ОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

`’ Голос Ильича ( ,,06
	можно было бы изготовлять масее-
BHM тиражом граминластинки.

Из десяти сохранившихся записей
речей В. И. Ленина до настоящего
времени восстановлено птесть. Изго-
товленные новые матрицы дали воз-
можноеть Апрелевскому заводу в на-
чале 1950 года въытустить 300 ты-
сяч экземпляров траммпластинок ©
записью речей: «Намяти председате-
ля Веероссийского Центрального Ис-
полвительного Комитета тов. Я. М.
Свердлова», «Ш, Коммунистический
Интернационал», «Обращение к
Красной @тини», «Что такое Совете
ская власть?», «0 крестьянах-веред-
НЯЕЗХ»,

Комплекты, включающие  грамм-
пластинки с записями этих речей

вожля, широко распространены во
	всех городах Советского Союза и
странах народной демократии.
	ответствие слов и музыки в заклю-
чительном разделе баллады. Также
отмечалась недосталочная  эмоцио-
нальность, сложность музыжи в тре-
тьей части. Для раскрытия громад-
ного душевного погема людей, иду-
щих на штурм царской России, не-
обходима музыка более пелеустрем-
ленная, массовая и под’емная.

Положительно были юценены пее-
ни А. Новикоза «Солдатекие слова о
Сталине», «В коммунизм великий
Сталин нас ведет». Но серьезные за.
мечания вызвали ero же песни
«Любимый Сталин», «Ато етрану на-
uly сделал могучей». Олобряя замысел
композитора, создать задушевную ли-
рическую песню 9 любимом BORIC,
товарищи Постникова, Чесноков,
Вайнер указывали на противоречие
между содержанием слов и сентимен-
тальным характером мелодии. [олоб-
ного же рода замечания были выека-
заны и в отношении второй пеени
«Ато страну нашу еделал могучей»,
The частушечный напев не соответ
ствует содержанию текста.
	Серьезной критике  подверглаеь
песня J. Bakasopa «Ha коейсере
«Молотов», в которой, по мнению вы-
ступавиих,  лирико-созерцательный
характер музыки уводит в сторону
от главной темы песни:

Положительную оценку получили
песни Д. Васильева-Буглая «Горный
орел», А. Муравлева «Письмо из Ру-
ана», А. Хачатуряна «Песня серд-
ца». 0060 подчеркивалось значение
создания Д. Васильевым-Буглаем
песни для хора без сопровожления
(единетвенная в программе). В по-
рядке пожеланий все выступавшие
указывали на необхохимость даль-
нейшей работы над темой о Ленине
и Сталине, нал созданием песен бое-
вых, героических, массовых, овобен-
но для хорового пения без сопровож-
дения. Е и

Ислолненные песни дают основа-
ние для широкой дискуссии о совре-
менной массовой советской песче и
новых залачах советских кюмпюзито-
ров в этой облаети.

В 1919 — 1920 тт. было сделаю
несколько записей речей В. И. Ленина
на праммофонных пластинках. Запись
производилась на воск, © которого
были изготовлены медные матрицы.
С этих матриц был напечатан не-
большой тираж граммофонных пла-
стинок. В то время звукозалиеываю-
щие аппараты были еще несовершен-
ны, не было ламповых усилителей и
хороших микрофонов,  звукозачись
производилась акустическим CILOCO-
бом. .

Всесоюзный научно-исследовалель:
ский институт звукозаниеи при кон-
сультации научных сотрудников
Центрального музея В. И. Ленина в
последние два года провел большую
научно-исследовательскую работу п
восстановлению записи речей В. И.
Ленина. Перед паучными сотрудни-
ками была поставлена задача — сде-
лать новые матрицы, по которым
		В Центральном доме композиторов
на-днях состоялся концерт новой со-
ветской песни. Исполнялиеь песни
с Ленине и Сталине.

Вечера новой советской песни, пе-
риодически организуемые в участи-
ем представителей музыкальной 96-
щественности столицы, = зклива
и руководителей кружков художе-
ственной самодеятельности,  стану-
вятся хорошей традицией, Эти встре-
Чи позволяют композиторам услы-
шать непюередетвенные. впечатления
и замечания слушателей о своих со-
чинениях и проверить на самой бла-
гожелательной и вместе с тем требо-
вательной публике результаты св9-
их работ.

Натлядным доказательством этому
явился и вечер песен ® Ленине и
Сталине, привлекший большое чис-
ло слушателей. В концерте были ис-
полнены песни 5. Александрова,
В. Белого, 1. Бакалова, Д. Васильева-
Буглая, Р. Габичвадзе, И. Дунаев-
ского, 3. Левиной, А. Муравлева,
А. Новикова, А. Хачатуряна,

Выступавшие слушатели, едино-
душно отметив большую работу co-
ветских композиторов, создавших за
последние месяцы много новых пе-
сен различных жанров о великих во-
ждях— Ленине и Сталине, высказали
ряд ценных замечаний, имеющих
практическое значение.

Так, прелотавители флотских op-
танизаций Попов, Романычев. Вай-
	нер и другие одобрили работу Б. Бе-
	Лого, попытавитетося ‘воплотить в
цикле из трех баллад художествен-
ный образ великого Ленина (речь

. Й. Ленина на бронввике у Фин-
ISHRCROTO вокзала, Ленин в подполье
на. станции Разлив, Ленин в Смоль-
ном). Полчеркнув большое воепита-
тельное значение подобных произве-
дений, они вместе е тем высказали
DIL критических замечаний по это-
му циклу. Отмечалаев  художествен-
ная неравноценность ‘ео частей. К
наиболее ярким страницам IWKAS
В. Белого относится вборая часть —
«Перед бурей» (Ленин в Разливе). Но
й злееь имеет место некотолое несо-
	Записи на граммпластинках
	Концерт новой
советской песни
	новление земли”

Фильм о-сталинском плане преобразования приролы
	Кадр из фильма «Обновление земли». Студенты занимаются на опытных
полях Института им. В. В. Докучаева, гле еще недавно простиралась
	умело подобранным изобразительным
материалом.

‚ Последовательно, ежато и вырази-
тельно рассказав о значении лесона-
сажлений и о гигантеких масштабах
сталинского плана преобразования
природы, авторы перехолят в развер-
нутому повествованию о том, RAK CO-
ветский народ осуществляет этот
план.

Вот мы на заседании комсомол“
ской ортанизапии Тракторозаволеко“
	го района Сталинграла. — Моло=
хежь города-героя ‘решила 3aca-
	дить лесную полосу Камышин —
Сталинград не в пятнадцать лет, а В
три с половиной года. И по улицам
Сталинграда, помнящим ужасы раз-
рупгительной войны, идут шеренги
молодых бойцов за счастье народа, и
на плечах у них не смертоноеное ору-
RHE, & лопаты...
	Веснарохное лело преобразования
	сухая равнина Каменной степи.
	«Для счастья нарюда» — так на-
зывается популярная картина ху-
дожника Д. Налбанляна, запечатлев-
шая товарища Сталина и его бли-
жайпгих соратников у карты велико-
го наступления на, засуху. Эта вар-
тина, на несколько мгновений появ-
ляется на экране. в новом фильме
«Обновление земли», органически
пополняя увлекательный кинорассказ
	oO том. как много делается в Совет-
	ской стране для счастья народа,
0 TOM, Kak наша, Родина, идет по пути
5 изобилию, претворяя в жизнь ста-
линекий план преобразования пря-
роды,

В фильме приведены слова
товарища Сталина, относящиеся к
1924 голу: «Мы ренли... сделать
все возможное хля того, чтобы заетра-
ховать себя 8 ‘Synyuem от случайно-
стей засухи...». Партия и правитель-
ство оно осуществляли меро-
приятия но борьбе с засухой. но эта
работа. была прервана навязанной нам
войной.

Историческое постановление Cone
та Министров Союза CCP ЦА
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВ
В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ
ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
		В фильме «Влятва» есть такой
эпизод: товариш Сталин, безмерно
скорбящий о смерти Владимира
Ильича. выходит во двор Кремля,
Сотрудник редакщии спрашивает его,
roma же будет готов некролог о
Тенине. Оталин отвечает:

— И не будет.

В’ ответ на недоумение коррес-
пондента Сталин показывает на
огромную толпу, собирающуюся на
Ерасной площади.

— А вот, видите паломничество
десятков и сотен тысяч трудящих-
ся? — говорит Сталин. — ...Пройдет
некоторое время, и вы увидите палем-
ничество к товарищу Ленину пред-
ставителей десятков и сотен миллио-
нов трудящихся... Такие люди, ROK
Ленин, не умирают. Он жив и будет
вечно жить среди нас. ~

И Ленин жив в сердцах всех совет-
ских людей, в сердцах миллионов
тружеников земли. Ленин жив в де-
лах строителей величественного зда-
ния коммунизма. И с кажлым голом
ширится и растет волна паломни-
чества к Ленину.

Десятюи, сотни, тысячи людей co
всех концов советской земли, множе-.
ство людей зарубежных стран,
приезжая в столицу нового мира,
идут в мавзолею Ленина, в Централь-
ный музей В. И. Ленина. хемонстри-
руя свою безмерную любовь к тому,
ло указал пути к новой жизни и от-
дал все силы борьбе за ее торжеетво.

Особенно многолюдно в музее в эти
дни, когла страна’ отмечает 80-летие
со дня рождения Владимира Ильича
Тенина.

„.„.Тяжелые двери из луба остав-
ляют позади шумную суету улиц.
В торжественном молчании поднима-
ются по ступеням мраморной лестни-
цы посетители — одиночки, группы,
BECKYDCHH.

В жизни Влалимира Ильича, в его
кипучей революционной  деятельно-
сти отражена, как в фокусе, вся
жизнь страны, рожденной в битвах
революции, окрепией и выросшей в
борьбе за, утверждение великих прин-
пипов ленинизуа. И музей, храня-
ший неоценимые сокровища,  свя-
шенные феликвии, стал поиетине
прекрасной школой ленинизма, шко-
лой истории и теории  большевиет-
ской партии, школой революционной
борьбы.

В 21 зале музея собраны докумен-
ты, рукописи, книги, фотографии,
макеты, картины, скультуры, тиаг
‚За шагом рисующие все эталты слав-
ной жизни и многогранной деятель-
ности Владимира Ильича. И каждый
из более чем 7 тысяч экслюнатов,
от макета дома семьи Ульяновых в
Симбиреке до гипсовой маски, сня-
той в лица и рук Владимира Ильича.
в день его смерти, тассказывают.
частицу волнующей эпонеи о чело-
веке, чье пламенное ‘сердце горело
ненавистью в капиталистичезкому
миру зла и насилия, страстной лю-
бовью к угнетенным и обезхоленным
труженикам, верой в то, что люди,
своим трудом создающие все мате-
риазльные и духовные ценности,
должны быть и будут подлинными
хозяевами жизни.

Свыше 300 произведений изобра-
зительного искусства экспонитовано
в разных залах музея. Rapru-
ны, рисунки, акварели, гравюры,
скульптуры, художественные  рабо-
ты народных мастеров, ковры, вы-
пивки, резьба, изделия из фарфора,
предетавленные здесь, — это лишь
небольшая часть той  отромной
Ленинианы, которая создана, ‘творче-
ством народа, свято хранящего па-

MATE о бессмертном своем вожхе.

Неот’емлемой частью экспонатов
- музея стали многие работы художни-
BOB кисти и резца.

Вот за столом, слегка, наклонив-
шикь вперед, силит Владимир
Ильич. Он внимательно смотрит на
стоящего перед вим Сталина и ©00рз-

«Владимир Ильич Ленин среди делегатов Ш сезда РКСМ. 1920 г.».
	(Всесоюзная художественная вы-
			Картина художника П. Белоусова.
ставка 1949 года).

>

лоточенно слушает ето — так изо-
бразил художник А. Моравов первую
встречу Ленина co Сталиным на
Таммерфорсской конференции в де-
кабре 1905 ла — года резкого
обострения классовой борьбы, rege
под’ема первой русской революции.

И во многих других произведениях
искусства красной нитью проходит
тема великого содружества вождей
революции В. И. Ленина и
Сталина. Вместе они строили партию
рабочего класса, партию нового тие
па, партию социальной революции
и диктатуры пролетариата. Вместе
они стояли у колыбели Великой Ок-
тябрьекой сопиалиелической револю-
ции, вместе строили первое в мире
госуларетво рабочих и крестьян —
Страну Советов. Великий Сталин вы-
CORO поднял ленинское знамя и через
все трудности, невзгоды, военные 6у-
ри тверлой рукой привел нашу
страну к победе бессмертного дела
Ленина, дела всего трудового челове-
чества. Это хорошо отражено во мно-
гих художественных произведениях
— экопонатах музея.

Йз года в год пополняется Лени-
ниана. За последнее время в экено-
зицию включен рял новых произ-
ведений искусства. В первом зале
музея — «Детство и начало = pe-
волюционной деятельности В. И.
Ленина» — внимание посетителей
привлекает новая работа екульттора
В. Пигаля — «Ленин-гимназист».
Злесь же на стене — картина
РВ Сташкова «После казни Алек-
	‘еанлра Ульянова».
	шли боевые приказы». Эти елова
«Краткого курса истории В&П(б)»
иллюстрирует рисунок Художника
Е. Кибрика «24 октября ночью
в Смольный прибыл Ленин».
_..Юрейсер «Аврора» громом овоих
пушек, направленных на Зимний
дворец, возвестил 25 октября начало
новой эры. Этот исторический эпизод
запечатлел в своей картине «Зали
«Авроры» художник C. Дудник.
	Музей пополняег свои экенозиции
произведениями со Всесоюзной худо-
жественной выставки 1949 года, кар-
тинами художников ВБукоыникеы
«В. И. Ленин в Разливе», П. Бело-
усова «Влалимир Ильич Ленин среди
делегатов ПГ с’езла РАСМ. 1920 г.»,
Н. Сысоева «В. И. Ленин и
Н. Е. Крупская среди крестьян де-
ревни Горки в 1921 г.», рисунка-
ми Е. Кибрика «В. И. Ленин в под-
полье», «Есть такая пар-
тия!». екульгтурой Н. Томского —
«В. И. Ленин». В музей поступили
большие фарфоровые вазы Ленинград-
ского зарола им. Ломоносова с poe-
	нисью (110 эскизам  Художницы
А. Яцкевич), посвященной теме
«Ленинграл — колыбель  Октябрь-
	ской революции».

„Экепезиция Музея В. И. Ленина
оботатилаеь 16 бронзовыми отливами
с уникальных скульттур Н. Андрее-
ва.
Bee эти произведения, — вклад
советских хуложников и народных
мастеров в великое дело пропаганды
ленинекого учения, их лань любви ®
величайшему человекд’ всех времен и
народов.

Ленин, жив в сердце народа, в серл-
	пах художников, вышелигих из недр
	народа. Ленин жив во веех наших но-
мыелах и лелах, он жив в произвеле-
ниях хуложников, фаботы которых
собраны и в трех специальных залах
музея, посвященных теме «Ленин в
изобразительном искусетве и народ-
ном творчестве».

Я\ивой, бессмертный Ленин в03-
никает на экране конференц-зала,
музея, гле демонстрируются кинодо-
кументы, снятые при жизни Вла-
цимира Ильича.

Как к живому, приходят сюда к
Ленину миллионы людей, приходят
рабочие и колхозники, ученые и
поэты, мастера искусств, чтобы изу-
чить ленинизм, чтобы черпать новое
влюхновение для своих трудов на,
благо Родины.

К. БЕЛОВ.
	России. Ето хотели  переплавить,
чтобы продлить преступную войну.
Этому воепрепятетвовали антифаши-
сты завода «Врютхютте». Они спря-
тали намятник. В честь Врасной Ар-
мии памятник был установлен ан-
тифатистами 2 июля 1945 года на
этой площади».

Ero же эти люли — антифапеисты,
спрятавшие и потом  установивиие
памятник? Нам необходимо снять для
фильма именно их. Живы ли они?

Да, живы.

Секретарь райкома знакомит нас с
молодой энергичной женщиной, одё-
той в летнее, не по сезону, пальто ий
красный берет. Быстрые движения,
звонкий голос и восторженно глядя-
щие глаза делают ее похожей на Ha-
ших вомеомолок первого десятилетия.
Это Raepa Янц — активный агита-
тор райкома.
	Она была членом подпольной ком-
мунистической организации в этом
районе, и именно к ней прибежала
ночью взволнованная Валя, девушка
из Украины, работавшая на заводе
«Ерюгхютте». Валя сказала Влере
Янц, что, разбирая старое железо на
дворе завота, она нашла памятник
Ленину. Валя знала 9 существовании
подпольной группы, работала связной
между членами этой группы и руе-
скими военнопленными. Она умоляла
Влеру Янц помочь ей, боясь, как бы
не обнаружил памятник еще кто-либо,
кроме нее. Но Влера Han уже знала
все. Знала, что памятник, привезен-
ный на переплавку, был сначала
спрятан каменотвёсом Гойлэлем, что
подпольная группа завода, установила
охрану, а позлнее памятник был пе-
ренесен в другое, более надежное ме-
сто.

Влера знакомит нае. е каменотесом
Гойдэлем и сожалеет, что не может
познакомить ec Робертом Бюхнер,
одним из активных участников‘ груп-
пы,—0н сейчас работает бургомиет-
ром в друтом районе. Но здееь его
брат — Артур Бюхнер, который тоже
помогал прятать памятник. :

Утром вместе с Гойдэлем, Артуром
Бюхнер и Клерой Янц мы едем на з4-
вол «Врюгхютте». Место. гле под гру-
	У У ee Е НЕ Е OEE ES

войной.

Историческое постановление Con
п» Министров Союза COP TE
ВКП(б) привело в движение а

природы опивается на могучую 69%
ветскую индустрию. Весной 1949
года в районы лесопосадок шли эше-
лоны © автомобилями Московского
завода имени Сталина, © тракторами

лее ко а Ри
	ны советских людей. Начался неви-
данный поход за высокие и устойчи-
вые урожаи. То, о чем мы с волне-
нием читали в газетах и слышали по
радио, мы видим теперь на экоане.
Авторы фильма, использовав возмож-
ности документальной кинематогра-
фии, собрали в елиное целое большое
количество фактов и эпизодов и умг-
ло обобщили их.

‘Фильм начинается с показа лес-
ных ботатетв страны. Одна треть с0-
ветской земли покрыта лесами. Но
неравномерно распределила природа
эти. ‘ботатства. Вончаются. леевые
маесивы, и земли засушливого юго-
востока огтаютея открытыми для су-
ховеев. Скупыми, HO выразитель-
ными штрихами рисует фильм, как
беззайтитен был русский крестьянин
в 00р05бе с природой, как земля-ве-
ряла свое плолорохие.

„..Картина Репина «Врестный’ ход
в Курской губернии»: тщетны моль-
бы людей © дожде... Crpannna из
Ленинского тома ео словами. наши:
	  саннымив 1901 гоху: «Опать голод!
	Не отно тольво разорение, a прямое
вымирание руеского крестьянства
идет в последнее десятилетие с по-
разительной быстротой...».

Как известно, великие русские
ученые. революционеры в науке —
Докучаев, Костычев, Вильямс — от
рыли способы борьбы с засухой я
повышения плодородия полей. Но ах
труды в мрачные годы самодержавия
не стали достоянием народа. Они
остались опытами, но какими бле-
стяними опытами! Фильм ярко п-
казывает, как преобразовалаеь опа-
ленная зноем Каменная степь, где
Василий Васильевич Докучаев поса-
дил первые лесные полосы и в ма-
 ленькой хате, сохранившейся ло на-
тих дней, организовал скромную на-

‘учную лабораторию.
° Ваменная степь в наши дни ста-
ла огромной научной лабораторией.
Ha поляне. среди зарослей акации и
сирени, возвышаетея светлое треёх-
‘этажное здание Института имени
 В. В. Докучаева. Сюда, на опытные
`поля, приезжают ученые, студенты,
‘колхозные бригадиры.

Эпизоды, посвященные Ваменной
степи, к которой авторы возвраща-
ются неоднократно, пожалуй, одни из
наиболее удачных в фильме. На кон-
кретном материале зжесь  раскры-
вается все значение работ WO лесо-
насаждению, сезданию  искуествеи-
ных водоемов и внедрению  траво-
польной системы земледелия для пд-
вышения плодородия почвы. Хороню
показана лесчаная буря в степях
Средней Азии, удачно решены и мно-
тие другие эпизоды, тщательно раз-
работанные сценарно и раскрытые
	«Обновление земли». Цветной
документальный фильм. Сценарий н
текст М. Садковича. Режиссер
И. Копалин. Главный оператор
Б. Волчек. Операторы: М. Глидер,
С. Киселев, С. Уралов, 3. Фельдман,
В. Шлтатланд. роизводство Цен-
тральной студии документальных
Фильмов.
	из Сталинграда, Харькова, Челябин-=
ска. Нижнего Тагила, Ленинграда...
Зрители фильма присутствуют при
организации первых  лесозащитных
станций, видят первые  проложен-
ные. борозды, первые посадки  де-
ревьев...

Фильм многому учит, он знакомит
эрителей с новейпими достижения-
ми мичуринской агробиолотии — ¢
методом гнезлового посева леса, пред=
ложенным — академиком Лысенко.
Хороню удалось показать грандиоз-
ные масштабы работ. От края до
края охвачена советская земля обнов-
лением. В Грузии  насаждаются
эвкалипты. Выходят сеятели на бар-
ханы Кызыл-Вума: здесь поднимут-
CH причудливые заросли сакеау-
ла. Мы. видим поля совхоза Пахта-
Арал = остров хлопка, созданный
большевиками в опаленной солнцем
степи, наноенной теперь водой Ka-
нала имени Кирова. Нод небом Y3-
бекистана цветут цитрусовые, & на

‘полях Белоруссии — тянынаньский

гость — кок-сагыз. Мы видим, как
растет винограл под Москвой и как
колхозники Украины собирают уро-
жай риса.

/ Вепоминаютея слова Мичурина:
«Я вижу, что колхозный строй, че-
рез посредетво которого коммунисти-
ческая партия начинает вести ве-
ликое дело обновления земли, при-.
ведет трудящееея человечество к дей-
ствительному могуществу над сила-
ми природы». «Обновление земли»—
отличная иллюстрация в этим словам.

Режиссер Илья йопалин смонтиро-
вал богатый материал в эпически
спокойвом темпе. Патриотическое,
местами приполнятое; поэтическое
звучание фильма определяется не на-
рочито прилуманными режиссерски-
ми приемами или патетическим лик-
торским текстом, а самим материалом,
его отбором и сопоставлением, самой
жизнью, отраженной на экране. Pe-
жиесер порой подчеркивает и усили-
вает содержание эпизодов чисто ки-
нематографическими средствами: во-
ла, покрывающая хоропю разработан=
ную почву, быстро просачивается
вниз, а на неправильно подготовлен-
ной земле задерживается сверху, раз.
мывает ее; на крышах нового, только
что обжлттого поселка в степи посе-
ляется аист: колхозники  слушзют
лекцию о лесонасажлении, и изобра-
женные на доске чертежи оживают;
показывая е помощью мультиплика-
ции назтравление лвижения ветров.
Такого рода детали вбогащают и 0б-
разный язык и, главное,  познава-
тельное значение этого фильма, кото.
рое трудно переоценить.

Отлично поработали операторы.
Картина снята ровно, цвет, имеющий
особенно больнюе значение в карти-
не, посвященной природе, естестве-
нен,- красочная гамма тонка и выра-
зительна.

Удачно использована в фильме му-
зыка Л. Шостаковича из ето извест
ной оратории «Песнь о легах».
	Гр. РУЗОВ.
	„.Юомната  Ульяновых. Юный
Владимир Ильич стоит около матери,
которая полна скорби и печали после
казни старшего сына Александра;
рядом на диване сидит сестра
Владимира Ильича. Юноша положил
руку на плечо матери, он утешает
мать, но мужественное лицо его вы-
раждет репримость, волю к борьбе.

Pax новых картин  советевих

хуюжников появился в УШ и [СХ за-
лах музея, посвященных периоду
полготовки и проведения Октябрь-
ской революции.

..«Э4 Октября ночью в Смольный
прибыл  ОЧЛенин, непосредственно
взявигий в свои руки руководетвю
восстанием. Вею ночь к Смольному
походили революционные войсковые
части и отряды Врасной Гвардии...
Смольный, гле находились Петроград-
ский. Совет ж ЦЕ болыневиков, стал
боевым ттайбом революции, откуда
	Картины о великом вожде
	Н. К. Крупская среди крестьян дерев-
ни Горки в 1921 году», два портрета
В. И. Ленина работы П. Васильева.

Кроме того, в ближайшее время
выходят из печати репродукции каз-
тин: «В. И. Ленин и И. В. Сталин ре-
дактируют резолюцию 1 Всероссий:
ской конференции большевиков 3B
	Таммерфорсе в 1905 году» А. Мора-:
	вова, «В. И. Ленин провозглашает
Советскую власть» В. Серова, «В. И,
Ленин и И. В. Сталин в штабе обо-
роны Петрограда» В. Орешникова,
«В. И. Ленин среди делегатов Ш с’ез-
да РКСМ. 1920 г» П. Белоусова и
«Холоки у В. И. Ленина» Ф. Модорова.
		мятнику несли подарки, знамена, —
знаки дружбы и мира.

Из соседнего города, Гебиетадта при-
ехала седая старуха; ее бережно под-
держивал пол руку уже взрослый
внук— шахтер. Старуха крешко ежи-
мала вруках древко тяжелото бархат-
ного знамени. Это знамя двенадцать
лет хранил замурованным в стене ее
сын Отто Брозовский. Ни застенки
тестапо, ни пытки и голод не заста-
вили его вытать ввою тайну. Уже нет
	в живых Отто Брозовекого. но вечно
	жива его вера, вера пролетария в
дело Ленина— Сталина.

Мать и вын Брозовекого склоняют
знамя у памятника Ленину.
	Из деревни Бише-Фродэ прибыла
делегация в другим знаменем. 910
знамя в 1928 году было подарено ра-
бочими Московекого завода «Серп и
молот» немецким рабочим.

Долго его еохранял Герман Гайне,
а когда дн погиб во французском
концлагере, тайную эстафету под-
хватил его брат Вильгельм и пере-
дал в деревню Бише-Фрола старой
крестьянке Фриде Шмайсе. Из дома в
дом переходило это знамя — от Фри-
ды Шмайсе вк Отто Заштлебену, от
Заштлебена к Паулю Герборн, от Гер-
борна снова к Гайне, и, так двигаясь
по тайному кругу, оно не лосталось
рыскавшим по его следами  геетапов-.
цам.

Ерестьяне деревни  Бише-Фродэ,
сохранившие знамя, теперь отказа-
лись передать его кому бы то ни бы-
ло. Они берегут его, как святыню.

..Мы снимаем это событие в ма-
леньком шахтерском городке Саксо-
ний, и в сердце поднимается волна
неудержимой радости при виде того,
как исчезают границы и теряет зна-
чение разница языков и наречий под
ярким светом могучих ленинских
идей, как все выше и выше разве-
вается над землей алое знамя Ленина.
— Сталина, как растет и креннет под
этим знаменем лагерь мира и демокра-
тии во всем мире.
	Микола САДКОВИЧ.
САКСОНИЯ. 1950 г.
	Издательство Художественнога
фонда СССР. «Советский художник» к
80-летию со дня рождения Владимира
Ильича Ленина выпустило из печати
репродукции картин советских Xy-
‚дожников, посвященных великому во-
ждю. Изданы массовым тиражом:
произведения В. Орешникова—«В. И.
Ленин на экзамене в университете»,
Кукрыниксы — «В. И. Ленив в Раз-
ливе», П. Васильева-——В. И. Ленин и
И. В. Сталин в дни Октября» и зВ. И;
Ленин и И. В. Сталин», С. Дудника—
«Зали «Авроры» (25 октября 1917 го-
да), Н. Осенева — «Октябрь в Смоль-
ном», Н. Сысоева — «В. И. Ленин и
	дами железного лома был спрятан па-
	мятник, сейчас обнесено забором.
Здесь вее осталось попрежнему, толь-
ко в холме железного лома теперь 9б-
разовалея небольшой темный tyH-
нель. Там лежал памятник.

Мы снимаем на пленку это место.
Рабочие рассказывают, как они хит-
ростью и подкуном, рискуя своей
жизнью и жизнями своих товарищей,
отводили отсюда гестаповеких ищеек,
как, торжествуя победу, повезли они
пзмятнив с заводского двора в город,
но... повезли слишком рано. Уже бы-
ли разгромлены фанисты, бежало ге-
стапо, но город заняли американские
части. Кое-кто из гестаповцев  вер-
нулея в город вместе с американским
птгабом. Й енова пришлось рабочим
прятать от них монумент.

Братья Кубица, Гофман, Линднер,
Визер и Рабицек сменили взятых под
американский. «контроль» Гойдаля,
Клеру Янц и братьев Бюхнер. Ваза-
лось, ничего не изменилось. Снова
продолжала работу подпольная груп-
па, снова рабочие несли тайную вах-
ту у памятника. Только 2 июля, за
хва дня до прихода советеких частей,
когда американцы уже отходили 3a
границы своей зоны, памятник от-
крыто привезли в город, Ha Август
Бебель-плац.
` Население города обратилось с
просьбой к советскому командованию
оставить памятник городу:

— Члобы как светлый маяк, стоял
он здесь навеви и освещал путь не-
мецкому нафоду, горько заблудивше-
муся однажды.

Советское правительство  удовле-
творило их просьбу.

21 января освобожденный немеп-
кий народ отмечал годовлкину смерти
Владимира Ильича Ленина.

По площади непрерывно двигались
колонны рабочих, учащихся, юных
пионеров. В этот день в Эйслебен
с’ехались неё только жители района,
но и делегации из многих земель Гер-
мании. Уже в полудню пьедестал па-
матника потонул в венках и цветах.
Но приносили не только цветы. Ё па-
	В Эислебене
	Обнажив головы, мы долго стояли
у памятника, мысленно делясь во
CBOHM великим учителем той ра-
достью и счастьем, которые охваты-
вают каждого советского человека,
встречающего зримые черты движе-
ния всего человечества в коммунизму.

В эти минуты, быть может, с 060-
бенной ясностью каждый из нае уви-
дел свою жизнь, прожитую в разных
местах и по-разному, но 0б’единен-
ную с миллионами других жизней
великой силой ленинеких идей.

Ленин — на площади чужого нам,
незнакомого города. Й уже не таким
чужим кажется горол, и будто дру-
гие люди населяют его.

Нас пригласили в помещение рай-
онного комитета Социалистической
Единой нартии Германии, где, не-
смотря на’ позднее время, былю в еб0-
ре вее руководство района.

С волнением мы вглялываливь в
лица присутствующих в комнате, пы.
таясь угадать, кому из них должен
быть благодарен немеценй народ за
благородный и самоотверженный по-
CTYIIOB. -

Нам помог первый секретарь рай-
кома Вунеус.

— Мы собрались здесь, — сказал
он, — чтобы точно установить, Ето
достоин участвовать в с’емке вашего
фильма завтра.

Завтра — 21 января. На площади
Августа Бебеля, у памятника Ленину,
состоится торжественно-траурный
митинг. Здесь мы и должны будем
заснять тех, кто, рискуя жизнью, CO-
хранил этот памятник.

На пьедестале памятника высече-
но по-немецки:

В. И. Ленин, род. 22.4.1870
ум. 21.1.1924

На другой стороне пьедестала рас-
схазана история этого памятника:

«Этот памятник был похищен не-
мепкими военными преступниками В
	Из записной книжки кинорежиссера
	С трудом преодолевая крутые под -
емы сакеонских холмов, мы пох’еха-
ли в Эйслебену. Было уже совсем
темно. На пустынных улицах Ma~
ленького шахтерского городка не вид-
но ни прохожих, ни дежурных поли-
цейских — спросить дорогу не У
кого. Однако мы не сомневались, что
и без чьей-либо помощи сможем най-
ти все, что представляло наибольший
интерес для ‘советского документаль-
ного фильма о новой демократической
Германии, который мы снимали В
эти дни. Видно, само название
фильма «Новая Германия» помогало
нам точно приходить в цели. Бак бы
ни был стар или разрушен город, как
бы ни были пустынны и. на первый
взгляд, неприветливы деревенские
улицы, — новое всегда заявляло о
себе властно и громвЕо.

Так и сейчас. Никого не расспра-
шивая, мы медленно продвигались к
пентру городка, как влруг справа от
106се нам открылась хорошо’ оеве-
щенная площадь и на ней величест-
венная фигура памятника Владимиру
Ильичу Ленину. Мы знали о сущест-
вовании этого памятника по раеска-
зам людей, знали его историю, и все
же лля нас было радостной  неожи-
данностью увидеть здесь, на площа-
ди далекого немецкого города, отли-
тый из темной бронзы образ величай-
птего гения человечества.
	Январекий ветер гонял но камням
мостовой снег, окрашенный светом
газовых фонарей. Поднятые на выео-
ких флагштоках по обеим сторонам
монумента, трепетали алые стяги. у
пьедестала лежало несколько скром-
ных венков.

Влалимир Ильич возвышалея над
плошалью, заетыв в столь знакомой
нам позе — в расстегнутом пиджа-
ке ив кепке, с улыбкой глядя на
островерхие крыши домов и, каза-
лось. тихо приветствуя Hac, своих
соотечественников.
	В Президиуме Верховного Совета РСФСР
	О присвоении почетных званий РСФСР
	работникам театрального искусства
	3. Нотову-Самарину тригорию
Матвеевичу — артисту Хабаровского
краевого театра музыкальной  Еоме-
KWH.

4. Hpacuenanpcxomy Aaercem Cep-
геевичу — артисту Центрального
театра транспорта.

5. Скопиной Людмиле Алексан-
дровне — зртистке Центрального те-
атра транспорта.

6. Славиной-Родионовой Алексан-
дре Владиславовне — артистке Вам-
чатекого областного театра драмы:

-7. Федорову Николаю Ильичу —
артисту Хабаровского краевого театра
драмы. \

8. Хохрякеву Виктору Ивановичу
—= ‘артисту  Нентрального театра
транспорта.
	За большие достижения в области
советского театрального искусства
Птезидиум Верховного Совета РСФСР
присвоил почетные звания:
	НАРОЛНОГО АРТИСТА РСФСР
	Карганову Павлу Александровичу
— артисту Саратовского государет-
ренного драматического ‘театра имени
® Маркса.
	ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР
	1. Грибковой Анне Васильевне —
артистке Хабаровского краевого Te-
атра музыкальной комелии.

2. Ипатовой-Рековой Валентине
Николаевне — артистке Хабаровско-
	‘то краевого теалра музыкальной ко-