СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Бсероссийское совещание
деятелей театра _
		11 мая в Москве открылось Вее-
российское совещание деятелей теат-
ра, в котором принимают учаетие 200
целегатов — начальники отделов и
упразлений по делам искусств, ди-
ректора и главные режиссеры, веду-
щие мастера сцены. В президиуме со-
вещания — заместитель председателя
Савета Министров РСФСР Т. М. Зуе-
ва, председатель Вомитета по делам
искусств при Совете Министров СССР
fl. И. Лебелев, предеедатель Комитета
по делам культурно-просветительных
учреждений при Совете Министров
РОФСР Е. И. Леонтьева, заместитель
министра Госконтроля РСФСР Н. В.
Савицкий, народная артистка СССР
А. А. Яблочкина. П. А. Тарасов.

С большим хлоклалом о мерах по
улучшению деятельности театров вы-
ступил предселатель Комитета, по де-
	‘лам искусетв при Совете Министров
	РСФСР Н. Силантьев.
	34 раза, а «Заговор обреченных»
Н. Вирты — 8 раз. .

Комитет по делам искусств допус-
тил проникновение в репертуар ряда
театров ошибочных и. художественно
низкопробных драматургических про-
изведений. .

Во многих театрах не ликвилирова-
на порочная иждивенческая практи-
ка, допускаются перерасходы средств,
творческий персонал не загружается
работой, не выполняется указание
правительства о ежегодном выпуске
не менее десяти новых постановок:
Опыт лучших театров (Калининского,
Ленинградского, Ярославского, Сверд-
ловского, Воронежского и других) не
распространялся.

Совет Мннистров РСФСР отметил
также неудовлетворительную органи-
зацию гастролей театров, допущен-
ный при этом Комитетом по делам
искусств самотек, в результате чего
больштинство театров закончило гас-
троли со значительными убытками.

Признав работу Комитета, по лелам
искусств нвудовлетворительной, (С9-
вет Министров РСФСР наметил рял
практических мер для коренного
улучшения работы учрежденяй ие-
Бусетв.

Доклалчнк призел еще рят фактов,
свидетельствующих о серьезных не-
лочетах в работе театров и в руковод-
стве ими со стороны Комитета и его
отделов, и подробно остановился на
сшибках, хопущенных оперными те-
атрами Свердловска, Горького’ и
Вуйбышева, плохой работе драмати-
ческих тезтров в Челябинеке, Горь-
Бом.

По докладу развернулись оживлен-
ные прения. Сегодня совещание про-
холжит свою работу.
	редакцию
	ДЕБЮТ. БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ

Сцена из спектакля «Лауренсия»
оперы и балета. Призыв к Bo
Фрондосо — В. Адашевский,

Б. Борисов.
		в постановке Саратовского театра
ганию,.  Лауренсия — В. Дубровина,
теван —И. Кузнецов, Менго —

почему МОЛЧИТ.
музыкальная критика?
		Исторические решения Централь-
ного Комитета ВЕЦ(б) по идеологиче-
ским вопросам определили бурный
рост советской многонациональной
музыкальной культуры.

Успехи в области музыкального
творчества, отмеченные присужде-
нием Сталинских премий 23 гомпо-
зиторам 3a 1949 год, расцвет музы-
кального самодеятельного некусства,
широкое выдвижение молодых Ta-
лантливых сил в различных областях
советской музыки раскрывают pa-
достную ‘картину интенсивной музы-
кальной жизни нашей страны.

Эта богатая творческая жизнь,
естественно, должна находить новсе-
дневное отражение в местной печати,
Музыковеды обязаны освещать аест-
ную музыкальную кизнь, помогать
дальнейшему росту музыкального ис-
кусства, деловой, высококвалифици-
ровзнной и об’ективной критикой
поддерживать его успехи и указывать
Ha HeIOCTATEH.
	Вавк же енравляетея © этой залачей
наша музыкальная критика на ме-
сетах?
	063ор ряда крупных периферийных
тазет за поелелние полгода показы-
вает, что большинство статей по во-
просам музыки написано руководя-
щими работниками различных у9-
реждений культуры и искусства: ди-
ректерами оперных театров. и филар-
моний, начальниками управлений пэ
делам искусств, = председателями
правлений местных еоюзов советских
композиторов. В этих статьях речь
итет, главным образом, о планах ра-
бот учреждений исгусств. о реперту-
аре музыкальных театров, поэтому
они неизбежно носят информацион-
ный характер ‘и не ставят творче-
ских. проблемных вопросов. Реже
	встречаются в газетах выступления
	композиторов и зрителей. Количество
же статей профессиовальных. врити-
ков-музыковедов исчиеляетея бук-
вально единицами, причем среди
них трудно найти две-три статьи,
принадлежащие одному и тому же ав-
тору. Лишь фамилии В. Музалезского
(в газете «Советская Латвия»), Е. Гя-
линой (в ереванекой газете «Комму-
нист»), Я. Пеккера (в таикентекой
газете «Правда Востока»), С. Милов-
екого (в газете «Советская Эетония» )
и М. Зайдентрегера (в газете «Ёрае-
ная Башкирия») появлялись за по-
следние полгода несколько раз.

Возьмем для примерз несколько
республиканских, областных и го-
родеких газет (ростовекуто-на-Дону,
куйбышевскую, удфимскую, ташкент-
скую и ереванскую). За последние
семь-восемь месяцев в. куйбышерской
газете «Волжекзя коммуна» можно
обнаружить всего олну статью о му-
зыке (рецензия на спектакль «Евге-
ний Онегин» в местном тезтре), в Po-
стовекой газете «Молот»-—три-четы-
ре статьи и примерно столько же сла-
тей музыковехов Узбекистана в газе.
те «Правда Востока». А вель изве-
стно, что в этих республиках и обла-
стях ееть свои музыкальные вузы и
училища, в которых немало квали-
фицированных музыковелов и педа-
гогов. Кроме того, в местных союзах
(или отделениях) советских компози-
торов, акалемиях наук, домах народ-
ного творчества, обществах по рас-
пространению политических и науч-
ных знаний также имеются кадры
научных работников, критиков, лек-
торов.

Отнако музыковедческие секции
республиканских союзов  советсхих
Бомпозиторов, отдельные музыковеды
й музыкальные критики не исполь-
зуют в пропаганхистеко-воспитатель-
ных целях огромную ‘лействен-
ную силу советской печати, Поэто-
му зачаетую богатая и интересная
музыкальная жизнь периферии, так
ярко раскрывающаяся на творческих
покззах и конкурсах, отражзется,.
главным образом, в информационных
сообщениях местной прессы, не на-
	Сцена из !-го действия слектакля
	дений на расширенном заседании
правления Союза советских компози-
торов Армении в декабре 1949 года
выявило все продолжающееся отета-.
вание оперного жанра. Музыковедамо
нужно было бы обратить 0собое вни-
мапие композиторов на эту важчей-
шую область советской музыки.
Слабо и вяло велет борьбу за по-
вышение идейно-художественного
уровня репертуара музыкальных те-
атров музыкальная критиха на мё-
стах. Музыковеды мало используют
длЯ этого местные газеты. До сего
времени в некоторых музыкальных
тезтрах ецена прелоставляетея пош-
	ABM, низкопробным опереттам. Охна-
	кю зто ничуть не беспокоит крити-
ков. Напротив, в газете «Омекая
правда» без всяких оснований рекла-
уируется оперетта «Южная ночь»,
Трудно 0б’яенить также и воеторжен-
ную оценку постановки низкепробной
оперетты Кальмана  «Дьявольский
наездник», имеющую место в рецен-
зии В. Козловой (воронежская тазе-
та «Воммуна»). }

Характерно, что серьезная крити
ка, поднимающаяя глубокие принци-
пиальные вопросы, содержится цод-
час не в статьях специалистов, 8 в
выступлениях широкого зрителя. На-
пример, архитектор Потровекий в
своей рецензии на спектакль «Чере-
вички» в Новосибирском театре (га-
зета «Советская Сибирь») поавиль-
но критикует устарёлывь оперные
штампы в игре некоторых актеров н
ставит вопрос о необходимости пивы.
шения исполнительского хаютерства
в театре.

Нз страницах местных г33>”® еще
нередко подвизаются авторы, имею-
щие весьма отдаленное понятие о за-
дачах музыкальной контики. Их не-
осведомленность приводит в пе-
чальным результатам. Tar, Wa-
пример, 3. Стельник, репензируя
постановку оперы Римекого-Воргака-
ва «Золотой петущок» в газете «Ба-
кинский рабочий», пишет: «Не удал-
ся артисту В. Авлееву образ хитрого
вымогателя-звездочета, олицетвиряю-
mero проходимцев и кликуш, okpy-
жавших царя». Очевитно,  звтеру
статьи неизвестно, что композитор
вложил в уста мудрого  звезлечета
слова, которые являются ключем 119
раскрытия основного смыылз оберы-
сказки:

Автор рецензии на эту же оперу. в
тазете. «Красный Врым» А. Аверчкев
пишет, что «царство Долонза обриео-
вано композитором «квадратной (7)
музыкой». Также остаются нешнят-
ными для читателя и некотерые. ме-
ста в репензии Н. Барсукова и
В. Нахомова на постановку оперы
Мейзрбера «Гугеноты» в Горьковском
театре оперы и балета, например,
«есть в опере эпизоды, передаю-
ние жизненно-похнокровную мелоди-
ку» (7). Автор рецензии на постанов-
ку музыкальней комедии «Акулина»
А. Нвапов ‘в’ газете  «Пятигорекая
правда» пишет: «Смотришь на сце-
ну, и не верится, чтобы из уст пре-
восхолно сложенного молодого челове-
ка исходил неблагозвучный голос».

Небрежное релактирование матеря-
ала призолит иногда к анекдотиче-
ским фактам. В статье директора
Баликирского театра оперы и балета
А. Хамматова, посвященной постаног-
ке на сцене местного театра бзлета
«Пебелиное 038ро», ветречаетел такая
фраза: «Благодаря единой сцениче?-
кой линии образов, их лиричноети и
взаимодействию партнеров создалаен
крепкая цень сказочных отношений
людей с лебелями»,

Слабзя работа музыковедов в mpec-
се’ свидетельствует, что отрыв музы-
калЛьнюй науки от критики еще дале-
ко че преодолен,

Музыкальная критика еше не‘ за-
воевала должного места на страницах
местной печати. 06 этом следует по-
думать редакниям газет.

По страницам
местных газет
		ходит глубокого и всестороннего 0с-
вещения в критических статьях му-
зыковедов.

Несколько лучше обетоят дела в
Армении и Грузии, где музыкальные
критики довольно регулярно знако-
мят читателей. газет с музыкальной
жизнью своих республик.

сожаленито, и здесь музыковед-
ческие силы не всегда охватывают
богатые явления творческой жизня
республики. Например, в октябре-де-
кабре прошлого года в Закавказье
прошли декады-емотры новых работ
советских компознторов. Они особен-
но ярко продемонстрировали расцвет
советского реалистического музы-
ЕЗЛЬНОГО Искусства, выявили моло-
дые композиторские кадры.
	В концертах смотра учаетвовали
лучшие исполнительские силы Ар-
мении, Грузии и Азербайджана:
Брупные хоровые коллективы, соли-
еты, ансамбли и оркестры. Эти кон-
церты превратились буквально в нз-
родный праздник искусства. Только
в Армении во время декады было ис-
полнено 110 новых лучших прэяззе-
дений, начиная с симфоний и кончая
массовыми песнями. Однако статей,
подытоживающих результаты этого
смотра, почти не появлялось. Музы-
ковел Е. Гилина выступила на стра-
ницах ереванской газеты «Вомму-
нист» 6 обзором творческих итогов
лекады. Но олпа‘етатья, охватываю-
Щая около 30 новых пронзведе
ний, конечно, не ‘может дать исчер-
пывающую картину творчества ком-
позиторов Армении за год.

Ваким вопреам музыкального ис-
кусства посвящают евои немногочис-
ленные статьи музыковеды и крити-
ки? Внимание их обращено, главным
образом, на рецензирование побтато:
вок классических опер в местных те-
aTpax.

После поставовления ПК ВЕП(б)
«06 опере «Великая дружба» В. Му-
радели» советскими композиторами
создано много новых  выдающихея
произвелений в различных жанрах
советской музыки. 8а позледнее Bpe-
мя все более значительное место ере-
ди них начинает занимать опера. В
этом жанре заметны творческие у2-
пехи, особенно композиторов брат-
ских республик. Олнако мы не най-
дем развернутых критических статей
музыковедов по этому важнейшему
вопросу на страницах рассмотренных
нами газет, Только в «Красной Бан-
кирии» была помещена небольшая
статья Р. Хайруллина о повой опере
башкирского композитора Р. Мурта-
зина «Азат». Путаные и певерные
выволы критику этой оперы приво-
дЯТ к тому, что он противоречит сам
‘себе..Так, сначала 1 утверждает.
что опера «Азат» является серъезным
вкладом в музыкальную культуру
башкирского народа. А далее он от-
мечает бледность и неудачу образа
героя оперы — Азата, говорит что
«либретто слабо в композиционном и
лраматуртическом отношениях», на-
ходит неверной главную сюжетную
Ливию оперы. Вроме того, «на епене
не чувствуется пульса и лыхания
народной массы»; и; наконец, «в ли-
бретто поверхностно показаны клас-
совые противоречия между борющи-
мися силами». Rar xe без устране-
ния всех этих существенных нело-
статков оперы можно признавать ве
«серьезным вкладом» в башкирское
музыкальное искусство и поспешно
оповещать 0б этом читателей на
страницах печати?

По вопросам советской оперы и му-
зыкальные критики Армении не мо-
гут служить положительным приме-
ром. Замалчивание ими этих вопро-
сов тем более страшно, что предвари-
тельное обсуждение новых произве-
	«Прага остается моей» в постановке
	— Недавно Совет Миниетров
РСФСР вынес постановление о рабо-
те Комитета по лелам искусств, —
сказал докладчик. — Нав указал Со-
вет Министров, Комитет не обеспечил
надлежащего руководства леятельно-
стью учрежлений искусств и нэ при-
нял необходимых мер в выполнению
решений партии и правительства по
вопросам искусства. В частности, бы-
ло обращено внимание на то, что пье-
сы советских автеров на современные
темы не занимают хо сих пор веду-
щего места в репертуаре ряда теат-
рев. Так. Краснодарский краевой
драматический театр показал за гох
пьесу Кальдерона «Дама-невидимка»
32 раза, а современную пьесу «Закон
чести» А. Штейна — только 9 раз: в
	 элатоустовском тезтре старая коме-
	дия «Шельменео-денщик» прошла
	Письмо в
	B 1946 голу при режпесереком
факультете Государетвенкого инети-
тута театральном искусства им.
Луначарского было организовано
специальное отделение, готовяшее
калры  режиссеров-балетмейстеров.
Худежественеое руководстве новым
отделением возглавил его организа-
тор, один из крупнейших мастеров
советского хореографического иевус-
ства Р. Захаров. В напряженной
творческой учебе быстро прошли че-
тыре года, и сейчае первые трина-
днать выпускников балетмейстереко-
го отделения уже приступили к по
становкам своих дипломных балет-
ных спектаклей в театрах Советеко-
го Союза. .
	Студент Г. Валамат-Зале поетавил
на сцене Сталинабадекого опелного
театра балет «Лейли и Мелжнун»
С. Баласаняна. За эту работу моло-
дой балетмейстер был  улостоен
Сталинекой премии.
	Недавно в Саратовском театре
оперы и балета им. Н. Г. Черны-
шевского состоялась премьера бале-
та А. Врейна «Тауренеия». Яркий,
идейно насышенный впектакль при-
влек большое внимание обществен-
ности. Это была первая крупная ра-
бота выпускницы балетмейстереко-
то отделения ГИТИС Тамары Рамоно-
вой, Особенно удачно решены eid
массовые сцены... Уже первая. из
них, рисующая грубое вторжение ко-
манлора Гомен в мирную жизнь кре-
стьянското селения, производит  ог-
ромное впечатление. Смена радоет-
ного свадебного веселья всезбщим
горем, вызванным грубыми беечин-
ствами команлора, глубоко выра-
зительна. Прекрасно передан поста-
новщиком постепенный рост наподно-
го гнева. Когда Фрондосо грубо схва-
чен солдатами, д связанную Лаурен-
сию отправляют в замок командора,
народ вынужден отступить, но по
скупым, полным сдержанной силы
движениям. и грозным взглялам тол-
пы вилно, что эти люди не простят
команяооу его тиранства,. что они же-
	Семинар по системе
	При ВТО работает семинар по изу-
чению системы великого реформатора
русского  спенического искусства
К. С. Станиславского. Режиссеры и
актеры московских театров знакомят-
ся на занятиях с методом работы ак-
тера над ролью, предложенным К. С.
Станнелавским в последние годы его
жизни. — Большой ‘интерес вызывают
	Московская студия художествен-
ных фильмов имени Горького получи-
ла к! Мая из Китая подарок: шесть
шелковых и атласных знамен, любов-
но вышитых женщинами г. Чунцина.

Любопытна история этого подарка,
Когда в свободный Китай прибыл со-
ветский фильм «Сельская учитель-
ница», о нем стали говорить, како
крупном политическом и художествен-
	шего ей испытания. Вюгла геетапо-
вец приставил вплотную к ее уху ре-
вольвер, Лида—Орлова вздрогнула, и
глаза ее расширились. То было при-
коснозение смерти, и взгляд девушки
отразил это; Но тут же Дила выпоя-
милась и застыла. Она ждала выст-
рела, но в ее лице и позе не было ни
растерянности, ни напряжения. Так
Шида вела себя и в лальнойшем. ЕЙ
давала силы та высокая, чистая лю-
бовь чешекой патриотки к жизни,
которая не позволила ей прекрасную
долю борца подменить жалким сеуще-
ствованием прелателя-
	«Й кончаю жизнь, но с вами A
нашел большее», — говорит Елинек
коммунистам. Его ухол в концлЗ-
герь — один из лучщих моментов в
спектакле. Простой человек, в кото-
ром и не увидишь сразу ничего при-
мечательного, Елинек — В. Бахарев
уходит в освенцимовский ал, не со-
жалея о том, что выбрал путь борца.
Глубокое осознание своего патриоти-
ческого долга делает его героем,
	Это осознание долга и мудрая до-
брая воля побужлают старого учите-
ля Иосифа Пешека стать коммуни-
стом. Он стал коммуниелом в тюрьме,
где фашисты пыталиеь сломить, рае-
топтать слабые ростки его самосо-
знания. С глубокой убедительностью
показывает Б. Толмазов, как эти
ростки пробилиеь из-под сапога эс-
эвовца, окрепли и выросли в мрачном
воздухе тюрьмы.
	В спектакле правдиво показано,
как нерупима любовь в своему на-
роду простого чеха Адольфа Колин-
ского (В. Любимов), который надел
позорный мундир гестаповда, чтобы
помогать заключенным; как крепка
воля в свободе у слабой с ву Ma-
рии Елинек — А. Богдановой, ста-
новящейся мужественным борцом на-
родного сопротивления. Скромный
Зденек — А. Морозов, бунтарь Иржи
——Н. Арский, конструктор Ришанэв
— А. Ramana — sro pee те, кого
воспитала партия, 3% чьим ростом
следил Юлиус Фучик, кого закалила
борьба. Это краткие, но выразитель-
ные и правдивые  портреты-биогра-
фии людей, у каждого из них — CBOE
имя, свой облик. И даже если неко-
торые актеры шли по линии созла-
	етого отомстят ему. И час этого епрз-
ведливого возмездия приходит, Р по-
следней сцене народ, вооруженный
вольямн и вилами, идет штурмом
брать замок Гомеца. Жалкий, пере-
пуганный командор просит у вресть-
ян пощады. Он предлагает за свою
жизнь все своб золото. Народ гневно
швыряет ему в лицо золотые моне-
ты и убивает его.

Все эти ецены в спектакле  пол-
ны огромной выразительной силы:
Они равно далеки как от сухой схе-
матичности щеголянья балетной тех-
никой, так и от натуралистическоге
изображения происхолящих событий.
Очень хорош финальный героический
танец освобожденного народз. Be-
ришь, что эти сплочевные люли вее-
гда будут отстаивать свои права, чт
они никогла не примирятся е гнетом
и насилием, }

Дружная работа балетмейстера в
артистами дала отличные результа-
ты. Молодая исполнительница пар-
тии Лауренсии В. Дубровина еозлала
реалистический образ верной лочери
испанского карола, мужественной и
жизнелюбивой. Заслуженный ‘успех
У зрителей завоевал артист В. Ала-
шевский, исполняющий партию
Фрондого.

Т. Рамопова емело вылвинула на
ведущие партии и молодых артис-
тов, срели когорых следует отметить
Л. Захзревич, исполняюшую роль
крестьянской девушки Хасинты:

В ближайшее время в театрах
страны COCTONTCA новые премьеры
выпускников балетмейстерского от-
деления ГИТИС: Е. Чант ставят в Ря-
те балет «Играл, плясала», М, Сату-
новеклй в Харькове тотовиг «Сия-
щую красавицу», А. Азимова в Ста-
линабале работает над «Красным ма*
Rou». Готовятся к осуществлению
своих липломных спектаклей и дру-
гие выпуекники.

В семью мастеров лучшего в ми-
ре советекого балета смело и уверен-
‘Но вхолит новая грунпа.талантли».
вых балетмейстеров,

А. КОБЗЕВА.
	Н_. С. Станиславского
	принципы дальнейшей разработки это-
го метода, ведущейся учениками и по-
следователями великого режиссера во
главе с М. Кедровым.
	Практическими занятиями слушате-
лей руководят народный артист СССР
М. Кедров и заслуженный артист
РСФСР А. Каоев,
	ном событии. Кинотеатры, где демон-
стрировался фильм, были переполне-
ны. Образ русской женщины настоль-
ко взволновал китайских женщин
Чунцина, что они решили отблагода-
рить творческих работников  совет-
ской кинематографии и изготовили в
дар им. знамена.

Надписи на знаменах сделаны на
русском и китайском языках.
	ния чисто внешних харавтериетив,
— так сделал С. Князев, превратив
Скорепу в комедийный персонаж,
этим путем шла Г. Григорьева, отлав-
mat в роли Анны ЁВлеменс лань
вненгнему изображению чуветв в
мыслей своей героини, — то побеж-
дает в спектакле правливое и глубо-
кое проникновение в образ чепекого
народа.

Телтр наполнил большигм содержа»
нием народные сцены и проходные
эпизоды. В них ярко раскрыта основ-
‘ная мыель: народ непобедим. Она
‘живет и в музыке замечательного
чешского композитора. Сметаны, ко»
торая глубоко органично введена в
спектакль. Эта идея раскрываетея и
в поэтическом образе Праги, еозлая-
ном В. Рындиным. Сквозь готические
арки портала художник показал нам
два образа Поаги: город оккупирован-
ный, опутанный тюремными решет-
вами, колючей проволокой, Прагу,
втиснутую в тюремные камеры Пан»
краца и страннтые комнаты ПЦетчека,
Тогда старинные своды готических
арок кажутся мрачными, тяжелыми,
давящими вее живое, а ветви деревь:
ев переплетаются, как змей.

Но в тюрьмах есть окошки, в Ка»
менном полу ееть щели, в них про-_
никают солнечные лучи, пробивают“
ся настойчивые цветы. Они пробива-
ются всюду, тле есть человек, гле рз.
стет его мысль, мужает воля. Тогда
Рындин показывает нам прекраеную
Прагу, Злату Прагу, запветающую
белыми грозльчми цветов, нронизан-
ную розоватой дымкой весеннего 34-
ката, Прагу, о которой Фучик писал,
что она похожа на зреющий винограт,
Прагу, которая остается своболкой!
И тогда высокие стрельчатые своды
открывают подлинное липо древнегу
Popola—Topola тружеников и масте-
ров, смелых мыслителей и художня-
ков, города свободного народа.
	Театр одержал крупную’ творче-
скую победу там, где он увидел и пе-
ехал жизненную правду историче-
ских событий, где на героическую
борьбу Праги он взглянул  глазама
того, кто написал историю этой Sopp
бы — коммуниста Юлиуса Фучика.
	Н. ВЕЛЕХОВА,. .
	Пожелания узбекских зрителей
	Тащнент — столица республяки,
являющейся основной хлопкозой 63-
зой страны. олин из крупнейших го-
родов Советскою Союза, большой
промышленный, научный и куль-
турный центр.

Узбекский нарол любит и ценит
русский тзатр, русское искусство. Он
всегла рад воспользоваться любой
возможностью познакомиться © но-
выми достижениями театрального.
музыкальном и эстрадного искус-
ства. Поэтому приезд з Узбекистан
отдельных артистов и творческих
коллективов превращается в подлин-
ный празхник культуры.
	R сожалению. очень пелко посе-
щают Узбекистан мастер» искусств
Москвы, Ленинграда и других горо-
лов страны, В последние лы в
Ташкенте и областных meuTpax pee-
публики не выступал ни олин теат-
ральный коллектив Москры, Денин-
грала и других врупных городов.
	Йз газет мы узнаем, что моеков-
ские театры из года в гох гаетроли-
руют в Ленинграхе. на Украине и в
курортных горолах юга. Не лальше
	выезжают и ленинградские тезтры.
Возникает законный вопрос, почему
при этом забывают Узбекистан? По-
чему в течение пяти послевоенных
лет узбекский зритель лишен BO3-
можности смотреть лучшие спектак-
ли переловых театральных коллекти-
вов страны? Почему за весь сезон
1949—1950 гг. Узбекиетан посетил
лишь один столичный коллектив —
ансамбль оперетты LTR (кетати
замечу, отнюль не оправлывающий
высокого звания «московский» ).
	Известно, что Аомитет по делам
искусств утвердил план летних га-
стролей крупнейших театров страны
на 1950 гот. И, кажется, ни озин из
них не посетит Узбекистана. Стаха-
новы хлопковых полей, текстиль-
щики, машиностроители, студенты
Узбекистана. ‚ждут. замечательных
мастеров ведущих коллективов стра-
HH.
	А. ТЕРЮННОВ,
главный инженер текстильного
комбината им. Сталина.
		По следам нашах. материалов
	„О преподавании истории в художественных
учебных заведениях“
	В связи с письмом т. Е. Филли,
опубликованным в «Советском искус-
стве» (№ 17 от И апреля с. г.), в от-
деле вузов искусств Министерства
высшего образования СССР состоз-
лось специальное совещание пря
участия представителей ГУУЗ Ко-
митета по делам искусств и москов-
ских вузов искусств,

В результате обсуждения статьи
т. Филиц совешание постановило вва-
	сти преподавание истории факульта-
тивно во всех вузах искусств.

Для улучшения подготовки уча-
щихся в художественных и музы-
кальных училищах решено ввести в
учебные планы, помимо курса истории
СССР, курс всеобщей истории и раз-
работать на основании существую-
щей программы специальную  прэ-
грамму по истории, отвечающую спс-
цифике учебных заведений.
	Подарок китайских работниц
		Лвага остается
свободной
			0 Чехии, о простых людях мира. Эту
главную, большую идею жизни заме-
чательного чешского коммуниста дра-
матург положил в основу своей. пье-
сы. И Театр драмы донес эту
идею до зрителя. В пьеее и спектак-
ле существуют два тероя — нарол и
Фучик. Чехия и Фучик. Они нераз-
делимы.

Эта мысль легла и в основу сце-
нического образа, созданного С. Ве-
чесловым. Актер правдиво передал
простоту Фучика в ето общении
народом, его духовную близость 5
простым людям, единство их дел и
помыслов.

Юлиус Фучив назвал себя и кои-
Пзртию Чехословакии корнями, под-
держивающими дерево жизни. Вече-
слов убедительно рагкрыл эту мысль
в образе, полном высокого героизмч
самопожертвования. Эта тема дости-
газт своего намбольшето выражения
в сцене, котла Фучивк прохотит по
тюремному. двору в последний раз.
Чешекие патриоты приветствуют его
отовсюду — из узких окошоЕ тюрем-
ных камер, из-за ограды © колючей
ПрОвОлОБОЙй, отделяющей тех, ETO 60-
рется в тюрьме, от тех, кто ведет
борьбу за ев стенами. Его имя звучит
	отовсюду: Фучик!-—Фучик!-—Фучик!
	Сопровождаемое приветственным же-
стом чешских партизан — полняти-
ем сжатой в кулах правой руки, оно
звучит, как их пароль — «Честь!».

Но не Bes черты замечательного
UCUICRONO писателя оказались 9све-
щенными в спектакле Театра, драмы.
Безусловно, у режиссера В. Власовя
был замысел разносторонне раскрыть
образ талантливого писателя, челове-
ка больыних душевных ‘сил, борца.
смело илущего в бой за жизнь. По:
этому общее звучание спектакля оп-
TUMUCTHEHO, полно ралости жизни.
Поэтому, котла мы видим Фучикл
впервые, затем в сцене в гестапо,
гле его воля побеждает боль истязз-
ний, и. наконец, когда он идет в
	Последнее слово, которое говорит
миру отдающий свою жизнь 3% еча-
стье народа, веегдя заключает в
себе призыв в остающимея продол-
жать борьбу. Он звучит в предемерт-
ных словах коммуниста Фучика:
«Люди, я любил вас! Будьте бдитель-
aul». Эта фраза, которую никоглз
не забудет ни один Честный человев
мира, сочетает в себе великую лю-
бовь в людям < заботой об их буду-
щем, ради которого жил, сражался и
погиб замечательный писатель Чехо-
словакии Юлиус Фучик.

Фучик любил жизнь любовью ог-
ромной и неуемной. Высшим ее вы-
ражением была его любовь к натоду,
страстное желание борца сделать
жизнь простых людей свободной и
радостной, освободить мир от фаши-
CTCRAX захватчиков.

Ради этого он, любящий солнце и
свет, жил «под землей, разделяя
участь корней... поддерживающих
нал землей дерево жизни. Никакая
буря не выворотит дерево © кренки-
мл корнями, — писал Юлиус Фу-
чЧнЕ. — В этом их гордость. И моя
тоже. Я не жалею, —ни о чем не жа-
Лею. Я выполнил все, что было в
монх силах, и радуюсь этому, Но
свет, свет я любил, и я хотел расти
прямо ввысь и хотел цвести и зреть,
как ‘елобный плод. Ну, что ж. На
дереве же, которое ‘мы держали и
удержали, вырастут, расцветут и ©о-
зреют. поколения новых людей, соци-
алистические поколения рабочих, по-
Этов...».

Он жил рали своего народа и пос-
ле своей героической гибели остался
жить в мыслях и делах людей. И то-
гла созрели плоды. © которых он за-
ботилея, когла в Праге, освобожден-
ной Советской Армией, расцвела пре-
красная жизнь, исполнилась его меч-
та — жить после смерти.

«Я— часть этой жизни. дни-—это
Я, $ я — это они», — говорит в пье-
ва Ю. Буряковского Фучив © Праге,
	актер излишне усложнил, утончил
эту «фигурку». Кириллов показыва-
ет Бема бандитом с философией. Бем
в спектакле—натура едва ли не ар-
тнстическая, «ценитель красивого»,
«жизнелюбец», по-своему крупная
личность. И порой Бем начинает ва-
заться мелолраматическим злолеем.
Так происхолит, например, когда Бем,
показывал Фучику крзеоту вечерней
Праги, следует за ним, как тень, На-
шептывая ему слова «искушения»,
или когда Бем в элегантной пижаме
склоняетея над истерзанным комму-
нистом. В последней спене спектак-
ля, когда Бем, устращенный еплой и
бессмертием Фучика, которм он
обрек на казнь, исчезает < его пути,
Вириллову тоже приходится прибег-
нуть в внешним приемам в показе
ужаса, охватившего Бема. Бем —
Вириллов снимает пилжак, затем гал-
стук, суетится, «изображая» отчая-
ние. И театрально исчезает за зана-
весом. Актер не подвел Бема логиче-
ски к этой подытоживающей еце-
не. В исполнении Кириллова  не-
хватает точных штрихов, обпажаю-
ших сущность эеэсовца, — пустоту,
бессилие, нищету духа, недостает
ясного, четкого политического разо-
блачения фашиета.
	«Помните: не было безымянных
героев. Были люди, у кзждого свое
имя, свой облик, евои чаяния и На-
дежды...», говорит Фучик о тех, с
кем он вместе боролся. Воплощая 90-
разы замечательных простых людей,
Театр храмы шел от этого завета,

Простые люди — каждый с0 свое.
образпюой индивидуальностью и все
с единой судьбой бессмертных борпов
за свободу — оживают в спек-
такле. Простыми выразительными
вредетвами показывают режиссер и
актеры неуклонно растущее сопро-
тивление народа Чехии,

Чешские патриоты совершали пол-
виги просто, без позы, не думая «
великой красоте своих ‘дел. Умение
перелать эту простоту героизма, эту
осознание долга — большое досто-
инство спектакля.

Оно отличает замечательный 06-
раз Лиды Плахи, созданный B. Op-
ловой. Девочка, веселая хохотушка и
певунья, она мужественно принимазт.
	Московского театра драмы. Арест Фучика, В центре Юлиус Фучик —
	С. Вечеслов.
	Фото ВБ. Мастюкова (ТАСС).
	свой последний путь, в оркестре зву-  народ, заставить его признать себя
чит, как его лейтмотив, замечатель-   побежденным. За Фучиком — народ
ная весенняя песня Белржиха смета.   и будущее, за Бемом — призрак
ны, Мы слышим эту песню и в м9-  неизбежной гибели.
	менты его ветреч © Гуетиной, евет-!
	лый поэтичный 0браз которой. созда-
aa В. Гердрих. «Тажова Гуетина —
любовь и твердость», — можно ска-
зать о ней словами Фучика.
	`Но яркость решения этого кон-
фликта притушена в некоторых сце-
нах спектакля. Так, в сцене в парке,
куда привозит заключенного Фучикз
 Бем, поведение Фучика, увилевшего
	Но радостного и смелого поизтяя  вечернюю [pary, onpamero тонами
	Правильному
	жизни — этой оеновной черты авто-! элегической грусти.
	ра «Слова перед. казнью» — нет в  раскрытию конфликта мешает 2
образе. созданном Вечесловым. Он ли-! трактовка, образа ВБема в спектакле.
	Бывший официант, «по натуре оя
авантюрист и хочет выбиться в лю-
ди» — вот, что товорих Фучик 9
Беме, этой «onope» фашиетекого рэ-
жима в Праге, Эта цель типична, для
тех полонков и выродкоз, которых
вынесла на поверхность мутная вода
фашизма. «бии борются не за поли-
тическую идею; 8 34 самих себя», —
писал Фучик.
	Цравильно определяя Бема, kar
врага, опасного, хитрого, Г. Кириллов
переоценивает его силу, забывая о
предупреждении Фучика: «Эти фи-
гурки нало разглядеть во всем их
	шен неиссякаемого фучиковского тем-
перахента и силы. Верно передав од-
HO из основных типических качеств
борца-патриота, Вечеслов не сумел
воссоздать черт яркой, неповторимой
инливидузльности своего героя:
Отдавиций. свою жизнь народу; Фу-
чик получил от нею. жизнеутвег-
жлающую силу, неиссякаемый опти-
мизм, он был не только «корнями»,
HO H CAMHM «леревом жизни», Эта
мысль яряо передана в пьесе в кон-
фликте между коммунистом Фучиком
и фаптистом Бемом, конфликте, в ко-
тором сила борца-патриота = еила
чешского народа-— противостоит жал-
БИМ ПОПЫТКами захватчиков сломить
	жалкои ничтожестве». Талантливый! на свои плечи всею тажесть выпав-