a

(2
a!
	por
wit
(03
	(RE
#01
	CB

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Смотр колхозной
	самодеятельности
	ПЕТРОЗАВОДСК: (ТАСС). Совет
Министров Карело-Финской CCP
принял постановление о проведении
республиканского смотра сельской
художественной ‘самодеятельности. В
нем примут участие около 500. драма-
тических. хоровых, музыкальных 4
танцовальных коллективов. Средн
них—известные Карельские народные
хоры--сегозереких и петровских кол-
хоэниц, Кестеньгский финский  хоро-
вой коллектив, ансамбль поморской
песни и пляски, ‚ финский. драматиче-
ский коллектив района Kanepa nb A
другие.

Республиканский дом народного
творчества начал. подготовку к смот-
ру. Группа работников искусств ока-
	жет помошь колхозной самодеятель-
	ности, Смотр будет проведен в три
	‘az
	Искусство братских республик
	№ Советекои Азербайджане
	искусство. Основоположником омер-
ного искусства Азербайлжана был
талантяавый композитор Узеир Га}-
жибеков-—тор замечательной оп”
ры «Кер-Оглы» и кантаты «Привет
Сталину».

Вольшое количество новых произ-
велений было написано азербайджан-
	скими композиторами & знаменатель-.
	ному дню 70-летия товаришыа, Сталина.
	(_ Среди них следует отметить симфо-
	ническую поэму «Алятва вождя»
	А. Балалбейли, песню «Азал Юрду-
	муз» С. Рустамова и А. Бабаева;
‘«Песню © Сталине» С. Гаджибекова
на слова М. Рагима, «Джан Сталин»
Ф. Амирова на слова аапуга Мирзы.
кантату о Сталине С. Алескерова,
«Азиз Ата» А. Рзаевой, ораторию Дж.
Талжиева и многие другие. Свыше 20
	произведений создали к 19-леию_
	вожля народов ашути Азербайджана.

Над созданием обогзов вождей: про=
детарекой революции работают и дея-
тети. изобразительного искусетва рее-
	публики. Хуложники ©. Шариф-за»
	де. М. Абдуллаев, Т. Татиев, Mupaa-
	зале, И. Рыженко, сквулынюр ПИ. Саб- .
	сай, Ф. Абдурахманов, Д. марягхы в
своих произведениях отразили эпизо-
ды революционной — деятельности
товарища Сталина и его соратников
	срели нефтяников Баку. Сталинской
	премии за 1949 год были удостоены
художники 1. Керимов, И. Ахунлов,
ЕВязим-зале Вязим и другие — авто-
ры замечательного художественного
	ковра, посвященного  ‘човаришу“
Сталину. г
Заглуженной популярностью
	пользуютея произведения азербай-
тжанекого натолного творчества. На-
	учно-иселедорательским кабинетом
консерватории, фольклорным отделом
Академии наук и Домом народного
творчеетва отобрано и записано 60-
лее 2000 произведений ашутов —
народных певцов. В них воспевают-
ся гений товарита Сталина, безгра-
ничная любовь азербайлжаневого на-
рола. к своему великому вождю.
Нани драматурги, художники, коу-
позиторы, деятели театра созлают но-
вые шюизвеления на современные Te -
мы. Азербайджанский  государетвен-
ный драматический театр им, Азизбе-
кова покажет премьеру «Беюк Мя-
хаббат» («Ветикая любовь») Д. Мелд-
жнунбекова. Театр русской драхы
ставит пьесу «Заря над Каспиемь
И. Касумова. Теать юного зрителя им.
	Горького—пьесу молодого. драматурга:
М. Муштата «Ларедан сондра» {«Пос-°
	ле урока»). Государственная филао-
мония осуществляет новую постанов-
ку «Солнечный Азербайлжан».

Комнозитор Ф. Амиров написал
большую  симфоничеекую  сюиту
«Азербайджан», С. Гаджибеков—63-
лет «Гюльшен», Кара Бараев-—балет
«Семь красавиц». Великому Сталину
посвяшены новая кантата А. Абасо-
ва и песня для хора и оркестра Дж,
Джангирова.
	Белики успехи. творческой интел,
лигениии Советского “Азербайджана.

На эти успехи не должны заслонить
от нас важной задачи дальнейшего
совершенствования всех областей ис-
куеств и решительного изжития тех
недостатков, которые еще имеют Me-
сто в работе деятелей театра, и музы-
EV, художников и скультторов. Bo-
олушевленные великими илеями
Ленина — Сталина, вооруженные ме-
тодом сопиалистического реализма,
черпая свои творческие силы в жиз-
ни освобожденного народа, мастера
искусств Азербайджана создают Ho-
вые произведения, ярко и правдиво
отражающие счастливую и радостную
жизнь советских Людей — строите-
лей коммунизма.

А. СУЛТАНОВА,
начальник Управления по делам
искусств при Совете Министров
Азербайджанской ССР.

БАКУ.
	чуринских,  общеббразовательных,
литературных и художественных
кружках участвует более 125 тысяч
человек,

За, последний год в Азербайтжане
открыто более 600 клубов, библио-
Tek, домов культуры. oe
	В братской семье народов  Совет-
ского Союза азербайджанский народ
дэбилея невиданных успехов во всех
областях народного хозяйства и кул-
туры. Под руководством товарища
Сталина, плечо к плечу со всеми на-
родами СССР ‘трудящиеся Азербай-
джана воздвигли форпост социализма
на рубеже Востока и уверенно идут
вперед = от победы к победе, отдавая
все силы борьбе за торжество комму-
низма в нашей стране.

Советская власть открыла широки»
возможности для развития художеет-
венного твоочества азербайлжаневого
народа.  Советекий строй позволил
созлать подлинно народное реалисти-
ческое искусство, национальное по
форме, социалистическое по содержа-
НИЮ.:

Азербайджан, некогда отеталая
окраина царской России, в помощью
партии и Созетского правительства,
ошушая братекую поддержку со сто-
роны великого русского народа, стал
республикой передовой культуры.
Трудящиеся Азербайджана законна
гордятея Театром оперы и балетя
имени Ахунлова, Государетвенным
драматическим театром имени Азизбе-
кова и другими многочисленными
драматическими и музыкальными
зрелишными предприятиями реенуб-
лики. За годы советской власти в Ба-
ку были созданы первоклассный op-
кестр народных инструментов, Госу-
дарственный симфонический оркестр,

овударетвенный ансамбль песни 4
пляеки и многие другие хуложествен-
ные коллективы. За три десятилетия
азербайджанекое искусетво лоетигло
подлинного распвета, оно росло и
развивалось вместе в наролом, пре-
	OFT eC BIRNM былую отсталость.
	Крупнейший теоретик  азербай-
джаНСКОЙ музыки, ОбНовоположниЕ
оперного искусства Азербайджана
Узеир Гаджибеков писал:

«Чувством величайшей  благодар-
ности нашей партии, нашему род-
ному Сталину наполняется сердне,
когда лумзешь о том, что сейчас Азер-
бзйджан имеет свой оперный тватр.
Могли ли мы мечтать, впервые стазя
«Лейли и Меджнун». что будем иметь
свои оркестры, своих дирижеров, ево-
их невцов и певиц, свои хоры, евоих
художников, свой оперный театр? Вее
это мы сейчас имеем. Вее это. как
конкретное выражение забот партии
и правительства 0® развитии азер-
байджанекого искусства. влохновляет
нас. композиторов, ва новые труты,
на новые дерзания. Как не творить в
такую эпоху, как сталинская! Как
не считать бебя обязанным перед на-
родом, великоленное искусство кото-
рого столетиями держалось под спу-
дом! ».

В этих словах У. Гаджибекова ярко
выражены мысли и чувства деятелей
искусств Советском Азербайджана,
их стремление служить своим творче-
	их стремление служить 6 им творче-
ством народу, проелавл ‚ величие

АЕ Зе у вазу в ГАО НТА,
	идей Ленина — Сталинат—

Партия, правительство, великий
Сталин проявляют повселневную за-
боту 0б азербайджанском искусстве.
о товарища Сталина. данные

в дни декады азербайджанского  ие-
кусства в Москве в 1938 году,
стали  неиссякаемым источником
творческого вхохновения воех деять-
лей искусства Азербайджана, дали
ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДНЯТЬ КУЛЬТУРУ
республики на высокий уровень. Пр9-
явлением. заботы партии и поави-
тельства 06 азербайджанском искус-
стве является факт присуждения Ста-
линских премий двадцати трем дзя-
телям искусств республики. За вы-
дающиеся заслуги и творческие ус-
пехи в облаети театра, музыки и изо-
бразительного  искуества многим
представителям художественной ин-
теллигеннии республики присвоены
почетные звания.

Широкой известностью не только
в Азербайджане, но и за его предела-
	БАКУ. (ТАСС). Республиканский
комитет по делам культурно-проеве-
тительных учреждений организовал
передвижную выставку. На ней в
диаграммах и фотоснимкзх показан
культурный расцвет Азербайлжана
за годы советской власти.

Сейчас в республике свыше 4000
	ми пользуются имена . старейшего
деятеля азербайджанского театра на-
родного артиста СССР Мирза Ara
Алиева. талантливого композитора
Rapa  Караева, народного артиста
CCCP Бюль-Бюль Мамедова и других.
В прошлом бесправная,  обреченная
на рабекое существование азезбай-
джанская женщина 38 годы советской
власти вышла ‘на широкую дорогу
плодотворной творческой  леятельн
сти. Народная артистка СССР Шев-
кет-ханум Мамедова, народные арти-
стки Азербайджанской ССР Г. Алмас-
зале и С. Гаджиева, заслуженная а?-
тистка республики А. Курбанова и
многие другие женщины — работни-
ки искусств завоевали любовь и при-
знание народа.   ;

В музыкальных, театральных и
художественных учебных заведениях
выковываются новые напшиональные
кадры работников ‘искусств. lo
установления советской власти в
Азербайджане ue было ни одного
высшего учебного заведения. Сейчас’
в республике имеются два, художеет-
венных вуза — Госуларетвенная кон-
серватория им. У. Галжибекова и
Театральный инетитут, два музы-
кальных училиша — в Баку и Ru-
рювабаде. хореотрафическое и худо-
жественное училища, музыкальная
школа-десятилетка, лве начальные
музыкальные школы в Баку и 10
музыкальных школ в вазличных
районах республики. художественная
школа в Кировабаде: Общее число
учащихся художественных учебных
заведений достигает четырех тыеяч
человек. 67 оларенных юношей и
девушек азербайлжанцев обучаются
в музыкальных, хуложеетвенных и
театральных вузах Москвы и Ленин-
грала.

Вееми своими достижениями Азер-
байлжан обязан великому Сталину, с
именем которого неразрывно связаны
победы, олержанные азербайлжанеким
народом во веех областях народно-
ro хозяйства и культуры. Поэтому ©
Сталине слагают песни композиторы
республики. образ великого вожля
запечатлевают в своих произведениях.
художники и скульпторы, пьесы о
жизни и революционной деятельности
товарища Сталина и ето соратников
ставятея в театрах Баку и других го-
родов Азербайлжана.

Больших успехов лобилоеь теат-
ральное искусетво Азербайджана.
Театры республики стремятся вопло-
тить на сцене героичёекие темы
борьбы азербайжжанского народа 33
коммунием. Богатый опыт, накоплен-
ный театрами за, годы: советекой вла-
сти, позволил им к 20-й годовшине
Великюй Октябрьской революции
внлотную подойти к решению такой
большой и ответственной задачи, как
воплощение на сцене образов вели-
чайших тениев  челювечества —
Ленина и Сталина. Самедл Вургун с03-
дал свою замечательную драму
`«Ханлар» —= волнующее,  преник-
нутое. подлинным вдохновением про-
изведение, повествующее ю рево-
люпионной деятельности  бакин-
екой большевистской организации в
годы реакции, когда борьбой проле-
‘тариата Баку непосредственно руко-
водил товарищ Сталин. Ведущие те-
‚атры республики показали ряд етек-
‘таклей, в которых запечатлены обра-
‚зы великих вождей: «Человек с
ружьем», «Из иекры...», «Лало Вец-
ховели» и другие.

Трилдцатилетие Великой Октябрь-
ской социалистической революции
Театр им. Азизбекова отметил поеста-
HOBROH пьесы молодого драматурга
9. Мзмелханлы «Утро Востока», рае-
сказывающей о борьбе азербайлжан-
ских большевиков за установление
советской власти, за ечастье и ево-
боду азербайджанекого_ натода.

За годы советской власти росло и
крепло азербайджанское музыкальное

4.000 культурных учреждений
	культурных учреждений. В каждом
сельсовете имеются клуб, библиотека
или изба-читальня. В нефтяных рай-
онах Баку и в ряде городов поетрое-
ны дворцы культуры. В минувшем
году читателям библиотек выдано
5,5 миллиона книг, в клубах прочи»
тано около 48 тысяч лекний. В ми-
	над врагами и чуть заметную иро-
нию по отношению к ним. В трактов-
ке же всего сюжета в целом я дол-
жен был. показывая внезапную и
	разнообразную реакдию окружающих
	Денина и Сталина большевиков и их
политических противников, дать ио-
чувствовать, как вели они себя до
ленинской реплики, и тот взрыв
‘чувств, который готов  разразиться
велед за ней.

До еих пор я говорил о некоторых
‘задачах, которые стояли передо мной,
‘как и перед каждым художником, со-
злающим образ В. И. Ленина. Ho
‘полное раскоытие образа  представ-
‘ляется мне возможным только в свя-
зи с ето деятельностью вождя KOM-
‘мунистической партии и Советевого
тоеудазетва.
	пать в них вдохновение. £2 ще
свою работу в этой области  емотрю,
как на начало большого труда, кото-
рому мечтаю посвятить все свои си-
		Е. КИБРИК,
лауреат Сталинской премии.
	ШЕФСКИЕ СПЕКТАКЛИ
2 мая театры Москвы дадут воен-
	ню- -шефские спектакли для войнов Со-
ветской Армии.
В Bane um. Uadcopencrno состоится
	шефский концерт Государственного
оркестра народных инструментов под
руководством JI. Осипова. В Боль-
шом зале Московской консерватории
с творческим рапортом перед воина-
ми выступят педагоги и студенты коч-
серватории.

Свыше 100 первомайских шефских
концертов дадут аотисты столицы в
воинских частях Московского гарни-
зона. В этих концертах примут уча-
стие ведущие артисты Большого те-
атра МХАТ, Театра им. Моссовета,
музыкальные и хоровые коллективы
Московской филармонии, KOMMOSH-
торы.
	30 ТЫСЯЧ КОНЦЕРТОВ
	Свыше 50 тысяч участников худо-
жественной самодеятельности Moc-
ковской области принимают участие в
художественном обслуживании трудя-
щихся в праздничные дни. В город-
ских и колхозных клубах, в красных
уголках, избах-читальнях и районных
домах культуры, в городских парках
Московской области булет проведено
более 30 тысяч концертов рабочей и
сельской самодеятельности.
	постановшиком помо-

тает актеру  опреде-
M ( . лить идейное содер-

жание образа, ето
лраматургические функции, его место
в общем плане произведения. Всеми
своими соображениями актер делится
с постановщиком, совместно ¢ HUM
проверяет правильность найденных
предварительных решений. Наконец,
когда определено основное идейно-
творческое решение, удовлетворяю-
щее и актера и постановщика, актер
связывает свою судьбу е судьбой
фильма,
	Пример учета, творческой инициа-
тивы актера и предоставления ему
внутренней своболы при работе над
образом, мне кажется, был проявлен
постановщиком фильма «Повесть о
настоящем человеке». Н. Охлопков
исполнил в этом фильме роль старого
большевика, военного комиссара Во-
робъева. Актер нахолилея в кинема-
тографически невыгодном положе-
нии: он был «обречен» вею роль про-
вести на госпитальной койке. Н. 0х-
JOUROB самостоятельно находил и
разнообразил краски евоего исполне-
ния. Образ рождался, формировался,
спределялся в значительной мере по
личному почину актера, поддержан-
ному постановшиком. В конечном
итоге от этого выиграл фильм в це-
пом, а работа Охлопкова была улдо-
	1 eroona Сталинекой премий.
	Во очень часто дело обетотт co-
всем по-иному. Нередко актер уже
после начала семок ставится перед
факлом существенного изменения об-
раза по сравнению с литературным
сценарием и его, актера, собетвенны-
ми представлениями.

Еще ло начала с’емки актер з8-
ранее распределяет для себя поелело-
вательность пользования красками
своей творческой налитры, опреде-
ляет эмоционыльную  Натгрузву, ца-
	°
Из опыта работы
художника
oO .
	вождя работы Н. Андреева. ITO
позволяло мне рисовать голову
Ленина в нужном повороте и освеще-
нии. Для этой же цели я пользовалея
	Yo CHYVABITYDHBIM портоетом работы
		Образ Ленина — самое” дорогое,
самое значительное в творчестве ка-
кдого советекого художника.
` Но не всем из нас поечаетливилоеь
видеть при жизни Владимира Ильй-
ча. Чтобы творить образ вождя те-
перь, нам приходится тщательно вое-
создавать его, пользуясь самыми раз-
личными источниками. Это процеее
очень сложный, но и ралостный,
	Партия и великий Оталин неодно-
кратно указывали нам,  советеким
художникам, что реалистическое ма-
стерство требует глубокого знания
жизни и высокой художественной
техники, позволяющей показать
жизнь во всей ее полноте.
	Нотребность показать Ленина жи-
вым и лействующим в конкретной,
жизненной среде заставила меня
тшательно изучать все, относящееся
Е этой теме, и в первую очередь к
самой личности В. И. Ленина.
	B работе нал этим образом fi
вижу две стороны: первая — это
верная передача епо внешноети, вто-
рая — глубокое раскрытие его ха-
рактера, внутреннего состояния, про-
являюнгегося, в частности, в жесте и
мимике.

Долгое время я изучал все сохра-
нивииеся изображения Владимира
Ильича — фотоснимки, кинохрони-
ку, зарисовки и скульптурные пор-
треты, выполненные © натуры
скульшгором Н. Андреевым, неод-
нократно посешал мавзолей.

Знакомяеь со всем этим, я старал-
ся выяенить, какие черты являются
типичными для Ленина. Естествен-
50, что типичными можно считать
только те, которые встречаюлея в
большинстве материалов. Нельзя сле-
по, без тех пли иных коррективов,
слеловать, например,  фотоснимкам.
Фото — взэжный для хуложника до-
кумент, но далеко не вое фото точ-

Художник, работающий нал обра-
зом Шенина, должен по-настоящему
изучать историю революционного
движения, сочинения великого вож-
дя, а также вое то драгоценное, что
сказаного В. И. Ленине в произвеле-
ниях И. В. Сталина. Лишь в`резуль-
тате тщательного изучения у худож-
ника может еоздаться самостоятель-
ное и твердое понимание образа мул-
рого организатора  большевиетекой
партии, пламенного вождя пролетар-
ской революции, великого создателя
Советского государства. Тогда весь
творческий процесс будет осмыелен-
ным, уверенным и, надо полагать,
успешным.

Огромную ценность и для наи
для всех будущих поколений худож-
ников представляет знаменитая «е-
нинизна» Н. Андреева, состоящая
более чем из 300 эскизов и большо-
го количества скульптурных портре-
тов, сделанных непосредственно € Ha-
ТУВЫ. 2

В своей работе я больше  воето
пользовалея слепком со скульптуры
		На массовых полях парков 1 мая
будут проведены тематические вечера:
в Центральном парке культуры и от-
дыха им. Горького и в парке «Соколь-
ники» — на тему «Славим творцов
коммунизма!», в Измайловском парке
имени Сталина — на тему «Славься,
советская наша страна!». На этих ве-
‘черах выступят знатные люди про-
мышленности — лауреаты Сталинских
премий, коллективы художественной
самодеятельности, артисты Москов-
ской эстрады и Московской филармо-
нии.

2 мая утром в Измайловском парке
имени Сталина и в парке имени Дзер-
жинского (Шербаковского района) на
‘летских праздниках выступят куколь-
ные театры, артисты детского отдела
Московской эстрады, коллективы
детской художественной самодеятель-
вост.
	Вечером 2 мая в Центральном пар-
ке культуры и отдыха им. Горького и
в «Сокольниках» откроются кинотеат-
ры; состоятся праздничные концерты
при участии артистов эстрады и фи-
лармонии, коллективов художествен-
ной самодеятельности столицы.

В идейно-творческих успехах co-.
ветекого кино немалая заслуга при-
надлежит артистам экрана. Уровень
зктерского мастерства во многом
определяет качество кинофильмов.
Зель идейный. замысел фильма, тема,
сюжетное построение, образы людей
воплощаются и раскрываются ‘имен-
но через актерское ° исполнение.
Сколь бы ни была велика роль ре-
жиссера, оператора, художника, ком-
позитора, они, в конечном счете, при-
званы усиливать то, что выражено в
° образах людей, создаваемых на экра-
не артистом.

Это заставляет поставить вопрос
о необходимости строить взаймоетно-
нения актера, с основными воздате-
лями фильма —— сценаристом, режис-
сером, оператором, художником — на,
более глубокой и творчески более
равноправной основе.

У нае постепенно отмирает пороч-
ная практика, когда актер просто
снимается «согласно договору», когда
его не допускают к процессу работы
над картиной в целом, а, он не инте-
pecyerca ею. Ибо это явление
чуждо самому характеру творческого
труда, на социалистическом предприя-
тии, где успех лела решают усилия,
инициатива всего коллектива.

Актер должен отвечать не только
за создаваемый им образ, но и за кон-
цепцию произведения в целом. № со-
жалению, в практике отдельных по-
становииков еще не изжиты черты
некоего «произвола» по отношению
к актеру, его мастерству...

Станиславский учил актеров— не
поропясь, кропотливо искать подлин-
ное зерно роли и, наконец, найдя,
всячески сохранять и обогащать: его,
пока не вызоеет готовый плол. Вот
	Главная трудность была в том,
	чтобы сообщить лицу Ленина нужное.
выражение и чаще всего такое, ко-
	Торого нет ни на фотографиях, ни в
скульптуре. Здесь художник должен
почувствовать, угадать, создать To,
чего нет перел его глазами, пользу-
ясь евойим творческим воображением,

Долгое время артиеты театра и ви-
но, исполнявиие роль Ленина, xy-
дожники в своих картинах, ноевя-
щенных великому вожлю, старались
придерживаться тех жезтов. Влахи-
	мира Ильнча, которые стали нирево
	известны по наиболее популярным
фотоенимкам. Вепеследствии мы ста-
ли смелее искать новые жееты, исх9-
дя из емыела и содержания saayMan-
ного произведения.

Очень трудно было найти жеет,
соответствующий характеру Влали-
мира Ильича; Жест должен быть це-
леустремленным, всетда энергичным,
отвечающим индивидуальной манере
Ленина держаться, двигаться, 09-
щатьея е люльми; он лолжен быть
проникнут тем неповторимым обая-
нием, которое привлекало к Ленину
сердиа всех, кто имел счастье его
вилеть..

Так. например, работая над компю-
зицией «Есть такая партия!» я в
нескольких десятках вариантов
искал жест Владимира Ильича до тех
пор, пока сам He поверил в послед-
ний, на котором и остановился.

Настоящее схолетво выражаетея в
верной и глубокой перёлаче хараклте-
ра, только тогда образ вождя  булет
отвечать сложившемуся  наролному
предетавлению о Левине. Если это
художнику удается, то, как бы нов ни
был жест, зритель верит ему.

И. наконец, жест должен ясно по-
казывать то, что ему предшествовало,
И 10, что за ним последует, — это
свойство определяет жизненноеть же-
ста. Если этого нет, то фигура ка-
жется застывшей, «позирующей».
Изобразительное искусство, фикси-
‘`рующее единственный, кульминаци-
онный момент движения, должно
в этом моменте обязательно передать
ошущение предыдущего и последую-
щего состояний.

Этот закон в равной мере отновит-
ся и Е трактовке сюжета в целом.
Так, в работе «Есть тавая партия!»
я хотел в фигуре В. И. Ленина пе-
редать гневный протест, вызов, мощ-
ное утверждение мыели и готовность
к действию. В образе И. В. Сталина
я стремилея показать единство ©
Лениным, ‘уверенное спокойствие,
глубокий и ясный ум. превосходство

первомайские ‘дни
	В домах культуры в первомайские
дни будут даны спектакли и концерты
театральных и музыкальных самодея-
тельных коллективов Москвы. _
		У композиторов
_ Сибири.

НОВОСИБИРСК: Злесь начался
смотр творчества композиторов Сиби-
ри. В нем принимают участие комнози-
торы Новосибирска; Омска, Томска,
Барнаула, Иркутска и Абакана. При-
сутствует также группа московских
композиторов и музыковедов.

В помещении Театра. юного зрителя
состоялся первый-концерт. :
	50-летие со дня смерти
Й. К. Айвазовского _
	ФЕОДОСИЯ. 2 мая 1950 года исиол-
няется 50 лет со.дня смерти известно-
го русского художника И. К. Afipa-
зовского. Почти всею свою жизяь
художник прожил она берегу Черного
моря, в Феодосии. Здесь находится
	галлерея картин великого живописца.
	В связи е знаменательной датой
расширяется мемориальный отдел
галлереи. Приобретен ‘портрет И. К.
Айвазовского работы В. Ш\тернбер-
га, по-новому  трактующий образ
хуложника.

В честь юбилейной даты в Феоло-
сии состоится научная сессия, в кото-
рой примут участие виднейшие ху-
дожники страны. Крымское издатель-
ство излает монографию о жизни и
творчестве художника.

я
	Летние гастроли
тбилисских 7 \TDOB
	ТБИЛИСИ. (ТАСС): аФфы горола
готовятся к предстоящим летним га-
стролям.

Коллектив Государственного ордена
Ленина театра оперы и балета имени
Палиашвили выёзжает в Сочи. В ре-
пертуаре — оперы 3. Палиашвили
«Абесалом и Этери» и «Лаиси», «Ке-
то и Котэ» В. Долидзе, балет «Си-
натле» Г. Киладзе.

Драматический театр имени Руста-
вели летом побывает в Поти, Кутаиси
и Зугдиди. Театр имени. Марджани-
швили будет гастролировать в Чиату-
ре, Кутаиси и Батуми. Театр русской
драмы имени Грибоедова совершит
поездку в Сухуми. В ряде городов и
районных центров побывает Театр
армянской драмы;
		EQ un

И
	композитор
		КРАМАТОРСК. «Комбинатом дет-
ских талантов» называют  машино-
строители завода имени Орджоникил-
зе детский сектор заводского Дворца
культуры имени Ленина.

В девяти кружках здесь обучается
около 300 мальчиков и девочек—буду-
щие художники, композиторы. масте-
ра балетного искусства, певцы,  Ma-
стера художественного слова. Среди
них—много одаренных детей. Тринад-
цатилетний Борис Рябченко, занимс-
ясь в группе пианистов, сам пишет
музыку.

Он уже создал пять песен, срели
них—«Песня про Сталинград», «Ле:
то». Недавно хоровой кружок детско-
го дома на смотре детской самодея-
тельности исполнил его песню «Снова
море в огне небывалом», написанную
на слова поэта В. Саянова.
	Песня студентов

СТАЛИНО. (Нам °корр.). Конкурс
на лучшую студенческую песню орга-
низован в честь международного
праздника   Мая в Донецком инду-
стриальном институте имени Н. С.
Хрущева. В козкурсе приняли уча-
стие 20 преподавателей и студентов
института — любители музыкального
искусства. Лучший текст песни, по
признанию жюфи, написал студент ме-
таллургического факультета, сталин-
ский стипендиат М. Ковышев:

Сейчас в институте проходит кон-
курс на лучшую музыку к тексту
принятой песни.
	даюцую на те или иные эпизоды. А
Ha с’емке происходит подчас ничем
не мотивированное! обеднение актер-
ских решений, его. выразительных
средств. Далеко не всегда это бывает
вызвано какими-либо особыми режие-
серевими задачами, звыхвигаемыми
перед актером. Зачастую это резуль-
тат стремления ностановшика к не-
верно понимаемой простоте, доходя-
щей до упрошенчества,

Даже в наиболее  понулярных
фильмах, созданных на основе хоро-
wero литературного’ произведения,
актер иногда сталкивается с требова-
ниями режиссуры, ведущими в приз
митивной характеристнее образа: В.
Бабочкин, снимавшийся в «Чапаеве»,
писал потом: «Сколько убеждений,
энергии было истрачено на то, чтобы
доказать, что фразу «Вто хозяин диз
визии?» или «Я — Чапаев. Ты пони-
маешь, что я — Чапаев? »—не обяза-
тельно нужно кричать, как указано в
сценарии. Ремарка «голос Чапаева
загремел»  повторяетея в сценарии
бесконечное количество раз. И на
этом громе режиссеры настаивали со
страстью, достойной лучшего приме-
нения».

У нас не воетда учитывают огром-
нос значение внутреннего творческого
замочуветвия актера. работающего в
новом фильме. Допустим, в еценарии
есть эпизод, где герой веселится, &
ч60ез несколько кусков — другой
эпизод, в котором герой испытывает
тяжкие мучепия. Актер тшательно
имет и находит нужное решение
этих двух противоположных состоя.
ний, исходя именно из их последова-
тельности в развитии образа. И вдруг
в готовом фильме он обнаруживает,
что последовательноеть эпизодов из-
менилась. Сквозная, внутренняя ли-
ния развития образа в картине нару-
шена. Возникает ощущение фальши,
приспособляемости.  отталкивзющей
	Московские театры, вступивние B
творческое содружество с заводами
и фабриками столицы, проводят в пер-
вомайские дни совместные `торже-
ственные заседания. 24 апреля в Мо-
сковском Художественном театре на
торжественном заседании, посвящен-
ном празднику 1! Мая, присутствовали
	рабочие завода «Красный пролета-
рий».

«КОНЦЕРТ-ЗАГАДКА»
ДЛЯ ЛЕТЕЙ
	Мюосковская Филармония организует
2 мая в Центральном парке культуры
и отдыха им. Горького для школьни-
ков столицы «концерт-загадку». Про-
слушав в исполнении артистов филар-
монии_ряд советских массовых песен
и произведений художественной ли-
тературы, школьники будут угадывать
названия исполненных вещей и фами-
лии их авторов.

1 и 2 мая состоятся концерты для
	‚Школьников В Черкизовском детском
	нцаске.
		применять арифметическое правило:
«ют перемены мест слагаемых сумма
не меняется» к работе над образом
в вино недопустимо.

И тут мы снова возвращаемся в
теме актерских красок. Если при
с емках палитра актера чаето обед-
няется, лишается полутонов и оттен-
ков, то уже при монтаже, обычно
«засекреченном» от актера, она ино-
гда превращаетея в однообразную ce-
рую краску.

Е сожалению, в и
‘пока еще редки случаи, когла е0з-
данное в фильме зктером целиком
	‘доходит 10 экрана. Такие случаи —
	болышной праздник в жизни каждого
киноактера. Увы, значительно чаще
дело происходит наоборот.

Созданный актером образ пред-
стает на экране в сильно урезанном
виде. А нанг советский зритель, ве-
ликолетно ‘разбирающийся ив ис-
полнительском искусстве, не про-
щает таких вещей, тем более, если
это касается актеров, хоропю ему из-
вестных.

Особенно отчетливо выявляетея
порочность такой транеформации об-
раза, когда в основу сценария и
фильма клалется литературное upe-
изведение, снискавшее собе славу и
признание в широких массах чита-
телей. Книга прочтена миллионами
людей. Их живая фантазия ярко
представляет себе дела и жизнь oc-
човных героев книги. При ее экра-
низации добросовестный, общеетвен-
но-мыслящий актер ни на минуту но
забывает о том резонансе, который
получило данное произведение в на-
pole. Это налагает на актера еще
большую ответственность. Герой ху-
дежественного произведения в совет-
ской. литературе, в театре, живопи-
си, кино — это прежде всего жизне-
деятельный человек сталинской эпо-
хи, творец будущего коммунисти-
	любят его не за слова. & за дела. А
в процессе ©емви иногд» именно
дела его находят далеко не убеди-
тельное разрешение. И в результате
на экране появляется «правиль-
НЫЙ», но абсолютно бездействующий
персонаж. Он лишь говорит о собы-
тиях, происхолящих в фильме, про-
сто фиксирует их результат...
Снимаясь сейчае в фильме «Дале-
ко от Моеквы», я чувствую, что в
режиссереком сценарии образ ceRpe-
таря горкома партии Залкинла полу-
	чился недостаточно жизненным.
Слишком много в нем риторики
и явно нелостаточно драматургиче-
	ского леиетвия.
	Языка. дающая возможность ловким —
	сценаристам и постановщикам вЕЛа-
дывать любые фразы любому перео-
	нажу, независимо от его характера и _
	от сюжета вещи в целом. Если бы
сценарист и режиссер чаше совето-
вались с основными актерами филь-
ма, интересовались. считает ли ак-
тер язык еценария ботаничным для
	его роли, это принесло бы, мне _
	важетеся, большую пользу.

в COOMA

о чем всегла надо помнить каждому
снимающемуся в фильме.

В кинематографии установлен по-
рядов: утвержден сценарий — по не-
му и должен ставиться будущий
фильм. Однако ‘на практике такой
порядою сплошь и рядом нарушаетея.
Ведь еще часто получается, что ли-
тературный ‘сценарий представляет
собой одно, в пропессе с’емки делаетея
нечтое другое. в монтаже получается
	третье, А страдают при этом творче-
свие интересы актера.
	Привелем пример: в фильме «Ву-
банские казаки» снималея популяр-
ный актер Б. Андреев. Роль Фели Гру-
и, которую исполнял артиет,
должна была иметь точную социаль-
ную характеристику и свою сюжет-
ную линию. А после окончательного
монтажа выяснилось, что вместо об-
раза Феди Груши на экране мы уви-
дели своеобразный цирковой аттрак-
цион, фактически не имеющий отно-
пения к содержанию фильма. Проето
обидно за талантливого актера, кото-
рого зритель хорошо запомнил по ки-
нокартинам «Два бойна», «Сказание
о земле Сибирской» и «Паление Бер-
лина».

Работа актера над ролью в кино,
по-моему, должна, протекать так.

Уже по прочтении сценария у ак-
тера; если он взволнован образом, по-
являются какие-то творческие за-
мыслы. Актерский и жизненный
опыт  помотают ему постепенно
отыскивать те или иные штрихи.
детали, создавать «заготовки». У
него, естественно, мотут возникнуть
возражения, дополнения, часто веду-
щие к большей сюжетной и образной
конкретности произведения. Непо-
средетвенное общение с автором и
	Телько уливления заслуживают о
	опасения режиесеров, способных м&-
‘лейшее проявление  производствен-
ной и творческой активности актера
расценивать, ках своего рода актер-
ский «эгоизм»,  «захватничество»,
«вмешательство».
Могут возникнуть возражения: ®
киноактер разве безпрешен?..
нечно, и среди актеров ветре-
чается еще легкомыесленное отноше-
ние к порученной роли. отезтетвие
	кровной заинтересованности в повы--
	тении качества всего фильма. Такие
явления нахо критиковать и изжи-
вать. Но они не типичны. oo
Наши основные велущие pexie-
серы завоевали себе широкую попу-
	чярность и внутри страны и далеко.
	34 Ge пределами созданием замеча-
тельных кинопроизведений. Их ис-
кусство будет неуклонно расти и
развиваться. Путь кинорежиссера
к дальнейлим творческим успехам
будет облегчен, если OH, Kak х0ро-
ший дирижер, позаботится,  что-
бы в том сложном оркестре, каким
является коллектив, создающий про-
изведение киноискусства. каждый
инструмент звучал полноценно.
ля этого надо отлично знать 060-
бенности и учитывать важность
творческого труда каждого из уча-
сетников работы нал фильмом.
	И: СВЕРДЛИН;
` народный артист РСФСР,
лауреат Сталинской премии. _-
	‚ Надо помнить о зрителе. Ведь ему
при выходе из кинотеатра нельзя
об’яснить, кто виноват в фыхлости
и пассивности образов, в опгибках
фильма. Зритель интересуетея, поче-
м7 актер не воспроизводит в картине
поступков героя книги. И актер вме-
сте CO сценаристом и режиссером
обязан еще в самом начале работы
над образом учесть мнение читате-
лей — будущих зрителей фильма.

Необходим сказать несколько
слов и 0 языке фильма. Лаже
когда достигнуто полное взаимное
понимание между  постановщиком
фильма и актером, они оба порой на-
талкиваютея на чрезвычайную не-
зыразительность языка, которым го-
ворят действующие лица. Ведь е0-
зершение очевидно, что только ге-

POH, разговаривающие эмоционально
пасыщенным, образным, возможно
полно передающим мир чувств и мы-
слей персонажа языком, способны
вдохновить зрителя. Язык должен
быть ярко‘ индивидуальным и ха-
тактерным. Тогда он в решающей
степени поможет актеру раскрыть
сушность образа. :
	В практике же кино до сих пор
еще бытубёт ‘этакая  «обезличка»
	самого неискушенного зрителя. Ведь ! ческого строя. Читатель и зритель