных песен.
	ожидали большего от пеенм, принад-  жен взять на себя ответственную и
тежащей перу А. Пануфника, домпо-   благодарную задачу ознакомления
зитора с крупных именем. Песня эта   трудящихся нашей Родины в музы-
суховата и бестемпераментна, кальным творчеством стран народной

:   semoRDATHH. До сих пор в этом на-
	Из XBYX чехословацких Песен,   правлении сделано крайне мало.
напечатанных в сборнике, ‹ должна
He ee OCOD ears 4 inn В. МАРКОВ.
	ре строфы четвероетишия), состав-   В. Вочетова.
TT Патриотическая песня «За един-
оль-
«Песни друзей». Румынские, п ство Китая» —= одна. из лучших в

Ре и В НБ а Ё
	ские, чехослезанкие, солгарские, вен    РИ ике. М И ЗН
гепские албанские монгольские, ки-, Сборнике. мелодия ее оригинальна в

В ЗА

NaN MAAN СЕВ Е а

тайские. Общая редакция Г. Шнеер-   самом полном смысле этого слова и,
сона. Русский текст С. Болотина и Несмотря на необычность рисунка и
Т. Сикорской. Музгиз, 1950 г. ‘отчасти ритмической конетрукции
		«Советское яскусство» выходит
по вторникам в субботам

SL. even ирчигиверинчилннивининЙ
Главный редактор С. Б, СУТОЦКИЙ.

Редакционная коллегия: Г. В. АЛЕНСАНДРОВ, В. Н. ВЛАСОВ,
Н. Н. ЖУКОВ, П. Н. ИВАНОВ (зам. главного редактора), -
А. А, ИКОННИНОВ, С. В. МИХАЛКОВ, К. И. ТРАПЕЗНИКАЗ.
		Адрес редакции: Москва, Цветной бульвар, 25. Телефоны: секретафнат, отделы информация. архитектуры — К 4-15-66; отделы театра; корреспондентской сетв — К 5-45-12; отделы музыки, кино, изобразительных искусств — К 1 48-08
	Типография «Гудок», Москва, ул. Ставкевиза, 7. Ray Ny 1014,