Ореди произведений архитектуры,
удостоенных Сталинских премий за
1949 roxy, — четыре жилых дома.
Явление это глубоко знаменательно,
оно свидетельствует об исключитель-
ном внимании партии ни прави-
тельства, лично товарища Сталина к
массовому жилищному строительетву,

В своем выступлении на собрании
избирателей 10 марта текущего гола
В. М. Молотов сказал: «Мы видим
теперь, что начавшееся после окон-
чания войны экономическое восета-
новление страны в основном законче-
но и что мы поднялись уже на более
высокий экономический уровень, чем
в довоенное время. Теперь мы имеем
большие возможности по-настоящему
взяться и за решение таких <серьез-
ных вопросов, как жилищное деле.
Строительство новых жилищ, наряду
со строительством новых школ и
больниц, занимает виднейшее место
в разрабатываемом плане дальнейшей
реконструкции столицы -— Москвы».
	Стремясь воплотить в архитектур=
ных сооружениях величие идей
сталинской эпохи, советские зодчие
используют все средства художеет-
венной выразительности. Широкое
распространение получают орнамент,
рельефы, разнообразнее етановитея
цветовое оформление дома. Отдельное
жилое здание расематриваетея как
органическая часть городского ан-
самбля, его архитектурный облик
подчиняется общему градостроитель-
ному замыелу.

Иллюстрацией развития этих тен-
денций в жилищном строительстве
столицы может елужить ряд жилых
домов, сооруженных в прошлом году.
Среди них выделяются дома № 11 на
Б. Калужской улице, № 4—10 на
Садово-Триумфальной улице и
№ 46—48 на улице Чкалова, авторы
которых удостоены Сталинских пе-
мий. В архитектуре этих зданий,
столь не похожих одно на другое,
созданных авторами различной твор-
ческой индивидуальности, заложено
ехиное начало — сталинская забота
о ‘человеке, стремление наиболее
полно ответить на растущие запросы
советского Человека, найти полнопен-
ное решение образа советского жилого
дома.

Дом на Б. Калужеквой созлан ака-
хемиком архитектуры И. юлтов-
ским. Старейний советский зодчий
	E

A пример того, как при пре-
	хельной экономии декоративных
средств можно достичь большой
хуюжественной выразительности.
	Дом: этот уже издалека привлекает
внимание своим четким силузтом, 30-
лотистым, как бы озаренным волнеч-
ным светом. тоном облицовки.
	Бнутренняя планировка дома OT-
личаетея большой экономичностью и
удобетвами. В доме — около двухсот
прекрасно оборудованных квартир.
Продуманная планировка позволила
сократить обычно применяемое в по-
хобных домах количество лестничных
клеток, расположив вокруг каждой
из них восемь кваугир. Уже в ует-
		защиту сценария
	- донументального фильма.
		в кривом зеркале. Вина режиесера
не только в том, что он не изучил
темы, халтурно. подошел к решению
поставленной перед ним. творческой
задачи. Он совершил проступев, ко-
торый в документальной кинемато-
трафии до сих пор злом не считает-
ся и, как правило, осуждению He
подлежит; он резко отклонился от
сценария, занялся отсебятиной и в
погоне за дешевыми формалиетиче
кими украшениями пооглядел глав-
ное. Ни студия; ни Министерство ки-
нематографии PC@OP не. наетоялн
на соблюдении режиссером сценарной
дисциплины. Больше того, фильм
был принят ими ве положительной
‘оценкой. Вазалось бы, урок серьез-
ный, и работникам вино слеловало
‘схелать выводы © подлинном значе-
нии сценария в документальной ки-
нематотрафии. Ёое-клю и попыталея
это. слелать, но с явно неверных по-
зиций.

Ha творческом совещании в Цен-
тральной студии документальных
фильмов директор студии Н. Racre-
лин в своем локлале упорно доказы-
вал, что сценарий документального
фильма не нужен и даже... вреден!
По существу, это было выетупление,
направленное против участия в доку-
ментальной кинематографии  лите-
ратора, стоящего будто бы «межлу
режисеерюм и жизнью», тогда как с
жизнью режиссер должен соприкч-
саться лично, а не с помошью «по-
средника» (?!). В качестве  «дово-
да» докладчик привел такой arr
пока» сценарий пишется, переделы-
вается, утверждается стулией и ми
нистерством и пока с’емочная грутиа
выедет на место, там многое изме-
нитея, предстанет в ином виде.
Жизнь илет вперел!.. Спора нет. не
	быть решено немедленно. Нередко
на «утверждение» сценария 3a-
трачиваетея pas в десять больыне
времени, чем на его создание. Но ведь
э16 — 310, которое наллежит устра-
нить, & не строить на нем «теорети-
ческие обобщения». Тем более, что
формалистические поборники «кино-
глаза». фиксирующего первые подвер-
нувшиеся «факты» — без разбора и
отбора! — давно осуждены, так как
их «теория» ничего общего не имеет
ни с партийной публицистикой, ни ©
методом сопиалистического оеализм4.
	Могут сказать, чм выступление
Н. Вастелина тоже частность, кот6-
рой не следует ‘придавать больного
значения, тем более, что большинетве
творческих работников студии He
согласилось в ним. Олнако практика
говорит о том, что это далеко не ча-
етный вопрос. ‘

Во многих студиях литературный
сценарий продолжает оставаться
формальной бумажкой, необхолимой
для «запуска. фильма в . преизвод-
ство» (иначе банк пе будет финанеи-
фовать картину!) В своем выступле-
нии НЧ: Вастелин поивел один бее-
спорный ‘ловол против сценария:
«Посмотрите готовый фильм и сцена-
рий-—между ними нет ничего обще-
rol». В сожалению, так бывает 93-
сто. BPO внушает тревогу и заетав-
зяет встать на защиту сценария, а
не тех, кто превращает его в бумаж-
ку для бухгалтерии. Иные режисее-
ры, игнорируя литературный ецена-
pull, руководствуются отнюдь че
принципиальными соображениями, 3
делатот это для том, чтобы доказать
свое право на соавторство (не пере-
велись еще в кинематографии эти
пережитки!). Вонечно, бывают еце-
нарии, которые в пюоцессе. с’емок Tf
монтажа, необходимо перестраивать,
но это не правило, а исключение.
Разве мало сценариев, в которых не
только стройно разработана сюжет-
ная линия, драматургически улачно
разрешены основные эпизоды, найде-
ны интересные монтажные перехо-
ды? И разве мало фильмов, оказав-
	‚Ной и не противоречалщем реализму”
‘условности приема. Этот прием за-
 ключается в том, что в плакате мо-
‘гут соединяться одновременно два
сюжета, два тюстранства, два мас-
штаба, два времени, сопоставляемые
для раскрытия определенной идеи. В
качестве примера можно привести
триптих А. Вокорекина, посвящен-
ный 30-летию Советской Армии, или
плакат В. Еорецкого «Побеждали в
бою — побеждаем в труде!».

Но нередко художники прибегают

5 такому сопоставлению механиче-
ски, путем сочетания двух парал-
зельных изображений, плаетнчески
‘между собой не соединенных, которые
‘без ущерба можно отделить друг от
‘друга. Тав решены серии «У них —
`у нас» В. Ворецкого и один из вы-
‘борных плакатов Б. Березовского
«Ла. здравствуют равноправные жен-
шины Советского Союза!». Это —
путь наименынего сопротивления.

Во воемя Великой Отечественной
войны требования к плакату особен-
но возроели. Перед хуложниками с
новой силой встала, сложная. задача
—= эффективно воздействовать Н%
интеллект, на чуветва зрителя. В
борьбе за, разрентение этой задачи по-
лучили углубление и развитие реа-
листические принпины советского
плаката. В нем по-настоящему удз-
лось раскрыть такие важнейшие те-
мы, как любовь в Родине и нена-
висть к врагу, мужество и вамоотвер-
женноеть тружеников фронта и ты-
ла, ралоеть, торжество победы...

В зависимости от темы, хуложни-
ки, сохраняя конкретность и жиз-
ненноеть черт советского человека,
созлавали или типизированный ю0браз
тероя войны («Наше дело правое!»
В. Серова, «Дойлем лю Берлина!»
I. Голованова и ap.), или обобщен-
ный возвышенный образ, например,
женщины. олицетворяющей горе на-
pormoe («Оевободи!» Д. Шмаринова).
Эти достижения продолжают разви-
ватья и в плакатах послевоен-
ного периода: «Хоротно трудитьея —
хлеб уролитея» М. Соловьева, «Вос-
становим!» В. Кооенкото, «Мох солн-
цем свободы...» П. Голубя и во мно-
гих других:

‚ Олнако художники еще не научи-
лись лобиваться тинамичности и эмо:
	`циональности своих произведений. В
	шихея неудачными именно из-за Aa-
рушения  сценарной дисциплины?
Друтое дело, что еценариет в доку-
ментальном кино должен особенно
близко стоять в производству. Веду-
щие спенаристы не раз ставили во-
прос о необходимости активного уча
стия литератора в процессе с емни.
Сценарий нужно создавать не только
240 выезда экспедиции на‘ меето:
автор должен работать вместе е груп-
пой там, гле решается судьба филь-
ма. Не раз практика доказывала це-
лесообразность такого тесного содру-
жества сценарист и режиссера в
процессе создания картины. Но та-
кое сотрудничество не стало систе-
мой. Обычно литератора видят в сту-
AWM, когда утверждается сценарий
(ло выезда группы) и когда нужен
ДиЕторский текст (когда фильм уже
смонтирован).

Естати сказать, неудачные филь-
мы обычню пытаютея «спасти» дик-
тореким текстом. Многие режиссеры
считают, что серое, невыразительное
изображение может быть «полнято»
ярким словом; поэтому нередко тек-
CTH настолько трескучи и многмелов=
ны, что попроету мешают смотреть
фильм. Эти аюди забывают, что.
основа киноискусства — изображе-.
ние плюс слово, а не наоборот. Й
в таких случаях результаты не раз
подтверждали, что не литературное
обрамление, а литературная ocHOBa
(сценарий!) решает усаех фильма.
	Шитературный сценарий — веду-
щее начало в документальной кине=
матопрафии. Но почему же в Миня-
стерстве кинематографии и в студиях
такое равнодушие в нему и к лю-
дям, работающим в этом еложном ли-
тературном жанре? Даже писатель-
ские организации и, в частности,
кинокомиссия Союза советских писа-
телей ло сих пор не уделяют внима-
ния проблемам документального еце-
нария. Только несколькю писателей
серьезно и активно работают над раз-
витием этого жанра (Б. Агапов,
Е. Кригер, И. Бачелие). остальные
занимаются этим видом  творче-
ства от случая в случаю. А кино-
очерком — сценарием  короткомет-
ражного фильма — вообще ни один
крупный литератор всерьез не занн-
мается, считая эту литературу «вто-
ростененной». Поэтому в кинемато-
графии еще много случайных люлей,
относящихся к сценарию, как к «по-
путному творчеству», либо «маете-
ров на все руки», готовых сегодня
сочинить, He выезжая из Москвы»
сценарий о Дальнем Востоке, завтра
написать текст к фильму о Северной
Осетии или на любую другую тему.
Поэтому многие и большие и корот-
кие фильмы енте далеки от тех выео-
ких требований, которые проедявляег
R HUM сеголня советский зритель.
	Документальные фильмы почему-
то не нривлекают внимания кинз=
	критики. И в юбщей печати, и даже-

на страницах специальных изданий‘
развернутая, острая критика произ-
ведений документальной кинемато-
графии ютсутетвует.

Драматургия локументального ки-
но—новая, мало изученная отрасль
литературы, созданная в нантей стра-
не. Но опыт уже есть, и не малый!
Слеловало бы изучить его, издавать
наиболее удачные сценарии, обетоя-
тельно рецензировать их.
	Основная проблема, которая долж-
на привлечь внимание и писателей
и кинокритики, — создание нова-
торского; высокоидейного  спенария
документального фильма. И чем бы-
стрее эта нроблема будет рентгена, тем
болыне появится на экранах х0р9-
ших картин, воспевающих героиче-
ский труд еоветских людей, расска-
зывающих о богатстве и могуществе
нашей Рюлины, о смелых новаторах, -
приумножаюнгих ее славу.
		За; последнее время появилось мно-
то значительных документальных,
фильмов, зктуальных по своей пуб-
зицистической направленности, от-
личных по художественным качеет-
вам. Некоторые из них можно без ого-
ворки наззать художественными про-
изведениями, хотя в их основу поло-
жены строго. документальные факты,
об’ектив запечатлел не артистов, 3
живых героев Hameéli действитель-
ности — рабочих, колхозников, ‘уче-
ных. Лучшие документальные филь
мы выдержали испытание временем:
четыре месяца, например, с изосла-
бевающим успехом демонстрируется
на ° столичных экранах Фильм
«Юность мира», получивший Сталин-
скую премию.

Заслужечным успехом пользуются.
такие волнующие фильмы, как
«Владимир Ильич Ленин», «На
страже мира», «Новая Чехослова-
kus», «Завод. имени Сталина»,
«Опортивная слава», «На полях Ук-
раины». Интересны работы молодого
талжикекого кинорежиссера, Б. Вимя-

гарова, создавшего ряд  улдачвыз
очерков: «Великая сила», «Полина
миллионеров», «Айнит»  (Сталин-
	абалекая студия). Можно назвать и
‘другие удачные произведения, выпу-
‚ шенные в Москве. Ленинграле, Вие-
	ве. Свердловске, Влйбышеве, Риге,
	Таллине и: других городах.
	Вели попытаться проанализиро-
вать любое произведение  докумен-
тальной. кинематографии, то во всех
случаях на первое место выступят
достоинства или недостатки литера-
турного сценария — основы основ
фильма. Не случайно лучигие карги-
ны, глубокие, подлинно художествен-
ные, публицистически яркие, пере-
кликаются с произведениями лучших
мастеров очерка. Такие киноочерки
— родные братья литературного
вчерка, они глубоко обобщают явле-
ния, ярко воспроизводят образы п70-
стых советских людей, героев нашего
времени.
	И литературный очере и фильм
создаютея литератором: первый —
полнюстью, 2 второй — в значитель-
ной степени. Такие сценарии, как
«Завод имени Сталина» Б. Агапова,
«Пушкин» С. Нагооного, «На стра-
же мира» Е. Габриловича и Р. Гри-
горъева, да и многие другие по пра-
ву можно назвать оригинальными
произведениями, репгивитими успех
олноименных Фильмов.
	Б. Агапов написал документаль-
ную повесть о Московском” автозаво-
xe имени Сталина, написал с бэль-
шим знанием дела, остро и свежо:
Зоркий глаз литератора подметил все
то значительное и новое, о чем сле:
дует поведать и словом и изображе-
нием. Автор сценария нашел ерел-
ства и материалы для публицистиче-
ского обобщения виденното, отказа -
пгись от беглой обзорноети, которой

ее’ репгат многие фильмы. Такими

же лостоинствами отличаются и дру-
гие сценарии, в первую очерель ис-
ключительно сильный ‘тю своей глу-
бине спенарий «Владимир Ильич
Ленин» Е. Вригера, а также сценарии
фильмов «Советекая Латвия» и «(о-
ветекая Литва», «Сибирь советская»
Е. Рябчикова и другие. Можно нз-
звать ряд литературных сценариев,
по которым точно. без отклонений.
сняты документальные фильмы И

это во многом решало: успех картин.  .
	Казалось бы. уже давно доказано,
что литературный сценарий — такая
же основа фильма в документальном
кино, каки в хуложественном, и спо-
рить тут не о чём. Однако практика
показывает другое. Нигде тав не на.
рушается «спенарная дисциплина»,
нигле так безответственно не отно-
сятея к литературной основе произ-
веления, как в документальной кине-
матографии, Печальную славу прия-
обрел фильм «Рыбаки Васпия», иека-
зивший напгу лействительность, Kak
	mraha, который умножает степень,
эмоционального воздействия плаката.

на зрителя. Плакат должен быть ак-.

тивным и на болымом расетояния, а.

не только тогда, когла зритель TOAXO-

дит к нему вплотную. Для этого пла-
кат должен иметь крупные элементы,

ясные и понятные излали. Иначе он 1

будет восприниматься, как некая не-
привлекательная «туманность».

Важдый вдумчивый художник 3а-
мечал, что композиция, выразитель-
ная и монументальная в эскизе. по-
рой теряет эти качества в оригинале,
и наоборот, тот же оригинал, Bov-
прбизведенный на страницах жур-
нала или газеты, вновь смотрится
нормально. Значит, плакат на стен?
ий на улице тем более имеет свои 34-
кономерные особенности, диктует
свои требования.

Е сожалению, очень часто изда-
тельства произвольно умзньшают
размер плаката при печати, отчего
он теряет значительную долю своей
выразительности.

Хуложники часто забывают 9 том,
что плакат должен непосредетвенно
обращаться к зрителю. Возьмем, &
примеру, верию выборных плакатов
1950 года «Я буду голосовать...». Ни
жест, ‘ни взор людей, изображенных
на плакате, не направлены & зрите-
лю. Герой смотрят куда-то в cTopouy.
Такие плакаты превралнаютея в пао-
сивные портоеты © необязательными
лозунгами под ними.

Это не значит, что персонажи всех
плакатов должны  обязательно смот-
реть в упор на зрителя. Этого совсем
не нужно, когда изображаются дей-
ствие, сюжет, говорящие сами за себя.
Нлакаты «Воин Красной Армии, епа-

i
	си!» В. Корецкого, «3a Родину!»
А. Кокорекина, «Бей на смерты»
Н. Жукова, «Помоги!» J. Moopa,
	«Отомсти!» Д. Шмаринова, «Родина-
мать зовет!» И. Тоидзе, «Сын мой.
ты видишь долю мою...» Ф. Автоно-
ва и многие другие соединяют в себе
внутреннее действие, сюжет с аЕтив-
ным обращением непосредственно к
зрителю. Такое решение приводит к
созданию величественных, мовумен-
тальных образов большой эпической
силы:

Бывают темы, содержание которых
нельзя донести ‘ло зрителя, не при-
бегнув к известной — вполне завон-
	`Дом № И на Большой Калужской улице в Москве. Автор — академик архитектуры И. Жолтовский.
		регородкой с встроенным в нее буфе-
TOM.

Не все одинаково хоропю в кварти-
рах нового дома. Неудачна, в частно-
сти, расцветка стен. Bee комнаты
окрашены в один и тот же цвет. при-
чем только очень светлых тонов. Йз-
за этого комнаты кажутся простор-
нее, но все же навязчивый одинако-
вый цвет вносит элемент утомитель-
ного однообразия.

Внешняя архитектура здания от-
личается болышой сдержанностью.
Автор сознательно отказался от ует-
ройства балконов на главном фасале,
не считая целесообразным выносить
балконы на магистраль е оживлен-
ным движением. Балконы перенесены
на дворовый и боковой фасады,

Мастерски нарисованный монный
венчающий карниз, изящные орна-
ментальные вставки На плоскости
стены, резные пилястры на углах —
вот те немногие средства, которые
применил зодчий для создания ярко-
то, запоминающеговя образа жилого
	дома. Успех И. молтовекого — это]
	результат высокого художественного
мастерства и большой культуры зод-
чего.
Жилой дом на Садово-Трчумфаль-
ной улице выетроен по проекту архи-
текторов 3. Розенфельда и А. Суриса.
	оформление квартиры. Вее квартиры
дома, начиная с третьего этажа, име-
ют балконы. Хорошо оформлены: ве-
стибюли и лестничные клетки. Ие-
ключительно благоприятное виечат-
ление производит тщательная отдел-
ка дворовых фасадов дома, что в не
меньшей ‘степени характерно и для
дома на Садово-Триумфальной ули-
це.

В советском жилищном строитель-
стве больнюе внимание уделяется
планировке и озеленению  внутри-
квартального пространства. Чрезвы-
чайно показательны в этом отнонте-
нии проекты благоустройства дворо-
вой территории, разработанные аэтэ-
рами рецензируемых зданий. В этих
проектах продусмотрено устройство
детских и спортивных  плогпкадок,
фонтанов, цветников и зеленых на-
саждений.

Особенно интересен троект плани-
ровки двора дома на Б. Калужекой
улице. Центром всего участка здесь
будет навильон-беседка, но. обеим
сторонам которого среди_ зелени на-
мечено устройство фонтанов. Вею
территорию предноложено ‘озеленить
разнообразными породами деревьев,
по’ краям газонов и дорожек раеса-
дить кустарник-——боярышник и bap-
барие, а влоль оградь-—плюш и ви-
ноград. Предусмотрено также меето
для стоянки автомалнин и \`хозяйствен=
ный двор:

Говоря о новых жилых домах Мо-
еввы, следует отметить высокий уро-
вень строительных и отделочных ра-
бот. В этом емыеле особенно  выде-
ляется дом на ул. Чкалова. Ве в
нем — от вненней отделки фасада ло
мельчайших деталей оборудования
квартир — выполнено сна высоком
техническом уровне.

Перед авторами зланий, получив-
ними высокую  правительственную
награду, стояла трудная задача—60-
здать высококачественные — жилые
дома на крупнейших магистралях
столицы. Такое расположение пред’-
являло в архитектуре зланий повы-
	  шенные требования. Слелует сказать,
	что авторы успешно справились ©
поставленной задачей — построен-
ные ими жилые дома отличаются вы-
сокими достоинствами, они органич-
HO входят в ансамбль новой Москвы.
Н. ПЕКАРЕВА,
кандидат архитектуры.
	Если живопиеец, задумав картину,
может постепенно; не торопясь, соби-
рать и изучать материал к ней‘и за-
тем работать Нах’ ввоий произведени-
ем не один год, то художник-илака-
тист лншен такой возможности. Хо-
рошо, евли он имеет в своем расто-
ряжении несколько недель; а чаше
всего бывает: так, что срок оаботы
над плакатом ограничивается днями.
	Плакатиет обязан быть оператив-
ным и находчивым, ни одно залание
не должно застать его врасплох. Он
должен многое знать, ‘иметь большой
«багаж» жизненных наблюдений,
уметь подмечать черты нового и пе-
`редового в нашей советской жизни,
заглянуть в будущее.

Отсутствие глубокого знания. дела,
й любви к нему толкает художника
по проторенному пути, который не-
избежно приводит к решениям давно
известным, примелькавшимея, т. е.

& DrraMiy.

Говорят. что многие плакатисты
злоупотребляют поясным или потруд-
ным изображением героя. Это явле-
ние называют игтампом, об’ясняя его
отсутетвием фантазии у хуложника-
плакатиета, & то и просто ето неуме-
нием... рисовать ноги. Такие утвер-
ждения неосновательны.

Композиция плаката зависит oT

идеи, от содержания, которым эта
идея продиктована. А когда, солержа-
ние огромно и выразить ето надо не
на сотнях страниц романа, He B COT
нях кадров фильма, а веего-навсего
на одном листе бумаги, то идея дол-
жна быть высказана предельно ак-
тивно и выразительно, а когда нуж-
но — и монументально.
‚ В плакате нужно показать лишь
то, без чего нельзя обойтись, нужно
отбирать главное, концентрировать
внимание зрителя на самом суще-
ственном. Только таким путем можно
добиться лаконизма и эмоциональной
силы воздействия произведения. А
сравнительно небольнюй формат ли-
ста намтих плакатов особенно к этому
обязывает.

Приходится сожалеть, что до сих
пор отеутствует аналитическая рабо-
та в области плаката. Иначе; я уве-
рен, было бы доказано  существо-
вание еели не закона, то опрелелен-
ото свойства масштаба — того маз

еще небольнюй холл, отделенный от
‚ столовой широкой стеклянной дверью.

Много внимания уделено оборудо-
ванию квартир. Большое количество
стенных шкафов, облицовка плиткой
стен подсобных помещений, ветроен-.
ная ванна, расположенный в отхель-
ной камере мусоропровод, такие де-
тали оборудования кухни, как полка
для посуды, енециальный шкафчик,
	пол вохопроволвой раковиной, — вее
	это свидетельствует о стремлении
создать лля жильцов дома макеималь-
ные удобства.

Архитектура дома отличаетея яс-

ностью и елинетвом. Первый этаж
	залуман как мощный постамент для!
	всего сооружения. Основой архитек-
турной композинии фаеала служат
струппированные парами эркеры,
между которыми размещены под’езды.
Небольтие башенки завершают каж-
	дую отдельную пару эркеров и пот-
черкивают меета расположения вхо-
	Дов.

Третий жилой дом, удостоенный
Сталинской премии, построен по
проекту архитектора Е. Рыбицкого
на улице Чкалова. Выгодно располо-
женное на возвышенности, — здание
	JTO доминирует срели окружающего
	архитектурного ансамбля. Широкое
применение балконов, эркеров, лод-
жий, создавая дополнительные
удобства в квартирах, в значитель-
ной мере оботатило пластику фасада.
Злание завершается легким и наряд-
ным карнизом, увенчанным балю-
стралой. Богатство рельефа стен, изя-
щество архитектурных деталей, вве-
дение в композицию фасада яркой
животиси-сграффито, общий светлый
тон штукатурки, — все это придает
облику злания праздничный, наряд-
ный вил. Несомненно, однако, что
фасад здания несколько перегружен.
декоративными элементами. Он зна-
чительно выиграл бы при более эко-
номном использовании средств архи-
тектуоного оформления. _
	B some около 50 квартир. Архитек-
тор Е. Рыбицкий также много пора-
ботал над решением внутреннего про-
странетва квартир; над их отделкой и
оборулованием. Нрименяемая здесь
покраска стен контрастными и ADEU-
	ми цветами обогащает звнутренчее

te

GEE

той или иной торже-
ственной дате, или
декоративных плака-
тов, хотя и в них Ke-

‘лателен элемент ak-
	THBHOCTH }.
	ройстве вестибюлей сказалось стрем-  *Расположенное на олной из централь-
	Заметки художника.
	ление автора наиболее полно учесть
потребности населения дома. Злесь
предусмотрено специальное помеще-
ние для хранения детских коляеок,
отведена отдельная комната для лиф-
Tapa.

С большим вниманием i Жоттов-
свий подошел в планировке и отдел-
ке квартир. Ёвартира . рассмалрива-
лась им не как група самостоятель-
ных, ничем не связанных между ©0-
бой помещений, а как единое целое.
Учитывая назначение каждой от-
дельной комнаты, автор тщательно
продумал их связь межху собой. Так,
кроме обычной прихожей, им за-
проектировано еще одно небольшое
помещение, отделенное от гобтиной
стеклянной раздвижной  перэгород-
кой. При желании можно об’елинить
эти комнаты в одну большую. Спаль-
ня улобно связана с ванной. Вухня
оттелена от столовой стеклянной пе-
	Еше раз
	Политический плакат — самый
массовый вих советского изобрази-
тельного искусства, одна из наибо-
лее. лохолчивых форм больышевиет-
ской алитации.

Плакат прочно вошел в общеет-
венно-политическую жизнь и быт
советских людей, он пользуется 3a-
служенным признанием и любовью
	‚ нарола. Имена лучикх плакатистов
	общеизвестны и популярны, многие
плакатисты ухоетоены СОталиневих
премий. Тиражи плакатов отромны;
они исчисляются миллионами э%-
земпляров и итут во все концы на-
meft необ’ятной Розины.

B 1948 roxy. IB BRINKS) при-
нял постановление «0 недосталках и
мерах улучшения издания политиче-
ских плакатов». Отмечая некоторые
успехи хуложников-плажатистов,
Центральный Комитет партии кон-
статировал наличие ряда серьезных
нехостатков в области плажатного
жанра и наметил конкретные меры
для их устранения.

Е сожалению, это решение не
выполняетея в должной степени.
Полиграфическое качество печати
хотя и улучшилось, но еще не улов-
летроряет возросшим требованиям
народа. ЦК ВЁЕН(б) обязал ряд газет
и журналов систематически публи-
ковать репензии и обзоры выходя“
шей в свет плакатной  продувции.
Однако искусствовелы и критики пи-
шут о плакате мало и поверхностно,
& редакции не проявляют наетойчи-
вости и требовательности к авторами
статей.

Еели и появляютея статьи © пла-
кате. то они, как правило, cPasy
охватывают такой большюй Цикл
работ. что становится невозможным
подробно остановиться на отдельных.
произведениях и глубоко mpoanaty-
зировать их. Беглая характеристика.
лостоянетв AMM недочетов той wae
иной ‘заботы практически не прино-
	ных магистралей Москвы, это зда-
ние отличается простотой и монумен-
тальностью архитектурных форм, 9б-
щим еветлым и радостным колоритом.
Привлекает высококачественная
отделка вестибюлей. Стены здесь 0б-
лицованы мрамором, белоснежный
потолок обрамлен лепным каонизом.
Интереено цветовое оформление: ее-
рый уральский и искусственный ро-
зовый мрамор хоропю сочетаются с
насыщенной яркой покраской стен.
В доме — более ста кваотир, е9-
стоящих из двух-трех и четырех вом-
нат. Рее они отличаются большими
ухобствами. Здесь так же. каки в
доме И. Жолтовекого, тщалельно про-
хумано расположение комнат. При-
хожая связана непосредетвенно -£0
столовой, спальня, кухня и санузел
отнесены в глубь квартиры. В ряде
квартир, помимо прихожей, устроен
		мертва, бестредметна, точно тах же,
как и практика становится слепой,
если она не освешает себе дорогу
теорией. Искусство советекого пла-
ката за трилцать два года своего
сушествования накопило богатый
отыт, который до сих пор по-насто-
ящему ne обобщен. Так дальше по-
должатЬься не может. Отсутствие ра-
бот по истории и теории плаката
тормозит нормальный роет и разви-
тие этого важного агитационного
искусства. .

Насколько позволяют рамки газет-
ной статьи. ине хочется хотя бы
бегло затронуть и поставить на 06-
	‘сужление хуложественной общест-
	венности ряд принцициальных BOL

росов плажатного искухетва.
	floria заходит речь © художниве-
плакатисте. то обычио пишут или
говорят. что его произведение  «от-
	разило» ту или иную сторону на
	шей лействительности, TO или иное
	лостижение советекого строя. Но те,
	кто употребляет это определение,
допускают явное непонимание сущ-
ности политического плаката и ем
назначения. Политический плакат
	‘как средство мобилизации советского
	народа призван не столько  отра-
жать. сколько эмоционально BOG
действовать на массы,  об’единять
чуветва. мысли и волю советских
люлей. Он должен завлючать в себе
прямой призыв к определенному
действию. Сила призыва, его убеди-
тельность в плакате определяются
не столько текстовым лозунгом,
как чаще всего у нае бывает, сколь-
хо изображением. Существует  мне-
ние. что хороший плакат должен
буть понятен. и без текста. Бывает,
	конечно, i Tak, HO вряд ли это надо
с. Waemnontat

а =
	возволить в принципи. Настояитий
плакат. как нам кажется, должен
отличаться неразрывным единством
изображения и текста.

Советский плакат всегда обращен
ртеред, нацелен в будущее. В этом
его сушность (в ланном случае я не
	большинстве случаев темы —— 969-
бенно темы труда — решаютея ста-
тично и без достаточной выдумки.

В заключение следует остановить-
CH на тенденции, обезличивающей
художника, толкающей его на, путь
ремесленничества. Речь идет of иг-
норировании издательствами св0е05-
разия дарования художника.

Есть темы —— большие, грозные,
гордые. 0 них надо петь не сладким
тенорком, а так, чтобы звенело в.
ушах. Я не отрицаю плакатов, «cire-
тых» нежным, лирическим голоеом,
если это отвечает смыслу и содержа-
нию плаката. Но можно ли предета-
вить 6ебе, чтобы партию Сусанин»
поруФили лирическому тенору? А в
области плаката подобные вещи”
практикуются: всем художникам, не-
зависимо от того, какую тему они
репгалот, какой «голос» имеют. прет-
латают тянуть тенорком и равняться
на, образцы, приближающиеся по х8-
рактеру к модной в Hain JHU WBeT- -
ной фотографии. От них требуют,
чтобы ни мазка кисти, ни контура,
ни воббще прикосновения руки челу-
вечеекой не чувствовалось в пла-
кате.

Это делается якобы под флагом
борьбы за качество, за  закончен-
ность. Олнако не следует забывать,
что законченность — это не равно-
душная, ремееленная отработка лета-
лей. Настоящая законченноеть —
это достижение единства идеи в ee
пластическим воплощением, это
	  елинетво формы и волержания.
	Чтобы изжить вое недочеты, име-
ющиеся в нашей работе, необходимы
дружные усилия хуложников и ре-
дДакторюв плакатов, а также соответ-
ствующая помошь прессы, творче-
ских работников Академии художеств
CCCP и вкритиков-искусствевелов.
Нам нужна такая критика, которая
имеет целью помочь художнику, кри-
тика суровая. правдивая. доброжела-
тельная, принципиальная. У каждо-
то из нас есть еше «родимые пятна»,
пережитки старого, но мы, художни-
ки, должны репгительно изживать
HX.

Нало больше и лучне работать.
надо общими усилиями добиваться
дальнейшего — пасцвета  советекого
	плаватного искусств
Buxrop HBAHOB.
	Примером‘ настоящего,  действен-
ного решения темы может. служить
плакат В. Говоркова, «И засуху побе-
дим!». Несмотря на известные нелхо-
четы в рисунке, художнику удзлось
найти глубоко содержательную 95-
разную трактовку грандиозной темы.
Плакат, сопоставляя великий сталин-
ский план преобразования природы ©
побехоносными битвами под Царицы-
ном— Сталинградом, активно и убе-
дительно призывает к победе нал за-
сухой. Здесь текст и изображение
раз’единить невозможно. :
	Ho, к сожалению, таких примеров
можно привести немного. Обычно ху-
дожники упрощенно понимают свой
залачу. Если им, в примеру, предла-
тают создать плакат о севе, они ри-
суют колхозников, работающих в’ по-
ле. Что же это хает колхознику-зри-
телю? Ведь он лучше художника зна-
ет, как пооиехолит сев (речь илет не
06 инструктивном плакате, прона-
гандирующем то или ‘иное новшество
в сельскохозяйственном деле). При-
зывным элементом здесь являетея
лишь текстовой лозунт, & изображ»-
ние оказывается пассивным обрамле-
нием, «приманкой» к этому лозунгу.
Такой плакат просто напоминает ©
том, чтб надо делать, но не убежда-
ет в главном — во имя чего это ну-
RHO, He показывает цели. Не вернее
ли будет, говоря о севе, показать его
результат — тучную ниву, горы зер-
на. роет изобилия...
	Тлубокоидейный и высокохудоже-
ственный, остроумно и образно ре-
шенный плакат создать чрезвычайно
трулно. И глубоко прав был М. И.
Калинин, когда, говорил, что создать
плакат не менее трудно, чем напи-
сать хорошую картину. Серьезная
работа над плакатом всегда, экепери-
ментальна. Художники в творческом
	содружестве с релакторами должны
	иного работать, думать и искать,
чтобы достичь пели, Для успеха в
этом деле мало желания и таланта,
нужны еше и политические знания
и глубокое изучение жизни.
	сит никакой пользы художникам, &  вперед, нацелен в будушее.
	eT их.
	Известно. что без практики теория имею в виду плакатов, посвященных