Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета’ по делам
	ВЫСТАВКА  СОВЕТСКОГО
ПЛАКАТА В ДОНБАССЕ
	СТАЛИНО. Здесь открылась вы-
ставка советского плаката, организо-
ванная Комитетом по делам искусств
при Совете Министров СССР.

На ней экспонируется более 200
	`Нлакатов советских художников, соз-
данных ими с 1919 по 1350 год. Осо-
	бенное вяимание привлекают выдаю-
щиеся работы заслуженных деятелей
искусств В. Дени, Д. Моора, Кукры-
никсов, Б. Ефимова. На большом стен-
де выставлена серия.плакатов «Окна
ТАСС». -

Выставка пользуется большой ao-
пулярностью среди трудящихся го-
рода.
	$
СМОТР БЕЛОРУССКОЙ
МУЗЫКИ
МИНСК. В концертном зале Бело-
	русской государственной коясервато-‹
	рии начался смотр. белорусской му-
зыки. Государственный народный ор-
кестр БССР исполнил новые произве-
дения белорусских композиторов, на-
писанные для оркестра и солистов.

На смотре прослушаны и обсужда-
ются оратория композитора Лу-
каса «Слава Сталину»  кантата
Богатырева «Беларусы», — симфо-
нии композиторов Пукста, Подковы-
рова ‘и Тикоцкого, оперы. «Андрей
Кастеня» Аладова и «Машека» Пук-
ста, песни о героях Отечественной
войны и многие другие произведения.

В концертах принимают участие
симфонический оркестр Белорусской
государственной филармонии, хор Ко-
митета радиоинформации, народные
и заслуженные артисты Белорусской
ССР, солисты театра оперы и балета
и студенты консерватории.
	х>
КОЛХОЗНЫЕ ХУДОЖНИКИ
	ВИЛЬЯНЛ
	обеим сторонам дороги раскинулись
золотисто-желтые поля. Колхозники
спешат на первую коллективную жат-
ву. На краю поля моторист заводит
комбайн, сверкающий в лучах утрен-
него солнца.

Это — картина, написанная маслом
колхозником  сельхозартели «Ta Ya»
Ю. Тилло. Она экспонировалась в
Вильянди на первой выставке изоб-
разительного и. прикладного искус-
ства колхозного крестьянства уезда.

Около. 709 экспонатов — живопись,
гезьба по дереву, художественные
изделия — наглядно продемонстри-
ровали огромные изменения, проис-
педшие в уезде за два года колхоз-
ного труда.
	Суббота, 13 мая 1950 года
	На сцене—артисты
	искусств при Совете Министров СССР
	ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА
АЛЕКСАНДРУ МАТРОСОВУ
	издании ХХ
		3a большевистскую
самокритику
	Великий Сталин учит, что крити-
ка и самокритика — это особая за-
кономерность и движущая сила раз-
вития советского общества. Больше-
визм тем и силен, что он не боится
Бритики и в критике черпает энер-
гию для дальнейшем неуклонного
движения вперед.

Обращаясь в Алексею Максимови-
чу Горькому, товарищ Сталин в ян-
варе 1930 гола писал: «Мы не можем
без самокритики. Никак не можем,
Алексей Максимович. Без нее неми-
нуемы застой, загымвание аппарата,
роет бюрократизма, подрыв  творче-
ского почина рабочего класса. Ко-
нечно, самокритика дает материал
врагам. В этом Вы совершенно правы.
Но она же дает материал (и толчок)
тля нашего продвижения вперед, для
развязывания строительной энергия
трудяшихея, хля развития соревнова-
ния. для ударных бригад. и т п. 0т-
	рицательная ©сторонз покрывается и
перекрывается положительной».

Критика и самокритика — это по-
стоянно хействующее оружие в арее-
нале большевиков. Партия повседнев-
но учит советских людей пользовать-
ся этим надежным и верным оружием
хлЯ того, чтобы польать и активно
поздерживать творческую инициати-
ву трудящихея нашей сопиалистиче-
ской державы, непрестанно повы-
шать уровень всей нашей  сезида-
тельной работы, ускорять темпы на-
шего двяжения Е коммунизму.

Для учреждений ‘и предприятий
некусств, для творческих союзов и
коллективов развертывание больше-
BHCTCROH криТЯки и Ссамокритики
имеет первостененное значение. В
искусстве, Езк и во всех областях
общественной жизни, идет вепре-
станная барьба между новым и ета-
рым. Посттпательное движение е0-
ветской культуры и искусства не-
мыслимо без критики и самокритики.
Нельзя представить себе, чтобы твор-
ческий коллектив или отдельный ху-
ОЖниЕ, в ЕЗКОЙ бы сфере искусства
он ни работал, мог идейно расти, е0-
рернгенствовать свое мзетеретво, до-
биваться успехов, еели он не ельинит
голоса принципиальной, честной,
товарищеской критики. Нельзя пред-
ставить себе, что актер и Ео\Юзитоь,
режиссер и архитектор могут создать
подлинное произвеление искусства.
если не будут прислушиваться KR
критическим замечаниям и увазани-
яч своих товорищей по творческой:
работе, к советам. критиков-профег-
сконалюз, искусствоведов, к требовз-
ниях советских зрителей и слушате-
лей. Трудно переоценить благотвор-
+06 влияние критических замечаний,
исходящих OT товарищей -— участ-
ников общего творческого пропесса,
ЕрОВНО заинтересованных в развитии
ролного советского искусства. ]

Наша хуложественная интеллиген-
ция олжна использовать мотучее
оружие критики для непримиримой:
борьбы 0 всяческими рециливами
безилейности и апелитичности в ис-
кусстве, ¢ формалистическимыи и Ha-
туралистическими изврапениями, ©
исгажением исторической правды, ©
уролливым и обывательским изобра-
жением наттих героев-современников,
с тлетворным влиянием упадочного,
растленного искусства капиталиети-
ческих стран.

ЦЕ ВКП(б) в своих исторических
решениях по вопросам литературы и
искусства дал советским художникам
блестящие образцы принципизльной
большевистской критики художест-
венных произведений, — созданных
нангими  мастерани (кинофильм
«Большая жизнь», опера «Великая
хружба»). Партийная печать в ряде.
езвих выступлений также учит не-
лицеприятной и чепрамкримой Ери-
тие недостатков в области идеблоги-
ческой работы, критике, выражаю-
щей высокие идейные требования и
позростие художественные вкусы
советеких люлей.
	Нельзя сказать, что в творческих
COW2AS, B ROUICRTHBAX Художников.
комнозиторов, архитекторов, в теат-
рах и вонцертных организациях уже
полноетью изжиты такие явления,
ЕЗЕ трупповщина, предпочтение лич-
ных и приятельских интересов обще-
ственным, государственным. В ряде
случаев деловому обсуждению произ-
редений срели живописцев и комно-
зиторов, архитекторов и режигссеровя
недэстает прямоты и принпитиаль-
ности, мешает робость перед «имена-

ми», атмосфера взаимной амеистин и
^амалчивания опгибок товарищей по
искусству. Ничего не может быть гу-

бительнее для художника, чем ком-
промисе, уступка, когда речь идет об
оценках своего произведения ‘или про-
изведения товарища по оружлю.
Безрадостная картина творческого
застоя в ряде театров и филармоний
обнаружилась недавно Ha третьем
пленуме Виргизекого реепубликан-
ского комитета профсоюза работни-
ков искусств. Киргизский театр опе-
ры и балета, завоевавший в своз
время добрую славу своей плолотвор-
ной деятельностью, за весь 1949 гол
не показал ни одного советского
спектакля. Многие актеры останови-
лись в своем творческом росте; почив
на лаврах, заслуженных в тюшлом.
В театре имеют меето многочиелен-
ные факты ` грубого нарушения тру-
довой диспиплины. С этим мирится
директор тезтра тов. Садыков, оче-
видно, потому, что сам, как актер
{получающий за это отлельную етав-
	ку), лишь на одну треть выполняет
свою норму. Так в коллективе уста-
вовилась атмосфера, всепрощения.

Не лучше обстоит лело и в Киргиз-
ском театре драмы. Зритель неохотно
посещает его спектакли, ибо в репер-
туаре театра нет полноценных ` про-
извелений на современные темы. Рес-
публиканская филармония, получаю-
щая значительную  дотацию из
средств государственного бюджета,
работает без всякого плана, репер-
туар ее коллективов и солистов зае0-
рен“ малоценными произведениями,
многие артисты. длительное время
безлельничают.

Как реагировала профеоюзная об-
щественность Киргиэни на все этя
недопустимые явления? Как помог,
например, республиканский комитет
профсоюза Рабис устранить крупней-
шие недостатки в работе основных
творческих коллективов Киргизии?
Заинтересовался ли он обществен-
ной жизнью театров и филатмонии,
помог ли развернуть боевую болыне-
вистекую критику работы их руково-
	лителей, подвергнуть критике ‘работу
	Управления по делам искусств, най-
ти наиболее правильные пути для
исправления нелостатков в их лея-
тельности? Увы, о критике и само-
критике, каБ о могучем действенном
оружии, здесь и не вепомнили. 0 ка-
	ком развертывании критики и само-
	Еритики может итти в данном ©лу-
чае речь, если за истеклеий год пре-
Зилиум республиканекого_ комитета
Рабие не обсудил ни одного доклада
	местного комитета, а мествомы года-
	ME He отчитывзются в своей работе
перед членами префсоюзов.

Слабое развитие - обитественной
жизни, забвение самоклитики нанес-
лн большой вед и такому талантли-
вому коллективу, mak Москозский
театр им. Ермоловой. Несмотря на
‘отдельные удачи, этот театр в огром:
ном долгу перед нашим зрителем. На
протяжении последних полутора лет
театр не поставил ни одной полно-
ценной пьесы, отражающей напгу с2-
	ветсхую  действительноеть. Трудно
	поверить, ео обилие собрания в этом
	коллективе созываютея лишь раз в
TOT, а пооизволетвенные совешания.
	как правило, не проводятся. Вели бы
партийная и профсоюзная юртаниза-
ции не запустили масеово-политиче-
ской таботы, ‘подняли активность
творческих работников, коллектив
помог бы отличить действительно ху-
дожественное произведение от сур-
ротатов и ремесленничесвких изделий,
сумел бы предостеречь руководство
театра от торопливости в выборе
abet. :

Советская художественная интел-
литенция, отдающая свою энергию,
свои дарования выполнению _ BLICO-
кой и благородной задачи, поставлен-
ной перед ней партией большевиков.
— созданию изобилия духовной
культуры в нашей стране, вправе
рассчитывать на то, что партийные п
профеоюзные организапии помогут
воспитывать деятелей искусств в ду-
хе высокой идейноети и принципи-
альности, научат пользоваться точ-
ных и верным оружием критики и
самокритики. Этого требуют интере“
сы советского искусства, интересы
советского народа.
	Указания нашего вождя и учителя.
товарища Сталина — лучшего хруга
советского искусства — освещают
	Советского искусства ~~ оозощают
‘путь художественной интеллиген-
‚ции, направляют ее творческую энер-
гию и инициативу, служат верным
маяком на слазном пути самого пере-
лдового и прогрессивного в мире ие-
кусства нашей социалистической
		зазалотапа пи трузин

АЛМА-АТА. (Наш корр.). Атмосфе-
рой творческой дружбы был папол-
нен вечер встречи ‘представителей
двух братских культур. ,

Спектакль шел на двух языках—
казахском и грузинском. Выдающие-
ся представители казахского и гру-
SHECKOTO оперного искусства нстюл-
няли оперу «Даиси». Маро—наро-
ная артистка Союза OCP, дважды
лауреат Сталинской премии Куляш

Байсеитова, Киазо и Малхаз— народ-
лау-.
резты Сталинской премии Петр’

ные артисты Грузинской ССР,

Амиранашвити, Давих Анягуладзе.

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ. В городе Вели-
кие Луки похоронен Герой Советского
Союза Александр Матросов, 93 фев-
раля’ 1943 * года совершивший
бессмертный подвиг у деревни Чер-
нушки, Подберезинского района, Ве-
ликолукской области.

Скульптор Е. Вучетич создал про-
ект постоянного памятника Герою
Советского Союза А. Матросову для
установки в городе Великие Луки.

В день праздника Победы состоял-
ся общественный просмотр проекта
памятника. А. Матросов изображен в

‚последний момент, перед ренающим

броском Ha
дзота.

Высота будущего памятника — во-
семь-—десять метров.

амбразуру вражеского
	Важдый, кто слушал и емотрел»
	‚этот спектакль в Театре им. Абая,
мог еще раз убедиться, ю ков гигант-

ЛЕТНИЙ КОНЦЕРТНЫЙ
СЕЗОН В ГРУЗИИ
	Е Bape   ТБИЛИСИ. ны Государ-
	ственного ансамбля народного танца
Грузии под руководством лауреатов
Сталинской премии И. Сухишвили и
Н. Рамишвили в Тбилиси открылся
летний концертный сезон Грузинской
филармокии.

В новом сезоне особое внимание
уделяется пропаганде выдающихся
произведений советской музыки и по-
казу народного творчества. В тбилис-
ских парках культуры и отдыха имени
Сталина, имени Орджоникидзе, в клу-
бах, домах культуры, кроме местных
коллективов, выступят музыканты,
певцы, танцоры, мастера эстрады Мо-
сквы, Ленинграда, Львова и других
городов.

В свою очередь лучшие ансамбли
“Грузинской филармонии побывают в

OB, БАКИХ творческих высот JOOCTH-
`Гает переловое искусство советских
социалистических республик. Чувет-
BO TOPROCTH за наше искусство ве.
повндало зрителей спектакля «Даи-
си», который исполнялся  охновое-
менно на языках Абая и Руставели.

Спектакль (постановщик Канабек
Байсеитов) порадовал оТЛЯЧНЫМ
пением, качеством игры артистов,
яркостью худежественных образов,
живописностью оформления. Петр:
Амиранашвили-— грузинский евец и
актер, облахатель прекрасного голо-:
ca, вместе со своим другом, грузин-`
‘CREM певцом Давилом Андгулалае и!

ный по впечатляющей силе, незабы-:
ваемый ансамбль.
	Театр им. Абая не внервые высту-
пает в роли пропатанлиста оперной
культуры братеких советских наро-
дов. На казахском языке звучит не-
превзойденная русская опера «Евге-
ний Онегин», азербайджанская опе-
ра «Нэргиз», татарекая «Алтын
чеч». На сцене театра. идет шедевр
казахской музыкальной культуры—
опера «Бизжан и Сара» М. Тулебае-
ва.
	‘венный ансамбль народного танца нлакат художника И, Кружкова, выпускаемый издательством
Грузии выступит летом в Ленингра- сусство».
	де, Риге, Таллине, Жиеве.
Oo
	ПЕРВЫЙ ВЫПУСК
УЗБЕКСКИХ АРТИСТОВ
	ТАВКЕНТ. (Наш корр.). В. Инсти-
туте театрального искусства им. Ост-
‘розского состоялся первый выпуск
‘студентов узбекского отделения
актерского факультета. Звание арти-
	ста драматического театра присвоено
	ii юношам и девушкам.

Выпускники приняты в творческие
коллективы Академического театра
драмы им. Хамза и Узбекского театра
юного зрителя.
	На сцене Алма-Атинского театра имени Абая с болышим успехом
`идет опера грузинского комисзнтора 3. Палиашвили «Даиси». Недав-
но Казахстан посетила группа деятелей музыкального искусства
братского грузинского народа. Вместе с ведущими мастерами казах-
‘ской оперы они выступили в спектакле «Даиси». На фото: народная
‘артистка Союза ССР Куляш Байсеитова, народные артисты Грузин-
ской ССР Петр Амнранашвили и Давил  Андгуладзе — участники
спектакля «Даиси». ая
	В Киевском театре имени Ивана Франко состоялась премьера вовой_
пьесы ‘А, Корнейчука «Калиновая роща». На фото: сцена из спектакля. .
Верба — Е. Пономаренко, Василина — О. Кусенко, Ковшик — Н. Уж-

вий, Батупа — В. Добровольский. Фото 3. Галины, =>
	19 мая в Зале им. Чайковского с большим: успехом прошел первый
конверт прнехавшыей в Москву группы чехословацких музыкантов-
исполнителей. На снимке (слева неправо): (Стефания Петрова,
Франтишек Исвор, Вера Крылова, Зженек `Илек и Рудольф Едличка.
Фото С. -Преображенского (ТАСС).
	А. А. МИХАИЛОВА, ›- А. А. ТИТОВ,
		ТВОРЕНИЯ РУССКИХ ЗОДЧИХ
	Историческая правда о роли
русских архитекторов
в строительстве Ленинграда
		Царском Селе. Его сын И. Неелов
продолжил работы отца пою ‘устройст-
ву пейзажных парков. Он был авто-
DOM здания, впоследетвии _ пе-
рестроенного в Лицей, ‘аюхитектур-
ный проект которого поиписывалея
	‚ нее Иваоенги. Но проектам тото же.

Н. Неслова построены многочиелен-
ные павильоны, сооружения HM Mage
RG: Баболорский дворец, Верхние и
‚ Нижние ванны в Нетродворще, a
‘также перковный флитель Екатери-
нинского дворца, приписывавиийся
‘архитектору Фельтену. Втарой сын’
В. Неелова — Петр продолжил рабо-
ты отца и брата, принимал активноз
участие в застройке торода.

В Центральном военно-морском
архиве, в документах. адмиралтей-
ской коллегии, датированных 1732
толом, хранились не изученные до
сих пор журналы. В них упоминаюг-
ея имена учеников школы архитек-
	тора Ивана 80робова-—вылающегося
	- `В архивах Ченинграла в последнее
время юбнаружены документы, 10-
ливающие новый свет на историю
архитектуры великого города и его
оврестностей.

Буржуазные искуествоведы Pac-
сии, преклонявмниеея петед. заледно-
европейской культурой, тенденциоз-
но преувеличивали роль иностран-
цев в развитии. фусской архитекту-
ры. Советское искусствоведение, ве-
дя многолетнюю кропотливую работу
по изучению богатейших и подчзе
ене летронутых архивных и музей-
	ных фондов, а также самих архитев-
	турных памятников, дает об’ектив-
ную истерию самобытного развития
отечественной архитектуры, ноавди-
во оевещая роль руеских зодчих в
созлании величественного  архитек-
турного ансамбля Ленинграда.
Иселедования кандидата архитек-
туры В. Шилкова со всей убедитель-
ностью показывают, что планировка
Петербурга определилась размещени-
ем. по личным указаниям Петра I,
	основных  гралообразуюнтих coopy-}
	жений: порта, крепости, Аямиралтей-
ства и Летнего дворца. По русским
тралициям строилась слобода около
	Петропавловекой крепости и порта
на Петротрадекой стороне. в котопойл:
	размещалиеь жилые постройки дво-
рянетва, военнослужащего люда и
	рянства, военнослужащего JIRA и
дома купечества. 9коло Алмиралтей-

ства строилась слобода для морских.
служителей.

Сохранившаяея д настоящего:
времени планировка южной матери-
ковой части города, сделана, по проек-:
там русекого архитектора Цетра. Ми-
хайловича Еропкина (1690 —
1740 гг.). Роль П. М. Ербикина в
создании генерального плана Петер-
бурга. раскрывается параллельно:
	проведенными исследованиями архи-‘
-тектюра С. Бронштейна и искуество-
‚веда А. Петрова, налнедших Новые:
‚зрхивные документы, освещающие
	‚ Одно из первых значительных €0-
‚оружений Петербурта-—Летний сад с
	Центральном историческом архивах
документы, устанавливающие, что
строительство Летнего сада было на-
чато не известным до настоящего
времени русским архитектором Ива-
ном Матвеевым.
	Окончательная планировка сада.
была заверитена по проекту русского
зодчего М. Г. Земпова. Творчеству
`Земцова, принадлежат также Ассам-
‚блейный зал и кухня в Монплезире,
таллерея у канала перед. Летнич
‘дворцом, фонтан «Пирамидка» и кае-
Ray «Шахматная ropa».

В Московеком архиве В. Шилко-
‚вым найдены собственноручные ри-
сунки Петра 1, изображающие пла-
ны Петергофа, которые полноетью
‘определяют основную схему  плани-
ровки верхних и нижних парков в
Петродвотите. Известный дворец’ сх
протом в Стрельне был построен по
сохранизнимея в архивах чертежам,
‚найденным только в последнее вре-
мя, и моделям русского архитектора,
‘Тимофея Усова. Таким образом, с03-.
сдателем этого дрорца ялвляется HE,
‚иностранец Микетти, как это дока-
‘зывали раныше буржуазные истори-
ки, а наши русские архитекторы

В результате изысканий удалось
установить, что и многие друтне а-:
‘хитектурные памятники, которые’
‘приписывались иностранцам,  при-
:надлежат русским архитекторам.
Так, стало известно, что здание Ли-
ined B городе Нушкине построено в
1793 году не Кваренги, » русским
{‘зодчим Ильей Нееловым. Ряд новых
‘архивных материзлов,  обнаружен-
‘ных архитектором Б. Васильевым,
дает более широкое предетавление ©
‚творчестве архитекторов Нееловых.
 Ролонамальником этой плеяды выда-
‘ющихея зодчих является В. Неелов,
‘который был первым строителем пей-
зажных Екатерининеких наркев в
		 зодчего, первого строителя Адмирал-
тейства. Среди них были талантли-
вый русский атхитектор Савва Чевз-

‘кинский, Александр” Кокоринов —.

первый директор Академии  хуло-
‘жеств и авто ее величественного
здания. В чиеле высокоодзвенных
русских зодчих, участвовавших В
строительстве Петербурга, были вос-

питанники этой школы-—также не-

заслуженно забытые зодчие Семен
Волков, ‚Петр Егоров и многие дру-
гие.

Здесь упомянуть только часть
изысканий и новых научно-иселедо-
вательских работ, но уже ра
материалы проливают яркий свет н.
историю архитектуры Ленинграда р
ето пригородов, позволяют восстано-
вить историческую правду о por
русских мастеров в строительства

eee ee

В Киевском театре имени Ивана
пьесы А, Корнейчука «Калиновая
Верба — Е. Пономаренко, Василив
вий, Батура — В. Добровольский.
	`Нетербуога и пригородов, полтьерж-
	дают. самобытность русской аркитек-
туры и творческий гений русского
	А. ГЕГЕЛЛО,
действительный член Академии
архитектуры СССР.
	ЗЛЕНЕБГРАГД.
		В. Н-клкюв обнаружил в Мэрском н
		A

it

E

M
	К. В. ЧИБИСОВ,
	М. М. ГАБОВИЧ, Г. Л. РОМАЛЬ, М. Ш. МАГИД,
артист кинорежиссер   оператор

в Государственном Премия присуждена за участие в создании кимюжартины
		Л. М. ЛАВРОВСКИЙ С. Г. КОРЕНЬ,
(ИВАНОВ), артист

постановитик
	Премия присуждена за участие в создании спектекля «Красный mak
Акллемическом Большом теетре Союза CCP.
	ee CCCP ВИРА. старшие научные сотрудники Научно-исследовательского, кипо-фотоннститу
Премия присуждена за неследования природы светочуьствительности и мехенизма процессов, протекающих ‘сра
сивтезе фотограФичесинх эмульсий, изложемные в журнале «Труды НИКФИ» в 1948 году.