СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Модест Ильич
Чайковский
	К столетию со дня рождения
	Модест Ильич Чайковский, брат
великого композитора, вошел в ието-
рию русской культуры как биограф
Петра Ильича. либоеттяет лвух его
опер — «Пиковая дама» и «Иолан-
та», и основатель Дома-музея П. И.
Чайковекого в Клину.

Модест Ильич е ранних лет прояв-
лял разносторонние интересы в обла-
ети искусства, главным образом те-
атра.

Правда, его пьесы че отличались
особыми литературными достоинетва-
ми, олнако они пользовалиеь значи-
тельным успехом у зрителей. -

Петр Ильич Чзаковский внима-
тельно следил за литературной дея-
тельностью своего млалшего брата,
помогал ему советами и радовался
ero успехам. Со своей етороны, Модест
Ильич се молодых лет искал случая
быть полезным брату в составлении
программ для музыкальных произве-
длений и оперных либретто. [ern
Йльич очень надеялся на литератур-
ные снособности брата в своей рабо-
те над операми. Еие в начале 70-х
толов он писал ему: «Серьезно, B
тебе есть литературная жилка, ия
бы очень был рад, если бы она, заби-
лась так сильно, что ты стал бы
сочинителем, Авоеь хоть либретто
когда-нибудь порядочное булет, a To
ищеть. ицетль — и ничего порядоч-
ного не лобъешься».

Особенна улачным оказалось ли-
бретте Модеста Ильича к «Пиковой
хаме». Испоавленное и` лополненное
Петром Ильичем, оно. несмотря. на
спешность работы, вызвало у компо-
зитора вдохновенчые етранипы, в ко-
торых музыкальный гелий Чайков-
ского проявилея во всем блеске в
творческой силе. Позлнее Молеетом
Ильичем были написаны либретто
для «Иоланты» Чайковского. «Дуб-
ровекого» Направника. «Наля и Да-
маянти» Аренокого, «Деляного лома»
Корешенко. «Франчески ла Римини»
Рахманиновз.

Трехтомный труд Модесета Илъича
«Яъизнь Ц. Ц. Чайковского»; вышех-
ший через несколько лет после емер-
ти композитора,. поиобрел широкую
популярность во всем мире, пезеве-
хен на несколько языков. Лолюе
время он был единственным собрани-
ем биографических. материалов о ве-
JHROM творпе русской музыки;

0 настоящего времени эта биогра-
фия еще не потеряла своего значе-
НИЯ,

В 1900-х голах М. И. Чайковский,
работая нал новымя пъесами; выету-
пал и в качестве переводчика. В ча-
стности. А. М. Горький высоко юце-
нил его’ перевбл сонетов Шекспира.

Последние лвалпать с лишним лет
Модест Ильич жил в Блину. леля свое
время межлу творческой рабомй и
благоустройетвом музея. Линь из

О ВО ООО ОВЕЦ ОЕ ОИ ВЕ И М И НН О ЕЕ И OEE НЫ
=
	Грабуна зрател”“
	О новой опере Т.Жренникова
	Порочное
‘либретто
	(совершенно непонятно, почему
композитор Т. Хренинков и либрет-
тиет С. Ценин в помеках сюжета не
	обратились Е совоеменности, в вели-
	ких событиям наших лней, или по
крайней мере в достойной Teme из
исторического: прошлого русского на-
рода, а обратилиеь к старой и ничем
не примечательной повести о Фроле
Скобевве.

Чем привлекла авторов этз по-
весть? Быть может, в ней решаются
глубокие социальные проблемы, быть
может, она является произведением,
отражающим патриотизм и силу ду“
ха русского нарола? Нет! Быть мо-
жет, наконец, в ней рассказывается
о чистой, красивой любви, © выв-
ких этических качествах русских
люлей? Нет в ней ин этого. Пачего до-
	етойного внимания советекото зрите-
	ля в повести о Фрюле Сзобеэве вет, я
неулачный выбор композитором и
либреттистом сюжета предопределил
неудачу оперы.

Очевилно, пентральная тема спек-
такля — столкновение о посалехого
белняка Фролз © самолуром-бояринои
Тугай-Редединым. Насыщено ли это
столкновение социальным емыслом?.
Нет, Скобеев попросту хочет «вы-.
битьея в люли», мечтает любым пу-
тем жениться на дочери Тугай-Реде-
ина Анне, чтобы самому стать 60-
гатым человеком. Скобеев — ава.
тюрист, п его волнуют не судьбы AI
родные, & забота о «месте под. еолн-
цем»; о собственном благополучии.

Правда, авторы епектакля  пыта-
ютея представить своего героя рале-
телем наротных интересов, но none.
ки эти шиты белыми нитками. В са-
мом деле, в сцене масленичного гу-
лянья в Москве (нервая картина опе-
ры) Скобеев на леньги, взятые у сво-
его друга боярина Саввы, выхупает
трех мужиков, попавших 34 нелоиу-.
ви в кабалу к Тугай-Редехину. Как
булто поступок благородный. отнако.
совершен он, мне кажется, отнюль не
из чуветва социального протеста, &
из желания лосадить боярину и тем
самым обратить на себя внимание. —

Столь же фальшива и концовка.
оперы. До самого последнего момента
Скобеев, тайно обвенчазшийся с
Анной, готов пойти на сделку е Ту-
rafi- -Редех иным и надеется, FTO TOT
его простят, признает? и облагоде-
тельетвует. Фрол просит боярина
Ордыя-Нанюкина ветупиться за, чем
(пстати сказать, этого боярина, BH-
бившегося из «хулородных», авторы
оперы безуспешно пытаются прел-
ставить этаким лобреньким HOCuTe-
лем «боярской справедливости»). he-
гда и заступничеетво Ордьн-Нащо-
кина мало помогаст, Скобеев ветает
ва колени порел Тутай-Реледипым и
умоляет благословить его брак © Ан-
ной, Нравла, Скобезв отказывается
от унизительного  прелложения боя-
рина стать у ного приказчиком, о3-
виняот бояретво в тупости и невоже-
стве, по эдегь его искренности уже
не веришь. Эта концовка не являет-.
ся органичеекой, она не подготовле-
на всем холом развертырающихся на
сцене событий, явзю притянута за
волосы.

Нескольво слов о второй, любовной
RanBe спектакля. Как уже говори-
лесь. Свобоев хочет жениться на Ан-
не не по любви, а по расчету. Еще
не видев Анны, он уже развил ак-
тивную  лоятельность © целью
жевитьбы. Иод вилом галалки (это
было бы трогательно, если бы вызы-
валось чувстрами возвышенными, а
не было так беззастенчизо авантю-
ризтично) он проникает в терем к
боярышите и здесь, Wo воле авторов,
влюбляется в нее. Но и любовь не за-
слоняет у Спобеева планов обогаше-
ния, — он тользо рахуетея тому, что
можно совместить приятное е полез-
ным. И хотя его любовные арни яв-
ляются олниии из наиболее вырази-
тельных и мелодичных в опере, они
заведомо. иснорчены материальными
устренлениями Скобеева, Где же та
бесворыстная,  самозабаенная xy
бовь, ради показа которой стоило
бы написать оперу? Где же чистута
искреннего. чувства, которая только
й способна тронуть  эрятеля, найти
отзвук в ето сердце? Yon, всего это-
го в опере нет.

+ См, № 24 «Советского искусства»,
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Советский
отдел Музея искусств Узбекистана
включил в экспозицию новые произ-
ведения живописи, графики, скулыт-
туры, выполненные художниками Уз-
бекистана и братских республик.
Представленные произведения отра-
жают геронку Великой Отечествен-
ной войны и самоотгерженный труд
советских людей в тылу.

Внимание зрителей привлекает
«Портрет товарища Сталина» работы
А. Лактионова. Художник запечатлел
			Ч. И. ЛЕБЕДЕВ,

кянорежинесер
	такле. Вихимо, не случайно опера не
	имеет увертюры. Вюмпозитор не
	дал тем и мелодий, проходящих Че
		определенную музыкальную окраску.
	° Музыка оперы недостаточно ярвю
раскрывает характеры образов. По-
	Е КЕ а ЗАГС И ры. $
жалуй, только боярин Тугай-Редетин
имеет свою музыкальную тему. Op-
костру, по существу, предназначена
	роль сопровождения  сценичесвото

действия:
В опере мало ярких, запоминаю-

ихся мелодий. Порой широко 4H
	плавно развивающаяся мелодия вАруг
нарушается резким диссонанеом, ко-
торый из средства, усиливающего ко-
лорит, дающего ему вовую оюрасву,
превращается в средство разрушения
выразительно и красиво начатой ме-
лолии. А вель Т, Хренников — боль-
шой мастер мелолии: 06 этом свиле-.
тельствуют и его песни, и музыка Е
кинофильмам, и замечательная, . ВЫ
разительная музыка в пьесе Шекспи-
ра «Много шума из ничего».
	ГОР ee ЕВ С. т

«Фрол Скобеев»! — опера #3 . B3-
	ролвой жизни. В ней можно ожидать
птирокого использования  варолного
музыкального творчества. Вое-где это
ощущается, но в пелом в опере не-
достаточно звучит народный музы-
кальный язык, с его широкой мело-
личностью, напевноетью, свободно и
мошно льющейся из глубины души,
0 музыке «Фрола Скобеева» нель-
зя еказать, что в ней нет ни одного
лишнего звука, как в операх Чай-
ковского, Мусоргекого, Глинки и дру-
гих великих русских композиторов.
В новой юпере Т. Хренникова есть
звучания, ввеленные ‘необосновантю.
лишь для того, чтобы связать олни
сцены © другими. Но, вместе © тем.
в музыке часто ощушаешь какую-то
приятную свежесть, наше, советское,
болрое и оптимистическое, игирокое
звучание. . уч
Если авторы либретто и музыки
смогут внести исправления, которые
позволят полно и правильно выра
зить идейно-творческий замысел про-
изведения, устранить пробелы, TO,
мне кажется, и «Фрол Скобеев» ста-
нет еще одним шагом вперед на пути
утвержления стиля советской оперной
	МУзЗЬ&И.
Олег БЕЛЯВСКИЙ,

студент философского факуль-
тета МГУ им. Ломоносова,
	Оптимистический
		Я шел па оперу «Фрол Скобеев» ›е
большим интересом. Тихон Хренников
— олин из любимых мною еоветеких
	композиторов, меня крайне интереео-.
	вала его новая большая работа.
	)жилания меня не обманули. ияе
	первого же авта был захвачен жизне-
ралостностью и ‘свежестью © MY-
	зыки. Должен сказать, что чувство
	Это не повилало меня до самого ROU
ца, епектакля.

Олним из главных качеств этой
оперы являются  оптимистичность
звучания, простога и  мохолчивость
музыки. Достаточно вспомнить та-
кие места из «Фрола Скобеева»,
как трио мужиков, чудесные ария
	Варвары и Анны, колыбельная
Лаврушви, a также ариозо cBa-
хи в патой картине, которые, я
	уверен, воилут в советский концерт-
ный репертуар.

Либретто оперы написано С. Цени-
ным по мотивам русской повести кон-
ца семнадцатого столетия. Она не
повествует © событиях историче-
ских, в ней дана лишь занима-
тельная любовная интрига. Поэтому
вполне оправданы переделки, произ-
введенные либреттистом. направлен-
ные к тому, чтобы возбулить в совет“
ском зрителе симпатии в герою опе-
DEL. $
	Давая столь положительную оцен-
KY музыкальной стороне оперы
«Фрол Скобеев», все же пряхолится
пожалеть о том, что темой usr ones
	ры. Аренникова не явилась советекая.
‘действительность.
	Остается пожелать композитору в
своих дальнейших оперных работах
обратиться к нашей замечательной
современности, полной больших, вол-
нующих событий-

В. ГЕЛЬФРЕЙХ,
действительный член Академии
архитектуры Союза ССР.
	шей Маньчжурию от японского импе-
риализма,

Подвигам партизан в Великой Оте-
чественной войне посвящено полотно
В. Уфимцева «Партизаны». Стойкость,
высокие моральные качества совет
ского человека показаны в картине
М. Аринина «В немецком застенке».
Образ прославленных моряков-сева-
стопольцев запечатлен в «Портрете
моряка» работы А. Волкова. Много-
	численные зарисовки И, Ужинекого.
	посвящены партизанской борьбе.
	‚Фрол Скобеев”
	Вряд ли нужно более подробно раз-
бирать спектакль. Некоторые улач-
ные, жизнералостные музыкальные
сцены, отлельные тепло написанные
арии и хоры не могут искупить ни
разноетильности музыки оперы в пе-
	лом, ни, главное, —убожество ее ли-
	бретто. По моему мнению, опера
«Фрол Скобеев» — болышая неудача
Т. Хренникова, и напрасно Театр им.
Станиславского и Немировича-Дан-
	ченко взялся за ее постачовву..
	В. ГОРБУНОВ,
фрезеровщик-стахановец маши-
ностроительного завода, депутат
Московского городского Совета.
	Заслуга
театра
		} сшахановиев
	в документальных фильмах
	В фильмах о братских союзных
республиках, в. произведениях, по-
священных социалистической инлу-
стрии и сельскому хозяйству, в ко-
роткометражных очерках о пезедови-

ная кинематография отражает вели-
кие лела советских людей; строящих
коммунизм под руководством партии
Шенина— Сталина. Тема творческого,
созидательного трула,  меняющего
облик нашей Родилы и воечитываю-
щего новые отрялы борцов за KOM-
мунизм, стала пентральной для боль-
шей части наших документальных
кинокартин.

Вогла мы говорим об образе пере-
ловива социалистической  промыш-
ленности в локументальном вино, мы
вовсе ке ставим знака равенства ме-
жлу фильмами локументальными и
игровыми. Документальный образ от-
личен от образа хуложественного, &
средства игровой кинематография ла-
же «противопоказаны» кипематогра-
фии документальной, Художник, на-
блюлая тействительность. обобщает
свои наблюдения в создаваемых обра-
зах. Кинопублицист, ваблюлая дей-
ствительность, отбирает ее. типичные
проявления и, непосредственно отра-
жая их на экране, самим отбором
материала призолит зрителей к пра-
вильным обобшениям. Сила докумен.
тального кино -— в дополлинноети
фактов, которые оно демонстрирует
зрателю.

Лучшие документальные фильмы
поеледнего времени говорят о значи-
тельном илейвом и творческом росте
нашей кинопублициетикя, Признак
Это роста — всё возрастающее
умение мастеров документального
кино отображать гопиалистическую
действительность, показывая  лея-
тельность, труд советских людей. В
таком фильме, как «Завол имени
Сталина» (сценарий Б. Агапова, по-
становка 1. Степановой, оператор
С. Семенов), не только отражен вч6-
раштий и сеголняшний лень совет-
ского автостроеция, но ий нарисована
яркая и содержательная картина
вхохновенного, творческого  трула
большого коллектива. Авторы карти-
ны избежали мнотих соблазнов, ко-
торые еще ло сих пор прельщают не-
которых кинематографиетов. Они по-
казали не «умные» машины, кото-
рые все лелалот, а новых  культур-
ных советских рабочих, „ехников,
инженеров; овлалевитих богатой и
разнообразной техникой. Главный
конвейер автозавода нмени Сталина,
показанный в фильме. предстает по-
ред нами как сложный комилеко
станков, инструмелтев и транепор-
тирующих устройств, обеспечиваю-
щих произволительную и BLICORORA-
чественную работу сборщиков. Мы
видим не заученные торопливые хви-
жения рабочего, действующего, RAK
автомат, а уверенный, спокойный и
вывококралифицированный труд сле-
сарей и монтажников. Итак показан
в фильме труд на всех участках
сложнейшего производства— от кон-
струторского бюро, где создаются
эскизы и чертежи будущих  малиин,
до кузницы и литейной.

Выхокое мастерство советских лю-
дей, которых мы видим в картине, их
новое отношение к трулу говорят о
том, как в нашей стране создаютея
условия для стирания  протизоло-
ложности между умственным и фи-
зическим трудом. Старый  кадровик
Ласунин и молодой рабочий комсо-
mone Гончаров, один из старейших
работников автозавода Оленев co
евонм прославленным учеником Bo-
татенковым, зазожкой поэт Сарце-
вич и многие другие показаны в тру-
де, в учебе. Это создает у зрителя
незабываемое внечатление огромного
богатства дарований и’ культурных
сил нашего рабочего клзсса. И хотя
каждый из них появляется на корот-
кое время, в сознании зрителя 3a-
печатлевается яркий собирательный
образ современного советского рабо-
чего.

Еще более пгирокие задачи поста-
	вил перед собой коллектив, создзв-
щий картину «Слава трулу» (ецена-
рий Р. Григорьева и А. Медвелвина,
режиссеры Р. Григорьев, А, Мелвел-
кин а М. Славинекая, главный опе-
ратор Б. Небылицкий, текст Е, Бри-
гера). Авторы фильма взялись рас-
сказать о том, как советекая страна
осуществляет сталинский план вели-
ких работ — закон о пятилет-
	нем плане росстановления и раз-
вития наролного хозяйства ее
Отразить в одном Фильме  разма
	югромного строительетва, охвативше-
№ все отрасли соппалиетического
народного хозяйства и культуры, —
задача чрезвычайно сложная, И если
ее в основном удалось решить, то это
об’яеняетея тем, что авторы фильма
пошли по пути обобщений, образного
показа нашей  лейсетвительноети, а
не информационного отражения фак-
тов.

Знатные мастера угля  Делюра,
Маленчук, МатлюЕ и другие, прогла-
ваенные нефтяники Мамед Зали-ог-
лы и Саркисов, ломечшики и про-
катчнки, машиностроители и желез-
подорожники, узеные и колхозники,
— все ати простые советскле люди,
гепой послевоенной пятилетки, явля-
	ютея героями фильма, и через их
хеятельноеть, представленную на
экране, мы видим воплошение в
	жизнь гениальных сталиневих пред-
начертаний.

Работа нал Фильхами потребовала
от авторов глубокого знания жизнен-
ного материала. умения отбирать са-
мые важные, самые  сушественные
Факты,

Коллевтив Фильма «Слаза трулу»
создал интересное, ‘яркое и глубоко
поучительное киногпроизвеление, Но
авторам картины не всегла удается
достаточно последовательно провести
намеченную ими верную линию. В№5с-
гле они пошли вее-таки пе пути ре-
портажа, узкого, протовольного отра-
жения событий, кое-гле сни оказа-
лись нелостаточно требовахельными
	К себе и в погоне 249 BHeEM BME a-
	фектами «украсили» enon фильм
шаблонными, ненужными кадрами.

Не сумез ограничить себя отдель-
ными, наиболее характерными при-
мерами трулового. героизма советеких
людей, режиссеры и сценаристы пе-
регрузили последние части беглым
показом мпогих новаторов. троизвел-
ства. Злесь авторы фильма  омеето
обобщения фактов скользят по по-
верхноети явлений.

Есть и в этом фильме, ла ив дру-
THX, калры. уже хорошо известные
по другим картинам й ставшие как
бы «общими местами» в ловумен-
тальных картинах. Чуть ли не в ка-
лом фильме, говоряшем о  оватекой
металлургии, мы вилим, как проби-
BIT Jerky в доменной печи. Та-
кие кадры включают в фильм не по-
TOMY, что они характеризуют самое
		потому, что «зофевтна» фигура ра-
	605610. ЛОМОМ ОТЕЛЫВАТОПЕГО. ПУТЬ ОГ.
	венному потоку жиудвего чугуна.

В. картине «Завод имопи Сталина»
имеются кадры, показывающие, как
на шасеи надевается уже собранный
кузов. Они тместчты в фильме, гоевя-
щенном звтомобильному призвот-
ству. Но зачем же включать полобные
кадры в фильм «Слава труду», Pie
аотостровнию уделено очень мало ме-
ста?

Tanne примеры можно умножить.
Они говорят о недостаточно глубоком
полхоле к материалу действительно-
CTH, о пепреодоленном стремлении к
внешними эффектам. Эти недостатки
в значительной степени обесценива-
ют важную но теме картину «Нова-
торы Магнитогорска», поставленную
по очень слабому сценарию В, Тать-
якичевой и Р. Шнейваеа режиесером
Дм. Варламовым. Исключительно ин-
тересный материал о труде перело-
вых людей одного из лучших пред-
приятий Советского Союза не полу-
чил полноценного расврытия в лра-
матургии фильма. Сценаристы, a
велед за ними и режиссер не смогли
	показать своих героев в труде, твор-
честве, в их новаторской деятельно-
сти:

Многие люди. тольБо  _азваны,
только ефотографированы в фильме.
Мы видим знатного строителя Гал-
лиулина, — поставившего рекорды
кладки кирпича, но сушноеть его ме-
тода, его работу фильм не показыва-
ет.. Прюславленные лометщики Чер-
касов и Орлов изображены лишь про-
туливающимиея перед щитами ©
контрольными приборами.

‚ Неумение показывать труд и через
труд образ рабочего-стахановца еще
сильнее сказывается в кадрах, woe
священных прокатному. цеху Магни-
тогорского завола. Огромная перепек-
тива пеха, сложнейшие агрегаты, по-
лосы раскаленното металла и... HH
одного человека. Да, дейетвительно,
успехн механизации и автоматиза-
ции проката на советских заволах
поразительны, они позволяют нолно-
стью освоболить рабочих от тяжело-
го,’ изнурительного трула, но че от-
меняют труд вообще. И хотя в самом
цехе никого и нет. его работой гуЕо-
	волят десятки люлей. А 00 эгом кар-
	тина не говорит ничего. И кажется,
когла емотришь калры прокатного пе-
ха, что азторы хотят нас убедить в
том, что высокое развитие техники
вообще отменяет человеческий трул.

Режиссер Дм. Варламов, очевидно,
понимая. что сценарий не дает ему
возможности правдиво и глубоко рас-
сказать о люлях — нозаторах про-
изводетва, попытался добиться этого
собственными срелетвами, Он ввел
зпителя в квартиру одного из евоих
героев — инженера Каидаурова.

J THAT домашняя обстановка. В
свобидное время  Канлзуров отхыха-
ет, занимаясь живописью, Но он ду-
мает не о пейзаже, который стоит пе-
ред ним на мольберте, & © своем
проекте автоматизации цеха. Не з3-
кончив картины, Вандауров бросает
кисть и перехолит к рабочему столу,
К чертежам, к расчетам.

Выло ли это на самом деле? Воз-
можно. Но  опизол, показанный в
фильме, воспринимается как ` евы-
носимая фальшь. Ему не веришь, по-
тому что режиссер не мог наблюдать
то, что он изобразил в катре. Такой
эпизод уместен в игровой картине, но
недопустим в документальной, сила
которой состоит в отражении нетос-
редственно увиденных в жизни фак-
тов. Это инсценировка, т. е. поддел-
а, а не документ,

Фильм «Новаторы Магнитоторска»
даже в лучших своих эпизодах вос-
принимаетея не как кинопублини-
стическое произведение, а кав серия
фотоиллюстраций к очерку,  прочи-
тываемому ливтором. Почятно, что ни
	Музыкальный тезтр им. Станя-
славскою и Немировича-Данченво
показал недавно свою новую поста-
новку — оперу «Фрол Скобеев»
Т. Хреннякова. Факт этот отрален
уже сам по себе, ибо он свилетель-
ствует, что наши композиторы про-
должают работать в таком трудном
и сложном жанре, как опеоа. Вонеч-
но. все мы давно ждем появления с0-
ветской оперы на современную тему,
но. видимо. написание хорошего либ-
ретто такой оперы — дело не менее
трулное лая наших литераторов, чем
созлание самой оперы. для компози-
торов.

Я слушал новую оперу Хренникова
с интересом, В. ней много по-наетоя-
щему хорошей музыки. Но мне ду-
мзется, что крупные недостатки либ-
ретто, которое лает расплывчатые, &
иногда, и ошибочные исторические и
социальные характеристики героев.
сказались и на музыкальной трак-
товке. Не потому ли так неровен
язык композитора?

Мне лично казалось. что в отхель-
ных частях, и довольно больших,
явственно прослуиивается Mycopr-
свий, но мелодии его не входят орга-
нически в обигую музыкальную ткань
оперы, а как бы «сосуществуют» на-
ряду со всей остальной, оригиналь-
ной, имеющей свое «лицо» музыкой
автора.

Большая заслуга, театра в том, что
он показал в этой опере молодых
артистов. обладающих хорошими го-
лосами.

Я это говорю отнюль не в «ПИБУ»
давно нам известным артистам этого
театра, ‹ которым зрители дружно
аплодировали и в этом спектакле,

А. КОВАЛЕВ,

директор Государственного

излательства культурно-про-
светительной литературы.
	па путях
к советскому
оплерному стилю
	Что нового и илтересного вносит в
советскую музыкальную  кудьтуру
постановка оперы Т. Хренникова
«Фрол Скобеев» в Театре им. Стани-
елевекого и Некировича-Ланченко?

Образ талантливого, умного и обра-
зованного простолюдина, в котором
воплощена. даровитость русского че-
ловека. лишен и в либретто и в му-
зъке новой оперы четкой социальной
характеристики. Не в пользу Фрола
Скобеева говорит и дружба его с сы-
пом Gospuna Ордын-Нашщовина и то,
что он релтил завладеть дочерью боя-
ринз Тугай-Редедина, польетивитиеь
лишь на ее богатство и родовитость,
Правда, Фрол освобождает трех. кп2-
стьян от продажи в рабство за неуп-
лату недоимки, отказывается стать
приказчиком Тугай-Редеднна, но это
еще не характеризует его как про
грессивного представителя своего клас
са, Народ показан в спектакле безли-
ким и инертным, а патриотическая
тема едва намечена. Она звучит толь-
ко однажлы — в арии Ордын-Нащо-
вина. Таким образом, содержание
оперы сводится 5 показу бытовых
сцен, в незатейливой истории о судь-
бе двух любящих пар — `Фрола и
Анны, Саввы и Варвары.

Все эти недостатки либретто в зна-
чительной мере сказались и на му-
зыве оперы.

Основным ‘недочетом ее является
отсутствие сквозной идеи, сквозной
темы, которой нет и во всем  сиек-
	2 Музее искусств Узбекистана
	ва полотне историческое выступление
товарища Сталина 7 ноября 1941 года
на Красной площади. Одно из инте-
ресных пополнений музея — скульп-
турный портрет Героя Советского
Союза генерал-полковника Руденко
работы Е. Вучетича.

Среди живописных работ художни-
ков Узбекистана — полотно В. Кай-
далова <На Сахалянском направле-
	нии», Картина отображает радостную
встречу Советской Армии, освоболив-
		в таком виде фильм обладает извеет-   ралка выезжал он за прелелы этого
ной познавательной ценностью. смо-   города. ортанизуя копперты из поо-
	TpHTca . we без интереса. Ho тема
фильма He решена кинематографиче-
скими средствами, скомкана, суже-
на. Это произошло потому, что авто-
ры сценария. и режиссер. не изучили
изображземую ими действительность,
не проникли в существо проблемы,
полнующей Tex людей, чей творче-
ский труд они взялись отражать. А
THOXOR знание лействительности всег-
13 обелняет ее изображение на экра-
не, тодказт авторов документального
фильма к иллюстративности, к иИч-
сценирозкзм, порождает композици-
очную постройпость, неслаженность
картины в целом.
Показать в документальной” кине-
матографии нашу  дойствительность
можно, только глубоко изучив и
правдиво отразив  непосредетвенно
наблюдаемую авторами жизнь совет-
ских людей, их труд, их борьбу 4a
мощь И пропветание своей Ро-
дины, Подлинное мастерство кино-
публицистики рождается тогда, кег-
ла сценаристы, режиссеры,  опе-
рзторы обращают все богатство вы-
разительных средств документально-
го кино на роплощение красоты я
величия нашей жизни. не подменяя
	ее собственными домыслами,
С. СЕРГЕЕВВ.
	изведений своего брата и общаяевь с
вылающимися писателями. BOMIOBII-
торами, артиетаии той эпохи. К это-
му времени относится его сближение
c А. П. Чеховым.  А: М. Горьким и
другими крупнейшими русскими пя-
потолями. Активно учаетвовал М. И.
Чаяковеквий в делах «Русского музы-
кального обеетва», в копеульта-
циях для оформления театральных
постановок. Он был делегатом от
России на музыкальном конгреесе в
Риме в 1911 ду. Випучая и разно-
сторонняя леятёльноеть М. И, Чай-
ковекого оставила значительный след
в культурной жизни эпохи, ‘с0зое-
менником которой он был, и по за-
слугам отуечается нами, ^благодал-
ными наследниками всех. ленностей,
созланных перэдовыми люльхн  про-
	_ Рас. ЯКОВЛЕВ.
i

Летние гастроли
театров
	РИГА. (Наш корр.). Здесь начался
летний гастрольный“ сезон. В гости к
рижанам приехал коллективе Вильнюс-
ского русского драматического теат-
ра; Первый его спектакль «Зеленая
улица» прошел с большим успехом,

Русский драматический театр Лат-
вийской ССР выехал в столицу брат-
ской Литовской республики — Виль-
нюс. Свои гастроли он начал показом
пъесы Ве. Вишневекого «Незабывае-
мый 1919-й>.
		ПЕТРОЗАВОДСК. Утвержден плав
	летних гастролей театров Карело-
	Театр русской драмы совершит по-
ездку в Ленинград, где покажет ввои
лучшие спектакли — «Два лагеря»,
«Голос Америки», «Счастье», «Дз-
вушка с кувшином». и другке, Нациз-
нальный драматический театр побы-
вает в Приладожье и северных райо-
нах Карелин. Петрозаводский Ку-
кольный театр’ посетит пионерские
лагери и детские санатории.

=

СТАЛИНО. Сталинский областной
театр оперы и балета постановкой
балета «Красный мак» начал свои
гастроли в крупнейшем промышлен-
ном центре Донбасса — Краматорске.

Нынешним летом Сталинский театр
	заволов «Арсенал» и «Большевик» и  оперы и балета будет выетупать в
					в колхозах Васильковского района.
			А. В. НИКОЛАЕВА,

Пленум правления Союза композиторов Украины
	КИЕВ. (Наш корр.). Десять дней
продолжает свою работу 4-Й пленум
правления Союза советских компози-
торов Украины. В дневных и вечер-
них концертах участники пленума и
многочисленные гости прослушали до
полутораста симфонических, инстру-
ментальных и вокальных произведе-
ний компознторов Украины,

‚ Большим успехом сопровождалось
исполнение симфоническим оркестром
Комитета радиовещания и солистами
оперы известной кантаты Г. Жуков-
ского «Славься, отчизна моя». Заслу-
женный успех имели также «Сталин-
градская легенда» С. Жданова, 2-й
квартет А. Филиппенко, «Праздничная
поэма» К. Доминчина и ряд других
	произведении.
Участники пленума прослушали
также произведения композиторов
	К. Данькевича, М. Колесы, Ю. Мей-
туса, С. Жданова, А: Филиппенко, Н.
Шульмана, А. Штогаренко, Я. Цейг-
мара, П. Козицкого, Б. Лятошинско-
го, Г. Веревки, Л. Ревуцкого, П. Май-
бороды и других в исполнении Госу-
дарственного ансамбля песни и тан-
	К. А. МУЛЛЕР,
	па УССР, заслуженной капеллы
«Думка», народного хора УССР, ка-
пеллы бандуристов УССР, хоровой
капеллы завода «Большевик» и заслу-
женной самодеятельной капеллы же-
лезнодорожников.

Кантату «Сталину славу юность
поет», коллективно написанную KOM-
позиторами П. Глушковым, Ю. Ро-
жавской, Е. Юцевичем и М. Дремлю-
гой, исполнили образцовый городской
детский хор, хор детского дома № 10
	Львова — А. Салтиса, С. Людкевича,
Р. Симовича, М. Колесы, А. Кос-Ана-
тольского, Ф. Маркевича, И. Вимера
и Е. Козака, Произведения львовчан
были прослушаны в исполнении хоро-
вой капеллы «Трембита» и симфони-
ц‹еского оркестра под управлением
	главного дирижера львовской филар-  Финской ССР.
	монии И, Паина и композитора М.
Колесы, ,

На пленуме заслушаны и обсужде-
ны доклады: А. Штогаренко — «Ук-
	и ансамбль Киевского музыкального Граинская советская опера», П.. Гор-
	училища.

Интересный концерт из произведе-
ний композиторов Киева был прослу-
шан 7 мая в исполненин Государст-
венного ° симфонического оркестра
под управлением Натана . Рахлина.
Участники пленума тепло приняли
«Закарпатскую  сюиту» молодого
композитора В. Гомоляки. Дружными
олобрениями пленум встретил также
	«Гупульскую рапсодию» П. Майборо-
	ды и «Симфоническую поэму» Б. Ля-
тошинского.

Два дня пленум посвятил прослу-
пиванию произведений композиторов
	С. Ф. НИКОЛАЕВ,
ХУДОЖНИК
	дейчука «Украинская симфоническая
музыка», П. Майбороды — «Украин-
ская советская песня» и В. Довжен-
ко — «Состояние и задачи музыкаль-
ной критики и музыковедения».
Сегодня в оперном театре. будет
прослушана опера «Молодая гвар-
дия» Ю. Мейтуса, а затем начнется
	обсуждение прослушанных  произве-
‚дений, )
Участники пленума‘ выступили Cc
	творческими отчетами-показами сво-
их новых произведений в клубах
	ТРЕЕ one we ЗИМА, В. Ф. ЛЕВИТИН,
жиссер 2ытор сцевария оператор

Премия присуждена за участке в создании. кинокартины «Счастливого плавания».
	балета.
	создании спектакля <Князь-озеро» в Государственном Белорусском театре
		оперы