Орган Министерства кинематографии СССР и Комитета по делам
	Вторник, 23 мая 1950 года
	Декада эстонской литературы в Москве
	Pacuspem kyabmypbi
	Совешскоийи Эсшонии
	SHTOPH создали ряд значительных но
своим темам произведений. В первую
очередь следует назвать оперу «Огни
мщения» 9. Каина и его же балет
«Калевипоэг», оперу Г. Эрнесакеа
«Берег бурь» и «Молодежную сим-
фонию» А. Каппа. Главным героем
этих нроизвелений выступает народ,
& самые произведения отличаютея
большой напевностью, богатством
народных мелодий. Успехов добились
и наши исполнители. Тезтр оперы и
балета «Эстония» сумел отлично по-
ставить оперу «Евгений Онегин». 3,
этот спектакль грунпа творческих
работников театра улостоена, Сталин-
ской премии.

Чрезвычайно развита в Эстонии хо-
ровая культура. Сейчас по всей рес-
публике идет подготовка. к Певческо-
му празднику Советекой Эстонии
1950 гола. 40.000 исполнителей го-
товятея принять участие в этом тор-
жестве. 7
	До 1940 гола Эетония не имела
	своей кинематографии. В етране не
было слелано ни одного фильма, если
не считать снятой иностранными ре-
жиссерами картины из жизни контра-
бандистов. Сейчае у нас есть своя на-
циональная кинематография, свои ре-
жиесеры, операторы, актеры. Два
фильма, созданные в нашей реепуб-
лике — «Жизнь в цитадели» и «Со-
ветская Эстония», удостоены Сталин-
ской премии. Идет с’емка, новой цвет-
ной кинокартины. Это будет эклани-
зация повести «Свет в Коорди». В
10-летию республики на экраны
выйдут фильмы 9 сельской ‘интелли-
тенции и о жизни эстонских рыба-
KOB.

Большое внимание уделяется в
Эстонии подготовке и воспитанию
национальных калров работников ис-
куеств. В Таллине и Тарту отЕрыто
дБа художественных вуза.

Литература и искусство Эетонекой

Р — на потеме. Постоянная чут-
	кая забота большевистекой пазтии и
	правительства, братекая ` помощь
крупнейших русских мастеров, горя-
чее стремление эстонских писателей,
артистов, композиторов, художников
своим искусством служить народу —
	залог Тото, что мололая литература и
	искусство Советекой Эстонии успеш-
но преодолеют труднюети, стоящие нз
пути их роста. —

Посланцы Советекой Эетонии при-

были в столицу, чтобы отчитаться в
проделанной работе, продемонетриро-
вать CBOH достижения, уелышать
принципиальную критику и получить
дружеские советы.
‚ Мы прибыли в Москву yma тото,
чтобы сказать советскому = народу,
большевистской партии и товарищу
И. В. Сталину;

— Спасибо за все. что сделано для
	расцвета культуры Советекой эЭето-
		НИИ
	Танс ЗСЪЕРЕХТ,

лауреат Сталанской премни.

°

зранди, P. Парве, Ф. Котта, Р. Сирге,
все больше черпают темы своих иро-
изведений из жизни. С каждым годом
все новые и новые силы влизаются
‚в литературу детонни. В прошлом го-
AY На организованный республикан-
‘е5ой газетой «Рахва хяаль» («Голов
народа») конкурс на короткий pac-
сказ было прислав 500  произведе-
ний. Большюе место в творчестве нё-
ших писателей занимает работа над
переводами произвежений классиков
русской литературы.

Эначительных успехов добилась
эстонская драматургия, движению
вперед которой тщетно пытались вос-
препятствовать буржуазные национа-
листы. Боевая идейная направлен-
ность, непримиримая борьба нового
с0 старым, борьба с аполитичноетью
— вот что отличает вроизведения на-
ших драматургов ив первую очередь
творчество велушего писателя Эето-
нии Аугуста Якобсона. Написанные
на богатом фактическом материале,
почеринутом из жизни эстонского на-
рода, пьесы А. Якобсона «Жизнь в
цитадели», «Борьба без линии фрон-
ла», «Два лагеря» стали поероко по-
пулярными и любимыми, потому что
они посвящены проблемам, волную-
щим миллионы людей.

Новые темы, похсказанные самой
жизнью, находят отражение в льесах
эстонских драматургов. Въинелшая в
конце прошлого года’ пьеса А. Якоб-
сона «Наша жизнь» ‘говорит о клае-
совой борьбе в эстонекой херевне в
период коллективизации. А закончен-
ная им совсем недавно пьеса «Строи-
тели», рассказывающая о воестанов-
лении одного из портов, вылвигает
новую для эстонекой драматургии те-
му — тему борьбы за наи социали-
стический стиль в работе.

Значительны работы А. Хинта
«Шхуна татараннаских рыбаков»
и «Куда идешь, товарищ директор? ».
Прекраено зная жизнь и труд эетон-
ских рыбаков, драматург в первой
пьесе сумел правдиво рассказать о их
самоотверженной работе по восстанов-
лению рыболовецрто хозяйства.

Эстонская драматургия начала раз-
виваться лишь в самом конце Отече-
ственной войны. За/ короткий срок она
достигла весьма значительных успе-
хов. Отрадно, что новые пьесы пингут
й молодые, ранее неизвестные авто-
ры. Только в конкурее на лучшую
пьесу для малой сцены приняло уча-
стие свыше 100 человек. Ежемесячно
журнал «Сталинская молодежь» пе-
чатает короткие пьесы молодых авто-
ров.

Расцвела за эти; годы, и. музыкаль-
ная культура Эстонии. Hawn вомпо-
	эзоравствуй, столица!
	Тийт КУУЗИК,
	заслуженный артист Эстонской ССР
лауреат Сталинской премии.
		Сегодня в Москве открываетея де-
када эстонской литературы. Dra де-
када подведет ‘итоги развиния литерз-
туры и искусства молодой советекой
республики, которая через два меся-
ца празднует евое десятилетие.

Десять лет — исторически корот-
кий срок. Но кзкие поистине изуми-
тельные преобразования произопиви
34 это время на земле эстов! Мо-
лодая советская социалистическая
республика добилась огромных уете-  .
хов в развитии индустрии, в социа-
листическом переустройстве сельско-
го хозяйства; в культурном строи-
тельстве. И, что особенно важно, ко-
ренные изменения произошли в
сознании эстонцев. ставших CBOOOT-
	ными тружениками, стреящими ©в9е
	счастье. Нод руководетвом  больше-
вистской партии, при повезлневной
помощи бралеких народов и в пер-
вую очередь великото русского наро-
да народ Эстонии оформилея в со-
циалистичеекую нацию, обладающую
новыми духовными качествами, н0-
выми культурными ценностями.
Проведение декады эетонской лите-
ратуры в столице Советского Союза—
знаменательное событие, —оно свиде-
тельствует о росте культуры Совет-
ской дстонии. Наши проззики, поэты,
драматурги, деятели театра, кино,
музыки, ветав на единственно пра-
вильный путь — путь сопиалиети-
ческого реализма, смело двинули вие-
ред культуру некогда отсталой Jers.
нии. Этому в огромной степени епо-
	  собетвовали: известные решения JiR
	Bi. (6) по идеологическим опросам.
‚  Отромно и благотворно влияние
‚  русекой классической и современной
‚  советской литературы на творчество
эстонских прозаиков, поэтов, драмз-
тургов: Нушкин и Гоголь, Толетой и
	Тургенев, Горький и. Маяковекий —
	BOT чьи произвеления стали образпа-.
	ми, с которых брались и оерутея при-
меры литераторами Эетонии. На своем
родном языке эстонцы читают «Мерт-
вые души», «Ревизор»,  «Ройну и
мир». На сценах своих театров народ
Эстонии видит «Дес», «Правла хоро-
	m0, а счастье лучше», «Без вины
виноватые», «Васса  делезнова»,
«Зыковых».
	Й сегодня наша литература, созрев-
mas за 10 лет своболной жизни Эето-
нии в братокой семье советеких mapo-

дов, набтелько возмужала, настольвэ
	окрепла, что способна помогать наро-
ду глубже оценить великие переменьг.

Центральной фигурой эстонской
литературы и, в частности, драматур-
гии, ярляется еоветекий гражданин,
настоящий патриот своей Родины, са-
мозабвенно трудящийся на блато со-
циалистической Отчизны, строящий
светлое здание  коммуниетическото
общества. Эстонекме писатели, в пер-
вую очередь 0. Тооминг, 9. Мянник,
10. Шмуул, П. Румм, М. Рауд, Д. Ва-
	Итак, мы в столице наптей Роди-
ны. С волнением вступили на мо-
сковскую землю посланцы молодой
Советской Эстонской республики. И
каждый из нае, деятелей литературы
й искусства, хочет от всето сердца
низко поклониться древней, но веч-
но молодей Москве, великому тороду,
где живет наш мудрый отец Сталин.

Здравствуй, Москва, — город
немеркнущей славы, город, откуда
рубнновые звезды Кремля озаряют
путь человечества к свободе, счастью
и прогрессу!

Большой и радостный  поазлник
сейчас на землях Советекой Эстонии.
Мой народ готовитея отметить в ию-
ле историческую дату — 10-летие
в преллверьи этой даты натод IcTo-
нии послал нае в столицу Советско-
го Союза, чтобы злесь, в Москве, про-
демонстрировать все, чего достигла
культура мололой республики за 10
лет своего существования,

Мы рады познакомить москвичей
‹ первыми успехами эстонской совет-
ской литературы и искусства, твер-
до ставших-на путь соцналистиче-
ского реализма.

Искуество Эетонии будут  пред-
ставлять на, декаде три молодых
твотческих коллектива:  0б’единен-
ный хор республиканского ралиоко-
митета, Ансамбль народных танцев
Государственной филармонии и 907-
кестр наролных инструментов.
	искусств при Совете Министров
				Драматургия составляет основу те-
атрального искусства. Вопрос о ре-
пертуаре имеет для наших театров
решающее, первостепенное значение.
Только распелагая  полноненнымн
пъесами, правдиво отражающими cy-
щественные явления в жизни социа-
листического общества, театр может
оправдать свое высокое назначение
ЗЕТИВНОГО борца 3a коммуниетиче-
ское воспитание народа.

Творческий опыт еоветекого теат-
ра наглядно подтверждает, что его
успехи непосредственным образом
связаны с современной драматургией.
На лучших произведениях советских
драматургов, затрагивающих значи-
тельные темы современности. вырос и
окреп наш театр, определилиеь н0-
вые качества в творчестве его актё-
ров и режиссеров.

Воммунистическая партия, товарищ
Сталин проявляют постоянную 3за-
Gory o расцвете социалистической
культуры, о развитии искусетва со-
циалистического реализма, В поста-
новлении ЦВ ВЕН(б) «О репертуаре
драматических театров и мерах по
его улучшению», принятом в 1946
году, с исчерпывающей полнотой и
ясностью определена важнейшая за-
дача театрального искусства — с03-
дать яркие, полноценные в хуложе-
ственном отношении произведения о
жизни советского oomec TBA, о совет-
ском человеке.

Приило более трех лет после. опуб-
ликования этого постановления, про-
шли годы большой и напряженной
творческой работы. Советская драма-
тургия за это время обогатялаеь про-
извежениями, улостоенными  веена-
родного признания. В нынешнем. се-
зоне многие театры ‘нашей страны
показали лучшие новые пьесы совет-
ских драматургов: «Незабываемый
1919-й» Ве. Вишневского, «А. хочу
домой» и «Илья Головин» С. Михал-
кова, «Чужая тень» К. Симонова,
«Голос Америки» Б. Лаврензва и дру:
rue. :

Советекая пъеса занимает тепель в
	репертуаре нееравчимо большее ме-
	сто. Не случайно поэтому р03рос ин-
терее зрителей к театру. Особым вни-
мачием и любовью трудящихея стали
пользоваться те театры, которые су-
мели созлать значительные спектакли
на современные темы. Характерен в
этом отношении пример балининеко-
го театра — одного из передовых ме-
стных тезтров, о котором рассказы-
вается в CerosHALIHe номере «Прав-
р реа

сторону современноети пред являет
высокие требования Е нашим драма-
тургам. Нельзя миритьея е тем; что
на советскую сцену все еще прони-
кают поерелотвенные произвеления,
	He представляющие  сколько-нибуль
	значительной ценности в. идейно-ху-
хожеетвенном отношении. Достаточно
назвать такие пьесы, как «Положе-
ние обязывает» А. Галича и Г. Мун-
блита, «В окнах горит свет» Л. Агра-
новича, -  «TpH эпроверженияя
М. Слободекоо и В. Дыховичного.
Авторы подобных пьес забывают 0
своей ответственности перед зрите-
лем, рассчитывая на то, что’ важная
современная тема сама по себе мо-
жет оправдать появление на сцене
елабой и поверхностной, наепех на-
пиеанной пьесы. Как бы значитРльна
ни была избранная драматургом те-
ма, она не спасет плохую пьесу. не
оправлает ее литературных недо-
статков.

Вместо того, чтобы решительно от-
вергать елабые пьесы, иные тгатры
не только принимают их к постанов-
ке; но и весьма настойчиво популя-
ризируют 60 сцены, не считаяеь <
возросшим культурным уровнем 69-
ветского зрителя. Показательно, что
именно по настойчивому требованию
зрителей с репертуара Тульского дра-
матического театра была снята не-
полноценная пьеса «Уснех» Е. Мин-
на и А. Мчычковского.

Некоторые театры ограничились
формальной перестройкой евоего ре-
пертуара. На их афинах значится
немало хороших советских пьес. Но
их показывают редко, вытосняя . со
спены менее важными произвеления-
ми. Так, например, Московский театр
храмы усиленно  пропатандирует
только одну пьесу—«Лели и джентль-
мены». В течение сезона она была
показана уже более пятидесяти раз.
Театр имени Моссовета также мало
дорожит своими лучшими поетанов-
ками, сосрелоточив все внимание на
отном спектакле — «Опаечый пере-
кресток». Эта пьеса, не отличающая-
ся никакими особыми достоинствами,
		получила в тезтре наибольшее чиело
представлений. Нетребовательное от-
	ношение Е

penepryapy

Хазактерно

Hi
	для драматических тезтров Ростова,
Гродно, Орла.
Такая практика имеет место там,
где по-настоящему He развернута
критика и самокритика, где партий-
ные организации тезтров не проявля-
ют’ большевистской настойчивости в
борьбе за разрешение задач, поетав-
	ленных партией перед ни
‘искусством.
	На страницах многих местных га-
зет крайне редко появляотея рецен-
зии и серьезные ‘критические статьи,
посвященные творческой деятельно-
CTH Театров, отзывы зрителей о но-
вых пьесах и-епектаклях. Мало но-
могают развитию драматургии «Лите-
ратурная газета», газета «Совелекое
искусство» и журнал «Театр». На их
страницах редко. . затрагиваются
сколько-нибудь значительные проб-
лемы нашей драматургии, вопровы
теории, эстетики советской драмы.
Творческий опыт советских драма-
тургов остается  неизученным, не-
обобщенным.

Союз советских писателей и Коми-
тет по делам искусств несут прямую
ответственность за состояние репер-
тузоа советского театра. В этом важ-
нейшем деле нельзя полататься толь-
ко на одну комиссию по драматургии
Союза писателей, которая к тому же
до последнего времени работаль не-
удовлетверительно, не_ сумела. сило-
тить творческие силы драматургов.

Советская драматургия в долгу пе-
ред народом. Y нае недостаточно
Uhec, посвященных трудовым булням
	замечательных советских людей —
	активных строителей коммунизма.
	Творческая созидательная деятель-
	ность нашего народа, направленная
на преобразование жизни BO HMA
ечастья человечества, — вот идеал
прекраспото для советского лрама-
турга. Его прямой долг и обязанность
— воепеть и прославить героический
	труд советеких люлей. Искусетво еше
	не знало более возвышенной и вдох-
новляющей темы для художественно-
го творчества. Пафоеом коммунисти-
ческого созидания должна быть оду-
хотворена советская драматургия.
Театр ждет от писателей нолно-
ценных пьес, разнообразных но жан-
рам, правдиво рассказывающих о
жизни и борьбе советских людей. Но
включение в репертуар хорыней пье-
сы еще не решает веего. Хоронгую

дать ‘поллинно хулежественное про:

извеление. сценического изкуеетва.
Олнако не все театры © необходимой
настойчивостью лхобиваются повъние=
ния качества спектакля на coBpe-
менную тему. — Советекая пьеса
	менную тему. Советская пьеса
получает ‘иногда’ бледное  ецениче-
	ское. воплощение, лишенное вдод-
новения, глубокого и волнующего
илейного замысла, яркой и вы-
разительной формы. Безразлично-
ремесленническое, холодное отно-
шение & творчеству совершенно не-
допустимо в советском театре. Спек-
Такль должен увлекать и гФадовать,
волновать и заинтересовывать, в0<-
питывать и вдохновлять советского
зрителя. Надо стремитьея к TOMY,
чтобы каждый новый спектакль был
убедительным свидетельством роета
и совершенетвования мастерства на-
ших актеров и режиссеров.

Полноценный репертуар советеко-
го театра немыслим без хороших
постановок вылающихея произведе-
ний русекой и  западноевропейской
классической драматургии. Уснеш-
ные постановки  пьее Грибоедова.
Гоголя, Островского, Чехова, Горько-
го, Шекепира, Мольера неизменно
вызывают больнюй интерес зрителей.
Поэтому достойно осуждения увлече-
ние некоторых театров постаневками
псевдоклассических пьес, елинствен-
ная цель которых — пустое развле-
чение зрителя.

Haw народ любит и ценит свой те-
атр. Он требует от драматургов, ак-
теров и режиссеров работать еще
лучше, еще больше, чтобы суметь
своим творчеством удовлетвопить не-
престанно растущие культурные за-
прэсы советского зрителя — самого
передового, самого требовательного.

Повышение качества . репертуара
траматических театров — важней-
шая задача театрального искусства.
Советский театр вместе < нашей ли-
тературой, со всем советеким искус-
ством должен оправдывать свое вы-
соков назначение — служить вели-
кому лелу Ленина — Сталина, делу
	вОММУНИЗМа.
(«Правда», 21 мая 1950 г.).
		fo.
	AVA
ев
	Tey
La
AT
B=
	‘LT
	 e

[00
	Тепло встретила Москва посланцев Советской Эстонии, прибывших
г столину для участия в открызающейся сегодня в Колонном зале
Дома союзов декаде эстонской литературы, посвященной десяти-
летию вступления Эстонии в братскую семью. советских респуб-
лик. Ha МЛенинградском вокзале. гостей встречали поедстави-
	тели общественности столицы во главе с заместителем генерального
секретаря Союза советских писателей СССР Н. Тяхоновым. На фото

гости на

градском вокзале.
	Последней премьерой текущего сезона в филиале Большюго театра
Союза ССР пойдет давно не шедшая в Москве опера Моцарта «Дон-
Жуан». Дирижер В. Небольсин. Постановщик Т. Шарашидзе. Деко-
рации художника Л. Силич. На фото: сцена из оперы «Дон-Жуан».
Церлина — И. Масленникова, Дон-Жуан — И. Бурлак.

Фото Евг. Игнатович.
	20 мая состоялось открытие Зеленого театра в Шентральном парке
культуры и отдыха им. Горького. В день открытия на сцене Зеленого
театра выступил Государственный ансамбль танца СССР под руко-
водством И. Моисеева. На’фотоа: артисты аясамбля исполняют укра-
	инский гопак.
	ve

скому зрителю прибутвитий на, декалу
Ансамбль народных танцев Госулар-
ственной республиканекой филзрмо-
нии под руководством балетмейстера
заслуженного артист» ЭССР `Улло
Тооми.

Хор и ансамбль танца булут вы-
ступать в сопровождении  юркестра
народных инструментов под руковод-
ством Лео Тауте.

В концертах декалы примет также
участие группа солистор Государст-
венного театра оперы и балета
«Эстония». Уже тот факт, что кол-
лектив оперного театра улостоилея
	чести показать юВое искусство Ва
	московской сцене, очень 9 многом го-
ворит. Ведь оперный театр «Эсто-
ния» поеле реорганизации фактиче-
ски. существует веего лишь один год.
Сеголня ва сцене театра «Эетония»
	млут шелевры оперного и балетно-
	го искуюетва — произведения рус-
ских классиков, & также сочинения
эстонекмх композиторов.

С вполне понятным волнением го-.
товимея мы в встрече с взыека-

TCIBHEIM, HO справедливым MOCKOB-
ским зрителем.

Мы серлечно благоларим за посте-
приимство, щедрое московское госте-
прииметво, которое мы уже испыта-.
ли на себе в первые тни нашего пре-
бывания в столице. Й от всей души.
мы говорим:

— Зараветвуй, етолица, зядрав-
ствуйте, лоротие друзья москвичи!
	Новые песни эетонских ROMTIOSH-
торов москвичи услышат. в NCTM
нении 0б’единенного хора. радиоко-
митета под руководетвом заслужен-
ного артиста Эстонской CCP Юри
Варисте. Его участниками являютея
рабочие; крестьяне, служащие —
любители хорового пения. Молодой
хововой коллектив за короткое время
снискал большую популярность в
республике.
		Ты, Эстония, свободна,
Ты’в борьбе закалена,
Расцвела в семье народов
Прибалтийская страна!
	— так поется в наротной песне
«Труд и борьба», музыку которой
напиевал Эутен Вани.

Благоларность нашего народа
большевистской партии. советекому
правительству, великому Сталину
выражена и в других песнях: «При-
вет Москве» Виллема Капна и «Чееня
о Сталине» лауреата Сталинской пре-
мии Густава Эрнесакоа. которые наи
хор исполнит в концертах декады.

Эстонцы издавна любят танцы. И
каких достижений добилась  хорео-
трафическая культура Советской
Эстонии, продемонстрируее MUCKOB-
	Московский цирк показал новую программу. В представлении пои-
	нимает участие старшее и молодое поколение артистов цирка. Боль-
	шим успехом у зрителей пользуется выступление уже знакомого мос-
квичам медвежьего цирка артиста В. Филатова. На фото: дрессиров-
щик В. Филатов показывает новый аттракцион  «Медведь-мото-
циклист».
Фото Я. Великжанина. (ТАСС).
	y P EA T bh

CT A WNW HH C K HX

WTP cE M

И
	М. Г. МАНИЗЕР,
	скульптор. Премия присуждена за cos
дание памятника И. П. Павлову в
р. Рязани.
	Д. П. ШВАРЦ,

скульятор. Премия присуждена за Уча-
стие в создании скульптурных барелье-
dos «В. И, Ленин и И. В. Сталин —
основатели и руководители Советского
государства»,
	С. И. ДУДНИК, fo. П.. КУГАЧ, К. М. МАКОСИШМУБ, Ю. Be ER RMSE SIREN NY DY, BP, 91. LVRS ЛЕХ SEN REPRE AER,

хуложвик. художник. художник. художник. художник. Премия присуждена за соз-
дание картины «Вожатая».

В. fi. ЕФАНОВ,
хуложник.

Премия присуждена ва созданве картины «Передовые люди Москвы в Кремле» и за серию портретов «Знатные люди Москвы».