СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Художник в журнале
	ного материала, находить различное
решение его иллюстрирования. Есть
рассказы или очерки, идейное содер-
жание которых требует одного круп-
ного выразительно — изображения.
Другие материалы, богатые эпизода-
ми, позволяют прибегнуть в большю-
му количеству мелких рисунков.
Нримерами удачного оформления яв-
ляются иллюстрации В. Высоцком
к очерку А. Эриванского «Люди и
судьбы» («Огонек» № 9) и Л. Бро-
даты к путевым заметкам С. Игнать-
ева, © Швейцарии («Отонек» № 11).
Отрицательным примером могут слу-
жить рисунки Н. Голубя к рассказу
Б. Бедного «Желуди»  («Огонек»
№ 19). Художником выбраны эпи-
зоды, не являющиеся значительными
в рассказе, образы персонажей мало
выразительны. Дурную услугу а
ла художнику и типография, сделав
грубую обтравку риеунков.
	Следует думать и о том, в какой
технике печати будут воспроизво-
диться иллюстрации. BN 4 myp-
нала «Смена» напечатаны рисунки
Г. Филипповского в рассказу Стиве-
ва Ликокау «Выборы». Два прямое
угольных рисунка,  воспроизведен-
ных в тоновюм клише, помещены на
одной странице, олин над другим:
это делает верстку страницы некра-
сивой; штриховые рисунки, постав-
ленные по диагонали, были бы го-
разло выразительнее. Удачная верет-
ка не только украшает журнал, но
и помогаег полнее раскрыть его co~
держание.

В сожалению, полиграфия не веег-
да позволяет хорошо подать произве-
дение художника. ‘Особенно это отно-
CHICA в цветным офсетным  вклад-
кам. Подчае художник с трудом У3-
нает свою работу в печати. Сильно
искажены — воспроизведенные ча
вкладках журнала «Отонек» катги-
ны Л. Мочальвкого «Они видели
	Сталина», В. Мешкова «Сказ of
Урале», С. Григорьева «Нрием в
комсомол». В журнале «Cena»
	вкладкь с фрепродукцией картины
М. Авилова «Приезд И. В. Сталина
в Первую конную афмию» не только
‘не похожа, по цвету на’ оригинал, #0
и утратила портретное сходство нз-
браженных лиц: ‘ Йюбопытно  отме-
тить, что воспроизведенная в трех
журналах (на обложках журналов
«Огонек» и «Смена» и на офоетной
вкладке в журнале «Молодой кол-
хозник») картина П. Белоусова «Вла-
димир Ильич Ленин ерехи делегатов
Ш сезла РЕСМ» получилась на-
столько различной по цвету, что
трудно поверить, что это одно и то
же произведение. Таких ‘примеров
можно привести множество. Между
тем офсет — великолепный . способ
печати, позволяющий в короткий
срок воспроизводить цветные иллю-
страции.

Тысячи писви; приходящих  <о
всех концов страны в адресе редак-
ций иллюстрировааных  жуоналов,
говорят ю том, как наши читатели
	радуются. каждой удаче хуложника
И‘ Ках*с\р0во юсУЖлаюх CTO: OLUMHOBU,. }
	Внимательный и ‘требовательный в5-
ветский читатель хочет вихеть в
журнале высокоидейные реалиетиче-
ские рисунки, правдиво и ярко 0тря-
жающие его новую жизнь, ‘ето герон-
ческий  созизательный труд. Мы,
хулюжники, обязаны оправдать эти
ожидания.
	Орест ВЕРЕЙСКИЙ.
	Советский народ любит иллюстря-   разнее показывать жизнь советской
		позанные журналы. Ааждый
	Нномей страны, черты нового в жизни
	Письма читателей!
	Больше хороших учебных Фильмов
	В нынешнем учебном году наша

школа впервые после войны стала
использовать учебные узкопленоч-
ные кинофильмы. Взлининская обла-
етная база Главкинопроката аккурат-
но присылала нам имеющиеся ленты.
К сожалению, набор этих фильмов не
может удовлетворить советскую шко-
ду.
Можно понять причины, по кото-
рым ббльшая часть учебных филь-
мов выпущена по естествознанию и
географни. Но крен в сторону этих
дисциплин все же чересчур велик
(свыше 80 проц. всех  наименова-
ний). Учебных картин по литерату-
ре нет. Между тем, заснять пушкин-
скив места, лермонтовские места,
Ясную Полану и т. д. не столь уж
сложно.

Совершенно необ’ясттимо отсутствие
узкопленочных картин, посвящен-
ных Сталинской Конституции. Разве
нельзя создать волнующие фильмы о
братской дружбе народов, великих
правах и священных обязанностях
граждан СССР, о преимуществах на-
шего общественного и государетвен-
ного. строя?

Очень мало учебных фильмов по
истории («Петропавловская  кре-
пость», «Памятники петровской это-
хи в Ленинграде», «Памятники
доевнего Египта» и... все!). Следо-
вало бы показать ‘учащимся на
экране, кзк производятся археологи-
ческие раскопки, показать  обнару-
женную нашими историками стоянку
первобытного человека, места раско-
гов в Ольвии, памятники старины
	в биеве, уникальные экспонаты
Московского. исторического музея,

Приезжайте
	Скоро московские театры начнут
евой гастрольные поездки по Совет-
скому Союзу. Московских артистов
ждут во многих городах. Они всегда
дорогие и желанные гости. Ждут их
и трудящиеся Якутии.

Социалистическая Якутия — это
цветущая советская -реенублика.
Почти 9.000 километров отделяют
Москву от Якутска. Но мы  вгегда
чувствуем, что Москва рядом с нами.
	Bas интересен этот  преобоажен-
ный рукой советского человека край!
Много новых городов и ROTXOSHBIX
сел возникло в тайге, выше могучих
лиетвонниц поднялись трубы заво-
дов. Н» отвееванной у вековых лесов
земле колхозники собирают замеча-
тельные урожаи пшеницы, овощей,
	Ленинградского Эрмитажа и многое
другое.
	Хотя теографических учебных
фильмов довольно много, но тщетно
чы ожидали получения картин о та-
ких интересных и важных районах
нашей страны, как Урал, Поволжье,
Украина, Средняя Азия и Дальний
Bocror.

Почти нет фильмов по химии и
физике. Межлу тем, именно в пре-
полавакни этих лисциплин кино м-
жет оказать большую помощь, ибо
метод мультинликации позволяет на-
глядно поедетавить невидимые про-
цегсы и явления.
	Вино может и должно помочь клас-
CHLIM руководителям в Их BOCHHTA-
тельной работе. Бороткометражные
@ельмы о правилах социалиетическо-
го обтежития, о «Правилах для уча-
щихся», режиме дня школьника
(отдельно для обучающихся зв первую
и вторую смены), личной гигиене
были бы очень желательны.
	_ аль, что учебные кинофильмы
силопть и рядом созлаютея не круп-
ными* мастерами киноискусства, a
посредетвенными работниками, ©о-
здавшими известный штамп, <овер-
щенно нелолустимый в работе с деть-
ми. Авторы Фильмов ча5то не ечи-
таются с возрастными особенностями
юных зрителей. Налниси в фильмах
порой слишком тяжеловесны, е тру-
ом доходят до сознания детей.
	В, МИТЕКИВН,
учитель исторни Редкинской
средней школы Калининской
	области.
	журнала читает вся семья потпиечи-! ших людей. Материал для этого б\у
	гатейшии, он со всех сторон окружа-
ет художника.
	В журналах уже работают такие
талантливые мастера, как Л. Брода-
ты, А. Кокорин, В. Горяев, Б. По-
роков, В. Богаткин, В. Высоцкий,
В. Климашин, П. Варачинцов. Хоте-
лось бы видеть на страницах иллю

стрированных журналов и работы та-
ких признааных мастеров, как С. Ге-
расимов, Е. Кибоик, Д. Шмарннов,
Б. Лехтерев. и другие.

Мне кажется, что лучиие работы

художников, выполненные для жур-
налов, должны экспонироватьея Ha-
равне с книжными налюстрацияии
HA художественных выставках. В ча-
стности, они могли бы быть поед-
ставлепы на открывшейся в Акаде-
мии художеств СОСР Б мая, в День
печати, выставке книги, графики и
плазата.

` Художнику, работающему в Ryp-
нале, приходится испытывать `евои
силы в различных жанрах. Сегодня
эт6 иллюстрация к рассказу о
подвнге экипажа подводной лодки,
завтрак лирическим рассказах или
& стихам о ‘мужестве сражающегося
Вьетнама. Хуложник-журналиет дол-
жен быть всесторонне образованным
человеком, HO увидеть всо CBOHMH
тлазами он не может. Шоэтему “acto
возникает необходимость пользовать-
CH различными вепомогательнымя
материалами, в Том чиеле и фотогра-
фией. Часто художник пользуется фо-
тографней для изображения  каких-
либо нужных ему деталей. Это поз-
воляет ему документировать оенов-
ную творческую мысль, № сожале-
нию, существует и другой  «метол»
пользования  фотографией-— простое
срисовывание 6 нее, котороё выдает-
CH 92 самостоятельную . иллюетра-
‘цию. Срисовывание с фотографии яв-
ляется распиской в собственном Gec-
силии, аким же плагиатом, как сри-
совывание с работы другого худож-
ника.

Слецифика журнала, разумеется,
‘требует от художника бюльшой опе-
ративности, но пе спешки. У нае ча-
сто путают эти понятия, и хужни-

KY дают дая. иллюстривования лите-
фатурный материал. незадолго До
сдачи в печаль. В этом случае редах-
ции не следует ‘прикрывать отеут-
ствие организованности ссылкой Ha
«оперативность». С другой стороны,
и художнику нельзя оправхывать
«спешкой» недостатки своей pa-
боты. Короткий ‹00к делает работу
более трудной, но не может давать
оснований для снижения качества
	более трудной, но не может лавать
рисунка.
Другая зрудность, стоящая перел
художником, работающим в журнале,
заключается в характере верстки.
Иллюстрируя книгу хумжниЕ
обычно выполняет три вида рисун-
ков: страничную иллюстрацию, за-
ставху и концовку. В экурнале благо-
даря характеру верстки страниц и
расположению рисунков работа ил-
люстратора имеет свои особенности,
От должен думать не только о каче-
стве своих рисунков. но и 06 opta-
ничноети композиций текста и  ил-
люстраций на етранйцах и разворо-
	Эта; особенность журналов имеет и.
	и   свои преимущества. Художник MO-
	Ea, читают друзья и знакомые, 0ее-
конечно листают в читальнях, пере-
дают из рук в рукн в поездах дальне-
го слелорания. Трудно сказать, в
скольких руках побывал каждый ч0-
вый чомер «Огонька», «Врюкодила»,
«Советской женщины», = «Смены»,
«Советского  вонна», «Советского
Союза». Вот почему иллюстрирован-
ный журнал-— чрезвычайно ответеть
венная трибуна для художника-гра-
фика.

Олнако среди части художников
еще бытует неправильное, порочное
понятие «журнальность», как, сино-
ним легковесности, поверхностности,
легкой работы. Нечего и говорить ©
том, как вредна такая точка, зрения.
К сожалению, она существует и при-
носит свои горькие плоды: в журна-
лы проникают плохие, неряшливые,
халтурные рисунки.

Между тем залачь хуожнива-жур-
налиста едва ли не сложнее задачи
художника, работающем в  облаетн
книжной иллюстрации.  ДЛакониз-
ность и идейная насыщенность лите-
ратурных матерналов в журнале (ко-
роткий рассказ, очерк, новелла) тре-
буют такой же лаконичности, доход-
чивоети и от иллюстрации. Хулож-
ник должен заставить читателя
останознться, запомнать, глубже по-
нять содержание литературных мате-
риалов, помещенных в журнале.

В № 3 журнала «Молодой кол-
хозник» художник Н. Пономарев
очень хорошо оформил ючерк Б. Гор-
батова и В. Алексеева «Неззбываемая
встреча». Выразительные рисунки ©
натуры правдиво и ярко характери-
зуют советских шахтеров, их работу
и, имея самостоятельную  художеет-
венную ценность, в то же время с0-
стАвляют органическое целое с лите-
ратурным материалом. В том же но-
мере журнала есть пример менее
удачном решения художником его
задачи. В производственных  пейза-
жах нефтяных промыслов художнику
А. Лурье не.удалось подняться выше
простой документации. Его рисунви
к очерку Н. Михайлова «По Совет-
скому Азербайлжану» носят характер
иллюстраций в техническому изда-
HED.

Что касается работ более станко-
вого типа, как, например, рисунка
на вкладных листах, обложка, TO
здесь задача еще сложнее и ответ-
ственнее. Обложка журнала, как
правило, должна обобщать идейное
содержание номера, иметь почти
плакатную яеноеть, быть предельно
лоходчивой. Хорошо использована,
например, «Отоньком» картина худ,
С. Викторова «В. В.. Маяковский в
мастерской РОСТА» (обложка журна-
ла № 15). Журнал «Смена»: (№ 5)
удачно поместил на обложке портрет
сталевар» ©. Субботина о рабты
Г. Горелова. Олнако нужно поощрять
рабюту художника, ‘и специально
рассчитанную лля обложки журнала,
	Лучшей обложкой являетея та. в0-
	торая не требует CO ACHEHHH B TeB-
сте. В сожалению, редакции журна-
лов не всегда руководствуются этих
принцином. Ичогхь на обложеах мы
вилим невыразительные,  ‘станхарт-
ные изображения. В этих случаях
	Выступление оркестра чехословацкого Ансамбля песни и тан:
в Концертном зале имени Чайкозского.
Фото А. Батанова. (ТАСС).
			Чехословацкие музыканты
		Гастроли
	С исключительным интересом
встретила столичная общественность
закончившиеся  на-днях гастроли
труппы музыкантов Чехословакии—
артистов оперного театра, филармо-
	нии и Радиокомитета и Ансамбля.
	несни и танца Чехословацюого еоюза
молодежи. Особый смыел и торжеет-
венность придало этим концертам то,
что они были приурочены в пятиле-
тию освобожления чехословацкого на-
рода Советской Армией. Концерты эти
вылилиеь в подлинную демонстрацию
горячей взаимной любви и неруши-
мой дружбы советского и чехословац-
кого народов.

Чехословацкие артисты за время
пребывания в Москве дали восемь
концертов. Их слушали люди самых
различных профеегий. И всюду — в
Большом зале Консерватории и Зале
‘им. Чайковского, в заводеких домах
культуры, в ЦДРИ, в Доме литерато-
фров—их ветречал одинаково горячий
прием. Вее их выступления неизмен-
HO имели огромный успех.

Глубокое впечатление” оставляет
пение солистки оперы Празкекого Нз-
цнонального театра Веры Ёрыловой,
обладательницы отличного голоса
(менцо-сопрано) болышого дианазо-
на, ровно и благородно звучащего BO
всех регистрах. Высокая вокальная
культура, тонкая музыкальность, ог-
ромная внутренняя сила, с которой
Крылова раскрывает музыкальные
образы, покоряют слушателей.

Жизнералостность, светлая лирич-
ность, тонкая грация и изящество,
эмоциональная непосредетвенность и
иекренноеть характерны для. творче-
ства известной чешекой певицы, ©9-
листки Поажекою Национального
театр» Отефании Петровой. Недавно
она была награждена в  Чехоелова-
кии глсударетвенной премией 1949
гола в области театра за исполнение
роли Итки в опере Сметаны «Дали-
Gap». Моеквичи ветречали С. Петюд-
‘ву особенно радушно. Ведь ойа дав-
но знакома со столичной аудиторией.
В сумвые годы Великой  Отечест-
венной войны С. Петрова работала в
Московском театре оперетты, и ве вы:
сокая вокальная культура, яркость и
образность актерской игры высоко це-
ниянсь зрителями. дообенно запомни-
лось исполнение С. Нетровой народ-
ной словацкой песни «Встретились
мы, встретиливь» и шуточной «Лес-
ни девушки» Ярослава Досталиез,
полных тонкого лукавого юмора, не-
поддельного веселья, яюкото ощуще-
ния полнокровной жизни, столь ха-
рактерных для чехословацкого на-
ролно-песеннотго творчества.

Высока музыкальная культура И
исполнительское мастерство певиз
Рудольфа Еллички. Ето трактовка
арий из опер Сметаны «Тайна» и
«Чортова стена», песни Дворжака
«Настроенные струны» (из цикла
«Цыганекие мелодии») глубоко убе-
дительна. Разносторонним хуложни-
	HYTOM мощным пафосом  ревояюця-
онного полвигА.

Поражает в музыке Сметаны пол-
ное отсутетвие искусственной аффек-
тации, оперной ходульноети, неиз-
бежной в подавляющем болынинетве
заналноевропейских опер на истори-
ческие сюжеты. Насколько это жл-
неннее, полнюкровнее, искреннее по
сравнению, скажем, с операми Мейер-
бера. в которых условность жанра и
обветшалость формы дают себя знать
‘5А каждом шагу!

Оперный ‚коллектив Львовского
театра созлал интересный, подлинно
‘озвременный спектакль, созвучный
интересам советского слушателя, ©у-
мел донести до слушателя музыкаль-
ные и сценические достоинства про-
изведения.

Вполне убеждает вдумчивая и тем-
пераментная постановка главного ре-
жиссера театра В. Скляренко. В 1-Й,
2-й и7-Й картинах он правдиво вос-
произвел образы чешекого народа в
сочных и жизненно достоверных мас-
совых сценах.

С болыним тактом и хорошим чуз-
ством стиля юсущеетвил  музыкаль-
ное руковолетво спектаклем дири-
жер И. Зак. Он умело достигает вы-
пувлоети, убецительности и доходчи-
вости оперного пения, непрерывно
поллерживаемого активной, драмати-
чески насыщенной партией оркестра.
Временами дирижер намеренно емяг-
чает, притлушает богатейшие дина-
мическию эффекты, предуемотренные
партитурой Сметаны; эта «скупость»
вызвана, повидимому, ограниченно-
стью вокальных и оркестровых ре-
сурсов театра.

Много вхохновенного труда вложи-
ли в свою работу исполнители оенов-
ных ролей. Следует выделить ереди
них  одаренномо  певца-самородка
№. Малашенко ©мело выдвинутого
театром на исполнение труднейшей
паптии  Далибора; при несколько.
«сыром». но очень сильном и краси-
BOM голосе артист пленяет естествен-
ностью сценического облика, отеут-
ствием привычных оперных штам-
пов. Не менее сложная задача выпала
ра долю обеих исполнительниц гро-
мадной по лиапазону партии Милады
— М. Телегиной и М. Косицыной;
первая ws Hux обладает бблышим
сценическим опытом, вторая — при
	ом показал себя певец в исполне*
нии Народных словацких песен.

Большой интерес вызвали выступ-
‘ления пианиста—солиста Пражской
‘филармонии Зденека Илека, и соли-
‘стки ПШраяюкого радиокомитета Веры
Ржепковой, исполнявших, главным
образом, малоизвестные у нае шоиз-
ведекия Сметаны.

Исполнительскому облику Зленева
Илека свойственны мягкость и ли-
‚бичность высказывания, отличное
владение звуковыми красками, 050-
бенно в области пиано. Это прояви-
лось в его трактовке пьесы Сметаны
«Приятный край». Значительное
техническое мастерство, особенно в
области дройных нот и токкатных
построений, позволило пианиету €
подлинным артистизмом и блеском
исполнить польку фа-мажор и этюд
до-мажор Б. Сметаны и «Токкату»
А. Хачатуряна.

Несколько иного плана  игр®
В. Ржепковой. Нианистка захваты-
вает слушателя большим динамиче-
ским размахом, эмоциональной непо-
средственностью, реалистической
простотой исполнения.  Великолеп-
ная техиика. является для нее лишь
средством более полного и ярког»
раскрытия идеи произведения.

Огромным успехом у зрителей
пользовались выступления Ансамбля
песни и танца Чехословацкого союза
молодежи под руководством Божены
Шоховой. Этот  анвамбль—самолея-
тельный коллектив. Его участникя
—молодые рабочие, крестьяне, ету-
денты. Он создан сравнительчо не=
давно, но уже получил широкое
признание и популярность не только
у себя на родине, но и за ее преде-
лами. Ансамбль получил премию на
Междунаролном фестивале демократи-
ческой молодежи в Будапенеге в 1949
геду.

Отличительная черта творческого
лица ансамбля— близость к’ народно-
му песенному и танцовальному пер-
воисточнику. В его исполнении нет
хитроумных сценических комнози-
ций, приемов какой-либо театразтиза,з
ции, хореографических усложнений.
Тем живее ошущение национального
духа народного танца и песни, глубо-
Кого GHTUMASME и жизненной энергил
чехословацкого народа, вызываемое
аноамблем в зрителях. Ансамбль ©
большим успехом показал три боль-
шие песенно-танцовальные сюиты —
ченекую, ходекую и валашекую.
{Чехия, Холла и Валахия — районы
 Чехословакии).

После  посешения = концертов,
на которых чехословацкие артисты ©
такой широтой и многообразием по-
казати свое прекрасное националь-
“HOO музыкальное искусетво, нельзя
не пожелать, чтобы музыкальные
произведения комнозиторов Чехосло-
вакии заняли еще большее место в
репертуаре советских  музыкантоз-
исполнителей.

}
		в Якутию!
	эбузов. ‘Стремление Е coed AnH
вдохновляет людей на новые дела.
	Множество ученых, инженеров,
ррачей. теологов, работающих в тай-
	ге, нреобразуют девственную якут-
скую природу. Они хотят видеть
хучших представителей советского
искусства. В то же время их труд
может служить прекрасной темой
для новых произведений искусства.
Советские художники и. писатели,
работники кияо и театра, приехав В
Якутию, познакомятся с якутской
культурой и искусством. Какую бы
огромную пользу принесли начинаю-
щим молодым якутским артистам и
художникам встречи с мастерами‘ из
Москвы!

Мы ждем вас, дорогие москвичи!

В. СИНЕЛЬНИКОВ.
ЯКУТСК.
	По следам наших выступлений
	„Репидивы старых ошибок“
	Управление по делам искусств пон
Совете Министров БССР сообщило
редакции, что статья «Рецидивы ста-
рых онтибок», опубликованная в «Со-
ветском искусстве» 15 апреля с. г..
обсуждена на Художественном  сове-
те Управления и собрании коллекти-
ва театра.

Художественный совет признал
правильными критические выступле-
ния печати о недостатках спектакля
«Чужая тень» в постановке Театра
им. Я. Купалы. Режиссер-постанов-
MWK тов. Литвинов подошел к реше»
нию этого спектакля неправильно,
формалистнчески. В пьесе были с9-
кращены многие политически акту-
альные места, в которых раскрывают-
ся космополитяческие ошибки Труб-
никова, провокаторские методы аме-
риканских лжеученых, утверждается
советский патриотизм. Образ Трубна-
кова оказался в спектакле искажеп-
ным. Неправильно была подобрана
часть исполнительского состава. Все
это привело-к снижению  политиче-
ской остроты спектакля и его идей-
но-воспитательного значения.
	Серьезные недостатки спектакля
«Чужая тень» явились  следстви-
ем того; что руководители теаг-
	фа’ (директор тов: Стельмах; главный
режиссер тов. Санников) не обеспе-
чили необходимого контроля за рабо-
той режиссера, не указали на серьез-
ные недостатки постановки, санкци-
онировали выпуск спектакля с сокра-
щенным текстом пьесы.
	Художественный совет. считает
также, что эти ошибки являются
следствием того, что в Театре им.
Я. Купалы не создана злоровая твор-
ческая атмосфера, не развернута кри-
тика и самокритика, имеют место
факты грубого зажима критики.
Мледео-политическое воспитание
	тика и самокритика, имеют о ме!
факты грубого зажима критики.
Идейко-политическое воспитание
актеров поставлено слабо. Решено
спектакль «Чужая тень» в Театре
им. Я. Купалы временно, до неправ-
ления, снять с репертуара. Режиссе-
ру т. Литвинову указано на необхо-
димость решительного. пересмотра
своего творческого метода.
	Руководству театра предложено
немелленно приступить к исправле-
нию недостатков спектакля «Чужая
тень»: взести в систему обязательное
	обе уждение режиссерских NaHS
	постановок и утверждение распреде-
ления ролей в спектаклях на Худо-
жественном совете театра.
	0 власть иноземных захватчиков.
Вполне понятен интерес в этому ге-
роическому сюжету, проявленный
Белржихом Скетаной в 60-е годы,
когла талантливый и трудолюбивый
народ Чехии находился под пятой
австонйской империи. В образе ры-
царя Далибора, смело поднявшегося
во главе крестьянских м8се нз б0ъ-
бу против короля и феодалов, Смета-
на увидел`идеал чешской  демокра-
тии, какой представляли ее себе е0-
временникм композитора. Подобно ве-
ликим творцам русской народно-му-
зыкальной драмы — Глинке и Му-
соргекому — Сметана стремился в
историческом прошлом своего народа
увидеть живой образец для настоя-
mero.

Нынешняя постановка «Далибора»
Сиетаны в Львове приобретает 0с9-
бый смысл: Львов является цент-
ром украинских земель, находивших-
ся вместе е землями Чехии и Слова
кии в многолетней кабале у аветрий-
ской монархии. Могучий образ Дали-
бора родетвенен образам украинеких
народных героев — Изриелюка, Дов-
	буша, так же мужественно боровиих-
	ся против угнетателей народа. Совет-
ские люди, сыны Украины, вососехи-
нившейея в едином социалиетиче-
ском государстве, видят в образе Да-
либора близкий им по духу народно-
революционный 06браз. з

В первоначальном тексте либретто
«Лалибора», принадлежавшем перу
поэта  Венцига, были допущены
некоторые уетушки обветшалым po
мантическим штампам:  либреттист
хеслами представлял бунтаря Дали-
бора. как усталого страдальца, еми-
рившегося со евоей смертной долей:
Известно. что сам Сметана не согла-
палея ¢ такой жертвенно-илезли-
стической трактовкой obpasa Дали-
бора. В музыке оперы, вопреки от-
дельным сентиментальностям перво-
зачального текста, звучит геройский
дух наролного мятежа, дух протеста
и вольности.
	остастея поелпочесть XOPOMFH MoT   тах.
	грашию посредствениому рисунку.
Хуюжник в жунеле ‘может.
	TOUCH RAR MOMHO MOITHe® W PASHOOO~ жет, исходя из характера литератур“
	В этом году исполняется 20 лет су-
ществования одного из лучших клубов
художественной интеллигенции страны
— Центрального дома работников ис-
кусств.

ЦПДРИ приступил к проведению
творческих зечеров мастеров искусств
— активистов клуба, в течение 20. лет
принимающих деятельное участие в
его работе. На первом вечере, состояв-
шемся 16 мая, выступили В. Барсова,
С. Образцов, Д. Орлов и Государст-
	В Центральном доме работников искусств
	венный русский народный оркестр под
управлением Д. Осипова. В концерте
второго вечера (18 мая) приняли уча-
стие В. Аксенов, Ю. Брюшков, Р. Зе-
леная и В. Канделаки. Завтра 3
ПДРИ выступят С. Балашов и Л.
Оборин.

В течение мая‹на творческих вече-
рах старейших активистов ЦДРИ вы-
ступят Е. Шатрова, „Г. Гинзбург, К.
Новикова, М, Миронова и А. Мена-
кер.

В лвух фойе ПДРИ развернута
	большая выставка  фотодокументов,
запечатлевших наиболее примечатель.
ные события истории клуба.

Отдельные фогографии посвящены
мероприятиям ЦДРИ, на которых при-
сутствовали М. И. Калинин, К. Е. Во-
рознилов, Г. Димитров, М. Ракоши, А.
Паукер, В. Пик, Д. Ибаррури, выдаю-
щиеся мастера русского драматическо.
го театра К. Станиславский, В. Неми-
рович- Данченко, И. Москвин, В. Кача-
лор, М. Тарханов, П. Садовский и
другие.
	народно-хоровых эпизодов, © ее силь-
ными реалистическими  характери-
сликами. Мужественный, прямой,
сильный лухом Далибор,  бесетраш-
ные женшины-героини — пламенная
Милала и юная Итка, старый слу-
жака Бенеш, жестокий королевский
‹атрап Буливой, безвольный Король
Влалиелав, мучимый: сомнениями и
страхами, — все это ярко очерчен-
ные, скульштурно выразительные
музыкально-драматические портреты.

Великолепна музыка отеры. Сме-
тана широко использует принципы
симфонического тТазвития, OCHOBH-
ваясь на пебольнюм круге выпук-
лых. остро запоминающихся лейт-
тем. среди которых главное место за-
пимает  маршево-героический мотив
Далибора — осковное зерно всего
симфонического целого. Активная
роль оркестра, выразительно раскоы-
вающего основные перипетии дейст-
вия, отнюдь ке заслоняет ведущей
роли вокальных средств. В опере не-
прерывне развивается линия выра-
зительнейшей оеалистической дехла-
мации, сменяющейся широкими ила-
стами красивой кантилены. Высокие:
и строгие образцы классических
оперных сцен предетавлены в боль-
шом героичееком монологе Далидора,
полдерживаемом репликами народа.
(1-я картина), в стремительном, пол-
	ном еветльх надежд дузте Милады и
	Итки. в неповторимо солнечном
ясном дуэте Итки и ев возлюблен-
ного, воина Витека, во вдохновенной
любовной сцене Милалы и Далиборз,
освещающей ослепительным = светом
частья тягостную атмосферу тюрем-
ного мрака. Музыка Сметаны про-
никнута ‘суровой патетикой, близкой
к классическим вершинам бетховен-
ского стиля, но в то же время в ней
ошущаютея Залушевная славянская
песенность. простой и яеный ладо-
вый строй. Сильным контрастом к
презблалающему в опере трагически-
возвышенному колориту звучит онья-
пяюню-жизнерадостный 2-й акт с
его народными застольными хорами,
выдержанными в красочной манере
четких херевенских песен. Здесь
мы без труда узнаем Сметану-жан-
риста, хорошо знакомого Ham по
«Проданной невесте». Но это лишь
небольнюй эпизод в ‘напряженно
трагическом повествовании, проник-
	некоторой актерской незрелости pa-
дует яркостью вокальных данных;
Выразительные, привлекательные в
музыкальном отношении образы ¢03-
дают А. ЮроБекая (Итка), В. Кобр-
жицкий и Н. Фокин (Витек). Из двух
`исполнителей партии короля Влади-
слава (П. Еармалюк, Ф. Гаранжа)
более убедителен П. Кармалюк — ар-
`тист, обладающий сценическим ма-
‘стеретвом и хорошими вокальными
ланными.

Характерную партию старого над-
‘смотрщика королевской тюрьмы Бе-
‘ненза, в котором не заглохли пробде-
‘CEH живого человече”кого ‹ чуветва,
правдиво исполняет артист M. Top-
чинский,

Интересна работа художника
Ф. Нирода. создавшего поэтичные и
стилистически верные  архитектур-
ные пейзажи древней Праги.
Остроумно использована в качестве
декоративного ‘обрамления сцениче-
ских перемен кохбинация старинных
знамен и штандартов, подчеркиваю-
щих эпическое величие и торжеет-
венность театрального представления.

Остается отметить вдумчивую ра-
боту молодого хормейстера С. Арбита,
добившегося хороших результатов
при ючень скудных хоровых ресурсах
театра.

В нелом постановка «Далибора»,
первая постановка этой оперы в
СССР, являясь крупным музы+
кальным событием, содействующим
укреплению наших культурных евя-
зей с братской Чехословакией, в 10
же время выгодно характеризует мо-
лолой коллектив Львовского оперного
театра, смело и инициативно pata-
тающий над распкирением своего ре-
пертуара.

Следует пожелать театру успешно
завершить начатую работу нал поста-
новкой комической оперы Б. Троши-
наи В Энке «Когатаая незеста». &
	на и Б. Энке «Богатая невеста», &
также осуществить интерееные муз.
	зывальНе-ценические замыслы №
стных JIBBOBCKUX композиторов —
историко-героическую оперу С. Тод-
кевича «Довбуш» и балет Р. Симови-
ча «Гуцулка». У театра есть все в03-
MOMHOCTH TAA TOTO, чтобы активно
боротьея за новый, высокоидейный и
актуальный репертуар.

Й. НЕСТЬВВ.

ЛЬВОВ.
	Новая постановна в Львовском театре
оперы и балета
	В Гостдарственном акалемическом
театре оперы и балета г. Львова по-
ставлена классическая опера Бедр-
жиха Сметаны «Далибор», отразив-
шая вольнолюбивые идеалы народа
Чехии. :

«Далибор» — глубоко  волную-
щее творение чешекой оперной клас-
сики, прибтижающееся по своим 0б-
щественным устремлениям к лучшим
образцам русекой демократической
оперы.

По глубиче я яркости музыки; по
смелости решения музыкально-дра-
матургической проблемы, а глав-
ное — по остроте и реалистической
силе социального звучания «Дали-
бор» Сметаны не только не уступает
лучшим образцам  западноевропей-
ской оперы, но и во многом превос-
холит их.

Бедржиха Сметану мы ло сих пор
знали, как автора обаятельной на-
рохно-музыкальной комедии «lipo
данная невоста», нрочно вошедшей
в советский оперный репертуар.
Меньше была известна у нас его
симфоническая и камерная музыка,
проникнутая свежим и задушевным
народным мелосом Чехии. В «Дзяи-
боре» Сметана представлен coBceM
иным. чеи в улыбчивой и изянено-
веселой «Проданной невесте». Ком-
позитор раскрывает себя здесь уже
не хак бытописатель деревенской
жизни и не как пейзажист, влюб-
ленный в красоты чешеких рек, и ле-
сов, а как пламенный патриот, непо-
средственный участнив чешского на-
ционально-освободительного  движе-
ния. как поэт свободолюбивотго наро-
да, пронесшего сквозь века CBE
стремление к независимости и нена-
висть в угнетателям.

Легендарный рыцарь Далибор —
конкретный исторический персоная,
относящийся к началу ХУ столетия
— к перноду мятежей и восетаний
чешского крестьянства против коро-
ля и феолалов, отлазавших страну
	Снена из спектакля «Далибор» в постановке Львовского театра оперы
	кая, Далибор — К. Малашенко.
	и балета. Итка — А. Юровская,
®
	Поэтому правы были создатели
первой советской постановки «Дали-
бора» (режиссер В. Скляренко, ди-
рижер И. Зак. автор украинекого
текста поэт С. Масляк), когда они
релгили внести некоторые корректи-
вы в текст либретто, исходя из 05-
новного идейного замысла Сметаны,
етоль ярко выраженного в музыке
оперы. .

Авторы норого текста’ значительн
усилили патриотическую линию в
характеристике Далибора. Его сенти-
ментальные обращения к любимому
Зденеку, ушедшему в «иной мир»,
заменены призывами к мести и борь-
бе. В самом финале показана мужеет-
	венная гибель Далибора в бою. Новая! ее сжатым насыщенных леистВием,
лотннллюаа причине внебенная в. свободным и органичным включением
		5 Фото Б. Васютинского. (ТАСС).
	текст, нигде не идет в разрез с музы-
кой, а наоборот, органически порбж-
дается основным ‘музыкальным за-
мыслом композитора. Известно, что и
Пражский оперный театр в своей не-
давней новой постаневке «Лалибора»,
широко освещенной чешекой прессой,
стремилея очистить оперу от 4VK10-
го ей налета нездоровой мистики и
‘псевдоромантичееких имампов. Ду-
мается, что нынешние усилия совет-
ских постановщиков «Далибора» идут.
в том же направлении здоровой. pea-
листически оправданной TPANTOBRy
гениального. творения Сметаны.

Отличный материал. для юнерного
театра дает драматургия оперы с
ев сжатым насыщенным действием, .