СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ ° а Почта

м ла unos!
	‚Г довсной нови“

ПСКОВ. (Наш корр.). С каждым
днем растет популярность музыкаль-
но- драматического народного коллек-
тива «Гловская новь». Он известен
		‚ской области ‚— в нашей стране и за
рубежом.

-. Об этом свидетельствует обитирная
‚почта  «Гдовской нови». Моряки
Тихоокеанского флота просят ` поде-
литься опытом‘ разучивания массовых
	песен, которые будут исполнены на
	тихоокеанской`“ олимпиаде `художе-
ственной самодеятельности. Группа
советских воинов, находящихся в Гер-
мании, ‘поздравляет земляков с завер-
шением работы над новым спектаклем
«На Тдовской земле»,

ИПневма поступают из Москвы, Ле-
нинграда, Казани, Балтийска, из За-
полярья. Последняя почта знатного
самодеятельного коллектива водео:
жит несколько ‘десятков дружеских
посланий из стран нь демовра-
TRE.
	Нреньеры
туркменского театра

АШХАБАД. (Наш корр.). Коллеёк-
тив Туркменского государственного
театра оперы.и балета. подготовил пре-
мьеру новой туркменской оперы «Бе-
рега счастья» Я. Столляра и Б. Хор-
шова, ,

Tearp moka3an Taxxe Oaner B. Aca-
фьева «Бахчисарайский фонтан» в но-
вой постановке Ganermefterepa И. Ков-
тунова.

Куйбытевская
	  художественная выставка
	КУИБЫШЕВ. (Наш корр.}. В Куй-
бышевском художественном музее
открылась областная выставка картин
й скульптур. В двух залах экспониро-
ваны работы 30 художников и скульп-
торов. .

Среди произведений молодых ху
дожников привлекают внимание. кар-
тнны В. Монахова! «И эВ;  Сталин и
А. М; Васвлевекий ускарты Сталин-
градского фронта» (И, Kapnyuona
«День отдыха», П. Сабанова «Табун-
щик».

На выставке представлены работы
мастеров старшего поколения. Ста-
рейший  куйбышевский художник
И. Борисов написал картину <А. М.
Горький в Самаре», Г. Подбельский—
волжские пейзажи, Е. Зайцев —
«Зимний день» и «Яблоновый овраг»,
И. Цибульвик — болыцое полотно
«С высокой наградой». Скульптурный
портрет А. М. Горького выполнил
скульптор В. Акимов:

В разделе графики  экспонированы
рисунки С. Зорина, Б›’Филипченко,
А. Любимова и ряда других художни-
ков. Lo Е
	НАУЧНОЕ
СТУДЕНЧЕСКОЕ
ОБШЕСТВО
	КИЕВ. (Наш корр.). При Киевской
консерватории им. П; ух Чайковского
деятельно работает Научное  студен-
цеское общество. НаА-диях Общество
	зесвое оощество. падняА ООС
провело вторую научную  студенче-
	скую конференцию. В течение  четы*
‘рех дней заслушано более 30 докла-
дов, тематнка которых восновном ка-
салась проблем маркенстско  ленин”
ской эстетики; - р:

‹ Работа конференции сначалась. до-
кладом «Советское социалистическое
искусство — самое передовое искус-
ство в мир», сделанным студенткой
2-го. курса вокального факультета
И. Янковской. Роли ‘Советского ис:
кусства в борьбе за`мир был посвя-
щен доклад студента го курса йс-
торико-теоретического факультета
Ю. Мелышева; На тему «Ленинско-
	сталинское учение о партийности ис-
	кусства» прочла доклад студентка
2-го курса фортепианного факультета
Л. Каверина. Были также заслушаны
доклады: «Роль «оветского  `музы-
кального искусства в коммунистиче-
ском воспитании трудящихся» стулея-
та 1-го курса фортепианного факуль-
тета А. Ребро, «В. В. Стасов — борец
за передовое русское искусство» сту-
дента 4-го курса историко-теоретиче-
ского и oprentanHoro факультетов
М. Бялик.

В своих историко‘аналитических
а студентка 4-го курса исто-
рнко - теоретического. ‘факультета
И. Морозова остановилаеь на вокаль-
но-симфонической поэме Г. Жуков-
ского «Славься, Отчизна моя». Сту:
дентка 4-го курса историко-теорети-
ческого и фортепианного факульте-
тов Н. Tepaciiosa сделала ‘разбор
увертюры А. Свечникоза” «Шорс».
	ов»; ‘Сцена в. физическом”. кабинете.
Рыбкин (артист А. Борисов), -
		Чеполномениая хрестоматия
	искусства. В этом ‘‘диссонансе был
трепет жизни. Самодовлеющая живо-
цись без кахих бы то пи было лите-
	ратурных или моральных пелей. И:
	никаксй черноты».
	Издательство «Искусство» выпу-
стилю в свет Ш и У томы «Книги
для чтения по истории русского ис-
кусства» (составитель Н. Машков-
nes, редактор А. Леонов)..

До сих пор в советском искусство-
знании еще ни разу (кроме очень не-
полного материала в [М томе «Ма-
стера искусства 66 искусстве») не
предпрянималась попытк» сиетема-
тизации такого ботьшого числа вы-
сказываний и критических стаей
великих русских художников и пуб-
лицистов о русском искубетве. Меж-
ду тем, такое изланне необхохимо не
SHIBEO искусствоведам и художни-
Бам, НО и самым широким массам чи-
тателей.

Ofa тома «Ениги для чтения» со-
держат ряд ценных высказываний
русских художников и критиков. Тз-
ковы прежде всего отрывок из авто-
биографической повести Т. Шевчен-
ко «Художник». заметка Н. Черны-
Шевского, хараклеризующая творче-
ство А. Ивазова, статьи В. Стасо-
Ba O выставках передвижников и ©
Н. Репине, статья и письма И. Врам-
свого: Большой интерее предетавля-
ют воспоминания скульптора Н. Рд-
мазанова © ряде художников И
скульпторов первой половины Х
века. Хорошю освещена система худо-
жественного образования в Академии
хутожеств, в Училише живопиеи,
ваячия и зодчества в Москве. Приве-
дены содержательные статья и. вое-
поминання Ф творчестве  Шебуева,
Toomumaa, ©. Толстого, Брюзлова.
Перова и других замечательных рус-
СКИХ ХУОЖНИЕОВ.

Однако книта страдает и весьма
существенными  методологическими
недостатками. Некоторые явления
художественной жизни России ХХ
вера получили в книге неверное ис-
толрование и оценку.

Внита должна была ознакомить
читателей с творчеством русских ху-
дожнаков, борцов за передовое, про-
трессивное искусство, раскрыть рево-
люционно-лемократический характер
этого искусства, показать елинетво
идей революционеров-демокралов и
напгих лучитих художнихов и крити-
ков, их непримиримую борьбу про-
тив. резкиии, против загнивающего
буржуазного искусства.

Н: Манковцев в предисловии в
ГУ тому пишет, что ев стремился
«самой живостью голосов критики и
исмуарев дать почуветровать спеми-
Фичесвий дух воемени, на протяже-
гии трех десятилетий питавшийся
итеями Белинского, Чернышевского,
Тобролюбова». Но перечитайте ofa
тома, и вы найлете только одну (!)
заметк»х Чернышевского.
	Исключая из своей книги вы-
сказывания и етатьи  революционе-
ров-демократов, составитель, есте-
ственно, не может показать той идей-
ной базы, на которую опиралиеь пе-
родовые русские художники второй
полорины ХХ века, не может рас-
ЕВЫТЬ И Идейное единство этих ху-
ложжижов и революционеров-демокра-
тов. Картина русской  художествен-
ной жизни оказалась обедненной.

В книге нет известной статьи Ста-
сова. «25 лет русского искусства», в

оенову которой легли тезисы работы

Чернытневского «Эстетические отно-
шения искусетва к действительно-
етих. Не вошло в книгу и замеча-
тольное письмо Репина к Мурашко
{1883 г.), гле великий русский ху-
хожник пишет: «Нет, я челорек 60-х
тэдов..; для меня еще не умерли идеа-
лы Гоголя, Белинского, Тургенева,
Толетого... Вееми своими ничтожны-
Уи силенками я стремлюсь олицетво-
рить мои идеи в правде; окружающая
жизнь меня елишком волнует, пе да-
ет покоя, сама просится на холет:
лейстрительность слишком возмути-
тельна, чтобы co спокойной совестью
вышивать узоры, —— предоставим это
благовоспитанным барьциням».

Не помещено и необходимое в лам-
ной книге письмо Крамского к Ста-
сову. где Ёрамской пишет © своих
	эстетических воззрениях следующее:
«Вы говорите, например, Что кто ж
из русских художников тах лумает
и пишет и пр. и пр... Гоепохи боже
мой! Да кто же из русбких человеков
	может так не думать поеле Белин-  .
	ского, Гоголя, Федотова, Иванова;
Чернышевского, Добролюбова, Перо-
Ba... ;

` Вся эстетика Крамского, Репина
и Стасова проникнуть идеями Чер-
нышевекого, Добролюбова. И эт
можно и нужно было повазать в
книге: Но этого’ сделано не было. и
потому оказалось не равкрытым
идейное единство наших передовых
художников и революционеров-демо-
кратов.

В книгу не вошли документы,
связанные с созданием русскими ху-
дожниками образов революционеров,
говорящие о непосредственном уча-
CTHH изобразительного искусства в
	‚революционной борьбе русского наро-
	д4 против самодержавия. Так, напри-
мер, почти ничего не говорится (кро-
ме высказывания Стасова о картине
«Не ждали») об образах революцио-
неров в произведениях Репина и Яро-
шенко. Отсутствуют также материа-
лы об отражении в произведениях
В. Серова, С. Иванова и других ху-
дожников событий революции 1905
Года.

В. прехисловии к ПУ тому Н. Nam-
ковцев пишет; «Книга заканчивает-
ся Серовым — крупнейшим предета-
вителем реалистической школы. Вы-
ступающим зд них художникам-ле-
калентам свойственно забвение вели-
ких национальных традиций и угод-
ливое преклонение перзд запаяным
	искусством BO всех его проявле-
ниях». Но творчеетвом Серова н6
оканчиваетея развитие русского
	идейного реализма. После Серова в
начале ХХ века знамя резлизма нес-
ли такие художники, как (С. Repo-
вин, Архипов. Ёзсаткин, впервые
воплотившие в CROHX произведениях
образ русском рабочего класса:
С. Иванов. гневно отклихнувшийся
на подавление феволюции 1905 года;
Васаткин и Архипов после Великого
Октября активно участвовали в раз-
витии советского искусства. Как мо-
THO, было забыть 06 этих художни-
вах
	Вместе с тем опубликованный в
книге материал неё показывает боръ-
бы передовых русских художников
против формализма и декаданса B
России и в западной Европе. В кни-
ге не приводятся статьи Стасова
«Искусство ХХ века», «Наши итоги
Ha Всемирной выставке», «Хороша
ли рознь межлу хуложниками?». Мё-
	жду тем, именно в этих статьях дан
	блестящий аналиа развития руезкого
искусства, отстаиваются прио-
ритет русского  резлизиа ‘и прин-
ципиальное отличие и преимущество
эстетики, Чернышевского перед эсте-
тикой. Вурбе, и Прудона и разобла-
чаются безидейность и форизтизи но-
зото запахного искусства. В. книге
	нет анзлогичных высказываний Чи-
	стякова, Репина, Крамского, не при-
велены заметки А. М. Горького в
«Нижегородском листке», где велич
кий писатель резко отрицательно
оценил творчество Врубеля, как вы-
ражение русского декаданса. Зато
помещены без всяких критических
Бомментариев отрывок из книги о
ВБрубеле эстета С. Яфемича и «Авто-
биографические записки» Остроумо-
вой-Лебедевой, не лишенные интерс-
са, но содержащие эотетские и губ’-
ективистские опеки. В этих запис-
ках превозноситея эстет и декадент
Сомов.
	«Сомов вылелялся своим TlOYXOIOM
	& живописи, какой-то до жути, 10
стралпостн художественной искоен-
	ностью», — уверяет Остроумава-Ле-
бедева. И лалее в ее статье говорит-
ся: «Реализм передвижников сменил
зкадемичноеть. Но сущность искус-
ства, сама живопись мало обнови-
лась. Вся красочная рутина осталась.
Прежняя гамма. И работы Сомова
	являлиеь каким-то ярким, гармонич-
			О
К_110-летию со дня
	‘рождения П. И, Чайковского
	>
Русский народ xan человечеству
	MHOTO гениальных хуложников, чьи
имена. навеки сохранятея в памяти
	люлен. Имя Петра Ильича Чайков-
	ского особенно дорого русскому на-
роду, трудящимея всей пашей стра-
ны, всему прогрессивному человече-
ству.

В истории мировой музыки Чай-
ковский — явление удивительное и
беспримерное. Ни один народ не MO-
жет назвать композитора, чья музы-
&4 стала столь птироко. известной #
столь любимой;

Музыка Чайковского вонла в Ha-
MY жизнь, в наш быт, она живет
вместе с нами, сопровождает нас ‘в
радостях, она стала неот’емлемой и
органической частью социалистиче-
ской культуры советского народа.
	Многое в творческой биографии, в
творческом методе великого комтюзи-
тора определило небыРало звпечат-
ляющую силу его музыки. Но глав-
Hoe — это любовь, нламенная, неис-
сякаемая любовь Чайковского к po-
дине, к народу, горячая вера в его
всепобеждающие творческие силы.
Отсюда и патриотизм, и подлинная
народность композитора, и великая
простота, широчайший  демократизм
его музыки, и высокий этичеекий
смысл его искусства, и, наконец,
изумительное богатство ето глубоко
реалистических идей.

‚Творческий путь Петра Ильича —
это путь настойчивых, упорных ис-
каний правдивости в раскрытии пси“
хологического мира человека. Имен-
	но этот путь привел композитора к
вершинам русского классического
	Чайковскому чуждо  паеенвное,
примиренческое отношение к жизни.
Его музыка. его великие оперы, ге-
		етраетного протеста, мятежного па-
фоса борьбы против угнетения и по-
давления человеческой личноети. Они
полны напряженного и непреололи-
мого стремления в радости, ечастью,
трорческому раскрытию жизненных
сил человека. Образы художника все-
гда конкретны и иесторичны. Носите-
ли его илей-—талантлявые, жизнелю-
	бивые люди, страстно стремящиеся к
лучшему. булллиему, гневно протесту-
	щие против морального рабства.
Монументальчые оперные и енмфо-
нические ‘полотна композитора за-
печатлели страстную борьбу чело-
веческой личности с окружзющей
срелой, насилующей его чувства.
Веномним симфонии, симфонические
поэмы Чайковского, вспомним его
«Онегина», «Мазепу»,  «Пиковую
	Хаму». Бак правдивы, жизненные. сих).
	сюжеты, как реалистичиы их образы:

Реализм Чайковскоге  отнюль не
исчерпывается замыелами ето произ-
ведений. Великая жизненная правда
его музыки опрелеляется всем строем
‘музыкального мышления ‘хомпозито-
ра — народного, национального в
своей основе. В‘одном из писем он
заявляет: ° «Относительно русского
элемента в моих сочинениях скажу
вам, что мне нередко случалось пря-
мо приступать Е еочинению, имев
	в виту разработку той или друтой
	понравившейся мне народной песни.
Иногда... это делалось само ©0690, с0-
	вершенно неожиланно. Что гасается
вообще русского элемента в моей му-
	зыке, т, е. родетвонных о с народиою
песнью приемов в мелодии и гармо-
	это происхол

ит  велелстьне
	того, что я вырос в глуши, с датот-
ва, самого раннего, проникся пеиз`-
яснимой красотой характериетиче-
ских черт русской народной музыки,
что я до страсти люблю русский эле-
мент во всех его прочвлениях, что,
	одним словом, Я русский в полнейшем
	смысле этого слов».
В этих простых и искренних сло-
вах выражено отношение Чайковеко-
	фильме звонок куплен. где-нибудь в
современном ° магазине  хозяйствен-
ных принадлежностей), не слу-
чись так, что Александру Степано-
вичу пришлось выйти из звонок. от-
крыть дверь, он не видел бы, как ко-
леблетея молоточек звонка. Следова-
тельно, они не пришел бы в своей
идее: применить звонок олновремен-
но и как средство сигнализации о
приеме волны и как автоматический
встряхиватель трубочки с порошком,
подготовляющий ее к приему следую-
шей электромагнитной волны.
	Xopomlo воспроизвелены в фильме
	поиборы А. С. Нопова, но каково их
	устройство — не показано. Совре-
менная радиоприемная аппаратура
хотя й сохраняет основные идеи;
разработанные еще Алексанлром
	тепановичем, но не похожа на
	приборы изобретателя.  Нешюнят-
но, зачем Попов или’ Рыбкин, перед
тем как передать сигнал, повертыва-
ют какой-то перекаючатель (вклю-
чают аккумуляторы), нажимают на
какой-то странной формы вертикаль-
ный’ «телеграфный ключ» (моторно-

ртутный прерыватель). Постановщи-.
ви фильма могли дать краткое 0б’яе-
нение устройству приборов Попова в.
	-этизоле, когда он прихолит на 09че-
	редную лекцию в офицерам и рас-
	с казывает им 06 электрической искре
	и порожлаемых ею электромагнитных
волнах. На столе преподавателя стоят
его приборы, но вступительные #з9-
ва Попова являются уже заключени-
ем эпизода. Об’яснений устройству
своих приборов Попов не дает. А
вель нашли же возможность авторы
фильма «Академик Ивон Павлов»
рассказать о сущности и  метолике
работ веливого физизлога.
	Мы полрюбно останзвливаенся на
		ком фильме, как ‹Алексзилр Попов»,
говорящем о приоритете русской на-
уки, о самостоятельных путях 96
развития, особенно необхолимы точ-
ность мотивировок, обстоятельноеть в
изложении научного материала, рас-
крытие существа новаторской мысли
ученого.
	 ] Hak мог составитель оставить без

критики эго ‘прамое  противопостав-
ление эстега и декадента. Сомова
резлиетам-передвижчнкам, поямое
восхваление  «самоховлеющей жи-
вописи» Сомова?

Без всяких комментариев поме-
щаетея в ТУ томе и отрывок из кни-
ги И. 9. Грабаря «Валентин Алексая-
дравич Серов», изданной в 1918 то-
‚ду. В этом отрывке Грабарь утверж-
дает: что в творчестве В. Серова
«чувствуются отзвуки искусства им-
пресеионистов 1570-х голов». что
«импрессионизм создан не волей од:
ного лица, а Упорными исканиями
целого десятка фонатичееки настро-
енных людей. О=- продукт ^ коллех-
тивного творчества, и потому так ве-
лико его значение (!). Ню тем удиви-
тельнее эта одинокая попытка мос-
ковекого юноши, и приходится толь-
хо скорбеть о том, что в свое время
He только никто не поддержал его в
этом направлении, никто не пошел
По той же дороге, но. что  добаднее
всего (!), и вам он отказался от ево-
его смелого пути ‘и уже никогда
` более на него ‘не возвоащалея».

Это совершенно откровенная фаль-
‘сификация творчества В. Серова, ко-
`торое на самом деле развивалось во-
проки  импрессионизму,  углубляя
‘идейно-реалистические традиции
‘русского искусетва ХГХ века, в корне
‘противоположные импрессионизму?

‚ Публикуя этот отрывок, Н. Маш-
‘ковцев оказал подлинно «медвежью
услугу» И. 9. Грабарю, который, не-
ссмненно, перосмотрел свон прежние
воззрения на XapaRTep творчества
В. Серова.

В предиеловии к ПУ тому состави-
тель пишет: «Вак и в первых вы-
пусках, здесь собрана литератур,
имеющая значение документов И
первоисточников или могущая счи-
таться класвической по силе и глу-
бине анализа и совершенству лите-
ратуфной формы». Однако в книге
нет многих действительно классиче-
ских документов, но зато немало мз-
териалов, далеко не совершенных по
форме и глубоко ошибочных по ¢o-
держанию. В дополнение к приме-
рам, уже приведенным выше, укз-
жен, что в разлеле ИГ тома, поевя-
пенном A. Изанову, составитель
помещает такие второстепенные ма-
териалы, как воспоминания гравера,
Ф. Иордана Е — Толстой-Юнге,

и совершенно забывает о письмах са-
мого илстера, о высказываниях Гер-
пена, Стасова, а также ю раде статея
Брамекото.

«Книга хля чтения по истории.
русского искусства» нужна COBET-
хим. людям, но. эта книга должна,

быть-глубоко партийной, правильно’
показыраюнтей характер :. развития,
	релизого русского искуества,
Только внимательный, ° строго
принципиальный подбор материалов,
раскрывающих ^ илойную ‘близоеть
русских художников и революционе-
ров-демократов, только выбор основ=
ного, главного среди многочисленных
высказываний. воспоминаний и em-
	тей могут поивести в созланию пол=
	ноценной ` хрестоматии.
Об’евктивиетекий, = аполитичный,
мало продуманный подход к. мате-
риахам по истории русского искус-
ства нелопуетим. Книга, ‹ составлен-
кая Ч. Машковцевым и «отредакти-
рованная» A. Леоновым. требует
серьезкой доработки и подробных
критических комментариев. Нало oc-
вОболить ее OT незначительных, Ma-
лопенных документов и Включить
ряд глубоко идейных статей, писем
и воспоминаний клаесиков русского
искусства и aaa
2. ПРОКОФЬЕВ,
Р. КЛИМОВ. _
	Кадр из фильма «Александр Понов»;
	А. Попов (артисх Н. Черкасов), П.
<
	исследованиях. Фильм должен был
показать творческий путь изобрета-
теля, раскрыть зрителю лабораторию
«рожления» изобретения.

Резлизовать этот замысел в полном
об’еме не удалось. Внимание зрителя
часто сосрехоточивается на мелочах.
Например, Попов длительное время
вертит в руках какую-то трубочку
(волнообнаружитель). 0 назначении
	которой зритель узнает линть в самом
конце эпизода. пощелкивает. пальца-
	ми по ней, с. ‹профессорекой»  нелов-
костью роняет трубочку в море, от-
куда ве достает полросток-рыбае. Ha
деле жё в значении этой трубочки
для решения поставленной задачи
А. С. Попов не сомневался. Он’ упорно
и длительно работал нал тем, ‹ чтобы
полобрать такую  конетрувцию тру-
бочки, Такой состав металлического
порошка в ней, которые обеспечили
бы безотказную работу всего устрой-
ства. С этой целью были продлеланы
сотни опытов. Своими руками и на
	ПП. И. Чайковский, Г равюра И. Рундальцова.
$ ©
	го. к национальной основе 6806
творчества, вк народному музыкаль-
ному искусству, вне. которых невоз-
можно искусство вообще. Русекая на-
родная песня, интонации народного
танца глубоко и прочно вочети в 603-
нание композитора, стали родной
речью великото художника.
	nOUBCKROPO звучит повсюду: в оперных
	театрах, в колхозных клубах, в Еон-.
	вертных залах и во дворцах культу-
ры промышленных предприятий, по
радио и в домашнем кругу. Мно-
гогранное, многожанровое ° творче-
ство национального классика рус-
CRO музыки испотияетея не толь-
	  ко профессионалами, HO и тыея-
чами музыкантов самодеятельных
кружков. Оперы ‘и балеты Чай-
ковекого ставатея на сценах 2т0-

Национальная по своему харавте-
ру, музыка Чайгорского народна, де-
мократична, доступна пониманию
ИрРОКИхХ м16е а пе ТОТЕЕО KRVURU и>-
	бранных профессиопатов-музыкантов   Личных театров и в театрах 20ю3-
	Во всех своих. произведениях он   Чых республик. На его произведениях
HHEOTIA He атоесовалея только Е! РоСпитываются новые поколения ©о-
	ветеких музыкантов. Ёго произведе-
ния издаютея у нае многотыеячными
тиражами. Богатейнее наследие Чзй-
вовского изучается в научно-ибелехо-
вательеких институтах. Лишь в нашу
эпоху раскрылись для игироких яа-
ролных масе истинное содержание и
Дивное совершенство его музыки. Все
отчетливее ротает перед нами во весь
свой гигантский рост фигура тени»
альното новатора, утверждавшего ве-
ликие музыкально - эстетичеекие
принципы русской демократической
культуры, полнявшего мировое музы-
RAIBHOE MCKYCCTBO в вершине хуто=
	жественного маетеретва именно в те’
	‘полы, когда в музыкальной культуре
 Запала начиналея модернистический
распад.

Для нас, счастливого поколения
сталинекой эпохи, Чайковский-—на-
ша’ национальная гордость, великий
классик музыки, чьи традиции при-
‚звапы развивать, обогащать и ©0вер-
шенетвовать советские композиторы.
	В суровые дни войны товарищ
Оталин назвал имя Чайковского в
ряду лучших прехставителей великой
русской культуры. Высокое илейное
реалистическое содержание творчест-
ва, горячее патриотическое дыхание
ето музыки, национальный  народ-
ный харабтер ее, художественное со-
вершенетво. формы, простота и иг-
кренность его музыкальной речи —
все это сделало Чайковекого компози-
том понятным и близким веему
	прогрессивному человечеству. И му-
зыка одного из лучших сынов вели-
вой русской нации, как символ жиз-
ни, краеоты и ечастья, как символ
мира, совериает свое” триумфальнаа
торжественное шествие по всем стра-
	нам мира!
С. ПИТИНА.
	знатокам. Его музыкальные выска-
зывания обращены к самым птироким
слоям народа. Они веегла понятны,
всегда волнуют слушателей ‘искрен-
ностью, глубиной и праздой чувств,
выраженных просто и потому так
сильно. Музыка Чайковекого — это
задушевная ‘беседа о больном, эначи-
тельном, важном. Каждая мысль ком-
позитора, высказанная им ‘в Teche,
‘фоманее, инструментальной мяниатю-
ре, в любом произвелении вилоть до
‚симфония, всегда обращена в сердцу
ие on

„Страстное стремление Потра. Ильи».
ча к‹опере-таке свидетельствует 9
его желании: сделать евое творчество
достоянием нарола. Он пишет об. этом:
«Есть нечто неудержимое, влекущее
всех композиторов в опере: ato TO,
что только она олна лает вам ередет-
во сообщаться в массами публики.
Мой «Маноред» будет. сыгран раз-
другой и надолго скроется, и никто,
‘Кроме горсти. знатоков, посетающих
сиифонические концерты, не узнает
его. Тогда как опера, и ‘именно толь-
0 опера, сближает вас © люльми,
роднит вашу музыку © настоящей
публикой, пелает вас достоянием не
только отдельных маленьких круж-
ков, но. при блатоприятных усло-
виях — Beer народа».

Но о лойствительным ‹ достоянием
всего народа произведения Чайков-
ского стали только после Великой Ок-
тябрьской социалистической  рево-
	люции. Советские люди, получившие
все возможности для широчайшего
приобщения в высотам культуры и
искусства, - по достоинству оценили
титаническую мощь музыки гениаль-
ного. русского композитора. Оценили
и полюбили ее,

В советекой стране музыка  Чай-
	верному, оескорыетному, патрио-} свре, пришедшем в цетербург. в
тическому служению А. С. Попова! этом эпизоде картины убедительно
своей илее, ео желанию юттать изо-   раскрыто благоролетво илей и мыг-
	бретение на пользу родиче, не стре-

мясь извлечь из Nero малернальных
личных выгод, в картияе очень вы-
пукло и удачно противопоставлены
образы английских дельцов и итало-
английского прохолиица Маркони.
Предельно пиничен торг  матерого
предпринимателя и. еще зеленого,
но уже наглого грабителя чужих
илей и изобретений — Маркони по по-

лей подлинного изобретателя рално,
выразительно показано внутреннее
ничтожество Маркони, Безуепешто
упрантивает Маркони великого руе-
ского изобретателя переехать в
Англию, нацнрасно предлагает ему
такие «блага», перед которыми En:
кто, по мнению Mapoun, уетоять ке
мог.

Конец фильма oxpaTeipaer TwepHeT
	деятельности Александра Отепановт-
ча в вачестве первого выборного ли-
ректора Элёктротехничеекого инсти-
Гута. Показано, как  мужественчо
	воду дележа булущих благо и Tp
былей, которые сулило иепользова-
ние украленното изобретения Попова.
	Ъинотовееть.
0 научном подвиге
	Среди передовых русских ученых
прошлого, горячо любивших науку,
етремивитихся поставить ее на служ-
бу родному народу, шелшнх на жерт-
вы в борьбе за свои идей, одно из
первых мест принадлежит изобрета-
телю радио Александру Степановичу
Попову. Жизнь и деятельность Ha-
ето великого соотечественника,
создателя первой в мире аппаратуры
бъепроволочной связи, — это науч-
пый подвиг, обогативший русскую
И МИТОВУЮ КУЛЬТУРУ.
	Некровой телеграф, созданный
гением Попова, положил начало раз-
витию радиовещания, телевидения и
радиолокации. Роль ралио в еовре-
менной жизни очень велика.
Советской стране радио вошло в
быт, стало неот’емлемой  повседнев-
ной потребностью трудящихся. С9-
временная рахиотехника-—не только
егязь без проводов, радиовешание и
телевидение:  радиотехнические ме-
тахы и аппаратура широхо применя-
ются в сзмых разнообразных oT-
раслях науки и народного хозяйства.
	Но как бы далеко ни ушла вперед
в своем развитии советская радио-
техника, человечество никогда не за-
будет ни скромного грозоотметчика,
ни первой радиограммы, которая по-
могла спасти  гибнувших рыбаков.
Первые шаги радио, родившегося в
нашей стране, созданного трудом за-
мечательного русского ученого, вер-
ного сына родины, восстанавливает
в нашей памяти новый художеествен-
ный фильми «Алекезандр Попов».
	Разумеется, дать сжатое, навы-
щенное повествование о том, ка за-
		родилось радио, как труден, сложен
и временами мучителен был творчз-
ский путь изобретателя, показать
пелеустремленность ученого, выте-
кающую из глубокого понимания
путей развития науки и техники, —
очень трудная задача. Решая ee для
экрана, легко сбиться на поверхно-
стное освещение событий, не векрыв
их глубокой внутренней связи. 33-
дача осложняется еще тем, что, по-
мимо показа самого факта изобрете-
ния радио, нужно отобразить,
как А. С. Попов совершенствовал
свою аппаратуру, добивался безотказ
ной ее работы и оснащения ею ко
раблей русского военно-морского
флота.
Экран показывает зрителю А. С.
Попова с самого начала его научной
деятельности. ‘ Молодому ученому
предстоит слелать выбор: остаться
	при университете или стать скром-
	ным преподавателем Минной школы
в Кронштадте. Но какие могут быть
соинения у начинающего ученого,
если в Кронштадте такая богато o60-
тудованная физическая лаборатория,
равной которой нет в России? Кадры,
показывающие молодого Попова, уча-
стника работ по проведению элевтри-
ческого освещения в Петербурге, рас-
крывающие мечты будущего гени-
ального изобретателя, — наийболев
удались авторам фильма. ,

Ё сожалению, однако,  последую-
щий киворассказ о первых этапах
изобретения радио страдает, на наш
взгляд, некоторыми недостатками.
Намеченные сценарием эпизоды дол-
жны были показать, что это изобре-
тение не случайность, а плод глу-
бокого научного предвидения, OCHO-
ванного на твердой вере в празиль-
ность избранного молодым о ученым
пути, на многочисленных опытах и
	Демолетрируя, чертежи, опублико-  тута. Показано, как мужественно
ные в английском журнате, вос-   отстаивал Попов права института ва.
	производя беседу алмирала С. 0; Ма-
карова е Д. И. Менделеевым, поста-
‚новщики картины показывают, что
Маркони присвоил с6бе изобретение
‘ученого, полностью скопировал о его
конструкцию: Слова Маркони о «про-
}гресее человечества»; ‘о о «циви-
лизащиих — плохо прикрытая мае-
ка хищника, ‘на деле интересую-
етося только  прибылями, хотя бы
‚они лобывались цезою гибели чело-
‘веческих жизней. История залио сви>
детельствует, что Маркони, ожесто-
ченно борясь се конкурентами, ‘зал
претил радистам судов, де стояли
радиостанции, изготовленные ан-
тлийской фирмой, вести фадиопере-
говоры 6 теми судами, на которых
имелись радиостанции других фирм,
Aame если эти суда подавали сигна-
лы © гибели!

В  шотивовее  капиталистиче-.
ским методам борьбы с конкурента-

ee on on i

eerr 0 ORAS Yd Ara Senate

QBMOHOMHN, Ha 3antper yocTyna  по-

лиции в аудиторни,

При отдельных своих `нелочетах,
вызванных трудностью ‘и сложно-
стью “задачи, кинокартина в целом
юставляет хорошее внечатление. Вы-
дающийся артист Н. Черкасов 603-
„дал ‘заноминающийся образо Попо-
ва. Он не только лостиг большого

портретного сходства, 59 И ВЫПУКлО

нарисовал внутренний облик изэбре-
тателя. Удачен в фильме п ряд других
образов — передовых русских уче-
ных, а также предетавителей зару-
бежного мира. Вообще актерское He-
полнение нахолитея на высохом утэ-
вне, и в этом немалая заслуга и ар-
тистов и режиссуры. Жаль только,
Что. образ П. Рыбинна трактован од.
носторонне: он повазан лишь, как
верный учение Нопова, а ке как та-
лантливый ученый, многое сделав-
ший для ‘развития ратио.
	Фильм «Александр Потюв» — or-
	130 при. снатня с камней броненосца  личная иллюстрация историм одного
	«Генерал-алмирал Апракенн» убе-
AwteibHo показывают рысокий гума-
низм и благородные цели научной
работы Попова. Как искренна его
радость, когда первая же’ радио-
грамиа, переданная по бестрозолоч-
ной линии Вутсало-—Тогланя; поелу-
жила. спавению безвестных рыбаков!

Хорошо раскрывают. постановщики.

звериный и одновременно трусливый
облик Маркони. в эпизодах ero Berpe-
чи с Цоповым на итальянском коей-

из крупнейших достижений. отечест-
венной науки, повесть о выдающемся.
русском ученом-патриоте. Он разоб-
лачает фальсификаторов,  искажав-
ших и принижавигих значение науки
‚и техники налней етраны в мировой
культуре, показывает прогрессивную
роль и высовий уровень нашей оте-
чественной науки, которая вилит

‘BOD BHCOBYD Цель в служении нд-

роду.
Инженер В. МАМШУР.
	свои деньги Попов изготовил‘ и
десятки опытных конетруЕций.
сторона работы изобретателя на в
не не показана. У  пепосвячщенного
зрителя может. создаться внечатле-
	‘ние, что. побеседовав © рыбаком, По-
	нов сразу нашел решение задачи и
созлал свой прибор bea особых 38-
труднений.

Не убедителен и рассказ 0 том, Rak
пришел А. С. Попов к мысли об as-
томатическом встряхивании трубоч-
ки. с металлическим порошком. Эта
автоматизация, конструктивно ory-
ществленная необычайно изящно и
легко. была решающей в завертении
	почти законченного грозоотметчика.
‘Фильм показывает этот пезиол работ
	А. ©. Попова-так,; что у зрителя вновь
появляется мысль о счастливым ете-
чении случайностей. He  буль в
квартире `’Понова электрического
звонка (кстати, постановщики филь-
ма показали звонок не таким, каким
он был во времена Попова: снятый в
	Сценарий А. Разумовского. По-
становка Г,.Ралпапорта и В. Эйсымон-
та. Режиссер М. Руф. Операторы —
А. Назаров, Е. Шапиро. Производство
киностудии Ленфильм.